Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 9, "МИЧ"-"МОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 9, "МИЧ"-"МОЛ")

Мичурина-Самойлова Вера Арк

МИЧУ́РИНА-САМО́ЙЛОВА Вера Арк. (1866-1948) - актриса. Последняя в роду актер. династии Самойловых. На сцену Александринского т-ра вышла в 1886 г. под фам. Мичурина и только в 1923, после юбилейного бенефиса, присоединила фам. матери. Дебютировала в роли Веры Шелоги ("Псковитянка" Л. Мея). Бьянка ("Укрощение строптивой" У. Шекспира), Гиацинта ("Проделки Скапена" Ж. Б. Мольера), Софья ("Недоросль" Д. Фонвизина), Бетси ("Плоды просвещения" Л. Толстого), царица Анна ("Василиса Мелентьева" А. Островского и С. Гедеонова), Марселина ("Собака на сене" Лопе де Вега), Лидочка ("Дело" А. Сухово-Кобылина), Луиза ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера) - роли, определившие ведущее положение актрисы в труппе в первое 10-летие сценич. жизни. В последующие 10 лет круг ролей М.-С. сужается, четко обозначая переход на роли характерные, приближающие актрису к амплуа "гранд дам": герцогиня Орсино ("Эмилия Галотти" Г. Э. Лессинга), Людмила ("Поздняя любовь" Островского), Порция ("Венецианский купец" Шекспира), Эльмира ("Тартюф" Мольера), Леди Мильфорд ("Коварство и любовь" Шиллера), Федра ("Ипполит" Еврипида), Гермиона ("Зимняя сказка" Шекспира), Мессалина ("Калигула" А. Дюма). Совершенствование этого амплуа приносит М.-С. не только положение оригинального мастера, но и наиб. зрительский успех в ролях Раневской, Маши ("Вишневый сад" и "Три сестры" А. Чехова), Натальи Петровны ("Месяц в деревне" И. Тургенева) и др. В послеокт. Госдраме (позже - т-ре им. Пушкина) М.-С. играла преим. роли классич. репертуара: Мария Александровна ("Дядюшкин сон" по Ф. Достоевскому), миссис Чивлей ("Идеальный муж" О. Уайльда), фру Альвинг ("Привидения" Г. Ибсена), Звездинцева ("Плоды просвещения"), Хлестова ("Горе от ума" А. Грибоедова), Турусина, Огудалова ("На всякого мудреца довольно простоты" и "Бесприданница" А. Островского) и др. Особый успех принесли М.-С. роли Гурмыжской ("Лес" Островского в постановке Кожича) и Марии Дмитриевны ("Дворянское гнездо" по Тургеневу). При эвакуации т-ра в авг.-сент. 1941 М.-С. в Новосибирск не поехала, осталась в блокадном Ленинграде и после возвращения т-ра выйти на сцену уже не смогла: сказались лишения блокады.

Младограмматизм

МЛАДОГРАММАТИ́ЗМ - направление в яз-знании в последней четв. 19 в. Под младограмматиками в узком смысле понимаются по преим. нем. ученые (А. Лескин, К. Бругман, Г. Остгоф, Б. Дельбрюк, Г. Пауль - Лейпцигская школа и нек-рые др., примыкавшие к ним). В б. шир. смысле младограммат. направление включает таких ученых, как Ф. Ф. Фортунатов и его школа в России, С. Бугге и К. Вернер в Скандинавии и др. В контексте истории науч. яз.-знания младограмматики продолжали линию А. Шлейхера, пытаясь выявить единый в формальном отношении метод для объяснения язык. фактов. В основе лингв. теории младограмматиков лежат такие фундам. принципы, как психологизм в духе Г. Штейнталя с его особым вниманием к индивид.-психолог. основам язык. изменений и историзм, требовавший подхода к яз. как к обществ. явлению. Младограмматики решительно заявили о необходимости поворота яз.-знания к изучению живых яз. и диалектов. Однако в собственной исслед. практике младограмматики осн. внимание уделяли сравнительно-ист. изучению индоевроп. яз. На этом мат-ле был окончательно сформулирован намеченный еще Шлейхером осн. науч. постулат младограмматиков - тезис о непреложности фонетических законов, к-рый - вместе с также выдвинутым младограмматиками принципом аналогии - составил основу науч. аппарата, применявшегося для изучения язык. явлений в их ист. развитии. Пришедшие на сцену М. в нач. 20 в. иные науч. парадигмы (в первую очередь связанные с именем Ф. де Соссюра) перенесли центр внимания лингвистов на проблемы синхронного функционирования яз. как системы, преодолев тем самым свойственный М. атомизм (т. е. рассмотрение отдельных язык. явлений вне их взаимосвязи). Вместе с тем идеи младограмматиков остаются осн. принципами сравнительно-ист. яз.-знания. Непреходящую науч. ценность имеют достижения младограмматиков в разработке конкретных вопросов индоевропеистики. Продолжив дело, начатое Ф. Боппом и Шлейхером, они практически завершили построение сравнительно-ист. грамматики индоевроп. яз., сохраняющей до наст. вр. в осн. чертах вид, приданный ей младограмматиками. Значителен вклад младограмматиков в изучение истории отд. индоевр. языков.

Лит.: Десницкая А. В. Вопросы изучения родства индоевропейских языков. М.; Л., 1955; Общее и индоевропейское языкознание. М., 1956; Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960; Проблемы историзма и развития в языкознании 2-й пол. 19 в. Л., 1984.

"Мнемозина"

"МНЕМОЗИ́НА" - лит. альм. Издавался в Москве (1824-25, всего вышло 4 кн.) В. К. Кюхельбекером и В. Ф. Одоевским. Среди сотр. Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, С. П. Шевырев, Н. М. Языков и др. Отражал филос. и эстетич. взгляды декабристов и кружка любомудров.

Мнишек Марина

МНИ́ШЕК Марина (ок. 1588-1614/15) - жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, рус. царица, дочь сандомирского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека. В 1605 в Кракове заочно обручена с Лжедмитрием I, после торжественного въезда в Москву (1606) официально сочеталась браком с самозванцем. После переворота 17 мая 1606 и убийства Лжедмитрия I заключена под стражу, содержалась в Ярославле. Царем Василием Шуйским была освобождена из заключения и направилась в лагерь Лжедмитрия II, стала его супругой. В 1610 родила ему сына. После смерти Лжедмитрия II вновь была арестована, содержалась в Калуге и Коломне. Была освобождена атаманом Н. М. Заруцким, с к-рым вскоре обвенчалась, и сопровождала его вплоть до пленения царскими войсками летом 1614 на р. Яике (Урал). Умерла в заточении (по разным версиям либо в Москве, либо в Коломне). По мнению ряда исследователей, была возвращена на Яик, где ее утопили в проруби.

Многоточие

МНОГОТО́ЧИЕ - знак препинания (...), употребл. для обозначения незаконченности или прерванности высказывания, а также пропусков в тексте. В последней функции иногда используется вариант многоточия - отточие (..). М. впервые отмечено в грамматике А. Х. Востокова как "знак пресекательный".

Многоязычие

МНОГОЯЗЫ́ЧИЕ (полилингвизм, мультилингвизм) - сосуществование и использование неск. яз. в язык. сознании, речевой деят-ности индивида и в яз. коллектива. Частным случаем М. является двуязычие (билингвизм). Существуют разл. классификации индивид. М.: по степени владения неродным яз. (рецептивный, репродуктивный, продуктивный); по способу усвоения неродного яз. (естеств., искусств.) и др. Важную роль играет выдвинутое Л. В. Щербой и психологич. обоснованное Ч. Осгудом и С. Эрвином различие координативного (чистого) и смешанного двуязычия. При первом две (или более) язык. системы существуют в язык. сознании "отдельно", при втором - план содержания язык. систем один, но ему соответствуют два или более плана выражения, принадлежащие разным яз. Если индивид. М. может существовать без коллект. (напр., случай пребывания индивида в иноязычной среде и др.), то обратное, по-видимому, неверно. Коллект. М. также м. б. классифицировано разными способами, преимущ. на основе социолингвистич. критериев (охватывает ли М. весь язык. коллектив; обладают ли яз. равной престижностью; каково функцион. распределение яз. и др.). Особый тип коллективного М. (двуязычия) представляет собой диглоссия. Под М. в шир. смысле слова понимается использование как неск. яз., так и неск. форм одного и того же яз. (диалект и лит. норма, разные диалект. формы и т. п.). М. является важнейшим условием язык. контактов: яз., участвующие в многояз. ситуации, могут подвергаться определенным изменениям. При этом доминирующий яз. подвергается меньшей интерференции, а яз., занимающий в язык сознании индивида или в язык. коллективе подчиненную роль, - большей. Подобную ситуацию У. Вайнрайх определил как субординативное двуязычие (или М.). Понятие "доминир. яз." не является тождеств. понятиям "родной яз." и "яз., усвоенный с детства" (хотя часто и совпадает с ними). Для нек-рых из многояз. ситуаций вообще невозможно говорить об одном родном яз. На протяжении своей истории рус. яз. постоянно являлся и продолжает являться субъектом разнообр. многояз. ситуаций (постулирующаяся многими иссл. церк.-слав.-рус. диглоссия в др.-рус. период, многовековые рус.-тюрк. контакты, контакты рус. диалектов с финно-угорскими яз., рус.-фр. диглоссия в высш. слоях рус. об-ва во 2-й пол. 18 - нач. 19 в. и др.). По мере превращения гос-ва в многонац. кол-во многояз. ситуаций с участием рус. яз. возрастает. В наст. вр. на терр. быв. СССР наблюдается континуум подобных ситуаций. При этом рус. яз., как правило, выступает как неродной яз. нерус. населения, в то время как уровень двуязычия у рус. населения быв. союзных республик и др. нац. образований сравнит. низок. Особый интерес представляют ситуации, в к-рых рус. яз. (иногда в диалект. форме) выступает как родной яз. островной группы нас. в инояз. окружении (островные говоры старожильческого нас. Прибалтики, Кавказа и т. п., речь рус. эмигрантов, иссл. к-рой только начинается).

Лит.: Щерба Л. В. Избр. работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958; Новое в лингвистике. Вып. 6: Язык. контакты. М., 1972; Вайнрайх У. Язык. контакты: Пер. с англ. Киев, 1979; Жлуктенко Ю. Лингвист. аспекты двуязычия. Киев, 1979; Белл Р. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы: Пер. с англ. М., 1980.

Могильник

МОГИ́ЛЬНИК - остатки др. кладбища, б. или м. компактное скопление могил. Выделяются курганные и бескурганные (плоские, грунтовые) М. Последние также имели в древности какие-то внеш. опознават. признаки (напр., дерев. столбики), впосл. исчезнувшие. М. обоих видов известны у разных народов, населявших Вост. Европу, в т. ч. и у славян. В эпоху Др. Руси курганные языч. М. сменяются грунтовыми, бескурганными, христианскими. 9-11 вв. датируются огромные языч. М. вблизи старых рус. городов. Самый кр. из них - у д. Гнездово под Смоленском - насчитывал ок. 5 тыс. курганов.

"Могучая кучка"

"МОГУ́ЧАЯ КУ́ЧКА" ("Новая рус. муз. школа", "Балакиревский кружок", "Пятерка") - творч. объединение рус. композиторов, сформировавшееся в 60-е гг. 19 в. Постоянными в течение длит. времени были пятеро музыкантов: М. А. Балакирев (1837-1910), А. П. Бородин (1833-87), Ц. А. Кюи (1835-1918), М. П. Мусоргский (1839-81), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908), в разное время к ней присоединялись А. С. Гуссаковский (1841-75), Н. Н. Лодыженский (1843-1916) и др. Определение группы музыкантов как "М. К." было дано В. В. Стасовым (ст. "Славянский концерт г. Балакирева", 1867). Форма творч. содружества, объединяющего единомышленников в области лит-ры и иск-ва, была весьма характерна для России во 2-й пол. 19 в. ("Т-во передвижных худож. выставок" и пр.).

Становление и развитие "М. К." проходило в несколько этапов: сначала формирование, объединение музыкантов под рук-вом Балакирева, выработка общей эстетич. платформы (1855-62); затем расцвет содружества, отмеченный близостью творч. позиций, общностью худож. принципов (до 1871 - года начала работы Римского-Корсакова в конс.); наконец, сохранение верности общим идеалам с одновр. усилением индивид. позиций творчества, ослаблением непосредств. личных связей (70-е гг. - до 1881, года смерти Мусоргского). Но и после формального распада "М. К." каждый из членов оставался верным ее эстетич. принципам.

Основной творч. задачей содружества было утверждение в иск-ве нац. принципов, продолжающих традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Идея национального предполагала воссоздание рус. тематики в произв. разных жанров; использование богатейшего муз.-литературного фольклорного наследия; опору на рус. песенность как основной источник муз. тематизма; собирание, обработку и пропаганду нар. песен; создание новых типов произв., соединяющих традиционные европ. муз. формы с приемами выразительности, идущими от рус. иск-ва, и т. д. В творчестве каждого из "кучкистов" воплощение данных принципов осуществлялось в значит. мере индивидуально, благодаря чему именно во 2-й пол. 19 в. были заложены мн. новые направления рус. музыки. Традиции "кучкизма" оказались плодотворными, следование им отмечается в дальнейшем у мн. композиторов России, в частн. А. К. Глазунова, А. К. Лядова и др.

Лит.: Гордеева Е. М. "Могучая кучка". М., 1966.

Модальность

МОДА́ЛЬНОСТЬ - выражение разл. лекс., морфолог., синтакс. и интонационными ср-ми отношения говорящего к сообщаемому или сообщаемого к действительности. Обычно различают две осн. разновидности М.: объективную и субъективную. Сферу объект. М. составляет хар-ка содержания предложения с т. зр. его реальности или ирреальности (возможности, необходимости, желательности и т. п.). Объект. М., присутствующая в кажд. предложении, может передаваться грамматич. (формами наклонений) или лексич. ср-ми: с пом. разл. частей речи, выражающ. возможность, желание, долженствование и т. п. (мочь, хотеть, должен, можно, нельзя, надо и др.); ср.: Не ходи туда! Ты не должен ходить туда; Тебе не надо ходить туда; Я не хочу, чтобы ты ходил туда.

К субъект. М. относят прежде всего оценку говорящим степени его уверенности в достоверности высказывания; осн. ср-м ее выражения являются вводно-модальные слова; ср.: Он, может быть, придет. При б. шир. понимании М. сюда включают также эмоц.-экспрессивное выражение согласия или несогласия, одобрения, предостережения, угрозы, удивления и т. п. с пом. частиц, особых синтакс. конструкций, порядка слов, интонации и др.; ср.: Отвечай же! Стану я его слушать! Так я ему и поверил! Наличие в предложении показателей субъект. М. не обязательно.

Лит.: Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в рус. яз. // Тр. Ин-та рус. языка АН СССР. М., 1950. Т. 2; Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса рус. языка. М., 1973; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 2; Владимирский Е. Ю. Выражение модальности // Практич. грамматика рус. языка. М., 1985; Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

Модальные слова

МОДА́ЛЬНЫЕ СЛОВА́ - разряд неизм. слов, служащих для выражения отношения говорящего к содержанию высказывания. М. С. не являются чл. предложения и употребляются как интонационно выделенные компоненты (Он, конечно, приедет), а в диалогич. речи и как слова-предложения (- Он приедет? - Конечно). К М. С. в узком смысле относят слова и устойч. сочетания, посредством к-рых говорящий оценивает степень достоверности сообщаемой им информации: безусловно, вероятно и др. При более шир. понимании М. С. в их число включаются и др. разряды вводных слов: выражающие эмоц. оценку сообщаемого факта (к счастью, к сожалению и др.), используемые для поддержания контакта с собеседником (видишь ли, представьте), служащие показателями логико-смысловых связей между высказываниями и сближающимися на этом основании с союзами (во-первых, итак, кстати, словом). Состав М. С. пополняется за счет функционально-семантич. переосмысления и обособления отд. глагол. форм (кажется, пожалуй, может быть), падежных и предложно-падежных форм сущ., в том числе подвергшихся адвербализации (словом, к счастью, по всей вероятности), слов на -о (возможно, действительно), местоименных слов (само собой, никак) и др. М. С. остаются предметом дискуссий как с т. зр. их объема (ср. узкое и шир. понимание М. С), так и ст. зр. их граммат. статуса. В кач. особого "лексико-семантич." разряда М. С. были выделены В. В. Виноградовым, к-рый рассматривал их как часть речи, занимающую промежуточное положение между знаменат. и служебными частями речи. Согласно др. т. зр. (В. Н. Сидоров) они в большинстве представляют собой не особый разряд слов, а лишь особое их синтакс. употребление; ср.: Он, кажется, болен (М. С.) - Кажется, что он болен (глагол); Он, возможно, приедет (М. С.) - Возможно, что он приедет (краткое прилаг.). Слова же типа по-видимому, чего доброго, употребляющиеся только в функции вводных слов, не м. б. причислены ни к одной из существующих частей речи, т. е. остаются вне частей речи.

Лит.: Галкина-Федорук Е. М. Модальные слова // Совр. рус. язык. М., 1964. Ч. 2; Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. Л., 1976.

Моделировка

МОДЕЛИРО́ВКА (от франц. modeler - лепить) - прием в изобр. иск-ве, заключающийся в выявлении и способствовании б. удачной передаче объема, пластики, худож.-пространств. свойств фигур и предметов: светотеневыми градациями (в живописи и графике); обработкой трехмерных форм (в пластике).

Модерн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модернизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модзалевский Бор. Львович

МОДЗАЛЕ́ВСКИЙ Бор. Львович (1874-1928) - историк лит-ры, архивист. С 1899 сотр. Петерб. АН. Был одним из основателей Пушкинского дома (1905), с 1919 - его первый ст. ученый хранитель. М. являлся ред. изд. "Пушкин и его современники" (1903-28. Вып. 1-37). Осн. жанры печатных выступлений М., помимо обширной ред. деят-ности, - энциклопедич. справка, примечания к тексту ист.-лит. док-та, рецензия, всего ок. 650 работ такого рода, причем ок. 100 из них относятся непосредственно к изучению А. С. Пушкина. Он впервые опубл. ряд произв. и писем Пушкина, открыл поэму М. Ю. Лермонтова "Последний сын вольности", ввел в науч. оборот новые док-ты о декабристах, письма И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, издал 5 томов "Архива Раевских" (1908-15; 6-й т. остался в рукописи). М. занимался и библиографич. деят-ностью: принимал участие в составлении "Рус. биограф. словаря" (1900-18), первым дал описание б-ки Пушкина (1910). М. принадлежит и ряд работ по истории рус. кн.: "К биографии Новикова" (1913), "Библиофил гр. Анд. Фед. Ростопчин" (1915). М. - составитель сохраняющей справочное и науч. знание библиогр. картотеки, хранящейся в рукоп. отд. Ин-та рус. лит-ры.

Лит.: Коплан Б. И. Краткий очерк научной деятельности Б. Л. Модзалевского. Л., 1929; Мурьянов М. Ф. Б. Л. Модзалевский (1874-1928) // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и яз. 1974. Т. 33, № 3; Гречишкин С. С. О фонде Б. Л. Модзалевского // Сов. архивы. 1976. № 2.

Модзалевский Лев. Бор.

МОДЗАЛЕ́ВСКИЙ Лев. Бор. (1902-48) - историк лит-ры, архивист, библиграф. Род. в Петербурге. Сын Б. Л. Модзалевского. С 1919 работал в книгохранилищах Ленинграда, с 1933 - науч. сотр. Пушкинской комиссии АН СССР. Д-р филол. наук (1947). Наиб. науч. значение имеют тр. М. по науч. описанию рукоп. А. С. Пушкина и М. В. Ломоносова: "Рукописи Пушкина в собрании Гос. Публ. б-ки в Ленинграде" (1929), "Новые мат-лы об изд. Пушкина" (1933), "Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР" (1937). М. принадлежит и ряд библ. тр. Среди них: "Материалы для библиографии тр. М. А. Кастрена и литературы о М. А. Кастрене" (1927) и "Материалы для биографии Н. И. Лобачевского" (1948). М. активно занимался пополнением картотеки Б. Л. Модзалевского.

Лит.: Кулябко Е. С. Л. Б. Модзалевский: (Некролог) // Вестн. АН СССР. 1948. № 12; Памяти Л. Б. Модзалевского // Бюллетени Рукоп. отд. Пушкинского дома. М.; Л., 1950. Вып. 2.

Можайский Ал-др Фед

МОЖА́ЙСКИЙ Ал-др Фед. (1825-90) - изобретатель в обл. воздухоплавания. Род. в г. Роченсальм Выборгской губ. (ныне г. Котка, Финляндия) в семье потомственного моряка. В 1841 окончил Морской кадетский корпус; в 1841-62 и 1879-82 служил в ВМФ, в 1862-79 - в гражд. ведомствах по проведению крест. реформы. В 1882 вышел в отставку в чине ген.-майора (с 1886 - контр-адм.). В 1856 начал иссл. возможности создания летат. аппарата тяжелее воздуха. В 1876 с успехом демонстрировал в Петербурге полеты своих моделей. 3 нояб. 1881 получил "привилегию" на изобретенный им "воздухоплават. снаряд" (самолет), к-рый был построен в натур. величину в 1883. В июле 1885 на воен. поле в Кр. Селе (под Петербургом) была произведена попытка поднять его в воздух. Самолет (дл. 25 м, размах крыльев 23 м и выс. 7 м) оторвался от земли на высоту около 10 м и, пролетев около 200 м, не удержал равновесия, повалился на правое крыло и упал. Пилот И. Н. Голубев получил увечья. Неудача не остановила М., и он продолжал иссл., но отказ пр-ва в мат. помощи не позволил им реализоваться. Похоронен на Смоленском правосл. кладбище в Петербурге.

Мозаика

МОЗА́ИКА (от франц. mosaique) - техника живописи, выполняется из цветных камней, смальты, керамич. плиток и т. п. путем набора на разл. основу, применяется как один из видов монумент.-декор. иск-ва, а также в декор.-прикл., реже в станковом иск-вах. Различаются два вида набора: "прямой" - куски мат-ла вдавливаются в грунт декорируемой поверхности, и "обратный" - исходный мат-л наклеивается лиц. стороной на бумагу, картон и т. д. с последующей заливкой закрепл. состава с обр. стороны и снятием временной основы. Древнейшие М. открыты в Иране (4 тыс. до н. э.), др. антич. М. относятся к 5-2 вв. до н. э. (Помпеи, Ольвия и др.). Исключительны по силе воздействия итал. (5-6 вв.) и визант. М. (6-14 вв.). Древнейшие М. на Руси относятся к 11 - нач. 12 в. (Софийский собор и Михайловский Златоверхий мон. в Киеве). В 18 в. возрождение техники М. связано с деят-ностью М. В. Ломоносова. С сер. 19 в. развитие М. в России происходит сравнительно планомерно. В 1864 создается мозаичная мастерская при АХ (СПб.) по изготовлению М. для Исаакиевского собора. Во 2-й пол. 19 в. развивается преим. репродукционный метод М. иск-ва (букв. перевод в М. произв. масляной живописи). М. отличаются мастерским набором и уровнем техники смальтоварения. Рус. М. насчитывает до 17 000 тонов и оттенков. Новый этап развития иск-ва М. относится к рубежу 19-20 вв. и связан с модерном, восстановлением монумент.-декор. природы М. Важная роль в этом принадлежит частной мастерской Фроловых (1900-17). М. выполнялись обратным, венецианским набором, ими украшались сооружения А. А. Парланда, М. М. Перетятковича, Л. Н. Бенуа, А. В. Щусева и мн. др. 20-30-е гг. - период возрождения иск-ва М. после разрухи рев. лет., реорганизации мастерских. В 40-80-е гг. ведущая роль в сохранении традиций и дальнейшем развитии М. принадлежит мастерской АХ СССР (Ленинград), осуществляющей крупнейшие заказы страны (оформление станций метрополитенов Москвы, Ленинграда и др., М. для Памятного зала защитникам Ленинграда и т. д.). В технике М. успешно работали на базе мастерской АХ СССР и др. учреждений А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Б. А. Гальберг, В. Б. Эльконин и мн. др.

Лит.: Лазарев В. Н. История визант. живописи: В 2 т. М., 1947-48; Виппер А. В. Материалы и техника мозаичной живописи. М., 1953; Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966; Лазарев В. Н. Др.-рус. мозаики и фрески 11-15 вв. М., 1973; Валериус С. С. Монум. живопись: Соврем. проблемы. М., 1979; Кутейникова И. С. Из ист. мозаичного отд. АХ (2-я пол. 19 в.) // Тр. АХ. М., 1984. Вып. 2; Фролов В. Из истории рус. и сов. мозаики // Художник и город. М., 1988.

Мозаика. А. Невский. Худ. М. В. Ломоносов

Мозаика. А. Невский. Худ. М. В. Ломоносов

Мозжухин Ив. Ил

МОЗЖУ́ХИН Ив. Ил. (1889-1939) - актер, реж. Учился в Моск. ун-те, откуда ушел и стал актером провинц. т-ров, а затем Моск. Введенского нар. дома. В кино с 1908. Работал в фирме Ханжонкова, в годы войны ушел в фирму Ермольева. Известность приобрел в 1911, сыграв скрипача Трухачевского ("Крейцерова соната"), адм. Корнилова ("Оборона Севастополя"). М. - крупнейшая фигура в истории рус. дорев. кинематографии. Снимался в ф. лучших дорев. реж.: В. Старевича, В. Гончарова, П. Чардынина; особенно плодотворным было сотрудн. с реж. Е. Бауэром и Я. Протазановым. В отл. от большинства дорев. кинозвезд, создававших постоянную маску, М. старался не повторяться, для каждой роли находил новый актерский рисунок. Мастерски передавал полноту душевных переживаний, что делало его незаменимым актером мелодрамы и психол. бытового ф. Психол. мастерством отмечены роли в ф. "Горе Сарры", "Женщина с кинжалом", "Любовь сильна не страстью поцелуя", "Малютка Элли". Склонность М. к изображ. картин душевного расстройства, нарастающего безумия внесла элемент декаданса в образы, созд. в ф. "Пляска смерти", "В буйной слепоте страстей", "Сатана ликующий". Не менее выразителен М. в хар-ных и комед. ролях: гвард. офицер, он же Маврушка ("Домик в Коломне"), Черт ("Ночь перед Рождеством"). Самые значит. и масштабные роли создал М. в экранизациях классики, предпринятых Протазановым: Ставрогин ("Николай Ставрогин", 1915), Германн ("Пиковая дама", 1916), кн. Касатский ("Отец Сергий", 1918). В 1919 М. эмигрировал. Снимался во Франции в ф. "Кин" (1922), "Дом Тайн" (1922), "Михаил Строгов" (1926), "Белый дьявол" (1930) и др. Обратившись к режиссуре, поставил ф. "Дитя карнавала" (1921) и "Костер пылающий" (1924), получивший широкую известность. С приходом звука М. практически перестал работать в кино. Др. ф.: "Крестьянская доля", "Тайна германского посольства", "Слава нам, смерть врагам", "Страшная месть", "Обрыв", "Жизнь в смерти", "Наташа Ростова", "Дети Ванюшина", "Андрей Кожухов", "Пара гнедых".

Лит.: Соболев Р. Люди и фильмы дорев. кино. М., 1961; Якубович О. Иван Мозжухин. М., 1975; Хренов Н. Судьба Ивана Мозжухина // Из истории кино: Документы и мат-лы. М., 1977. Вып. 10.

Моисеев Иг. Ал-др.

МОИСЕ́ЕВ Иг. Ал-др. (род. 1906) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1924 (ученик А. Горского). В 1924-39 артист Большого т-ра. Среди его партий: Иосиф ("Иосиф Прекрасный"), Рауль ("Теолинда"), Раб ("Корсар"), Мато ("Саламбо"), Футболист ("Футболист"). Там же поставил балеты: "Футболист" (1930, комп. В. Оранский, совм. с А. Лацилиным), "Саламбо" (1932, А. Арендс), "Три толстяка", а также танцы в оп. "Кармен", "Демон" и др. В своих ранних балетах М. увлеченно стремился передать в танце реальную человеч. пластику. Герои были типизированы, гротескны, танц. язык непривычно остер и разнообразен. Стремление М. к использованию в танце б. разноплановых изобр. средств привело его в 1936 к рук-ву хореогр. отд-нием моск. Т-ра народного т-ва. В 1937 М. создает Ансамбль народ. танца СССР, к-рый стал уникальным явлением в обл. отеч. и мир. танц. культуры. М. - бессменный рук. этого коллектива, сочинил для него более 200 танц. миниатюр, фольк. циклов, хореогр. сюит и целых балетов. Одноврем. М. не порывает и с классич. балетом, в 1958 он ставит в Большом т-ре "Спартак". В 1966 создает "Хореогр. концертный ансамбль", к-рым руководит до 1971 (ныне труппа именуется "Моск. театром балета СССР").

Половецкие пляски. Постановка И. А. Моисеева

Половецкие пляски. Постановка И. А. Моисеева

Моисеева Ольга Ник

МОИСЕ́ЕВА Ольга Ник. (р. 1928) - артистка балета, педагог. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1947 (кл. А. Вагановой). В 1947-73 артистка т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Гертруда ("Гамлет"), Каролина ("В порт вошла "Россия"). Среди др. ее ролей: Сюимбике ("Шурале"), Эгина ("Спартак"), Сари ("Тропою грома"), Кривляка ("Золушка"), Эльзевира ("Клоп"), Гаянэ ("Гаянэ"), Лауренсия ("Лауренсия"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Жизель ("Жизель"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Никия ("Баядерка"), Раймонда ("Раймонда"), Китри ("Дон Кихот"). Классич. балерина, М. обладала беспокойным артистич. темпераментом. Ее сценич. диапазон велик: от взволнованной лирики до танц. гротеска, от традиц. романтич. партий до экспрессивности совр. хореографии. Иск-во М. запечатлено в т/ф "Танцует Ольга Моисеева". С 1972 педагог-репетитор т-ра им. Кирова.

Моисеенко Евсей Евсеевич

МОИСЕ́ЕНКО Евсей Евсеевич (1916-88) - живописец, педагог, нар. художник СССР (1970), дейст. чл. АХ СССР (1973); учился в Моск. худож.-промышл. уч-ще им. М. И. Калинина (1931-35), во Всерос. АХ в Ленинграде (1936-47). Большое влияние на М. оказал А. А. Осмеркин. М. - автор сюжетных живоп. композиций, пейзажей, портретов, рисовальщик. Характерна свободная живоп. манера, приверженность к гамме охристых красок, тоновая моделировка формы, точный чеканный рисунок. Важную роль в формировании творч. манеры сыграло использование шир. круга традиций рус. и мирового иск-ва (от др.-рус. до иск-ва П. Сезанна, П. Пикассо и т. д.). Значит. место в тв-ве принадлежит темам отеч. истории далекого и близкого прошлого, осмысленных в частных конкретных ситуациях, сюжетах, соотнесенных с вечными проблемами бытия. Развитие тем во времени и пространстве, поиски шир. обобщений приводят М. к созданию серий или циклов, использованию символики, метафоры, аллегории. Среди лучших произв. М. - "Черешня", 1969; "Победа", 1970-72 и др. В 1959-88 руководил перс. мастерской в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Лит.: Кекушева Г. Евсей Моисеенко. М., 1981; Евсей Евсеевич Моисеенко: Каталог выст. Л., 1982; Леонова Н. Г. Евсей Моисеенко. Л., 1989.

Мокроусов Бор. Анд

МОКРОУ́СОВ Бор. Анд. (1909-68) - композитор, автор песен. Окончил Моск. конс. по классу композиции Н. Я. Мясковского (1936), создав "Антифашистскую симфонию" (с хором) и ряд камерных сочинений. Его опера "Чапаев" (по роману Д. А. Фурманова) ставилась в Саратове, Москве (1942) и в Чебоксарах (1961), оперетта "Роза ветров" (1947) - в Ленинграде. Наибольшую изв. получили: баллада "Заветный камень" (1944); лирич. песни, связанные мелодизмом с волжской народной песней, - "Услышь меня, хорошая", "Одинокая гармонь" (1947), "Сормовская лирическая" (1949), "Назначай поскорее свидание" (1953), характерная песня "Хороши весной в саду цветочки" (1946), а также музыка к пьесе Н. М. Дьяконова "Свадьба с приданым" (1953, позднее экранизирована). Лауреат Гос. премии СССР (1948).

Лит.: Михайловская Н. М. Борис Мокроусов // Мастера советской песни. М., 1977.

Мокульский Стефан Стефанович

МОКУ́ЛЬСКИЙ Стефан Стефанович (1896-1960) - историк, лит-вед, т-ровед. Первые науч. статьи по лингвистике были написаны М. - студентом Имп. Ун-та св. Владимира (ныне Киев. ун-та) в 1916. Там же через год началась его пед. работа, к-рую он не оставлял на протяжении всей жизни. В 1923-42 М. читал курс заруб. лит-ры в Ленингр. ун-те, Пед. ин-те им. Герцена; курс заруб. т-ра на Высш. курсах иск-знания при Ин-те истории иск-в и в Театр. ин-те. С 1943 преподавал в ГИТИСе (1943-48 - дир. ин-та, 1952-57 - рук. кафедры заруб. т-ра), в школе-студии МХАТа и Акад. обществ. наук (1953-57). С 1937 - проф. С 1917 М. выступал и как театр. критик, в 1920-23 был чл. худ. совета Крым. т-ра. От живой рецензентской практики М. пришел к созданию первых обобщ. тр. по истории сов. т-ра. М. был одним из создателей сов. т-роведения как науки. В своих иссл. он выделял кр. ист. эпохи в развитии человечества, подвергал их всестор. анализу, отдавая дань вульг. социологизму; он с большим уважением относился к фактам, требовал исчерп. документальной аргументации. М. принадлежит первое на рус. яз. пособие для театр. вузов "История зап.-европ. т-ра" (1936-39), от к-рой пошла традиция снабжать уч. пособия по истории т-ра серьезным науч. аппаратом. Вышли две такие хрестоматии по истории зап.-европ. т-ра, созд. под рук. М. и с его предисл. Серьезные науч. работы М. посв. творчеству Корнеля, Расина, Мольера, Бомарше, Буало, Вольтера, Гольдони, Гоцци и др. М. был гл. ред. 1-го т. "Театр. энциклопедии" (1964).

"Молва"

"МОЛВА" - См. "Телескоп".

Молебен

МОЛЕ́БЕН - богослужение с молитв. обращением к Богу, Богоматери или святым. М. бывает благодарственным или просительным. М. б. обществ. М., совершаемые в церкви, и частные, к-рые могут происходить на дому у заинтересованных лиц. К общим М. относятся: М. в храмовый праздник; М. по поводу событий гос. жизни; М. по поводу тех или иных обществ. мероприятий (урожай-неурожай; стихийные бедствия - счастливое завершение к.-л. испытаний и пр.). До 1917 в РПЦ совершались также и так наз. "царские М." Порядок службы М. содержится в "Требнике" и "Книге молебных пений".

Совершение молебна

Совершение молебна

Молитва

МОЛИ́ТВА - важнейший аспект обществ. и частной религ. жизни, ее внутр. таинств. содержание, выраженное в словесной либо мысленной форме. Молитва является также непременным эл-том богослуж. действа, обращением священнослужителя и рядового верующего к Богу, небесным силам или святым с просьбой, благодарением или прославлением. М. сопровождается глуб. самососредоточением ума и сердечным устремлением к "Горнему миру". Общая М. совершается в храме, индивид., по заповеди Христа, возможна в любом месте и в любое время. Православные и католики молятся обычно перед священными изображениями - иконами, распятиями и др. реликвиями, устремляя мысль и чувство к тому, кто на них представлен. К наиб. хар-ным молитвенным жестам и действиям относятся крестное знамение, поклон, коленопреклонение, лобызание св. изображений. Крестное знамение означает веру в Иисуса Христа, распятого на кресте во имя спасения людей, поклон, коленопреклонение и лобызание - знаки благоговения и смирения.

Особую группу молитв составляют т. н. иерейские (священнические) богослуж. М.: "светильничные", евхаристическая М. (анафора), молитва Ефрема Сирина, многочисл. М. при совершении таинств и треб и др., произносимые лишь архиереем и священником. Ектеньи являются, в сущности, молитвами верных (мирян), совершаемыми за них дьяконом и церк. хором.

К числу наиб. важных М., совершаемых и мирянами, относятся: М. Пресвятой Троице, Иисусу Христу, Святому Духу, М. Господня ("Отче наш"), "М. Иисусова" ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного"), любимая аскетически настроенными христианами, а также Богородичные М. ("Богородице Дево, радуйся", "Достойно есть"), М. своему ангелу-хранителю и святому, имя к-рого носишь; М. о здравии и спасении живых и поминальные за умерших. Молиться можно и без произнесения слов, одним сосредоточением ума и сердца. При отсутствии М. и веры в реальность высшего мира, в ней обозначенного, любое богослужение превращается в ни к чему не обязывающее театр. действо (напр., имитация богослужения в т-ре или кино). Тексты молитв содержатся в книгах богослужебных, из которых для мирян в первую очередь предназначен Молитвослов.

Лит.: Флоренский П., свящ. Из богословского наследия // Богословские Труды. М., 1977. Сб. 17. С. 174-178; Умное делание: О молитве Иисусовой: Сборник поучений святых отцов и опытных ее деятелей. М., 1994.

Молитвенник

МОЛИ́ТВЕННИК - 1) Кн. сб. молитв, т. е. обращений к Богу.

2) Тот, кто усердно обращается к Богу с молитвой, богомолец, заступник перед Богом.

3) В др.-рус. яз. М., кроме того, - священник, а также человек, обращающийся с просьбой, мольбой к к.-л.; посол, чей-нибудь предст.; иногда - помещение для молитв, часовня, храм.

Молитвослов

МОЛИТВОСЛО́В - 1) То же, что молитвенник.

2) Одна из богослужебных кн. Правосл. церкви, излагающая порядок частных богослужений. Содержит в себе извлечения из книг, использ. в обществ. богослужении. Включает молитвословий больше, чем др. книги частного богослужения: службы, находящиеся в часослове, молитвы, составл. содержание акафистника и каноника (стихиры, каноны, акафисты), месяцеслов, пасхалию и песнопения при молитве: тропари, кондаки, молитвы, предназнач. для чтения не членам клира, а мирянам, присутств. на литургии.

Молитвословный стих

МОЛИТВОСЛО́ВНЫЙ СТИХ (кондакарный стих) - свобод. стих, в к-ром синтаксич. членение совпадает с ритмич. (концы строк совпадают с естеств. интонац. сигналами типа антикаденции, а концы строф или "строфоидов" - с сигналом типа каденции); ритмич. движение в М. С. строится на ожидании отмеченности начала строк, поэтому осн. структурным приемом его орг-ции является синтаксич. или тематич. параллелизм, подкрепляемый обычно анафорой (единоначатием). Последним обст-вом объясняется тяготение М. С. к акростиху. В качестве ритмич. сигналов, отмечающих начала строк, обычно выступают две грамматич. формы - звательная ("Боже,...", "Отче наш,..."и т. д.) и повелит. наклонение ("Радуйся,...", "Помяни,...", "Да будет,..."), а также - синтаксич. инверсия. Напр.:

Отче наш, иже еси на небесех. / Да святится имя твое, / Да приидет царствие твое, / Да будет воля твоя, / Яко на небеси и на земли, / Хлеб наш насущный даждь нам днесь. / И остави нам долги наша, / Яко же и мы оставляем должником нашим, / И не введи нас во искушение, / Но избави нас от лукавого.

М. С. появляется на Руси с принятием христ-ва; образцом его был ст.-слав. силлабич. М. С., созд. во времена Кирилла и Мефодия в подражание визант. литургич. стиху. С падением кратких гласных в рус. яз. равносложность М. С. разрушилась и он превратился в подобие чистотонич. свободного стиха. В церк. употреблении М. С. дошел до новейшего времени, особенно хорошо сохранившись в акафистах. В 15-18 вв. он получает распространение в "стихах умиленных" (песнопениях, предназнач. для индивид. или хорового пения), значит. расширяя свою тематику. Старейшим примером применения М. С. в ориг. произв. др.-рус. письменности является "похвала" кн. Владимиру в "Слове о Законе и Благодати" Илариона. В нач. 20 в. М. С. ориентир. на традицию "стихов умиленных", возрождается в верлибре символистов (А. Добролюбов):

Господи, где сила Твоя и весна Твоя? Где на земле обитает торжество Твое? Возврати меня, Жизнь моя, в сердце Твое, Возврати мне сердце дней древних, Возврати мне всю веру и душу мою. Напиши меня на руке Твоей, Напиши стены мои на руке Твоей, Стены мои всегда у очей Твоих!

"Молодая гвардия"

"МОЛОДА́Я ГВА́РДИЯ" - лит.-худож. и обществ.-политич. ж., основан в Москве в 1922. После перерыва (1941-48) изд. было возобновлено в форме альманаха (17 кн.), с 1956 существует как ежемес. ж. В редактировании "М. Г." участвовали Л. Авербах, С. Гусев, Т. Костров, А. Макаров и др. Являясь органом ЦК ВКП (б) и ЦК ВЛКСМ, а с 1936 по 1991 только ЦК ВЛКСМ, ж. ставил своей целью большевистское воспитание молодежи и "собирание коммунист. сил в литературе". Со статьями полит., экон. и учебно-ознакомит. хар-ра выступали Н. Крупская, М. Калинин, С. Орджоникидзе, Ем. Ярославский и др. "М. Г." боролась с "необуржуазными" тенденциями в лит-ре, с ж. "Красная Новь" и "Россия". Кроме т. н. комсомольских поэтов (А. Безыменский, А. Жаров, И. Уткин, М. Светлов), в журнале публиковались В. Маяковский ("Хорошо!", "Клоп"), Б. Пастернак ("Лейтенант Шмидт"), И. Сельвинский, Д. Бедный, Н. Асеев, П. Орешин, В. Кириллов, К. Симонов, О. Берггольц, Б. Корнилов и др. Отд. прозы был представлен именами М. Горького ("Заметки из дневника", "Убийцы"), А. Фадеева, Ф. Гладкова, А. Неверова, Н. Островского ("Как закалялась сталь"), М. Пришвина, А. Платонова ("Ямская слобода", "Елифанские шлюзы"), Д. Фурманова, Вс. Иванова, А. Толстого ("Хлеб") и др. В 30-е гг. много места в ж. занимала переводная лит-ра (Р. Роллан, Э. М. Ремарк, А. Барбюс, Б. Брехт, Л. Арагон и др.). В отд. критики помещались ст. А. Луначарского, В. Фриче, Л. Авербаха, Г. Лелевича. Возобновленная в 1956, "М. Г." печатает прозу В. Тендрякова, В. Аксенова, В. Некрасова, В. Солоухина, Ю. Трифонова, Ю. Казакова, поэзию Р. Гамзатова, Б. Слуцкого, Н. Матвеевой, В. Сосноры, Н. Коржавина, В. Федорова, А. Вознесенского, О. Фокиной и др. В кон. 60-х гг. со страниц ж. "Новый мир", газет "Правда" и "Литературная Россия" "М. Г." подвергалась резкой критике за проповедь идей нац. исключительности и отход от классовых критериев при обращении к проблемам нац. культуры и истории. Гл. ред. А. Никонов был снят со своего поста. С 1972 ж. редактируется А. Ивановым и печатает произв. В. Пикуля, П. Проскурина, И. Стаднюка, А. Проханова, Н. Вирты, статьи и воспоминания сов. военачальников. Лит. критика и публицистика (М. Любомудров, И. Шевцов, Ст. Куняев, Ю. Бондарев, М. Лобанов, В. Бондаренко и др.) носят ярко выраженный политизированный хар-р и посвящены в осн. пропаганде национально-гос. идеи, деят-ности В. И. Ленина, таких писателей, как Ю. Бондарев, П. Проскурин, В. Распутин, В. Белов, а также борьбе с "русофобией", мифич. "масонством", "сионизмом", авангардизмом в иск-ве. "М. Г." ведет активную полемику с ж. "Знамя", "Огонек", "Дружба народов", еженедельником "Моск. новости", с полит. взглядами А. И. Солженицына.

Молодуха

МОЛОДУ́ХА - назв. молодой жены, иногда в теч. первого года после свадьбы, иногда - первых неск. лет, в противоположность девке (незамужней) и бабе (старшей по возрасту). Иногда это назв. применяется не по возрасту, а по чисто ритуальному признаку - до рождения первого ребенка (в нек-рых традициях женщину, вступившую в брак, продолжают называть девушкой, пока не родится первый ребенок). Показательно, что для мужчины нет такого промежуточного термина, он сразу становится мужчиной, мужиком. Точно так же сочетание "молода жена" имеет формальный, терминологич. характер, в отличие от "молодой муж"; частично возможно, что кроме соц., половозрастных отношений, последнее обст-во объясняется и тем, что слово "молодец" оказалось занято в др. контексте - в частн. в военном, оно применяется к герою, даже старому, но во всяком случае независимо от его брачного статуса (т. е. может быть применено и к юноше, если он уже воин, и к женатому богатырю, каким в былине является Добрыня), но может обозначать и возлюбленного и т. п.

Молодые

МОЛОДЫ́Е - гл. персонажи свадебного обряда - жених и невеста (молодой и молодая), это назв. применимо к ним в теч. всего обряда, вплоть до оконч. свадьбы, в отличие от термина "новобрачные", а также - менее строго - жених и невеста: первый применим только после венчания (или свадебного дня), последние обычно только до венчания или до первой брачной ночи, после чего применяются уже назв. муж и жена (возможны с эпитетом молодой, молодая). Не исключено (но совершенно не обязат.), что сам термин является усечением терминологич. сочетания вроде молодой муж, а скорее: князь молодой, княгиня молодая. В церк. терминологии вступающие в брак на всем протяжении обряда называются брачующимися.

Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. "Князь" и "княгиня" в русском свадебном величании (к семантике обрядовых терминов) // Русская филология. Вып. 4. Тарту, 1975.

Молодый Конон Троф.

МОЛО́ДЫЙ Конон Троф. (1922-70) - сов. разведчик. Род. 17 янв. 1922 в г. Москве, в семье науч. работников. В 1932 с разрешения Сов. пр-ва выехал в США к тетке, к-рая проживала там с 1914. Учился в ср. школе г. Сан-Франциско, где в совершенстве овладел англ. яз. В 1938 возвратился в Москву и продолжил учебу в 38-й ср. школе, к-рую окончил в 1940.

В окт. 1940 призван в ряды Кр. армии. Весь период Вел. Отеч. войны находился в действ. армии, во фронт. разведке, неоднократно ходил в тыл противника за "языками". После демобилизации из армии в 1946 поступил на юрид. ф-т Моск. ин-та внеш. торговли. Изучал здесь кит. яз. Окончив ин-т в 1951, остался работать препод. кит. яз. В качестве соавтора принимал участие в создании учебника кит. яз.

В кон. 1951 М. поступает на работу во внеш. разведку органов госбезопасности и начинает готовиться к деятельности за рубежом с нелегальных позиций. В 1954 он был нелегально вывезен в Канаду, а затем с док-тами на имя канадского бизнесмена Гордона Лонсдейла переехал в Англию, где приступил к выполнению заданий Центра в качестве рук. нелегальной резидентуры. В Лондоне он занялся бизнесом, создав фирму по продаже и обслуживанию игральных автоматов. Это стало удачным прикрытием для разведыват. деятельности и легализации средств, получаемых из Центра.

В 1961 в результате предательства сотр. польск. разведки М. Голеневского, перебежавшего в США, ЦРУ сообщило брит. спецслужбам полученные от предателя сведения на агентов нелегальной резидентуры Вена (Вен - оперативный псевдоним М.), работавших на базе воен.-мор. сил в Портленде. М. был арестован и приговорен к 25 годам тюр. заключения. Во время ареста, следствия и суд. процесса он вел себя исключит. стойко и мужественно, не выдав противнику никаких секретов.

В 1964 англ. власти согласились обменять сов. разведчика на агента брит. спецслужб Гревилла Винна, арестованного в Москве. После возвращения на Родину М. работал в центр. аппарате внеш. разведки.

Награжден орд. Кр. Знамени и Трудового Кр. Знамени, орд. Отеч. войны 1 и 2 степени, Кр. Звезды, мн. медалями.

9 окт. 1970 скоропостижно скончался от инсульта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Молокане

МОЛОКА́НЕ - секта, одна из разновидностей "духовного христ-ва", появилась в кон. 60-х гг. 18 в. среди крест-ва, мещанства, купечества. Основатель - С. Уклеин, деревенский портной из Тамбовской губ. Назв. секты происходит от еванг. текста "возлюби чистое словесное молоко". Свое учение М. называли "чистым молоком духовным". Отрицая правосл. иерархию, монашество, иконы, мощи, святых, М. почитали только Библию, считая ее единств. источником истины, рассматривали ее в духовном, т. е. этич. смысле, как руководство в повседн. жизни. Истинный смысл жизни человека - в нравств. совершенстве. М. провозглашали равенство людей как "братьев во Христе". Труд и взаимопомощь - осн. добродетели. Религ. культ сводится к собраниям, происходящим в обычных домах (культовых зданий у М. нет). На собраниях читаются тексты из Библии, произносятся проповеди, поются дух. песни. Рук. секты являлись выборные "старцы", позднее названные пресвитерами. М. постоянно преследовались царским пр-вом как "вредная секта". В кон. 18 - 1-й пол. 19 в. значит. часть М. переселилась из внутр. губерний в крымские и ставропольские степи, Сибирь. В 40-х гг. 19 в. большая часть была выслана в Закавказье. Клас. расслоение внутри секты в 30-40-х гг. 19 в. привело к распаду ее на три осн. группировки: 1) общие, представляли бедноту, пытавшуюся объединить свои х-ва в общий коллектив. Их идеологом был М. Попов, организовавший коммуну в неск. селах Саратовской, а затем Бакинской губ.; 2) постоянные, составляли об-во, были ортодоксальными последователями молоканства, в осн. зажит. крестьяне и богатые горожане; 3) прыгуны (сапуны) - их идеологами были крестьяне Л. Петров и М. Рудометкин, они включали в свое учение ряд элементов хлыстовства. Молоканство в кон. 19 в. пережило кризис, часть секты перешла к баптистам. До рев-ции секта насчитывала примерно 1 млн чел. В наст. время М. представлены лишь небольшими группами в Закавказье, на Украине, в Молдове, Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской, Тамбовской, Оренбургской обл.

Молотов Вяч. Мих.

МО́ЛОТОВ (Скрябин) Вяч. Мих. (1890-1986) - деятель КПСС и Сов. гос-ва. Род. в слободе Кукарка Вятской губ., в семье приказчика. Окончил реальное уч-ще, нек-рое время учился на экон. отд. Политехн. ин-та в Петербурге. В 1906 примкнул к большевикам. В 1911-12 активно участвовал в создании легальных большев. газ. ("Звезда", "Правда"). Секр. ред. "Правды". В нач. 1917 - один из организаторов Рус. бюро ЦК РСДРП (б). После Февр. рев-ции - чл. Исполкома Петросовета. После Окт. рев-ции - пред. Совнархоза Сев. края (1918), уполномоч. ЦК РКП (б) и Совнаркома в Поволжье (1919). С кон. 1919 - пред. Нижегород. губисполкома. На 9-м съезде РКП (б) в 1920 М. избран канд. в чл. ЦК. С нояб. 1920 - секр. ЦК КП (б) Украины. На 10-м съезде (1921) М. избран чл. ЦК, а на пленуме - секр. ЦК. Поддерживал И. Сталина во время внутрипарт. борьбы 20-х гг. После 14-го съезда (дек. 1925 - разгром "новой оппозиции") - чл. Политбюро (янв. 1926). В 1928-30 М. - секр. Моск. к-та ВКП (б). С дек. 1930 - пред. Совнаркома (до мая 1941, когда этот пост занял Сталин). М активно участвовал в проведении индустриализации и коллективизации, несет ответственность за массовые репрессии 30-х гг. В мае 1939 (после смещения М. Литвинова) М. назначен наркомом иностр. дел. В этом качестве подписал 23 авг. 1939 Пакт о ненападении с Германией, секр. протоколы к-рого предусматривали раздел сфер влияния в Европе. В нояб. 1940 совершил ответный визит в Берлин, в ходе к-рого, по указанию Сталина, не дал определ. согласия на присоединение СССР к оси Берлин - Рим - Токио. 22 июня 1941 выступил по радио со знаменитым обращением к сов. народу в связи с нападением Германии. В годы войны - зам. пред. Гос. к-та обороны, первый зам. пред. Совнаркома, нарком иностр. дел. М. участвовал в конф. в Тегеране (1943), Ялте (1945), Потсдаме (1945). С марта 1946 - мин. иностр. дел, зам. пред. Совета Министров. В последние годы жизни Сталина М. оказался в опале. В марте 1949 освобожден от поста мин. иностр. дел. На 19-м съезде КПСС (1952) подвергся критике. Был отстранен от участия в принятии важнейших решений. От возможных репрессий М. спасла смерть Сталина (март 1953). После этого (1953-56) М. опять стал мин. иностр. дел и первым зам. пред. Совета Министров. М. выступил против курса Н. С. Хрущева на разоблачение сталинских репрессий и смягчение конфронтации с Западом, участвовал в заговоре против него (июнь 1957). После провала попытки сместить Хрущева М. снят с руководящих постов. В 1957-60 - посол в Монголии. С 1962 - на пенсии, тогда же исключен из КПСС. В 1984 восстановлен.

Молотьба

МОЛОТЬБА́ - извлечение зерна из колоса. Древнейший способ М. - битье колосьев о бревно или край доски. Наиб. распростр. способ М. у русских - с помощью цепа, к-рый состоял из трех осн. частей: ручки, била и связ. их ремня. Перед началом М. устраивались замолотки, для чего готовилось ритуальное угощение: крутая каша из всех доступных видов крупы. Обычно для М. созывалась толока - неск. пар мужчин. В конце М. устраивалось угощение для толочан, во время к-рого приносилась жертва гуменнику - духу-хранителю гумна, во мн. схожему с овинником.

Молотьба в деревне. 1909

Молотьба в деревне. 1909

Молоховец Ел. Ив

МОЛОХОВЕ́Ц Ел. Ив. (1831-1918) - дворянка, автор мн. соч. на нравств. темы, наставлений для народа, религ.-мистич. статей. Прославилась тем, что собрала огромное кол-во кулин. рецептов, записанных со слов знакомых, соседей, домашних поваров, крепостных. Ее муж, морской инженер, втайне от нее издал их и подарил эту кн. ей в 1861, в день 30-летия. Соч. это, носившее назв. "Подарок молодым хозяйкам, или Ср-во к уменьшению расходов в домашнем х-ве", содержало рецепты блюд, описание способов приготовления разл. заготовок, содержание кухни, указания о свойствах продуктов, их хранении, ценах и т. п. Кн. имела огромный успех, выдержала около 30 изданий, вызвала массу подражаний и подделок. В 19-20 вв. это соч. было почти в каждой семье, бережно хранилось, передавалось по наследству и являлось настольной кн. любой хозяйки. Ей адресовано гневное стих. А. Тарковского, едва ли справедливое.

Молчалин

МОЛЧА́ЛИН - персонаж комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824) - лицемерный, угодливый карьерист, объявивший гл. своими достоинствами "умеренность и аккуратность". Его имя приобрело нарицат. смысл, причем впервые это произошло уже в самом тексте ком. (формула Чацкого: "Молчалины блаженствуют на свете!").

Молчальник

МОЛЧА́ЛЬНИК - монах-подвижник, давший обет длит. молчания, к-рое расценивалось как ступень в последоват. разрыве с греховным миром и приближении к Богу. Также обет молчания использовался для наказания монахов, выступающих с критикой монаст. порядков.

Предыдущая страница Следующая страница