Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Обряды жизненного цикла

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Обряды жизненного цикла

ОБРЯ́ДЫ ЖИ́ЗНЕННОГО ЦИ́КЛА - группа обрядов, отмечающих основные (а в конечном счете - все) этапы в жизни каждого чл. традиц. общества. Времено́й мерой этих обрядов является чел. жизнь от рож. до смерти и взросление, а затем старение конкретного индивида (хотя этапы и включаются в широкий контекст и не являются независимыми: так, младшая сестра обычно не выходит замуж раньше старшей, брак детей старит родителей, переводя их в другой возрастной слой). В этом проявляется и отличие от др. обрядов и их соотнесенность; гл. циклом, с к-рым соотнесена жизнь чел., является годовой цикл, вернее неск. годовых циклов: традиционный, крестьянский, чисто церковный. В церковном, в свою очередь, различаются подвижный и неподвижный круг праздников. Жизненный и годовой циклы метафорически приравнены друг к другу (весна - осень, юность - старость), а также и дневному циклу (утро - вечер), взаимопроникают - так, в родильных и свадебных обрядах много эл-тов календарной обрядности, календарные обряды часто допускают участие лишь лиц опред. возраста (детей, молодежи и т. п.) и специально отмечают будущее (в гаданиях) и прошедшие за минувший год браки (напр., в масленичной обрядности). По объему понятие О. Ж. Ц. почти совпадает с понятием семейных обрядов, искл. составляют обряды рекрутские, к-рые отмечаются не одной семьей. С др. стороны, по содержанию эти понятия очень отличны: семейная обрядность описывает среду, условия исполнения обрядов, а термин "О. Ж. Ц." - их сущность, их макросюжет. По своим типологическим характеристикам эти обряды принадлежат к обрядам переходным, или инициационным. В этом смысле к О. Ж. Ц. следует относить и такие обряды, к-рые сост. возрастную веху: монашеский постриг, рукоположение в священники, коронование, посвящение в рыцари, в шаманы, в мастера (в цеховой организации) и т. п.

Сам термин "цикл" подразумевает, что обряды образуют некий акротекст, макросюжет. В сл. жизненного цикла в высших своих точках сюжет человеческой жизни состоит из двух "крайних", "граничных" ритуалов и одного или нескольких срединных. Таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Отмечалось, что свадьба и половозрастная инициация (т. е. инициационный обряд при достижении половой зрелости, брачноспособного статуса), как правило, не встречаются вместе в одной и той же культуре. Вероятно, для структуры таких обрядов достаточно одного срединного ритуала, отмечающего созревание человека, его полноценный статус. В одних культурах, как в рус, он достигался только после брака или же должен был навсегда искл. брак (монашество), в др. он мог выражаться в принятии в тайный союз, в обретении статуса воина, а брак следовал за этим более или менее автоматически и не отмечался особ. обрядами.

Т. о., для культур, типологически подобных рус., срединным ритуалом является свадьба. Соответственно крайние ритуалы противопоставляются срединному по хар-ру отношения к схеме переходных обрядов и к их сюжетной основе "смерть - воскресение".

Между этими основными ритуалами находятся менее ритуализированные формы поведения. Ближе всего к основным обрядам располагаются случаи участия в таких же обрядах, но в качестве неглавного персонажа (родины для родителей ребенка, свадьба для родителей молодых, похороны для детей покойника и т. п.), и так вплоть до форм бытового поведения в ежедневной жизни, к-рые тоже меняются в зависимости от возраста.

Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.

В начало словаря