Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 8, "МИР"-"МИЧ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 8, "МИР"-"МИЧ")

Миронов Андр. Ал-др.

МИРО́НОВ Андр. Ал-др. (1941-1987) - актер. Нар. артист РСФСР (1980). Окончил театр. уч-ще им. Щукина (1962) и стал работать в Моск. Т-ре сатиры. В кино - с 1961. Успех к М. пришел с ф. "Берегись автомобиля" (1966, Дима Семицветов), в к-ром он сыграл роль элегантного, расчетливого хапуги. Актеру присущи особая комедийная грация, исключит. пластичность, музыкальность и виртуозное интонац. мастерство, что ярко проявилось в таких ролях, как: Козодоев ("Бриллиантовая рука", 1969), Остап Бендер ("12 стульев", 1976), Васильев ("Невероятные приключения итальянцев в России", 1974, совм. с Италией) и др. Успешно сыграл роли разноплан. хар-ра: Муж ("Семейное счастье", 1970), Маркиз ("Достояние республики") и Цезарь Борджиа ("Тень" - обе 1972), Фарятьев ("Фантазии Фарятьева", 1979). Среди др. ф.: "А если это любовь?" (1962), "Три плюс два" (1963), "Год как жизнь" (1966), "Соломенная шляпка (1974), "Сказка странствий" (1983), "Мой друг Иван Лапшин" (1984), "Блондинка за углом" (1984), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987) и др.

А. Миронов (в центре) с С. Колосовым и А. Володиным. Нач. 1980-х гг.

А. Миронов (в центре) с С. Колосовым и А. Володиным. Нач. 1980-х гг.

Миронов Фил. Куз

МИРО́НОВ Фил. Куз. (1872-1921) - военач. Кр. армии периода гражд. войны. Казак Усть-Медведицкого округа войска Донского, выпускник Новочеркасского юнкер. уч-ща. Участвовал в рус.-япон. войне. В 1905-06 за противоправительств. деят-ность был лишен офиц. звания и отчислен из Войска. В окт. 1914 восстановлен в чине и отбыл на фронт. В 1917 принимал активное участие в полит. жизни Донской обл. В дек. 1917 избран ком. 32-го Донского каз. полка, вставшего на сторону сов. власти. В 1918 - 1-й пол. 1919 занимал ряд важных командных должностей. С июня 1919 - чл. отд. ВЦИК, ком. Донского каз. кав. корпуса. Серьезные разногласия М. с командованием Юж. фр., неприятие политики "расказачивания" привели М. к решению о выводе корпуса из Саранска на фр. в авг. 1919, за что он был арестован и приговорен ревтрибуналом к расстрелу. В окт. 1919 ВЦИК помиловал М. Он вступил в ВКП (б). Осенью 1920 М. командовал 2-й Кон. армией, сыгравшей важную роль в операциях против Врангеля, был награжден орд. Кр. Знамени. С янв. 1921 - гл. инспектор кавалерии РККА. Критически относился к политике большевиков. Арестован по доносу осведомителя ЧК, убит охранником Бутырской тюрьмы при невыясн. обст-вах. В 1960 реабилитирован.

Миропомазание

МИРОПОМА́ЗАНИЕ - одно из христ. таинств, в к-ром верующие при помазании св. миром частей тела во имя Св. Духа укрепляются, согласно догматам христ. веры, в жизни духовной. У правосл. и старообрядцев совершается над младенцами после крещения, у католиков над детьми 7-12 лет (конфирмация). Существует и в армяно-григорианской церкви. Обряд выполнялся также при принятии в православие протестантов и старообрядцев или правосл. в старообрядчество. При переходе католика в православие таинство М. совершается над ним только в том случае, если он не прошел обряд конфирмации. Дважды таинство М. не повторяется. Обрядовая сторона М. состоит из освящения миро и собственно помазания. Право освящать миро имеют только епископы, и происходит это дважды в год. В состав миро входят вода, елей, вино, оливковое масло, разл. благовонные травы. Во вр. приготовления читается Евангелие. Само помазание осуществляется священником. Он помазует новокрещенного миро крестообразно (лоб, уши, руки, ноги), произнося слова молитвы "...печать дара Духа Святаго". После этого священник с новокрещенным совершает троекратное хождение вокруг купели при пении "...елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Затем произносится великая ектинья. После этого следует отпуст, а потом омовение и пострижение волос.

Миропомазанник

МИРОПОМА́ЗАННИК - 1) Собственно, каждый чел., принявший крещение (таинство миропомазания совершается сразу же после обряда крещения). 2) Одно из назв. рус. монарха. Только над ним и над его супругой обряд миропомазания совершался после крещения еще один раз, при венчании на царство. При этом миропомазание воспринималось не как повторение таинства, а как высшая его степень.

Мирославово Евангелие

МИРОСЛА́ВОВО ЕВА́НГЕЛИЕ - серб. кириллический пам. кон. 12 в. Назв. получил по приписке в кон. рукописи, из к-рой следует, что Евангелие предназначалось "князю великославному Мирославу, сыну Завидину". Пам. был обнаружен в Хиландаре П. Успенским, к-рый взял для своего собрания один лист (165-й), ныне хранящийся в Гос. публ. б-ке (СПб.). В 1873 И. Срезневский опубликовал текст этого листа. М. Е. было подарено серб. королю Александру Обреновичу во время его визита в Хиландар в 1896 и в наст. вр. хранится в Нар. музее в Белграде. Впервые издано хромофототипическим способом Л. Стояновичем в Вене в 1897. Рукопись хорошо сохранилась. Деревянный переплет 15 или 16 в., обтянутый кожей. М. Е. предназначено для богослужения по правосл. обряду, состоит из двух частей, пасхальной и календарной. Писано, по всей вероятности, двумя писцами, имя одного из них, сделавшего упомянутую приписку, Глигорие или Григорие; имя второго неизвестно. Орнамент по своему великолепию превосходит все остальные слав. орнаменты. Черты его во многом носят романский характер, можно говорить об их заимствовании из монастырей Апулии. Яз. М. Е. свидетельствует, что оформление серб. редакции старослав. языка произошло ранее основания серб. автокефальной церкви.

Миссии духовные

МИ́ССИИ ДУХО́ВНЫЕ - церк. орг-ции, отправляемые Церковью в разл. местности для христианизации населения. В Рус. Церкви в ср. века миссия часто предпринималась отдельными благочестивыми лицами (св. Стефан Пермский, просветитель зырян). Впоследствии М. Д. посылались как на окраины России, так и за ее пределы. Миссионеры переводили Св. Писание и богослужебные книги на местные языки, часто создавая при этом азбуку. М. Д. не только обращали инородцев в православие, но и упорядочивали их быт, устраивали школы, оказывали мед. помощь, занимались просвет. деят-ностью. В 1830 в Бийский округ Томской губ. был послан архим. Макарий (Глухарев), ставший основателем Алтайской М. Д. В 1883 из нее выделилась Киргизская М. Д. В Тобольской епархии существовали Обдорская и Сургутская М. Д. В Якутской епархии действовала Чукотская М. Д. Забайкальская М. Д. занималась обращением в православие не только язычников, но и ламаистов.

Первой М. Д. вне России стала Пекинская М. Д. С конца 17 в. в Китае проживали русские семьи. В 1712 в Пекин была отправлена первая М. Д., прибывшая туда в 1715. Пекинская М. Д. до 1861 была посредником в дипломатич. сношениях России с Китаем; многие ее члены - Иакинф (Бичурин), Палладий (Кафаров) и др. - внесли важный вклад в развитие китаеведения. После 1917 Пекинская М. Д. перешла в подчинение к Карловацкому Синоду, после 2-й мир. войны вернулась в Моск. патриархию. В 1954 упразднена, а вместо нее образована Китайская автоном. правосл. церковь. С кон. 18 в. на Аляске действовала Кадьякская М. Д., впоследствии преобразованная в Американскую М. Д. Одним из выдающихся ее деятелей был Иннокентий (Вениаминов). Успешная деятельность Амер. М. Д. привела к образованию епархии, а затем и к возникновению Амер. правосл. церкви. С сер. 19 в. действовала Рус. М. Д. в Иерусалиме, с конца века во взаимодействии с к-рой работало и Правосл. Палестинское об-во. В сер. 19 в. была основана Японская М. Д., долгие годы возглавлявшаяся архиеп. Николаем (Касаткиным), нек-рое время ее членом был иеромонах Сергий (Страгородский). В наст. время в Японии существует Японская автоном. правосл. церковь. К концу 19 в. существовали также Урмийская и Корейская М. Д. Псковская М. Д. была основана в августе 1941 в Риге и послана в занятые нем. войсками районы Псковской, Новгородской и Ленингр. обл. Миссия способствовала возрождению религ. жизни на этих терр. Существовала до 1944.

Миссионерские школы

МИССИОНЕ́РСКИЕ ШКО́ЛЫ - школы миссионерских орг-ций для распространения христ-ва и подготовки миссионеров из среды местного нас. В России возникают во 2-й пол. 16 в. в связи с присоединением к Рус. гос-в Поволжья и начавшейся христианизацией нас. этих краев. В 30-50-е гг. 18 в. возникла сеть М. Ш. в Вост. Сибири, Забайкалье и на Камчатке. Закрыты в 1917.

"Миссионерское обозрение"

"МИССИОНЕ́РСКОЕ ОБОЗРЕ́НИЕ" - спец. ж. (1896-1916), посвящ. проблемам внутр. (противосектантской) миссии Правосл. церкви в России. Возник по решению 2-го Всерос. миссионер. съезда. Изд. в Киеве (с 1899 в СПб.). "М. О." выходило ежемесячно объемом 8-10 печ. л. (в 2-х отд. изд. частях). Первая часть служила спец. координирующим органом для миссионеров. В ней помещались сведения о церк.-гражд. узаконениях, касающихся сектантов, ст. по миссионер. методике, мат-лы о совр. состоянии сектантства и раскола. Здесь же помещались критич. разборы сектант. соч., обрядников, катехизисов и пр. Публиковались дневники известных миссионеров, отчеты епархиальных миссий, мат-лы суд. процессов над сектантами, а также сведения этногр. и статистич. хар-ра о рус. сектанстве. Вторая часть включала ст. с изложением святоотеч. учений, в к-рых особ. внимание обращалось на места, иначе трактуемые сектантами разл. направлений. Публиковались избр. патриотич. соч. (имеющие отн. к тематике ж.). Здесь содержались также все приложения к ж.: поучения, внебогослужебные беседы и спец. "Миссионерские листки" для народа.

Мистический анархизм

МИСТИ́ЧЕСКИЙ АНАРХИ́ЗМ - филос.-эстетич. теория, выдвинутая в сер. 1900-х гг. Г. Чулковым в кн. "О мистич. анархизме" (1906). Он попытался соединить мистич. мироощущение с соц. воззрениями эпохи. Доктрина его сложилась под непоср. влиянием идей Вяч. Иванова о "соборности", о свободном, "анархич." единении людей, связ. общностью сознания. Она стала одним из заметных проявлений рев.-религ. движения в России в 1905-07. Свою теорию Чулков назвал "Учением о путях последнего освобождения". В основе ее лежали идеи "неприятия мира", внутр. свободы личности, религ. творчества. По словам Чулкова, "мистико-анархисты не принимают мира как такового и мечтают о мире преображенном". Во вступит. ст. к кн. Чулкова Вяч. Иванов отметил, что М. А. содержит в себе и обществ., и религ. начало: "религию как жизнь и внутренний опыт, как пророчество и откровение, общественность - как становящуюся соборность". А. Блок, подчеркивая уязвимость идеол. посылок чулковской доктрины, охарактеризовал ее как теорию, постр. "на лирич. основаниях". Идеи М. А. вызвали ожесточ. полемику среди символистов.

Мисюрка

МИСЮ́РКА - элемент оборонит. вооружения рус. воина 14-17 вв., низкая или плоская жел. шапка с сеткой, защищавшей лицо и шею, иногда с наушниками.

Митральеза

МИТРАЛЬЕ́ЗА (от франц. mitrailleuse от mitraille - картечь) - франц. и общепринятое назв. картечницы (позднее и пулемета) во 2-й пол. 19 в. Представляла собой огнестр. оружие для ведения интенсивного огня. Прототипом М. были многоствол. орудия (рус. "сорока"). Для работы механизмов, выполнявших операции по заряжанию и стрельбе, использовалась мускульная сила стрелка. М. получили достаточно шир. распространение в войнах 60-70-х гг. 19 в., но единств. модель, успешное применение на поле боя к-рой было отмечено, это рус. М. системы Барановского (в рус.-тур. войне 1877-78). Автоматизация процесса заряжания и стрельбы в М. за счет использования энергии выстрела привела к созданию пулемета.

Митрополит

МИТРОПОЛИ́Т (от греч. μητρόπολιζ - метрополия) - один из высших санов архиерея. Сан М. появился в 4 в. в Римской имп. Первонач. присваивался епископам главнейших городов империи. Христианские общины, возникшие непоср. от центр. церквей этих городов, ставились в зависимое к ним положение (как колонии к метрополии). Поэтому первонач. церкви получили назв. метрополии, а лица, их возглавляющие, - М. В наст. время в греч. и др. вост. правосл. церквах М. - титул епархиального архиерея (ниже архиепископа).

После принятия христ-ва на Руси в 10 в. М. Киевский стал главой Рус. церкви, представлявшей собой митрополию Константинопольской церкви. Обычно М. поставлялся из греков Константиноп. патриархом, но фактич. был независим от него. С 11 в. делались попытки поставить и русских М. (первый - Илларион, 1051-62). В 13 в. кафедра М. была перенесена во Владимир, а в 14 в. - в Москву. С нач. 14 в. делались попытки учредить независимую от Москвы митрополию на зап. рус. землях, приведшие в 1458 к окончательному разделению (до 1685) рус. митрополии на Моск. и Киевскую. С установлением автокефалии (1448) Рус. церковь окончательно освобождалась от зависимости от Константиноп. патриарха. Положение М. на Руси было исключительно: он имел свой двор (как князь), иногда собств. войско, чиновничий аппарат, зачастую оказывая серьезное влияние на политику страны. После установления Патриаршества (1589) сан М. присваивался главам крупных епархий или же являлся наградой. При Петре I архиереев перестали возводить в сан М., но вскоре сан М. был восстановлен. В Синодальный период сан М. присваивался обычно главам Петерб., Моск. и Киевской епархий. В наст. время в Рус. Правосл. Церкви сан М. обычно носят главы этих же епархий, он служит также наградой для др. епархиальных архиереев.

Сан М. носят главы Польской, Чехослов. и Амер. церквей.

В старообрядчестве М. возглавляет церковь в Румынии (ранее Белокриницкая митрополия) и в России (с 1988).

Сан М. имеется и в нек-рых др. христ. церквах.

Митрополит Алексей. Икона. кон. 15 в.

Митрополит Алексей. Икона. кон. 15 в.

Митрофанушка

МИТРОФА́НУШКА - персонаж комедии Д. Фонвизина "Недоросль" (1783), его имя стало нарицательным для обозначения тупого и невежественного молодого человека, не желающего учиться.

Митрохин Дм. Исид

МИТРО́ХИН Дм. Исид. (1883-1973) - график; член объед. "Мир иск-ва"; засл. деят. иск-в РСФСР (1969). Работал в книжной и станковой графике, в 10-х гг. иллюстрировал книги изд-ва И. Кнебель, позднее произв. рус. и заруб. лит-ры в разл. техниках - ксилографии, акварели, карандаше. Лирич. восприятие природы отличает серии пейзажей Москвы и натюрморты. Эволюционировал от лаконизма и орнаментальности к более шир. декор. манере.

Лит.: Русаков Ю. А. Д. Митрохин: Альбом. Л., 1977.

Митурич Петр Вас.

МИТУ́РИЧ Петр Вас. (1887-1956) - график, живописец, автор декор.-оформительских работ, педагог; чл. объед. "Мир иск-ва", "4 иск-ва" (с 1915). Автор станковых произв. и книжных илл., работал в техниках: карандаш, тушь, уголь, реже в литографии. Свойственны конструктивность форм, выразительность линий и штриха, тонкое цветовое решение, поэтич. интонация (илл. ккн. А. Лурье "Рояль в детской", 1920; серии пейзажей Хвалынска, 1926-29, Судака, 1937-39).

П. В. Митурич. Деревня. 1922

П. В. Митурич. Деревня. 1922

"Митьки"

"МИТЬКИ́" - неформальная худож. группа, возникшая в 1984 в Ленинграде. Назв. - от имени лидера группы Дм. Шагина. Творческие установки худож. - чл. группы сформировались в русле андеграунда 2-й пол. 1970-80-х гг. (Т-во экспериментальных выставок и др.). "М". отмечают свою связь с традициями старшего поколения ленингр. "контркультуры" (худ. А. Арефьев, В. Шагин - отец Д. Шагина, Р. Васми, Ш. Шварц, В. Громов, поэт Р. Мандельштам и др.). При разнообразии индивид. творч. манеры и жанров (бытовые и еванг. сюжеты, гор. пейзаж, натюрморт, портрет), живопись и графика "М". развивает эстет. принципы, восходящие к постимпрессионизму, экспрессионизму, примитивизму, (работы Д. Шагина. А. и О. Флоренских, Вик. и Вл. Тихомировых, В. Голубева, В. Шинкарева, В. Яшке и др.). В их органичном и непосредственном худож. мироощущении соседствуют романтич. и иронич. линии восприятия. Своеобразный "кодекс "М".", написанный В. Шинкаревым, выстраивает "идеологию митьковства" - иронич. апологию стиля жизни свободного худ. (в т. ч. "художника поведения") в условиях ущербного коммунально-сов. быта. "Непротивление" этому быту как данности, "стоически эпикурейское восприятие действительности" "М". - своего рода "нонконформизм наоборот". Противостоящий, с одной стороны, офиц. идеологизированному оптимизму, с др. - потребительству, поп-моде и "преклонению перед иностранщиной", он одноврем. далек от обществ. критического пафоса и диссидентской конфронтации, демонстрирует юмористически-мудрую неконфликтность ("митьки никого не хотят победить"). Актуальный имидж ("тип симпатичного шалопая") и творческие контакты группы с лидерами рок-движения (Б. Гребенщиков, В. Цой) обеспечивали "М". популярность среди значит. части молодежи Ленинграда и нек-рых др. городов. К кон. 1980-х - нач. 90-х гг. многочисл. первонач. самодеятельные, выставки (в т. ч. и в Париже) принесли "М". широкую известность в стране и за рубежом, о них был снят док. фильм "Митьки в Европе" (реж. А. Учитель). Начинает выходить "Митьки-газета", основывается изд-во "Mitkilibris", публикуются написанные ранее лит. произв. чл. группы, иллюстрируемые, как правило, самими "М". ("Митьки", "Папуас из Гондураса", сб. стих. "Полусухариный сад" Шинкарева; "Золото на ветру" Вик. Тихомирова; стихи О. Флоренской и др.), осуществляются кинематограф. проекты на "Ленфильме" ("Город", сцен. Шинкарева и Вик. Тихомирова, в гл. роли Д. Шагин; "Трава и вода", авт. сцен. и реж. Вик. Тихомиров, в эпизод. роли - Д. Шагин). Оригинальный по стилю и анимационной технике фильм "Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер" (1992, сцен. Шинкарева, Вик. Тихомирова, реж. А. Васильев, худ. А. Флоренский, аниматор М. Якушина, комп. Гребенщиков, персонажи анимации - участники гр. "М".) был оценен критикой как "последний шедевр митьковства", своеобразный ностальгический итог творч. движения, воплотившего "коллективный демокр. опыт страны" (М. Трофименков). В новых обществ. условиях отступили на второй план элементы хэппенинга, иронич. эпатажа и коллективной саморекламы; отмечена тенденция к авторской индивидуализации внутри группы.

Лит.: Лица: Лит. сб. Л., 1990; Шинкарев В. Н. Митьки (рис. А. О. Флоренского). М., 1990; Ибрагимов И. Возвращенная девственность. Иск-во Ленинграда. 1990. № 1. С. 61-67; Трофименков М. Митек в пейзаже. Декоративное иск-во СССР. 1989. № 2. С. 20-24; Он же. Митьки уже никого не хотят победить. Иск-во кино. 1994. № 1. С. 60-61.

Мифологическая школа русская

МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА РУ́ССКАЯ - одно из ведущих напр. в рус. фольклористике 19 в. Возникла и сформировалась на осн. творч. переработки идей и методов мифол. школы европ., под влиянием трудов бр. Гримм, А. Куна, М. Мюллера и др., получила самостоят. развитие в 1860-80-е гг. Виднейшими представителями М. Ш. Р. были Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Мюллер, взгляды М. Ш. Р. в разное время разделяли И. А. Худяков, М. Г. Прыжов, П. Н. Рыбников, молодой А. Н. Пыпин, А. А. Потебня. При всем разнообразии взглядов этих ученых М. Ш. Р. характеризовалась общими концепциями нар. словесности, пониманием мифологии как средоточия нар. миросозерцания и начал нар. этики. Мифология - в ее единстве с языком, нар. словесностью - была выражением "нар. духа". Задачу науки ученые-мифологи видели не только в восстановлении др. рус. (и славянской) мифологии в целом и в отд. ее слагаемых, но и в интерпретации произв. нар. словесности - сказок, легенд, эпоса, загадок, пословиц и др. через выявление генетических, мировоззренческих и худож. связей с мифологич. основами. Аналогичной интерпретации подвергалась также обл. нар. быта. Проблема народности стояла для М. Ш. Р. на первом плане и осмыслялась не только как ист., но и как вполне актуальная для совр. России. С т. зр. истории фольклора первостеп. значение имело исслед. процесса выделения из мифологич. целого собственно нар. поэзии и этапов ее дальн. развития. Эти вопросы разрабатывались в шир. сравнит. плане, благодаря чему устанавливалась принципиальная общность мифол. и фольклора русских (славян) и др. народов Европы и Азии. Ученые М. Ш. Р. допускали в своих трудах немало натяжек, предлагали ошиб. толкования, преувеличивали роль мифологич. влияний на позднюю поэзию, но в целом М. Ш. Р. сыграла исключит. плодотворную роль в отечеств. науке, открыв мифологию как важнейшее явление культуры, показав ее значение в истории цивилизации, идеологич., нравств., худож. развитии человечества.

Михаил

МИХАИ́Л (сер. 16 в.) - инок Владимирского Рождественского мон. Писатель, гимнограф. Автор "Похвального слова" Ал-дру Невскому, 2-й ред. службы Петру и Февронии, службы Константину Муромскому и чадам его Михаилу и Феодору и Жития их.

-----------------------------------

МИХАИ́Л (Митяй) (ум. 1379) - церк. деятель. Был печатником (хранителем печати) у вел. кн. Дмитрия (Донского), постригся в монахи Спасского мон. в Кремле и вскоре стал архим. После смерти митр. Алексея (1378) вел. кн. решил возвести его на митрополичий стол. Кандидатура М. вызвала ожесточенное сопротивление большинства рус. иерархов, тем не менее он был отправлен с большой свитой в Константинополь для офиц. поставления патриархом. Совершив трудное путешествие через южнорус. степи и Черное м., М. умер на корабле, не успев сойти на берег в Константинополе. М. был, по-видимому, образованным и умным человеком, снискавшим уважение и доверие вел. князя.

Михаил Александрович

МИХАИ́Л АЛЕКСА́НДРОВИЧ (Михаил II) (1878-1918) - последний император России (2-3 марта 1917). Третий сын Александра III и Марии Федоровны, наследник престола после смерти брата Георгия в 1899-1904 (до рождения Алексея Николаевича). В 1909 в Вене заключил морганатич. брак с гр. Н. С. Шереметьевской-Мамонтовой-Вульферт, получившей позже титул гр. Брасовой, в связи с чем на 3 года отправлен в г. Орел, где принял командование над 17-м армейским Черниговским гусарским полком. В Петербург возвратился в 1912, когда принял под командование л.-гвардии Кавалергардский полк, причем М. А. было указано жить в квартире командира полка, а не во дворце. В 1-ю мир. войну командует Кавказской туземной конной ("Дикой") дивизией, кавалерийским корпусом, награжден орд. св. Георгия 4-й степ. (1915), ген.-лейтенант (1916), в нач. 1917 - ген.-инспектор кавалерии. 27 февр. 1917 по звонку М. В. Родзянко приехал из Гатчины в Петроград. 2 марта 1917 Николай II отрекся от престола в пользу М. А. 3 марта в 10 час. утра к М. А. прибыли кн. Г. Е. Львов, М. В. Родзянко, В. В. Шульгин, М. А. Корсаков, А. И. Гучков; последний от своего имени и от имени Милюкова призывал его не отказываться от короны. М. А. в 6 час. вечера объявил манифест об отречении до решения Учредит. собрания: "воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, к-рому и надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредит. Собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского..." Акт отречения явл. единств. гос. документом, подписанным М. А. в кач. имп-ра, но существование этого акта свидетельствует, что именно он - последний легитимный имп. России (2-3 марта 1917). В февр. 1918 М. А. был арестован в Гатчине, где жил как частное лицо; 13 июня убит в Перми пред. пос. совета Г. Н. Мясниковым с ведома председателя Губчека П. И. Малкова и пом. комиссара милиции В. А. Дрокина.

-----------------------------------

МИХАИ́Л АЛЕКСА́НДРОВИЧ (1333-99) - вел. князь Тверской (с 1368). Гл. целью политики М. А. было достижение великокняж. стола во Владимире, а осн. противником - Дм. Донской. В борьбе с ним М. А. опирался на помощь Ольгерда Литовского и Орды. Но походы Ольгерда (женатого на сестре М. А.) на Москву были отражены, поддержка со стороны Орды оказалась малоэффективной. В 1375 М. А. потерпел окончат. поражение от объединенных сил рус. князей во главе с Дмитрием и вынужден был признать себя его "младшим братом". Дальнейшие попытки борьбы (используя нашествие на Москву Тохтамыша, 1382) также не имели успеха. М. А. был последним Тверским кн., пытавшимся добиться главенства над Рус. землей. Причина его поражения - в общем ходе ист. процесса: ведущая роль Москвы как основного полит. центра Руси становилась все более очевидной, попытка М. А. опереться на внеш. силы могла его только скомпрометировать.

Михаил Андреевич

МИХАИ́Л АНДРЕ́ЕВИЧ (ум. 1486) - князь Верейский и Белозерский (с 1432), внук Дм. Донского. В феод. войне был на стороне вел. кн. Василия Васильевича, участник Суздальской битвы 1445, разделил вместе с вел. кн. казанский плен. К концу княжения Василия Темного М. А. оставался единств. удельным кн. Моск. земли (не считая сыновей Василия). Политика Ивана III, направл. на ликвидацию удельной системы, полностью отразилась и на судьбе кн-ва М. А. По договорам 1460-70-х гг. от его удела отнимаются отд. города и волости, его место в княж. иерархии непрерывно понижается. Тем не менее М. А. участвует во всех кр. полит. мероприятиях Ивана III (напр., в совещании 1480 о борьбе с Ахматом), и его сын Василий успешно ходит в походы (1471, 1472, 1477, 1480). По дог. 1482 М. А. вынужден был завещать лучшую часть своего удела, Белоозеро, вел. князю. Бегство сына Василия в Литву в 1483 привело к новому ограничению прав М. А.: теперь уже весь удел после его смерти переходил к вел. князю. Потерявший всякое полит. значение, старый кн. умер и был погребен в Боровском мон. (а не в кремлевском Архангельском соборе, как все потомки Калиты). С М. А. ушел в прошлое последний осколок удельной системы, созданной Дм. Донским.

Михаил Всеволодович

МИХАИ́Л ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ (1179-1246) - князь, святой, сын вел. кн. Киевского и Черниговского Всеволода Святославича Чермного. В 1206 получил от отца Переяславское кн-во. В 1223 участвовал в сражении против татар на р. Калке, в к-ром погиб его дядя Владимир Святославич, после чего черниг. стол перешел к М. В. В 1225 и 1229 М. В. был новг. князем. В 1234 с помощью бояр Болоховской земли, граничившей с Галицкой землей, и венг. короля Белы IV ему удалось овладеть Галичем. В 30-е гг. 13 в. неоднократно захватывал Киев. В 1238 М. В. стал вел. кн. Киевским, передав управление Галичем своему сыну Ростиславу. В 1239 по его приказу были убиты татарские послы, посланные в Киев для переговоров, после чего М. В. бежал в Венгрию, надеясь найти там убежище. Тогда же все его рус. владения были захвачены и поделены между др. князьями. В 1241 вернулся на родину. В 1246 М. В. приехал в ставку Батыя, надеясь получить ярлык на Черниговскую землю. За отказ выполнить языч. обряды - пройти сквозь очистительный огонь - М. В. был убит татарами, что послужило поводом для его канонизации рус. церковью. Однако причиной убийства М. В. могло быть и то, что 7-ю годами раньше им были убиты татарские послы. Правосл. церковь празднует память св. М. Черниговского 3 окт. / 20 сент.

Михаил Николаевич

МИХАИ́Л НИКОЛА́ЕВИЧ (1832-1909) - вел. кн., четвертый сын имп. Николая I. Наместник Кавказа и командующий Кавказской армией (1862-81). Пред. Гос. совета (1881-1905). Ген.-адъютант, ген.-фельдцейхтмейстер (с 1852), ген.-фельдмаршал (с 1878). Участник Крымской войны, награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Кавалер всех рос. орденов. Вплоть до революции во дворце вел. князя в Петербурге на Дворцовой наб., в его кабинете, располагался музей, посвящ. его гос. деят-ности.

Михаил Павлович

МИХАИ́Л ПА́ВЛОВИЧ (1798-1848) - вел. кн., четвертый сын имп. Павла I. Сразу после рождения был назначен ген.-фельдцейхмейстером и шефом гвард. артиллерийского батальона. В 1814 принял участие на последнем этапе в войне с Наполеоном. В 1817-19 путешествовал по России и Зап. Европе. В 1820 основал Артиллерийское уч-ще, впоследствии назв. его именем (ныне Михайловский Военный Артиллерийский ун-т); в 1825 назначен командующим 1-й гвард. пехотной дивизией, ген.-инспектором по инж. части, принимал участие в суде над декабристами. Николай I назначил его чл. Гос. совета, командиром Гвардейского корпуса (с 1831) и нач. военно-учебных заведений (с 1831). В 1828 принял участие в рус.-тур. войне, где командовал гвардией и был награжден орденом св. Георгия 2-й степени. С 1844 назначен командующим Гвардейским и Гренадерским корпусами. В 1848 во время смотра в Варшаве заболел и вскоре скончался.

Михаил Фёдорович

МИХАИ́Л ФЁДОРОВИЧ (1596-1645) - царь (1613-45), основатель династии Романовых, сын боярина Фед. Никит. Романова (впосл. - патриарха Филарета), двоюр. брата царя Федора Иоанновича, и К. И. Шестовой. В детстве М. был разлучен с родителями, насильно постриженными в монахи Б. Годуновым, жил на Белоозере, затем в одном из поместий отца, в Ростове. Впоследствии воссоединился с родителями. В 1609-12 находился в Москве, был пленником поляков в осажденном русскими Моск. Кремле. После освоб. Москвы от польских интервентов переселился с матерью в Кострому (жил в Ипатьевском мон.). В 1613 Земским собором избран на царство. Слабохарактерный, не отличавшийся крепким здоровьем, М. был не в состоянии самостоят. управлять страной, поэтому большое влияние на гос. дела оказывали его мать и отец (вернувшийся в 1619 из польского плена), родственники. В царствование М. страна была очищена от польских и швед. отрядов, был заключен Столбовский мир (1617) со Швецией, а также Деулинское перемирие с Польшей (1618). В рез. этих соглашений Россия лишилась выхода к Балт. м., а также смоленских, черниговских и новгород-северских земель. В 1632-34 в ходе новой войны с Польшей М. пытался вернуть Смоленск и др. земли, но успеха не добился.

В обл. внутр. политики М. и его родственники стремились к укреплению новой династии. В целях изыскания средств было усилено обложение налогами посадских людей. Увеличилось кол-во приказов, регулярно собирались Земские Соборы.

М. был дважды женат. Сначала на княжне М. В. Долгорукой (детей от этого брака не было), а после ее смерти - на Е. Л. Стрешневой, родившей ему трех сыновей (в т. ч. Алексея, будущего царя) и семь дочерей.

Среди немногих увлечений М. - разведение цветов. Известно, что он выписывал из-за границы редкие растения для своего сада. При М. в Россию впервые были завезены садовые розы.

Царь Михаил Федорович

Царь Михаил Федорович

Михайлов Ал-др Вик

МИХА́ЙЛОВ Ал-др Вик. (1938-95) - филолог, иск-вед, переводчик, проф. Моск. конс. (с 1991), д-р филол. наук, зав. отд. теории лит-ры Ин-та мир. лит-ры РАН (1988-95), чл. Президиума междунар. об-ва Гете в Веймаре, лаур. премии им. Гумбольдта. В 1960-70-х гг. участвовал в издании "Краткой лит. энцикл.", "Театр. энцикл.", "Филос. энцикл.", был сост. и коммент. кн. "Музык. эстетика Германии 19 в." в 2 т. (1981-82), "Поэзия нем. романтизма" (1987). Проблеме нац. специфики иск-ва и науч. мышления посв. работы М. "Характер и личность в нем. литературе 17 в." (1974), "О худож. метаморфозах в нем. культуре 19 в." (1982). Итогом разысканий М. в этой области стала работа "Проблемы ист. поэтики в истории нем. культуры: очерки из истории филол. науки" (1989). Перевел "Зап.-Вост. диван" Гете (1988), автор ст. "Гете и отражение античности в нем. культуре кон. 18 - 19 вв." (1984), "Гете и поэзия Востока" (1985) и др., переводил Шиллера, Гердера, Шеллинга, Ницше и др. Разрабатывал концепцию "риторич. культуры", создал ориг. типологию "культур слова", сменявших друг друга на протяжении 16-20 вв. Занимался историей и теорией музыки, сторонник идеи единства гуманит. наук. Библиогр. работ М. опубликована в его кн. "Языки культуры" (М., 1997).

Михайлов Макс. Дормидонтович

МИХА́ЙЛОВ Макс. Дормидонтович (1893-1971) - певец (бас). Нар. арт. СССР (1940). Род. в крест. семье. В детстве пел в церковном хоре. Пению обучался сначала у К. Н. Поливанова, а затем у Ф. А. Ошустовича. Окончил пастырские курсы и был посвящен в дьяконы. Служил в Уфе, Омске, затем протодьяконом в Москве (с 1924), где был приглашен на работу в радиокомитет (1931). В 1932-56 солист Большого т-ра. Обладал могучим, звучным голосом (настоящий центр. бас) мягкого тембра и широкого диапазона (две октавы). В соверш. владел вок. техникой, к-рая придавала голосу певца плавное, спокойное "органное" звучание. Лучшие партии: Сусанин ("Иван Сусанин" М. И. Глинки - так называлась в то время опера "Жизнь за царя"; высш. творч. достижение М.), Кончак ("Князь Игорь" А. П. Бородина). Собакин ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова), Андрей Дубровский ("Дубровский" Э. Ф. Направника), Гремин, Чуб ("Евгений Онегин", "Черевички" П. И. Чайковского). Гастролировал с концертами по России и за рубежом (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия, ГДР, Китай, Италия, Австрия, Норвегия, Финляндия). Один из лучших исполнителей рус. нар. весен.

Михайлов Мих. Ларионович

МИХА́ЙЛОВ Мих. Ларионович (Илларионович) (1829-65) - писатель. Отец - вольноотпущенный, выслуживший дворянство. М. учился в Уфимской г-зии; будучи вольнослушателем Петерб. ун-та (1846-48), сблизился с Н. Г. Чернышевским. В 1848-52 - служащий соляного правления в Ниж. Новгороде. С нач. 1850-х гг. начинается активная лит. деят-ность М.: его повести и рассказы ("Адам Адамович", "Кружевница", "Изгоев"), ром. об актерах "Перелетные птицы" и д.. произв. связаны с поэтикой "натур школы". В 1858-59 вместе Н. В. Шелгуновым и его женой (любовь к ней М. пронес до конца своих дней; ей посв. его любовная лирика) ездил за границу, где познакомился с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. По возвращении становится сотр. и ред. отд. иностр. лит-ры ж. "Современник". Шир. известность М. принесли статьи по "жен. вопросу" ("Женщины, их воспитание и значение в семье и гос-ве", 1860 и др.), в к-рых он выступал поборником жен. равноправия и эмансипации, и переводы (Ф. Шиллер, Э. Потье, Дж. Байрон, А. Мицкевич, В. Гюго и др.), среди них классич. стали переводы из Г. Гейне. В 1861 активно участвует в рев. движении: пишет прокламации, ездит в Лондон и т. д. По доносу был арестован и приговорен к каторжным работам. Умер на каторге.

Михайловская площадь

МИХА́ЙЛОВСКАЯ ПЛО́ЩАДЬ в СПб. - арх. ансамбль СПб. Создана в 1819-40 (арх. К. И. Росси), является единым арх. ансамблем, в к-рый входят здание Михайловского дворца (1819-25, арх. Росси; с 1898 Рус. музей), площадь перед дворцом с оформляющими ее домами, и Михайловская ул., к-рая связывает М. П. с Невским просп. Дома ансамбля строились разными арх. для разных лиц, но они д. б. следовать фасадам по проекту Росси. Композиционный центр М. П. - Михайловский дворец, украшенный 8-колонным коринфским портиком по гл. фасаду. Дворец расположен в глубине парадного двора, отделенного от М. П. чугунной оградой. Жилые дома, ограничивающие пл. с трех сторон, играют роль скромной оправы дворца. Среди них, не выделяясь фасадом, - здания Малого т-ра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (б. Михайловский т-р, 1831-33, арх. А. П. Брюллов) и Филармонии им. Д. Д. Шостаковича (б. Дворянское собрание, 1834-39, арх. П. Жако). Ряд зданий: Этнографич. музей (кон. 19 - нач. 20 в., арх. В. Ф. Свиньин), возведенный в духе Росси, но своим дворцовым фасадом соперничающий с Михайловским дворцом; неоклассич. тяжелый "корпус Бенуа" Рус. музея (1910-е гг., арх. Л. Н. Бенуа) и др. - нарушает самодовлеющее арх. совершенство ансамбля, придавая ему динамичность, чуждую первонач. замыслу.

В центре овального в плане сквера, разросшиеся деревья к-рого разбивают единство ансамбля, - пам. А. С. Пушкину (бронза, гранит, 1957, скульптор М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров). В сов. время площадь, на к-рой расположены три музея, три театра и Филармония, названа Площадью иск-в.

Михайловский Ник. Конст.

МИХАЙЛО́ВСКИЙ Ник. Конст. (1842-1904) - критик, публицист. Род. в семье чиновника. Был вольнослушателем юрид. ф-та Петерб. ун-та. Принимал активное участие в обществ. движении 60-х гг. Позднее был связан с подпольной орг-цией "Нар. воля". Трактат М. "Что такое прогресс?" (1869) имел большое значение в разработке народнической теории. С конца 1860-х гг. занимался лит. критикой и публицистикой. Сотрудничал в ж. "Отеч. записки", "Рус. мысль", "Сев. вестник" (с 1877 был одним из ред. журнала, наряду с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым), "Рус. богатство" (в 1890-е гг. - ред. и идейный рук. журнала). Автор статей о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, В. М. Гаршине, Г. И. Успенском, Салтыкове-Щедрине, А. П. Чехове, М. Горьком и мн. др. писателях. М. был сторонником реалист. лит-ры, с наиб. симпатией относился к писателям из круга "Отеч. записок", в конце жизни боролся с "декадансом". Созданные им психол. портреты нек-рых писателей, при всей односторонности и парадоксальности, на долгие годы определили их репутацию: "жестокий талант" (Достоевский), "чрезмерный писатель" (Н. С. Лесков), художник "больной совести" (Г. Успенский). М. был теоретиком "субъективной социологии", получил известность также иссл. законов массовой психологии ("Герои и толпа", 1882; "Еще о героях", 1891; "Еще о толпе", 1893). В 1890-е гг. полемизировал с рус. марксистами. О "субъективной социологии" М. резко отзывались Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

Н. К. Михайловский

Н. К. Михайловский

Михайловский-Данилевский Ал. Ив

МИХАЙЛО́ВСКИЙ-ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Ал. Ив. (1790-1848) - военный историк, академик Петерб. АН, ген.-лейтенант, сенатор. В 1807-11 учился в Геттингенском ун-те, затем служил в Мин-ве финансов. В 1812 вступил в ополчение Петерб. губ. Был адъютантом М. И. Кутузова - в 1812-15 вел журнал боевых действий рус. армии. Во время Венского конгресса М.-Д. находился при Александре I. С 1816 - флигель-адъютант государя, сопровождал его в путешествии по югу России и на конгрессе в Ахене. М.-Д. - участник турецкой войны 1828-29. Во время польской кампании 1831 был ранен в сражении при Грохове. В 1835 назн. сенатором и пред. Военно-цензурного к-та. Гл. тема иссл. - изучение войн России 1-й четв. 19 в. С 1845 - гл. ред. сб. "Военная галерея Зимнего Дворца" (Т. 1-6. 1845-50). Автор работ по ист. войн России с Францией, Турцией и Швецией.

Лит.: Бескровный Л. Г. Очерк воен. историографии России. М., 1962.

Михайловское

МИХА́ЙЛОВСКОЕ - Пушкинский гос. заповедник в Псковской обл., основанный в 1922. В него входят: с. Михайловское (в общенац. собственность приобретено к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина у Г. А. Пушкина) - родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, Тригорское - имение Осиповых-Вульф с древним городищем Воронич, Святогорский мон. (здесь находится фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных и могила Пушкина), Петровское - имение П. А. Ганнибала, дяди Пушкина, дер. Савкино с др. городищем. Выдающаяся роль в создании заповедника принадлежит его бессменному на протяжении многих лет дир. С. С. Гейченко.

Михалков Никита Сер.

МИХАЛКО́В Никита Сер. (род. 1945) - актер, реж., сценарист. В 1963-66 учился в Театр. уч-ще им. Щукина. В 1971 окончил ВГИК. Ранние актерские работы М. связаны с образом молодого героя лирич. "новой волны" 60-х гг. ("Я шагаю по Москве", 1963; "Перекличка", 1966; "Не самый удачный день", 1967). На рубеже 70-х гг. снимался в экранизациях отеч. классики ("Дворянское гнездо", 1969; т/ф "Станционный смотритель", 1972). В 1970 снялся в ф. "Песнь о Маншук" и "Красная палатка". Работы М. 80-х гг. развивали амплуа обаятельного хама, "хозяина жизни" ("Портрет жены художника", 1982; "Вокзал для двоих" и "Инспектор ГАИ", оба - 1983). Эта тема отозвалась в ролях классич. репертуара ("Жестокий романс", 1984; "Униженные и оскорбленные", 1991), была иронично переосмыслена в т/ф "Собака Баскервилей" (1984). В 1979 сыграл в ф. "Сибириада". Дебютировал в режиссуре короткометр. ф. "Спокойный день в конце войны" (1971). Первая полнометр. картина М. "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) - своеобразная попытка показать гражд. войну средствами традиц. вестерна. В этом ф., а также в "Рабе любви" (1976), одном из первых сов. ретро-ф., проявились характ. черты режиссуры М.: изобразит. и актерская культура, свободное обращение с жанром и стилистич. мастерство. В 1977 поставил ф. "Неоконч. пьеса для механич. пианино" (гл. приз МКФ в Сен-Себастьяне и др. награды), в к-ром наделил чеховских героев чертами интеллигенции кон. 1970-х гг. В схожем ключе снял свою версию ром. И. А. Гончарова "Обломов" (1980). В 1979 в стиле сов. ретро экранизировал пьесу А. Володина "Пять вечеров". Нравств. проблемам современности посвящены "Родня" (1982) и камерная драма "Без свидетелей" (1983, приз междунар. федерации кинопрессы на МКФ в Москве, 1983; пр. Всес. кинофестиваля, 1984). В ф. "Очи черные" (1988, Италия, приз М. Мастроянни за лучшее исполнение муж. роли на МКФ в Каннах) адаптировал чеховские мотивы в духе лирич. бурлеска. В 1990 снял ф. "Автостоп" (СССР-Италия-Швейцария), в 1991 - ф. "Урга - территория любви" (СССР-Франция, гл. приз МКФ в Венеции, 1991). М. соавтор сценариев всех своих картин, а также ф. "Ненависть" (с Э. Володарским) и "Транссибирский экспресс" (с А. Адабашьяном и А. Михалковым-Кончаловским, оба - 1978). Др. актерские работы: "Тучи над Борском" (1961), "Приключения Кроша" (1962), "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механич. пианино", "Полеты во сне и наяву" (1983), "Урга - территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994, совм. с Францией, ф. удостоен премии "Оскар" Американской акад. киноиск-ва в номинации "Лучший иностр. ф. ", 1994), "Сибирский цирюльник" (1998).

Лит.: Липков А. И. Никита Михалков. М., 1981; Никита Михалков: Сб. М., 1989.

Михалков Сер. Вл

МИХАЛКО́В Сер. Вл. (род. 1913) - поэт, драматург. Начал печататься в 1928 в ж. "На подъеме" (Ростов-на-Дону) и в газ. "Терек" (Пятигорск). В 1930 переехал в Москву. Учился в Лит. ин-те им. М. Горького (1935-37). В 1935 в ж. "Пионер" опубликовано первое стих. для детей "Три гражданина". В кн. "Стихи" (1936) вошли "Мы с приятелем", "А что у вас?", "Светлана", "Дядя Степа" и др. Кн. "Стихи для детей" (1936) выдержала несколько изданий в СССР и за рубежом. Особенно популярна была поэма о дяде Степе (первая часть - 1935, продолжение о дяде Степе-милиционере - 1954 и о его сыне Егоре - 1968). На стихи М. писали музыку А. Хачатурян, Д. Шостакович, И. Дунаевский, М. Блантер (широко известна лирич. колыбельная "Светлана"). М. много писал для детского театра: "Том Кенти" (1938, по мотивам романа М. Твена "Принц и нищий"), "Коньки" (1939), "Особое задание" (1946), "Зайка-Зазнайка" (1951), "Сомбреро" (1957), "Дорогой мальчик" (1971), "Чужая роль" (1973) и для театра взрослого: "Памятник себе...", 1959; "Дикари", 1958; "Эцитоны бурчелли", 1961; "Пощечина", 1973; "Пена", 1976; "Постоялец", 1977 и др. Он автор широко известных басен ("Лиса и бобер", "Заяц во хмелю", "Слон-живописец" и др.) и переводчик (гл. обр., с яз. народов СССР). С 1962 был гл. ред. сатирич. кинож. "Фитиль". Автор текста Гос. гимна Сов. Союза (1943, совм. с Г. Эль-Регистаном; переделан по новому социальному заказу в 1960-х гг.), гимна России (2000) и надписи на могиле Неизвестного солдата в Москве.

Михалков-Кончаловский Анд. Сер.

МИХАЛКО́В-КОНЧАЛО́ВСКИЙ Анд. (Андрон) Сер. (род. 1937) - реж., сценарист. Учился в муз. уч-ще им. Гнесиных, в 1962-65 на реж. ф-те ВГИКа (мастерская М. Ромма). В 1962 дебютировал короткометр. ф. "Мальчик и голубь" (с Е. Осташенко, приз МК в Венеции, 1962), снятом в стиле поэтич. реализма. В 1965 поставил ф. "Первый учитель" (по Ч. Айтматову), в 1967 - "История Аси Клячкиной, которая любила, да не вышла замуж" (вып. - 1988). Раннюю режиссуру М.-К. отличают жесткая док. манера, использование методов "прямого" кино, непроф. исполнителей и вместе с тем обнажение трагич. коллизии, интерес к сильным, незаурядным характерам. Черты драмы идей заметны в ф., снятых М.-К. по произв. рус. классики: "Дворянское гнездо" (1969), "Дядя Ваня" (1971, приз МКФ в Сан-Себастьяне, 1971). В 1974 поставил один из самых дискуссионных сов. ф. 70-х гг. "Романс о влюбленных" (гл. приз МКФ в Карлови-Вари, 1974), синтезировавший мотивы классич. трагедии, мелодрамы и рок-оперы. В 1979 снял ф. "Сибириада" (4 сер., спец. приз на МКФ в Каннах, 1979) - мифоэпич. повествование о полувековой истории Сибири. С нач. 80-х гг. М.-К. работает в США. В ф. "Любовники Марии" (1984) перенес мотивы прозы А. Платонова в послевоен. Америку. В ф. "Сбежавший поезд" (1985), снятом по сюжету А. Куросавы, предпринял попытку соединения филос. проблематики с жанром триллера. Элементы филос. притчи присутствуют в ф. "Скромные люди" (1987). В 1986 снял психол. драму "Дуэт для одного", в 1989 - полицейский боевик "Танго и Кеш". В 1990 поставил ф. "Гомер и Эдди". М.-К. автор и соавтор сценариев своих картин, а также ф. "Ташкент - город хлебный" (1968), "Песнь о Маншук" (1969), "Одной жизни мало" (1974), "Андрей Рублев" (1966, с А. Тарковским), "Конец атамана" (1971), "Лютый" (1973), "Ждем тебя, парень" (1982, все - с Э. Тропининым), "Седьмая пуля" (1972) и "Раба любви" (1975, с Ф. Горенштейном), "Поклонник" (1973, с А. Адабашьяном), "Транссибирский экспресс" (1977, с А. Адабашьяном и Н. Михалковым), "Ближний круг" (1992, СССР-США), "Курочка Ряба" (1994, совм. с Францией).

Лит.: Парабола замысла. М., 1977; Богомолов Ю. Андрей Михалков-Кончаловский: Творч. портрет. М., 1990.

Н. С. Михалков и А. С. Михалков-Кончаловский

Н. С. Михалков и А. С. Михалков-Кончаловский

Михальченко Алла Анат.

МИХА́ЛЬЧЕНКО Алла Анат. (род. 1957) - артистка балета. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1976 (кл. С. Головкиной). С 1976 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партии Наргис ("Индийская поэма"). Среди др. ее ролей: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Раймонда ("Раймонда"), Китри ("Дон Кихот"), Принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Ширин ("Легенда о любви"), Валентина ("Ангара"), Анастасия ("Иван Грозный"), Эгина ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Нина Заречная ("Чайка"), Эола ("Икар"), Рита ("Золотой век"). Уверенному танцу М. присуще холодноватое изящество и графическая ломкость линий. Неск. нарочито-горделивую манеру поведения ее сценич. героинь постепенно сменил сдержанно-элегантный стиль исполнения. Заостренные движения обрели утонченность и лирич. протяжность.

Михоэлс Сол. Мих.

МИХО́ЭЛС (наст. фамилия - Вовси) Сол. (Шлоймо) Мих. (1890-1948) - актер, реж. Учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та. В 1919 поступил в Еврейскую т-ральную студию в Петрограде. На основе этой студии был создан Моск. евр. камерный т-р (позднее - ГОСЕТ), где М. был актером, реж., а с 1929 - худож. рук. Образы, созданные М., исполнены филос. глубины, в них отразилось его гуманистич. мировоззрение. М. тяготел к метафоре, яркой и образной сценич. форме, обладал высочайшей сценич. культурой, до совершенства оттачивал слово и жест в каждой роли. В бытовых ролях М. стремился передать чувство собств. достоинства "маленького человека", живущего за чертой оседлости. С годами в творчестве М. нарастали трагич. мотивы. Вершиной его творчества стало исполнение роли короля Лира. Реж. талант М. со всей полнотой реализовался в спектакле "Фрейлехс", созданном по мот. еврейского муз. фольклора. М. был широко известен не только как артист, но и как пред. Евр. антифаш. комитета - ЕАК. В 1943 совершил многомесячную поездку в США, Канаду, Мексику, Англию, где, выступая от имени ЕАК (порой на многотысячных митингах), организовывал помощь СССР как главной силе в борьбе с фашизмом. В 1948, когда надобность в ЕАК у пр-ва отпала, М. был убит сотрудниками госбезопасности. Маскировка убийства под несчастный случай даже в те годы никого не ввела в заблуждение.

Роли: Уриэль Акоста (одноим. пьеса К. Гуцкова), реб Алтер ("Мазлтов" Шолом-Алейхема), Гоцмах ("Колдунья" Гольдфадена), Шимере Сорокер ("2000 тысяч" Шолом-Алейхема), Вениамин III ("Путешествие Вениамина III" Менделе-Мойхер-Сфорима), Зейвл Овадис ("Семья Овадис" Маркиша) и др. Постановки: "Четыре дня", "Суламифь" (сценарий М., стихи С. Галкина), "Семья Овадис", "Тевье-молочник" и "Блуждающие звезды" (Шолом-Алейхем), "Фрейлехс" по мотивам евр. фольклора и др.

С. М. Михоэлс. 1935

С. М. Михоэлс. 1935

Мичман

МИ́ЧМАН (от англ. midshipman) - корабельный гардемарин, воин. звание (чин) военнослужащих ВМФ ряда стран. В ВМФ России в 1716-32, 1751-58 - унтер-офицерский чин, в 1732-1917 первый офицерский чин, соответств. поручику в армии. В ВМФ СССР в 1940-71 - воин. звание старшего (мл.) командного состава, с 1972 - воин. звание и назв. отд. категорий военнослужащих, занимающих промежуточное положение между офицер. составом и военнослужащими сверхсрочной и срочной службы. Соответствует воин. званию прапорщика в Сов. армии.

Мичурин Ив. Вл

МИЧУ́РИН Ив. Вл. (1855-1935) - биолог, селекционер. Род. в семье мелкопоместного дворянина. Основоположник отеч. науч. селекции плодовых и ягодных культур, поч. чл. АН СССР (1935), акад. ВАСХНИЛ (1935). В 1875 арендовал усадьбу, где начал работы по сбору раст. и по выведению новых сортов плод. и ягодных культур. В 1899 приобрел на окраине г. Козлова новый участок (около 13 га), куда перенес свои растения и где жил и работал до конца жизни. В 1923 Совнарком РСФСР признал опытный питомник М. учреждением, имеющим гос. значение. На его базе в 1928 была организована селекционно-генетич. станция плодово-ягодных культур, к-рая в 1934 была реорганизована в Центр. генетич. лаб. им. М. Значит. вклад внес М. в разработку таких проблем, как межсортовая и отдаленная гибридизация, методы воспитания гибридов в связи с закономерностями онтогенеза, управление доминированием, оценка и отбор сеянцев, ускорение селекционного процесса с помощью физ. и хим. факторов. М. стал автором мн. популярных сортов плод.-ягодных культур - напр., яблони: Пепин шафранный, Славянка, Бессемянка, Бельфлер-Китайка и др.; груши: Бере зимняя М.; вишни: Плодородная М., Надежда Крупская; рябины: Черноплодная и др. Всего им выведено 263 новых сорта. М. положил начало продвижению на север юж. культур: винограда, абрикоса, черешни и др. После смерти М. Т. Д. Лысенко извратил содержание его учения и использовал его имя в корыстных целях в борьбе против генетики и генетиков. М. похоронен на центр. площади г. Мичуринска.

Мичурин Ив. Фед

МИЧУ́РИН Ив. Фед. (1700-63) - арх. Образование получил в Мор. акад. (1718-20) и у арх. Н. Микетти (1720-23) в СПб. В 1723-29 пенсионер имп. Петра I в Голландии. В 1729-31 работал в СПб., с 1731 - в Москве. Один из предст. т. н. "моск. арх. школы" 18 в. Манера М. сочетает композиц. приемы рус. зодчества 17 в. и классич. ордерные формы. Осн. произв. М.: ц. Св. Андрея, Путевой дворец (1740-60-е гг.) в Киеве по проектам Б. Растрелли, собор Свенского мон. (близ Брянска), ряд построек в Коломне и Твери. Принимал участие в работах по восстан. шатра собора Новоиерусалимского мон., стр-ве колокольни в Троице-Серг. лавре. В 1730-х гг. завершил создание ген. плана Москвы (начат М. Мордвиновым, отгравирован в 1739).

И. Ф. Мичурин, И. Я. Шумахер, Д. В. Ухтомский. Колокольня в Троице-Сергиевой лавре. 1741-70

И. Ф. Мичурин, И. Я. Шумахер, Д. В. Ухтомский. Колокольня в Троице-Сергиевой лавре. 1741-70

Предыдущая страница Следующая страница