Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 9, "АНД"-"АНН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АНД"-"АНН")

Андреев Бор. Фед

АНДРЕ́ЕВ Бор. Фед. (1915-82) - актер кино. Первая роль - Назар Дума в комедии И. Пырьева "Трактористы" (1939). Затем - донецкий шахтер Харитон Балун в ф. Л. Лукова "Большая жизнь" (1-я сер. - 1939, 2-я сер. - 1946, вып. - 1958). Сразу приобретя популярность. А. и в дальнейшем варьировал на экране тип рус. богатыря, человека из народа, покоряющего простодушием и юмором. Снимался в "Боевых киносборниках". В ф. И. Савченко "Богдан Хмельницкий" (1941) сыграл роли Довбни и боярина Пушкина. Одна из лучших его ролей - "Саша с Уралмаша" в ф. Лукова "Два бойца" (1943). В ф. И. Хейфица "Малахов курган" (1944) - майор Жуковский. В комедии И. Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947) сыграл шофера Якова Бурмака, в ф. "Кубанские казаки" - Федю Грушу. В ф.-эпопее М. Чиаурели "Падение Берлина" (1949) - роль "сквозного" героя, потомств. сталевара и солдата Алексея Иванова.

К сер. 50-х гг. в кинорепертуаре А. появляются роли возрастные, характерные и психологические: матрос из ф. "Максимка" (по "Морским рассказам" К. Станюковича, реж. В. Браун, 1952), Илья Журбин (по ром. В. Кочетова, реж. Хейфиц, 1954), Илья Муромец в ф. "Илья Муромец" (по рус. былинам, реж. А. Птушко, 1956), Лазарь Баукин в ф. "Жестокость" (по повести П. Нилина, реж. В. Скуйбин, 1959), боцман Росомаха в ф. "Путь к причалу" (по В. Вишневскому, реж. Г. Данелия, 1962). Снимался в ф. Ю. Солнцевой по сценарию А. Довженко "Поэма о море" (1958), "Пов. пламенных лет" (1961), "Зачарованная весна" (1964). Одна из наиб. значит. работ А. - Вожак в ф. "Оптимистич. трагедия" (реж. С. Самсонов, 1963). Среди др. ролей - Джон Сильвер ("Остров сокровищ" по Р. Стивенсону, реж. Е. Фридман, 1971) и др.

Лит.: Иванова Т. Борис Андреев. М., 1966; Ханютин Ю. Борис Андреев // Актеры сов. кино. М., 1969. Вып. 5 (с фильмогр.); Б. Андреев / Сост. Б. Б. Андреев. М., 1991.

Андреев Вад. Леонид

АНДРЕ́ЕВ Вад. Леонид. (1902/03-1976) - писатель. Старший сын Л. Н. Андреева. По окончании г-зии (1919) мобилизован в армию Врангеля (1920). Скитался по странам Европы и Азии, с 1922 - в Берлине, где вошел в лит. группы "Четыре плюс один" (Г. Венус, А. Присманова, С. Либерман, В. Сосницкий); печатал стихи в газ. "Дни". С 1924 - во Франции, участник движения Сопротивления, член группы "Кочевье", был близок к группе "Перекресток" (поэты-неоклассики во гл. с В. Ф. Ходасевичем). Автор автобиогр. повестей "Детство", "История одного путешествия" и "Возвращение в жизнь", пов. "Дикое поле" и поэтич. сб. "Свинцовый час" (1924), "Недруг бытия" (1928), "Восстание звезд" (1932), "Второе дыхание" (1950). В 1946 принял сов. гражданство, служил в секретариате ООН.

Андреев Вас. Вас.

АНДРЕ́ЕВ Вас. Вас. (1861-1918) - музыкант, виртуоз игры на балалайке. Создатель и рук. первого оркестра рус. нар. инструментов (с 1887 - "Кружок любителей игры на балалайке", с 1896 - "Великорус. оркестр"). Усовершенствовал нар. балалайку, совм. с инструмент. мастерами В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским разработал ее сольные и оркестровые разновидности. Много концертировал в России и за границей. Автор оригин. соч. для созд. им оркестра (мазурки, полонезы, марши, вальсы и др.), а также обработок популярных рус. нар. песен; составитель "Школы для балалайки" (1894).

Соч.: К вопросу о рус. нар. музыке. СПб, 1899; Справочник, или Краткое руководство для оборудования великорус. оркестра. Пб., 1916.

Лит.: Соколов Ф. В. В. В. Андреев и его оркестр. Л., 1962.

Андреев Вас. Мих.

АНДРЕ́ЕВ Вас. Мих. (1889-1941(?)) - писатель. С ранних лет принимал участие в рев. движении, был в ссылке в Туруханском крае. По нек-рым сведениям, помогал устроить побег И. В. Сталину. Печатался с 1916, после Окт. рев-ции стал проф. литератором. Автор сб-ков повестей и рассказов "Канун" (1924), "Расколдованный круг" (1926), "Славнов двор" (1927), "Преступления Аквилонова" (1927), "Гармонист Суворов" (1928), повести о революционере И. Дубровинском "Товарищ Иннокентий" (1934) и др., пьесы "Фокстрот" (1926). Знач. место в прозе А. занимают картины жизни Петрограда-Ленинграда, жестких и жестоких нравов окраины, ночлежных домов, трактиров, трущоб. Среди действ. лиц пов. и рассказов - уличные мальчишки, мастеровые, уголовники, люди городского "дна". В 1940 послал Сталину рукопись повести "о пребывании И. В. Сталина в Туруханском крае и о событиях, связанных с орг-цией его побега из ссылки в 1911 г.". Получил телеграфный ответ: "Уважаемый В. М.! Этим хвастаться не надо. Рукопись оставляю. Сталин". В дек. 1941 исчез в блокадном Ленинграде. По нек-рым свидетельствам, арестован на улице.

Андреев Вас. Як

АНДРЕ́ЕВ Вас. Як. (1874-1942) - один из основателей первого в мире музея цирк. и эстрадного иск-ва (1928). Преподавал сценич. фехтование в Театр. ин-те. мн. годы собирал мат-лы по цирк. и эстрадному иск-ву. В 1928 совм. с Е. Кузнецовым и Е. Гершуни создал при Ленингр. цирке музей цирка и эстрады, в осн. фондов к-рого частная коллекция А. В 1928-35 гл. хранитель музея. В 1935 репрессирован. Умер в лагере.

Андреев Дан. Леон

АНДРЕ́ЕВ Дан. Леон. (1906-59) - писатель. Сын Л. Н. Андреева. Вырос в семье сестры матери и ее мужа, моск. врача Ф. А. Дубова. Окончил Высшие лит. курсы, зарабатывал на жизнь ремеслом художника-оформителя. Ранние стихи не публиковал. Составитель и ред. сб-ка памяти отца "Реквием" (1930). С 1942 - нестроевой рядовой на Ленингр. фронте (см. поэму "Ленинградский апокалипсис"). Первый ром. ("Странники ночи") - о духовных исканиях "моск. мечтателей" в сталинской Москве. С 1947 в заключении по "делу Андреева" (соч. А., письма отца и др. материалы архива были сожжены); через 10 лет освобожден; позднее реабилитирован. В тюрьме написаны: прозаич. сб. "Роза мира", стихотворный - "Русские Боги" и драма "Железная мистерия". Для А. все происходящее на земле есть результат борьбы светлых надземных и темных подземных сил; у каждого народа есть свой Водитель, у каждого гос-ва - свой хищный демон, между демоном и Водителем идет извечная борьба Зла и Добра, в к-рой они попеременно одерживают победы. Для А. повседневно-земное - проекция мистериального, вечного в истории, становящийся и разрешающийся миф.

Андреев Леон. Ник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андреев Ник. Анд

АНДРЕ́ЕВ Ник. Анд. (1873-1932) - скульптор, график, художник т-ра, зас-луж. деятель иск-в РСФСР (1931), учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-1901) у С. М. Волнухина, испытывал влияние П. П. Трубецкого. Автор многочисл. скульптурных и графич. портретов деятелей культуры, революц. движения (Л. Н. Толстого, 1905; М. П. Чехова, 1921; Г. В. Чичерина, 1921-22, и др.), монументальных памятников (Памятник Советской Конституции, 1919; А. И. Герцену, Н. П. Огареву - оба в 1922; А. Н. Островскому, 1918-22, и др.). Подчеркивает красоту и благородство портретируемых, создает остро индивидуальные психологич. образы. На развитии образного решения сказалось следование А. в разное время разным пластич. системам (импрессионизм, реализм и др.). Замечательным достижением дореволюц. творч. А. является памятник Н. В. Гоголю (1904-09), отразивший сложность и драматичность судьбы писателя. Особое место в творчестве А. принадлежит работе над образом В. И. Ленина, воссозданного многогранно на основе продолжит. натурной работы ("Ленин", 1920; композиции "Ленин-вождь" и мн. др.). Лениниана А. (1919-32) оказала значит. влияние на последующие портреты и памятники В. И. Ленину других художников, способствовала созданию определенного канона, где точность наблюдений, ясность и лаконизм изобразит. средств были постепенно утеряны.

Лит.: Бакушинский А. В. И. А. Андреев. М., 1939; Трифонова Л. П. Николай Андреевич Андреев. Л., 1987.

Андреев Пав. Зах.

АНДРЕ́ЕВ Пав. Зах. (1874-1950) - певец (бас-баритон). Нар. артист СССР (1939). Род. в семье печатника. С 17 лет обучался пению у актрисы Е. Чистяковой, позднее на муз.-драм. курсах Е. Рапгофа. В 1893-94 учился в Моск. синодальном уч-ще; после службы в армии, в 1898, поступил в Петерб. конс. (кл. В. Самуся, позже С. Габеля). Окончив конс. в 1903, дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Г. Рубинштейна) на сцене петерб. Нар. дома. Пел в ряде др. петерб. т-ров. В 1908-48 солист Мариинского т-ра (с 1920 - т-р оперы и балета). Обладал сильным голосом красивого тембра и широкого диапазона, прекрасной вокальной школой. В репертуаре А. - 64 партии (героич., комедийные, характерные), лучшие из них: Грязной ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова), Мизгирь ("Снегурочка", его же), Борис Годунов ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского). В 1919-28 и 1934-50 преподавал в Ленингр. конс. (с 1926 - проф.). Награжден орд. Ленина (1939). Похоронен в Некрополе мастеров иск-в в Пб. Имя А. присвоено классу Ленингр. конс.

Андреева Map. Фед

АНДРЕ́ЕВА (урожд. Юрковская, по первому мужу Желябужская) Map. Фед. (1868-1953) - актриса, обществ. деятель. Окончила Моск. конс. (1894), тогда же начала выступать на драматич. сцене. В 1898-1905 в МХТ, сыграла роли Ирины ("Три сестры" Чехова), Вари ("Вишневый сад" Чехова), Наташи ("На дне" Горького), Раутенделейн ("Потонувший колокол" Г. Гауптмана) и др. С 1903 А. жена, близкий друг и секретарь М. Горького, в 1906 вместе с к-рым посетила ряд европ. стран и США. А. С 1904 А. член партии РСДРП. Одна из основательниц БДТ, комиссар т-ров и зрелищ Петрограда. В 1931-48 - дир. Моск. Дома ученых.

Андреева Вера Леонид

АНДРЕ́ЕВА Вера Леонид. (1911-86) - мемуаристка, дочь Л. Н. Андреева от второго брака. Училась в Сорбонне. До 1925 жила в Берлине, Риме, Париже, с 1925 - в Чехословакии, с 1945 - в России. Автор автобиогр. книг "Дом на Черной речке" и "Эхо прошедшего", в к-рых есть сведения о К. Д. Бальмонте, М. И. Цветаевой, Саше Черном, А. Н. Вертинском и др.

Андреев-Бурлак Вас. Ник

АНДРЕ́ЕВ-БУРЛА́К Вас. Ник. (наст. фамилия - Андреев) (1843-88) актер. Сын небогатого симбирского помещика, после окончания гимназии учился в Казан. ун-те, служил помощником капитана буксира "Бурлак", капитаном пассажирского парохода на Волге. В юности обнаружил блестящий талант импровизатора и имитатора, выступал на любит. вечерах с юмористич. рассказами собств. соч. (вошли в сб. "На Волге"). Как проф. актер дебютировал в 1868 в Ростове-на-Дону. Играл гл. обр. комедийные роли в непритязат. пьесах, водевилях, опереттах, проявляя наблюдательность, умение метко схваченными деталями создать запоминающийся характер. В кон. 70-х гг. А.-Б. переходит на серьезный репертуар и постепенно приобретает громкую известность. С 1880 в т-ре А. А. Бренко, (руководит им совм. с М. И. Писаревым), после закрытия к-рого в 1882 один сезон служит в т-ре А. Ф. Корша, а потом вместе с Писаревым создает "1-е Товарищество рус. актеров", гастролирующее по городам Поволжья, неск. раз распадающееся и создававшееся вновь. В промежутках А.-Б. гастролировал по мн. городам России; в 1886 выступил в Одессе с публичной лекцией "О драматич. иск.", многие положения к-рой совпадают с идеями К. С. Станиславского, развивая традиции М. С. Щепкина, уделял осн. внимание тщат. психологич. разработке образа, с юмором и сочувствием показывая "маленького человека" (Счастливцев в "Лесе" Островского, Расплюев в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина, Фамусов в "Горе от ума" Грибоедова, Городничий в "Ревизоре" Гоголя, Иудушка в "Господах Головлевых" по Салтыкову-Щедрину и др.). Выступал с чтением произведений Гоголя, Достоевского и др. в т. ч. "Записок сумасшедшего".

Андреево стояние

АНДРЕ́ЕВО СТОЯ́НИЕ - бытовое назв. всенощного бдения с чтением "Вел. покаянного канона" св. Андрея Критского, совершаемого в среду на 5-й неделе Вел. поста. Поскольку св. Андрей считался покровителем брачующихся, особо ревностно к этой службе относились девушки, полагая, что за усердные молитвы и поклоны святой поможет обрести хорошего жениха.

"Андреевские" червонцы

"АНДРЕ́ЕВСКИЕ" ЧЕРВО́НЦЫ - разговорное название одинарных и двойных червонцев, выпущенных в 1749-53 и имевших на реверсе изображение св. Андрея и дату чеканки, иногда с указанием числа и месяца. На аверсе монеты - погрудный портрет имп. Елизаветы Петровны с надписью, содержащей титул императрицы.

Андреевский Сер. Арк

АНДРЕ́ЕВСКИЙ Сер. Арк. (1847-1918) - юрист, поэт, критик. Род. в родовитой дворянской семье. Окончил юрид. ф-тет Харьковского ун-та (1869). Служил следователем, прокурором, адвокатом, его кн. "Защитительных речей" (1891) пользовалась успехом и не раз переиздавалась. Лирика А. элегична, проникнута настроениями горечи, уныния, "нежной, чисто русской меланхолией" (К. Д. Бальмонт). Автор критич. очерков о М. Ю. Лермонтове, Е. А. Баратынском, Ф. М. Достоевском, Н. А. Некрасове ("Лит. чтения", 1891) и посм. изданной автобиогр. "Книги о смерти" (1922). В нач. 20 в. критика А. воспринималась как "предмодернистская".

Андреевский флаг

АНДРЕ́ЕВСКИЙ ФЛАГ - кормовой флаг кораблей рос. ВМФ с изображением диагонального креста св. Андрея Первозванного. Предположительно учрежден в 1699 Петром I. Полотнище А. ф. первоначально трехполосное (бело-сине-красное), с 1709 - одного из этих цветов или только белое (при имп. Анне Иоанновне и Екатерине II). Крест располагался по диагонали малого прямоугольника в верх. углу флага у древка или по диагонали всего полотнища. С 1865 А. ф. стал флагом всех кораблей рос. ВМФ. В 1819 учрежден кормовой Георгиевский А. ф., присваиваемый кораблю, экипаж к-рого проявил мужество и отвагу (отличие от А. ф. в том, что на перекрестии изображен щиток, на красном фоне к-рого помещена фигура св. Георгия Победоносца). Впервые награжден в 1827 Георгиевским А. ф. линейный корабль "Азов" за героизм в Наваринском сражении. При действиях экипажа корабля на берегу (десантные операции, парады и др.) кормовой А. ф. используется как знамя. А. ф. был восстановлен как флаг рос. ВМФ.

Лит.: Семенович Н. Н. История рус. воен.-мор. флота. Л., 1946.

Андрей Юрьевич Боголюбский

АНДРЕ́Й Ю́РЬЕВИЧ БОГОЛЮ́БСКИЙ (ок. 1111-74) - вел. кн. Владимиро-Суздальский в 1157-74, почитается Рус. Православной Церковью, как св. благоверный князь с 1702. Сын вел. кн. Юрия Владимировича (Долгорукого). Приобрел военный опыт в сражениях против венгров под Луцком (1150), против кн. Изяслава Мстиславича под Киевом (1151) и при осаде Чернигова (1152).

При переезде из Вышгорода в Суздаль в 1155 вез с собой чудотворную икону Богоматери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. На одной из остановок на берегу Клязьмы близ Владимира (своего стольного града) князю во сне было явление Богородицы под шатром с хартией в руке своей. В этом месте он основал церковь и княжеский замок Боголюбово; (в память явления 18 июня отмечается праздник иконы Боголюбской Божией Матери). В 1157 стал вел. кн. Владимирским, Ростовским и Суздальским. В 1164 совершил успешный поход против болгар в низовья Волги. В 1169 совершил поход на Киев и посадил там княжить младшего брата Глеба.

Будучи сторонником усиления центр. власти, вызывал недовольство нек-рых крупных бояр, усиленное старой обидой рода боярина Кучки (несмотря на женитьбу кн. А. Ю. Б. на дочери Кучки Иулите). Заговор против кн. составили брат казненного боярина Степана Кучки и др. родственники, жена князя Иулита, дворцовый ключник осетин Анбал, слуга Ефрем Мозевич. В ночь на 29 июня 1174 кн. А. Ю. Б. был убит заговорщиками. Память св. благоверного кн. А. Ю. Б. отмечается 4/17 июля.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский

Андреянова Ел. Ив

АНДРЕЯ́НОВА Ел. Ив. (1819-57) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1837. В 1837-54 - артистка Петерб. Большого т-ра. Среди ее ролей: Наяда ("Наяда и рыбак"), Черная фея ("Питомица фей"), Берта ("Своенравная жена"), Пери, Гитана, Пахита, Катарина, Жизель, Станилла. Исполняла в операх пантомимные партии: Елена ("Роберт-дьявол"), Фенелла ("Немая из Портичи"), а также характерные танцы и пляски. С тем же репертуаром выступала в моск. Большом т-ре (1843-45, 1848-49) и в рус. провинции (1852-55). Начав свою карьеру на сцене с М. Тальони, после ее отъезда из Пб. освоила осн. романтич. репертуар, первой в России станцевала Жизель. Однако мн. современники А., отдавая должное ее мимич. мастерству, силе и живости танца, критически относились к творчеству А. Одна из первых отечеств. балерин, с успехом выступала в Париже (1845), а также в Лондоне и Милане.

Е. И. Андреянова

Е. И. Андреянова

Андрианов Ник. Еф.

АНДРИА́НОВ Ник. Еф. (род. 1952) - гимнаст, з. м. с. СССР (1972). Лучший гимнаст мира 70-х годов. Абсолютный олимп. чемпион (1976), олимп. чемпион в вольных упражнениях (1972, 1976), в упражнениях на кольцах и в опорном прыжке (1976), в опорном прыжке и в командном первенстве (1980). Абсолютный чемпион мира 1978, Европы 1975, СССР 1972-1974. Чемпион мира 1974 и 1978 в упражнениях на кольцах, неоднократный чемпион Европы и СССР в 1971-1975 в отд. видах многоборья. Победитель соревнований на Кубок мира 1975-1977.

Андрианов Самуил Конст.

АНДРИА́НОВ (Дементьевич) Самуил Конст. (1884-1917) - артист и педагог балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1902 (ученик П. Гердта, Н. Легата). В 1902-17 артист Мариинского т-ра, с 1908 первый танцовщик. Среди его ролей: Вакх ("Времена года"), Юноша ("Ненюфар"), Люсьен ("Пахита"), Гигес ("Царь Кандавл"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Вайю ("Талисман"), Арлекин ("Арлекинада"), Конрад, Дезире, Зигфрид, Солор, Базиль, Жан де Бриен. На рубеже 1910-х гг. А. - танцовщик традиционно-академич. плана, исполняет осн. классич. репертуар труппы. Превосходный партнер, чей танец был легок и элегантен, А., однако, не отличался яркостью и оригинальностью трактовок. Как хореограф он также придерживался традиций; б. всего ему удавалось соч. новых вариаций в старых балетах. В 1916 создал одноактные версии балетов "Сильвия" (комп. Л. Делиб) и "Ненюфар" (Н. Кротков). С 1904 преподавал в Петерб. театр. уч-ще, среди его учеников А. Лопухов, Б. Шавров.

Андровская Ольга Ник

АНДРО́ВСКАЯ Ольга Ник. (наст. фам. - Шульц) (1898-1975) - актриса. В 1918 оставила Высшие юридич. курсы, где училась по настоянию отца, видного моск. адвоката, и вступила в труппу Т-ра Корша, работала там под рук-вом Н. М. Радина. Не получая удовлетворения от легковесных комедий, А. в 1919 поступает во 2-ю студию МХАТ, где ее соучениками и партнерами были Еланская, Хмелев, Баталов и др. Первая значит. роль А. - Исабель ("Дама-невидимка" П. Кальдерона). К. С. Станиславский ценил в А. не только яркое дарование, но и редкостное трудолюбие, стремление к преодолению штампов амплуа. Большим достижением А., отличающейся совершенным технич. мастерством, лукавым юмором и грацией, стала роль Сюзанны ("Женитьба Фигаро"), А. создала также ряд запоминающихся образов в классич. пьесах (в т. ч. неожиданно, по-новому сыграла Лизу в "Горе от ума" и Варвару в "Грозе"). Нац. бытовая характерность сочеталась в исполнении А. с легкостью и изяществом сценич. рисунка. Среди лучших ролей - эксцентричная леди Тиэл ("Школа злословия" Р. Б. Шеридана), Панова ("Любовь Яровая"), Смельская ("Таланты и поклонники"), Мария Львовна ("Беспокойная старость" Л. Н. Рахманова). Последняя роль А. - пани Конти ("Соло для часов с боем" О. Заградника), несущая в себе, несмотря на превратности судьбы, мир заразит. веселья, ощущение гармонии бытия. Снималась в кино (помещица Смирнова в к/ф "Медведь" и др.). Др. роли: Рокси ("Реклама" Уоткинс), Варя ("Бронепоезд 14-69"), миссис Чивли ("Идеальный муж" О. Уайльда), Маша ("Три сестры"), Раневская ("Вишневый сад") и др.

О. Н. Андровская и М. М. Яншин в спектакле "Школа злословия"

О. Н. Андровская и М. М. Яншин в спектакле

Андроников Ираклий Луарсабович

АНДРО́НИКОВ (Андроникашви́ли) Ираклий Луарсабович (1908-90) - лит-вед, прозаик, мастер устного рассказа. Род. в семье крупного адвоката. Окончил школу в Тбилиси (1925). В 1930 окончил ист.-филол. фак-т Ленингр. ун-та. Печатался с 1929. В 1930 помогал как секретарь Ю. Н. Тынянову. В 1931 секретарь в Госиздате (по рекомендации Е. Л. Шварца) дет. журн. "Еж" и "Чиж". С 1932 в Гос. Публ. б-ке секретарь академического изд. соч. А. С. Пушкина. В нач. 1935 переехал в Москву. К тому времени в лит. кругах обеих столиц известен как блистат. рассказчик об интересных и знаменитых людях; сюжеты мн. из них, исполняемых для публики, брались из собств. лит.-ведч. изысканий. (Загадка Н. Ф. И. // Пионер, 1938, № 2; в 1959 экранизирован с участием А.). Науч. иссл. А. в осн. посв. М. Ю. Лермонтову (Жизнь Лермонтова, М., 1939; Лермонтов. Новые разыскания, М., 1948; Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы. Пенза, 1952; Лермонтов в Грузии в 1837 году, М., 1955). В период Вел. Отеч. войны работал в армейской газ. Калининского фронта "Вперед на врага", продолжая выступать с рассказами. Среди сб-ков 50-60-х гг. ("Рассказы литературоведа", "Я хочу вам рассказать", "А теперь об этом", "К музыке" и др.) стали событиями культуры: "Тагильская находка" (1956) с новыми мат-лами о дуэли и смерти А. С. Пушкина, "Личная собственность" (1960) об истории одной лит. коллекции. В 1954 пришел на ТВ, открыв новый жанр - телекинорассказ ("Невский проспект", созд. по давней идее Ю. Н. Тынянова, "Восп. о Большом зале" и др.). Автор статей: "Меня приглашают на телевидение", "Телевизионное слово", "Слово написанное и слово сказанное" и др. Герои "устных" и "письменных" рассказов А. - Ш. Руставели, Н. Гоголь, Л. Толстой, Н. Заболоцкий, Ю. Тынянов, Ф. Шаляпин, В. Качалов, А. Горький, А. Н. Толстой, К. Чуковский, С. Маршак, Т. Табидзе, С. Чиковани, Г. Леонидзе, В. Яхонтов, Р. Гамзатов, в каждом из к-рых А. сумел найти свой "стиль", определить характерные черты личности и мастерства.

Андроников монастырь

АНДРО́НИКОВ МОНАСТЫ́РЬ - Спаса Нерукотворного Андроников мужской монастырь в Москве на р. Яузе, осн. в 1360. Назв. - от им. первого игумена Андроника. Спасский собор (20-е г. 14 в., вероятнее всего 1320-27) - белокаменный, 4-столпный храм - итог переосмысления традиц. крестово-купольной системы: угловые части осн. четверика здания резко опущены, из-за чего центральные членения фасадов кажутся поднятыми; подпружные арки и сложная система кокошников, имеющих килевидное завершение, повернутых по диагонали и повторенных на барабане главы, создают иллюзию стремит. движения вверх. Новшества в архитектуре Спасского собора в б. мере подготовили худож. открытия рус. архитектуры 15-16 вв. В Спасском соборе сохранились (фрагментарно) фрески, выполненные под рук-вом Даниила Черного и Андрея Рублева. Трапезная - традиционная, одностолпная (1504), Церковь Мих. Арх. (1694), стены и башни перестроены в 17 в. С 1947 А. м. - Музей-заповедник др.-рус. иск-ва им. А. Рублева.

Лит.: Огнев Б. А. Нек-рые проблемы раннемоск. зодчества // Архитектурное наследство. М., 1960. № 12; Максимов П. Н. О композиционном мастерстве московских зодчих начала XV в. // Там же. М., 1973. № 21; Максимов П. Н. К характеристике памятников моск. зодчества XIII-XV в. // Мат-лы и исследования по археологии СССР. 1989. № 12.

Андроников монастырь

Андроников монастырь

Андронов Ник. Ив

АНДРО́НОВ Ник. Ив. (р. 1929) - живописец (станковист и монументалист), засл. худож. РСФСР (1978); учился в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры (1948-52), МХИ (1952-54); автор сюжетных картин, портретов, пейзажей. Произв. кон. 50 - нач. 60-х гг. свойственны масштабность, лаконизм худож. форм, передача повседеневной героики трудовой жизни. А. - один из художников "сурового стиля". В нач. 60-х гг. подвергся критике со стороны рук-ва АХ СССР за ряд работ (в т. ч. "Плотогоны", 1961). Серии портретов и особенно автопортретов А. присущи острота характеристик, нередко ирония. Монумент. произв. А. выполнены преим. в мозаике: "Человек и печать", здание газ. "Известия", (Москва), и др.

Андропов Юр. Вл

АНДРО́ПОВ Юр. Вл. (1914-84) - сов. гос. и парт. деятель, Герой труда (1974). Окончил техникум водного транспорта (Рыбинск), и ВПШ при ЦК КПСС. Учился в Петрозаводском ун-те, но курса не окончил. С 1936 - на номенклатурной работе: комсорг ЦК ВЛКСМ на судоверфи в Рыбинске, секретарь (1937), а затем 1-й секр. (1938) Ярославского обкома ВЛКСМ. С 1940 - 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Карелии. В годы Вел. Отеч. войны участвовал в рук. партиз. движением в Карелии. С 1944 - 2-й секр. Петрозаводского горкома, а с 1947 - 2-й секретарь ЦК КП(б) Карелии. С 1951 в аппарате ЦК ВКП(б). После смерти И. В. Сталина с 1953 на дипломатич. работе. Будучи сов. послом в Венгрии (1953-57), участвовал в принятии решения о сов. интервенции во время антикоммунистич. выступлений окт.-нояб. 1956, поддержанных пр-вом И. Надя. Венг. события оказали сильное влияние на взгляды А., укрепив в нем крайнюю подозрительность к ревизионизму и несанкционированным попыткам критич. переосмысления практики "реального социализма". Став в 1962 секр. ЦК КПСС, А. сопротивлялся и появившимся после свержения Н. Хрущева попыткам "ресталинизации" страны. С 1967 пред. КГБ СССР, канд. в чл. Политбюро ЦК КПСС (с 1973 - чл. Политбюро). А. удавалось удерживать "органы" в полной лояльности и подчиненности тогдашнему парт.-гос. рук-ву. При нем КГБ целенаправленно подавлял диссидентское движение, особенно активизировавшееся после подписания в 1975 Хельсинкских соглашений. А. участвовал в принятии решения о вводе сов. войск в Афганистан (1979). В мае 1982, заняв 2-й по значению пост в сов. номенклатурной системе (секр. ЦК КПСС по идеологии), А. оставил пост пред. КГБ, сохранив в нем влияние и связи, что помогло ему после смерти Л. И. Брежнева добиться избрания Ген. секр. ЦК КПСС (нояб. 1982). С июня 1983 А. - Пред. През. ВС СССР. Правление А. ознаменовалось окончательным разгромом диссидентского движения, резким ужесточением внешнеполитич. позиции СССР. Одновременно А. начал борьбу с коррупцией в парт., гос. и хоз. структурах, кампанию по наведению "порядка и дисциплины" в производств. сфере, осуществил и нек-рые новации в обл. идеологии. В целом предпринимавшиеся А. меры полностью соответствовали традициям функционирования сов. системы, заложенным Сталиным, но начало борьбы с коррумпированной номенклатурой и кадровые перестановки во многом способствовали приходу к власти одного из протеже А. - М. С. Горбачева.

Ю. В. Андропов

Ю. В. Андропов

Анекдот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анжу Петр Фед

АНЖУ́ Петр Фед. (1796-1869) - исследователь Арктики, адмирал (1866). Окончил Мор. корпус (1814). В 1820-24 руководил полярной эксп. по изучению сев. побережья Сибири. Описал берега и о-ва между р. Оленек и Индигирка, на основе астрономич. наблюдений составил карту Новосибир. о-вов. Определил сев. берег о. Котельный и открыл о. Фигурина (назв. в честь одного из спутников А.). В 1825-26 участвовал в описании сев. и вост. побережий Касп. м. и зап. побережья Аральского м. Результаты эксп. изложены в "Записках Гидрографич. департамента" (ч. 7). В 1827 участвовал в Наваринском сражении на корабле "Гангут", ранен в голову, но оставался в строю до конца сражения. Награжден орд. Св. Георгия 7-й степени и греч. - Спасителя Золотого креста. С 1844 - контр-адм., капитан над Кронштадтским портом. С 1849 чл. Мор. учен. к-та, с 1855 дир. Департамента корабельных лесов. С 1860 чл. Сов. Мин-ва гос. имуществ. В честь А. названа одна из групп Новосиб. о-вов, мыс и п-ов в Японском м., мыс в м. Лаптевых.

Аника-воин

АНИ́КА-ВО́ИН - персонаж духовного стиха. Согласно сюжету, А., великий воин, одержавший за долгую жизнь (в разл. вариантах ему от 220 до 390 лет) множество побед и совершивший немало нечестивых поступков, намеревался разорить Иерусалим (по др. версиям - готов повернуть землю на небо, а небо на землю). По пути он встретил "Чудо страшное". Узнав, что это - Смерть, грозил поразить ее своей палицей, затем упрашивал ее дать ему еще пожить, обещая богатства, и т. п. Однако Смерть расправилась с А.-В. ("Косой ноги ему подкосила, // Пилой она ему руки подпилила"). Господь отправляет душу А.-В. "в муку вечную". Сюжет об А.-В. в сокращенной форме отразился в лубке. Известны также местные предания об А.-В. В сюжете духовного стиха сказалось влияние ср.-век. греч. эпоса о Дигенисе Акрите (др. имя - Аникита, т. е. непобедимый), книжной пов. "Прения Живота со Смертью", известной в Др. Руси, а также рус. богатырского эпоса (былины о Добрыне, о Святогоре-Самсоне).

Аникушин Мих. Конст.

АНИКУ́ШИН Мих. Конст. (1917-1997) - скульптор. Нар. худож. СССР (1963), д. ч. АХ СССР (1962), Герой Соц. труда (1977), учился в ЛИЖСА (Ленингр. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры) (1937-41; 1945-1947) у А. Т. Матвеева, В. А. Синайского. Автор знаменитого памятника А. С. Пушкину (1957) на Михайловской пл., мемориала "Героич. защитникам Ленинграда" (1975), нетрадиционного по решению, нарушающего каноны соц. реализма и вызвавшего доносы старых коммунистов памятника В. И. Ленину на Моск. пл., Ленинград, 1970, и мн. др. Создал скульпт. портреты М. В. Ломоносова, А. П. Чехова, В. М. Бехтерева и др., надгробные памятники Ю. М. Юрьеву, 1957; А. Ф. Иоффе, 1964; П. А. Куприянову, 1968; Н. К. Черкасову, 1973 и др. Иск-во А. продолжает традиции отечеств. пластики рубежа 19-20 вв. Произв. А. установлены и за рубежом (в Финляндии, Японии и др. странах). Преподавал в ЛИЖСА им. И. Е. Репина АХ СССР (1947-1951, и с 1958).

М. К. Аникушин. Памятник Пушкину в Петербурге

М. К. Аникушин. Памятник Пушкину в Петербурге

Анималистический жанр

АНИМАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal - животное) - изображение животных в разл. видах изобразит. иск-ва: сочетает худож. и естеств.-науч. начала. Художник, работающий в А. Ж. называется анималист. Ранние примеры А. Ж. относятся к первобытному иск-ву Др. Востока, памятникам "звериного стиля" в Европе, Азии, Африке и т. д. А. Ж. широко распространяется в античной вазописи, мозаиках, скульптуре. В ср. века преобладают изображения аллегорических, фольклорных, часто гротесковых, сказочных образов животных. Б. внимание рисованию животных с натуры уделяют художники Возрождения (А. Дюрер и др.). Обособление в самостоят. жанр относится к 17 в. (Европа). В 17-18 вв. много работают в А. Ж. художники Голландии (А. Кейп и др.) и Фландрии (Ф. Снейдерс). В России изображения животных встречаются в деревянных изделиях бытового назначения, в украшениях архитектурных сооружений (скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере). В 18-20 вв. в А. Ж. работали живописцы Н. Е. Сверчков, А. С. Степанов, В. А. Серов и мн. др. После 1917 развитию А. Ж. способствуют В. А. Ватагин, И. Е. Ефимов, Е. И. Чарушин, В. И. Курдов, Т. С. Капустина и мн. др. В 19 в. анималистич. тема развивается в живописи и пластике. Скульптурные работы П. К. Клодта отличаются непосредственностью фиксации жизненных впечатлений. Мастерство в передаче повадок животных характерно для малой пластики Е. А. Лансере. На полотнах А. С. Степанова анималист. тема объединяется с пейзажем, передавая тонкое поэтич. восприятие охоты, сопоставимое с прозой И. С. Тургенева.

Анималистический жанр. В. А. Ватагин. "Медведь"

Анималистический жанр. В. А. Ватагин.

Анисимова Нина Ал-др.

АНИ́СИМОВА Нина Ал-др. (1909-79) - артистка балета, балетмейстер. Окончила Ленингр. театр. уч-ще в 1926 (кл. А. Вагановой). В 1926-27 усовершенствовалась в характерном танце у А. Монахова и танцевала в Малом оп. т-ре. В 1927-58 в ГАТОБ (т-ре им. Кирова) первая исполнительница партий: Тереза ("Пламя Парижа"), Настя ("Партизанские дни"), Айша ("Гаянэ"), ведущая исполнительница характерных танцев. В 1942 в т-ре им. Кирова пост. балет "Гаянэ", затем среди др. пост. - "Журавлиную песню" (комп. Л. Степанов и З. Исмагилов, Уфа, 1944), в ленингр. Малом т-ре: "Чудесная фата" (С. Заранек, 1949), "Коппелия" (Л. Делиб, 1949), "Шехерезада" (на муз. Н. Римского-Корсакова, 1950), "Ивушка" (О. Евлахов, 1957), а также "Легенда об озере" (П. Владигеров, София, 1963) и др. В 1963-74 преподавала на балетмейстер. отделении Ленингр. конс. Танцу А. был присущ огромный темперамент и экспрессия.

Аничков дворец

АНИ́ЧКОВ ДВОРЕ́Ц - дворец в СПб., у одноим. моста (см. Аничков мост), от к-рого получил свое название. Построен в 1741-50 (арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, завершен арх. В. В. Растрелли для фаворита Елизаветы Петровны гр. А. Г. Разумовского. При Екатерине II принадлежал ее фавориту и гос. деятелю светлейшему кн. Г. Г. Потемкину, для к-рого в 1778-79 перестроен арх. И. Е. Старовым. С 1808, когда имп. Александр I подарил дворец на свадьбу своей любимой сестре Екатерине Павловне, дворец стал собственностью имп. фамилии, в 1808-10 интерьеры перестроены придворным арх. Л. Руска (см.), до нашего времени дошли танц. зал и бол. столовый зал с колоннами желтого искусств. мрамора и барельефами Альбани. В 1818 дворец перешел к вел. кн. Николаю Павловичу, к-рый и после восшествия на престол (1825) предпочитал жить в А. Д., где устраивал интимные праздники и воспитывал своих детей. С 1865 дворец принадлежал его внуку, будущему имп. Александру III (интерьеры перестроены арх. И. Монигетти, М. Месмахером, К. Рахау). и сохр. без существ. изменений. В 1881-94 А. Д. - резиденция имп. Александра III, к-рый не любил Зимний дворец, позднее - вдовствующей имп. Марии Федоровны. Личный музей Александра III - собранные им худож. коллекции - в 1895 переданы в Рус. музей. В целом, А. Д. с личными комнатами Александра III и Марии Федоровны, к-рая жила здесь до 1917, является единств. примером интимного имп. дворца. С 1934 здание занимал Дворец пионеров (ныне Дворец творчества юных). В 1930-х гг. в нем были оформлены две "комнаты сказок", расписанные палехскими мастерами по мотивам произв. А. С. Пушкина и М. Горького (редчайший пам. социалистич. иск-ва).

Аничков Дм. Серг

А́НИЧКОВ Дм. Серг. (1733-88) - писатель, философ, представитель рус. Просвещения. Сын подьячего. Учился в Троицкой духовной семинарии, с 1755 - в Моск. ун-те. Лит. деятельность начал переводами с латыни в 1761. В 1762 - магистр, преподавал в ун-те и ун-тетских г-зиях геометрию, тригонометрию и алгебру. Составил ряд учебников по математике. В 1765 занял каф. философии и логики, в 1771 - экстраординарный, в 1777 - ординарный профессор, с 1777 инспектор ун-тетских г-зий. Высокой репутацией пользовались речи А., с к-рыми он часто выступал на торжеств. ун-тетских актах и к-рые посвящались широкому кругу логико-гносеологических проблем. В дисс. на звание профессора "Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания" (1769) А. ставит вопрос о естеств. генезисе религии. В переделанном (в связи с упреками в атеизме) виде, дисс. опубл. тогда же под названием "Философическое рассуждение о начале и происшествии богопочитания у разных, а особливо невежеств., народов" и вызвала доношение в Синод архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), требовавшее отставить А. от преподавания в ун-те, что, однако, не было осуществлено. В кон. 70 - нач. 80-х гг. создает соч. в духе идеологии правосл. церкви ("О невещественности души человеческой и из оного происходящего ее бессмертия", 1777, и др.). С этого же времени чл. масонской ложи. Значит. часть творч. наследия, как и вся б-ка А., сгорела во время пожара в его доме в 80-х гг.

Аничков мост

АНИ́ЧКОВ МОСТ, через р. Фонтанка на Невском просп. в СПб. Первый дерев. мост постр. на этом месте в 1785 под рук. подполк. (по др. данным - майора) М. О. Аничкова (отсюда назв.), в 1721 заменен дерев. подъемным мостом (мастер Х. вал Болес). В 1780-х гг. перестроен в камне по типовому проекту. Реконструирован в 1840-42 инж.-майором И. Ф. Буттацем под рук. ген.-лейтенанта А. Д. Готмана, был одним из красивейших мостов того времени. В 30-40-х гг. по углам были поставлены две пары бронзовых скульпт. групп "Укрощение коня", созданных П. К. Клодтом. В 1842 одна пара подарена прус. королю Фридриху-Вильгельму IV; ответным даром стала решетка А. М. по рис. прус. арх. К. Шинкеля, повторяющая решетку одного из мостов в Потсдаме. Для моста отлита новая пара, к-рая в 1846 была подарена неаполитанскому королю и поставлена в саду у т-ра Сан-Карло. Эти скульптуры обрели мировую славу, их отливали неск. раз (др. экземпляры помещены в саду дворца "Бельведер" в Петергофе в усадьбе кн. А. Ф. Орлова в Стрельне). Клодт изваял в 1849-52 новую пару, установленную на А. М. По А. М. нах. соседний Аничков дворец (см.).

Лит.: Васильев В. Аничков мост, Л., 1973.

Анна Иоанновна

А́ННА ИОА́ННОВНА (1693-1740) - рос. императрица. Дочь Ивана (Иоанна) V Алексеевича, племянница Петра I. В 1710 выдана замуж за герцога Курляндского. Вскоре овдовела, жила в осн. в Митаве. На рос. престол приглашена 25 янв. 1730 членами Верх. тайного совета на условиях ("Кондициях") ограничения самодержавия в пользу аристократии. Опираясь на дворянство и гвард. офицеров, 25 фев. 1730 отказалась от выполнения "Кондиций". Вскоре Верх. тайный совет был ликвидирован и восстановлено значение Сената. Дворянство получило значит. льготы (исключит. право владения населенными имениями, ограничение срока гражд. и воен. службы 25 годами, отмена закона о единонаследии и др.). В период царствования А. И. усилилось влияние на гос. дела иностранцев - Э. И. Бирона, Х. А. Миниха, К. Г. Левенвольде, К. Л. Менгдена и др. В 1737 А. И. учредила кабинет министров и тайную разыскных дел канцелярию. Незадолго до смерти назначила преемником Ивана Антоновича при регентстве Э. И. Бирона.

Лит.: Гордин Я. Между рабством и свободой, СПб., 1994; Анисимов Е. Женщины на рос. престоле. СПб., 1997.

Анна Иоанновна

Анна Иоанновна

Анна Каренина

А́ННА КАРЕ́НИНА - героиня одноим. ром. Л. Н. Толстого, "знаковая" фигура - символ рус. женщины со свойств. ей нравств. максимализмом (по внутр. потенциалу - аналог пушкинской Татьяны, однако уступившей "соблазну" "незаконной страсти" и поэтому наказавшей себя самоубийством: "Мне отмщение, и Аз воздам", согласно ключевому эпиграфу ром., взятому писателем из Евангелия от Матфея).

Анна Леопольдовна

А́ННА ЛЕОПО́ЛЬДОВНА (Елизавета Екатерина Христина), (1718-46) - правительница Рос. империи с 9 нояб. 1740 по 25 нояб. 1741 при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче. Привезена в Россию в 1722. в 1731 приняла имя своей тети, имп. Анны Ивановны, воспитывалась при ее дворе, в 1733 крещена по православному обряду. В 1739 выдана замуж за принца Брауншвейг-Беверн-Люнебургского Антона Ульриха, от к-рого родила сына Ивана. После кончины имп. Анны Ивановны стала правительницей. В этом качестве пребывала чуть более года. В ночь на 25 нояб. 1741 в ходе дворцового переворота, возведшего на престол Елизавету Петровну, низложена и арестована вместе со своей семьей. Умерла в Холмогорах, находясь в заключении.

Анна Леопольдовна

Анна Леопольдовна

Анна Павловна

А́ННА ПА́ВЛОВНА (1795-1865) - вел. кн., дочь имп. Павла I и имп-цы Марии Федоровны, королева Нидерландов. В 1809 ее руки просил Наполеон. С 1816 жена принца Оранского, с 1840 короля Нидерландов Вильгельма II. Подобно матери, занималась благотворительностью, учреждала учебные и воспитат. заведения для бедных детей, основав ок. 50 приютов, а также госпиталь и инвалидный дом. Ее потомки и ныне царствуют в Нидерландах.

Анна Петровна

А́ННА ПЕТРО́ВНА (1708-28) - цесаревна, дочь Петра I и Екатерины I, с 1721 невеста и с 1725 супруга герцога Гольштейн-Готторпского Фридриха-Карла, мать имп. Петра III, рождение к-рого стоило ей жизни. Покинула Россию с мужем в 1727. Была умна, красива, образованна, владела 4 языками, покровительствовала племянику (будущему Петру II); есть предание, что Петр I намеревался передать ей имп. престол.

Анненков Пав. Вас.

А́ННЕНКОВ Пав. Вас. (1812 или 1813-87) - критик, историк лит., мемуарист. Род. в богатой помещичьей семье. Вольнослушатель ист.-филол. фак-та Пе-терб. ун-та, недолгое время служил в мин-ве финансов. Входил в круг людей 40-х гг., дружил с В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым, о к-рых оставил замечат. воспоминания. Во время путешествия за границу опубл. "Парижские письма" (1847-48). Автор критич. статей об И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, А. Н. Островском, М. Е. Салтыкове-Щедрине, Н. Успенском. Теоретик "эстетической критики", гл. принципом к-рой было изучение "художественности" произведения. Издатель и составитель первой науч. биографии А. С. Пушкина (1855-57). С сер. 60-х гг. подолгу жил за границей. Умер в Дрездене.

П. В. Анненков

П. В. Анненков

Анненков Юр. Пав

А́ННЕНКОВ Юр. Пав. (1889-1974) - график и живописец, худ. т-ра, кино и реж.-постановщик, писатель. Учился в Моск. ун-те, в худ. школе бар. Штиглица, в школе худ. С. М. Зейденберга (1908), в студии Я. Ф. Ционглинского (1909-10), у Ф. Валлотона в Париже (1911-12). Испытал влияние кубизма и импрессионизма. В графике и живописи создал галерею выразит. портретов творч. интеллигенции, рус. и иностр. полит. деятелей. ("Анна Ахматова", 1921; "Лев Троцкий", 1923 и др.). Иллюстрировал ж. "Театр и иск-во" (1913-16), "Отечество" (1914), "Сатирикон" (1913-16), оформил на родине и за рубежом большое кол-во книг, в т. ч. первым иллюстрировал поэму "Двенадцать" А. А. Блока (1918). Графич. язык А. характеризуют точность рисунка, внимание к деталям, контрастное сопоставление разных планов и масштабов изображения и др. С 1924 жил за границей. В 1918 А. опубл. отд. изданием стихотв. "1/4 девятого" (в собств. оформлении). Печатался в журн. рус. эмиграции "Совр. записки", автор сюрреалистич. "Повести о пустяках" (1934), повестей и рассказов "Тяжести", "Рваная эпопея", "Побег от истории", "Любовь Сеньки Пупсика", "Домик на 5-й Рождественской" и др. Широкую известность приобрел цикл восп. "Дневник моих встреч" (2 т., 1966). Как и графич., лит. портреты А. ироничны и эксцентричны; каждый из них, по определению А., экстракт определ. лица и одновременно - "биография человека эпохи".

Соч.: Юрий Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М., 1991.

Лит.: Ю. Анненков. Портреты: Альбом / Текст Е. Замятина. Пб., 1922.

Предыдущая страница Следующая страница