Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИД")

Меншиковский дворец

МЕ́НШИКОВСКИЙ ДВОРЕ́Ц в СПб. - ист. и арх. памятник. Одно из старейших кам. жилых зданий Пб. - дом всесильного ген.-губернатора светлейшего кн. А. Д. Меншикова. Автор проекта неизвестен. Строили разные архитекторы, начиная с 1710. В те времена своими размерами и роскошью М. Д. превышал царские, и в нем устраивались офиц. церемонии и зимние ассамблеи. В огромной усадьбе, занимавшей большую терр. на Васильевском о-ве, размещалось много дерев. и кам. построек - церковь, флигеля, галереи. Регулярный сад украшали статуи, фонтаны, грот и оранжереи. После опалы Меншикова в его дворце с 1731 разместили Сухопутный шляхетный (позже Первый) кадетский корпус - одно из старейших уч. заведений России, выпускавшее своих питомцев как в военную, так и в гражд. службу, место рождения нац. рус. театра. Сохранилось неск. интерьеров меншиковского времени. Замечательная лестница, украшенная колоннами и пилястрами с пышными барочными капителями, ведет в парадные комнаты 2-го этажа. Сохранились уникальная облицовка голл. изразцами с эмблематич. рисунками стен и даже потолков неск. комнат, дерев. резные панно с инкрустацией и живописный плафон в кабинете Меншикова, изразцовые печи и лепнина. Большой интерес для истории рус. архитектуры 18 в. представляют интерьер и перекрытия подвального и первого этажей. Ныне дворец отреставрирован, это филиал Эрмитажа - музей быта петровской эпохи.

Мень Ал-др Вл

МЕНЬ Ал-др Вл. (1935-90) - протоиерей, правосл. богослов и историк религии. Род. в семье гл. инж. текстильной ф-ки. Благодаря религиозности матери рано приобщился к православию. Был крещен "катакомбным" старцем о. Серафимом (Батюшковым). Уже в раннем возрасте хотел стать священником, для чего, по его мнению, было бы желательно получить не только духовное, но и светское образование. В 1950-е гг. учился на охотоведческом ф-те Пушномехового ин-та (Москва), откуда, незадолго до защиты диплома, был исключен за религ. убеждения. Заочно обучался в Ленингр. дух. семинарии и Моск. дух. академии. В 1958 М. рукоположен во диаконы к церкви с. Акулово (около г. Одинцово Моск. обл.). С 1960 священник в Алабино, с 1961 настоятель. С 1964 - в Тарасовке Моск. обл. С 1970 до смерти являлся вторым священником, а затем настоятелем Сретенской ц. Новой Деревни (близ г. Пушкино Моск. обл.).

М. была создана фундам. работа "В поисках Пути, Истины и Жизни" (в 6 т., впервые издана в брюссельском изд-ве "Жизнь с Богом"), посвящ. иссл. всемирно-ист. процесса религ. исканий. Осн. кн. М. "Сын Человеческий" (Брюссель, 1983) была написана им с целью помочь совр. человеку увидеть Иисуса таким, каким его представляли современники. Свои работы М. публиковал под псевд. Эммануил Светлов и Андрей Боголюбов. Им же подготовлен 7-томный "Словарь по библиологии". Выдающийся проповедник, духовный наставник и друг А. Галича, Л. Чуковской, А. Солженицына, М. Юдиной и мн. др. известных предст. рус. культуры и науки. Утром 9 сент. 1990 недалеко от своего дома, по дороге в храм, М. был смертельно ранен ударом топора.

Как священник РПЦ М. считал своей целью религ. просвещение, воспитание людей в духе культурно-гуманист. традиций, в к-рых он видел воплощение истинной христ. идеи.

Труды М. не получили однозначной оценки Рус. Правосл. Церкви.

А. Мень

А. Мень

Меньшевизм

МЕНЬШЕВИ́ЗМ - направление в рос. социал-демократии, возникшее в рез. раскола на 2-м съезде РСДРП (июль - авг. 1903). Сторонники М. представляли умеренное крыло в социал-демократии, высказываясь против жесткого централизма в орг. строении партии, за большую терпимость к разномыслию среди социал-демократов. Это направление ориентировалось на зап.-европ. стандарты внутрипарт. отношений, отстаивало "ортодоксальный" марксизм в рос. условиях. До и во вр. 1-й рус. рев-ции главным в доктрине М. являлось стремление решить проблему соотношения эффективной рев. борьбы с самодержавием и позитивного развития об-ва. Бурж.-демокр. характер происходившей рев-ции, полит. представительство либералами объективных интересов капиталист. формации, к-рая только и могла в тогдашней России обеспечить прогресс производит. сил, численное, культ. и полит. развитие пролетариата, требовали и предопределяли, по мнению М., необходимость союза социал-демократов с предст. лев. кругов оппозиц. буржуазии. Вооруж. восст. как способ победы над самодержавием не отвергалось, но его подготовка не рассматривалась в качестве наиб. актуальной цели. Допускалась победа рев-ции и через использование общенац. представит. органа. В организованное после победы над самодержавием пр-во, считали М., социал-демократы не должны входить потому, что иначе бы им пришлось брать курс на социалистич. преобразования, к чему объективно не была готова страна, либо выполнять чужие задачи, превращаясь в бурж. демократов. Гл. задачей социал-демократов после победы стало бы, оставаясь в оппозиции, оказание давления на либералов. Гегемония пролет. в рев-ции понималась М. как исполнение им роли "чернорабочего" рев-ции, ударной антисамодержавной силы, но не полит. руководителя и тем более не претендента на установление в ближайшей перспективе собств. власти. После поражения 1-й рус. рев-ции в М. возникло сильное теч. ликвидаторства, сторонники к-рого отстаивали концепцию создания легальной парламентской партии, при ликвидации или изоляции подпольных и загран. структур (лидеры - А. Н. Потресов, П. Б. Аксельрод). Существовало также центристское теч. (Ю. О. Мартов, Ф. И. Дан, А. А. Мартынов), допускавшее возможность новой рев-ции, но предпочитавшее легальные и парламентские действия, и течение меньшевиков-партийцев (Г. В. Плеханов), считавших необходимым сохранить нелегальные структуры и готовиться к новой рев-ции. В годы 1-й мир. войны в среде М. были как предст. "патриотич." направления (Плеханов, Потресов), так и интернационалисты (Мартов), не считавшие, однако, необходимым разрыв с оборонцами. После Февр. ревции 1917 усилившиеся разногласия привели не только к орг. разрыву с большевиками, но и к расколу среди самих М. на разл. группы и течения. При этом М. стремились удержать рев-цию от "социалистич. соблазна", хотя, в случае победы пролет. в Зап. Европе, допускали скорый переход в России к собственно социалистич. преобразованиям. Участвовали в деят-ности органов власти, стремясь к реализации программы-минимум РСДРП. Окт. рев-ция не встретила сочувствия значит. части М. Происшедшая в годы гражд. войны поляризация об-ва подорвала соц. базу М. После перехода к НЭПу курс большевиков на ликвидацию оппозиц. партий привел к тому, что в нач. 20-х гг. М. сходит с рос. полит. сцены.

Меню

МЕНЮ́ - 1. Листок с перечнем блюд в столовых, ресторанах.

2. Набор блюд и порядок их подачи во время приема пищи, обусловленный традициями и различный у разных народов. Согласно традиции "учреждение рус. стола состояло в четырех подачах: 1) холодных яствах; 2) горячих, или похлебках; 3) взварах (соусах) и жареном; и 4) в пирожном" (Левшин В. Словарь поваренный... М., 1895). Этот порядок всегда удивлял французов, т. к. во Франции закуски подают между блюдами. Так, Теофиль Готье (франц. писатель, 1867) был удивлен подачей закусок перед обедом, так же как подачей супа в Швеции в конце трапезы. В Ср. Азии обед обычно начинают с чая, в Китае супы подают в конце обеда и т. д.

Мерварт Ал-др Мих.

МЕ́РВАРТ Ал-др Мих. (Густав-Генрих Христианович) (1884-1932) - индолог, этнограф и лингвист; первый отеч. дравидолог. С 1913 - зав. отд. Индии в Музее антропологии и этнографии. В 1914-18 вместе с женой Л. А. Мерварт обследовал значит. терр. Юж. Индии и Цейлона (совр. Шри Ланка), посетил Малайю, Сингапур и Индонезию. Результатом эксп. явилась обширная, во мн. уникальная коллекция предметов мат. культуры и нар. иск-ва жителей Юж. и Юго-Вост. Азии. По возвращении в Ленинград М. - ученый хранитель Музея антропологии и этнографии (1924-30) и одноврем. преподаватель ЛГУ, где он впервые в России ввел курс тамильского яз. В 1926-29 издает ок. 20 науч. работ (в т. ч. 2 монографии), печатает статьи популярного характера, выступает с лекциями и докладами. Работы М. сразу же привлекли к себе внимание не только рус, но и зап. ученых. В основе дравидологических работ М. лежит восприятие инд. культуры как некоего полиэтнич. "единства в многообразии". Указывая на самобытность культур дравидийских народов, М. вместе с тем подчеркивает отношение взаимозависимости между этими традициями и "классич." инд. культурой, представленной лит-рой на санскрите. М. одним из первых предпринял в 1928 попытку историч. реконструкции отд. эл-тов протодравидийской фонологич. системы. М. был близок к тому, чтобы создать в Ленинграде уникальную школу комплексного (культурно-лингвистич.) изучения дравидийских народов. Но этому не суждено было сбыться: в дек. 1929 (или янв. 1930) М. был арестован по сфабрикованному "делу АН", обвинен в шпионаже, приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам заключения и отправлен в Ухтпечлаг, где вскоре скончался.

Соч.: Отдел Индии: Краткий очерк инд. культуры по мат-лам Отд. Индии МАЭ. Л., 1927; Элементы нар. творчества в классич. драме древней Индии // Сборник МАЭ при АН СССР. Л., 1928. № 7. С. 267-281; Грамматика тамильского разг. языка. Л., 1929; Индийский народный театр // Восточный театр: Сб. ст. Л., 1929. С. 16-111.

Мережко Викт. Ив

МЕРЕ́ЖКО Викт. Ив. (род. 1937) - сценарист. В 1961 окончил Львовский полиграфич. ин-т, работал инж.-технологом. В 1968 окончил ВГИК. В 1968-71 пишет сценарии короткометраж-ных т/ф "Зареченские женихи", "Слепой дождь", "Тигры на льду". Дебютировал сценарием "Здравствуй и прощай" (1972), в к-ром определилась гл. тема творчества М.: иссл. соц.-психол. типа человека, сформир. об-вом периода стагнации. В сценариях "Одиножды один" (1974), "Трын-трава" (1975), "Кукушкино крещение" (1977, ф. вышел под назв. "Журавль в небе"), "Вас ожидает гражданка Никанорова" (1978), "Уходя, уходи" (1980, по пов. Л. Треера "Несколько дней из жизни Дм. Сулькина") М., развивая традиции Шукшина, обращается к деревенской теме, к герою, оторвавшемуся от корней. В этот период М. работает в жанре неканонич. комедии, в к-ром элементы фарса, гротеска соединены с эл-тами психол. драмы. Особое место в творчестве М. занимает сценарий "Нетипичная история" (1976, ф. вышел под назв. "Трясина"), где тема человека, разрушившего связи с миром, решена в жанре трагедии. На грани 80-х гг. в сценариях "Люби меня, как я тебя" (1979, вып. в 1984 под назв. "Если можешь, прости"), "Отставной козы барабанщик" (1979) намечается исчерпанность деревенской темы и прежнего героя. С нач. 80-х гг. - новый этап творчества. Деревенскую комедию сменяет гор. драма. В сценариях "Была не была" (1982, ф. вышел под назв. "Родня"), "Полеты во сне и наяву" (1982), "Прости" (1986), "Одинокая женщина желает познакомиться" (1986), "Забавы молодых" (1987), "Автопортрет неизвестного" (1988) герой иссл. в глубоком конфликте с социумом, в ситуации кризиса; остро ставится проблема соц. и нравств. инфантилизма. В кон. 80-х гг. в творчестве М. появляются новые герои - отверженные, люди "дна": наркоманы - в сценарии "Под небом голубым" (1989), пьяницы - в сценарии "Собачий пир" (1990).

Соч.: Одиножды один. М., 1975; Здравствуй и прощай. Вас ожидает гражданка Никанорова // Киносценарии. М., 1979; Родня // Там же. 1980. № 1; Полеты во сне и наяву // Искусство кино. 1982. № 1; Собачий пир // Там же. 1989. № 2.

Лит.: Левин Е. Виктор Мережко. М., 1990.

Мережковский Дм. Сер.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мерзляков Ал. Фед

МЕРЗЛЯКО́В Ал. Фед. (1778-1830) - поэт, переводчик, лит. критик, педагог. Из семьи мелкого торговца. Образование получил в Пермском нар. уч-ще, Моск. ун-тской г-зии и Моск. ун-те. В 1804-30 занимал здесь каф. рос. красноречия и поэзии, с 1817 декан ф-та. Читал курс теории красноречия в Моск. ун-тском Благородном пансионе. В печати дебютировал в 1792 одой на заключение мира со Швецией. Один из инициаторов Дружеского лит. об-ва. В раннем творчестве тяготел к высоким обществ. темам, его "Ода на разрушение Вавилона" (1801), гимн "Слава" (1799-1801), пер. из Тиртея (1805) оказали воздействие на гражд. лирику преддекабристской эпохи. Сильны в сознании М. и идеи народности лит-ры, в 1803-10 он создает ряд песен и романсов, опирающихся на фолькл. традицию и оказавших влияние на последующее развитие жанра "русской песни" ("Чернобровый, черноглазый", "Ах, что же ты, голубчик", "Среди долины ровныя" и др.). Один из видных лит. критиков и теоретиков своего времени (опираясь на нормативную поэтику классицизма в его просветительском варианте, полемизировал с романтиками), популярный лектор, среди учеников и слушателей к-рого М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский, А. И. Полежаев и др.

А. Ф. Мерзляков. Гравюра К. Афанасьева. 1820-е гг.

А. Ф. Мерзляков. Гравюра К. Афанасьева. 1820-е гг.

Меркуров Сер. Дм

МЕРКУ́РОВ Сер. Дм. (1881-1952) - скульптор (монументалист и станковист), нар. худож. СССР (1943), дейст. чл. АХ СССР (1947), чл. АХРР (Ассоциации худож. революц. России) - АХР (Ассоциации худож. рев-ции) с 1925, участвовал в реализации плана монум. пропаганды. Преимущ. создавал обобщенные, лаконичные по форме, героич. монумент. произв., посв. деятелям культуры и рев-ции для Москвы, Киева, Еревана, Баку и др. (статуя Ф. М. Достоевского, 1911-13; статуя В. И. Ленина на канале им. Москвы, 1937 и др.). Снимал посмертные маски с Л. Н. Толстого, В. И. Ленина, Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского, В. В. Маяковского и др.

Соч.: Избр. произведения. М., 1958.

Меркурьев Вас. Вас.

МЕРКУ́РЬЕВ Вас. Вас. (1904-78) - артист т-ра и кино. В 1923-26 учился в Ленингр. ин-те сценич. иск-в. Работал в Т-ре Стажеров, Т-ре актерского мастерства (ТАМ). С 1937 в Ленингр. т-ре им. Пушкина. Впервые снялся в кино в роли молодого рабочего в ф. "Девятое января" (1924). В 30-е гг. создал на экране ряд разноплановых характеристически точных зарисовок: Студент-меньшевик ("Возвращение Максима", 1937), Краузе ("Профессор Мамлок", 1938), Сташков ("Член правительства", 1939). Особенно активно работал в кино в 40-50-х гг. В ролях ст. лейт. Тучи ("Небесный тихоход", 1946), лесничего ("Золушка", 1947), арх. Нестратова ("Верные друзья", 1954), Льва Гурыча Синичкина ("На подмостках сцены", 1956) раскрылись все грани незаурядного комедийного таланта М., от лирич. юмора до сатирич. гротеска. Значит. достижением стали драм. образы: сержант Аниканов ("Звезда", 1949), проф. Бороздин ("Летят журавли", 1957). В ф. 60-70-х гг. создал галерею эпизодич., но ярких персонажей: дядя Костя ("Сережа", 1960), Гедеоновский ("Дворянское гнездо", 1969), нач. отд. кадров ("Ксения, любимая жена Федора", 1974).

Др. ф.: "Леночка и виноград" (1936), "Комсомольск" (1938), "Хирургия" (1940), "Глинка", "Сыновья" (оба - 1946), "Повесть о настоящем человеке" (1948), "Донецкие шахтеры" (1950), "Девчонка, с которой я дружил" (1961), "Полустанок" (1963), "Перекличка (1966), "Семь невест ефрейтора Збруева" (1971), "Здесь наш дом" (1974).

Лит.: Цимбал С. В. Меркурьев. Л.; М, 1963; Актеры сов. кино. Л., 1970. Вып. 6; Сэпман И. Полвека с сов. кинематографом // Вас. Вас. Меркурьев. М., 1986.

"Мёртвые души"

"МЁРТВЫЕ ДУ́ШИ" - заглавие поэмы Н. В. Гоголя (1-й том опубл. 1842). До Гоголя это выражение не употреблялось и на современников писателя производило впечатление странного, противоречивого, даже неправомерного. У автора поэмы оно буквально означает умерших крепостных крестьян, по документам продолжающих числиться живыми вплоть до очередной ревизии. Со временем приобрело еще один доп. смысл: "люди, числящиеся где-то лишь фиктивно". В контексте произв. оно приобретает и второй смысл - бездуховные, умертвившие свою душу люди.

Месмахер Максимилиан Ег

МЕСМА́ХЕР Максимилиан Ег. (1842-1906) - арх., учился в АХ. Проф. арх. (1890), первый директор Центр. уч-ща технич. рисования (ЦУТР) барона А. Л. Штиглица (1877-96).

Построил дачу в Массандре и оформлял личные комнаты в Аничковом дворце для Александра III, интерьеры великокняж. дворцов и аристократ. особняков. Автор церкви свв. Космы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона (1876-79), иконостаса Смольного собора, интерьера лютеранской церкви св. Петра (1896-99) (все не сохр.). Построил в 1880-х гг. дворцы вел. князей Михаила Михайловича и Алексея Александровича в разл. вариантах итал. Ренессанса. Особый интерес представляет дворец вел. кн. Александра Александровича, где впервые в России в конце 19 в. была применена свободная планировка и др. элементы зарождающейся эпохи модерна. Личные, парадные и жилые апартаменты были связаны с хоз. помещениями с помощью лестниц, помещенных в романтич. башни. Особенно интересны кабинет с высокой дубовой панелью, обитый тисненой кожей, рокайльный танцевальный зал и парадная столовая. Во дворце также был, один из последних в России, Китайский зал.

Главной целью жизни М. была организация ЦУТР, где он занимался преподават. работой, был директором и организатором Музея. Интерьеры музея были своеобр. историей иск-ва интерьера. Они так и назывались по худож. стилям и эпохам. М. сам формировал коллекции музея, приобретая раритеты в России и Европе. Он считал музей неотъемлемой частью уч-ща, а искусствознание - частью учебного процесса. Уч-ще Штиглица подготовило расцвет рус. иск-ва "Серебряного века".

С 1897 М. жил и работал в Германии.

Лит.: Тыжненко Т. Е. Максимилиан Месмахер. Л., 1984; Жерихина Е. И., Яранцев В. Н. Памяти Максимилиана Егоровича Месмахера // СПб. университет. 1996. № 14.

Месса

МЕ́ССА (итал. messa, от позднелат. Missa, от лат. motto - посылаю, отпускаю) - циклич. вокальное или вок.-инструментальное произв. на тексты из одноименного центр. обряда суточного богослужения в католич. церкви. В православном богослужении М. соответствует Литургия, обедня. Текст М. - латинский, обычно поется, иногда читается или речитируется. М. состоит из постоянно присутствующих песнопений (ординарий) и меняющихся по праздникам и воскресеньям в течение года (проприй). Ординарные части М. - Kyrie eleison ("Господи, помилуй"), Gloria ("Слава"), Credo ("Верую"), Sanctus ("Свят"), Benedictus ("Благословен"), Agnus Dei ("Агнец Божий"). В немецкой протестантской церкви принята краткая М., только с двумя первыми частями ординария. С 14 в. установилась традиция хоровой многоголосной М. (Г. де Машо). В 16 в. хоровые партии иногда дублировались инструментами, нек-рые разделы исполнялись только органом. С 17 в. М. сближалась с оперой: хоровые эпизоды стали чередоваться с сольными, важную роль стал играть оркестр (И. С. Бах). В 20 в. М. сочиняли и рус. композиторы: А. Т. Гречанинов (5 М., в том числе "Вселенская экуменическая", "Праздничная", "И на Земле - мир"), И. Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, Ю. А. Фалик. А. Г. Шнитке принадлежит уник. симфония-М. (Симфония № 2 "Сан-Флориан" для солистов, камерного хора и симфонич. оркестра содержит все части М.).

Лит.: Холопов Ю. Н. Месса // Григорианский хорал. М., 1997.

Мессерер Асаф Мих.

МЕССЕРЕ́Р Асаф Мих. (1903-92) - артист балета, педагог, белетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще (МТУ) в 1921 (кл. А. Горского). В 1921-53 артист Большого т-ра. Среди его партий: Рауль ("Теолинда"), Франц ("Коппелия"), Иосиф ("Иосиф Прекрасный"), Принц ("Щелкунчик"), Классич. танцовщик ("Светлый ручей"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Филипп ("Пламя Парижа"), Шут ("Золушка"), Петрушка ("Петрушка"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Базиль ("Дон Кихот"). Мастер классич. танца, чья виртуозность, легкий и невесомый прыжок, выразительная экспрессия позволяли ему с блеском исполнять партии широчайшего диапазона - от традиц. принцев до острогротескных номеров. Как балетмейстер М. осуществил ред. классич. балетов в Моск. хореогр. уч-ще (МХУ), Большом т-ре, т-рах Варшавы, Софии, Будапешта. Его одноактный спектакль "Класс-концерт" (на муз. Д. Шостаковича, 1960, МХУ; 1961, "Балет 20 в."; 1963, Большой т-р и т. д.) - ориг. сценич. демонстрация достижений отеч. исполнительской школы. С годами все яснее значительность М. как педагога-исследователя законов классич. танца. В 1923-60 он преподавал в МТУ/МХУ, с 1946 почти полвека вел класс усовершенствования в Большом т-ре. М. - автор кн. "Уроки классич. танца" (1967) и "Танец. Мысль. Время" (1979, 1990).

А. М. Мессерер в роли принца Зигфрида

А. М. Мессерер в роли принца Зигфрида

Мессерер Суламифь Мих.

МЕССЕРЕ́Р Суламифь Мих. (1908-93) - артистка балета, педагог. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1926 (кл. В. Тихомирова), позже совершенствовалась у В. Семенова. В 1926-50 артистка Большого т-ра. Среди ее партий: Суок ("Три толстяка"), Балерина ("Светлый ручей"), Лиза ("Тщетная предосторожность") Жанна ("Пламя Парижа"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Тао Хоа ("Красный мак"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"). Виртуозная танцовщица, героини к-рой полны энергии и напора, желания и умения преодолеть любые препятствия. В спектаклях и концертах часто выступала со своим братом А. Мессерером. С 1950 занималась пед. деят-ностью сначала в Моск. хореогр. уч-ще, затем за рубежом.

Мессершмидт Даниил Готлиб

МЕССЕРШМИ́ДТ Даниил Готлиб (1685-1735) - доктор медицины, исследователь Сибири. Род. в Данциге (Гданьске). Окончил ун-т в Галле (1707). В 1716 был приглашен Петром I в Пб., в 1720-27 по его заданию путешествовал по Сибири. М. собрал крупные ботанико-зоол. коллекции (б. ч. их погибла во время пожара в здании АН в 1747). В Сибири М. первым обнаружил вечную мерзлоту. Проводил съемку местности, установил, что изображения рр. Оби, Ангары, Ниж. Тунгуски на прежних картах были далеко не точными. Результатом путешествия было 10-томное "Обозрение Сибири, или Три таблицы простых царств природы", содержащее сведения по ист. этнографии, географии, экономике, флоре и фауне. Рукопись хранится в АН и широко использовалась исследователями.

Местечкин Марк Сол

МЕСТЕ́ЧКИН Марк Сол. (1900-81) - реж. цирка. Канд. иск-ведения (1971), проф. (1977). Театр. образование получил в студии киевского т-ра Соловцова, работал в этом т-ре как актер. В 1924-26 - актер т-ра Мейерхольда. Затем работал в т-ре-кабаре "Не рыдай". В 1927-30 преподавал клоунаду на Курсах цирк. иск-ва. С 1930 занимался режиссурой. С 1939 - худ. рук. эстрадного ансамбля и реж. акробатич. ансамбля Цетр. дома культуры железнодорожников. С 1947 - реж. цирка, с 1954 - гл. реж. Моск. цирка. Постановщик большого количества темат. представлений, аттракционов, клоунад, номеров. Среди лучших постановок - водяные феерии "Юность празднует" (1957) и "Счастливого плавания!" (1959), пантомимы "Маленький Пьер" (1949), "Отважные" (1952), большая водяная пантомима "Карнавал на Кубе" (1962), клоунское обозр. "Лечение смехом" (1965), детские представления "Черный Томми" (1959), "Трубка мира" (1962). Плодотворной была многолетняя творческая связь М. с клоунами Карандашом, Ю. Никулиным и М. Шуйдиным, О. Поповым и др. Прекрасное знание и понимание специфики цирк. иск-ва, связанное с высоким профессионализмом и творч. фантазией реж., позволяло М. создавать постановки, ставшие большим явлением в развитии цирка. М. в течение мн. лет занимался пед. деят-ностью. В 1964 им была создана студия клоунады при Моск. цирке, с 1966 руководил отделением реж. цирка ГИТИСа.

Соч.: В театре и в цирке. М., 1976.

Лит.: Зискинд Е. Режиссер нааренецирка. М., 1971.

На арене цирка Карандаш. Режиссер М. С. Местечкин

На арене цирка Карандаш. Режиссер М. С. Местечкин

Местоимение

МЕСТОИМЕ́НИЕ - лексико-грамматич. разряд слов, к-рые означают указание на предмет (одушевл. или неодушевл.), - он, тот, этот; на качество - какой, такой, который, некоторый; на количество - сколько, несколько; на место - где, куда, откуда; реже - на действие, в рус. яз. примеров нет, ср. корякск. никэ "делать нечто (известное собеседникам)"; аналогич. глаголы отмечаются в чукотском, монгольском, в нек-рых тюрк. яз. Термин М. (лат. pronomen - вместо имени) в свете вышесказанного не вполне достаточен; поэтому в лингвистике этот разряд слов иногда назыв. "местоимен. словами" или, что точнее, "словами-заместителями". Функция замещения - не единств., к-рую выполняют М. Не менее важной является дейктическая функция, выполняемая т. н. личными М. 1 и 2 лица, входящими в сферу "собственно лица". М. 1 лица отсылают к говорящему (я) или к коллективу, в к-рый входит говорящий (мы); М. 2 лица - к слушающему-слушающим (ты, вы). М. 3 лица, строго говоря, личными не являются - они отсылают как к лицу, к-рое не участвует в речевом акте (он, ср. англ. he), либо к любому предмету или объекту, с уточнением его местоположения (этот, тот, вот этот, вон тот, ср. лат. hic "этот, ближе ко мне", iste"этот, ближе к тебе", ille "тот, далеко"). В нек-рых яз. различаются инклюзивное "мы" (включающее слушающего / слушающих: мы - я + ты / я + вы, ср. чеченск. вай) и эксклюзивное "мы" (исключающее слушающего: мы - я + он / я + они, чеченск. тхо). Помимо личных М., выделяются указат. (этот, тот), вопросит. (кто, что), определит. (какой, который), отрицат. (никто, ничто, никакой), неопред. (кто-то, что-то, какой-то, кое-какой, какой-нибудь, где-то), обобщающие (весь, всё, все, всякий, каждый, любой, всюду). Обычно М. описываются как отдельная часть речи, хотя теорет. лингвистика склонна отказывать им в этом статусе. Прежде всего М. грамматически неоднородны: они делятся на М.-существит. (я, он, кто, что, никто, ничто и т. д.) и М.-прилагат. (мой, твой, чей, ничей, какой, который и т. д.); реже выделяется подкласс М.-числит. (сколько, столько, несколько и т. д., ср. лат. quantus "какой / по размеру, весу и т. д. / "). Могут быть выделены и М.-наречия (где, куда, всюду и т. д.); эти слова обычно и описываются как наречия. Функции, выполняемые М., - дейктическая (указательная), анафорическая (отсылающая) и субститутивная (заместительная) - свидетельствуют о том, что М. составляют скорее грамматич., чем лексико-грамматич. разряд слов. Об этом же свидетельствует и огранич. количеств. состав М. - обычно в конкретном языке насчитывается от 20 до 30 М.

Местр Жозеф Мари, де

МЕСТР Жозеф Мари, де (1753-1821) - граф, в 1802-17 был посланником сардинского короля в Пб. Иезуит, активно развивавший идею создания федерации катол. монархий Европы под эгидой Папы, один из идеологов Свящ. союза. В 1817 был отозван из России по требованию рус. пр-ва, опасавшегося влияния иезуитов. В трактате "Петерб. вечера" (1821) выступил с обоснованием мысли о невозможности длительного мира между гос-вами. Нек-рые высказывания М. о России стали афористическими (напр., "Поскребите русского, и вы найдете татарина", "каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает").

Соч.: Петерб. письма. СПб., 1995.

Лит.: Степанов М. Жозеф де Местр в России // Лит. наследство. М., 1937. Т. 29/30.

Месяцеслов

МЕСЯЦЕСЛО́В - церковный календарь с указанием праздников, постов и дней памяти святых в порядке чисел каждого месяца. Православный М. начинается 1 сентября по юлианскому календарю (церковное новолетие) и заканчивается 31 августа, охватывая неподвижный (иначе - месяцесловный) литургический годовой цикл (отсюда и его название). Синоним - "Святцы".

Метальников Будимир Ал

МЕТА́ЛЬНИКОВ Будимир Ал. (род. 1925) - кинодраматург, сценарист и реж., окончил ВГИК в 1954. Первый сценарий - "Крутые Горки" (1965, реж. Н. Розанцев, "Ленфильм"). Мн. сценарии М. связаны с дерев. темой, с жизнью и нравств. проблемами жителей рос. села, они соединяют лирич. начало и драматизм. Зрительский успех и доброжелат. внимание критики выпали на долю таких ф., как "Отчий дом" (1959, реж. Л. Кулиджанов), "Простая история" (1960, реж. Ю. Егоров), "Алешкина любовь" (1961, реж. Г. Щукин и С. Туманов), "Женщины" (1966, по пов. И. Велембовской, реж. П. Любимов). М. принял участие - совм. с Ю. Нагибиным и реж. И. Таланкиным - в написании сценария биогр. ф. "Чайковский" (1970, диплом на МКФ в Сан-Себастьяне, 1970). Немало ф. по сценариям М. посвящены войне и воен. поколению - "Расскажи мне о себе" (1972, реж. С. Микаэлян), "О тех, кого помню и люблю" (1974, по пов. П. Заводчикова и С. Самойлова "Девичья команда", реж. Н. Трощенко и А. Вехотко). В 1963 М. дебютировал как реж., поставив совм. с Г. Ароновым по собств. сценарию ф. "Завтрашние заботы" (по пов. В. Конецкого). В дальнейшем еще дважды обращался к кинорежиссуре - ф. "Дом без хозяина" (1969) и науч.-фантастич. ф. "Молчание доктора Ивенса" (1976, оба по собств. сценариям). Написал сценарии для мн. др. ф., в т. ч.: "Тихие воды глубоки" (1984), "Полевая гвардия Мозжухина" (1986), "Берега в тумане" (1986).

Соч.: Отчий дом. М., 1960; Алешкина любовь. Простая история. М., 1960; Дом без хозяина // Иск-во кино. 1966. № 11; Надежда и опора. М., 1983 (совм. с Ю. Черниченко).

Метод

МЕ́ТОД (от греч. μέθοδοζ - путь иссл., познания) - филос. категория, служащая для обозначения системы регулятивных принципов теоретич., практич. и духовного освоения действительности, логическая конструкция императивного характера, задающая опред. план действий. Приемы разл. видов деят-ности существенно отличаются друг от друга, их содержание во многом детерминируется предметом и хар-ром самой деятельности. Объединить разл. М. под одной категорией, не оторвав их от породивших их процедур, не поступившись спецификой каждой их группы, можно только теоретически, предварительно оговорив основание проведения подобной процедуры. Таким основанием служит понимание М. как системы нормативов, регламентирующих развитие разл. форм чел. деят-ности. С этой точки зрения, М., являясь своеобр. формой знания, выполняет функцию посредника в достижении к.-л. цели. Своеобразие М. как определ. формы знания состоит в том, что они носят императивный (предписат.) хар-р со специфич. для них языковой формой повелительного наклонения. Наконец, М. присуще сочетание продуктивных и репродуктивных свойств: последние обеспечивают преемственность разл. М., связь их с культурой, использование прошлого опыта, традиций и т. д., первые же направлены на создание нового. Наиб. распростран. М. иссл. действительности являются эмпирические (наблюдение, эксперимент, описание, измерение) и теоретические (гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, моделирование, конструирование, идеализация и др.). Оба типа М. предполагают использование общелогич. приемов познания (индукцию, дедукцию, анализ, синтез, обобщение, аналогию и др.). По степени общности различают М. конкретно-научные (М. ультразвукового анализа, испытания под высоким давлением и др.), общенауч. (системный, структурный, кибернетический, синергетический и др.) и филос. (диалектика, феноменология, герменевтика и др.). Проблема М. познания как важнейшая проблема гносеологии становится центральной в философии и науке нового времени (Бэкон, Гоббс, Декарт, 16-17 вв.). Именно в это время на осн. развития и трансформации схоластич. учений номинализма и реализма возникает сохраняющаяся в определ. форме и до наших дней дилемма эмпиризма и рационализма.

Метр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метрика

МЕ́ТРИКА (греч. μετρικά от μέτρον - мера, размер) - 1) То же, что стихосложение. В этом значении термин "М." чаще используется применит. к одной из систем стихосложения - метрической.

2) То же, что стиховедение. В таком значении термин "М." обычно употребляется применит. к тем этапам изучения стиха, к-рые носили нормативный, предписывающий характер, вырабатывая систему правил построения стиха (арабская М., антич. М. и т. д.). В этом отношении показательно назв. классич. работы по рус. стиховедению В. К. Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению рос. стихов".

3) Раздел стиховедения, изучающий строение стихотв. строки - системы стихосложения, метры и стихотв. размеры. В совр. стиховедении, разграничивающем понятия метра и ритма, этот раздел обычно называют "М. и ритмика", реже относят к обл. М. учение о сочетаниях звук. признаков стиха (гл. обр. константных), к "ритмике" - вариации этих сочетаний, имеющие, как правило, исторически изменчивый характер (обычно - доминанты и тенденции). Разграничение это условно, поск. в наст. время дифференциация понятий "метр" и "ритм" еще недостаточно разработана. Как самостоят. раздел стиховедения М. соотносится с фоникой (учением о сочетании звуков). В стиховедении принято различать: нормативную М. (см. М. во 2-м значении) как руководство по стихосложению (напр., в трудах Тредиаковского и М. В. Ломоносова); ист. М. как историю становления и развития законов строения стиха и употребительности отд. его форм; сравнительную М., изучающую типологич. и контактные связи, отношения, сходства и различия в стихе разных народов (в совр. стиховедении; является одним из методов реконструкции древнейших, несохранивш. форм стиха - общеевроп. и пр.); описат. М., занимающуюся описанием М. отд. произв., произв. одного автора, отдельного этапа в развитии стиха и пр. (гл. обр. - их стихотв. размеров, т. н. "метрич. репертуар").

4) Система стихотв. форм, употребит. в поэзии того или иного писателя, жанра, эпохи, культуры и пр. (напр., "М. Пушкина", "лирич. М.", "М. рус. поэзии 18 в.", "антич. М." и пр.). Их описание (в отличие от М. в 3-м значении) обычно включает не только собственно М., но и строфику, иногда - каталектику и рифму.

Метрология

МЕТРОЛО́ГИЯ (от греч. μέτρον - мера и λόγοζ - учение, наука) - спец. ист. дисциплина, изучающая происхождение и историю мер (единиц измерения физ. величин), существовавших в разл. эпохи у разных народов (за искл. ед. времени, к-рые изучает хронология). Без М. невозможно изучение соц.-эконом. истории. М. тесно связана с источниковедением, дипломатикой и др. спец. ист. дисциплинами, поскольку данные М. помогают установить время и место возникновения ист. источников. Особенно интересны связи М. с нумизматикой, т. к. в прошлом у мн. народов до появления монетной чеканки существовали деньги в виде слитков определ. веса, назв. к-рых совпадали с мерами веса (напр., фунт, гривна). М. изучает меры (а также системы мер) веса, длины, поверхности, жидкостей, сыпучих тел. Задачи М.: определение назв. разл. мер, определение их реальной величины, соотношений, изменений мер и их систем в простр. и во времени, пер. старинных мер в нынешнюю метрич. систему. Источники М. - как сохранившиеся веществ. пам. (монеты, гири, линейки, сосуды стандартной емкости, арх. сооружения с известными размерами), так и письменные пам. с известиями о мерах и их соотношении. Практич. М. появилась в глубокой древности в связи с развитием обмена между племенами и народами, вслед за возникновением самих мер. Древнейшие известные меры (в Вавилоне, Индии, Др. Греции и т. д.) не представляли собой точно определ. величин. Мерами длины служили части человеч. тела (локоть, палец, ступня и т. д.). Со временем стали появляться эталоны мер (разл. в разных странах, местностях, городах). В 18 - 1-й пол. 20 в. в мире большое значение имела англ. система мер, в осн. к-рой лежат фунт (мера веса, равная 453,591 г) и ярд (мера длины, равная 91,44 см). В 1790-х гг. во Франции была разработана метрич. система, гл. эталоном к-рой стал эталон метра, равный одной сорокамиллионной дуги Парижского меридиана. В теч. 19-20 вв. метрич. система была принята в большинстве стран мира. Длина метра (осн. мера системы) в 1960 определена как 1650763,73 длины волны излучения в вакууме, соотв. оранжевой линии спектра изотопа криптона с атомным весом 86.

В Др. Руси, как и в др. странах, величина мер длины, веса и т. д. не была точно установлена и колебалась в изв. пределах в разное время в разных регионах. С образованием единого Рус. гос-ва, в 16-17 вв. постепенно складывается единая система мер и ден. счета. С 18 в. наряду с традиц. рус. мерами начинают применяться меры англ. системы (фут, дюйм, фунт и т. д.). В 1835 законом были утверждены точные и единые для всей страны величины рус. мер, соотнесенные с мерами англ. системы. С 1899 в России было допущено применение метрич. системы, а с 1 янв. 1927 она была признана единств. системой мер в СССР. М. как науч. дисциплина в нашей стране появляется в 1820-е гг. (А. И. Ламберти) и развивается в работах П. Г. Буткова, Ф. И. Петрушевского, Д. И. Прозоровского, А. И. Никитского и др. В сов. период наиб. значит. вклад в развитие М. внесли Б. А. Рыбаков, Л. В. Черепнин. Е. И. Каменцева, И. В. Устюгов. В наст. время изучение курса М. обязательно для студентов-историков в вузах.

Метрополитен

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Метрополь"

"МЕТРОПО́ЛЬ" - лит. альманах, ставший поводом крупнейшего общественно-полит. скандала в СССР 70-х гг. Продолжил традицию лит. альманахов либерального направления "Лит. Москва" (1956) и "Тарусские страницы" (1961), с воодушевлением принятых культурной общественностью, но подвергшихся жестоким нападкам сов. критики из-за нек-рого несоответствия идеологич. стандартам. В "М." участвовали 23 сов. писателя; большинство представленных ими произведений ранее по цензурным соображениям было отвергнуто сов. изд-вами. Среди авторов: В. Аксенов, Ю. Алешковский, Б. Ахмадулина, А. Битов, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Ф. Горенштейн, Ф. Искандер, С. Липкин, Е. Попов, Г. Сапгир. Наряду с поэзией и худож. прозой, в "М." была представлена также религ.-филос. публицистика (В. Тростников). Составители (В. Аксенов, А. Битов, В. Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов) сначала предложили СП СССР организовать его бесцензурное издание, а когда предложение было отвергнуто, устроили в одном из моск. кафе 23 янв. 1979 нечто вроде презентации альманаха, изготовленного в 8 экз. "М." после этого начал распространяться в "самиздате", а затем был издан его фотомеханический репринт в США (1979). К издателям и авторам властями был применен ряд карательных мер: одних не печатали, других не выпускали за рубеж, а кого-то, напротив, принудили к эмиграции из страны.

"Механисты"

"МЕХАНИ́СТЫ" - группа сов. философов и естествоиспытателей (Л. И. Аксельрод-Ортодокс, В. М. Сарабьянов, А. К. Тимирязев и др.), в сер. 1920-х - нач. 1930-х гг. отстаивавших тезис о сведении философии к общ. выводам естествознания. Придерживались редукционист. трактовки соотношения простого и сложного: стремились показать, что все в мире может быть интерпретировано в терминах классич. механики и физико-хим. взаимодействий. Позиция "М." - марксистский вариант механистич. материализма и позитивизма.

Меценат

МЕЦЕНА́Т - богатый и влиятельный покровитель иск-в и худож. образования. От имени рим. всадника Гая Цильния М., который вошел в историю тем, что покровительствовал молодым поэтам (Вергилию, Горацию, Проперцию и мн. др.).

В России М. играли большую роль в организации музеев, худож. промыслов, создании худож. уч-щ. Меценатство и благотворительная деят-ность - покровительство художникам, литераторам и музыкантам - были одной из обязанностей членов имп. фамилии; особ. прославились: имп. Мария Федоровна, имп. Николай I, имп. Александр III, вел. княгини Екатерина Павловна, Елена Павловна, Мария Николаевна, Мария Павловна (супруга Владимира Александровича), вел. кн. Георгий Михайлович. Первым рус. М. был И. И. Шувалов. Крупнейшими рус. частными М. были: А. С. и С. Г. Строгановы, А. Л. Штиглиц, П. М. и С. М. Третьяковы, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов, М. К. Тенишева, С. И. и П. И. Щукины, И. А. и М. А. Морозовы, Ф. И. Прянишников, Е. И. Набокова.

Меццо-сопрано

МЕ́ЦЦО-СОПРА́НО (от итал. mezzo - средний и soprano) - средний жен. голос. Примерный диапазон, употребляемый в сольном пении: ля - си. В хоре исполняют партии первых альтов. Для лирич. М.-С предназначены партии Кармен, Весны, для драматич. М.-С. - Княгини, Азучены, Амнерис. Среди выдающихся рус. М.-С: Н. А. Обухова, С. П. Преображенская, В. А. Давыдова, М. П. Максакова, Е. В. Образцова, И. К. Архипова.

Меццо-тинто

МЕ́ЦЦО-ТИ́НТО (итал. mezzo tinto - полутоновый) - вид углубл. гравюры на металле. Металлич. доска покрывается большим кол-вом мелких углублений и, становясь зернистой, дает при печати ровный черный тон. Места, к-рые должны быть светлыми, выглаживаются. Способ М.-Т. дает глубокий бархатистый тон и разнообр. светотеневые переходы. Техника М.-Т. изобретена нем. мастером Л. Зигеном в сер. 17 в.; шир. распространение получает в европ. печатной технике в 18 - нач. 19 в. В России (18 в.) этот способ связан гл. обр. с именами И. Штенглина и И. Селиванова. Осн. применение находит в сфере воспроизв. картин.

Меч

МЕЧ - вид рубящего и колющего хол. оружия, применявшийся в ср. века и ранее в пехоте и коннице. В антич. времена М. были короткие (римский гладиус, скифский акинак - в осн. колющего действия), длинные (римский спата) и рубящие. В ср. века М. в основном комбинир. действия. Тогда же в Зап. Европе появились двуручные М., не получившие широкого распространения. С 16 в. в связи с распространением огнестр. оружия М. выходит из употребления и заменяется саблей, палашом, шпагой. К 19 в. М. как оружие не используется, хотя и были случаи стилизации нек-рых образцов холодного оружия в России под русские М. (напр., арт. тесак образца 1834), что имело скорее иделогич., чем воен. значение.

Мечников Ил. Ил

МЕ́ЧНИКОВ Ил. Ил. (1845-1916) - биолог и патолог. Поч. чл. Петерб. АН (1902). Лауреат Ноб. пр. (1908, совм. с П. Эрлихом). Род. в с. Ивановка Харьковской обл. В 1864 окончил Харьковский ун-т. Работал в Германии у Р. Лейкарта и К. Зибольта и в Италии по спец. эмбриология беспозвоночных животных. В 1867 в Петербурге защитил магистерскую, в 1868 докт. дисс. В 1870-82 - проф. Новорос. ун-та в Одессе. Вышел в отставку в знак протеста против реакционной политики в обл. просвещения. Организовал в Одессе частную лабораторию. В 1886 совм. с И. Гамалеей организовал первую рус. бактериологическую станцию по борьбе с инфекц. заболеваниями. В 1887 покинул Россию и уехал в Париж, где работал в лаборатории ин-та Л. Пастера. С 1905 - зам. директора этого ин-та. Находясь за границей, поддерживал науч. контакты с рус. учеными. Умер в Париже. М. стал (вместе с А. Ковалевским) одним из основоположников сравн. и эволюц. эмбриологии (1866-86), обнаружил явления фагоцитоза (1882), на этой основе разработал сравн. патологию воспаления (1892), а в дальнейшем фагоцитарную теорию иммунитета (1901). Многие работы М. посвящены эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулеза и пр. инфекц. заболеваний. Занимался биол. и филос. проблемами старения ("Этюды о природе человека", 1904; "Этюды оптимизма", 1907). М. стал создателем первой рус. школы микробиологов, иммунологов; участвовал в создании науч. учреждений, разрабатывающих формы борьбы с инфекц. заболеваниями.

И. И. Мечников

И. И. Мечников

Мечников Лев Ил

МЕ́ЧНИКОВ Лев Ил. (псевд. Леон Бранди, Эмиль Денегри, В. Басардин) (1838-88) - писатель, публицист, обществ. деятель, предст. геогр. школы в социологии. Учился в ряде отеч. ун-тов, но репрессии из-за участия в студ. движениях прервали обучение и заставили перебраться за границу. В 1860 М., сражаясь под знаменами Гарибальди, был искалечен взрывом и остался хромым на всю жизнь. Дружил с А. И. Герценом. Последние пять лет жизни М. заведовал каф. сравнит. статистики и географии Невшательской акад. (Швейцария), работал над объемным культурологич. соч., к-рое не успел закончить. Осн. труд М. "Цивилизация и великие ист. реки" был издан после смерти ученого на франц. яз. (1889), позднее появился на рус. яз. Он сразу же вызвал широкий отклик. Гл. внеш. силой, воздействующей на обществ. прогресс, М. считал геогр. среду. Решающий компонент среды - вод. артерии (моря, реки, озера, океаны). В завис. от освоения чел. той или иной артерии история делится на три эпохи (цивилизации): "речную", в к-рой преобладала деспотич. солидарность (Др. Египет, Индия, Китай); "морскую", к-рая началась с эпохи Вел. геогр. открытий и привела к победе ценостей капитализма, и будущую "океаническую" (или "всемирную"), в к-рой степень свободы единения людей будет максим. Наряду с гидрофактором М. отмечал и внутр., соц. факторы прогресса.

Соч.: Социологические очерки // Дело. 1880. № 7; Школа борьбы в социологии // Дело. 1884. № 4, 5; Геогр. теория развития ист. народов // Вестн. Европы. 1889. № 3.

Лит.: Федоров М. Г. Рус. прогрессивная мысль 19 в. от геогр. детерминизма к ист. материализму. Новосибирск, 1972; Социологическая мысль в России. Л., 1978. Гл. 3.

Мещане

МЕЩА́НЕ - сословная гр. внутри гор. нас. дорев. России. На терр. Галицко-Волынской Руси термин появляется уже в 13 в., но в форме "местичь", т. е. житель "места" - гор. поселения. Была изв. и форма "местничь". В 14-15 вв. в Вел. кн-ве Литов. термин "М". распространяется как заимств. из чеш. (посредством польск. яз.). На терр. Белоруссии впервые он фиксируется в 1388. Вполне возможно, что он употреблялся для обозначения определ. категории гор. нас. (как житьи люди в Новгороде), однако со вр. он стал обозначать и всю гор. общину. Из Польши и Вел. кн-ва Литов. это понятие начинает со временем распространяться и в Моск. гос-ве. В 17 в. в Москве была Мещанская слобода, насел. выходцами из зап.-рус. и польско-литов. городов. По "Грамоте на права и выгоды городам Российской империи", изд. в 1785, М. наз. горожане, отнесенные к 3-му и 6-му разрядам, т. е. осн. масса посадских и ремесленников. Владея капиталом на сумму менее 500 руб., М. не могли записаться в купечество. В отличие от купцов, М. платили подушную подать, не были освобождены от телесных наказаний, рекрутской повинности. Принадлежность к М. носила наследств. характер. При этом разбогатевшие М. могли свободно переходить в купечество, а купцы, разоряясь, попадали в разряд М. После реформ 60-70-х гг. 19 в., отменивших ряд сословных ограничений для М., последние в осн. своей массе представляли собой мелкую гор. буржуазию. М. каждого города образовывали особое мещанское об-во, во гл. к-рого стояли выборные должностные лица - староста и его помощник (десятник). В Петербурге, Москве и Одессе существовали собрания мещанских старшин и мещанские управы. На протяжении 19 и особенно 20 в. с легкой руки мн. писателей, поэтов, публицистов термин приобретает оттенок презрительности, близкий по значению слову "обыватель".

Мещанинов Ив. Ив

МЕЩАНИ́НОВ Ив. Ив. (1883-1967) - археолог, языковед; ученик Н. Я. Марра в обл. кавказоведения и последоват. приверженец его учения, отчасти трансформированного им в сторону сближения с типологич. и сравнит.-историч. методами яз.-знания. М. - выпускник юрид. ф-та Петерб. ун-та (окончил его в 1907; стажировался в 1905 в Гейдельбергском ун-те), а также Археолог. ин-та в Пб. (окончил в 1910), где специализировался по археологии Др. Востока. В 1919-34 -ассистент, дейст. чл. и уч. секретарь Ин-та материальной культуры. Одновременно (с 1919) как вольнослушатель изучает груз., урартский и хеттский языки на Восточ. ф-те Петрогр. ун-та. С 1925 читает лекции по урарт. яз. в Азерб. ун-те, занимается изучением яз. и археологии Кавказа. В 1928 защищает докт. дисс. "Халдоведение. История др. Вана" (1928). С 1928 работает в Ин-те живых вост. яз. (впосл. Ленингр. вост. ин-т). С 1928 дейст. чл. Гос. Академии истории матер. к-ры, с 1932 - АН СССР. В 1933 назначен дир. Ин-та антропологии и этнографии, в 1935 - дир. Ин-та яз. и мышления, а также деканом лингвистич. ф-та Ленингр. Ин-та филос. и лит-ры, возглавляет каф. общего яз.-знания и сев. яз. Ленингр. ун-та. В 1934-50 руководил Отд. яз. и лит-ры, был чл. Президиума АН СССР. С 1945 член АН Азерб. ССР. За свой научный труд был награжден орденами и медалями, дважды лауреат Стал. премии, Герой Соц. труда. В истории отеч. яз.-знания остается крупным организатором науки и теоретиком. Иссл. М. направлены на изучение лингвистич. типологии, строя предложения, системы язык. категорий, отображающих связи яз. с мышлением.

Соч.: Граммат. строй урарт. языка. М.; Л., 1958-62. Т. 1-2; Проблемы развития языка. Л., 1975; Члены предложения и части речи. Л., 1978; Глагол. Л., 1980.

Мещерский Никита Ал-др.

МЕЩЕ́РСКИЙ Никита Ал-др. (1906-87) - филолог-русист; иссл. культур др. и христ. Востока. В Петрогр. (Ленингр.) ун-те (1922-25) изучал египтологию под рук. Н. Д. Флиттнер и В. В. Струве, в аспирантуре (1926-28) занимался семитологией у П. К. Коковцова. Неск. лет жил частными уроками, преподаванием иностр. языков в разл. уч. заведениях, одноврем. участвуя в работах акад. В. М. Истрина по изучению источников др.-рус. пер. "Иудейской войны" Иосифа Флавия (перевел сирийскую версию памятника, определил происхождение ряда интерполяций в слав. версии), а также в работах С. В. Юшкова по подготовке критического издания "Рус. правды". Занимался совр. церковно-обществ. вопросами, участвовал в деят-ности молодежных христ. кружков и Александро-Невского братства. В февр. 1932 арестован, осужден по ст. 58-10 ("антисов. агитация") на 5 лет, к-рые провел на лесоразработках Свирьлага. По освобождении ему запрещено проживание в крупных городах, преподавал рус. яз. и лит-ру в провинциальных школах и вузах (Оренбург, Бугуруслан, Петрозаводск). Приобрел специальность филолога-русиста, к-рую сочетал с полученным ранее востоковедным и классич. образованием, исследуя древнерус. переводные памятники в их отношении к иностранным архетипам. Важнейшей заслугой М. является доказательство того, что в домонг. Руси пер. библейских текстов могли осуществляться непосредственно с древнееврейского. В 1946 защитил в Ленинграде канд. дисс. по др.-рус. пер. еврейской кн. "Есфирь", в 1958 - докт. дисс. по пер. "Иудейской войны" Иосифа Флавия, к-рый впервые издал (по 30 спискам). С 1963 - зав. каф. рус. яз. в ЛГУ, где воссоздал школу изучения др.-рус. переводных памятников. Внес значительный вклад в изучение рус. лит. языка на всем протяжении ист. существования письменности, особенно в древний период.

Соч.: К вопр. о переводной письменности Киевского периода // Учен. зап. Карельского пед. ин-та. 1956. Т. 2, вып. 1. С. 198-219; "История Иудейской войны" Иосифа Флавия в др.-рус. пер. М.; Л., 1958; Новгородские грамоты на бересте как памятники др.-рус. лит. языка // Вестн. ЛГУ. 1958. № 2. С. 93-108; Следы памятников Кумрана в старослав. и др.-рус. литературе: (К изучению слав. версий Книги Еноха) // Труды Отд. древнерус. лит. М.; Л., 1963. Т. 19. С. 130-147; Источники и состав древней славянорусской переводной письменности 9-15 веков. Л., 1978; История рус. лит. языка. Л., 1981; Слово о полку Игореве / Подгот. текста, пер. на совр. рус. яз., коммент. Н. А. Мещерского, А. А. Бурыкина. 3-е изд. Л., 1985. (Б-ка поэта. Большая сер.).

Лит.: Алексеев А. А. Никита АлександровичМещерский (1/14.I.1906-3.III.1987): (Некролог) // Труды Отд. др.-рус. лит. Л., 1988. Т. 41. С. 452-456.

Мигай Сер. Ив

МИГА́Й Сер. Ив. (1888-1959) - певец (лирич. баритон). Нар. арт. РСФСР (1939). Род. в семье священника. С шести лет пел в церк. хоре. В 1907-09 учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та, одноврем. занимался вокалом в Петерб. конс. (кл. С. Гебеля). В 1909 исключен из ун-та за участие в студенч. волнениях. В тот же год поступил на юрид. ф-т Новорос. ун-та, одноврем. в 1909-11 обучался пению в Одесском муз. уч-ще (кл. Ю. Рейдер). В 1911 принят в Большой т-р, где выступал до 1924 и в 1927-30 (гастролировал здесь в 1935-36). Продолжал обучаться пению у М. Баттистини, под рук. к-рого подготовил неск. партий. В 1921 впервые выступил в Петрограде. В 1924-26 и в 1929-41 - солист Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1925-35 гастролировал по городам России. Обладал сильным ровным гибким голосом чарующего "бархатного" тембра и шир. диапазона (св. двух октав), виртуозной техникой, мастерством филировки. Безупречная кантилена и легкие, непринужд. верх. ноты позволяли с успехом выступать в лирич. и драм. партиях. Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Князь Игорь ("Князь Игорь" А. Бородина), Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Мизгирь ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Мазепа, Роберт, Онегин ("Мазепа", "Иоланта", "Евгений Онегин" П. Чайковского). Репертуар певца насчитывал 65 партий. В 1912-46 вел концертную деят-ность. В камерном репертуаре насчитывалось св. 500 произв. В 1948-59 преподавал в Моск. конс. (с 1952 проф.).

Миддендорф Ал-др-Теодор

МИДДЕНДО́РФ Ал-др-Теодор (Ал-др Фед.) (1815-94) - натуралист, путешественник, академик, непремен. секретарь Петерб. АН. Закончил Дерптский ун-т. В 1837 получил степень д-ра медицины. С 1839 - адъюнкт по кафедре зоологии в ун-те Св. Владимира в Киеве. В 1840 участвовал в экспедиции К. Бэра в Лапландию. В 1843-44 по поручению АН совершил путешествие по Сибири. В 1850 избран орд. академиком, а с 1855 непремен. секретарь АН. Однако расстроенное в Сибири здоровье заставило М. в 1857 покинуть Петербург и поселиться в своем имении в Лифляндии. В 1867 М. сопровождал в путешествии по России вел. кн. Алексея Александровича, в 1869 вел. кн. Владимира Александровича, а в 1870 вел. кн. Алексея Александровича в поездке по Белому морю и на Н. Землю. М. принадлежит ряд ценных иссл. по русской фауне, совр. и древней географии. В честь М. названы мыс на Сев. о-ве Н. Земли и залив на п-ове Таймыр. М. несколько лет был управляющим в принадлежащем вел. кн. Елене Павловне с. Карловка Полтавской губ. Вел селекционную работу в коневодстве и скотоводстве.

Лит.: Леонов Н. И. Александр Федорович Миддендорф. М., 1967.

Предыдущая страница Следующая страница