Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Бенуа

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Бенуа

БЕНУА́ - семья деятелей рус. культуры, художников и архитекторов. Родоначальник, Луи Жюль (1772-1822), выходец из провинции Бри, Франция, прибыл в Россию в 1794 г. Мн. из потомков (живут в СПб. и др. гос-вах) до сих пор продолжают художественные традиции семьи. Семья Б. породнилась со многими художеств. фамилиями России - Шретер, Лансере, Кавос, Фроловых. Музей семьи расположен в Петергофе во Фрейлинском корпусе у Большого дворца (арх. Н. Л. Бенуа).

Ник. Леонтьевич (1813-1898) - архитектор, график, профессор АХ (1856), придворный архитектор с 1840, заведующий строит. отделом гор. управы СПб. (1872-1897). Автор многочисл. построек в столицах, пригородах и провинции. Сформировал совр. вид Петергофа, построив (1840-60 гг.) такие значит. сооружения, как вокзал, почта, госпиталь, богадельня, комплекс придворных конюшен, в к-рых проявил себя лучшим в России мастером неоготики. Автор комплекса построек имп. охотничьей усадьбы в Лисино-Корпус и нескольких инославных храмов СПб. Прекрасно применял в зданиях историзма инженерные новации 19 в.

Альберт Ник. (1852-1928) - архитектор и художник-акварелист. Учредитель и пред. Об-ва рус. акварелистов, первый хранитель Русского музея (с 1895). Автор производств. и жилых зданий в СПб. С 1924 г. жил и работал во Франции.

Юлий Юлиусович (1852-1929) архитектор, арх. управления имп. дворцов. Автор многочисленных жилых, производственных и банковских зданий в СПб. в различных формах историзма и модерна.

Леонтий Ник. (1856-1928) - архитектор, профессор, руководитель мастерской (1894-1916), ректор АХ (1903-1906, 1911-1916), архитектор Высочайшего двора, ред. журн. "Зодчий" (1893-1896). Автор многочисл. построек в СПб., пригородах и в провинции, среди к-рых (в СПб.) наиб. значительны: комплекс зданий придворной певческой Капеллы с концертным залом (1887-1889), комплекс зданий Клинического повивально-гинекологического ин-та (1899-1904), Великокняж. усыпальница в Петропавловской крепости (1897-1906), многочисл. эффектные здания банков на центр. улицах столицы. В осн. работал во франц. и итал. неоренессансе. Основатель крупной архитектурной школы.

Ал-др Ник. (1870-1960) - сын Н. Л. Бенуа, живописец, график, художник, историк иск-ва, критик. Учился в Петерб. ун-те на юридич. ф-те (1890-94). Живописью занимался под рук. Альберта Бенуа. Идейный вдохновитель и организатор худож. объединения "Мир искусства", первонач. сложившегося как "кружок самообразования" молодых, увлеч. иск-вом и историей "дилетантов", объедин. родством, учебой в г-зии К. Мая и в Петерб. ун-те (Б., В. Нувель, Д. Философов, К. Сомов, С. Дягилев, А. Нурок, Е. Лансере). Участвовал в выставках "Общ-ва русских акварелистов" (с 1891). С 1898 выходит ж. "Мир искусства", в к-ром Б. становится соредактором С. П. Дягилева, впоследствии он гл. теоретик и один из ведущих авторов. Один из гл. сотрудников ж. "Старые годы" (1907-16). В 1911-17 вице-пред. "Об-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины". В 1918-26 гл. хранитель картинной галереи Эрмитажа в Петерб. Декларированный Б. принцип "эстетического универсализма" предопределил необычайно широкий круг его творч. устремлений. Для Б.-художника интерес к истории творчества воплотился в работах, посвящ. Франции 18 в., СПб. и его окрестностям. Серии картин: "версальская" ("Последние прогулки Людовика XIV", 1897; "Купание маркизы", 1906) и "русская" ("Парад при Павле I", 1907; "Выход Екатерины II в Царском Селе", 1909), цикл "Пб. и пригороды" - своеобразный изобразит. комментарий к статьям и монографиям Б. Писал пейзажи "Бретань" (1897), портреты "В. Серов" (1899); "А. Остроумова-Лебедева" (1915). Для Б.-живописца характерно сочетание ретроспект. мечтательности и подробной передачи особенностей конкр. обстановки. Б.-иллюстратору присущ исключит. интерес к рисунку как украшению текста и иллюстрац. сериям (заставка и илл. к изд. "Пиковой дамы", "Капитанской дочки", 1904, "Медного всадника", 1903, и др. произв. А. С. Пушкина и т. п.). Б. - автор обширной программы пропаганды рус. иск-ва: ред. ж. "Художественные сокровища России" (1901-03), орг-ция выставки "Два века рус. живописи и скульптуры" (1906, Париж) и - отчасти - "Русских сезонов", замысел к-рых принадлежит Б. и С. Дягилеву. С 1908 в Париже "Русские сезоны" открылись оперой М. Мусоргского "Борис Годунов" в декорациях Б., А. Головина, И. Билибина. Для "Русских балетных сезонов" Б. в качестве художника принял участие в создании спектаклей: "Павильон Армиды" на муз. М. Черепнина (1909, Б. - автор либретто), "Сильфиды" ("Шопениана", 1909), "Жизель" А. Адана (1910), "Соловей" И. Стравинского (1914). Любимым детищем Б. явилось оформление балета "Петрушка" И. Стравинского (1911), неоднократно воспроизв. на сценах мн. т-ров. В 1914 разработал декорац. идеи балета "Золотой петушок" М. Римского-Корсакова, блестяще осуществл. художницей Н. Гончаровой. Монография "Франсиско Гойя" (1908), капитальный труд "История живописи всех времен и народов" (1910-11) и множество статей по иск-ву, опубл. Б., выполняли общие цели пропаганды. Театр. дебют Б. - оп. С. Танеева "Честь Амура" (1900, сцена Эрмитажного т-ра). Для Мариинского т-ра оформил спектакли "Гибель богов" Р. Вагнера (1903) и "Павильон Армиды" Н. Черепнина (1907), для т-ра В. Ф. Комиссаржевской - "Праматерь" Ф. Грильпарцера, 1908. В 1907-08 - гл. худож. и консультант "Старинного театра", в 1912-13 - постановщик (совм. с К. С. Станиславским) и художник мольеровских спектаклей МХТ "Тартюф", "Мнимый больной, "Брак поневоле". С 1913 Б. по предложению В. И. Немировича-Данченко - содиректор МХТ, где оформил "пушкинские спектакли" ("Моцарт и Сальери", "Кам. гость", "Пир во время чумы", 1913-15) и комедию К. Гольдони "Хозяйка гостиницы", 1913. В 1920-26 активно сотрудничал с БДТ: "Венецианский купец" У. Шекспира (1920, художник и сорежиссер), "Царевич Алексей" Д. Мережковского (1920), "Слуга двух господ" К. Гольдони, "Лекарь поневоле", "Смехотворные прелестницы" Ж.-Б. Мольера (1931), "Грелка" Мельяка и Галеви (1923), "Женитьба Фигаро" П.-О. Бомарше (в собств. постановке, 1926). С 1927 жил в Париже, работал преим. как художник т-ра; оформлял спектакли на сценах Парижа, Милана, Рима, Буэнос-Айреса, Каунаса.

К семье Бенуа принадлежат также Зинаида Серебрякова, художница, Н. Е. и Е. Е. Лансере, архитектор и художник.

А. Н. Бенуа. "Парад при Павле I"

А. Н. Бенуа.

В начало словаря