Статьи на букву "А" (часть 12, "АРЕ"-"АРХ")
АРЕ́ФЬЕВ Ал-др Влад. (1931-78) - живописец, график; один из лидеров ленингр. андеграунда. Творчество А. носило эксперим. характер, отличалось широтой тематич. диапазона преим. гротесковых социальных сюжетов, передачей насилия, страсти, подавленности. Патетика и драматизм нашли выражение в экспрессии рис. и живописи, обобщености и жесткости форм, преобладании аскетич. гаммы открытых локальных тонов ("Прометей", 1965; "Психоз", 1968; "Павел I", до 1977, и мн. др.). Лит.: Ленингр. андеграунд: Начало. Л., 1990; Художники "Газа-Невской культуры" / Авт. ст. Е. Ю. Андреева. Л., 1990; Тигонен Т. "Я хотел сберечь краски..." // Уроки гнева и любви. СПб., 1993. Вып. 4. С. 265-271. |
АРЖАК Н. - см. Даниэль Ю. М. |
"АРЗАМА́С" - лит. об-во в Пб. (1815-18). Объединяло сторонников Н. М. Карамзина - В. А. Жуковского (секретаря "А."), К. Н. Батюшкова, А. Ф. Воейкова, П. А. Вяземского, Д. В. Дашкова, Д. Н. Будова, В. Л. и А. С. Пушкиных, А. И. Тургенева и др. Деятельность "А." имела гл. обр. лит.-полемич. характер и была направлена против "Беседы любителей рус. слова", орг. формы, ритуалы, эстетич. и обществ. принципы к-рой пародировались "арзамасцами". Вступившие в "А." в 1817 участники декабристских орг-ций М. Н. Муравьев, М. Ф. Орлов и Н. И. Тургенев пытались сориентировать об-во на обсуждение полит. вопросов. Однако возникшие при этом разногласия, а также прекращение деятельности "Беседы..." - осн. оппонента "А." - привели к распаду об-ва. |
АРЗАМА́ССКАЯ ШКО́ЛА (также Ступинская школа) - первая частная худож. школа в рус. провинции (г. Арзамас, 1802-62). С 1809 под покровительством АХ. Основатель и рук. (до 1861) - А. В. Ступин. А. Ш. развивала традиции рус. жанровой живописи. Лучшие ученики А. Ш. продолжили обучение в АХ (И. Горбунов - в классе проф. А. Е. Егорова, М. П. Коринфский - в кл. проф. А. Н. Воронихина). Б. помощь А. Ш. оказывал А. Г. Венецианов. Ученики занимались росписью соборов и иконостасов (в т. ч., иконостаса церкви в г. Починки, 1820). В А. Ш. учились также живописцы Н. М. Алексеев, П. П. Введенский, И. К. Зайцев, В. Е. Раев, Н. Е. Рачков, А. Д. Надеждин, В. Н. Бовин, Р. А. Ступин, В. Г. Повер и др. Лит.: Званцев М., Ступин А. В. Арзамасская худ. школа. Горький, 1941; Корнилов П. Арзамасская школа живописи 1-й пол. XIX в. Л.; М., 1947. |
АРИЕ́ТТА (итал. arietts, уменьшит. от aria) - разновидность арии, отличающаяся меньшей продолжительностью, упрощенностью изложения и, как правило, двучастной формой. Контраст арии и А. использован Н. А. Римским-Корсаковым в "Снегурочке" для двусторонней характеристики гл. героини: в развернутой яркой арии героиня предстает с "внешней" стороны, следующая же далее скромная и проникновенная А. открывает сложный внутр. мир Снегурочки. |
АРИ́НА РОДИО́НОВНА - см. |
АРИО́ЗО (итал. arioso - вроде арии) - 1) фрагмент оперы, кантаты или оратории, в к-ром мелодия солирующего голоса в сопровождении оркестра оказывается более напевной, чем в речитативе, но более простой и скромной, чем в арии. В оп. композиции зачастую завершает речитатив и предшествует арии, хотя может обладать композиц. целостностью, превращаясь по сути, в небольшую арию; 2) обозначение раздела в любом муз. сочинении, указывающее на певучий характер мелодии; 3) исполнит. указание, предписывающее приблизить манеру игры на инструменте к пению. |
А́РИСТОВО СОГЛА́СИЕ (А́ристовщина) - течение в старообрядчестве, согласие федосеевского толка, основанное петерб. купцом В. К. Аристовым (1763-19) после федосеевского собора 1809, к-рый менее сурово, чем первые федосеевцы, отнесся к вступлению в брак, к контактам старообрядцев с "внешними" и участию их в обществ. делах. Аристовцы не приняли решений собора и выделись в отд. согласие, отвергавшее молитвы за царя, участие в обществ. жизни, воинскую службу и вступление в брак. До 1840-х гг. (пока существовала молельня Аристова) аристовцы собирались на общие богослужения, позже сложилась традиция молиться порознь перед медным образом. В 19 в. А. С. распространилось в Архангельской и Олонецкой губ. Видные деятели А. С. - В. К. Аристов и А. О. Бумажников (?-1814), известные среди старообрядцев как ревностные хранители веры, собиратели древностей, знатоки истории старообрядчества. Сейчас общины А. С. неизвестны. |
АРИСТОКРА́ТИЯ (от древнегреч. αριστενζ - лучший и κρατοζ - власть; букв. власть лучших) - в совр. словоупотреблении может означать: 1) людей, принадлежащих к правящей элите об-ва; 2) потомков традиционно вошедших в историю родов А., даже независимо от их отношения к власти; 3) людей, исповедующих высокие моральные принципы и кодекс поведения А. ("аристократы духа"). Древнегреч. полит. теория выделяла три возможные формы правления: монархию (единоличную впасть), демократию (правление народа) и А. (власть лучших и избранных). В теории А. мыслилась как господство людей, превосходящих других по своим физич., умств. и нравств. качествам. Доп. компонентом считалось знатное происхождение, реально ставшее главным критерием принадлежности к А. Греч. полит. мыслители (Платон, Аристотель) отличали А. от олигархии, обозначающей власть наиболее богатых или наиболее влиятельных и политически активных людей. На практике грань между А. и олигархией часто стиралась. Постепенно осн. смыслом слова А. стало обозначение не формы правления, а правящей элиты об-ва. Как социальный слой А. играла большую роль в об-вах Др. Востока и античности, практически господствовала в ср.-вековой Европе, была весьма значима в Рус. гос-ве. Принадлежность к А. определялась происхождением или социальным положением. А. вырабатывает определенную этику и кодекс поведения. Как правило, А. составляет элиту воен. организации об-ва. Крушение господства А. начинается во время бурж. рев-ций. В Зап. Европе к А. относились герцоги, графы, бароны, виконты и др. В рус. истории можно выделить боярскую и дворянскую А. В истории России роль А. была существенно ограничена: сначала - властью самодержавия (террор Ивана Грозного в 16 в.), затем - быстрым развитием значит. бюрократич. слоя и гос-ва, служилым значением дворянства, доступ в к-рое был достаточно открытым для выходцев из низших слоев, согл. их социальным заслугам. Все это вело к нсторич. ослаблению рус. А., преобладанию бюрократич. элементов в управлении гос-вом, церковью, об-вом, отчуждению нар. масс от верховной власти и, наконец, к росту народнич. демократизма (с присущим ему культом прямолинейного соц. равенства) в сознании интеллигенции. Тем не менее вплоть до Февральской рев-ции рос. гос-венность ориентировалась в осн. на дворянство, хотя после 1861 оно не могло уже быть реальной соц. опорой верховной власти. В этом обстоятельстве заключалась одна из причин политич. неустойчивости и стремительного падения рус. монархии. Лит.: Коркунов М. Рус. гос. право. 2-е изд. СПб., 1893. Т. 1; Тихомиров Л. Демократия либеральная и социальная. М., 1896; Его же. Монархическая государственность: В 4 ч. Ч. 3. Рус. гос-во. М., 1896; Ильин А. И. Наши задачи // Юность. 1990. № 8. |
А́РИЯ (от итал. aria - песня, мелодия, мотив) - 1) с 17 в. раздел оперы, оратории или кантаты - сравнительно продолжит. и композиционно самостоят. (т. е. способное исполняться вне контекста) соч. для солирующего голоса в сопровождении оркестра. Отличается от песни усложненностью мелодии и аккомпанемента, эл-том виртуозности (порой предельной) в вокальной партии, а от речитатива - напевностью и композиц. целостностью. В итал. оп. 2-й пол. 18 в. сформировался тип 3-частной А. да капо (aria da capo), где после 2-й части повторяется первая (по схеме ABA). А. да капо послужила базовой моделью для многообразия послед. композиц. оформлений А. В 18 в. зап.-европ. опера выработала ряд типовых А., в т. ч. aria cantabile (певучая, медленная A.), aria di bravura (яркая, виртуозная A.), aria lamento (медленная, скорбная А.). В оп. драматургии А. служит гл. обр. для автохарактеристики персонажа (т. н. ария-портрет) или эмоц. обобщения сложившейся к данному моменту сюжетной ситуации. Стандартизация жанра, а также замедление (а то и полная остановка) в нем сценич. действия неоднократно вызывали попытки исключить А. из оп. спектакля. Однако реформаторские порывы всегда вызывали контрреформаторские новации: так, в 18 в. А. В. Моцарта противостояли реформе Глюка, в 19-м А. Дж. Верди - реформе Р. Вагнера, А. П. И. Чайковского и Н. Римского-Корсакова - изгнанию А. из опер Мусоргского; в 20 в. последоват. защитником А. выступал в своих оп. И. Стравинский. Развитие А. в 19-20 вв. вело к большему насыщению ее эл-тами сценич. действия и к б. плотной спаянности с окружающими фрагментами музыки. В рус. опере А., начиная с комич. опер композиторов 18 в. (Пашкевич, Фомин), обнаруживает тяготение к интонациям нар. песни и бытового романса, что прослеживается вплоть до опер, кантат и ораторий Прокофьева и Дм. Шостаковича. Традиция, заложенная в оп. М. И. Глинки, определяет в рус. А. решит. преобладание эмоц.-психологич. характеристики героя или ситуации над демонстрацией виртуозных возможностей солиста; 2) концертная пьеса для солирующего голоса с оркестром; 3) инструмент. пьеса, как правило, обладающая певучей мелодией. |
А́РКА (от лат. arcus - дуга) - криволинейное перекрытие в стене или пространстве между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и пр. Типы А. многообразны: полукруглые или полуциркульные, стрельчатые, трехцентровые, многолопастные, килевидные, ползучие, подковообразные и т. п. Каждый тип может иметь неск. модификаций; напр., стрельчатая - возвышенная, сжатая, зубчатая и т. п. Впервые А. использовались в др.-рим. арх.-ре - в зданиях, триумф. арках, мостах, акведуках и др. Видоизменяясь в соотв. с требованиями стиля, технич. и технологич. достижениями, А. остаются важным эл-том архитектурн. зданий и градостроительства. В России А. появляется под воздействием визант. и итал. архитектуры. Широко распространены триумфальные А. - разновидность триумф. ворот. |
А́РКА ТРИУМФА́ЛЬНАЯ - см. |
АРКА́ДА - ряд равных по величине арок, опирающихся на столбы или колонны. Может играть чисто декорат. роль или быть существ. частью конструкции здания (др.-рим. Колизей, акведуки). Из рим. архитектуры А. перешла в ср.-век., широко использовалась в зданиях романского стиля в Сев. Италии (фасад собора в Пизе целиком состоит из рядов свободно стоящих А.), за пределами Италии (за искл. романских церквей на Рейне, где сильно итал. влияние) декоративные А. почти всегда являются фактич. частью стены (т. н. стенными А.). В России А. широко распространены в архитектуре торг. рядов (гостиных дворов). Декор стены в виде глухой А. называется аркатурой. |
АРКА́ДЬЕВЫ, братья - спортсмены, тренеры. Бор. Анд. (1899-1986) - футболист, з. м. с. СССР (1942), засл. тренер СССР (1957). Выступал за сборные команды Москвы и ВЦСПС. С 1937 - тренер по футболу. Команды, тренируемые А., 6 раз становились чемпионами СССР, 4 раза - обладателями кубка СССР. Ввел в практику широкоманевренную игру в атаке (1940) в рамках системы "дубль-ве" и игру сдвоенным центром нападения (сер. 40-х гг.). Автор кн. "Тактика футбольной игры". Вит. Андр. (1899-1987) - фехтовальщик, з. м. с. СССР, засл. тренер СССР (1956). Один из основоположников отеч. школы фехтования. Неоднокр. чемпион Москвы и призер первенств страны в личных соревнованиях по рапире и сабле. Тренирует с 1921, под его рук. муж. сборная команда СССР по рапире 8 раз была чемпионом мира в 1959-66. Среди его учеников - чемпионы мира и Олимпийских игр в командном и личном первенствах Н. Аркадьева, Э. Ефимова, Л. Кузнецов, Вас. Лукьянченко, Т. Любецкая, У. Мавлиханов, М. Мидлер, В. Путятин, Д. Тышлер, В. Ягодина. Один из гл. теоретиков фехтования. |
АРМАШЕ́ВСКИЙ Петр Як. (1851-1919) - геолог, минералог. Проф. каф. минералогии Ун-та св. Владимира в Киеве. Создатель школы рус. геологов на юге России. Иссл. терр. Украины и Белоруссии. Занимался геологич. картированием юга России. После взятия Кр. Армией Киева летом 1919 арестован в числе мн. др. по списку членов Клуба рус. националистов в Киеве и немедленно, без суда, расстрелян "в порядке красного террора". "Жертвою преступников законов Божиих и человеческих суждено было погибнуть Петру Яковлевичу. Нельзя забывать этого преступления", - писал в некрологе В. И. Вернадский. |
А́РМИЯ (франц. armee от лат. armo - вооружать) - 1) совокупность вооруж. сил гос-ва; часть вооруж. сил, прежде всего сухопутные войска; 2) часть вооруж. сил, находящаяся на т-ре воен. действий и непосредственно их ведущая (действующая А.). Действующая А. - в отличие от др., находящихся в тылу и предназнач. для пополнения и снабжения, подготовки резервов и т. п., в России появилась при Петре I и впервые официально упоминается в Уставе воинском в 1716. В 18-19 вв. войска действующей А. обычно назывались по т-ру воен. действий (Кавказская А., Дунайская А. и т. п.); 3) оперативное объединение, состоящее из неск. соединений разл. родов войск, предназнач. для выполнения оперативных задач. Возникли в 19 в. |
АРМЯ́К - крест. кафтан прямого покроя, сшитый из армячины (ткань из верблюжьей шерсти). Выделкой армячины и шитьем А. занимались по преимуществу татары Казанской и Оренбургской губерний. Надевался на верхнюю одежду и подпоясывался. Очень жесткий, длинный до пят. А. не годился для работы. В 19 в. А. постоянно упоминается в лит. произведениях, т. к. воспринимался как один из самых характерных элементов рус. крест. одежды, - что побуждало переодеваться в армяк славянофилов (К. С. Аксаков, А. С. Хомяков), а позднее народников. |
"АРМЯ́НСКОЕ РА́ДИО" - цикл или поджанр анекдотов сов. времени (в осн. 60-70-х гг.), с особой вопросно-ответной структурой. Возникли не позднее нач. 1960-х гг. и пародировали существовавший в сов. радиовещании жанр ответов на вопросы радиослушателей. Первоначально их полагалось рассказывать с акцентом ("армянским" или "кавказским"), по формуле "Гражданин X из города Y (часто назывались арм. фам. и топонимы) спрашивает, кто/что/почему/ и т. д." - Отвечаем:...". Комизм анекдотов основывался на наивности ответов, предметом обыгрывания становилась и сама формульная "рамка" ("Отвечаем: на глупые вопросы нэ отвечаем"). Затем формула сократилась до: "Армянское радио спрашивают... Отвечаем...", потом отпали и эти следы "этнической" атрибуции и осталась только структура "вопрос - ответ" (иногда вопрос может предваряться словами: ты/вы знаешь/те, кто/что и т. д.). Подобная вопросно-ответная структура характерна для архаич. текстов, связанных с основными и глубинными мифологическими представлениями и архетипами. "Рассыпание" вопросно-ответного текста на отдельные тексты малых жанров также известно в фольклоре; таково, по нек-рым версиям, происхождение загадки. Видимо, благодаря этим архаическим корням вопросно-ответный тип анекдота оказался наиболее "всеядным", т. е. легче всего впитывал материал "соседних" жанров (напр. городской частушки), тем самым проявляя общую тенденцию совр. анекдота - заместить собой или, по крайней мере, воспроизвести в себе всю систему жанров фольклора. "А. р." (как, вероятно, и вообще анекдоту) свойственна жанровая авторефлексия, ср. напр., анекдот: "Где сидит тот еврей, который сочиняет анекдоты "А. р."?" - "Он еще не сидит". В пропаганде политорганов Сов. армии вполне серьезно утверждалось (м. б., не без влияния вышеприведенного текста), что "А. р." сочиняют "двенадцать профессоров в Париже" (подразумевалось - с подрывными целями); не мог ли повлиять на эту версию факт публикации текстов "А. р." в газете "Русская мысль"? |
АРНО́ЛЬД Арнольд Григ. (наст. фам. - Барский) (1897-1969) - реж. Начал в 1908 как актер в драматич. т-рах. С 1919 - реж. цирка, эстрады, с 30-х гг. также мюзик-холла. Одновременно выступал с танцев. номером, снимался в кино. В 1943-55 - гл. реж. Моск. цирка, в 1956-60 - худ. рук. и гл. реж. Центр. студии циркового иск-ва. Среди пост.: возобновление пантомимы "Черный пират" (совм. с Е. Гершуни) в Ленингр. цирке (1934); представление "Арена дружбы" (совм. с М. Местечкиным, 1955); спортивно-цирковое представление "Загадочный кристалл" (1960), пост. в Плават. бассейне моск. стадиона "Лужники". Поставил ряд программ иллюзион. аттракциона под рук. Э. Т. Кио; в 1959 (совм. с Л. Лавровским) первую программу коллектива "Балет на льду". В 1961 (совм. с М. Рудиной) осн. "Молодежный коллектив". Выпустил первое в мире представление такого рода - "Цирк на льду" (1964). Лит.: Зискинд Е. Режиссер на арене цирка. М., 1971; Никулин Ю. "Почти серьезно..." М., 1979. |
АРНО́ЛЬД Юр. (Георг.) Карл. (1811-98) - комп., муз. критик, иссл. певч. европ. и др.-рус. иск-ва. Учился в Дерптском (Тартуском) ун-те и за границей. Автор оп. "Цыганка", "Инвалид", "Последний день Помпеи", кантаты "Светлана" на текст В. А. Жуковского, увертюр "Ночь на Ивана Купалу", "Борис Годунов" (к драме А. С. Пушкина), романсов, танцев и др. Соч.: Теория др.-рус. церк. и нар. пения на основании автентич. трактатов и акустич. анализа. М., 1880; Гармонизация др.-рус. церк. пения по эллинистич. и византийской теории и акустич. анализу. М., 1886; Теория постановки голоса по методу старой итал. школы и применение теории к практич. обучению красивому образованию певч. звуков. 2-е изд. СПб., 1913. Лит.: Игнатьев Е. И. Памяти Юрия Карловича Арнольда // Иллюстриров. сб. Киев. лит. артистич. об-ва. Киев, 1900. С. 24-30. |
АРРО́ Влад. Конст. (род. 1932) - драматург. Род. в Ленинграде в семье журналиста. Закончил филол. фак-т Ленингр. педагог. ин-та (1955). Печатается с 60-х гг. как дет. писатель. Первая пьеса - "Высшая мера" (1976) - остро-драматич. судебное расследование событий первых дней ленингр. блокады. В драме "Сад" (1979), лирич. к-дии "Пять романсов в старом доме" (1981), к-дии "Синее небо, а в нем облака" (1983) причудливо перемешаны эл-ты эксцентрики и лирики; сем. драма "Колея" (1985), пьеса "Трагики и комедианты" (1990). Наиб. значит. пьеса А. - "Смотрите, кто пришел!" (1981) во мн. определила нравств. поиски драматургии 80-х гг. Критика единодушно отмечала ее сходство с чеховским "Вишневым садом", сюжетное и поэтическое: в особом построении конфликта, где парадоксы жизни с ее подводными течениями и мгновенными перепадами настроения лишь повод для столкновения проблем вечных (таланта и заурядности, человечности и эгоизма, стремлений "быть" и "казаться"). В пьесе отчетливо выражен интерес А. к уже свершившимся изменениям социальной структуры. В разрушении гармонии равно виновны и "наступающие нувориши", и те, кто считают себя интеллигентами. Пьеса широко ставилась в стране и за рубежом. |
АРСЕ́НИЙ (в миру Ал-др Мацеевич) (1697-1772) - церк.-полит. деятель, писатель учился в Киевской духовной Академии. В 1716 постригся в монахи, в 1730 направлен проповедником в Тобольск, в 1733-34 обращал в православие стараообрядцев на Рус. Севере. Участник Камчатской эксп. 1734-37. В 1737 прикомандирован к митрополит. Амвросию (Юшкевичу), в 1741 получил сан митрополита Сибирского, по болезни был переведен в Ростов Великий, где был правящим архиереем (1742-63). Стоял в резкой оппозиции к светской власти, игнорируя мн. постановления Духовного регламента 1721, настаивал на удалении светских чинов из Св. Синода и восстановлении патриаршества. Особенно обострились его отношения со светской властью после воцарения имп. Екатерины II, решившейся на секуляризацию монастырских владений. В нач. 1763 А. совершил чин отлучения против "насильствующих и обидящих святые Божии церкви и монастыри", а вскоре посылал в Св. Синод письма аналогичного содержания. По требованию имп. Екатерины II арестован, лишен сана и сослан монахом в Николо-Корельский мон. Однако и в монастыре А. не желал "каяться", продолжая неодобрительно отзываться о проведенной пр-вом Екатерины II секуляризации монастырских имуществ, выражал сомнение в легитимности ее власти, сочувствовал вел. кн. Павлу Петровичу. В 1767 арестован по доносу, лишен монашества и под именем "Андрея Враля" заточен в Ревельской крепости, где и скончался. На Поместном Соборе Рус. правосл. церкви 1917-18 А. оправдан и восстановлен в монашестве и митрополичьем сане. Лит.: Попов М. С. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский, СПб, 1905. ----------------------------------- АРСЕ́НИЙ (в миру - Авксентий Георг. Стадницкий) (1862-1936) - церк. деятель и богослов. Окончил Киевскую духовную академию (1895), д-р церк. истории (1904). В 1895 пострижен в монахи, с 1896 - иеромонах, состоял на духовной-учебной службе. С 1898 - ректор Моск. духовной академии, с 1899 - в сане епископа. С 1903 - епископ Псковский, с 1907 - архиепископ, с 1910 - архиепископ Новгородский, с 1917 - митрополит. С 1907 - чл. Гос. Совета. Активный участник Поместного Собора 1917-18, один из 3 канд. в патриархи. После окт. 1917 подвергался арестам, в 1922 отстранен от управления Новгородской епархией и выслан в Ср. Азию. С 1927 чл. Св. Синода. С 1933 - митрополит Ташкентский. Исследователь церк. старины, автор многочисл. богословских и церк.-ист. трудов. С 1993 в Новгородской епархии устраиваются "Арсениевские чтения" (вышло 2 сб. мат-лов). |
АРСЕ́НЬЕВ Конст. Ив. (1789-1865) - географ, статистик и историк. Акад. (с 1836), проф. Петерб. ун-та (с 1819). Член-учредитель ИРГО. Окончил Костромскую семинарию и Петерб. пед. ин-т. А. принадлежит первая попытка научно обоснованного экономич. районирования России. Автор учебника "Краткая всеобщая география" (1849), к-рый выдержал 20 изд. Полная Жуковская премия ИРГО (1849). |
АРСЕ́НЬЕВ Ник. Сер. (1888-1977) - историк религии и рус. культуры, правосл. богослов. Окончил Моск. ун-т (1910), с 1914 - приват-доцент там же. С 1918 проф. Саратовского ун-та. С 1920 в эмиграции. Проф. в Кенигсберге (с 1921), в 1926-38 - богословского православного ф-та Варшавского унта. С 1948 проф. Нового Завета и апологетики в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Читал лекции во мн. ун-тах Европы и Америки. Видный деятель экуменич. движения, своими трудами внес значит. вклад в ознакомление Запада с духовной культурой православия. Соч.: Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1930; Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933; Из жизни Духа. Варшава, 1933; Из рус. культурной и творч. традиции, Франкфурт, 1958; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966; О Достоевском. Брюссель, 1972; Единый поток жизни. Брюссель, 1973; О "превозмогающем богатстве" Божием и о Св. Писании. Нью-Йорк, 1974; Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974; Из рус. культурной и творч. традиции. Лондон, 1992. |
АРТАМО́НОВ Леон. Конст. (1859-1932) - географ и путешественник. Окончил Акад. Ген. штаба (1888). Был прикомандирован к дипломат. миссии в Абиссинии. Совершил путешествие к Белому Нилу. За географич. работы на Кавказе, в Персии, в Ср. Азии и в Абиссинии удостоен зол. медали им. Ф. П. Литке ИРГО (1899). |
АРТАМО́НОВ Мих. Илларионович (1898-1972) - один из основоположников сов. археологии, исследователь фундамент. проблем др. истории и культуры Вост. Европы. Наиб. существенный вклад А. внес в разработку истории скифов по письменным источникам и материалам археологии, истории поздних кочевников юж.-рус. степей (хазар, болгар, авар, венгров, половцев и др.), проблемы происхождения и расселения славян. Плодотворно работал над вопросами истории др.-рус. изобразит. иск-ва, теоретич. проблемами археологии. Руководил 30 археол. эксп., в т. ч. такой крупной, как Волго-Донская. Возглавлял головное археол. учреждение страны - Ин-т истории материальной культуры (ИИМК). В течение 15 лет (с 1951) был дир. Гос. Эрмитажа. С 1926 - преподаватель Ленингр. ун-та (с 1935 - проф.). В 1948-1951 проректор и один год ректор ЛГУ. С 1945 зав. каф. археологии ист. ф-та. Был д. ч. Польской АН, поч. ч. Шотландского королевского об-ва любителей древности. Автор более 150 статей и 11 монографий. |
АРТАМО́НОВА (Воронина) Инга Григ. (1936-66) - спортсменка, конькобежка, з. м. с. (1962). Единств. сов. конькобежка - обладательница четырех лавровых венков, абсолютная чемпионка мира (1957, 1958, 1962, 1965), 5-кратная абсолютная чемпионка (1956, 1958, 1962-64) и 18-кратная чемпионка СССР на отд. дистанциях. Рекордсменка мира (1956-58, 1962-65). Лучшие достижения: 500 м - 44,9 сек., 1500 м - 2 мин. 19,0 сек., 3000 м - 5 мин. 6 сек., многоборье - 189,033 очка. Награждена орденом "Знак почета". Автор книги "Я учусь ходить по земле" (М., 1967). Трагически погибла. |
АРТЕ́К - междунар. дет. лагерь отдыха. Осн. на ю.-в. Крымского п-ова, на берегу Черного моря, у подножия г. Аю-Даг, рядом с пос. Гурзуф 16 июня 1925 как палаточный лагерь для 320 детей. Идея создания лагеря принадлежала рус. врачу З. И. Соловьеву. Совр. А. вытянулся на 7 км вдоль побережья, является аггломерацией неск. лагерей-дружин ("Прибрежной", "Лазурной", "Горной", "Хрустальной" и др.). Микроклимат А. обладает прекрасными качествами (ср. темп-pa июля и авг. не превышает +24 гр.). Осн. внимание в здравнице уделено климатолечению: солн. и воздуш. ванны, купание закаливают более 30 тыс. детей ежегодно. |
АРТЕ́ЛЬ - добровольное объединение людей для совмест. трудовой деятельности (по социальному положению и проф. подготовке). Напр., промысловая А. объединяет людей для произв-ва определ. вида товаров с обобществлением средств произ-ва, занимающихся в мастерской или на дому. А. инвалидов объединяет инвалидов войны и труда. Рыболовецкая А. организуется для совм. ловли рыбы и ее реализации. С развитием с. х. связана деятельность земледельч. А. Первые опыты по их созданию в России относятся к 70-м гг. 19 в. К нач. 1916, по неполным данным, в России было учтено 107 земледельч. А. После Окт. рев.-ции с.-х. А. была признана, наряду с совхозом, с.-х. коммуной и тов-вом по совм. обработке земли, одной из форм соц. земледелия. С завершением сплошной коллективизации стала единств. формой колхозного движения. |
АРТЕ́ЛЬ ХУДО́ЖНИКОВ в Петербурге - первое в России объединение демократически настроенных художников во главе с И. Н. Крамским. Образовано в 1863 группой учеников АХ (А. И. Корзухин, А. Д. Литовченко, Ф. С. Журавлев, К. Е. Маковский, А. И. Морозов и др.), отказавшихся писать конкурсную дипломную работу на заданную тему и демонстративно вышедших из Академии (т. н. "бунт четырнадцати"). А. Х. сыграла важную роль в развитии рус. реалистич. демократич. иск-ва. Объединение являлось предприятием для совм. выполнения заказов, существовало до нач. 70-х гг.; мн. члены А. Х. перешли в Тов-во передвижников. Лит.: Пунина И. Н. Петербургская артель художников. Л., 1966. |
АРТЁМ Ал-др Род. (наст. фамилия - Артемьев) (1842-1914) - актер. Род. в семье крепостного крестьянина Рязанской губ. В 1878 окончил Моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Служил учителем рисования и чистописания в г-зии в теч. 25 лет, выйдя в отставку изв. артистом. С нач. 80-х гг. выступил в любит. спектаклях в Москве, с 1888 - участник Об-ва иск-тва и лит-ры, с момента основания МХТ - на его сцене. Наиб. полно дарование А. раскрылось в чеховском репертуаре. Лиризм, мягкий юмор, человечность, теплота - в ролях Шамраева ("Чайка"), Вафли ("Дядя Ваня"), в специально для него написанных ролях Фирса ("Вишневый сад"), Чебутыкина ("Три сестры"). На сцене МХТ А. играл преим. в классич. репертуаре: Богдан Курюков ("Царь Федор Иоаннович"), Кузовкин ("Нахлебник") и др. Чистота души героев раскрывалась в образах Перчихина ("Мещане"), Акима ("Власть тьмы"). |
АРТЕ́МЬЕВ Вл. Андр. (1885-1962), конструктор пороховых ракет. После окончания в 1905 Петерб. г-зии добровольцем участвовал в рус.-япон. войне, за мужество и храбрость произведен в мл. унтер-офицеры. В 1911 окончил Алексеевское воен. уч-ще и в чине подпоручика направлен для прохождения службы в Брест-Литовскую крепостную артиллерию, где с 1915 работал над усовершенствованием осветит. ракет. С 1915 служил в Гл. арт. управлении (ГАУ); с 1921 совм. с Н. И. Тихомировым работал над созданием реактивных снарядов на бездымном порохе. Участвовал в орг-ции Газодинамич. лаборатории (ГДЛ). Сконструировал первую сов. ракету на бездымном порохе (1-й успешный запуск 3 марта 1928), реактивную глубинную бомбу для борьбы с подводными лодками и др. Один из создателей ракетных снарядов для "Катюши". Автор мн. изобретений в обл. ракетной техники. |
АРТЕ́МЬЕВ Эд. Ник. (р. 1937) - композитор. В 1960 окончил Моск. конс. (кл. Ю. А. Шапорина). Среди соч.: оратория "Я убит подо Ржевом" (стих. А. Т. Твардовского, 1963), кантата "Ритуал" (1980), симфония "Пилигримы" (1985), концерт для альта с оркестром (1961), электронная музыка - "Мозаика Венеции" (1968), "Вариации на один тембр" (1970), "Семь врат в мир Сатори" (1974), вок.-инстр. цикл "Тепло земли" (1981). Широко известен как автор музыки к к/ф. ("Мечте навстречу" совм. с В. И. Мурадели; 1963, реж. О. Л. Коберидзе, в к-ром впервые в СССР применена электронная музыка, в т. ч. "Солярис", реж. А. А. Тарковский, 1972; "Молчание д-ра Ивенса", реж. Б. А. Метальников, 1974; "Зеркало", реж. А. А. Тарковский, 1975; "Раба любви", реж. Н. С. Михалков, 1976; "Сыщик", реж. В. П. Фокин, 1980; "Сибириада", реж. А. С. Михалков-Кончаловский, 1979; "Охота на лис", реж. В. Ю. Абдрашитов, 1980; "Несколько дней из жизни Обломова", реж. Н. С. Михалков, 1980; "Остановился поезд", реж. В. Ю. Абдрашитов, 1982, "Без свидетелей", реж. Н. С. Михалков, 1983 и др.), свободно использует выразит. возможности синтезатора, включает в муз. ткань шумовые компоненты, песенный мат-л, созд. др. авторами (А. Градским в ф. "Свой среди чужих, чужой среди своих", реж. Н. С. Михалков, 1974), применение цитатной и коллажной техники в закадровой и внутрикадровой муз. (ф. "Родня", реж. Н. С. Михалков, 1982). Пишет также муз. к мульт. и док. ф. В 1988 удостоен Гос. пр. РСФСР им. бр. Васильевых. |
АРТУ́ЗОВ Артур Христианович (наст. фамилия Фраучи) (1891-1937) - отв. работник сов. органов госбезопасности, один из создателей и рук. сов. контрразведки. В 1907-1908 работал на складе большевистской лит-ры. Чл. РСДРП(б) с 1918. Окончил Петрогр. политехн. ин-т. В РККА - с февр. 1918. В органах ВЧК - с янв. 1919. Участвовал в боях с англ. интервентами и белогвардейцами на с. России. Отличился в ходе операции сов. контрразведки против Б. Локкарта, С. Рейли и др. Организатор операции "Трест" по внедрению сов. агентуры в РОВС, БРП и разложению рус. эмиграции, разгрому "Союза защиты Родины и Свободы" и аресту Б. В. Савинкова (вел допросы последнего, организовывал его процесс). За работу в ОГПУ СССР награжден орд. Кр. Знамени, двумя знаками "Почет. работника ВЧК". После 1934 - нач. Центр. управления НКВД СССР. Арестован 13 мая 1937 по личному распоряжению наркома внутр. дел Н. И. Ежова. Обвинен в участии в "военном заговоре" под рук. М. Н. Тухачевского, под пытками признал себя виновным в шпионаже в пользу Великобритании и Польши. Расстрелян в июле 1937 по приговору воен. коллегии Верх. суда СССР. |
АРХАЛУ́К (ахалу́к) - муж. кафтан без пуговиц из плотной полосатой вост. ткани (шелковой или хлопчатобумажной), т. е. вост. халат. Популярен в России 1-й пол. 19 в. в качестве дом. одежды. "Ахалук мой, ахалук, / Ахалук демикотонный, / Ты - работа нежных рук / Азиатки благосклонной" (А. Полежаев). Позднее словом А. иногда называли другие виды одежды "в вост. стиле". |