Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Белый Анд

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Белый Анд

БЕ́ЛЫЙ Анд. (наст. имя и фам. Бугаев Бор. Ник.) (1880-1934) - прозаик, поэт, критик. Род. в дворянской семье. Отец - проф. математики Моск. ун-та. Учился в частной г-зии. В 1899-1903 - студент естеств. отд. физ.-мат. ф-та Моск. ун-та. С гимназич. лет увлекался поэзией и философией Вл. Соловьева, творчеством Шопенгауэра и Ницше, Ф. М. Достоевского и А. А. Фета, музыкой Грига. Отголоски этих увлечений заметны в созданном Б. жанре "симфоний" - его первых опубликованных прозаических опытов. "Симфонии" Б. представляют собой особый род ритмизиров. прозы, построенной по аналогии с композицией муз. произведения. В них ослаблено значение сюжета и особую роль играют сквозные лейтмотивы, прихотливые ассоциации, многозначные образы и мотивы. В "симфониях" произошло становление Б. как художника-символиста, провозвестника пророческого теургического иск-ва, отрицающего декадентство и утверждающего высокое значение худож. творчества как пути к мистериальному преображению сущего. В 1903 вокруг Б. объединяется кружок "аргонавтов", связанных единством мистич. чаяний грядущего преображения мира. К 1904 относится личное знакомство Б. с А. Блоком. Их дружба, прошедшая сквозь тяжелые испытания, была пронесена через всю жизнь. Б. испытал мучительное неразделенное чувство к жене Блока, дважды выяснение отношений с Блоком едва не закончилось дуэлью. Стихи Б. 1900-х гг. - сб. "Золото в лазури" (1904), "Пепел" (1909) и "Урна" (1909) - отражают сложный духовный путь поэта от "аргонавтизма" к навеянным некрасовской традицией стихам о России и безысходным размышлениям о своей личной драме и крахе юношеских идеалов. На протяжении 1900-х гг. Б. выступает в символистских изд. как критик и полемист, отстаивая свое понимание символизма, борясь с его эпигонами. В кн. "Символизм" (1910), "Луг зеленый" (1910) и "Арабески" (1911) Б. собрал статьи, к-рые "должны лечь в основу эстетики будущего: такая эстетика связана с теорией символизма как миропонимания". В 1909 Б. пишет ром. "Серебряный голубь", посвящ. описанию судьбы интеллигента, к-рый попадает в мистич. секту. В 1911-13 Б. создает ром. "Петербург" - вершинное достижение своей прозы. В нем поставлены проблемы особого истор. пути России. В плане поэтики ром. предвосхитил мн. открытия европ. модернизма 20 в. В 1910-е гг. Б. переживает увлечение антропософским религиозно-философским учением Р. Штейнера и участвует в стр-ве антропософского центра - Гетеанума. Влияние антропософского учения отразилось в романах "Котик Летаев" (1917) и "Крещеный китаец" (1921), отмеч. углубл. самоанализом и раскрытием мельчайших изменений внутр. мира человека. Революцию Б. встретил восторженно, видя в ней залог грядущего прорыва к идеальным ценностям человеч. бытия. Эти настроения Б. отразились в поэме "Христос воскрес" (1918). Творчество Б. сов. периода отмечено попытками обрести понимание новой аудитории и в связи с этим частично пересмотреть свои прежние взгляды и убеждения. Наиб. значит. из написанного Б. в советское время биографич. трилогия "На рубеже двух столетий" (1930), "Начало века" (1933) и "Между двух революций" (1934), ром. "Москва" (1926) и "Маски" (1932).

В истории рус. лит-ры Б. остался как один из виднейших представителей символизма, искатель новых худож. путей изображения и раскрытия внутр. мира человека и истор. реальности.

Андрей Белый

Андрей Белый

В начало словаря