Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Антоний

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Антоний

АНТО́НИЙ (в миру Антипа) (983-1073) - отшельник, преподобный, основатель Киево-Печерского мон., почитается церковью как "начальник всех рус. монахов". Родом из Любеча (Черниговская земля), где сохр. пещера, в к-рой А. начинал свое подвижничество. Пострижение принял на Афоне. Вернувшись в 1028 в Киев, обосновался в пещере на месте будущего монастыря. После вторичного путешествия на Афон назначил игуменом Варлаама, сам же продолжал жизнь отшельника. Впоследствии по его благословению игуменом монастыря был поставлен Феодосий. Похоронен в пещере, где подвизался. Канонизирован Рус. Правосл. церковью. "Жития" А. - один из источников "Повести временных лет" и "Киево-Печерского патерика".

Лит.: Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990.

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Ал-др Васильевич Вадковский) (1846-1912) - церк. деятель. Выходец из духовной среды. Окончил Казанскую духовную академию, где в дальнейшем преподавал. Магистр богословия. Описывал рукописи Соловецкого мон. После смерти жены и детей принял монашество (1883). С 1883 - иеромонах, затем архимандрит. С 1887 ректор С.-Петерб. духовной академии, епископ Выборгский, викарий С.-Петерб. епархии. С 1892 - архиепископ Финляндской епархии. Пользовался покровительством К. П. Победоносцева, к-рому обязан своей карьерой. В 1898 занял столичную архиерейскую кафедру. С 1900 - первоприсутствующий чл. Свящ. Синода. Д-р церк. истории. Во время рев-ции 1905-07 выступил за восстановление канонич. церк. управления, нарушенного церк. реформой Петра I. В 1905-06 поддерживал либерально настроенных "белых" священников своей епархии, в дальнейшем получивших назв. обновленцев. Подвергался резким нападкам правых и черносотенцев, к-рые наз. А. "ниспровергателем самодержавия" и обвиняли в стремлении занять патриарший престол. В 1906 - Пред. Предсоборного присутствия. Один из наставников и учителей патриарха Моск. и всея Руси Сергия (Страгородского).

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Андр. Бор. Блум) (р. 1914) - церк. деятель, духовный писатель и проповедник. Род. в Лозанне, в семье рус. дипломата, детство провел в Персии. После окт. 1917 с родителями в эмиграции. Получил мед. образование в Париже, во время 2-й мировой войны - хирург во франц. армии, затем участник Сопротивления. В 1943 тайно принял монашество. В 1948 рукоположен в священники. С 1950 - настоятель рус. православного прихода в Лондоне. С 1958 епископ, в 1962 - архиепископ, в 1966 - митрополит Сурожский) и экзарх Моск. Патриархии в Зап. Европе. Ввел в приходе литургич. употребление англ. яз. наряду с церковнослав. Выступал с проповедями и лекциями в странах Зап. Европы и США, способствовал обновлению интереса зап. общественности к духовным богатствам православия. Основатель и гл. ред. изд. с 1980 в Оксфорде, на англ. яз. правосл. ж. «Сурож".

Соч.: Беседы о вере и Церкви, М., 1991; Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М., 1993; О встрече. СПб., 1994; Жизнь. Болезнь. Смерть., М., 1995; Человек перед Богом. М., 1995; Беседы о молитве. СПб., 1996; Воскресные проповеди, Минск, 1996.

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Добрыня Ядрейкович) (? - 1232), архиеп. Новгородский, автор "Книги Паломник". Происходил, очевидно, из боярской новгородской семьи. В 1211 вернулся из паломничества и постригся в монахи в Хутынском мон. В это время кн. Мстислав Мстиславич изгнал еп. Митрофана, и А. по решению новгородцев был поставлен епископом. В 1219 преемник Мстислава кн. Ярослав Всеволодович способствовал изгнанию А. После шестилетнего епископства в Перемышле А. в 1225 вернулся в Новгород., в 1228 вновь смещен и вернулся в Хутынский мон. Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.

"Книга Паломник" содержит точное описание константинопольских святынь. А. сообщает много подробностей о взаимоотношениях рус. и визант. церквей, о посольствах рус. князей в Константинополь, о характере взаимоотношений рус. паломников. Его "Книга" - самое полное достоверное описание Константинополя накануне его разгрома крестоносцами. Сохранилось две ред. пам., в списках 16-17 вв. (обе авторские). Во второй, отрывочной, упоминается о взятии Царьграда "фрягами". Язык А. прост, лаконичен, приближается к разговорному. Это сближает его с Данилом Игуменом.

Лит.: Правосл. Палестинский сб., Т. 18. Вып. 3. 1899; Прокофьев Н. И. Рус. хождения XII-XV вв. // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та, М., 1970.

-----------------------------------

АНТО́НИЙ (в миру Храповицкий Ал. Павл.) (1863-1936) - церк. и полит. деятель, богослов. На формирование взглядов А. большое влияние оказал Ф. М. Достоевский, к-рого А. часто посещал в 1870-х гг. По окончании Петерб. г-зии поступил в СПб. духовную академию, на 4-м курсе постригся в монахи (1885). В 1888 получил степень магистра богословия. В 1890-97 - ректор С.-Петерб., Моск. и Казанской духовных академий. Выдающийся проповедник и оратор; епископ (1897), епископ Волынский и Житомирский (1902), священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры При активном участиии А. в Лавре открыт отдел черносотенного "Союза рус. народа", велась шовинистич. пропаганда. С 1906 архиеп. В 1906 участвовал в работе Предсоборного присутствия. С 1912 член Св. Синода. Активный сторонник восстановления патриаршества и проведения реформ в Рус. правосл. церкви, однако противник обновленч. движения нач. 20 в. С 1914 архиепископ Харьковский и Ахтырский. На Всеросс. Поместном соборе 1917-18 - один из трех кандидатов в патриархи. С 1918 митрополит Харьковский. С 1918 пред. Укр. церк. собора, митрополит Киевский и Галицкий. В кон. 1919 эмигрировал в Сербию. Один из организаторов т. н. Карловацкого собора 1921, фактич. основатель и духовный глава Рус. правосл. церкви за границей, в 1922-36-е гг. - пред. ее Архиерейского Синода. Запрещен в священнослужении Патриархом Тихоном. Ум. и погребен в Белграде, в склепе Иверского храма.

Соч.: Полн. собр. соч., 2 изд., т. 1-3, СПб, 1911.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Митрополит Антоний (Храповицкий)

В начало словаря