Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 14, "АСК"-"АШК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 14, "АСК"-"АШК")

Аскеза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аскназий Исаак Львович

АСКНА́ЗИЙ Исаак Львович (1856-1902) - исторический живописец-библеист (т. е. писавший преимущественно на сюжеты Ветхого и Нового Заветов). Последнее позволяло ему, ограничиваясь чисто формальным изображением главных фигур (Христа, апостолов, Моисея, Иоанна Крестителя), игнорировать, по сути, весь смысл воспроизводимого в красках, но сосредотачиваться зато на колоритных второстепенных персонажах. Окончил акад. художеств в Санкт-Петербурге. За картину "Блудница перед Христом" был награжден золотой медалью. Живя в Вене, начал многолетнюю работу над полотном "Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя", оконченную в Риме. Лучшие работы А. - этюды еврейских типов для картин "Родители Моисея", "Наступление субботы", "Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его невесты".

Аскольд и Дир

АСКО́ЛЬД И ДИР - легендарные киевские князья 60-80-х гг. 9 в. Сведения о биографии и деятельности А. и Д. туманны и противоречивы. Согласно распространенному летописному сказанию, А. и Д. - варяги, бояре кн. Рюрика, в 862 отпросились у него для похода на Царьград (Константинополь), достигли Киева, стали его правителями, совершили набег на Царьград. В 882 предводитель сев.-рус. варягов Олег, прибывший в Киев с малолетним Игорем Рюриковичем и огромным войском, хитростью выманил А. и Д. из города, обвинил их в самозванстве и казнил. Оба князя погребены в окрестностях тогдашнего Киева: А. - на Угорской горе (ныне Печерский р-н Киева), Д. - вблизи Софийского собора. По др. источникам, А. и Д. не были соправителями. Во время своего княжения (не позднее 860, но до 882) А. организовал походы на полочан, печенегов, Византию. После заключения мирного договора с греками Аскольдова русь (т. е. его дружина) была крещена. Христ. имя самого А. - вероятно, Николай: этому святому посвящена церковь, построенная позднее на могиле А. У А. был сын, убитый болгарами в 872. О Д. известно, что он владел мн. городами и странами, вел торговлю с мусульм. Востоком.

Аскольдов Сер. Ал

АСКО́ЛЬДОВ Сер. Ал. (наст. фам. - Алексеев) (1871-1945) - философ, сын философа А. А. Козлова (1831-1901). Окончил естеств.-науч. ф-т Пе-терб. ун-та и длит. время совмещал занятия химией и философией. После рев-ции - один из основателей тайного Братства св. Серафима Саровского. Участник сб. "Проблемы идеализма" (1902), знаменитого сб. "Из глубины" (Пг., 1921). С 1928 - в заключении, с 1935 - на поселении в Новгороде, с 1941 - в Германии; ум. в Потсдаме. Особое место А. в рус. религ. философии 20 в. определяется связью его идей не столько с творчеством Вл. Соловьева, сколько с рус. лейбницианством и спиритуализмом 19 в. (прежде всего с творчеством его отца). Для А. характерно скептич. отношение к гипостазированию общих понятий ("всеединство" и т. п.) и попыткам оторвать их от психич. субстрата живой души, от "субстанциальных единств, обладающих самосознанием и активностью". Поэтому важное место у А. занимает критика неокантианства и феноменологии; истины, смыслы и т. п. "не более и не выше того, кто их мыслит". Последовательно отвергая филос. материализм (кн. "Критика диалектич. материализма", изд. в 1944 в Германии), А. считал, однако, что субстанция есть соединение формы (духа) и материи (в аристотелевском смысле "чистой мощи, или энергии"). Мир для А. - система "взаимодействующих монад", причем "известные нам души людей и животных представляют лишь ничтожную часть иерархич. лестницы существ". В отличие от большинства рус. религ. мыслителей А. считал, что "развитие чисто теоретических первооснов христ. метафизики" не должно быть связано с религ.-догматич. концепциями.

Соч.: Осн. проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1900; А. А. Козлов. М., 1912; Мысль и действительность, М., 1914; Сознание как целое. М., 1918; Дух и материя // Новые вехи. Прага, 1945. № 2.

Аскольдова могила

АСКО́ЛЬДОВА МОГИ́ЛА - место погребения др.-рус. князя Аскольда (Оскольда) в Киеве. Согласно летописным сведениям, убит по велению Олега (Вещего) при захвате последним Киева в 882. Захоронен на горе, к-рая называлась Угорской. Спустя 300 лет на этом месте построена церковь св. Николы. До нач. 19 в. на предполагаемом месте А. м. (совр. Печерский р-н Киева) стояла деревянная церковь, перестроенная в 1810 в ротонду. В наст. время ротонда располагается на терр. природно-архит. парка. Известен рис. места A. м., руки Т. Г. Шевченко (1846). По мотивам летописной легенды М. Загоскиным написан ром. "Аскольдова могила", его либретто легло в осн. одноим. оп. А. Н. Верстовского (1835).

Аскоченский Викт. Игн

АСКОЧЕ́НСКИЙ Викт. Игн. (наст. фам. Оскошный, "облагозвученная" им в Отскоченский) (1813-79) - писатель и журналист. Сын священника. Окончил Воронеж. семинарию и Киев. дух. академию (1839), где преподавал нем., польск. яз. и патрологию (см. его соч.: "Киев с древнейшим его уч-щем и Академией", 1856; "История Киевской духовной академии по преобразованиии ее в 1819 г.", 1863). Уволен из духовного звания (1844). Был воспитателем в доме губернатора Юго-Западного края Д. Г. Бибикова (с 1844), советником Волынского губернского правления (с 1846), пред. совестного суда в Каменец-Подольском (1849). Начал печататься в 1839 как поэт и критик; в 1846 выпустил две кн. ("Краткое начертание истории рус. лит-ры" и "Стихотворения"); пробовал силы в драматургии ("Пансионерка", 1848, "Марфа-Посадница, или Падение Новгорода", опубл. 1875). К сер. 1850-х гг. обнаружились осн. черты миросозерцания А., проявившиеся в "антинигилистич." ром. "Асмодей нашего времени" (1857), пов. "Записки звонаря" (1862) и стихотв. сб-ках ("Басни", 1863, "Басни и отголоски", 1869, "Письма с того света пятилетнего брата к своей сестре", 1871), утвердившие за ним репутацию писателя-обскуранта. Ред.-изд. газ. "Домашняя беседа" (1858-77). Умер в отделении для душевнобольных Петропавловской б-цы.

Аснова

АСНО́ВА (Ассоциация новых архитекторов) - объединение архитекторов и художников (Л. М. Лисицкий, Н. А. Садовский, В. Ф. Кринский, Н. В. Докучаев и др.); осн. в 1923 в Москве. Выдвинули как осн. принцип синтеза архитектуры и пластич. иск-в, учет объективных качеств худож. формы и объективных особенностей ее восприятия. Стремились к образной выразительности, динамичности худ. формы, разработали т. н. психоаналитич. метод преподавания; наз. себя "архитекторами-рационалистами": конечную цель видели в создании "рацио-архитектуры", противопоставляя свою работу как старым архитектурным традициям, так и концепции конструктивистов.

Аспектуальность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ассамблея

АССАМБЛЕ́Я (от франц. assemblée - собрание) - форма обществ. увеселит. собраний, своеобр. предшественники публ. балов, организов. Петром I в целях приобщения рус. об-ва к европ. бытовой культуре и утверждения светских отношений между полами. Принимать участие в А. могли высш. дворян. чины, "знатные" купцы, "начальные мастеровые" люди и др. Начало проведения А. датируется 1718 (указ от 26 нояб.), первая А. состоялась 27 нояб. 1718 в доме П. И. Бутурлина, затем они проходили по очереди в домах петровских вельмож. Впоследствии зимний сезон открывался и закрывался во дворце А. Д. Меншикова, летом А. давались только Петром I в Летнем саду. Фактич. А. проводились примерно в 1707-08. Прообразом их послужили нем. семейные вечера, к-рые устраивал на Троицкой пл. трактирщик Ян Фельтен. Порядок проведения А. был достаточно жестко регламентирован, его нарушители в наказание должны были выпить кубок Большого орла (вместимостью 1,1 л с лат. надписью "Доброе дело всегда побеждает"). Об А. сообщалось барабан. боем и объявлениями на фонарных столбах. В день А. к хозяину прибывал ген.-полицмейстер для записи гостей. Начинался праздник в 4-5 час. дня и заканчивался не позднее 10 час. вечера. Около 6 час. обычно приезжал Петр. На А. играли в шахматы, в фанты (дамы), спец. комната отводилась для бесед и курения. Азартные игры были запрещены. Гл. развлечением служили танцы, к-рые делились на церемониальные (полонез, менуэт) и англ. (англез, аллеманд, англ. контраданс и др.). Музыка сперва была духовая, с 1712 часто играл струн. оркестр. Общего стола на А., как правило, не было, хотя в нек-рых богатых домах после танцев подавался ужин, на к-ром дамы сидели вперемежку с кавалерами. В промежутках между танцами предлагались хол. закуски, спиртные напитки, дамам - мед, варенье, чай, кофе, позднее - шоколад и лимонад. А. имели успех в среде, сочувствующей петр. преобразованиям, в т. ч. среди пропетровски настроенного духовенства. Напр., Феодосий Яновский ввел А. для духовных чинов в Москве, проходившие поочередно в мон. и епископ. резиденциях. Это начинание большинством современников воспринималось как кощунство. После кончины Петра А. прекратились, были возобновлены при Петре II (указ от 13 окт. 1727), по его смерти прекратились окончательно, но к этому времени нормы поведения, ради установления к-рых проводились А., уже широко распространились в верхах рус. об-ва. А. имеет также значение высшего органа власти в нек-рых странах и высшего органа на нек-рых междунар. орг-ций.

Ассеманиево Евангелие

АССЕМА́НИЕВО ЕВА́НГЕЛИЕ - глаголический памятник 11 в. (158 пергаментных листов). Представляет собой апракос - служебное Евангелие, в к-ром отрывки текста расположены в порядке недельных богослужебных чтений. Найдено в одном из иерусалимских мон. ученым-востоковедом 18 в. библиотекарем Ватикана И. Ассемани и передано на хранение в Ватиканскую б-ку. Изд. фототипически чеш. учеными И. Вайсом и И. Курцем в 1929 в Праге; в 1955 - И. Курцем в кириллич. транскрипции. Цветное факсимильное изд. осуществлено В. Ивановым, В. В. Мавродиным и А. Джуровым (София, 1981).

Ассигнации

АССИГНА́ЦИИ - бум. деньги. Рус. А. впервые выпущены в 1769 при Екатерине II для покрытия расходов на войну с Турцией. Эмиссию и обмен А. производили ассигнационные банки в Пб. и Москве. Выпускались достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб. и обеспечивались медными монетами. В 1786 выпущены А. достоинством в 5 и 10 руб., обмен к-рых на серебро, а затем и на медь был прекращен. Рост эмиссии А. вызвал их обесценение сравнительно с серебр. монетами (в 1796 1 руб. А. равнялся 68 коп. серебром, в 1812 - 1/3 серебр. руб., а 1839 была проведена девальвация А.: серебр. руб. приравнивался к 3 руб. 50 коп. в А.). В 1843 А. заменены гос. кредитными билетами. Аннулированы 1 янв. 1849.

Ассимиляция

АССИМИЛЯ́ЦИЯ - в языкознании (лат. assimilatio - слияние, усвоение) - фонетич. процесс, состоящий в уподоблении звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания. Различают А. регрессивную, если уподоблению подвергается предшествующий звук, т. к. следующий за ним оказывается более "сильным" (напр., ска/ск/а, где С - результат уподобления по глухости следующему К: сва/д’б/а, где Д - результат уподобления по звонкости следующему Б) и прогрессивную, если уподобляется звук, следующий за более "сильным".

Полнота или частичность А. зависит от свойства сочетающихся звуков (если они различаются только одним артикуляционным признаком, то в результате А. может произойти их полное уподобление: в слове отдать глухой взрывной переднеязычный Т из приставки от- уподобляется по звонкости следующему взрывному переднеязычному д, так что в результате возникает "двойной" согласный (аддат’). В слове же отбить А. частичная, так как согласный Т из приставки от- уподобляется, как и в первом случае, следующему согласному по звонкости, но отличается от него и по активному действующему органу, и по твердости-мягкости (адб’ит’).

А., приводящая к определенным фонологическим сдвигам: в зависимости от позиции в одном и том же слове, может выступать то звонкая, то глухая фонема (долг - долК), то твердая, то мягкая (руКа - руКе). Фонологически проблемная ситуация возникает в рус. яз. тогда, когда согласный, не имеющий звонкого коррелята в системе, оказывается в позиции А. (отец Маши - отец болен, дочь Лены - дочь Бориса, мох мягок - мох горит). Звонкость конечного согласного перед шумным звонким не подлежит сомнению, но в этом случае мы имеем дело с появлением такого аллофона согласных ц, ч, х, свойства к-го "противоречат" его признаковому описанию.

Ассириология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ассонанс

АССОНА́НС (франц. assonance, от лат. assono - откликаюсь) - 1) повтор гласных звуков, преим. ударных; один из осн. приемов инструментовки худ., в особенности стихотв. речи. Напр., А. на "у" М. Ю. Лермонтова:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут;

2) неточная рифма, приблизит. созвучие двух или неск. стихотв. строк, в к-рых при совпадении гласных допускается значит. свобода в отборе и последовательности согл. звуков. Напр.: "царевна - несравненна" (Г. Р. Державин), "молот - город" (А. С. Пушкин); 3) предельный случай неточной рифмы, в к-рой совпадают ударные гласные и не совпадают согласные "но́чь - по́ лесу - тропо́й - о́зеру" (Ю. Верховский). В европ. поэзии А. предшествовал рифме (напр., в романском стихе), являлся основой нек-рых стихотв. форм (напр., кельт. ассонир. стих и др.), в эпоху ср.-вековья был одним из важнейших эл-тов стиха. В рус. классич. поэзии "чистый А." (А. в 3-м значении) встречается крайне редко; рифмы ассонансного типа (А. во 2-м значении) - с усечением или замещением конечного или промежуточного согласного в последних, редуцируемых слогах жен. и дактилич. рифм (ветер - на свете; вечер - нечем), а затем, по аналогии, и муж. рифм, широко распространяются в нач. 20 в. В совр. стихе нередки строфы и даже целые стих., в к-рых пара строк рифмует, а пара - ассонирует (напр., В. Маяковский:

Превращусь не в Толстого, так в толстого

ем, пишу, от жары балда.

Кто над морем не философствовал?

Вода.

Для рус. стиха рифмы ассонансного типа более характерны, чем рифмы диссонансного типа.

Ассоциативное поле

АССОЦИАТИ́ВНОЕ ПО́ЛЕ - наиб. широкое лексич. образование, включающее слова, объединенные ассоциативными связями в самом пространном диапазоне (по социальным, ист., психологич. образным ассоциациям, по сходству, контрасту, аналогии и т. п.).

Напр., по принципу орг-ции А. п. вокруг понятия "белый" могут быть сгруппированы слова: свадьба (белое платье невесты), контрреволюция (белое контрреволюционное движение), зима, Север, Санкт-Петербург (белые ночи), инфаркт (белый халат врача) и т. п.

Лексика в А. п. связана не прямыми, а опосредованными связями. Как элемент лексич. системы А. п. представляет собой самое аморфное лексическое образование с размытыми и трудноопределимыми границами, поэтому редко используется как объект лексикологич. и семасиологич. иссл.

Ассур Леон. Вл

АССУ́Р Леон. Вл. (1878-1920) - ученый-механик. Один из основателей рус. науч. школы по теории механизмов и машин. Создал рациональную классификацию плоских шарнирных механизмов. Предложил методику образования плоских механизмов любой сложности методом последоват. наслоения кинематич. цепей.

Лит.: Артоболевский И. Т., Боголюбов А. Н. Леонид Владимирович Ассур. М., 1971.

Астафьев Вик. Петр.

АСТА́ФЬЕВ Вик. Петр. (род. 1924) - писатель. Род. в крест. семье в Красноярском крае. Участник Вел. Отеч. войны. Работал подсобным рабочим, слесарем в г. Чусовой Пермской обл. В 1953 в Перми вышла первая кн. рассказов А. А. в 1959-61 учился на Высших лит. курсах при Лит. ин-те им. Горького. В 1960-70 публиковались кн. расск. и пов., выдвинувшие А. в число ведущих рус. писателей: "Кража" (1966), "Последний поклон" (1968-75), "Царь-рыба" (1976, Гос. пр. 1978). Ром. "Печальный детектив" (1986), пер. на мн. яз., с беспрецедентной для сов. лит-ры жесткостью высказал свое отношение к совр. реальности, характеризующейся глубоким моральным кризисом.

В творчестве А. вся панорама трагич. сов. истории рассматривается сквозь судьбы простых людей, так или иначе затронутые глобальными катаклизмами. Герои А. стараются "сохранить душу живу" в любых обстоятельствах; при этом А. далек от идеализации своих персонажей. Один из признанных писателей-"деревенщиков", с 1970-х гг. все более ощутимо опирается на нац., христ. дух. ценности.

В. П. Астафьев

В. П. Астафьев

Астафьев Петр Евг

АСТА́ФЬЕВ Петр Евг. (1846-93) - философ, лит. критик и публицист. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та; преподавал в Демидовском лицее и лицее цесаревича Николая. С 1890 - приват-доц. Моск. ун-та. Лит. наследие А. охватывает практически все разд. филос. знания: метафизику и гносеологию, этику и эстетику, социальную философию и философию истории. Осн. ориг. идея А.: только внутр. опыт или "субстанциональное знание субъекта о себе самом" может служить "почвой для единого общечеловеческого мировоззрения". При всем различии внешнего (предметного) опыта, коренные элементы душевной жизни одинаковы даже "у афонского монаха и репортера американской газеты". Понимание знания как "самоведения" снимает противоположность между ним и религ. верой, т. к. последняя определяет "отношение личного духа к трансцендентному" и человеч. душа в своей основе "не от мира сего". На почве внутр. опыта достигается также единство мысли и дела, поскольку "мы знаем себя именно как деятельную волю"; осн. фактор душевной жизни - чувство усилия. Отстаивая возможность "самобытной рус. философии" как учения "о внутреннем человеке в его полноте", А. резко полемизировал с Вл. Соловьевым, отвергая также взгляды последнего на "социальные задачи" христианства; он считал, что, как и Толстой, Соловьев пытается "свести небо на землю". По вопросам политики национально-консерват. взгляды А. наиб. ярко выражены в брошюре "Итоги века" (М., 1891).

Соч.: Чувство как нравственное начало. М., 1896; К вопросу о свободе воли. М., 1889; Вера и знание в единстве мировоззрения. М., 1893; Библ. работ А. см.: Вопр. философии и психологии. 1893. Кн. 18 (ст. Н. Грота и Козлова).

Астафьева Сераф. Ал-др.

АСТА́ФЬЕВА Сераф. Ал-др. (1876-1934) - артистка и педагог балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1895 (кл. Х. Иогансона). В 1895-1905 - артистка Мариинского т-ра. В 1909-11 А. принимала участие в "Рус. сезонах", танцевала партии Клеопатры ("Клеопатра"), Зобеиды ("Шехерезада") и др. В 1914 открыла школу балета в Лондоне. В ней учились А. Маркова, А. Долин, М. Фонтейн - первые звезды молодого англ. балета.

Астахова Анна Мих.

АСТА́ХОВА Анна Мих. (1886-1971) - фольклорист. Род. в г. Кронштадте, в 1908 окончила словесное отд. Пед. ин-та в Петербурге. До 1931 - учитель сред. школы, одновременно читала лекции и вела науч. работу в иссл. ин-те Ленинграда. С 1931 - сотр. Ин-та по изучению народов СССР (затем - Ин-та этнографии АН СССР), в 1935-65 - ст. науч. сотруд. Ин-та рус. л-ры (Пушкинский дом АН СССР), в 1940-50 - проф. Пед. ин-та им. Покровского.

С 1926 - участница, а затем рук. фолькл. эксп. в р-ны Рус. Севера, Вост. Сибири, Ленингр. и Моск. областей. Основная собират. и иссл. деятельность посвящена проблемам былинного эпоса на Севере. Развивая традиции "рус. школы", изучала живую былинную традицию, стремясь понять и раскрыть творч. характер сказительства, выявить закономерности, определившие судьбу былины в ее "сев. период". Пров. анализ сев.-рус. былины как явления крест. творчества, воссоздала целую галерею былинных сказителей и дала науч. систематизацию типов сказит. иск-ва. Полный список печ. трудов // Рус. фольклор. 1956. Т. 1; 1968. Т. 11; 1972. Т. 13.

Соч.: Былины Севера. М.; Л., 1938-51. Т. 1-2; Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948; Илья Муромец. М., 1958. (Лит. памятники); Былины в записях и пересказах XVII-XVIII веков. М.; Л., 1960 (совм. с В. В. Митрофановой и М. О. Скрипилем); Былины: Итоги и пробл. изучения. М.; Л., 1966.

Астахова Пол. Григ

АСТА́ХОВА Пол. Григ. (род. 1936) - спортсменка, гимнастка, з. м. с. (1960). Олимп. чемпионка в упражнениях на брусьях (1960, 1964) и в командном первенстве (1956, 1960, 1964). Чемпионка мира 1958 и 1962 в командном первенстве, Европы 1959, 1961 и СССР 1959-65 в отд. видах многоборья. Абсолютная чемпионка СССР 1959, неоднократная обладательница кубка СССР в 1959-65.

Астериск

АСТЕРИ́СК - (от греч. αστρον - звезда) - диакритич. знак в виде звездочки (*), указывающий на наличие сноски или примечания. При наличии нескольких сносок на странице может быть удвоен и утроен (**) (***). При большем кол-ве сносок на странице вместо А. используется обычно цифровое обозначение. В лингвистич. текстах используется для обозначения праформ, незасвидетельствованных или невозможных форм.

Астрономия народная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асылмуратова Алтынай Абдурахимовна

АСЫ́ЛМУРАТОВА Алтынай Абдурахимовна (р. 1961) - артистка балета. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1978 (кл. И. Зубковской). С 1978 артистка т-ра им. Кирова. Среди ролей: Фея Сирени, Аврора ("Спящая красавица"), Ширин ("Легенда о любви"), Эгина ("Спартак"), Нестан ("Витязь в тигровой шкуре"), Мария ("Проба"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Асият, Сильфида, Медора, Одетта-Одиллия, Китри, Никия, сольные партии в балетах "Тема с вариациями" и "Сиреневый сад". В 1990-91 исполняла в англ. Королевском балете партии Раймонды и Манон Леско. Традиции петерб. школы классич. танца у А. удачно дополняются вост. красотой облика и пластики.

Атаман

АТАМА́Н - 1) предводитель нерегулярного, независимого от гос. власти военного отряда или группы (иногда разбойничьей шайки, банды). Слово А. является древнерус. заимствованием из тюркского яз.; 2) военно-адм. должность в казачьих обл. и в казачьих войсках дорев. России. В Запорожском казачьем войске существовали кошевые и куренные А., в Донском - войсковые, выбираемые войсковым кругом; на время отдельного похода выбирались также походные А. После подавления Булавинского восстания 1707-08 А. Донского войска назначался прав-вом и с 1723 именовался войсковым наказным А. С 1866 он получил права ген.-губернатора и командующего воен. округом. В др. казачьих войсках звание наказного А. носили ген.-губернаторы терр., на к-рых эти войска были расположены, или командующие войсками соответствующих воен. округов. Адм.-терр. единицы казачьих войск (в Донском, Амурском и Уссурийском - отделы, в др. войсках - округа и входящие в них станицы, хутора и т. п.) также возглавлялись А. (окружными, станичными и т. д.). Звание наказного А. всех казачьих войск с 1827 носил наследник престола. Звание А. отменено после окт. 1917 в связи с ликвидацией казачьего сословия (юридически - 10 нояб. 1917, фактически - 25 мар. 1920).

Атеизм

АТЕИ́ЗМ (от греч. αθεοζ - безбожный, нечестивый) - позиция, отвергающая веру в существование Бога или богов. В античную эпоху понятие А. было более широким, чем в поздние времена, и предполагало не только неверие в богов вообще, но и отказ от веры в богов общепринятых, а среди обвиняемых были люди, не являющиеся атеистами в совр. смысле слова (напр. Анаксагор и Сократ). Вместе с тем в античности есть и примеры наст. А.: сомнение в существовании богов (Протагор), отрицание их существования (Продик, Диагор), объявление богов выдумкой правителей с целью удержать остальных в повиновении (Критий), признание богов наряду с утверждением, что их вмешательство в жизнь людей практически ничтожно (Демокрит, Эпикур). В совр. философии различаются неск. вариантов А.: психологич. А. (выражение сомнения в существовании Бога в диапазоне от простого сомнения до полного релятивизма), догматич. А. (выражающий принцип. уверенность в небытии Бога) и практич. А. (отвергающий абсолютность нравств. ценностей и тем самым - бытие Бога и ценность религии). А. в России, зародившись вместе с просветит. вольномыслием кон. 18 - нач. 19 вв., стал одним из доминирующих умонастроений в сер. 19 в. вместе с развитием естеств.-науч. знаний и политич. радикализмом ("нигилизмом"). В сов. период был необходимой частью офиц. идеологии.

Атлантов Вл. Анд

АТЛА́НТОВ Вл. Анд. (р. 1939) - певец (тенор). Нар. артист СССР (1976). Род. в семье солиста Мариинского т-ра. С 1945 учился в Ленингр. хоровом уч-ще им. М. И. Глинки, затем в Ленингр. конс. (кл. Н. Д. Болотиной), по окончании к-рой зачислен в труппу Ленингр. т-ра оп. и балета. В 1962 удостоен Серебр. медали Всес. конкурса вокалистов им. М. И. Глинки. В 1963-65 стажировался в Италии. В 1966 получил Зол. медаль и 1-ю пр. III Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского. В 1967 - первый приз на Междунар. конкурсе молодых оп. певцов в Софии и лауреатство на Междун. конкурсе вокалистов в Монреале. В 1967-88 солист Б. т-ра. Обладает необыкн. красивым голосом поразит. мощи, гибким и упругим, бархатистым и "летящим". Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама" П. И. Чайковского), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. РСФСР (1978). Поч. звание "Каммерзенгера" Венской гос. оперы (1978).

В. А. Атлантов

В. А. Атлантов

Атлас

А́ТЛАС - книж. издание, осн. содержание к-рого составляет не текст, а упорядоченный набор схем, карт, чертежей и иных изобразит. мат-лов нехудож. характера.

Атлас лингвистический

Статья большая, находится на отдельной странице.

Атласов Вл. Вас.

АТЛА́СОВ Вл. Вас. (после 1652-1711) - сиб. казак, землепроходец, казачий голова (1701). В 1695 назначен приказчиком в Анадырский острог и организовал эксп. на Камчатку (1696-1700). Обследовав зап. побережье и часть внутр. р-нов п-ова, А. обложил местные народы ясаком. Доставил первые обширные и достоверные сведения о природе Камчатки и населяющих ее народностях и племенах, первым сообщил о существовании сев. Курильских о-вов. Разрабатывал план второго похода на Камчатку, однако в ходе его подготовки ограбил досчаник с китайскими товарами и был посажен в тюрьму. В 1706 отправлен приказчиком на Камчатку, где своей жестокостью восстановил против себя служилых людей и был зарезан ими во время бунта. Именем А. наз. о-в в Охотском м., река и 2 нас. пункта в Сахалинской обл.

Соч.: Две "скаски"... об открытии Камчатки. В кн.: Записки рус. путешественников XVI-XVII вв. М., 1988.

Лит.: Леонтьева Г. А. Якутский казак В. Атласов - первопроходец земли Камчатки. М., 1997.

Атлетика

АТЛЕ́ТИКА (от греч. ατλητηζ - борец, атлет) (цирковая) - демонстрирование физич. силы человека в художеств.-образной форме. Включает в себя трюковые упражнения с тяжестям (гирями, ядрами, штангами и с т. н. живым весом - люди и крупные животные). Состязания по поднятию тяжестей, борьба и др. соревнования, где демонстрировалась физич. сила человека, издавна были неотъемлемыми элементами праздников и гуляний многих народов мира. В 18-19 вв. демонстрация различных силовых номеров во время народных гуляний, на подмостках балаганов получила большое распространение в России. Большой интерес к подобного рода номерам побудил хозяев цирков включать их в свои программы.

В рус. дорев. цирке были известны такие выдающиеся атлеты, как С. Елисеев, И. Заикин, Г. Лурих, П. Крылов, С. Морро-Дмитриев, А. Моор-Знаменский, И. Шемякин.

Среди известных мастеров сов. цирка: В. Анохин, Б. Вяткин-мл., В. Дикуль, Н. Жеребцов, бр. Нелипович, Г. Новак, А. Осипов, И. Романаускас, В. Херрц.

Атлеты

АТЛЕ́ТЫ - первоначально так назывались участники общегреч. гимнастич. состязаний. А. соревновались в беге на разные дистанции, борьбе, метании диска и т. д. Одержавшие победу А. пользовались в Греции большим почетом и получали в своих городах разл. привилегии. Постепенно происходила профессионализация А. Известно много имен знаменитых греч. А. В Др. Риме соревнования А. не получили широкого распространения. В переносном смысле слово А. изредка использовалось греками для обозначения людей, имеющих большой опыт в политике и воен. деле. Слово А. вошло в совр. рус. яз. и используется для обозначения: 1) цирковых артистов, выступающих с тяжестями; 2) спортсменов высокого класса в любом виде спорта; 3) спортсменов, занимающихся борьбой и тяжелой атлетикой; 4) спортсменов, занимающихся атлетич. гимнастикой; 5) сильных людей, обладающих крепким телосложением.

Атональность

АТОНА́ЛЬНОСТЬ (атона́льная музыка) - термин, возникший в нач. 19 в. для обозначения тех явлений совр. музыки, в к-рых намеренно избегалась опора звучания на одну гл. тональность - тонику (что правильнее было бы называть атоникальностью). Хотя кризис классич. муз. мышления, представлявшего звуковой универсум как систему определ. соотношений 24 тональностей, ощущался еще в музыке романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и существенно усилился на рубеже 19-20 вв. (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин), все же игнорирование характерного для традиц. тональности четкого соподчинения тонов(при главенстве основного тона - тоники) и отказ от единого тонального центра в композиции решительно определились в тв-ве А. Шенберга (в соч. 1907-09) и его последователей А. Берга и А. Вебера. Независимо от этих представителей т. н. Новой венской школы такие принципы А., как равноправие всех 12 тонов хроматич. гаммы, возможность любых их сочетаний в последовательности и в одновременности, свободное употребление диссонирующих созвучий, в 1910-20-х гг. разрабатывались в теории и практике ряда рус. композиторов (Е. Голышев, А. Лурье, Н. Рославец, Н. Обухов). Отд. черты атонального письма можно обнаружить практически у всех крупных композиторов 20 в. Однако, разрушая традиц. для муз. 17-19 вв. систему звуковой орг-ции, сторонники А. скоро ощутили необходимость в создании новых способов упорядочения звуковой материи (додекафония и др.).

Атрибут

АТРИБУ́Т (лат. attributum - приданное) - существ. признак, постоянное свойство ч.-л., неотъемлемая принадлежность. В иск-ве - предмет, служащий пост. устойчивым знаком и отличит. признаком мифологического или реального персонажа или аллегорич. персонификации к.-л. понятия: кадуцей Гермеса, палица и львиная шкура Геракла, лань Артемиды; кепка Ленина, трубка Сталина; меч и книга апостола Павла, косой крест св. Андрея, лев св. Марка; солнечный диск и книга Истины, журавль Бдительности. А. делает узнаваемой изображаемую фигуру (лишь весы и повязка на глазах позволяют нам опознать в женской фигуре персонификацию Правосудия). В иск-тве Др. Руси широко используются традиц. христ. А. С кон. 17 в. в России в связи со сменой худ. яз., его европеизацией и секуляризацией в иск-ве барокко, рококо и классицизма распространяется система символов и аллегорий на основе античной мифологии с соответств. А., наряду с традиц. системой религиозных атрибутов, сближающейся с зап.-европ. А. может употребляться самостоятельно в качестве символа, замещающего сопровождаемую им персону: трезубец Посейдона становится символом морского могущества, может украшать здания морского ведомства и даже стать планировочным решением парка (Петергоф) или города (СПб.).

Атрибуция

АТРИБУ́ЦИЯ (лат. attributio - приписывание) - установление авторства анонимного произв., времени, места его создания или принадлежности к худож. школе. Первонач. А. базировалась на интуиции специалистов - знатоков, их худож. видении и восприимчивости (знаточество). Ведущая роль в разв. "знаточества" принадлежала итальянцу Джованни Морелли (1816-91), заложившему основы метода сравнит. анализа. Аргументация А. получает большую объективность благодаря расширению применения методов сравнения стилистич. признаков худож. произв. (см. Иконография, Иконология). Развитие естеств. наук в кон. 19-20 в. предоставляет новые возможности для А. Технологич. экспертизы, макро- и микросъемки, рентгенография, применение инфракрасного и ультрафиолетового излучения и пр. позволяет точно определить материал произв., технолог. разнородность отд. элементов и т. д., способствуя большей точности А.

Лит.: Фринлендер М. Знаток иск-ва: Пер. с нем. / Под ред. Б. Виппера. М., 1923; Гренберг Ю. И. Технико-технологические исследования и атрибуция произведений живописи. М., 1975; Линник И. Голландская живопись 17 в. и проблемы атрибуции картин. Л., 1980; Косолапов А. И. Физические методы изучения произведений иск-ва. М., 1985.

Аттестат зрелости

АТТЕСТА́Т ЗРЕ́ЛОСТИ (от лат. attestor - свидетельствовать, удостоверять) - документ об оконч. ср. общеобразоват. школы. В России введен в 1872 в классич. г-зиях. Выдавался лицам, окончившим муж. г-зии (женщины могли держать экзамен на А. з. экстерном). А. з. давал право на поступление в ун-т. Введен постановлением СНК СССР от 21 июня 1944, дает право на поступление в вузы при условии успешной сдачи конкурсных экзаменов. С 1962 офиц. назв. - аттестат о среднем образовании.

Аттракцион

АТТРАКЦИО́Н (франц. attraction, букв. - притяжение) - назв. наиб. зрелищного номера, занимающего центральное место в цирк. программе. А. получили распространение в цирках в конце 19 - нач. 20 в. Этому способствовало развитие техники, т. к. многие А. демонстрировались с применением технически сложной аппаратуры. Как правило, исполнители подобных А. старались подчеркнуть их опасность. В совр. цирке А. лишены нарочитой сенсационности, на первый план ставятся худож. выразительность, яркость, трюковая изобретательность.

Среди лучших А. сов. цирка - "Медвежий цирк" Филатовых, "Прометей" Волжанских, большие А. с дрес. животными Дуровых, иллюзионные А. Кио, Авьерино, Зотовой, Абдулаевых, А. с хищниками Бугримовой, Буслаева, Александрова-Федотова, Шевченко, Бирюкова, Павленко и др.

Лит.: Ознобишин Н. Велосипедные аттракционы. М.; Л., 1927; Кузнецов Е. Цирк. Л.; М., 1931; Дмитриев Ю. Сов. цирк. М., 1963; Гуревич З. О жанрах сов. цирка. М., 1984.

Ауслендер Сер. Абр.

АУСЛЕ́НДЕР Сер. Абр. (1889-1943) - прозаик, критик. Отец А. - студент-технолог, осужденный по делу народовольцев, умер в ссылке. Воспитывался матерью - учительницей, сестрой М. А. Кузмина. Поступил на ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, где проучился до 1910. В 1905 помещал рассказы в ж. "Огни", "Весна", однако дебютом считал публикацию в ж. "Золотое руно". Завсегдатай собраний на "Башне" Вяч. Иванова, в 1906 вращался в театр. кругах, был близок к т-ру В. Ф. Комиссаржевской; сотрудничал в "Весах", "Рус. мысли". С возникновением ж. "Аполлон" заведовал его театр. отделами. После женитьбы в 1910 на актрисе Н. А. Зборовской нек-рое время жил в провинции, писал пьесы, рецензии на постановки провинц. т-ров. 1-ю мир. войну встретил в Швейцарии; после возвращения в Россию был призван в действующую армию, публиковал рассказы и фронтовые корреспонденции в ж. "Лукоморье". В 1918 из Москвы уехал в Омск, где сотрудничал в колчаковской газ. "Голос Сибири". После поражения Колчака А. скрывался, жил случайными заработками, поменял много профессий. В 1922 А. вернулся в Москву, сотрудничал в детском отделе Госиздата, с 1925 работал в подсекции худож. воспитания научно-педагог. секции Гос. ученого совета. В 1937 репрессирован.

В ранних произв. А. (сб. рассказов "Золотые яблоки", 1908; "Рассказы", 1912; "Третья книга рассказов", 1917; роман "Последний спутник", 1913) - элементы мистики и фантазии соединены с зарисовками лит.-артистической жизни Пб. В 20-е гг. А. писал истор. и приключенч. повести для детей, к-рые вошли в его "Собр. соч. в 8 т." (1928, т. 6 и 8 не вышли).

Ауэр Леопольд Сем

А́УЭР Леопольд Сем. (1845-1930) - скрипач, педагог, дирижер. Учился у Р. Конэ, Я. Донта, И. Хельмесбергера (кл. квартета), И. Иоахима. В 1863-67 был концертмейстером симф. оркестра в Дюссельдорфе, Гамбурге. С 1868 выступал с А. Г. Рубинштейном, в том же году - профессор Петерб. конс. по кл. скрипки, квартета и камерного ансамбля. В 1868 возглавил струн. квартет, стал солистом Петерб. отделения РМО, с 1872 - солист императорских т-ров. В 1883-95 - дирижер симф. собраний РМО. В качестве дирижера гастролировал в Германии, Голландии, Франции. С 1918 жил в США, преподавал в Ин-те муз. искусства в Нью-Йорке, в Ин-те Кертис в Филадельфии. Исполнит. искусство А. отличали теплый, живой звук, изящество штриховой техники, тонкость художеств. отделки, лиризм. А. посвящены многие произведения рус. композиторов: Меланхолическая серенада и Концерт для скр. с орк. (1 ред.) Чайковского, Концерты для скр. с орк. Глазунова и Аренского, Концертная сюита Танеева. Возглавляемый А. ансамбль был первым исполнителем квартетов Чайковского, Бородина, Аренского, Кюи, Рубинштейна. А. постоянно выступал в ансамбле с Есиповой и, кроме того, с Танеевым, Сафоновым, Ляпуновым, Гофманом, в трио с Вержбиловичем. А. - признанный глава рус. скрип. школы. Среди его учеников - Я. Хейфец, М. Полякин, Е. Цимбалист, М. Эльман, Н. Мильштейн, Л. Цейтлин, Ю. Эйдлин. А. - автор произведений для скрипки, множества салонных транскрипций, редактор скр. пьес Чайковского, Глинки, Рубинштейна, Давыдова, скр. концертов Чайковского, Аренского, Глазунова.

Лит. соч.: Среди музыкантов. М., 1927; Моя школа игры на скрипке. Л., 1929.

Лит.: Раабен Л. Н. Леопольд Семенович Ауэр: Очерк жизни и творчества. Л., 1962.

Афазия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афанасий

АФАНА́СИЙ (в миру Андрей) (нач. 16 в. между 1568-75) - митрополит всея Руси, писатель, иконописец. Ученик Даниила Переяславского. В 1549-50 переведен из Переяславля в Москву, стал духовником царя Ивана IV Грозного и протопопом кремлевского Благовещенского собора. Принадлежал к лит. кружку митрополита Макария и, вероятно, был близок к "Избранной раде" В 1552 участвовал в походе на Казань, в том же году заложил в городе первый правосл. храм. Крестил царских детей, в 1561 оглашал к крещению 2-ю жену Ивана IV Марию Темрюковну. В 1562 пострижен в кремлевском Чудовом мон., в 1564 поставлен митрополитом. В 1565 после учреждения Иваном IV опричнины начал постепенно расходиться с царем. В 1566 вынужден покинуть митрополию и уйти в Чудов мон. Занимался иконописанием и, возможно, лит. деятельностью. Автор "Житие Даниила Переяславского". Создатель Степенной книги (см.). А. атрибутируется также похвальное слово на перенесение мощей Николая Чудотворца. Схема, найденная А. для Степенной книги (по 17 степеням, поколениям князей), уникальна для рус. ист. традиции (см. Летописи).

Лит.: Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила переяславского чудотворца. М., 1908; Ключевский В. О. Древнерусские жития как ист. источник. М., 1871.

Афанасий Холмогорский

АФАНА́СИЙ ХОЛМОГО́РСКИЙ (в миру Ал. Арт. Любимов) (1641-1702) - церк. и полит. деятель. Был монахом Далматовского мон. в Зауралье. В 1679 прибыл в Москву, стал патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 возведен сразу в сан архиепископа и назначен в Холмогорскую епархию. 5 июля 1682 участвовал в споре о вере со старообрядцами в Грановитой палате Кремля, показал себя умелым защитником офиц. православия. В окт. 1682 прибыл в Холмогоры, организовал новую епархию, вел борьбу со старообрядчеством. С именем А. Х. связано стр-во ряда кам. церквей на Севере (Спасо-Преображенский собор в Холмогорах и др.). Четыре раза выезжал в Москву "на служенье", участвовал в богословских спорах, в обсуждении сложных канонич. вопросов. В Москве познакомился с юным Петром I, встречался и подолгу беседовал с ним во время его поездок на Север в 1693, 1694 и 1702, в 1700-02 вел с царем регулярную переписку. По поручению Петра I А. Х. составил "Описание трех путей... в Швецкую землю", организовал сбор разведыват. данных, принимал меры по укреплению обороны Севера, был одним из рук. стр-ва Новодвинской крепости. Автор ряда соч. ("Шестоднев", "Цвет духовный", "Щит веры" и др.). Собрал большую б-ку рукописных и печатных книг на неск. яз. Вел обширную переписку с духовными и светскими вельможами. Оставил богатый архив, часть к-рого сохранилась.

Афанасьев Ал-др Ник

АФАНА́СЬЕВ Ал-др Ник. (1826-71) - историк, лит-вед, фольклорист, иследователь слав. духовной культуры в целом. Окончил юрид. ф-т Моск. у-та (1848), о г-зии и о Московском ун-те оставил очень содержательные восп. о студенч. годах, где даны характеристики П. Г. Радкина, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева, С. П. Шевырева и др. В кон. 1840-нач. 1850-х гг. близок к моск. западникам, пост. посетитель кружка Т. Н. Грановского. С 1849 служил в Моск. Гл. архиве Мин-ва иностр. дел, с 1855 - нач. отделения, затем правитель дел Комиссии печатания гос. грамот и договоров. С 1858 вместе с Н. М. Щепкиным издавал ж. "Библиографич. записки", был его фактич. ред. до 1861. По версии Н. Я. Эйдельмана, был тайным корр. А. И. Герцена, передал ему для публикации ряд мат-лов по "секретной истории" России 18-19 вв. В 1862 после встречи с нелегально приехавшим в Россию эмигрантом В. И. Кельсиевым А. привлечен к следствию по делу "О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами", уволен от службы, жил случайными заработками. В 1865 - пом. секр. Моск. гор. думы. С 1867 - секр. съезда мировых судей 2-го округа Москвы.

Гл. сфера интересов А. - рус. фольклор. Составленный им сб. "Нар. рус. сказки" (1-е изд - вып. 1-8, 1855-63, последнее в сер. "Литературные памятники", Т. 1-3, 1984-85) - осн. собрание рус. сказок, подобное сб. бр. Гримм в Германии (к-рый и послужил образцом А.). А. (или на его обработках: Русские детские сказки. М., 1870. Т. 1-2). Кроме этого сборника А. составил также сб. неподцензурных сказок ("Рус. заветные сказки". 1-е изд. - Женева, 1872), а также ставший классическим сб. "Народные рус. легенды". (1859, в 1860 запрещен цензурой) следующие изд. вышли в 1914 одновременно в Москве и Казани, с добавлением восп. А., списка его работ и ряда мат-лов о нем). А. - автор мн. статей о духовной культуре славян, в труде "Поэтические воззрения славян на природу" предпринял попытку реконструкции праслав. религии и мифологии.

Соч.: Илья-Громовник и Огненная Мария / Публ. Г. А. Левинтона // "Лит. учеба", 1982, № 1; Древо жизни. Избр. ст., М., 1983; Народ-художник. Миф, фольклор, лит-ра. М., 1986; Живая вода и вещее слово. М., 1988; Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994; Нар. рус. сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. Н. Афанасьевым. 1857-1862. М., 1997.

Лит.: Эйдельман Н. Я. Тайные корреспонденты "Полярной звезды". М., 1966; Порудоминский В. И. А рассказать тебе сказку?.. М., 1970; Иванов Вяч. Вс. О научном ясновидении Афанасьева, сказочника и фольклориста // Лит. учеба. 1982. № 1.

Афанасьев Ник. Ник

АФАНА́СЬЕВ Ник. Ник. (1893-1960) - протоиерей, богослов, деятель рус. религ. возрождения за рубежом, д-р богословия. Учился на мат. ф-те ун-та. Участвовал в 1-й мир. войне. С 1920 в эмиграции. В 1925 окончил богословский ф-т Белградского ун-та, преподавал в Скопье (1925-30). С 1930 - проф. канонич. права в Православном богословском ин-те в Париже. Рукоположен в 1940. В 1941-47 - настоятель рус. правосл. храма в Тунисе. Умер в Париже.

Соч.: Трапеза Господня. Париж, 1952; Значение мирян в жизни Церкви, Париж, 1955; Церковь Духа Святого. Париж, 1971 (с биогр. очерком и библиографией А.).

Афиногенов Ал-др Ник

АФИНОГЕ́НОВ Ал-др Ник. (1904-41) - драматург. Род. в г. Скопине в семье писателя (лит. псевдоним отца - Н. Степной). Окончил Моск. ин-т. журналистики (1924). Драматург. деятельность начал в 1923 пьесой о восстании луддистов "Роберт Тим". Первые пьесы А. пишет для т-ра Пролеткульта - "По ту сторону щели" (1926), "Малиновое вино" (1929) и др. Герой пьесы "Чудак" (1929), лирик и романтик, находит силы противостоять обывательскому быту провинциального города, но идеологич. финал резко контрастирует с сутью происходящих событий года "великого перелома".

Центр. место в творчестве А. занимает пьеса "Страх" (1931), тема к-рой - столкновение гуманистических представлений потомственной интеллигенции с идеологией победителей революции, царящая в стране атмосфера всеобщего страха. Интуитивно ощущая болезненные проблемы времени, А. находил им "идеологически правильные" развязки. Похожая ситуация складывается и в следующих пьесах А. - философ. драме "Далекое" (1935), героико-романт. пьесе "Салют, Испания" (1936), камерной, "семейной" драме "Машенька" (1941) и др. А. занимал пост секретаря т-р. секции РАПП, был автором "метода диалектического материализма" как опоры театрального иск-ва, хотя своими произв. во многом расшатывал устои советской нормативной эстетики. Был редактором ж. "Театр и драматургия". За короткое время своей творч. жизни А. создал около 30 драм, неск. киносценариев, ряд критических статей, но многое из этого осталось неизданным. Постановка произведения, к-рое А. считал важнейшим, - пьесы "Ложь" ("Семья Ивановых"), была запрещена "высочайшим рецензентом" - И. В. Сталиным (в пьесе затрагивались опасные темы борьбы с оппозицией, репрессий в отношении первого поколения революционеров). После того как А. выступил с предложением замены формулировки "социалистический реализм" на "психологический реализм", пресса начала обвинять его в "извращении сов. действительности", "троцкистских связях" и т. п. В 1937 А. исключен из партии и из СП, выселен из Москвы, однако после январского пленума ЦК ВКП(б) 1938, принявшего лицемерное постановление "Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии", восстановлен и в партии, и в СП. Погиб во время налета фашистской авиации на Москву.

Аффикс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахмадулина Белла Ахатовна

АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (род. 1937) - поэт. Род. в Москве в семье служащих. Училась в Лит. ин-те им. М. Горького; была исключена из него после того, как подписала коллективное письмо в защиту Б. Л. Пастернака. Печатается с 1955. Первый сб. стихов - "Струна" (1962). Осн. книги: "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Метель" (1977), "Свеча" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987). Отклики критики на первые сб. А. были неоднозначны: с одной стороны, интерес к новому имени (П. Антокольский считал поэму "Моя родословная" "путевкой в жизнь для входа в... поэзию"), с другой - упреки в камерности стихов, их идилличности, словесной избыточности, туманности. Сама А. назвала рецензии "разносными", хотя и признала справедливость нек-рых из них. Позже за А. закрепилась репутация поэта серьезного, сосредоточенного на самопознании, на состояниях человеческой души. Лирику А. отличает метафорически насыщенная манера поэтич. высказывания, сказочные превращения реальности. В 1979 участвовала в создании неподцензурного лит. альм. "Метрополь", опубл. в нем сюрреалистич. прозу, не пропущенную в печать сов. цензурой. А. много пер. груз. поэтов (пер. из С. Чиковани, И. Абашидзе, А. Каландадзе, К. Каладзе, Г. Табидзе и др. - в кн. "Сны Грузии", 1977). Пишет очерки и эссе о судьбах рус. поэзии. За книгу стихов "Сад" удостоена в 1989 Гос. премии СССР. Поч. член Американской академии иск-тв и лит-ры.

Ахматова Анна Анд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахун Мих. Ил

АХУ́Н Мих. Ил. (1890-1942) - историк, библиограф, книговед, автор-составитель библиогр. труда "Путеводитель по ист. библиографии", вобравшего ок. 1000 назв. разл. библиогр. мат-лов и оставшегося неопубликованным. Эта работа - первая попытка создания указателя библиогр. пособий ист. проблематики. Один из ее разделов напечатан в сб. "Вспомогат. ист. дисциплины" (1937), др. - в "Архивное дело" (1937. № 1).

Ашкенази Вл. Дав

АШКЕНА́ЗИ Вл. Дав. (р. 1937) - пианист, дирижер. Сын изв. эстрадного пианиста Д. Ашкенази. Окончил Центр. муз. школу (кл. А С. Сумбатян), Моск. конс. и аспирантуру (кл. Л. Н. Оборина). Лауреат Междунар. конкурсов им. Шопена в Варшаве (1955, 2-я премия), им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (1956, 1-я премия), им. Чайковского (1962, 1-я премия). С 1963 - за рубежом (Исландия, Великобритания, Швейцария) В 1974 дебют. как дирижер с Лондонским симфонич. оркестром, с 1981 его пост. приглашенный дирижер. С 1987 возглавил Королевский филармонич. оркестр в Лондоне. С 1989 - руководитель Нем. симфонич. оркестра Берлина. Один из крупнейших мастеров совр. пианизма, отличающийся стихийной виртуозностью, глубоким пониманием стилистики романтич. музыки (особенно Шопена), импровизац. легкостью. Интенсивно концертирует как солист и дирижер. Дискография А. как пианиста включает все концерты Бетховена, Моцарта, Брамса, Бартока, Рахманинова, Прокофьева, концерт Шумана, все сонаты Бетховена и Скрябина, все фп. соч. Шопена, почти все произвед. Шумана; как дирижера - симфонии Бетховена, Брамса, Сибелиуса, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, соч. Мендельсона, Франка, Дебюсси, Равеля, Вагнера, Р. Штрауса и др.

Лит.: Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. М., 1990.

Предыдущая страница Следующая страница