Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Земира

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Земира

ЗЕМИ́РА - любимая собачка Екатерины II (род. летом 1778, ум. летом 1785). Самая любимая и известная из многочисл. семейства англ. левреток Андерсон, они же Томсон. Имя "З.", вероятнее всего, связано с оперой "Земира и Азор" Гретри на слова Мармонтеля, разыгранной воспитанницами Об-ва благородных девиц перед имп-цей и швед. королем Густавом III в Смольном в 1777 (замечательно, что имя героя оперы тоже стало собачьим).

Родоначальники семьи Сэр (Сир) Том Андерсон (ум. 1784) и Дюшеса (ум. 1782) были присланы в подарок Екатерине II англ. врачом бароном Димсдейлом, служившим в Пб. в 1768-69. Вскоре после возвращения в Англию он отправил царице собачек. Сэр Том Андерсон прожил 16 лет, оставив мн-во потомков. Екатерина отдавала "молодых людей" в семьи Волконских, Орловых, Нарышкиных, "двое отпрысков обосновались в Версале".

Екатерина очень любила своих собак и неоднократно писала о них в письмах к барону М. Гримму. В апреле 1775 она описала всю родословную семейства, сообщив, что Сэр Том "женился во второй раз на m-lle Мими". В письме 30 ноября 1778 впервые появляется "молодая, прекрасная З.". По переписке с Гриммом можно проследить всю биографию семейства Андерсон.

За "маленькими живчиками" наблюдал особо назначенный паж, они спали в обитой розовым атласом корзинке-колыбели, стоявшей обычно в опочивальне Екатерины. В Царском Селе Екатерина каждое утро прогуливалась в сопровожд. всего семейства Андерсон, носившегося по лужайкам. Левретки для современников и потомков стали "постоянным атрибутом" имп. и были запечатлены в иск-ве. Левретка сопровождает Екатерину на находящемся в Рус. музее портрете кисти В. Л. Боровиковского "Екатерина II на прогулке в Царском Селе", написанном в 1794, много лет спустя после смерти З. и др. изв. Андерсонов; традиционно считается, что на нем изображена З. Известны табакерка, где портрет одной из левреток окружен "нарядной сеткой драгоценных каменьев", мраморная скульптура Mimi (скульптор Эстеррейх). "Белая собачка английской породы" присутствует в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина: "Не бойтесь, она не укусит". Действие происходит в 1774, но в описании Екатерины есть отзвуки ее облика на портрете Боровиковского, а собачка явл. все тем же постоянным атрибутом.

Собака - аллегорич. образ Верности. З. была живым воплощением этой аллегории. И по смерти, изваянная из фарфора в нат. величину (по преданию - на Имп. Фарф. з-де по модели скульптораЖ.-Д. Рашетта), З. расположилась на фарф. подушечке на приступке турецкого дивана в Парадной опочивальне имп. в Б. Петергофском дворце. Эта скульптура была сделана в нескольких экземплярах или повторялась (есть, напр., в Музее старой Москвы); есть также ее копии из чугуна.

"Любимые собачки Великой Царицы" погребены при Пирамиде в Екатерининском парке. Здесь обрели покой Сэр Том Андерсон, Дюшеса и З. На этом месте стояла беседка-ротонда, "но 1781 года поведено построить, вместо прежней, пирамидальную и обложить ее снаружи гранитом". Пирамида была построена Ч. Камероном в 1782-83.

Царскосельская Пирамида - миниатюрное повторение рим. усыпальницы - пирамиды Цестия, или знаменитых египетских гробниц. Екатерина готовила левреткам гробницу при их жизни - как египтяне своим фараонам! В бумагах имп. есть эпитафия Сэра Тома, написанная при его жизни в кон. 1777 или нач. 1778; шутя, Екатерина сообщает Гримму (февраль 1778): "Я начала писать свою эпитафию, и я скалькирую ее с эпитафии сэра Тома Андерсона". В 1781 Дим-сдейл с женой посетили Пирамиду. Баронесса записала: "Императрица сказала барону, что Том <...> и его супруга <...> оставили потомство более многочисленное, чем авраамово, но сейчас они состарились". Находящиеся позади Пирамиды три доски из белого мрамора "выхваляют" их "верность, ласки и услужливость" (доски не сохр.) Эпитафия Дюшесы сообщала, что она ум. в 1782, "оставив 115 потомков". В письме к Гримму от 18 июля 1785 Екатерина сообщает о смерти своей любимицы З.: "Между всеми этими делами умерла Земира, правнучка сэра Тома..."

На надгробной плите З. была стихотворная эпитафия на франц. языке, сочиненная графом Л.-Ф. де Сегюром (франц. посол в 1785-89), к-рая неоднокр. публиковалась, и, вероятно, поэтому З. стала самой знаменитой из своего семейства, и обычно портреты левреток Екатерины называют портретами З.

Пирамида в Екатерининском парке, стоящая в одном ряду с памятниками военной славы, определила новый тип ист. эмоций: великие ист. события в памяти равны личным привязанностям. Так гробница З. незаметно формировала свободную личность, и, через творчество поэтов, созданных Царским Селом, стала одним из источников совр. культуры.

Лит.: Яковкин И. И. Описание Села Царского. СПб., 1830; Записки барона Димсдейла о пребывании его в России // Сб. Русского истор. общества. Т. 2. СПб., 1868; Письма Екатерины II барону Гримму // Сб. Русского истор. общества. Т. 23. СПб., 1878; Собачка царицы [статья подписана "С."] // Старые годы. 1916. № 3; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992.

В начало словаря