Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Анекдот

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Анекдот

АНЕКДО́Т (от греч. ανεκδοτοσ - неопубликованный, неизданный) - короткая комич. история, вымышл. или реальная. Со временем А. стали называть и "публикуемые" истории. Так, "анекдотами" именовались "тайная история" Прокопия Кесарийского - скандальная хроника визант. двора. 1.) В рус. словоупотреблении 18 в. А. - история, обычно достоверная, связ., как правило, с ист. персонажем, затем просто комич. история. А. занимал значит. место в прозе 18 в.: многочисл. сб-ки А. как переводных (Про Луи Лоран "Дух Генриха IV, или Собрание весьма любопытных А., изящных поступков, остроумных ответов и неск. писем сего государя", 1789), так и оригинальных ("Подлинные анекдоты Петра Великого, слышанные из уст знатных особ в Москве и СПб., изд. в свет Якобом фон Штелиным", 1787; "Анекдоты, касавшиеся сего Великого Государя: Дополнения к Деяниям Петра Великого" И. И. Голикова, 1796, и др.). Отделы А. нередко имеют место в журналах. В эпоху сентиментализма распространяются А., рассказывающие о благородном поведении простых людей ("Российские анекдоты" в ж. "Санкт-Петербург. Меркурий", 1793, "Чувствит. анекдоты, посв. душам благородномыслящим", 1798, и др.), с ними связано развитие сентиментальной пов. ("Фрол Силин" (1791, Н. М. Карамзина). В нач. 19 в. А. (преим. ист.) по-прежнему широко распространен, к нему обращаются, в частности, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин и др. в поисках выразит. деталей, характеризующих прошедшую рус. жизнь. Впоследствии А. оттесняется на периферию лит. процесса или же приобретает иные структурные параметры. В 20 в. образцы пародийного переосмысления ист. А. дал Д. Хармс ("Анекдоты из жизни Пушкина"), Л. Я. Гинзбург ("Записи 1920-80 годов"); 2) В фольклористике А. - подвид новеллистич. или бытовой сказки. Неоднократно высказывались сомнения в подобном определении А., отчасти вызванные терминологич. путаницей (а именно отождествлением А. в фольклористич. смысле с совр. "городским" анекдотом), трудностью проведения границ между сказкой и А.: (новеллистич. сказки в большинстве своем имеют комич. установку, выделение же А. как "короткого" текста - не очень строгий критерий). Однако в том или ином смысле, прежде всего как генетич. прототип совр. А. (а также ряда лит. жанров, напр. ср.-век. фаблио, шванков, фацеций), фольклорный А., безусловно, существует. Немало А., бытующих в совр. гор. фольклоре, можно найти в сб. фаблио или в указателях сказочных сюжетов. Он традиционно возводится к мифам о трикстерах, в частности, к их вариантам или трансформациям в "животном эпосе" (см.: Сказки о животных); важная особенность соотношения А. с др. некомич. фольклорными жанрами - то, что значит. часть А. (особенно А. о лжецах - вид сказок, к-рые фольклористы б. или менее единодушно причисляют к А.) содержат те же мотивы, что и "серьезные" фолькл. жанры, но в них эти мотивы (особенно чудесные) играют не ту подчиненную, функциональную, как в волшебной сказке, а самодовлеющую роль, к-рая сразу "остранняет" невероятность вещей или событий, в волшебной сказке вполне уместных.

Фольклорный А. может строиться на словесном комизме и на комизме ситуации. Совр. "городской" А. (термин условен, т. к. А. совр. типа бытует и в деревне) обязательно имеет "пуант" (букв. "острие"), т. е. неожиданную концовку, к-рая производит комич. эффект (т. е. специфич. его подвид - эффект остроумия). Эту функцию может выполнять и каламбур, и остроумный ответ (фолькл. А. также знают целый класс сюжетов, построенных на таких ответах), причем остроумие может сводиться просто к рифме или удачно введенному слову, иногда нецензурному (существует мнение, что в своем примитивном виде такое слово "заменяет" пуант, выступая как знак того, "что пора смеяться"). А. не чужд и комизм ситуации, к-рый непременно должен вскрываться внезапно. Отсюда - возможность "испортить" А., т. е. рассказать его так, что слушатель заранее угадывает, то, что от него должно быть скрыто до пуанта, разрушая тем самым искомый комич. эффект.

А. - гл. жанр совр. фольклора, бытующий во всех слоях об-ва и, в отличие от мн. традиц. жанров, не обнаруживающий признаков угасания. Из близких к нему повествоват. жанров сохраняются только сплетни, слухи, детские "страшилки" (гор. вариант быличек). Как и нек-рые др. новые (т. е. нетрадиц., неархаич.) жанры фольклора, А. стремится охватить собой все смысловое пространство, в традиции разделенное между разл. жанрами, т. е. стать единств. видом фольклора в современности. Сов. быт 20-70-х гг. активизировал еще один родственный А. фольклоризированный жанр: анонимные устно бытующие эпиграммы (также характеризующиеся наличием пуанта). Осн. тематич. подвиды совр. А.: политические, т. н. "неприличные" и "национальные". Независимо от этого деления А. склонны к циклизации (традиционно фольклорная черта) иногда на структурной основе (вопросно-ответные А., первоначально объединявшиеся в цикл "армянское радио", а затем избавившиеся от этой мотивировки, "абстрактные" А. в начале 60-х гг., основанные на чистом абсурде), иногда на основе персонажа, причем одни и те же сюжеты могут прикрепляться к разным персонажам (так же как это происходит в предании, эпосе и т. п.): таковы А. о Ленине, бытовавшие в 1-й пол. 60-х гг. (в них обязательно нужно было передавать картавость гл. персонажа), А. о Чапаеве, о Штирлице: ср. со вполне фолькл. персонажами, типа пошехонцев из подлинных фолькл. сюжетов - Вантей и Мантей (диалектное произношение имен Ванька и Манька). Пошехонский цикл можно считать своеобр. прототипом нац. А., к-рые, как это свойственно мн. жанрам фольклора, так или иначе оценивают "чужих", будь то иной этнос или жители соседнего села (прозвища, дразнилки и т. п.). Часто А. приписывают чужому этносу те или иные дурные качества, напр., фантастич. глупость (серия А. "о чукчах" 80-90-х гг., или похотливость, или хитрость. Особый пласт составляют т. е. евр. А., к к-рым относятся как А. о евреях с т. зр. др. народов, так и А., исходящие из евр. среды и, как правило, столь же насмешливо обыгрывающиеь определ. черты "клишированного" нац. характера.

Совр. А. б. ч. бытует в устной традиции: ему очень свойственны невербальные, паралингвистич. средства (жесты, а также интонация, игра на акценте и проч.); с др. стороны - краткость анекдота порождает особый устный синтаксис, плохо воспринимаемый при чтении. Как и нек-рые другие жанры, А. способен к "самоописанию" ("метаанекдоты"), характеризующие свойства жанра и его функции, напр.: разговор Сталина и Радека (к-рому в 20-30-е гг. приписывалось большинство политич. А. - еще один вид циклизации, общий с жанром эпиграммы): "Ты про меня все время рассказываешь анекдоты, а я - гений всех времен и народов". - "Этого анекдота я про вас не рассказывал".

Лит.: Учебный материал по теории лит-ры: Жанры словесного текста. Анекдот / Сост. А. Ф. Белоусов. Таллинн, 1989.

В начало словаря