Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕК"-"БЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕК"-"БЕН")

Бекеша

БЕКЕ́ША (венг., по имени Бекеша, предводителя пехоты короля Стефана Батория (1533-1586) - теплый суконный кафтан на меху с боковой застежкой, часто со стоячим каракулевым воротником. Типичная одежда провинциального помещика, отставного офицера, как таковая постоянно упоминается в рус. классич. лит-ре. В эпоху гражданской войны - форма командира Красной Армии.

"Беккер"

"БЕ́ККЕР" - рус. фортепианная фирма, осн. в 1891 (полн. назв. "Фабрика роялей Я. Беккер"). В сов. период фабрика (и инструмент) наз. "Красный Октябрь".

Беклемишев Вл. Ал-др.

БЕКЛЕ́МИШЕВ Вл. Ал-др. (1861-1920) - скульптор. Учился в АХ (1878-87). С 1878 - вольнослушатель, с 1879 - ученик у Н. А. Лаверецкого. Получил Большую зол. медаль за барельеф "Положение во гроб" (1887). Пенсионер АХ за границей (в 1888-92 жил в Париже и Риме). Создавал гл. обр. жанровые произв., развивающие традиции позднего академизма ("Христианка первых веков", мрамор, 1891; "Горе", бронза, 1892). С 1892 - акад. На нек-рые работы Б. оказало заметное влияние иск-во передвижников ("Деревенская любовь", бронза, 1896). Создал ряд выразит. скульпт. портретов современников (портрет А. И. Куинджи, мрамор, 1909), памятников: Ермаку (1907, бронза, Новочеркасск), С. П. Боткину (бронза, 1908, СПб.) и др. Выполнил скульпт. работы малых форм ("В. Н. Давыдов", гипс, 1916). Удостоен зол. медали на Всемирной выставке в Париже (1900). Преподавал в Рис. школе ОПХ и в АХ (с 1888, ректор в 1900-02 и 1906-11). Среди учеников - В. В. Лишаев, А. С. Голубкина, М. Г. Манизер, Л. В. Шервуд и др.

Лит. Новицкий А. История русского искусства. М., 1903. Т. 2; Флеер М. Г. Русские портреты. Пг., 1921; Терновец Б. Н. Русские скульпторы. М., 1924; Лисаевич И. И., Бетхер-Остенко И. Ю. Скульптура Ленинграда. Л., 1963.

Бекман-Щербина Ел. Ал-др.

БЕ́КМАН-ЩЕРБИ́НА Ел. Ал-др. (1882-1951) - пианистка, педагог. В 1888-93 училась у Н. С. Зверева в мл. классах Моск. конс., в 1893-97 - у П. А. Пабста в старших классах, окончила конс. по кл. В. И. Сафонова (1899). Концертировала во мн. городах России. С 1924 солистка радиовещания. С 1908 в течение 25 лет (с перерывами) преподавала в Муз. училище им. Гнесиных, в собств. муз. школе (1912-18), в Моск. конс. (1921-30), в Центр. заочном муз. пед. ин-те (с конца 30-х по 1941, с 1940 - проф.). Исполнение Б.-Щ. высоко ценил Скрябин, передавший ей традиции исполнения мн. своих соч., ряд к-рых был исполнен Б.-Щ. впервые. Игра Б.-Щ. отличалась "искренностью, теплотой, сочетанием интеллекта и чуткой непосредственности, изяществом и жемчужной техникой" (Я. П. Мильштейн). Обладала огромным репертуаром, включавшим весь "Хорошо темперированный клавир" Баха и многие значительные произв. зап. и рус. музыки. Первая исполнительница фп. соч. Р. Глиэра, А. Крейна, Г. Крейна и др. рус. и сов. композиторов. Впервые в России исполнила мн. соч. Дебюсси и Равеля. Соавтор (совм. с мужем, Л. К. Бекманом) двух дет. сб-ков, включающих популярнейшую песенку "В лесу родилась елочка".

Соч.: Мои воспоминания. М., 1982.

Белинский Виссарион Григ

БЕЛИ́НСКИЙ Виссарион Григ. (1811-48) - революц. демократ, лит. критик, публицист, философ. Род. в Свеаборге, в семье флотского лекаря. После окончания Пензенской г-зии поступил на словесное отд-ние Моск. ун-та (1829), где принимал участие в студ. лит. "Обществе 2 нумера". В 1830-31 написал романтич. драму "Дмитрий Калинин" антикрепостнической направленности, а также первые критич. статьи. В 1832 был исключен из ун-та под предлогом болезни. С 1833 активно сотрудничал в ж. проф. Надеждина "Телескоп" и газ. "Молва", где была опубликована его первая большая ст. "Литературные мечтания" (1834), принесшая автору широкую известность. В 1838 Б. преподавал в Моск. межевом ин-те рус. яз. и был негласным ред. "Московского наблюдателя". С 1839, после переезда в Петербург, Б. - ведущий сотр. ж. "Отечественные записки", где опубликовал мн. произведений самого разного жанра - от рецензий, критических заметок, памфлетов до капитальных монографий. Покинув "Отечественные записки" (1846), он нек-рое время сотрудничал в "Современнике". В 1847 выезжал в Германию на лечение, где написал знаменитое зальцбруннское "Письмо к Гоголю", явившееся, по сути, его политическим завещанием. Б. был убежд. противником славянофильства. В последние годы жизни он пришел к идее социализма, причем несколько отличной от линии Герцена, т. к., опираясь на универсальные принципы, в меньшей степени учитывал своеобразие российского историч. процесса. Активно занимался разработкой проблем эстетики. Теоретич. основы эстетики Б. - материализм и диалектика - послужили для него фундаментом теории образа как единства конкретного и общего. Б. стремился подчинить иск-во задачам революц. демократии. Б. пользовался большой любовью товарищей, отличался честностью, страстностью, искренностью убеждений (был прозван "Неистовым Виссарионом"), в то же время проявляя способность к интеллект. динамике, идейной эволюции. Его влияние не исчерпало себя вплоть до конц. 20 в.

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

БЕЛЛИНСГА́УЗЕН Фаддей Фаддеевич (Фабиан Готлиб) (1778-1852) - мореплаватель, иссл. Тихого океана и Антарктики, адм. (1843), один из чл.-учредителей Рус. геогр. об-ва. Род. на о. Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония). Окончил Мор. корпус (1797). В 1803-06 принимал участие в первом рус. кругосветном плавании под команд. И. Ф. Крузенштерна, вел гидрографич. и астрономич. наблюдения. В 1819-21 возглавил кругосветную эксп. на двух шлюпах - "Восток" и "Мирный" (командир М. П. Лазарев), посланную рус. пр-вом в Антарктику с целью пробиться возможно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли. В р-не Антарктики были уточнены очертания о. Юж. Георгия, нанесены на карту мысы Парядина, Демидова, Куприянова, зал. Новосильского. Эксп. открыла о-ва Анненкова, Лескова, Высокий, Завадовского и установила, что Сандвичевы (Гавайские) о-ва - архипелаг. 28 янв. 1820 корабли подошли к неизв. ранее материку. Этим днем датируется открытие Антарктиды. В марте Б. отправился в Австралию. Корабли шли туда разными маршрутами, исследуя юж. и тропич. части Индийского ок. В окт. 1820 эксп. снова отплыла в Антарктиду. В янв. 1821 открыт о. Петра I. Затем эксп. в четвертый раз подошла к Антарктиде и обнаружила гористую землю - Берег Александра I (Земля Александра I). В июле 1821 эксп. вернулась в Кронштадт. Помимо упомянутых открытий, эксп. провела ряд важнейших ислл. в обл. океанологии, океанографии; было дано правильное объяснение Канарского течения, происхождения водорослей Саргассова м. и др. Это плавание Б. описал в труде: "Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане...", 1831.

Командовал отрядом кораблей в рус.-тур. войне 1828-29. С 1839 - воен. губернатор Кронштадта и гл. ком. Кронштадтского порта.

В честь Б. назв.: море в Тихом ок., ледник в Вост. Антарктиде, мыс на Юж. Сахалине, остров в арх. Туамоту, остров в Аральском м., залив в Охотском м. Пам. Б. (скульптор И. Н. Шредер) установлен в 1870 в Кронштадте.

Ф. Ф. Беллинсгаузен

Ф. Ф. Беллинсгаузен

Белов Ал-др Ал-др.

БЕЛО́В Ал-др Ал-др. (1951-78) баскетболист, з. м. с. СССР (1972). Лучший центровой сов. баскетбола 70-х гг. Олимп. чемпион 1972. Чемпион мира 1974. Чемпион Европы 1969, 1971. Чемпион СССР 1975. На первенстве мира 1974 признан лучшим центровым. Вошел в историю сов. баскетбола как автор "зол." мяча, принесшего победу сборной СССР на Олимп. играх в Мюнхене (1972).

Белов Вас. Ив

БЕЛО́В Вас. Ив. (род 1932) - писатель, один из виднейших представителей лит. направления "деревенской прозы". В пов. "Привычное дело" (1966), "Плотницкие рассказы" (1968) Б. обращается к истории, современному быту рус. деревни, воспевая поэзию сельской жизни, создает галерею народных деревенских характеров. В 1969 им написан цикл юмористических миниатюр "Бухтины вологодские". В ром. "Кануны" (1972-87), "Год великого перелома" (1989-91) Б. постарался дать широкую картину коллективизации как народной трагедии рус. деревни. "Лад. Очерки о народной эстетике" (отд. издание в 1982). Публицистич. ром. "Все впереди" (1986). Лауреат Гос. премии СССР (1981).

Белов Сер. Ал-Др.

БЕЛО́В Сер. Ал-Др. (род. 1944) - баскетболист, з. м. с. (1968). Олимп. чемпион 1972. Чемпион мира 1967, 1974. Чемпион Европы 1967, 1969, 1971, 1979. Неоднокр. чемпион СССР 1969-80. Признан лучшим баскетболистом первенства мира 1970. Универсальный игрок, был лидером сборной команды СССР, отличающимся высокой результативностью.

Белова Ел. Дм

БЕЛО́ВА (НО́ВИКОВА) Ел. Дм. (род 1947) - фехтовальщица, з. м. с. (1968). Первая сов. спортсменка, завоевавшая олимпийское первенство в личных соревнованиях. Олимп. чемпионка 1968 в личных и командных соревнованиях, 1972 и 1976 - в командных. Чемпионка мира 1969 в личных соревнованиях. Неоднокр. чемпионка мира в 1970-79 в командных соревнованиях, чемпионка СССР 1969-78 в личных и командных соревнованиях.

Беловежская пуща

БЕЛОВЕ́ЖСКАЯ ПУ́ЩА - лесной массив, располож. на терр. Беларуси и Польши. Пл. более 145 тыс. га. Б. П. входит в Неманско-Предполесский окр. подзоны грабово-дубово-темнохвойных лесов. В Б. П. 889 видов высш. сосудистых р-ний, 59 видов млекопитающих, 227 - птиц. Самое уник. млекопитающее Б. П. - зубр, первые письм. упоминания о к-ром изв. с 3 в. до н. э. По мере освоения земель ареал распространения зубра сокращался, и в 1919 был убит последний зубр. Началась его реакклиматизация. Числ. их превышает 200 голов. Сведения о дремучем лесе с обилием дикого зверя имеются в Ипатьевской летописи (983). Кн. Владимир Волынский в 1276 для защиты рус. владений от литовцев и тевтонских рыцарей велел построить на р. Лесной г. Каменец со сторожевой башней. По назв. этой башни (Вежи) пуща в 13 в. стала называться Беловежско-Каменецкой, а с 1409 - Беловежской. Б. П. была местом охоты лит., польск. и рус. коронов. особ и пр. высокопоставл. лиц. В 1889-94 здесь была построена императорская охотничья резиденция - большой замок со службами (первое здание стиля модерн в России, арх. гр. Н. И. де Рошфор; уничтожено в 1960-х гг.), подведена железнодорожная ветка. В дек. 1939 был организован Белорус. гос. заповедник "Б. П.", реорганизованный в 1957 в Гос. заповедно-охотн. х-во. В дек. 1991 в Б. П. состоялось совещание гос. лидеров России, Украины и Белоруссии, приведшее к распаду СССР.

Беловодье

БЕЛОВО́ДЬЕ - легендарная страна, якобы лежащая за морем, на неведомых островах. Путь в нее согласно легенде, отразившейся также в лит. памятниках ("Путешественник"), вел через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Бийск, вверх по р. Катуни в юго-зап. Алтай до Уймонской долины и отсюда неведомыми горными проходами в "Китайское государство" и после 44 дней пешего странствия приводил к цели. О Б. говорили и писали как о стране с беспечальной жизнью, свободной от повинностей и податей, от всякого гнета и насилия, без гос. власти и войск, где живут по законам "древлего благочестия". Легенда о Б., возникнув в кон. 18 века, по-видимому, активно распространялась сектой "бегунов". Известен ряд попыток групп крестьян достичь Б., их тайного бегства, кончавшегося возвращением либо исчезновением беглецов. Согласно совр. иссл. легенда о Б., находящемся где-то на островах Тихого океана, у сев.-вост. берегов Азии, сложилась в условиях колонизации Сибири (Алтая) и Д. Востока (Курилы и Сахалин), соединив крест. утопич. мечты о вольной земле со старообрядч. идеями спасения от Антихриста.

Лит. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв. М., 1967.

Белогвардеец

БЕЛОГВАРДЕ́ЕЦ - неофиц. наименование военнослужащих разл. регулярных вооруж. формирований периода Гражд. войны в России, опиравшихся преимуществ. на осн. принципы "Белого дела". Возникновение термина "Б." связано, по-видимому, с отрядами из чинов частей старой армии, противодействовавших установлению сов. власти красногвардейцами. Так, в Москве в окт. 1917 сражался отряд "Белая гвардия" под команд. полк. Трескина. На протяжении Гражд. войны Б. воевали не только против Кр. Армии, но и в зависимости от обстановки вступали в столкновения с разл. партиз. и повстанч. вооруж. формированиями, с регулярными армиями провозглаш. на терр. быв. Рос. империи гос-в. Адмирал А. В. Колчак 4 (18) нояб. 1918 был провозглашен Верх. правителем России и Верх. главнокоманд. всеми рус. армиями, однако реальной координации действий Б. разл. регионов страны добиться так и не удалось. Наиб. сильной и боеспособной белогвардейской армией была Добровольч. армия, входившая с 1919 в состав Вооруж. сил Юга России: она отличалась хорошо подготовленным командным составом и, особенно в нач. период, весьма большим процентом офицерского состава. Высокими боевыми качествами выделялись т. н. шефские части: корниловцы, дроздовцы, марковцы, алексеевцы.

Белая гвардия. Офицер Корниловского ударного полка 1919; офицер 2-го Конного генерала Дроздовского полка. 1919.

Белая гвардия. Офицер Корниловского ударного полка 1919; офицер 2-го Конного генерала Дроздовского полка. 1919.

Белоградская Елиз. Тим

БЕЛОГРА́ДСКАЯ Елиз. Тим. (1739 - после 64) - оперная певица (сопрано), мл. дочь лютниста Т. Белоградского. Училась у отца; переняв от него "иск-во в музыке и итальянских манерах", с успехом выступила в гл. партии в оп. Ф. Арайи "Цефал и Прокрис" на рус. либретто А. П. Сумарокова (Придворный т-р, 1755). Присутствовавший на премьере оп. Я. Штелин отметил: "Действующими лицами, из к-рых старшей могло быть едва ли 14 лет, были: Белоградская, сильная виртуозка на клавесине и младшая дочь вышеупомянутого лютниста Белоградского". В мадригале в честь певицы А. П. Сумароков (Ежемес. соч. 1756, март) называет Б. "похвальной дочерью Музы", страстным пением "тронувшей все сердца". С не меньшим успехом Б. исполняла партию Добродетели в балете с пением "Прибежище добродетели" (А. П. Сумароков, Г. Раупах, 1759), др. оперные роли, требующие виртуозности, а также участвовала в придворных концертах как клавесинистка.

Лит.: Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М. - Л., 1992. Т. 2, вып. 4.

Белоградский Тим

БЕЛОГРА́ДСКИЙ (Белиградский, Беллиграцкий) Тим. (нач. 18 в. - после 1767) - виртуоз-лютнист, певец, комп. Привезен Г. Кайзерлингом в Пб. (1731) для дальнейшего обучения музыке. Взят им в Дрезден и определен для совершенствования к изв. лютнисту Л. Вайсу (1733-39). Тогда же Б. обучался итал. пению, пользуясь советами знаменитых певцов (Фаустины, Аннибалли). В 1741-46 Б. - солист капеллы графа Брюля в Дрездене, где мог общаться с В. Ф. Бахом и слышать игру его отца И. С. Баха.

В 1746-67 - камер-солист при рус. Дворе. Я. Штелин свидетельствовал, что Б. "играет вполне во вкусе своего великого учителя сильнейшие соло и труднейшие концерты и аккомпанирует сам себе оперные и другие арии". Б. сочиняет канты на стихи В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова. Романсы "русского композитора Беллиграцкого" как знак екатерининской эпохи упомянуты Г. П. Данилевским в ром. "Мирович" и "Потемкин на Дунае".

Сохранились сведения о детях Б.: Б. Андрей, ст. сын, сочинил на рус. яз. "небольшую, но замысловатую" нравоучит. книжку - "Беседа милости со истиною" (1750); Б. Григорий, ср. сын, в 1768 басист Придворного певч. хора; Б. Елизавета, мл. дочь, - одна из первых рус. оперных певиц.

Лит.: Штелин Я. Известия о музыке в России // Муз. наследство. М., 1935. Вып. 1.

Белое дело

БЕ́ЛОЕ ДЕ́ЛО - идеология и политика активного вооруж. противодействия разл. соц. групп рос. об-ва переменам в жизни страны, вызванным событиями 1917. Происхождение термина "Б. Д." связано с ист. символикой белого цвета как символа легитимизма - законного правопорядка. Осн. принципы "Б. Д." были сформулированы еще накануне Октября неск. крупными военачальниками, арестованными по делу Корнилова. Они опирались на принцип непредрешения будущего гос. устройства России до созыва избранного демократич. путем Учредит. собрания и заключались в создании на этот период твердой власти, основ. на воен. силе, продолжении 1-й мировой войны до победного конца и т. д. Принципами "Б. Д." руководствовались преимущественные вожди антибольшевист. сил Юга России (до кон. 1918). В дальнейшем по мере активного проведения в жизнь политики сов. власти и в то же время вследствие неудачи т. н. демократич. контрреволюции во главе с эсерами и меньшевиками возникли белогв. адм.-гос. образования в разл. регионах страны, расширилась соц. база движения. Идеологич. функция "Б. Д." развита в программных заявлениях и приказах А. И. Деникина, А. В. Колчака, П. Н. Врангеля, в трудах В. В. Шульгина, Н. Н. Львова, П. Б. Струве и др. Абстрактный характер идеологич. платформы и полит. программы "Б. Д." был как его силой, так и слабостью. На первом этапе Гражд. войны он наряду с несомн. патриотизмом, личным бескорыстием и самопожертвованием вождей и мн. участников движения способствовал консолидации сил для борьбы с большевизмом. Однако затем, когда Гражд. война приняла затяжной и крайне жестокий характер, он не мог не приводить к своеволию центр. и местного аппарата разл. белогв. диктатур, реанимировавших нек-рые не только дооктябр., но и дофевр. порядки, к отказу учитывать необратимые процессы, происходившие в стране. Логич. следствием этого были и перманентные проблемы во взаимоотношениях вождей Белого движения и казачьих войсковых образований, неразрешимые конфликты с созданными после развала Рос. империи гос-вами - Польшей, Финляндией, странами Прибалтики и Закавказья, не прекращавшиеся трения с Антантой, а в результате - поражение "Б. Д.". По окончании Гражд. войны важнейшие принципы идеологич. программы и полит. платформы "Б. Д." положены в основу деятельности разл. эмигрантских организаций, прежде всего Рус. общевоинского союза, существующего и до сих пор.

Белое озеро

БЕ́ЛОЕ О́ЗЕРО - на севере европ. России в зап. части Вологодской обл. Крупнейшие впадающие в Б. О. реки - Ковжа и Кема, вытекает из Б. О. р. Шексна. Начало освоения басс. Б. О. относится к кам. веку. Упоминается в др.-рус. летописях, в т. ч. в сообщении о призвании варяжских князей в 862: "И избрались трое братьев... и пришли, и сел... Синеус - на Белоозере". В кон. 14 - нач. 15 в. неподалеку от Б. О. строятся монастыри (назв. впоследствии Кирилло-Белозерским и Ферапонтовым), осн. монахами моск. Симонова монастыря Кириллом и Ферапонтом. В 1846 в юж. части оз. закончено стр-во обводного канала. K сер. 20 в. рыбопромысл. значение Б. О. резко упало. С 1964 оз. входит в систему Шекснинского водохранилища. После стр-ва Волго-Балтийского водного пути транспортное значение Б. О. также снизилось.

Белокуров Вл. Вяч.

БЕЛОКУ́РОВ Вл. Вяч. (1904-73) - актер театра и кино. Окончил в Казани театр. отд. Высш. ин-та нар. образования. С 1936 во МХАТе. Первая роль в кино - Аудитор-заика ("Мертвый дом", 1932) по ром. Ф. М. Достоевского "Записки из мертвого дома". Яркий характерный актер, проявивший себя во всех жанрах - от комедии до трагедии. Самая крупная роль в кино - Чкалов в ф. "Валерий Чкалов" (1941). Среди др. ролей - Священник в ф. "Неуловимые мстители". С 1946 проф. ВГИКа.

Белоподкладочник

БЕЛОПОДКЛА́ДОЧНИК - иронич. название по убеждениям студентов аристократич. происхождения, выходцев из богатых семей, монархистов. Термин Б. возник после введения университетского устава 1884. Отличит. признак Б. - дорогой форменный студенч. сюртук или шинель с непрем. белым кантом и подкладкой. На фоне большинства рос. студенчества, жившего весьма стесненно, Б. выделялись стилем жизни, кругом знакомств, одеждой (белые перчатки, шпага), манерами. К нач. 20 в. термин Б. стал собират., так стали называть и студентов-монархистов, создававших в процессе полит. дифференциации студенчества "правые" орг-ции (напр., "Денница" в Петерб. ун-те).

Белопольский Иос. Ром

БЕЛОПО́ЛЬСКИЙ Иос. Ром. (1879-1956) - издатель. В кон. 1905 организовал в СПб. болыпевист. изд-во "Утро" с целью пропаганды зап.-ев-роп. с.-д. лит-ры, в 1906 влившееся в центр. парт. изд. "Вперед", куда перешел работать Б. В 1918 - инициатор создания и пред. правления Петрогр. кооп. изд-ва "Начатки знаний", к-рое ставило своей целью просвещение широких нар. масс путем изд. науч.-популярных книг, учебников и уч. пособий. В 1918-20 изд-во выпустило 67 назв. книг, из них 44 - уч. пособия, в осн. для школ 1-й ступени; выходили также "Серия учебников для единой трудовой школы", "Серия учебников для школ взрослых", серия "Мировая художественная литература как учитель юных поколений 20 века"; в 1920-е гг. также - серии "Педагогическая библиотека", "Читальня новой школы", "Книги для детей", "Популярная энциклопедия естествознания" (50 вып.), целый ряд изд. по вопросам книговедения, библиографии и библ. дела ("История рус. книги в 19 в." М. Н. Куфаева (1926); "Краткий очерк истории иностранной библиографии" А. И. Малеина (1925); "Основы книговедения" А. М. Ловягина (1926) и др. В 1930 изд. прекратило свою деятельность, в совокупности выпустив ок. 200 кн., после Б. работал в разл. ред.-изд. учреждениях.

Соч.: Воспоминания // Вопр. истории, 1955, № 12.

Белорусский язык

БЕЛОРУ́ССКИЙ ЯЗЫК - нац. яз. белорусов, относится к вост. ветви слав. группы индоевр. яз. Кроме носителей Б. Я. на терр. Белоруссии (ок. 8,8 млн чел.), в разной мере используется белорусами, проживающими в России, на Украине, в Казахстане, Польше, США, Канаде, Аргентине и др. странах (ок. 1 млн чел.). Восходит к др.-рус. яз., однако уже в рамках Киевской Руси имел у белорусов ряд диалектных особенностей. Включение белорус. земель в 13-14 вв. в Великое кн-во Литовское и отделение от Моск. Руси способствовало формированию зап.-рус. письм. яз. - гос. яз. Великого кн-ва Литовского, в пам. к-рого присутствуют белорус. и укр. влияния. Тексты с б. яркими белорус. чертами относят к числу памятников старобелорус. яз. (Литовский статут 1529, летописи Авраамки и Быховца и др.). Первая белорус. печатная кн. изд. в 1517 в Праге белорус. первопечатником Ф. Скориной ("Псалтирь"). Наиб. ранняя письм. фиксация Б. Я. - Договор Полоцка с Ригой (1330). Образование совр. лит. Б. Я. относится к кон. 18 в. Характерные черты Б. Я.: дзеканье и цеканье: дзеци (дети); твердое р: бура (буря); фрикативное г, как и в укр. яз.; аканье, отражаемое и на письме: нага (нога); неслоговое у на месте л, в и у после гласных: писау (писал), дзяучо (девочка); наличие т. н. сложного прошедшего (писау быу); различение родовых форм в склонении числительных: два, дзве; отсутствие элемента н в местоимениях 3-го лица при склонении: без яе (без нее); употребление предлога па в сочетаниях с предложным пад. мн. ч.: па гарадах и селах (по городам и селам); наличие глагольных конструкций с дополнением в дат. пад.: дзякаваць, дараваць, прабачыць каму (благодарить, простить, извинить кого). Основные диалекты - полесский, сев.-вост., юго-вост., среднебелорус. Осн. лит. Б. Я. стали среднебелорус. говоры. В период возникновения соврем. лит. Б. Я. для письм. фиксации использовалась как кириллица (гражд. азбука), так и латиница польской модификации и арабская графика, к-рой пользовались татары (17-20 вв. - тексты Аль-Китабы, Хамайлы и др.). В формировании Б. Я. большую роль сыграло творчество Я. Купалы и Я. Коласа.

Лит.: Карский Е. Ф. Белорусы: Яз. белорус. народа: В 2 кн. М., 1955-56; Ломтев Т. П. Грамматика белорус. языка. М., 1956; Граматыка беларускай мовы: У 2 т. Минск, 1962-66; Дыялекталагичны атлас беларускай мовы: У 2 кн. Минск, 1963; Беларуская граматыка: У 2 ч. Минск, 1985-86; Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. Минск, 1989; Шакун Л. М. Гісторыя беларускай літіратурнай мовы. Минск, 1984; Янкоуски Ф. М. Гістарычная граматыка беларускай мовы. Минск, 1989.

Словари: Носович И. И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870; Флумачальны слоунік беларускай мовы: У 5 т. Минск, 1977-84; Этымалагічны слоунік беларускай мовы: У 4 т. Минск, 1978-91; Русско-белорус. словарь: В 2 т. Минск, 1988-89; Гыстарычны слоунік беларускай мовы. Т. 1-8. Минск, 1982-87; Белорусско-рус. словарь: В 2 т. Минск, 1982; Грабчыкау С. М. Беларуска-рускі слоунік. Минск, 1991.

Белосельский-Белозерский Ал-др Мих.

БЕЛОСЕ́ЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕ́РСКИЙ Ал-др Мих. (1752-1809/10) - дипломат, рус. писатель, действ. тайн. советник, сенатор, камергер, поч. чл. АХ и Рос. акад., Болонского ин-та, Нансийской акад. словесности, Кассельской акад. древностей, кавалер орд. св. Ал-дра Невского, прусских орденов, орд. св. Иоанна Иерусалимского. Всю сознат. жизнь, кроме последних 15 лет, провел за границей. Предст. старин. рода (Рюрикович), образование получил в иезуитской школе в Германии, совершил образоват. путешествие. Знакомство и переписка с Ж.-Ж. Руссо, П. Бомарше, Вольтером, Ж. Мармонтелем, А. Гретри сделали Б. ярым приверженцем франц. просветителей. 1776-79 провел в Италии, изучая муз. иск-во, общаясь со знаменитыми музыкантами (Галуппи, Паизиелло, Анфосси), консультируясь по истории муз. у падре Мартини. Написал Б. "Кн. о музыке в Италии" (Гаага, 1778) - первый музыковедч. труд рус. автора. Высказывания о современниках, а также об актуальной в те годы "войне глюкистов и пиччинистов" сделали имя Б. изв. в Европе. В 1779-96 - рус. посланник в Дрездене, Вене, Турине. Оказывал содействие в приглашении изв. европ. музыкантов в Россию. Оставив службу, поселяется первонач. в Москве, сблизившись с худ. кругами: текст оп. Б. "Оленька, или Первоначальная любовь" правлен Н. М. Карамзиным, старейшиной Моск. муз. клуба, эпитафию Б. сочинил И. И. Дмитриев. Дом Б. в Пб. служил оплотом европ. культуры, страстной поклонницей к-рой была дочь Б. - знаменитая Зин. Волконская.

Белоусова и Протопопов

БЕЛОУ́СОВА И ПРОТОПО́ПОВ - выдающиеся фигуристы, первые советские Олимп. чемпионы по фигурному катанию на коньках.

Б., Люд. Евг. (род. 1935) - з. м. с. СССР (1962). Олимп. чемпионка в парном фигурном катании на коньках (1964 и 1968). Вместе с О. Протопоповым на Зимних Олимп. играх в 1964 завоевала первую в истории сов. фигурного катания на коньках зол. медаль. Чемпионка мира и Европы 1965-68. Чемпионка СССР 1962-64, 1966-68. Награждена 2 орд. Трудового Кр. Знамени (1965 и 1968).

П. Олег Ал. (род. 1932) - з. м. с. СССР (1962). Олимп. чемпион в парном фигурном катании на коньках (1964 и 1968). Вместе с Л. Белоусовой на зимних Олимп. играх 1964 завоевал первую в истории сов. фигурного катания на коньках зол. медаль. Чемпион мира и Европы 1965-68. Чемпион СССР 1962-64, 1966-68. Награжден 2 орд. Трудового Кр. Знамени (1965 и 1968).

После завершения выступлений в спорте - солисты балета на льду. Одни из первых в ряду сов. спортсменов, выехав на З., перешли на положение "невозвращенцев". В наст. время живут в Швейцарии.

Авторы кн. "Золотые коньки с бриллиантами" (М., 1971).

Белые ночи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белый Анд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белый стих

БЕ́ЛЫЙ СТИХ - 1) В широком смысле - всякий нерифмованный стих. 2) Нерифмов. стих новоевроп. силлабич. и силлабо-тонич. поэзии. 3) В узком смысле - нерифмован. 5-стопный ямб; термин чаще употребляется во 2-м значении. Б. С. впервые появляется в нач. 16 в. в Италии как средство имитации антич. поэзии, не знавшей рифмы. Особую популярность приобретает в Англии, гл. обр. как драматич. стих. Первые европ. образцы Б. С. надолго закрепили за ним 5-стопный ямб (и др. его европ. аналоги), отсюда - узкое значение термина. Из эпич. и драм. жанров Б. С. перешел в романтич. элегию и лирич. свободный стих. Рус. поэзия впервые обращается к Б. С. в 18 в., используя для имитации его в "высокой" поэзии античного (А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и др.), в "низкой" - нар. стиха, в к-ром структурную роль рифмы играла клаузула ("Илья Муромец", 1794; ранние стихи Н. М. Карамзина). На рубеже 18-19 вв. рус. Б. С. переходит из лирики в эпос (А. Н. Радищев, С. С. Бобров). Нач. 19 в. закрепляет за Б. С. 5-стопного ямба всю серьезную драму ("Борис Годунов" А. С. Пушкина и др.). В этот период характерной чертой Б. С. во всех размерах и жанрах является астрофичность (окончания разнородны и чередуются неупорядоченно); карамзинская традиция строфич. Б. С. постепенно возрождается лишь к сер. 19 в. (прежде всего у А. В. Кольцова). Осн. сферы использования Б. С. в 19 в. закрепляют за ним определ. семантику. Более поздние обращения к нерифмов. стиху обычно вызывали ассоциации со стихотворной драмой, нар. стихом (гл. обр. благодаря рус. романтикам, А. В. Кольцову и особенно поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). В 20 в. освоение верлибра несколько снижает популярность силлабо-тонич. Б. С. Пример Б. С. (О. Мандельштам):

Я не увижу знаменитой "Федры"

В старинном многоярусном театре,

С прокопченной высокой галереи,

При свете оплывающем свечей.

И, равнодушен к суете актеров,

Сбирающих рукоплесканий жатву,

Я не услышу, обращенный к рампе,

Двойною рифмой оперенный стих:

"Как эти покрывала мне постылы..."

Белых Григ. Георг

БЕЛЫ́Х Григ. Георг. (1906-38) - прозаик, дет. писатель. Был беспризорником, учился в Школе социально-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского (Шкид). Автор ряда журналистских работ и книг, из к-рых наиб. популярна написанная в соавт. с Л. Пантелеевым пов. "Республика Шкид" (1927). Репрессирован. Погиб в заключении.

Бельведер

БЕЛЬВЕДЕ́Р (от итал. bello - красивый и vedere - видеть) - возвышенное место или помещение на возвышенном месте для созерцания окрестностей. Напр., павильон Б. в Бабигоне с видом на Пб. и Петергоф.

Бельские

БЕ́ЛЬСКИЕ - живописцы 18 в.

1) Б. Ив. Ив. (1719-99) - декоративный живописец. Учился у И. Я. Вишнякова, Д. Бона, Перизинотти, впоследствии долгое время сотрудничал с Дж. Валериани. С 1743 в СПб. С сер. 1740-х гг. и до самой смерти работал в "Канцелярии от строений", в особой "живописной команде", под рук. И. Я. Вишнякова. В 1760 возведен в ранг мастера. В "канцелярии" был исключительно популярен как педагог, внедряя в принципы обучения понятие школы как совокупности практических приемов исполнения определ. круга работ. Писал образа для собора Александро-Невской лавры, иконы для дворцовых церквей "Христос-Вседержитель" и "Богоматерь с Младенцем" (обе - 1764). За икону св. Павла (1769) получил звание акад., и она же послужила оригиналом для мозаики, исполн. в том же году в руководимой Б. мастерской. Из декоративных работ известны его плафоны, панно, множество десюдепортов для ими. дворцов. Оставаясь мастером декоративного стиля, тяготел к станковой живописи. Владение цветом, позволяющее передать форму предметов, внутреннюю экспрессию картины, мерцающие переливы красок, приближали опыты Б. к ист., монумент. живописи. "Архиерей во время служения литургии" (1770); упомянутая выше икона св. Павла; "Голова ап. Петра" и "Плач Петра" (1783).

2) Б. Ал. Ив. (1730-96) - живописец, брат И. И. Вельского. Крепостной (освобожден в 1773). С 1743 работал в петерб. "Канцелярии от строений", в "живописной команде", где и учился у Джироламо Бона, И. Я. Вишнякова. В 1770 произведен в мастера "живописного художества". Писал образа для Андреевского собора в Киеве; сохранилась его икона "Воскресение Господне" (1748); ряд панно - иллюстраций к "поучительным надписям", выполн. для Смольного ин-та, каждое из к-рых представляет собой жанровую сценку и одноврем. удачно передает средствами живописи лит. сюжет: "Не лги", "Не будь никогда праздна", "Не вреди никакому животному и не озлобляй его" (все - 1764). Писал театр. декорации, напр., к опере "Александр Македонский" (1757). Пользовался славой лучшего мастера декоративной живописи, выступая вместе с Дж. Валериани в качестве его помощника и автора панно, плафонов в имп. резиденциях в Петергофе, Царском Селе, Зимнем дворце. Исполнил 14 десюдепортов, характерная особенность к-рых - четкая композиция и широкая гамма цветов, "Цветы, фрукты и попугай" (1754). Известны его опыты в декоративном пейзаже - "Архитектурный вид" (1789), "Орловские ворота и руина в Царском Селе" (1788) и др.

3) Б. Ефим Ив. (1730? -78) - брат Ив. и Ал. Вельских, живописец. Работал в "живописной команде" "Канцелярии от строений". Писал театр. декорации совм. с Дж. Валериани, плафоны в Большом Царскосельском дворце, Зимнем деревянном дворце.

4) Б. Мих. Ив. (1753-94) - живописец. Учился в АХ, в классе портретной живописи у А. П. Лосенко и Д. Г. Левицкого, затем в Англии и у Ж.-Б. Грёза в Париже. Известны его портреты "Учитель с двумя учениками" (1773) и "Композитор Д. С. Бортнянский" (1788), за к-рый художник получил большую Зол. медаль первого достоинства, и ряд копий: "Портрет Петра I" и "Гетман" И. Н. Никитина, "Девочки с куклой" Ж.-Б. Грёза и др.

Бельский Иг. Дм

БЕ́ЛЬСКИЙ Иг. Дм. (род 1925) - артист балета, балетмейстер. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1943 (кл. А. Лопухова), актерский ф-т ГИТИСа (1957). В 1943-63 артист Т-ра им. Кирова, первый исполнитель партий: Шурале ("Шурале"), Северьян ("Кам. цветок"); среди др. ролей: Остап ("Тарас Бульба"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Ли Шанфу ("Красный мак"), Ротбарт ("Лебединое озеро"), характерные танцы в балетах и операх. В 1946-66 преподавал характерный танец в Ленингр. хореогр. уч-ще, с 1962 (с перерывами) готовит балетмейстеров в Ленингр. консерватории. В 1962-73 гл. балетмейстер Малого т-тра, в 1973-77 - Т-ра им. Кирова, в 1978-79 - Каир. балета, с 1979 - Ленингр. мюзик-холла. Поставил в Т-ре им. Кирова спектакли: "Берег надежды" (комп. А. Петров, 1959), "Ленинградская симфония" (на муз. Д. Шостаковича, 1961), "Икар" (С. Слонимский, 1974); в Малом т-ре: "Конек-Горбунок" (Р. Щедрин, 1963), "Одиннадцатая симфония" (на муз. Шостаковича, 1966), "Овод" (А. Чернов, 1967), "Щелкунчик" (1969). Лучшие спектакли Б. "Берег надежды", "Ленинградская симфония", "Одиннадцатая симфония" построены в жанре танц. симфонии и посв. совр. теме. Вместе с ранними балетами Ю. Григоровича они утвердили новое направление в сов. балете. Б. - худож. рук. Академии рус. балета им. А. Я. Вагановой.

Бельэтаж

БЕЛЬЭТА́Ж (от фр. belle - прекрасный и étage - ярус) - первый ярус зрит. зала над бенуаром и амфитеатром.

Беляев Ал-др Ром

БЕЛЯ́ЕВ Ал-др Ром. (1884-1942) - прозаик, журналист. Род. в семье священника. Окончил Смолен. духовную семинарию (1901) и Демидовский юрид. лицей в Ярославле (1906), занимался юрид. практикой, работал режиссером, принимал участие в деятельности Смоленского симфонич. об-ва, сотрудничал в газ. "Смоленский вестник". Заболев костным туберкулезом, в 1917-21 лечился в Ялте, там же работал в угрозыске, был инспектором дет. дома. С 1923 жил в Москве, работал юрисконсультом Наркомпочтеля, в 1931 поселился в Детском Селе, где скончался. Печатался с 1910 (пьеса для детей "Бабушка Мойра"). С 1925 работал преим. в жанре науч. фантастики. Б. - один из основоположников науч.-фантастич. жанра в сов. ли-т-ре. Опираясь на мат-лы самых разл. областей знания - медицины, биологии, астронавтики, радио, ракетной техники и т. п., он сочинил около двух десятков романов, множество повестей, рассказов и очерков. Наиб. известные из них - "Голова проф. Доуэля", 1926; "Остров погибших кораблей"; "Последний человек из Атлантиды", 1927; "Человек-амфибия", 1928; "Прыжок в ничто", 1933; "Звезда КЭЦ", 1940; "Ариэль", 1941.

Беляев Митрофан Петр.

БЕЛЯ́ЕВ Митрофан Петр. (1836-1903) - издатель, муз. деятель, меценат; лесопромышленник. В 1885-95 фирма "М. П. Беляев в Лейпциге" выпустила 850 соч. рус. композиторов, в т. ч. "Увертюру на греческие темы" А. К. Глазунова. Сыграл большую роль в орг-ции "Рус. симфонич. концертов" (1885-1918), учреждении премий им. М. И. Глинки (1884-1917).

По имени Б. был назван "Беляевский кружок" - творч. содружество петерб. музыкантов, объединявшее профессионалов и любителей музыки в период с 80-х гг. 19 в. до нач. 20 в. Членами кружка были Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, В. В. Стасов, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и др. Деят-ность содружества носила художественно-просветит. характер и была направлена на пропаганду и распространение рус. музыки.

Лит.: Памяти Митрофана Петровича Беляева: Сб. очерков, статей и воспоминаний. Париж, 1929; Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. Л., 1975.

Беляев Свят. Ал-др.

БЕЛЯ́ЕВ Свят. Ал-др. (1903-42) - кинооператор. Работать начал в 1923 на Ленингр. ф-ке "Севзапкино" помощником, затем ассистентом кинооператора Ф. Вериго-Доровского. В 1925 вместе с ним снял свою первую картину "Минарет смерти" (реж. В. Висковский). Среди снятых Б. 17 ф. - "Девушка с далекой реки" (1928), "Мой сын" (1929), "Золотой клюв" (1929), "Города и годы" (1930, по ром. К. Федина, два последних совм. с А. Сигаевым). В этих картинах Б. вместе с реж. Е. Червяковым и худ. С. Мейкиным настойчиво работает над поисками новых выразит. средств, внося немалую долю поэтич. видения портрета и натуры. Яркость и свежесть, оригинальность и смелость операт. работы Б. делает его на рубеже 20-30 гг. вместе с Москвиным в совм. работе в ф. "Турбина № 3" (1927, реж. С. Тимошенко) и В. Гордановым основателем широко изв. "ленингр. школы операторского мастерства". Из др. работ Б. интересны "Наполеон-газ" (1925, реж. С. Тимошенко), "Балтийцы" (1938, реж. А. Файнциммер). С нач. Вел. Отеч. войны Б. уходит в армию и погибает в боях за Ленинград.

Лит.: Гуревич С. За камерой стояли трое // Из истории Ленфильма. Л., 1968. Вып. 1.

Беляев Юр. Дм

БЕЛЯ́ЕВ Юр. Дм. (1876-1917) - театр. критик, драматург. Лит. деятельность начал в 1894, сразу после окончания г-зии (газ. "Живописное обозрение", "Север", "Россия", ж. "Театральная жизнь"). С 1899 - пост. автор "Нового времени". Б. - мастер актерского портрета, к "режиссерскому театру" относился отрицательно, особый интерес проявляя к романтич. т-ру. Автор работ "Пушкин и театр" (1899), "Русские водевилисты" (1898); худож. прозы; водевиля "Путаница, или 1840 год" (1909), пьес "Красный кабачок" (1911), "Псиша" (1911), "Дама из Торжка" (1912).

Беляковы

БЕЛЯКО́ВЫ - семья цирковых артистов. Венедикт Ник. (1909-78). В цирке с 1926. Выступал в разл. акробатич. номерах. Создатель и руководитель номера "Акробаты-прыгуны на подкидных досках" (1932), в к-ром исполнялись рекордные трюки и комбинации: колонна из четырех, колонна из пяти и др. Новаторским стал выпущ. в 1947 номер "Акробаты на качелях": качели стали своеобр. трамплином, к-рый давал возможность артистам демонстрировать уникальные трюки с большой высотой и амплитудой полета; с 1969 в номер введены дрессиров. медведи. Дрессировщиком медведей, а с 1977 руководителем номера был сын Б. - Венедикт Венедиктович (род. 1947). Среди участников номера (в разные годы): В. Белякова, И. Девяткин, В. Назаров, Н. Шаламов, С. Твеленеви др. В 1978 номер под рук. Б.-младшего завоевал приз "Золотой клоун" на Междунар. цирковом конкурсе в Монте-Карло. Вместе с рук. номера этой награды удостоены: Л. Попов, В. Легостаев, В. Касьянов, В. Чувпила, В. Катюшев, А. Воробьев, С. Лавров, В. Солдатов, В. Алексеев, В. Рыльсков. Дочь Б., Генриетта Венедиктовна (род. 1934), в 1944 вместе с отцом демонстрировала акробатич. дуэт, затем выступала как дрессировщица собак, с 1964 - журналистка.

Лит.: Кузнецов Е. М. Арена и люди Сов. цирка. Л.; М., 1947; Гурович А. Б. Венедикт Беляков. М., 1983.

Бёме Якоб

БЁМЕ Якоб (1575-1624) - философ-мистик. Род. в Альт-Зейденберге в крестьян. семье. Закончив обучение сапожному ремеслу и завершив обычное в ту пору для ремесл. уч-ков странствие, поселился в Герлице, где открыл собств. сапожную мастерскую и прожил до своей кончины. Первое и самое знаменитое произв. Б. "Аврора, или Утренняя заря в восхождении", расходившееся в своих установках с традиц. лютеранским вероучением, послужило причиной гонений на автора со стороны нем. духовенства. Соч. Б. были одним из главнейших источников, откуда рус. масоны черпали знание и вдохновение для практич. жизненной работы. Их идеи были филос. основой рус. розенкрейцерства. В кон. 18 - нач. 19 в. перевод всех соч. был выполнен рус. розенкрейцером С. И. Гамалеей. Этот перевод распространялся в рукописных копиях сподвижниками Н. И. Новикова. Новый всплеск интереса к трудам Б. возник в 1910-е, а также на рубеже 80-90-х гг. 20 в. в связи с возросшим вниманием к мистич. учениям.

Бендер Остап

БЕ́НДЕР Остап - герой романов И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", обаятельный авантюрист, "великий комбинатор", отличающийся предприимчивостью и чувством юмора, выгодно использующий в своих интересах все недостатки жизни сов. России 20-х гг. Б. - один из немногих лит. героев, к-рому воздвигнут памятник (Элиста, Калмыкия, 1998).

Бенедиктов Влад. Григ

БЕНЕДИ́КТОВ Влад. Григ. (1807-73) - поэт, переводчик. Чл.-корр. Петерб. АН (1855). Сын провинц. чиновника, в 1814 получившего потомств. дворянство. Учился в петрозаводской Олонецкой г-зии (с 1817) и 2-м кадет. корпусе в СПб. (1821-27); выпущен в гвардию, в 1831 участвовал в польской кампании. После отставки на службе в Мин. финансов (1832-58), 1850-действ. статский советник. В 1835 выступил со сб. "Стихотворения", имевшим шумный успех как в лит., так и в читат. среде. Б. приобрел необыкнов. популярность, вызвал волну подражаний, хотя его репутация вскоре была поколеблена выступлением В. Г. Белинского. В 1838 выпустил вторую книгу стих., уже не вызвавшую прежнего резонанса. Соч. Б. раннего периода отличали: ритмич. богатство, повышенная экспрессивность, склонность к экспериментаторству (в частности, обилие неологизмов, смелая метафоричность, нередко оборачивающаяся стилистич. просчетами), эффектная трактовка, но одноврем. снижение и вульгаризация осн. романтич. тем ("Утес", 1835; и др.). В 1840-е Б. постепенно сходит с лит. сцены, но в 1854 возвращается на нее (программное стих. "К моей музе"). В позднем творчестве отдал дань гражданским темам, ряд стих. вновь привлек широкое внимание ("К новому поколению", 1858; "Борьба", "И ныне", оба 1859 или 1860; и др.). В 1856 издал трехтомное "Собрание стихотворений", в 1857 доп. "Новыми стихотворениями". Значит. место в наследии Б. принадлежит поэт. переводам (А. Мицкевич, В. Гюго, О. Барбье, Ш. Петефи, У. Шекспир и др.).

Бенефис

БЕНЕФИ́С - спектакль, сбор от к-рого поступает в пользу актера-бенефицианта. Позволял актерам влиять на собств. репертуар, выбирать пьесу и роль самостоятельно. Через бенефисную систему, существовавшую в России с кон. 18 до нач. 20 в., вошли в репертуар пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского, Чехова. Кроме актеров, Б. назначался режиссерам, композиторам, драматургам, семьям умерших артистов.

Бенефиций

БЕНЕФИ́ЦИЙ (от лат. beneficium - благодеяние) - одна из форм феод. пожалований. Первоначально, в древнеримском словоупотреблении, слово не имело юридич. смысла и обозначало услугу, оказанную одним лицом другому. В рим. праве Б. обозначал особые льготы, предоставляемые нек-рым категориям лиц с целью смягчения для них действия общей нормы права. В период образования варварских королевств в 6-7 вв. Б. обозначает земли, переданные королями своим дружинникам и др. лицам на основе врем. владения, б. ч. становившегося наследственным.

Вопрос о системе Б. в Рус. гос-ве является предметом дискуссии, хотя принципиальное мнение о наличии аналога Б. можно считать сложившимся. Н. П. Павлов-Сильванский считал, что Б. тождественны русскому поместью "удельного" периода 13 - 1-й пол. 14 в., др. историки обнаруживают систему Б. еще в Др. Руси. Согласно иной точке зрения Б. сопоставимы с системой кормления, широко распространенной на Руси 11-15 вв. Однако нек-рые совр. ученые склонны сближать кормления с английским бокландом, владением на основе королевской грамоты, сопровождаемым др. льготами и иммунитетами. По мнению С. Б. Веселовского, рус. феодализм вырастал на протяжении 14-15 вв. в форме вотчинного, а с последних десятилетий - поместного землевладения, разрушая при этом систему кормлений.

Лит.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М. - Л., 1947; Пашуто В. Т. Черты полит. строя Др. Руси, в кн.: Древнерус. гос-во и его международное значение. М., 1965; Павлов-Сильванский П. Н. Феодализм в России. М., 1988, с. 450.

Бенешевич Влад. Ник

БЕНЕШЕ́ВИЧ Влад. Ник. (1874-1938) - исследователь лит-ры, а также церк. и гос. права стран вост. христ-ва (Византии, Руси, Армении, Грузии). Учился в СПб. ун-те, затем в Германии. Изучал греч., слав., армянс. и груз. рукописи в книгохранилищах Европы, монастырских б-ках Палестины, Греции, Синая. С 1912 - поч. д-р права Афинского нац. ун-та, с 1914 - чл. Страсбургской Академии. В 1911 уволен из Пг. ин-та, где преподавал с 1905, продолжил работу в Правовом исслед. ин-те при Ун-те (закрыт в 1923). Подвергался арестам в 1922 и 1924. В 1924 избран чл.-корр. РАН. С 1925 - гл. библиотекарь ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Избран чл.-корр. Баварской (1927) и Прус. (1929) академий. 25 нояб. 1928 арестован, осужден по сфабриков. обвинению; с Соловков вызван на новое следствие по "делу АН". В 1931-33 - в Ухтпечлаге, по освобождении работал в ГПБ, преподавал в ЛГУ. В 1937 выход книги Б. в изд-ве Баварской АН послужил поводом к газетной кампании против Б. и увольнению его с работы, за чем последовали арест и в 1938 - расстрел по сфабриков. обвинению в шпионаже.

Соч.: Канонич. сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года: К древнейшей истории источников права греко-вост. церкви. СПб., 1905-07; Четвероевангелие в древнем грузинском переводе по рукописям 913 и 995 годов / Под ред. В. Н. Бенешевича: В 2 вып. СПб., 1909-11; Памятники Синая археологические и палеографические: В 2 вып.: Вып. 1. Л., 1925; Вып. 2, СПб., 1912; Синагога в 50 титулах и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914.

Бениаминов Ал-др. Дав

БЕНИАМИ́НОВ Ал-др. Дав. (1904-91) - рус. актер. Нар. артист РСФСР (1968). Дебютирует на сцене Бродячего нар. т-ра в Кисловодске (1919). В 1922 оканчивает Драм. курсы батумского Центр. раб. клуба. В 1923 поступает в ГИТИС (кл. А. П. Петровского, затем Б. М. Сушкевича). Учится также в Гос. ин-те кинематографии, работает в моск. т-ре "Атеист", живой газете "Молодой ленинец", в сезоне 1926/27 в "Синей блузе". В 1927-29 в Ленингр. т-ре Сатиры, участвует во мн. обозрениях, с успехом исполнив роль Саньки ("Республика на колесах" А. Мамонтова), Чубчика ("Вредный элемент" В. Шкваркина). В 1930 Б. переходит в Мал. оперный т-р, где выступает в осн. в опереттах Ф. Эрве, Р. Планкетта. Интерес к акробатике, пантомиме, клоунаде приводит Б. в Ленингр. мюзик-холл, он играет у Н. П. Акимова маркиза Патагуаноса ("Святыня брака" Э. Лабиша, 1934), помощника реж. Полидора в оп-те Ф. Эрве "Небесные ласточки" (1933) и Скамейкина в комедии-обозрении И. Ильфа и Е. Петрова "Под куполом цирка" (1936). С 1937 - в акимовском Т-ре комедии; среди лучших ролей - Мальволио ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира, 1937 и 1964), Мин. финансов ("Тень" Е. Шварца, 1940 и 1960), Бламанже ("Помпадуры и помпадурши" М. Салтыкова-Щедрина, 1954); лирич. окрашенные образы: Муромский в "Деле" (1964) и "Свадьбе Кречинского" (1966) А. В. Сухово-Кобылина, роли совр. отеч. репертуара: Муся ("Дальний родственник" А. Хазина, 1971), Абуталип ("Маленькое окно на большой океан" по Р. Гамзатову, 1972). В годы Вел. Отеч. войны Б. организует Фронтовой т-р миниатюр. Воен. миниатюры, рассказы, стихи и в мирные годы оставались в его концертном репертуаре. В 1976 Б. эмигрировал в США, где возглавил Совет ветеранов 2-й мир. войны, снимался в кино (к/ф "Москва на Гудзоне"). Умер в Нью-Йорке. Среди др. ролей: сэр Питер ("Школа злословия", 1937), Валерио ("Валенсианская вдова", 1939), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин", 1945), Харди ("Рус. вопрос", 1947), Москатель ("С любовью не шутят", 1948), Князь ("Дядюшкин сон", 1956).

Предыдущая страница Следующая страница