Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 11, "АПО"-"АРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 11, "АПО"-"АРЕ")

Апокалипсис

АПОКА́ЛИПСИС (греч. αποκαλυψιζ - откровение) - 1) "Апокалипсис, или Откровение, Иоанна" - одно из наиб. значит. соч. Нового Завета. Создателя этого соч. одни др. авторы (Иустин, Ириней, Климент) отождествляли с ап. Иоанном, другие (Дионисий, Евсевий) отказывались видеть в нем апостола; именно поэтому книга лишь в 5 в. окончательно включена в новозаветный канон. Даже если этот Иоанн не м. б. отождествлен с ап. Иоанном, очевидно, что соч., как свидетельствует его вступление (1, 1 сл.), написано неким Иоанном, находившимся в ссылке на о-ве Патмос (1, 9), по всей вероятности, в кон. правления Домициана (81-96 гг. н. э.). Среди изв. нам произв. апокалиптич. лит-ры А. является, пожалуй, единственным не псевдоэпиграфическим соч. (см. Апокрифы библейские): автор пишет под собств. им. (Откр. 1, 1, 4, 9; 22, 8) и не скрывается за др. авторитетами, что было обычным для иудейских, христ. апокалиптиков.

Это "откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог" (1, 1), полученное Иоанном от ангела, написано в форме послания, обращенного к семи малоазийским Церквям (2, 1-3, 22); насыщенное аллегорич. видениями, в к-рых цифра 7 (напр., 1, 12: "семь золотых светильников"; 1, 16: "семь звезд"; 3, 1: "семь Духов"; 8, 2: "семь ангелов"; 12, 3: "семь голов" и т. д.), как и вообще цифровая символика (напр., 7, 4 сл. и 14, 1: "число запечатленных 144 000" по 12 000 от каждого из 12 колен израилевых; 13, 18, число зверя 666 и т. д.), играет центр. роль. Соч. повествует о конечной судьбе мира: о тысячелетнем царстве Христа (20, 1-6), о явлении затем Сатаны (20, 7-10), о Последнем суде (20, 11-15), о создании нового неба и новой земли (21, 1-8), о новом Иерусалиме (21, 9-22, 5). Видения перемежаются краткими гимнами, доксологиями и молитвами, и это позволяет предположить, что соч. с самого нач. предназначалось для богослужения; 2) жанр религ. лит-ры (прежде всего иудейской и христианской), получивший назв. от "Апокалипсиса Иоанна", в к-ром это слово впервые засвидетельствовано как термин в значении "откровение, сообщение о том, что вскоре должно произойти". Эти соч., авторы к-рых скрываются под именами вел. людей прошлого (Моисей, Енох, Ездра, ап. Павел и т. д.), повествуют в форме откровений (видения, сны, восхождение на небо) о конечных судьбах мира; 3) выражение для обозначения грядущего или уже наступившего конца света (ср., напр., название ф. Ф. Копполы "Апокалипсис сегодня").

Апокалиптика

АПОКАЛИ́ПТИКА (англ. apocalypticism, нем. Apokalyptik, франц. apocalyptique; от греч. αποκαλυπτω - открываю, т. е. даю откровение) - 1) совр. понятие, относящееся к обл. социологии и феноменологии религии и стремящееся охватить все аспекты того, что относится к апокалиптическому сознанию и его реализации. А. не связана с конкретной религией и не ограничена хронологич. рамками, хотя в определ. ист. эпохи может становиться доминирующей в религ. сознании определ. социокультурных слоев или индивидуумов, которые, ощущая себя маргиналами во враждебном им об-ве, создают свою идеальную модель мира. А. характеризуется прежде всего апокалиптич. эсхатологией, т. е. ожиданием неминуемой и скорой гибели мира, в результате чего возникнет новый, в к-ром эти маргиналы займут достойное место и будут спасены. А. могла быть основой издания организов. религ. движений (напр., кумранская община, первые христиане). Часто рассмотрение А. ограничивают рамками средиземноморской и ближневост. культур (прежде всего иудейская и христианская, однако параллельные явления в культурах Азии, Америки, Африки или Океании говорят в пользу того, что как само апокалиптическое сознание, так и символику, им порожденную, следует объяснять феноменологически (общностью социокультурных факторов).

Иногда слово А. употребляется как собират. обозначение апокалиптич. лит-ры.

Апокрифы

АПО́КРИФЫ (от греч. слова αποκριφοζ - тайный, сокровенный) - переводные соч., возникшие в др.-евр., сирийской и визант. кн. среде, слав. тексты к-рых были изв. в Киев. Руси с древнейших времен, что говорит об их предназначенности только посвященным, знающим книжникам. Впоследствии эти соч., рассказывающие подробности о персонажах библ. истории и Свящ. Писания, но не вошедшие в канонич. христ. тексты, назыв. "отреченными" и не допускаются церковью к чтению (часто занесены в спец. индексы отреченных или, ложных, книг). Следы такого индекса встречаются уже в "Изборнике Святослава 1073 г." Происхождение нек-рых слав. А. связывается с возникшей в Болгарии в 10 в. богомильской ересью (по имени попа Богомила). Др.-болг. лит-ра в процессе передачи А. на рус. почву сыграла роль "лит-ры-посредницы". С нек-рыми А. рус. читатели знакомились в составе Толковой Палеи и хронограф. сводов. В Киев. Руси были известны апокрифич. жития (Василия Нового, Андрея Юродивого), хождения (Богородицы по мукам, старца Агапия в рай), деяния апостолов (апостол. "обходы": Павла и Феклы, Петра и Павла, Андрея и Петра и др.), сказания (об Аврааме, Моисее, Давиде, Адаме и Еве, Соломоне, Мелхиседеке и др.), апокалипсисы и видения (Авраама, Даниила), евангелия (Фомы, Никодима, Иакова) и нек-рые др. жанровые формы. В А. поднимались вопросы о миротворении, добре и зле, эсхатологич. ожиданиях. Обилие легенд., фантастич., беллетрист. материала превращало А. в подобие "нар. Библии", занимающей промежут. положение между книжной и устной культурой. Несмотря на церк. запрещения, А. имели широкую читат. среду и попадали в сб-ки канонич. состава (Четьи-Минеи, Торжественники). Мн. из них генетич. связаны с духовными стихами. В 19 в. А. издавались и изучались Н. С. Тихонравовым, А. Н. Пыпиным, И. Я. Порфирьевым, И. Я. Франко, М. И. Соколовым, в 20 в. - А. И. Яцимирским, Н. А. Мещерским, О. В. Твороговым.

Апокрифы библейские

АПО́КРИФЫ БИБЛЕ́ЙСКИЕ - соч., к-рые не принимаются церковью как из-за того, что их содержание (прежде всего богословское) вызывает у религ. авторитетов подозрения, так и из-за того, что само их происхождение неясно. Апокрифич. соч. предполагают противопоставление каноническим (см. Библия). В ранней церкви понятие апокрифа применялось лишь в полемике церк. авторов с разл. стремившимися обособиться от Церкви еретиками, которые пользовались т. н. апокрифическими (или тайными, т. е доступными лишь узкому кругу посвященных) книгами, и поэтому уже у ранних авторов (Ириней, Тертуллиан) синонимом слова "апокрифический" становится "поддельный, фальшивый" (notoz, falsus). Составленные неизв. авторами, они могли иногда оставаться анонимными, но чаще, чтобы в глазах неискушенного читателя получить больший авторитет, подписывались именами ветхо- и новозаветных персонажей. Поэтому такие соч., как и нек-рые канонические (напр., Книга пророка Даниила), попадают в разряд псевдоэпиграфических.

Апокрифы, избегая церк. цензуры, имели широкое хождение среди не только еретиков, но и рядовых членов офиц. церкви, их число значительно превышало кол-во канонич. книг. После окончат. формирования канона (не ранее 4 в.) церк. авторитетами составляются списки соч., к-рые не дозволялось читать членам церкви (напр., т. н. Декрет папы Геласия, 5-6 вв.).

К ветхозаветным А. Б. относятся соч., принадлежащие как иудаизму, так и христианству (часто это христ. переработки иудейских текстов, напр. "Завещание 12 патриархов"), к новозаветным - христ. соч., авторами к-рых выступают новозаветные персонажи (апокрифич. евангелия, деяния апостолов, послания, апокалипсисы).

Апокрифич. корпус, благодаря, в числе проч., и слав. письм. традиции, а также находкам рукописей (напр., коптский текст "Послания апостолов", случайно открытый в одном музеев Египта, греч. фрагмент Апокалипсиса Петра, или т. н. "Изречения Иисуса", обнаруженные в Оксириихе и отождествляемые сейчас с греч. оригиналом коптского "Евангелия от Фомы"), постоянно пополняется новыми соч. К последним великим находкам 20 в. принадлежит христ. б-ка из Наг Хаммади (Верхний Египет), содержащая десятки ранее не изв. апокрифов (напр., "Евангелие от Фомы", "Евангелие от Филиппа", "Деяния Петра и 12 апостолов", "Послание Петра Филиппу", "Апокалипсис Павла" и т. д.). Православные и католики имеют расширенный состав ветхозав. книг (39 канонич. и около 10 неканонич.), пользуются евр. Библией (только канонические книги), и то, что православные и католики признают как неканонические книги Ветхого Завета, протестанты наз. апокрифами. Новый Завет имеет только канонич. книги, однако ряд христ. соч., к-рые не достигли канонич. статуса, хотя претендовали на это (напр., "Пастырь" Гермы, к-рый еще в 4 в. включен на правах канонич. книги в Синайский кодекс), не рассматриваются как апокрифы и дозволяются церковью как благочестивое (но не богослужебное) чтение.

Лит.: Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы др. христиан. М., 1989.

"Аполлон"

"АПОЛЛО́Н" - лит.-худож. ежемесячник. (Пб., с окт. 1909 - нояб. 1917; с 1911 - 10 раз в год). Создатель и бессменный ред. С. К. Маковский. В ред. статье в 1-м номере отмечалось, что "А." преследует "чисто лит. цели", и формулировалось кредо журнала: "аполлиническая" гармония, законченное мастерство, прекрасная форма и "животворящая мечта". Так "А." объявил о своей независимости от эстетики того "крена" символизма, к-рый культивировал стихийное, хаотическое, "дионисийское", "теургическое" начало в иск-ве. Со временем оппозиционность "А." символизму стала более отчетливой (хотя здесь сотрудничали Вяч. И. Иванов, В. Я. Брюсов). К 1913 ведущими в "А." стали поэты-акмеисты. "А." опубл. дискуссию о символизме, затем - манифесты акмеизма, будучи, по существу, открытым для всех эсте-тич. направлений. Помимо лит., в "А." были отделы иск-ва и худ. критики, музыки, т-ра, хроники; в 1909-10 при "А." изд. "Лит. альманах" (со своей пагинацией). Журнал был щедро иллюстрирован, (оформители, среди проч. Л. С. Бакст - автор обложки, и М. В. Добужинский). Во мн. европ. столицах "А." имел корреспондентов. Ред. "А." была одновременно своеобр. клубом творч. интеллигенции, где проводились вернисажи, лит. собрания, заседания "Об-тва ревнителей художеств. слова".

Аполлонский Ром. Бор.

АПОЛЛО́НСКИЙ Ром. Бор. (1865-1938) - актер. Сын изв. танцовщицы Е. С. Аполлонской, закончил бал. отделение Петерб. театр. уч-ща. С 1881 - в Александринском т-ре. Великолепные внешние данные, изящество, пластичность позволили А. выступать в героико-романтич. репертуаре, однако отсутствие подлинного темперамента и холодность существенно ограничили его возможности. Среди ролей: Гамлет, Фердинанд - "Коварство и любовь" Шиллера, Эрнани в одноим. пьесе В. Гюго, Дон-Жуан в комедии Мольера, Фауст, Чацкий, Хлестаков, Вершинин - "Три сестры" А. П. Чехова, Тарелкин - "Дело" А. В. Сухово-Кобылина. В зрелую пору творчества проявился как неординарный психологич. актер, один из лучших исполнителей ролей Федора Протасова ("Живой труп" Л. Н. Толстого) и проф. Сторицына в одноим. пьесе Л. Н. Андреева.

Аполлос

АПО́ЛЛОС (в миру Андр. Дм. Байбаков) (1737-1801) - религ. деятель и писатель, чл. Рос. академии (с 1786). Учился в Славяно-греко-лат. академии (1757-67) и Моск. ун-те (1768-70). Пострижен в монахи в 1774. С 1772 преподавал в Славяно-греко-лат. академии, в 1783-85 ее ректор. С 1798 еп. Архангельский. Самое изв. соч. А. - "Правила пиитические в пользу юношества..." (1774), содержащие изложение системы рус. силлабо-тоники и многочисл. примеры размеров и стихотв. форм. Филос. склад ума А. отразился в его богословских трудах. Его симпатии к масонству проявились в пов. ("Лишенный зрения Ураний, несчастный государь", 1779, и др.). Писал также стихи.

Апостол

АПО́СТОЛ (от греч. αποστολοζ - посол, посланник) - 1) посланник Бога, возвещающий людям Его волю (в широком смысле): Моисей (Числ. 16, 28), библ. пророки, Иисус Христос (Евр. З, 1); его непосредств. ученики и первые христ. проповедники (Рим. 16, 7; 1 Кор. 15, 7, и др.); 2) один из двенадцати А. - учеников Иисуса Христа; 3) один из семидесяти А., избр. Иисусом Христом в кон. Его обществ. служения (Лк. 10, 1); 4) странствующий проповедник др. христианства 2-я пол. 1-2 вв.; см. в "Учении двенадцати апостолов" - анонимном раннехрист. пам. кон. 1 в.); 5) христ. миссионер, к-рому принадлежит решающая роль в обращении страны или народа в христианство; именуется также "просветителем" и "равноапостольным" (Августин - А. Британии, Патрик - А. Ирландии, Бонифаций - А. Германии, Андрей - А. русских, Стефан Пермский - А. зырян, и др.); 6) богослужебная книга, в осн. к-рой 22 книги Нового Завета: Деяния Апостолов, 7 Соборных Посланий и 14 Посланий ап. Павла (нек-рые др. рукописные А. включают также Апокалипсис Иоанна Богослова, не употребляющийся при богослужении). Их тексты разделены (кроме деления на главы и стихи) на особые отделы - зачала, предназнач. для чтения во время богослужений в течение года. Содержит также указатель апостольских чтений и др. приложения уставного и календарного характера. "А." - первая датированная рус. печ. книга, изд. дьяконом Иваном Федоровым (М., 1564); 7) в перен. значении - чей-либо последователь, распространитель к.-л. идеи или учения ("А. милосердия").

Икона "Двенадцать апостолов" византийского мастера 1-й пол. 14 в.

Икона

Апостроф

АПОСТРО́Ф (от греч. αποστροφοζ - обращенный в сторону или назад) - надстрочный диакритич. знак в виде запятой (’), употребляемый на письме для разл. целей, в т. ч.: 1) в ряде яз. для замещения непроизносимого гласного: ср. англ. don’t вместо do not, в рус. орфографии при транслитерации заимствований, преим. имен собственных - Жанна Д’Арк, Д’Артаньян и т. п.; 2) в транскрипции для обозначения мягкости согласных: (b’it’), то же в орфографии нек-рых слав. яз.; 3) в рус. орфографии 20-х гг. 20 в. вместо ъ - под’езд, об’явление.

В разл. яз. мира и в разных системах транскрипции у А. могут быть и др. значения.

Апофатическое богословие

АПОФАТИ́ЧЕСКОЕ БОГОСЛО́ВИЕ (Апофатизм) - негативный путь познания Бога в отличие от катафатизма и в дополнение ему. Христ. А. Б. имеет в святоотеч. мысли два течения. В одном (Климент Александрийский), отрицающем возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом, Бог познается не в том, что Он есть (т. е. не в соответствии с тварным опытом), а в том, что Он не есть, в отвлечении от всяких определений и имен. Имена Божии: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог, Творец, Господь - не имеют значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежании других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость. Самое знание о непостижимости Неведомого Бога (Деян. 17, 23) дается лишь благодатью.

Др. течение, через Оригена, учившегося вместе с Плотином у Аммония Саккаса, связано с неоплатонизмом. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувств. образами и множественностью. У Оригена оно носит интеллектуальный характер и сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность, - "чистейший Дух", "умную Природу", Монаду или Единицу. Ориген близок к учению Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став выше "сущности", созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство. Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое.

Объединил оба течения автор Ареопагитик - Псевдионисий Ареопагит. В отличие от неоплатоников и Оригена, для которых отрицательное богословие не противополагается положительному, служа путем к соединению с Единым, Которое как Единство, все же может быть положительно определено, он отрицает всякую определимость Бога, даже характер предмета познания или незнания. С другой стороны, в отличие от Климента Александрийского и отчасти от великих каппадокийцев, он настаивает на реальном значении Божественных имен, обосновывая катафатизм. Положительный путь соответствует нисхождению Божества, в котором Оно Само открывается, становясь "всяческим во всем", тогда как отрицательный соответствует восхождению твари к своей Причине, то есть обожению, совершаемому силой Святого Духа. Первым путем Божество свидетельствует о Себе постижимо, вторым, творения, исполненные благодати Святого Духа, свидетельствуют о непостижимости Божественной природы.

Аппарат книги

АППАРА́Т КНИ́ГИ (от лат. apparatus - устройство, приспособление) - вспомогат. тексты, сопровождающие произв. и создающие оптимальные условия для работы с книгой. Различают справочно-вспомогат. А. К., облегчающий пользование книгой, и научный, способствующий лучшему пониманию произв. Справочно-вспомогат. А. К. включает оглавление и содержание, вспомогательные указатели (предметный, именной и др.), колонтитул, аннотацию. Науч. А. К. - это вступ. ст., предисловие, комментарий, примечания, библиография.

Апраксины

АПРА́КСИНЫ (Опраксины) - старинный дворянский род.

Петр Матв. (1659-1728) - гос. деятель, с 1677 - стольник, с 1689 - окольничий, с 1698 воевода в Новгороде. В 1702 разгромил шведскую флотилию, а затем сухопутный шведский отряд. В 1704 успешно предотвратил попытку неприятельского флота доставить продовольствие в осажденную Нарву. В дальнейшем, будучи астраханским губернатором, участвовал в подавлении Астраханского восстания 1705-06. В 1708-13 - казанский губернатор, организовал доставку в СПб. корабельного леса, руководил постройкой судов на Волге. С 1710 - граф, с 1717 - сенатор. Нек-рое время находился под стражей по подозрению в содействии побегу царевича Алексея Петровича. Подозрения не подтвердились в ходе следствия, и он был назначен членом Верховного Уголовного суда над царевичем. Впоследствии - през. Юстиц-коллегии, действ. тайный советник.

Фед. Матв. (1661-1728) - военачальник, ген.-адм., брат П. М. Апраксина. Службу начал стольником Петра I, участвовал в играх и занятиях с "потешными". С 1692 - двинский воевода и архангельский губернатор. С 1697 надзирал за постройкой кораблей в Воронеже. Участвовал во Втором Азовском походе. С 1700 - нач. адмиралтейского приказа, азовский губернатор, руководил стр-вом Азовского флота. С 1708 командовал мор. и сухопут. силами в Ингерманландии, отразил нападение на СПб. шведской армии. Ген.-адмирал, действ. статский советник. В 1714 командовал галерным флотом в Гангутском сражении. С 1717 - през. Адмиралтейств-коллегии. Во время Персидского похода 1722-23 рук. Касп. флотилией, затем командовал Балт. флотом (1723-26). С 1726 - чл. Верховного тайного совета. Умер в Москве, куда переехал вместе с имп. двором.

Степ. Фед. (1702-58) - военачальник, ген.-фельдмаршал, участвовал в рус-тур. войне 1735-39. Был дежурным генералом в армии Х. А. Миниха, отличился при взятиии Очакова (1737). В 1742 - посол в Персии, по возвращении - ген.-кригс-комиссар и вице-през. Воен. коллегии. С 1756 - ген.-фельдмаршал. Пользовался расположением имп. Елизаветы Петровны. В Семилетнюю войну - гл.-ком. рус. армией, одержал победу при Грос-Егерсдорфе. Однако затем последовало отступление, давшее основание обвинить А. в государственной измене. Он был отрешен от должности и арестован. Скоропостижно скончался во время допроса; измена доказана не была.

Апсида

АПСИ́ДА (абсида) (от др.-греч. αψιζ - дуга, свод) - полукруглая, иногда многоугольная или прямоугольная в плане выступающая часть архитектурного сооружения. Имеет собств. перекрытие в форме купольного или сомкнутого полусвода. Зодчие Др. Рима широко использовали А. при стр-ве обществ. зданий. В христ. архитектуре как элемент первоначально базиликальной композиции храма - внешнее выражением алтаря. Как правило, входит в состав вост. стены здания.

Апсида

Апсида

Аптекарский огород

АПТЕ́КАРСКИЙ ОГОРО́Д - назв. первых ботанич. садов в России. Появились в нач. 17 в. для выращивания лекарств. растений. А. О. в СПб. заложен по указу Петра I в 1714. В устройстве терр. принимал участие Феофан Прокопович. Растения выращивали в открытом грунте и в оранжереях. Первый управляющий (настоятель) - нем. ботаник Иоганн Сигизбек. В 1725 А. О. назывался "Садом ее имп. вел. Екатерины I", в 1735 в док. он упоминается как "мед. огород", к-рый тесно связан с Мед.-хирургич. академией. В 1823 "мед. огород" реорганизуется в "имп. ботанич. сад", став науч. учреждением. После Окт. рев-ции - Гл. ботанич. сад РСФСР (затем СССР), передан АН. В 1931 к нему присоединен Ботанич. музей. Коллекции живых растений, гербарий, б-ка и кн. фонды послужили основой для создания Ботанич. ин-та, к-рому в 1940 присвоено имя акад. В. Л. Комарова.

Совр. пл. сада 22,6 га, парка дендрария - 116 га, эксперим. участков - 1,6 га, экспозиции - 2,6 га, оранжереи - 1 га. Общее число видов и форм: деревья, кустарники, деревянистые лианы - 700, травянистые растения - 3500, растения закрытого грунта - 4000. В гербарии хранятся: коллекция врача Петра I Арескина, собр. им в 1709 под Москвой; коллекция Энса, врача Елизаветы Петровны, собр. им в 1730-40-х гг. - 1000 листов; гербарий проф. Ф. Х. Стефана - св. 7600 видов растений; коллекция ботаников Мертенса, Фишера. Интересны коллекции врача И. Ф. Эшшольца, собр. во время кругосв. плавания; бразил. коллекция Риделя; гербарий Шовица из Сев. Персии; коллекция дерптского проф. К. Д. Ледебура - св. 5000 видов растений России; коллекции Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина и др. путешественников, собр. ими в Монголии, Тибете, Китае, Сибири и Ср. Азии; коллекции В. Л. Комарова, собр. в Туркестане и Маньчжурии, Н. А. Буша - на Кавказе, П. К. Козлова - в Монголии и Центр. Азии. Коллекции постоянно пополняются. В наст. время гербарий - один из крупнейших в мире, насчитывает ок. 5 млн образцов. Б-ка Ботанич. сада по богатству фондов ботанич. лит-ры (ок. 500 тыс. томов) занимает одно из первых мест в мире, а по собранию лит-ры о растительности на территории быв. СССР не имеет себе равных. О-в, на к-ром расположен Ботанич. сад, и в наст. время носит назв. Аптекарский.

Аптекарский приказ

АПТЕ́КАРСКИЙ ПРИКА́З - мед. учреждение, осн. при царе Мих. Фед. в 1620. Вначале был личным учреждением царя для забот о его здоровье, но вскоре стал органом центр. мед. управления. Одной из важнейших задач А. П. было "прилагать старания о всеобщем здравии сограждан и воспрепятствовании распространению прилипчивых болезней". В 1672 переим. в Аптекарскую палату, в 1707 - в Аптекарскую канцелярию. С 1725 - Мед. канцелярия, по функции соотв. мин-ву здравоохранения.

Аптеки

АПТЕ́КИ - первая (придворная) А. учреждена при Иване Грозном. Содержались, помимо лекарств, такие лечебные средства, как амулеты, цветные камни, перстни, олений рог и т. п. Первую фармакопею привез в Россию англ. аптекарь Фрэншам в 1602. В ее состав входили опий, шпанские мушки, морской лук, сабур, александрийский лист, манна, серный цвет, корица и т. п. При Алексее Михайловиче были устроены аптекарские огороды вдоль зап. стороны Кремля и в с. Измайловском, учреждена войсковая А. При Петре I только в Москве было открыто 11 аптек, в СПб. в 1714 заложен Аптекарский огород (сад) на Аптекарском о-ве, отданном в распоряжение мед. ведомства.

Апухтин Ал. Ник

АПУ́ХТИН Ал. Ник. (1840-93) - поэт и прозаик. Род. в старинной дворянской семье. Окончил уч-ще правоведения (1859), служил в мин-ве юстиции, с 1865 в отставке. Выступил с гражд. лирикой в сер. 1850-х гг., в 1859 опубл. в "Современнике" цикл "Деревенские очерки". После долгого перерыва с нач. 1870-х гг. печатался эпизодически, культивируя образ писателя-дилетанта, отрешенного от злобы дня и равнодушного к судьбе своих созданий. Лирика А. близка традициям баллады и гор. романса, отличается мелодраматизмом и в то же время точностью психологич. деталей. Ее напевность привлекла внимание мн. композиторов, в т. ч. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.; особенно популярными стали романсы "Пара гнедых" (перевод-переделка стихотв. С. И. Донаурова) и "Ночи безумные, ночи бессонные...". Опублик. посмертно проза А. ("Архив графини Д**", 1890; "Дневник Павлика Дольского", 1891; "Между жизнью и смертью", 1892) использует широкий диапазон средств (от юмора до мистики), в нек-рых аспектах предваряя модернистскую прозу нач. 20 в. Прозу А. высоко ценил М. Булгаков.

А. Н. Апухтин

А. Н. Апухтин

Арабеск

АРАБЕ́СК (фр. arabesque - букв. арабский) - одна из осн. поз классич. танца, в к-рой нога поднята назад с вытянутым, а не согнутым, как в другой распространенной позе - аттитюде, коленом. В рус. школе классич. танца приняты 4 формы А., различаемые положениями корпуса, рук и ног. В соч. хореографов виды А. бесконечно разнообразны, как арабский орнамент (возможно, отсюда название).

Арабеска

АРАБЕ́СКА (от франц. arabesque - букв. арабский) - инструмент. пьеса импровизац. характера, отличающаяся особой изысканностью и прихотливой сменой мелодики, ритмики и фактуры. Ведет начало от фп. пьесы Ф. Шумана "Арабески. Вариации без темы" (1839). Традиция употребления назв. А. в рус. иск-ве зафиксирована в сб-ке Н. В. Гоголя того же назв., объединяющем разноплановые статьи. Одна из изв. фп. пьес в рус. муз. под назв. "А." написана А. К. Лядовым (1878).

Арабистика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арабов Юр. Ник

АРА́БОВ Юр. Ник. (р. 1954) - поэт, сценарист. В 1984 закончил ВГИК. По сценариям А. реж. А. Сокуров поставивил ф. "Одинокий голос человека" (1978), "Скорбное бесчувствие" (1986), "Дни затмения" (1988), "Спаси и сохрани" (1989), "Круг второй" (1990), реж. О. Тепцов - ф. "Господин оформитель" (1988) и "Посвященные" (сценарий "Ангел истребления", 1989), реж. А. Добровольский - ф. "Сфинкс" (1990). Один из ярких представителей нового кино 80-х гг., свободное соединяющий мифологию, фантастику и мистику с реалиями сов. действительности, а опору на культурную традицию - с авангардист. экспериментами. Автор сценариев "Silentium" (о Ф. И. Тютчеве), "Вечное движение" (о Н. Г. Чернышевском). "Две танцовщицы", "Крейсер" (оба - 1984), "Николай Вавилов" (совм. с С. Дьяченко, 1987) и др.

Арабские прыгуны

АРА́БСКИЕ ПРЫГУНЫ́ - группа акробатов-прыгунов, появившихся в России с 40-х гг. 19 в. Носили стилизов. араб. костюмы. В цирке 20 в. - наименование разновидности акробатич. жанра, в осн. к-рого серия прыжковых акробатич. трюков, отличающихся своеобр. конфигурацией, быстрым темпом и динамичностью исполнения. Особую известность получили араб. сальто (полный оборот в воздухе в группировке боком через плечо), араб. колесо (переворот вперед с попеременной опорой на руки и на ноги), бедуинский прыжок (поворот в воздухе вокруг оси тела на 360 градусов через плечо на правую ногу).

Арайа Франческо

АРА́ЙА Франческо (1709 - ок. 1770) - итал. комп., представитель неаполитанской оперной школы, получивший известность в Италии с 1729. Родоначальник оперной культуры в России. В 1735 приглашен на службу к рус. двору, где пробыл (с перерывами) до 1767. В 1736 поставил оперу "Сила любви и ненависти", в 1738 - "Притворный Нин, или Узнанная Семирамида". В связи с трауром по Анне Иоанновне покинул Пб. (1740-43), вернулся с новой труппой для придворного т-ра (1744-59). С либреттистом Д. Бонекки пишет оперы: "Селевк" (1744), "Сципион" (1745), "Митридат" (1747), "Беллерофонт" (1750), "Евдоксия венчанная" (1751). В 1755 поставлены первая оперы на рус. либретто А. П. Сумарокова "Цефал и Прокрис", а также "Александр в Индии". Был в России также в 1762-67, далее - неизвестно. Для "нужд двора" создавал также оратории, сонаты, каприччио для клавесина. Был дружески и творчески связан с Я. Штелиным, Т. Белоградским, М. Полторацким, Сумароковым и др.

Лит.: Келдыш Ю. В. Рус. музыка XVIII в. М., 1965.

Аракчеев Ал. Анд

АРАКЧЕ́ЕВ Ал. Анд. (1769-1834) - граф, гос. и воен. деятель. Ген. от артиллерии (1807). Окончил Шляхетный арт. и инж. корпус (1787), преподавал также математику и арт. дело. В 1792 цесаревич Павел Петрович назначил его ком. арт. роты, затем - инспектором артиллерии Гатчинских войск. В царствование Павла I А. руководил преобразованиями в армии, насаждал прус. воен. порядки, палочную дисциплину, ввел крайне неудобное обмундирование, линейную тактику ведения боя, добился увольнения из армии А. В. Суворова. Имп. Павел I произвел А. в ген.-майоры, назначил командиром лейб-гвардии Преображенского полка, ген.-квартирмейстером всей армии и подарил ему с. Грузино в Новгородской губ. В 1798 в чине ген.-лейтенанта назначен инспектором всей артилерии и возведен в графское достоинство. В 1798 и 1799 А. попадал в опалу, пытался превратить Грузино в образцово-показат. имение. В 1803 имп. Александр I назначил А. на прежнюю должность инспектора всей артиллерии и командир лейб-гвардии арт. батальона. А провел ряд мероприятий по реорганизации артиллерии, в т. ч. учредил школы и классы для офицеров и нижних чинов, пытался навести порядок в провиантной части. В 1808-10 А. - воен. мин. и ген.-инспектор всей пехоты и артиллерии (до 1819). С образованием Гос. Совета (1810) пред. Деп-та воен. дел, чл. Кабинета мин-ров и сенатор. Во время Отеч. войны 1812 формировал Резервную армию, сопровождал имп. Ал-ра в загран. походах, оказывал на него большое влияние. Инициатор создания и гл. нач. военных поселений (с 1817), получивших особенно б. распространение в Новгород. губ., где были имения А. С 1815 А. сосредоточил в своих руках управление Гос. Советом, Кабинетом мин-ров и Собств. е. и. в. канцелярией; в 1818 по повелению имп. Ал-ра разработал проект освобождения крестьян, к-рый, однако, последствий не имел. Период 1815-25 вошел в историю под назв. аракчеевщины. В 1825 крестьяне убили возлюбленную А., домоправительницу имения Грузино Анастасию Минкину и скончался имп. Ал-др. А. уехал за границу на лечение. Вернувшись в Россию, отошел от гос. дел, поселился в Грузине, где скончался. Похоронен там же у подножия пам. имп. Павлу I. Личность А. во многом противоречива: преданно и бескорыстно (добровольно отказывался от мн. почестей и наград) служа императору (свое состояние А. завещал имп. Николаю I, к-рый пожаловал его "Аракчеевскому" Новгород. кадет. корпусу), он снискал недобрую славу в народе. Любитель образцового порядка, нередко доходил до абсурда, не считаясь с достоинством человека. Будучи воен. человеком, А. ни разу не участвовал ни в одном сражении. Современники отзывались о нем как о человеке хитром, коварном и жестоком (девиз на гербе "Без лести предан" противники А. переиначили в "Бес лести предан").

Лит.: Томсинов В. А. Временщик (А. А. Аракчеев). М., 1996; Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев, М. 1997.

"Аракчеевщина"

"АРАКЧЕ́ЕВЩИНА" - принятое в мемуарной и ист. лит-ре название политики полицейского деспотизма и грубой военщины, проводившаяся А. А. Аракчеевым в посл. годы царствования имп. Александра I. Режим "А." характеризовался палочной дисциплиной и бессмысленной муштрой в армии, мелочно-формальной регламентацией, жестоким подавлением любых проявлений недовольства, наряду с внешним показным блеском. Слово "А." используется для характеристики произвола и полицейских методов управления.

Аранжировка

АРАНЖИРО́ВКА (от нем. arranger, букв. - приводить порядок) - 1) зафиксированная в нотациии переработка фактуры муз. соч. для исполнения иным (по сравнению с первоначально предусмотренным автором) способом, напр., облегченное изложение технически трудной пьесы для фп. или оркестровка фп пьесы. 2) обработка заимствованной одноголосой мелодии (авторской или нар.) для многоголосного вокального или инструмент. исполнения. 3) в джазовой муз. - комплекс вносимых исполнителями импровизац. изменений, что создает вторичную А. уже аранжированной (см. 2) мелодии.

Лит.: Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М., 1974.

Аранович Сем. Дав

АРАНО́ВИЧ Сем. Дав. (1934-96) - режиссер кино. Пост. б. 20 полнометр. док. и худ. ф., в т. ч. "Равный среди нас" (о слепых детях, 1963), "Друг Горького - Анреева" и "Встречи с Горьким" (оба 1968, призы МКФ в Лейпциге), ф. о Л. Красине, А. Колонтай, Д. Шостаковиче (мн. по сценарию Б. Добродеева), док. ф. "Личное дело Анны Ахматовой", публицист. док. трил. "Я служил в охране Сталина, или Опыт док. мифологии", "Я служил в аппарате Сталина, или Песни олигархов" и "Большой концерт народов, или Дыхание Чейн-Стокса". Руководил на "Ленфильме" объединением "Кинодокумент". Среди др. ф.: "Год собаки" (1994; 6 призов на отеч. и междунар. кинофестивалях); т. ф по ром. Л. Уайта "Рафферти", док. ф. о войне и по воен. прозе Ю. Германа.

Арапов Пимен Ник

АРА́ПОВ Пимен Ник. (1796-1861) - драматург, историк т-ра. Выходец из богатой дворянской семьи, получивший прекрасное образование, служил в канцелярии моск. ген.-губернатора, (секретарь по управлению т-рами). Страстный театрал, публиковался в "Благонамеренном" Измайлова и "Сыне Отечества", за что был принят в чл. "Об-ва любителей рос. словесности"; участвовал в дом. спектаклях, был близок с А. А. Шаховским, М. Н. Загоскиным. Автор б. 20 пьес, преим. комедий и водевилей, не оставивших заметного следа в истории отечеств. т-ра. В 1830 А. вместе с Д. Новиковым издал лит.-муз. альбом "Радуга", а в 1850 вместе с художником Раппольтом - большой историко-биографич. "Драматич. альбом", включающий мат-лы по истории т-ра, биографии выдающихся актеров. В кон. 50-х гг. А., путешествуя, писал для "Сев. пчелы" статьи о т-рах Парижа, Лондона, Берлина. В 1861 после смерти А. вышла "Летопись рус. т-ра", содержащая богатейший фактич. материал за 1673-1825.

Арапчик

АРА́ПЧИК - см. Лобанчик.

Арбузов Ал. Ник

АРБУ́ЗОВ Ал. Ник. (1908-86) - драматург. Род. в Москве, в семье служащих. Окончил театр. школу в Ленинграде. С 1923 работал в т-рах Ленинграда и Москвы, писал агитобозрения для т-ра малых форм Пролеткульта. Начал печататься в 1930. Первые пьесы: "Шестеро любимых" (1935), "Дальняя дорога" (обе 1935). С 1939 вместе с реж. В. Н. Плучеком руководил Гос. театр. моск. студией, где в годы войны силами студийцев (А. Галич (А. Гинзбург), И. Кузнецов, Вс. Багрицкий, З. Гердт и др.), создана пьеса "Город на заре" (1941) - героич. поэма о молодежной стройке в тайге. Выдающийся мастер сов. романтич. мелодрамы, А. сумел подчинить этому жанру все без исключения события реальной жизни: от покорения Енисея и ленингр. блокады до собственно любовных историй людей всех возрастов, от студентов до пенсионеров. Самая изв. пьеса А. - "Таня" (1938, пост. Т-тра Революции, реж. А. Лобанов, в заглавной роли М. Бабанова) - поэтич. история любви и разочарований "новой" сов. женщины. Лирич. линию продолжили пьесы А. "Ночная исповедь" (1967), "Счастливые дни несчастливого человека" (1968), "Сказки старого Арбата" (1970), "Выбор" (1971), "В этом милом старом доме" (1972), "Вечерний свет" (1974), "Старомодная комедия" (1975), "Ожидание" (1977), "Жестокие игры" (1978), "Воспоминание" (1981), "Победительница" (1983), "Виноватые" (1984). Стремление соединить лирические перипетии с важными ист.-обществ. коллизиями характерно для пьес "Город на заре" (1941-57, опубл. под фамилией А.), "Бессмертный" (1942-86, совм. с А. Гладковым), "Енисейская хроника" (1953), "Годы странствий", "Ведерников" (1954), "Иркутская история" (1959), "Потерянный сын" (1961), "Мой бедный Марат" (1965). На протяжении многих десятилетий пьесы А. - ведущие в репертуаре сов. т-ра, нек-рые из них инсценированы для радио ("Таня", "Мой бедный Марат") и не потеряли актуальности вплоть до кон. 90-х гг. С 1971 А. возглавлял моск. студию молодых драматургов, из к-рой вышли Л. Петрушевская, А. Казанцев, В. Славкин, А. Родионова, О. Кучкина.

Арго

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Аргонавты"

"АРГОНА́ВТЫ" - (назв. от др.-греч. мифа о корабле Арго, на к-ром герои Эллады отправились за золотым руном) - кружок моск. литераторов символистской ориентации и их единомышленников, а также деятелей др. обл. культуры, организац. оформившийся к 1903 (Андрей Белый, Эллис (Л. Д. Кобылинский), С. М. Соловьев). К "А." нек-рое время примыкал А. А. Блок; кружок сыграл свою роль в его лит. самоопределении, идеи "аргонавтизма" нашли отражение в его творчестве (цикл "Молитвы"). Цель кружка - обновление и преображение жизни, понимаемой как феномен, подобный иск-ву, эстетически осознаваемая и пересоздаваемая действительность. Важную роль в развитии идей "аргонавтизма" играл Ф. Ницше с его философией жизни, воспринимавшийся "А." как предтеча и провозвестник нового мира. Утопию "А." наиб. ярко воплощ. А. Белый ("Симфонии", "Золото в лазури"). В 1905-06 "А." изд. лит.-филос. сб. "Свободная совесть". В 1909 мн. из "А." вошли в книгоизд-во "Мусагет".

Аргунов Ив. Петр.

АРГУНО́В Ив. Петр. (1729-1802) - художник. Крепостной кн. А. М. Черкасского, с 1743 - гр. П. Б. Шереметева, в 1770-х гг. - управляющий "миллионным" домом графа на Миллионной ул. в СПб, а с 1788 управляющий моск. домами Шереметевых. Учился у нем. портретиста Г.-Х. Гроота (с 1743 в СПб.); помогал последнему в исполнении икон для царскосельской придв. церкви (образ "Св. Иоанн Дамаскин", 1749). "Умирающая Клеопатра" А. (1750) - первая попытка в России создать картину на античный сюжет. Портреты этого времени, наряду с блестящей живописной манерой, усвоенной от зап.-европ. портрета, сохраняют в себе одновр. и приемы парсунности, с ее установкой на схожесть изображения; для них характерны цветовая плотность, детальная проработка материальности предметов: портреты кн. А. М. Черкасского и его жены М. Ю. Черкасской (1760-е гг.); "Портрет И. И. Лобанова-Ростовского" (1750); "Портрет гр. П. Б. Шереметева с собакой" (1753).

Сильнейшей худож. выразительности А. достиг в камерных, интимных работах: "Портрет супругов Хрипуновых" (1757); "Портрет Толстой, урожд. Лопухиной" (1768); с блеском исполнил парадные портреты с многосложной композицией: портреты гр. В. А. Шереметевой и гр. П. Б. Шереметева (оба - 1760); "Портрет императрицы Екатерины II" (1762); "Портрет контр-адмирала С. К. Грейга" (1770-е гг.). Влияние эстетики классицизма на поздний период творчества А. отразилось на пластичности форм и контуров, цвет становится локальнее: "Портрет неизв. крестьянки в рус. костюме" (1784); "Портрет архитектора М. Н. Ветошникова" (1787). А. - талантливый педагог, сыгравший значит. роль в развитии нац. худож. образования до открытия АХ. Среди его учеников - сыновья А. (см. ниже), а с 1753 - "спавшие с голосу" певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, к-рые были приняты в АХ в 1759 с отличной рекомендацией наставника.

И. П. Аргунов. Портрет Хрипуновой

И. П. Аргунов. Портрет Хрипуновой

Аргунов Ник. Ив

АРГУНО́В Ник. Ив. (ок. 1771 - не ранее 1829) - художник. Второй сын И. П. Аргунова, крепостной гр. Н. П. Шереметева. Портретист. Начал учиться живописи под рук. отца, продолжил образование за границей. Получил "вольную" в 1815. "Портрет неизвестного" (1816) доставил ему звание назначенного в акад., а "Портрет тайного советника сенатора П. С. Рунича" (1817) - д. ч. АХ (1818). Писал портреты Н. Н. Бантыш-Каменского (1811), Г. Р. Державина, крепостной актрисы Шереметевых Т. Шлыковой-Гранатовой (1789) и графини П. И. Шереметевой - быв. актрисы Ковалевой-Жемчуговой (1802), чей портрет, исполненный трагич. силы, написан в последние дни ее беременности (после родов сына Дмитрия она умерла). Хранится в музее-усадьбе "Кусково" (Москва).

Аргунов Пав. Ив

АРГУНО́В Пав. Ив. (ок. 1768-1806) - архитектор. Старший сын И. П. Аргунова, крепостной гр. Н. П. Шереметева. Рисованию и черчению учился у отца, архитектуре - у дяди, Ф. С. Аргунова. Совм. с итал. архитектором Фр. Кампорези и крепостными зодчими А. Мироновым, С. Дикушиным построил дворец, парк, жилые и служебные помещения в подмоск. усадьбе гр. Н. П. Шереметева Останкино (1791-98), с 1793 - гл. архитектор. Совокупное участие в той или иной форме знаменитых современников, архитекторов Дж. Кваренги, И. Е. Старова, В. Бренны послужило основой для общей ориентации и последующей переработки при возведении этого блестящего архит. комплекса. Автор ряда проектов интерьеров дворца.

Аргунов Фед. Сем

АРГУНО́В Фед. Сем. (1716 - после 1768) - архитектор. Двоюродный брат И. П. Аргунова. Крепостной гр. П. Б. Шереметева и его дом. архитектор. Учился в петерб. "Канцелярии от строений", рисованию у А. Матвеева. Совм. с С. И. Чевакинским построил Фонтанный дом Шереметевых в СПб. (1750-52), широко используя барочные формы и лепку в стиле рококо. Во 2-й пол. 1760-х гг. управитель "миллионного" дома Шереметевых в СПб., спроектировал его боковой флигель. Участвовал в застройке подмосковного имения Шереметевых Кусково, интимность и простота к-рого стали типичными для облика рус. усадьбы эпохи рококо; автор проектов павильона "Грот", Кухонного флигеля, беседки "Бельведер" и др., внесшими существ. вклад в общий арх. ансамбль. П. Б. Шереметев в надписи на титульном листе париж. гравюр видов Кусково поместил его имя: "Строения сии изобретены Домовым архитектором Ф. С. Аргуновым".

Павильон "Грот" в Кусково. Проект Ф. С. Аргунова

Павильон

Аргунов Як. Ив

АРГУНО́В Як. Ив. (1784-1830) - рисовальщик и гравер. Младший сын И. П. Аргунова. Преподавал живопись и рисунок в Моск. Якиманском уездном уч-ще (1817) и в 1-й г-зии (1818). В 1815 вместе с братом Николаем получил "вольную". Иллюстрировал издания Н. Н. Бантыш-Каменского "Деяния знаменитых полководцев и министров, служащих в царствование Петра Великого". (М., 1812-13, 1822) и П. П. Бекетова "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям" (М., 1821-24), исполнив для них серию рисунков-портретов.

Ардагаст

АРДАГА́СТ, МУСО́КИЙ, ПИРАГА́СТ - вожди слав. (склавинских) племен посл. трети 6 в. Упомянуты визант. хрониками в связи с войнами Византии против варваров, наступавших на Балканы. Столкновения с племенами славян, руководимыми А., П., М., происходили на небольшой терр. лев. берега Дуная и завершились победой византийцев: славяне были разбиты, обращены в бегство, частью пленены, П. убит.

Ареальная лингвистика

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Ареопагитики"

"АРЕОПАГИ́ТИКИ" - назв., закрепившееся за религ.-филос. соч. 5 - нач. 6 в., написанными от им. Дионисия Ареопагита, персонажа "Деяний святых апостолов" (17, 34). Однако яз., развитое богословское учение, ссылки на факты позднейшей церк. истории, влияние неоплатоников, особенно Прокла, отсутствие упоминаний до нач. 6 в. оспаривают подлинность автора, к-рого в свет. и церк. науке наз. Псевдо-Дионисием. "А." - 4 больших трактата: 1) "О Божеств. именах" - о встречающихся в Библии именах Божиих с разъяснением сущности и свойств Божиих применительно к ним; 2) "О мистическом богословии" - о мистич. единении души с Богом; 3) "О небесной иерархии" - о царстве небесных духов, их природе, свойствах и классификации (три триады); 4) "О церк. иерархии" - о Церкви как об отражении духовного мира, устроенной в соответствии с тем же принципом разделения на триады, что и небесная иерархия (3 таинства: крещение, евхаристия, миропомазание; 3 степени священства: диакон, священник, епископ; 3 состояния верующих: монах, член общины, несовершенный). Доп. к трактатам - 11 посланий к разным лицам и пастырские наставления.

В системе богопознания "А." Божеств. существо непознаваемо и неизреченно. Оно изливается световыми эманациями в материю, в к-рой угасает. Путь к Богу состоит из двух ступеней - очищения (катарсиса) и "выхода из себя" (экстаза). Идея экстаза связана с идеей эроса. Душа, вдохновленная любовью к Богу, "выходит из себя" и устремляется к недостижимому объекту своего желания. Движение это представляется автором как пост. и бесконечное приближение к Богу, бытие к-рого неисчерпаемо.

Преп. Максим Исповедник написал к "А." комментарии, на них ссылались все позднейшие визант. богословы; мн. в литургич. жизни возникло под их влиянием. На Западе "А." были невразумительно пер. на латынь Гильдуином (9 в.), лучше (но с ошибками) - Скотом Эриугеной (10 в.) значит. повлияли на великих схоластов, и особенно на Николая Кузанского, Дж. Бруно, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино (к-рый написал комментарий к собств. пер. "О Божественных именах").

С 14 в. "А.", уже пер. на сирийский, араб., армян., коптский, эфиопский и груз. яз., изв. в России по пер. серб. инока Исайи (1371). Влияние "А." на обществ. мысль и культуру Др. Руси проявилось у создателей фресок и икон "Премудрость создала себе дом", автора "Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго", на Ивана Грозного, протопопа Аввакума. Интерес к "А." достиг апогея в 17 в. Нов. ред. пер. осуществил в 17 в. Евфимий Чудовский; вплоть до 1-й трети 19 в. появлялись новые слав. пер.

Соч.: Великии Минеи Четии. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 266-787; Памятники пер. и рус. лит-ры 14-15 вв. Л., 1987. С. 158-199.

Лит.: Прохоров Г. М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в др.-рус. лит-ре: (Пробл. и задачи изучения) // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. Л., 1976. Т. 31. С. 351-361.

Арестантские роты

АРЕСТА́НТСКИЕ РО́ТЫ - военно-исправит. формирования в 1823-1870 гг. Учреждены в форме воен. рот, комплектовались из арестантов, приговоренных к каторжным работам заключение в А. Р. заменяло ссылку в Сибирь. Арестанты использовались для произ-ва тяжелых работ: мощения улиц, стр-ва гидротехнич. сооружений, крепостей и пр. С отменой воен. режима преобразованы в Исправительные арестантские отделения граждан. ведомства.

Предыдущая страница Следующая страница