Статьи на букву "И" (часть 5, "ИНС"-"ИПП")
ИНСТИТУ́Т РУ́ССКОЙ ЛИТЕРАТУ́РЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) - научно-иссл. учреждение АН в Петербурге, осн. в 1905 как центр изучения жизни и творчества А. С. Пушкина и хранилище мат-лов по ист. рус. культуры. Постепенно сложился уникальный культ. центр, в к-ром органично объединяются научно-иссл. группы и сектора с бесценным архивом (в нем сосредоточены, в частности, все изв. рукописи А. С. Пушкина), Древлехранилищем, б-кой и лит. музеем. Издает академич. собр. соч. рус. классиков, труды по лит-ре, журнал. |
ИНСТИТУ́ТЫ БЛАГОРО́ДНЫХ ДЕВИ́Ц - в дорев. России учебно-воспитат. учреждение закрытого типа для дочерей дворян. Первый открыт по инициативе И. И. Бецкого в Петербурге в 1764 (Смольный ин-т). В 1798 открыт Екатерининский ин-т в Петербурге, в 1802 - в Москве, в 1811 - в Харькове и в ряде губернских городов. |
ИНТЕНДА́НТ (от франц. intendant - управляющий) - должностное лицо в армии, заведующее снабжением войск. Впервые появились во Франции в 15 в. в системе гос. управления провинциями. С 19 в. стали ведать только снабжением войск. В России функция И. появилась в 1700, а назв. - с 1801. Должнсть И. просуществовала до 1917. Вновь учреждена в Кр. Армии в 1940 и упразднена в 1955. Функции были переданы нач. служб продовольств., вещевого, обозно-хоз. снабжения и квартирно-эксплуатац. управления тыла Вооруж. Сил СССР. В 1958 вновь восстановлена должность гл. И. Мин-ва обороны и в 1959 упразднена. |
ИНТЕРЛЮ́ДИЯ (позднелат. interludium, от лат. inter - между, ludus - игра) - 1) Связующая часть либо эпизод между частями или разделами в муз. цикле. В отличие от сходных по значению интермедии и интермеццо, И. почти всегда подразумевает чисто инструментальное звучание. Одно из первых упоминаний об И. содержит трактат "Монумент музыке" (1676) Т. Мэйса. В рус. музыке И. встречается в кантате С. И. Танеева "По прочтении псалма"; в музыке М. А. Балакирева к трагедии Шекспира "Король Лир"; в сюите "Мадригал" для голоса и фп. Н. Я. Мясковского; в балете "Ромео и Джульетта" и кантате "К 20-летию Октября" С. С. Прокофьева; в Симфонии в трех частях и Реквиеме И. Ф. Стравинского; в квартете № 3 А. К. Глазунова. 2) Развернутая импровизационная пьеса связующего характера для органа, исполняемая между строфами хорала в католическом и протестантском богослужении. Перешла в органные хоралы (И. С. Бах). 3) В Англии - национальная разновидность интермедии. 4) В фуге - то же, что и интермедия. |
ИНТЕРМЕ́ДИЯ (от лат. intermedius - серединный, промежуточный) - 1) Муз.-сценич. представление или вставной эпизод между частями более крупного основного спектакля. Интермедией может быть балет, маленькая опера, пантомима, маскарадное представление. В ср.-век. мистерии нередко включались комич. муз.-хореографич. И., иначе наз. фарсами. С кон. 15 в. итал. комедии и трагедии прерывались мифологич., галантно-пасторальными или любовно-лирич. И. с вокальными ансамблями и инструмент. разделами. В итал. опере 17-18 вв. И. наз. интермеццо, к-рое представляло собой вставную камерную оперу, приостанавливающую основное действие новым сюжетом. Балетную И. предпочитали во франц. опере и комедии-балете. В Англии И. наз. интерлюдией. Рус. И. сложилась в 17 в. и подразумевала короткие "забавные игралища" (с муз. номерами) 2-3 "дурацких персон" между действиями осн. драмы. Зародившаяся в кон. 18 в. на ярмарочных представлениях рус. балаганная И. с непременным героем Петрушкой в 20 в. отразилась в одноим. балете И. Ф. Стравинского. В нач. 19 в. в России И. иногда наз. дивертисмент. И. встречается в рус. опере ("Искренность пастушки" из "Пиковой дамы" П. И. Чайковского). 2) Одна из средних частей инструмент. или вокально-инструмент. цикла. В рус. музыке в этом значении более употребительны термины интермеццо и интерлюдия. 3) В фуге - раздел между соседними проведениями темы (разделит. И.) или после ее заключит. проведения (заключит. И.). |
ИНТЕРМЕ́ЦЦО (итал. intermezzo, от лат. intermedius - серединный, промежуточный) - 1) Маленькая "вставная" опера или контрастирующая сцена в середине оперного действия. С 17 в. в Италии для переключения внимания публики между оперными актами исполнялось И., не связанное с осн. сюжетом. Итал. комич. опера (buffa), в т. ч. "Служанка-госпожа" Дж. Перголези, первонач. служила И. в "серьезной" опере (seria). В рус. опере И. часто переводится как интермедия и представляет собой отд. эпизод - либо оркестровый ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова, "Алеко" С. В. Рахманинова"), либо оркестрово-хоровой ("Игрок" С. С. Прокофьева). 2) Небольшое характерное инструмент. сочинение, основоположником к-рого был Р. Шуман (1832, И. для фп.). В рус. музыке фп. И. создавали Римский-Корсаков, А. Т. Гречанинов, С. М. Слонимский ("Памяти И. Брамса"), оркестровые И. - А. К. Глазунов. Обе разновидности отмечаются в творчестве М. П. Мусоргского, А. К. Лядова, А. С. Аренского, Вас. С. Калинникова. 3) Часть, раздел или вариация, преимущ. лирич. или шутливые по характеру, в инструмент. цикле контрастирующие с соседними эпизодами. Введены впервые Р. Шуманом ("Паганини" из "Карнавала", Соната № 1). И. включают фп. фантазия "Бал" А. Г. Рубинштейна, Маленькая сюита для фп. А. П. Бородина, Сюита № 1 для оркестра П. И. Чайковского, Соната № 3 для фп. М. А. Балакирева, Симфония № 6 А. К. Глазунова, Вариации на тему Корелли С. В. Рахманинова, Концерт № 2 для фп. с оркестром С. С. Прокофьева, Квартет № 15 Д. Д. Шостаковича. В этих примерах И. совпадает по значению с интермедией и интерлюдией. 4) Цикл лирич. стихотв. или средняя часть стихотворной поэмы. И. в подзаголовке определена вторая часть "Поэмы без героя" А. Ахматовой ("Решка"), связывая его с сочинением Р. Шумана и вдохновившем его "Лирическим И." Г. Гейне. Лит.: Юдина М. В. Шесть интермеццо Иоганнеса Брамса // Юдина М. В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978. |
ИНТЕРНАЦИОНА́ЛЬНЫЕ СЛОВА́ (ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМЫ) (от лат inter - между и natio [nationis] - народ) - слова или выражения, употребляющиеся во мн. языках с одним и тем же значением. Словарный фонд И. С. разных яз. пополняется за счет заимствования слов и выражений одного яз. другим. Осн. часть интернац. лексики составляют термины науки, техники, воен. дела, экономики, торговли, иск-ва, спорта и т. д., напр.: импорт, экспорт, банк, кредит, бокс, хоккей, драма, комедия, диктатура, космос, спутник, орбита, грипп, СПИД. Лит.: Бельчиков Ю. А. Интернац. терминология в рус. яз. М., 1959; Крысин Л. П. Иноязычные слова в совр. рус. яз. М., 1968; Акуленко В. В. Вопросы интернационализации словарного состава яз. Харьков, 1972; Интернац. элементы в лексике и терминологии. Харьков, 1980; Солодухо Э. М. Проблемы интернационализации фразеологии. Казань, 1982. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИНТОНА́ЦИЯ (лат. intonatio от intono - громко произношу) - просодич. характеристика высказывания, учитывающая: 1) мелодику, т. е. движение тона; 2) темп речи; 3) расстановку пауз; 4) силу звука, т. е. прежде всего колебания громкости; 5) тембр голоса. Мелодика речи - относит. изменение высоты осн. тона звуков - является обязат. характеристикой звучащей речи. Свою мелодику имеют слова, синтагмы, фразы. Речь чел., как правило, отличается мелодич. богатством, постоянной сменой мелодич. рисунка. В совр. иссл. для передачи мелодич. рисунка используются графики в виде системы координат, на к-рых по вертикали откладывается высота осн. тона в герцах, а по горизонтали - время. Согласные с т. зр. мелодики особого интереса не представляют. В прошлом в работах фонетистов часто применялись для изображения ноты. Разнообразие мелодич. рисунков можно свести к неск. типам. В академич. "Рус. грамматике" (М., 1980, автор раздела Е. А. Брызгунова) выделяется 7 типов интонац. конструкций (ИК): ИК-1: на гласном центра тон понижается (Какие у них обычаи); ИК-2: на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение (Какие у них обычаи?); ИК-3: на гласном центра тон резко повышается, напр., при повторении вопроса в ответе (Какие у них обы́чаи?); ИК-4: на гласном центра тон понижается, затем повышается; высокий уровень тона держится до конца конструкции, напр., при выражении сопоставит. вопроса (А у них? Какие у ни́х обычаи?); ИК-5: два центра; на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра - понижается, напр., при выражении оценки (Каки́е у них обычаи); ИК-6: на гласном центра тон повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции (Каки́е у них обычаи... Какие у них обы́чаи!); ИК-7: на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК-7 и ИК-3, напр., при выражении экспрессивного отрицания. Интонац. использование тембра голоса исследовано пока недостаточно, хотя и хорошо осознается говорящими. Так, именно на тембровую характеристику указывает общеупотребит. выражение "металл в голосе". |
ИНТУИТИВИ́ЗМ 1) Филос. установка, признающая основой познания непосредств. проникновение в сущность предмета - слияние познающего с этой сущностью. 2) Фиолос. течение, в той или иной степени противопоставляющее понятийно-рац. познанию мира его прямое постижение посредством так или иначе толкуемой интуиции. Как самостоят. течение филос. мысли И. распространяется на рубеже 19-20 вв., представляя собой специфич. реакцию на филос. сайентизм того времени. Истоки И. можно видеть в традициях богослов. и филос. мистицизма Востока и Запада. "Предтечи" И. - Шеллинг, Шопенгауэр, Э. Гартман и др. Наиб. изв. представитель И. рубежа веков - франц. философ А. Бергсон. И. можно рассматривать как стремление построить теорию познания на "эмпирич. базисе" столь фундамент. уровня опыта, на к-ром еще нет различения субъекта и объекта. Разл. представителями И. интуиция понимается по-разному, но можно выделить две осн. "линии" в ее понимании: "линия Бергсона", "линия Гуссерля". Если для Гуссерля, стремящегося сочетать интуицию с интеллект. познанием, она выступает как прямое созерцание общего - смыслов, а не фактов (в их уник.), то для Бергсона она связана именно с непосредств. созерцанием уник. индивидуального. Если "линия Бергсона" в понимании интуиции представляет собой разновидность филос. иррационализма, то "линию Гуссерля" вряд ли можно столь же однозначно относить к последнему. Бергсон, как и нек-рые представители философии жизни (Клагес и др.), сближает интуицию с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета, действующим всегда так, как если бы он "знал" все возможные результаты своего действия, и поэтому, естественно, "выбирающим" наилучший его вариант. Интуиция, по Бергсону, - инстинкт, сделавшийся бескорыстным, такой вид интеллект. симпатии, к-рый дает возможность перенестись внутрь объекта для слияния с тем, что является уник. в нем и, следовательно, невыразимым в понятиях. Одна из характерных черт И. - стремление обосновать полную независимость филос. знания от знания естеств.-науч.: если последнее по преимуществу дискурсивно, то первое интуитивно, утверждают интуитивисты. Подобного мнения придерживался еще Шопенгауэр, а Бергсон, в дополнение к этому, считал, что у каждого вел. философа есть своя оригин. интуиция. К "линии Гуссерля" в трактовке интуиции примыкают зап. философы Жильсон, Маритен, М. Шелер и др., из рус. философов - Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Трубецкой и др. Наиб. яркие представители рус. И. - Лосский и Франк. И., в ред. Лосского, основан на убеждении, что "все имманентно всему", из к-рого следует непосредств. данность мира человеку в опыте. Как считает Лосский, центр. познават. способность человека не мышление, а восприятие, в к-ром познават. дается ему полностью и абсолютно. Всякое знание (в т. ч. любое умозаключение) интуитивно, все суждения синтетичны, все истины абсолютны (разумеется, лишь в том случае, если то, чем мы располагаем, действительно является знанием). С т. зр. Лосского, знание - не постижение действительности, а сама действительность, к-рая должна быть определена как знание-бытие. Франк разделяет и тезис Лосского о том, что "все имманентно всему", и его убеждение состоит в том, что гл. источник познания - интуиция, представляющая собой прямое видение-переживание реальности. |
ИНТУИ́ЦИЯ (от лат. intueor - пристально смотреть) - понятие, означающее способность непосредств. познания истины без обоснования с помощью доказательства. И. - "гносеологич. творчество", она открывает человеку совершенно новое, не выводимое из предшествующего опыта (хотя и обусловленное им) знание. Для И. характерно также снятие противоположности субъекта и объекта: ощущение смысловой полноты, сопровождающее интуитивное озарение, говорит об окончат. охвате познающим предмета познания. Античная мысль не знает понятия И., однако описываемые ею высшие виды мышления - чистый разум Платона или созерцат. ум Аристотеля - имеют дело именно с ним. Более того, момент зримости (символичности) истины в интуитивном акте античностью только подчеркивается. Новоевроп. же философия интеллектуализирует И., заменяя зримость в ней определениями ясности и отчетливости, и фактически растворяет ее в логич. инструментарии. И., напр., по Декарту, является тем элементарным актом нашего мышления, к-рый не поддается аналитич. расчленению, а потому не требует доказательств. Направлен он на аксиомы и есть не что иное, как бытие аксиом в нашем познании. Спиноза видит в И. "третий" род познания, поднимающийся над "чувственным" и "рассудочным" родами. Однако и он отбрасывает зрительно-символич. ее толкование, ибо "интуиция ума" в его учении практически совпадает с критериями "ясности" и "отчетливости", превращаясь сама всего лишь в критерий правильности предшествующей деят-ности рассудка. На рубеже 19-20 вв. происходит кардинальное изменение отношения к И. Теперь она связывается не столько с мышлением, сколько с волей и духом. Так, Н. О. Лосский помимо интеллект. И. находил еще "чувственную" и "мистическую", причем общим для всех ее форм он считал то, что они привносят в сознание индивида не образ предмета, а сам предмет в подлиннике. Бергсон же, с воззрениями к-рого у Лосского много общего, утверждал, что И. - это такой феномен, где акт познания совпадает с актом, порождающим действительность. Марксизм ищет психологич. детерминацию И., считая, что интуитивное озарение не является "отклонением" от рассудочной деят-ности, а вполне может быть объяснено каким-то "не вполне известными еще науке психич. процессами отражения". |
ИНФАНТЕ́РИЯ (от итал. infanteria, infante - юноша, пехотинец) - назв. пехоты как рода войск в России и мн. иностр. армиях. |
ИНФИНИТИ́В - неспрягаемая глаг. форма, к-рая в рус. яз. обычно выступает в синтаксич. позициях именных слов предложения: подлежащего (Курить запрещается), дополнения (Предлагаю вам молчать, глазами не шарить. А. Толстой), обстоятельства (Ходили в какой-то ров стрелять и на маленькую речку купаться. С. Антонов), несогласованного определения (Еще одна попытка отдохнуть оказалась неудачной). Типичным для И. является употребление в конструкции с глаголами и др. словами, имеющими фазовое и модальное значение (Впервые Тарас начал слушать музыку Бетховена, Гайдна, Моцарта. К. Паустовский; Схватил дед скорее котел и давай бежать, сколько доставало духу. Н. Гоголь; Надобно тебя ругать, а не хочется. М. Горький; И завтракать уже давно пора. А. Чехов; Чехов любил всякие шутки, пустяки, приятельские прозвища и вообще охотник был посмеяться. Н. Телешов). Кроме того, И. участвует в образовании форм будущего времени несоверш. вида (будет жить), а также форм повелит. наклонения двойств. и множ. числа 1-го лица (давай/те будем читать). И. может выступать и в собств. глагольной позиции сказуемого (Купаться всем, - крикнула Наталья, оборачиваясь к шатру и все еще подкручивая косы. А. Толстой; Мне уйти?; Саду - цвесть. В. Маяковский). Однако в этом случае речь идет о транспозиционном употреблении И. в конструкциях, к-рые можно считать трансформами конструкций с модальными глаголами (Купаться всем <- Купаться должны все; Мне уйти? <- Я должен уйти?; Саду - цвесть <- Сад должен цвести). В целом, с функционально-синтаксич. т. зр., И. представляет собой наименее "глагольную" и наиб. "именную" форму глагола. Функционально-синтаксич. свойствами И. определяются его морфологич. особенности. У И. меньше грамматич. категорий, чем у любых спрягаемых глаг. форм. Ему присущи лишь категории вида и залога и нет "предикативных" категорий лица, числа, времени и наклонения. Впрочем, можно считать, что у И. есть форма сослагат. наклонения - типа: отдохнуть бы. В силу указ. особенностей И. принято считать назывной ("лексически свободной") и исходной, т. е. семантич. и морфологич. наиб. простой, формой рус. глагола, к-рая по этой причине используется в словарях в качестве представителя глаг. лексемы. И. встречается во мн. флективных и агглютинативных яз., причем в отд. случаях ему присущи формальные особенности, к-рых нет у рус. И. Напр., у португ. И. есть категории лица и числа (falar "говорить" - 1 л. ед. ч., falares - 2 л. ед. ч. и т. д.), а в фин. яз. имеется много инфинитных форм, из к-рых как минимум две считаются соотв. И. др. языков. Это основной И. (ottaa "взять") и целевой И. (ottaakseni "чтобы-взять-мне"). |
ИНФИНИТИ́ВНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - разновидность односоставных предложений, грамматич. основу к-рых составляет независимый инфинитив. Для И. П. характерно выражение разл. модальных значений: категорич. волеизъявления; ср.: Молчать; Встать, суд идет; необходимости или неизбежности обозначаемого действия; ср.: Мне завтра уезжать; Быть беде. Отрицат. И. П. с глаголом соверш. вида выражают невозможность осуществления действия; ср.: Молодости не вернуть; Мне не сдать этот экзамен; Не догнать тебе бешеной тройки, а в сочетании с глаголом несоверш. вида - запрещение или отсутствие необходимости его выполнять; ср.: Не курить; По газонам не ходить. При наличии частицы "бы" И. П. выражают желательность действия или его нежелательность в отрицат. И. П.; ср.: Уснуть бы; Не опоздать бы. И. П. в целом характеризуются повыш. эмоциональностью и экспрессивностью. И. П., особ. отрицательные, могут сближаться по смыслу с др. типами односоставных предложений: обобщ.-личными (см.); ср.: Его не переспорить - Его не переспоришь; безличными; ср.: Не спешить с ответом - Не надо спешить с ответом; Этого не скрыть - Нельзя этого скрыть; неопред.-личными; ср.: Не курить в помещении - В помещении не курят. Лит.: Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в совр. рус. яз. М., 1986; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. |
ИН-ФО́ЛИО (лат. in folio - в лист) - формат изд. в половину бумажного листа, получаемый фальцовкой в один сгиб. Лист, как осн. ед. измерения формата полиграф. продукции (начиная с древнейших времен), представляет собой прямоугольник 60×90 см, вмещающий при односторонней печати текст объемом 1 авт. лист. Выпуск изд. И.-Ф. - фолиантов - характерен для нач., ранних этапов книгопечатания; такой формат неудобен в обращении - как для чтения, так и для хранения лит-ры. После исчезновения формата И.-Ф. из полиграфич. практики (за редким исключением) фолиантами стали не вполне точно называть в обиходе громоздкие изд. иного, меньшего формата. |
ИНФОРМА́ЦИЯ (от лат. informatio - осведомление) - 1) Сообщение о нек-ром положении дел, передаваемое людьми. 2) Величина уменьшаемой неопределенности в результате получения сообщения. 3) Управленч. сигналы в единстве их синтаксич., семантич. и прагматич. характеристик. 4) Мера разнообразия в объектах и процессах и т. д. Попытки измерения кол-ва И. с помощью вероятностных методов привели к созданию в 1948 первой математич. теории И. (К. Шеннон, У. Уивер), в к-рой под ней понимаются сообщения, уменьшающие неопределенность, связ. с выбором получателем И. одной из неск. возможностей. Впоследствии появились др. варианты теории И. - комбинаторный, алгоритмич., топологич. и т. д. Понятие И. - одно из центр. (наряду с понятиями связи и управления) в кибернетике. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИОА́ННОВСКИЙ ЖЕ́НСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ - см. Монастыри в России. |
ИОАСА́Ф I (ум. 1640) - церк. деятель, 5-й (считая Игнатия) патриарх Всея Руси (с 1634). Постриженик Соловецкого мон. В 1621 - игумен Псковского Печерского мон., в 1627 - архиеп. Псковский, в 1634 - патриарх. Гл. дело И. во время пребывания на патриаршем престоле - изд. богослужебных и церк.-учит. книг, исправляемых по старинным рус. спискам, а также забота о церк. дисциплине - им была составлена "Лествица властям", определявшая иерархич. соотношение архиереев и настоятелей монастырей. |
ИОАСА́Ф II (ум. 1672) - церк. деятель, 8-й (считая Игнатия) патриарх Моск. и Всея Руси (1667-73), преемник Никона. В 1654-56 - архим. Рождественского мон. во Владимире, в 1656-66 - Троицкого Сергиева. В 1667 при нем был созван Большой Моск. церк. собор с участием вост. патриархов, поддержавший борьбу против старообрядцев. Они были преданы церк. проклятию и подвергнуты уголовному преследованию. Собственно с этого времени и начинается наст. церк. раскол, оставивший глубокий след в истории России. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИОГАНСО́Н Анна Христ. (1860-1917) - артистка и педагог балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1878 (кл. своего отца Х. Иогансона). В 1878-98 артистка Мариинского т-ра, первая исполнительница партии Феи Бриллиантов ("Спящая красавица"). Среди др. ее ролей: Галатея ("Кипрская статуя"), Эмма ("Гарлемский тюльпан"), Лиза ("Волшебная флейта"), Никия ("Баядерка"). Грация, пластичность и изящество классич. танца сочетались у И. не только с виртуозностью, но и с нечастым для ее поколения умением создать убедит. худож. образ. Дополняя своим опытом заветы учителей (М. Петипа и своего отца), И. передавала их новому поколению танцовщиц. С 1911 вела класс усовершенствования в Мариинском т-ре. |
ИО́НА (?-1461) - 1-й автокефальный митр. Моск. и Всея Руси, до этого - еп. Рязанский, после бегства митр. Исидора в 1440 - блюститель митрополичьего престола. В годы феод. войны И. поддерживал вел. кн. Василия, хотя был вынужден идти на компромиссы и с его противником Дм. Шемякой. 15 дек. 1448 избран на митрополию Собором рус. епископов, впервые без последующего поставления Константинопольским патриархом. И. был крупным церк.-политич. деятелем своего времени, последовательно боролся за единство рус. церкви и независимость ее от внешних влияний, против Флорентийской унии, проявлял дипломатич. иск-во и личное мужество (в 1451 оставался в Москве во время набега Мазовши). Причислен к лику святых. |
ИОСЕЛИА́НИ Отар Дав. (род. 1934) - реж. Учился в Тбилисском муз. уч-ще по классам скрипки и дирижирования, на мех.-матем. ф-те Моск. ун-та. В 1965 окончил (заочно) реж. ф-т ВГИКа (мастерская А. Довженко и М. Чиаурели). Работал монтажером, ассистент реж. и реж. на Тбилисской студии хроникально-документ. ф. и студии "Грузия-ф.". С нач. 1980-х гг. живет во Франции. В 1962 поставил короткометр. ф. "Апрель" - рассказ о молодоженах, ищущих путь к взаимопониманию, в 1964 - док. ф. "Чугун" - картину одного дня металлургич. комб-та. Школа документалистики сыграла большую роль в формировании индивид. стиля И., особенности к-рого проявились уже в его первом полнометражном игровом ф. "Листопад" (1968). Использовав стереотипный конфликт т. н. "производственного ф." (борьба молодого технолога с консерватором-директором винодельч. з-да), И. разрушил его, наполнив серьезным этич. смыслом, размышлениями о становлении характера. В ф. "Жил певчий дрозд" (1971) эти размышления становятся еще более углубл. Реж. пристально наблюдает за гл. героем - музыкантом, вечно спешащим, пробегающим мимо людей и жизни, не оставляя в ней глубокого следа. В драматич. содержании И. находит оригинальную худож. структуру, сочетающую достоверность деталей, документалистское видение с острой новеллистич. формой. В ф. "Пастораль" (1976) И., используя метод наблюдения и непроф. исполнителей, разворачивает панораму жизни груз. деревушки, исследует отношения сел. жителей и приехавших на отдых столичных музыкантов. Характерная для 1960-х гг., когда формировалась манера И., поэтика документализма преобразуется в изящные и завершенные худ. структуры и в ф. "Фавориты Луны" (1984, произ-во Франции). Изображая легкую жизнь своих персонажей-парижан, реж. передает скрытый драматизм и горечь пустого, не наполненного смыслом существования. В ф. "И стал свет" (1989, произ-во Франции) И. возвращается к теме "Пасторали", наблюдая вторжение цивилизации в мир африканской деревни. Лит.: Церетели К. Трилогия О. Иоселиани // Кинопанорама. М., 1981. Вып. 3; Ее же. Судьба по имени время. Тбилиси, 1987. |
ИО́СИФ - церк. деятель, 6-й (считая Игнатия) патриарх Всея Руси (1642-52). До этого - архим. моск. Симонова мон. (с 1639). Годы патриаршества И. - начало работы по исправлению богослужебных книг, впервые на Руси издававшихся в больших кол-вах типографским способом. При преемнике И., Никоне, эта работа была продолжена, что стало одной из предпосылок раскола в рус. церкви. ----------------------------------- ИО́СИФ (в миру Петровых Ив. Сем.) (1872-1937) - митрополит, церк. деятель. Род. в Устюжне Новгородской губ. Окончил Моск. дух. акад. (1899), магистр богословия (1903). В 1901 пострижен в монашество и рукоположен во иеромонахи. В 1903-06 проф. Моск. дух. акад. С 1909 еп. Угличский, викарий Ярославской епархии, затем еп. Ростовский, викарий той же епархии. С 1923 архиеп. С авг. 1926 митр. Ленингр. В 1926 был зам. Патриаршего местоблюстителя, затем арестован. Не принял "Декларации" митр. Сергия (1927), отказался подчиниться его распоряжению в сент. 1927 о переводе в Одессу и возглавил раскол, получивший наименование "Иосифлянство". В 1928 митр. Сергием запрещен в священнослужении. Иосифлянский раскол в Ленинграде был ликвидирован (не без помощи ОГПУ) в осн. в нач. 1930-х гг. В дальнейшем И. был сослан в Ср. Азию и там расстрелян. |
ИО́СИ́Ф ВО́ЛОЦКИЙ (в миру Иван Санин) (1439 или 1440-1515) - церк. и политич. деятель. Из бояр. Постриженик Боровского мон., с 1479 - игумен мон., затем основывает собств. мон. в Волоколамске, уделе кн. Бориса Волоцкого, где остается до конца жизни. Осн. содержание деят-ности И. - борьба за сильную, эффективную церк. орг-цию. И. вводит в своем мон. жесткую дисциплину, добиваясь неуклонного соблюдения обрядов. В своих многочисл. публистич. произв. он отстаивает неприкосновенность церк. имущества и превосходство церк. власти над светской. В годы великокняжения Ивана III это ставило И. фактич. в ряды клерик. оппозиции. Но гл. тема "слов" и посланий И. - борьба с "ересью", распространившейся на Руси в последние десятилетия 15 в. Именно из его произв. можно почерпнуть почти все фактич. сведения об этой "ереси". Обличая еретиков и обвиняя их в "жидовстве", И. требует для них жесточайшего наказания. Позиция И. и его авторитет значит. укрепились, когда Собор 1503 отверг планы секуляризации и Иван III почти отошел от церк. дел. В этих условиях И. постепенно превращается в идеолога сильной монархич. власти, гарантирующей права и интересы церкви. Борьба "осифлян" (последователей И.) с "нестяжателями" (сторонниками секуляризации или ограничения церк. имуществ) при Василии III закончилась полным торжеством первых. И. В. был изв. др.-рус. книжником. Канонизирован в 1579. |
ИО́СИФО-ВОЛОКОЛА́МСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ - Волоцкий Успенский Иосифов мон. Осн. в 1479 Иосифом Волоцким, в 17 км от Волоколамска Моск. обл. Стены (кам.) и башни (шатровые) - 1543-66 (мастера неизв.), перестроены в 1671-88 зодчим Трофимом Игнатьевым и др. Наиб. древняя 9-ярусная колокольня заложена в 1409, перестроена в 70-х гг. 17 в. Надвратная (Петропавловская) ц. - кон. 17 в. Успенский соб. (1688-92) построен в "нарышкинском стиле". Богато декориров. изразцовый фриз ("павлинье око") - мастер С. И. Полубес, резной иконостас - Е. Леонтьев (резьба), Г. Антонов, Ф. и В. Потаповы (иконы). Разрушен во время Вел. Отеч. войны. Реставрируется. См. также Монастыри в России. Лит.: История рус. архитектуры. 2-е изд. М., 1956. С. 242-243.
Иосифо-Волоколамский монастырь |
ИОФА́Н Бор. Мих. (1891-1976) - архитектор; нар. арх. СССР (1970). Учился в худож. уч-ще в Одессе (1903-11). Окончил Высший ин-т изящных иск-в (1916) и Высшую инж. школу (1919) в Риме. До 1924 жил и работал в Италии (проектировал дома и посольство СССР в Риме, лицей в Калабрии и т. д.). После возвращения в Россию проектировал и строил в духе конструктивизма в 20-х - нач. 30-х гг. кинотеатры: "Ударник", "Москва" - оба в Москве и др. В 1930-40-е гг. творчество И. полностью соответствует офиц. идеологии эпохи тоталитаризма. Это проекты Павильона СССР на Всемирной выставке (1937, Париж) и Дворца Советов (Москва, 1933, 1937-40). В 1950-60-х гг. работал над решением планировочных задач по реконструкции Москвы и др. проектами. Лит.: Эйгель И. Ю. Борис Иофан. М., 1978. |
ИПА́ТЬЕВ Вл. Ник. (1867-1952) - химик-органик, основоположник учения о катализе при высоких температурах и давлениях, ставшего науч. основой промышл. органич. синтеза. С 1914 - чл.-корр. Петерб. АН, с 1916 - ее действит. чл. В годы 1-й мир. войны - организатор сернокислотной и коксобензольной пром-сти в России, пред. Хим. к-та Гл. арт. управления рус. армии; ген-лейт. После Окт. переворота 1917 из патриотич. побуждений остался в России, сотрудничал с большевистской властью в деле восстановления х-ва страны, возглавлял Технич. совет хим. пром-сти. С 1921 - чл. През. Всеросс. Сов. нар. х-ва РСФСР. В 1919-1927 осуществил 28 науч. иссл., результаты к-рых сразу же получили применение в пром-сти; опубл. 12 кн. и брошюр. В. И. Ленин в 1922 назвал И. "главой нашей химич. пром-сти". Однако начиная с 1927 учащаются аресты ученых из окружения И., а в 1929 ГПУ выражает неудовольствие его загран. командировками и контактами с заруб. фирмами. В 1930 И. выезжает с женой в командировку и на лечение в Германию, затем в США. Работает там профессором ун-та в Эванстоне близ Чикаго, консультантом фирмы "Юниверсал ойл продакт". На первых порах он сохраняет связи с СССР: поставляет сов. науч. учреждениям дефицитное оборудование и мат-лы, публикует результаты своих иссл. в сов. науч. изд. В 1936 АН СССР издает его фундамент. труд "Каталитич. реакции при высоких температурах и давлениях". Но в 1937, в разгар террора, на требование властей о немедл. возвращении в СССР (где его ожидал неминуемый арест) И. отвечает отказом. Его исключают из АН (одноврем. с акад. А. Е. Чичибабиным), лишают сов. гражданства. Книги И. были в СССР запрещены и изъяты из б-к; запрещены и ссылки на его работы в науч. тр. Подавляющее большинство учеников И. было арестовано (нек-рые из них сделали выдающиеся открытия, работая в тюремных "шарашках"). За рубежом И. создал новую науч. школу, содействовал внедрению передовых хим. технологий и был признан одним из крупнейших химиков мира. Уже скоро и сов. властям стало ясно, какой огромный ущерб и х-ву страны, и ее престижу нанесло вынужденное "невозвращенство" И. Скорее всего именно поэтому его имя и скрывали от народа с особой тщательностью, прибегая к грубым фальсификациям: напр., в юбилейном издании "Наука и техника СССР. 1917-1987. Хроника" в списке "Персональный состав АН на 25 окт. (7 нояб.) 1917 г." имя И. (акад. с 1916) отсутствует. И. оставил кн. воспоминаний "Жизнь одного химика" (в 2 т. Нью-Йорк, 1945). Лит.: Кузнецов В. И., Максименко А. М. В. Н. Ипатьев. М., 1992. |
ИПОДИА́КОН - церковнослужитель православной церкви. Должность И. на православном Востоке впервые была упомянута св. Афанасием Великим (в 360). В древности И. был помощником диакона и вестником епископа; он не имел права касаться свящ. сосудов; во время богослужения охранял двери, через к-рые шли женщины. В совр. Православной Церкви И. следит за чистотой свящ. сосудов; до и во время богослужения прислуживает архиерею - подает ему воду для омовения рук, полотенце, предметы облачения, трехсвечник и т. п. |
ИПОСТА́СЬ (греч. ύποστασιζ) - один из важнейших терминов христ. богословия, синоним Лица в Пресвятой Троице. Первонач. в греч. яз. слово обозначало "существование", "реальность" (Аристотель, неоплатоники) в противоположность иллюзии. Этому значению близко употребление слова И. в Евр. I, 3. С этим значением связано и понимание его как "основы, базиса" (Евр. 3, 14 и 11, 1; 2 Кор. 9, 4 и 11, 17). Практически И. не различалась с "усия" (сущность). По свидетельству блаженного Феодорита, для мирской философии нет никакой разницы между "усией" и "ипостасью", ибо усия обозначает то, что есть, а ипостась - то, что существует. Но, по учению Св. Отцов, между ними имеется та же разница, как между общим и частным. На лат. яз. они переводились одним словом substantia, что сильно осложнило взаимопонимание лат. и греч. богословия в период становления тринитарного богословия. Лат. вариант термина "Лицо" - "persona" вызывал горячие протесты вост. Отцов, поскольку обозначал скорее внешний вид индивида, обличие, наружность, маску (личину). Св. Василий Великий усматривал в применении этого термина к учению о Св. Троице свойственную зап. мысли тенденцию, к-рая уже однажды выразилась в савеллианстве, делая из Отца, Сына и Св. Духа три модальности единой субстанции. В свою очередь, западные видели в термине И. выражение тритеизма и даже арианства. Но под влиянием каппадокийцев недоразумения были к 381 устранены: термин И. перешел на Запад, сообщая понятию "личность" его конкретное значение, а термин "Лицо" был принят и должным образом истолкован на Востоке. В этом проявилась кафоличность Церкви. Один и тот же догмат о Св. Троице исповедовали на Западе - исходя из единой сущности (essentia), переходили к трем Лицам, на Востоке же отправной точкой были три И. (и в них усматривали единую природу). Св. Григорий Богослов, объединяя эти точки зрения, говорит: "Когда я произношу слово "Бог", вы озаряетесь единым и тройственным светом - тройственным в отношении к особенным свойствам, или Ипостасям (если кому угодно так), или к Лицам (ни мало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли) - я говорю "единым" в отношении к понятию сущности () и, следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается раздельно; потому что Божество есть Единое в Трех, и едино суть Три, в к-рых Божество, или, точнее, к-рые суть Божество". |
"ИППОКРЕ́НА, ИЛИ УТЕ́ХИ ЛЮБОСЛО́ВИЯ на 1799-1801 гг." - моск. лит. журнал, выходивший дважды в неделю как приложение к "Московским ведомостям". В качестве приложения был преемником "Приятного и полезного препровождения времени". В ж. сотрудничали ок. 100 литераторов. Среди постоян. сотрудников были П. Ю. Львов, П. И. Шаликов. Печатались произв. Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. П. Буниной, Я. А. Галинковского, Ф. П. Ключарева, Н. Ф. Остолопова и др. |
ИППОЛИ́ТОВ-ИВА́НОВ (Ивано́в) Мих. Мих. (1859-1935) - композитор, дирижер, муз.-обществ. деятель. Окончил Петерб. конс. по кл. композиции у Н. А. Римского-Корсакова (1882), а также по контрабасу у И. О. Ферреро и дирижированию у К. Ю. Давыдова. Работал в Тбилиси, где возглавлял отд-ние Рус. муз. об-ва и Муз. уч-ще, записывал напевы народов Кавказа (1882-93). С 1893 вел кл. композиции в Моск. конс., был дирижером в частных оперных т-рах Мамонтова и Зимина. Избран директором (ректором) Моск. конс. и пробыл на этом посту с 1906 по 1922. В 1924-25 - проф., ректор Тбилисской конс. Вернулся к исполнит. деят-ности в 1925, став дирижером Большого т-ра. Своим эмоционально уравновешенным творчеством И.-И. привнес в Моск. композиторскую школу элементы кучкистского, в основном корсаковского стиля. Среди лучших произв. - колоритная сюита для симфонич. оркестра "Кавказские эскизы" (1894). И.-И. созданы 4 оперы, симфония и симфонич. картины "Иверия", "В степях Туркменистана", кантаты и камерные произв. Воспитал плеяду видных композиторов. Среди учеников И.-И. - З. П. Палиашвили, Д. Д. Аракишвили, С. В. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, Ю. Д. Энгель, Ю. С. Чахновский, А. М. Баланчивадзе. Лит.: Бугославский С. М. М. Ипполитов-Иванов. М., 1936; Подземская Л. П. М. М. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. Тбилиси, 1963. |