Статьи на букву "А" (часть 9, "АНД"-"АНН")
АНДРЕ́ЕВ Бор. Фед. (1915-82) - актер кино. Первая роль - Назар Дума в комедии И. Пырьева "Трактористы" (1939). Затем - донецкий шахтер Харитон Балун в ф. Л. Лукова "Большая жизнь" (1-я сер. - 1939, 2-я сер. - 1946, вып. - 1958). Сразу приобретя популярность. А. и в дальнейшем варьировал на экране тип рус. богатыря, человека из народа, покоряющего простодушием и юмором. Снимался в "Боевых киносборниках". В ф. И. Савченко "Богдан Хмельницкий" (1941) сыграл роли Довбни и боярина Пушкина. Одна из лучших его ролей - "Саша с Уралмаша" в ф. Лукова "Два бойца" (1943). В ф. И. Хейфица "Малахов курган" (1944) - майор Жуковский. В комедии И. Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947) сыграл шофера Якова Бурмака, в ф. "Кубанские казаки" - Федю Грушу. В ф.-эпопее М. Чиаурели "Падение Берлина" (1949) - роль "сквозного" героя, потомств. сталевара и солдата Алексея Иванова. К сер. 50-х гг. в кинорепертуаре А. появляются роли возрастные, характерные и психологические: матрос из ф. "Максимка" (по "Морским рассказам" К. Станюковича, реж. В. Браун, 1952), Илья Журбин (по ром. В. Кочетова, реж. Хейфиц, 1954), Илья Муромец в ф. "Илья Муромец" (по рус. былинам, реж. А. Птушко, 1956), Лазарь Баукин в ф. "Жестокость" (по повести П. Нилина, реж. В. Скуйбин, 1959), боцман Росомаха в ф. "Путь к причалу" (по В. Вишневскому, реж. Г. Данелия, 1962). Снимался в ф. Ю. Солнцевой по сценарию А. Довженко "Поэма о море" (1958), "Пов. пламенных лет" (1961), "Зачарованная весна" (1964). Одна из наиб. значит. работ А. - Вожак в ф. "Оптимистич. трагедия" (реж. С. Самсонов, 1963). Среди др. ролей - Джон Сильвер ("Остров сокровищ" по Р. Стивенсону, реж. Е. Фридман, 1971) и др. Лит.: Иванова Т. Борис Андреев. М., 1966; Ханютин Ю. Борис Андреев // Актеры сов. кино. М., 1969. Вып. 5 (с фильмогр.); Б. Андреев / Сост. Б. Б. Андреев. М., 1991. |
АНДРЕ́ЕВ Вад. Леонид. (1902/03-1976) - писатель. Старший сын Л. Н. Андреева. По окончании г-зии (1919) мобилизован в армию Врангеля (1920). Скитался по странам Европы и Азии, с 1922 - в Берлине, где вошел в лит. группы "Четыре плюс один" (Г. Венус, А. Присманова, С. Либерман, В. Сосницкий); печатал стихи в газ. "Дни". С 1924 - во Франции, участник движения Сопротивления, член группы "Кочевье", был близок к группе "Перекресток" (поэты-неоклассики во гл. с В. Ф. Ходасевичем). Автор автобиогр. повестей "Детство", "История одного путешествия" и "Возвращение в жизнь", пов. "Дикое поле" и поэтич. сб. "Свинцовый час" (1924), "Недруг бытия" (1928), "Восстание звезд" (1932), "Второе дыхание" (1950). В 1946 принял сов. гражданство, служил в секретариате ООН. |
АНДРЕ́ЕВ Вас. Вас. (1861-1918) - музыкант, виртуоз игры на балалайке. Создатель и рук. первого оркестра рус. нар. инструментов (с 1887 - "Кружок любителей игры на балалайке", с 1896 - "Великорус. оркестр"). Усовершенствовал нар. балалайку, совм. с инструмент. мастерами В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским разработал ее сольные и оркестровые разновидности. Много концертировал в России и за границей. Автор оригин. соч. для созд. им оркестра (мазурки, полонезы, марши, вальсы и др.), а также обработок популярных рус. нар. песен; составитель "Школы для балалайки" (1894). Соч.: К вопросу о рус. нар. музыке. СПб, 1899; Справочник, или Краткое руководство для оборудования великорус. оркестра. Пб., 1916. Лит.: Соколов Ф. В. В. В. Андреев и его оркестр. Л., 1962. |
АНДРЕ́ЕВ Вас. Мих. (1889-1941(?)) - писатель. С ранних лет принимал участие в рев. движении, был в ссылке в Туруханском крае. По нек-рым сведениям, помогал устроить побег И. В. Сталину. Печатался с 1916, после Окт. рев-ции стал проф. литератором. Автор сб-ков повестей и рассказов "Канун" (1924), "Расколдованный круг" (1926), "Славнов двор" (1927), "Преступления Аквилонова" (1927), "Гармонист Суворов" (1928), повести о революционере И. Дубровинском "Товарищ Иннокентий" (1934) и др., пьесы "Фокстрот" (1926). Знач. место в прозе А. занимают картины жизни Петрограда-Ленинграда, жестких и жестоких нравов окраины, ночлежных домов, трактиров, трущоб. Среди действ. лиц пов. и рассказов - уличные мальчишки, мастеровые, уголовники, люди городского "дна". В 1940 послал Сталину рукопись повести "о пребывании И. В. Сталина в Туруханском крае и о событиях, связанных с орг-цией его побега из ссылки в 1911 г.". Получил телеграфный ответ: "Уважаемый В. М.! Этим хвастаться не надо. Рукопись оставляю. Сталин". В дек. 1941 исчез в блокадном Ленинграде. По нек-рым свидетельствам, арестован на улице. |
АНДРЕ́ЕВ Вас. Як. (1874-1942) - один из основателей первого в мире музея цирк. и эстрадного иск-ва (1928). Преподавал сценич. фехтование в Театр. ин-те. мн. годы собирал мат-лы по цирк. и эстрадному иск-ву. В 1928 совм. с Е. Кузнецовым и Е. Гершуни создал при Ленингр. цирке музей цирка и эстрады, в осн. фондов к-рого частная коллекция А. В 1928-35 гл. хранитель музея. В 1935 репрессирован. Умер в лагере. |
АНДРЕ́ЕВ Дан. Леон. (1906-59) - писатель. Сын Л. Н. Андреева. Вырос в семье сестры матери и ее мужа, моск. врача Ф. А. Дубова. Окончил Высшие лит. курсы, зарабатывал на жизнь ремеслом художника-оформителя. Ранние стихи не публиковал. Составитель и ред. сб-ка памяти отца "Реквием" (1930). С 1942 - нестроевой рядовой на Ленингр. фронте (см. поэму "Ленинградский апокалипсис"). Первый ром. ("Странники ночи") - о духовных исканиях "моск. мечтателей" в сталинской Москве. С 1947 в заключении по "делу Андреева" (соч. А., письма отца и др. материалы архива были сожжены); через 10 лет освобожден; позднее реабилитирован. В тюрьме написаны: прозаич. сб. "Роза мира", стихотворный - "Русские Боги" и драма "Железная мистерия". Для А. все происходящее на земле есть результат борьбы светлых надземных и темных подземных сил; у каждого народа есть свой Водитель, у каждого гос-ва - свой хищный демон, между демоном и Водителем идет извечная борьба Зла и Добра, в к-рой они попеременно одерживают победы. Для А. повседневно-земное - проекция мистериального, вечного в истории, становящийся и разрешающийся миф. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНДРЕ́ЕВ Ник. Анд. (1873-1932) - скульптор, график, художник т-ра, зас-луж. деятель иск-в РСФСР (1931), учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-1901) у С. М. Волнухина, испытывал влияние П. П. Трубецкого. Автор многочисл. скульптурных и графич. портретов деятелей культуры, революц. движения (Л. Н. Толстого, 1905; М. П. Чехова, 1921; Г. В. Чичерина, 1921-22, и др.), монументальных памятников (Памятник Советской Конституции, 1919; А. И. Герцену, Н. П. Огареву - оба в 1922; А. Н. Островскому, 1918-22, и др.). Подчеркивает красоту и благородство портретируемых, создает остро индивидуальные психологич. образы. На развитии образного решения сказалось следование А. в разное время разным пластич. системам (импрессионизм, реализм и др.). Замечательным достижением дореволюц. творч. А. является памятник Н. В. Гоголю (1904-09), отразивший сложность и драматичность судьбы писателя. Особое место в творчестве А. принадлежит работе над образом В. И. Ленина, воссозданного многогранно на основе продолжит. натурной работы ("Ленин", 1920; композиции "Ленин-вождь" и мн. др.). Лениниана А. (1919-32) оказала значит. влияние на последующие портреты и памятники В. И. Ленину других художников, способствовала созданию определенного канона, где точность наблюдений, ясность и лаконизм изобразит. средств были постепенно утеряны. Лит.: Бакушинский А. В. И. А. Андреев. М., 1939; Трифонова Л. П. Николай Андреевич Андреев. Л., 1987. |
АНДРЕ́ЕВ Пав. Зах. (1874-1950) - певец (бас-баритон). Нар. артист СССР (1939). Род. в семье печатника. С 17 лет обучался пению у актрисы Е. Чистяковой, позднее на муз.-драм. курсах Е. Рапгофа. В 1893-94 учился в Моск. синодальном уч-ще; после службы в армии, в 1898, поступил в Петерб. конс. (кл. В. Самуся, позже С. Габеля). Окончив конс. в 1903, дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Г. Рубинштейна) на сцене петерб. Нар. дома. Пел в ряде др. петерб. т-ров. В 1908-48 солист Мариинского т-ра (с 1920 - т-р оперы и балета). Обладал сильным голосом красивого тембра и широкого диапазона, прекрасной вокальной школой. В репертуаре А. - 64 партии (героич., комедийные, характерные), лучшие из них: Грязной ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова), Мизгирь ("Снегурочка", его же), Борис Годунов ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского). В 1919-28 и 1934-50 преподавал в Ленингр. конс. (с 1926 - проф.). Награжден орд. Ленина (1939). Похоронен в Некрополе мастеров иск-в в Пб. Имя А. присвоено классу Ленингр. конс. |
АНДРЕ́ЕВА (урожд. Юрковская, по первому мужу Желябужская) Map. Фед. (1868-1953) - актриса, обществ. деятель. Окончила Моск. конс. (1894), тогда же начала выступать на драматич. сцене. В 1898-1905 в МХТ, сыграла роли Ирины ("Три сестры" Чехова), Вари ("Вишневый сад" Чехова), Наташи ("На дне" Горького), Раутенделейн ("Потонувший колокол" Г. Гауптмана) и др. С 1903 А. жена, близкий друг и секретарь М. Горького, в 1906 вместе с к-рым посетила ряд европ. стран и США. А. С 1904 А. член партии РСДРП. Одна из основательниц БДТ, комиссар т-ров и зрелищ Петрограда. В 1931-48 - дир. Моск. Дома ученых. |
АНДРЕ́ЕВА Вера Леонид. (1911-86) - мемуаристка, дочь Л. Н. Андреева от второго брака. Училась в Сорбонне. До 1925 жила в Берлине, Риме, Париже, с 1925 - в Чехословакии, с 1945 - в России. Автор автобиогр. книг "Дом на Черной речке" и "Эхо прошедшего", в к-рых есть сведения о К. Д. Бальмонте, М. И. Цветаевой, Саше Черном, А. Н. Вертинском и др. |
АНДРЕ́ЕВ-БУРЛА́К Вас. Ник. (наст. фамилия - Андреев) (1843-88) актер. Сын небогатого симбирского помещика, после окончания гимназии учился в Казан. ун-те, служил помощником капитана буксира "Бурлак", капитаном пассажирского парохода на Волге. В юности обнаружил блестящий талант импровизатора и имитатора, выступал на любит. вечерах с юмористич. рассказами собств. соч. (вошли в сб. "На Волге"). Как проф. актер дебютировал в 1868 в Ростове-на-Дону. Играл гл. обр. комедийные роли в непритязат. пьесах, водевилях, опереттах, проявляя наблюдательность, умение метко схваченными деталями создать запоминающийся характер. В кон. 70-х гг. А.-Б. переходит на серьезный репертуар и постепенно приобретает громкую известность. С 1880 в т-ре А. А. Бренко, (руководит им совм. с М. И. Писаревым), после закрытия к-рого в 1882 один сезон служит в т-ре А. Ф. Корша, а потом вместе с Писаревым создает "1-е Товарищество рус. актеров", гастролирующее по городам Поволжья, неск. раз распадающееся и создававшееся вновь. В промежутках А.-Б. гастролировал по мн. городам России; в 1886 выступил в Одессе с публичной лекцией "О драматич. иск.", многие положения к-рой совпадают с идеями К. С. Станиславского, развивая традиции М. С. Щепкина, уделял осн. внимание тщат. психологич. разработке образа, с юмором и сочувствием показывая "маленького человека" (Счастливцев в "Лесе" Островского, Расплюев в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина, Фамусов в "Горе от ума" Грибоедова, Городничий в "Ревизоре" Гоголя, Иудушка в "Господах Головлевых" по Салтыкову-Щедрину и др.). Выступал с чтением произведений Гоголя, Достоевского и др. в т. ч. "Записок сумасшедшего". |
АНДРЕ́ЕВО СТОЯ́НИЕ - бытовое назв. всенощного бдения с чтением "Вел. покаянного канона" св. Андрея Критского, совершаемого в среду на 5-й неделе Вел. поста. Поскольку св. Андрей считался покровителем брачующихся, особо ревностно к этой службе относились девушки, полагая, что за усердные молитвы и поклоны святой поможет обрести хорошего жениха. |
"АНДРЕ́ЕВСКИЕ" ЧЕРВО́НЦЫ - разговорное название одинарных и двойных червонцев, выпущенных в 1749-53 и имевших на реверсе изображение св. Андрея и дату чеканки, иногда с указанием числа и месяца. На аверсе монеты - погрудный портрет имп. Елизаветы Петровны с надписью, содержащей титул императрицы. |
АНДРЕ́ЕВСКИЙ Сер. Арк. (1847-1918) - юрист, поэт, критик. Род. в родовитой дворянской семье. Окончил юрид. ф-тет Харьковского ун-та (1869). Служил следователем, прокурором, адвокатом, его кн. "Защитительных речей" (1891) пользовалась успехом и не раз переиздавалась. Лирика А. элегична, проникнута настроениями горечи, уныния, "нежной, чисто русской меланхолией" (К. Д. Бальмонт). Автор критич. очерков о М. Ю. Лермонтове, Е. А. Баратынском, Ф. М. Достоевском, Н. А. Некрасове ("Лит. чтения", 1891) и посм. изданной автобиогр. "Книги о смерти" (1922). В нач. 20 в. критика А. воспринималась как "предмодернистская". |
АНДРЕ́ЕВСКИЙ ФЛАГ - кормовой флаг кораблей рос. ВМФ с изображением диагонального креста св. Андрея Первозванного. Предположительно учрежден в 1699 Петром I. Полотнище А. ф. первоначально трехполосное (бело-сине-красное), с 1709 - одного из этих цветов или только белое (при имп. Анне Иоанновне и Екатерине II). Крест располагался по диагонали малого прямоугольника в верх. углу флага у древка или по диагонали всего полотнища. С 1865 А. ф. стал флагом всех кораблей рос. ВМФ. В 1819 учрежден кормовой Георгиевский А. ф., присваиваемый кораблю, экипаж к-рого проявил мужество и отвагу (отличие от А. ф. в том, что на перекрестии изображен щиток, на красном фоне к-рого помещена фигура св. Георгия Победоносца). Впервые награжден в 1827 Георгиевским А. ф. линейный корабль "Азов" за героизм в Наваринском сражении. При действиях экипажа корабля на берегу (десантные операции, парады и др.) кормовой А. ф. используется как знамя. А. ф. был восстановлен как флаг рос. ВМФ. Лит.: Семенович Н. Н. История рус. воен.-мор. флота. Л., 1946. |
АНДРИА́НОВ Ник. Еф. (род. 1952) - гимнаст, з. м. с. СССР (1972). Лучший гимнаст мира 70-х годов. Абсолютный олимп. чемпион (1976), олимп. чемпион в вольных упражнениях (1972, 1976), в упражнениях на кольцах и в опорном прыжке (1976), в опорном прыжке и в командном первенстве (1980). Абсолютный чемпион мира 1978, Европы 1975, СССР 1972-1974. Чемпион мира 1974 и 1978 в упражнениях на кольцах, неоднократный чемпион Европы и СССР в 1971-1975 в отд. видах многоборья. Победитель соревнований на Кубок мира 1975-1977. |
АНДРИА́НОВ (Дементьевич) Самуил Конст. (1884-1917) - артист и педагог балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1902 (ученик П. Гердта, Н. Легата). В 1902-17 артист Мариинского т-ра, с 1908 первый танцовщик. Среди его ролей: Вакх ("Времена года"), Юноша ("Ненюфар"), Люсьен ("Пахита"), Гигес ("Царь Кандавл"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Вайю ("Талисман"), Арлекин ("Арлекинада"), Конрад, Дезире, Зигфрид, Солор, Базиль, Жан де Бриен. На рубеже 1910-х гг. А. - танцовщик традиционно-академич. плана, исполняет осн. классич. репертуар труппы. Превосходный партнер, чей танец был легок и элегантен, А., однако, не отличался яркостью и оригинальностью трактовок. Как хореограф он также придерживался традиций; б. всего ему удавалось соч. новых вариаций в старых балетах. В 1916 создал одноактные версии балетов "Сильвия" (комп. Л. Делиб) и "Ненюфар" (Н. Кротков). С 1904 преподавал в Петерб. театр. уч-ще, среди его учеников А. Лопухов, Б. Шавров. |
АНДРО́НИКОВ (Андроникашви́ли) Ираклий Луарсабович (1908-90) - лит-вед, прозаик, мастер устного рассказа. Род. в семье крупного адвоката. Окончил школу в Тбилиси (1925). В 1930 окончил ист.-филол. фак-т Ленингр. ун-та. Печатался с 1929. В 1930 помогал как секретарь Ю. Н. Тынянову. В 1931 секретарь в Госиздате (по рекомендации Е. Л. Шварца) дет. журн. "Еж" и "Чиж". С 1932 в Гос. Публ. б-ке секретарь академического изд. соч. А. С. Пушкина. В нач. 1935 переехал в Москву. К тому времени в лит. кругах обеих столиц известен как блистат. рассказчик об интересных и знаменитых людях; сюжеты мн. из них, исполняемых для публики, брались из собств. лит.-ведч. изысканий. (Загадка Н. Ф. И. // Пионер, 1938, № 2; в 1959 экранизирован с участием А.). Науч. иссл. А. в осн. посв. М. Ю. Лермонтову (Жизнь Лермонтова, М., 1939; Лермонтов. Новые разыскания, М., 1948; Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы. Пенза, 1952; Лермонтов в Грузии в 1837 году, М., 1955). В период Вел. Отеч. войны работал в армейской газ. Калининского фронта "Вперед на врага", продолжая выступать с рассказами. Среди сб-ков 50-60-х гг. ("Рассказы литературоведа", "Я хочу вам рассказать", "А теперь об этом", "К музыке" и др.) стали событиями культуры: "Тагильская находка" (1956) с новыми мат-лами о дуэли и смерти А. С. Пушкина, "Личная собственность" (1960) об истории одной лит. коллекции. В 1954 пришел на ТВ, открыв новый жанр - телекинорассказ ("Невский проспект", созд. по давней идее Ю. Н. Тынянова, "Восп. о Большом зале" и др.). Автор статей: "Меня приглашают на телевидение", "Телевизионное слово", "Слово написанное и слово сказанное" и др. Герои "устных" и "письменных" рассказов А. - Ш. Руставели, Н. Гоголь, Л. Толстой, Н. Заболоцкий, Ю. Тынянов, Ф. Шаляпин, В. Качалов, А. Горький, А. Н. Толстой, К. Чуковский, С. Маршак, Т. Табидзе, С. Чиковани, Г. Леонидзе, В. Яхонтов, Р. Гамзатов, в каждом из к-рых А. сумел найти свой "стиль", определить характерные черты личности и мастерства. |
АНДРО́НОВ Ник. Ив. (р. 1929) - живописец (станковист и монументалист), засл. худож. РСФСР (1978); учился в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры (1948-52), МХИ (1952-54); автор сюжетных картин, портретов, пейзажей. Произв. кон. 50 - нач. 60-х гг. свойственны масштабность, лаконизм худож. форм, передача повседеневной героики трудовой жизни. А. - один из художников "сурового стиля". В нач. 60-х гг. подвергся критике со стороны рук-ва АХ СССР за ряд работ (в т. ч. "Плотогоны", 1961). Серии портретов и особенно автопортретов А. присущи острота характеристик, нередко ирония. Монумент. произв. А. выполнены преим. в мозаике: "Человек и печать", здание газ. "Известия", (Москва), и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНЖУ́ Петр Фед. (1796-1869) - исследователь Арктики, адмирал (1866). Окончил Мор. корпус (1814). В 1820-24 руководил полярной эксп. по изучению сев. побережья Сибири. Описал берега и о-ва между р. Оленек и Индигирка, на основе астрономич. наблюдений составил карту Новосибир. о-вов. Определил сев. берег о. Котельный и открыл о. Фигурина (назв. в честь одного из спутников А.). В 1825-26 участвовал в описании сев. и вост. побережий Касп. м. и зап. побережья Аральского м. Результаты эксп. изложены в "Записках Гидрографич. департамента" (ч. 7). В 1827 участвовал в Наваринском сражении на корабле "Гангут", ранен в голову, но оставался в строю до конца сражения. Награжден орд. Св. Георгия 7-й степени и греч. - Спасителя Золотого креста. С 1844 - контр-адм., капитан над Кронштадтским портом. С 1849 чл. Мор. учен. к-та, с 1855 дир. Департамента корабельных лесов. С 1860 чл. Сов. Мин-ва гос. имуществ. В честь А. названа одна из групп Новосиб. о-вов, мыс и п-ов в Японском м., мыс в м. Лаптевых. |
АНИ́КА-ВО́ИН - персонаж духовного стиха. Согласно сюжету, А., великий воин, одержавший за долгую жизнь (в разл. вариантах ему от 220 до 390 лет) множество побед и совершивший немало нечестивых поступков, намеревался разорить Иерусалим (по др. версиям - готов повернуть землю на небо, а небо на землю). По пути он встретил "Чудо страшное". Узнав, что это - Смерть, грозил поразить ее своей палицей, затем упрашивал ее дать ему еще пожить, обещая богатства, и т. п. Однако Смерть расправилась с А.-В. ("Косой ноги ему подкосила, // Пилой она ему руки подпилила"). Господь отправляет душу А.-В. "в муку вечную". Сюжет об А.-В. в сокращенной форме отразился в лубке. Известны также местные предания об А.-В. В сюжете духовного стиха сказалось влияние ср.-век. греч. эпоса о Дигенисе Акрите (др. имя - Аникита, т. е. непобедимый), книжной пов. "Прения Живота со Смертью", известной в Др. Руси, а также рус. богатырского эпоса (былины о Добрыне, о Святогоре-Самсоне). |
АНИ́СИМОВА Нина Ал-др. (1909-79) - артистка балета, балетмейстер. Окончила Ленингр. театр. уч-ще в 1926 (кл. А. Вагановой). В 1926-27 усовершенствовалась в характерном танце у А. Монахова и танцевала в Малом оп. т-ре. В 1927-58 в ГАТОБ (т-ре им. Кирова) первая исполнительница партий: Тереза ("Пламя Парижа"), Настя ("Партизанские дни"), Айша ("Гаянэ"), ведущая исполнительница характерных танцев. В 1942 в т-ре им. Кирова пост. балет "Гаянэ", затем среди др. пост. - "Журавлиную песню" (комп. Л. Степанов и З. Исмагилов, Уфа, 1944), в ленингр. Малом т-ре: "Чудесная фата" (С. Заранек, 1949), "Коппелия" (Л. Делиб, 1949), "Шехерезада" (на муз. Н. Римского-Корсакова, 1950), "Ивушка" (О. Евлахов, 1957), а также "Легенда об озере" (П. Владигеров, София, 1963) и др. В 1963-74 преподавала на балетмейстер. отделении Ленингр. конс. Танцу А. был присущ огромный темперамент и экспрессия. |
АНИ́ЧКОВ ДВОРЕ́Ц - дворец в СПб., у одноим. моста (см. Аничков мост), от к-рого получил свое название. Построен в 1741-50 (арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, завершен арх. В. В. Растрелли для фаворита Елизаветы Петровны гр. А. Г. Разумовского. При Екатерине II принадлежал ее фавориту и гос. деятелю светлейшему кн. Г. Г. Потемкину, для к-рого в 1778-79 перестроен арх. И. Е. Старовым. С 1808, когда имп. Александр I подарил дворец на свадьбу своей любимой сестре Екатерине Павловне, дворец стал собственностью имп. фамилии, в 1808-10 интерьеры перестроены придворным арх. Л. |
А́НИЧКОВ Дм. Серг. (1733-88) - писатель, философ, представитель рус. Просвещения. Сын подьячего. Учился в Троицкой духовной семинарии, с 1755 - в Моск. ун-те. Лит. деятельность начал переводами с латыни в 1761. В 1762 - магистр, преподавал в ун-те и ун-тетских г-зиях геометрию, тригонометрию и алгебру. Составил ряд учебников по математике. В 1765 занял каф. философии и логики, в 1771 - экстраординарный, в 1777 - ординарный профессор, с 1777 инспектор ун-тетских г-зий. Высокой репутацией пользовались речи А., с к-рыми он часто выступал на торжеств. ун-тетских актах и к-рые посвящались широкому кругу логико-гносеологических проблем. В дисс. на звание профессора "Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания" (1769) А. ставит вопрос о естеств. генезисе религии. В переделанном (в связи с упреками в атеизме) виде, дисс. опубл. тогда же под названием "Философическое рассуждение о начале и происшествии богопочитания у разных, а особливо невежеств., народов" и вызвала доношение в Синод архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), требовавшее отставить А. от преподавания в ун-те, что, однако, не было осуществлено. В кон. 70 - нач. 80-х гг. создает соч. в духе идеологии правосл. церкви ("О невещественности души человеческой и из оного происходящего ее бессмертия", 1777, и др.). С этого же времени чл. масонской ложи. Значит. часть творч. наследия, как и вся б-ка А., сгорела во время пожара в его доме в 80-х гг. |
АНИ́ЧКОВ МОСТ, через р. Фонтанка на Невском просп. в СПб. Первый дерев. мост постр. на этом месте в 1785 под рук. подполк. (по др. данным - майора) М. О. Аничкова (отсюда назв.), в 1721 заменен дерев. подъемным мостом (мастер Х. вал Болес). В 1780-х гг. перестроен в камне по типовому проекту. Реконструирован в 1840-42 инж.-майором И. Ф. Буттацем под рук. ген.-лейтенанта А. Д. Готмана, был одним из красивейших мостов того времени. В 30-40-х гг. по углам были поставлены две пары бронзовых скульпт. групп "Укрощение коня", созданных П. К. Клодтом. В 1842 одна пара подарена прус. королю Фридриху-Вильгельму IV; ответным даром стала решетка А. М. по рис. прус. арх. К. Шинкеля, повторяющая решетку одного из мостов в Потсдаме. Для моста отлита новая пара, к-рая в 1846 была подарена неаполитанскому королю и поставлена в саду у т-ра Сан-Карло. Эти скульптуры обрели мировую славу, их отливали неск. раз (др. экземпляры помещены в саду дворца "Бельведер" в Петергофе в усадьбе кн. А. Ф. Орлова в Стрельне). Клодт изваял в 1849-52 новую пару, установленную на А. М. По А. М. нах. соседний Аничков дворец (см.). Лит.: Васильев В. Аничков мост, Л., 1973. |
А́ННА КАРЕ́НИНА - героиня одноим. ром. Л. Н. Толстого, "знаковая" фигура - символ рус. женщины со свойств. ей нравств. максимализмом (по внутр. потенциалу - аналог пушкинской Татьяны, однако уступившей "соблазну" "незаконной страсти" и поэтому наказавшей себя самоубийством: "Мне отмщение, и Аз воздам", согласно ключевому эпиграфу ром., взятому писателем из Евангелия от Матфея). |
А́ННА ПА́ВЛОВНА (1795-1865) - вел. кн., дочь имп. Павла I и имп-цы Марии Федоровны, королева Нидерландов. В 1809 ее руки просил Наполеон. С 1816 жена принца Оранского, с 1840 короля Нидерландов Вильгельма II. Подобно матери, занималась благотворительностью, учреждала учебные и воспитат. заведения для бедных детей, основав ок. 50 приютов, а также госпиталь и инвалидный дом. Ее потомки и ныне царствуют в Нидерландах. |
А́ННА ПЕТРО́ВНА (1708-28) - цесаревна, дочь Петра I и Екатерины I, с 1721 невеста и с 1725 супруга герцога Гольштейн-Готторпского Фридриха-Карла, мать имп. Петра III, рождение к-рого стоило ей жизни. Покинула Россию с мужем в 1727. Была умна, красива, образованна, владела 4 языками, покровительствовала племянику (будущему Петру II); есть предание, что Петр I намеревался передать ей имп. престол. |
А́ННЕНКОВ Юр. Пав. (1889-1974) - график и живописец, худ. т-ра, кино и реж.-постановщик, писатель. Учился в Моск. ун-те, в худ. школе бар. Штиглица, в школе худ. С. М. Зейденберга (1908), в студии Я. Ф. Ционглинского (1909-10), у Ф. Валлотона в Париже (1911-12). Испытал влияние кубизма и импрессионизма. В графике и живописи создал галерею выразит. портретов творч. интеллигенции, рус. и иностр. полит. деятелей. ("Анна Ахматова", 1921; "Лев Троцкий", 1923 и др.). Иллюстрировал ж. "Театр и иск-во" (1913-16), "Отечество" (1914), "Сатирикон" (1913-16), оформил на родине и за рубежом большое кол-во книг, в т. ч. первым иллюстрировал поэму "Двенадцать" А. А. Блока (1918). Графич. язык А. характеризуют точность рисунка, внимание к деталям, контрастное сопоставление разных планов и масштабов изображения и др. С 1924 жил за границей. В 1918 А. опубл. отд. изданием стихотв. "1/4 девятого" (в собств. оформлении). Печатался в журн. рус. эмиграции "Совр. записки", автор сюрреалистич. "Повести о пустяках" (1934), повестей и рассказов "Тяжести", "Рваная эпопея", "Побег от истории", "Любовь Сеньки Пупсика", "Домик на 5-й Рождественской" и др. Широкую известность приобрел цикл восп. "Дневник моих встреч" (2 т., 1966). Как и графич., лит. портреты А. ироничны и эксцентричны; каждый из них, по определению А., экстракт определ. лица и одновременно - "биография человека эпохи". Соч.: Юрий Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М., 1991. Лит.: Ю. Анненков. Портреты: Альбом / Текст Е. Замятина. Пб., 1922. |