Статьи на букву "А" (часть 14, "АСК"-"АШК")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АСКНА́ЗИЙ Исаак Львович (1856-1902) - исторический живописец-библеист (т. е. писавший преимущественно на сюжеты Ветхого и Нового Заветов). Последнее позволяло ему, ограничиваясь чисто формальным изображением главных фигур (Христа, апостолов, Моисея, Иоанна Крестителя), игнорировать, по сути, весь смысл воспроизводимого в красках, но сосредотачиваться зато на колоритных второстепенных персонажах. Окончил акад. художеств в Санкт-Петербурге. За картину "Блудница перед Христом" был награжден золотой медалью. Живя в Вене, начал многолетнюю работу над полотном "Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя", оконченную в Риме. Лучшие работы А. - этюды еврейских типов для картин "Родители Моисея", "Наступление субботы", "Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его невесты". |
АСКО́ЛЬД И ДИР - легендарные киевские князья 60-80-х гг. 9 в. Сведения о биографии и деятельности А. и Д. туманны и противоречивы. Согласно распространенному летописному сказанию, А. и Д. - варяги, бояре кн. Рюрика, в 862 отпросились у него для похода на Царьград (Константинополь), достигли Киева, стали его правителями, совершили набег на Царьград. В 882 предводитель сев.-рус. варягов Олег, прибывший в Киев с малолетним Игорем Рюриковичем и огромным войском, хитростью выманил А. и Д. из города, обвинил их в самозванстве и казнил. Оба князя погребены в окрестностях тогдашнего Киева: А. - на Угорской горе (ныне Печерский р-н Киева), Д. - вблизи Софийского собора. По др. источникам, А. и Д. не были соправителями. Во время своего княжения (не позднее 860, но до 882) А. организовал походы на полочан, печенегов, Византию. После заключения мирного договора с греками Аскольдова русь (т. е. его дружина) была крещена. Христ. имя самого А. - вероятно, Николай: этому святому посвящена церковь, построенная позднее на могиле А. У А. был сын, убитый болгарами в 872. О Д. известно, что он владел мн. городами и странами, вел торговлю с мусульм. Востоком. |
АСКО́ЛЬДОВ Сер. Ал. (наст. фам. - Алексеев) (1871-1945) - философ, сын философа А. А. Козлова (1831-1901). Окончил естеств.-науч. ф-т Пе-терб. ун-та и длит. время совмещал занятия химией и философией. После рев-ции - один из основателей тайного Братства св. Серафима Саровского. Участник сб. "Проблемы идеализма" (1902), знаменитого сб. "Из глубины" (Пг., 1921). С 1928 - в заключении, с 1935 - на поселении в Новгороде, с 1941 - в Германии; ум. в Потсдаме. Особое место А. в рус. религ. философии 20 в. определяется связью его идей не столько с творчеством Вл. Соловьева, сколько с рус. лейбницианством и спиритуализмом 19 в. (прежде всего с творчеством его отца). Для А. характерно скептич. отношение к гипостазированию общих понятий ("всеединство" и т. п.) и попыткам оторвать их от психич. субстрата живой души, от "субстанциальных единств, обладающих самосознанием и активностью". Поэтому важное место у А. занимает критика неокантианства и феноменологии; истины, смыслы и т. п. "не более и не выше того, кто их мыслит". Последовательно отвергая филос. материализм (кн. "Критика диалектич. материализма", изд. в 1944 в Германии), А. считал, однако, что субстанция есть соединение формы (духа) и материи (в аристотелевском смысле "чистой мощи, или энергии"). Мир для А. - система "взаимодействующих монад", причем "известные нам души людей и животных представляют лишь ничтожную часть иерархич. лестницы существ". В отличие от большинства рус. религ. мыслителей А. считал, что "развитие чисто теоретических первооснов христ. метафизики" не должно быть связано с религ.-догматич. концепциями. Соч.: Осн. проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1900; А. А. Козлов. М., 1912; Мысль и действительность, М., 1914; Сознание как целое. М., 1918; Дух и материя // Новые вехи. Прага, 1945. № 2. |
АСКО́ЛЬДОВА МОГИ́ЛА - место погребения др.-рус. князя Аскольда (Оскольда) в Киеве. Согласно летописным сведениям, убит по велению Олега (Вещего) при захвате последним Киева в 882. Захоронен на горе, к-рая называлась Угорской. Спустя 300 лет на этом месте построена церковь св. Николы. До нач. 19 в. на предполагаемом месте А. м. (совр. Печерский р-н Киева) стояла деревянная церковь, перестроенная в 1810 в ротонду. В наст. время ротонда располагается на терр. природно-архит. парка. Известен рис. места A. м., руки Т. Г. Шевченко (1846). По мотивам летописной легенды М. Загоскиным написан ром. "Аскольдова могила", его либретто легло в осн. одноим. оп. А. Н. Верстовского (1835). |
АСКОЧЕ́НСКИЙ Викт. Игн. (наст. фам. Оскошный, "облагозвученная" им в Отскоченский) (1813-79) - писатель и журналист. Сын священника. Окончил Воронеж. семинарию и Киев. дух. академию (1839), где преподавал нем., польск. яз. и патрологию (см. его соч.: "Киев с древнейшим его уч-щем и Академией", 1856; "История Киевской духовной академии по преобразованиии ее в 1819 г.", 1863). Уволен из духовного звания (1844). Был воспитателем в доме губернатора Юго-Западного края Д. Г. Бибикова (с 1844), советником Волынского губернского правления (с 1846), пред. совестного суда в Каменец-Подольском (1849). Начал печататься в 1839 как поэт и критик; в 1846 выпустил две кн. ("Краткое начертание истории рус. лит-ры" и "Стихотворения"); пробовал силы в драматургии ("Пансионерка", 1848, "Марфа-Посадница, или Падение Новгорода", опубл. 1875). К сер. 1850-х гг. обнаружились осн. черты миросозерцания А., проявившиеся в "антинигилистич." ром. "Асмодей нашего времени" (1857), пов. "Записки звонаря" (1862) и стихотв. сб-ках ("Басни", 1863, "Басни и отголоски", 1869, "Письма с того света пятилетнего брата к своей сестре", 1871), утвердившие за ним репутацию писателя-обскуранта. Ред.-изд. газ. "Домашняя беседа" (1858-77). Умер в отделении для душевнобольных Петропавловской б-цы. |
АСНО́ВА (Ассоциация новых архитекторов) - объединение архитекторов и художников (Л. М. Лисицкий, Н. А. Садовский, В. Ф. Кринский, Н. В. Докучаев и др.); осн. в 1923 в Москве. Выдвинули как осн. принцип синтеза архитектуры и пластич. иск-в, учет объективных качеств худож. формы и объективных особенностей ее восприятия. Стремились к образной выразительности, динамичности худ. формы, разработали т. н. психоаналитич. метод преподавания; наз. себя "архитекторами-рационалистами": конечную цель видели в создании "рацио-архитектуры", противопоставляя свою работу как старым архитектурным традициям, так и концепции конструктивистов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АССАМБЛЕ́Я (от франц. assemblée - собрание) - форма обществ. увеселит. собраний, своеобр. предшественники публ. балов, организов. Петром I в целях приобщения рус. об-ва к европ. бытовой культуре и утверждения светских отношений между полами. Принимать участие в А. могли высш. дворян. чины, "знатные" купцы, "начальные мастеровые" люди и др. Начало проведения А. датируется 1718 (указ от 26 нояб.), первая А. состоялась 27 нояб. 1718 в доме П. И. Бутурлина, затем они проходили по очереди в домах петровских вельмож. Впоследствии зимний сезон открывался и закрывался во дворце А. Д. Меншикова, летом А. давались только Петром I в Летнем саду. Фактич. А. проводились примерно в 1707-08. Прообразом их послужили нем. семейные вечера, к-рые устраивал на Троицкой пл. трактирщик Ян Фельтен. Порядок проведения А. был достаточно жестко регламентирован, его нарушители в наказание должны были выпить кубок Большого орла (вместимостью 1,1 л с лат. надписью "Доброе дело всегда побеждает"). Об А. сообщалось барабан. боем и объявлениями на фонарных столбах. В день А. к хозяину прибывал ген.-полицмейстер для записи гостей. Начинался праздник в 4-5 час. дня и заканчивался не позднее 10 час. вечера. Около 6 час. обычно приезжал Петр. На А. играли в шахматы, в фанты (дамы), спец. комната отводилась для бесед и курения. Азартные игры были запрещены. Гл. развлечением служили танцы, к-рые делились на церемониальные (полонез, менуэт) и англ. (англез, аллеманд, англ. контраданс и др.). Музыка сперва была духовая, с 1712 часто играл струн. оркестр. Общего стола на А., как правило, не было, хотя в нек-рых богатых домах после танцев подавался ужин, на к-ром дамы сидели вперемежку с кавалерами. В промежутках между танцами предлагались хол. закуски, спиртные напитки, дамам - мед, варенье, чай, кофе, позднее - шоколад и лимонад. А. имели успех в среде, сочувствующей петр. преобразованиям, в т. ч. среди пропетровски настроенного духовенства. Напр., Феодосий Яновский ввел А. для духовных чинов в Москве, проходившие поочередно в мон. и епископ. резиденциях. Это начинание большинством современников воспринималось как кощунство. После кончины Петра А. прекратились, были возобновлены при Петре II (указ от 13 окт. 1727), по его смерти прекратились окончательно, но к этому времени нормы поведения, ради установления к-рых проводились А., уже широко распространились в верхах рус. об-ва. А. имеет также значение высшего органа власти в нек-рых странах и высшего органа на нек-рых междунар. орг-ций. |
АССЕМА́НИЕВО ЕВА́НГЕЛИЕ - глаголический памятник 11 в. (158 пергаментных листов). Представляет собой апракос - служебное Евангелие, в к-ром отрывки текста расположены в порядке недельных богослужебных чтений. Найдено в одном из иерусалимских мон. ученым-востоковедом 18 в. библиотекарем Ватикана И. Ассемани и передано на хранение в Ватиканскую б-ку. Изд. фототипически чеш. учеными И. Вайсом и И. Курцем в 1929 в Праге; в 1955 - И. Курцем в кириллич. транскрипции. Цветное факсимильное изд. осуществлено В. Ивановым, В. В. Мавродиным и А. Джуровым (София, 1981). |
АССИГНА́ЦИИ - бум. деньги. Рус. А. впервые выпущены в 1769 при Екатерине II для покрытия расходов на войну с Турцией. Эмиссию и обмен А. производили ассигнационные банки в Пб. и Москве. Выпускались достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб. и обеспечивались медными монетами. В 1786 выпущены А. достоинством в 5 и 10 руб., обмен к-рых на серебро, а затем и на медь был прекращен. Рост эмиссии А. вызвал их обесценение сравнительно с серебр. монетами (в 1796 1 руб. А. равнялся 68 коп. серебром, в 1812 - 1/3 серебр. руб., а 1839 была проведена девальвация А.: серебр. руб. приравнивался к 3 руб. 50 коп. в А.). В 1843 А. заменены гос. кредитными билетами. Аннулированы 1 янв. 1849. |
АССИМИЛЯ́ЦИЯ - в языкознании (лат. assimilatio - слияние, усвоение) - фонетич. процесс, состоящий в уподоблении звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания. Различают А. регрессивную, если уподоблению подвергается предшествующий звук, т. к. следующий за ним оказывается более "сильным" (напр., ска/ск/а, где С - результат уподобления по глухости следующему К: сва/д’б/а, где Д - результат уподобления по звонкости следующему Б) и прогрессивную, если уподобляется звук, следующий за более "сильным". Полнота или частичность А. зависит от свойства сочетающихся звуков (если они различаются только одним артикуляционным признаком, то в результате А. может произойти их полное уподобление: в слове отдать глухой взрывной переднеязычный Т из приставки от- уподобляется по звонкости следующему взрывному переднеязычному д, так что в результате возникает "двойной" согласный (аддат’). В слове же отбить А. частичная, так как согласный Т из приставки от- уподобляется, как и в первом случае, следующему согласному по звонкости, но отличается от него и по активному действующему органу, и по твердости-мягкости (адб’ит’). А., приводящая к определенным фонологическим сдвигам: в зависимости от позиции в одном и том же слове, может выступать то звонкая, то глухая фонема (долг - долК), то твердая, то мягкая (руКа - руКе). Фонологически проблемная ситуация возникает в рус. яз. тогда, когда согласный, не имеющий звонкого коррелята в системе, оказывается в позиции А. (отец Маши - отец болен, дочь Лены - дочь Бориса, мох мягок - мох горит). Звонкость конечного согласного перед шумным звонким не подлежит сомнению, но в этом случае мы имеем дело с появлением такого аллофона согласных ц, ч, х, свойства к-го "противоречат" его признаковому описанию. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АССОНА́НС (франц. assonance, от лат. assono - откликаюсь) - 1) повтор гласных звуков, преим. ударных; один из осн. приемов инструментовки худ., в особенности стихотв. речи. Напр., А. на "у" М. Ю. Лермонтова: У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки Французы тут как тут; 2) неточная рифма, приблизит. созвучие двух или неск. стихотв. строк, в к-рых при совпадении гласных допускается значит. свобода в отборе и последовательности согл. звуков. Напр.: "царевна - несравненна" (Г. Р. Державин), "молот - город" (А. С. Пушкин); 3) предельный случай неточной рифмы, в к-рой совпадают ударные гласные и не совпадают согласные "но́чь - по́ лесу - тропо́й - о́зеру" (Ю. Верховский). В европ. поэзии А. предшествовал рифме (напр., в романском стихе), являлся основой нек-рых стихотв. форм (напр., кельт. ассонир. стих и др.), в эпоху ср.-вековья был одним из важнейших эл-тов стиха. В рус. классич. поэзии "чистый А." (А. в 3-м значении) встречается крайне редко; рифмы ассонансного типа (А. во 2-м значении) - с усечением или замещением конечного или промежуточного согласного в последних, редуцируемых слогах жен. и дактилич. рифм (ветер - на свете; вечер - нечем), а затем, по аналогии, и муж. рифм, широко распространяются в нач. 20 в. В совр. стихе нередки строфы и даже целые стих., в к-рых пара строк рифмует, а пара - ассонирует (напр., В. Маяковский: Превращусь не в Толстого, так в толстого ем, пишу, от жары балда. Кто над морем не философствовал? Вода. Для рус. стиха рифмы ассонансного типа более характерны, чем рифмы диссонансного типа. |
АССОЦИАТИ́ВНОЕ ПО́ЛЕ - наиб. широкое лексич. образование, включающее слова, объединенные ассоциативными связями в самом пространном диапазоне (по социальным, ист., психологич. образным ассоциациям, по сходству, контрасту, аналогии и т. п.). Напр., по принципу орг-ции А. п. вокруг понятия "белый" могут быть сгруппированы слова: свадьба (белое платье невесты), контрреволюция (белое контрреволюционное движение), зима, Север, Санкт-Петербург (белые ночи), инфаркт (белый халат врача) и т. п. Лексика в А. п. связана не прямыми, а опосредованными связями. Как элемент лексич. системы А. п. представляет собой самое аморфное лексическое образование с размытыми и трудноопределимыми границами, поэтому редко используется как объект лексикологич. и семасиологич. иссл. |
АССУ́Р Леон. Вл. (1878-1920) - ученый-механик. Один из основателей рус. науч. школы по теории механизмов и машин. Создал рациональную классификацию плоских шарнирных механизмов. Предложил методику образования плоских механизмов любой сложности методом последоват. наслоения кинематич. цепей. Лит.: Артоболевский И. Т., Боголюбов А. Н. Леонид Владимирович Ассур. М., 1971. |
АСТА́ФЬЕВ Петр Евг. (1846-93) - философ, лит. критик и публицист. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та; преподавал в Демидовском лицее и лицее цесаревича Николая. С 1890 - приват-доц. Моск. ун-та. Лит. наследие А. охватывает практически все разд. филос. знания: метафизику и гносеологию, этику и эстетику, социальную философию и философию истории. Осн. ориг. идея А.: только внутр. опыт или "субстанциональное знание субъекта о себе самом" может служить "почвой для единого общечеловеческого мировоззрения". При всем различии внешнего (предметного) опыта, коренные элементы душевной жизни одинаковы даже "у афонского монаха и репортера американской газеты". Понимание знания как "самоведения" снимает противоположность между ним и религ. верой, т. к. последняя определяет "отношение личного духа к трансцендентному" и человеч. душа в своей основе "не от мира сего". На почве внутр. опыта достигается также единство мысли и дела, поскольку "мы знаем себя именно как деятельную волю"; осн. фактор душевной жизни - чувство усилия. Отстаивая возможность "самобытной рус. философии" как учения "о внутреннем человеке в его полноте", А. резко полемизировал с Вл. Соловьевым, отвергая также взгляды последнего на "социальные задачи" христианства; он считал, что, как и Толстой, Соловьев пытается "свести небо на землю". По вопросам политики национально-консерват. взгляды А. наиб. ярко выражены в брошюре "Итоги века" (М., 1891). Соч.: Чувство как нравственное начало. М., 1896; К вопросу о свободе воли. М., 1889; Вера и знание в единстве мировоззрения. М., 1893; Библ. работ А. см.: Вопр. философии и психологии. 1893. Кн. 18 (ст. Н. Грота и Козлова). |
АСТА́ФЬЕВА Сераф. Ал-др. (1876-1934) - артистка и педагог балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1895 (кл. Х. Иогансона). В 1895-1905 - артистка Мариинского т-ра. В 1909-11 А. принимала участие в "Рус. сезонах", танцевала партии Клеопатры ("Клеопатра"), Зобеиды ("Шехерезада") и др. В 1914 открыла школу балета в Лондоне. В ней учились А. Маркова, А. Долин, М. Фонтейн - первые звезды молодого англ. балета. |
АСТА́ХОВА Анна Мих. (1886-1971) - фольклорист. Род. в г. Кронштадте, в 1908 окончила словесное отд. Пед. ин-та в Петербурге. До 1931 - учитель сред. школы, одновременно читала лекции и вела науч. работу в иссл. ин-те Ленинграда. С 1931 - сотр. Ин-та по изучению народов СССР (затем - Ин-та этнографии АН СССР), в 1935-65 - ст. науч. сотруд. Ин-та рус. л-ры (Пушкинский дом АН СССР), в 1940-50 - проф. Пед. ин-та им. Покровского. С 1926 - участница, а затем рук. фолькл. эксп. в р-ны Рус. Севера, Вост. Сибири, Ленингр. и Моск. областей. Основная собират. и иссл. деятельность посвящена проблемам былинного эпоса на Севере. Развивая традиции "рус. школы", изучала живую былинную традицию, стремясь понять и раскрыть творч. характер сказительства, выявить закономерности, определившие судьбу былины в ее "сев. период". Пров. анализ сев.-рус. былины как явления крест. творчества, воссоздала целую галерею былинных сказителей и дала науч. систематизацию типов сказит. иск-ва. Полный список печ. трудов // Рус. фольклор. 1956. Т. 1; 1968. Т. 11; 1972. Т. 13. Соч.: Былины Севера. М.; Л., 1938-51. Т. 1-2; Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948; Илья Муромец. М., 1958. (Лит. памятники); Былины в записях и пересказах XVII-XVIII веков. М.; Л., 1960 (совм. с В. В. Митрофановой и М. О. Скрипилем); Былины: Итоги и пробл. изучения. М.; Л., 1966. |
АСТА́ХОВА Пол. Григ. (род. 1936) - спортсменка, гимнастка, з. м. с. (1960). Олимп. чемпионка в упражнениях на брусьях (1960, 1964) и в командном первенстве (1956, 1960, 1964). Чемпионка мира 1958 и 1962 в командном первенстве, Европы 1959, 1961 и СССР 1959-65 в отд. видах многоборья. Абсолютная чемпионка СССР 1959, неоднократная обладательница кубка СССР в 1959-65. |
АСТЕРИ́СК - (от греч. αστρον - звезда) - диакритич. знак в виде звездочки (*), указывающий на наличие сноски или примечания. При наличии нескольких сносок на странице может быть удвоен и утроен (**) (***). При большем кол-ве сносок на странице вместо А. используется обычно цифровое обозначение. В лингвистич. текстах используется для обозначения праформ, незасвидетельствованных или невозможных форм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АСЫ́ЛМУРАТОВА Алтынай Абдурахимовна (р. 1961) - артистка балета. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1978 (кл. И. Зубковской). С 1978 артистка т-ра им. Кирова. Среди ролей: Фея Сирени, Аврора ("Спящая красавица"), Ширин ("Легенда о любви"), Эгина ("Спартак"), Нестан ("Витязь в тигровой шкуре"), Мария ("Проба"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Асият, Сильфида, Медора, Одетта-Одиллия, Китри, Никия, сольные партии в балетах "Тема с вариациями" и "Сиреневый сад". В 1990-91 исполняла в англ. Королевском балете партии Раймонды и Манон Леско. Традиции петерб. школы классич. танца у А. удачно дополняются вост. красотой облика и пластики. |
АТАМА́Н - 1) предводитель нерегулярного, независимого от гос. власти военного отряда или группы (иногда разбойничьей шайки, банды). Слово А. является древнерус. заимствованием из тюркского яз.; 2) военно-адм. должность в казачьих обл. и в казачьих войсках дорев. России. В Запорожском казачьем войске существовали кошевые и куренные А., в Донском - войсковые, выбираемые войсковым кругом; на время отдельного похода выбирались также походные А. После подавления Булавинского восстания 1707-08 А. Донского войска назначался прав-вом и с 1723 именовался войсковым наказным А. С 1866 он получил права ген.-губернатора и командующего воен. округом. В др. казачьих войсках звание наказного А. носили ген.-губернаторы терр., на к-рых эти войска были расположены, или командующие войсками соответствующих воен. округов. Адм.-терр. единицы казачьих войск (в Донском, Амурском и Уссурийском - отделы, в др. войсках - округа и входящие в них станицы, хутора и т. п.) также возглавлялись А. (окружными, станичными и т. д.). Звание наказного А. всех казачьих войск с 1827 носил наследник престола. Звание А. отменено после окт. 1917 в связи с ликвидацией казачьего сословия (юридически - 10 нояб. 1917, фактически - 25 мар. 1920). |
АТЕИ́ЗМ (от греч. αθεοζ - безбожный, нечестивый) - позиция, отвергающая веру в существование Бога или богов. В античную эпоху понятие А. было более широким, чем в поздние времена, и предполагало не только неверие в богов вообще, но и отказ от веры в богов общепринятых, а среди обвиняемых были люди, не являющиеся атеистами в совр. смысле слова (напр. Анаксагор и Сократ). Вместе с тем в античности есть и примеры наст. А.: сомнение в существовании богов (Протагор), отрицание их существования (Продик, Диагор), объявление богов выдумкой правителей с целью удержать остальных в повиновении (Критий), признание богов наряду с утверждением, что их вмешательство в жизнь людей практически ничтожно (Демокрит, Эпикур). В совр. философии различаются неск. вариантов А.: психологич. А. (выражение сомнения в существовании Бога в диапазоне от простого сомнения до полного релятивизма), догматич. А. (выражающий принцип. уверенность в небытии Бога) и практич. А. (отвергающий абсолютность нравств. ценностей и тем самым - бытие Бога и ценность религии). А. в России, зародившись вместе с просветит. вольномыслием кон. 18 - нач. 19 вв., стал одним из доминирующих умонастроений в сер. 19 в. вместе с развитием естеств.-науч. знаний и политич. радикализмом ("нигилизмом"). В сов. период был необходимой частью офиц. идеологии. |
А́ТЛАС - книж. издание, осн. содержание к-рого составляет не текст, а упорядоченный набор схем, карт, чертежей и иных изобразит. мат-лов нехудож. характера. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АТЛА́СОВ Вл. Вас. (после 1652-1711) - сиб. казак, землепроходец, казачий голова (1701). В 1695 назначен приказчиком в Анадырский острог и организовал эксп. на Камчатку (1696-1700). Обследовав зап. побережье и часть внутр. р-нов п-ова, А. обложил местные народы ясаком. Доставил первые обширные и достоверные сведения о природе Камчатки и населяющих ее народностях и племенах, первым сообщил о существовании сев. Курильских о-вов. Разрабатывал план второго похода на Камчатку, однако в ходе его подготовки ограбил досчаник с китайскими товарами и был посажен в тюрьму. В 1706 отправлен приказчиком на Камчатку, где своей жестокостью восстановил против себя служилых людей и был зарезан ими во время бунта. Именем А. наз. о-в в Охотском м., река и 2 нас. пункта в Сахалинской обл. Соч.: Две "скаски"... об открытии Камчатки. В кн.: Записки рус. путешественников XVI-XVII вв. М., 1988. Лит.: Леонтьева Г. А. Якутский казак В. Атласов - первопроходец земли Камчатки. М., 1997. |
АТЛЕ́ТИКА (от греч. ατλητηζ - борец, атлет) (цирковая) - демонстрирование физич. силы человека в художеств.-образной форме. Включает в себя трюковые упражнения с тяжестям (гирями, ядрами, штангами и с т. н. живым весом - люди и крупные животные). Состязания по поднятию тяжестей, борьба и др. соревнования, где демонстрировалась физич. сила человека, издавна были неотъемлемыми элементами праздников и гуляний многих народов мира. В 18-19 вв. демонстрация различных силовых номеров во время народных гуляний, на подмостках балаганов получила большое распространение в России. Большой интерес к подобного рода номерам побудил хозяев цирков включать их в свои программы. В рус. дорев. цирке были известны такие выдающиеся атлеты, как С. Елисеев, И. Заикин, Г. Лурих, П. Крылов, С. Морро-Дмитриев, А. Моор-Знаменский, И. Шемякин. Среди известных мастеров сов. цирка: В. Анохин, Б. Вяткин-мл., В. Дикуль, Н. Жеребцов, бр. Нелипович, Г. Новак, А. Осипов, И. Романаускас, В. Херрц. |
АТЛЕ́ТЫ - первоначально так назывались участники общегреч. гимнастич. состязаний. А. соревновались в беге на разные дистанции, борьбе, метании диска и т. д. Одержавшие победу А. пользовались в Греции большим почетом и получали в своих городах разл. привилегии. Постепенно происходила профессионализация А. Известно много имен знаменитых греч. А. В Др. Риме соревнования А. не получили широкого распространения. В переносном смысле слово А. изредка использовалось греками для обозначения людей, имеющих большой опыт в политике и воен. деле. Слово А. вошло в совр. рус. яз. и используется для обозначения: 1) цирковых артистов, выступающих с тяжестями; 2) спортсменов высокого класса в любом виде спорта; 3) спортсменов, занимающихся борьбой и тяжелой атлетикой; 4) спортсменов, занимающихся атлетич. гимнастикой; 5) сильных людей, обладающих крепким телосложением. |
АТОНА́ЛЬНОСТЬ (атона́льная музыка) - термин, возникший в нач. 19 в. для обозначения тех явлений совр. музыки, в к-рых намеренно избегалась опора звучания на одну гл. тональность - тонику (что правильнее было бы называть атоникальностью). Хотя кризис классич. муз. мышления, представлявшего звуковой универсум как систему определ. соотношений 24 тональностей, ощущался еще в музыке романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и существенно усилился на рубеже 19-20 вв. (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин), все же игнорирование характерного для традиц. тональности четкого соподчинения тонов(при главенстве основного тона - тоники) и отказ от единого тонального центра в композиции решительно определились в тв-ве А. Шенберга (в соч. 1907-09) и его последователей А. Берга и А. Вебера. Независимо от этих представителей т. н. Новой венской школы такие принципы А., как равноправие всех 12 тонов хроматич. гаммы, возможность любых их сочетаний в последовательности и в одновременности, свободное употребление диссонирующих созвучий, в 1910-20-х гг. разрабатывались в теории и практике ряда рус. композиторов (Е. Голышев, А. Лурье, Н. Рославец, Н. Обухов). Отд. черты атонального письма можно обнаружить практически у всех крупных композиторов 20 в. Однако, разрушая традиц. для муз. 17-19 вв. систему звуковой орг-ции, сторонники А. скоро ощутили необходимость в создании новых способов упорядочения звуковой материи (додекафония и др.). |
АТРИБУ́Т (лат. attributum - приданное) - существ. признак, постоянное свойство ч.-л., неотъемлемая принадлежность. В иск-ве - предмет, служащий пост. устойчивым знаком и отличит. признаком мифологического или реального персонажа или аллегорич. персонификации к.-л. понятия: кадуцей Гермеса, палица и львиная шкура Геракла, лань Артемиды; кепка Ленина, трубка Сталина; меч и книга апостола Павла, косой крест св. Андрея, лев св. Марка; солнечный диск и книга Истины, журавль Бдительности. А. делает узнаваемой изображаемую фигуру (лишь весы и повязка на глазах позволяют нам опознать в женской фигуре персонификацию Правосудия). В иск-тве Др. Руси широко используются традиц. христ. А. С кон. 17 в. в России в связи со сменой худ. яз., его европеизацией и секуляризацией в иск-ве барокко, рококо и классицизма распространяется система символов и аллегорий на основе античной мифологии с соответств. А., наряду с традиц. системой религиозных атрибутов, сближающейся с зап.-европ. А. может употребляться самостоятельно в качестве символа, замещающего сопровождаемую им персону: трезубец Посейдона становится символом морского могущества, может украшать здания морского ведомства и даже стать планировочным решением парка (Петергоф) или города (СПб.). |
АТРИБУ́ЦИЯ (лат. attributio - приписывание) - установление авторства анонимного произв., времени, места его создания или принадлежности к худож. школе. Первонач. А. базировалась на интуиции специалистов - знатоков, их худож. видении и восприимчивости (знаточество). Ведущая роль в разв. "знаточества" принадлежала итальянцу Джованни Морелли (1816-91), заложившему основы метода сравнит. анализа. Аргументация А. получает большую объективность благодаря расширению применения методов сравнения стилистич. признаков худож. произв. (см. Лит.: Фринлендер М. Знаток иск-ва: Пер. с нем. / Под ред. Б. Виппера. М., 1923; Гренберг Ю. И. Технико-технологические исследования и атрибуция произведений живописи. М., 1975; Линник И. Голландская живопись 17 в. и проблемы атрибуции картин. Л., 1980; Косолапов А. И. Физические методы изучения произведений иск-ва. М., 1985. |
АТТЕСТА́Т ЗРЕ́ЛОСТИ (от лат. attestor - свидетельствовать, удостоверять) - документ об оконч. ср. общеобразоват. школы. В России введен в 1872 в классич. г-зиях. Выдавался лицам, окончившим муж. г-зии (женщины могли держать экзамен на А. з. экстерном). А. з. давал право на поступление в ун-т. Введен постановлением СНК СССР от 21 июня 1944, дает право на поступление в вузы при условии успешной сдачи конкурсных экзаменов. С 1962 офиц. назв. - аттестат о среднем образовании. |
АТТРАКЦИО́Н (франц. attraction, букв. - притяжение) - назв. наиб. зрелищного номера, занимающего центральное место в цирк. программе. А. получили распространение в цирках в конце 19 - нач. 20 в. Этому способствовало развитие техники, т. к. многие А. демонстрировались с применением технически сложной аппаратуры. Как правило, исполнители подобных А. старались подчеркнуть их опасность. В совр. цирке А. лишены нарочитой сенсационности, на первый план ставятся худож. выразительность, яркость, трюковая изобретательность. Среди лучших А. сов. цирка - "Медвежий цирк" Филатовых, "Прометей" Волжанских, большие А. с дрес. животными Дуровых, иллюзионные А. Кио, Авьерино, Зотовой, Абдулаевых, А. с хищниками Бугримовой, Буслаева, Александрова-Федотова, Шевченко, Бирюкова, Павленко и др. Лит.: Ознобишин Н. Велосипедные аттракционы. М.; Л., 1927; Кузнецов Е. Цирк. Л.; М., 1931; Дмитриев Ю. Сов. цирк. М., 1963; Гуревич З. О жанрах сов. цирка. М., 1984. |
АУСЛЕ́НДЕР Сер. Абр. (1889-1943) - прозаик, критик. Отец А. - студент-технолог, осужденный по делу народовольцев, умер в ссылке. Воспитывался матерью - учительницей, сестрой М. А. Кузмина. Поступил на ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, где проучился до 1910. В 1905 помещал рассказы в ж. "Огни", "Весна", однако дебютом считал публикацию в ж. "Золотое руно". Завсегдатай собраний на "Башне" Вяч. Иванова, в 1906 вращался в театр. кругах, был близок к т-ру В. Ф. Комиссаржевской; сотрудничал в "Весах", "Рус. мысли". С возникновением ж. "Аполлон" заведовал его театр. отделами. После женитьбы в 1910 на актрисе Н. А. Зборовской нек-рое время жил в провинции, писал пьесы, рецензии на постановки провинц. т-ров. 1-ю мир. войну встретил в Швейцарии; после возвращения в Россию был призван в действующую армию, публиковал рассказы и фронтовые корреспонденции в ж. "Лукоморье". В 1918 из Москвы уехал в Омск, где сотрудничал в колчаковской газ. "Голос Сибири". После поражения Колчака А. скрывался, жил случайными заработками, поменял много профессий. В 1922 А. вернулся в Москву, сотрудничал в детском отделе Госиздата, с 1925 работал в подсекции худож. воспитания научно-педагог. секции Гос. ученого совета. В 1937 репрессирован. В ранних произв. А. (сб. рассказов "Золотые яблоки", 1908; "Рассказы", 1912; "Третья книга рассказов", 1917; роман "Последний спутник", 1913) - элементы мистики и фантазии соединены с зарисовками лит.-артистической жизни Пб. В 20-е гг. А. писал истор. и приключенч. повести для детей, к-рые вошли в его "Собр. соч. в 8 т." (1928, т. 6 и 8 не вышли). |
А́УЭР Леопольд Сем. (1845-1930) - скрипач, педагог, дирижер. Учился у Р. Конэ, Я. Донта, И. Хельмесбергера (кл. квартета), И. Иоахима. В 1863-67 был концертмейстером симф. оркестра в Дюссельдорфе, Гамбурге. С 1868 выступал с А. Г. Рубинштейном, в том же году - профессор Петерб. конс. по кл. скрипки, квартета и камерного ансамбля. В 1868 возглавил струн. квартет, стал солистом Петерб. отделения РМО, с 1872 - солист императорских т-ров. В 1883-95 - дирижер симф. собраний РМО. В качестве дирижера гастролировал в Германии, Голландии, Франции. С 1918 жил в США, преподавал в Ин-те муз. искусства в Нью-Йорке, в Ин-те Кертис в Филадельфии. Исполнит. искусство А. отличали теплый, живой звук, изящество штриховой техники, тонкость художеств. отделки, лиризм. А. посвящены многие произведения рус. композиторов: Меланхолическая серенада и Концерт для скр. с орк. (1 ред.) Чайковского, Концерты для скр. с орк. Глазунова и Аренского, Концертная сюита Танеева. Возглавляемый А. ансамбль был первым исполнителем квартетов Чайковского, Бородина, Аренского, Кюи, Рубинштейна. А. постоянно выступал в ансамбле с Есиповой и, кроме того, с Танеевым, Сафоновым, Ляпуновым, Гофманом, в трио с Вержбиловичем. А. - признанный глава рус. скрип. школы. Среди его учеников - Я. Хейфец, М. Полякин, Е. Цимбалист, М. Эльман, Н. Мильштейн, Л. Цейтлин, Ю. Эйдлин. А. - автор произведений для скрипки, множества салонных транскрипций, редактор скр. пьес Чайковского, Глинки, Рубинштейна, Давыдова, скр. концертов Чайковского, Аренского, Глазунова. Лит. соч.: Среди музыкантов. М., 1927; Моя школа игры на скрипке. Л., 1929. Лит.: Раабен Л. Н. Леопольд Семенович Ауэр: Очерк жизни и творчества. Л., 1962. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АФАНА́СИЙ (в миру Андрей) (нач. 16 в. между 1568-75) - митрополит всея Руси, писатель, иконописец. Ученик Даниила Переяславского. В 1549-50 переведен из Переяславля в Москву, стал духовником царя Ивана IV Грозного и протопопом кремлевского Благовещенского собора. Принадлежал к лит. кружку митрополита Макария и, вероятно, был близок к "Избранной раде" В 1552 участвовал в походе на Казань, в том же году заложил в городе первый правосл. храм. Крестил царских детей, в 1561 оглашал к крещению 2-ю жену Ивана IV Марию Темрюковну. В 1562 пострижен в кремлевском Чудовом мон., в 1564 поставлен митрополитом. В 1565 после учреждения Иваном IV опричнины начал постепенно расходиться с царем. В 1566 вынужден покинуть митрополию и уйти в Чудов мон. Занимался иконописанием и, возможно, лит. деятельностью. Автор "Житие Даниила Переяславского". Создатель Лит.: Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила переяславского чудотворца. М., 1908; Ключевский В. О. Древнерусские жития как ист. источник. М., 1871. |
АФАНА́СИЙ ХОЛМОГО́РСКИЙ (в миру Ал. Арт. Любимов) (1641-1702) - церк. и полит. деятель. Был монахом Далматовского мон. в Зауралье. В 1679 прибыл в Москву, стал патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 возведен сразу в сан архиепископа и назначен в Холмогорскую епархию. 5 июля 1682 участвовал в споре о вере со старообрядцами в Грановитой палате Кремля, показал себя умелым защитником офиц. православия. В окт. 1682 прибыл в Холмогоры, организовал новую епархию, вел борьбу со старообрядчеством. С именем А. Х. связано стр-во ряда кам. церквей на Севере (Спасо-Преображенский собор в Холмогорах и др.). Четыре раза выезжал в Москву "на служенье", участвовал в богословских спорах, в обсуждении сложных канонич. вопросов. В Москве познакомился с юным Петром I, встречался и подолгу беседовал с ним во время его поездок на Север в 1693, 1694 и 1702, в 1700-02 вел с царем регулярную переписку. По поручению Петра I А. Х. составил "Описание трех путей... в Швецкую землю", организовал сбор разведыват. данных, принимал меры по укреплению обороны Севера, был одним из рук. стр-ва Новодвинской крепости. Автор ряда соч. ("Шестоднев", "Цвет духовный", "Щит веры" и др.). Собрал большую б-ку рукописных и печатных книг на неск. яз. Вел обширную переписку с духовными и светскими вельможами. Оставил богатый архив, часть к-рого сохранилась. |
АФАНА́СЬЕВ Ал-др Ник. (1826-71) - историк, лит-вед, фольклорист, иследователь слав. духовной культуры в целом. Окончил юрид. ф-т Моск. у-та (1848), о г-зии и о Московском ун-те оставил очень содержательные восп. о студенч. годах, где даны характеристики П. Г. Радкина, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева, С. П. Шевырева и др. В кон. 1840-нач. 1850-х гг. близок к моск. западникам, пост. посетитель кружка Т. Н. Грановского. С 1849 служил в Моск. Гл. архиве Мин-ва иностр. дел, с 1855 - нач. отделения, затем правитель дел Комиссии печатания гос. грамот и договоров. С 1858 вместе с Н. М. Щепкиным издавал ж. "Библиографич. записки", был его фактич. ред. до 1861. По версии Н. Я. Эйдельмана, был тайным корр. А. И. Герцена, передал ему для публикации ряд мат-лов по "секретной истории" России 18-19 вв. В 1862 после встречи с нелегально приехавшим в Россию эмигрантом В. И. Кельсиевым А. привлечен к следствию по делу "О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами", уволен от службы, жил случайными заработками. В 1865 - пом. секр. Моск. гор. думы. С 1867 - секр. съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Гл. сфера интересов А. - рус. фольклор. Составленный им сб. "Нар. рус. сказки" (1-е изд - вып. 1-8, 1855-63, последнее в сер. "Литературные памятники", Т. 1-3, 1984-85) - осн. собрание рус. сказок, подобное сб. бр. Гримм в Германии (к-рый и послужил образцом А.). А. (или на его обработках: Русские детские сказки. М., 1870. Т. 1-2). Кроме этого сборника А. составил также сб. неподцензурных сказок ("Рус. заветные сказки". 1-е изд. - Женева, 1872), а также ставший классическим сб. "Народные рус. легенды". (1859, в 1860 запрещен цензурой) следующие изд. вышли в 1914 одновременно в Москве и Казани, с добавлением восп. А., списка его работ и ряда мат-лов о нем). А. - автор мн. статей о духовной культуре славян, в труде "Поэтические воззрения славян на природу" предпринял попытку реконструкции праслав. религии и мифологии. Соч.: Илья-Громовник и Огненная Мария / Публ. Г. А. Левинтона // "Лит. учеба", 1982, № 1; Древо жизни. Избр. ст., М., 1983; Народ-художник. Миф, фольклор, лит-ра. М., 1986; Живая вода и вещее слово. М., 1988; Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994; Нар. рус. сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. Н. Афанасьевым. 1857-1862. М., 1997. Лит.: Эйдельман Н. Я. Тайные корреспонденты "Полярной звезды". М., 1966; Порудоминский В. И. А рассказать тебе сказку?.. М., 1970; Иванов Вяч. Вс. О научном ясновидении Афанасьева, сказочника и фольклориста // Лит. учеба. 1982. № 1. |
АФАНА́СЬЕВ Ник. Ник. (1893-1960) - протоиерей, богослов, деятель рус. религ. возрождения за рубежом, д-р богословия. Учился на мат. ф-те ун-та. Участвовал в 1-й мир. войне. С 1920 в эмиграции. В 1925 окончил богословский ф-т Белградского ун-та, преподавал в Скопье (1925-30). С 1930 - проф. канонич. права в Православном богословском ин-те в Париже. Рукоположен в 1940. В 1941-47 - настоятель рус. правосл. храма в Тунисе. Умер в Париже. Соч.: Трапеза Господня. Париж, 1952; Значение мирян в жизни Церкви, Париж, 1955; Церковь Духа Святого. Париж, 1971 (с биогр. очерком и библиографией А.). |
АФИНОГЕ́НОВ Ал-др Ник. (1904-41) - драматург. Род. в г. Скопине в семье писателя (лит. псевдоним отца - Н. Степной). Окончил Моск. ин-т. журналистики (1924). Драматург. деятельность начал в 1923 пьесой о восстании луддистов "Роберт Тим". Первые пьесы А. пишет для т-ра Пролеткульта - "По ту сторону щели" (1926), "Малиновое вино" (1929) и др. Герой пьесы "Чудак" (1929), лирик и романтик, находит силы противостоять обывательскому быту провинциального города, но идеологич. финал резко контрастирует с сутью происходящих событий года "великого перелома". Центр. место в творчестве А. занимает пьеса "Страх" (1931), тема к-рой - столкновение гуманистических представлений потомственной интеллигенции с идеологией победителей революции, царящая в стране атмосфера всеобщего страха. Интуитивно ощущая болезненные проблемы времени, А. находил им "идеологически правильные" развязки. Похожая ситуация складывается и в следующих пьесах А. - философ. драме "Далекое" (1935), героико-романт. пьесе "Салют, Испания" (1936), камерной, "семейной" драме "Машенька" (1941) и др. А. занимал пост секретаря т-р. секции РАПП, был автором "метода диалектического материализма" как опоры театрального иск-ва, хотя своими произв. во многом расшатывал устои советской нормативной эстетики. Был редактором ж. "Театр и драматургия". За короткое время своей творч. жизни А. создал около 30 драм, неск. киносценариев, ряд критических статей, но многое из этого осталось неизданным. Постановка произведения, к-рое А. считал важнейшим, - пьесы "Ложь" ("Семья Ивановых"), была запрещена "высочайшим рецензентом" - И. В. Сталиным (в пьесе затрагивались опасные темы борьбы с оппозицией, репрессий в отношении первого поколения революционеров). После того как А. выступил с предложением замены формулировки "социалистический реализм" на "психологический реализм", пресса начала обвинять его в "извращении сов. действительности", "троцкистских связях" и т. п. В 1937 А. исключен из партии и из СП, выселен из Москвы, однако после январского пленума ЦК ВКП(б) 1938, принявшего лицемерное постановление "Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии", восстановлен и в партии, и в СП. Погиб во время налета фашистской авиации на Москву. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (род. 1937) - поэт. Род. в Москве в семье служащих. Училась в Лит. ин-те им. М. Горького; была исключена из него после того, как подписала коллективное письмо в защиту Б. Л. Пастернака. Печатается с 1955. Первый сб. стихов - "Струна" (1962). Осн. книги: "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Метель" (1977), "Свеча" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987). Отклики критики на первые сб. А. были неоднозначны: с одной стороны, интерес к новому имени (П. Антокольский считал поэму "Моя родословная" "путевкой в жизнь для входа в... поэзию"), с другой - упреки в камерности стихов, их идилличности, словесной избыточности, туманности. Сама А. назвала рецензии "разносными", хотя и признала справедливость нек-рых из них. Позже за А. закрепилась репутация поэта серьезного, сосредоточенного на самопознании, на состояниях человеческой души. Лирику А. отличает метафорически насыщенная манера поэтич. высказывания, сказочные превращения реальности. В 1979 участвовала в создании неподцензурного лит. альм. "Метрополь", опубл. в нем сюрреалистич. прозу, не пропущенную в печать сов. цензурой. А. много пер. груз. поэтов (пер. из С. Чиковани, И. Абашидзе, А. Каландадзе, К. Каладзе, Г. Табидзе и др. - в кн. "Сны Грузии", 1977). Пишет очерки и эссе о судьбах рус. поэзии. За книгу стихов "Сад" удостоена в 1989 Гос. премии СССР. Поч. член Американской академии иск-тв и лит-ры. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АХУ́Н Мих. Ил. (1890-1942) - историк, библиограф, книговед, автор-составитель библиогр. труда "Путеводитель по ист. библиографии", вобравшего ок. 1000 назв. разл. библиогр. мат-лов и оставшегося неопубликованным. Эта работа - первая попытка создания указателя библиогр. пособий ист. проблематики. Один из ее разделов напечатан в сб. "Вспомогат. ист. дисциплины" (1937), др. - в "Архивное дело" (1937. № 1). |
АШКЕНА́ЗИ Вл. Дав. (р. 1937) - пианист, дирижер. Сын изв. эстрадного пианиста Д. Ашкенази. Окончил Центр. муз. школу (кл. А С. Сумбатян), Моск. конс. и аспирантуру (кл. Л. Н. Оборина). Лауреат Междунар. конкурсов им. Шопена в Варшаве (1955, 2-я премия), им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (1956, 1-я премия), им. Чайковского (1962, 1-я премия). С 1963 - за рубежом (Исландия, Великобритания, Швейцария) В 1974 дебют. как дирижер с Лондонским симфонич. оркестром, с 1981 его пост. приглашенный дирижер. С 1987 возглавил Королевский филармонич. оркестр в Лондоне. С 1989 - руководитель Нем. симфонич. оркестра Берлина. Один из крупнейших мастеров совр. пианизма, отличающийся стихийной виртуозностью, глубоким пониманием стилистики романтич. музыки (особенно Шопена), импровизац. легкостью. Интенсивно концертирует как солист и дирижер. Дискография А. как пианиста включает все концерты Бетховена, Моцарта, Брамса, Бартока, Рахманинова, Прокофьева, концерт Шумана, все сонаты Бетховена и Скрябина, все фп. соч. Шопена, почти все произвед. Шумана; как дирижера - симфонии Бетховена, Брамса, Сибелиуса, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, соч. Мендельсона, Франка, Дебюсси, Равеля, Вагнера, Р. Штрауса и др. Лит.: Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. М., 1990. |