Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАЛ"-"БАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАЛ"-"БАР")

Баланчин Джордж

БАЛАНЧИ́Н Джордж (Жорж Баланчивадзе Георг. Мелитонович) (1904-83) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1921 (кл. Л. Леонтьева). В 1921-24 артист Гос. Академич. т-ра оперы и балета; среди ролей: Жан ("Жавотта"), Амун ("Египетские ночи"), Буффон ("Щелкунчик"), Половчанин ("Половецкие пляски"). Первые балетмейстерские опыты Б. относятся к школьным годам, позже в Петрограде ставил танцы в операх, драм. спектаклях; один из организаторов группы "Молодой балет". После отъезда за границу Б. в 1924-29 артист и балетмейстер "Рус. балета Дягилева"; пост. 10 балетов, в т. ч. "Аполлон Мусагет" (1928, комп. И. Стравинский) и "Блудный сын" (1929, С. Прокофьев). Ставил балеты в "Рус. балете Монте-Карло" (1932), "Балете 1933" и др. С 1934 в США. Здесь организует Школу амер. балета и на ее основе свой т-р - "Нью-Йорк сити бэлей". Среди б. чем 100 пост. наиб. известны балеты: на муз. П. Чайковского - "Серенада" (1935), "Тема с вариациями" (1947), И. Стравинского - "Игра в карты" (1937), "Орфей" (1948), "Агон" (1957), И. С. Баха - "Кончерто барокко" (1941), Ж. Бизе - "Симфония" (1948). Один из крупнейших хореографов 20 в., чьи пост. идут во всех балетных труппах мира. Наиб. оригин. часть наследия Б. - одноактные бессюжетные балеты в лучших традициях хореогр. симфонизма М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина, Ф. Лопухова. Принципиальным для Б. был отказ от сюжетности в пользу пластичной выразительности развитого классич. танца.

Балашова Ал-дра Мих.

БАЛАШО́ВА Ал-дра Мих. (1887-1979) - артистка и педагог балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1905 (кл. В. Тихомирова). В 1905-21 артистка, с 1915 балерина Большого т-ра. Среди партий: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Рыбачка ("Любовь быстра"), Сванильда ("Коппелия"), Хита ("Дочь фараона"), Аврора ("Спящая красавица"), Раймонда ("Раймонда"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"). Наиб. удавались Б. партии полухарактерного плана, в к-рых эта внешне привлекательная и живая танцовщица была особенно естественна и убедительна. После 1921 жила во Франции, выступала в Парижской Опере, в 1931-72 преподавала в собств. бал. школе в Париже.

Балбошин Ник. Фед

БАЛБО́ШИН Ник. Фед. (род. 1949) - борец, з. м. с. СССР (1973). Олимп. чемпион (1976) по классич. борьбе в полутяжелом весе. Неоднокр. чемпион мира, Европы и СССР в 1973-84. Знаменосец олимп. команды СССР на Олимп. играх (1976, 1980).

Балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балетоведение

БАЛЕТОВЕ́ДЕНИЕ - наука о балете, включающая историю, теорию и критику. Зарождение Б. в России связано с развитием сценич. танца во 2-й пол. 18 в., когда в печати появились первые характеристики танца и балета (Я. Штелин и др.). Этапным явилось изд. в 1803-04 в Пб. фундамент, тр. по теории хореографии "Письма о танце" Ж. Ж. Новера. О балете и его деятелях писали ведущие поэты, литераторы, критики (в т. ч. А. И. Тургенев, М. А. Яковлев и др.). Немало сведений содержат летописи, хроники и мемуары. Первые крупные иссл. напечатаны в кон. 19 - нач. 20 в. (тр. К. А. Скальковского, А. А. Плещеева, С. Н. Худекова, В. Я. Светлова и др.). В них осмыслялось прошлое, анализировались новаторские поиски. В работах сов. балетоведов постоянно поднимались проблемы сохранения классич. наследия и развития балетного иск-ва. Во 2-й пол. 20 в. созданы фундамент. труды по истории рус. и заруб. балета, в т. ч. В. М. Красовской, Ю. И. Слонимского, В. М. Гаевского. В 1997 опубл. подготовл. ведущими отечеств. балетоведами энциклопедия "Рус. балет".

Балетоман

БАЛЕТОМА́Н (от балет и греч. μανια - неистовство) - любитель балета и пост. его посетитель. Среди огранич. круга лиц, посещавших в 19 в. спектакли имп. балета в Пб. и Москве, выделилась еще б. узкая группа Б., не пропускавшая ни одного представления, - в осн. предст. высшей знати, дипломаты, крупные военные и чиновники. Нек-рые из них протежировали отд. артистам, порой вмешивались в театр. дела. Абонементы на спектакли Мариинского т-ра часто передавались по наследству. Из среды Б. вышли первые отеч. историки и критики балета (С. Худеков, К. Скальковский и др.). С 1890-х гг. балетом стала интересоваться интеллигенция, состав Б. демократизировался. Успех "Русских сезонов" вывел термин "Б." за пределы России. В сов. время Б. трансформировались в "поклонников" любимых исполнителей, среди Б. стали преобладать лица жен. пола. В наст. время наиб. серьезные Б. стали объединяться в об-ва любителей балета.

Балиев Никита Фед

БАЛИ́ЕВ Никита Фед. (1877-1936) - театр. деятель, артист, реж. В 1906-11 (без особого успеха) в МХТ. Роли: Хлеб в "Синей птице" Метерлинка, Прохожий в "Вишневом саде" Чехова и т. д.; один из инициаторов и участников знаменитых мхатовских "капустников", на основе к-рых он впоследствии создал свой т-р-кабаре "Летучая мышь". Бессменный рук. и конферансье этого т-ра, Б. фактически определял стиль рус. кабаретного жанра. Искрящееся остроумие, веселость в сочетании с высокой театр. культурой сделали "Летучую мышь" любимицей Москвы. В 1920 Б. покинул Россию, выступал со своей труппой в городах Европы и США, где и умер.

Балканистика

БАЛКАНИ́СТИКА - совокупность науч. дисциплин, изучающих языки, историю и культуру народов, населяющих терр. Балканского п-ва; в узком смысле - балканское языкознание, лингвистич. дисциплина, занимающаяся изучением яз. Балканского п-ова. Традиционно считается, что впервые балканистич. проблемы поставлены В. Копитаром, отметившим в 1829 единство "языковой формы" албан., болг. и рум. языков. Однако, как показала А. В. Десницкая, истоки сопоставит. изучения балканских яз. уходят глубже, к трудам балканских просветителей Т. Каваллиотиса и Даниила, авторов первых многоязычных словарей балканских языков, к работам ученых кон. 18 - нач. 19 вв. И. Тунмана и В. Лика. Линия иссл., намеч. Копитаром, продолжена Ф. Миклошичем, отметившим (1861) общие черты грамматики балканских языков. В целом в 19 - нач. 20 в. выделяются две линии иссл., соединение к-рых привело к возникновению Б. как науки: конкретные иссл. по славянским, балкано-романским, новогреч. и албан. языкам и изучение взаимодействия этих языков (работы Шухардта, сторонников теории субстрата, Бодуэна де Куртенэ). Начало Б. как самостоят. науч. дисциплины связывается с выходом в 1926 монографии датского ученого К. Сандфельда "Балканская филология. Проблемы и результаты", в к-рой впервые собран воедино огромный мат-л схождений между балканскими яз. на разных уровнях - балканизмов - и обоснованием выдвинутого в 1928 Н. С. Трубецким понятия языковой союз.

По наст. время проблематичен вопрос о круге яз., включаемых в поле зрения Б. Так, предлагается считать балканскими лишь языки балканского яз. союза: албан., балкано-романские, болгар., македон., новогреч., часть говоров сербскохорватского яз., осн. внимание уделяя сравнительно небольшому числу общих для этих яз. балканизмов. Более перспективным представляется др. подход (намеч. еще Санфельдом), при к-ром объектом иссл. становится весь языковой материал Балкан, включающий также сербскохорват., турецкий яз. и островные диалекты, однако рассматривается он с т. з. языковых схождений, в т. ч. охватывающих лишь два соседних яз. или диалекта.

В наст. время господствует мнение, что развитие балканского яз. союза представляет собой пост. смену и взаимодействие сосуществующих географически и сменяющих друг друга разных ситуаций двуязычия и многоязычия. В последнее время делались попытки построения единой грамматики балканского яз. союза на основе фронтального сравнения грамматик (прежде всего синтаксиса) балканских яз. (Т. В. Цивьян). Также нарастает тенденция к комплексному изучению процессов, происходящих на Балканах, с учетом истории, этнографии, литературы, фольклора, мифологии и т. п. народов Балканского п-ова.

Особый раздел составляет античная Б. (или палеобалканистика), изучающая древние яз. Балканского п-ова и прилегающих регионов: иллирийский, фракийский, дако-мизийский и др.

Большую роль в становление Б. как науки внесли труды Н. С. Трубецкого и А. М. Селищева. В наст. время гл. центрами балканистических иссл. в России является Ин-т славяноведения и балканистики РАН в Москве (Вяч. Вс. Иванов, Т. В. Цивьян и др.) и Ин-т лингвистических иссл. РАН в Пб. (А. В. Десницкая и др.; в числе проч. выпускается многотомный труд "Основы балканского языкознания").

Балкон

БАЛКО́Н (итал. balcone от позднелат. balcus - балка) - площадка на консольных балках (редко может иметь опорные столбы), выступающая из стены и огражденная решеткой, балюстрадой или парапетом, - обычно на фасаде здания, реже в интерьере. Впервые появились на Востоке, в Европе в эпоху Средневековья. Начиная с эпохи Возрождения активно используются в ритмико-композиц. орг-ции фасадов. В России встречаются в интерьере храмов (хоры), с петровского времени - на фасадах дворцов и обществ. зданий (Двенадцать коллегий в СПб.); Б. на фасаде является выходом интерьера в окружающее пространство и, как правило, отмечает важнейшие интерьеры зданий. Внутри дворцовых интерьеров Б. служили обычно местами для музыкантов и лишь в эпоху протомодерна и модерна начинают активно использоваться для орг-ции внутреннего пространства.

Б., расположенные ярусами, - обязат. эл-нт интерьера традиц. европ. театра. Б. наз. также (в отличие от лож) места в т-ре для публики, располож. амфитеатром в неск. рядов в разл. ярусах зрит. зала напротив сцены, а в нек-рых театрах и по боковым сторонам зала.

Баллада

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баллон

БАЛЛО́Н (фр. ballon - воздушный шар, мяч) - в классич. танце термин, относящийся к прыжкам. В балете 19 в. Б. называли эластичный толчок от пола перед высоким прыжком. В 20 в. под Б. стали подразумевать задержку в воздухе в опред. позе во время прыжка.

Балмашев Степ. Валерианович

БАЛМА́ШЕВ Степ. Валерианович (1882-1902) - участник рев. движения. Род. в семье полит. ссыльного. Учился в Саратовской г-зии, Казанском и Киевском ун-тах. За участие в студенч. волнениях 1900-01 арестован, затем отправлен в солдаты, но по состоянию здоровья уволен со службы. В 1901 один из организаторов группы "Киевский социалист-революционер". Осенью 1901 вступил в Боевую орг-цию партии социалистов-революционеров. 2 апр. 1902 Б., одетый в адъютантскую форму, прибыл в Мариинский дворец в Пб. и двумя выстрелами смертельно ранил мин. внутр. дел Д. С. Сипягина. 3 мая 1902 повешен в Шлиссельбургской крепости. Акция Б. стала началом кампании "центрального" террора партии социалистов-революционеров.

Балтистика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балтрушайтис Юргис Казимирович

БАЛТРУША́ЙТИС Юргис Казимирович (1873-1944) - поэт, переводчик. Род. в литовской крест. семье. Окончил Ковенскую г-зию. В 1893 поступил на физ.-матем. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1898). В студенч. годы познакомился с С. А. Поляковым, затем с К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым; все они в 1899 основали изд-во "Скорпион". Б. становится видным участником символистского движения, хотя стоит вдалеке от разгоревшейся внутри него борьбы и чуждается декларативных программ. Первая кн. стихов ("Земные ступени", 1911) появилась тогда, когда Б. уже был известным поэтом, заявившим о себе как о поэте философского склада, авторе медитативной лирики, утверждавшем высшие ценности человеч. жизни через трагич. преодоление собств. несовершенства (вторая кн. стихов "Горная тропа", 1912; третья - "Лилия и серп", Париж, 1948). Большой культурной значимостью обладала переводч. деятельность Б. (Дж. Байрона, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, М. Метерлинка, А. Стриндберга, О. Уайлда). Горький считал его "одним из лучших переводчиков на рус. яз.". После Окт. революции - на дипломатич. работе: с 1921 - чрезв. и полномочный посол Литвы в РСФСР, позже - в СССР. С 1939 советник литовского посольства в Париже.

Балты

БА́ЛТЫ - собирательное наименование одной из самых древних и крупных групп восточноевроп. населения преимущ. лесной зоны. Этноним Б. - неологизм кабинетного происхождения, связанный с названием Балт. м. В античных и ср.-век. источниках эти племена именуются аистами. Ныне к Б. относятся литовцы и латыши. Формирование этноязыковой общности Б. проходило во 2 тыс. до н. э. Выделяются три диалектно-племенные группировки: 1) западная (пруссы, ятвяги, галинды, курши, скальвы) - в междуречье Вислы и Немана; 2) летто-литовская (литва, жемайты, аукштайты, латгалы, селы, земгалы) - в междуречье Немана и Даугавы, включая правобережье; 3) днепровская (голядь) - верхнее Поднепровье, включая укр. Полесье и Подвинье, бассейн Оки. Следами проживания последних являются многочисл. названия рек (гидронимы), выявленные на всей указанной терр. О плотности балтского населения свидетельствуют и археологич. мат-лы I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. Важную роль сыграли Б. в истории древнейшего славянства: наибольшая близость слав. яз. к балтским по сравнению с др. индоевроп. племенами обычно объясняется существованием в I тыс. до н. э. балто-славянской общности, впоследствии распавшейся. При расселении славян в области Верхнего Поднепровья местное балтийское нас. постепенно ассимилировалось, участвуя в формировании вост.-слав. ср.-век. народностей, в первую очередь белорусов. В самой Прибалтике развитие феодальных отношений привело к образованию в 13-14 вв. Литовского гос-ва.

Балугъянский Мих. Анд

БАЛУГЪЯ́НСКИЙ Мих. Анд. (1769-1847) - юрист, гос. деятель, сенатор (1839), статс-секр. (1827). Выходец из Австрии. Окончил юрид. ф-т Венского ун-та (1789). В 1796-1804 проф. Пештского ун-та. С 1804 в России, преподавал в Учительской гимназии (с 1804 Гл. пед. ин-т), в 1813-19 - декан филос.-юрид. ф-та Гл. пед. ин-та, в 1819-21 - первый ректор Петерб. ун-та (уволен по настоянию Д. П. Рунича). Одновременно служил в Комиссии составления законов (до 1826), где занимался систематизацией рос. законодательства. В 1813-17 преподавал юрид. науки вел. кн. Николаю (буд. имп. Николай I) и Михаилу Павловичам. С 1817 - дир. Комиссии погашения долгов мин-ва финансов, в 1826-45 - нач. Второго отделения Собств. е. и. в. канцелярии, вместе с М. М. Сперанским руководил подготовкой Полн. собр. законов и Свода законов Рос. империи. Автор записок о совершенствовании рос. законодательства (в т. ч. по уголовно-процессуальному праву) и проекта освобождения крестьян (ряд положений использован при проведении реформы управления гос. крестьянами, осуществленной в 1837-41 под рук. П. Д. Киселева).

Лит.: Фатеев А. Н. Академич. и гос. деятельность М. А. Балугъянского в России, Ужгород, 1931; Косачевская Е. М. М. А. Балугьянский и Петерб. ун-т. Л., 1971.

Бальмонт Конст. Дм

БА́ЛЬМОНТ Конст. Дм. (1867-1942) - поэт, переводчик, лит. критик. Как поэт Б. заявил о себе в сер. 1890-х гг. сборниками "Под северным небом" (1894) и "В безбрежности" (1895), наряду с первыми книгами В. Я. Брюсова явившимися характерными образцами раннего рус. символизма. В них преобладали романтико-декадентские мотивы и настроения неприятия действительности, одиночества, пессимизма, болезн. тоски и мечтательности. Здесь проявились и отличит. особенности поэтики Б.: музыкальность стиха, импрессионизм, смутность и мимолетность образов, склонность к символич. пейзажу, в к-ром сквозит красота идеального мира. В 1894 Б. тесно сблизился с В. Брюсовым, став членом моск. кружка символистов (В. Брюсов, Ю. Балтрушайтис, С. Поляков и др.), активно сотрудничал в изд-ве "Скорпион". После выхода сб. "Горящие здания" (1900), "Будем как Солнце" (1903), "Только любовь" (1903) за Б. утвердилась слава одного из самых популярных поэтов-символистов, корифея рус. модернизма. В эти годы значительно изменились тональность, образный строй, система поэтич. символов лирики Б.: в ней стали доминировать яркие, красочные, "солнечные" образы, мотивы "безумства души", упоения жизнью, стихией чувств, безграничной свободой, любовным сладострастием. В сб. "Стихотворения" (1906) и "Песни мстителя" (1907) - политич. и антимонархические стихи. Увлечение рус. фольклором, старинными сказаниями, преданиями и поверьями отразилось в сб. "Злые чары" (1906), "Жар-птица. Свирель славянина" (1907), "Зеленый вертоград" (1909). Длительное время поэт жил за границей. Пер. зап.-европ. поэтов П. Б. Шелли, Э. По, Ш. Бодлера, П. Вердена и др., первым полностью пер. Ш. Руставели - "Витязь в тигровой шкуре". Наиб. значит. сб. критич. статей и путевых очерков Б., написанные в импрессионистич. манере, - "Горные вершины" (1904), "Белые зарницы" (1908). В 1921 Б. стал эмигрантом. За границей опубл. поэтич. сб. "Марево" (1922), "Стихи о России" (1924) и ряд др., кн. автобиогр. прозы "Под новым серпом" (1923), "Воздушный путь" (1923). В рус. поэзии нач. века Б. занимает видное место как мастер стиха, творец изощренной формы (богатство аллитераций, внутренняя рифмовка, разработка длинных размеров, разнообразие ритмов, мелодичность и т. д.).

К. Д. Бальмонт

К. Д. Бальмонт

Бальные танцы

БА́ЛЬНЫЕ ТА́НЦЫ - бытовые салонные танцы, служащие для массового развлечения на балах, танц. вечерах. Существуют Б. Т. парные и массовые. Возникли в 15 в., когда при итал. княж. дворах вошло в обыкновение танцевать нар. танцы, облагорож. и регламентир. соотв. придворному этикету, костюму, муз. сопровождению. Затем Б. Т. распространились по Европе и пришлись особенно ко двору франц. монархам. Чутко отражая перемены в об-ве, Б. Т. постоянно изменялись. В России Б. Т. появились после учреждения Петром I ассамблей (1718). В 18 в. на смену аристократич. менуэту, гавоту, сарабанде и др. пришли танцы, дающие исполнителям большую свободу: контрданс, лендлер, мюзетт, экосез. Популярность Б. Т. привела к орг-ции публичных балов. В 19 в. в моду вошли галоп, полька, мазурка, полонез, а с сер. века началось всеобщее увлечение вальсом. В кон. 19 - нач. 20 в. на Б. Т. оказывают влияние африк. и амер. ритмы и танцы: появляются блюз, тустеп, чарльстон, румба, самба и др. К кон. 20 в. из Б. Т. исчезает заданная композиция, они становятся импровизационными, напр., твист, буги-вуги, рок-н-ролл и др. Во 2-й пол. 20 в. возникает направление в Б. Т., тяготеющее к театрализации, профессионализму и соревновательности. Регулярно устраиваются регион. и междунар. конкурсы, где участники соревнуются по программам европ. и латиноамер. танцев, тяготеющих к слиянию с жанром эстрадного танца.

Балюстрада

БАЛЮСТРА́ДА (франц. balustrade) - ограждение балконов, террас, лестниц и т. п., состоящее из ряда столбиков (балясин), соедин. горизонтальной балкой (перилами). Являясь в большинстве случаев необходимым конструктивным эл-том, обеспечивающим безопасность пользователя, Б. одновременно выполняет декорат. функцию, к-рая может стать основной. Широко применялись в др.-рус. деревянном и кам. церк. и светском зодчестве, особенно в 17 в. (церковь Успения на Покровке, 1695-99, арх. П. Потапов; надвратная Преображенская церковь Новодевичьего мон., 1687-89, обе - в Москве), и в архитектуре 18-19 вв. (набережная Б. у дворца Монплезир в Петергофе, 1710-е гг.; декоративная Б. на фасадах корпусов Смольного монастыря в СПб., арх. В. В. де Растрелли, 1748-62; Б. крыши Александровского дворца в Царском Селе, арх. Дж. Кваренги, 1792-96; мраморная Б. со статуей Амура, разделяющая Мраморную столовую дворца в Гатчине на осн. зал и буфетную, кон. 1790-х гг., арх. В. Бренна).

Балясины

БАЛЯ́СИНЫ - столбики рубленые, резные или точеные, поддерживающие перила ограждений лестниц, балконов и т. п. Б. - важнейшая часть балюстрады. Изготовляются Б. из дерева, камня, металла, бетона и др. материалов.

Балясины

Балясины

Банда

БА́НДА (от итал. bando - отряд) - преступное вооруж. сооб-во лиц, занимающихся противозак. деятельностью: организов. разбоем, грабежом, террором. Применительно к нац. специфике, менталитету в разл. гос-вах существуют б. распространенные понятия, выражающие смысл организов. преступности: мафия - в Италии, гангстеры - в США, шайка - в дорев. России. В 20 в. - универс. яз. клише, обозначающее любого полит. противника. В России такой ситуативный смысл придан понятию накануне падения царизма в февр. 1917 как определение оппозицией "темных сил" правительств. верхов, "распутинщины", царской "камарильи". Как обозначение вооруж. контррев-ции термин Б. стал употребляться в период т. н. "Корниловского мятежа" представителями социалистич. партий, большевиков; использовался он и сторонниками Врем. правительства, обществ. кругами, стоявшими на правом фланге, выступавшими за восстановление "порядка" в марте-окт. 1917, - Б. наз. силы анархии, рабочие и солдатские демонстрации, кронштадтских матросов. После Окт. рев-ции термин Б. стал важным эл-том большевистского полит. сознания, используемым для обозначения всех полит. и воен. противников, - "Б. контрреволюционеров", "интервентов", до нач. 20-х гг. фигурировал в ходе преследований оппозиц. партий, в т. ч. и на судебных полит. процессах - напр., "эсеровская Б.". В 20-30-х гг. в контексте внутрисистемной полит. борьбы в сов. России с антисталинскими деятелями - "троцкистско-зиновьевская Б.", в период борьбы с герм. фашизмом - "фашистская Б." (полит. синоним 50-60-х гг. - "клика"; ср. в коммунистич. Китае 20 в. - определение как "Б. четырех" политич. противников во время внутриполитич. борьбы 80-х гг.).

Бандера Степ. Ал

БАНДЕ́РА Степ. Ал. (1909-59) - укр. полит. деятель, лидер Организации Укр. Националистов (ОУН). Род. в Австро-Венгрии в семье священника униатской греко-католич. церкви. По окончании церковно-приходской школы поступил в семинарию; не завершив учебы, в 1927 вступил в Укр. Воен. Орг-цию полковника Е. Коновальца, созданную петлюровцами. Играл важную роль в развертывании антипольск. подполья на терр. Зап. Украины. С 1933 - пред. исполкома ОУН по Галиции и Волыни, организатор ряда террористич. актов против представителей польск. администрации, лидер одной из фракций ОУН. 15 июня 1934 организовал покушение на мин. внутр. дел Польши Перацкого, ответственного за дискриминац. политику в вост. областях, за что в 1936 приговорен к смертной казни, замененной пожизн. заключением. В сент. 1939, после оккупации Польши Германией, освобожден германской администрацией. Установил контакт с абвером, к-рый покровительствовал ОУН. 10 февр. 1940 в Кракове созвал собств. политич. конференцию ОУН, на к-рой возглавил параллельное рук-во и создал собств. ОУН-Б (ОУН Бандеры). 29 июня 1941 издал декрет о создании во Львове правительства Укр. Державы во гл. с Я. Стецько. В июле 1941 в Кракове арестован гестапо "за антинемецкую деятельность", содержался в 4-м секретном блоке концлагеря Заксенхаузен. В дек. 1944 освобожден, вел безрезультатные переговоры с представителем ген.-лейт. А. А. Власова - Г. Н. Жиленковым о создании общего антисталинского фронта. При поддержке вермахта переброшен на терр. Зап. Украины, где возглавлял укр. антисоветское подполье и руководил операциями Укр. Повстанч. Армии (УПА). В 1948 вместе с группой бойцов УПА прорвался через Польшу на терр. Австрии. Жил в Зап. Германии. С 1950 - лидер политич. сепаратистской орг-ции Антибольшевистский блок народов. Руководил деятельностью закордонных формирований ОУН. Под именем Стефана Попеля проживал в Мюнхене, где в собств. доме убит агентом КГБ Б. Сташинским.

Бандеровцы

БАНДЕ́РОВЦЫ - участники радикальной фракции Орг. Укр. Националистов (ОУН) под рук-вом С. Бандеры. С февр. 1940 - члены самостоят. ОУН С. Бандеры, отделившейся от "умеренной" ОУН А. Мельника. В 1940-41 создавали антисов. подполье на терр. Зап. Украины. В июне 1941 принимали участие в диверсионно-террористич. операциях против партийно-политич. актива, отд. частей, бойцов и командиров Красной Армии. Организаторы и активные участники евр. и польских погромов на терр. оккупированной Украины и Вост. Польши. 29 июня 1941 во Львове провозгласили создание независимого, мононационального, унитарного Укр. гос-ва, после чего подверглись репрессиям со стороны гестапо и СД и вскоре перешли на нелегальное положение. С 1942 вели вооруж. операции против оккупац. войск, полиции и администрации, а также против польского нац. и сов. коммунистич. подполья. В нач. 1943 все вооруж. отряды Б. объединились в Укр. Повстанч. Армию (УПА). В 1945 явились ядром антисов. вооруж. подполья на Зап. Украине, действовавшего до нач. 50-х гг. В 1952-53 ОУН С. Бандеры отказалась от вооруж. борьбы ввиду ее бесперспективности, хотя отд. группы Б. действовали до конца 50-х гг. С кон. 80-х гг. Б. в украинской диаспоре и на Украине - активные участники общественно-политич. жизни, выступившие за выход Укр. ССР из состава СССР и создание унитарного гос-ва, ориентированного на США и ФРГ, одни из организаторов массового движения "Рух". В нач. 90-х гг. Б. - инициаторы создания в Галиции и на Волыни радикально-националистич. военизированной орг-ции Укр. нац. ассамблея - Укр. нац. самооборона (УНА-УНСО); участвовали в чеченском конфликте 1995-96 на стороне боевых отрядов Д. Дудаева, Ш. Басаева и др.

Баневич Сер. Петр.

БАНЕ́ВИЧ Сер. Петр. (род. 1941) - композитор. Окончил муз. уч-ще при Ленингр. конс. по композиции у Г. И. Уствольской (1961), Ленингр. конс. по композиции у О. А. Евлахова (1966) и у него же аспирантуру (1969). Осн. сфера деят-ности - музыка для детей. Автор мн. произв. разных жанров, важнейшие из к-рых написаны для муз. т-ра: радиооперы и радиооперетты, камерные и полнометражные оперы ("Белеет парус одинокий", 1969; "Фердинанд Великолепный", 1974; "История Кая и Герды", 1979, и др.), оперетты и мюзиклы ("Приключения Тома Сойера", 1972; "Русалочка", 1990, и др.), балет "Петербург" (1969), музыка к драм. спектаклям, к/ф и т/ф ("Никколо Паганини", "О тебе" и др.).

Лит.: Чернова Т. А. Сергей Баневич. Л., 1986.

Банзаров Доржи

БАНЗА́РОВ Доржи (1822-55) - рос. монголовед, один из первых бурятских ученых (наряду с отцом и сыном Бобровниковыми). Окончил Казанский ун-т (1846) со степенью канд., до конца жизни служил чиновником особых поручений при ген.-губернаторе Вост. Сибири. Среди немногочисл. работ Б. - дисс. "Черная вера, или Шаманство у монголов" - первое иссл. монг. нар. религии (включая культ неба, земли, огня, отдельных богов и духов), ее жрецов (шаманов) и основных обрядов, в к-ром Б. ввел в науч. оборот рукописи, содержащие ритуальные магич. и молитв, тексты, а также ист. соч. Трезвый взгляд, интуиция автора, его широкий компаративистич. кругозор сделали эту работу не только основополагающей и на долгое время непревзойденной, но и поныне не утратившей своего научного значения.

Соч.: Собр. соч. М., 1955. (Библиогр.).

Лит.: Петров Л. А. Доржи Банзаров - первый бурят-монгольский ученый. Улан-Удэ, 1943.

Банк

БАНК (франц. banque, от нидерланд. bank - сиденье, скамейка) - финансовое учреждение, производящее, хранящее, предоставляющее, распределяющее, обменивающее и контролирующее денежные средства, а также обращение денег и ценных бумаг. В зависимости от форм собственности существуют государственные, акционерные, кооперативные, муниципальные и смешанные Б.

В России первые банковские ин-ты возникают во 2-й пол. 18 в., хотя кредитными операциями нек-рые учреждения занимались еще в 30-40-е гг. В 1754 учреждены два заемных Б. - один для дворянства с конторами в СПб. и Москве, другой для купечества, действовавший при С.-Петербург. порте. В 1758 начал операции Медный Б. Его деят-ность оказалась неудачной, и в 1764 он прекратил свое существование. Для поддержания Воспитат. домов СПб. и Москвы в 1763-73 открыты сохранные и ссудные казны, ставшие на рубеже 18-19 вв. осн. кредитными учреждениями России. В ходе административной реформы в 1775 открыты приказы обществ. призрения, к-рые производили свои операции в большинстве губернских городов. С введением в обращение бумажных денег появилась необходимость в учреждении ассигнационных Б. С 1769 они открыты в СПб. и Москве, в 1786 преобразованы в единый Гос. ассигнационный Б. (действовал до 1843). Помимо эмиссионных функций, Б. производил покупку металла, принимал вклады, осуществлял учет векселей и т. д. С 1785 в России возникают гор. обществ. Б., первым среди к-рых был Вологодский Б. Для поддержания дворянского землевладения в 1786 Дворянский заемный Б. преобразован в Гос. заемный Б., в 1797 открыт Вспомогательный Б. для дворянства. В течение 1-й пол. 19 в. банковская система России не претерпела значит. изменений, за исключением того, что в 1818 открыты операции Коммерческого Б. С 1860-х гг. правительство меняет свое отношение к роли кредитных учреждений в жизни страны. В 1860 учрежден Гос. Б., обладавший достаточно широкими возможностями. После крест. реформы 1861 правительство приступило к преобразованию банковской системы, предоставив также известную свободу частной инициативе в орг-ции банковского дела. В 1864 открыт Херсонский земский Б. для выдачи ссуд под залог земли, учрежден первый акционерный коммерч. Б. в СПб. - Частный Коммерческий Б. В 1868-73 в России основано 37 Б., к-рые стали действовать в 20 городах. В 1866 возникло Об-во взаимного поземельного кредита, выдававшее ссуды во всех европ. губерниях страны. В 1883 и 1885 открыли операции два гос. Б. - Крестьянский поземельный и Дворянский земельный. К 1914 наряду с 50 акционерными Б. и 778 их отделениями кредитные операции в стране осуществляли 1108 об-в взаимного кредита и 317 гор. банков.

В годы сов. власти Б. выполняли гл. обр. роль ин-тов перераспределения средств между предприятиями. В кон. 1980-х гг. в России вновь появляются коммерческие Б. В совр. России банковская система находится в процессе становления и развития.

Банк Алиса Влад

БАНК Алиса Влад. (1906-84) - специалист в обл. культуры и иск-ва Византии 4-15 вв., докт. ист. наук. В 1931-1984 - сотр. Эрмитажа. Читала лекции в Ленинграде, Москве, Свердловске, Равенне, Белграде, Софии, Берлине, Женеве, Вене. Всесторонне исследовала культуру Византии в контактах с сопредельными гос-вами (Киевская Русь, Вел. княжество Московское, Оттоновская Германия, Франция времени Каролингов). Монография Б. "Прикладное иск-во Византии (9-12 вв.)" (1978) построена на методике сочетания искусствоведч. анализа с данными археологии и свидет-вами письм. источников. Каталоги "Иск-во Византии в собрании Гос. Эрмитажа" (Л., 1960) и "Византийское иск-во в собраниях Сов. Союза" (1966) - классические тр., изд. на мн. яз. Автор ок. 150 работ, участник мн. междунар. конгрессов и организатор мн. выставок в Сов. Союзе и за рубежом. Награждена медалью "За доблестный труд в Вел. Отеч. войне 1941-1945 гг." как хранитель вост. коллекции Эрмитажа в эвакуации в Свердловске.

Банк Люб. Мих.

БАНК Люб. Мих. (1903-84) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1919 (кл. А. Горского). В 1920-47 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница ролей: Тайах ("Иосиф Прекрасный"), Лизетта ("Шубертиана"), Вакханка ("Смерч"), среди ее др. партий: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда ("Раймонда"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Тао Хоа ("Красный мак"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Чага ("Половецкие пляски"), мисс Жаксон ("Барышня-служанка"). Одна из ведущих танцовщиц моск. балета 1920-х, чей классич. танец был пластичен и выразителен, а позы скульптурны. Активная участница балетмейстерских поисков К. Голейзовского.

Банкноты

БАНКНО́ТЫ (от англ. banknote) - банковские билеты - ден. знаки, выпускаемые эмиссионными банками для обслуживания реального потока товаров и услуг. Заменяют в обращении частные коммерч. векселя. В прошлом Б. служили платежными обязательствами эмиссионных банков, подлежащими оплате по предъявлении в обознач. на них сумме действит. деньгами - золотом и серебром (разменные Б.). В связи с этим Б. приобрели особое качество - всеобщей обращаемости. Они имели двойное обеспечение - кредитное (коммерч. векселя) и металлич. (зол. запас эмиссионного банка), что делало их наиб. устойчивыми в сравнении с бум. деньгами. В наст. время выпускаются только не разменные на золото Б., являющиеся фактически бум. деньгами. В СССР Б. частично обеспечивались золотом, драгоц. металлами и др. активами, но осн. их обеспечение - товарные массы. В последние сов. годы выпускались Б. достоинством в 10, 25, 50, 100, 200 и 500 руб.

Банник

БА́ННИК - в рус. мифологии дух бани. Мог представляться в образах старика, проезжего человека, женщины, белой коровы. Б. жестоко наказывает тех, кто моется в "третий пар", однако защищает людей от др. нечистых. Поскольку баня - традиц. место родов, то считалось, что Б. может подменить младенца или похитить его из-за неосторожно сказанного слова. В жертву Б. полагалось приносить черную курицу.

Бантыш-Каменский Дм. Ник

БАНТЫ́Ш-КАМЕ́НСКИЙ Дм. Ник. (1788-1850) - историк, археограф. Сын Н. Н. Бантыш-Каменского. Получил домашнее образование. В 1800 зачислен в Моск. гл. архив Коллегии иностр. дел. В 1816-22 служил в Полтаве при малорос. воен. губернаторе кн. Н. Г. Репнине, собирал мат-лы по истории края. В 1825-28 гражд. губернатор в Тобольске, в 1836-38 виленский губернатор. С 1838 в Мин-ве внутр. дел (с 1839 чл. Совета Мин-ва), с 1840 - в Деп-те уделов. Автор биографич. справочников: "Деяния знаменитых полководцев и мин-ров, служивших в царствование Петра Великого" (М., 1813, переизд. - т. 1-2, М., 1996), "Ист. собрание кавалерам 4 Рос. имп. орденов..." (М., 1814), "Биографии рос. генералиссимусов и ген.-фельдмаршалов" (ч. 1-4, СПб. 1840-41), "Словарь достопамятных людей рус. земли" (ч. 1-5, М., 1836; 2 изд., доп. - ч. 1-3, СПб. 1847 - первый опыт создания Рус. биографич. словаря, включает св. 600 персоналий). Тр. и публ. док-тов по истории Украины, в т. ч. "История Малой России" (ч. 1-4, М., 1822; 4 изд. - СПб, 1903), "Источники Малорос. истории" (ч. 1-2, М., 1858-59) и др. Ист. ром. "Княжна Мария Меншикова (М., 1833).

Соч.: Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию. М., 1810; Жизнь преосвящ. Амвросия... М., 1813.

Лит.: Б. Ф. [Федоров Б. М.]. Д. Н. Бантыш-Каменский. СПб., 1850.

Д. Н. Бантыш-Каменский

Д. Н. Бантыш-Каменский

Бантыш-Каменский Ник. Ник

БАНТЫ́Ш-КАМЕ́НСКИЙ Ник. Ник. (1737-1814) - историк, археограф, архивист. Потомок молд. бояр. Учился в Киево-Могилянской академии (1745-54), Моск. ун-те (с 1755). С 1762 служил в Моск. гл. Архиве Коллегии иностр. дел, с 1783 - его упр. Вел систематич. изучение архивных мат-лов, на основе к-рых создал многочисл. ист. соч. и описи. Б.-К. снабжал мат-лами Н. И. Новикова, Ф. О. Туманского, в 1799 принимал участие в подготовке издания "Слова о полку Игореве". С 1811 возглавлял Комиссию печатания гос. грамот и договоров. Благодаря усилиям Б.-К. Архив Коллегии иностр. дел сохранился во время войны 1812. Автор ряда учебников и пособий.

Лит. Козлова Н. А. Архивоведение и археография в творчестве Н. Н. Бантыш-Каменского, в кн.: Источниковедение и историография. М., 1980.

Н. Н. Бантыш-Каменский

Н. Н. Бантыш-Каменский

Банщиков Ген. Ив

БА́НЩИКОВ Ген. Ив. (род. 1943) - композитор. Учился в Моск. конс. у С. А. Баласаняна (1961-64), окончил Ленингр. конс. (1966) и аспирантуру (1969) по кл. Б. А. Арапова; доцент С.-Петерб. конс. Автор оперы "Любовь и Силин" (по Козьме Пруткову), "Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (по Гоголю), "Горе от ума" (по Грибоедову), ряда балетов, кантат ("Зодчие", "Памяти Гарсиа Лорки", "Пепел в ладонях", "Петерб. ноктюрн", "Облака" и др.), а также вокальных циклов и шуточных инстр.-вок. пьес. Осн. место в творчестве Б. занимает симфонич., инструмент, музыка, к-рую отличают интеллект, и эмоц. насыщенность, парадоксальное сочетание сосредоточенности и импульсивности. Автор учебника "Законы функциональной инструментовки" (1997). Засл. деят. иск. РСФСР (1991).

Лит.: Финкельштейн Э. Геннадий Банщиков. Л., 1983.

Баня

БА́НЯ - постройка или помещение, оборудованное для мытья тела с одновр. действием воды и пара. На Руси Б. распространены с древнейших времен; упоминание о них встречается у летописца Нестора (11 в.). Обществ. бани в городах Руси изв. с 16 в. Долгое время Б. были общими для мужчин и женщин (как это практикуется в нек-рых сев. странах в наши дни). Запрет церк. собора 1551, отметившего, что "в банях мужи и жены и чернцы и черницы в одном месте моются без зазору", действовал слабо. Лишь Устав благочиния 1782 запретил в назначенные разные дни вход в Б. лицам др. пола.

Очистит. функция Б. лежит в основе свадебных ритуальных действий:

1. Свадебный ритуал девичьей Б. сопровождается особыми банными причитаниями, с к-рыми подруги невесты в "теплой подвенешной паруше" "смывали" ее "девью красоту" (т. е. происходила утрата статуса девушки, символизировавшая начало перехода в др. половозрастную группу). Ритуальная значимость Б. подчеркивалась в свадебных песнях-причетах ее неординарной атрибутикой: каменка там "жемчужная", "полочки хрустальныя", "веничек шелковый", особым протапливанием (из лучины; семи сортов дерева) и водой ("ключевой"; с 12 колодцев). В нек-рых местностях устраивалась "женихова Б.".

2. Ритуал свадебной Б. молодых, происходил на 2-й или 3-й день после венчания и завершался подношением от родителей молодой банника - завязанной в скатерть еды (пирога). Находясь на периферии освоенного человеком пространства, Б. в силу своей маргинальности (входя туда, следовало снимать крест и пояс) служила местом как изоляции "нечистой" роженицы, так и общения с нечистой силой в новогодних гаданиях, когда девушки сеяли золу и насыпали ее отдельными кучками возле печи, чтобы затем по характеру следов на них узнать о суженом (стоя у чела печи, просить суженого погладить). Родильный обряд начинался пространств. перемещением роженицы в Б., где повитуха производила ее дородовые приготовления - "распаривала и размягчала кости", послеродовое купание новорожденного с заговором и "правку" родильницы. В нар. медицине Б. играла ведущую роль: парная Б. с березовым веником считалась лучшим способом лечения лихорадки, простуды, ломоты ("Б. парит, Б. правит") и вспомогат. средством при мн. др. заболеваниях. По восточнослав. мифологии в Б. обитает разновидность домового духа - банник. Т. о., появилось представление о "поганой" (т. е. нечистой) Б., посетив к-рую запрещалось идти в церковь.

Барабан

БАРАБА́Н (предположительно тюрк. происхождения).

1) В музыке - семейство ударных инструментов, разл. по размеру, высоте, происхождению и использованию, объединяемое общей конструкцией инструмента: круглая рама с натянутой, звучащей от удара мембраной. Известные с незапамятных времен, видимо, у всех народов земли, Б. использовались для орг-ции ритма танцев, шествий, обрядов, а также для подачи сигналов. В нек-рых африканских культурах ритм барабанов служил способом передачи сообщений. В ср.-век. Европе Б. употреблялись в армии, уличном т-ре, в придворных церемониях. В проф. европ. музыке Б. появились в 18 в. как экзотический эл-т - для изображения "янычарской" музыки (Моцарт, "Похищение из сераля"). Лишь в 19 в. Б. стали пост. участниками симфонич. оркестра. Кол-во и разнообразие Б. росло, и к кон. 20 в. их номенклатура составляет десятки наименований. Наиб. употребительны: малый Б. (итал. tamburo militare, франц. tambour, нем. kleine Trommel, англ. snare drum) высотой от 10 до 30 см. Играют на нем дерев. палочками. Звук громкий, резкий, сухой. Часто внизу инструмента натягивается спец. пружина (струна), к-рая придает звуку характерный треск; большой Б. (итал. Gran cassa, нем. grosse Trommel, франц. grosse caise, англ. bass drum) - инструмент диаметром до 1,5-2 м. Для удара используется спец. колотушка. Звук глубокий и очень низкий в пиано и громоподобный в форте; том-том (итал., нем., франц., англ. Tom-tom) - "средние" барабаны. Их отличает превышение высоты цилиндра над диаметром - отсюда др. назв.: цилиндрич. Б. Родственны им: провансальский Б., африканские конги, cassa rulante и др. Звук извлекается разл. палочками - литавровыми, деревянными, иногда ладонями; бонги (итал., нем., франц., англ. Bongos) - миниатюрные барабаны, на к-рых играют чаще всего пальцами и ладонями рук. По конструкции и способу звукоизвлечения к Б. относят также литавры, но т. к. они, в отличие от др. Б., имеют определ. высоту звука, то традиционно к Б. не причисляются (см. также Ударные инструменты).

2) В архитектуре - венчающая часть здания, получившая особенно широкое распространение как завершение культовых сооружений., в т. ч. в России. Б. цилиндрич. или многогранной формы обычно базируется на подпружных арках и парусах (иногда тромпах) и служит в свою очередь основанием для купольного или сомкнутого свода. Через оконные проемы в стенках Б. освещается интерьер, что особенно важно в тех случаях, когда к осн. объему храма примыкают галереи, приделы, башни, колокольни, препятствующие устройству окон в стенах церкви. В практике др.-рус. стр-ва 17 в. Б. часто не имели окон, ставились прямо на свод и выполняли чисто декоративную функцию.

Большой и малый барабаны

Большой и малый барабаны

Барадийн Банзар Барадиевич

БАРА́ДИЙН (Бара́дин) Банзар Барадиевич (1878-1937) - монголовед и тибетолог, бурят. обществ. и гос. деятель, писатель. Студентом Петерб. ун-та (учился у С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского) командирован в Тибет; провел 1905-07 в монастырских центрах С.-З. Тибета, откуда привез богатейшие мат-лы по языку, лит-ре и этнографии тибетцев, за что удостоен премии им. Пржевальского ИРГО. В 1908-17 преподавал монг. яз. в Петерб. ун-те. После февр. 1917 - в Бурятии. В 1923-26 - нарком просвещения Бурятии, до 1935 - на других правительств. постах. В 1929-35 - зам. дир. Ин-та культуры, в 1932-35 - зав. кафедрой бурят. яз. и лит-ры в Педагогич. ин-те (Улан-Удэ). С марта 1936 - в Ленинграде, преподавал монг. яз. в ЛИФЛИ. 22 февр. 1937 арестован, осужден по ложному обвинению и расстрелян 24 авг. 1937.

Соч.: Путешествие в Лавран. СПб., 1908; Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране. Пб., 1924; Краткое руководство по грамматике и графике нового бурят-монг. языка. Верхнеудинск, 1931; Рус.-бурятский терминологич. словарь по языку и лит-ре. Улан-Удэ, 1935.

Барак

БАРА́К - деревян. постройка в 1 или 2 этажа с упрощенной конструкцией, предназнач. для временного жилья. Внутри представляет собой помещение с центр. проходом, по сторонам к-рого, часто в неск. ярусов, расположены нары; иногда с перегородками, отделяющими коридор-проход и делящими Б. на комнаты. Во 2-й пол. 19 в. Б. получили распространение в больничном стр-ве, особенно в инфекц. б-цах - в случае опасного развития эпидемии Б. можно было сжечь. Больничные Б. имели коридор, разделялись на отд. палаты и были снабжены всем необходимым оборудованием. Их строили такие изв. архитекторы, как В. А. Шретер, они оказались весьма долговечными, нек-рые из них функционируют до сих пор. В сов. время Б. - неотъемлемый эл-т "великих строек социализма", построенные временно, они оказались местом жизни мн. сменявших друг друга поколений. Также Б. с нарами в 2 яруса являются осн. типом строений в местах заключения. Б. часто наз. любую врем. дерев. постройку упрощ. конструкции, рассчитанную на коммунальное проживание неск. семей и, как правило, лишенную мн. осн. бытовых удобств.

Баранки

БАРА́НКИ - популярные на Руси изделия из пшеничного теста в виде кольца. Тестовые заготовки для Б. обваривают в кипятке, а затем выпекают, поэтому первонач. назв. - "обваринок" (обваривать). По др. версии слово Б. произошло от глагола "баранить", т. е. сворачивать кольцом. Особенно славились валдайские Б.

Баранников Ал. Петр.

БАРА́ННИКОВ Ал. Петр. (1890-1952) - индолог, один из пионеров изучения новоиндийских яз. в СССР. Выпускник Киевского ун-та, учился в аспирантуре в Киеве, затем в СПб. у С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского. С 1917 - доцент, с 1919 - проф. по каф. санскрита и сравнит. языкознания Самарского, в 1920-21 - Саратовского ун-та. В 1921-28 - ученый хранитель Рус. музея, где занимался буддийским иск-вом. Проф. Лен. Ин-та Живых Вост. Яз. (Ленингр. Вост. Ин-т; 1921-36) и ЛГУ (1922-52). С 1934 в Ин-те востоковедения АН СССР, в 1935 удостоен звания канд. филол. наук (без защиты), в 1936 выходит из состава руководимого Ф. М. Щербатским Индо-Тибетского кабинета ИВ и возглавляет Новоиндийский кабинет; в 1938-40 - директор Ин-та Востока. С 1939 - действ. чл. АН СССР. Стремит. возвышение Б. сопровождалось противопоставлением его как "сов. ученого" С. Ф. Ольденбургу, Ф. И. Щербатскому и их ученикам, представителям классич. индологии - "бурж. ученым" (в 1937 большинство оставшихся в Индо-Тибетском кабинете сотрудников арестовано). Монопольное положение Б. в сов. науке, недоступность его для критики привели к снижению качества его науч. продукции. Также не нашел продолжателей его буквалистский переводч. метод (неудачный пер. с яз. авадхи позднеср.-век. поэмы Тулси Даса). Оригин. вклад Б. в науку, до сих пор не утративший значения, - труды по цыгановедению.

Соч.: Цыгане СССР: Краткий ист.-этногр. очерк. М., 1931; Хиндустани (урду и хинди): В 2 ч. Л., 1934; Маратский язык: Нач. курс: В 2 ч. Л., 1934-35.

Лит.: Баранников А. П. // Азиатский музей - ЛО Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972.

Баранов Ал-др. Анд

БАРА́НОВ Ал-др. Анд. (1746-1819) - каргопольский купец, первый гл. правитель рос. владений в Америке (1790-1818). Содействуя развитию пушных промыслов, Б. организовал ряд эксп. для исследования Аляски и побережья к ю. от нее, проводил поиски полезных ископаемых. В 1790 принял приглашение Г. И. Шелихова управлять делами формировавшейся в то время торг. компании (с 1799 - Рос.-Американская компания). В 1791 Б. достиг о-ва Кадьяк - центра рус. поселений в Америке, где его усилиями создано медеплавильное произ-во, начата разработка угля на побережье Кенайского зал., строились верфи. На берегах Кенайского и Чуганского зал. и прилегающих о-вах Б. основал ряд рус. поселений. Расширяя торг. связи в Тихом океане, Б. снаряжал экспедиции по обследованию берегов и о-вов этого бассейна, установил торг. отношения с Китаем, Калифорнией, Сандвичевыми о-вами и др. В 1818 Б. вышел в отставку и передал управление Рус. Америкой Л. А. Гагемейстеру. Умер, возвращаясь на родину. Именем Б. названы о-ва в архип. Александра и в шхерах Минина (Карское м.), гора и мыс на о. Сахалине и бухта Александр в Сев. Америке.

Баранова Люб. Вл

БАРА́НОВА (Козырева) Люб. Вл. (род. 1929) - лыжница, з. м. с. СССР (1954). Лучшая лыжница-гонщица 50-х - нач. 60-х. Первая из сов. лыжниц олимп. чемпионка (1956) в гонке на 10 км. Чемпионка мира 1954 в гонке на 10 км и эстафете 3×5 км, 1958 и 1962 в эстафете 3×5 км. Победительница Холменколленских игр 1955 на дистанции 10 км. Чемпионка СССР 1950-53, 1955-57 в эстафете 4×5 км, 1953-55 в гонке на 5 км, 1951-53, 1956, 1958 в гонке на 10 км.

Барановская Вера Вс.

БАРАНО́ВСКАЯ Вера Вс. (1885-1935) - актриса кино. Училась в школе МХТ, в 1903-15 актриса этого т-ра, в кино с 1916 (первая роль - Ира в ф. "Власть первого"). В 1916-17 Б. снималась в неск. ф., исполняя роли молодых героинь в мелодрамах и к-диях (Вера в ф. "Гнет рока", Маргарита Прест в ф. А. Каменского и М. Бонч-Томашевского "Вор-благодетель" - первая в рус. кино, задолго до протазановского "Процесса о трех миллионах", экранизация ром. У. Нотари "Три вора"). В 20-е гг. среди ролей Б. - Татьяна в драме из дерев. жизни "Волки" (1925, реж. Лео Мур), женорганизатор Куркина в ф. по сценарию В. Шкловского "Ухабы" (1927, реж. А. Роом). Значит. для Б. стало исполнение роли Ниловны в ф. В. Пудовкина "Мать" (1926, озвучен в 1935, вторая в сов. кино, после ф. 1919 реж. А. Разумного, экранизация ром. М. Горького). В ф. Пудовкина "Конец Санкт-Петербурга" (1927) Б. сыграла жену рабочего Чистякова. Актерские работы в этих ф. принесли Б. широкую известность. С 1928 - в Чехословакии. Умерла в Париже.

Лит.: Королевич В. Вера Барановская. М., 1929; Гинзбург С. Кинематография дорев. России. М., 1963. С. 246-248.

Барановский Гавриил Вас.

БАРАНО́ВСКИЙ Гавриил Вас. (1860-1920) - архитектор. Ред. журн. "Наше жилище", "Строитель", составитель "Архитектурной энциклопедии 2-й пол. 19 в". Автор сооружений в Москве, Нижнем Новгороде, Могилеве, строитель усадьбы купцов Елисеевых "Орро" и др. Для Елисеевых построил торг. дом с т-ром на Невском проспекте, неск. доходных домов, наиб. роскошных наемных жилищ в СПб., дачу в Белогорке ок. Гатчины. Собств. доходный дом Б. (1897) предоставлял жильцам все достижения комфорта кон. 19 в., даже обществ. зимний сад. Здание Рус. географич. об-ва (1907) - первое обществ. учреждение, постр. в стиле модерн. Этнографич. искания Б. нашли отражение в сложной композиции и убранстве Буддийского храма в СПб. - единств. в своем роде сооружения в Европе, соединившего традиции вост. (тибетской) архитектуры с технич. достижениями и сложными декорациями модерна. Б. прославился широким применением натуральных материалов, использованием последних достижений науч. мысли в постройках уникального назначения.

Предыдущая страница Следующая страница