Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 13, "АРХ"-"АСК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 13, "АРХ"-"АСК")

Архангел

АРХА́НГЕЛ (от др.-греч. приставки αρχι - главный и αγγελοι - вестник, посол, ангел) - старший ангел, добрый дух. Термин отсутствует в Ветхом Завете, впервые упоминается в Новом Завете применительно к старшему ангелу. Классификацию "небесной иерархии" дал визант. богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит, описав три "лика" ангельской иерархии, каждый из к-рых, в свою очередь, делится на три чина. По классификации Дионисия, А. является вторым чином в третьем, низшем лике (низший лик состоит из ангелов, А. и начал: средний - из властей, сил и господств, а высший - из престолов, херувимов и серафимов). Три А. известны по именам: Михаил - небесный архистратиг (военачальник), ангел-хранитель всех христиан; Гавриил - "Божий посланник", принесший благую весть Деве Марии; Рафаил - ангел-целитель.

Архангел Михаил. Андрей Рублев

Архангел Михаил. Андрей Рублев

Архангельский Ал-др Ал-др.

АРХА́НГЕЛЬСКИЙ Ал-др Ал-др. (1892-1978) - авиаконструктор, участник создания большинства самолетов А. Н. Туполева. Окончил МВТУ (1918), работал в ЦАГИ, ближайший помощник и 1-й зам. А. Н. Туполева Участвовал в создании самолетов АНТ-2, ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), ведущий конструктор пасс. самолета АНТ-9, нач. бригады по самолету СБ. После ареста Туполева руководил его КБ. В это время создан бомбардировщик Ар-2 (модификация СБ). После освобождения Туполева занимался орг-цией серийного произ-ва самолета Ту-2. После войны участвовал в создании всех туполевских машин до Ту-154 включительно.

Архангельский Ал-др Андр.

АРХА́НГЕЛЬСКИЙ Ал-др Андр. (1846-1924) - хоровой дирижер, композитор. С 1862 регент хоров в Пензе, затем в Пб. Вместе с организов. им смешанным хором концертировал по городам России, исполняя нар. песни, духовную музыку, произв. рус. и заруб. классики. Одним из первых ввел в практику церк. пения в России жен. голоса (вместо голосов мальчиков). Автор светских и духовных соч., многочисл. обработок нар. песен.

Архангельский Ал-др Григ

АРХА́НГЕЛЬСКИЙ Ал-др Григ. (1869-1938) - поэт. Род. в семье мелкого служащего. Окончил в 1904 Ейское гор. 4-классное уч-ще. Был учеником телеграфиста, счетчиком-статистиком и др. В революцию 1905 арестован за распространение листовок. В первой кн. стихов "Черные облака" (1919) - следы подражания А. Блоку. Один из зачинателей сов. сатиры, автор басен, частушек, стихотв. фельетонов, подписей под рисунками. Активно сотрудничал в ж. "Крокодил" (1922-32) под псевд. Архип и др., ж. "Лапоть" (1925-32). Наиб. полно дарование А. раскрылось в жанре лит. пародии, превратившейся у него из развлекат. жанра в самобытный род худ. критики (сб. "Пародии", 1927; "Поэтич. пародии", 1934; "Карикатуры-пародии", 1935, и др.). Классикой стали многие пародии А. на поэтов-современников - В. В. Маяковского, В. Казина, Н. Асеева, П. Антокольского, М. Светлова и др. а также пародии в прозе на И. Бабеля, М. Зощенко, В. Шкловского, И. Эренбурга и др. Нек-рые сб. пародий А. изданы с илл. Кукрыниксов.

Архангельское

АРХА́НГЕЛЬСКОЕ - усадебный музейный архит. ансамбль в 20 км к зап. от Москвы. Принадлежал кн. Одоевским, кн. Голицыным (1703-1810), затем кн. Юсуповым (1810-1917). Дворец в классич. стиле (проект 1780, франц. арх. Ш. де Герн, строит-во 1790-х гг. поставлен на склоне террасы и увенчан бельведером. С противоположной стороны перед дворцом - огромный курдонёр, огранич. колоннадой с флигелями и воротами в виде триумф. арки. Интерьеры оформляли крепостной арх. Юсуповых В. Я. Стрижаков (1810-е гг.), арх. Е. Д. Тюрин (1820-е). В центре огромный купольный Овальный зал с хорами и росписью "Амур и Психея" в куполе. Мн. парадные залы, гостиные и кабинеты посв. отд. художникам, произв. к-рых в них собраны: зал античной скульптуры, примыкающие к нему два восьмигранных (символ Вечности) салона, отведенные картинам Г. Робера - чрезвычайно популярного в России рубежа 18-19 вв. "певца античных руин" (лучшее собр. художника в России), зал Дж.-Б. Тьеполо, сделанный специально для двух его полотен о любви Антония и Клеопатры, салон П. Ротари (см.) и др. Богатейшее собрание живописи и скульптуры включает в себя полотна А. ван Дейка, К. Лоррена, Ф. Буше, Г. Ф. Дуайена, С. Торелли (см.), Ш. Лебрена, Э. Виже-Лебрен, Г. Рени; статуи работы Э. Фальконе, И. Витали, А. Кановы и др. От террасы дворца уступами спускается к реке бескрайний партер релярного парка с многочисл. мраморными скульптурами. Его окружает пейзажный парк, где расположены: малый дворец "Каприз", 1819; храм памяти Екатерины II (Е. Д. Тюрин, 1819); т-р (1817-18) с двухъярусным залом, в к-ром сохранились знаменитые декорации П. ди Гонзаго, демонстрация к-рых некогда была самостоят. сценич. представлением; др. церковь Михаила Архангела (1646) с въездными св. воротами 1826 и мн. др. В одной из аллей парка в 1899 поставили бюст А. С. Пушкина, очень любившего А. и воспевшего его в стихотв. "К вельможе". В сов. время в А. был военный санаторий, для к-рого в 1934-37 В. П. Апышковым построено два корпуса.

Салон Гюбера Робера в Архангельском

Салон Гюбера Робера в Архангельском

Архангельское общество изучения Русского Севера

АРХА́НГЕЛЬСКОЕ О́БЩЕСТВО изучения Русского Севера - науч. краеведч. об-во, осн. в 1908 в Архангельске. Организатор инж.-технолог В. А. Ленгауэр, поч. пред. вице-губ. А. Ф. Шидловский. Среди 400 членов - лесопромышленники и купцы (А. Ф. Штольц, Е. И. Шергольд, Э. Я. Клафтон и др.), гор. голова и фотограф Я. И. Лейцингер, секр. статистич. к-та Н. А. Голубцов, инж. путей сообщения П. Г. Минейко; в об-во входили и иногородные члены: этнограф и ученый-селекционер А. В. Журавский, ученый-путешественник Л. Л. Брейтфус, полярные исследователи В. А. Русанов, Г. Я. Седов, А. С. Кучин и мн. др. Об-во издавало "Известия" (ИАОИРС), ставшие одним из лучших краеведч. изданий в России. Подобные науч.-краеведч. об-ва и периодич. издания появились в Вологодской и Олонецкой губ. Всего за время существования об-ва (1908-17) издано св. 200 вып. журнала (с приложениями) и неск. отчетов о его работе.

Архаровец

АРХА́РОВЕЦ - буян, озорник, беспутный человек. По распростран. мнению, первонач. А. именовались сыщики, агенты моск. обер-полицмейстера, а затем губернатора Н. П. Архарова; по др. версии - ставшее нарицат. прозвание солдат моск. гарнизонного полка, носившего имя своего шефа - моск. воен. губернатора И. П. Архарова.

Архаровы

АРХА́РОВЫ братья, гос. деятели. Ив. Петр. (ок. 1740-1815) - ген. от инфантерии (1796), назначен воен. губернатором Москвы, в день коронации имп. Павла I получил в командование Моск. 8-батальонный гарнизонный полк, имевший название "архаровский", в награду - 1000 душ крестьян. В 1797 попал в опалу, сослан в имение Рассказово Тамбовск. губ. В дальнейшем жил гл. обр. в Петербурге и оставил о себе память хлебосольного барина и ком. суровых "архаровцев". Ник. Петр. (1742-1814) - служил в л.-гв. Преображенском полку с 16 лет. В нач. 1770-х назначен моск. обер-полицмейстером, держал в страхе весь город, его подчиненных полицейских называли "архаровцами". В 1777 произведен в ген.-майоры, в 1782 назначен губернатором Москвы, в 1783 - ген.-поручик, в 1784 исполнял должность ген.-губернатора Новгородской и Тверской губ. Занимал пост дир. водяных коммуникаций. Особую славу имел как талантливый сыщик, по этому поводу ходили всевозможные рассказы и анекдоты. Имп. Павел I произвел Н. П. в ген. от инфантерии и назначил при оставлении всех должностей вторым, после наследника, ген.-губернатором С.-Петербурга. В 1797 Н. П. попал в опалу и был вынужден отправиться с братом в Рассказово. После 1801 посещал Петербург и Москву. Скончался в Рассказове.

Археографическая комиссия

АРХЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ КОМИ́ССИЯ - науч. учреждение, созд. в Петербурге в 1834 при Мин-ве нар. просвещения для изд. материалов, собранных в ходе археографич. эксп. В 1837 утверждена как самостоят. науч. учреждение. Издавала актовые мат-лы по истории разл. местностей России, предприняла первое систематич. изд. "Полного собрания рус. летописей" (с 1841), многотомной "Русской ист. б-ки" (с 1872). А. к. выявляла док. материалы по истории России в иностр. архивах, приобретала соотв. док-ты в России и за рубежом. В сер. 19 в. наряду с Петерб. А. к. возникли А. к. в Киеве, Вильне, Тифлисе (Кавказская). В 1826 образована А. к. при Моск. археологич. об-ве. В 1922 Петрогр. А. к. передана в ведение Рос. АН, в 1926 на ее базе созд. Ист.-археографич. комиссия при АН СССР (в 1931-36 - Ист.-археографич. ин-т). В 1956 по инициативе М. Н. Тихомирова созд. А. к. при Отделении истории АН СССР (ныне РАН). А. к. издает "Археографич. ежегодник".

Лит.: Библиографич. указ. изданий Археографии комиссии, 1836-1936, Л., 1985; Копанев А. И. К 150-летию Археографич. комиссии, в кн.: Вспомогат. ист. дисциплины, В. 16. Л., 1985.

"Археографический ежегодник"

"АРХЕОГРАФИ́ЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК" - издание (с 1958) Археографич. комиссии (см.), публикуются ст. по археографии, источниковедению, и вспомогат. ист. дисциплинам, обзоры отд. источников и док-тов, библиография.

Археография

АРХЕОГРА́ФИЯ (от греч. αρχεοζ - древний и γραφω - пишу) - спец. ист. дисциплина, имеющая целью поиск, описание и издание древних рукописей. В России А. развивается с 18 в., когда началось издание летописных и док. памятников. Крупную роль в развитии рус. А. сыграл Н. И. Новиков - издатель "Древней Рос. Вивлиофики". В нач. 19 в. существ. значение имела работа историков, группировавшихся вокруг гр. Н. П. Румянцева - создателя Румянцевского музея. Систематич. поиск древних рукописей начат с образованием Археографич. экспедиции, преобразованной в 1834 в Археографич. комиссию (см.). В 19 - нач. 20 в. изданы многие десятки томов ист. пам. в составе "Актов Археографич. экспедиции", "Актов исторических" и дополнений к ним, "Рус. ист. б-ки", "Сб. рус. ист. об-ва" и др. С 1841 ведется систематич. издание "Полн. собр. рус. летописей" (ПСРЛ) и "Писем и бумаг Петра Великого". После окт. 1917 археографич. деятельностью занимались учреждения АН СССР и ведущие высшие уч. заведения. Среди крупнейших рус. археографов - П. М. Строев, Н. В. Калачев, Н. П. Лихачев, А. А. Шахматов, А. С. Лаппо-Данилевский, С. Б. Веселовский, С. Н. Валк, И. А. Голубцов, Л. В. Черепнин. М. Н. Тихомиров и др.

Лит.: Корнева И. И., Тальман Е. М., Энштейн Д. М. История археографии дорев. России. М., 1969; Добрушин Е. М. История отеч. археографии: совр. проблемы и задачи изучения. М., 1989.

Археологическая культура

АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКАЯ КУЛЬТУ́РА - одно из фундаментальных понятий археологии (см.). По И. С. Каменецкому, А. К. - группа памятников, занимающих сплошную терр., границы к-рой могут меняться, и обладающих объективно существующим сходством материальных и нематериальных признаков, образующих сложную внутренне связанную систему, единообразно изменяющуюся во времени и ограниченно варьирующуюся в пространстве, существенно отличающуюся от аналогичного типа систем, характеризующего др. культуры. Под археологич. памятниками обычно понимают остатки древних поселений (стоянки, селища, городища), погребальные (грунтовые или курганные кладбища и отд. могилы) и культовые (святилища) сооружения, клады, случайные находки. По Л. С. Клейну, А. К. определяется на базе упорядоченной совокупности устойчиво взаимосвязанных типов явлений материального мира, данных нам в археологич. остатках. Признаками А. К. обычно являются типы жилых и хоз. построек, способы захоронения и устройства могил, типы орудий труда, оружия, одежды, орнаментация и т. д. На терр. Вост. Европы выделены десятки А. К. - от эпохи камня до Средневековья. Часто (как правило - в археологии жел. века) А. К. сопоставляется с этнич. образованиями (скифы, сарматы, балты, финны, германцы, кельты). Среди древнейших слав. культур - пражская и роменско-боршевская.

Лит.: Каменецкий И. С. Археологич. культура - ее определение и интерпретация, "Сов. археология", 1970, № 2; Клейн Л. С. Пролема определения археологич. культуры. Там же.

Археология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архив

АРХИ́В (лат. archivum) - 1) учреждение или часть учреждения, осуществляющее собирание, хранение, учет док. материалов, составление к ним справочного аппарата и орг-цию использования док-тов; 2) док. мат-лы, отложившиеся в результате деятельности к.-л. учреждения, отд. лица, семьи, рода. В России А. возникли с появлением письменности - примерно в перв. пол. 10 в. в Киев. Руси. При дворе князей собирались и хранились договоры, грамоты, записи суд. решений, духовные, владельч. и иные грамоты и док-ты разнообр. характера и назначения. Наряду с этим складывались церк. и монастырские А: в соборе Св. Софии и Десятинной церкви в Киеве, в соборе Св. Софии в Новгороде, в Киево-Печерском и Михайловском Выдубецком мон. В 11-13 вв. возникли и частные А. (купцов, ремесленников, помещиков). Во 2-й пол. 16 в. образовался "Царский А.", в 16-17 вв. - А. при органах управления отд. отраслями гос. управления - приказах: Посольском, Разрядном и Поместном. В 17 в. сформировались крупные частные А. родовитых семейств: Строгановых, Безобразовых, Морозовых. В 18 в. при Петре I впервые понятие "А." возникло в рус. законодательстве: юридически закреплен статус при новых гос. учреждениях - Сенате и коллегиях. В 1724 организован Ген. А. старых гос. дел, позднее переим. в Моск. гл. А. Коллегии иностр. дел. В 1780 создан Гос. С.-Петерб. А. старых дел, а в 1782 - аналогичный А. в Москове. В 18 в. возникли хранилища не только делопроизв. док-тов гос. учреждений, но и более широкого характера - А. Петерб. АН, рукописное отделение б-ки Эрмитажа и др. В 1834 образован Гос. А. Рос. империи, каждое мин-во также формировало свой А. До 20 в. личные А. практически не собирались в гос. архивных учреждениях. Исключение составляли в небольшой степени лишь Отделение рукописей Имп. Публ. б-ки, образованое в 1814, и Румянцевского музея в Москве, созд. в 1862. Отсутствовало и единое общегос. управление архивным делом. Несмотря на отд. попытки упорядочения всех элементов орг-ции А., подлинная централизация его оформилась лишь по декрету 1918, в соответствии с к-рым образован Единый архивный фонд Рос. респ., преобразованный впоследствии в общегос. архивный фонд. Управление А. осуществлял Главархив (1918-22), затем Центрархив (1922-29). В дальнейшем А. переданы в ведение НКВД МВД, с 1958 - Гл. архивного управления СССР (с 1991 - Гл. архивного управления РФ). С нач. 1920-х гг. установлены многочисл. ограничения на допуск исследователей к архивным док-там, значит. комплексы док-тов закрыты для исследований. В кон. 1980-х - нач. 1990-х гг. предприняты попытки для снятия ограничений на пользование архивными док-тами.

Лит.: Маяковский И. Л. Очерки по истории архивного дела в СССР, М., 1960; Самошенко В. Н. История архивного дела в дорев. России, М., 1989.

Архив Академии Наук

АРХИ́В АКАДЕ́МИИ НАУ́К - осн. в 1728. Содержит фонды учреждений АН со времени ее основания, а также личные архивные фонды академиков и чл.-корр. АН.

"Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачовым"

"АРХИ́В ИСТО́РИКО-ЮРИДИ́ЧЕСКИХ СВЕ́ДЕНИЙ, ОТНОСЯ́ЩИХСЯ ДО РОССИ́И, ИЗДАВА́ЕМЫЙ Н. КАЛАЧО́ВЫМ" - сб-ки мат-лов и иссл. по истории, лит-ре, фольклору и этнографии России. Публиковал иссл. М. П. Погодина, С. М. Соловьева, Н. В. Калачова, Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского и др. Изд. в 1850-61. Вышли кн. 1-3; кн. 2 состоит из 2 ч.

"Архив князя Воронцова"

"АРХИ́В КНЯ́ЗЯ ВОРОНЦО́ВА" - док. публикация мат-лов из родового архива графов (с 1845 - князей) Воронцовых за период с нач. 18 по сер. 19 в. Осуществлена под ред. П. И. Бартенева. Содержит мат-лы по истории внеш. политики, о востании под предводит. Е. И. Пугачева, А. П. Радищеве, А. В. Суворове, переписку, док. мат-лы о помещичьем и крест. х-ве и др. Вышло 40 тт. (1870-95).

"Архив князя Ф. А. Куракина"

"АРХИ́В КНЯ́ЗЯ Ф. А. КУРА́КИНА" - док. публикация мат-лов из родового архива дипломатов и кр. землевладельцев 18 в. кн. Б. И. и А. Б. Куракиных. Изд. под ред. М. И. Семевского и В. Н. Смольянинова. Содержит док. источники по внеш. политике и социальной истории России. Вышло 10 т. (1890-1902).

Архивариус

АРХИВА́РИУС (архиви́ст) - специалист в обл. архивного дела. В 18 - нач. 20 в. эти термины различались. Первый употреблялся применительно к чиновнику, заведовавшему архивом к.-л. учреждения (в больших самостоят. архивах А. являлся его дир. или управляющим). В России впервые это наименование было использовано в Генеральном регламенте Петра I (1720). В 19 в., с развитием общего образования и системы спец. подготовки архивных работников, термин "архивист" стал постепенно вытеснять из употребления наименование "архивариус", к-рое ныне используется крайне редко.

"Архивные юноши"

"АРХИ́ВНЫЕ Ю́НОШИ" - представители блестящей дворянской молодежи, служившие в 1820-х гг. в Моск. архиве Коллегии иностр. дел и составлявшие кружок любомудров. Выражение введено С. А. Соболевским и проникло как в повседневную речь, так и в лит-ру ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Иван Выжигин" Ф. В. Булгарина, "Моя комната в Вене" П. А. Вяземского).

Архиерейские школы

АРХИЕРЕ́ЙСКИЕ ШКО́ЛЫ - сословные низшие уч. заведения для детей духовенства, открывались в России с 1721 при архиерейских домах. Первонач. в них предполагалось 8-летнее обучение разным наукам, в т. ч. неск. языкам; учащиеся жили в общежитиях при монастырях. В полном объеме намеченные планы не были выполнены. Обучали в осн. чтению и грамматике, и только в нек-рых А. ш. шло обучение лат. и греч. языкам, арифметике. В 1808 А. ш. преобразованы в духовные уч-ща или семинарии.

Архипов Абр. Еф.

АРХИ́ПОВ Абр. Еф. (1862-1930) - живописец, нар. худож. РСФСР (1927). Род. в дер. Егорово Рязанской губ. в семье крестьянина. Учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова и в АХ (1884-86). С 1891 - член Тов-ва передвижных худож. выставок, с 1904 - Союза рус. художников. В ранних жанровых произв. ориентировался на В. Г. Перова и В. Е. Маковского ("В лавке старьевщика", 1882, "Пьяница", 1883, "Посещение больной", 1887). Работал над нар. крест. типами ("Слепой старик", 1883). Выполнял графич. работы для ж. "Ласточка", "Всемирная иллюстрация", "Рус. сатирич. листок". В жанровой живописи развивал лирич. тему, обогатив ее достижениями пленэрной живописи ("Обратный", 1896, "Старик-крестьянин", 1890-е гг.). В 1894-1918 преподавал в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В нач. 1900-х гг. обращается к сев. пейзажу. ("Север. Берег моря", 1900; "Сев. прибрежный пейзаж", 1900-е; "Сев. деревня", 1900). В 1910-х гг. возвратился к жанровой живописи и портретным изображениям ("В весенний праздник", 1913 "Гости", 1914). Используя контрастные сочетания ярких тонов, широкий мазок, создал эмоционально наполненный, насыщенный светом и радостью типический образ рус. крестьянки ("Крестьянка в розовом", 1910-е; "Девушка с кувшином", 1927). С 1924 - член АХРР, в 1918-24 - преподает в худож. вузах.

Лит.: Сарабьянов Д. В. А. Е. Архипов. М., 1958; Ненарокомова И. С. Солнечные полотна А. Архипова. М., 1982.

А. Е. Архипов. Прачки

А. Е. Архипов. Прачки

Архипов Ник. Ильич

АРХИ́ПОВ Ник. Ильич (1887-1967) - историк и музейный работник. До революции преподавал в реальном уч-ще г. Вытегра Олонецкой губ., с 1923 учитель в Петрограде. С 1924 работал в Петергофских дворцах-музеях: пом. хранителя, хранитель музея, с 1928 - зав. Управлением Петергофских дворцов-музеев. В сер. 1930-х гг. пытался противостоять превращению "рус. Версаля" в своеобр. "Луна-парк", всячески сохранял этот памятник. При его содействии было отреставрировано мн-во произв. иск-ва, велась плановая фотофиксация петергофских памятников, что значительно облегчило воссоздание Петергофского ансамбля в послевоенные годы. До 1937 оставался дир. музея, 17 сент. того же года исключен из рядов ВКП(б), членом к-рой был с 1919, 4 окт. арестован по обвинению в использовании своего служебного положения, покровительстве контрреволюц. элементам - б. ч. сотрудников музея, - и врагам народа (при аресте др. сотрудника музея, А. Шеманского писал письма в его защиту и оказывал матер. помощь его семье). Виновным себя не признал, по приговору получил 5 лет трудовых исправит. лагерей, в заключении находился под Соликамском на лесозаготовках, земляных и строит. работах. Его жена Т. П. Архипова, по имеющимся сведениям, умерла во время допроса. Освобожден из лагеря в окт. 1942 с указанием места проживания на ст. Менделеево Коми-Пермяцкого нац. округа. С 1945 ст. науч. сотр. в Гатчине как командированный Гос. инспекцией по охране памятников (ГИОП), позже - бригадир парковых рабочих в Гатчине. В это время нач. ГИОП Н. Н. Белехов отзывается о нем как об "единственном знатоке петергофских памятников искусства", а дир. Гос. Эрмитажа И. А. Орбели приглашает его на работу, после чего А. восстановлен в должности с. н. с. в Гатчине. В 1948-50 - сотрудник Спец. науч.-реставрац. мастерских, 1952-53 - науч. сотр. Павловского дворца, 1955 - ГИОП. В 1956 реабилитирован. Автор мн. частично опубликованных иссл. по истории Петергофа. А. посвящены неск. стихотворений поэта Н. А. Клюева.

Соч.: Сады и фонтаны Петергофа. Л., 1930; Сады и фонтаны Петергофа XVIII в. Л., 1936; Петродворец. Л.; М., 1961; Бартоломео Карло Растрелли. Л.; М., 1964; Прогулка по паркам Петродворца. Л., 1967 (последние 3 - совм. с А. Г. Раскиным).

Архипова Ир. Конст.

АРХИ́ПОВА Ир. Конст. (р. 1925) - певица (меццо-сопрано), педагог, муз. деятель. Нар. арт. СССР (1966). Герой Соц. Труда (1984). По окончании Моск. конс. (кл. Л. Ф. Савранского) на сцене Свердловского (ныне Екатеринбургского) т-ра оперы и балета (1954-56). С 1956 - солистка Большого т-ра. Среди ролей: Кармен, Амнерис, Марфа, Любаша, Марина Мнишек, Азучена. Первая исполнительница на сцене Большого т-ра партий Элен ("Война и мир" С. Прокофьева), Дьячихи ("Ее падчерица" Л. Яначека), Варвары ("Не только любовь" Р. Щедрина) и др. Концертирует с обширным камерным репертуаром (романсы Чайковского, Рахманинова, Свиридова и др.). Гастролировала за рубежом. С 1976 преподает в Моск. консерватории. Пред. правления Всес. муз. об-ва (с 1986).

И. К. Архипова

И. К. Архипова

Архитектура

АРХИТЕКТУ́РА (от лат. architectura - искусство создавать пространство обитания и деятельности, "культурное пространство") - зодчество, строительное искусство, искусство проектировать, искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами гармонии.

А. является необходимым условием осмысленного человеческого существования. Включение А. в строительство - изначальное свойство любой известной культуры. А. отличается от простого строительства, преследующего чисто утилитарные цели, привнесением в него гармонии и содержания. Произведения А., существуя в течение длительного времени, являются средством передачи культурной традиции, эстетических принципов, и тем играют большую роль в духовной жизни общества.

Народное зодчество отличается от профессиональной А. тем, что его традиция передается непосредственно из рук в руки, от отца к сыну, а не от мастера к ученику и не изучением теоретических сочинений. Здесь разница та же, что между фольклором и профессиональной литературой или музыкой.

В европейской культуре принципы А. были изложены в книгах Витрувия, римского автора, подведшего итог античной традиции. Его труды стали основополагающими, начиная с эпохи Ренессанса, когда А. в Европе окончательно стала профессиональной. По Витрувию, польза, прочность, красота есть взаимосвязанные функциональные, конструктивные и эстетические качества А. Их нераздельность характеризует А. как особый вид человеческого творчества, соединяющего утилитарные и художественные задачи. Средством практических решений функциональной и художественной задач А. является строительная техника. От конструктивного решения часто зависит эстетическое воздействие и свойства произведения. Так, огромную роль в истории А. сыграли открытие свода (отсюда арка и купол), его трансформация в готической конструкции, появление металлических балок, изобретение железобетона. Каждое из этих технических новшеств, будучи эстетически осмысленным, стало фактом А. - появились невозможные ранее типы зданий, с организованным по-новому внутренним пространством, планировкой, ансамбли зданий, инженерные сооружения.

Основное средство создания художественного образа в А. - формирование пространства, архитектурная композиция, а также фактура отделочного материала, скульптура и т. д. Культурным пространством является как отдельное здание с составлящими его интерьерами, так и населенное место в целом, с его открытыми пространствами улиц и площадей. Соответственно, к А. относятся создание городов, поселков, регулирование системы расселения (градостроительство), а также садово-парковое искусство и организация интерьера.

Архитектура в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архитрав

АРХИТРА́В (от греч. приставки αρχοζ - главный и лат. trabs - брус) - нижняя из трех горизонт. частей балочного перекрытия здания (антаблемента), имеющая значение осн. конструктивного эл-та и обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах А. - широкая гладкая балка; в ионич. и коринфском ордерах А. состоит из дерева.

Арцеулов Конст. Конст.

АРЦЕУ́ЛОВ Конст. Конст. (1891-1980) - один из первых рус. летчиков, внук худож. И. К. Айвазовского. В 1906 начал заниматься планеризмом, в 1911 при Всерос. аэроклубе, получил диплом пилота-авиатора. В годы 1-й мир. войны - летчик-истребитель. Совершил 200 боевых вылетов, одержал 18 побед. Позднее - инструктор Качинской авиашколы, где в сент. 1916 впервые в России намеренно ввел самолет в штопор и вывел из него. После этого штопор из аварийной ситуации превратился в фигуру высш. пилотажа и введен в курс обучения летчиков-истребителей. В сов. время был инструктором авиашколы, летчиком-испытателем, занимался аэрофотосъемкой. В нач. 20-х гг. один из организаторов кружка "Парящий полет", положившего начало массовому планеризму в СССР.

Арцимович Лев Анд

АРЦИМО́ВИЧ Лев Анд. (1909-73) - физик; чл.-корр., акад. (1946; 1953). Род. в Москве. В 1928 окончил Белорус. ун-т (Минск). В 1930-44 - в Ленингр. физ.-техн. ин-те АН СССР. С 1944 - в Ин-те атомной энергии им. И. В. Курчатова, с 1947 одновр. - проф. Моск. унта. С 1957 - акад.-секр. Отделения общей физики и астрономии АН СССР. Осн. тр. посвящены проблемам атомной и ядерной физики, физики плазмы, управляемых термоядерных реакций. С группой сотр. разработал эл.-магн. метод разделения изотопов (Гос. пр. СССР, 1953, 1971). С 1950 руководил эксперим. иссл. по управляемому термоядерному синтезу в СССР. В 1952 вместе с сотр. открыл нейтронное излучение высокотемпературной плазмы (Лен. пр., 1958). При участии А. впервые получена в лабораторных условиях термоядерная реакция. Итоговый труд - "Управляемые термоядерные реакции" (М., 1961).

Арциховский Артемий Вл

АРЦИХО́ВСКИЙ Артемий Вл. (1902-78) - археолог и историк-славист, АН СССР (1960). Ученик одного из основателей моск. школы археологов В. А. Городцова. По окончании ф-та обществ. наук МГУ (1925) преподавал там же, в 1939 организовал и возглавил каф. археологии ист. ф-та МГУ. Первые науч. иссл. связаны с изучением древностей Москвы и Подмосковья. Широкую известность получили раскопки А. в древнем Новгороде, в культурном слое к-рого были обнаружены письм. док-ты - берестяные грамоты. А. возглавлял коллектив по подготовке издания "История рус. культуры", был ред. археологич. ж. "Сов. археология". Автор неск. сот науч. работ по археологии и истории Древней Руси, историографии, методам археологич. иссл., преподаванию археологии в вузах.

Лит.: Артемий Владимирович Арциховский / Сост. А. П. Епифанова, М., 1973.

Арцыбашев Мих. Пет.

АРЦЫБА́ШЕВ Мих. Пет. (1878-1927) - писатель. Род. в обедневшей дворянской семье, сын исправника. Начал лит. деятельность как беллетрист демокр. направления, близкий к писателям-"знаньевцам", но вскоре отошел от них и даже предпринял ряд изданий (сб. "Жизнь", альм. "Земля"), к-рые, по его замыслу, должны были противостоять сб-кам "Знание". Скандальную известность А. принес роман "Санин" (1907), к-рый был воспринят как натуралистическое произв., написанное на грани порнографии, как проповедь доморощенного ницшеанства, пессимизма, сексуальной распущенности и отрицания обществ. идеалов. Последующие произв. А. ("Миллионы", "Рабочий Шевырев", "У последней черты" и др.) отмечены печатью крайнего пессимизма ("экклезиастизма", по его собств. определению). С 1923 в Варшаве, где вместе с Д. Философовым редактировал газ. "За свободу!".

М. П. Арцыбашев

М. П. Арцыбашев

Арцыбушев Ник. Вас.

АРЦЫБУ́ШЕВ Ник. Вас. (1858-1937) - муз. общ. деятель, композитор. Ученик Н. Ф. Соловьева и Н. А Римского-Корсакова. Участник Беляевского кружка. С 1907 - пред. Беляевского попечит. совета для поощрения рус. композиторов и музыкантов. Член Гл. дирекции РМО и пред. его Петерб. отделения. С 1920 в Париже, рук. изд-вом М. П. Беляева. Автор оркестровых и фортепианных пьес, романсов, переложений для фортепиано в 4 руки ряда произв. Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова.

Аршин

АРШИ́Н (тюркское от перс. ars - локоть) - мера (0,71 м) длины в рус. метрологич. системе, используемая до 20 в. Впервые упоминается в памятниках рус. письменности в кон. 15 в. для измерения ткани; с 16 в. - осн. мера длины в Моск. гос-ве. Усвоенный благодаря торговле с Востоком и вост. по происхождению, термин А. нек-рое время продолжал употребряться лишь в применении к тканям, привозимым из тех же стран. Во 2-й пол. 16 в. использовался для измерения уже всех иностранных и местных тканей. Со временем стал употребляться в качестве меры длины других предметов. Торговая книга кон. 16 в. дает следующие соответствия: 1 аршин - 16 вершков, 3 аршина - 1 сажень. Употребляется также в перен. смысле ("Мерить на свой А.").

Аршинов Вл. Вас.

АРШИ́НОВ Вл. Вас. (1879-1955) - геолог, петрограф, специалист в области микроскопии, петрографии и кристаллооптики. В 1910 (фактически в 1906) осн. на средства отца, моск. купца В. Ф. Аршинова, научно-иссл. Петрографич. ин-т "Литогеа", к-рый сам возглавил. По его предложению в 1918 ин-т национализирован, в 1923 преобразован в Ин-т прикладной минералогии и петрографии; А. перемещён в нем на должность зам. директора, к-рую занимал при послед. реорг-циях и соотв. переименованиях ин-та (в 1925, дважды в 1930 и 1934) до 1935, когда ин-т был переим. в ВИМС (Всесоюзный ин-т минерального сырья); с этого года зав. петрографич. лаб. 6 нояб. 1938 арестован, обвинен во "вредительстве", 8 мес. провел в следств. тюрьме, где ослеп на один глаз. 16 июня 1939 Воен. трибуналом МВО оправдан и освобожден, но не мог печататься в течение 3 лет. Лишенный возможности активно заниматься микроскопич. петрографией, занялся изобретат. и конструкторской деятельностью. Работал также на каф. петрографии МГУ.

Асадов Эд. Арк

АСА́ДОВ Эд. Арк. (род. 1923) - поэт, род. в г. Мары Туркменской ССР в семье учителей, участников гражд. войны; детство и отрочество провел в Свердловске; с 1939 - в Москве. Начал писать стихи с 8-летнего возраста. В 1941 после окончания средней школы ушел добровольцем на фронт; в 1944 в боях за освобождение Севастополя был тяжело ранен и потерял зрение. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1951). Выступил в печати в 1948 с отрывками из автобиогр. поэмы "Снова в строй". В кн. стихов - "Светлые дороги" (1951), "Во имя большой любви" (1962), "Моя звезда" (1968), "Остров Романтики" (1969), "Ветра беспокойных лет" (1975), "Именем совести" (1980), "Сражаюсь, верую, люблю!" (1983), "Высокий долг" (1986) и др. - жизнеутверждающая, гуманистич. тональност; баллады, монологи на совр. темы отличаются безупречной правильностью моральных постулатов. Стихи А. о любви с их проповедью чистоты и добропорядочности пользовались особой популярностью у читателей в кон. 50-х-нач. 60-х гг. Много пишет о природе: цикл "Песнь о бессловесных друзьях (четвероногих и крылатых)" и др. Автор лирич. пов. в стихах "Галина" (1960).

Асанова Динара Кулдашевна

АСА́НОВА Динара Кулдашевна (1942-85) - кинорежиссер. С 1974 - реж. к/ст "Ленфильм", где в 1974 поставила ф. "Ключ без права передачи" (1977) о подростке по сценарию Ю. Клепикова, для чего организовала целый "класс" из юных исполнителей в помещении одной из ленингр. школ, широко используя метод импровизации, характерный для всего ее творчества. Позже, преодолевая нек-рую слащавость, А. обратилась к проблемному публицистич. кинематографу, поставив в 1980-х гг. неск. жестких, "крутых" фильмов о подростках: "Никудышная" (1980), "Пацаны" (1983), "Милый, дорогой, любимый, единственный" (1984). В 1985 А. скоропостижно скончалась во время съемок ф. "Незнакомка" по сценарию Клепикова, также посв. подросткам. Среди др. ф.: "Беда" (1978), "Жена ушла" (1980), "Что бы ты выбрал?" (1981), "Дети раздоров" (1985).

Лит.: Гукасян Ф. Г. Динара Асадова. Л., 1986; Динара Асанова: У меня нет времени говорить неправду: Дневниковые записи, заметки, ст., интервью Д. Асановой и воспоминания о ней. Л., 1989.

Асафьев Бор. Вл

АСА́ФЬЕВ Бор. Вл. (лит. псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949) - музыковед и композитор, муз.-обществ. деятель. Нар. артист СССР (1946). Акад. (1943). В 1908 окончил ист.-филолог. фак-т Петерб. ун-та, в 1910 Петерб. конс. (класс инструментовки Н. А. Римского-Корсакова, кл. теории композиции А. К. Лядова). С 1910 - пианист-концертмейстер балета Мариинского т-ра. С 1904 печатается в ж. "Музыка" и выступает в прессе. В 1919 организовал совм. с С. К. Буличем и С. М. Ляпуновым "музыкальный разряд" в Петрогр. Ин-те истории искусств (ньше Рос. ин-т истории иск-в), рук. Высшими курсами иск-вознания и аспирантурой при этом ин-те. С 1925 проф. истории музыки Ленингр. конс., где по его инициативе создано музыковедч. отделение.

С 1943 в Москве, рук. науч.-исслед. кабинета при Моск. конс., научн. сотр. Ин-та истории иск. АН СССР, консультант Большого т-ра СССР. В 1948-49 гг. пред. правления Союза сов. композиторов.

Огромное науч. наследие А. включает в себя разработку проблем философии музыки, муз. мышления, истории, теории, эстетики и т. д. (обобщаемых понятиями "интонац. фонд эпохи" и "интонационный кризис"), иссл. ист. массивов и творчества отд. композиторов - Глинки, Чайковского, Стравинского, Мусоргского, Глазунова, Прокофьева и др.

Создатель "теории интонации" (как осн. специфич. формы проявления мысли в музыке, к-рая есть "иск-тво интонируемого смысла"), теории муз. развития ("Музыкальная форма как процесс" Л., 1963, и др.).

Писал науч. труды в близкой к худ. форме. ("Симфонич. этюды", в т. ч. гл. о "Пиковой даме" П. И. Чайковского, по стилю близки прозе рус. символизма). Автор 28 балетов, 11 опер, симфоний, романсов, камерных произв., а также кн. "Рус. живопись: Мысли и думы" (Л.; М., 1966).

Б. В. Асафьев

Б. В. Асафьев

Асеев Ник. Ник

АСЕ́ЕВ Ник. Ник. (1889-1963) - поэт. Род. в г. Льгове в семье страхового агента. Детство провел в доме деда, неистощимого фантазера, любителя нар. песен, сказок, прибауток. По окончании Курского реального уч-ща (1909) учился в Москве в Коммерч. ин-те и на фак-тах Моск., а затем Харьковск. унтов. Печатался с 1912. До революции входил в лит. группы, близкие к футуристам: "Лирика", "Центрифуга". С 1923 - в лит. группе "ЛЕФ". Знакомство с В. Хлебниковым сказалось на поэтич. исканиях А., работе со словом, интересе к фольклору. Многое определила дружба А. с В. В. Маяковским (посв. ему поэму "Маяковский начинается", 1936-39). В 20-е гг. наиб. известность получили поэмы "Лирич. отступление" (1924) и "Семен Проскаков" (1928), к-рую поэт называл "стихотв. примечаниями к мат-лам по истории гражданской войны", стихи о декабристах "Синие гусары" 1926), "Двадцать шесть" (1925) - о бакинских комиссарах. В сб. "Лад" (1961) - раздумья о времени, о глубине человеч. духа, о трагизме жизни и ее вечной способности к обновлению. Размышления о теории и истории стиха (должного, по А., "заставить заучить, затвердить мысль") в кн. "Зачем и кому нужна поэзия" (1961).

Асенкова Ал-дра Егор.

А́СЕНКОВА Ал-дра Егор. (1796-1858) - актриса, мать В. Н. Асенковой. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1814 и дебютировала на сцене в пьесе Ж.-Б. Дебуа "Марфа и Угар, или Лакейская война" (переделка А. А. Корсакова). Отлично владела приемами условного изображения определ. сценич. типа в рамках амплуа и имела успех в ролях горничных: Маша ("Пустодумы"), Саша ("Урок кокеткам, или Липецкие воды" А. А. Шаховского), Саша ("Воздушные замки" Н. И. Хмельницкого), Сусанна-Сюзанна ("Фигарова женитьба" Бомарше) и др. А. называли "первой субреткой рус. т-ра".

Асенкова Вар. Ник

А́СЕНКОВА Вар. Ник. (1817-41) - актриса Александринского т-ра. Училась нек-рое время в Петерб. театр. уч-ще, покинула его из-за "отсутствия способностей". К первому выступлению готовилась под рук. И. И. Сосницкого, дебютировала в 1835 ролью Роксаланы в к-дии Ш.-С. Фавара "Солиман II, или Три султана". Природная грация, непринужденность, обаяние принесли А. успех в ролях водевильного инженю: Лиза ("Ножка" Н.-Э. Шапелля, А. Шало и Г. Ваэза), Сонечка ("Ложа первого яруса на последний дебют Тальоны" П. А. Каратыгина), Катенька ("Отец, каких мало" Н. А. Коровкина) и др. Особенно эффектна А. была в амплуа травести, где ей удавалось совместить эротизм содержания и искренность исполнения: Габриэль ("Девушка-гусар" Ф. А. Кони), Лелев ("Гусарская стоянка, или Еще подмосковные проказы" В. И. Орлова), Карл ("15-летний король" Ж.-А.-Ф. Ансело и А. Б.-Б. Декамберусса). Лиризмом были окрашены выступления А. в ролях Софьи ("Горе от ума") и Марьи Антоновны ("Ревизор"), к-рые считались удачно исполненными. После Эсмеральды в инсценировке "Собора Париж. Богоматери" В. Гюго ("Эмеральда, или Четыре рода любви" Ш. Бирх-Пфейфер) актриса появляется в драм. ролях: заглавная роль в "Параше Сибирячке" и Вероника в "Уголино" Н. А. Полевого, Корделия в "Короле Лире" Шекспира. Несмотря на то, что А. недоставало патетич. ноты - обязат. эл-та трагико-драматич. сцены ее времени, А. имела успех и в этих ролях (особенно "тихой и трогательной" Офелии в "Гамлете"). Ранняя смерть этой любимицы публики овеяла судьбу А. романтич. ореолом.

Аскания-Нова

АСКА́НИЯ-НО́ВА - заповедник на юге Украины. Единств. в Европе участок типчаково-ковыльной степи, никогда не обрабатывавшейся человеком. Назван в честь старинного родового поместья Аскания первого владельца этих земель нем. герцога Фридриха Фердинанда Ангальт-Кетенского. В 1855 имение приобрел нем. колонист Эдуард Фальц-Фейн, а его сын Фридрих создал в нем уникальный зоопарк, в к-ром к 1894 содержалось 13 видов млекопитающих и 78 видов местных и заморских птиц. В 1887 на участке целинной ковыльной степи заложен парк пл. 27 га, к-рый с момента основания орошается, т. к. расположен в засушливой безлесой зоне. В апр. 1919 акклиматизац. парк и б. участок целинной степи объявлены нац. заповедником. В 1920 терр. А.-Н. провозглашена первым Гос. степным заповедником. В 1930 учреждения заповедника объединены в Степной ин-т, к-рый в 1932 реорганизован во Всес. н.-и. ин-т гибридизации и акклиматизации животных, с 1940 носит имя акад. М. Ф. Иванова, возглавлявшего в сов. время в заповеднике орг-цию племенного дела. В наст. время А.-Н. - разнообразный комплекс, где занимаются сохранением и изучением природы заповедной степи, интродукцией новых р-ний, акклиматизацией диких животных, усовершенствованием и выведением новых пород домашнего скота. Опытное х-во занимает 22,3 т. га, заповедная степь - 11 т. га, ботанич. парк, коллекции к-рого насчитывают почти полторы тыс. видов, 170 га. В зоологич. парке содержатся редкие птицы и животные почти из всех стран мира.

Предыдущая страница Следующая страница