Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Зеркало

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Зеркало

ЗЕ́РКАЛО - полированный предмет, обладающий эффектом отражения. Словом З. также называют чистое поле стены, плафона и т. д. в орнаментальном обрамлении. Отражающее З. известно с бронзового века, его изготовляли из меди, олова, бронзы, серебра или камня. Такие З. были известны и в Др. Руси. С 14 в. в Европе З. делаются из хрустального стекла и металлич. амальгамы. Особенно известны венецианские З. Расцвета зеркальное произ-во в Европе достигло в 17-18 вв.

Семиотич. ф-ции З. обусловлены его свойством отражения. З., во-первых, снимает границу реального пространства, создавая прорыв в ирреальное, во-вторых, удваивает отраженный предмет. З. в первом отношении близко иллюзорной росписи, но возможность видеть в нем самого себя создает существ. дополнит. смыслы. З. дает человеку внешнюю точку зрения на себя, и так как рама делает обрамленное знаком, то отражение в обрамленном зеркале - это изображение-знак. Поэтому З. часто обретает символич. значения. Воплощаемое З. соприкосновение с ирреальным, иным миром проявляется в обычае завешивать зеркала или переворачивать их к стене в доме умершего: в рус. нар. приметах душа может проникнуть в другую сторону З. Создаваемый З. образ человека объясняет страх разбитого З.: разрушение изображения может быть перенесено на изображенного. Часто З. - символ воображения или сознания, воплощенный в способности отражать внешнюю реальность видимого мира. В аллегорике З. имеет несколько смысловых функций: с ручным З. изображают Истину, но также - это воплощение страстей.

В России стеклянное З. известно с 17 в., хотя и не получило в то время широкого распространения. Маленькие ручные З. составляли предмет женского туалета. О настороженном отношении к новинке свидетельствует, в частности, тот факт, что церковь в 1666 запретила духовным лицам иметь З. в домах. Начиная с царствования Петра I стенное З. входит в обиход и при этом первоначально либо оформляется как картина (в доме адмирала Ф. М. Апраксина), либо вешается выше человеческого роста, т. е. является эл-том отделки интерьера. Петр I завел и первую в России фабрику зеркал в Киеве.

В царствование Елизаветы Петровны, в соответствии со вкусами императрицы, З. входят в моду, ими украшают не только стены жилищ, но даже спицы колес императорских карет. В интерьере Елизаветинского времени З. были часто важнейшим структурообразующим эл-том отделки: обрамленные рокайльными рамами, они вделаны в стену над консолью, над камином, но особенно характерны зеркальные простенки, зеркальные двери, зеркала против окон, повторяющие их конфигурацию. С этого времени З. становится постоянным атрибутом интерьера.

Еще в кон. 18 в. З. продолжали использовать как основной элемент отделки интерьера для создания театрализации: таков Зеркальный Угловой зал Строгановского дворца (1793, арх. Ф. И. Демерцов), удвоенный благодаря З. по одной из стен, или Березовый домик в Гатчине. С сер. 19 в. распространяются и повешенные на стены З. в раме - элемент убранства. Спец. предметами мебели, обрамляющими З. и вводящими их в интерьер, были псише - рамы, позволявшие видеть себя во весь рост и при этом менять наклон З., трельяжи, дающие возможность видеть себя с разных сторон. В период историзма в архитектуре З. в отделке интерьера применялись прежде всего в стилизациях барокко и рококо. К эффектам З. иногда обращались мастера модерна. В дальнейшем практич. функция З. стала преобладающей.

В начало словаря