Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Афазия

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Афазия

АФА́ЗИЯ - один из видов патологии речи, связанный с нарушением деятельности речевых отделов мозга.

Науч. дисциплина, связанная с изучением А., называется афазиологией и развивается уже более ста лет. Первонач. в основу афазиологии легли данные, получ. при изучении нарушений деятельности человека при различных ранениях головного мозга. Прежде всего было установлено, что у правшей нарушение речевой деятельности сопутствуют физич. повреждению левого полушария мозга, которое и было призвано ответственным за языковые и речевые функции. Это положение с нек-рыми уточнениями и дополнениями признается справедливым и на соврем. этапе развития науки.

В дальнейшем развитие афазиологии шло по пути дифференциации разл. форм нарушения речи и сопоставления их с повреждением разл. отделов мозга (локализации очага поражения).

В сов. науке история развития афазиологии, создание науч. классификации видов А. связывается с именем А. Р. Лурия.

Наиб. частой причиной развития А. является повреждение мозга вследствие кровоизлияния (инсульта), а также вследствие опухоли головного мозга.

При обширном поражении мозга может развиться тотальная А., проявляющаяся в полном разрушении языковой компетенции, невозможности для больного воспринимать и порождать речь. Эти нарушения могут возникнуть на фоне более или менее полной интеллект. сохранности пациента.

Еще в 19 в. на основании изучения результатов ранений мозга было выделено два основных типа А. - моторная и сенсорная. Моторная А. в общих чертах заключается в более или менее полной невозможности порождать экспрессивную речь при сохранении общей способности к восприятию. Этот тип речевых нарушений сопровождается локализацией очага поражения в задней части лобной доли левого полушария. Этот отдел мозга называется зоной Брока - по имени франц. ученого, обнаружившего связь повреждения этой зоны с симптомами моторной А.

У больных с поражением височной доли левого полушария (отдел мозга, называемый центром Вернике) проявления речевой патологии носят прямо противоположный характер; порождение речи практически не затруднено, но нарушено в той или иной степени восприятие. Этот тип А. и называется сенсорной.

Новые факты опровергают первонач. представление о том, что конкретные механизмы речевой деятельности строго локализованы в определ. отделах мозга. Постепенно выстраивается модель деятельности мозга, согласно к-рой все отделы мозга, участвующие в обеспечении речевой деятельности, взаимосвязаны. При избират. физическом поражении одной из речевых зон мозга деятельность других также существенно видоизменяется.

Характерной чертой нарушения речи по типу А. является следующий факт: процесс распада речи носит направленность, обратную онтогенетическому развитию. Прежде всего разрушаются речевые механизмы, сформированные на последних стадиях речевого развития, а наиболее сохранными являются глубинные, базовые механизмы, сформировавшиеся в раннем детстве. Процесс речевой реабилитации больного по общей направленности совпадает с процессами онтогенеза.

В психолингвистике данные, полученные при изучении А. различных типов, наряду с данными, полученными при изучении освоения речи в онтогенезе, используются для моделирования процессов речевой деятельности в норме у взрослых здоровых носителей яз., и прежде всего для создания уровневой модели. Если к.-л. речевое проявление может избирательно нарушаться при А., то можно, очевидно, считать, что в норме ему соответсвует самостоятельная психолингвистич. единица-механизм.

Лит.: Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975; Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979; Черниговская Т. В., Деглин В. Л., Меншуткин В. В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Докл. АН СССР. 1982. Т. 267. С. 499-502; Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981; Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллект. деятельность. М., 1985.

В начало словаря