Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАЛ")

Баба

БА́БА - 1). Обычное сельское назв. взрослой замужней женщины, в этом смысле синонимично лит. "женщина", др.-рус. "жена", однако с т. зр. лит. яз. слово окрашено как этнографически-деревенское или просторечное, содержа не только стилистич., но и социологич. спецификацию: слово либо применяется к крестьянке (шире: простолюдинке), либо несет отрицат., грубоватую коннотацию (когда применяется к женщинам высших слоев, ср. пушкинское примечание к "Евгению Онегину" с применением слова "девчонки" к дворянским девушкам). Т. о., слово симметрично термину "мужик", однако соответствующее наименование для муж. пола образовано от того же корня, что его синонимы "муж", "мужчина", тогда как жен. наименование взято из др. ряда, в частности, можно понять его как другой возрастной ряд: не среднего, а старшего поколения ("дедов"; см. 2-е значение слова); ср. наличие спец. термина "молодуха" при отсутствии аналогичного назв. для муж. пола.

2). Баба, чаще бабка, бабушка: мать матери или отца, в уменьшит. форме обычное обращение к старой женщине, старухе, отсюда и значение "старуха вообще" (не родственница говорящего).

3). Баба, бабка: повивальная бабка, (то же, что повитуха).

Бабаджанян Арно Арутюнович

БАБАДЖАНЯ́Н Арно Арутюнович (1921-83) - композитор, пианист. Окончил в 1947 Ереванскую конс. по кл. композиции у В. Тальяна, в 1948 - Моск. конс. по кл. фп. у К. Игумнова; совершенствовался у Г. Линсинского. С 1950 вел класс фп. в Ереванской конс. Гл. часть творч. наследия Б. - песня, распевная, в богатом гармоническом и оркестровом оформлении, рассчитанная на концертное исполнение (среди наиб. популярных - "Не спеши", "Песня о Москве", "Загадай желание", "Песня первой любви"). Автор ярких симф. произв. - "Героическая баллада" для фп. с оркестром (1950), "Шесть картин для фп." (1965), написаны в додекафонной технике, и др.; музыка к к/ф, камерным произв.

Лит.: Григорян А. А. Бабаджанян. М., 1964.

Бабаевский Сем. Петр.

БАБАЕ́ВСКИЙ Сем. Петр. (род 1909) - прозаик. Род. в крест. семье в Харьковской губ. Первый рассказ опубл. в 1929. В 1939 окончил Лит. ин-т. Автор многократно переиздававшегося ром. "Кавалер Золотой Звезды" (кн. 1-2; 1947-48) о возвращении фронтовика в родное кубанское село, быстром переходе деревни от упадка к невиданному процветанию. Ром., написанный в офиц. поощряемом в послевоен. годы духе т. н. "теории бесконфликтности" и в сер. 50-х гг. отнесенный к лит-ре т. н. "лакировки действительности" пользовался успехом у читателя. В ром. "Свет над землей" (1949-50) Б. продолжил рассказ о судьбе главных персонажей "Кавалера", придав ему черты социалистич. утопии. Автор ром. "Сыновний бунт" (1961), "Родимый край" (1964), "Белый свет" (1967-68), "Современники" (1972), "Станица" (1975-76), "Приволье" (1978-79), сб. повестей и рассказов, не вызвавших широкого читат. отклика. Гос. пр. СССР (1949, 1950, 1951).

Баба-Яга

БА́БА-ЯГА́ - популярный персонаж восточнослав. сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами ("Сидит там Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос"; "на железной ступе едет, железным толкачом погоняет"); обычное место обитания - избушка на курьих ножках в лесу, в "тридесятом царстве". Среди типов Б.-Я. - "дарительница": герои, прошедшие испытания, получают от нее добрые советы и чудесные средства (коня, клубок, указывающий путь, платок и др.), обеспечивающие им дальнейший успех ("Кощеева смерть в яйце"; "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что"; "Чудесное бегство"), а также награду ("Мачеха и падчерица"); - "похитительница", людоедка: детям удается спастись от нее, перехитрить ее, она гибнет ("Иванушка (или Жихарка) и ведьма", "Братец и сестрица"; "Два брата"); - "воительница": выступает противницей героя, побеждает его помощников, но гибнет в борьбе с ним ("Три царства: золотое, серебряное, медное"). В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье.

Б.-Я. принадлежит мифологич. миру: она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ "иного царства", царства Смерти.

Лит.: Пропп В. Я. Ист. корни волшебной сказки. Л., 1986; Новиков Н. В. Образы восточнослав. волшебной сказки. Л., 1974.

Баба-Яга. Худ. И. Я. Билибин

Баба-Яга. Худ. И. Я. Билибин

Бабель Исаак Эмм

БА́БЕЛЬ Исаак Эмм. (1894-1940) - прозаик, драматург. Род. в Одессе в евр. купеческой семье. Учился в Одесском коммерч. уч-ще и в Киевском финансово-торговом ин-те. С 1915 жил в Петрограде, начал печататься в горьковской "Летописи". По совету М. Горького прервал лит. занятия, сменил много профессий, был работником Наркомпроса, типографским служащим, репортером, бойцом Первой Конной армии. С 1923 публикует рассказы, составившие книги "Конармия", "Одесские рассказы" и принесшие Б. всероссийскую, а вскоре и междунар. известность. В 1924 поселился в Москве. Б. - автор пьес "Закат" (1931), "Мария" (1935), киносценариев. "Конармия" была резко раскритикована критиками РАППа, а также С. М. Буденным, с к-рым полемизировал М. Горький. Б. арестован в 1939, расстрелян в 1940, его рукописи конфискованы, имя надолго вычеркнуто из лит-ры. Реабилитирован в 1954. В 1957 вышел в свет сб. его произв., подвергнутых тщательной цензуре. С 1967 до сер. 1980-х гг. произв. Б. не издавались. Относительно небольшой объем творч. наследия Б. объясняется не только насильств. смертью, но также исключ. требовательностью к себе, заставлявшей его по многу раз переписывать каждый рассказ, добиваясь стилистич. совершенства, неповторимой колоритности языка.

И. Э. Бабель

И. Э. Бабель

Бабий Яр

БА́БИЙ ЯР - овраг на окраине Киева, где 29-30 сент. 1941 нацисты убили около 34 тыс. евреев; символ геноцида евреев в период 2-й мировой войны. До лета 1943 здесь продолжались массовые убийства мирных жителей, в осн. евреев, а также сов. военнопленных. По подсчетам экспертов, в Б. Я. захоронено около 100 тыс. чел. До сер. 70-х гг. продолжалась борьба за созд. в Б. Я. мемориального комплекса. Несмотря на противодействие властей, евр., рус. и украинская интеллигенция во гл. с писателем Виктором Некрасовым и поэтом Иваном Дзюбой боролась за возрождение памяти о жертвах нацизма. В 1976 памятник был установлен, но не только в стороне от действит. места убийств, но и преднамеренно лишен к.-л. нац. окраски. Трагедия Б. Я. нашла воплощение в произв. И. Эренбурга ("Бабий Яр"), Е. Евтушенко (поэма "Бабий Яр"), А. Кузнецова (пов. "Бабий Яр"), И. Фаликмана (ром. "Черный ветер"), Дм. Шостаковича (13 симф. на слова Е. Евтушенко). В 1991 пост. худ. ф. о событиях, связ. с гибелью евреев в Б. Я. ("Дамский портной", авт. сценария А. Борщаговский, реж. Л. Горовец, в гл. роли И. Смоктуновский). Публ. в 1961 поэмы Е. Евтушенко вызвала бурную общественно-полит. реакцию. В 1991 в траурной церемонии, посв. 50-летию трагедии, приняли участие представители официальных властей Украины.

Бабина каша

БА́БИНА КА́ША, БА́БЬЯ КА́ША - 1). Каша, сваренная повитухой на крестильном обеде. Б. К. варится очень крутой (из проса или гречи), иногда с медом; с ней связаны мн. обряды, направл. на обеспечение благополучия ребенка: его здоровья, роста и т. п. (напр., повитуха поднимает горшок с кашей и произносит пожелание "расти высоко-высоко", иногда горшок при этом разбивают; или же дети выбегают с Б. К. из избы, съедают ее и кладут в горшок петуха или курицу, в соответствии с полом новорожденного, "чтобы ребенок научился быстро бегать").

2). Угощение в день повитух (2-й день Рождества - 26 дек. или день Рождества Богородицы - 8 сент.) - каша, к-рой кормят роженицы приглаш. бабок, либо принесенные повитухе семьями, где она принимала роды. Б. К. ин. когда называют и сам этот день.

Бабка

БА́БКА - выпечное изделие из сдобного теста в виде небольшого куличика (Б. ромовая, яблочная и т. д.). Слово Б. заимств. из польск. яз., где обозначало куличик. Появившись в России в 18 в., получило новое звучание и стало синонимом кулича, а затем маленького куличика.

Бабки

БА́БКИ (альчики, кости, костыги, плоцки, жаг, вышиб, гоча и др.) - игры с обработ. костями надкопытных суставов дом. животных (коров, овец, свиней), имеющими то же название. Широко встречаются у разл. народов Евразии, являясь игрой мальчиков и молодых мужчин. В рус. селениях Б. делались, за исключением районов распространения овцеводства, из коровьих костей. Игроки в Б. различали неск. вариантов выпадения костей: выпуклой спинкой вверх - "жог" (жак, сак, бук, орел, сок, честь, лоза и др.), в Симбирской, Вятской, Тобольской губ. это положение давало преимущество в игре; боковой, широкой и плоской сторонами вверх - "плоцка" (плоточка, альчик, тагуш), что давало преимущество в игре в Тверской, Курской, Астраханской губ.; плоским брюшком вверх или другой боковой стороной - "ницка" (ника, бока, лега, нета, решка, дура и др.). Также из одной крупной кости, иногда заливая ее свинцом, делали биту. Существовали две разновидности игры с ней: 1) игры с бросанием Б. "в пристенок" (после отраж. удара о стену Б. второго игрока должна была коснуться Б. первого или лечь от нее на расстоянии не б. малой пяди), "вдогонку" (битой или одной из костей бьется брош. на землю Б.) и т. п.; 2) игры с установкой: Б. устанавливаются поодиночке, беспорядочно, или в линию, либо группой разл. конфигурации. После жеребьевки по Б. бьют с выбранного расстояния битой, забирая пораженную. В разл. вариантах игры бьются свои или чужие Б.

Возможно, Б. представляют разл. формы пережитков магич. действий (гадания), а также отголоски функционирования альчиков (к-рые находят в погребениях бронзового века) в качестве денег. В рус. игровой культуре данные пережиточные моменты оттеснены на второй план соревноват. началом. Считается, что как игра Б. на Руси известны с домонгольского времени. В условиях индустр.-городской культуры Б. трансформировались в игры с пуговицами, металлич. пробками и др. предметами, сохранив при этом осн. принципы игры в Б.

Бабочкин Бор. Анд

БА́БОЧКИН Бор. Анд. (1904-75) - актер, реж. В 1931-40 играл в ленингр., с 1948 - в моск. т-рах. В кино с 1927 (в т. ч. в ф. "Мятеж", 1929; "Первый взвод", 1933). В 1934 в ф. Г. и С. Васильевых "Чапаев" создал один из самых знаменитых кинообразов сов. кино - В. И. Чапаева, сделав его не только кинематографич. легендой, но и персонажем новейшей сов. мифологии. Играл в ист.-рев. ф. ("Подруги", 1936; "Друзья", 1938). В ф. "Оборона Царицына" исполнил отриц. роль белогвардейца (1942), в экранизации пьесы А. Корнейчука "Фронт" (1943) - ген.-майора Огнева, в воен. мелодраме "Актриса" (1943) - роль Маркова. С 1955 успешно работал на сцене Малого т-ра (роли Суслова в киноварианте спектакля "Дачники", 1967), эксцентричного миллионера Сэма Боулдера в ф. "Бегство мистера Мак-Кинли", 1975. Как реж. снял ф. "Родные поля" (1945), сыграв в нем роль пред. колхоза Ивана Выборного.

Б. А. Бабочкин

Б. А. Бабочкин

Бабье лето

БА́БЬЕ ЛЕ́ТО - периоды возврата летнего тепла в течение ранней осени. Продолжительность и число различны в разных местах и в разные годы. Обычно выделяют молодое Б. Л. (15-29 авг.) и старое (1-8-15 сент.). По Б. Л. судят об осени: "Бабье лето ненастно - осень сухая", "Бабье лето хорошо - осень дурная". Если первый день бабьего лета ясный - вся осень будет теплая и ведренная. Обилие тенетника предвещает сухую осень. Аналогично америк. "индейскому лету".

Багратион Петр Ив

БАГРАТИО́Н Петр Ив. (1765-1812) - князь, военачальник, ген. от инфантерии (1809). Происходил из древнего груз. царского рода Багратиони. В 1782 зачислен сержантом в Кавк. мушкетерский полк. Участвовал в боях против горцев на Кавк. линии в 1783-90; отличился при штурме Очакова (1788). С 1792 Б. - секунд-майор Киевского конно-егерского полка, с 1793 служил в Софийском карабинерском полку. Участвовал в подавлении польск. восст. под предводит. М. Костюшко (1794). В 1798 ком. 6-го егерского полка, с 1799 - ген.-майор. Командуя авангардом рус. армии, Б. участвовал в Итал. и Швейц. походах А. В. Суворова. Отличился в боях при р. Адде и р. Треббии, при Нови, у Сен-Готарда и Чертова Моста. Назначен ком. л.-гв. Егерского батальона (позднее полка). В кампаниях 1805 и 1806-07 против Наполеона I командовал арьергардом рус. армии, неоднократно сдерживал превосходящие силы французов, отличился под Шенграбеном, Прейсиш-Эйлау, Фридландом. В ходе рус.-швед. войны 1808-09 ком. дивизии, затем корпуса, к-рый в 1809 совершил беспримерный переход по льду Ботнич. зал. на Аландские о-ва. В 1809-10 команд. Молд., с 1811 - Подольской армиями в войне с Турцией (1806-12). С марта 1812 - команд. 2-й Зап. армией. В нач. Отеч. войны 1812 Б. сумел соединиться с войсками 1-й Зап. армии под Смоленском, в тяжелых арьергардных боях (у Мира, Романова, Салтановки) нанес значит. урон армии Наполеона. Во время Бородинского сражения Б. командовал левым крылом армии М. И. Кутузова, проявил исключит. героизм и стойкость. Был смертельно ранен. Прах Б. в 1839 перенесен на Бородинское поле. Б. был любимцем рус. армии.

Племяник Б. Петр Романович (1818-76), ген.-лейт. (1865) и инженер, открыл в числе пр. оригин. способ извлечения золота из руд методом цианирования.

Лит.: Ростунов И. И. П. И. Багратион: Очерк полководч. деятельности. М., 1957; Грибанов В. К. Багратион в Петербурге. Л., 1979.

П. И. Багратион. Неизвестный художник. Нач. 19 в.

П. И. Багратион. Неизвестный художник. Нач. 19 в.

Багратиони Вахушти

БАГРАТИО́НИ Вахушти (ок. 1696-1758) - рус. и первый груз. географ. Внебрачный сын картлийского царя Вахтанга VI. С 1724 жил в Москве. Автор перевода груз. карт, использованных в "Атласе Российском" (1745) и карте Грузии и Армении, изд. в 1766 в Париже. Один из учредителей Моск. ун-та (1755). Составил два атласа геогр. карт Грузии, перевел с рус. на груз. яз. учебник всемирной географии. В соч. "Житие Грузии" (1745) впервые дал детальное страноведч. описание своей родины, подробно охарактеризовал ее климат, растительность, животный мир, разработал систему вертикальных природных зон Грузии. Занимался вопросами ист. географии.

Лит.: Вахушти Багратиони: Библиография. Тб., 1990.

Багрицкий Эд. Георг

БАГРИ́ЦКИЙ Эд. Георг. (наст. фамилия - Дзюбин) (1895-1934) - поэт. Род. в Одессе в евр. купеч. семье. Учился в реальном уч-ще, потом в землемерной школе. В 1918 добровольцем вступил в Кр. Армию. В 1920 работал в ЮгРОСТА. Печатался с 1913 в одес. журналах и газетах, после переезда в Москву в 1925 - в центр. печати. Осн. произв.: "Дума про Опанаса" (1926) - поэма о гражданской войне, сб. стихов "Юго-Запад" (1928), "Победители" (1930), "Последняя ночь" (1932), куда вошла поэма "Смерть пионерки", пользовавшаяся особой популярностью. Поэт романтич. склада, склонный к яркой, цветистой метафоричности, символич. обобщениям, Б. открыл в рев. эпохе героику боев и походов во имя великой цели и драматизм борьбы с мещанским сознанием и бытом. Через все творчество Б. проходит противостояние старого мира с его отжившими ценностями (в т. ч. - "местечкового" еврейства) и мира поющей молодости, открытого "настежь бешенству ветров", свободной, раскованной чувственности. Важной для Б. являлась тема связи поколений, их преемственности (стих. "Разговор с комсомольцем Николаем Дементьевым"; посв. сыну Всеволоду - поэту, в 1942 двадцатилетним погибшему на фронте: "Папиросный коробок", "Всеволоду", "Разговор с сыном"). Б. много переводил: в 20-е гг. - поэтов, близких ему по духу (поэмы Р. Бернса, "Песню о рубашке" Томаса Гуда), позднее - М. Бажана, И. Фефера и др.

Бадаев Сем. Ив

БАДА́ЕВ Сем. Ив. (1778-1847) - металлург. В 1808 крепостной Б. разработал новые способы выделки стали, к-рая получила назв. "бадаевской". Был выкуплен правительством у владельца, награжден медалью. Произ-во "бадаевской" стали организовано на Воткинском з-де в Прикамье, где в 1811-15 Б. усовершенствовал и упростил способ ее выработки. Эта сталь использовалась для произ-ва хирургич. инструментов, монетных штампов и др. изделий. На Воткинском з-де Б. производил также интересные опыты изготовления сплава стали с платиной.

Лит.: Александров А. А. Семен Иванович Бадаев. М., 1971.

Бадмаев Петр Ал

БАДМА́ЕВ Петр Ал. (до крещения - Жамсаран) (1849-1920) - специалист в обл. тибетской медицины. Учился в иркутской г-зии. В 1871 приехал в Петербург к ст. брату Цультиму (Ал-дру Алексеевичу), к-рый также был специалистом в обл. тибетской медицины и держал "тибетскую аптеку". Окончил вост. ф-т Петерб. ун-та, затем Мед.-хирургич. академию. С 1875 занимался врачебной практикой. Принял православие, служил в Азиатском департаменте мин-ва иностр. дел, преподавал монгол. яз. в Петерб. ун-те. Издал неполный перевод тибетского мед. трактата "Жуд-ши" ("Чжуд-ши"). В 1914 возведен в потомственное дворянское достоинство. Имел доступ ко двору. Автор проектов мирного присоединения Китая, Тибета и Монголии к России, разработки золотых приисков и строит-ва в Монголии и др. Близок к еп. Гермогену и иеромонаху Илиодору, поддерживал их в борьбе против Г. Е. Распутина, затем перешел на сторону последнего, сблизившись с ним в 1916-17. 13 авг. 1917 по распоряжению Врем. прав-ва выслан за границу вместе с А. А. Вырубовой и И. Ф. Манасевичем-Мануйловым, однако вскоре вернулся; многократно подвергался арестам.

Соч.: Основы врачебной науки Тибета "Жуд-Ши" / Авт. предисл. и ст. о П. А. Бадмаеве Б. С. Гусев. Репринт. изд. М., 1991.

Лит.: Архангельский Г. В. Петр Бадмаев - знахарь, предприниматель и политик // "Вопросы истории", 1998, № 2.

Баженов Вас. Ив

БАЖЕ́НОВ Вас. Ив. (1737-99) - архитектор, теоретик архитектуры, график. Предст. классицизма. В 1756-62 обучался в Имп. Акад. худ. в СПб. и Королевской Акад. худ. в Париже. Испытал влияние С. Чевакинского, Ж. Б. Валлен-Деламота. Получил европ. известность уже во время пансионерской поездки по Италии и Франции, тогда же приобретя вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиция, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику. Манера Б. отличается разнообразной пластич. разработкой архит. форм, гармонией эл-тов, органичным сочетанием архит. объемов и природных ландшафтов, богатством вариаций ордерных форм. Первым в рус. архитектуре искал синтеза принципов др.-рус. зодчества и готики.

Осн. произв.: проект реконструкции Моск. Кремля (1767-75); Пашков дом (1784-86), дом Долгова (1770), трапезная и колокольня церкви Всех Скорбящих (1780), дом Юшкова (1780) - все в Москве; ансамбль в Царицыне (1775-85), церк. в с. Быково под Москвой (1782-89), редакция проекта Михайловского замка (автор Павел I) в СПб. (1792-96, осуществлен В. Бренна), старый Арсенал в СПб. (1770-е). Б. приписывают мн. здания раннего классицизма, авторы к-рых неизвестны. Ни один из грандиозных проектов Б. (Б. Кремлевский дворец, Смольный ин-т) не был осуществлен; ансамбль Царицына уничтожался на его глазах. Сохранились лишь чертежи, макеты и неск. небольших построек Б. Смерть настигла мастера тогда, когда он получил возможность (по вступлении на престол Павла I, к-рого Б. обучал архитектуре) свободно творить.

Лит.: Пигалев В. А. Баженов. М., 1980; Разгонов С. Н. Вас. Ив. Баженов. М., 1985.

В. И. Баженов. Дом Пашкова в Москве

В. И. Баженов. Дом Пашкова в Москве

Бажов Пав. Петр.

БАЖО́В Пав. Петр. (1879-1950) - прозаик, журналист. Род. в семье горнозаводского мастера (см. автобиогр. пов. о детстве "Зеленая кобылка", 1939). Окончил Пермскую духовную семинарию (1899), был учителем сначала в деревне, затем в Екатеринбурге. Изучая быт и труд уральских мастеров, записывал рабочий фольклор. С 1918 доброволец в Кр. Армии. В 1923-29 работал в г. Свердловске (Екатеринбурге) в "Крестьянской газ.". Первая кн. очерков "Уральские были" (1924). Долгие годы собирал свою главную книгу уральских сказов "Малахитовая шкатулка" (1939 Гос. пр. СССР, 1943), где Б. выступил как художник, использующий глубокое знание нар. уральского фольклора и горняцкой жизни, соединивший поэтичность с наблюдательностью и нравоучительность с тонким психологизмом. Не утратившие популярности до нашего времени сказы Б. легли в осн. к/ф "Каменный цветок" (1946), балета С. С. Прокофьева "Сказ о каменном цветке" (пост. 1954), одноим. оперы К. В. Молчанова (пост. 1950) и др.

Базаров

БАЗА́РОВ - герой ром. И. Тургенева "Отцы и дети", разночинец-демократ, отрицающий уклад совр. жизни во имя исправления общ-ва; символич. фигура "нигилиста", "прагматика" ("утилитариста"), естествоиспытателя, предпочитающего позитивное знание и реальное действие рефлексии, "чувству", - и в то же время способного к самоотвержению, нравств. подвигу.

Базаров Вл. Ал-др.

БАЗА́РОВ Вл. Ал-др. (наст. фам. Руднев) (1874-1939) - философ, экономист; социал-демократ, представитель рус. махизма и богостроительства. Увлечение Б. марксизмом эволюционировало от радикального большевизма 1904-07 к меньшевизму. Смолоду усвоенная от отца и его окружения проповедь "опрощения" приучила его, потомственного интеллигента, третировать свое сословие, выступая с аффектированными филиппиками против индивидуализма и панегириками коллективизму. (Мистицизм и реализм нашего времени // Очерки по философии марксизма. СПб., 1908. С. 62). Однако главной для Б. всегда остается свобода творчества как абсолютная, самодовлеющая ценность, независимо от его результатов (Богоискательство и "богостроительство" // Вершины. СПб., 1909. Кн. 1. С. 305). В социализме Б. привлекает не орг-ция материального производства, а ее косв. результат: полная свобода всех видов высшего духовного творчества, полная независимость от т. н. "личных" интересов. То же радение о свободе творчества побуждает Б. обрушиться на богоискательство, в к-ром он видит "один из симптомов... глубокого культурного кризиса - кризиса индивидуализма" (там же. С. 362), и противопоставить ему богостроительство - "творч. преодоление Бога", знающее единств. Абсолют - "пафос жизненного творчества", единств. Творцом признающее коллектив (там же. С. 355; Христиане Третьего Завета и строители Башни Вавилонской // Лит. распад. СПб., 1909. Кн. 2; Судьбы рус. "идеализма" за последнее десятилетие // Из истории новейшей рус. лит-ры. М., 1910).

Б., с одной стороны, страстно критиковал религ.-персоналистич. идеи Вл. Соловьева, но параллельно вместе с А. Богдановым, своим гл. наставником в философии и социологии, обрушивался на "догматич. материализм" Ф. Энгельса, Г. Плеханова и особенно В. Ленина. Как и Богданов, Б. приветствовал Февр. рев-цию, но скептически принял события Октября. До кон. 1920-х гг. Б. работал в плановых органах, зарабатывая переводами худож. и филос. лит-ры. Арестован в разгар репрессий 1930-х гг., погиб.

Соч.: Анархический коммунизм и марксизм. СПб., 1906; О философии действия // Современник. 1913. № 6, 7, 10.

Базилевич Конст. Вас.

БАЗИЛЕ́ВИЧ Конст. Вас. (1892-1950) - сов. историк. Участник 1-й мировой и гражд. войн. Окончил Моск. ун-т (1922), с 1930 преподавал там же (с 1935 проф.). С 1936 в Ин-те истории АН СССР, активный участник борьбы за воссоздание ист. науки в 1930-х гг. Автор иссл. по соц.-экон. и полит. истории России 15-17 вв., один из создателей учебников по отеч. истории для высш. и ср. школы. Разработал концепцию образования Рус. централизов. гос-ва, господствовавшую в сов. науке в 1930-50-х гг. Соц.-экон. основу этого гос-ва Б. видел в товарно-ден. отношениях предбурж. и бурж. типа (по аналогии со странами Зап. Европы). Гл. труд Б. - монография "Внеш. политика Рус. централизованного гос-ва. 2-я пол. 15 в." (М., 1952).

Базилевский Ал-др. Петр.

БАЗИЛЕ́ВСКИЙ Ал-др. Петр. (1829-1899) - дипломат, коллекционер предметов европейской готики и ренессанса. С 1860-х гг. собирал коллекции, раскрывающие худож. связи и влияние Византии на иск-во Италии, Франции и др., включающие предметы декоративно-прикладного иск-ва: испано-мавританскую майолику, лиможские эмали, предметы из бронзы и слоновой кости. Собрание Б. демонстрировалось на Всемирных выставках в Париже в 1865, 1867, 1878 гг. и в 1884 было приобретено Имп. Эрмитажем.

Базилика

БАЗИЛИ́КА (от греч. - царь, царский) - в Др. Риме так назывались обществ. здания, предназнач. для суда и торговли, а в христ. период - церкви. Б. - прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на неск. (обычно 3 и 5) частей - т. н. кораблей, или нефов. Средний неф, завершающийся апсидой (полукруглым выступом), выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. Рим. и раннехрист. Б. имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в б. поздних применялось сводчатое. Одной из самых великолепных Б. Рима была Ульпиева Б., построенная греком Аполлодором Дамасским, любимым арх. имп. Траяна в 111-114 гг. н. э. и названная так в честь имп., к-рый принадлежал к роду Ульпиев. К числу знаменитых образцов раннехрист. Б. в Риме относится, напр., Б. в Сан Клементе (лучше всего сохранившаяся Б., построенная до 392, перестроенная в 1108, недавно отреставрированная). Став одним из основных типов раннехрист. храма, Б. получила дальнейшую разработку в визант., романской и готич. архитектуре. Базиликальный тип храма встречается также в архитектуре Возрождения и барокко. В древнерус. архитектуре базиликальный храм не получил распространения.

Базилика. Слева - поперечный разрез; справа - план.

Базилика. Слева - поперечный разрез; справа - план.

Базунов Ал-др Фед

БАЗУНО́В Ал-др Фед. (1825-99) - издатель и книгопродавец. (Пб.; с 1858). В 1862-76 Б. выпустил 36 назв., из них 24 - в знаменитой серии "Биб-ка совр. писателей", в т. ч. произв. Н. С. Лескова, Г. И. Успенского, Н. В. Успенского, П. В. Засодимского, И. А. Кущевского, Г. Гейне и др. Вложив в изд. этой серии значит. капитал, Б. задолжал владельцам типографии и бумажных фабрик и, обанкротившись, бежал за границу, через 3 мес. вернулся и 23 года проработал в кн. лавке Плотникова в Гостином дворе. Б. - последний представитель книготорговой династии Базуновых, изв. в рос. книжном деле с 1810.

Лит.: Белов С. В. Издат. деят-ность А. Ф. Базунова // Роль книги в демократизации культуры: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Л., 1987.

Байков Федор Исакович

БАЙКО́В Федор Исакович (1612-63 или 64) - дипломат, гос. деятель, путешественник. В 1654-57 возглавлял первое рус. посольство в Китае с целью установления дипломатич. и торговых отношений (миссия успеха не имела). Во время поездки в г. Канбалык (ныне Пекин) и на обратном пути вел наблюдения, к-рые изложил в отчете посольства - "Статейном списке" (опубл. в 1849 И. П. Сахаровым в сб.: "Сказания рус. народа", т. 2, кн. 8).

Байронизм

БАЙРОНИ́ЗМ - обществ. и лит. настроение, возникшее в европ. странах под влиянием творчества и личной судьбы Дж. Г. Байрона в 1820-40-х гг. Разочарование в жизни, скорбь о ее несовершенстве (т. н. "мировая скорбь") и гордый индивидуализм как следствие отрицания мировой дисгармонии, совр. цивилизации и результат борьбы за свободу личности, принимающие демонич. характер, - комплекс черт героев Байрона (Чайльд-Гарольд, Манфред, Конрад, Каин, Лара и др.), в разнообр. комбинациях отразившийся в творчестве многих европ. писателей-романтиков. В России проявился в творчестве В. К. Кюхельбекера, К. Н. Батюшкова, Д. В. Веневитинова, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, И. И. Козлова, К. А. Баратынского, А. И. Полежаева, А. А. Бестужева-Марлинского и мн. др. Влиянием Байрона отмечены "Евгений Онегин", поэмы и нек-рые стихотворения А. С. Пушкина; наиб. созвучны байроновские настроения оказались М. Ю. Лермонтову (Печорин, Демон, Мцыри, Исмаил-бей и др.).

Бакинские комиссары

БАКИ́НСКИЕ КОМИССА́РЫ - традиц. название руководителей совнаркома (СНК) Бакинской коммуны, созданной в апр. 1918 в ходе борьбы против мусаватистов в Азербайджане. Ключевые позиции в СНК занимали большевики, участвовали также лев. эсеры; пред. - большевик С. Г. Шаумян, нарком по внутр. делам - П. А. Джапаридзе, губ. комиссар - М. А. Азизбеков, нарком по делам нар. хоз-ва - Н. Н. Нариманов. При наступлении тур. войск на Баку 25.07.1918 по решению Бакинского Совета был приглашен для защиты города англ. отряд. Бакинский СНК, не согласившись с этим решением, 31 июля сложил с себя полномочия и был заменен меньшевистско-эсеровским правительством "Диктатура Центрокаспия и Президиума Исполнит. К-та Совета рабочих и солдатских депутатов" (Центрокаспий состоял из выборных депутатов от Касп. воен. флотилии). 14 авг. Б. К. бежали из занятого англ. войсками Баку, но их корабль был перехвачен кораблями Касп. флотилии и возвращен обратно. Из 35 арестованных неск. чел. освобождены на поруки или переведены в больницу, оставшиеся 25 комиссаров 14 сент., во время штурма города тур. войсками и бегства англ. отряда, покинули тюрьму и на корабле под командованием большевика Т. Амирова отплыли в Астрахань. Однако команда высадила их в оккупиров. англичанами Красноводске, где действовало местное эсеровское пр-во во главе с Ф. Фунтиковым. Список 25 заключенных Бакинской тюрьмы ошибочно был принят за список рук-ва Бакинской коммуны (хотя в нем не было нек-рых действит. руководителей Бакинского СНК и, напротив, оказались второстепенные лица). 26-м Б. К. стал Т. Амиров. 20.09.1918 они были расстреляны при невыясн. обстоятельствах. Эсеры и англ. командование сняли с себя ответственность за эту акцию.

Бакланов Георг. Анд

БАКЛА́НОВ Георг. Анд. (наст. фам. Баккис) (1884-1938) - певец (баритон). Учился в Киевской конс. (кл. М. Пеца) и в Петербурге у И. П. Прянишникова. Впервые выступил в оперном т-ре в Киеве в 1903, затем пел в частной опере Зимина. В 1905-09 - солист Моск. Большого т-ра. Пост. работа в т-ре чередовалась с многочисл. гастрольными поездками по России и за рубежом (Европа, США). С 1915 жил за границей (до 1930 солист Чикагской гор. оперы), затем в Германии, с 1933 - в Швейцарии). Б. обладал гибким голосом исключит. силы и диапазона, пел нек-рые басовые партии (Мефистофель в опере Ш. Гуно "Фауст", Руслан в опере М. И. Глинки "Руслан и Людмила"); особенно ему удавались роли, требующие большого темперамента и экспрессии. Б. - первый исполнитель партии Малетесты и Барона в операх С. В. Рахманинова ("Франческа да Римини", "Скупой рыцарь").

Бакланов Григ. Як

БАКЛА́НОВ Григ. Як. (р. 1923) - прозаик, драматург. Участник Вел. Отеч. войны, был дважды ранен. В 1951 окончил Лит. ин-т им. А. М. Горького (семинар К. Г. Паустовского). Фронтовой опыт рядового солдата, потом лейтенанта определяет психологич. достоверность воен. прозы Б. ("Южнее главного удара", 1958; "Пядь земли", 1960; "Мертвые сраму не имут", 1962). Как один из представителей "окопной правды" подвергался критике в сов. периодике. В ром. "Июль 41 года" (1965) события Вел. Отеч. войны рассматриваются в б. широкой перспективе, однако в последующих произв. Б. возвращается к иссл. человеч. судеб и душ в условиях фронта и послевоен. действительности, осмысляя их с позиций вечных проблем и ценностей ("Навеки - девятнадцатилетние", 1979; "Меньший среди братьев", 1981; "Карпухин", 1987; "Друзья", 1976). Б. известен также как публицист демократич. направления, гл. ред. журн. "Знамя". Гос. премия СССР (1982).

Баклунд Оскар Андр.

БА́КЛУНД Оскар Андр. (1846-1916) - астроном, акад. (с 1883). Род. в Швеции. Окончил ун-т в Упсале (в 1872). С 1876 в России. С 1895 - дир. Пулковской обсерватории. Автор работ по небесной механике, из к-рых наиб. выдающиеся относятся к иссл. движения кометы Энке (комета Энке - Б.), а также трудов по геодезии; в 1899-1901 принимал участие в измерении дуги меридиана на Шпицбергене. Чл. ряда иностр. академий и науч. об-в.

Бакмейстер Йоганн Фольрат

БАКМЕ́ЙСТЕР (Йоганн Фольрат) Ив. Григ. (ок. 1740-88) - книговед, библиограф и историк. Выходец из Ганновера. С 1756 служил в Б-ке Петерб. АН, составил ее каталог. Осн. тр. Б. "Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной С.-Петерб. Академии наук", (на франц. яз. 1776; рус. пер. 1779) - первый ист. очерк и путеводитель по фондам б-ки. За это соч. Б. удостоен зол. медали АН (1778). Б. принадлежит и анонимный рекомендат. каталог книг о России (1789). Работы Б., написанные на нем. яз., посв. гл. обр. истории рус. культуры и права: "Существовали ли в Др. Руси судебные поединки?" (1778), "О др.-рус. гостях, или купцах" (1780), "О первом в России прибытии англичан и о заведении ими в оной торговли" (1780) и др. Б. перевел и издал на нем. яз. ряд источников по истории России 16-17 вв. и соч. рус. авторов.

Бакмейстер Логин Ив

БАКМЕ́ЙСТЕР Логин Ив. (Гартвиг Людвиг Христиан) (1730-1806) - библиограф, историк и лингвист. Окончил Йенский ун-т. С 1762 на рос. службе, в 1766-78 инспектор Академич. г-зии в Пб. Перевел на нем. яз. "Древнюю Рос. историю" М. В. Ломоносова (1768), редактировал первый в России библиографич. ж. "Russische Bibliothek zur Kenntniss der gegen-wartigen Zustandes der Literatur in Russland" ("Рус. биб-ка для познания совр. состояния рус. лит-ры", 1772-89). Один из инициаторов широкомасштабной программы собирания сведений о всех языках мира, впоследствии частично реализованной в "Сравнит. словарях всех яз. и наречий".

Бакст Лев Самойлович

БАКСТ Лев Самойлович (наст. фам. Розенберг) (1866-1924) - живописец, график, худ. т-ра. В 1883-87 - вольнослушатель АХ. В 1893 едет в Париж, оттуда, повторяя путь Э. Делакруа, в Алжир. Когда с 1898 в Пб. стал выходить ж. "Мир иск-ва", Б. возглавил его худож. отдел, одновременно сотрудничая с ж. "Север", "Нива", "Солнце России", "Аполлон", "Весы", "Золотое руно", "Зритель", "Жупел", "Сатирикон". Б. участвует в выставках "Мира иск-в" и "Союза рус. художников" как пост. экспонент и художник по оформлению интерьеров. Осн. декорац. принципы Б. особенно ярко выявились при оформлении балов и маскарадов (интерьер, костюмы). Сценич. дебют Б. - эскизы декораций и костюмов к одноактной пантомиме "Сердце маркизы" (1900, Эрмитажный т-р) и балет "Фея кукол" Й. Баера (1902, Мариинский т-р).

Тема карнавала, мир масок, близкие "мирискусникам", нашли отражение в работе Б. над романтич. балетами для "Русских сезонов": "Карнавал" К. Шумана (1910), "Видение розы" К. М. Вебера (1914), "Бабочки" К. Шумана (1914, совм. с М. В. Добужинским).

Начиная с работы над трагедиями Еврипида ("Ипполит", 1902) и Софокла ("Эдип в Колоне", 1904) идеалом Б. становится утонченная высокоразвитая культура о. Крит. Античная тема воплотилась в мн. станковых работах Б., в т. ч. "Древний ужас", позднее - в декорац. решении "античных" балетов для "Рус. сезонов": "Нарцисс" М. Черепнина (1911), "Дафнис и Хлоя" М. Равеля (1912), "Послеполуденный отдых фавна" К. Дебюсси (1913). Б. - центр. фигура среди живописцев 1-го периода дягилевской антрепризы "Русские сезоны". Громадное впечатление от балетов "Клеопатра" (муз. С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, М. Мусоргского, 1909), "Ориенталии" (муз. А. Глазунова, А. Аренского, Э. Грига, А. Бородина, 1910), "Шехерезада" (муз. Н. Римского-Корсакова, 1910), "Синий бог" (Р. Гана, 1912) во мн. определялось декорациями Б. с модной тогда "вост." темой. Б. оформляет также экспрессионистский балет "Игры" (муз. С. Прокофьева, хореография В. Нижинского). Ограниченное использование цвета, контраст белого и черного, простые, экономичные, утилитарные костюмы предвосхищают театр. и кинематографич. авангард 1920-х гг.

С 1909 Б. живет б. ч. в Париже, сотрудничает с законодателем тогдашних мод Пуаре, разрабатывает рисунки тканей, сам намеревается открыть творческо-производств. мастерские бытовых и театр. костюмов, оформляет ряд спектаклей для Гранд-Опера и балетной труппы И. Рубинштейн. Удостоен франц. ордена Почетного Легиона (1914).

Л. С. Бакст. Эскиз костюма к балету "Нарцисс"

Л. С. Бакст. Эскиз костюма к балету

Бакунин Ал-др Мих.

БАКУ́НИН Ал-др Мих. (1768-1854) - писатель и поэт. Отец М. А. Бакунина и П. А. Бакунина. Из старинной дворянской семьи, в детстве и юности жил в Италии, окончил Туринский ун-т (1789). Служил в Коллегии иностр. дел, с 1791 - в отставке, жил в имении Премухино Новоторжского у. Тверской губ. Был связан с кружком Н. А. Львова. Б. писал в разл. стихотв. (дружеские послания, идиллии, басни, поэмы и др.), а также прозаич. жанрах, не публикуя своих соч.; занимался переводами ("Освобожд. Иерусалим" Т. Тассо). Его творчество - характерный образец сочинительства для самого себя и близких, распростран. в культурной дворянской среде рубежа 18-19 вв. и отчасти связанный с сентиментализмом и горацианским идеалом независимой сел. жизни.

Бакунин Мих. Ал-др.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бакунин Пав. Ал-др.

БАКУНИН Пав. Ал-др. (1820-1900) - философ и земский деятель, активный участник проведения крест. реформы 1861 в Тверской губ. Сын А. М. Бакунина, брат М. А. Бакунина. "Бог есть живой смысл" - формула, выражающая осн. пафос философии Б., в корне отличный от "пафоса отрицания" его брата; лишь в связи с ней можно говорить о гегельянстве Б. - создателя специфич. рус. "философии жизни". Безусловная истина для Б. не есть нечто потустороннее; напротив, "всякий живущий несет истину в себе самом" и открывает ее в акте самосознания ("саморазумения"), т. е. в непосредств. переживании бытия как смысла и небытия как бессмыслицы. На почве жизни исчезает надуманная противоположность веры и знания, при этом гипертрофия первой ведет к суеверию, второго - к феномену "изверившегося человека" и даже изверившегося об-ва - к "мнимой общественности". В связи с категориями жизни, судьбы и смерти Б. развивал ориг. философию времени, согласно к-рой "время течет в прошлое"; именно прошлое ("совершенное") и есть область смысла и духовной ясности: "проходить означает приходить к себе самому", а будущее есть лишь "темная чувственная материя", обращаться к к-рой за смыслом "есть великое недоразумение".

Соч.: Основы и формы знания. СПб., 1886.

Бакушинский Анат. Вас.

БАКУШИ́НСКИЙ Анат. Вас. (1883-1939) - историк иск-ва, теоретик и практик эстетич. воспитания; исследователь психологии творчества и восприятия иск-ва, знаток музейного дела, организатор возрождения нар. промыслов; д-р иск-воведения (1936). Учился в Юрьевском ун-те (1905-11), Пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина (Москва, 1912-14). Автор трудов по истории рус. изобразит. иск-ва 19-20 вв., в к-рых выступает как апологет реалистич. традиций, не лишенных иногда черт вульгарного социологизма (напр., в негативной оценке стиля модерн). Ряд иссл. Б. посв. отд. видам иск-ва: акварель, графика и т. п.; глубоко изучал проблемы дет. творчества и примитива, установив общность механизма восприятия, анализировал концепцию примитива в малой скульптуре. Под рук-вом Б. восстановлены на базе быв. иконописных центров нар. промыслы (Палех, Мстера, Холуй и др.). Основоположник совр. отечеств. науки о нар. иск-ве (см. Иск-во Палеха. М., 1934). Преподавал с 1917 (Пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина, Военно-педагогич. ун-т, Высшие гос. художеств. мастерские, МГУ и др.).

Соч.: Иссл. и статьи: Избр. искусствоведч. тр. М., 1981.

Лит.: Кулаев К. В. А. В. Бакушинский // Сов. педагогика, 1983, № 1.

Бал

БАЛ - форма обществ. времяпрепровождения с танцами, характерная для рус. об-ва начиная с 18 в. Б. как вечер с танцами появился в России в царствование Петра I. Прежде в России в праздничный ритуал входили молебен, пир и охота. С петровского времени они постепенно заменялись системой: молебен, бал, прогулка. Особенно часто придворные Б. устраивались в царствование имп. Елизаветы I, но бальный этикет сложился только к началу 19 в. Б. по "большому этикету" устраивался при дворе обычно 3 раза в год: на Рождество - при представлении ко двору новых персон, на Крещение - при раздаче наград и на Пасху. В Москве - по случаю прибытия монарха. На подобных Б. присутствовало до 3000 чел. и насчитывалось 5 отделений. Дамы были в придворных платьях, мужчины - в мундирах по чину. Программа танцев была постоянной: полонез, в к-ром участвовали только имп. фамилия, дипломатич. корпус, высокие придворные чины; вальс - в форме на два такта, франц. кадриль - котильон, мазурка. Танцами руководили "дирижеры", к-рые показывали фигуры и раздвигали круг. На придворных "эрмитажных" Б. присутствовало ок. 600 чел., на "аничковских", в Аничковом дворце - в частной имп. резиденции, - до 100 чел. К придворным Б. по этикету примыкали Б. в домах высоких сановников в присутствии имп. фамилии. В подобных Б. было 3 отделения (или 5 - с ужином). Программа оставалась неизменной весь 19 в. Полька, венский вальс, рус. и др. танцы допускались в виде вставных номеров. Устраивались "костюмированные" балы (с открытыми лицами), крупнейший из них - Б. в Зимнем дворце в янв. 1903 в рус. костюмах 17 в. (на царствование Алексея Михайловича) - был последним придворным балом в рус. истории.

Высокий этикет соблюдался также на Б. гвардейских полков, в дворянских собраниях, на выпускных Б. дворянских ин-тов. На обществ. Б. - в нем. клубе, "бальном об-ве" и др., устраивавшихся обычно между Рождеством и Вел. постом, программа была б. разнообразна, так же как и на "домашних" Б. В дворянских домах праздники с танцами часто принимали вид Б. и имели собств. ритуал: у Олениных танцы, напр., начинались общим полонезом. Во время Вел. поста Б. никогда не устраивались, танцы были запрещены. Особое место занимали публичные маскарады с закрытыми лицами, на к-рых благородные замужние женщины и девицы не появлялись. Дет. Б. проводились среди дня, приучая детей к этикетному поведению; обычно устраивались на святочной неделе или по семейным праздникам. Начиная со 2-й пол. 19 в. СПб. считался бальной столицей Европы благодаря широте, блеску и ритуалу, с к-рыми здесь проводились большие Б.

Балабина Фея Ив

БАЛА́БИНА Фея Ив. (1910-82) - артистка и педагог балета. Нач. хореогр. образование получила в Ростове-на-Дону (1925). В 1926-29 училась на курсах при Ленингр. театр. уч-ще у Е. Гейденрейх, в 1931 окончила Ленингр. хореогр. техникум (кл. А. Вагановой). В 1931-56 в Т-ре им. Кирова исполняла роли: Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"), Жанна ("Пламя Парижа"), Маша ("Щелкунчик"), Паскуала ("Лауренсия"), Панночка ("Тарас Бульба"), Нунэ ("Гаянэ"), Девица-краса ("Весенняя сказка"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Гамзатти, Никия ("Баядерка"), Тао Хоа ("Красный мак"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Золушка ("Золушка"), Раймонда ("Раймонда") и др. В 1935-36 выступала также в Ленингр. Малом т-ре: Классич. танцовщица ("Светлый ручей"), Сванильда ("Коппелия"). В 1953-64 педагог-репетитор Т-ра им. Кирова. С 1947 педагог, в 1963-73 худ. рук. Ленингр. хореогр. уч-ща. Среди ее учеников: И. Чернышев, С. Викулов, Г. Селюцкий, К. Рассадин. В 1958-59, 1960-61, 1975-77 преподавала в Софийской опере, где пост. балет "Порабощенные в борьбе за свободу" (комп. Ю. Райчев). Признанный виртуоз классич. танца, Б. сообщала своим разноплановым героиням черты обаят. непосредственности и оптимизма.

Балаева Сераф. Ник

БАЛА́ЕВА Сераф. Ник. (1889-1959) - музейный работник. Дочь изв. петерб. педагога Н. Б. Балаева, окончила Бестужевские курсы, в 1918-59 работала в Гатчинском дворце-музее и парке, с 1927 - гл. хранитель. По богатству коллекции Гатчинский музей тех лет уступал в СССР только Гос. Эрмитажу. Б. участвовала в генеральной инвентаризации муз. ценностей в 1938-40, под ее рук-вом летом 1941 была проведена эвакуация и консервация муз. ценностей и документации Гатчинского дворцово-паркового ансамбля (11756 ед. хранения). Все 900 дней блокады Б. хранила коллекции музея в Исаакиевском соборе. После освобождения пригородов от оккупации вела консервацию и комплексную подготовку анс. Гатчины к возрождению (уже в 1945 открыта первая выставка). Несмотря на усилия Б. и ее коллектива, Гатчинский музей был упразднен в 1953, парк преобразован в гор. парк культуры, поврежденный пожаром дворец передан учреждениям военно-промышл. комплекса. Однако проведенная ранее научная работа и сохранение осн. коллекций и документов позволили в 1970-х гг. приступить к восстановлению дворца-музея, открытого в 1985.

Балакирев Ив. Ал

БАЛА́КИРЕВ Ив. Ал. (1699-1763) - полулегендарный шут. Из старинного дворянского рода. В 1715 зачислен в Преображенский полк, вскоре взят ко двору "для домашних послуг", выполнял функции ездового, посыльного, шута. Сумел приобрести расположение высокопоставл. особ, в т. ч. имп. Екатерины I и ее фаворита Виллима Монса, к-рому служил в качестве посыльного. После казни Монса в 1724 был бит батогами и сослан на каторгу "за сообщничество". С восшествием на престол Екатерины I Б. освобожден, пожалован чином прапорщика Преображенского полка и вновь определен ко двору, где находился и в период царствования Петра II. При имп. Анне Ивановне снова стал шутом, весной 1740 отпущен до осени в свои костромские деревни. После смерти императрицы в Пб. не вернулся. По нек-рым сведениям, после смерти Б. при дворе Екатерины II служил его сын. В сер. 18 в. в Европе издан на нем. яз. (в 1780 пер. на рус. яз. Ал. Васильевым) сб. шутовских острот и анекдотов, в к-рых фигурировал Б. В 1830 Н. А. Полевой опубл. "Собрание анекдотов Балакирева", выдержавшее св. 70 изд. Анекдоты и истории обоих сб. к реальному Б. прямого отношения не имеют.

Балакирев Милий Ал

БАЛА́КИРЕВ Милий Ал. (1836-1910) - композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель, глава "Новой рус. муз. школы" (т. н. "Могучей кучки"). Организатор и руководитель Бесплатной муз. школы (совм. с Г. Я. Ломакиным, 1862-73 и 1881-1908). Гл. дирижер Рус. муз. об-ва (1867-69), дир. Придворной певч. капеллы (1883-94). Оказал большое влияние на формирование членов "Могучей кучки" - А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, сохранив на протяжении жизни верность эстетич. и творч. идеалам содружества. Уделял значит. внимание пропаганде произв. рус. музыки, в частности, дирижировал в Праге операми М. И. Глинки "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" (1867), позднее редактировал его произв. (совм. с Римским-Корсаковым, 1877, совм с С. М. Ляпуновым, 1902). Музыку Б. отличает стремление к созданию произв. национально-определенных, тесно связанных с фолькл. традициями. В его соч. наряду с рус. крест. песенностью широко претворен муз. материал народов Кавказа, интонации польской, испанской, чешской музыки. Созданные Б. сб-ки рус. нар. песен - первые классич. образцы фольклорных обработок ("40 рус нар. песен для голоса с фп.", 1866; "30 рус. нар. песен для фп. в 4 руки", 1898). Осн. произв. Б. написаны в жанрах программной симфонической и фп. музыки. Выделяются соч., построенные на нар. песнях ("Увертюра на темы трех рус. песен", окончат. ред. 1881, симфонич. поэма "Русь", окончат. ред. 1907), соч. красочно-изобразит. типа (симфонич. поэма "Тамара", 1882), соч., связанные с разработкой определ. сюжета (увертюра к трагедии Шекспира "Король Лир", окончат. ред. 1905). Один из первых рус. композиторов, создавших виртуозные фп. произв. концертного стиля (фантазия "Исламей", 1869, фп. транскрипции и переложения). Обращался к жанрам камерно-вокальной музыки, лучшие из к-рых написаны на стихи Лермонтова ("Отчего", "Слышу ли голос твой"), Кольцова, Фета и др.

Лит.: Кандинский А. Симфонич. произв. Балакирева. М., 1960; М. А. Балакирев. Иссл., статьи. Л., 1961.; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967.

М. А. Балакирев

М. А. Балакирев

Балалайка

БАЛАЛА́ЙКА - струнный щипковый муз. инструмент с треугольной декой. По популярности в деревне уступает лишь гармонике, являясь одним из муз. символов России. Чаще всего используется для аккомпанемента к частушкам. Первое упоминание о Б. относится к 1714. Сначала Б. имела долбленый резонаторный корпус и была двухструнной. В сер. 18 в. в Б. добавилась третья струна и установился строй Б.: две струны - в унисон, третья - квартой ниже. В 1880-е гг. В. В. Андреев с сотрудниками сделал новую модель Б. - с клееным корпусом, стальными струнами (вместо жильных и волосяных) и хроматич. строем. В великорус. оркестре Андреева балалайки, подобно скрипкам, составляли семейство инструментов одной и той же конструкции, но разного размера - от напольной Б.-контрабаса до Б.-альта и Б.-дисканта (см. Оркестр рус. нар. инструментов). Андреевская модель Б. используется в фабричном произ-ве, вытеснив из нар. традиции прежнюю долбленую Б. В народе не привилась лишь игра плектром, и до сих пор в деревне играют на Б., бряцая по струнам пальцами.

Лит.: Бабкин Б. Балалайка: Очерки ее развития и усовершенствования // Рус. муз. газета, 1896, № 6, 7, 9; Соколов Ф. В. Рус. нар. балалайка. М., 1962.

Балалайка русская.

Балалайка русская.

Предыдущая страница Следующая страница