Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Лапти

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лапти

ЛА́ПТИ - традиц. плетеная обувь из древесной коры у зап. и вост. славян, народов Прибалтики, угро-финских народов, поволжских тюрок, а также у нас. прибрежных р-нов Швеции. У рус. Л. обычно плели из липового лыка, реже - из мочалы (мочалыжники), из коры ивы (верзни, ивняки), вербы (шелюжники), вяза (вязовики), березы (берестяники), дуба (дубовики), из драни молодого дуба (дубачи), из тонких корней (коренники), из соломы (соломяники); близки по типу к лаптям также чуни (курны, шептуны - обувь, плетеная из пеньковых оческов) и волосяники (плетеная обувь из конского волоса). Л. состоят из плетня (подошвы), головы (переда), обу́шника, ушника́ (каймы с боков) и запятника; Л. без обушника (в простоплетку) менее прочны. Обушник сходится на запятнике и образует сборник - петлю, в к-рую продевают оборы. Поперечные лыки, загибаемые на обушнике, называются ку́рцами. Выходя на улицу, Л. надевали на онучи, к-рыми обматывали ноги до колена; онучи подвязывали крест-накрест оборами. По-видимому, Л. существуют с неолита. В рус. деревне до 19 в. были осн. видом обуви для всех случаев жизни. Исключение составлял Сев.-запад (быв. Новгородская и Псковская Русь), где в Л. только косили, а также казачество Юго-востока и Сибирь, где Л. отсутствовали. Выделяются три осн. типа Л. по способу плетения. 1) Прямого плетения, изготовлявшиеся без колодки (коверзни, крестовики, рачки), распростр. на Псковщине, Смоленщине и в Белоруссии. Такие Л. плели с носка. 2) Косого плетения, изготовлявшиеся на колодке, начиная с пятки; лыки располагались друг к другу под прямыми и косыми углами. К этому типу относится мордовский Л., с трапециевидной головкой и двумя петлями с каждого бока для продевания обор - известен у мордвы и на терр. "русской Мещеры" (Рязанская, Тамбовская, Владимирская губ.); моск. Л. - с хорошо выплетенной круглой головкой, высоким задником и толстыми бортами; праздничный моск. Л. - с писаной (плетеной из мелких лык узорами) головкой (был распространен в Нечерноземье); новгородский Л. - берестяной верзень, с высоким задником, более поздний тип, чем коверзень прямого плетения (был распространен по всей терр. Новгородской земли). Л. косого плетения плели на косой колодке, так что Л. для правой и левой ноги различались, тогда как оба Л. прямого плетения были одинаковы ("Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни"). 3) Были одинаковыми для обеих ног и Л. смеш. типа - татарский, чувашский и марийский, у к-рых подошва была косого плетения, а головка - прямого. Рус. нас. Поволжья и Урала часто покупало такие Л. для работы, но хоронили обязательно в рус. Л. С Л. было связано мн. рус. обрядов. Л. считался "куриным богом", его вешали вместе с камнем с отверстием на насесте, чтобы куры неслись дома и садились на домашний насест. Стоптанные Л. вывешивались у входа в дом "для богатства", их бросали вслед свахе, желая удачи. В Курской губ. жених дарил невесте Л., изготовленные им самим; принятие этого подарка означало согласие на свадьбу. В кон. 19 - нач. 20 в. Л. стали постепенно вытесняться кожаной обувью. Окончательно вышли из употребления с разрушением традиц. сел. быта в результате коллективизации. Обильно представлены в пословицах, иногда как бедная обувь ("сапог с сапогом, лапоть с лаптем"; или шуточная реплика гостя: "не осуди в лаптях, сапоги в санях"; иногда как простое дело: "Это не лапоть сплесть!") или же работа, не приносящая дохода ("Л. плесть, однова в день есть" - т. е. больше не выработаешь, ср. с другой стороны: "станешь Л. плесть, как нечего есть"). "Л. плести" может означать также "запутывать дело" или "врать".

В начало словаря