Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАР"-"БАС")
БАРА́НСКИЙ Ник. Ник. (1881-1963) - экономико-географ, чл.-корр. АН СССР (с 1939). Окончил Моск. коммерч. ин-т (1914). С 1929 - проф. Моск. ун-та, где основал каф. экон. географии. Один из основоположников районного направления в сов. эконом. географии. Составил ряд учебников по эконом. географии СССР (учебник для 8-го класса выдержал 16 изд.). Автор работ по теории и методологии экономич. географии и экономич. картографии. Зол. медаль им. К. Д. Ушинского (1943), зол. медаль им. П. П. Семенова-Тян-Шанского Географич. об-ва СССР (1951). |
БАРАНЦЕ́ВИЧ Казимир Стан. (1851-1927) - писатель. Род. в обедневшей дворянской семье. Исключен в 1868 из г-зии; принимал участие в народнич. движении. Всю жизнь прослужил мелким чиновником. Лит. деятельностью занимался с нач. 1870-х гг. Автор многочисл. сб. повестей и рассказов, среди к-рых наиб. известны "Под гнетом" (1883), "Порванные струны" (1886), ром. "Раба" (1887), "Семейный очаг" (1893), драмы и произв. для детей. Изображал в манере "сентиментального натурализма" жизнь петерб. и провинц. мелких чиновников, разоряющихся дворян, людей "свободных профессий", ведущих "глухую борьбу за существование". Идеалы Б. не выходили за пределы изображаемой среды, что вызывало упреки в ограниченности и "буржуазности". Был близок с А. П. Чеховым, переписывался с ним, автор восп. о нем. |
БАРЕЛЬЕ́Ф (франц. bas-relief, букв. - низкий рельеф) - скульптурное изображение на плоскости, части к-рого выступают над ней не б. чем на половину своего объема. Б. - распростран. эл-т украшения разнообр. архит. сооружений, зданий, арок, постаментов, памятников, стел и т. п; используется на монетах, медалях, камеях и т. д. Различают Б. живописно-плоскостные и графич. Б. получил распространение в Египте, Др. Греции и Риме. В России Б. встречается в жилой и культовой архитектуре дерев. и кам. зодчества, а также на иконах, крестах, как украшение иконостасов. В кам. архитектуре Б. на фасадах особенно свойственны Владимиро-Суздальскому иск-ву 12-13 вв. Бурное разв. Б. в 17 в. связано с пластикой рус. Севера. В 18-20 вв. успешно используется в церк. и светских зданиях. (Признанные мастера - скульпторы Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. Мартос, Ф. И. Толстой и др.). |
БАРЕНБО́ЙМ Лев Аронович (1906-85) - музыковед, пианист. Окончил Одесскую конс. по фп. у Г. М. Бибера и по композиции у В. А. Золотарева (1925), Моск. конс. по фп. у Ф. М. Блуменфельда (1930). В 1931-39 - доцент Моск. конс. (фп. и методика преп. фп.), в 1939-78 преп. в Ленингр. конс. (с 1958 - проф., с 1965 - зав. кафедрой истории и теории фп. иск-ва), доктор иск-ведения (1957). Сфера науч. интересов Б. - проблемы фп. исполнительства и педагогики, общего муз. воспитания, история рус. музыки. Фундамент. иссл. Б. "А. Г. Рубинштейн" (Т. 1-2. 1957-62) и "Н. Г. Рубинштейн" (1982) освещают широкий пласт рус. муз. культуры 2-й пол. 19 в. Среди учеников - Л. Е. Гаккель, С. М. Хентова, Ф. В. Соколов, Н. П. Корыхалова, С. М. Мальцев, И. В. Розанов и др. Составитель и ред. серии сб-ков "Муз. воспитание в XX веке" (1973-85). Составитель (совм. с С. С. Ляховицкой) одного из самых популярных отеч. пособий по начальному обучению на фп. - "Сб. фортепианных пьес для начинающих" (б. 20 переизданий). Соч.: Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. Л., 1968; Путь к музицированию. Л., 1979; Эмиль Гилельс. М., 1990. |
БАРКО́В Ив. Сем. (1732-68) - писатель, переводчик. Сын священника. Учился в Александро-Невской духовной семинарии (1744-48), Академич. ун-те (1748-51), исключен за "буйство". Бурными эксцессами сопровождалась и служба Б. в АН. Составил и перевел ряд компилятивных ист. соч. В 1763 Б. издал "Квинта Горация Флакка Сатиры...", в 1764 - "Федра, Августова отпущенника, Нравоучительные басни...". Для его стихотв. переводов характерно стремление к точности. В 1762 изд. "Сатиры и другие стихотв. соч." А. Д. Кантемира со своим "Житием кн. А. Д. Кантемира". Лит. репутация Б. связана с его сатирич. стихотв. произв., не предназначавшимися для печати (собраны в рукописный сб. "Соч. г. Баркова", или "Девичья игрушка", куда входят, вероятно, произв. и др. авторов). "Барковщина" представляет собой разновидность бурлеска, воспевает "низкие" предметы торжеств. стилем, но с вкраплениями непристойной лексики. Ей свойственно сочетание сатирич. эл-тов с грубой эротикой. "Девичья игрушка" распространялась в списках до сер. 19 в., оказала влияние на нек-рые произв. И. А. Крылова, А. С. Пушкина, А. И. Полежаева, М. Ю. Лермонтова и породила большое кол-во апокрифич. текстов. |
БА́РМА (16 в.) - др.-рус. зодчий, строитель вместе с Постником в 1555-61 храма Покрова на Рву в Москве на Красной площади, именуемого по нар. традиции храмом Василия Блаженного. Существует гипотеза, согласно к-рой храм Покрова на Рву строил один мастер - пскович Постник Яковлев по прозванию Барма. Др. постройки Б. неизвестны. |
БА́РМИЦА - в Др. Руси: 1) предмет жен. одежды, оплечье, походившее на отложное ожерелье; 2) в воинских доспехах - кольчатое оплечье, защищавшее грудь и лопатки. |
БА́РНЕТ Бор. Вас. (1902-65) - кинорежиссер, киноактер. Учился в Моск. школе живописи, ваяния и зодчества, работал бутафором в 1-й студии МХТ. Окончил Гл. воен. школу физ. образования в Москве. Профес. боксер. Одновременно с 1912 занимался в Госкиношколе (мастерская Л. Кулешова). Соавтор сценариев ряда своих картин. Снимался в кино с 1924 (ковбой Джедди, акробат и боксер, в ф. "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", 1924, реж. Л. Кулешов, и др.). Среди 27 ф., пост. Б.: "Мисс Менд" (3 сер., совм. с Ф. Оцепом, 1926) - остроприключенч. картина по ром. М. Шагинян "Месс-Менд"; "Девушка с коробкой" (1927) - первая самостоят. реж. работа, снятая по заказу Наркомата финансов, о пользе гос. займов, оказалась талантливой картиной с лирич. эпизодами, сатирич. и буффонад. сценами; "Дом на Трубной" (1928) - к-дия о судьбе дерев. девушки, приехавшей в Москву, отличается мастерством и выразительностью натурных съемок, передачей атмосферы времени; "Окраина" (1933) - первый звук. ф. Б., классика сов. кино; "Старый наездник" (1940, вып. - 1959) - озорная к-дия, действие к-рой разворачивается на ипподроме среди жокеев и любителей скачек. Пост. две воен. новеллы: "Мужество" ("Боевой киносб-к". 1941. № 3) и "Бесценная голова" ("Боевой киносб-к. 1942. № 10), "Подвиг разведчика" (1947) - один из лучших сов. приключенч. фильмов, сохранявший успех у зрителя неск. десятков лет. В нем Б. сыграл свою последнюю роль - ген. Кюна. Интересны также фильмы Б. "Аннушка" (1959), "Аленка" (1962); не выпущ. на экран "Новгородцы" (1942). Лит.: Кушниров М. Жизнь и фильмы Барнета. М., 1977. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАРО́Н (от ср.-век. лат. baro), родовой дворянский титул. В ср.-век. Европе обозначал принадлежность к высш. гос. иерархии, к феод. владетелям. В Др. Руси нередко использовался в пер. с нем. как "вольный господин". Со временем стал указывать лишь на принадлежность к дворянскому сословию. В качестве титула введен в России Петром I. Первым этого титула был удостоен подканцлер П. П. Шафиров (1710). Среди его носителей - А. И. Остерман, А. Г., Н. Г., С. Г. Строгановы, А. А. Аракчеев и др. В кон. 19 - нач. 20 в. в России насчитывалось ок. 240 баронских родов. |
БАРРИКА́ДА - (от французского barricade) - построенное из подручных материалов (в осн. камней, бревен, булыжника, деревьев, вагонов гор. транспорта, мешков и бочек с землей и т. п.) искусств. заграждение. Б., как правило, выполняют функцию пассивно обороняемого укрепления. Могут состоять из одного или более рядов. Б. известны с глубокой древности. Известно, что они применялись в рус. городах во время монголо-тат. нашествия, в 1611 при обороне Москвы от поляков и во время гор. восстаний. Б. не утратили своего значения и после появления огнестрельного оружия. Они широко использовались во время революции 1848 в Зап. Европе. Широко применялись Б. во время вооруженного восстания в Москве в 1905. Использовались Б. и во время Великой Отечеств. войны в процессе подготовки и во время уличных боев в городах в комплексе с противотанковыми заграждениями и огневыми точками. Строились Б. на улицах Москвы и участниками митингов, демонстраций и др. форм протеста в 1991 и 1993. |
БА́РСОВ Ант. Ал. (1730-91), филолог, создатель одной из первых научных грамматик рус. языка. Читал лекции по математике в Акад. ун-те в Петерб. (1753-55), затем (до 1761) в Моск. ун-те. С 1761 возглавлял кафедру элоквенции (красноречия; с 1835 каф. стала называться кафедрой рос. словесности и истории рус. литры). Б. - чл. Рос. Академии со дня ее основания (21 окт. 1783). Одним из первых начал читать лекции на рус. языке, а не на латыни. Первые грамматич. труды Б. - краткие практич. рук-ва. Главное же его соч. - "Российская грамматика", над к-рой Б. работал многие годы, - представляет собой глубокое теоретич. исследование, отличающееся самостоятельностью и ориентированностью на живой разг. язык, необходимость чего обоснована Б. в спец. трактате (1786). Грамматика Б. писалась по заказу Комиссии об учреждении нар. уч-щ, созданной Екатериной II в 1782, однако по глубине и основательности изложения труд Б. намного превосходил предполагаемый замысел. Авторская рукопись была передана в Комиссию для сокращения и утеряна, грамматика так и не вышла в свет, но была известна в списках, два из к-рых хранятся в б-ке Моск. гос. ун-та, а третий - в Российской Нац. б-ке в Пб. Текст грамматики Б. по двум спискам опубл. в 1981. Б. - один из основателей и секретарей Вольного Рос. собрания при Моск. ун-те (с 1771), пред. Собрания любителей рос. учености (1789), поч. чл. Латинского об-ва в Иене. В 1756-65 Б. редактировал газ. "Моск. ведомости". Выразительный, хотя и несколько шаржированный портрет Б. дан в очерке Н. М. Карамзина "Великий муж Рус. грамматики". Соч.: О древности и превосходстве Славенского языка и способе возвысить оный до первоначального его величия // "Новый Санкт-Петербургский вестник 1786". Кн. 2. Лит.: Успенский Б. А. Первая рус. грамматика на родном языке: (Доломоносовский период отечеств. русистики). М., 1975; Панов М. В. О "Российской грамматике А. А. Барсова" // Вопросы рус. языкознания. М., 1976. Вып. 1. |
БА́РСОВ Елпидифор Вас. (1836-1917) - фольклорист, этнограф, историк др.-рус. лит-ры. Окончил Петерб. духовную акад. В Петрозаводске, где он служил преподавателем семинарии, развернул активную деятельность как собиратель и исследователь памятников устной словесности, нар. быта и старинной книжности Рус. Севера. Важнейшая заслуга Б. - открытие им выдающейся сказительницы и вопленицы Ирины Федосовой и публикация фундамент. собрания "Причитания Сев. края", представившего жанр рус. нар. причитаний в небывалом богатстве и разнообразии форм (Т. 1: Плачи погребальные, надгробные и надмогильные. М., 1872; Т. 2: Плачи завоенные, рекрутские и солдатские. М., 1882; Т. 3: Плачи свадебные, рукобитные, разлучные, баенные и предвенечные. М., 1885). Др. значит. тр. Б.: Петр Великий в нар. преданиях Сев. края (1872); Слово о полку Игореве как худож. памятник Киевской дружинной среды (1887-1890. Т. 1-3). |
БА́РСОВА Валер. Влад. (наст. фам. Владимирова) (1892-1967) - певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1919 окончила Моск. конс. по кл. У. Мазетти. Начала выступать в 1917 в частной опере Зимина, в 1920-48 - солистка Большого т-ра. Б. обладала легким подвижным голосом, красивой кантиленой и виртуозной колоратурой. Прекрасная техника и искренность исполнения позволяли Б. создавать яркие сценич. образы. Людмила, Антонида, Шемаханская царица, Джильда, Маргарита. Много гастролировала по стране и за рубежом. Преподавала в Моск. конс. (1950-53), проф. (1952). Нар. арт. СССР (1937). Гос. премия (1941). Лит.: Поляновский Г. А. В. В. Барсова. М. - Л., 1941. |
БАРСУКО́ВЫ, братья, историки. 1) Ал-др Платон. (1839-1914), генеалог, археограф. Окончил Воронежский кадет. корпус (1860), до 1869 на воен. службе, с 1871 - в Сенате, с 1872 - в Синоде, с 1887 управляющий гербовым отделением Деп. герольдии Сената. Тр. и публикации по истории и генеалогии рос. дворянства, в т. ч. "Род Шереметевых" (кн. 1-8, 1881-1904), "Рассказы из рус. истории XVIII в. по архивным док-там" (1885), "Рос. благородное собрание в Москве..." (1886), "Обзор источников и лит-ры рус. родословия" (1887), "Списки городовых воевод и др. лиц воеводского управления Моск. гос-ва XVII столетия..." (1902). Лит.: Ходякова О. А. А. П. Барсуков и история рода Шереметевых // Моск. Шереметевские чтения. М., 1993. 2) Ив. Платон. (1841-1906), археограф. Учился в г-зии Пб. В 1865-66 чиновник Моск. дворцовой конторы, в 1865-75 - канцелярии моск. ген.-губернатора. С 1883 служил в Странноприимном доме гр. Шереметева в Москве, с 1895 - в Ксениинском ин-те. Гл. труды: "Иннокентий, митрополит Моск. и Коломенский, по его соч., письмам и рассказам современников" (1883), "Граф Н. П. Муравьев-Амурский по его письмам..." (кн. 1-2, 1891); издал "Творения..." (кн. 1-3, 1886-88) и "Письма..." митрополита Иннокентия, содействовал М. С. Волконскому в издании "Записок" С. Г. Волконского (1901) и "Записок" М. Н. Волконской (1904). 3) Ник. Платон. (1838-1906), археограф, библиограф. По окончании Константиновского воен. уч-ща (1859) вышел в отставку, в 1859-61 вольнослушатель Петерб. ун-та (ученик Н. И. Костомарова). С 1863 работал в Археографической комиссии, в 1868-83 пом. нач. архива и б-ки Синода, с 1883 нач. архива мин-ва нар. просвещения. В 1860-70-х гг. разобрал ряд личных архивов, в т. ч. кн. П. А. Вяземского, был фактич. ред. его Собр. соч. (тт. 1-12, 1878-96), автор биографий ряда деятелей отеч. науки: "Жизнь и труды П. М. Строева" (1878), "Рус. палеологи сороковых годов" (1880), "Жизнь и труды В. Г. Барского" (1885), "Кн. Вяземский и Пушкин" (1904). Гл. труд Б. - публикация "Жизнь и труды М. П. Погодина" (тт. 1-22, 1888-1910) - уникальный свод мат-лов по истории отеч. культуры 1820-60-х гг. Б. составил указатель кеб. "Семнадцатый век" (1868-69), ж. "Рус. архив" за 1863-75, к 1-8 "Полн. собр. рус. летописей" (соавт.), издал "Дневник" А. В. Храповицкого (1874), "Список книг церк. печати, хранящихся в б-ке Святейшего Синода" (1871), "Рукописи Археографич. комиссии" (1882, описание), "Источники рус. агиографии" (1882, обзор житий святых). Лит.: Рудаков В. Е. Хронологич. список учено-лит. трудов Н. П. Барсукова. СПб., 1909; Филькина Е. Ю. Чернорабочий науки (Н. П. Барсуков). // Мир источниковедения. М. - Пенза, 1994. |
БАРТЕ́НЕВ Петр Ив. (1829-1912), издатель, библиограф, архитектор, историк. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1851). В 1856 Б. получил широкую известность в науч. кругах как изд. "Собрания писем царя Алексея Михайловича". С янв. 1863 и до конца дней издавал в Москве ж. "Рус. архив", явившийся по содержанию, структуре, периодичности выпуска, по условиям и характеру подписки журналом нового типа в рус. ист. периодике. Б. публиковал док-ты и мат-лы по полит., воен. и культурной истории России, получавшие широкий обществ. резонанс, привлек к сотрудничеству Я. К. Грота, Д. И. Иловайского, Н. П. Барсукова и др. Б. заведовал б-кой А. Д. Черткова в Москве (1859-73, издал "Каталог кн. Чертковской библиотеки", 1863-64, приложение к "Рус. архиву"), выпустил указатели к журналам "Библиографич. записки", "Москвитянин", "Рус. вестник", "Рус. беседа", к изданиям моск. Об-ва истории и древностей российских за 1815-65 (1866) и др. Редакцией "Рус. архива" были подготовлены и изданы сб-ки "Осьмнадцатый век" (Кн. 1-4, 1868-69) и "Девятнадцатый век" (Кн. 1-2, 1872), в 1870 начато многотомное изд. "Архива князя Воронцова". В 1870-е гг. "Рус. архив" имел до 1800 подписчиков ежегодно. Соч.: О Пушкине. М., 1992. Лит.: Рабкина Н. Знаменитый издатель "Рус. архива", в кн.: Альм. библиофила. М., вып. 8, 1980; Зайцев А. Д. П. И. Бартенев. М., 1989. |
БАРТРА́М Ник. Дм. (1873-1931) - коллекционер, этнограф, художник, исследователь кустарных промыслов. Род. в семье художника. Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Основал в Москве Кустарный музей с коллекциями образцов для мастеров-игрушечников. В 1909-10 формирует выставки "Игрушки прошлого и настоящего", "Как делаются игрушки"; позже Б. на основе домашнего музея создает Музей игрушки, к-рый в 1924 под его рук-вом расположили на Пречистенке в доме Хрущевых-Селезневых. По воскресеньям здесь устраивались спектакли кукольного т-ра. С нач. 1930-х гг. музей переводится в Сергиев Посад, где существует поныне. |
БАРША́Й Рудольф Бор. (род. 1924) - альтист, дирижер, аранжировщик. Учился в Моск. конс. по кл. скрипки у Л. М. Цейтлина и В. В. Борисовского; позднее брал уроки дирижирования у И. А. Мусина. В 1956 организовал и возглавил как дирижер первый в стране камерный оркестр, отличавшийся ансамблевым мастерством, богатством тембрового и динамич. звучания, стилистич. культурой, большим репертуаром (включавшим переложения самого Б.). Моск. камерный оркестр с успехом выступал в СССР и за рубежом; ему доверил Шостакович первое исполнение своей Четырнадцатой симфонии. С 1967 Б. выступает как симф. дирижер. С 1977 живет в Швейцарии; работает с камерными и симф. оркестрами Израиля, Англии, Франции, Испании, Канады. Пред. жюри Междунар. конкурса дирижеров им. Тосканини в Парме. В 1993 гастролировал в России. |
БА́РШЕВ Ник. Валер. (1888-1938) - поэт, прозаик, драматург. Род. в Пб. в старинной дворянской семье. Отец - военный, мать - балерина Мариинского т-ра. Окончил Петерб. политехн. ин-т., работал в Мин-ве путей сообщения, после Окт. революции на Октябрьской ж. д. Входил в лит. группу "Содружество". Печатал стихи в альм. "Стожары", первые рассказы опубл. в ленингр. периодике в 20-е гг. Автор сб. прозы "Гражданин вода" (1926), "Прогулка к людям" (1926), "Большие пузырьки", "Обмен веществ" (оба 1928), "Летающий фламмандрион" (1929), пьес "Человек в лукошке" (1925), "Кончина мира" (1928), "Большие пузырьки" (в 1928-29 шла в т-ре "Пролетарский актер"), "Машинист Комаров" (1933, совм. с Л. Грабарем). Гл. герои прозы Б. с трудом находят свое место в послереволюц., "нэповской" действительности. Первые произв. Б. высоко оценены М. Горьким. В 1930-х гг. Б. писал историю завода "Красный выборжец" и пов. "Несгораемый фейерверк" (о рус. изобретателях 19 в.). Арестован в 1937, осужден по фальсифициров. обвинению на 7 лет, умер от истощения и холода в лагере на Колыме. |
БАРЩЕ́ВСКИЙ Ив. Фед. (1851-1948) - фотограф, мастер архитектурной съемки. Получил дом. образование. Проф. навыками фотографа овладел в петерб. ателье К. И. Бергамаско. С 1877 жил в Ростове Великом и снимал арх. памятники Ярославля, Владимира, Суздаля, Вологды, Костромы, Пскова, Новгорода, Казани, Астрахани и др. городов. В 1880-90-е гг. Б. участвовал во всех экспедициях, иссл. памятники др.-рус. архитектуры. Также снимал предметы декоративно-прикладного иск-ва. Его работы покупали Публ. б-ка, АХ, Археол. комиссия, Строгановское худож. уч-ще. Чл.-корр. Моск. археологич. об-ва и фотограф Имп. АХ, автор фотоальбомов "Виды Ярославля", "Предтеченская церковь в Ярославле". В 1884 изд. "Каталог фотографич. снимков с предметов старины, снятых... И. Барщевским в 1882, 83 и 84-х годах". В 1889 и 1912 "Каталог фотографич. снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего". Б. - участник многочисл. выставок, на к-рых его работы отмечались наградами. За фотографии, выполненные в Палестинской экспедиции, удостоен орд. Св. Станислава 3 класса. В 1868-1908 сделал ок. 30. 000 натурных фотографий с памятников старины. Снимки Б. использовал И. Э. Грабарь при создании "Истории рус. иск-ва" и др. иск.-веды. С 1898 - в Смоленске, хранитель, затем дир. музея "Рус. старина". В 1933-48 хранитель музея-усадьбы Коломенское под Москвой. Засл. деятель иск-в РСФСР (1946). Лит.: Рус. древности по снимкам И. Ф. Барщевского. М., 1915; Панфилова Н. Провинциальный фотограф? // Сов. музей, 1992. № 1., С. 28-32. |
БА́РЫНЯ (от дорев. названия женщины из привилегиров. классов) - нар. плясовая песня. Ранний вариант песни на слова "Из-под дуба, из-под вяза" опубл. в "Собр. нар. рус. песен Ивана Прага" (1790). Известностью пользуется пляска Б. и сопровождающий ее мотив или наигрыш. В нач. 19 в. возникла как пародия на господский танец. В содержании преобладают юмористич. и сатирич. мотивы с эл-тами непристойности. "Барыня-барыня, сударыня-барыня" - важничающая модница, сплетница, лгунья, легко идущая на связи с мужчинами. В определ. кругах об-ва 19 в. песня воспринималась как "неприличная": в журн. пасквиле на революционеров 70-х гг. им инкриминируется "ухарски-громкое" пение Б. "без пропусков". |
БАРЫ́ШНИКОВ Мих. Ник. (род. 1948) - артист балета, балетмейстер. Учился в Латв. хореогр. уч-ще (ученик А. Капралиса), окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1967 (кл. А. Пушкина). В 1967-74 артист Т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Юноша ("Горянка"), Меркуцио ("Ромео и Юлия"), Адам ("Сотворение мира"), Принц ("Зачарованный принц"), Дафнис ("Дафнис и Хлоя"), Сын ("Блудный сын"), Гамлет. Среди его др. ролей: Юноша ("Шопениана"), Базиль ("Дон Кихот"), Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"). В 1974 во время гастролей в Канаде отказался вернуться в СССР. В 1974-78 солист, в 1980-89 худ. рук. "Американского театра балета". Среди его новых ролей: Принц ("Щелкунчик"), Джеймс ("Сильфида"), Поэт ("Сомнамбула"), солист ("Видение розы"), Хосе ("Кармен"), Дьявол ("Три девы и дьявол"), Юноша ("Юноша и смерть"), Аполлон ("Аполлон Мусагет"), Петрушка ("Петрушка"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), а также гл. партии в балетах Д. Роббинса, Э. Фельда, Т. Тарп. Там же поставил балеты "Щелкунчик" (1976), "Золушка" (1987), создал редакции классич. спекталей "Дон Кихот" (1978) и "Лебединое озеро" (1988). В сезоне 1978-79 солист "Нью-Йорк сити бэлей", где под рук. Д. Баланчина исполнил гл. партии в его балетах "Тема с вариациями", "Орфей", "Коппелия" и др. Помимо того, танцевал ведущие партии в спектаклях англ. Королевского балета ("Ромео и Джульетта"), Марсельского балета ("Пиковая дама"), в труппах А. Эйли ("Па-де-Дюк") и М. Грэм ("Аппалачские горы", "Документы", "Кающийся"). Снялся в драм. ролях в т/ф "Фиеста" и к/ф "Белые ночи", "Танцовщики", в 1989 исполнил гл. роль в бродвейском спектакле по рассказу Ф. Кафки "Насекомое". Выразительность мимики и пластики, отточенность техники классич. танца, высокий и легкий прыжок, редкое сценич. обаяние сделали Б. любимцем публики на разл. сценах мира. Артист сознательно и целенаправленно расширяет свой стилевой и жанровый диапазон: от романтич. балета до авангардных экспериментов, от лирико-драм. партий до комедийных и гротесковых ролей. С 1990 сотрудничает с Ф. Моррисом в труппе White OAK Dance Project. |
БАС (от итал. basso - низкий) - 1) Низкий муж. певч. голос. Примерный диапазон в сольных партиях: ФА - фа1, в хоре до ре1 - МИ. Нотируется в басовом ключе. Различают высокие, певучие (basso cantante), центр. и низкие (basso profundo) Б. У высоких Б. обычно мощно звучат высокие ноты (отсюда их назв.: бас-баритон) и слабее - низкие; у центр. и низких Б. б. полное звучание соответственно в центр. и в низком регистре. Диапазон самых низких Б.-октавистов простирается до ЛЯ и СИ контроктавы; такие Б. красиво звучат в хоре. Для высокого баса написаны партии Сусанина, Руслана, Короля Ренэ; для центрального - Зороастро ("Волшебная флейта"), Малюты Скуратова ("Царская невеста"). Характерный Б. (буффо) с б. подвижным голосом необходим для партий Фарлафа и Бартоло ("Севильский цирюльник"). Замечательными рус. басами 19-20 вв. были О. А. |
БА́СИН Петр. Вас. (1793-1877) - художник, проф. религ.-ист. и портретной живописи. Представитель рус. академизма. Род. в семье чиновника. С 1811 посещал рисов. классы АХ, занимался под рук. проф. В. К. Шебуева; удостоен Большой золотой медали за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1828). С 1819 в Италии. В Риме познакомился с В. Камуччини, Б. Торвальдсеном и А. Кановой, к-рые оказали на него значит. влияние. В пейзаже Б., в обращении к к-рому определ. роль сыграл С. Щедрин, нет стремления к эффектной передаче вида, ориентировки на моду ("Озеро в окрестностях Рима, окруженное лесом", 20-е гг.). Жанровые композиции итал. периода разнообразны по технике исполнения и сюжетам ("Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима, 1830). Б. рано определяется как ист. живописец, берущий сюжеты из античной истории и Библии ("Сусанна, застигнутая старцами в купальне", 1822); "Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада", 1928). После возвращения в Россию в 1831-69 - проф. АХ по кл. ист. и портретной живописи. Ориентировался на пед. систему А. Г. Венецианова. Учитель Н. Н. Ге, П. П. Чистякова, Г. И. Семирадского и др. Б. выполнил наиб. объем работ в Исаакиевском соборе - полностью расписал приделы кн. Александра Невского и великомученицы Екатерины, написал композицию "Нагорная проповедь" над большими южными дверями собора; завершил роспись плафона гл. купола, к-рую из-за болезни не смог закончить К. П. Брюллов; создал две композиции для аттика центр. части собора - "Лобзание Иуды" и "Несение креста". Б. ч. росписей отвечала офиц. направлению рус. религ. живописи сер. 19 в. с характерными для нее авторским имперсонализмом и эклектич. соединением разл. стилей. Б. принадлежат монумент. росписи в Зимнем дворце, интерьерах АХ. Автор портретов графа К. Ф. Толя (30-е гг.), фельдмаршала Кутузова (1834), С. Щедрина (1822) и др. Лит.: Петинова Е. Ф. Петр Васильевич Басин. Л., 1985. |
БАСКА́К - в 13-14 вв. ордынский чиновник, посылавшийся на Русь в сопровождении вооруж. отряда для сбора дани и общего наблюдения за порядком. Насилие и притеснения Б. не раз вызывали стихийные народные восстания; наиб. крупное - 1327 в Твери, где был истреблен отряд Б. Чолхана (отразилось в нар. песне о Щелкане). Со 2-й четв. 14 в. посылка Б. прекратилась, сбор дани был поручен рус. князьям под ответственность вел. кн. владимирского (Ивана Калиты). |
БАСКЕТБО́Л (от англ. basket - корзина и ball - мяч) - спорт. командная игра с мячом, к-рый забрасывают руками в кольцо с сеткой, укрепл. на щите на выс. 3,05 м. Б. придумал в 1891 преп. Спрингфилдского колледжа (США, Массачусетс) Джеймсон Нейсмит, быстро завоевал популярность в США, особ. среди студентов. В 1904 в Сент-Луисе состоялись III Олимп. игры, где американцы провели показат. турнир по Б., после чего Б. стал быстро распространяться по всему миру. Олимп. вид спорта с 1936. В России Б. с 1906. В нач. 20 в. в Пб. существовало об-во содействия нравств., умств. и физ. развитию молодых людей, именовавшееся "Маяком". Чл. этого об-ва СВ. Васильев, к-рого позже назовут рус. Нейсмит, раздобыл правила Б., перевел их на рус. яз. и уговорил своих товарищей сыграть первый баскетбольный матч. В 1947 Федерация Б. СССР вошла в состав ФИБА (Междунар. любительская федерация Б.). В этом же году муж. сборная страны дебютировала на чемпионате Европы и завоевала зол. медали. В 1950 на европ. первенстве победила и жен. команда СССР. В 1972 на Олимпиаде в Мюнхене муж. сборная СССР выиграла зол. чемпионские медали. Сов. баскетболистки победили на Олимпиаде 1976 в Монреале и сохранили звание чемпионок на Играх-80 в Москве. Жен. сборная по Б. - неоднокр. победительница мир. и европ. чемпионатов. |
БАСМА́НОВЫ - старинный боярский род, впервые упомянут в 1543. Ал. Дан. (? - ок. 1570) - гос. и воен. деятель. Сын Данилы Андр. Басмана, основателя рода. Окольничий (1552), боярин (1555-56). Один из гл. вдохновителей опричнины. Участвовал в Казанских походах (1545-52), в Ливонской войне (1558-83). Участвовал в рус.-литов., рус.-швед. и рус.-дат. переговорах. Был обвинен в измене и погиб при неясных обст-вах. Фед. Ал. (? - ок. 1570) - сын Ал. Дан., любимец Ивана Грозного. С 1566 - кравчий. Вместе с отцом руководил обороной Рязани от войск крымского хана. Командовал опричным войском. Обвинен в намерении возвести на трон кн. Владимира Андреевича Старицкого. Казнен. Петр Фед. (? - 1606) - воевода, сын Фед. Ал. Стольник, окольничий (1599), боярин, был одним из приближенных Бориса Годунова, сражался с войсками Лжедмитрия I, успешно оборонял Новгород-Северский. Триумфально возвратился в Москву: за ним были посланы царские сани, из рук царя он получил золотое блюдо с червонцами, 2 тыс. рублей и сан думского боярина. После смерти Бориса Годунова изменил его сыну Федору Борисовичу, вместе с войсками перешел на сторону самозванца. Погиб 17 мая 1606 в Кремле, защищая вход в покои Лжедмитрия I от заговорщиков. Иван Фед. (7 - 1604) - младший сын Фед. Ал., окольничий (1602), воевода. В 1604 был поставлен во главе отряда, выступившего против повстанцев атамана Хлопка. Погиб в бою. В соответствии с волей царя был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Род Б. пресекся со смертью Петра и Ивана Б., а также вдовствовавшей и бездетной единственной дочери Ивана Федоровича. |
БА́СНЕР Вениамин Еф. (1925-1996) - композитор. Окончил Ленингр. конс. по кл. скрипки (1949); одновременно посещал занятия по композиции у Д. Д. Шостаковича. В 1949-55 Б. - скрипач и аранжировщик в Эстрадном оркестре Ленингр. радио. В 1994 возглавил евр. муз. т-р "Симха" (СПб.). Нар. арт. РСФСР (1982). Успешно работал во всех жанрах музыки. Крупные симф. произв. Б., нередко с певцами и хором, посвящены героико-трагедийному осмыслению Вел. Отеч. войны. Балет "Три мушкетера" (1964), оперетта "Полярная звезда" (1966) и др. ставились во мн. т-рах; струнный квартет № 2 - одно из первых сов. произв., удостоенных премии Междунар. конкурса. Особую известность Б. принесла симф. муз. большой выразит. силы для к/ф "Бессмертный гарнизон", 1956; "Судьба человека", 1959; "Родная кровь", 1963 и др., а также песни "На безымянной высоте" (к/ф "Тишина", 1963), "Это было недавно" (к/ф "Друзья и годы", 1965), "С чего начинается Родина" (к/ф "Щит и меч", 1967-68) - все на слова М. Л. Матусовского. |
БАСНИ́Н Вас. Ник. (1799-1876) - библиофил, коллекционер. Из иркутских купцов, совладелец семейного торг. дома. Был знаком с декабристами А. П. Муравьевым, С. Г. Волконским, поддерживал с ними переписку. Н. А. Бестужев написал его семейные портреты. Удачливый коммерсант, Б. занимался этнографией и природоведением Сибири, заложил первый в Сибири фруктовый сад. Создал коллекцию вост., рус. и западно-европ. графики, к 1855 насчитывавшей 18 тыс. произв. Его б-ка включала 12 тыс. томов и была крупнейшим частным кн. собранием Сибири, причем открытым для читателей. В 1858 Б. практич. целиком пожертвовал б-ку Иркутской дух. семинарии. Особый интерес представляла коллекция мат-лов по истории и географии Сибири, и в т. ч. Иркутской губ., после смерти Б. переданная в гос. архивы. |
БА́СНЯ - лит. жанр (преим. стихотв.), иносказат. рассказ с нравоучением. Непременными конструктивными эл-тами Б. являются повествование и вытекающая из него моральная сентенция. Аллегоризм и дидактика жанра сделали его одним из самых распростр. в поэзии рус. барокко и классицизма. К нему в 18 - нач. 19 в. обращались И. С. Барков, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов, А. Д. Кантемир, И. А. Крылов, М. В. Ломоносов, В. И. Майков, В. Л. Пушкин, А. А. Ржевский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, И. И. Хемницер и мн. др. Прозаич. Б., также имевшая место в 18 в. (переводы Б. Л. Гольберга, осущ. Д. И. Фонвизиным, Ф. А. Эмином и др.) занимала подчиненное положение. На протяжении 1-й пол. 18 в. употреблялось два термина для обозначения Б. - Б. и притча, причем в первом случае акцент делался на живости рассказа, во втором - на учительском пафосе. Стихотв. Б. появилась в России в творчестве Симеона Полоцкого - создателя наиб. характерных образцов рус. барочной Б. Ей свойственны развитой аллегоризм, краткое изложение сюжета, развернутая мораль, связанная не с бытом, а с отвлеч. понятиями, проповеднич. облик автора-моралиста. Смеховое начало редуцировано. Б. классицизма, напротив, присущи сосредоточенность на повествовании, приобретающем б. конкретный характер и часто представляющем диалогизиров. сценку; ироничность и насмешливость, связанные с пониманием Б. как аллегорич. сатиры; критика "на лицо" (Б. Сумарокова). Мораль сохраняется, но обычно приобретает вид бытового поучения или обличения. Классицизм относил Б. к "низким" жанрам. Первыми теоретиками классицистической Б. в России были В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, при этом предложенный вторым стих Б. (6-стопный ямб с парной рифмой), не нашел распространения (искл. - "Федра, Августова отпущенника, Нравоучительные басни..." И. С. Баркова, 1764). В Б. Сумарокова, ("Притчи Александра Сумарокова", 1762, 1769) сформировались мн. черты нац. жанра Б. - разг. яз., стих (разностопный ямб), образ рассказчика-балагура, сатиричность. Во 2-й пол. 18 - нач. 19 в. в развитии Б. прослеживается сумароковская традиция, хотя Б. могла существенно модифицироваться, сближаясь с ром стихотв. сказки (И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, отчасти А. О. Аблесимов), приобретая черты морально-дидактич. аллегории (М. М. Херасков и др.). В это время обозначается переход в басенном рассказе от "низкого" к "среднему" слогу. Завершается басенная традиция 18 в. творчеством И. А. Крылова, окончательно сформировавшим нац. вариант жанра. |
БА́СОВ Ник. Ген. (род. 1922) - физик, один из основоположников квантовой электроники, акад. (1966, чл.-корр. 1962). Род. в Воронеже. Окончил Моск. инж.-физ. ин-т (1950). С 1950 работает в Физ. ин-те АН СССР (в 1958-72 - зам. дир., с 1962 - зав. лаб. квантовой радиофизики, с 1973 - дир.), с 1963 - также проф. Моск. инж.-физ. ин-та. За работы, положившие нач. развитию нового научного направления - квант. электроники, Б. и А. М. Прохоров удостоены в 1959 Лен. пр., а в 1964 им с Ч. Таунсом за фундамент. иссл. в обл. квант. радиофизики, позволившие создать генераторы и усилители нового типа - лазеры и мазеры, присуждена Нобелевская пр. |
БА́СОВ Осип Ник. (1892-1934) - актер. В 1918 поступил в Мамонтовскую студию, в 1919 перешел в Студию Е. Б. Вахтангова, с 1926 - актер Т-ра им. Евг. Вахтангова, готовил свои первые роли (Ревунов-Караулов в "Свадьбе" Чехова, Гюстав в "Чуде святого Антония" Метерлинка, Альтоума в "Принцессе Турандот" Гоцци) под непосредств. рук. Вахтангова. В актерских созданиях Б. сочетались выразит. внеш. форма с правдой чувств, подлинным психологизмом. Тонкая наблюдательность, хорошо развитое чувство юмора позволяли наделить персонажей запоминающимися чертами, внести в роль доп. нюансы. Исполнитель характерных ролей: Подколесин ("Женитьба" Гоголя), князь Ветринский ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Федот ("Виринея" Сейфуллиной и Правдухина), Людовик XIII ("Марион Делорм" Гюго), Миллер ("Коварство и любовь" Шиллера), Достигаев ("Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" М. Горького). Как реж. Б. участвовал в постановках спектаклей Т-ра им. Евг. Вахтангова "Коварство и любовь", "Темп" Погодина, "Дорога цветов" Катаева, ставил спектакли в Моск. т-ре для детей и др. |
БАСТИО́Н (франц. bastion от позднелат bastilio - "строю укрепление") - пятиугольное долговрем. (крепостное) или полевое сооружение, возводившееся на углах крепостной ограды, предназначался для фланкирования (огневой защиты) крепостных стен и рвов и обстрела местности перед укреплением. Б. обычно состоял из одного или двух земляных валов, на к-рых размещались орудия, второй вал, возвышавшийся над первым, наз. "кавальер", часть Б., открытая внутрь крепости, наз. "горжа", участок крепостной стены между Б. наз. "куртиной", два Б. с куртиной образовывали бастионный фронт, сочетание бастионных фронтов - бастионную систему. Б. стали строиться с 16 в. до нач. 18 в. (наз. "раскатами"), сохр. крепость 17 в. бастионного начератния в Ростове (Ярославской обл.). В нач. 18 в. земляные Б. сооружены в Москве вокруг Кремля и Китай-города (сохр. их фрагменты в Александровском саду). Яркий образец бастионной системы - Петропавл. крепость в СПб. |
БАСУРМА́Н (от тюрк. busurman), в древнерус. яз. - нехристь, мусульманин; слово употреблялось также в значении "враг", "иноземец", "неприятель". Использовалось в этом значении как в разг. речи, так и в офиц. док-тах, бытовало в разговорном яз. и лит-ре 19 - нач. 20 в. В определенной степени сохр. и в совр. рус. яз. |