Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 10, "АНН"-"АПЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 10, "АНН"-"АПЛ")

Анненский Инн. Фед

А́ННЕНСКИЙ Инн. Фед. (1855-1909) - поэт, драматург, переводчик, критик, педагог. Сын крупного чиновника Ф. Н. Анненского. С 1860 семья жила в Пб. Большую роль в воспитании и образовании А. сыграли ст. брат Н. Ф. и его жена А. Н., близкие к народнич. кругам (хотя по мирочувствию и худож. пристрастиям впоследствии А. далеко от них отошел). Окончив ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1879), преподавал в разл. уч. заведениях лат. и греч. яз., античную и отеч. лит-ру. В 1896-1906 директор Николаевской муж. г-зии в Царском Селе (среди его воспитанников - Н. С. Гумилев, Н. Н. Пунин и др.); отличался терпимостью, гуманностью; в нач. 1906 уволен от должности в связи с гимназич. волнениями и назначен инспектором Петерб. уч. округа. В 80-90-е гг. помещал в разл. журналах статьи о рус. писателях, на Пушкинских торжествах выступил с речью "Пушкин и Царское Село" (1899). Пер. с комментариями Еврипида (т. 1 - "Театр Еврипида", 1906; т. 2-3, изд. 1916-21), на сюжеты утрач. трагедий к-рого написал оригин. пьесы "Меланиппа-философ", "Царь Иксион", "Лаодамия"; на сюжет несохр. трагедии Софокла - "Фамира-Кифард". В 1904 вышел первый и единств. прижизненный сб. стихов А. "Тихие песни" - под псевд. Ник. Т-о (Никто - так назвал себя Одиссей в пещере Полифема), куда вошли также пер. из Ш. Бодлера, П. Верлена, Ст. Малларме, А. Рембо, Ш. Леконт де Лиля и др. Сб. остался почти незамеченными, вскользь написал о никому не изв. поэте В. Я. Брюсов, лишь А. А. Блок отметил лиризм и глубину автора. Поэт, остававшийся в стороне от "бури и натиска" символизма, одинокий в лит. среде, лишь к 1909 приобрел известность, сблизившись с ред. нового ж. "Аполлон" и молодыми поэтами (М. Волошин, Н. Гумилев, М. Кузмин, А. Толстой, О. Мандельштам и др.). Участвовал в разработке программ журнала, выпустил сб. критич. статей о рус. и европ. лит-ре "Вторая книга отражений" (1-я - под назв. "Книга отражений", 1906), явивший неразрывное единство эстетич. и нравств. критериев, органич. связь с разл. пластами культуры; создал мн. из лучших своих стихов: "Будильник", "Нервы", "Прерывистые строки", "Старые эстонки", "Моя тоска" и др. Готовил к печати 2-й сб. стихов "Кипарисовый ларец" (работа закончена сыном поэта В. И. Анненским-Кривичем, сб. опубл. посм. в 1910; 30 нояб. 1909 А. скоропостижно скончался на ступенях Царскосельского, ныне Витебского, вокзала). Поэзия А. психологична, ей присуща особая связь между предметом и идеальным мирами ("ассоциативный символизм", по определению Вяч. Иванова), чувство жалости ко всему живому, сострадания, ощущение невозможности гармонии и тоска по идеалу. А. считали учителем поэты-акмеисты; Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова и др. посвятили ему стихи. Отзвуки поэзии А. слышны у Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова, В. В. Маяковского.

И. Ф. Анненский

И. Ф. Анненский

Анонимность

АНОНИ́МНОСТЬ - особенность др.-рус. лит-ры, состоящая в обилии произв., не имеющих имени автора, или "ложно-надписанных" другими, иногда известными именами с целью придания своему сочинению большей авторитетности (напр., именем Иоанна Златоуста). А. объясняется особым отношением писателя Др. Руси к лит. труду, где он носил обрядовый, церемониальный характер. Прибегая к авторитету Свящ. Писания и его толкований, писатель-книжник (обычно лицо духовное) сознавал себя не творцом, а только посредником между миром "вечных истин" и читателем, трудясь "на пользу души". Отсюда - приглушенность индивид. начала и отсутствие развитого чувства авторства и авторской собственности. Кроме того, в силу рукописного характера др.-рус. лит-ры писатель в Др. Руси - это не только автор собств. текста, но и редактор предшествующего и переписчик, поэтому в рукописи не всегда можно отделить одно от другого и точно атрибутировать конкретный текст, даже если в нем названо имя. В новое и новейшее время использование анонима с целью скрыть авторство м. б. вызвано стремлением избежать преследований.

Лит.: Лихачев Д. С. Вопросы атрибуции произв. др.-рус. лит-ры. Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. Ин-т рус. лит-ры. АН СССР. Т. 17. М. Л., 1961; Его же. Поэтика др.-рус. лит-ры. Л., 1967; Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя: Из истории анонимов и псевдонимов. 2-е изд. М., 1977.

Анопистографическая книга

АНОПИСТОГРАФИ́ЧЕСКАЯ КНИ́ГА (от греч. αν - отриц. приставка, οπισθογραφοζ - исписанный на обороте), имеющие текст только на одной стороне листа печатные или рукописные произведения. Привычная нам книга сделана в виде кодекса, текст располагается на обеих сторонах листа - лицевой (ректо) и оборотной (версо). Если в книге отсутствует пагинация (нумерация страниц) и необходимо дать ссылку на определенную - лицевую или оборотную - сторону листа, соответствующие лат. буквы "r" (ректо) и "v" (версо) проставляются вслед за порядковым номером листа книги или рукописи. Совр. вариантом самодельной А. К. является продукция самиздата (см.) в виде книжного блока, состоящего из односторонних страниц машинописи или скопированного "в разворот" оригинала.

Аносов Ник. Пав

АНО́СОВ Ник. Пав. (1900-62) - дирижер, педагог. Окончив Моск. конс., работал в муз. вещании Всес. радиоком-та (с 1930), гл. дирижером филармоний в Ростове-на-Дону (1937-38) и в Баку (1938-39). С 1940 дирижер Оп. студии Моск. конс. В 1940-62 вел в Моск. конс. кл. дирижирования (с 1951 - проф.). Среди учеников: Г. Н. Рождественский, А. М. Жюрайтис. Активный пропагандист совр. композиторов, первый исполнитель в Москве муз.-сценич. соч. рус. композиторов 18-19 вв. Е. Фомина, Д. Бортнянского, А. Алябьева. Автор инструмент. соч., муз.-критич. статей, переводов, методич. пособий, (Практич. руководство по чтению симфонич. партитур, М.; Л., 1951, и др.). Засл. деятель иск-в РСФСР (1951).

Ансамбль архитектурный

АНСА́МБЛЬ АРХИТЕКТУ́РНЫЙ (от франц. ensemble - вместе, сразу, совокупность, стройное целое) - гармоничное единство зданий или сооружений, связ. единством фасадов, стиля, времени или места постройки. М. б. преднамеренно созданы или сложиться в процессе эволюции. В Европе появились в эпоху Возрождения: пл. Св. Петра в Риме, пл. Вогезов в Париже. В дальнейшем стремление к ансамблевости стало отличать крупные города и столицы. Первая попытка создания А. А. в России - неосуществ. план СПб. Ж.-Б. Леблона. Старейший А. А. в России, видимо, - Смольный мон. Петерб. архитекторы достигали ансамблевости единством масштаба, модуля и ритма: Зимний дворец, Малый, Старый Эрмитажи и Эрмитажный т-р со стороны Дворцовой наб. Крупнейшие А. А. созданы в эпоху классицизма. Зодчие Захаров, Томон и Росси, оперируя огромными масштабам площадей и невских вод, на примере анс. Дворцовой площади и др.) доказали, что разнообразие стилей не препятствие к образованию А. А. при пропорциональности и соразмерности составных частей. Тогда же складываются ансамбли центров во мн. провинц. городах в связи с постройкой стилистически однородных администрат. и торг. зданий и храмов (напр., А. А. Присутственных мест в Калуге, арх. П. Р. Никитин, 1778-87). В 19-20 вв. ансамбли могли складываться при застройке одним архитектором целой площади или улицы или группой архитекторов (даже в разное время) стилистически близкими формами (Исаакиевская пл. и Морская ул., Таврич. ул в СПб., Красная пл. в Москве).

Особый тип А. А. - усадьбы и садовые резиденции (старейшие в России - Петергоф, усадьба Кусково под Москвой).

Ансамбль музыкальный

АНСА́МБЛЬ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ - 1) коллектив музыкантов, играющих или поющих совместно. Т. н. камерные ансамбли (см. Камерная музыка), в к-рой каждую партию исполняет один музыкант, именуются по числу участников: 2 - дуэт, 3 - терцет или трио, 4 - квартет, 5 - квинтет, 6 - секстет, 7 - септет, 8 - октет, 9 - нонет; 2) назв. иструмент. соч. для определ. (по кол-ву участников и составу инструментов) А. исполнителей (фортепианное Трио П. И. Чайковского, Восьмой струнный квартет Д. Д. Шостаковича и т. п.), а также назв. тех разделов опер, кантат, ораторий, где неск. певцов поют одновременно (напр., дуэт Лизы и Полины из оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама"); 3) термин для оценки ("хороший А." или "плохой А.") согласованности исполнит. намерений и общего звукового баланса при совм. музицировании.

Ансамбль народного танца России

АНСА́МБЛЬ НАРО́ДНОГО ТА́НЦА РОССИ́И - уникальный т-р сценич. танца, создан в Москве в 1937 И. А. Моисеевым - бессменным рук. и хореографом, создателем новых танцев. формы и осн. образов. В репертуаре А. Н. Т., насчитывающем неск. сотен назв., - танцев. миниатюры, фольклорные циклы, хореография. сюиты ("Партизаны", "Картинки прошлого", "По странам мира" и т. д.) и целые балеты (в т. ч. "Спартак", 1987). Постоянно гастролирует за рубежом, не только демонстрируя непреходящую ценность отеч. нар. танца, но и впитывая хореографич. культуру разл. стран мира. С 1965 имеет звание академического. Орден Дружбы народов (1981).

Ансамбль театральный

АНСА́МБЛЬ ТЕАТРА́ЛЬНЫЙ - цельность и согласованность актерской игры, единство исполнит. манеры, сценич. гармония. Создается А. в разл. театр. системах при помощи разных средств: посредством определ. масок в комедии дель арте, через распределение на амплуа в классицистич. т-ре, с помощью режиссуры в т-ре 20 в. Стремлением к А. т. отличалась главенствующая в рус. т-ре 20 в. система К. С. Станиславского.

Антанта

АНТА́НТА (франц. entente - согласие, точнее "Сердечное согласие" (Entente Cordiale) - воен.-полит. блок (1904-07) - союз России, Франции, Великобритании (т. н. "Тройственное согласие"). В 1914-17 объединял 25 стран, одержал победу в 1-й мир. войне, участвовал в интервенции против Сов. России, распался в 1920-е гг.

Антиминс

АНТИМИ́НС ("вместопрестолие", от греч. αντι - вместо и лат. mensa - стол) - льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей к.-л. святого. А. в качестве альтернативы престолу использовался на Руси, пока на Моск. соборе 1675 не было установлено иметь А. на каждом престоле, даже освященном архиереем. В совр. богослужении А. в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон - плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время литургии, на нем стоят сосуды с освящаемыми Св. Дарами (хлебом и вином). Различаются А. постоянные и переносные, предназнач. для походных (полковых) церквей и часовен. На старообрядч. А. (с написанием "антимис") изображен восьмиконечный крест с тростью и копьем по сторонам.

Антинигилистический роман

АНТИНИГИЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н - жанрово-тематич. группа лит. произведений 1860-80-х гг., в к-рых в негативной форме изображались рев.-демократич. идеалы и деятели, "нигилисты". Развивался в пост. полемике с ром. о "новых людях" (ром. "Что делать?" Н. Г. Чернышевского). С традицией А. р. связаны "Взбаламученное море" А. Ф. Писемского (1863), "Некуда" (1864) и "На ножах" (1871) Н. С. Лескова, "Обрыв" И. А. Гончарова (1868), "Бесы" Ф. М. Достоевского (1870), романы В. П. Клюшникова, В. В. Крестовского, Б. М. Маркевича и др. Значит. часть таких произв. имела антипольский характер: авторы их доказывали, что чуждые рус. человеку рев. идеи привнесены в Россию в результате заговоров польск. "авантюристов". А. р. неоднозначен и неоднороден в идейном и худ. отношении. Прямолинейное, фельетонное изображение противоречивых пореформ. процессов (утверждение новых обществ. учреждений и бытовых норм, усиление роли естеств. наук, жен. эмансипации и т. п.) с охранит., консервативных позиций перерастало у крупных писателей (особенно в "Бесах" Достоевского) в глубокое, пророческое иссл. опасностей "левого" экстремизма и тотального разрыва с нравств. традициями.

Антипод

АНТИПО́Д (от греч. αντι - против, πουζ - нога) - в цирке жонглирование ногами, преим. ступнями ног. Артист (антиподист), лежа на спец. подушке - тринке, поднятыми ногами балансирует, подбрасывает или вращает разл. предметы - бочонок, вазу, сигару и т. п. Реквизит антиподиста, как правило, дерев. (фанерный), пустотелый. Групповые номера А. включают перебрасывание реквизита со ступней одного партнера на ступни другого. Среди изв. отечеств. антиподистов: С. Карякин, В. Кисс, Н. Лукьянов, семья Микитюк, С. Трешина.

Лит.: Гуревич З. О жанрах сов. цирка. М., 1977.

Антиутопия

АНТИУТО́ПИЯ (от греч. αντι - против, ou - не, нет и topos - место) - лит.-философ. жанр, берущий начало от сатирич. традиции, заложенной в 17 в. Т. Гоббсом ("Левиафан"), в 18 в. Б. Мандевилем ("Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода") и Дж. Свифтом ("Путешествия Гулливера"). Сложился во 2-й четв. 20 в., выступив в качестве оппозиции по отношению к утопич. форме обществ. сознания. Изображая, как и утопия, несуществующую социальную систему, А., однако, не приписывает последней статуса социального идеала. Примерно в том же смысле, что и А., в лит-ре употребляются понятия "дистопия" (перевернутая утопия) и "какотопия" (злая утопия). Наиб. изв. создатели А. - Е. Замятин, О. Хаксли, Э. Юнгер, Г. Уэльс, К. Чапек, Г. К. Честертон, Р. Бредбери, Ф. А. фон Хаек, Дж. Оруэлл, А. Кестлер, Э. Берджес. Для них характерно прогнозирование ситуации в результате развития негативных тенденций совр. общества. В то же время А. осознает трудности такого прогноза и находится на "перепутье" истории и аллегории, намеренно абсолютизир. отрицат. моменты настоящего и сталкивая несовершенную реальность с вымышл. миром. Осн. положения антиутопич. мысли: утопия - это "обольщение", "соблазн"; она представляет собой форму "эскапизма", бегства от современности и забвения времени, поэтому необходимо ее разоблачение, каким бы привлекательным ни казался ее оптимизм; во-вторых, утопия приносит человеч. свободу в жертву материальному благоденствию - но отказ от свободы во имя изобилия "неэкономичен", ибо принудит. орг-ция нивелирует человеч. деят-ность, лишает ее и самую человеч. жизнь многообразия; в-третьих, в принципе не существует универс. плана соц. переустройства, к-рый привел бы к об-ву "всеобщего благоденствия", а попытки осуществления такого плана могут привести к самым неожиданным и неблагоприятным результатам, примеры чему дает возникновение тоталитарных обществ. систем в результате социального эксперементирования в 20 в.

Несмотря на определен. различия во взглядах, для авторов А. характерен пессимистич. взгляд на судьбы цивилизации, что во мн. оправдано фактами совр. социального и научного-технич. развития и может рассматриваться как закономерный протест против чрезмерной рационализации и прагматизации совр. образа жизни, бюрократизации общества, регламентации человеч. отношений, стандартизации сознания и поведения людей. В совр. рус. лит-ре черты А. просматриваются в соч. А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. произв. науч. и мифологизированной фантастики (Н. С. Евдокимов. Трижды Величайший, или о бывшем из небывшего, и др.).

Лит.: Бердяев Н. А. Смысл истории. Берлин, 1923; Араб-оглы Э. В утопич. антимире // Лит. газ. 1972, 23 февраля и 1 марта; Социокультурные утопии XX в. М., 1979.

Антифон

АНТИФО́Н - один из важнейших жанров христ. богослужения (греч. αντιφωνοσ, лат. antiphona, букв. противогласник, звучащий в ответ, откликающийся - от αντι и φωνεω), назв. к-рого указывает на способ песенного исполнения псалмов или гимнов во время богослужения и означает попеременное пение двумя хорами (или клиросами). Антифонное пение употреблялось в Иерусалимском храме и др.-греч. драме, оттуда перешло в христ. церк. обиход. В правосл. богослужении различают "антифоны литургии вседневные", "антифоны литургии изобразительные" (третий антифон здесь именуется "Блаженны"), "антифоны литургии праздничные", "антифоны Псалтири" ("антифоны кафизм"), "антифоны степе́нны".

Антихрист

АНТИ́ХРИСТ - в христианстве противник Христа, к-рый явится накануне кон. мира и будет Христом побежден. Как имя нарицательное может использоваться во множеств. числе - "антихристы", т. е. противники Иисуса Христа и Его Церкви. История деяний А., точнее, его "предтеч", простирается от богоборч. эдиктов Антиоха Епифана (см. Маккавеи) до инсценировки политич. трибунала 30 янв. 1923 в присутствии наркомов Л. Д. Троцкого и А. В. Луначарского для вынесения смертного приговора Богу. Цель А. - осуществление последней попытки борьбы со спасит. делом Христа, отторжение от Бога возможно большего числа людей. Образ А. формируется в недрах христ. апокалиптики в кон. 1 в. н. э. О нем говорится преим. во Втором послании ап. Павла к Фессалоникийцам (Солунянам) и в Откровении (Апокалипсисе) ап. Иоанна Богослова. В первом источнике он назван не А., а "человеком греха", "сыном погибели", "противящимся", являя в себе черты не столько анти-Христа, сколько анти-Бога. Бог до определенного Им Самим срока удерживает явление этой личности, оберегая мир от последних искушений и ожидая покаяния и обращения людей. Мотив промедления, удержания - одна из основных тем также книги Откровения. Здесь А. изображен в образе "зверя из моря". Его помощником выступает лжепророк ("зверь из земли"). А. объединяет в себе черты конкретной личности и боговраждебной, боготворящей себя земной власти. Личностной парадигмой А. стала фигура имп. Нерона, изв. кровавыми преследованиями христиан, цифровая символика имени к-рого подводилась под "число зверя" - 666. Согласно одному из вариантов нар. легенды о Нероне ожившем, перед кон. веков он явится из бездны для борьбы с Христом и Церковью, но будет побежден Христом по воле Божьей. Понятие А. как противника Мессии характерно также для иудейской апокалиптики и не чуждо исламу. Представления об А. всегда возбуждаются во время соц. или природных бедствий.

Лит.: Богословский М. Человек беззакония. К истории толкования 2-го [послания к] Сол[унянам] 2: 1-12 // Православный собеседник. 1885. Ч. III. № 10. С. 125-155; Беляев А. Д. О безбожии и Антихристе. Т. 1. Подготовление, признаки и время пришествия Антихриста. Серг. Посад, 1899; принт. М., 1996. Ч. 1-2; Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988.

Антокольский Марк Матв

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матв. (1843-1902) - скульптор. Род. в бедной евр. семье в Вильне, в районе под назв. Антоколь, от к-рого образована его фам. Учился в мастерских позументщика и резчика. С 1862 - в рисовальной школе в Пб., вольнослушатель скульптурного класса АХ, к-рый вели Н. С. Пименов и И. И. Реймерс. Испытал влияние передвижников (см. Товарищество передвижных выставок). С 1866 совм. с И. Е. Репиным посещает собрания Петербургской артели (см. Артель Художников СПб.), где знакомится с И. Н. Крамским. В АХ получил Малую (за горельеф "Еврей-портной") и Большую (за горельеф "Скупой") серебр. медали. С 1877 в Париже, где участвовал в создании рус. худож. кружка. Неск. раз представлял работы на Всем. Париж. выставку. За статуи "Петр I" был награжден поч. медалью и орденом Поч. легиона, за статую "Иван Грозный" (1870-71) получил звание академика. С 1880 А. проф. Петерб., в 1888 поч. чл. Париж., в 1890 Берлин. АХ. Создал скульптурные портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева. Опубл. ряд статей по вопросам иск-ва, культуры, политики: "Н. Н. Ге", "Правда и ложь в иск-ве", "Религия и искусство", "Заметки о Родене", "О Дрейфусе", "О декадентах и о Париж. Всем. выставке". В творчестве А. преобладают темы рус. истории, Ветхого Завета и Евангелия.

Лит.: Марк Матвеевич Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи. СПб.; М., 1905; Шалимова В. П. Марк Матвеевич Антокольский. М., 1970; Кузнецова Э. В. Марк Матвеевич Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989.

Антокольский Пав. Григ

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Пав. Григ. (1896-78) - поэт. Род. в семье адвоката. Родственник скульптора М. М. Антокольского. Учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, ушел со 2-го курса. Мн. годы был связан со студией Е. Вахтангова, затем с т-ром его им. как актер, реж., сорежиссер, зав. лит. частью, автор пьесы "Обручение во сне", к-рая в 1917-18 шла на сцене студии. Образы т-ра - гл. тема сб-ков А., заслужившего репутацию "книжного" поэта: "Стихотворения" (1922), "Запад" (1926; созд. под впечатлением от поездки с т-ром Е. Вахтангова в Швецию и Германию), "Третья книга" (1927; вошло стих. "Санкюлот", с к-рого, по словам А., начинается его увлечение франц. историей, отразившееся затем в драм. поэмах "Робеспьер и Горгона" (1928), "Коммуна 1871 года" (1931), "Франсуа Вийон" (1934). В годы Вел. Отеч. войны А. - корр. "Комс. правды"; вместе с З. К. Бажановой (актриса вахтанговского т-ра, жена, адресат лирики А.) руководил фронтовой бригадой актеров. После гибели единств. сына на фронте в 1942 А. написал поэму "Сын" - одно из самых трагич. произв. в поэзии воен. лет. Отдал много сил молодым поэтам (А. Межирову, С. Гудзенко, С. Орлову, М. Дудине и др.) ровесникам погибшего сына. Сб-ки "Мастерская" (1958), "Высокое напряжение" (1962), "Четвертое измерение" (1964), "Время" (1973), "Конец века" (1977) - лирика интеллект. склада, полная размышлений об иск-ве, человеке и истории. Автор поэм ("Пов. временных лет", 1967, "Зоя Бажанова", 1962; "Мощи Александра Невского", 1969 и др.), прозаич. "Сказок времени". Много переводил из франц. поэзии от В. Гюго до П. Элюара и Л. Арагона. Рисовал, сам оформлял нек-рые свои книги. Пушкинист, автор статей о классич. и совр. поэзии, эссе, восп. ("Путевой журнал писателя", 1976 и др.), среди к-рых восп. о М. И. Цветаевой (А. - один из персонажей ее "Повести о Сонечке").

Антология

АНТОЛО́ГИЯ (греч. ανθολογια - букв. сбор цветов) - сб. избр. стихов, статей, афоризмов. Существуют в культурном наследии любой цивилизации - не только античной, но и др.-рус. ("Изборники"), др.-китайской, др.-япон. и т. д. Цель совр. А. - продемонстрировать образцы лит-ры определ. рода (поэзии или прозы той или иной эпохи, страны), часто - в отрывках. Ориентация на широту и эстетич. значимость представляемого материала превращает А. в разновидность хрестоматии.

Антон Ульрих

АНТО́Н У́ЛЬРИХ, принц Брауншвейгский (1714-74), - отец имп. Иоанна VI Антоновича, супруг Анны Леопольдовны. Сын герцога Фердинанда-Альбрехта Брауншвейг-Вольфенбюттельского (до 1735 - Брауншвейг-Беверн-Люнебургского). В России с 1733 как жених Анны Леопольдовны, брак заключен в 1739; первенец Иоанн род. 12 авг. 1740, 5 окт. объявлен наследником престола и 17 окт. провозглашен имп. при регентстве герцога Э. Бирона. По низложении Бирона с 9 нояб. Анна Леопольдовна стала правительницей, 11 нояб. А.-У. получил звание генералиссимуса рос. войск, с 12 янв. 1741 - титул Имп. Высочества. По низложении Иоанна Антоновича 25 нояб. 1741 семья ("брауншвейгская фамилия") арестована, содержалась в разл. крепостях, через 3 года заточена в Холмогорах под строгим караулом. Кроме Иоанна, у А. У. и Анны Леопольдовны было четверо детей, получивших демонстративно царские имена: Екатерина (род. 1741), Елизавета (1742), Петр (1745), Алексей (1746); по рождении последнего Анна Леопольдовна скончалась. Иоанн был отнят от семьи и заточен в Шлиссельбурге в 1756.

Принц А. У. воспитывал детей, обучил их грамоте и отказался покинуть их, когда Екатерина II предложила ему свободу и отъезд на родину. Ослепший, он умер, проведя в заточении почти 33 года. Место погребения его неизвестно. Дети в 1780 отправлены в Данию к королеве Юлиане-Марии - сестре А. У., и тосковали там о Холмогорах; последняя, Екатерина, еще в 1803 тщетно просила Александра I разрешить вернуться и постричься в монахини.

Антоний

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антоний Римлянин

АНТО́НИЙ РИ́МЛЯНИН (1067-1147) - основатель Антониева Рождественского мон. в Новгороде. Согласно житию, род. в Риме в богатой и знатной семье. В 1086 после смерти родителей удалился в пустыню. Согласно житийной версии, в Новгород приплыл на камне в 1106. Построил сначала дерев. ц. Рождества Богородицы, а в 1117 заложил каменную церковь, к-рая в 1125 была расписана фресками. В списках 16-17 вв. сохр. купчая и духовная грамоты А. Р. По первой из них, Антоний купил землю, на к-рой основал монастырь, "у Смехна да у Прохна у Ивановых детей у посадничихъ". Согласно второй, сам передал монастырю с. Волховское с жившими там холопами. Ряд ученых высказывает сомнение в достоверности этих грамот. Новгородская I летопись под 1131 отмечает постановление А. в игумены архиепископом Нифонтом. По-видимому, епископ Никита (ум. в 1109) только благословил А. на стр-во монастыря, а епископ Иоанн (1109-30) по каким-то причинам не желал поставления А. в сан игумена. Канонизирован Рус. Правосл. Церковью. Мощи А. обретены, после окт. 1917 подверглись разграблению. Камень, на к-ром, согласно легенде, А. Р. приплыл в Новгород, по сей день находится в монастыре. Память празднуется 3 авг. по ст. ст.

Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как ист. источник, М., 1988. С. 306-11.

Антонин

АНТОНИ́Н (в миру Андр. Ив. Капустин) (1817-94) - церковный деятель, историк. По окончании Киевской духовной академии, приняв постриг, был настоятелем рус. посольской церкви в Афинах, затем был переведен в Константинополь. Состоял настоятелем рус. миссии в Иерусалиме, где развернул активную исследовательскую работу. Под руководством А. впервые силами рус. церкви в Иерусалиме были совершены археологич. раскопки, описанные им в соч. "Раскопки на русском месте в Иерусалиме" ("Палестинский сборник", вып. 7, 1883). А. в Иерусалиме также был устроен музей христ. древностей.

Соч.: О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874; Поездка в Румелию (1865-79). СПб., 1881.

-----------------------------------

АНТОНИ́Н (в миру Ал-др Андр. Грановский) (1860-1927) - один из лидеров обновленчества. В 1890 принял монашеский постриг, в 1891 закончил Киевскую духовную академию. С 1899 - архимандрит, ст. цензор С.-Петерб. духовного цензурного управления. С 1902 - магистр богословия. С 1903 епископ Нарвский, викарий столичного митрополита. В 1905 упускал из чина поминовения императора слово "самодержавнейший", всячески осуждал неогранич. монархию. В 1908 уволен на покой "по болезни". С 1913 - епископ Владикавказский. Через два года был опять уволен на покой. С 1918 жил в Москве в Заиконоспасском мон., пытался вводить новшества в богослужебную практику, что вызвало специальный "запрет" Патриарха Тихона (1921). В 1922 стал первым уклонившимся в "обновленч. раскол" архиереем, пред. обновленч. Высшего церк. управления (ВЦУ). В том же году возведен обновленцами в сан митрополита. Вскоре рассорился с большинством обновленч. лидеров, увидев в них карьеристов и политически ангажированных иереев, провозгласил "автокефалию" собственной церкви, названной "Союзом церковного возрождения". Стремясь к внеш. церк. реформаторству, совершал вечернюю литургию, молился на рус. яз., преподавал причастие спец. щипцами и т. п. В 1923 уволен в отставку с поста пред. ВЦУ; вскоре обновленческим Синодом лишен сана (по др. версии - сам сложил с себя титул митрополита). В 1924 Патриарх Тихон выпустил послание о предании А. суду Собора.

Антонов Ал-др Степ

АНТО́НОВ Ал-др Степ. (1888-1922), - рук. одного из крупнейших выступлений крестьян против большевиков в 1921 в Тамбовской губ. (т. н. антоновщина). Чл. партии эсеров с 1906, подвергался арестам, был сослан. После Февр. рев-ции 1917 вернулся в Тамбов, назначен пом. 2-й части тамбовской гор. милиции, чл. губ. к-та партии эсеров. После окт. 1917 - нач. уездной милиции в Кирсанове. В авг. 1918 обвинен в подготовке заговора и бежал. В лесах Кирсановского у. организовал вооруж. отряд, ставший воен. опорой губкома партии эсеров. В нояб. 1920, после того как вооруж. сопротивление крестьян политике "воен. коммунизма" приняло массовый характер, активно участвовал в создании крест. повстанч. армии. Возглавил гл. оперативный штаб, в распоряжении к-рого находились 2 армии и отд. бригада. В мае - июне 1921 осн. силы его 2-й армии разгромлены в р-не ст. Инжавино, а в июле осн. силы 1-й армии потерпели поражение около Урюпинска. А. убит в перестрелке с чекистами 24 июня 1922 в с. Нижний Шибряй Борисоглебского у.

Антонович Вл. Бонифатьевич

АНТОНО́ВИЧ Вл. Бонифатьевич (1834-1908) - историк, обществ. деятель. Окончил мед. ф-т (1854) и ист-филол. ф-т (1860) киевского ун-та св. Владимира, где позднее вел преподавательскую работу (с 1870) т был деканом ист.-филол. ф-та (1880-83). С 1870 приват-доцент, с 1878 доктор и ординарный проф. по кафедре рус. истории того же ун-та. св. Владимира. В 1863-80 возглавлял в Киеве "Временную комиссию по разбору древних актов". В 1881 основал и с 1896 воглавлял "Историч. Об-во Нестора-летописца". В связи с тяжелой болезнью в первые годы 20 в. был вынужден уйти на пенсию и подолгу жить в Италии.

Основные научные интересы А. были сосредоточены на изучении истории Великого княжества Литовского, Правобережной Украины, археологии и фольклора. Им были изданы ряж томов "Архива Юго-Западной России" (АЮЗР) (Киев, 1863-68, Ч. 3, Т. 1-2) и "Историч. песни малорусского народа" (т. 1-2, Киев, 1874-75, совм. с М. П. Драгомановым). А. впервые была произведена подробная археологическая съемка Киева и его окрестностей. По своим взглядам на историю Западной и Юго-Западной России А. был близок к Н. И. Костомарову, рассматривая этот регион как сферу столкновения, взаимодействия и борьбы русского, польского и литовского начал.

Соч.: Содержание актов о казаках 1500-1648 гг. // АЮЗР, Киев, 1863. Ч. 3. Т. 1; Исследование о городах Юго-Западного края. Киев, 1879; Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. Киев, 1885. Т. 1-2.

Лит.: Ефименко А. Я. Лит. силы провинции. // Южная Русь. Т. 2. СПб., 1905; Верзилов А. В. Памяти В. Б. Антоновича. Чернигов, 1908.

Антонович Макс Ал

АНТОНО́ВИЧ Макс Ал. (1835/6-1918) - публицист, лит. критик, пропагандист идей Н. Г. Чернышевского. Сын священнослужителя, учился в Харьков. семинарии и Петербург. духовной академии. После окончания курса отказался от духовной карьеры. С 1859 начал печататься в "Современнике", в 1860 - его пост. сотр. В 1860-66 опубл. мн. библ. и научно-филос. статей, в к-рых охватывался широкий круг проблем, подвергались критике попытки соединения позитивизма с неокантианством, излагалось материалистич. понимание вопроса о соотношении физиологии, психологии и философии ("Совр. физиология и философия", "Совр. философия", "О гегелевской философии" и др.). Автор программных статей на полит., лит. и эстетич. темы, вел активную полемику с представителями охранит. и либеральной журналистики ("Любовное объяснение с "Эпохой"", "Суемудрие "Дня"" и др.), защищал эстетич. программу Чернышевского ("Лит. кризис", "Совр. эстетич. теория" и др.).

Вел активную полемику с Писаревым, "теорию реализма" к-рого А. не принимал. В ст. "Промахи", "Лжереалисты", "Асмодей нашего времени" критика писаревского "Рус. слова" достигала такой остроты, что в об-ве заговорили о расколе рев.-демокр. лагеря. После закрытия "Современника" (1866) А. нек-рое время сотрудничал в разл. журналах, но после поступления на гос. службу почти перестал публиковаться. В этот период им были написаны ст. и воспоминания о Белинском, Чернышевском, Добролюбове, Некрасове и др. Оставаясь на идейных позициях 1860-х гг., полемизировал о результатах крест. реформы, пропагандировал дарвинизм, критиковал марксизм (с позиций социал-дарвинизма), нападал на "Вехи". С 1908 в отставке; обществ. деят-ность прекратил.

М. А. Антонович

М. А. Антонович

Антонов-Овсеенко Вл. Ал-др.

АНТО́НОВ-ОВСЕ́ЕНКО Вл. Ал-др. (наст. фам. Овсеенко) (псевдонимы: Антон Гук, Штык, А. Гальский) (1883-1938) - сов. гос. деятель, дипломат. С 1901 участвовал в с.-д. движении. Окончил Воронежский кадетский корпус (1901) и Владимирское пех. уч-ще в С.-Петербурге (1904), в чине подпоручика направлен в Варшаву; за участие в рев. движении получил назначение на Дальний Восток, дезертировал, перешел на нелег. положение В. 1905-07 гг. вел работу в армии в СПб., Кронштадте, Севастополе. За подготовку восстания на Черномор. флоте приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой, бежал в Финляндию. После возвращения в Россию пытался поднять восстание матросов императорской яхты "Штандарт". В 1908-09 - активист и организатор ряда моск. проф. и кооп. орг-ций ("Общ-во трезвости", "Клуб разумных развлечений"). По доносу провокатора Р. В. Малиновского арестован, 6 месяцев провел в заключении. С 1910 - в эмиграции в Париже, меньшевик, издавал газ. "Голос" ("Наш голос", "Наше слово") В мае 1917 вернулся в Россию, вступил в РСДРП(б), вел работу в Гельсингфорсе, ред. газ. "Волна". 15 июля, после попытки большевистского переворота, арестован, вскоре освобожден. В окт. 1917 - один из организаторов Петрогр. ВРК, его секретарь, в ночь с 25 на 26 окт. руководил захватом Зимнего дворца и арестом Врем. пр-ва; входил в СНК (чл. коллегии Наркомата по воен. и мор. делам, команд. обороной Петрограда и войсками Петрогр. ВО). Деп. Учредит. собрания от Сев. фронта. В нач. период гражд. войны - команд. войсками Республики на юге, на Дону против А. М. Каледина. В 1918 - главнокоманд. войсками Укр. Нар. Республики, чл. Реввоенсовета Республики. В 1919-20 - команд. Укр. фронтом, уполномоченный ВЦИК в Витебской и Тамбовской губ., чл. коллегий Наркомата рабоче-крест. инспекции, Наркомата труда и внутр. дел, зам. пред. Малого Совнаркома. В 1921-22 - уполномоченный в Тамбовской губ. для борьбы с крест. выступлениями. В 1922-24 - член Реввоенсовета, нач. полит. управления РККА. После подписания "Заявления 46-ти" обвинен в "троцкизме" и "фракционной деятельности", устранен со всех постов. С февр. 1924 - на дипломатич. работе, полпред СССР в Китае, Чехословакии, Литве, Польше. Автор "Записок о гражд. войне" (т. 1-4, М., 1924-33), "В семнадцатом году" (М., 1933). В 1934-36 - прокурор РСФСР, в сент. 1936 - сент. 1937 - Ген. консул СССР в Барселоне, затем - Нарком юстиции РСФСР. В окт. 1937 арестован по обвинению в шпионаже, расстрелян по приговору Воен. коллегии Верх. Суда РСФСР.

Лит.: Ракитин А. В. В. А. Антонов-Овсеенко, 2 изд. Л., 1989.

Антре

АНТРЕ́ (от франц. entree - вход, вступление, выход на сцену) - разыгрываемая клоунами сюжетная разг. или пантомимич. комич. сценка, с к-рой они выходят как с самостоят. номером.

В цирке утвердился в 80-х г. 19 в., при формировании дуэта Белого и Рыжего клоунов. А. имеет завязку, кульминацию, развязку. Чаще всего содержание А. раскрывается действием (трюком).

Антреприза

АНТРЕПРИ́ЗА (от франц. entreprise от entreprende - предпринимать) - театр. предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем (антрепренером).

Антропов Ал. Петр.

АНТРО́ПОВ Ал. Петр. (1716-95) - живописец, декоратор, портретист. В 1732-39 учился в "Канцелярии от строений" у А. Матвеева. С 1739 работал там же в "живописной команде" у И. Вишнякова. Участвовал в декор. росписи дворцов СПб. и его пригородов, собора св. Андрея в Киеве (1744-50, 1752-55). Манера А.-портретиста типична для рус. живописи сер. 18 в.: тесная связь с традициями парсуны, насыщенность цветовой гаммы, непосредственность и жизненность образов, сочетание черт др.-рус. иск-ва и совр. рокайльной манеры (портреты имп. Елизаветы, 1755; А. Измайловой, 1759; С. Кулябки, 1760; атамана Ф. Краснощекова, 1761; имп. Петра III, 1762; А. Бутурлина, 1763).

А. П. Антропов. Портрет статс-дамы A. M. Измайловой

А. П. Антропов. Портрет статс-дамы A. M. Измайловой

Антропогеографическая школа

АНТРОПОГЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ШКОЛА - одно из направлений диффузионизма в этнографии, осн. нем. этнографом, географом и социологом Ф. Ратцелем (1844-1904), к-рый впервые установил зависимость явлений культуры от характера природной среды. Ф. Ратцель рассматривал явления культуры как признаки взаимных связей между народами, поскольку культура создается народом и распространяется в результате этнических миграций. Вследствие этого этническая история сводилась им к постоянным переселениям этнических общностей, вызванных природными условиями. В то же время для А. Ш. характерна абсолютизация геогр. факторов в возникновении различий между культурами и недооценка произв-ва материальных благ, ибо она ограничивалась изучением преимущ. примитивных форм, на которые природные факторы действительно оказывали наиб. заметное воздействие. Недооценивалось и обратное воздействие об-ва на природную среду обитания. Переход от низших стадий соц.-экон. развития к высшим А. Ш. объясняла лишь возрастанием плотности населения. Ф. Ратцель связывал с антропогеографией полит. географию и даже национ. психологию, что в 20 в. привело к созданию геополитики. С науч.-ист. точки зрения А. Ш. представляла собой переход от эволюционизма к теории культурных кругов, причем именно Ф. Ратцель сформулировал осн. понятия учения о культурных кругах ("идея формы", представление о "кругах форм", "принцип непрерывности"). В России идеи А. Ш. в 1-й четв. 20 в. пропагандировались Л. О. Синицким и А. А. Крубером, однако широкого распространения не получили.

Лит.: Ратцель Ф. Земля и жизнь. СПб., 1903-1905; История зарубежной этнографии. М., 1978.

Антропонимы

АНТРОПО́НИМЫ - собств. имена людей (индивидуальные и групповые): личные имена, отчества (патронимы), фамилии, родовые имена, прозвища, клички, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена). Разграничиваются народные и канонические личные имена, а также разл. формы одного имени (литературные и диалектные, официальные и неофициальные). Совокупность А. называется антропонимией. Каждый этнос в определ. истор. период имеет свой реестр личных имен (антропонимиков) и свою антропонимическую модель (напр., у совр. русских утвердилась 3-членная формула: личное имя, отчество, фамилия). Закономерности возникновения, развития и функционирования А. изучаются антропонимикой.

Лит.: Антропонимика. М., 1970; Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М., 1973; Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., 1980; Системы личных имен у народов мира. М., 1986; Никонов В. А. География фамилий. М., 1988.

Антропософия

АНТРОПОСО́ФИЯ - религ.-мистич. учение Р. Штейнера (1861-1925) о пробуждении в человеке его скрытых духовных сил. В 1909 А. отделилась от традиц. теософии, осн. на субъективном мистич. опыте. А. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, неортодоксально понятой христ. мистики, классич. идеализма и др. учений. Целью А. является выработка у человека чувства единства с духовной осн. Вселенной. А. претендовала быть точной наукой, что проявилось в сухом наукообразном стиле трактатов ее основателя, по замыслу к-рого все мистич. должно было стать научным, а все научное - мистич. Согласно А. человек образует микрокосм из физич., эфирного и астрального тел. Эти три тела отражают три ступени, через к-рые прошел в своей эволюции Мировой Дух. А. мыслилась как новая фаза формирования духовного "Я", способность воспринимать высш. миры духа и следы их событий в космич. эфире, включающие антилюциферич. импульсы, данные Буддой, Заратустрой, Платоном, Христом и др. Унификация разнородных религ.-оккультных представлений в А. сопровождалась детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов. Соц.-полит. программа А. предлагала идею гармонизации об-ва путем создания "трехсложного социального организма", где юрид. сфера была бы основана на равенстве и братстве производителей в отд. общинах, а духовная во гл. с ареопагом посвященных мудрецов должна была олицетворять свободу. А. отличалась оптимизмом энергичного восхождения к трансцендентному свету, причем земное бытие в принципе не представлялось свободным от космич. смысла. Учение А. нашло отражение в педагогике (т. н. вальдорфские школы), медицине, агротехнике и имело определ. воздействие на творч. интеллигенцию. Антропософское об-во, учреждённое в г. Дорнахе (Швейцария) в 1913, имело отделения в Германии, Австрии, Франции и др. странах. Рус. антропософское об-во осн. в Москве 20 сент. 1913, затем возникли кружки и в СПб. Энергичным пропагандистом А. в России выступал Андрей Белый. Теософско-антропософские мотивы прослеживаются в стихах К. Бальмонта, М. Волошина, Вяч. Иванова. В разное время участниками антропософских кружков были поэты Е. И. Васильева (урожд. Дмитриева, псевд. Черубина де Габриак) и Эллис (Л. Л. Кобылинский), актер Мих. Чехов, художницы М. В. Сабашникова-Волошина и А. А. Тургенева, востоковеды В. И. Авдиев, Е. Э. Бертельс, В. В. Викентьев, Ф. И. Ростопчин, Ю. К. Щуцкий, мн. др. деятели науки и культуры. В 1923 Обществу было отказано в регистрации и оно самораспустилось; б-ки и значит. часть архивов были конфискованы властями. Весной 1931 последовала волна арестов быв. антропософов; немногие, оставшиеся на воле, были уничтожены в 1937, когда А. в России, вместе со всеми др. течениями религ.-филос. мысли, прекратила свое существование. Лишь в 90-е гг. деятельность Антропософского об-ва возобновилась в СПб.

Лит.: Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. М., 1912; Его же. Теософия. М., 1915; Белый А. Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917; Жемчужникова М. Н. Воспоминания о Московском Антропософском обществе (1917-23 гг.) / Публ. Дж. Мальмстада // Минувшее: Ист. альм. М., 1992. Вып. 6. С. 7-53; Андрей Белый и антропософия / Публ. Дж. Мальмстада // Там же. С. 337-450; Вып 8. С. 409-471; Вып. 9. С. 409-488.

Анты

А́НТЫ - слав. племена 4-7 вв. Толкование имени А. различно: напр., от тюрк. (авар.) - клятва, побратим, что отражает временно сложившиеся в 6 в. союзнич. отношения между частью слав. племен и аварами; от иран. - конец, край, находящийся на краю, т. е. живущие на окраине, украйне, погран. жители. Вряд ли А. было самоназванием славян. А. упоминаются в зап.-европ. и визант. письм. источниках сер. - 2-й пол. 6 в. (Иордан, Прокопий, Менандр и др.) вместе с др. слав. группировками - склавенами и венетами; подчеркивается единство яз., происхождения, жизн. уклада всех трех групп. А. обитали на вост. окраине слав. мира, на "безмерных" пространствах междуречья Днестра и Днепра, имели своих вождей (Боз, Межамир) и составляли один из сильнейших племенных союзов. Древнейшее событие в истории А. относится к концу 4 в. и связано с воен. действиями остроготов под руководством Винитария. Выиграв первое сражение, А. затем были побеждены, а их вождь (князь) Боз с сыновьями и 70 старейшинами убиты. Впоследствии вместе со склавенами А. участвовали в войнах против Византии на Нижнем Дунае. С вторжением туда авар во 2-й пол. 6 в. отношения между ними и А. обостряются. Последний раз имя А. упомянуто в 602, когда аварский каган направил в землю А. карательные войска. Результат столкновения неизвестен. После ухода А. из Подунавья и расселения в Поднепровье они вместе со склавенами и венетами образуют вост.-слав. ветвь народов.

Лит.: Седов В. В. Анты // Проблемы сов. археологии. М., 1978.

Анучин Вас. Ив

АНУ́ЧИН (Онучин) Вас. Ив. (1875-1941) - фольклорист, этнограф, сиб. краевед, литератор. Окончил Археол. ин-т в Пб., работал в Музее антропологии и этнографии. Серьезно занимался народами Сибири (кетами: см. его "Очерк шаманства у енисейских остяков". СПб., 1914), публикацией рус. фольклора Сибири (напр.: Дедовщина в Сибири [Енисейская губ. ] // Живая старина. 1908. В. 1. Отд. 2. С. 84-91), часто в беллетристических обработках (Сиб. сказки, Тюмень, 1903; Сказания. СПб., 1905). В истории фольклористики знаменит гл. обр. фальсификацией писем Горького и Ленина. В "письмах Горького" содержатся отзывы о фольклорных работах А. и общие суждения о фольклоре, в свое время широко цитировавшиеся. Подделка разоблачена в блестящей статье Л. В. Азадовской (История одной фальсификации // Новый мир. 1965, № 3; см. еще ее же: В. И. Анучин в Сибири. Легенды и факты // Фольклор и лит. Сибири. Вып. 3. Омск. 1976; Сибирский сборник. 1912 г. (История несостоявшегося издания) // Сиб. огни. 1971. № 10).

Анучин Дм. Ник

АНУ́ЧИН Дм. Ник. (1843-1923) - антрополог, этнограф, археолог, географ, акад. (с 1896). Род. в Пб. Окончил Моск. ун-т (1867). С 1885 руководил впервые созд. в России при МГУ каф. географии, где читал сам все осн. курсы на кафедре: физич. географию, общую физич. географию России, географию зарубежных стран, историю землеведения, этнографию России, этнографию общую и антропологию. Вершина методологич. мысли А. - признание влияния человека на природу, мысль о т. н. человеческом элементе пронизывает все направления анучинской школы. Ученых анучинской школы объединял созданный им ж. "Землеведение" (вып. с. 1894), это непосредственные ученики по Моск. ун-ту: А. С. Барков, Л. С. Берг, В. В. Богданов, М. А. Боголепов, М. С. Боднарский, А. А. Борзов, С. Г. Григорьев, Б. Ф. Добрынин, А. А. Крубер и др.

Автор иссл. об айнах (1876), о географич. распределении роста муж. населения России (1889) и др. В работе "Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений" (1895) дал анализ формирования науч. представлений о рельефе Русской равнины. Большое внимание уделял связи географии с хозяйством страны. А. - создатель антрополого-этнографич. музея Моск. ун-та.

Серебр. медаль (1884) и малая зол. медаль (1889) ИРГО. Им. А. названы: ледник на сев. о-ве Новой Земли, гора на Сев. Урале, о-в и пролив в Малой Курильской гряде, ледник на с.-в. Сибири в р-не горного хребта Сунтар-Хаята.

Соч.: Антропология, ее задачи и методы. М., 1879; Новейшее изучение озер в Европе: Неск. новых данных об озерах Тверской, Псковской и Смоленской губ. // Землеведение. 1895. Т. 2. Кн. 1; Труды экспед. для источников главных рек Европ. России. М., 1897; Достижение Сев. полюса // Землеведение. 1909. Т. 16. Кн. 3; О людях рус. науки и культуры: (Статьи, некрологи, заметки). 2-е изд. М., 1952; Географич. работы. М., 1954.

Д. Н. Анучин

Д. Н. Анучин

Анфилада

АНФИЛА́ДА (от франц. enfiler - нанизывать на нитку) - ряд помещений, дворов, площадей, парковых ландшафтных структур, последовательно примыкающих друг к другу по одной прямой, имеющих единую открытую сквозную перспективу. А. характерна для мн. дворцовых и парковых решений барокко и классицизма. В России появляется в эпоху Петра I (Летний дворец, арх. Д. Трезини, 1710) и в дальнейшем используется в планировке всех дворц. построек (В. В. Растрелли, Дж. Кваренги, К. И. Росси и др.). В архит. 19-20 вв. А. нередко используется в зданиях музеев, худож. галерей.

Анциферов Данила Як

АНЦИ́ФЕРОВ Данила Як. (ум. 1712) - землепроходец, один из первых исследователей Курильских о-вов. В 1711 был выбран казачьим атаманом и вместе с И. П. Козыревским возглавил партию рус. казаков, посетивших два сев. о-ва Курильской гряды. Убит на Камчатке ительменами. Челобитные, подписанные им и его спутниками, содержали первые описания этих о-вов. Имя А. присвоено мысу и вулкану на о. Парамушир.

Анциферов Ник. Пав

АНЦИ́ФЕРОВ Ник. Пав. (1889-1958) - краевед, историк культуры и литературы. Род. в усадьбе Софиевка Уманского уезда Киевской губернии. Окончил историко-филолог. ф-т Санкт-Петерб. унта (1915). Ученик И. М. Гревса. Преподавал в средних учеб. заведениях, во 2-м Пед. ин-те (1919-26), Ин-те истории искусств (1925-29). С 1921 - активный сотрудник об-ва "Старый Петербург" и Петроградского научно-исслед. экскурсионного ин-та, а после закрытия последнего в 1924 - Петроградского отд. Центрального бюро краеведения (ЦБК). Вел большую просветительскую деятельность, по поручениям ЦБК энергично содействовал созданию и работе краеведческих организаций в провинции. Убежденный сторонник "наглядного показа истории", А. разрабатывал методы краеведения (и прежде всего - подход к городу как "целостному культурно-историческому организму"), занимался теорией и практикой экскурсионного дела, историей Пб. и его окрестностей. К концу 20-х гг. А., как и другие ученики Гревса, все чаще подвергался обвинениям со стороны поборников "производственного краеведения" в "идеализме" и "мракобесии". Весной 1929 А. был арестован ГПУ в связи с былой принадлежностью к рел.-филос. кружку "Воскресение", отправлен на Соловки; в 1930 приобщен к "делу Академии наук" и, в частности, - ЦБК, обвинявшегося в подпольной контррев. деятельности. До 1933 - в заключении на Беломорканале. По освобождении переехал в Москву, зав. водным отделом Музея коммунального хоз-ва, с 1936 - сотрудник Лит. музея. В 1937 арестован повторно, отправлен в Уссурийский лагерь, но в 1939 (конец "ежовщины") дело прекращено. В 1940-56 - науч. сотр., ученый секретарь, зав. отделом Лит. музея в Москве. Выйдя на пенсию, завершил книгу воспоминаний.

Соч.: Душа Петербурга. Пг., 1922; Петербург Достоевского. Пг., 1923; Быль и миф Петербурга. Пг., 1924; Город как выразитель сменяющихся культур. Л., 1926; Пути изучения города как социального организма: Опыт комплексного подхода. Л., 1926; Детское Село. // Окрестности Ленинграда: Путеводитель. М.; Л., 1927; Пушкин в Царском Селе: (Лит. прогулка по Детскому Селу). Л., 1929; Петербург Пушкина. М., 1950; Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992.

Лит.: Добкин А. И. Н. П. Анциферов: материалы к библиографии // Анциферовские чтения: Материалы и тез. конф. Л., 1989. С. 19-23.

"Аониды, или собрание разных новых стихотворений"

"АОНИ́ДЫ, ИЛИ СОБРА́НИЕ РА́ЗНЫХ НО́ВЫХ СТИХОТВОРЕ́НИЙ" - первый стихотв. рус. альманах. Изд. в Москве Н. М. Карамзиным, вышло три части (1796-99). "А." включают лучшие образцы рус. поэзии 2-й пол. 18 в., в частности, мн. стих. самого Карамзина.

Аорист

АО́РИСТ (от греч. αοριστοζ - необозначенное) - 1) используемое в общей и сопоставительной аспектологии назв. для видо-временных форм, обозначающих действие в прошлом как конкретный факт безотносительно к процессу его протекания; 2) особые синтетич. (простые) формы прошедшего времени, существовавшие в др.-рус. яз., но позднее утраченные. В повествовании А. глаголов соверш. вида использовался для обозначения событий, последовательно сменявших друг друга; ср.: "И приспе осень, и помяну Олегъ конъ свои" - "Пришла осень, и вспомнил Олег о своем коне". Относительно б. редкие формы А. глаголов несов. вида употреблялись для передачи действий и состояний, огранич. во времени; ср.: "идоша 6 дни" ("шли (прошли) 6 дней". Как полагают, А. был утрачен в рус. языке позднее, чем имперфект - др. синтетич. др.-рус. форма прош. времени А. В частности, к форме 2-3-го лица единств. числа А. глаголов быти и чути ("слышать") восходят частица бы и междометие чу. Вслед за А. А. Шахматовым мн. совр. исследователи допускают также прямую или косв. связь разл. форм А. с глагольными междометиями типа прыг, бух, трах, и с употреблением форм повелительного наклонения для обозначения неожиданных действий в прошлом типа А "она и пойди туда!"

Лит.: Шахматов А. А. Синтаксис рус. яз. М.-Л., 1941; Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Ист. грамматика рус. яз. М., 1981; Маслов Ю. С. Очерки по аспектологии. Л., 1984; Степанов Ю. С. Индоевропейское предложение. М., 1989.

Аплаксин Анд. Петр.

АПЛА́КСИН Анд. Петр. (1879-1931) - архитектор, реставратор, археолог, художник. Окончил Ин-т гражд. инженеров (1904) и Павловское воен. уч-ще (1906), в 1906-14 - епархиальный арх-р. СПб. епархии. Один из виднейших представителей неорус. стиля в церк. зодчестве, тонкий знаток др.-рус. иск-ва. Источником его вдохновения были образцы новгородского и псковского зодчества 14-15 вв., претворявшиеся в работах А. в лаконичные монумент. стилизации (ц. Казанской Божией матери при подворье Пекинской православной дух. миссии. 1912, не сохр; подворье Творожковского Свято-Троицкого жен. мон., сохр. со значит. утратами, и др.). А. построил б. 10 храмов и подворий в СПб. Многократно в печати отстаивал нац. своебразие арх-ры и иск-ва России, видя его не только в древностях, но и в барокко и ампире. Реставрировал храмы столицы, в т. ч. соборы: Сампсониевский (мемориал Полтавской битвы) и Казанский, издав о них превосходные иллюстриров. труды. Взгляды на рус. иск-во закономерно привели А. от неорус. стиля к возрождению "ампира, понимаемого как воплощение рус. нац. духа: последний невоплощенный его проект храма - проект кам. футляра над святыней основания СПб. деревянным Троицким собором в виде огромного ампирного храма в духе В. П. Стасова. В 1916-28 А. - на воен. службе, с 1918 командовал связью неск. фронтов Кр. Армии. Позже - арх. в Москве, провинции, гл. арх. "Экспортлеса", вел жилое, воен. и промышл. стр-во. Почти все его храмы уничтожены.

Предыдущая страница Следующая страница