Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 7, "МИК"-"МИР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 7, "МИК"-"МИР")

Микетти Никколо

МИКЕ́ТТИ Никколо (ок. 1675-1758) - итал. архитектор, ученик К. Фонтана. Его арх. деятельность продолжалась с 1702 по 1758. М. исполнил неск. вариантов проекта оформления фонтана Треви в Риме (1704-05), построил ряд капелл в римских церквах. После смерти своего учителя М. продолжал его работы, в частн., был назначен арх. на постройку приюта Сан Микеле - огромного здания на берегу Тибра. Ю. И. Кологривов характеризовал М. Петру I как "доброго арх. и искусного механика" и по поручению царя пригласил его на рус. службу с окладом 3 тыс. руб. в год. М. работал в России с 1718 по 1723, однако оставался здесь только на период строит. сезона, к-рый тогда продолжался в С.-Петербурге с мая по сент. Ежегодно в сент. он уезжал в Италию под предлогом закупки мрамора, скульптур и пр. материалов и оставался там до следующей весны. Но истинной причиной его ежегодных длит. отлучек было руководство стр-вом итал. объектов по собств. проектам В России М. проектировал Екатеринентальский дворец в Кадриорге под Таллинном (1718-19), проектировал и руководил сооружением фонтанов и каскадов в Петергофе (1720-22), дворца и каскадов в Стрельне (1720-22), фонтанов в Летнем саду (1720-23), проектировал маяк в Кронштадте (1721-22). Уехав в очередной раз в 1723, М., как обычно, собирался приехать весной следующего года, но из-за болезни вынужден был задержаться, а потом, несмотря на неоднократные запросы, так и не получил разрешения вернуться и продолжал работать на родине. В России наиб. значит. работами М. остались Екатеринентальский и Стрельнинский дворцы, а также фонтаны и каскады в СПб. и пригородах.

Микешин Мих. Осип

МИКЕ́ШИН Мих. Осип. (1835-96) - скультор, живописец, иллюстратор, карикатурист. Род. в Смоленской губ. Учился в Петерб. АХ в классе батальной живописи (1852-58) у Б. П. Виллевальде; с 1869 - акад. М. известен проектами скульптур, памятников: "Тысячелетие России" в Новгороде, 1862; Екатерина II в Петербурге, 1873; Богдан Хмельницкий в Киеве, 1888; многочисл. илл. к произв. Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, карикатурами, лубочными картинками. В 1876-78 издавал ж. "Пчела". Для тв-ва М. характерна ориентация на традиции рус. академизма.

Лит.: Савина А. М. О. Микешин. М., 1971.

Фрагмент памятника «Тысячелетие России». Новгород. Скульптор М. О. Микешин. 1862

Фрагмент памятника «Тысячелетие России». Новгород. Скульптор М. О. Микешин. 1862

Миклухо-Маклай Ник. Ник

МИКЛУ́ХО-МАКЛА́Й Ник. Ник. (1846-88) - антрополог, этнограф, географ, анатом, зоолог; выдающийся путешественник; обществ. деятель-гуманист. В 1864 за участие в студенч. сходках отчислен из СПб. ун-та без права поступления в высш. уч. заведения России. Учился в Германии, окончил (1868) Иенский ун-т. Науч. иссл. М.-М. посвящены сравнит. анатомии мор. губок, мозга акул и др. вопросам зоологии (в 1869 он совершил путешествие на побережье Красного м. для изучения мор. фауны), культуре и быту нас. посещаемых стран, антропологич. и этнографич. проблемам. Выдвинул теорию формирования расовых и культурных признаков народов под влиянием природной и соц. среды, для обоснования к-рой предпринял ряд путешествий, ставивших непоср. целью изучение "папуасской расы". Два его путешествия на сев.-вост. берег Гвинеи (назв. впосл. "Берегом Маклая"), где он в теч. мн. месяцев один жил среди папуасов (сент. 1871 - дек. 1872, июнь 1876 - нояб. 1877), принесли ему широчайшую известность в цивилиз. мире. В России 70-80-х гг. он пользовался исключит. популярностью, хотя и жил мн. годы (1878-82, 1884-86) вдали от родины, в Австралии. Дневники обеих эксп., увидевшие свет только в 1923, вошли в мир. лит-ру путешествий. М.-М. предпринял также эксп. на зап. (1874) и юж. (1880, 1881) берег Н. Гвинеи, на Филиппины и в Индонезию (1873), на п-ов Малакка, где изучал племена семангов и сакаев (1874-75), в Зап. Микронезию и Сев. Микронезию и т. д. Опубликовал в России и за рубежом б. 100 работ по разл. вопросам антропологии, этнографии, зоологии, сравнит. анатомии, географии и др. Все они основаны на мат-лах собств. наблюдений автора и содержат богатейший фонд фактов, во многом сохраняющий значение до наст. времени. Наиб. значимым было то, что М.-М. удалось изучать жизнь, быт, культуру первоб. об-ва накануне прихода европейцев. М.-М. прославился неутомимой деят-ностью в защиту коренного населения Океании от колонизаторов, борьбой за создание на берегу Н. Гвинеи независимого гос-ва - Папуасского союза. В совр. Папуа - Новой Гвинее М.-М. почитается как один из выдающихся ист. деятелей и исследователей страны. Рано уйдя из жизни, М.-М. не успел завершить работу над обобщающим трудом. Долгое время его имя пребывало в забвении. Богатство его науч. наследия и значимость обществ. деят-ности заново открылись в 30-50-х гг. 20 в., когда, в част., увидело свет его Собр. соч. в 5 т. (6 кн.) (М.; Л., 1950-54).

Соч.: Собр. соч. М., 1990-96. Т. 1-5.

Лит.: Путилов Б. Н. Н. Н. Миклухо-Маклай: Путешественник, ученый, гуманист. М., 1985.

Микула Селянинович

МИКУ́ЛА СЕЛЯНИ́НОВИЧ - герой былины "Вольга и Микула". М. С., его лошадь и плуг описываются как идеально прекрасные (по понятиям эпоса), он запахивает огромные пространства, выбрасывая из-под плуга большие камни и пни. Дружина Вольги не в силах сдвинуть его плуг с места, а М. С. одной рукой забрасывает его за куст. Конь Вольги не может поспеть за лошадью М. С. Идеализир., гиперболич. образ богатыря-пахаря - уникальный в слав. эпосе. В рус. лит-ре М. С. стал воплощением величия, красоты крест. труда и могучей мужицкой силы. Микула носит фактически то же имя что св. Николай (Микола), поэтому былину о встрече Микулы и Вольги (князя, персонажа, четко связанного с дружиной) интерпретируют как отражение основного мифа и противопоставления дружинного бога Перуна и не связанного с княжеской дружиной Волоса / Велеса.

Милиция

МИЛИ́ЦИЯ (от лат. militia - войско) - адм.-исполнит. орган гос-ва, призваный обеспечить охрану обществ. порядка, гос. собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, орг-ций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобществ. действий. Термин "М." появился в Др. Риме, где он обозначал службу солдатом-пехотинцем. В России термин "М." появился в нач. 19 в. - т. н. земское войско в 1806-07. В кон. 19 в. так назывались добровольч. формирования, выставлявшиеся нас. Кавказа и Закаспийской обл. (постоянная конная М.). Как обозначение правоохранит. органа термин "М." стал использоваться в России весной 1917.

Миллер Вс. Фед

МИ́ЛЛЕР Вс. Фед. (1848-1913) - фольклорист, языковед, этнограф, археолог. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. Глава "ист. школы" в отеч. фольклористике, один из крупнейших дорев. исслед. рус. нар. эпоса ("Очерки рус. народной словесности". В 3-х т. М., 1897-1924). Обосновывал теорию первонач. возникновения былин в виде поэтич. сказаний о конкр. событиях и реальных истор. лицах с последующим превращением их в песни сказочного, героико-фантастич., новеллистич. хар-ра. Гл. задачу М. видел в восстановлении исходного - конкретно-ист. субстрата былинных сюжетов и в ист. идентификации былинных персонажей. М. развивал также концепцию аристократич. происхождения былин, лишь в ходе разрушения ставших достоянием крест. среды. Совр. эпосоведение показало методологич. ошибочность теорий "ист. школы" и уязвимость фактич. аргументации М. Тем не менее работы М. сохраняют значит. ценность благодаря обилию собранного материала и ряду частных наблюдений, в частн., над геогр. распределением былин, сказительством и т. п. Характерно, что памяти М. посвящали работы такие фольклористы, решительно далекие от ист. школы, как Р. О. Якобсон и В. Н. Топоров. Значителен вклад М. в иранистику (исследование языка, этнографии, фольклора и археологии осетин ("Осетинские этюды", ч. 1-3. М., 1881-87) и кавказоведение. В этой области его учеником был совсем юный Н. С. Трубецкой. Гл. труды по рус. эпосу: "Экскурсы в область рус. нар. эпоса" (1892), "Очерки рус. нар. словесности" (т. 1-3, 1897-1924).

Миллер Герард Фридрих

МИ́ЛЛЕР Герард Фридрих (Фед. Ив.) (1705-83) - историк, археограф, этнограф и картограф. Род. в Герфорде (Германия). Учился в Лейпц. ун-те. В 1725 приехал в Россию. С 1725 - адъюнкт, с 1731 - проф. В 1728-30 и 1754-65 - конференц-секр. АН. Издавал "Рус. ист. сборник" (1732-65, 9 тт. на нем. языке) - первое изд., основательно знакомившее иностранцев с Россией и ее историей. По поручению Академии принял участие во 2-й Камчатской эксп. (1732-43). Совершил путешествие по рекам и суше Зап. и Вост. Сибири, собрал богатый мат-л ист., этногр., экон. и ист.-геогр. характера в местных архивах (сиб. эксп. Г. Ф. Миллера и И. Г. Гмелина). Составил обобщающие карты сев.-вост. Азии и сев. части Тихого ок. Прочитанная им 6 сент. 1749 на торжеств. собр. Академии латинская лекция "О происхождении народа и имени руссов", в к-рой М. развивал положения Байера о скандинавском происхождении варягов (руси), дала повод противникам М. обвинить его в умалении достоинства рус. народа. За эту лекцию М. был подвергнут гонениям (вплоть до врем. разжалования из акад. в адъюнкты). В 1750 М. опубликовал первый том "Описания Сибирского царства". В 1755-65 редактировал "Ежемес. сочинения" - первое науч. периодич. изд. на рус. языке. Автор ист. тр.: "О летописце Несторе" ("Ежем. соч.", 1755), "Известие о запорожских казаках" (1760), "О начале Новгорода и происх. рос. народа" (1761) и др. С 1766 - нач. моск. Архива иностр. коллегий. Др. тр.: "История Сибири" (тт. 1-2, 1737-41), "Описание морских путешествий по Ледовит. и по Вост. морю, с рос. стороны учиненных" (1758). Собрал знаменитую коллекцию копий док-тов по рус. истории ("портфели Миллера"). Впервые опубликовал ряд источн. и соч. по рус. истории: "Степенную книгу", Судебник 1550 (с комм. В. Н. Татищева), "Историю российскую" Татищева, письма Петра I к Б. П. Шереметеву и др.

Г. Ф. Миллер. План Москвы. Кон. 17 в.

Г. Ф. Миллер. План Москвы. Кон. 17 в.

Миллер Евг. Карл

МИ́ЛЛЕР Евг. Карл. (1867-1937) - ген.-лейт. Рос. имп. армии, один из вождей Белого дела. Выпускник Академии Ген. штаба, служил на разл. штабных и командных должностях, был воен. атташе в европ. странах. Во время 1-й мир. войны был нач. штаба 5-й армии, ком. 26-го арм. корпуса, предст. Ставки при итал. командовании. В 1919 - нач. 20-х гг. возглавлял Белое движение на С. России, занимал последовательно должности ген.-губернатора Сев. обл., главнокоманд. всеми рус. войсками на Сев. фр., гл. нач. края, воен. мин. и управляющего иностр. делами Врем. пр-ва Сев. обл. В февр. 1920 с остатками войск был эвакуирован из Архангельска. За границей активно участвовал в деят-ности эмигрант. орг-ций, в 1930-37 - пред. Рус. Общевоинского союза. 22 сент. 1937 похищен в Париже агентами НКВД, вывезен в СССР и расстрелян в Москве.

Миллер Орест Фед

МИ́ЛЛЕР Орест Фед. (1833-89) - фольклорист, историк рус. лит-ры, критик, публицист. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. Гл. труд М. - монография "Илья Муромец и богатырство киевское" (СПб., 1869), где на основе сравнит. анализа рус. и юж.-слав. эпоса содержание и образы былин истолковывались последовательно в духе миф. теории и славянофильских идей. Заслугой М. - автора монографии - явл. впервые примененный анализ всех известных вариантов эпоса (былин и их параллелей в других традициях) и идея "слоевого состава", т. е. снятия последовательных хронол. наслоений в эпосе. Первый очерк рус. фольклора наряду с историей лит-ры появился уже в книге "Опыт ист. обозрения рус. словесности" (1863, с Хрестоматией). Ун-тетские лекции составили кн. "Рус. литература после Гоголя" (1874).

Милонег Петр

МИЛОНЕ́Г Петр (кон. 12 - нач. 13 в.) - смоленский зодчий, друг кн. Рюрика Ростиславича. Строитель набережной и подпорной стены Выдубицкого мон. в Киеве (1199). По нек-рым гипотезам, был автором Пятницкой ц. в Чернигове (кон. 12 - нач. 13 в.) - кирпичного 4-столпного одноглавого храма почти центрич. композиции с орнамент. пластич. деталями, близкими прикл. иск-ву, и росписями в нишах на фасаде; церковь, посв. покровительнице земледелия и торговли Параскеве-Пятнице, была размещена на торжище и отражала худож. вкусы посадского люда.

Милонов Мих. Вас.

МИЛО́НОВ Мих. Вас. (1792-1821) - поэт. Из дворянской семьи. Образование получил в Моск. ун-тетском Благородном пансионе (с 1803) и Моск. ун-те (1805-09). По окончании - на службе в Мин-ве внутр. дел, Мин-ве юстиции (с 1811), в Комиссии по оказанию помощи пострадавшим от неприятеля жителям Москвы (1813-14), Департаменте духовных дел (с 1818), Провиантском департаменте Воен. мин-ва (с 1819). Чл. Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (с 1810), сотр. "Вестника Европы", ж. "Благонамеренный" и др. Приобрел известность как гражд. поэт, сатирик, элегик ("К Рубеллию. Сатира Персиева", 1810; "Уныние", 1811; "Падение листьев", 1819 и др.). Единствен. прижизненное собр. произв. М. ("Сатиры, послания и др. мелкие стих.") вышло в 1819.

Милорадович Мих. Анд

МИЛОРА́ДОВИЧ Мих. Анд. (1771-1825) - воен. деятель, ген. от инфантерии (1809), гр. (1813). М. происходил из герцеговинского рода, переселившегося в Россию при Петре I. Образование получил в Кенигсбергском, Геттингенском ун-тах. В 1788 в чине поручика участвовал в швед. походе. В 1798 М. назначен шефом Апшеронского мушкетерского полка в чине ген.-майора. М. был дежурным ген. в штабе А. В. Суворова во время Итал. и Швейц. походов 1799. Во время отступления армии М. И. Кутузова в 1805 М., командуя бригадой, отличился в сражениях при Амштеттене и Кремсе. В рус.-тур. войне 1806-12 М. командовал корпусом, к-рый в дек. 1806 освободил Бухарест, за что был награжден зол. с бриллиантами шпагой с надписью "За храбрость и спасение Бухареста", также отличился в сражении при Рассевате (1809). В 1810 назначен воен. губернатором Киева. В нач. Отеч. войны 1812 М. было поручено формирование в Калуге резервных войск. В Бородинском сражении командовал прав. крылом 1-й армии, после чего, возглавив арьергард, обеспечил тарутинский маневр рус. армии. В битве под Лейпцигом М. командовал рус. и прус. гвардиями. В 1814 назначен ком. гв. корпуса, в 1818 - СПб. воен. ген.-губернатор. Во время восст. 14 дек. 1825 был смертельно ранен П. Г. Каховским. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Миль Мих. Леонт.

МИЛЬ Мих. Леонт. (1909-70) - ученый и конструктор вертолетов, д-р техн. наук (1945). По окончании в 1931 Новочеркасс. авиац. ин-та работал в Центр. аэрогидродинамич. ин-те (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского. В 1936-43 инж. и зам. гл. конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам; в 1943-47 - науч. сотр., затем нач. лаб. в ЦАГИ. С 1947 - гл. конструктор, а с 1964 - ген. конструктор опытного КБ по вертолетостроению. Под рук. М. в 1951 был сконструирован первый сов. серийный трехместный вертолет МИ-1. В дальнейшем руководимый М. коллектив создал ряд вертолетов (МИ-2, -4, -6, -8, -10, -10К, В-12 и др.), на к-рых установлено 60 офиц. мир. рекордов.

Милюков Пав. Ник

МИЛЮКО́В Пав. Ник. (1859-1943) - полит. деятель, один из лидеров партии кадетов, историк культуры, публицист. Род. в Москве, учился в г-зии, в 1877 поступил на филол. ф-т Моск. ун-та. После окончания ун-та в 1882 был оставлен для подготовки к проф. званию, с 1885 приват-доц. В 1892 защитил магистер. дисс. "Гос. х-во России в 1-й четверти 18 столетия и реформа Петра Великого". В 1895 уволен из Моск. ун-та за участие в обществ. чтениях в Ниж. Новгороде. Будучи сослан на 3 года в Рязань, начинает работать, а в 1896-1903 публикует свой фундам. труд "Очерки по истории рус. культуры" (М., 1993-95). Тщат. исследуя в нем нац.-ист. особенности формирования рус. самосознания и отеч. культуры, он постоянно подчеркивает неотделимость рос. истории от идей развития европ. цивилизации. В 1900 арестован в Петербурге и заключен в тюрьму в "Кресты". После выхода из тюрьмы приглашен для чтения лекций в США и Англии. Активно участвовал в создании "Союза освобождения", а в окт. 1905 в образовании партии "Народной свободы" (кадетов), с 1907 пред. ее ЦК. Депутат 3-й и 4-й Гос. думы, один из лидеров Прогрес. блока. После выхода в 1909 сб. "Вехи" М. принимает самое активное участие в дискуссии о судьбах и оценках рус. интеллигенции, написав глубокую альтернативную статью "Интеллигенция и ист. традиция" (1909-10). После Февр. рев-ции мин. иностр. дел Врем. пр-ва, но в апр. 1917 вынужден уйти в отставку в рез. протеста рабочих и солдат против его политики "войны до победного конца". Однако продолжал свою полит. деят-ность в качестве пред. ЦК кадетской партии, чл. "Совета обществ. деятелей". После Окт. рев-ции М. принял участие в создании Добровольч. армии, в налаживании контактов как со странами Антанты, так и с Германией. С 1920 М. в эмиграции, сначала в Англии, затем во Франции. Издавал в Париже газ. "Последние новости", написал "Историю второй рус. рев-ции", в последние годы работал над "Воспоминаниями". В период 2-й мир. войны М. высказался за победу Кр. армии над фаш. Германией. Умер на юге Франции.

Министр Временного правительства П. Н. Милюков. Петроград. 1917

Министр Временного правительства П. Н. Милюков. Петроград. 1917

Милютин Дм. Ал

МИЛЮ́ТИН Дм. Ал. (1816-1912) - гос. и воен. деятель 2-й пол. 19 в. Род. в небогатой дворян. семье. По оконч. ун-тского пансиона в Москве поступил фейерверкером в гв. артиллерию. В 1833 произведен в офицеры. В 1839 окончил курс воен. академии. В 1839-44 принимал участие в воен. действиях на Кавказе, затем преподавал в воен. академии, служил в Воен. мин-ве. В 1856 М. был назначен нач. штаба Кавк. армии, в 1861 возглавил воен. ведомство. М. принадлежал к либер. крылу бюрократии. Он был противником сосл. дворян. привилегий, поборником нар. просвещения, активным сторонником проводившихся в 60-70-е гг. 19 в. преобразований.

Крупнейшей мерой, осуществ. М. на посту воен. мин., стало введение, вопреки сопротивлению консерв. кругов, всеобщ. воинской повинности (1874). Еще ранее им были предприняты шаги по реорг-ции управления сухопут. вооруж. силами, облегчению службы солдат и улучшению их быта. Большое внимание М. уделял вопросам подготовки командных кадров. Кадетские корпуса были заменены воен. г-зиями с расшир. общеобразоват. программой, в 1864 создаются юнкерские уч-ща. Усиление реакц. тенденций в правительств. политике после убийства 1 марта 1881 Александра II привело к отставке М. После этого он почти безвыездно жил в Крыму. В 1898 М. был произведен в ген.-фельдм. М. являлся автором ряда работ по воен. истории, статистике и географии. За классич. труд "История войны 1799 между Россией и Францией в царствование императора Павла I" АН присудила М. поч. Демидовскую пр. и избрала его своим чл.-корр. Сохранился дневник М.; опубл. в 1947-50, он является ценным ист. источником.

Милютин Ник. Ал

МИЛЮ́ТИН Ник. Ал. (1818-72) - гос. деятель 2-й пол. 19 в. Брат Д. А. Милютина. Получив образование в пансионе при Моск. ун-те, в 1835 поступил на службу в Мин-во внутр. дел. Занимая разл. должности по этому ведомству, быстро зарекомендовал себя талантливым чиновником. Был назначен сначала вице-дир., а затем и дир. Хоз. деп. В 1859 занял пост товарища мин. внутр. дел и стал фактическим рук. всех работ по подготовке отмены крепост. права. Как и его брат, М. был одним из ярких предст. либер. крыла высш. бюрократии. Он являлся сторонником шир. преобразований, горячим защитником дела освобождения крестьян. Выступая за наделение выходивших из крепост. зависимости крестьян землей, М. снискал ненависть крайних реакционеров, к-рые именовали его "красным" и даже "Маратом". Вскоре после опубликования Манифеста 19 февр. 1861 М. был уволен в отставку. В 1863 в условиях вспыхнувшего восст. в Польше Александр II назначил М. статс-секр. Его Величества для особых высочайше возложенных поручений (впоследствии - статс-секр. по делам Польши). В этой должности М. руководил разработкой и реализацией крест. реформы в Царстве Польском, к-рая проводилась там на более выгодных по сравнению с собственно Россией основаниях. После 1866 М. по состоянию здоровья вынужден был отойти от гос. деят-ности.

Милютин Юр. Сер.

МИЛЮ́ТИН Юр. (Георг.) Сер. (1903-68) - композитор, автор изв. оперетт и песен. Оперетты М. "Девичий переполох" (1945), "Трембита" (1949), "Поцелуй Чаниты" (1956) долго держались в репертуаре мн. театров страны. Из песен наиболее изв. танго "Шумит ночной Марсель" (1924), "Чайка" из кинофильма "Моряки" (1939), медленный фокстрот "Лирическая песня" ("Все стало вокруг голубым и зеленым") из к/ф "Сердца четырех" (1941). В лирич. песни М. послевоенных лет, как и в песни И. О. Дунаевского, широко вошла рус. нар. песенная интонация, в части., в песни "Ленинские горы", "Среди полей России", "Провожают гармониста" (1949, все три на слова Е. Долматовского), "Сирень-черемуха" (1948), "Синеглазая" (1955). Лауреат Гос. премии СССР (1949).

Лит.: Медведев А. В. Юрий Милютин. М., 1956; Персон Д. М. Ю. С. Милютин: Нотобиблиогр. справочник. М., 1984.

Минаев Дм. Дм

МИНА́ЕВ Дм. Дм. (1835-89) - поэт. Род. в семье военного. Окончил уч. заведение в Дворянском полку (1852), где в то время учился В. С. Курочкин. Служил в симбирской губ. казенной палате, перевелся в Пб. (1855) и в 1857 вышел в отставку. Стихи начал писать в г-зии, продолжал в Симбирске. Широко известен стал как сатир. поэт, сотрудничающий в "Искре", "Современнике", "Русском слове" и др. демокр. ж. под. многочисл. псевд., самым известным из к-рых были Михаил Бурбонов и Обличительный поэт. Воспринимался как один из поэтов "Искры", а в более широком смысле - как поэт "некрас. школы". Многие "перепевы" М. ("Евгений Онегин нашего времени", 1865-77 и др.), пародии и эпиграммы были в 1860-80-х гг. широко известны в лит. среде и нередко становились частью лит. быта. М. явно обладал незаурядной способностью стихотв. импровизации и версификации, за что его при жизни наз. "королем рифм" и ругали за чрезмерное увлечение формальными приемами, желание щегольнуть этой своей способностью. Извести. М. также как переводчик.

Д. Д. Минаев

Д. Д. Минаев

Минаев Ив. Пав

МИНА́ЕВ Ив. Пав. (1840-90) - индолог-лингвист, историк, фольклорист, этнограф. Иссл. буддизма, опубликовал ряд важных рукоп. источников. Специалист по ист. географии Азии. Проф. Петерб. ун-та по каф. сравн. яз.-знания. Предпринял неск. путешествий в Индию и сопредельные страны. Впервые ввел в преподавание на вост. ф-те Петерб. ун-та, наряду с санскритом, среднеинд. (пракриты) и новоинд. языки. М. - первый рус. индолог, получивший мир. известность. Учениками его были академики-буддологи С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской.

Соч.: Буддизм: Исслед. и материалы. СПб., 1887. Т. 1, вып. 1-2.; Индийские сказки и легенды, собр. в Камаоне в 1875 г. И. П. Минаевым. М., 1966.

Лит.: Иван Павлович Минаев: Сб. ст. М., 1967.

Миндадзе Ал-др Анат.

МИНДА́ДЗЕ Ал-др Анат. (род. 1949) - кинодраматург. Сын кинодраматурга А. Б. Гребнева. В 1971 окончил сценарный ф-т ВГИКа. Потом был призван на воен. службу. После демобилизации написал свой первый сценарий полнометр. худ. ф. о буднях армии. По этому сценарию - "Весенний призыв" - в 1976 поставил ф. реж. П. Любимов. В том же году второй сценарий М. - "Слово для защиты" - попадает в руки В. Ю. Абдрашитову, начинающему реж., только что закончившему ВГИК. Встреча М. и Абдрашитова, определила творч. судьбу обоих, ибо они со времени пост. ф. "Слово для защиты" (1977) работают вместе. Первые ф. М. и Абдрашитова осн. на материале угол. дел, но в ф. нет ни тайн, ни поисков преступника, и они не являются детективами. Криминальный мат-л нужен М., чтобы построить острые конфликты, в к-рых раскрываются хар-ры и психология героев. В сценарии "Охота на лис" (ф. поставлен в 1980) совершается преступление по существу безмотивное, взаимоотношения героев после совершившегося определяют нравств. проблематику ф. Весьма типична для драматургии М. тема духовной связи и отталкивания двух полярных характеров. Много позже эта же тема отразится в сценарии и ф. 1988 "Слуга", построенном на отношениях господства и подчинения. В центре сценария "Остановился поезд" (ф. поставлен в 1982) конфликт двух противоположных хар-ров - следователя и журналиста, уголовная тема приобретает социал. аспект. Ф. "Остановился поезд" был как бы провидением "аварии века": катастрофы на Чернобыльской АЭС. В сценарии "Парад планет" (ф. поставлен в 1984) М. отошел от угол. тематики и док. манеры. По жанру этот ф. - филос. притча, в к-рой рассказывается о разобщенности людей в совр. мире. Притчей можно назвать и следующий сценарий М. (ф. поставлен в 1986) - "Плюмбум, или Опасная игра". Герой (а вернее антигерой) этого сценария и ф. - бездушный подросток, юный провокатор, наследник Павлика Морозова, готовый "заложить" даже родного отца. В метафорич. форме М. и Абдрашидов показывают, что поколение отцов, выросшее во лжи, само трагически виновато в пороках своих детей. Т. о. мастерство еще молодого кинодраматурга становится все более глубоким, соц. насыщенным и формально изощренным. Среди др. сценариев: "Поворот" (1979), "Предел желаний" (1983), "Армавир!" (1990).

Лит.: Савицкий И. Разговор начистоту: О фильмах Вад. Абдрашитова и Ал-дра Миндадзе. М., 1986.

Минеи-четьи

МИНЕ́И-ЧЕ́ТЬИ (ЧЕ́ТЬИ-МИНЕ́И) - сб. жизнеописаний (жити́й) библейских и христианских святых, расположенных в порядке дней празднования их памяти - в соответствии с календарным принципом неподвижного, или "минейного", цикла (откуда происходит и название). Полные М.-Ч. состоят из 12 условных томов, по числу месяцев в году; повествование начинается с 1 сентября по юлианскому календарю (церковное новолетие) и заканчивается 31 августа. Они предназначены для внебогослужебного домашнего или келейного чтения, во время монастырской трапезы и др. Канонизация новых святых означает постоянное пополнение этого книжного свода. Разновидностью М.-Ч. в древнерусской традиции являются Торжественники - сборники житийных и учительных статей, также соблюдающие календарный принцип распределения мат-ла.

Своеобразие истории М.-Ч. на др.-рус. почве состоит в том, что здесь получили широкое распространение переводные архаичные (т. н. "дометафрастовские") житийные сб., еще не сложившиеся как опред. жанр. Формирование его продолжалось 7 столетий, завершившись лишь на рубеже 17-18 вв. Особая роль на заключительном этапе этого процесса принадлежит Великим М.-Ч., созданным по инициативе архиеп. Макария Новгородского (позднее митр. Московского), осуществившего идею собрать воедино "все чтомые" на Руси оригинальные и переводные книги. Их формирование в 3-х ред. длилось около 25 лет: с 1529/30 в Новгороде, затем в Москве. Этот уникальный свод, насчитывающий ок. 27057 стр. (во всех 12 книгах), содержит не только традиционные (жития, слова, поучения), но и иные жанры, в т. ч. "светской" письменности. В него включены в полном объеме Патерики, библейские книги с комментариями, богословские трактаты, сб. "Златоуст", "Златоструй", "Маргарит", а также историч. ипублицистич. произв., "хождения", документальные мат-лы, Кормчая книга и даже нек-рые апокрифы. Поэтому Великие М.-Ч. оцениваются в качестве первой рус. энциклопедии.

В кон. 16 в. Великие М.-Ч. были положены в основу Чудовских (Годуновских) М.-Ч., в 17 в. - в основу Миней Германа Тулупова и И. И. Милютина. В кон. 17 в. к ним обратился Димитрий Ростовский, создавший к 1705, в результате 20-летней работы, свои знаменитые Минеи. При этом он использовал также Акты Святых (Acta Sanctorum) - не имеющее себе равных по полноте многотомное науч. издание католического братства болландистов, традиционные сказания Симеона Метафраста, богатый мат-л из зап.-рус. прологов, оставшихся недоступными книжникам Макария, и др. источники.

М.-Ч. Димитрия Ростовского неоднократно переиздавались, пересказывались и сокращались с целью приближения их к народному сознанию. Минейная тематика разрабатывалась также рус. писателями-классиками 19 в. (житийные переложения Н. Лескова), а в нач. 20 в. минейную композицию годового "круга чтения" на каждый день по-своему возродил и обновил Л. Толстой в ряде своих произведений.

Минея

МИ́НЕЯ (от греч. Μηναῖον - месячная [книга], от μήν - месяц) - в правосл. обиходе - родовое назв. неск. разновидностей литургич. кн. 1) М. служебная, или М. месячная, - богослужебная 12-томная кн., содержащая в себе службы (изменяемые молитвословия) для всех дней богослужения неподвижного годичного цикла, к-рый именуется поэтому также "минейным" циклом. Новое изд. М. служебной, осуществленное Моск. патриархией в 1978-89 (в 18-ти книгах), содержит тексты служб, ранее не публиковавшихся. Тексты служб святым, канонизированным за последние годы, издаются преимущ. отдельными выпусками.

2) М. общая - содержит службы тем святым, для к-рых нет особых (индивидуальных) последований в М. месячной. В обобщенной рамке (схеме) службы меняются лишь имена конкретных святых.

3) М. праздничная, слав. Анфоло́гион (от греч. "собрание цветов", т. е. "сборник", "антология") - богослуж. кн., содержащая "выбранные" из М. месячной богослужения на праздники Двунадесятые и нек-рые другие, наиб. чтимые церковью. Др. ее назв. - Трефологион, Цветослов, Цветная М.

Изд. и лит.: М. праздничная, содержащая службы Господним и Богородичным праздникам и святым избранным. М., 1970; Спасский Ф. Г. Рус. литургич. тв-во (по современным Минеям). Париж, 1951; Рогов А. И. Минеи (справка) // Методич. пособие по описанию славяно-рус. рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вып. 1. С. 297-305.

Миниатюра

МИНИАТЮ́РА - эл-ты декорат. оформления рукописной кн. - рисунки, илл., орнаменты, инициалы, заставки, концовки и т. д. Манера украшать кн. М. встречается уже в Др. Египте и Греции, далее была унаследована от античности Византией, откуда проникла к вост. славянам. Первые изв. рус. М. датируются 11 в. ("Остромирово Евангелие"). С изобретением книгопечатания иск-во М. стало угасать, но сохранялось в традиции рус. рукопис. кн. до 19 в. включит.

Лит.: Свирин А. Н. Др.-рус. миниатюра. М., 1950.

Миниатюра «Выгон скота на пастбище». 18 в.

Миниатюра «Выгон скота на пастбище». 18 в.

Минин Кузьма Минич

МИ́НИН (Захарьев-Сухорук) Кузьма Минич (ум. до 1616) - один из организаторов 2-го земского ополчения, нац. герой рус. народа. Происходил из купеч. рода. 1 сент. 1611 стал земским старостой в Ниж. Новгороде, в окт. обратился к нижегородцам с призывом создать нар. ополчение для борьбы с захватившими Москву поляками, организовал сбор "пятой деньги", т. е. пятой части доходов с промыслов и торговли. По иниц. М. к воен. руководству ополчением был призван кн. Д. И. Пожарский. В боях за Москву 22-24 авг. 1612 М. проявил большую активность, качества воен. организатора и личную храбрость. Принимал активное участие в деят-ности пр-ва ополчения: "Совета Всея Земли". В 1613 стал думным дворянином. М. были воздвигнуты пам. в Ниж. Новгороде в Кремле (1826, скульптор А. И. Мельников) и на площади, назв. его именем (1943, скульптор А. И. Колобов). В Москве пам. М. и Пожарскому установлен на Красной пл. (1818, скульптор И. П. Мартос).

К. Минин. Худ. Г. Афанасьев. Нач. 19 в.

К. Минин. Худ. Г. Афанасьев. Нач. 19 в.

Минин Фед. Ал

МИ́НИН Фед. Ал. (ок. 1709-?) - исследователь Арктики. Участвовал в Вел. Сев. эксп., с 1736 - в отряде Д. Л. Овцына, с 1738 - в качестве нач. отряда по описи берега к В. от Енисея, в том же году на боте "Обь-Почтальон" с командой в 27 чел. прошел до мыса С.-Вост. В 1740 достиг мыса Стерлегова. Впервые положил на карту значит. часть пройденного им участка побережья Сев. Ледовитого ок. Именем М. названы: мыс на п-ове Мамонт, п-ов, шхеры, залив и гора на юго-зап. побережье Таймырского п-ова.

Министерство

МИНИСТЕ́РСТВО - центр. орган гос. управления, ведающий отд. отраслью х-ва или управления. В России М. были учреждены в 1802. Первонач. их было 8: иностр. дел, внутр. дел, воен.-сухопутных сил, воен.-мор. сил, финансов, коммерции, нар. просвещения, юстиции. В отличие от центр. органов управления Рос. империи 18 в. - коллегий, решавших дела на осн. принципа коллегиальности, работа М. была построена на принципе единоначалия. Существовавшие в большинстве М. коллегиальные учреждения (Совмины и т. п.) обычно выполняли лишь совещат. функции при министрах. Большинство М., в отличие от коллегий, имело подчиненные им органы местной администрации. Центр. аппарат М. с его местными учреждениями образовывал единое ведомство со своими адм. порядками, шт. чиновников и даже ведомственным терр. делением, не совпадавшим часто с общим делением России на губ. и у. Функц. и орг. обособленность М., принадлежавшее им исключит. право законодат. инициативы, отсутствие эффективной координации их деят-ности на протяж. всего 19 - нач. 20 в. предопределили доминирующее положение М. в системе гос. аппарата. В целом состав М. вплоть до самой Февр. рев-ции оставался довольно стабильным. За период с 1811 до 1816 возникло лишь 3 новых ведомства-М., еще 2 были преобразованы из гл. управлений в М., а одно - из М. в ранг гл. управления. Ставшие во гл. М. мин. были чл. К-та мин. и Гос. совета, а также д. б. присутствовать в Сенате. Мин. были подведомственны имп., Сенату и К-ту мин. В 1905 с учреждением Гос. думы был сделана попытка подчинить ей М., К-т мин. был заменен Советом мин. После Февр. рев-ции 1917 министры вошли в состав Врем. пр-ва. Окт. рев-ция ликвидировала систему М., и 2-й Всерос. съезд Советов принял пост. об орг-ции высш. органов гос. управления - Нар. комиссариатов, призванных руководить отд. отраслями гос. жизни, во гл. с наркомами, входившими в Совет Нар. Комиссаров. В 1946 законом, принятым Верх. Советом СССР, наркоматы были преобразованы в М., соотв. действия были произведены в союзных и авт. республиках. Была создана система общесоюзных, союзно-респ. и респ. М.

Миних Бурхардт Кристофор Ант.

МИ́НИХ Бурхардт Кристофор (Христофор) Ант. (1683-1767) - воен. и гос. деятель, ген.-фельдм. (1732), граф (1728). Уроженец Ольденбурга, с 1721 на рус. службе. В должности ген.-инж. руководил стр-вом Обводного и Ладожского каналов, в 1728 назначен (после Меншикова) ген.-губернатором Ингерманландии, Карелии, Финляндии, с 1730 - през. Воен. коллегии. Один из учредителей и первый ген.-дир. Шляхетного (Кадетского) корпуса. В 1735-39 командовал армией в рус.-тур. войне. Активный участник событий эпохи дворц. переворотов, возглавлял устранение фаворита Анны Иоанновны Бирона, стал первым мин., но вскоре новой имп. Елизаветой Петровной сослан в Пелым (1742), затем уже Петром III возвращен, но участия в полит. событиях более не принимал.

Минкус Людвиг Фед

МИ́НКУС Людвиг Фед. (Алоизий Людвиг) (1826-1917) - скрипач, композитор. Муз. образование получил в Вене, однако в основном работал в России. В 1853-55 дирижер крепостного т-ра Н. Юсупова, позже солист оркестра и инспектор балетн. музыки моск. Большого т-ра (1861-72), преподаватель Моск. конс. (1866-72), штатный композитор балетн. музыки Имп. т-ров (1872-85). На муз. М. А. Сен-Леон поставил балеты "Фиаметта" (1864), "Ручей" (написана совм. с Л. Делибом, Париж, 1866), "Золотая рыбка" (1867); М. Петипа - "Дон Кихот", "Камарго" (1872), "Баядерка", "Роксана, дочь Черногории" (1878), "Дочь снегов" (1879) (в т. ч. знаменитое гран-па из балета "Пахита", 1881). После 1890 жил в Вене. Мелодичная, отличающаяся четким танцевальным хар-ром музыка М. резко выходит за пределы ритмич. основы хореогр. композиций.

Миноносец

МИНОНО́СЕЦ - боевой корабль, осн. вооружение к-рого - торпеды. Прообразом их были минные катера с шестовыми, буксируемыми и "самодвижущимися" минами (торпедами). Развитием минных катеров стали миноноски. Недостат. мореходность последних ограничивала их боевые возможности. С учетом этого в 1877 в СПб. на з-де Берда был построен первый в мире корабль, вооруж. торпедным оружием, - М. "Взрыв". Результаты его испытаний послужили базой для проектирования след. корабля этого класса - М. "Батум", ставшего образцом для стр-ва мореходных М. во всем мире. К 1892 во флотах морских держав насчитывалось 1200 кораблей этого класса. Дальнейшее развитие военно-мор. техники заставило кораблестроителей вооружить М., кроме торпедного, и арт. вооружением. М. увеличиваются в размерах и к 1-й мир. войне уступают свое место новому типу кораблей - эскадренному М. (эсминец), несущему, кроме торпедного, значит. арт. вооружение, обладающего высокой скоростью и большой дальностью плавания, что позволяло ему действовать совм. с эскадрой.

Минорский Вл. Фед

МИНО́РСКИЙ Вл. Фед. (1877-1966) - востоковед. Род в г. Корчеве Тверской губ., в семье гос. служащего. Окончив с зол. медалью 4-ю Моск. г-зию, в 1896-1900 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, в 1900-03 - в Лазаревском ин-те вост. яз., где изучал перс., араб., турецкий яз. и историю ближневост. стран. В 1903-17 работал по линии Мин-ва иностр. дел в Иране, Турции, Туркестане, в 1916-17 занимал пост секр. и поверенного в делах рус. посольства в Тегеране. Наиб. яркой страницей деят-ности М. в эти годы было его участие в междунар. комиссии по демаркации границ между Ираном и Турцией в 1913-14. Демаркационная линия была назв. "линией М.". После Февр. рев-ции М. не вернулся в Россию. В 1918-19 выполнял обязанности советника при пр-ве Л. Ф. Бичерахова в Дагестане. После его разгрома в апр. 1920 переезжает в Париж, где неск. лет считается представителем белогв. пр-ва. Постепенно отходит от полит. деят-ности. С 1923 начал читать лекции по перс. лит-ре и истории ислама в Школе живых вост. яз. в Париже. В 1930-31 наездами бывает в Лондоне, участвуя в подготовке выставки перс. иск-ва. В 1932 окончательно переезжает в Англию, преподает перс. яз. и лит-ру, историю в Школе вост. иссл., с 1937 - проф. Лонд. ун-та. С 1939 и до конца дней живет в Кембридже. В 1944 выходит на пенсию, но его науч. активность не снижается: участвует в междунар. симпозиумах, читает по приглашению лекции (1948-49 в Каирском ун-те). В 1960 участвовал в работе 25-го конгресса востоковедов в Москве. На протяжении всей жизни М. уделял большое внимание изд. перс. и араб. источников, в 1937 издал фундаментальный труд: критич. пер. на англ. язык с комм. анонимного географа 10 в. "Страны мира", в 1953-59 опубликовал в пер. источники по истории Кавказа. Внимательно следя за развитием востоковедения в СССР, публиковал рецензии, обзоры иссл. Вместе с женой переводил на зап.-европ. яз. соч. И. Ю. Крачковского, В. В. Бартольда. М. был дейст. чл. Британской и Франц. академий, поч. чл. Азиатских об-в Франции и Германии, обладателем зол. медали Британского Азиат. об-ва, поч. д-ром Кембридж. и Бельгийского свободного ун-тов.

Избр. работы В. Ф. Минорского: Мат-лы для изуч. персидской секты "Люди истины" или "Али-Илахи". Тр. Лазаревского ин-та. 1911, вып. 33.; Турецко-персидское разграничение // Изв. РГО. Вып. 52. СПб., 1916; Объезд оккупированных Турцией персидских округов в 1911 (совм. с Х. С. Шипле): Мат-лы по изуч. Востока. Пг., 1915. С. 1-132.

Минский Ник. Макс.

МИ́НСКИЙ Ник. Макс. (наст. фам. Виленкин) (1855-1937) - поэт, переводчик, лит. критик, философ. М. - один из предвестников рус. символизма. Творч. деят-ность начал как автор "гражданственных" стихов. Первый сб. М. ("Стихотворения", 1883) был запрещен к распространению; "Гефсиманская ночь" (1884) запрещена духовной цензурой. В сер. 1880-х гг. в мировоззрении поэта происходит перелом. В 1884 опубликовал ст. "Старинный спор", ставшую одной из первых деклараций нарождавшегося "нового", декадентского иск-ва. В ней отстаивались идеи индивидуализма, свободы тв-ва. В 1890 появился филос. трактат М. "При свете совести", в к-ром автор обосновывал свое идеалистич. учение. Он выдвинул теорию "мэонизма"; в основе к-рой лежали мистич. идеи постижения тайны Бога, стремления к "несуществующему и вечному" миру идеальных сущностей и т. д. В 1890-е гг. М. - активный автор и сотр. ж. "Сев. вестник", где были напечатаны его поэмы "Свет правды" (1892), "Город смерти" (1894) и др. произв. М. был в числе членов-учредителей организованных Д. Мережковским и З. Гиппиус Религ.-филос. собр., сотрудничал в ж. "Новый путь". В 1905 М. пережил всплеск рев. настроений, мечтая об органичном "союзе интеллигенции и рабочих". Им был написан "Гимн рабочих" (1905), открывавшийся словами: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Сблизившись с социал-демократами, он стал ред. большевистской газ. "Новая жизнь". По свидетельству Гиппиус, М. объяснял эти действия тем, что хотел сделать "надстройку" над марксизмом из своей "мэонической" религии. После запрещения газ. М., опасаясь суда, эмигрировал в Париж. В Россию возвратился лишь в 1913. После Окт. рев-ции жил в Берлине, Лондоне, Париже.

Н. М. Минский

Н. М. Минский

Минцлов Сер. Рудольфович

МИ́НЦЛОВ Сер. Рудольфович (1870-1933) - библиограф, библиофил, историк, писатель. Род. в Рязани. Окончил нижегород. археол. ин-т. Был журналистом, земским деятелем, сотр. провинц. археографич. комиссий. Собрал уник. б-ку рукоп. материалов, книг, брошюр, листовок. М. издал три каталога своей книжной коллекции: "Редчайшие книги, напечатанные в России на рус. языке" (СПб., 1904), "Опись книгохранилища С. Р. Минцлова" (Спб., 1905), "Книгохранилище С. Р. Минцлова" (СПб., 1913). Наиб. фундам. библ. работа М. - "Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящ. к истории России и напечатанных на рус. яз." (Новгород, 1911-12. Вып. 1-5). В этом первом опыте обозрения рус. мемуарной и эпистолярной лит-ры за два столетия было учтено ок. 5 тыс. назв. книг, газ. и журн. статей. М. автор первого в России библиоф. прозаич. произв. - пов. "За мертвыми душами", опубл. в парижском ж. "Современные записки" в 1921-22. С авг. 1917 М. жил в Финляндии, а затем в Латвии. В этот период им опубл. ист. повести, рассказы (в к-рых заметно влияние Н. Лескова), восп. В 1925 продал свою б-ку лейпцигской фирме.

Лит.: Блюм А. В., Мартынов И. Ф. С. Р. Минцлов и его библиоф. повесть // Альм. библиофила. М., 1975. Вып. 2.

Миньонет

МИНЬОНЕ́Т - оригинальная твердая стихотв. форма, созд. в нач 20 в. И. Северяниным. Представляет собой восьмистишие, напис. на 2 или 3 рифмы, в к-ром 1-й и 2-й стихи повторяются как 7-й и 8-й; графически обычно разделено на два четверостишия. М. является своеобр. вариацией триолета. Пример М.:

Наша встреча - Виктория Регия:

Редко, редко в цвету...

До и после нее жизнь - элегия

И надежда в мечту.

Ты придешь - изнываю от неги я,

Трепещу на лету.

Наша встреча - Виктория Регия:

Редко, редко в цвету...

Мир

МИР - 1) Совокупность людей, не принадлежащих к духовенству; светские, "мирские" люди.

2) Община: крест., посадская, гор., приходская, т. е. совокупность людей, объединяемых по к.-л. признаку (террит., социал. и т. п.).

3) В юрид. терминологии 14 - нач. 20 в. М. - низшая адм. единица на селе.

Мирские власти - в противоп. церковным. Мирские повинности (до 1917) - сборы и повинности сел. нас. Мировые посредники (в период Крест. реформы 1861) - должностные лица, назначавшиеся губернаторами и утверждавшиеся Сенатом для надзора за проведением реформы. Мировые суды (по Суд. реформе 1864) - выборные суды низшей инстанции в осн. для решения гражд. дел; избирались уездными земскими собраниями и гор. думами, в 1889 они были упразднены повсюду, за искл. неск. кр. городов.

"Мир Божий"

"МИР БО́ЖИЙ" - ежемес. лит. науч.-популярный журнал "для юношества и самообразования". Издавался в Петербурге (1891-1906). В 1891-1902 ред. был педагог и обществ. деятель В. Острогорский, в 1902-06 - историк лит-ры и критик Ф. Батюшков. С самого начала изд. "М. Б." стал оппозиционным ж. В 1-й пол. 90-х гг. тяготел к народническим изд. Печаталась проза П. Засодимского, Д. Мамина-Сибиряка, Н. Златовратского и др.; критич. статьи А. Скабичевского, Н. Рубакина, С. Кривенко, Н. Карышева. Со 2-й пол. 90-х гг. стал трибуной марксистов (М. Туган-Барановского, П. Струве), до окт. 1896 был единственным изд., легально пропагандировавшим марксистские идеи. Здесь же публиковались труды историков социол. школы (П. Милюкова, М. Ковалевского, Р. Виппера). Во 2-й пол. 1890-х - нач. 1900-х гг. ведущим критиком и фактическим ред. "М. Б." становится А. Богданович, выступавший против утилитаристских принципов народн. критики. Осн. направлением прозы "М. Б." была противонародническая, деидеализирующая линия в изображении деревни, показ жизни гор. социальных низов. Печатались Е. Чириков, И. Бунин, Н. Гарин-Михайловский, С. Юшкевич и др. В "М. Б." в 1900-е гг. центральное место занимает проза А. Куприна. В 1900 в "М. Б." был напечатан роман Д. Мережковского "Воскресшие боги". В авг. 1906 "М. Б." закрыт в адм. порядке из-за статьи Н. Иорданского в разд. "Полит. обозрение". В окт. 1906 изд. возобновлено под заглавием "Современный мир".

"Мир искусства"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Мирный"

"МИ́РНЫЙ" - парусный шлюп. Построен на верфи в Лодейном Поле. Водоизмещ. 530 т. В 1819-21 "М." под командой М. П. Лазарева совм. со шлюпом "Восток" совершил плавание в поисках Юж. материка, в ходе к-рого была открыта Антарктида, открыты и обследованы мн. о-ва в юж. части Тихого и Атлантич. ок.

Мирович Вас. Як

МИРО́ВИЧ Вас. Як. (1740-64) - подпоручик Смоленского пехотного полка, предпринявший в ночь с 4 на 5 июля 1764 неудачную попытку освободить из Шлиссельбургской крепости Ивана VI Антоновича. Будучи караульным офицером в Шлиссельбурге, М. склонил к участию в задуманном предприятии часть солдат, охранявших "секретного узника". Капитан Власьев и поручик Чекин, стоявшие во главе гарнизонной команды, исполнили имевшееся у них предписание Екатерины II и убили Ивана Антоновича. Сложивший оружие М. был отдан под суд и приговорен к смертной казни, к-рая была совершена 15 сент. 1764 на Обжорном рынке в СПб. По распространенной версии, заговор М. и убийство Ивана Антоновича были спровоцированы И. И. Паниным в угоду династическим интересам Екатерины II.

Миронер Феликс Еф.

МИРОНЕ́Р Феликс Еф. (1927-80) - сценарист и реж. сов. кино, окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская М. Савченко) в 1952. Был ассистентом реж. на Киевской к/ст. Писать сценарии начал еще студентом. В 1955 написал сценарий "Весна на Заречной улице" и совм. с реж. М. Хуциевым поставил его на Одесской к/ст. в 1956. Появление ф. молодых реж., просто и без привычной патетики рассказывающего о жизни совр. молодежи, стало одним из первых признаков обновления сов. кино. Ф. вызвал большой обществ. резонанс. Лирически окрашены и след. реж. работы М. - "Улица молодости" (сценарий совм. с М. Хуциевым, 1958) и "Увольнение на берег" (по собств. сценарию, 1961). В дальнейшем занимался только лит. работой. Автор сценариев ок. 20 ф. Среди них: "Месяц май" (1966, реж. Г. Липшиц), "Лебедев против Лебедева" (1966, реж. Г. Габай), "Городской романс" (1970, сценарий совм. с реж. П. Тодоровским), "Кузнечик" (1978, реж. Б. Григорьев). Немало сценариев М. представляют собой экранизации произв. худ. лит-ры. Среди них: "Фро" (по рассказу А. Платонова, реж. Р. Эсадзе, 1965), "Зеленые цепочки" (по пов. Г. Матвеева, реж. Г. Аронов, 1970), "Принцесса на горошине" (по сказке Андерсена, реж. Б. Рыцарев, 1978). В 1974 на "Ленфильме" реж. И. Лебедевым поставлен ф. по сценарию М. (под псевд. Е. Мишин) "В то далекое лето" (по пов. И. Надеждиной "Партизанка Лара"). М. также написал сценарий "Путешествие из Петербурга в Илимск господина Радищева".

Лит.: Нехорошев Л. Временем призванные. М., 1965.

Предыдущая страница Следующая страница