Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАЛ")
БА́БА - 1). Обычное сельское назв. взрослой замужней женщины, в этом смысле синонимично лит. "женщина", др.-рус. "жена", однако с т. зр. лит. яз. слово окрашено как этнографически-деревенское или просторечное, содержа не только стилистич., но и социологич. спецификацию: слово либо применяется к крестьянке (шире: простолюдинке), либо несет отрицат., грубоватую коннотацию (когда применяется к женщинам высших слоев, ср. пушкинское примечание к "Евгению Онегину" с применением слова "девчонки" к дворянским девушкам). Т. о., слово симметрично термину "мужик", однако соответствующее наименование для муж. пола образовано от того же корня, что его синонимы "муж", "мужчина", тогда как жен. наименование взято из др. ряда, в частности, можно понять его как другой возрастной ряд: не среднего, а старшего поколения ("дедов"; см. 2-е значение слова); ср. наличие спец. термина "молодуха" при отсутствии аналогичного назв. для муж. пола. 2). Баба, чаще бабка, бабушка: мать матери или отца, в уменьшит. форме обычное обращение к старой женщине, старухе, отсюда и значение "старуха вообще" (не родственница говорящего). 3). Баба, бабка: повивальная бабка, (то же, что повитуха). |
БАБАДЖАНЯ́Н Арно Арутюнович (1921-83) - композитор, пианист. Окончил в 1947 Ереванскую конс. по кл. композиции у В. Тальяна, в 1948 - Моск. конс. по кл. фп. у К. Игумнова; совершенствовался у Г. Линсинского. С 1950 вел класс фп. в Ереванской конс. Гл. часть творч. наследия Б. - песня, распевная, в богатом гармоническом и оркестровом оформлении, рассчитанная на концертное исполнение (среди наиб. популярных - "Не спеши", "Песня о Москве", "Загадай желание", "Песня первой любви"). Автор ярких симф. произв. - "Героическая баллада" для фп. с оркестром (1950), "Шесть картин для фп." (1965), написаны в додекафонной технике, и др.; музыка к к/ф, камерным произв. Лит.: Григорян А. А. Бабаджанян. М., 1964. |
БАБАЕ́ВСКИЙ Сем. Петр. (род 1909) - прозаик. Род. в крест. семье в Харьковской губ. Первый рассказ опубл. в 1929. В 1939 окончил Лит. ин-т. Автор многократно переиздававшегося ром. "Кавалер Золотой Звезды" (кн. 1-2; 1947-48) о возвращении фронтовика в родное кубанское село, быстром переходе деревни от упадка к невиданному процветанию. Ром., написанный в офиц. поощряемом в послевоен. годы духе т. н. "теории бесконфликтности" и в сер. 50-х гг. отнесенный к лит-ре т. н. "лакировки действительности" пользовался успехом у читателя. В ром. "Свет над землей" (1949-50) Б. продолжил рассказ о судьбе главных персонажей "Кавалера", придав ему черты социалистич. утопии. Автор ром. "Сыновний бунт" (1961), "Родимый край" (1964), "Белый свет" (1967-68), "Современники" (1972), "Станица" (1975-76), "Приволье" (1978-79), сб. повестей и рассказов, не вызвавших широкого читат. отклика. Гос. пр. СССР (1949, 1950, 1951). |
БА́БИЙ ЯР - овраг на окраине Киева, где 29-30 сент. 1941 нацисты убили около 34 тыс. евреев; символ геноцида евреев в период 2-й мировой войны. До лета 1943 здесь продолжались массовые убийства мирных жителей, в осн. евреев, а также сов. военнопленных. По подсчетам экспертов, в Б. Я. захоронено около 100 тыс. чел. До сер. 70-х гг. продолжалась борьба за созд. в Б. Я. мемориального комплекса. Несмотря на противодействие властей, евр., рус. и украинская интеллигенция во гл. с писателем Виктором Некрасовым и поэтом Иваном Дзюбой боролась за возрождение памяти о жертвах нацизма. В 1976 памятник был установлен, но не только в стороне от действит. места убийств, но и преднамеренно лишен к.-л. нац. окраски. Трагедия Б. Я. нашла воплощение в произв. И. Эренбурга ("Бабий Яр"), Е. Евтушенко (поэма "Бабий Яр"), А. Кузнецова (пов. "Бабий Яр"), И. Фаликмана (ром. "Черный ветер"), Дм. Шостаковича (13 симф. на слова Е. Евтушенко). В 1991 пост. худ. ф. о событиях, связ. с гибелью евреев в Б. Я. ("Дамский портной", авт. сценария А. Борщаговский, реж. Л. Горовец, в гл. роли И. Смоктуновский). Публ. в 1961 поэмы Е. Евтушенко вызвала бурную общественно-полит. реакцию. В 1991 в траурной церемонии, посв. 50-летию трагедии, приняли участие представители официальных властей Украины. |
БА́БИНА КА́ША, БА́БЬЯ КА́ША - 1). Каша, сваренная повитухой на крестильном обеде. Б. К. варится очень крутой (из проса или гречи), иногда с медом; с ней связаны мн. обряды, направл. на обеспечение благополучия ребенка: его здоровья, роста и т. п. (напр., повитуха поднимает горшок с кашей и произносит пожелание "расти высоко-высоко", иногда горшок при этом разбивают; или же дети выбегают с Б. К. из избы, съедают ее и кладут в горшок петуха или курицу, в соответствии с полом новорожденного, "чтобы ребенок научился быстро бегать"). 2). Угощение в день повитух (2-й день Рождества - 26 дек. или день Рождества Богородицы - 8 сент.) - каша, к-рой кормят роженицы приглаш. бабок, либо принесенные повитухе семьями, где она принимала роды. Б. К. ин. когда называют и сам этот день. |
БА́БКА - выпечное изделие из сдобного теста в виде небольшого куличика (Б. ромовая, яблочная и т. д.). Слово Б. заимств. из польск. яз., где обозначало куличик. Появившись в России в 18 в., получило новое звучание и стало синонимом кулича, а затем маленького куличика. |
БА́БКИ (альчики, кости, костыги, плоцки, жаг, вышиб, гоча и др.) - игры с обработ. костями надкопытных суставов дом. животных (коров, овец, свиней), имеющими то же название. Широко встречаются у разл. народов Евразии, являясь игрой мальчиков и молодых мужчин. В рус. селениях Б. делались, за исключением районов распространения овцеводства, из коровьих костей. Игроки в Б. различали неск. вариантов выпадения костей: выпуклой спинкой вверх - "жог" (жак, сак, бук, орел, сок, честь, лоза и др.), в Симбирской, Вятской, Тобольской губ. это положение давало преимущество в игре; боковой, широкой и плоской сторонами вверх - "плоцка" (плоточка, альчик, тагуш), что давало преимущество в игре в Тверской, Курской, Астраханской губ.; плоским брюшком вверх или другой боковой стороной - "ницка" (ника, бока, лега, нета, решка, дура и др.). Также из одной крупной кости, иногда заливая ее свинцом, делали биту. Существовали две разновидности игры с ней: 1) игры с бросанием Б. "в пристенок" (после отраж. удара о стену Б. второго игрока должна была коснуться Б. первого или лечь от нее на расстоянии не б. малой пяди), "вдогонку" (битой или одной из костей бьется брош. на землю Б.) и т. п.; 2) игры с установкой: Б. устанавливаются поодиночке, беспорядочно, или в линию, либо группой разл. конфигурации. После жеребьевки по Б. бьют с выбранного расстояния битой, забирая пораженную. В разл. вариантах игры бьются свои или чужие Б. Возможно, Б. представляют разл. формы пережитков магич. действий (гадания), а также отголоски функционирования альчиков (к-рые находят в погребениях бронзового века) в качестве денег. В рус. игровой культуре данные пережиточные моменты оттеснены на второй план соревноват. началом. Считается, что как игра Б. на Руси известны с домонгольского времени. В условиях индустр.-городской культуры Б. трансформировались в игры с пуговицами, металлич. пробками и др. предметами, сохранив при этом осн. принципы игры в Б. |
БА́БЬЕ ЛЕ́ТО - периоды возврата летнего тепла в течение ранней осени. Продолжительность и число различны в разных местах и в разные годы. Обычно выделяют молодое Б. Л. (15-29 авг.) и старое (1-8-15 сент.). По Б. Л. судят об осени: "Бабье лето ненастно - осень сухая", "Бабье лето хорошо - осень дурная". Если первый день бабьего лета ясный - вся осень будет теплая и ведренная. Обилие тенетника предвещает сухую осень. Аналогично америк. "индейскому лету". |
БАГРАТИО́НИ Вахушти (ок. 1696-1758) - рус. и первый груз. географ. Внебрачный сын картлийского царя Вахтанга VI. С 1724 жил в Москве. Автор перевода груз. карт, использованных в "Атласе Российском" (1745) и карте Грузии и Армении, изд. в 1766 в Париже. Один из учредителей Моск. ун-та (1755). Составил два атласа геогр. карт Грузии, перевел с рус. на груз. яз. учебник всемирной географии. В соч. "Житие Грузии" (1745) впервые дал детальное страноведч. описание своей родины, подробно охарактеризовал ее климат, растительность, животный мир, разработал систему вертикальных природных зон Грузии. Занимался вопросами ист. географии. Лит.: Вахушти Багратиони: Библиография. Тб., 1990. |
БАГРИ́ЦКИЙ Эд. Георг. (наст. фамилия - Дзюбин) (1895-1934) - поэт. Род. в Одессе в евр. купеч. семье. Учился в реальном уч-ще, потом в землемерной школе. В 1918 добровольцем вступил в Кр. Армию. В 1920 работал в ЮгРОСТА. Печатался с 1913 в одес. журналах и газетах, после переезда в Москву в 1925 - в центр. печати. Осн. произв.: "Дума про Опанаса" (1926) - поэма о гражданской войне, сб. стихов "Юго-Запад" (1928), "Победители" (1930), "Последняя ночь" (1932), куда вошла поэма "Смерть пионерки", пользовавшаяся особой популярностью. Поэт романтич. склада, склонный к яркой, цветистой метафоричности, символич. обобщениям, Б. открыл в рев. эпохе героику боев и походов во имя великой цели и драматизм борьбы с мещанским сознанием и бытом. Через все творчество Б. проходит противостояние старого мира с его отжившими ценностями (в т. ч. - "местечкового" еврейства) и мира поющей молодости, открытого "настежь бешенству ветров", свободной, раскованной чувственности. Важной для Б. являлась тема связи поколений, их преемственности (стих. "Разговор с комсомольцем Николаем Дементьевым"; посв. сыну Всеволоду - поэту, в 1942 двадцатилетним погибшему на фронте: "Папиросный коробок", "Всеволоду", "Разговор с сыном"). Б. много переводил: в 20-е гг. - поэтов, близких ему по духу (поэмы Р. Бернса, "Песню о рубашке" Томаса Гуда), позднее - М. Бажана, И. Фефера и др. |
БАДА́ЕВ Сем. Ив. (1778-1847) - металлург. В 1808 крепостной Б. разработал новые способы выделки стали, к-рая получила назв. "бадаевской". Был выкуплен правительством у владельца, награжден медалью. Произ-во "бадаевской" стали организовано на Воткинском з-де в Прикамье, где в 1811-15 Б. усовершенствовал и упростил способ ее выработки. Эта сталь использовалась для произ-ва хирургич. инструментов, монетных штампов и др. изделий. На Воткинском з-де Б. производил также интересные опыты изготовления сплава стали с платиной. Лит.: Александров А. А. Семен Иванович Бадаев. М., 1971. |
БАДМА́ЕВ Петр Ал. (до крещения - Жамсаран) (1849-1920) - специалист в обл. тибетской медицины. Учился в иркутской г-зии. В 1871 приехал в Петербург к ст. брату Цультиму (Ал-дру Алексеевичу), к-рый также был специалистом в обл. тибетской медицины и держал "тибетскую аптеку". Окончил вост. ф-т Петерб. ун-та, затем Мед.-хирургич. академию. С 1875 занимался врачебной практикой. Принял православие, служил в Азиатском департаменте мин-ва иностр. дел, преподавал монгол. яз. в Петерб. ун-те. Издал неполный перевод тибетского мед. трактата "Жуд-ши" ("Чжуд-ши"). В 1914 возведен в потомственное дворянское достоинство. Имел доступ ко двору. Автор проектов мирного присоединения Китая, Тибета и Монголии к России, разработки золотых приисков и строит-ва в Монголии и др. Близок к еп. Гермогену и иеромонаху Илиодору, поддерживал их в борьбе против Г. Е. Распутина, затем перешел на сторону последнего, сблизившись с ним в 1916-17. 13 авг. 1917 по распоряжению Врем. прав-ва выслан за границу вместе с А. А. Вырубовой и И. Ф. Манасевичем-Мануйловым, однако вскоре вернулся; многократно подвергался арестам. Соч.: Основы врачебной науки Тибета "Жуд-Ши" / Авт. предисл. и ст. о П. А. Бадмаеве Б. С. Гусев. Репринт. изд. М., 1991. Лит.: Архангельский Г. В. Петр Бадмаев - знахарь, предприниматель и политик // "Вопросы истории", 1998, № 2. |
БАЖО́В Пав. Петр. (1879-1950) - прозаик, журналист. Род. в семье горнозаводского мастера (см. автобиогр. пов. о детстве "Зеленая кобылка", 1939). Окончил Пермскую духовную семинарию (1899), был учителем сначала в деревне, затем в Екатеринбурге. Изучая быт и труд уральских мастеров, записывал рабочий фольклор. С 1918 доброволец в Кр. Армии. В 1923-29 работал в г. Свердловске (Екатеринбурге) в "Крестьянской газ.". Первая кн. очерков "Уральские были" (1924). Долгие годы собирал свою главную книгу уральских сказов "Малахитовая шкатулка" (1939 Гос. пр. СССР, 1943), где Б. выступил как художник, использующий глубокое знание нар. уральского фольклора и горняцкой жизни, соединивший поэтичность с наблюдательностью и нравоучительность с тонким психологизмом. Не утратившие популярности до нашего времени сказы Б. легли в осн. к/ф "Каменный цветок" (1946), балета С. С. Прокофьева "Сказ о каменном цветке" (пост. 1954), одноим. оперы К. В. Молчанова (пост. 1950) и др. |
БАЗА́РОВ - герой ром. И. Тургенева "Отцы и дети", разночинец-демократ, отрицающий уклад совр. жизни во имя исправления общ-ва; символич. фигура "нигилиста", "прагматика" ("утилитариста"), естествоиспытателя, предпочитающего позитивное знание и реальное действие рефлексии, "чувству", - и в то же время способного к самоотвержению, нравств. подвигу. |
БАЗА́РОВ Вл. Ал-др. (наст. фам. Руднев) (1874-1939) - философ, экономист; социал-демократ, представитель рус. махизма и богостроительства. Увлечение Б. марксизмом эволюционировало от радикального большевизма 1904-07 к меньшевизму. Смолоду усвоенная от отца и его окружения проповедь "опрощения" приучила его, потомственного интеллигента, третировать свое сословие, выступая с аффектированными филиппиками против индивидуализма и панегириками коллективизму. (Мистицизм и реализм нашего времени // Очерки по философии марксизма. СПб., 1908. С. 62). Однако главной для Б. всегда остается свобода творчества как абсолютная, самодовлеющая ценность, независимо от его результатов (Богоискательство и "богостроительство" // Вершины. СПб., 1909. Кн. 1. С. 305). В социализме Б. привлекает не орг-ция материального производства, а ее косв. результат: полная свобода всех видов высшего духовного творчества, полная независимость от т. н. "личных" интересов. То же радение о свободе творчества побуждает Б. обрушиться на богоискательство, в к-ром он видит "один из симптомов... глубокого культурного кризиса - кризиса индивидуализма" (там же. С. 362), и противопоставить ему богостроительство - "творч. преодоление Бога", знающее единств. Абсолют - "пафос жизненного творчества", единств. Творцом признающее коллектив (там же. С. 355; Христиане Третьего Завета и строители Башни Вавилонской // Лит. распад. СПб., 1909. Кн. 2; Судьбы рус. "идеализма" за последнее десятилетие // Из истории новейшей рус. лит-ры. М., 1910). Б., с одной стороны, страстно критиковал религ.-персоналистич. идеи Вл. Соловьева, но параллельно вместе с А. Богдановым, своим гл. наставником в философии и социологии, обрушивался на "догматич. материализм" Ф. Энгельса, Г. Плеханова и особенно В. Ленина. Как и Богданов, Б. приветствовал Февр. рев-цию, но скептически принял события Октября. До кон. 1920-х гг. Б. работал в плановых органах, зарабатывая переводами худож. и филос. лит-ры. Арестован в разгар репрессий 1930-х гг., погиб. Соч.: Анархический коммунизм и марксизм. СПб., 1906; О философии действия // Современник. 1913. № 6, 7, 10. |
БАЗИЛЕ́ВИЧ Конст. Вас. (1892-1950) - сов. историк. Участник 1-й мировой и гражд. войн. Окончил Моск. ун-т (1922), с 1930 преподавал там же (с 1935 проф.). С 1936 в Ин-те истории АН СССР, активный участник борьбы за воссоздание ист. науки в 1930-х гг. Автор иссл. по соц.-экон. и полит. истории России 15-17 вв., один из создателей учебников по отеч. истории для высш. и ср. школы. Разработал концепцию образования Рус. централизов. гос-ва, господствовавшую в сов. науке в 1930-50-х гг. Соц.-экон. основу этого гос-ва Б. видел в товарно-ден. отношениях предбурж. и бурж. типа (по аналогии со странами Зап. Европы). Гл. труд Б. - монография "Внеш. политика Рус. централизованного гос-ва. 2-я пол. 15 в." (М., 1952). |
БАЗИЛЕ́ВСКИЙ Ал-др. Петр. (1829-1899) - дипломат, коллекционер предметов европейской готики и ренессанса. С 1860-х гг. собирал коллекции, раскрывающие худож. связи и влияние Византии на иск-во Италии, Франции и др., включающие предметы декоративно-прикладного иск-ва: испано-мавританскую майолику, лиможские эмали, предметы из бронзы и слоновой кости. Собрание Б. демонстрировалось на Всемирных выставках в Париже в 1865, 1867, 1878 гг. и в 1884 было приобретено Имп. Эрмитажем. |
БАЗУНО́В Ал-др Фед. (1825-99) - издатель и книгопродавец. (Пб.; с 1858). В 1862-76 Б. выпустил 36 назв., из них 24 - в знаменитой серии "Биб-ка совр. писателей", в т. ч. произв. Н. С. Лескова, Г. И. Успенского, Н. В. Успенского, П. В. Засодимского, И. А. Кущевского, Г. Гейне и др. Вложив в изд. этой серии значит. капитал, Б. задолжал владельцам типографии и бумажных фабрик и, обанкротившись, бежал за границу, через 3 мес. вернулся и 23 года проработал в кн. лавке Плотникова в Гостином дворе. Б. - последний представитель книготорговой династии Базуновых, изв. в рос. книжном деле с 1810. Лит.: Белов С. В. Издат. деят-ность А. Ф. Базунова // Роль книги в демократизации культуры: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Л., 1987. |
БАЙКО́В Федор Исакович (1612-63 или 64) - дипломат, гос. деятель, путешественник. В 1654-57 возглавлял первое рус. посольство в Китае с целью установления дипломатич. и торговых отношений (миссия успеха не имела). Во время поездки в г. Канбалык (ныне Пекин) и на обратном пути вел наблюдения, к-рые изложил в отчете посольства - "Статейном списке" (опубл. в 1849 И. П. Сахаровым в сб.: "Сказания рус. народа", т. 2, кн. 8). |
БАЙРОНИ́ЗМ - обществ. и лит. настроение, возникшее в европ. странах под влиянием творчества и личной судьбы Дж. Г. Байрона в 1820-40-х гг. Разочарование в жизни, скорбь о ее несовершенстве (т. н. "мировая скорбь") и гордый индивидуализм как следствие отрицания мировой дисгармонии, совр. цивилизации и результат борьбы за свободу личности, принимающие демонич. характер, - комплекс черт героев Байрона (Чайльд-Гарольд, Манфред, Конрад, Каин, Лара и др.), в разнообр. комбинациях отразившийся в творчестве многих европ. писателей-романтиков. В России проявился в творчестве В. К. Кюхельбекера, К. Н. Батюшкова, Д. В. Веневитинова, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, И. И. Козлова, К. А. Баратынского, А. И. Полежаева, А. А. Бестужева-Марлинского и мн. др. Влиянием Байрона отмечены "Евгений Онегин", поэмы и нек-рые стихотворения А. С. Пушкина; наиб. созвучны байроновские настроения оказались М. Ю. Лермонтову (Печорин, Демон, Мцыри, Исмаил-бей и др.). |
БАКИ́НСКИЕ КОМИССА́РЫ - традиц. название руководителей совнаркома (СНК) Бакинской коммуны, созданной в апр. 1918 в ходе борьбы против мусаватистов в Азербайджане. Ключевые позиции в СНК занимали большевики, участвовали также лев. эсеры; пред. - большевик С. Г. Шаумян, нарком по внутр. делам - П. А. Джапаридзе, губ. комиссар - М. А. Азизбеков, нарком по делам нар. хоз-ва - Н. Н. Нариманов. При наступлении тур. войск на Баку 25.07.1918 по решению Бакинского Совета был приглашен для защиты города англ. отряд. Бакинский СНК, не согласившись с этим решением, 31 июля сложил с себя полномочия и был заменен меньшевистско-эсеровским правительством "Диктатура Центрокаспия и Президиума Исполнит. К-та Совета рабочих и солдатских депутатов" (Центрокаспий состоял из выборных депутатов от Касп. воен. флотилии). 14 авг. Б. К. бежали из занятого англ. войсками Баку, но их корабль был перехвачен кораблями Касп. флотилии и возвращен обратно. Из 35 арестованных неск. чел. освобождены на поруки или переведены в больницу, оставшиеся 25 комиссаров 14 сент., во время штурма города тур. войсками и бегства англ. отряда, покинули тюрьму и на корабле под командованием большевика Т. Амирова отплыли в Астрахань. Однако команда высадила их в оккупиров. англичанами Красноводске, где действовало местное эсеровское пр-во во главе с Ф. Фунтиковым. Список 25 заключенных Бакинской тюрьмы ошибочно был принят за список рук-ва Бакинской коммуны (хотя в нем не было нек-рых действит. руководителей Бакинского СНК и, напротив, оказались второстепенные лица). 26-м Б. К. стал Т. Амиров. 20.09.1918 они были расстреляны при невыясн. обстоятельствах. Эсеры и англ. командование сняли с себя ответственность за эту акцию. |
БАКЛА́НОВ Георг. Анд. (наст. фам. Баккис) (1884-1938) - певец (баритон). Учился в Киевской конс. (кл. М. Пеца) и в Петербурге у И. П. Прянишникова. Впервые выступил в оперном т-ре в Киеве в 1903, затем пел в частной опере Зимина. В 1905-09 - солист Моск. Большого т-ра. Пост. работа в т-ре чередовалась с многочисл. гастрольными поездками по России и за рубежом (Европа, США). С 1915 жил за границей (до 1930 солист Чикагской гор. оперы), затем в Германии, с 1933 - в Швейцарии). Б. обладал гибким голосом исключит. силы и диапазона, пел нек-рые басовые партии (Мефистофель в опере Ш. Гуно "Фауст", Руслан в опере М. И. Глинки "Руслан и Людмила"); особенно ему удавались роли, требующие большого темперамента и экспрессии. Б. - первый исполнитель партии Малетесты и Барона в операх С. В. Рахманинова ("Франческа да Римини", "Скупой рыцарь"). |
БАКЛА́НОВ Григ. Як. (р. 1923) - прозаик, драматург. Участник Вел. Отеч. войны, был дважды ранен. В 1951 окончил Лит. ин-т им. А. М. Горького (семинар К. Г. Паустовского). Фронтовой опыт рядового солдата, потом лейтенанта определяет психологич. достоверность воен. прозы Б. ("Южнее главного удара", 1958; "Пядь земли", 1960; "Мертвые сраму не имут", 1962). Как один из представителей "окопной правды" подвергался критике в сов. периодике. В ром. "Июль 41 года" (1965) события Вел. Отеч. войны рассматриваются в б. широкой перспективе, однако в последующих произв. Б. возвращается к иссл. человеч. судеб и душ в условиях фронта и послевоен. действительности, осмысляя их с позиций вечных проблем и ценностей ("Навеки - девятнадцатилетние", 1979; "Меньший среди братьев", 1981; "Карпухин", 1987; "Друзья", 1976). Б. известен также как публицист демократич. направления, гл. ред. журн. "Знамя". Гос. премия СССР (1982). |
БА́КЛУНД Оскар Андр. (1846-1916) - астроном, акад. (с 1883). Род. в Швеции. Окончил ун-т в Упсале (в 1872). С 1876 в России. С 1895 - дир. Пулковской обсерватории. Автор работ по небесной механике, из к-рых наиб. выдающиеся относятся к иссл. движения кометы Энке (комета Энке - Б.), а также трудов по геодезии; в 1899-1901 принимал участие в измерении дуги меридиана на Шпицбергене. Чл. ряда иностр. академий и науч. об-в. |
БАКМЕ́ЙСТЕР (Йоганн Фольрат) Ив. Григ. (ок. 1740-88) - книговед, библиограф и историк. Выходец из Ганновера. С 1756 служил в Б-ке Петерб. АН, составил ее каталог. Осн. тр. Б. "Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной С.-Петерб. Академии наук", (на франц. яз. 1776; рус. пер. 1779) - первый ист. очерк и путеводитель по фондам б-ки. За это соч. Б. удостоен зол. медали АН (1778). Б. принадлежит и анонимный рекомендат. каталог книг о России (1789). Работы Б., написанные на нем. яз., посв. гл. обр. истории рус. культуры и права: "Существовали ли в Др. Руси судебные поединки?" (1778), "О др.-рус. гостях, или купцах" (1780), "О первом в России прибытии англичан и о заведении ими в оной торговли" (1780) и др. Б. перевел и издал на нем. яз. ряд источников по истории России 16-17 вв. и соч. рус. авторов. |
БАКМЕ́ЙСТЕР Логин Ив. (Гартвиг Людвиг Христиан) (1730-1806) - библиограф, историк и лингвист. Окончил Йенский ун-т. С 1762 на рос. службе, в 1766-78 инспектор Академич. г-зии в Пб. Перевел на нем. яз. "Древнюю Рос. историю" М. В. Ломоносова (1768), редактировал первый в России библиографич. ж. "Russische Bibliothek zur Kenntniss der gegen-wartigen Zustandes der Literatur in Russland" ("Рус. биб-ка для познания совр. состояния рус. лит-ры", 1772-89). Один из инициаторов широкомасштабной программы собирания сведений о всех языках мира, впоследствии частично реализованной в "Сравнит. словарях всех яз. и наречий". |
БАКУ́НИН Ал-др Мих. (1768-1854) - писатель и поэт. Отец М. А. Бакунина и П. А. Бакунина. Из старинной дворянской семьи, в детстве и юности жил в Италии, окончил Туринский ун-т (1789). Служил в Коллегии иностр. дел, с 1791 - в отставке, жил в имении Премухино Новоторжского у. Тверской губ. Был связан с кружком Н. А. Львова. Б. писал в разл. стихотв. (дружеские послания, идиллии, басни, поэмы и др.), а также прозаич. жанрах, не публикуя своих соч.; занимался переводами ("Освобожд. Иерусалим" Т. Тассо). Его творчество - характерный образец сочинительства для самого себя и близких, распростран. в культурной дворянской среде рубежа 18-19 вв. и отчасти связанный с сентиментализмом и горацианским идеалом независимой сел. жизни. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАКУНИН Пав. Ал-др. (1820-1900) - философ и земский деятель, активный участник проведения крест. реформы 1861 в Тверской губ. Сын А. М. Бакунина, брат М. А. Бакунина. "Бог есть живой смысл" - формула, выражающая осн. пафос философии Б., в корне отличный от "пафоса отрицания" его брата; лишь в связи с ней можно говорить о гегельянстве Б. - создателя специфич. рус. "философии жизни". Безусловная истина для Б. не есть нечто потустороннее; напротив, "всякий живущий несет истину в себе самом" и открывает ее в акте самосознания ("саморазумения"), т. е. в непосредств. переживании бытия как смысла и небытия как бессмыслицы. На почве жизни исчезает надуманная противоположность веры и знания, при этом гипертрофия первой ведет к суеверию, второго - к феномену "изверившегося человека" и даже изверившегося об-ва - к "мнимой общественности". В связи с категориями жизни, судьбы и смерти Б. развивал ориг. философию времени, согласно к-рой "время течет в прошлое"; именно прошлое ("совершенное") и есть область смысла и духовной ясности: "проходить означает приходить к себе самому", а будущее есть лишь "темная чувственная материя", обращаться к к-рой за смыслом "есть великое недоразумение". Соч.: Основы и формы знания. СПб., 1886. |
БАКУШИ́НСКИЙ Анат. Вас. (1883-1939) - историк иск-ва, теоретик и практик эстетич. воспитания; исследователь психологии творчества и восприятия иск-ва, знаток музейного дела, организатор возрождения нар. промыслов; д-р иск-воведения (1936). Учился в Юрьевском ун-те (1905-11), Пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина (Москва, 1912-14). Автор трудов по истории рус. изобразит. иск-ва 19-20 вв., в к-рых выступает как апологет реалистич. традиций, не лишенных иногда черт вульгарного социологизма (напр., в негативной оценке стиля модерн). Ряд иссл. Б. посв. отд. видам иск-ва: акварель, графика и т. п.; глубоко изучал проблемы дет. творчества и примитива, установив общность механизма восприятия, анализировал концепцию примитива в малой скульптуре. Под рук-вом Б. восстановлены на базе быв. иконописных центров нар. промыслы (Палех, Мстера, Холуй и др.). Основоположник совр. отечеств. науки о нар. иск-ве (см. Иск-во Палеха. М., 1934). Преподавал с 1917 (Пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина, Военно-педагогич. ун-т, Высшие гос. художеств. мастерские, МГУ и др.). Соч.: Иссл. и статьи: Избр. искусствоведч. тр. М., 1981. Лит.: Кулаев К. В. А. В. Бакушинский // Сов. педагогика, 1983, № 1. |
БАЛ - форма обществ. времяпрепровождения с танцами, характерная для рус. об-ва начиная с 18 в. Б. как вечер с танцами появился в России в царствование Петра I. Прежде в России в праздничный ритуал входили молебен, пир и охота. С петровского времени они постепенно заменялись системой: молебен, бал, прогулка. Особенно часто придворные Б. устраивались в царствование имп. Елизаветы I, но бальный этикет сложился только к началу 19 в. Б. по "большому этикету" устраивался при дворе обычно 3 раза в год: на Рождество - при представлении ко двору новых персон, на Крещение - при раздаче наград и на Пасху. В Москве - по случаю прибытия монарха. На подобных Б. присутствовало до 3000 чел. и насчитывалось 5 отделений. Дамы были в придворных платьях, мужчины - в мундирах по чину. Программа танцев была постоянной: полонез, в к-ром участвовали только имп. фамилия, дипломатич. корпус, высокие придворные чины; вальс - в форме на два такта, франц. кадриль - котильон, мазурка. Танцами руководили "дирижеры", к-рые показывали фигуры и раздвигали круг. На придворных "эрмитажных" Б. присутствовало ок. 600 чел., на "аничковских", в Аничковом дворце - в частной имп. резиденции, - до 100 чел. К придворным Б. по этикету примыкали Б. в домах высоких сановников в присутствии имп. фамилии. В подобных Б. было 3 отделения (или 5 - с ужином). Программа оставалась неизменной весь 19 в. Полька, венский вальс, рус. и др. танцы допускались в виде вставных номеров. Устраивались "костюмированные" балы (с открытыми лицами), крупнейший из них - Б. в Зимнем дворце в янв. 1903 в рус. костюмах 17 в. (на царствование Алексея Михайловича) - был последним придворным балом в рус. истории. Высокий этикет соблюдался также на Б. гвардейских полков, в дворянских собраниях, на выпускных Б. дворянских ин-тов. На обществ. Б. - в нем. клубе, "бальном об-ве" и др., устраивавшихся обычно между Рождеством и Вел. постом, программа была б. разнообразна, так же как и на "домашних" Б. В дворянских домах праздники с танцами часто принимали вид Б. и имели собств. ритуал: у Олениных танцы, напр., начинались общим полонезом. Во время Вел. поста Б. никогда не устраивались, танцы были запрещены. Особое место занимали публичные маскарады с закрытыми лицами, на к-рых благородные замужние женщины и девицы не появлялись. Дет. Б. проводились среди дня, приучая детей к этикетному поведению; обычно устраивались на святочной неделе или по семейным праздникам. Начиная со 2-й пол. 19 в. СПб. считался бальной столицей Европы благодаря широте, блеску и ритуалу, с к-рыми здесь проводились большие Б. |
БАЛА́БИНА Фея Ив. (1910-82) - артистка и педагог балета. Нач. хореогр. образование получила в Ростове-на-Дону (1925). В 1926-29 училась на курсах при Ленингр. театр. уч-ще у Е. Гейденрейх, в 1931 окончила Ленингр. хореогр. техникум (кл. А. Вагановой). В 1931-56 в Т-ре им. Кирова исполняла роли: Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"), Жанна ("Пламя Парижа"), Маша ("Щелкунчик"), Паскуала ("Лауренсия"), Панночка ("Тарас Бульба"), Нунэ ("Гаянэ"), Девица-краса ("Весенняя сказка"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Гамзатти, Никия ("Баядерка"), Тао Хоа ("Красный мак"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Золушка ("Золушка"), Раймонда ("Раймонда") и др. В 1935-36 выступала также в Ленингр. Малом т-ре: Классич. танцовщица ("Светлый ручей"), Сванильда ("Коппелия"). В 1953-64 педагог-репетитор Т-ра им. Кирова. С 1947 педагог, в 1963-73 худ. рук. Ленингр. хореогр. уч-ща. Среди ее учеников: И. Чернышев, С. Викулов, Г. Селюцкий, К. Рассадин. В 1958-59, 1960-61, 1975-77 преподавала в Софийской опере, где пост. балет "Порабощенные в борьбе за свободу" (комп. Ю. Райчев). Признанный виртуоз классич. танца, Б. сообщала своим разноплановым героиням черты обаят. непосредственности и оптимизма. |
БАЛА́ЕВА Сераф. Ник. (1889-1959) - музейный работник. Дочь изв. петерб. педагога Н. Б. Балаева, окончила Бестужевские курсы, в 1918-59 работала в Гатчинском дворце-музее и парке, с 1927 - гл. хранитель. По богатству коллекции Гатчинский музей тех лет уступал в СССР только Гос. Эрмитажу. Б. участвовала в генеральной инвентаризации муз. ценностей в 1938-40, под ее рук-вом летом 1941 была проведена эвакуация и консервация муз. ценностей и документации Гатчинского дворцово-паркового ансамбля (11756 ед. хранения). Все 900 дней блокады Б. хранила коллекции музея в Исаакиевском соборе. После освобождения пригородов от оккупации вела консервацию и комплексную подготовку анс. Гатчины к возрождению (уже в 1945 открыта первая выставка). Несмотря на усилия Б. и ее коллектива, Гатчинский музей был упразднен в 1953, парк преобразован в гор. парк культуры, поврежденный пожаром дворец передан учреждениям военно-промышл. комплекса. Однако проведенная ранее научная работа и сохранение осн. коллекций и документов позволили в 1970-х гг. приступить к восстановлению дворца-музея, открытого в 1985. |
БАЛА́КИРЕВ Ив. Ал. (1699-1763) - полулегендарный шут. Из старинного дворянского рода. В 1715 зачислен в Преображенский полк, вскоре взят ко двору "для домашних послуг", выполнял функции ездового, посыльного, шута. Сумел приобрести расположение высокопоставл. особ, в т. ч. имп. Екатерины I и ее фаворита Виллима Монса, к-рому служил в качестве посыльного. После казни Монса в 1724 был бит батогами и сослан на каторгу "за сообщничество". С восшествием на престол Екатерины I Б. освобожден, пожалован чином прапорщика Преображенского полка и вновь определен ко двору, где находился и в период царствования Петра II. При имп. Анне Ивановне снова стал шутом, весной 1740 отпущен до осени в свои костромские деревни. После смерти императрицы в Пб. не вернулся. По нек-рым сведениям, после смерти Б. при дворе Екатерины II служил его сын. В сер. 18 в. в Европе издан на нем. яз. (в 1780 пер. на рус. яз. Ал. Васильевым) сб. шутовских острот и анекдотов, в к-рых фигурировал Б. В 1830 Н. А. Полевой опубл. "Собрание анекдотов Балакирева", выдержавшее св. 70 изд. Анекдоты и истории обоих сб. к реальному Б. прямого отношения не имеют. |