Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БАТ"-"БЕК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БАТ"-"БЕК")

Баталов Ал. Вл

БАТА́ЛОВ Ал. Вл. (род. 1928) - актер, реж. Окончил Школу-студию МХАТа. В 1950-53 актер ЦТСА, в 1953-57 - МХАТа. С 1957 по 1975 - актер и реж. к/ст "Ленфильм". Впервые появился на экране в 1944 в ф. "Зоя". В 1953 снялся в уч. ф. "Служу Сов. Союзу". Первая крупная роль в кино - молодой рабочий Алексей Журбин в ф. И. Хейфица "Большая семья" - приносит Б. широкую известность. Характер дарования Б. отвечал требованиям времени, выражал новые тенденции в изображении человека на экране. В роли Алеши Журбина и др., сыгранных в ф. Хейфица: шофера Румянцева ("Дело Румянцева", 1956), доктора Устименко ("Дорогой мой человек", 1958), Березкина ("День счастья", 1963) - прежний положит. герой меняется. "Демокр." внешность Б. соответствует новой установке на "простого человека" - рядового, "одного из нас". Обаяние, духовность, внутр. интеллигентность, к-рыми Б. наделяет своих героев, утверждают мысль о человеч. ценности, сложности и неповторимости совр. "простого человека". В ролях Бороздина ("Летят журавли", 1967), Гусева ("Девять дней одного года", 1962) воплощено новое понимание героич. характера. Б. активно снимается в экранизациях классики: Гуров ("Дама с собачкой", 1960), Протасов ("Живой труп", 1969), Голубков ("Бег", 1971). Менее удачны роли Павла Власова ("Мать", 1957), кн. С. Трубецкого ("Звезда пленительного счастья", 1975). Значит. успеха достиг Б. в роли слесаря Гоши ("Москва слезам не верит", 1980), где, следуя концепции фильма, мифологизировал собств. героя кон. 50-х гг. Пост. ф. "Три толстяка" (по Ю. Олеше, 1966, с И. Шапиро; сыграл также роль Тибула), "Шинель" (по Гоголю, 1959), "Игрок" (по Достоевскому, 1973). Руководит актерской мастерской во ВГИКе. Среди др. ф.: "Свет далекой звезды", "Рики-Тики-Тави"; т/ф: "Чисто английское убийство", "Поздняя любовь", "Похороны Сталина" (реж. Е. Е. Евтушенко).

Соч.: Судьба и ремесло. М., 1984.

Лит.: Колесникова Н., Сенчакова Г. Актеры и роли. М., 1961; Авдеенко А. Ал. Баталов. М., 1973; Кваснецкая М. Алексей Баталов. М., 1983; Масловский Г. Формирование героя и формула профессии // Иск-во кино, 1980, № 2.

Батальный жанр

БАТА́ЛЬНЫЙ ЖАНР (от франц. bataille - битва) - жанр изобр. иск-ва, посвящ. теме войны и воен. жизни. Гл. место в произв. Б. ж. занимают сцены битв, походов, кавалерийских и морских сражений и т. д. Присутствует уже в иск-ве Др. Руси, в кн. миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва, 16 в.), иногда на иконах. В 18 в. рус. патриотич. Б. Ж. появился в связи с темой защиты отечества ("Куликовская битва" и "Полтавская баталия" И. Н. Никитина, мозаика "Полтавская баталия" М. В. Ломоносова, акварели М. М. Иванова). В рамках традиций рус. академич. живописи Б. Ж. использовали А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, вне академич. традиции Б. Ж. - лубки И. И. Теребенева, посвященные Отеч. войне 1812, литографии А. О. Орловского, В. Ф. Тимма, рисунки П. А. Федотова. К периоду реализма 2-й пол. 19 - нач. 20 в. относятся произв. морского Б. Ж. И. К. Айвазовского, А. П. Богомолова, а также батально-бытовые композиции В. Д. Поленова, В. В. Верещагина и др., передвижников И. М. Прянишникова, В. И. Сурикова и близкие др.-рус. эпосу произв. В. М. Васнецова, панорамы (напр., Ф. А. Рубо). Произв. живописи, графики, скульптуры, а также плакаты сов. периода, посв. в осн. событиям гражданской и Вел. Отеч. войн.

Лит.: Бродский В. Я. Советская батальная живопись. Л.; М., 1950; Садовень В. В. Русские художники-баталисты 18-19 вв. М., 1955; Великая Отечественная война в произведениях советских художников: Живопись. Скульптура. Графика. М., 1979.

Батальный жанр. А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя". 1942.

Батальный жанр. А. А. Дейнека.

Батеньков Гавриил Степанович

БА́ТЕНЬКОВ Гавриил Степанович (1793-1863) - декабрист, подполк. Корпуса инж. путей сообщения (1824). Воспитывался в дворянском полку в Петербурге. Участник Отеч. войны 1812 г. и заграничных походов 1813-14. С 1816 в Корпусе инж. путей сообщения, служил в Сибири, где сблизился с М. М. Сперанским, автор ряда записок об управлении Сибирью. С 1821 в Петербурге, с 1823 - под нач. гр. А. А. Аракчеева. С 1812 масон, с 1825 чл. Сев. об-ва. Ок. 20 лет провел в одиночном заключении, где создал поэмы "Одичалый" (1827), "Тюремная песнь" (1828). С 1846 на поселении в Томске, после амнистии 1856 - в европ. России, в посл. годы жизни писал стихи, прозу, работал над воспоминаниями.

Соч.: Сочинения и письма, т. 1. Письма (1813-1856), Иркутск, 1989.

Лит.: Карцев В. Г. Декабрист Г. С. Батеньков, Новосибирск, 1965; Илюшин А. А. Поэзия декабриста Г. С. Батенькова. М., 1978.

Батик

БА́ТИК - техника росписи тканей или украшенная этой росписью сама ткань. Родина Б. - Индонезия. Роспись Б. основана на применении резервирующих составов, ограничив. растекаемость краски по полотну, и последоват. окрашивании изделия. Различают два способа - холодный и горячий. Резервирующим составом при декорировании ткани холодным Б. служит резиновый клей, при горячем - разогретый парафин с воском или техн. вазелином. Особенность изделий, выполи, холодным Б., - наличие контура, четкого графич. рисунка. Росписи в технике горячего Б. отличают большая живописность, мягкие переходы тонов. Техника росписи Б. развивается в России с 30-х гг. 20 в. В 1970-80-х гг. интерес к ней растет. Ассортимент использования Б. - от монумент. полотен-занавесов до шейных платков, шарфов. Б. используется как для выполнения индивид. художеств. произведений, так и в производстве (фабрики Ивановской, Саратовской областей, Башкирии, Татарии и т. д.).

Батман

БАТМА́Н (фр. battement - биение) - отведение и приведение ноги в танц. движении. Классич. хореография располагает мн. видами Б. - от простейших до сложных, многосоставных. Каждое движение непременно содержит эл-т Б., поэтому урок классич. танца состоит преим. из упражнений, включающих Б., к-рые вырабатывают умение вытягивать ноги в прямые линии, отчетливо исполнять разл. эволюции танц. движений.

-----------------------------------

БАТМА́Н - в 15-17 вв. - мера веса вост. (перс.) происхождения. Упоминается в "Хождении за три моря" Афанасия Никитина (15 в.); в 16 в. на Руси равен 10-12 1/2 фунтам; в дальнейшем вес Б. колебался. Б. был широко распространен в Иране, где служил весовой единицей самых разных предметов. В России 17 в. Б. измерялись связки лука и чеснока.

Батоги

БАТО́ГИ - палки или толстые прутья толщиной в палец с обрезанными концами, употреблявшиеся в 15-18 вв. в России для телесных наказаний. Битье Б. считалось б. легким наказанием, чем битье кнутом. Различалось наказание простое и нещадное, когда число ударов не ограничивалось. Удары наносились как через платье, так и по обнаженному телу. В кон. 18 в. Б. вышли из употребления и заменены шпицрутенами, применявшимися до 1863.

Батрак

БАТРА́К - наемный работник, с.-х. рабочий. Формировались из числа беднейших крестьян, разорявшихся в результате стихийных бедствий, неурожая, семейных трудностей и т. д. До окт. революции 1917 Б. обычно работали в помещичьих имениях, в сов. деревне были заняты в индивид. крест. х-вах и сел. об-вах. Как правило, Б. не имели рабочего скота, с.-х. орудий, часть из них не владела и земельным наделом. В 1920-х гг. мн. Б. являлись "полукрестьянами", среди них преобладали пастухи, подпаски и няни. В сер. 20-х гг. сов. пр-во приняло врем. правила, регулировавшие условия применения наемного труда в крест. хоз-вах. Б. принимали непосредств. участие в проведении коллективизации и раскулачивании. С утверждением колхозного строя батрачество как социальная категория исчезло.

Батыга

БАТЫ́ГА - в былине о Василии Игнатьевиче Ваське Пьянице тат. царь, явившийся под Киев во гл. несметного войска, предъявивший кн. Владимиру ультиматум и грозивший разорить город. С чисто эпич. доверчивостью Б. передал Василию Игнатьевичу свое войско для захвата Киева, после разгрома бежал, зарекаясь никогда впредь не бывать под Киевом. Возможно, в имени Б. преломились восп. о хане Батые, но сюжет былины и характеристика Б. целиком принадлежат эпич. вымыслу.

Батый

БАТЫ́Й, Бату, Саин-хан (монг. - хороший государь) (ок. 1207-1256), хан, внук Чингисхана, 2-й сын Джучи. После смерти отца в 1227 Б. унаследовал его улус, куда входили терр. к западу от Урала, к-рые еще предстояло завоевать. В 1235 Б. во гл. огромного войска вторгся в половецкие степи, разгромил половцев. Осенью 1236 завоевал Волжскую Булгарию. В 1237-38 Б. разорил Сев.-Вост. Русь, к-рая, несмотря на героич. сопротивление, не смогла противостоять монг. войску. Были взяты и разрушены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Ярославль и др. города. 4 марта 1238 в сражении на р. Сить разбито войско вел. кн. владимирского Юрия II Всеволодовича. В кон. марта Б., не дойдя до Новгорода, повернул войско на юг, в половецкие степи. В кон. 1239 начался 2-й поход Б. на Русь. В 1240-41 опустошена Юго-Зап. Русь (Киев, Чернигов, Переяславль Южный и др. города). В 1241 монг. войско перешло Карпаты и разделилось на две части: одна через Польшу дошла до Мейсена, др. во гл. с Б. разбила венг. войска и опустошила Венгрию. В кон. 1241 Б. двинулся на юг, к Адриатическому морю. В нач. 1242 Б. получил известие о смерти вел. хана Угедея. Прервав поход, он отдал приказ двигаться на восток. По пути монголы опустошили Боснию, Сербию и Болгарию. После возвращения из Монголии Б. в 1243 вместе с Ордой обосновался в ниж. течении Волги и основал Золотую Орду, земли к-рой простирались от Иртыша до Дуная.

Лит.: Бартольд В. В. Батый. Соч., т. V. М., 1968.

Батый. Китайская миниатюра.

Батый. Китайская миниатюра.

Батюшков Конст. Ник

БА́ТЮШКОВ Конст. Ник. (1787-1855) - поэт, прозаик, переводчик. Из старинного дворянского рода. Воспитывался в петерб. частных пансионах (1797-1802); важную роль в формировании его личности сыграл родственник Б. - писатель М. Н. Муравьев. С 1802 на службе в Мин-ве нар. просвещения, где сблизился с участниками Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств; контактировал и с кружком А. И. Оленина. В 1809 включился в лит. полемику сатирой "Видение на берегах Леты", направл. против как лит. консерваторов, так и эпигонов сентиментализма; тогда же сблизился с Н. М. Карамзиным и писателями его круга. В 1815 избран членом "Арзамаса". В 1817 выпустил "Опыты в стихах и прозе" (2 тт.). В 1807-16 в армии, участник антинаполеоновской кампании в Пруссии, рус.-швед. войны, заграничного похода 1813-14. В 1812 на службе в Публ. б-ке. С 1818 чиновник рус. миссии в Неаполе, с 1820 - в Риме. В ранних произв. Б. - один из родоначальников т. н. "легкой поэзии" в рус. лит-ре, глава анакреонтич. направления, выступает с апологией мечты, независимости, наслаждения земными радостями в духе поэзии предромантизма, противопоставляя эти мотивы ценностям и целям офиц. мира. Античность, образы к-рой начинает широко использовать Б., предстает "золотым веком", идеальной эпохой гармонии, полнокровного бытия ("Вакханка", "Веселый час", "Элизий" и др.). События 1812-14 меняют мироощущение поэта. Его послание "К Дашкову" (1813) не только проникнуто патриотич. мотивами, но и декларирует отказ от гедонистич. лирики. Б. разочаровывается в просветит. философии, ищет духовную опору в религии ("Нечто о морали, основанной на философии и религии", 1815; "Надежда", 1815; и др.). Произв. писателя последних лет свойственно ощущение трагизма человеч. бытия, непрочности земных радостей, непримиримого разлада с действительностью ("К другу", 1815; "Умирающий Тасс", 1817; цикл переводов "Подражание древним", 1821; "Ты знаешь, что изрек...", 1824; и др.). С 1821 у Б. развивается неизлечимая душевная болезнь.

К. Н. Батюшков

К. Н. Батюшков

Батюшков Фед. Дм

БА́ТЮШКОВ Фед. Дм. (1857-1920) - критик, историк лит-ры. Внучатый племянник К. Н. Батюшкова. Окончил ист.-филол. фак-т Петерб. ун-та. Ученик А. Н. Веселовского. В 1880-90-х гг. преподавал в ун-те и на Высших женских (Бестужевских) курсах, изучал историю лит-ры западноевропейского Средневековья. В нач. 20 в. обратился к проблемам рус. лит-ры и сравнит. литературоведения. Автор иссл. и статей о Ф. М. Достоевском, А. П. Чехове, В. Г. Короленко, А. М. Горьком. Принимал активное участие в ж. "Космополис", "Мир Божий", "Совр. мир", в коллективных трудах "История рус. лит-ры XIX века" под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, "Рус. лит-ра XX века" под ред. С. А. Венгерова, ред. "Историю западноевропейской лит-ры" (Т. 1-4, 1912-17). После Окт. революции принимал участие в работе изд-ва "Всемирная литература", в последние годы жизни работал над восп. о В. С. Соловьеве, А. Н. Толстом, А. И. Куприне и др., часть к-рых опубликована.

Бауэр Евг. Франц.

БА́УЭР Евг. Франц. (1865-1917) - режиссер кино, художник, декоратор, актер, кинооператор. Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Одним из первых реж. мира осознал выразит. возможности экранного изображения. Декларировал связь кино не только с т-ром, но и с изобразит. иск-вом. Один из родоначальников реж. кино. Б. одним из первых в мире открыл доступные только кино возможности актерского воздействия на зрителей - умение создать и поддерживать на экране "звездный образ" (см. Актер в кино). У Б. снимались И. Мозжухин, В. Полонский, начинала В. Холодная. Одним из первых в кино широко использовал выразительность пространства, возможности архит. декорации (см. Художник кино), смело для своего времени пользовался монтажом. Режиссура Б. повлияла на создание монтажной теории Л. Кулешова, к-рый работал у него художником. Ставил преим. салонные мелодрамы: "Сумерки женской души" (1913), "Преступная страсть" (1914), "Дитя большого города" (1914), "Песнь торжествующей любви" (1915), "Ямщик, не гони лошадей" (1916), "Король Парижа" (1917) и др.

Лит.: Соболев Р. Люди рус. кино. М., 1961; Гинзбург С. Кинематография дорев. России. М., 1963.

Бах Ал. Ник

БАХ Ал. Ник. (1857-1946) - ученый и обществ. деятель, основатель школы сов. биохимиков, акад. (1929), Герой Соц. Труда (1945). Род. в г. Золотоноше Полтав. губ. В 1875 поступил в Киев. ун-т. За участие в политич. выступлениях в 1878 исключен из ин-та и выслан на 3 года в Белозерск. В 1885 как чл. "Нар. воли" эмигрировал за границу, где в Париже и Женеве вел науч. иссл. В 1917 вернулся на родину и в 1918 организовал Центр. хим. лаб. при ВСНХ РСФСР, преобразованную затем в Физ.-хим. ин-т им. Л. Я. Карпова, дир. к-рого Б. был до конца жизни. В 1921 Б. создал Биохим. ин-т Наркомздрава. В 1935 организовал (был первым дир.) Ин-т биохимии АН СССР. В 1939-45 Б. - акад.-секр. Отделения хим. наук АН СССР. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. Б. - один из создателей и первый пред. през. Всес. ассоциации работников науки и техники для содействия стр-ву социализма (ВАРНИТСО) - орг-ции, имевшей целью разоблачение "вредительских эл-тов" в науке и ликвидацию последних очагов свободной мысли в АН. Во 2-й половине 30-х гг., в разгар террора, Б. по-прежнему участвовал в кампаниях по разоблачению "антимарксист. позиций" отд. ученых (напр., Н. К. Кольцова, акад. Л. С. Берга), но в то же время не раз ходатайствовал о смягчении участи арестованных (напр., И. Я. Башилова, Г. Гельмана) - что, впрочем, оставалось, без последствий.

Осн. работы Б. представлены в "Собр. тр. по химии и биохимии" (М., 1950).

Бахметьев Бор. Ал-др.

БАХМЕ́ТЬЕВ Бор. Ал-др. (1880-1951) - ученый, обществ. и полит. деятель, дипломат. Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1902). Продолжил обучение в Цюрихском политехн. ин-те. В 1905-1917 преподавал в Петерб. политехн. ин-те, специализировался в обл. гидродинамики. Во время 1-й мировой войны 1914-18 работал в Междунар. Кр. Кресте, Военно-промышл. ком-те, занимался организацией поставок снаряжения для рос. армии из США. После окт. рев-ции 1917 - тов. (зам.) мин. торговли и пром. Врем. пр-ва, в июле 1917 во главе чрезвыч. миссии направлен в США, вскоре назначен послом России в Вашингтоне. Перевел на свое имя значит. суммы денег, предназначенных для оплаты воен. заказов, частично использовал их для поддержки Белого движения. Статус посла сохранял вплоть до 1922. В 1923 возвратился к инженерной деятельности, открыл в Нью-Йорке консультац. фирму, занялся исследовательской и преподавательской работой (с 1931 - проф. Колумбийского ун-та), опубликовал ряд научных трудов, стал лауреатом нескольких поч. премий. Создал в США Рос. гуманитарный фонд, был дир. Фонда помощи российским студентам. С 1935 - гражданин США. Именем Б. названы Бахметьевский гуманитарный фонд и Бахметьевский архив рос. и вост.-европ. истории и культуры при Колумбийском ун-те.

Бахметьев Влад. Матв

БАХМЕ́ТЬЕВ Влад. Матв. (1885-1963) - прозаик. Род. в семье мелкого чиновника. Окончил пед. уч-ще. С 1905 участвовал в рев. движении, был сослан на Алтай, жил в Барнауле, Новониколаевске. Печатался как публицист и прозаик в сибирских газетах. После 1917 редактор парт. изданий в Томске, Воронеже, Казани. С 1921 принимает участие в редактировании журналов "Пролетарский авангард" и "Красная новь". Автор известного в свое время ром. о гражданской войне "Преступление Мартына" (1927), сб. рассказов, лит.-крит. книги "Вячеслав Шишков" (1947).

Бахрушины

БАХРУ́ШИНЫ - купеческий род, занимавшийся суконным и кожев. производством и торговлей. Происходили из торговцев г. Зарайска Рязанской губ., к-рые еще в 17 в. занимались продажей скота в Центральной России. В первой половине 18 в. Борис Федорович Б. стал продавать в Москве, а в 1844 г. был записан в московское купечество. Семья Бахрушиных переехала в Москву в 1830-е годы, где Алексей Федорович (1800-1848) основал кожев. завод. При его сыновьях Петре, Александре, Василии производство значительно расширилось. В 1864 г. была основана суконная фабрика. Особенно Б. обогатились на поставках своих товаров для армии во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. и в первую мировую войну. Б. особенно отличались своим новаторством в производстве, использованием соврем. технологических достижений. Они одни из первых применили в кожевенном деле паровую машину, лари для дубления кожи и пр. новшества. Семья Б. владела также рядом доходных домов, входила в правление Волжско-Камского, Московско-Купеческого и Московско-Учетного банков.

Выделялись Б. среди русских купцов и своей страстью к коллекционированию произведений искусства и благотворительной деятельностью. Среди них - Алексей Петрович Б. (1853-1904) - библиограф и собиратель произведений живописи, кн. и документов истории, топографии и археологии Москвы. В 1901 г. он завещал свою крупнейшую библиотеку Румянцевскому музею. Другим "профессиональным" благотворителем был Алексей Александрович Б. (1865-1929), к-рый выделил значительные средства на строительство театра им. Ф. Корша. В 1894 г. А. А. Бахрушин организовал первый в России тетральный музей и впоследствии (1913) безвозмездно передал Академии наук.

Всего за два десятилетия на рубеже 19-20 вв. Б. пожертвовали ок. 4 млн руб., а в 1915 г. выделили 500 тыс. руб. на строительство Нар. дома и учебно-ремесленной мастерской.

Из семьи Б. известность получили Сергей Владимирович (1882-1950), историк, Владимир Александрович, почетный чл. Московского художественно-фотографического общества, один из основателей художественной фотографии.

А. А. Бахрушин

А. А. Бахрушин

А. П. Бахрушин

А. П. Бахрушин

Бахтерец

БА́ХТЕРЕЦ - разновидность защитного вооружения рус. воинов (до 17 в.) - кольчуга, соединенная с металлич. пластинами, покрывающими грудь, спину и бока. Б. доходил до пояса или до колен. Разновидности Б. - колонтарь (без рукавов), юшман, куяк - из прямоуг. металлич. пластин, набранных на кожаной, суконной или бархатной одежде.

Бахтин Ив. Ив

БАХТИ́Н Ив. Ив. (1755-1818) - чиновник, поэт, сотрудник журналов. Происходил из небогатой дворянской семьи. В 1772 начал службу в армии, в 1776 вышел в отставку в чине подпоручика артиллерии. В дальнейшем служил по гражданским ведомствам преим. в органах юстиции и финансов. Современники отмечали скрупулезную честность Б. и его пристрастие к картам. Писать стихи Б. начал, находясь на службе в Тобольском суде. Уже будучи прокурором, стал одним из осн. сотр. журн. П. П. Сумарокова "Иртыш, превращающийся в Иппокрену". Творчество Б. носит преим. сатирич. направленность. Наиб. известной является "Сатира на жестокости нек-рых дворян к их подданным". Стихи Б. написаны, как правило, простым разговорным языком. Автор многочисл. пер. и "переложений", гл. обр. с франц. (в т. ч. "Отрывки, переведенные из разговоров господина Вольтера о человеке". Единственное драм. произв. Б. - драма "Ревнивый" (1795) - выдержано в духе сентиментализма.

Бахтин Мих. Мих.

БАХТИ́Н Мих. Мих. (1895-1975) - литературовед, культуролог, философ. Род. в Орле в старинной дворянской семье. Окончил в 1918 ист.-фил. ф-т Петрогр. ун-та. Работал в Невеле, в Витебском пед. ин-те, затем в изд-вах Ленинграда. В 1929 выслан в Казахстан, с 1930 по 1945 переезжает с места на место (Кустанай, Саранск, Москва), не имея пост. работы и возможности издания своих трудов. С 1945 в Саранске, работает в Мордовском пед. ин-те, с 1967 зав. каф. Мордовского ун-та. В 1969 выехал для лечения в Москву, где и оставался до конца жизни. В 20-е годы заложил основы оригин. философии лит. творчества, в своих истоках связанной с наследием рус. религ.-филос. традиции. Основные теоретич. работы Б., созд. в 20-40-х гг., вошли в сб-ки "Вопросы лит-ры и эстетики" (1975) и "Эстетика словесного творчества" (1979, 2-е изд. - 1986). Реализацией и проверкой теоретич. идей Б. стали иссл. "Проблемы творчества Достоевского" (Л., 1929; 2-е, перераб. изд. под назв. "Проблемы поэтики Достоевского" - М., 1963, 4-е изд. - М., 1979) и "Творчество Франсуа Рабле и нар. культура Средневековья и Ренессанса" (1940, впервые изд. - М., 1965). Считается, что ряд ранних работ Б. вышел в свет под именами (и при нек-ром участии в работе над текстом) его учеников: В. Н. Волошинова (Слово в жизни и поэзии // Звезда, 1926, № 6; Фрейдизм. М. - Л., 1927; Новейшие течения лингвистической мысли на Западе // Литература и марксизм, 1928. Кн. 5; Марксизм и философия языка. Л., 1929; Конструкция высказывания // Лит. учеба, 1939, № 3) и П. Н. Медведева (Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. Л., 1928). Разработанные Б. теория художеств. слова, проблемы полифонич. романа, хронотопа, понятие карнавальной культуры стали основой множества конкретных иссл. Б. признан одним из крупнейших ученых-гуманитариев 20 в.

Бахтин Ник. Мих.

БАХТИ́Н Ник. Мих. (1894-1950) - философ, филолог и поэт. Брат М. М. Бахтина. Род. в Орле. Окончил лицей в Вильно, учился на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та на отд. классич. яз., занимался у Ф. Ф. Зелинского. Примыкал ко второму поколению символистов. В 1916 добровольцем ушел на фронт. Во время гражд. войны оказался в рядах Белой гв. В эмиграции с 1920. В Париже участвовал в лит. жизни рус. диаспоры, в нач. 1930, переехав в Англию, защитил докторскую дисс. в Кембридже, преподавал др.-греч. яз. в провинц. англ. ун-тах. В Бирмингеме издал учебник греч. языка за свой счет; только в 1962 вышла книжка его лекций и ст. (в англ. пер.) тиражом всего в 100 экз. Значителен архив Б., хранящийся в Бирмингемском ун-те. В ранний период творчества Б. примыкал к неокантианской традиции. Несомненна его близость к экзистенциальной проблематике рус. религ. ренессанса. В нек-рых раб. 20-х гг. есть перекличка с работами М. Бахтина.

Соч.: Четыре фрагмента // Звено. Париж, 1928, № 3; Мережковский и история // Там же. 1926, № 136; Вера и знание // Там же. № 155; Ф. Ф. Зелинский// Там же. № 162; Разговор о переводах // Там же. № 186; Антиномии культуры: Беседа // Нов. Корабль, 1928, № 3; Философское наследие / Публ. О. Е. Осовского // М. М. Бахтин и философская культура 20 в.: (Пробл. бахтинологии). СПб., 1991. Вып. 1, ч. 2.

Лит.: Эджертон В., Оксман Ю. Г., Лопато М. И. Н. М. Бахтин и вопрос о книгоиздательстве "Омфалос": (Переписка и встречи с М. М. Лопато) // Пятые Тыняновские чтения. Рига, 1990; Осовский О. Е. Неслышный диалог: Биогр. и науч. созвучия в судьбах Н. и М. Бахтиных // М. М. Бахтин и философская культура 20 в.: (Пробл. бахтинологии). СПб., 1991. Вып. 1, ч. 2.

Бахтурин Конст. Ал-др.

БАХТУ́РИН Конст. Ал-др. (1807-41) - поэт, драматург. Сын чиновника. Служил в кавалерии, позднее зарабатывал на жизнь обработкой для театра популярных лит. произв. Автор текстов изв. романсов "Высокие груди и черные очи" (1836) и "Песня ямщика" (1840; муз. А. А. Гурилева) и др.

Башибузук

БАШИБУЗУ́К (от тюрк. баш - голова и бузук, бозук - бешеный) - иррегулярные формиров. турецкой конницы 18-19 вв. В мир. время оды (отряды) Б. использовались в кач-ве военизиров. стражи на окраинах Османской империи. В воен. время - вспомогат. войска. Боевая ценность Б. была невелика из-за крайней недисциплинированности и однозначной ориентации на грабежи, разбой и мародерство. После рус.-тур. войны 1874-78 формирования Б. не создавались.

В рус. яз. слово Б. стало синонимом сорванца, сорвиголовы.

Башкин Матв. Сем

БАШКИ́Н Матв. Сем. (? - не ранее 1554) - вольнодумец, мыслитель-гуманист. Происходил из небогатых дворян, выдвинувшихся при дворе Ивана IV. С 1550 в составе Избранной рады. Б. создал кружок вольнодумцев. На взгляды Б. оказали влияние идеи новг.-моск. ереси. Проповедовал принципы евангельской любви к ближнему, доказывал несовместимость крепостного права с христ-вом, своих холопов отпустил на волю. На исповеди священнику Симеону рассказал о своих воззрениях, последовал донос, арест и разбирательство на Соборе 1553 (допрашивал сам Иван Грозный). Был осужден за "ересь", подвергнут пыткам и заключен в Волоколамский мон. Дальнейшая судьба Б. неизвестна (по одной из версий сожжен заживо во время опричнины)

Лит.: Замалеев А. Ф. Ересь М. Башкина, в его кн.: Филос. мысль в ср.-век. Руси. Л., 1987.

Башкиров Дм. Ал-др.

БАШКИ́РОВ Дм. Ал-др. (р. 1931) - пианист, педагог. Игре на фп. обучался в муз. школе-десятилетке при Тбилисской конс. у А. Д. Вирсаладзе. В 1954 окончил Моск. конс. в 1957 - аспирантуру по кл. А. Б. Гольденвейзера. Обладатель Гран-при на Междунар. конкурсе пианистов им. М. Лонг в Париже (1955). Пианистический стиль Б. - артиста тонкой экспрессии, высочайшего исполнит. тонуса - сложился не без влияния Г. Г. Нейгауза. Игре Б. присущи одухотворенность и импровизационность, изысканность интонирования. В репертуаре Б. - произв. Моцарта, Шуберта, Шумана (в 1970 получил премию ГДР им. Шумана за выдающееся исполнение его музыки), Брамса, Дебюсси, Прокофьева, Шопена. В 1965-72 Б. выступал в трио с И. С. Безродным и М. Э. Хомицером. В 1957-89 преподавал в Моск. конс. (с 1977 - проф.). Среди учеников - Д. К. Алексеев, Н. С. Акопян, А. В. Бондурянский, П. Резель, Н. Демиденко. В наст. время преподает в Высш. школе королевы Софии в Мадриде, гастролирует и дает мастер-классы в европ. муз. центрах, участвует в деятельности междунар. конкурсов как чл. жюри. Засл. арт. РСФСР (1968).

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Башлык

БАШЛЫ́К (тюрк.) - 1) В Сибири 17 в. - служилый человек из местных жителей, позднее - глава артели (рыболовной и др.). 2) Суконный колпак (капюшон) с двумя длинными концами, к-рые обматывали вокруг шеи. В 1862 введен в состав форменного обмундирования частей донского и кавк. казачества, в 1871 - и в др. родах войск. Надевался в непогоду и зимнее время на головной убор. 3) В 17-18 в. - тат. серебр. монета, равная рус. копейке с полушкой (т. е. 1,5 коп.).

Башмет Юр. Абр.

БАШМЕ́Т Юр. Абр. (род. 1953) - альтист, дирижер, педагог. Окончил как альтист Моск. конс. (1976) и аспирантуру (1978) у Ф. С. Дружинина. Лауреат Междунар. конкурсов в Будапеште (1975 - 2-я пр.), в Мюнхене (1976 - 1-я пр.). С 1978 преподает в Моск. конс. Игра Б. отличается проникновенной выразительностью, тончайшими градациями звука, стилевой безупречностью и интеллектуализмом. Обладал даром убедительно и захватывающе исполнять произв. совр. композиторов, поднял в мире интерес к альтовой музыке. Первый исполнитель посв. ему концертов для альта А. Шнитке, А. Головина, А. Чайковского, М. Ермолаева и мн. др. Выступал с С. Рихтером, О. Каганом, концертирует с В. Спиваковым, М. Мунтян. С 1992 - организатор и глава камерного оркестра "Солисты Москвы", с 1989 - руководитель фестиваля в г. Роландсеке под Бонном (Германия), позднее в Туре (Франция). В Москве проводит собств. конкурс альтистов. Автор и ведущий популярной муз. телепередачи "Вокзал мечты". Дискография охватывает почти все знач. произв. для альта. Нар. арт. РСФСР.

Башни

БА́ШНИ - круглые или многоугольные укрепления, чаще всего каменные.

Б.-донжон - главное центральное укрепление замка, возвышающееся над всеми его постройками и стенами (напр., Б. замка в Выборге 14-17 вв., Б. крепости Бип в Павловске (1795); Б., выступающие из крепостной стены, предназначенные для ее продольного обстрела, а также для наблюдения за местностью (напр., Б. Моск. Кремля); гл. обр. с последней целью могут строиться отдельно стоящие Б.

В архитектуре Б. часто применяются для создания образа постройки как древнего замка или в качестве высотных доминант. Форму Б. часто имеют колокольни.

Беклемишевская башня Кремля.

Беклемишевская башня Кремля.

"Башня"

"БА́ШНЯ" - квартира Вяч. И. Иванова в доме № 35 по Таврической ул.; в 1900-10 гг. - место собраний творч. интеллигенции Петербурга ("среды" и "четверги" Вяч. И. Иванова на "башне").

Башуцкий Ал-др Пав

БАШУ́ЦКИЙ Ал-др Пав. (1803-76) - прозаик, публицист, журналист, издатель. Из дворян. Окончил Пажеский корпус (1811-22), выпущен в лейб-гвардии Измайловский полк; в 1824-33 адъютант при петерб. ген.-губернаторах (в день 14 дек. 1825 находился при М. А. Милорадовиче). В 1833 перешел на гражд. службу, камергер (1836); в 1849 вследствие ложного обвинения уволен в отставку. В 1850-54 послушник ряда монастырей, позднее занимался религ.-церк. деят-ностью. Составитель находившихся у истоков натуральной школы сборников очерков "Наши, списанные с натуры русскими" (вып. 1-14, 1841-42), замечательных и как одно из первых рус. иллюстр. изд. Автор ром. "Мещанин. Очерки из портфеля ученика натурального класса" (1840), книги "Панорама Санкт-Петербурга" (1834), сочетающей фактич. сведения с нравоописательными комментариями. В 1830-40 издавал "Ж. мануфактур и торговли", "Детский журнал...", еженедельник "Иллюстрация".

Баян

БАЯ́Н (по имени легендарного "песнетворца" Бояна (или Баяна)) - рус. разновидность ручной гармоники с хроматич. строем. Сконструирован в 1907 мастером Ф. Стерликовым. Позднейшая модификация Б. - т. н. выборный баян - инструмент, кнопочная клавиатура к-рого в левой руке позволяет извлекать не готовые аккордовые комплексы (как на гармонике), а отд. произвольно избранные звуки - как на фп. Б. используется как сольный инструмент и в составе оркестра рус. нар. инструментов, а также в аккомпанементе пению. Баянисты также создают для сольного исполнения многочислен. транскрипции и обработки оркестровых и фп. сочинений. С 1950-х гг. мн. композиторы также пишут произв. специально для Б.: сонаты (1944) и сюиты (1962, 1970, 1977) для Б. Н. Я. Чайкина; сюиты для балалайки и Б. С. Н. Василенко (1945); три сонаты для выборного Б.; "Семь слов", партита для виолончели, Б. и струнного оркестра С. А. Губайдулинной (1982).

Лит.: Мирек А. Из истории баяна и аккордеона. М., 1967.

Баян.

Баян.

Бегичев Никиф. Ал

БЕ́ГИЧЕВ Никиф. Ал. (1874-1927) - моряк, полярный путешественник. В 1895-1905 служил во флоте. В 1900-02 участвовал в полярной экспедиции Э. В. Толля. Во время рус.-япон. войны служил в Порт-Артуре на миноносце "Бесшумный". С 1906 жил на ниж. Енисее, ездил по Таймырскому п-ову, собрал сведения о природе этого р-на. В 1908 совершил поездку в устье Хатанги и Анабара, где открыл крупный о-в (назван его именем). В 1921-22 принял участие в поисках участников эксп. Р. Амундсена на корабле "Мод", оставшихся на п-ове Таймыр. Умер во время зимовки у устья р. Пясины. В 1964 в пос. Диксон открыт памятник Б.

Беглый

БЕ́ГЛЫЙ - термин, применявшийся в отношении холопов или покинувших своих помещиков крестьян. На Руси Б. холопы известны со времен "Рус. Правды". По закону Б. холоп должен быть возвращен господину. Бегство закупа превращало его в холопа. С развитием крепостного права в кон. 16 в. появилось понятие Б. крестьянина - одна из важных юридич. категорий 17-18 вв. Срок сыска Б. крестьянина первоначально установлен в 5 лет (1597). Соборное уложение 1649 года сделало сыск бессрочным. Б. крестьяне в любом случае возвращались господам, а их укрыватели подвергались наказанию. Понятие Б. исчезло с отменой крепостного права.

Бедный Демьян

БЕ́ДНЫЙ Демьян (наст. имя и фам. - Еф. Ал. Придворов) (1883-1945) - поэт. Печатался в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". Автор популярных в годы Гражданской войны сатирических стихов, стихотв. фельетонов, басен и песен, которые в основном имели агитационный характер. Б. Д., кроме этого, написаны эпические поэмы "Про землю, про волю, про рабочую долю" (1917), "Главная улица" (1922). В годы Великой Отечественной войны участвовал в создании агитационных политических плакатов "Окна ТАСС", совместно В. И. Лебедевым-Кумачом и С. Я. Маршаком подготовлено порядка 1200 экз.

Д. Бедный

Д. Бедный

Безбородко Ал-др. Анд

БЕЗБОРО́ДКО Ал-др. Анд. (1747-99), светлейший князь (1797), граф Свящ. Рим. империи (1784), - рос. гос. деятель, дипломат. Нач. образование получил в семье под рук. отца Андрея Яковлевича. В 1765 начал службу в канцелярии ген.-губернатора Малороссии П. А. Румянцева, участвовал вместе с ним в качестве начальника одной из походных канцелярий в рус.-тур. войне (1768-74). В 1775 назначен по рекомендации Румянцева секр. имп. Екатерины II "у принятия челобитень", был составителем б. ч. именных указов и повелений Екатерины II, стал ее любимым докладчиком. В 1780 Б. причислен к Коллегии иностр. дел, с 1784 фактически возглавил ее, участвовал в подготовке и заключении главнейших междунар. актов России кон. 18 в.: присоединение Крыма к России (1783), Ясский мирный договор с Турцией (1791), конвенция о 3-м разделе Речи Посполитой; через его руки проходили дела по всем ведомствам (Сената и Синода, иностр. коллегии и секретные бумаги). При Павле I сохранил главенствующее положение в Коллегии иностр. дел. В 1797 получил чин канцлера. Осн. идеей последних лет дипл. карьеры Б. был мир со всеми державами, не исключая рев. Франции. Б. не был женат, наследников не имел, опекал и поддерживал своего любимого племянника В. П. Кочубея. Б. был чл. Рос. Академии и поч. любителем АХ, обладал великолепной коллекцией картин и предметов прикладного иск-ва, таких, как спальня Марии Антуанетты. Проект своего дворца на Почтамтской ул. в Петербурге знаменитый хлебосол и коллекционер заказал Дж. Кваренги. Здесь сохр. единственная уцелевшая в Пб. анфилада ист. интерьеров, созданных великим архитектором. Замечателен быв. танц. зал с коринфскими колоннами желтого мрамора. Позднее принадлежало Мин-ву почт. Фасады дворца перестроены в 1870-х гг., однако сохранились гранитный портик Кваренги и устроенная в танц. зале министерская церковь с великолепным плафоном Гваринелли 1830-х годов - лучшая домовая церковь Петербурга. Почтовое ведомство устроило во дворе Музей связи с богатейшими коллекциями техн. средств и филателии, к-рый существует до сих пор.

Безличное предложение

БЕЗЛИ́ЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - разновидность односоставных предложений, гл. чл. к-рых стоит в фиксированной "безличной" форме, к-рая в зависимости от наклонения и времени глагола совпадает с формой ср. рода или формой 3-го лица единственного числа. Имен. падеж конструкцией Б. П. не допускается. Обозначение производителя действия (носителя состояния) или вообще невозможно (Рассвело; В доме тихо), или он обозначается формами косв. падежей (Ему взгрустнулось; Его знобит).

Б. П. характеризуются большим структурным разнообразием. Гл. чл. Б. П. может выражаться: а) невозвратными и возвратными безличными глаголами и личными глаголами в безличном употреблении; ср.: Светает; Вечереет; Темнеет; Ему не сидится на месте; Здесь легко дышится; У него заложило уши; В боку колет; Ему везет; Ему пришлось (удалось, следует, посчастливилось) уехать; г) безлично-предикативными словами; ср.: На улице темно; Здесь тепло и сухо; Мальчику холодно; Здесь нельзя (можно) курить; д) отрицат. формами сказуемого в сочетании с родит. падежом субъекта; ср.: Огня не было; Ничего не случилось; Ответа не пришло; Возражений не будет; У него нет денег; е) формами страдательного залога (пассива) в абсолютивном употреблении или в сочетании с косв. дополнением - в безлично-пассивных Б. П.; ср.: Осторожно, окрашено; Закрыто на обед; С сомнениями покончено; Мне было постелено за печкой,... и там навалено овчин, одеялок, подушек маленьких (М. Рощин); Об этом еще не было сказано (уже писалось); О Гончаровой не упоминалось вовсе, и о ней я узнала только взрослой (М. Цветаева).

Б. П. обычно квалифицируются как обозначающие "действия и состояния, к-рые происходят сами по себе, стихийно, помимо нашей воли" (А. Г. Руднев). Эта характеристика, справедливая по отношению к большинству разновидностей Б. П., не распространяется, однако, на безлично-пассивные Б. П., к-рые чаще всего обозначают сознательное, целенаправленное действие.

Границы Б. П. не вполне ясны. К ним близки нек-рые разновидности инфинитивных односоставных предложений и в то же время предложения с оценочными словами на -о (Курить вредно или Ему вредно курить).

В совр. рус. яз. наблюдается неуклонное возрастание употребительности Б. П. разл. типов, что считается его важной отличительной особенностью.

Лит.: Галкина-Федорук Е. М. Безличные предложения в современном русском языке. М., 1958; Руднев А. Г. Синтаксис совр. рус. языка. М., 1968; Г. А. Золотова. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Безлично-предикативные слова

БЕЗЛИ́ЧНО-ПРЕДИКАТИ́ВНЫЕ СЛОВА́ (категория состояния, предикативы) - класс неизменяемых слов, обозначающих непроцессуальный признак и выступающих в качестве гл. члена (сказуемого) односоставного безличного предложения: В комнате светло; Ему нельзя уходить; Пора ехать. По значению Б.-П. С. подразделяются на две осн. группы: качественные и модальные. Качественные Б.-П. С. обозначают состояния природы и окружающей среды: Здесь ветрено (грязно, душно, жарко, сыро, тепло, шумно), физич. и психич. состояние человека (животного): Ему больно (весело, досадно, обидно, стыдно, тоскливо, тошно). Модальные Б.-П. С. выражают значения готовности, необходимости, возможности выполнить то или иное действие: Ему надо (можно, необходимо, пора, лень, охота) гулять. Б.-П. С. типа лень, охота, пора соотносятся с омонимичными существительными. Ср.: Ему пора (Б. С.) уезжать и Настала пора (сущ.) уезжать. Осн. массу Б.-П. С. составляют слова на -о, к-рые, как правило, имеют омонимы среди качеств. прилагательных и наречий (Ср., напр.: В комнате красиво; Платье красиво; Он рисует красиво). Омонимичны также по отношению к качеств. прилагательным и наречиям и простые (синтетические) формы сравнительной степени, образующиеся у качеств. Б.-П. С. (ср., напр.: Ему стало веселее; Он стал веселее; Он стал смеяться веселее). Их разграничение основывается на различии в синтаксич. употреблении. Б.-П. С., не имеющие омонимов среди др. частей речи, немногочисленны: боязно, жаль, можно, надо, нельзя, совестно, стыдно.

Лит.: Виноградов В. В. Рус. яз. (Грамматическое учение о слове). М., 1947; Мигирин В. Н. Категория состояния или бессубъектные прилагательные? // Исслед. по совр. языку. М., 1970; Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. Л., 1976.

Безличные глаголы

БЕЗЛИ́ЧНЫЕ ГЛАГО́ЛЫ - разряд глаголов, употребляющихся только в качестве гл. члена (сказуемого) безличного предложения (см.): смеркается, знобит, неможется, надлежит, недостает. Б. Г. имеют очень огранич. состав форм: 1) 3-го лица ед. числа наст. и буд. времени: Его знобит; Скоро будет смеркаться; 2) ср. рода ед. числа прош. времени и сослагательного наклонения: Ему недоставало (недоставало бы) опыта; 3) инфинитива: Его начало тошнить; Стало холодать. В отличие от основной массы глаголов, Б. Г. не изменяются по лицам и числам. Не используются и теоретически возможные формы повелительного наклонения, действит. причастий и деепричастий Б. Г. типа смеркайся, смеркающийся, смеркаясь.

Б. Г. обозначают разного рода самопроизвольные, неконтролируемые действия и состояния: явления природы (светает, смеркается, морозит), неблагоприятные внутр. состояния живых существ (тошнит, першит, знобит, нездоровится, лихорадит), указывают на немотивированность или необдуманность поступка (угораздило, вздумалось, приспичило), определяют меру или необходимость чего-либо (хватит, недостает, подобает, надлежит). Более многочисленна и семантически разнородна группа глаголов, допускающих и личное, и безличное употребление. Степень расхождения между ними в одних случаях минимальна; ср.: Вода залила луг - Водой залило луг; С моря дует ветер - Из щелей дует; в других - весьма значительна, вплоть до утраты лексической общности; ср.: Мотор гудит - В голове гудит; Пароход тянет баржу - Его тянет на родину; Он везет сына в школу - Ему всегда везет; Поезд следует до Москвы - Не следует так поступать.

Кроме того, в рус. яз. мн. глаголы конкретно-бытовой лексики допускают образование особых безлично-возвратных форм; ср.: Он не спит - Ему не спится; Я сегодня не читаю - Мне сегодня не читается; Здесь хорошо работают - Здесь хорошо работается. Такие возвратные глаголы обозначают непроизвольное внутреннее состояние (предрасположенность, влечение, настроение), способствующее или (чаще) препятствующее выполнению желаемого действия.

Лит.: Пешковский А. М. Рус. синтаксис в научном освещении. М., 1956; Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976; М. Гиро-Вебер. Устранение подлежащего в русском предложении // Известия АН СССР, отделение лит-ры и языка, т. 33. М., 1984.

Безмин Ив. Артемьевич

БЕЗМИ́Н Ив. Артемьевич (? - ок. 1696) - живописец. С 1662 учился в Оружейной палате, с 80-х возглавлял ее живописную мастерскую. С Б. связано т. н. "тафтяное письмо", живопись "по тафтам", введение в изображение одежд на иконах аппликаций из шелка, "тафты". Б. занимался не только иконописью ("Страшный суд", 1682-83, Распятская церковь Московского Кремля), но и парсуной (парсуна, изображающая царя Федора Алексеевича). Нек-рые иссл. называют его автором парсуны "Патриарх Никон" (ок. 1863).

Лит.: Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955.

И. А. Безмин. Парсуна царя Федора

И. А. Безмин. Парсуна царя Федора

Безобразов Ал-др Мих.

БЕЗОБРА́ЗОВ Ал-др Мих. (1855-1931) - отставной офицер Кавалергардского полка, вдохновитель и организатор т. н. "безобразовской клики", оказавшей негативное влияние на внеш. политику России в нач. 20 в. В 1896 Б. составил обширную записку, в к-рой предсказывал неизбежность войны с Японией, предлагал создать в Манчжурии по границе с Кореей вдоль р. Ялу особые заслоны в виде коммерч. предприятий и, т. о., провести постепенное мирное завоевание Кореи. Рос. пр-во одобрило проект Б., на ссуду из личных средств царской семьи было создано "Рус. лесопром. т-во" на р. Ялу, (устав принят в 1901). Среди акционеров об-ва - вел. кн. Александр Михайлович, кн. Ф. Ф. Юсупов, контр-адм. А. М. Абаза, предприниматель В. М. Вонлярлярский, кр. помещики Н. П. Балашев, М. В. Родзянко, граф И. И. Воронцов-Дашков, В. К. Плеве и др. "Т-во" потерпело в 1903 финанс. крах, в том же году назначен статс-секр. "Безобразовцам" удалось добиться учреждения наместничества на Д. Востоке (июль 1903), особого к-та по делам Д. Востока (сент. 1903 - июль 1905), что привело к обострению отношений с Японией и рус.-япон. войне 1904-05, к-рой они и добивались, считая, что это будет "маленькая победоносная война" (по выражению Плеве), способная отвлечь народ от рев-ции. Поражение России в войне стало крахом "безобразовской клики" и полит. карьеры самого Б. После Окт. рев-ции 1917 - в эмиграции.

Безродный Иг. Сем

БЕЗРО́ДНЫЙ Иг. Сем. (1930-97) - скрипач, дирижер. Занимался у отца, окончил Моск. конс. (1953) и аспирантуру (1955) у А. И. Ямпольского. Лауреат Междунар. конкурсов им. Я. Кубелика (1949, 1-я пр.) и им. И. С. Баха (1950, 1-я пр.). Д. Ф. Ойстраху импонировали в его игре "исключит. глубина, зрелость интерпретации, присущая Б. мягкость, интеллигентность манеры", примером чему запись Сюиты Танеева. С 1957 преподавал в Моск. конс., с 1972 - проф., зав. каф. скрипки, засл. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии. В 1970 впервые выступил как дирижер. Гастролировал во мн. странах как солист и ансамблист в составе трио (1965-72) с Д. Башкировым и М. Хомицером. В 90-х гг. жил и работал в Финляндии.

Лит.: Рабей В. Игорь Безродный // Сов. музыка, 1951, № 8.

Безыменский Ал-др Ил

БЕЗЫМЕ́НСКИЙ Ал-др Ил. (1898-1973) - поэт. Род. в семье мелкого торгового служащего. Окончил г-зию во Владимире. Участник Окт. революции в Петрограде. Печатался с 1917. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов 20-х гг. Писал стихи о революц. буднях (в т. ч. песня "Молодая гвардия"). Широкую известность получили его стих. "О шапке" (1923), поэмы "Комсомолия", "Трагедийная ночь" (1930), посв. строителям Днепрогэса, сатирич. пьеса в стихах "Выстрел" (1929). В 50-60-е гг. работал по преим. как сатирик, автор эпиграмм, очерков.

Бекетов Анд. Ник

БЕКЕ́ТОВ Анд. Ник. (1825-1902) - ботаник; обществ. деятель. Брат Н. Н. Бекетова, дед А. А. Блока. Окончил Казанский ун-т (1849). В 1853 защитил магистерскую дисс., с 1860 - приват-доцент, 1863-97 - проф. С.-Петерб. ун-та (в 1876-83 - его ректор). Организовал при ун-те Ботанич. сад. С 1883 - секретарь, с 1891 - вице-през. Вольного экономич. об-ва. Один из организаторов Петерб. об-ва естествоиспытателей. Принимал деят. участие в создании Петерб. жен. курсов. В 1891 избран чл.-корр., в 1895 - поч. чл. Петерб. АН. Активный дарвинист, один из основоположников эволюц. географии и морфологии р-ний. Изучал закономерности строения вегетативных органов растений, проблемы зональности растит. покрова и целесообразности в живой природе. Автор первого рус. учебника "География растений" (1896), в к-ром дал ряд определений задач ботанич. географии, законов распределения растительности по земному шару и сводку данных о растительности Европ. части России. Впервые установил зону "предстепья" (лесостепь) - промежуточную между лесной и степной. В 1886 Б. совм. с Х. Я. Гоби осн. ж. "Ботанические записки". Создал школу ботаников-географов (Г. И. Танфильев, И. И. Кузнецов, А. И. Краснов, В. Л. Комаров и др.). Брат Б. - Ник. Ник. (1827-1911) - изв. физикохимик, основатель отеч. школы физикохимиков, акад. Петерб. АН (1886).

Соч.: Курс ботаники: Руководство для университетских слушателей: В 2 т. СПб., 1862-74; Учебник ботаники: В 3 вып. СПб., 1880-1883; География растений: Очерк учения о распространении и распределении растительности на земной поверхности: С особым прибавлением о европейской России. СПб.; 1896.

Лит.: Щербакова А. А. Андрей Николаевич Бекетов - выдающийся рус. ботаник и обществ. деятель. М., 1958.

Бекефи Альфред Фед

БЕКЕ́ФИ Альфред Фед. (Аладар Фридрихович) (1843-1925) - артист балета. Сын венг. танцовщика, Б. с детства гастролировал по городам Европы. В 1865-66, 1876-83 выступал в Моск. Большом т-ре, участник двух премьер "Лебединого озера" (Венг. танц., 1876; Зигфрид, 1882). Среди др. партий: Кадур ("Дева рая"), Бров ("Бабушкина свадьба"), а также характерные танцы в операх и балетах. В 1886-1905 артист Мариинского т-ра. Первый исполнитель партий: Кот в сапогах ("Спящая красавица"), Ротмистр ("Привал кавалерии"), Палотас ("Раймонда"); среди др. ролей: Конрад ("Корсар"), Сеид-паша ("Корсар"), Квазимодо ("Эсмеральда"). Считался несравн. исполнителем цыг., исп. и особенно венг. танцев. Пылкость и темперамент Б. в сочетании с элегантностью и благородством И. Кшесинского составили основу стиля петерб. характерных танцовщиков. После 1905 Б. снова гастролирует, с 1914 преподает танцы в Пб.

Предыдущая страница Следующая страница