Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕД"-"МЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕД"-"МЕН")

Медаль

МЕДА́ЛЬ - металлич. монетообразный знак, как правило, с двусторонним изображением, чаще всего круглый. Развился в эпоху Возрождения (Италия, 14 в.) из памятных монет, в отличие от к-рых не имеет функции платежного ср-ва. Первоначально М. была памятным знаком. В 17 в. швед. королем Густавом Адольфом введена как наградной знак для офицеров, в России в этом качестве впервые учреждена царевной Софьей Алексеевной. В отличие от ордена, знак к-рого отмечает принадлежность к избранному сообществу его кавалеров, М. есть наградной знак, сохраняющий первонач. значение закрепления памяти о событии. Поэтому часто М. совмещают функции памятного и наградного знака, что немыслимо для орденов, - напр., юбилейные М., М. за участие в определенной кампании или определенном сражении и т. п. Таковы рус. М. за первую победу на море (взятие с лодок на абордаж 2-х шведских кораблей - "Небываемое бывает"), за Чесменский бой (с изображением горящего турец. флота и надписью "Был"), многие сов. М. (за взятие Будапешта, Кенигсберга, Вены и др., за освоение целинных земель и т. д.). Первоначально М. выпускались частными лицами, обществами, в 18 в. их чеканка была везде монополизирована гос-вом, но в 20 в. вновь распространились негосуд. М. По способу изготовления различаются литые, чеканенные и гравированные М. На аверсе М. обычно помещается изображение лица или события, к-рому посвящена М., иногда с девизом; на реверсе - символические, эмблематич., аллегорич. или геральдич. композиции. Памятные М. - портретные, с видами городов, сражений, в честь ист. событий или выдающ. деятелей - обычно вручаются участникам отмечаемого М. события или празднества в память этого события. Наградные М. - это гос. М. за заслуги на военном и гражд. поприще, гос. и академич. (золотые и серебряные) М. от ученых, лит-ных, худож. сообществ (напр., академий) за науч. и др. достижения - напр., академич. М. им. М. В. Ломоносова, И. И. Мечникова и мн. др. М. вручаются также вместе с присуждением премий (М. лауреата, напр., М. Нобелевской премии). Победители в спортивных и худож. соревнованиях, занявшие три первых места, получают золотые, серебряные и бронзовые М. Золотые и серебряные М. вручаются выпускникам школ за особые успехи. В большинстве случаев для массового награждения золотые М. выполняются не из золота, а из иных металлов.

Лит.: Смирнов В. П. Описание русских медалей. СПб., 1908; Советская мемориальная медаль: [Альбом] / Авт. текста А. В. Шатэн. М., 1970.

Медальерное Искусство

МЕДАЛЬЕ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО - вид пластич. иск-ва, изготовление медалей и монет. Хар-ными чертами М. И. являются устойчивость иконографии и композиц. приемов, связ. с необходимостью разместить изображение в стандартной форме (в осн. в круге); поиск предельно лаконичных и ясных решений, облегчающих восприятие смысла изображения; шир. применение эмблем и символов. Осн. мат-л М. И. - металлы (золото, серебро, медь), прочность и мягкость к-рых позволяют добиться четкости мелких изображений. М. И. возникает в 8-7 вв. до н. э. в Греции и на Бл. Востоке и подчиняется закономерностям стилевого развития остальных пластич. иск-в. На Руси монеты изв. с 10 в., медали - с кон. 17 - нач. 18 в.

Медальон

МЕДАЛЬО́Н (франц. medaillon) - 1) Особ. красивые греч. и рим. монеты, использовавшиеся как украшения.

2) Ювелирные украшения, как правило, в виде круглой или овальной коробочки, служащие для хранения портрета или к.-л. реликвии.

3) Изобразит. или орнамент. композиция в овальном или круглом обрамлении.

4) Особ. кр. портретная медаль, напр., на памятниках.

5) М. солдатский - индивид. знак военнослужащего, предназнач. для опознания личности убитого или раненого, находящегося в бессознательном состоянии. В Кр. армии М. введен приказом наркома обороны № 138 от 15 марта 1941. В стреляную гильзу или спец. футляр помещались два идентичных пергаментных вкладыша со сведениями на владельца М. При обнаружении погибшего один из вкладышей изымался из М. и высылался в Отд. по учету потерь рядового и сержантского состава и пенсионному обеспечению их семей. Др. вкладыш оставался в М. на тот случай, если возникнет необходимость опознания трупа при перезахоронении. Вскоре после обеспечения личного состава красноармейскими книжками М. приказом наркома обороны № 376 от 17 нояб. 1942 были неоправданно отменены, что явилось одной из причин неудовлетворит. учета потерь личного состава. Родственники ок. 2 млн солдат получили похоронки только через 2 года после войны, в десятках тыс. извещений значилось: "Пропал без вести".

Медальон серебряный. Суздаль. 12-13 вв.

Медальон серебряный. Суздаль. 12-13 вв.

Медведева Над. Мих.

МЕДВЕ́ДЕВА (Гайдукова) Над. Мих. (1832-99) - драм. актриса Училась в балетном и драм. кл. Моск. театр. уч-ща. В 1849-50 играет в водевилях и комедиях, особенно успешно - в мелодраме. Влияние мелодрамы - повыш. чувствительность и подчеркнутая эффектность - будут ощущаться и позднее, когда М. будет выступать в драм. и характерных ролях. В 1851-53 - в Одесс. т-ре, после чего возвращается в Малый т-р. Творч. индивидуальность М. формировалась в русле поисков М. Щепкина, актриса привлекала публику жанр. реализмом, типичностью и естественностью исполнения, точным бытовым. рисунком и юмором. Первая исполнительница мн. ролей в пьесах А. Островского (Домна - "Не так живи, как хочется", Снафидина - "Не от мира сего", Сосипатра - "Красавец-мужчина", Гурмыжская - "Лес", Мурзавецкая - "Волки и овцы", Турусина - "На всякого мудреца довольно простоты", Огудалова - "Бесприданница"). Др. роли: Софья и Хлестова - "Горе от ума" А. Грибоедова, Агнесса - "Школа женщин", Эльмира - "Тартюф" Ж. Б. Мольера, Корделия - "Король Лир", Порция - "Венецианский купец" Шекспира, Елизавета - "Дон Карлос" Ф. Шиллера, Орсини - "Эмилия Галотти" Г. Э. Лессинга, Эсфирь - "Уриель Акоста" К. Гуцкова, Леонтина - "Актриса" О. Анисе-Буржуа и Т. Баррьера, Мария - "Бедная Мария, или Брат и сестра" Ж. Ф. Лукруа и Анисе-Буржуа, Маритана - "Испанский дворянин" Ф.-Ф. Думануара и А.-Ф. Деннери.

"Медведи"

"МЕДВЕ́ДИ" - См. Колокольчики.

Медведь Ал-др Вас.

МЕДВЕ́ДЬ Ал-др Вас. (род. 1937) - борец, з. м. с. СССР (1963), засл. деятель физ. культуры БССР (1969), преподаватель (доц. Минского радиотехн. ин-та). Окончил Белорус. гос. ин-т физ. культуры (1962). Олимп. чемпион в полутяж. весе (1964), тяж. весе (1968, 1972), по вольной борьбе. Чемп. мира 1962-63, 1966-67, 1969-71, Европы 1966, 1968, 1972, СССР 1961-63, 1966-70. Единств. борец, завоевавший титул олимп. чемпиона на трех играх. Награжден орд. Ленина, Трудового Кр. Знамени, "Знак Почета".

Медицина народная

МЕДИЦИ́НА НАРО́ДНАЯ - совокупность традиц. способов сохранения здоровья и лечения болезней, включающая разностадиальные представления, магич. практику, эмпирич. знания и приемы. У русских она не оформилась как систематизированная отрасль нар. знаний в отл. от др. традиций (индо-тибетской, китайской и др.). Представления о строении и жизнедеятельности человеч. организма, о здоровье и болезнях, их причинах содержатся в леч. и профилактич. обрядах и заговорах, верованиях, разл. приемах лечения болезней и сохранения здоровья. Человек осмысляется как элемент космобиолог. мира. Нек-рые части и органы человеч. тела наделяются особой значимостью, поскольку им приписывается высокая концентрация жизнен. силы. Так, по представлениям русских, ведущая роль в жизнедеятельности человеч. организма принадлежит крови. Здоровье является показателем гармонических отношений человека и окружающего мира; его можно получить от природы, стихий (растительности, земли и т. д.) и сохранять, если не нарушать связанных с ними запретов. Болезни наступают вследствие нарушения этих запретов, в рез. вторжения или деятельности природных сил (болезни, имеющие зооморфный облик, и др.) или сверхъестеств. существ (миф. персонажей: Полуночницы, домового, огненного змея и др.) или вследствие злой воли людей, связанных с иным миром и обладающих сверхъестеств. способностями (колдунов и др.). Носителем "тайных" знаний, связанных с нар. медициной, является знахарь, роль к-рого заключается в восстановлении нарушенных связей междчеловеком и природой/космосом, изгнании болезней из мира людей. В разл. способах М. Н. - лечении заговорами, употреблении средств растит., животного, человеч. происхождения, применении хирургич. приемов, родовспоможении, применении средств физич. воздействия (воды, тепла и др.), гигиены и косметики и др. - рациональные элементы неотделимы от магических (напр., кровопускание наряду с рациональными целями - понижение кровяного давления - имело также "очистительный" характер: изгнание болезни из тела человека); причем главенствующая роль в М. Н. принадлежит магии.

Лит.: Попов Г. Рус. нар.-бытовая медицина. СПб., 1903; Торен М. Д. Рус. нар. медицина 19 - нач. 20 в. Л., 1982.

Медников Ник. Ал-др.

МЕ́ДНИКОВ Ник. Ал-др. (1855-1918) - первый рус. арабист-историк и источниковед. В 1887 окончил ф-т вост. языков СПб. ун-та, в 1890 приват-доц., в 1903 - ординарный проф.; активный деятель Правосл. Палестинского об-ва. Гл. труд - 4-томный свод перв. сведений арабских авторов о Палестине 7-11 вв. с обширным и глубоким источниковедч. анализом (Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. Т. 1-4. СПб., 1897-1902) явился подлинным событием в арабистике и до сих пор не утратил значения. М. принадлежит также неск. уч. пособий.

Лит.: В. В. Бартольд. Соч. [В 9-ти т.]. М., 1963-77. Т. 4. С. 320-341.

Медные духовые инструменты

МЕ́ДНЫЕ ДУХОВЫ́Е ИНСТРУМЕ́НТЫ - духовые инструменты, у к-рых высота звука регулируется прежде всего напряжением губ исполнителя, упирающихся в мундштук с чашеобразным углублением. Меняя напряжение губ (амбушюр), музыкант заставляет звучать (выделяет) один из звуков натурального звукоряда, основной тон к-рого определяется длиной трубки инструмента. При этом сам основной тон извлечь либо невозможно, либо он имеет неудовлетворит. звуковое качество (исключение - тромбон), однако именно на его основе строится основной звукоряд инструмента. До 19 в. возможности М. Д. И. ограничивались звуками натурального ряда, поэтому такие инструменты назывались натуральными. В музыке их возможности ограничивались фразами фанфарного характера или ритмич. педалями.

Первым, кто начал применять М. Д. И. в качестве мелодич. инструментов, был Р. Вагнер. В рус. музыке полностью раскрыл возможности М. Д. И. П. И. Чайковский.

Тембр М. Д. И. зависит от формы инструмента, мензуры (отношение диаметра трубки к ее длине), формы сечения канала трубки (цилиндрич., или конич., или обычно их комбинации). Инструменты, имеющие длинные прямые отрезки трубки, звучат ярко и мощно (напр., трубы, тромбоны), инструменты с округлой формой - более певуче (напр., туба). У широкомензурных инструментов диапазон меньше, им легче брать низкие звуки (напр., саксгорн альт), у узкомензурных диапазон больше, им удобнее играть в среднем и даже умеренно верхнем регистре. Тембр инструмента может быть сильно изменен применением различных сурдин (приспособлений закрывающих раструб инструмента и искажающих звук).

Из большого кол-ва разнообразных М. Д. И. в настоящее время наиболее употребит. трубы, корнеты, валторны, тромбоны, басовая туба. В духовых оркестрах употребляются инструменты семейства саксгорнов - альт, тенор, баритон. Группа М. Д. И. входит в состав симфонич., эстрадного, духового оркестров, обеспечивая прежде всего яркость и силу звучания. Вследствие прогресса в технике игры, особенно значит. в 20 в., большинство М. Д. И. приобрело виртуозные возможности, благодаря чему они стали полноценными сольными инструментами.

"Медный всадник"

"МЕ́ДНЫЙ ВСА́ДНИК" - пушкинское назв. памятника Петру I в СПб. После опубликования одноим. поэмы стало общераспространенным. Памятник - первый конный монумент в России - открыт в 1782. Его создатели - скульпторы Э. Фальконе, М.-А. Колло, Ф. Гордеев, арх. Ю. М. Фельтен. Представляет собой бронзовую фигуру Петра I - античного полководца - на вздыбленном коне, топчущем змею. Постамент - гранитная скала (весом 1600 т), напоминающая очертаниями большую волну. М. В. является одной из эмблем СПб., увертюра Р. М. Глиэра к одноим. балету приобрела популярность как "Гимн Великому городу".

Медный всадник. Памятник Петру I. Санкт-Петербург

Медный всадник. Памятник Петру I. Санкт-Петербург

Межа

МЕЖА́ - граница между полями. Как и др. границы, М. считалась опасным местом. В нар. представлениях М. - место обитания полевиков или их детей - межевичков и луговичков, к-рые бегают по М. и ловят птиц для родителей (т. е. умерших). Особенно опасно заснуть на М. - полевик или межевик непременно задушат спящего. Но самое опасное сочетание - оказаться на М. в полдень. В это время на М. появляется полудница, к-рая утаскивает человека с собой. М. - место наказания преступников. На М. также секли детей ("чтобы лучше запомнили").

Междометия

МЕЖДОМЕ́ТИЯ - класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного и грамматически неоформленного выражения эмоций и волеизъявлений. М. занимают изолированное положение в системе частей речи. В отличие от служ. частей речи, они не участвуют в выражении отношений между словами и предложениями, а от знаменат. слов отличаются отсутствием номинативного значения (напр. увы! выражает чувство сожаления, не являясь его назв.). По функционально-семант. особенностям М. подразделяются на неск. групп: 1) эмоциональные М., выражающие разл. положит. или отрицат. эмоции (восхищение, возмущение, удивление, раздражение, испуг) либо общее состояние возбуждения: ай-ай-ай, ах, вот тебе раз, ну и ну, ого; 2) волеизъявительные М., выражающие призывы к выполнению или прекращению действия, требования тишины или внимания и т. п.: алло, ау, валяй, взяли, марш, тс; 3) вокативные М., близкие к волеизъявительным, но обращенные к животным: брысь, кис-кис, кыш, тпру; 4) этикетные М., представляющие собой закрепленные формулы приветствия, благодарности, прощения: здравствуйте, спасибо, до свидания, пока. По составу и образованию М. делятся на непроизводные (первообразные) и производные (непервообразные). Непроизводные М. (ай, ах, брысь, ух, фу) не соотносятся со словами знаменат. частей речи. Нек-рые из них содержат редкие или нехарактерные для фонет. системы рус. яз. звуки и их сочетания: ага, брр, гм, кыш, тьфу, чш; они могут удваиваться и утраиваться: ай-ай-ай, ей-ей, ого-го. Их происхождение связывается с рефлекторными эмоцион. выкриками и восклицаниями. Производные М. могут соотноситься с существительными (боже, господи, черт): с глаголами (подумаешь, будет тебе, постой), с наречиями и служ. частями речи (вон!, прочь, однако же). Среди производных М. много устойч. сочетаний и фразеологизмов: вот это да, что за черт, то-то и оно, ну и ну. М., как правило, синтаксически не связаны с др. словами и не являются чл. предложения. Они могут выполнять функцию эквивалента предложения: Ай-ай-ай!; Караул!; входить в состав фразеологизированных структур: Ай да герой!; свободно вводиться в предложение, обычно открывая его: Ох, беда! Вместе с тем нек-рые эмоциональные М. способны выступать в функции сказуемого, если вместо назв. признака выражается вызываемое им впечатление: Характер у нее ой-ой-ой. Кроме того, возлеизъявительные М., приобретая в силу их близости к повелит. наклонению нек-рые глагольные свойства, могут подчинять себе зависимые слова: марш домой; айда на речку. К М. в нек-рых отношениях близки глагольные М. и звукоподражания.

Лит.: Германович А. И. Междометия рус. языка. Киев, 1966.

Межень

МЕЖЕ́НЬ - середина к.-л. отрезка времени или расстояния. Термин дает широкий спектр значений в разл. диалектах: полдень; летняя жара; равноденствие; уровень воды в реке или оз. после весеннего половодья и до засухи (т. е. ср. уровень); меженное время - теплое и сухое безветреное время в сер. лета.

Межиров Ал-др Петр.

МЕ́ЖИРОВ Ал-др Петр. (род. 1923) - поэт. Род. в Москве в семье служащих. 18 лет ушел на фронт, участник обороны Ленинграда. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1948), где занимался в поэтич. семинаре П. Антокольского. Первая кн. стихов - "Дорога далека" (1947); сборник подвергся нападкам критики из-за "слишком личного" подхода автора к теме войны, которой он посвящен. М. "не в силах разорвать с войной" и позже, в сб. "Возвращение" (1955), "Ветровое стекло" (1961), "Прощение со снегом" (1964), "Ладожский лед" (1965) и др. Широкой известностью пользовалось патетическое стих. М. "Коммунисты, вперед!" Мирная лирика М. (сб. "Подкова", 1967; "Тишайший снегопад", 1974; "Очертанья вещей", 1977; "Проза в стихах", 1982; "Тысяча мелочей", 1984 и др.) отмечена стремлением увидеть в обыденном поэзию, философски осмыслить жизнь с ее страданиями и несправедливостью, современную цивилизацию с ее бездуховностью и унифицированностью. М. известен как переводчик литов. и груз. поэтов.

А. П. Межиров

А. П. Межиров

Межов Влад. Измаилович

МЕЖО́В Влад. Измаилович (1830-94) - библиограф. Род. в Саратовской губ., в семье штабс-лекаря. Воспитание и образование получил в Гатчинском сиротском ин-те (1840-50). С 1851 работал в Имп. Публ. б-ке пом. библиотекаря, затем регистратором. После выхода в отставку (1866) существовал исключит. на библ. заработок. Автор библиогр. тр.: "Рус. ист. библиография", "Литература рус. географии, этнографии и статистики", "Сибирская библиография", "Туркестанский сб.". Использовал в своих тр. ряд интересных методич. приемов (предметные вспомогат. указатели, ссылки на рецензии и критич. материалы). Работы М. не лишены ряда недочетов: неточности в библиогр. описаниях, ошибки в систематизации, б. или м. значит. пропуски в учете материалов. Несмотря на это, они сохраняют не только ист.-библ., но и справочное значение.

Мезенец Ал-др

МЕЗЕНЕ́Ц (Стремоухов) Ал-др (?-1670-е гг.) - знаток знаменного пения, книгописец, автор муз.-теоретич. тр. "Извещение о согласнейших пометах" (1670). Старец Савво-Сторожевского мон. (со 2-й пол. 1640-х гг.), Моск. печатного двора "праворечного пения справщик" (1670-е гг.). В 1669-70 М. вместе с пятью мастерами-распевщиками участвовал в работе по редактированию певч. книг в связи с задачей унификации песнопений знамен. распева, предпринятой по иниц. царя Алексея Михайловича. Обобщением этой работы явился теоретич. тр. "Извещение о согласнейших пометах". В "Извещении..." впервые изложена полная система киноварных помет и теоретич. обосновывается система изредка встречавшихся в рук. 1-й пол. 17 в. признаков, предназнач. для печатания богослужеб. нотированных книг, но сохранившихся и в рукопис. традиции. Основное же значение трактата заключается в попытке унифицировать др.-рус. распевы, для чего в первом его разделе устанавливается единое певч. содержание знаков, во втором указывается принцип, по к-рому должна происходить расшифровка попевок и других тайнозамкненных начертаний, в третьем даны образцы такой работы на основе фрагментов Ирмология.

Лит.: Смоленский С. Азбука знаменного пения: (Извещение о согласнейших приметах) старца Александра Мезенца (1668 г.). Казань, 1888; Бражников М. В. Др.-рус. теория музыки. Л., 1972; Парфентьев И. П. Др.-рус. певческое иск-во в дух. культуре Российского гос-ва 16-17 вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991.

Мезенцева Гал. Серг

МЕ́ЗЕНЦЕВА Гал. Серг. (род. 1952) - балерина. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1970 (кл. И. Беликовой). В 1970-90-х гг. артистка т-ра им. Кирова. Среди ее партий: Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери"), Нестан ("Витязь в тигровой шкуре"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Эгина ("Спартак"), Девушка ("Ленинградская симфония"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Фея Сирени, Аврора ("Спящая красавица"), Солистка ("Шотландская симфония"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот"), Раймонда ("Раймонда"), Никия ("Баядерка"), Сильфида ("Сильфида"), Жизель ("Жизель"). Исполнила роль Маргариты в балете "Мастер и Маргарита" в ленингр. Т-ре совр. балета. Уникальные внеш. данные - удлиненные линии рук и ног, особая хрупкость облика, самой природой предназнач. для ролей романтич. репертуара, дополняются у М. музыкальностью, способностью к импровизации и редким по эмоц. наполненности артистизмом. В традиц. и совр. балете М. удается быть уникальной, оставаясь верной традициям ленингр. хореогр. школы. М. снялась в заглавной роли в т/ф "Незнакомка" (по А. Блоку).

Мезьер Августа Влад

МЕЗЬЕ́Р Августа Влад. (1869-1935) - библиограф, книговед, писательница. Род. в Царском Селе, в семье офицера. В 1875 окончила Смольный ин-т в Петербурге. В 1895-98 работала в обществ. б-ке Л. Т. Рубакиной. В 1901-09 преподавала в Смоленской вечерне-воскресной школе для рабочих (Пб.), выступала с рецензиями, обзорами, списками новых книг в период. изд. ("Спутник читателя", "Рус. школа" и др.). Осн. труды: "Рус. словесность с 11 по 19 столетие включит." (СПб., 1899-1902. Ч. 1-2), где учтено св. 25 тыс. книг и статей, и "Словарный указатель по книговедению") (Л., 1924; дополнение и продолжение- 1931-34. Ч. 1-3), в к-ром отражено ок. 70 тыс. библ. записей, расположенных под 600 предметными рубриками; представлена лит-ра с нач. 18 в. до сер. 1920-х гг. Словарь сохраняет значение важнейшего источника библ. разысканий произв. печати по всем отраслям книговедения.

Мей Лев Ал-др.

МЕЙ Лев Ал-др. (1822-62) - поэт. Из дворян. Учился в Моск. дворянском ин-те, окончил Царскосел. лицей (1841). Служил в канц. моск. ген.-губернатора (1841-49), инспектором 2-й моск. г-зии (1852). Активную лит. деят-ность начал с 1849 в ж. "Москвитянин" (стих. переложение "Слова о полку Игореве", 1850; драма "Царская невеста", 1849 и др.). С 1854 сотрудничал в ж. "Б-ка для чтения", "Рус. слово" и др. М. в истории рус. поэзии остался как задушевный лирик (на стихи М. писали музыку П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Балакирев, С. Рахманинов и др. композиторы; нек-рые из них стали популярными романсами, напр., "Хотел бы в единое слово..."), виртуоз стиха, переводчик (антич. поэзия, Г. Гейне, П. Беранже, Дж. Байрон, Ф. Шиллер и др.), автор "Царской невесты" и "Псковитянки" (1859) - ист.-бытовых драм, стоящих в одном ряду с ист. драмами А. Островского и А. К. Толстого. По их мотивам Римский-Корсаков написал одноименные оперы.

Л. А. Мей

Л. А. Мей

Мейендорф Ив. Феофилович

МЕЙЕНДО́РФ Ив. Феофилович (о. Иоанн, протоиерей) (1926-92) - правосл. ученый-патролог и историк церкви; выдающийся предст. рус. религ. возрождения за рубежом. Род. в Нейи-сюр-Сен во Франции. Окончил Сорбонну и Богословский ин-т в Париже (1949). Преподавал историю Церкви в Париже (1950-59). Рукоположен в священнич. сан в 1958. С 1959 - проф. патрологии в Свято-Владимирской семинарии (шт. Нью-Йорк); трудами М. и неск. др. молодых богословов (о. Александра Шмемана, С. С. Верховского) семинария вскоре начала выпускать прекрасно подготовл. священников, к-рые значительно подняли уровень приходов; в немалой мере следствием этого явилось достойное положение, занятое Правосл. Церковью в Совете Церквей США. В последние годы жизни М. был деканом Свято-Владимирской семинарии и проф. Фордгемского ун-та. Ред. ж. "Православная Церковь". Видный деятель экуменич. движения. Его труды (многие написаны на зап.-европ. яз.) внесли большой вклад в дело ознакомления Запада с дух. и культ. ценностями Православия. Осн. обл. интересов М. как историка была дух. культура Византии (и, в частности, ее влияние на дух. культуру Руси); гл. же направлением деят-ности М. в обл. патрологии являлось восстановление подлинной мысли Отцов церкви, очищенной от позднейших искажений и ложных интерпретаций; опираясь на реконструируемое т. о. истинное догматическое учение Отцов церкви, М. в нек-рых работах формулировал позицию Православия по отн. к важнейшим вопросам совр. жизни.

Соч.: Введение в святоотеческое богословие. Париж, 1982; Византия и Московская Русь. Париж, 1990.

Мейер Ал-др Ал-др.

МЕ́ЙЕР Ал-др Ал-др. (1874-1939) - философ, религ. мыслитель, переводчик, публицист. Учился на ист.-филол. ф-те Новороссийского ун-та в Одессе. В 1895 и 1902 был арестован за участие в рев. кружках. До 1904 находился в ссылке в Баку, затем в Ташкенте. В 1906 бежал из ташк. тюрьмы, нек-рое время нелегально прожил в Финляндии, а с кон. 1906 - в Петербурге, служит в Об-ве нар. ун-тов (1908), читает лекции на Обществ.-юрид. и Василеостровских курсах и в Вольной высш. школе им. П. Лесгафта, участвует в собр. Религ.-филос. об-ва - РФО (1914-15). В ранних публ. воззрения М. близки к "мистич. анархизму" чулковцев. В 1909 выходит его кн. "Религия и культура". С 1908 М. работает в отд. "Россика" Имп. Публ. б-ки. Там он знакомится с Г. Федотовым, с к-рым издает "Свободные голоса" (1918. Ч. 1-2) - орган религ.-филос. кружка "Воскресение". Он участвует в Церк. Поместном Соборе 16 авг. 1917. В 1918 занимает должность зав. кафедрой эстетики движения на Высш. науч. курсах им. Лесгафта (до 1928), преподает в Ин-те Живого Слова, принимает участие в орг-ции Вольфилы. М. - автор культурологич. концепции экзистенц. толка. В работах 1930-х гг. "О Славе", 1932-36; "Об откровении", 1934; "Заметки о смысле мистерии (Жертва)", 1933 - представлена картина мира, наполненного "зовами" Бога и "других" к "я" и творч. "откликами" на призыв к бытию. В эстетике жизни М. слово есть онтологич. дерзание и прорыв мысли к бытию, в нем раскрывает себя мироустроит. энергия личного тв-ва. Экклезиальное возрастание человека в бытии и социуме есть возврат к символу, к мифу, к обмену жертв. дарами, к катарсису последней истины. В 1928 М. был арестован, весной 1929 по делу "Воскресения" приговорен к расстрелу; приговор был заменен 10-летним сроком, к-рый он отбывал сначала на Соловках, затем в Белбалтлаге. В 1935 был освобожден. Умер от рака печени в Ленинграде. Похоронен на Волковом (лютеранском) кладбище.

Соч.: Религ. смысл мессианизма // Записки Петрогр. РФО. 1914-15. Пг., 1916. Вып. 6; Филос. соч. Париж, 1982; Слово-символ // Минувшее. Ист. альманах. Париж, 1988. Т. 6.

Лит.: Бердяев Н. Новое религ. сознание и история // Бирж. ведомости. 1916. 18 нояб.; Исупов К. Г. М. Бахтин и А. Мейер // Бахтин и филос. культура 20 в. (Проблемы бахтинологии). СПб., 1991. Вып. 1, ч. 2.

Мейерхольд Вс. Эмильевич

МЕЙЕРХО́ЛЬД Вс. Эмильевич (1874-1940) - режиссер, актер, театр. педагог. Родился в Пензе, в семье состоят. предпринимателя, выходца из Германии. В юности увлекался т-ром, музыкой, лит-рой, участвовал в любит. спектаклях. Учился в Моск. ун-те на юрид. ф-те, к-рый оставил, чтобы полностью посвятить себя т-ру. Окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (рук. Вл. Немирович-Данченко) и был принят в труппу МХТ, где служил с 1898 по 1902. Играл Треплева, Тузенбаха ("Чайка" и "Три сестры" А. Чехова), Мальволио ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира") и др. Проявил себя как актер острой формы. Идейные разногласия и стремление к самостоят. деят-ности привели к уходу из МХТ. В 1902-05 руководит труппой, играющей в крупных провинц. городах. В 1905 возглавляет Студию на Поварской, созданную по инициативе Станиславского. Переживает увлечение символистской драматургией, поиски идут по пути условного т-ра, стилизации. В 1906-07 становится гл. реж. т-ра В. Комиссаржевской в Петербурге. Продолжает поиск новых сценич. форм. Постановки: "Гедда Габлер" Г. Ибсена, "Вечная сказка" С. Пшибышевского, "Сестра Беатриса" М. Метерлинка и др. Взаимное непонимание приводит к конфликту с Комиссаржевской, и М. по ее требованию оставляет т-р.

С 1908 по 1917 работает в Александринском т-ре. Постановки: "Дон Жуан" Ж. Б. Мольера, "Гроза" А. Островского, "Маскарад" М. Лермонтова и др. Одновременно выступает и как актер, а также ставит оперные спектакли в Мариинском т-ре. С 1914 руководит эксперим. Студией на Бородинской, издает ж. "Любовь к трем апельсинам". Практически и теоретически разрабатывает идею т-ра трагич. гротеска.

После 1917 активно включается в стр-во нового т-ра, разрабатывает программу "Театральный Октябрь". Проводит свою линию как рук. театр. отдела Наркомпроса. В 1922 возглавляет Т-р Революции, к-рый с 1923 наз. Т-ром им. Вс. Мейерхольда (ТИМ). Здесь работают его ученики И. Ильинский, М. Бабанова, М. Жаров и др. Спектакли этого периода тяготеют к конструктивизму, разрабатывается новая система актерского существования, осн. на биомеханике. Наиболее значит. работой этого периода стал спектакль "Великодушный рогоносец" по пьесе Ф. Кроммелинка.

В сер. 30-х гг. в творчестве М. начинается тенденция к сближению с психол. т-ром ("Дама с камелиями", 1934). Его работы вызывали пост. полемику, возник термин "мейерхольдовщина".

В 1938 ТИМ был ликвидирован. М. был приглашен Станиславским возглавить Оперную студию.

В 1939 М. был арестован и трагически погиб в 1940.

В. Э. Мейерхольд в своем кабинете. Москва. 1930

В. Э. Мейерхольд в своем кабинете. Москва. 1930

Меланж-акт

МЕЛА́НЖ-АКТ (от франц. melange - смешение, acte - действие) - цирковой номер, состоящий из эл-тов разл. жанров, из к-рых ни один не является преобладающим.

Мелихово

МЕ́ЛИХОВО - усадьба в Моск. обл., купленная А. П. Чеховым в 1892. В "мелиховский" период жизни (1892-99) Чехов написал такие известные произв., как "Дом с мезонином", "Черный монах", "Учитель словесности", "Три года", "Палата № 6", "Чайка", "Дядя Ваня" и др., вел активную обществ. деят-ность: лечил крестьян, открывал школы и т. д. В 1941 здесь был организован музей-заповедник.

Музей-усадьба «Мелихово». Кабинет А. П. Чехова

Музей-усадьба «Мелихово». Кабинет А. П. Чехова

Мельгунов Ник. Ал-др.

МЕЛЬГУНО́В Ник. Ал-др. (1804-67) - прозаик, переводчик, публицист, библиограф, лит. и муз. критик, композитор-любитель. Псевд. И. Ливенский. Из дворян. Первонач. образование получил дома, в 1818-20 учился в петерб. Благородном пансионе при Пед. ин-те. С 1825 на службе в Моск. гл. архиве Мин-ва иностр. дел. Вошел в круг любомудров. Вместе с В. П. Титовым и С. П. Шевыревым перевел манифест раннего нем. романтизма - кн. В. Г. Вакенродера и Л. Тика "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного" (1826). Предполагается, что М. был и первым переводчиком на рус. яз. знаменитого ром. Ч. Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец" (1833). В 1834 М. выходит в отставку. Проводя значит. часть жизни за границей, выступает как пропагандист отеч. культуры (созданная в соавт. с Г. И. Кенигом кн. "Очерки русской литературы", 1837). В лит.-обществ. борьбе 1830-50-х гг. М. пытался занять независ. позицию, выступить примирителем противоположных мнений, сотрудничал и в "славянофильских", и в "западнических" изданиях; входил в число корреспондентов А. И. Герцена, автор либеральных статей ("Мысли вслух об истекшем тридцатилетии России", 1855 и др.), опубликованных в герценовских "Голосах из России". Как беллетрист известен путевыми очерками и повестями, частично объединенными в сб. "Рассказы о былом и небывалом" (1834, ч. 2). Автор песен и романсов на слова рус. поэтов.

Мельгунов Сер. Петр.

МЕЛЬГУНО́В Сер. Петр. (1879/80-1956) - историк, журналист, полит. деятель. Дворянин. Оконч. ист.-юрид. ф-т Моск. ун-та (1904). Еще в студенч. годы стал сотр. газ. "Рус. ведомости", специализировался по религ.-обществ. тематике (статьи собраны в кн.: "Церковь и гос-во в России". Т. 1-2. М., 1907-1909). Будучи близок к кругам социалистич. интеллигенции, интересовался расколом и религ. сектами прежде всего как явлениями, выражавшими стихийный протест народа (см. его кн.: "Из истории религ.-обществ. движений в России 19 века". М., 1919; "Религ.-обществ. движения 17-18 вв. в России". М., 1922). Активно участвовал подготовке и изд. знаменитых коллективных тр. "Великая реформа" (Т. 1-6. М., 1911), "Отеч. война и рус. общество" (Т. 1-6. М., 1911-12), монографии "Масонство в его прошлом и настоящем" (Т. 1-3. М., 1914-18). В 1913-23 редактировал ист. ж. "Голос минувшего". Участвовал в создании партии нар. социалистов (1907), чл. ее ЦК в 1917-18; партия, ставившая во гл. угла "не класс. борьбу, а интересы человеч. личности как таковой" (М.); после Окт. рев-ции встал в резкую оппозицию большевикам. М. пережил 23 обыска, 5 арестов; в 1920 по делу "Тактического центра" приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет заключения (освобожден по ходатайству АН и П. А. Кропоткина). Осенью 1922 снова арестован и выслан за границу. С первых дней большевистской власти М. стал собирать док-ты и др. сведения о преступлениях нового режима; по этим материалам, вкупе с др., создана кн. "Красный террор в России. 1918-23" (Берлин, 1923; переизд.: М., 1990), воспринимаемая сейчас как ист. предварение "Архипелага ГУЛАГ" А. И. Солженицына. Впоследствии написал еще ок. 10 монографий по истории рев-ции и гражд. войны ("Трагедия адмирала Колчака". Т. 1-3. 1930-31; "На путях к дворцовому перевороту", 1931; "Как большевики захватили власть", 1939; "Судьба императора Николая II после отречения", 1951 и др.; после смерти М. изданы: "Легенда о сепаратном мире", 1957; "Мартовские дни 1917 года", 1961). Издавал сб-ки "На чужой стороне" (1923-25), ж. "Голос минувшего на чужой стороне" (1926-28), ред. жж. "Возрождение" (с 1950), "Российский демократ" (1948-56). Возглавлял полит. орг-ции ("Союз борьбы за свободу России", 1946-56; "Координац. центр антибольшевистской борьбы" - с 1950).

Лит.: Даниель А., Охотин Н. О С. П. Мельгунове и его книге // Мельгунов С. П. Красный террор в России. 1918-1923. М., 1990. С. 203-206.

Мельник

МЕ́ЛЬНИК - хозяин мельницы. В нар. представлениях М. связан с нечистой силой и более всего - с водяным. В быличках М. при стр-ве новой мельницы приносит водяному человеч. жертву или животных, но непременно в шкуре. М. стараются держать при мельницах животное черной масти, чтобы угодить водяному. М. способен навести на людей порчу. При следовании свадебного поезда мимо мельницы старались угостить М. и уговорить его остановить мельницу. В противном случае М. может обратить свадебный поезд в стаю волков.

Мельников Конст. Степ

МЕ́ЛЬНИКОВ Конст. Степ. (1890-1974) - арх., педагог, засл. арх. РСФСР (1972), чл. объединения АСНОВА - Ассоциации нов. архитекторов (1928). Автор проектов обществ. и промышл. зданий, павильонов выставок и т. п., разрабатывает их новые типы в соответствии с представлениями о новых формах жизни и труда. Характерны динамичная экспрессия и функциональная целесообразность форм. Разрабатывал идеи трансформации внутр. пространства зданий. Произв.: павильон и торг. сектор СССР на выставке декор. иск-ва и пром-сти (Париж, 1925); здание рабочего клуба з-да им. Русакова (Москва, 1927-29); конкурсный проект пам. Колумбу (1929) и др.

Соч.: Архитектура моей жизни. Творч. концепция. Творч. практика / Сост.: А. Стригалев, П. Коккинаки. М., 1985.

Лит.: Хан-Магомедов С. О. Арх. К. Мельников. М., 1981.

Мельников Пав. Ив

МЕ́ЛЬНИКОВ Пав. Ив. (1818-83) - писатель, известный под псевд. Анд. Печерский. Из дворян. Окончил Нижегород. г-зию и словесное отд. Казан. ун-та (1834-37). Преподавал историю и статистику в Перм. г-зии, был ред. неофиц. части "Нижегородских губ. ведомостей" (1845-50), служил чиновником особых поручений при нижегород. ген.-губернаторе (с 1847), в Мин-ве внутр. дел (с 1850); стал широко известен как гонитель раскольников и разоритель скитов. В 1866 вышел в отставку. Первые произв. М. напечатал на рубеже 1830-40-х гг., но успеха не имел и прекратил лит. деят-ность. Возобновил ее в 1852. Опубликованные в 1850-60-е гг. повести и рассказы М. ("Именинный пирог", "Старые годы", "Бабушкины россказни" и др.) сделали его известным как писателя-обличителя и бытописателя. (М. П. Мусоргский использовал в либретто "Бориса Годунова" черты героя пов. М. "Гриша", старца Варлаама, и приведенную в ней песню "Как во городе то было во Казани...") Гл. труд М. - дилогия "В лесах" (1871-74) и "На горах" (1875-81) - шир. панорама пореформ. жизни Заволжья, показ. через историю неск. старообрядч. купеч. семей и изображ. с этнограф. точностью быт, раскольничьи скиты, промыслы, обычаи, ритуалы и т. д. Дилогия М. стала рус. классикой. Ее влияние на свое творчество признавал П. П. Бажов; М. В. Нестеров создал по ее мотивам серию картин ("В лесах", "На горах", "Великий постриг", "За Волгой", "Соловей поет"); она отразилась в опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже".

М. - автор многочисл. науч. трудов по истории раскола.

Мельников Як. Фед

МЕ́ЛЬНИКОВ Як. Фед. (1896-1960) - спортсмен, преподаватель, тренер. Лучший конкобежец России и СССР 1915-35. Первый з. м. с. (обладатель значка № 1). Чемпион России (1915, 1917), РСФСР (1918-19, 1922), СССР (1924, 1927-28, 1933-35), Европы (1927), мира (среди рабочих спорт. орг-ций) (1927, 1935) по скоростному бегу на коньках. Св. 20 раз улучшал всес. рекорды на разл. дистанциях. Работал тренером в разл. спорт. орг-циях. В 1946 - ст. тренер сборной команды СССР. Среди воспитанников М. изв. сов. конькобежцы И. Я. Аниканов, Т. А. Карелина, К. К. Кудрявцев, В. А. Прошин, Н. И. Петров, Л. М. Селихова и др. Награжден орд. Трудового Кр. Знамени и Кр. Звезды. С 1960 в СССР регулярно проводится конькобежный мемориал М. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Мельцер Роман Фед

МЕ́ЛЬЦЕР Роман Фед. (Роберт Фридрих) (1860-1943) - арх., окончил АХ в 1884. Худож. рук. собственной мебельной фабрики, работами которой оформлялись петерб. дворцы и частные дома. Арх. Высочайшего Двора с 1903. В своем творчестве М. одним из первых пришел к модерну. Его значительные работы - Ортопедический ин-т, особняки вел. кн. Михаила Александровича, В. Кочубея, В. Брандта, оформление интерьеров в Зимнем дворце, Нижней даче и Коттедже Петергофа, в Ливадийском имп. дворце. Особое значение имеют его работы в Александровском дворце Царского Села - оформление комнат семьи Николая II (1895-1903). Среди ранних комнат - Сиреневый кабинет имп. Александры Федоровны со встроенной мебелью в формах рококо, ее гостиная, отделанная палисандром, и обшитая дубом Приемная императора с великолепным камином. Позже, в 1902-03, была устроена Кленовая гостиная императрицы с антресолью из мореного волнистого клена. Парадный кабинет императора, созданный тогда же, напоминал корабельную каюту с обшивкой потолка красным деревом, антресоль, тоже красного дерева, украшали пузатые колонны серого мрамора, зеленоватая окраска стен, зеленые шторы и оконные стекла также напоминали о морском просторе. До нашего времени дошли только кабинет императора и приемная. Единств. примером полной встроенной меблировки работы М. остался дом голл. консула Гильзе фан дер Пальса. Вершиной творчества М. являются его собственная дача и дом Фолленвейдера, построенные в 1904 на Каменном о-ве в СПб., выполненные в нац. направлениях модерна. Уехал в Германию в 1918, умер в США.

Лит.: Савицкая А. В. Александровский дворец: Последняя резиденция Николая II, описанная последним хранителем. СПб., 2001.

Мемориальное сооружение

МЕМОРИА́ЛЬНОЕ СООРУЖЕ́НИЕ - произв. архитектуры и изобр. иск-ва, создаваемое в память о к.-л. человеке или ист. событии. В понятие М. С. включаются монументы, гробницы, пирамиды, триумф. арки, мавзолеи, колонны, обелиски и т. п. В иск-ве нового времени задача прославления отд. лиц (монархов, полководцев и т. д.) уступает место идее увековечения памяти воинов - нац. героев, павших в битвах (пам. Битвы народов близ Лейпцига, Германия, 1898-1913, арх. Б. Шмиц, ск. Ф. Мецнер; мемориал воинам Сов. армии в Трептов-парке в Берлине, 1946-49, арх. Я. Белопольский, ск. Е. Вучетич). Совр. М. С. представляют собой сложные сочетания ландшафтов, архитектуры, монумент. и декор. иск-ва, световых и звуковых эффектов.

Менделеев Дм. Ив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Менелас Адам Адамович

МЕНЕЛА́С Адам Адамович (1749/54?-1831) - архитектор. Уроженец Великобритании, с 1784 работал в России, первые годы гл. обр. в провинции как мастер классич. стиля, создал подмосковную усадьбу гр. А. К. Разумовского "Горенки" (г. Балашиха) с 3-этажным дворцом, службами и парком (1780-90-е гг.) Часто работал совместно с Н. А. Львовым (соборы в Торжке и Могилеве). Самая известная постройка в Москве - Английский клуб. Первая постройка в Царском Селе - дом Кочубея (1817, классицизм). Имп. Александр I заказал М. перепланировку части Царскосельского парка, именовавшегося "Зверинец", в английский парк. При этом живописное расположение дорожек, руины и павильоны в готическом стиле должны были вносить разнообразие и придать пейзажу романтич. вид. С 1818 по 1828 М. построил ряд значит. парковых павильонов: Егип. ворота при въезде в город, оранжереи и ворота с караулами (классицизм), готич. руину Шапель, в интерьере к-рой находилась статуя Христа работы Даннекера, рыцарскую Белую башню, мощный ренессансный Арсенал на развалинах елизаветинского Монбижу, Ферму, Пенсионерные конюшни и др. С этими постройками Александровский парк стал представлять собой сложную стилистико-семиотическую композицию.

С 1825 М. работал также в Петергофе, в усадьбе имп. Александры Федоровны "Александрия". Им был спланирован парк и построен любимый дворец императрицы "Коттедж" (ныне единственное музеефицированное здание романтич. периода, сохранившее интерьер и бытовую обстановку).

М. первым не только в России, но и на Европ. континенте создал стиль архитектурного романтизма, основанный на традициях готики и Ренессанса и воскрешающий образы Европы эпохи расцвета рыцарства.

Ментик

МЕ́НТИК - короткая куртка, опушенная мехом, с пуговицами в неск. рядов, со шнурками и петлями, надеваемая поверх доломана; один из предметов гусарского обмундирования.

Менуэт

МЕНУЭ́Т (франц. menuet, от menu pas - малый шаг) - старинный франц. нар. танец, первонач. в умеренном темпе, с тактовым размером 3/4. Произошел от бранля - нар. хороводного танца провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем и включался в оперы-балеты Ж. Б. Люлли. С кон. 17 в. М. приобрел более ускоренный темп и энергичный характер и почти во всех зап.-европ. странах вошел в т. н. камерную сонату и сюиту в качестве одной из последних частей с репризной трехчастной формой (da capo). "Король танцев", М. сохранился в предклассицистских и классицистских камерных ансамблях (трио, квартетах, дивертисментах, серенадах), сонатах, симфониях, располагаясь обычно перед финалом. Лишь Л. Бетховен в симфониях постепенно заменил М. на скерцо. В России М. танцевали на ассамблеях при Петре I, в 18 в. были популярны "Песни на М.". М. встречается в бальных оркестровых сюитах О. А. Козловского, в сольных и ансамблевых сонатах М. С. Березовского и И. Е. Хандошкина, квартетах А. А. Алябьева и Мих. Ю. Виельгорского, Сюите для фп. А. Г. Рубинштейна (ор. 38), оркестровой сюите "Моцартиана" и балете "Спящая красавица" (Танец герцогинь) П. И. Чайковского. М. для фп. создали А. Г. Рубинштейн (ор. 93), Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, В. С. Калинников, А. Т. Гречанинов. В 20 в. интерес к М. проявляли композиторы, тяготеющие к неоклассицизму: С. В. Рахманинов (Прелюдия № 4 для фп., Вариация 12 в Рапсодии на тему Паганини для фп. с оркестром); Н. Я. Мясковский ("Стилизации" для фп.); С. С. Прокофьев (№ 11 из балета "Ромео и Джульетта", М. для фп.); А. Г. Шнитке (Сюита в старинном стиле для скрипки и фп.); Ю. И. Маркин (Старинные танцы в джазовом стиле для фп.). Уник. вокальные М. принадлежат С. И. Танееву (романс "М.") и И. Ф. Стравинскому (Хор-М. из оперы "Похождение повесы").

Меншиков Ал-др Дан

МЕ́НШИКОВ Ал-др Дан. (1672-1729) - светлейший кн. (1707), воен. и гос. деятель, ближайший сподвижник Петра I, през. Воен. коллегии (1719), генералиссимус (1727), активный участник Сев. войны, первый ген.-губернатор Пб. (1703) и Ингерманландской (с 1710 Петерб.) губ. Руководил работами на приладожских верфях, замещал Ф. М. Апраксина, возглавлявшего воен.-мор. ведомство. Занимался стр-вом Петербурга и его пригородов, контролировал работы в Кронштадте. Проявил себя и как предприимчивый делец, и как честолюбивый, тщеславный царедворец. Неоднократно обвинялся (и не без оснований) в казнокрадстве и взятках. После смерти Петра I активно включился в борьбу за власть и в годы правления Екатерины I стал фактически правителем России. Со временем попал в полит. изоляцию и по указу Петра II был сослан в Сибирь (Березов), где и скончался.

Меншиков в Березове. Худ. В. И. Суриков. 1883

Меншиков в Березове. Худ. В. И. Суриков. 1883

Меншиков Ал-др Сер.

МЕ́НШИКОВ Ал-др Сер. (1787-1869) - воен. и гос. деятель, светлейший кн., ген.-адъютант (1817), адм. (1833). Правнук А. Д. Меншикова. С 1805 на дипл. службе, с 1813 находился в свите Александра I, в 1817 исполнял обяз. ген.-квартирмейстера Гл. штаба. В 1821 участвовал в составл. проекта освоб. крепостных крестьян, и это, вероятно, явилось причиной перевода М. в дипл. ведомство, а затем и отставки. В 1826 вернулся на службу и выполнял чрезв. дипл. поручения в Персии. В 1827 нач. Гл. мор. штаба и чл. Кабинета министров. В 1828 во время тур. кампании проявил себя энергичным военач. В 1829 фактич. стал рук. мор. ведомства, через год чл. Гос. совета, а также ген.-губернатором Финляндии (1831). Во вр. Крымской войны 1853-56 командовал всеми сухопут. и мор. силами, но крайне неудачно: допустил неск. кр. тактич. промахов, повлекших за собой поражение рус. армии. В 1855-56 занимал должность ген.-губернатора Кронштадта. Отличался незаурядным умом, образованностью, его б-ка считалась одной из лучших в Петербурге.

"Меншиков гривенник"

"МЕ́НШИКОВ ГРИ́ВЕННИК" (разг.) - пробная медная монета 10-копеечного достоинства, отчеканенная в 1726 по нереализованному проекту, предусматривавшему, очевидно, прекращение чеканки сереб. разменной монеты и выпуск вместо нее медных монет. На аверсе М. Г. помещен двуглавый орел под короной, год и номинал "гривенник", продублированный изображением 10 выпуклых точек; на реверсе изображены корона и вензель: вензель составлен из литеры "I" ("Императрица"), литеры "Е" ("Екатерина") и доп. эл-та в виде греч. буквы "гамма"; обе литеры повторены в зеркальном отражении. Вероятно, доп. эл-т введен в вензель на М. Г. с вполне определенной целью: сочленение этого эл-та с двумя литерами "I" образует литеру "М", к-рая, судя по ее начертанию, весьма похожа на вензель А. Д. Меншикова. Встречающаяся во мн. вензелях и имеющая в них разл. начертание литера "I" может быть как лат. "I", так и десятиричным "I" старого рус. алфавита. На гурте М. Г. помещена надпись, выполненная выпуклыми буквами: "Российский гривенник Моск. двора".

Предыдущая страница Следующая страница