Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БЕН"-"БЕС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БЕН"-"БЕС")

Бениовский Мориц Август

БЕНИО́ВСКИЙ (Беневский) Мориц Август (ок. 1740-86) - полк. офиц. Барской конфедерации. Род. в Венгрии, служил в австр. армии и участвовал в Семилетней войне. В 1769 вторично попал в рус. плен и был сослан на Камчатку. Весной 1771 возглавил заговор ссыльных в Большерецке. Во время поднятого восстания, к которому присоединились камчадалы, казаки, рабочие люди и крестьяне, была уничтожена часть администрации, а жители приведены к присяге Павлу Петровичу. На захваченном галиоте "Св. Петр" 70 мятежников вышли в море. В сент. "Св. Петр" пришел в Макао (перв. рус. корабль в Китае), где был продан. В 1772 Б. и оставшиеся в живых мятежники на зафрахтован. купеч. судах сумели добраться до Франции. 17 человек пожелали вернуться в Россию и при содействии рус. резидента в Париже Н. К. Хотинского были отправлены на родину и прощены. Сам Б. впоследствии возглавлял фр. воен. эксп., направленную для покорения Мадагаскара, побывал в Англии и Америке, служил в австр. армии. Погиб при попытке захватить остров Мадагаскар. Автор мемуаров.

Бенкендорф Ал-др Христоф.

БЕНКЕНДО́РФ Ал-др Христоф. (1781 или 1783-1844) - граф (1832), воен. и гос. деятель, ген. от кавалерии (1829), ген.-адъютант (1819), поч. чл. Петерб. АН (1827). Получил воспитание и образование в частном пансионе, в 1798 поступил на воен. службу. Произведен в прапорщики л.-гв. Семеновского полка с назначением флигель-адъютантом к имп. Павлу I. Участвовал в воен. действиях в Грузии, в войнах с Турцией, с Францией, в Отеч. войне 1812. Проявил себя храбрым и умелым командиром. В 1819 назначен нач. штаба гв. корпуса, подал имп. Александру I две записки: о наличии тайных об-в в России, в к-рой донес и на своих товарищей по масонской ложе, и об орг-ции тайной полиции, но записки остались без внимания. При имп. Николае I Б. - чл. комиссии по делу декабристов. В 1826 назначен гл. нач. 3-го отделения Собств. Е. И. В. Канцелярии, ставшей надведомств. органом высш. надзора за всем, что делается в гос-ве, а также шефом жандармов. Деятельность Б. на этих должностях снискала ему дурную славу. Он ужесточил цензуру, широко распространил слежку и надзор за отд. личностями и группами, возбуждавшими подозрение в полит. неблагонадежности. Б. пытался создать "свою" лит-ру, используя ж. "Сев. пчела", в к-ром появлялись статьи, написанные на заказ. В 1826 Б. назначен сенатором, в 1831 чл. Гос. совета и К-та мин-ров, но деятельного участия в этих учреждениях не принимал. В 1840 назначен к присутствию в к-те о дворовых людях и по образованию еврейского быта. Внезапно умер, возвращаясь из-за границы, куда был вынужден отправиться на лечение. При жизни Б. напечатаны две его воен.-ист. работы: "Описание воен. действий отряда, находившегося под нач. ген. Винценгероде в 1812 г." и "Действия отряда ген.-майора Бенкендорфа в Голландии" ("Воен. журнал" за 1817). "Записки" Б. изданы в отрывках в труде Н. К. Шильдера "Имп. Николай I" (т. 1-2, СПб., 1903).

Лит.: Лемке М. К. Николаевские жандармы и лит-ра 1826-1855, 2-е изд. СПб., 1909.

А. Х. Бенкендорф

А. Х. Бенкендорф

Бенни Артур Ив

БЕННИ́ Артур Ив. (Артур Вильям) (1840-67) - обществ. деятель. В 1857 окончил г-зию в Петрокове (Царство Польское), уехал в Великобританию и принял брит. подданство. Познакомился с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым и вскоре стал их эмиссаром в России (1860). Был заподозрен в связях с 3-м Отделением. Привлекался к дознанию по делу "О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами" (1862-63), заключен в тюрьму за недонесение о приезде в Россию В. И. Кельсиева (1865). В 1865, после того как его прошение о принятии в рус. подданство было отклонено, уехал в качестве корр. английских газет в отряды Д. Гарибальди, был ранен, взят в плен, скончался после неудачной ампутации руки. Подозрения о связях Б. с русским правительством не рассеялись и после смерти Б., что вызвало в 1868 попытки Герцена и И. С. Тургенева вступиться за него. Н. С. Лесков посвятил судьбе Б. очерк "Загадочная натура" (1870) и вывел его в образе Вильяма Райнера в ром. "Некуда" (1864).

Лит.: Рейсер С. Артур Бенни, М., 1933.

Беннигсен Леонт. Леонт.

БЕ́ННИГСЕН Леонт. Леонт. (Левин Август Теофил) (1745-1826) - граф (1813), воен. деятель, ген. от кавалерии (1802). Род. в Ганновере. В 1773 на рос. службе. Участвовал в рус.-тур. войне 1768-74. В 1778 произведен в подполк., участвовал в походе по завоеванию Крыма в 1783. В 1787 получил чин полк. и был назначен ком. Изюмского легкоконного полка, во время рус.-тур. войны 1787-91 отличился при штурме Очакова, взятии Бендер и в др. сражениях. За польск. кампанию 1794 награжден зол. с бриллиантами шпагой с надписью "За храбрость". В 1796 участвовал в персид. походе. В 1798 произведен в ген.-лейт., но вскоре попал в опалу, жил в имении в Минской губ., затем вновь принят на службу и послан на Кавказ. Один из гл. участников дворцового переворота 11 марта 1801 и убийства имп. Павла I. В нач. царствования имп. Александра I назначен виленским воен. губернатором и нач. литов. арт. инспекции. В кампанию 1806-07 ком. корпусом, одержал победу при Пултуске, назначен главнокоманд. рус. армией. Положение Б. резко ухудшилось после поражения под Фридландом в 1807. Во время Отеч. войны 1812 Б., метивший в главнокоманд., назначен нач. гл. штаба рус. армии. Отличился в Бородинской битве, за что награжден орд. Св. Андрея Первозванного. Интриговал против М. И. Кутузова, по требованию последнего отстранен от должности и удален из армии. В кампанию 1813-14 команд. польск. армией, потерпел ряд поражений. С 1814 команд. 2-й (Юж.) армией в Молдавии, в 1818 уволен в отставку и вернулся на родину, в Ганновер. Б. отличался личной храбростью и хладнокровием, но был робок и нерешителен в управлении армией, не мог установить дисциплину, подчинить своей воле войско. Обладая большими знаниями в обл. воен. дела, не мог применить их на практике. Оставил "Записки гр. Л. Л. Беннигсена о войне с Наполеоном 1807 г." (СПб., опубл. 1900).

Л. Л. Беннигсен

Л. Л. Беннигсен

Бенуа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бенуар

БЕНУА́Р (фр. baignoire - "ванна") - ложи в т-ре, располож. по обеим сторонам партера на уровне сцены или немного ниже. Впервые появились в 18 в. во Франции после запрещения размещаться на сцене привилегиров. части публики. Первонач. затягивались сеткой, позволяющей посетителям Б. оставаться невидимыми. Б. получил широкое распространение в театр. зданиях 18-19 вв.

Берберова Нина Ник

БЕРБЕ́РОВА Нина Ник. (1901-93) - писательница. Род. в СПб. в семье армянина - сотрудника мин-ва финансов и рус. дворянки. В 1921 вошла в поэтич. круги С.-Петербурга, занималась в студии Н. С. Гумилева при Доме иск-в. Дебютировала как поэт в 1922 в коллективном сб. "Ушкуйники". В июне того же года вместе с В. Ф. Ходасевичем, вскоре ставшим ее мужем (разошлась в 1932), уехала из сов. России. Супруги жили у М. Горького в Берлине и в Италии, затем в Париже. Здесь Б. в теч. 15 лет состояла лит. сотр. газ. "Последние новости". Наряду со стихами начала писать прозу: рассказы (сб. "Облегчение участи", Париж, 1949), ром. ("Последние и первые. Ром. из эмигрантской жизни", Париж, 1930; "Повелительница", Берлин, 1932; "Без заката", Париж, 1936), повести ("Аккомпаниаторша" // Соврем. записки (Париж), 1935, № 58; "Памяти Шлимана" // Мосты (Мюнхен), 1958, № 1; Повести. М., 1992), беллетризованные биографии ("Чайковский: История одинокой жизни". Берлин, 1936; М. - кн. переведена на мн. европ. языки; "Бородин", Берлин, 1938; "Железная женщина", Нью-Йорк, 1981; М. 1991 - биография М. И. Закревской-Бенкендорф-Будберг, любовницы М. Горького, спутницы жизни Г. Уэллса, двойного агента сов. и зап. спецслужб). Плодом серьезных ист. разысканий Б. явилась кн. "Люди и ложи: Русские масоны XX века" (Нью-Йорк, 1986). С 1950 Б. жила в США, преподавала в разл. ун-тах. Со временем переводы ее произв. обрели известность в США - не без участия Жаклин Кеннеди-Онассис, работавшей в последние годы жизни издательским ред. и "открывшей" для амер. читателя раннюю прозу Б. Самое знаменитое произв. Б. - кн. мемуаров "Курсив мой", авторизов. пер. к-рой увидел свет в Лондоне и Нью-Йорке в 1969 (первое рус. изд.: Мюнхен, 1972; первое в России: М., 1996). Скандал, вызванный субъективностью и язвительностью нек-рых характеристик деятелей рус. лит. зарубежья, лишь способствовал читат. интересу к кн., написанной, по общему признанию, с большим худож. мастерством. В 1989 Б. посетила "перестроечный" СССР, где ее восторженно встречали как живую представительницу рус. лит. классики "Серебряного века".

Н. Н. Берберова

Н. Н. Берберова

Берви-Флеровский Вас. Вас.

БЕ́РВИ-ФЛЕРО́ВСКИЙ Вас. Вас. (наст. имя и фам. Вильгельм Вильгельмович Берви; лит. псевд. Н. Флеровский) (1829-1918) - социолог, публицист, экономист и беллетрист, участник обществ. движения 1860-90-х гг. Окончил юрид. ф-т Казанского ун-та (1849), служил в Мин-ве юстиции, с 1859 чиновник для особых поручений, пользовался доверием и расположением мин. В. Н. Панина. С 1856 печатался в ж. "Современник", позднее под псевд. или анонимно сотрудничал в ж. "Дело", "Слово", "Отеч. записки". В 1861 разработал проект суд. реформы (отвергнут как излишне либеральный). За поддержку участников студенч. волнений осени 1861 и выступления тверских мировых посредников в 1862 сослан (позднее многократно подвергался арестам, находился в ссылке до 1887). В нач. 1870-х гг. близок к кружкам "чайковцев" и "долгушинцев", автор агитационной брошюры и прокламации. С 1890 жил в Закавказье. В 1893 во время загран. поездки установил связи с "Фондом вольной рус. прессы", издал с его помощью беллетризиров. восп. "Три полит. системы. Николай I, Александр II, Александр III" (Лондон, 1897; в сокращ. виде изд. в 1929 под назв. "Записки революционера-мечтателя"). С кон. 1890-х гг. тяжело болел, жил на пенсию Лит. фонда.

В труде "Положение рабочего класса в России" (1869) Б.-Ф. подверг резкой критике как пережитки крепостничества, так и нарождавшиеся капиталистич. отношения, к-рые, по его убеждению, неспособны обеспечить сносные условия существования трудящимся, т. е. большинству народа. Филос. и социологич. взгляды Б.-Ф. нашли отражение в работах "Азбука социальных наук" (ч. 1-2. СПб., 1871; ч. 3. Лондон, 1894), "Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина" (1878), "Критика осн. идей естествознания" (1904). Автор ром. "На жизнь и смерть. Изображение идеалистов" (Женева, 1877, в России изд. в 1907).

Соч.: Избр. экономич. произв., т. 1-2. М., 1958-59.

Лит.: Аптекман О. В. В. В. Берви-Флеровский. По мат-лам быв. III отделения... Л., 1925, Плакида М. М. Бесстрашный труженик. Ставрополь, 1960.

Берг Лев Сем

БЕРГ Лев Сем. (1876-1950) - географ и биолог. Акад. (с 1946). През. Геогр. об-ва СССР (1940-50). Окончил Моск. ун-т (1898). Проф. ихтиологии и гидрологии в Моск. с.-х. ин-те, с 1916 - проф. Петрогр. (Ленингр.) ин-та. Науч. труды посв. теории географии, учению о ландшафтах и ландшафтных зонах, регион. географии, истории рус. географии, ихтиологии, лимнологии, климатологии, палеографии, геоморфологии и др. Б. развил учение В. В. Докучаева о природных зонах, разработал учение о ландшафтах, предложил почв. теорию образования леса. Удостоен Малой зол. медали (1902), Зол. медали им. П. П. Семенова (1909) и Константиновской медали (1915) РГО. Именем Б. назван действ. вулкан на о. Уруп (Курильские о-ва), пик на Памире, мыс на о. Сев. Земля, ледники на Памире и в Джунгарском Алатау; имя Б. вошло в лат. назв. б. 60 животных и растений. В 20-30-х гг. Б. подвергался жестокой критике за "идеализм", проявившийся якобы в его телеологич. пересмотре эволюц. теории Дарвина (см. его "Номогенез", 1922). Идеи Б. принадлежат к числу первых естеств.-науч. концепций, осужд. в СССР по идеологич. соображениям. Широкий интерес к воззрениям Б. на эволюцию возродился с 70-х гг.

Бергамаско Карл Ив

БЕРГАМА́СКО Карл Ив. (1830-96) - петерб. фотограф. В 1848 Б. прибыл из Италии в Пб. вместе с матерью, первой женщиной-дагерротипистом. В этом же году она купила дагерротипное заведение Фоконье. Ее сын стал впоследствии известным фотографом, в основном снимавшим портреты, для "оживления" раскрашенные акварелью. В Эрмитаже хранятся два сделанных таким способом фотопортрета вел. княгинь Марии Александровны и Александры Иосифовны (70-е гг.). В ателье Б. работали видные художники М. А. Зичи, С. К. Зарянко, И. Шарлемань и др. Заказчиками были члены царствующего дома, представители аристократич. кругов, писатели, артисты, чиновники, купцы, мещане. В 60-е гг. в ателье Б. снялся декабрист И. А. Анненков, вернувшийся из сибирской ссылки. В 1874 сделан изв. поясной портрет И. С. Тургенева. 5 марта 1878 Б. в числе др. фотографов подписал документ об учреждении V Отдела светописи и ее применения Ими. Рус. Техн. Об-ва.

Лит.: Столпянский П. Н. Дагерров секрет в старом Пб. // Рус. старина, 1916, № 1. С. 148; Миролюбова Г. А., Петрова Т. А. Рус. фотография. 1840-1910 годы: Из собр. Эрмитажа // Ленинград, 1991, № 23-30.

Берггольц Ольга Фед

БЕРГГО́ЛЬЦ Ольга Фед. (1910-75) - поэт. Род. в Пб. в семье врача. Детство и юность Б. прошли за Невской заставой, воспетой в ее стихах и прозе. Поступила в Ин-т истории иск-в, откуда перешла в Ленингр. ун-т (окончила в 1930 по отделению журналистики). Работала в газ. "Сов. степь" (Алма-Ата), затем в многотиражной газ. з-да "Электросила" (Ленингр.). Посещала лит. группу газ. "Смена", где познакомилась с Б. Корниловым (первый муж Б.). Первые книги (стихотв. и прозу для детей) публиковала с нач. 30-х гг.: "Турман", "Зима-лето-попугай", "Как Ваня поссорился с баранами" (под ред. С. Маршака). Ранняя лирика Б. (сб. "Стихотворения", 1934; "Кн. песен", 1936) связана с "республикой, работой и любовью", материнством, родным Ленинградом. В 1938 по доносу Б. арестована, провела в тюрьме 149 дней. Тяжелое испытание изменило характер поэзии Б. Трагич. гражд. лирика кон. 30-х гг. вошла в сб. "Узел" (1964), нек-рые стихи - лишь в посмертное собр. соч. (1989-90). В годы Вел. Отеч. войны Б. сотрудничает на Ленингр. радио, став голосом блокадного города. В передачах "Говорит Ленинград" (назв. неск. изданий книги радиоречей Б.) звучали в чтении самой Б. стих. "Письма на Каму", "Разговоры с соседкой", "Февральский дневник", "Ленинградская поэма" и мн. др. В поэзии Б. - "спасенная от смерти человечность", душевное бесстрашие, доверительность интонации, приверженность традициям рус. классич. стиха. Нравств. основы творчества Б. - память и верность ("Верность" - трагедия в стихах о подвиге Севастополя, то же назв. у итоговой кн. стих. и поэм, 1970). Б. - автор эпитафии на стеле Пискаревского мемор. кладбища ("Никто не забыт, и ничто не забыто"). Автобиогр. кн. Б. "Дневные звезды" - опыт лирич. прозы.

Бергнер Карл Август

БЕ́РГНЕР Карл Август (втор. полов. 19 в.) - моск. фотограф, саксонский подданный; в 1851 купил у уроженца Гамбурга Мюке дагерротипное и фотографич. заведение на Рождественке. Изготовлял фотопортреты на бумаге. Рекламная марка: "Фотография А. Бергера в Москве". Применял широко распростран. метод раскраски фотографий акварелью, дорисовывал фоны. Изобрел оригин. способ покрытия фигуры портретируемого и нек-рых деталей обстановки (напр., мебели) лаком, что создавало впечатление объема. Этот прием переняли др. моск. фотографы. В ателье Б. снимались видные представители моск. интеллигенции: И., С. и К. Аксаковы, И. Тургенев, И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. и Д. Самарины, Н. Сатин, М. Полуденский, купцы Н. Боткин, И. Кокарев, декабристы, вернувшиеся из ссылки: И. Пущин, С. Трубецкой, Г. Батеньков, П. Свистунов, А. Сутгоф, М. Муравьев-Апостол.

По фотографии Б. "Портрет С. Т. Аксакова, 1856 г." И. Н. Крамской по заказу П. М. Третьякова в 1878 написал живописный портрет писателя, В. М. Васнецов создал графич. портрет, а литограф П. Борель выполнил литографию для "Портретной галереи рус. деятелей", издаваемой А. Мюнстером.

В 1864 продал ателье моск. купцам М. Шереру и Б. Набгольцу с условием, что они в рекламной марке сохранят имя прежнего владельца.

Лит.: Сабурова Т. Фотография А. Бергнера в Москве // Сов. фотография, 1991, № 3. С. 36-39.

Бердыш

БЕРДЫ́Ш (польск. berdysz) - рубящее холодное оружие в виде топора с длинным (40-100 см) лезвием в форме полумесяца на длинном (ок. 2 м) древке. Использовался в качестве подставки для пищали у стрельцов. В 18 в. Б. и родственные ему алебарды стали поч. оружием дворцовой стражи и будочников (постовых полицейских).

Бердыш

Бердыш

Бердышев Анат. Вас.

БЕ́РДЫШЕВ Анат. Вас. (род 1947) - артист балета, балетмейстер, педагог. Окончил Новосиб. хореогр. уч-ще в 1966 (кл. С. Иванова). В 1966-89 - артист Новосиб. т-ра оперы и балета. Первый исполнитель партий: Вронский ("Анна Каренина"), Красс ("Спартак"), Рязанов ("Юнона и Авось"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Степан Разин ("Степан Разин"). Среди др. ролей: Солор ("Баядерка"), Ферхад ("Легенда о любви"), Джеймс ("Сильфида"), Фрондосо ("Лауренсия"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"). Танцевал в спектаклях Большого т-ра: "Кармен-сюита" и "Анна Каренина" с М. Плисецкой". Статный, мужеств. танцовщик романтич. плана, выступает в дуэте с Л. Гершуновой. В 1988 в Новосиб. т-ре совм. с Н. Соковиковой поставил одноактные балеты "Моя Франческа" (П. И. Чайковский) и "Медея" (Р. Габичвадзе). В 1989 организовал Камерный т-р совр. и классич. балета "Балет-Новосибирск", его худ. рук. и солист. Преподает в Новосиб. хореогр. уч-ще. Снимался в т/ф "Фантазия".

Бердяев Ник. Ал-др.

БЕРДЯ́ЕВ Ник. Ал-др. (1870-1948) - философ, религ. мыслитель, публицист. Род. в Киеве в аристократич. семье. Учился в Киев. кадет. корпусе, затем в Киев. ун-те. Увлекся марксизмом, был исключен из ун-та и выслан в Вологду. "Марксистский" период творчества Б. был кратковременным, и уже первая его крупная филос. работа "Субъективизм и индивидуализм в обществ. философии" (1901) намечала движение "от марксизма к идеализму" - в направлении, к-рым в это же время шли также С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк. Переехав в 1904 в СПб., Б. сотрудничает с деятелями рус. религ. возрождения, участвует в ж. "Новый путь" и "Вопросы жизни". Период становления оригин. философии Б. открывается его участием (вместе с Булгаковым и Струве) в сб. "Проблемы идеализма" (1902), а завершается монографиями "Философия свободы" (1911) и "Смысл творчества" (1916), где развернуто изложены основные идеи его метафизики. Идейные истоки последней - нем. мистика (Экхарт, Бёме и др.), нем. классич. философия и идеи Вл. Соловьева (в частности, его понимание Абсолюта как Сущего), к-рые Б., однако, развивал в направлении, противоположном "метафизике всеединства" и греко-византийскому влиянию в рус. религ. философии, делая акцент на проблемах личности и свободы. По возвращении из Парижа, где Б. сблизился с Д. С. Мережковским и его кругом, он участвует в Москве в деятельности религ.-филос. об-ва памяти Вл. Соловьева, выступает одним из авторов программного сб. "Вехи" (1909), в к-ром осуждался материализм и радикализм рус. интеллигенции и предсказывалась грозящая России моральная и социальная катастрофа. Третий, "исторический", период творчества Б. открывается участием его в сб. "Из глубины" (ст. "Духи рус. революции", 1918) и кн. "Философия неравенства" (написана в 1918), а завершается работой "Новое средневековье" (1923), принесшей автору мировую известность. Тема работ этого периода - выявление всемирного значения ("отрицательной миссии") и космич. смысла рус. революции. Б. создает в Москве Вольную акад. духовной культуры (1918-22), преподает в Моск. ун-те, но вскоре изгнан оттуда властями. После арестов в 1921 и 1922 выслан вместе с группой философов и ученых за пределы страны. В Берлине Б. изд. ряд трудов, подводящих итог "историческому" периоду (от отд. идей к-рого, сложившихся под влиянием К. Леонтьева, философ впоследствии отказался), и переезжает в Париж. В "парижский" период деятельности (с 1925) Б. создает наиб. значит. произв. и формулирует свою философию экзистенциального персонализма. Возглавляет Религ.-филос. акад. в Париже (1925-40), редактирует ж. "Путь". В сер. 30-х гг. выступил в защиту софиологии о. Сергия Булгакова от нападок со стороны православных традиционалистов. Один из лидеров европ. интеллектуальной элиты, виднейший представитель религ. направления в экзистенциализме, Б. в годы 2-й мировой войны испытывал иллюзии о возможности скорой либерализации режима в СССР, сменившиеся потом глубоким разочарованием.

Соч.: Собр. соч. Paris, 1989-1991. Т. 1-4; Смысл истории. М., 1990; О назначении человека. М., 1993; Философия свободного духа. М., 1994; Царство духа и царство Кесаря. М., 1995.

Н. А. Бердяев

Н. А. Бердяев

Бередников Як. Ив

БЕРЕ́ДНИКОВ Як. Ив. (1793-1854) - историк, археограф, архивист, академик Петерб. АН (1847). В 1813-19 слушал лекции в Казанском и Моск. ун-тах. Служил в гражд. службе в Новгороде, Пб. и Одессе. С 1827 в отставке, поселился в Тихвине, занимался разбором местного монастырского архива. В 1830 прикомандирован к Археографич. экспедиции. В 1830-34 обследовал архивы 14 губерний России. С 1838 - гл. ред. Археографич. комиссии, с 1841 - адъюнкт АН, затем - ординарный академик. Выпустил к 1854 6 томов "Полного собрания рус. летописей" (ПСРЛ). В издании были допущены многочисл. ошибки и неточности. Первые тома ПСРЛ (издание продолжается по сей день) в дальнейшем были переизданы с исправлениями.

Лит.: Плетнев П. А. Я. И. Бередников и его ученые труды. СПб., 1854; Хартанович М. Ф. К истории издания первых томов "Полного собр. рус. летописей" // Вспомогат. ист. дисциплины. Вып. 24. СПб., 1993.

"Берёзка"

"БЕШЗКА" - популярный рус. вальс (1910), мелодич. основой первой части к-го послужила тема романса А. Г. Рубинштейна "Разбитое сердце". Автор - воен. капельмейстер 26-го Вост.-Сиб. полка Е. М. Дрейзин. Неоднократно издавался с именем Дрейзина в 1910-17 гг., в т. ч. поставщиком имп. двора фирмой "Бессель и С°". В 1914 грампластинка с "Березкой" в исполнении венг. цыганского оркестра под упр. К. Дулеско выпущена варшавской фирмой "Сирена Рекорд". После Окт. революции авторство игнорировалось - вальс объявляли как "старинный русский". В титрах к к/ф "Девичья весна" музыку вальса приписали сов. композитору А. Флярковскому. После 1965 авторство Дрейзина формально признано.

-----------------------------------

"БЕШЗКА" - танц. коллектив (с 1973 - академич.). Создан в 1948 бывшей характерной танцовщицей Большого т-ра Н. Надеждиной после успеха на Моск. эстраде поставленного ею эффектного девичьего хоровода - номера, давшего назв. ансамблю. С помощью разл. эл-тов рус. нар. культуры - песен, вышивок, игрушек - Надеждиной удалось создать не только обширный репертуар из изощренно узорчатых танцев, хороводов, но и обобщенно пластич. образ рус. красавиц лебедушек. Спектакли "Б." пленяют, завораживают зрителя многоцветьем своеобразного танц. калейдоскопа, в к-ром обыгрываются костюмы, шали, платочки и прочие аксессуары. С 1959 в коллективе участвуют и исполнители-мужчины. С 1980 худож. рук. - М. М. Кольцова. Ансамбль непрерывно и успешно гастролирует по всему миру.

Березовский Макс. Созонтович

БЕРЕЗО́ВСКИЙ Макс. Созонтович (1745 (?) -77) - композитор, по нац. украинец. Документ. сведений о жизни Б. почти не сохранилось. Предположительно обучался в Киевской дух. академии, где создал соч. для хора; позднее жил и работал в Пб. Выступал в качестве солиста в итал. оперной труппе Петра Федоровича ("Александр в Индии" Ф. Арайи, 1759; "Узнанная Семирамида" В. Манфреддини, 1760; и др.). В 1760-е гг. писал хоры для Петерб. певч. капеллы. В 1760-х гг. послан в Болонью (Италия) для занятий у выд. пед. Д. Мартини. В 1771 успешно сдал экзамен на звание академика, написал ряд соч., в т. ч. оп. "Демофонт", скрипичную сонату. Возвратился в Россию в 1773. Автор соч. для хора, один из основоположников жанра циклич. хорового концерта ("Не отверзи мене во время старости", "Господь воцарися" и др.). Покончил с собой в горячке. Трагич. судьба Б. послужила основой для лит. сюжетов (Н. Кукольник, В. Жакова).

Лит.: Рыцарева М. Композитор М. Березовский. Л., 1983.

Беренсы

БЕ́РЕНСЫ

Евг. Анд. (1809-78) - адм. (с 1874). В 1828-30 на транспорте "Кроткий" участвовал в кругосветном плавании с заходом на Камчатку и в Русскую Америку. В 1836 на транспорте "Америка" совершил второе кругосветное плавание. С июня 1837 служил в Рос.-Амер. компании. Командуя кораблем "Николай", в 1837-39 совершил переход из Кронштадта вокруг мыса Горн, до о. Баранова (Рус. Америка) и обратно в рекордные для того времени сроки (8 мес. 6 дн. и 7 мес. 14 дн.). С 1840 на Балт. флоте. Во время Крымской войны 1853-56 ком. корабля "Константин". В 1856-57 команд. эскадрой в Средиземном м. В 1861 команд. отрядом винтовых кораблей в Балт. м. С апр. 1866 чл. Адмиралтейств-совета.

Евг. Анд. (1876-1928) - воен.-мор. деятель, кап. I ранга (1916). Окончил Мор. корпус (1898). Участвовал в войне с Китаем 1900-01 и рус.-япон. войне 1904-05. Офицером крейсера "Варяг" сражался с япон. эскадрой при Чемульпо, награжден орд. Св. Георгия 4-й ст. В 1908 ст. офицер линкора "Цесаревич", участвовал в оказании помощи жертвам замлетрясения в Мессине (Италия). В 1910-14 - воен.-мор. атташе в Германии, в 1915-17 в Италии. С июня 1917 - нач. иностр. отдела Мор. Генштаба, с нояб. 1917 - нач. Мор. Генштаба, с апр. 1919 - команд. мор. силами Республики. В 1920-24 - уполномоч. по особо важным поручениям при РВС Респ., участник Генуэзской (1922), Лозаннской (1922-23), Рижской (1924) и Женевской (1927) конф. В 1924-25 - воен.-мор. атташе в Лондоне и Париже.

Его брат Мих. Анд. (1879-1943) - адм. (1920). Окончил Мор. корпус (1898). В ходе рус.-япон. войны участвовал в обороне Порт-Артура, награжден зол. оружием. Во время I мировой войны ком. эсминца "Новик" (1915-16) и линейного корабля "Петропавловск" (1916-17), награжден орд. Св. Георгия 4-й ст. за бой с 2 герм. миноносцами в Ирбенском прол. 1915. Весной 1917 нач. штаба минной обороны. Активный участник белого движения, Б. командовал мор. силами на Тихом ок. (1920), отрядом кораблей и Керченской базой на Черном и Азовском м. Один из организаторов эвакуации флота из Крыма в Бизерту, в 1921-24 команд. рус. эскадрой в Бизерте. После ее расформирования жил как частное лицо во Франции и Тунисе.

Береста

БЕРЕСТА́ (берёста) - наружный слой коры, снятой с березы, используется для изготовления бытовых предметов (посуда, корзины, лукошки, короба, кошели, лапти и др.). Применяется Б., заготовл. в мае-июне, во время сокодвижения, обладает уникальными свойствами: прочность, гибкость, устойчивость к гниению. Традиц. произ-во изделий из Б. - в Вятской, Нижегородской, Пензенской, Костромской, Саратовской, Пермской, Московской и др. обл. С кон. 18 в. в качестве украшения Б. используются прорезные изображения или тиснение. Традиц. узор - ажурный растит. орнамент, реже - изображения животных и птиц. На Урале существует (с 19 в.) традиция росписи на бересте. В 20 в. изделия из бересты создают в Карелии, в г. Семенове Горьковской обл., Волгоградской и др. обл. Расширился ассортимент изделий - шкатулки, чайницы, сахарницы и т. д.

Лит.: Круглова О. В. Рус. нар. резьба и роспись по дереву. М., 1974.

Берестяные грамоты

БЕРЕСТЯНЫ́Е ГРА́МОТЫ - др.-рус. тексты, процарапанные или продавленные на кусках березовой коры (бересты). Впервые найдены при раскопках в Новгороде в слоях 11-15 вв. в 1951 археол. эксп. АН СССР под рук. А. В. Арциховского. Открыты также в Ст. Руссе, Смоленске, Пскове, Твери, Витебске, Москве, Звенигороде Галичском. К наст. времени их б. 800. Ценнейшие пам. письменности и яз. Др. Руси. Осн. часть Б. Г. - частные письма. Найдены также купчие, завещания, договоры, док-ты судопроиз-ва, служебные донесения, челобитные, школьные упражнения, азбуки, богослужебные тексты, записи молитв, заговоров и др. Б. Г. содержат важные и в ряде случаев новые сведения по истории Новгорода, новгор. землевладения, торговли, межгос. отношений, церк. жизни и быта. Свидетельствуют о широком распространении грамотности в разных слоях феод. об-ва уже в 11 в. (в т. ч. среди женщин) и высокой культуре письм. слова. Б. Г. - уник. источник по изучению др.-новг. диалекта и живой разг. речи ср.-век. Новгорода, расширяющий представления о диалектном членении восточнослав. яз., его связях с неславянскими языками, истории рус. яз.

В обл. графики и палеографии Б. Г. отличаются рядом признаков от кн. пам. и дают представление о новг. школе письма. Особый интерес представляют в Б. Г. большое кол-во нехрист. имен собственных, мн. из к-рых встречаются только здесь. Б. Г. позволили археологам отождествить владельцев раскопанных новг. усадеб с конкретными лицами, выяснить род их деят-ности, проследить их судьбу на протяжении десятилетий. Так, напр., установлена принадлежность усадьбы священнику-иконописцу Олисею Гречину, прослежена жизнь усадьбы. Датировка Б. Г. опирается на комплексные методы: на разработ. для археологии Новгорода стратиграфию, на данные палеографии и языка.

Изд.: Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1951). М., 1953; Арциховский А. Н. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1952). М., 1954; Арциховский А. Н., Борковский В. И. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1953-1954). М., 1958; Они же. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1955). М., 1958; Они же. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1956-1957). М., 1963; Арциховский А. Н., Янин В. Л. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1962-1976). М., 1978; Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1977-1983). Они же. Новгор. грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989). М., 1993.

Лит.: Жуковская Л. П. Новгор. берестяные грамоты. М., 1959; Черепнин Л. В. Новгор. берестяные грамоты как исторический источник. М., 1969; Янин В. Л. "Я послал тебе бересту...". 2-е изд. М., 1975; Зализняк А. А. Древненовгор. диалект. М., 1995.

Берестяная грамота. Нач. 12 в.

Берестяная грамота. Нач. 12 в.

Берилова Настасья Парфентьевна

БЕРИ́ЛОВА Настасья Парфентьевна (1776-1804) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще (ученица Д. Канциани), исполняла гл. роли. Отличалась выразит. игрой, благородными манерами. Выступала в балетах Ш. Ле Пика, П. Шевалье, Канциани и др. на сценах петерб. и гатчин. т-ров, часто - в партиях травести, исполняя роли юношей.

Беринг Витус Йонссен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Берия Лавр. Пав

БЕ́РИЯ Лавр. Пав. (1899-1953) - сов. гос. и парт. деятель, рук. сов. органов госбезопасности, Маршал Сов. Союза (1945). В 1915 окончил Сухумское гор. уч-ще. Чл. РСДРП(б) с марта 1917. С июня 1917 - на Румынском фр., в дек. 1917 вернулся в Баку, дезертировав из армии. В 1918-19 на подпольной работе в Азербайджане. В кон. 1919 получил диплом архитектора-строителя. Арестован как меньшевик. После освобождения в авг. 1920 - управляющий делами. Учился в Бакинском политехнич. ин-те. С апр. 1921 - в органах ЧК. В дек. 1926 - пред. Груз. ГПУ и зам. пред. Закавк. ГПУ. 3 апр. 1927 направлен в органы НКВД Грузии зам. пред. Закавк. НКВД и пред. ГПУ Груз. С 1927 чл. ЦК КП Грузии. С 1931 - секр. Закавк. райкома ВКП(б), с 1932 - 1-й секр. Закавк. крайкома ВКП(б). С февр. 1934 чл. ЦК ВКП(б). С апр. 1937 - 1-й секр. ЦК КП (б) Грузии. Автор фальсифицированной работы о большевист. движении в Закавказье (1935). С июля 1938 - 1-й зам. наркома внутр. дел СССР, комиссар госбезопасности 1 ранга. С 7 дек. 1938 - нарком внутр. дел СССР, осуществлял в процессе ликвидации т. н. "ежовщины" частичную реабилитацию лиц из репрессированного комсостава РККА. С марта 1938 - канд. в чл. Политбюро ЦК ВКП(б). С февр. 1941 - нарком внутр. дел СССР и зам. пред. СНК СССР. С июня 1941 по май 1945 - чл. Гос. к-та обороны (ГКО). С мая 1944 - зам. пред. ГКО СССР по воен. вопросам. 15 янв. 1946 освобожден от поста наркома внутр. дел СССР, с 27 марта 1946 - чл. Политбюро ЦК ВКП(б). Активно использовал аппарат госбезопасности в борьбе против группировок в Политбюро, был одним из организаторов и инициаторов фабрикации "Ленинградского дела". В 1953 - зам. Пред. Совмина СССР и мин. внутр. дел СССР. В зап. историографии существует версия о том, что Б. - один из организаторов убийства И. В. Сталина. После смерти Сталина провел массовую амнистию уголовных элементов (март 1953), результатом чего стал всплеск преступности в СССР. Организатор и практик системы ГУЛАГа; возглавлял работы по созданию ядерного оружия в СССР, курировал действия сов. разведки по выявлению ядерных секретов США. 26 июня 1953 арестован товарищами по партии при активном участии сов. генералитета. Объявлен "врагом народа" и обвинен в шпионаже, измене родине, а также в массовых изнасилованиях, в т. ч. несовершеннолетних. Казнен вместе с ближайшими соратниками после закрытого суд. разбирательства.

Л. П. Берия

Л. П. Берия

Берков Пав. Наумович

БЕ́РКОВ Пав. Наумович (1896-1969) - литературовед, библиограф, чл.-корр. АН СССР (с 1960), проф. В 1917 экстерном окончил г-зию г. Аккермана, откуда был исключен за "антипатриотич. настроения". В детстве увлекался археологией и собрал коллекцию осколков античной керамики, заинтересовавшую проф. Одесского ун-та Э. фон Штерна. В 1917-18 учился на классич. отд. ист.-филол. ф-та Новороссийского ун-та, преподавал в г-зии г. Татарбунары рус. яз. и лит-ру. После того как Бессарабия отошла к Румынии, поступил в Венский ун-т на отделение египтологии и слав. филологии. В 1923 защитил на нем. языке дисс. на соискание степени д-ра философии (тема - "Отражение рус. действительности кон. 19 века в произв. Чехова"). С 1923 в СССР. С 1925 - мл. науч. сотр. и аспирант Ин-та сравнит. изучения лит-ры и яз. Запада и Востока (ИЛЯЗВ). В 1929 защитил филологич. кандидатскую дисс. на тему "Ранний период рус. лит. историографии". С 1933 чл. Группы по изучению рус. лит-ры 18 в. ИРЛИ АН СССР (Пушкинский дом), к-рую с 1955 возглавил на обществ. началах. В 1936 защитил докторскую дисс. на тему "Ломоносов и лит. полемика его времени". Помимо монографий о писателях 18-20 вв. (Ломоносов, Сумароков, Фонвизин, Капнист, Лукин, Козьма Прутков, Куприн и т. д.), Б. принадлежат иссл., посв. истории рус. т-ра и журналистики, взаимосвязей рус. и заруб. лит-р. Б. разрабатывал также вопросы истории и теории книговедения. Автор "Введения в технику литературоведческого исследования" (1955) - до сих пор единств. пособия подобного рода. Разрабатывал принципиально новую методику анализа мат-ла, осн. на учете большого и разнообр. круга источников (сам Б. в иссл. творчества Ломоносова привлек список книг, к-рые читал Ломоносов). С 1937 Б. доцент, с 1938 - проф. и зав. кафедрой рус. лит-ры ЛГУ, где читал общие курсы истории рус. литры 18 в. и лит-ры народов СССР, а также спец. курсы по текстологии, технике литературоведч. иссл. и творчеству В. Я. Брюсова.

Соч.: Козьма Прутков, директор Пробирной Палатки и поэт. Л., 1933; А. П. Сумароков. М. - Л., 1949; В. В. Капнист. М.; Л., 1950; В. И. Лукин. М. - Л., 1950; История рус. журналистики 18 в. М. - Л., 1952; А. И. Куприн М. - Л., 1956; Междунар. сотрудничество славистов и вопросы орг-ции славяноведч. библиографии. М., 1958.

Берковец

БЕ́РКОВЕЦ - мера веса в Др. Руси. Впервые упоминается в источниках 12 в. как мера веса воска. В 16-17 вв. Б. был равен 10 пудам, в 18 в. выходит из употребления.

Берлиоз Гектор

БЕРЛИО́З Гектор (Экгор) (1803-69) - франц. композитор, дирижер, муз. писатель. Выдающийся представитель муз. романтизма, создатель программного симфонизма нового типа (см. Программная музыка). В 1831 Б. в Риме встретился с М. И. Глинкой, соч. к-рого в исполнении певца Н. К. Иванова поразили его "прелестною мелодией, совершенно отличной от всего", что он знал. В 1845 в Париже Б. принял деятельное участие в пропаганде т-ва Глинки: включил его произв. ("Рондо" из "Жизни за Царя" и "Лезгинку" из "Руслана") в программу 3-го и 4-го муз. праздников в цирке на Елисейских полях (4-16 марта и 25 марта - 6 апр. 1845). Опубл. в газ. "Journal des Debats..." (4-16 апр. 1845) большую статью "Michel de Glinka". Глинка считал Б. "самым примечательным" композитором своего времени, подчеркивая, что он "оригинален и инструментует, как никто"; изучал его произв. В России музыка Б. ("Реквием") впервые прозвучала в концерте Г. Ромберга в СПб. в 1841. 3 и 10 марта 1847 Б. с огромным успехом продирижировал в зале Дворянского собрания в СПб. своими соч. (увертюра "Римский карнавал", 2 ч. из симфонии "Осуждение Фауста", 4 ч. "Фантастической симфонии"). Позднее дал концерт в Москве и два с СПб. В. Ф. Одоевский, Н. А. Мельгунов, В. В. Стасов (статьями о Б. начавший свою критич. деят-ность) подчеркивали новаторский характер творчества Б. Нек-рые критики (в т. ч. А. Н. Серов и отчасти Стасов) видели в Б. только блестящего оркестратора и дирижера. Неоднозначное отношение к творчеству Б. сохранилось у рус. музыкантов и во время выступлений Б. в СПб. и Москве в 1867-68, когда он встречался с Одоевским, Балакиревым, Стасовым, Кюи, Чайковским. Оказал влияние на творчество нек-рых рус. композиторов.

Лит.: Серов А. Н. Избр. статьи. Т. 1. М., 1950; Кюи Ц. Избр. статьи. Л., 1952; Чайковский П. Муз.-критич. статьи. М., 1953; Петухов М. Гектор Берлиоз в России. СПб., 1881.

Г. Берлиоз

Г. Берлиоз

Берман Лаз. Наумович

БЕ́РМАН Лаз. Наумович (род. 1930) - пианист. В 1934-39 занимался у С. И. Савшинского. Окончил Моск. конс. (1953) и аспирантуру (1956) по кл. А. Б. Гольденвейзера. Исполнительство Б., отличающееся феноменальной виртуозностью и феерич. легкостью в преодолении пианистич. трудностей, отмечено на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1951, 1-я пр.), на Междунар. конкурсах им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (1956, 5-я пр.) и им. Листа в Будапеште (1956, 3-я пр.). С 1957 Б. - солист Моск. филармонии. Специфич. черты дарования определяют особую приверженность артиста музыке Ф. Листа. Грамзапись 12 трансцендентных этюдов Листа в 1977 удостоена Гран-при им. Ф. Листа (Будапешт); грамзапись цикла "Годы странствий" отмечена Парижской академией Шарля Кро и Будапештской муз. академией им. Ф. Листа (Гран-при). В 1970-х гг. сложились плодотворные творч. контакты Б. с Г. фон Караяном, Ю. Орманди, К. Аббадо, К. М. Джулини, Л. Маазелем, К. Мазуром. Последние годы примечательны стремлением Б. к "антивиртуозным" программам; его интерпретации отличают глубина и зрелость. Засл. арт. РСФСР (1988).

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты сов. пианистов. М., 1990.

Бермонт-Авалов Пав. Рафаилович

БЕ́РМОНТ-АВА́ЛОВ (БЕРМОНДТ-АВАЛОВ) Пав. Рафаилович (1877-1974) - один из лидеров Белого движения на с.-з. России. По собств. утверждению, усыновлен груз. князем М. А. Аваловым и т. о. приобрел отчество Михайлович (Бермондт - фам. его отчима). Воен. службу начал капельмейстером в Приморском драгунском полку, за отличие в рус.-япон. войне 1904-05 произведен в офицеры. Участник 1-й мировой войны. Во время Гражд. войны организовал при содействии герм. воен. командования Зап. Добровольч. армию, к-рой командовал в чине полк. и ген.-майора. В июне 1919 прибыл из Германии в Латвию с полномочиями от прогерм. Зап.-рус. воен.-полит. совета (позднее - Зап.-рус. пр-во), объявил о своем подчинении А. В. Колчаку и Н. Н. Юденичу. К осени 1919 армия Б.-А. насчитывала св. 50 тыс. чел. (ок. 40 тыс. немцев), 100 орудий, 50 минометов, аэропланы, бронепоезда, танки. 8 окт. 1919 во время наступления Сев.-Зап. армии на Петроград двинул войска на Ригу, якобы для предотвращения подписания мира между Латвией и сов. Россией. Был отрешен Юденичем от командования, но приказу не подчинился. Авантюра Б.-А. ослабила позиции Юденича и Сев.-Зап. армии, отвлекла часть союзных сил от похода на Петроград. Интернирован в Германии, затем жил в Югославии и США. Ум. в Нью-Йорке.

Бернаделли Фортунато

БЕРНАДЕ́ЛЛИ Фортунато (?-1830) - итал. артист, балетмейстер. Работал в разных городах Европы. В 1818 приехал в Пб. с женой А. Бернаделли (Коблер) и артистом Фердинандом Урбани. Дебютировав в "Тщетной предосторожности", они обосновались в Москве. Б. ставил балеты в традициях итал. комедии дель арте, сентимент. пасторали, исполнял комедийные, гротесковые и пантомимные роли. Среди пост.: "Механические фигуры", "Волшебная флейта, или Танцоры поневоле" (обе в 1818), "Хитрости, или Притворная смерть Арлекина" (1819). В 1823-25 работал в Варшаве, с 1826 снова в Москве. Часто обращался к сюжетам классич. лит-ры (пост. "Отелло" по Шекспиру, 1828; "Ричард Львиное сердце в Палестине", 1829, по ром. В. Скотта).

Бернард Матв. Ив

БЕРНА́РД Матв. (Мориц) Ив. (1794-1871) - издатель, нотопродавец, пианист, педагог, композитор. Ученик Дж. Фильда. Род. в Москве. С 1829 выпускал и продавал в Пб. муз. литру, пьесы фортепианного пед. репертуара - прил. к ж. "Нувеллист", где в числе проч. печатались "Времена года" П. И. Чайковского (1876). В 1889 весь издат. фонд фирмы Б. перешел к П. И. Юргенсону. Автор оперы и фи. пьес.

Бернет Е.

БЕРНЕ́Т Е. (наст. имя и фам. Жуковский Ал-др Кир.) (1810-64) - поэт, прозаик. Из дворян. Образование получил в Царицынском уездном уч-ще и Саратов. г-зии (1822-25). В 1825-36 на воен. службе; ротмистр. С 1837 чиновник Деп. гос. казначейства; действит. статский советник (1861). Творчество Б. типично для романтич. поэзии 30-х гг., ориентиров. на зап. образцы. Поэмы "Граф Мец" (1837. Ч. 1; 1845. Ч. 2) "Елена" (1838), "Вечный жид" (1839), "Чужая невеста" (1843) и др., сб. "Стихи" (1837). Выступал и как прозаик (пов. "Черный гость", "Не судите по наружности" и др.). Один из ведущих авторов "Б-ки для чтения", журналов "Современик", "Сын отечества", "Отечеств. записки".

Бернштейн Серг. Игн

БЕРНШТЕ́ЙН Серг. Игн. (1892-1970) - лингвист. В 1916 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. В 1919-29 преподавал в Ленингр. ун-те. С 1935 в Москве, в 1947-54 - проф. филол. ф-та Моск. ун-та. С 1920 Б. собирал архив фонографич. записей поэтов и чтецов, к-рый исследовался в Кабинете изучения худож. речи (1923) в аспекте осмысления декламации как творч. преобразования текста. Б. занимался также проблемами фонетики и фонологии сначала в составе ленингр., а затем моск. фонологич. школы, выступая против разделения фонетики на собственно фонетику и фонологию; изучал проблемы синтаксиса, частей речи, историю яз-знания. Сохраняет науч. актуальность его монография "Вопросы обучения произношению" (1937). Б. - исследователь яз. Пушкина (звукового состава рифм, лексики). В 1950-е гг. - один из составителей "Словаря языка Пушкина"; автор ряда статей для 2-го изд. Большой Сов. Энциклопедии.

Соч.: Звучащая художеств. речь и ее изучение // Поэтика: Временник отд. словесных искусств Гос. ин-та истории искусств. Л., 1925. Т. 1. С. 41-53; В чем сущность художеств. чтения? // Говорит СССР, 1935, № 24. С. 34-36; Осн. понятия фонологии // Вопр. языкознания, 1962, № 5. С. 62-80; Словарь фонетич. терминологии. М., 1996.

Бернштейн Серг. Натан

БЕРНШТЕ́ЙН Серг. Натан. (1880-1968) - математик, акад. АН СССР (1929; чл.-корр. с 1924), акад. АН УССР (1925). Род. в Одессе. Окончил в Париже ун-т (1899) и Политехнич. школу (1901), д-р матем. наук (1904, Париж), проф. (1907), д-р чистой математики (1914, Харьков). В 1907-33 преподавал в Харьк. унте, в 1933-41 - в Ленингр. политехи, ин-те, а также в Ленингр. ун-те. С 1935 - в Матем. ин-те АН СССР. Осн. труды Б. относятся к теории дифференц. уравнений, теории приближения функций многочленами и теории вероятностей. Труды Б. и его учеников стали фундаментом конструктивной теории функций. В теории вероятностей Б. принадлежат: первое аксиоматич. построение теории вероятностей (1917), иссл. предельных теорем, продолжающее классич. иссл. А. А. Маркова и А. М. Ляпунова и др. Мн. понятия и теоремы математики названы именем Б. (интерполяционный процесс, многочлены, теоремы, ядро, метод суммирования, проблема, неравенство). Б. - иностр. чл. Париж. АН и др. заруб. науч. учреждений и об-в; лауреат премий Бельг. АН (1911), Париж. АН (1920), Гос. пр. СССР (1942). В обстановке террора 20-х гг., проявив высокую гражданственность и мужество, уклонялся от публичной поддержки репрессий, стремился помочь преследуемым ученым.

Берсенев Ив. Арх.

БЕРСЕ́НЕВ Ив. Арх. (1762-99) - гравер. Род. в Екатеринбурге, 17-летним мальчиком вытребован И. Бецким в Петерб. АХ, где во время обучения (1779-85) руководил граверным классом. Манере Б. присуща чрезвычайная точность в передаче пластич. образов. "Портрет гр. Е. Н. Орловой" (1780-е гг., с оригинала Ф. Рокотова); "Портрет баронессы А. М. Строгановой", сохраняющий нежность и изящество оригинала. Гравюра "Андрей Первозванный" (1784, с оригинала А. Лосенко) передана с большим технич. мастерством. В 1785 получил аттестат 1-й степени за копию с гравюры Ж. Эделинга "Моисей", а за гравюру с картины Ван-дер-Верфа "Мария Магдалина" (1785) - Большую зол. медаль и направлен пансионером в Париж (с 1788) к Ш.-К. Бервику, чьи работы считались классич. образцом граверного иск-ва. Под рук-вом последнего исполнил неск. досок для Орлеанской галереи (Франция) с картины Тициана "Дьявол искушает Спасителя" и с картин Доменикино "Св. Иероним", "Св. Иоанн Евангелист" и др. Умер в Париже.

Берсенев Ив. Ник

БЕРСЕ́НЕВ Ив. Ник. (наст. фам. Павлищев) (1889-1951) - актер, реж. Учился на юридич. ф-те Киевского ун-та, одноврем. посещал драматич. школу Е. А. Лепковского, участвовал в любит. спектаклях. Студентом начал проф. актерскую деятельность, сыграв в 1907 в т-ре Соловцова Родэ ("Три сестры"). В 1909 оставил ун-т, полностью посвятив себя т-ру. Играл в провинции. Роли: Жадов ("Доходное место"), Митя ("Бедность не порок"), Малькольм ("Макбет") и др. В 1911 принят в труппу МХТ, где под рук. В. И. Немировича-Данченко разносторонне проявил свое дарование. Для сценич. созданий Б. характерны внешняя выразительность, продуманность формы, темпераментность воплощения. Роли: Петр Верховенский ("Николай Ставрогин" по Ф. М. Достоевскому), Загорецкий ("Горе от ума"), Судебный следователь ("Живой труп"). В 1924-36 Б. - актер, а с 1928 - одновременно и худож. рук. МХАТа 2-го. Роли: Борис Годунов ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Минутка ("Расточитель" Н. С. Лескова), Лаэрт ("Гамлет") и др. Постановки: "Чудак" А. Н. Афиногенова (совм. с А. И. Чебаном), "В 1825 году" Г. Венкстерна (совм. с Б. М. Сушкевичем). В 1936-38 работал в Т-ре им. МОСПС. Поставил "Салют, Испания!" Афиногенова, где сыграл летчика Хосе. С 1938 Б. худ. рук. и актер Моск. т-ра им. Лен. комсомола. Как постановщик работал преим. над совр. драматургией: "Парень из нашего города" и "Так и будет" К. Симонова, "Юность отцов" Б. Горбатова, "Фронт" А. Корнейчука и др. Сыграл Протасова ("Живой труп"), Сирано де Бержерака, Гельмера ("Нора" Г. Ибсена). Был проф. ГИТИСа.

Лит.: Иван Николаевич Берсенев: Сб. ст. М., 1961.

И. Н. Берсенев

И. Н. Берсенев

Бертельс Евг. Эдуард

БЕ́РТЕЛЬС Евг. Эдуард. (1890-1957) - востоковед, д-р лит-ведения (1935, без защиты), чл.-корр. АН СССР (1939), Иранской АН (1944), Арабской АН в Дамаске (1955) и поч. чл. ряда др. заруб. академий. Получил высшее муз. и юридич. образование. Окончив в 1920 ф-т восточ. языков Петрогр. ун-та, стал сотр. Азиатского музея (позже - Ин-та востоковедения) АН СССР. Участвовал в науч. описании и систематизации рукописного фонда музея и Гос. публ. б-ки. Изучал персидскую, таджикскую и ряд др. лит-р, исследовал суфизм и суфийскую лит-ру, преподавал в ЛГУ и др. уч. заведениях (1924-46). Автор фундамент. монографий о Фирдоуси, Низами, Джами, Авиценне и мн. популярных статей. Итог долголетних изысканий и широких познаний Б. - монография "История персидско-таджикской лит-ры" (не завершена), в осн. к-рой положен принцип индивид. характеристики авторов на фоне общей картины лит. и социально-ист. процесса. После окончания Вел. Отеч. войны Б. работал в Ин-те востоковедения в Москве. Опубл. б. 300 работ, участвовал в междунар. конгрессах в Тегеране (1934 и 1954), Москве - Ленинграде (1935), Кембридже (1954).

Соч.: История персидско-таджикской лит-ры. М., 1960; Низами и Физули. 1962; Навои и Джами. М., 1965; Суфизм и суфийская лит-ра. М., 1965; История лит-ры и культуры Ирана. М., 1988.

Берында Памва

БЕРЫ́НДА Па́мва (50-70 гг. 16 в. - 1632) - укр. просветитель, писатель, печатник и языковед. Получил основат. образование, знал неск. яз. (др.-греч., лат., старослав., др.-евр., польский и др.). Первоначально, видимо, работал в одной из типографий Зап. Украины, затем участвовал в культурно-просветит. работе Львовского братства. После 1616 работал в типографии Киево-Печерской лавры. Автор ряда лит. произв. (силлабические вирши, эпитафии, панегирики), предисловий и послесловий к издававшимся в лавре религ. книгам. Долгие годы работал над составлением своего гл. труда - "Лексикона славеноросского и имен толкования", к-рый издал в 1627. "Лексикон" Б. - самое обширное собрание книжной слав. лексики 17-18 вв. Построен как двуязычный переводной словарь, в к-ром даются соответствия книжным словам зап.-рус. яз. (украинско-белорусского письм. яз.), иногда также - толкования, соответствия в греч. или в лат. яз. Словарь Б. имеет огромное значение для изучения укр. и белорус. яз. (последнее изд. выпущено АН УССР в 1961).

Беседа

БЕСЕ́ДА (вечеринка, супрядки, посиделки, досветки) - осенние и зимние собрания молодежи в деревне. Засидки, т. е. первые Б., начинались после уборки хлеба, с Симеона-летопроводца (1 сент. по ст. ст.), когда в избах начинают топить. Устроителями и распорядителями Б. были девицы, занимавшиеся на Б. рукоделием. Парни тоже приходили на Б. со своим ремеслом (плести лапти). Б. - традиц. место знакомств, ухаживания, развлечений деревенской молодежи. Женатые и замужние на Б. не допускались. Иногда на Б. парни приносили девицам угощение или девицы устраивали ссыпщины (каждая приносила продукты из своего дома). На Б. могла устраиваться помочь. На праздничных (святочных) Б. не работали, а гадали, рассказывали страшные истории.

"Беседа любителей русского слова"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Беседующий гражданин"

"БЕСЕ́ДУЮЩИЙ ГРАЖДАНИ́Н" - ж., изд. в 1789 "Об-вом друзей словесных наук", возглавлявшимся М. И. Антоновским. Был тесно связан с масонскими кругами, среди его сотр. - С. С. Бобров, С. С. Пестов, С. А. Тучков. Занимал радикальные позиции, для мн. опубл. в нем произв. характерно внимание к гражд. проблемам. В 3-й ч. "Б." помещено соч. А. Н. Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества".

Бескозырка

БЕСКОЗЫ́РКА - форм. головной убор матросов и курсантов, фуражка без козырька, появилась на рос. флоте в 1811. С 1872 на ленте Б. помещалось назв. корабля. Гв. экипаж имел георгиевские черно-оранжевые ленты. Образец Б. сов. В. М. Футвениды в 1921. С 1943 матросы и старшины гв. кораблей носят на Б. ленту расцветки ленты орд. Славы. В нач. 1980-х гг. введена единая надпись на лентах: "Воен.-мор. флот".

Беспоповцы

БЕСПОПО́ВЦЫ - одно из гл. направлений старообрядчества в 80-90-х гг. 17 в. Возникло наряду с поповством в связи с отсутствием среди старообрядцев епископа, т. е. того, кто имел бы право на рукоположение священников. В отличие от поповцев, Б. утверждали, что эпоха священства закончилась, развилось учение о "бессвященносословном состоянии" в церкви. Противоречия с поповцами, гл. обр. по поводу самосожжений, к-рые Б. активно проповедовали, вынудили их провести в Новгороде в 1692 и 1694 соборы, определившие их позиции, к-рые сводились к следующему: "духовный" антихрист уже пришел и царствует в патриаршей церкви, священство прекратилось, а вместе с ним и таинства евхаристии и брака, совершаемые им; оставшиеся таинства крещения и исповеди могли совершать и миряне; категорически предписывалось перекрещивать всех желающих перейти в Б. Соборы запрещали брак и чадорождение, поскольку брак невозможен в отсутствие священства, а внебрачное сожительство и рождение детей - грех; запрещалось общение Б. с представителями окружающего их мира, не повинующиеся этим постановлениям отлучались от церкви. Новгор. постановления, их радикальное или умеренное толкование послужило к возникновению разл. толков и согласий Б., осн. среди них - появившиеся уже в кон. 17 в. федосеевский, поморский (даниловский) и нетовский (спасовский) толки, от к-рых позднее откалывались др.: титловщина, филипповцы, белоризцы, скрытники, рябиновщина, страннический, или бегунский, толк, часовенное согласие и др.

В кон. 19 - нач. 20 в. разногласия между Б. смягчаются, начинается процесс их консолидации вокруг поморского толка, признающего таинство брака. По данным переписи 1912 Б. числилось 1 211 246 чел. (реальное число гораздо больше), что составляло осн. часть рус. старообрядчества. В наст. время объединит. тенденции в среде Б. продолжаются. В Вильнюсе действует Высший старообрядч. совет, объединяющий Б.-брачников. Беспоповские общины распространены в ряде областей и краев РФ, а также в Прибалтике, Белоруссии, Украине, Молдавии, Казахстане, Польше, Румынии, Болгарии, Германии, Бразилии (Сан-Пауло), Аргентине, Уругвае, Парагвае, Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде.

Лит.: Смирнов П. С. История рус. раскола старообрядчества. СПб., 1895. Никольский Н. М. История Рус. Церкви. Л., 1930. Миловидов В. Ф. Совр. старообрядчество. М., 1979. Зеньковский С. А. Рус. старообрядчество. М., 1995.

Предыдущая страница Следующая страница