Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Парад

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Парад

ПАРА́Д - театрализов. шествие войск церемониальным маршем. Восходит, с одной стороны, к триумф. процессиям Др. Рима, с другой - к смотрам монархами войск вассалов. Получил специфич. семантику и соотв. распространение в эпоху Просвещения. В это время торжества механистич. философии, когда часовой механизм был моделью мироздания, военная субординация воплощала идеальное обществ. устройство, и П. - "пехотных ратей и коней однообразная красивость", масса людей, одетых в одинаковые мундиры и одноврем. четко и единообразно исполняющих экзерциции, - олицетворял гармонию, мир, спокойствие и могущество гос-ва и неогранич. власть просвещ. монарха над его подданными, направленную к их же благу. Отсюда идет увлечение просвещ. монархов П., начиная с прусского Фридриха II Великого.

В России до эпохи Просвещения П. не было, торжеств. прохождения войск по случаю военных побед Петра I были только частью грандиозных карнавализованных процессий. Напротив, просвещенные Петр III, почитавший Фридриха Великого, и особенно Павел I страстно любили П., ставшие в павловское царствование (вахт-парад) важнейшим постоянным гос. церемониалом, к-рым руководил император при всех регалиях; в миниатюре они воспроизводились также в ежедневном церемониале развода императором дворцового караула. С т. зр. просвещенного монарха, армия есть прежде всего не орудие войны, а модель социального устройства, воспроизводящая его в П. Это представление и соответственно увлечение П. сохранили сыновья Павла I. Оно выразилось в устройстве в царствование Александра I грандиозной системы центр. площадей Петербурга, предназначавшихся именно для П. и простиравшихся от Зимнего дворца до казарм имп. Конной гвардии. Многие знаменитые виды Петербурга в рус. живописи запечатлели именно П. Картины, изображавшие П., одновременно демонстрировали портрет петерб. общества, самой известной из них явл. картина Г. Г. Чернецова "Парад на Царицыном лугу". Никогда П. не проявлялись в таком блеске, как в эпоху Николая I. Самым знаменитым был П. по случаю открытия Александровской колонны летом 1835. П. потребовал особого искусства фрунта, появились спец. мундиры для П. В дальнейшем семиотич. функция П. стала падать, но традиция торжеств. смотров войск и П. сохранялась. Ежегодно большие П. проводились зимой на Дворцовой пл., весной на Марсовом поле в Петербурге, а летние учения гвардии заканчивались смотром войск в лагерях Красного Села.

В 20 в. в большинстве стран П. проводятся редко, обычно являясь частью карнавализов. шествий. В СССР, при господстве офиц. идеологии социального механицизма, П. проводились два раза в год, демонстрируя все те же культурные ценности, что и в эпоху просвещ. абсолютизма. Характ. чертой сов. П. стали шедшие вслед за войсками организов. демонстрации трудящихся. Особое место в сов. истории заняли П. на Красной пл. 7 ноября 1941, когда войска с П. уходили на вплотную придвинувшийся к Москве фронт, и П. Победы 24 июня 1945 под командованием маршала К. К. Рокоссовского, принимавшийся маршалом Г. К. Жуковым, в к-ром участвовали ком. фронтами и армиями и сводные полки фронтов, и в завершение к-рого к Мавзолею В. И. Ленина были брошены 200 знамен побежд. герм. армии.

Парад Победы. 24 июня 1945

Парад Победы. 24 июня 1945

В начало словаря