Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИЛЬ"-"ИНС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 4, "ИЛЬ"-"ИНС")

Ильмень

И́ЛЬМЕНЬ - оз. в Новгородской обл. Назв. И., или Илмер по-фински, обозначает "оз., делающее погоду" (ilma - воздух, погода, jarwi - озеро). В Др. Руси через И. проходили важные торговые пути из басс. Балт. м. на Днепр и Волгу. Пл. оз. непостоянна, колеблется от 610 до 2200 кв. км. Большая пл., открытые плоские берега способствуют возникновению ветров, имеющих свои назв., - "север" (сев.), "меженник" (сев.-вост.), "зимник" (юго-вост.), "шелонник" (зап.), "перечуга" (вост.), "полуденник" (юж.), "мокрик" (юго-зап.). Освоение басс. оз. начинается в каменном веке. В кон. 1 тыс. н. э. осн. нас. побережья оз. были ильменские словене (славяне). "Словене же, - сообщает "Пов. временных лет", - седоша около езере Илмеря, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша Новегород". Основу хозяйства словен составляло пашенное земледелие. На И. издавна был развит рыбный промысел. В берестяных грамотах Новгорода упоминаются такие ценные рыбы оз., как лосось, семга, осетр, сиг, таймень. Совр. рыбаки используют на оз. парусные лодки - соймы, конструкция к-рых тесно связана с особенностями оз. и не изменилась за сотни лет. На оз. был развит жемчужный промысел. Озерное судоходство входило в великий водный путь "из варяг в греки". В наст. время по И. перевозят преимущ. строит. мат-лы и лес. По берегам И. и рек басс. И. сохранились пам. др.-рус. архитектуры, на одном из о-вов оз. близ места впадения в него р. Мета находится выдающ. пам. древнего новгородского зодчества - ц. Николы на Липне (13 в.); на юго-зап. берегу И. в селе Коростене - усадьбе Екатерины I - находится редчайшая для провинции кам. ц. петровской эпохи (ошиб. припис. Г. Киавери); поселения на вост. берегу И. сохранили почти неприкосновенный тип традиц. рус. культ. пространства; к югу от И. расп. г. Старая Русса, где жил Ф. М. Достоевский, отразивший его образ в своем творчестве.

Ильф Илья

ИЛЬФ Илья (Файнзильберг Илья Арнольдович) (1897-1937) - прозаик. Род. в Одессе, в семье банковского служащего. Окончил Одесскую технич. школу (1913), сменил ряд профессий. Сотрудничал в ЮгРОСТА, газ. "Моряк", был ред. юмористич. журн. С 1923 жил в Москве, работал в газ. "Гудок", печатал фельетоны, рецензии, юморески. С 1927 писал гл. обр. в соавторстве с Е. Петровым (братом В. П. Катаева). Наиб. известны их сатир. романы "Двенадцать стульев" (1928), фабула к-рого была предложена В. П. Катаевым, и его продолжение "Золотой теленок" (1931), а также очерк "Одноэтажная Америка" (1936), отразивший их впечатление от полугодовой поездки по этой стране. Романы И. и Е. Петрова о похождениях находчивого жулика Остапа Бендера давали яркую сатирич. картину своего времени, что вызвало критич. упреки в очернении действительности, особенно усилившиеся после смерти И. Выдержавшие много изд. в 30-е и нач. 40-х гг., "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" затем вплоть до 1956 не переиздавались. После смерти И. были напечатаны его "Записные книжки".

Ильюшин Сер. Вл

ИЛЬЮ́ШИН Сер. Вл. (1894-1977) - авиаконструктор, ген.-полковник, акад. АН СССР (1968). Род. в дер. Дилялево Вологодской обл. В 1914 призван в армию. В гражд. войне воевал на стороне красных (авиамеханик и нач. авиаремонтного поезда). В 1926 окончил Воен.-инж. акад. им. Н. Е. Жуковского. После окончания акад. И. работал в Научно-технич. к-те ВВС. В 1931 назначается нач. Центр. конструкторского бюро и зам. нач. ЦАГИ. ЦКБ базировалось на заводе им. Менжинского и включало в себя "шарашку". Здесь были созданы самолеты ЦКБ-26 и ЦКБ-30, позднее переименованный в ИЛ-4 и ставший осн. бомбардировщиком сов. ВВС в Вел. Отеч. войну. В 1938 И. разрабатывает проект штурмовика, к-рый был построен в 1939 и стал легендарным Ил-2 - самым массовым сов. самолетом времен войны. Уже во время войны были созданы штурмовики Ил-10, Ил-16 и реактивный Ил-40. В 1948 КБ под рук-вом И. был создан фронтовой бомбардировщик Ил-28. Также в послевоенные годы И. создает гражд. самолеты, строившиеся крупными сериями - Ил-12 и Ил-14. В 1957 появляется Ил-18, а в 1962 Ил-62, ставшие этапными машинами своего времени. Всего под рук-вом И. было создано более 50 типов самолетов.

Лит.: Ученый и конструктор С. В. Ильюшин: Сб. ст. М., 1978; Пономарев А. Н. Конструктор С. В. Ильюшин. М., 1988.

Илья Муромец

ИЛЬЯ́ МУ́РОМЕЦ - гл. богатырь рус. эпоса: изображается старым (иногда "старым казаком"), умудренным, справедливым; он признанный "атаман" богатырской дружины; наделен фантастич. силой, к-рую получает через магич. питье, поднесенное ему странниками; владеет чудесным конем-помощником. Гл. подвиги И. М. - победа над чудовищами, грозящими независимости Киева, и разгром татарских полчищ. Былины подчеркивают независимость И. М. в отношениях с кн. Владимиром, его прямоту. В образе И. М. бесполезно искать связей с реально-ист. прототипами, он воплощает в себе идеальные качества рус. богатырей. Он связан с традициями мифологии и архаич. эпоса (в И. М. есть черты бога-громовника и культурного героя; ему придана неуязвимость: "смерть на бою не писана"; ему нет равных в силе), а с др. стороны, выражает ист. опыт народа и его идеалы эпохи ранней государственности и борьбы с иноземными врагами. Основные сюжеты об И. М.: "исцеление И. М.", "И. М. и Соловей-разбойник", "три поездки И. М.", "И. М. и сын", "И. М. и Идолище", "И. М. в ссоре с кн. Владимиром", "И. М. и Калин-царь", "Камское побоище", "И. М. на Соколе-корабле". Наиб. полный свод сюжетов см. в кн.: Илья Муромец / Подгот. текстов, ст. и примеч. А. М. Астаховой. М.; Л., 1958. (Лит. памятники).

Имажинисты

ИМАЖИНИ́СТЫ - лит. группа, печатно объявившая о своем существовании в нач. 1919. Просуществовала 8 лет: до 1924 - под покровительством анархистского толка "ассоциации вольнодумцев", пред. к-рой был С. А. Есенин, а с 1924 и до самороспуска, последовавшего в 1927, - как самостоятельное об-во под пред. Рюрика Ивнева. Однако подлинным лидером, гл. теоретиком движения был В. Г. Шершеневич. Изданная в 1920 брошюра В. Г. Шершеневича "2×2 = 5" - своего рода "Ars poetica" рус. И. Эклектичная, иногда не слишком оригинальная - тем не менее она радует веселой филологич. дерзостью и местами читается как поэма, а не теоретич. работа. "Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность - вот три кита поэзии грядущего завтра" - такой виделась "программа-максимум" И. его лидеру. (Под "содержанием", согласно тогдашней терминологии, понимался "сюжет", "фабула" - "нарратив"). Если же соотнести рус. И. с современными ему лит. течениями, то он окажется во многом близок сюрреализму, будет как бы "отечественным аналогом" последнего.

Пик известности И. приходится на 1920-22. Благодаря знакомствам в высших эшелонах власти (не исключая ВЧК) И. (гл. образом Шершеневич, Кусиков, Есенин и Мариенгоф) в 1919-22 выпустили огромное кол-во альм. и перс. сб-ков (у одного А. Б. Мариенгофа их 9). Выступления И. собирали полные аудитории.

Введение Главлита в 1922 резко ограничило свободу печати для "попутчиков", в т. ч. и для И., лишив их возможности публиковаться где-либо помимо Госиздата. В том же 1922 был арестован тираж альм. И. "Мы Чем Каемся" (гл. образом за "провокационное" назв.). В 1924 прекратил существование ж. И. "Гостиница для путешествующих в прекрасном", задуманный как имажинистский аналог символистских "Весов". Последний коллективный сб. "Имажинисты" (1925) вызвал возмущенный отклик прессы, заканчивавшийся "методич." указаниями "решительно пресечь попытки" подобной "лит. деят-ности".

Лит.: Григорьев С. Пророки и предтечи последнего завета: Имажинисты Есенин, Кусиков, Мариенгоф. М., 1921; Львов-Рогачевский В. Имажинизм и его образоносцы. Ревель, 1921; Markov V. Russian imaginists 1919-1924. Giessen, 1980.

Имам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Именины

ИМЕНИ́НЫ ("день ангела") - народное назв. праздника соименного человеку святого, дня его церк. памяти. И. основаны на церк. обычае наречения христианам имен святых и ангелов. Перечень имен святых по дням церковного года содержится в Святцах, или Месяцеслове, а алфавитный список этих же имен, издаваемый в виде приложения к христ. календарю, называется Именословом. Каждый христианин в день церк. памяти "своего" святого (небесного покровителя) называется именинником. Если этот святой имеет два или более памятных календарных дней, то для празднования И. выбирается только один - первый, следующий за днем рождения христианина (обыкновенно указывается во время крещения).

Канонич. термин для праздника И. - тезоименитство; так всегда было принято называть И. коронованных особ. Тезоименитство царствующего монарха считалось в России гос. праздником.

Традиция празднования И. оказала определяющее влияние на возникновение и развитие традиции празднования дня рождения вплоть до переноса на день рождения самого слова "И.". Терминологич. это неправильно, однако уже в 19 в. "именинниками" часто называли вообще виновников торжества (юбиляров, людей, получивших награду, и т. п.).

Император

ИМПЕРА́ТОР (лат. imperator от imperare - повелевать, приказывать) - высший титул монархов. В период ранней Римской республики обозначал как полководца вообще, так и полководца-победителя. Как правило, давался солдатами своему командующему после победы и носил временный неофиц. характер. Начиная с Юлия Цезаря и Августа стал их постоянным атрибутом и превратился в один из титулов правителя.

Византия именовала себя Римской империей, и эта традиция продолжалась вплоть до ее падения. Когда в 1204 крестоносцы захватили Константинополь, они избрали сеньора Куртенэ И. Константинопольским и образовали неск. вассальных королевств, составивших Латинскую империю. Остатки Византии разделились на две империи. Одна из них, Никейская империя, позже овладела Константинополем, восстановив Римскую (Византийскую) империю, и существовала до 1453. Завоевавшие ее турки-османы сразу назвали свое гос-во Римской империей. Другая, Трапезундская, империя просуществовала до 1461, когда ее завоевали турки.

Рус. титул "царь", происходящий от "Цезарь", является по существу имп-ским (ср. нем. Kaiser) и был принят Иваном IV после падения Вост. Римской империи. Вслед за принятием титула он завоевал Казанское и др. ханства, преемствовавшие Золотой Орде как сюзерену рус. князей, это отражено в титуле: "Государь и Великий Князь всея Руси, Царь Казанский...". И. впервые именовался Лжедмитрий I; офиц. принятие имп. титула было предпринято Петром I в 1721, после чего титул стали носить все рус. цари. Т. о. восстановились Зап. (Свящ. Римская) и Вост. (Рос.) Римские империи как христианские гос-ва.

Во Франции титул "И. французов" принял Наполеон I в 1804, также венчанный Папой. После этого он добился отказа австрийских И. от титула "римских". Затем этот титул принимал Наполеон III; с объединением Германии И. становится король Пруссии (1871). В 1876 англ. королева стала императрицей Индии, отсюда название "Британская империя". В 1877 турецкий султан провозгласил себя И. османов. За пределами Европы титул И. традиционно носили правители Китая, Японии, Эфиопии. В 1808 титул принимает И. Бразилии, в 1864 австр. эрцгерцог Максимилиан - член имп. дома - стал И. Мексики. Отд. авантюристы называли себя И. (И. Мексики ген. Итурбиде, И. Центральноафриканский ген. Бокасса и др.) В наст. время титул И. носит только монарх Японии.

Государственное знамя российского императора

Государственное знамя российского императора

Императорские театры

ИМПЕРА́ТОРСКИЕ ТЕА́ТРЫ - рос. т-ры, находящиеся в ведении Дирекции имп. т-ров (1766-1917). Ведут свое начало с указа Елизаветы I об учреждении Рос. т-ра (1756). Созданный первонач. как публ. т-р, Рос. т-р, дир. к-рого был А. П. Сумароков, становится придворным. В 1766 создана Дирекция И. Т. (дир. И. П. Елагин). К Петерб. И. Т. относились оперная и балетная, рус., франц., нем. драматич. труппы. В ведении Дирекции находилось также Петерб. театр. уч-ще. Спектакли давались на сценах Б. (Каменного), Малого, Эрмитажного т-ров и т-ра на Царицыном Лугу, с 1832 в Александрийском, с 1833 - в Михайловском, с 1860 - в Мариинском т-рах. В Москве спектакли И. Т. идут с 1806 на разных сценах (в домах Пашковых и С. Апраксина, в Арбатском т-ре, Петровском т-ре), с 1824 - в Малом, с 1825 - в Большом т-ре. В 1898 открывается Новый имп. т-р, руководимый А. П. Ленским. С 1827 до 1882 существовала театр. монополия И. Т., имевшая как положит. стороны - концентрация лучших актерских сил, продуманность театр. политики, так и отрицат. - отсутствие конкуренции, архаизм, официозность. Дирекцией петерб., моск. И. Т. в разные годы руководили А. Л. Нарышкин, П. И. Тюфякин, А. А. Майков, С. С. Гагарин, А. М. и С. А. Гедеоновы, И. А. Всеволожский, В. А. Теляковский и др. Позднее система И. Т. была преобразована в структуру гос. т-ров, в к-рой сохранились нек-рые идеологич., представит., просветит. и худож. функции И. Т.

Большой Императорский театр в Москве. 1845. Тоновая автолитография А. Дюрана

Большой Императорский театр в Москве. 1845. Тоновая автолитография А. Дюрана

Империал

ИМПЕРИА́Л (от лат. imperialis - императорский) - назв. рус. золотой монеты, к-рую с перерывами чеканили в России в 1755-1899. И. содержал 11,61 г чистого золота и по стоимости равнялся 10 руб. В обращении был также полуимпериал, к-рый равнялся 5 руб. Со времени ден. реформы Канкрина в 1838 И. официально ценился в 10 руб. 30 коп. В связи с последующим снижением стоимости кредитных денег сравнит. с сереб. монетами золотой И. с 1897 ценился уже в 15 руб., а полуимпериал в 7,5 руб. кредитными билетами. Это соотношение было положено в основу реформы ден. системы России 1895-97. В сущности, обесцененный на 1/3 кредитный рубль стал золотым. Наряду с этим пр-во начало чеканить новые золотые монеты достоинством в 10 и 5 руб. (2/3 и 1/3 И.). С 1899 чеканка И. была прекращена, они постепенно изымались из обращения, где господствующее положение заняли монеты в 10 и 5 руб. Замена И. и полуимпериала новыми более легкими золотыми монетами была скрытой девальвацией рус. рубля путем уменьшения золота в монетах. Благодаря этому царской России удалось на нек-рое время стабилизировать свою валюту. В 1755-96, 1886-99 на аверсе И. помещался портрет царя (царицы), на реверсе - герб Рос. империи.

Империализм

ИМПЕРИАЛИ́ЗМ (от лат. imperium - господство, власть) - один из осн. эл-тов марксистской теории и рев. политич. сознания, получивший распространение в кон. 19 - нач. 20 в. в теоретич. работах идеологов социал-демократии Европы и России. В. И. Ленин оперировал понятием И. как обозначением "высшей и последней стадии развития капитализма". И. - это гос.-монополистич. капитализм с чрезвычайной концентрацией капитала, созданием междунар. союзов, борьбой за раздел мира, что приводит к обострению противоречий между империалистич. гос-вами, мировой войне, к-рая стимулирует рост классовых противоречий, делающих возможной соц. рев-цию. Противоположные выводы содержала теория "ультраимпериализма" К. Каутского. Он считал, что перед угрозой соц. рев-ции традиц. империалистич. противоречия устраняются новой политикой "ультраимпериализма" - сотрудничества объедин. мирового капитала, идущего на взаимные уступки, понижающего пошлины, протекционизм. Следствием этого будет создание Соединенных Штатов Европы, единого рынка и, в конечном счете, уменьшение шансов на рев. изменения. Последующий опыт показал, что на рубеже веков происходила лишь трансформация "капиталистич. об-ва" (являющегося стадией "традиц.") в качественно отличное "индустр. об-во". "Индустр. об-во" основано на совр. технологии, нац. системе хозяйства, свободе торговли, едином рынке, стремится к универсализации, конвергенции, укреплению либерально-демократич. гос-ва, гражд. об-ва с равенством возможностей и устранением почвы для соц. конфликтов и т. д. Но переходная стадия, совпадая с периодом 1-й мир. войны, оставляла место для классовых столкновений, социально-психологич. напряженности, инициированной в значит. степени фактором войны. Признаки кризисной ситуации интерпретировались в крайне рев. кругах как свидетельство вступления капиталистич. системы в стадию гибели, мотивировали разл. соц. проекты рев. переустройства и практич. активность. В рос. политич. сознании в период рев-ции и последующие годы понятие И. превратилось в один из ключевых образов-символов, выполнявших прежде всего пропагандистскую функцию обозначения "сверхврага" - внутр. и внеш. И. указывался виновником "империалистич. войны", против к-рой должна быть направлена рос. и мировая рев-ция, организатором интервенции против России - "плацдарма социализма". В 20-30-е гг. И. являлся фактором политики автаркии, стимулировавшим массовую мобилизацию об-ва на "оборону" и оправдывавшим чрезвычайные и репрессивные меры внутр. политики. Нагнетавшийся психоз "внешней угрозы" и "осажд. крепости" был важным компонентом рос. менталитета. И. как идеологич. и пропагандистское клише сохранялось и в период после мировой войны, ассоциируясь преим. с "агрессивными намерениями" США. В 90-е гг. в идеологии необольшевиков и националистич. сил образ И. вновь стал центр. эл-том, свидетельствующим об опасности со стороны "мирового капитала" для России, к-рую он стремится превратить в "колонию", осуществив экономич. и дух. господство.

Имперфект

ИМПЕРФЕ́КТ (от лат. imperfectum - несовершенное) - 1) Используемое в общей и сопоставит. аспектологии назв. для видо-временных форм, обозначающих длительное или повторяющееся действие в прошлом без указания на его завершение или прекращение.

2) Особые синтетич. (простые) формы прошедшего времени, существовавшие в др.-рус. яз., но позднее утраченные. Др.-рус. И. образовывался преим. от основ инфинитива-аориста с помощью суффикса -ах- (первоначально имевшего нестяженную форму -аах- / -еах-), где -х- чередовалось с -ш- и -с-, и окончаний, отчасти совпадавших с окончаниями аориста; ср.: ходити, нести - хожахъ, несяхъ (1 л. ед. ч.), хожаше, несяще (2-3 л. ед. ч.), хожахом, несяхомъ (1 л. мн. ч.), хожасте / хожашете, несясте / несяшете (2 л. мн. ч.), хожаху, несяху (3 л. мн. ч.). В форме И. употреблялись гл. обр. глаголы несоверш. вида, служившие для описания фона, на к-ром развертывается осн. последовательный ход события, обозначавшийся формами аориста; ср.: Заоутра призва Игорь слы и приде на холмъ, кде стояше Перунь - "Наутро Игорь пригласил послов и пошел на холм, где стояло изображение Перуна". Формы И. глаголов соверш. вида имели более огранич. сферу употребления и встречались обычно в сложных предложениях, обозначающих многократно повторявшуюся в прошлом ситуацию, каждый раз достигавшую завершения: ср.: Аще кто умряше (И. соверш. вида), творяху (И. несоверш. вида) трызно надъ нимъ - "Если кто, бывало, умрет (умирал), то над ним творили тризну".

В совр. рус. яз. нет прямых следов др.-рус. И., что связывается с его малой употребительностью в народно-разговорном яз. и ранней утратой. В качестве осн. функционального эквивалента И. выступают сейчас формы прошедшего времени несоверш. вида типа ходил, стоял, восходящие к др.-рус. перфекту. К И. соверш. вида близки по значению сочетания с частицей "бывало", типа бывало встанешь, обозначающие нерегулярную повторяемость в прошлом.

Лит.: Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историч. грамматика рус. яз. М., 1981; Маслов Ю. С. Очерки по аспектологии. Л., 1984; Лопушанская С. П. Развитие и функционирование др.-рус. глагола. Волгоград, 1990.

Импрессионизм

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression -впечатление) - 1) Худож. направление в европ. иск-ве, зародившееся во Франции в последней трети 19 в. Первонач. развивалось в живописи, затем распространилось на др. виды иск-ва. Гл. худож. принцип И.: передача непосредств. субъективных впечатлений от действительности, создание у зрителя ощущения непроизвольно выхваченного из потока стихийного движения фрагмента реальности. В обл. живописной техники термин И. применяется к системе "цветоделанного" письма открытым, свободным мазком, посредством к-рого в картине создается эффект изменчивого движения цвета и света. В России принципы И. реализовали в отд. своих работах такие художники, как В. Серов, И. Грабарь, К. Коровин, Л. Пастернак и др. Для муз. И. кон. 19 - нач. 20 в. (во Франции - К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и др.) характерны передача тонких настроений, интерес к тембровой и гармонич. красочности.

2) Направление в рус. критике 1890-х - 1900-х гг. Для И. характерен субъективизм в восприятии произв., прихотливость ассоциативного ряда, психологизм, имманентная погруженность в творч. мир писателя, интерес к "тайнам творчества", предпочтение иррационального, внелогич. начала в познании, отсутствие тенденциозности, адогматизм. Импрессионистич. критика основывается на философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, на представлениях о творчестве как единств. подлинной ценности жизни и является критикой эстетич. по преимуществу. Отсюда свобода, непринужденность, эссеистичность манеры письма. Проявление И. в критике кон. 19 - нач. 20 в. связано с общими процессами в культуре эпохи - в живописи, музыке, поэзии. Нек-рые черты И. свойственны критич. работам поэтов-символистов (А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова). Однако И. как метод ярче всего проявился в критике Ю. Айхенвальда, И. Анненского, К. Бальмонта. Лит-ра др. и новая, европ. и рус., поэзия, проза, драма, общие проблемы творчества - вот спектр интересов критиков-импрессионистов. И. в рус. критике связан с И. в европ. лит-ре (О. Уайльд, Р. де Гурмон и др.). Однако, восприняв европ. общекультурные, филос., стилевые воздействия, рус. импрессионистич. критика не утратила связей с нац. культурой, рус. классикой 19 в. как в плане эстетич., так и нравств. Большим достоинством этого метода являются интерес к слову, пристальное внимание к тексту, художественность, артистизм формы.

Имя прилагательное

И́МЯ ПРИЛАГА́ТЕЛЬНОЕ - см. Прилагательное.

Имя существительное

И́МЯ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ - см. Существительное.

Имя числительное

И́МЯ ЧИСЛИ́ТЕЛЬНОЕ - см. Числительное.

Имяславие

ИМЯСЛА́ВИЕ - правосл. религ.-дух. движение, зародившееся на Афоне в нач. 20 в. Сущность И. отражена в краткой формуле: "Имя Божие есть Бог, но Бог сам не есть Имя Божие, ни имя вообще". Данное учение исходит из объективной реальности идей, отражаемых словами, и утверждает, что субъект, произносящий слово "Иисус", вступает в реальное дух.-энергийное отношение к идее и личности Богочеловека. Имяславческие споры возникли после публ. кн. схимонаха Иллариона "На горах Кавказа", в к-рой он, опираясь на Св. Отцов, еп. Игнатия (Брянчанинова) и о. Иоанна Кронштадтского, говорил о спасительности молитвы Иисусовой и Божественности Имени Иисус. Против подобных идей ополчился архим. Антоний (Волынский), обвинивший сторонников И. в пантеизме, удвоении Бога (т. е. почитании кроме самого Бога его имени) и даже в хлыстовстве (см. "Русский инок". 1912. № 5. С. 60-61). В защиту И. выступил святогорский иеросхимонах Антоний (Булатович), к-рый в кн. "Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисуса" подверг основат. критике имяборцев с т. зр. святоотеч. богословия и дух. опыта новейших подвижников. В 1913 Св. Синод осудил И. как ересь, а движение монахов признал бунтом, что обнаружило ослабление правосл. религ. онтологизма и бюрократич. подход к дух. проблемам внутр. жизни Церкви в среде тогдашнего ее рук-ва (совр. Рус. Правосл. Церковь считает И. вполне церк. учением). Афон. имяславцы были разосланы по разл. мон. Однако сторонники И. продолжали разрабатывать его теологич. и религ.-филос. проблематику. Среди изв. мыслителей, поддержавших И. и принявших участие в филос. работе над этим учением, были П. Флоренский, С. Булгаков, Вл. Эрн, А. Лосев. И. сыграло важную роль как дух. стимул и религ. основа в формировании рус. философии имени.

Лит.: Антоний (Булатович) Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисуса. М., 1913; Эрн В. Ф. Спор об Имени Божием // Христ. мысль. Киев, 1916. № 9; Семенкин Н. С. Философия богоискательства. М., 1986. Гл. 2.

Инбер Вера Мих.

И́НБЕР Вера Мих. (1890-1972) - поэтесса, прозаик. Мать - учительница, отец - владелец изд-ва "Mathesis". Окончив г-зию, училась на Высших жен. курсах в Одессе. Неск. лет провела за границей. Первый сб. стихов - "Печальное вино" (1914, Париж), затем "Горькая услада" (М., 1917), "Бренные слова" (Одесса, 1922). В сер. 1920-х гг. сблизилась с группой конструктивистов. Началом творч. биографии сама И. считала сб. "Цель и путь" (1925). В 20-е гг. также были изданы: автобиогр. пов. "Место под солнцем" (1920), кн. очерков "Америка в Париже" (1928), сб. сатирич. и юмористич. рассказов "Плоды и корни" (1928). В 30-е гг. - сб. "Переулок моего имени" (1935), поэмы "Путевой дневник" (1938), "Овидий" (1941). В годы Вел. Отеч. войны И. жила в блокадном Ленинграде (сб. стих. "Душа Ленинграда", 1942 и 1943; цикл рассказов о ленингр. детях; поэма "Пулковский меридиан", 1942-44; дневник "Почти три года", 1946). В кн. "Вдохновение и мастерство" (1957), "За много лет" (1964), "Страницы дней перебирая" (1967) - воспоминания, извлеч. из дневников и записных книжек. И. - автор комедий в стихах "Союз матерей" (1938), новых текстов оперы "Травиата" и оперетты "Корневильские колокола".

В. М. Инбер

В. М. Инбер

Инвенция

ИНВЕ́НЦИЯ (от лат. inventio - изобретальность, выдумка) - 1) Программа аллегорич. композиции: сада, интерьера, фасада, плафона, иконостаса, фейерверка, виньеток в книге, формы столов и их убранства на парадных пирах и т. д. В период расцвета аллегорики в России виднейшими инвенторами - специалистами по сочинению И. - были в сер. 18 в. Я. Штелин, в конце 18 в. - Н. А. Львов. Также И. -замысел худож. произв., новая идея; эскиз, по к-рому худож. произв. исполняется не автором. Должности инвентора были при имп. фарфоровом и стеклянном з-дах.

2) Небольшая муз. пьеса; название И. указывает на важность в ней к.-л. оригинальной находки мелодич. развития, формообразования и т. п. Термин введен франц. композитором К. Жанекеном в 1555. Наиболее известны И. для клавира И. С. Баха (1720-23), долженствовавшие способствовать выработке техники двухголосной игры и побуждать к муз. находкам. В рус. муз. культуре назв. И. применял, напр., А. И. Хачатурян.

"Ингерманланд"

"ИНГЕРМАНЛА́НД" - 1) 64-пушечный линейный корабль Балт. флота. Построен в Петербурге в 1715 и отличался тщательностью отделки. В 1715-16, 1718-21 "И." был флагманским кораблем Петра I; в 1716, находясь на нем, царь вступил в командование соедин. рус.-англ.-дат.-голл. флотом. По приказу Петра I в 1723, "И." должны были хранить как реликвию "для вечного воспоминания", но в 1736 он был разобран.

2) 80-пушечный корабль Балт. флота, построенный в 1842 в Архангельске. При переходе в Кронштадт в прол. Скагеррак получил пробоину от удара о камень и затонул. Всего погибло: 341 матрос, 20 офицеров, 21 женщина, 7 детей; спаслись: 481 матрос, 141 офицер, 7 женщин, 1 ребенок. Крушение "И." - одна из наиб. драматич. катастроф в истории рос. ВМФ. Запечатлена на полотнах К. В. Круговихина и И. К. Айвазовского.

Индивидуум

ИНДИВИ́ДУУМ (от лат. individuum, калька от греч. άτομοσ - неделимый) - понятие, обозначающее неповторимость, уникальность существа (предмета), а т. к. чаще всего оно употребляется по отношению к чел., - абстрактное своеобразие личности. И. (атом) - нечто непроницаемое для видо-родовых или обществ. связей, чел. в его абсолютной единичности, действительно неповторимый, ибо на данном уровне рассмотрения (на уровне индивидуальности) его, собственно, не с чем сравнивать - чего-либо отличного, иного для атома - И. не существует. Определенность, подлинная уникальность появляются лишь при возможности сравнения, т. е. отношения. Но это означает, что атом должен проявить способность деления, податливости - обрести лицо. Поэтому, когда в к.-л. иссл. говорится об И. ("религ. И.", "античный И." и т. п.), обычно имеется в виду нечто большее. И. в данном случае выступает в качестве своеобразного "субстрата", определения к-рого "превращают" его в реальную, надел, волевым отношением к миру, религ. или соц. ответственностью личность. Осознание того, что чел. может рассматриваться как И., приходит, по-видимому, в эпоху расцвета эллинской культуры и связано с деят-ностью софистов (недаром в это время возникает и филос. школа атомистики, сформулировавшая общее понятие атома). Однако данное открытие смогло перерасти в индивидуализм только в новоевроп. эпоху, будучи оплодотворенным выработанным в гуманизме представлением о чел. как о творце своей собств. судьбы (субъект, монада). Оно сопровождалось появлением крайних форм субъективизации жизни личности.

Индикт

ИНДИ́КТ (лат. indictio, от indico - объявляю, назначаю) - обозначение порядкового номера года при летосчислении по 15-летним циклам, принятое в христ. странах в ср. века (в России счет на И. при обозначении дат прекратился в 18 в.). Считается, что счет по 15-летним циклам появился в Египте во времена рим. владычества, когда раз в 15 лет периодич. пересматривались налоговые списки. Введение счета на И. в Византии приписывают имп. Константину I в 312/313; начало 1-го И. - 23 сент. 312 (с сер. 5 в. И. начинался 1 сент.). В Россию счет на И. пришел вместе с христ-вом в кон. 10 в. из Византии. Используется в историч. науке для уточнения дат, встречающихся в ср.-век. письм. источниках. Определяя дату источника по И., следует помнить, что счет И. велся в ср. века "от сотворения мира", т. е., по византийским представлениям, за 5508 лет до Рождества Христова. Следовательно, чтобы получить порядковый номер года в очередном 15-летнем цикле, необходимо разделить дату "от сотворения мира" на 15 - остаток от деления и будет И. года. Нужно помнить также, что на Руси до конца 15 в. год начинался 1 марта (мартов. и ультрамартов. стили), а значит. начало И. (1 сент.) не совпадало с нач. года (1 марта), т. е. один И. относился к двум годам (месяцы сент. - февраль к одному году, а март - авг. - к след. За ним году). С кон. 6 в. по 1699 нач. года и нач. И. в России совпадали - 1 сент. Чтобы определить И. года эры "от Рождества Христова" (нашей эры), нужно к году нашей эры прибавить 3 и разделить сумму на 15. Остаток от деления - И. искомого года. Определим, напр., И. 1991: 1991+3 - 1994; 1994: 15 - 132, в остатке 14, т. е. И. 1991 - 14.

Индия Богатая

И́НДИЯ БОГА́ТАЯ - эпич. страна без конкретной геогр. привязки с типовым значением: "чужая" земля, привлекающая богатствами, но и таящая опасность для героя. В былине о Волхве Всеславьевиче фигурирует как объект нападения князя и его дружины. Возможно, что образ И. Б. вошел в былины под влиянием ср.-век. сказаний об Индии с ее несметными богатствами и своеобразной культурой.

Индология

ИНДОЛО́ГИЯ - региональная отрасль востоковедения, связ. с изучением яз., истории, культуры народов Юж. Азии (совр. Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри Ланка, Непал). Основоположник науч. И. - У. Джонс, по чьей инициативе в 1784 создано Бенгальское Азиат. об-во. Эпохальное открытие У. Джонсом и Фр. Боппом родства др.-инд. яз. (санскрита) с яз. Европы привело к развитию сравнит. языкознания, И. и индоевропеистики. У. Джонс, Ч. Уилкинс, Г. Уилсон, Т. Кольбрук - представители британской школы И., добившейся к нач. 20 в. выдающихся успехов (в лексикографии - работы М. Моньер-Уильямса, в истории лит-ры и религии - А. Макдонелла и А. Б. Кийта, в буддологии - Ф. Томаса и супругов Рис-Дэвидс, в истории - В. Смита, в эпиграфике - Дж. Принсепа, в археологии - А. Каннингхэма и Дж. Маршалла, в новоинд. филологии - Дж. Грирсона). От Фр. Боппа и братьев Шлегелей ведет свою традицию герм. школа И. (Х. Лассен, А. Вебер, Ф. Макс-Мюллер, Г. Ольденберг, Г. Якоби и др.). Сильные нац. школы И. сложились также во Франции, Голландии, США, Австрии. Со 2-й пол. 19 в. крупные индологи, овладевшие методами европ. науки (Р. Митра, Р. Г. Бхандаркар и др.), появляются и в самой Индии.

В России у истоков науч. И. стояли Г. Лебедев, издавший в 1801 одну из первых в Европе грамматик санскрита (он же дал описание грамматич. строя неск. новоинд. яз.), Ф. Аделунг, Р. Ленц. Систематич. преподавание санскрита было начато в Казани (1841) и Москве (1852) П. Я. Петровым, в Петербурге (1858) К. А. Коссовичем. В 1852-57 и 1879-89 О. Бетлингк и Р. Рот издали Большой и Малый санскритские (т. н. "Петербургские") словари. Во 2-й пол. 19 в. трудами В. П. Васильева и И. П. Минаева основана рус. буддологич. школа, продолжателями к-рой стали С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской. Ф. И. Щербатской подготовил плеяду талантливых учеников, из к-рых одни умерли молодыми (О. О. Розенберг, Е. Е. Обермиллер), др. стали жертвами репрессий (А. И. Востриков, М. И. Тубянский и др.). В 20 в. развивается также новоиндийская филология (И. Д. Ягелло, А. М. Мерварт, М. И. Тубянский, А. П. Баранников). С 1930-х гг. в ун-тских и академич. кругах насильственно устанавливается монополия на иссл. истории классовой борьбы и нац.-освоб. движений, экономики, политологии, новоиндийского языкознания. Разгромленная перед войной классич. И. возрождается в 1950-х гг., гл. обр. благодаря приезду в СССР Ю. Н. Рериха, однако в 1970-х гг. вновь была существенно ослаблена в связи с вынужденной эмиграцией ряда ведущих ученых (Б. Л. Огибенин, А. М. Пятигорский, А. Я. Сыркин и др.). В наст. время рос. И. сталкивается со значит. трудностями (прерванность традиций, недоступность зарубежных изд., невозможность поездок в изучаемые страны), но в отд. обл., в деят-ности отд. ученых (напр., ведология - Т. Я. Елизаренкова, новоиндийское языкознание - Г. А. Зограф, ист. Индии - Г. М. Бонгард-Левин, А. А. Вигасин, индийский т-р - Ю. М. Алиханова, эпос и традиц. поэтика - П. А. Гринцер, дравидология - Н. В. Гуров и А. М. Дубянский и др.) держится на высшем мировом уровне.

Лит.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985. С. 8-29; Рос. и Индия. М., 1986; СССР и Индия. М., 1990; Bongard-Levin G., Vigasin A. The Image of India: The Study of Ancient Indian civilization in the USSR. М., 1984.

Индукция

ИНДУ́КЦИЯ (от лат. inductio - наведение) - форма мысли, в к-рой осуществляется переход от частного знания к более общему. В логике И. наз. умозаключение, позволяющее из наличия к-л. признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов.

По своему виду И. разделяется на полную (рассмотрены все предметы данного класса) и неполную (знание о части переносится на целое). Полная И. фактически является дедуктивным умозаключением, неполная - только вероятностным, т. е. не имеющим логич. необходимости. Следуя истории логики, выделяют также энумеративную (И. через простое перечисление) и элиминативную (науч.) И. Отличие последней от энумеративной в том, что в ней обобщаются не произвольные, но существ. признаки исследуемого предмета и делается попытка выяснить их взаимосвязь с природой того, что изучается.

И. была составной частью метода Сократа, индуктивное умозаключение изучал Аристотель, определивший его как "заключение от единичного к общему и от известного и неизвестному". Более универс. толкование И. получила в эпоху Нового времени. В тр. Ф. Бэкона она рассматривается как всеобщий науч. метод, позволяющий получать новые знания на осн. обобщения опытных данных. В 19 в. Дж. Ст. Милль выделил методы установления причинно-следств. связей между явлениями. Однако принцип. незавершенность, неполнота любого опыта не позволяют приходить на основе И. к всеобщим и необходимым понятиям и закономерностям, о чем убедительно писал Д. Юм и затем И. Кант. Этот факт свидетельствует о взаимосвязи И. и дедукции в мышлении. И. связана с синтезом, дедукция - с анализом. Важность И. состоит в том, что на ее осн. происходит выдвижение науч. гипотез.

В символич. логике изучением индуктивных умозаключений занимается индуктивная логика, пользующаяся как методами теории вероятностей (вероятностная логика), так и др. средствами.

Инженерный замок

ИНЖЕНЕ́РНЫЙ ЗА́МОК (Михайловский замок) - дворец, в к-ром был убит Павел I. Самый романтич. дворец Петербурга, построен в 1797-1800-х гг. арх. Винченцо Бренна по первонач. проекту заказчика - имп. Павла I, возможно, доработанному знаменитым арх. В. И. Баженовым. Дворец представлял собою замок, отделенный от города рвами с подъемными мостами; пл. перед замком с конной статуей Петра I (скульптор граф Б. де Растрелли, арх. Ф. И. Волков), на постаменте к-рой надпись "Прадеду - Правнук", также окруженная каналами, служила для парадов и именовалась Пл. Коннетабля. Замок был парадной резиденцией Павла I как рос. имп. и гроссмейстера Мальтийского ордена св. Иоанна. Он назывался Михайловским, по увенчанной шпилем дворцовой ц. во имя Архангела Михаила - покровителя имп. и рыцарей, "ангела истории". Над въездом в замок - горельеф, изображающий Историю, записывающую на скрижали Славу России; ниже была надпись "Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней", кол-во букв к-рой совпадало с кол-вом лет, отпущенных Павлу I. Парадный вход в замок - из внутр. восьмигранного (символ Вечности) двора. Замок, построенный в рекордно короткий срок, был отделан с исключит. роскошью, сочетающейся с самым изысканным вкусом, и наполнен драгоц. произв. иск-ва от античности по 18 в. 1 нояб. 1800 замок стал резиденцией имп. дома, однако Павел, воплотивший в этом замке свои рыцарские идеалы, был убит здесь, прожив в нем 40 дней. Наутро после убийства имп. семья покинула замок. Реликвии покойного вдова перевезла в Гатчину, убранство разошлось по др. царским резиденциям. В течение 19 в. замок терял свои великолепные интерьеры. Еще более полувека говорили, что тень убитого беспокоит обитателей - пока спальня-кабинет, где совершилось преступление, не была переделана в ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (1857-58, арх. К. А. Ухтомский). С 1823 в замке размещалось Военное Инж. уч-ще, и с того времени замок был переименован в Инженерный. Уч-ще окончили Ф. М. Достоевский, Ц. А. Кюи, Д. В. Григорович, Игнатий (Брянчанинов), др. изв. деятели истории и культуры, многие военачальники. В ц. св. Петра и Павла сохр. памятные доски с именами выпускников, павших на полях сражений. Несмотря на двухвековое разорение, в замке сохр. остатки интерьеров Павловского времени. Это великолепная Парадная лестница, ц. Архангела Михаила, Тронный зал с плафонами "Триумф Мира" и "Триумф Победы", Тронная императрицы с великолепной лепкой, "галерея Рафаэля", называвшаяся так по шпалерам, воспроизводящим росписи Рафаэля, хотя сохранились только три замечат. плафона, и мн. др. С кон. 19 в. дворец принадлежит Рус. музею. И. З. посвящены мн. произв. рус. лит-ры: "Михайловский замок" О. Форш, "Кадетский мон." Н. Лескова и др. Обычно привлекает внимание эпоха Павла I, символом царствования к-рого стал замок.

Инженерный замок. Гравюра сер. 19 в.

Инженерный замок. Гравюра сер. 19 в.

Инзов Ив. Никитич.

И́НЗОВ Ив. Никитич. (1768-1845) - рус. генерал. Получил хорошее образование в доме кн. Ю. Н. Трубецкого. Поступает на воен. службу и через полгода получает первый офицер. чин. В течение неск. лет служит в Москве, где сближается с кружком Н. И. Новикова и становится масоном. Участник рус.-тур. войны 1787-91, первое боевое крещение получил в 1789 в сражении под Сальчей, будучи офицером Моск. гренадер. полка. Принимал участие в осаде Измаила и Бендер. Отличился в сражении при Мачино и был переведен адъютантом к кн. Репнину. В 1798 становится командиром Апшерон. пехотного полка, в составе к-рого совершает Италийский и Швейцар. походы под командованием Суворова. Отличившись в битвах при Кассане, Вордерио, Тидоне, Требии, Александрии и Нови, И. заканчивает кампанию в чине полковника и награждается двумя орденами. В 1805 он, уже произведенный в ген.-майоры, назначается Кутузовым на должность дежурного генерала его армии. Принимал участие в рус.-тур. войне 1806-12 и отличился в сражениях под Силистрией и Шумлой. В 1811 бригада И. перешла к прусским границам в связи с надвигающейся войной с Наполеоном, а затем он занял должность нач. штаба 3-й армии (Тормасова). Командуя в 1813 9-й пехотной дивизией, И. совершил в составе рус. армии загранич. поход, сражаясь при Дрездене, Лейпциге, Бауцене и в др. боях. В 1814 произведен в ген.-лейтенанты и удостоен франц. ордена за гуманное отношение к пленным. В 1818 И. становится гл. попечителем иностр. колонистов Юга России, а чуть позже исполняет обязанности наместника в Бессарабии. Кроме того, он являлся "наблюдателем" за Пушкиным во время ссылки поэта. В течение 3-х лет он провел с ним немало вечеров в дружеских беседах, снабжал книгами из своей б-ки. Кроме того, И. добился выплаты Пушкину жалованья, к-рого тот был лишен после высылки из Петербурга. До самой смерти, уже в чине ген. от инфантерии, И. занимал все ту же должность. Умер и похоронен в основанном им же городке Волграде (Одес. обл.).

Инициал

ИНИЦИА́Л (лат. initialis - начальный) - буквица, заглавная буква имени, фам., отчества; в старинных рукописях и типограф. деле И. называют нач. букву глав, частей и т. п., служившую элементом оформления книги, выполн. в увелич. по сравнению с остальным буквами текста размере. И. украшались орнаментами, жанровыми сценами, изображениями фигур людей и животных (см. Новгород. и псков. рукописи 12-15 вв.). Иногда И. превращались в целые иллюстрации, занимая всю страницу. В кн., выполн. типогр. способом, И. делаются в технике гравюры.

Ин-Кварто

ИН-КВА́РТО (от лат. quarta - четверть) - формат изд. в четверть печатного листа (примерно 45×30 см), был широко распространен в ранний период книгопечатания, в т. ч. большинство инкунабул издавалось форматом И.-К. В наст. время применяется редко - при издании худож. альбомов.

Инкунабулы

ИНКУНА́БУЛЫ (от лат. incunabula - колыбель) - печатные кн., изд. до 1 янв. 1501. Первоначально были сходны по ряду признаков с рукопис. кн. (отсутствие титула, иллюминирование, начертание шрифта, близкое к рукописному, и т. д.). Затем появляются черты, характерные для печат. кн., - титульный лист, гравированные и литые илл., готич. шрифт и т. д. Первые И. на слав. яз., набр. глаголицей и кириллицей, появились в посл. четв. 15 в. В наст. время учтено и описано ок. 40 тыс. изд. И. (ок. 500 тыс. экз.).

Инкунабула. Шестоднев. Краков. 1491

Инкунабула. Шестоднев. Краков. 1491

Иннокентий

ИННОКЕ́НТИЙ (в миру Попов-Вениаминов Ив. Евсеевич) (1797-1879) - митрополит, миссионер, этнограф, лингвист, естественник, первый иссл. алеутов. Род. в с. Ангинское Иркут. губ., в семье пономаря. Окончил Иркут. семинарию. В 1814 получил фам. Вениаминов в память еп. Иркутского, в 1821 рукоположен в пресвитеры. Добровольно отправился на Алеутские о-ва. В 1824-33 - свящ. на о-вах Ситха и Уналашка. Изучив местные яз., систематически объезжал о-ва, обращал алеутов в христ-во, обучал их ремеслам. Открывал школы, построил церковь, организовал дух. уч-ще. Перевел на алеутско-лисьевский яз. Катехизис и Евангелия, составил грамматику этого яз. В 1833 был переведен в порт Ново-Архангельск на о-в Ситха, где распространял христ-во среди индейцев-тлинкитов. Совершив кругосветное путешествие, в 1839 прибыл в Петербург. Опубл. "Записки об островах Уналашкинского отдела" (СПб., 1840. Ч. 1-3). Кн. содержит географич. описание, включая итоги 10-летних метеорологич. наблюдений. "Этнографич. часть" кн. - науч. труд, характеризующий нравы, обычаи, занятия алеутов и тлинкитов, в работе использованы данные антропологии, яз., фольклора, пам. материальной культуры. И. представил в Синод записку о создании Камчатской епархии. В 1840 после смерти жены постригся в монахи и был назначен еп. Камчатским, Курильским и Алеутским. В 1841-67 занимался миссионерской деят-ностью в Сев. Америке, на Камчатке, в Якутии, на Амуре. Сделал неск. пер. Священного Писания на якут. язык. Составил азбуку и грамматику якут. яз. И. отдавал всю энергию миссионерству и организаторской деят-ности, много сделал для смягчения колонизац. практики Рос.-Амер. компании. Регулярно ездил по епархии, путешествуя на байдарках, лошадях и собачьих упряжках. В 1850 получил сан архиепископа. Поскольку епархия расширялась, И. перенес свою резиденцию сначала в Аян, затем в Якутск и наконец в Благовещенск. Участвовал в заключении Айгунского договора, в основании Благовещенска. В 1868 после смерти Филарета (Дроздова) стал митр. Моск. и Коломенским. Тогда же избирается поч. чл. Моск. ун-та и поч. чл. Моск. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Организатор Правосл. миссионерского об-ва (1866). И. называли "Апостолом Америки". В 1970 канонизирован Автокефальной Правосл. Церковью в Америке, 6 окт. 1977 - Рус. Правосл. Церковью (Моск. Патриархия).

Соч.: Замечания о колошенском и кодъякском яз. и отчасти о прочих рос.-амер., с присовокуплением российско-колошенского словаря... СПб., 1846; Письма: В 3 кн. / Собраны Ив. Барсуковым. СПб., 1897-1901.

Инок

И́НОК - др.-рус. название монаха, иначе чернеца. В ж. р. - и́нока, соврем. - и́нокиня (монахиня, черни́ца).

В соврем. рус. правосл. церковном обиходе И. называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. "носящего рясу") послушника - до пострижения его в "малую схиму" (обусловленную окончат. принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. - как бы "новоначальный монах"; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по правосл. законам, уже невозможно.

Ин-Октаво

ИН-ОКТА́ВО (от лат. oktava - восьмая) - формат изд. в 1/8 печ. листа, формат машинописной страницы (примерно 30×22 см), в 3 раза меньше формата ин-кварто. Появился в 1501 в изданиях А. Мануция и вскоре получил широкое распространение. В наст. время вытеснен в значит. мере форматом 1/16 (ок. 22×15 см).

Инородцы

ИНОРО́ДЦЫ - термин, употреблявшийся в Рос. империи по отношению в осн. к нехрист. этнич. группам, к-рым по закону предоставлялась нек-рая степень автономии в налогообложении и в отношении несения воинской повинности, но их права по сравнению со слав. и христ. народами были ограничены. В зависимости от юридич. статуса выделялись след. группы: 1) сибирские И.; 2) самоеды Архангельской губ.; 3) кочевые И. Ставропольской губ. (калмыки и ногайцы); 4) калмыки Астраханской и Ставропольской губ.; 5) киргизы Внутр. орды; 6) И. областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской (казахи и "оседлые И. - дунгане и таранчи"); 7) И. Закаспийской обл; 8) евреи; 9) И. Туркестанского края; 10) Закавказские И.; 11) башкиры. Внутри каждой из этих групп И. могли подразделяться на оседлых, кочевых и бродячих, статус к-рых также различался; бродячие (живущие охотой) и большинство кочевых И. в 19 в. освобождались от несения воинской повинности (коренные народы Севера, Д. Востока и Закавказья, особ. мусульмане, вместо несения воинской службы платили особый налог). Выделялась также особая категория - "И., несовершенно зависящие от России", к-рые фактич. не считались рос. подданными, напр., племена, кочевавшие в р-нах Рос.-Кит. пограничья; к этой группе, по положению 1822, были отнесены также чукчи и дзюнгорцы (зюнгорские двоеданцы). Офиц. политикой гос-ва по отношению к И. был перевод кочевых и бродячих И. к оседлости и постепенная их русификация. В обыденном употреблении термин И. применялся по отношению ко всем не вост.-слав. народам, в т. ч. финнам, полякам, прибалтам, армянам и др.

Иностранные Слова

ИНОСТРА́ННЫЕ СЛОВА́ - заимств. из др. яз. слова, иностранное происхождение к-рых так или иначе осознается.

И. С. могут иметь несвойств. рус. яз. фонетич. особенности, напр., произношение твердых [д], [т], [м] и др. звуков перед [е]: модель, ателье, мэр. Довольно характерное морфологич. свойство И. С. - их несклоняемость: бюро, метро, досье, эскимо. В этом случае они воспринимаются как существительные ср. рода.

И. С. осознаются таковыми, если они включают в свой состав чужие для рус. яз. словообразоват. элементы: массаж, пилотаж, деградация.

В наст. время происходит освоение мн. пластов лексики, к-рая носителями яз. воспринимается как иноязычная на семантич. уровне. Сюда относятся, напр., слова, связ. с компьютерной техникой (винчестер, картридж), экономич. термины (маркетинг, лизинг, аудит) и др.

Иностранцев Ал-др Ал-др.

ИНОСТРА́НЦЕВ Ал-др Ал-др. (1843-1919) - геолог, чл.-корр. Петерб. АН (с 1901). Окончил Петерб. ун-т (1867). С 1868 - хранитель геологич. музея при ун-те, с 1873 - проф. геологии. Осн. работы посв. иссл. горных пород, минералов и геологич. строения сев. Европ. России. В 1867 впервые применил метод микроскопич. иссл. горных пород. Занимался изучением метаморфизма горных пород, а также стратиграфией, гидрогеологией и палеонтологией. Дал обстоят. описание стоянки первобытного чел. на берегу Ладожского оз. (1882). Провел геологич. иссл. в Донбассе, Крыму, на Кавказе, Урале и др. Создатель ценнейших коллекций в геологич. музее Петерб. ун-та. Автор учебника "Геология. Общий курс". За труд "Геологич. очерк Повенецкого у. Олонецкой губ." (СПб., 1877) удостоен медали им. Ф. П. Литке (1879) Рус. геогр. об-ва. Один из основателей Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (его пред. с 1888).

Лит.: Соколов В. А. А. А. Иностранцев. М., 1981.

Иноходцев Петр Бор.

ИНОХО́ДЦЕВ Петр Бор. (1742-1806) - астроном, чл. Петерб. АН (с 1779). В 1769 в Гурьеве наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Участвовал в подготовит. работах АН по соединению Волги и Дона (1771-74). В 1781-85 определил геогр. широту ряда городов России. Занимался подготовкой штурманов к астрономич. наблюдениям. С 1785 чл. Рос. АН; принимал участие в ее работе по составлению словаря рус. яз. При составлении карт ген. межевания впервые обнаружил (1783) магнитную аномалию в р-не Курска.

Инспекция народных училищ

ИНСПЕ́КЦИЯ НАРО́ДНЫХ УЧИ́ЛИЩ - образована в 1869, на каждую губ. назначался 1 инспектор, с 1874 - до 3. Они осуществляли адм.-контрольный надзор за земскими школами, приходскими, городскими и уездными уч-щами.

Институт красной профессуры

ИНСТИТУ́Т КРА́СНОЙ ПРОФЕССУ́РЫ - марксистское высшее уч. заведение, готовившее преподавателей обществ. наук для вузов, а также работников (идеологов, "теоретиков") для научно-иссл. учреждений, центр. парт. и гос. органов. Создан в февр. 1921 в Москве, к 1928 имел экономич., историч., правовое, естеств. и лит. отделения. В 1930-31 разделен на самостоят. ин-ты: историко-парт., историч., экономич., филос., естеств. В 1931 к ИКП присоединена аспирантура ин-тов Ком. академии, образованы ин-ты: аграрный, сов. стр-ва и права, литературный, техники и естествознания, мир. хоз-ва и мир. политики. Ректором в 1921-32 был М. Н. Покровский. Срок обучения для лиц с высшим образованием - 3 года, люди со ср. образованием предварит. обучались 2 года на подготовит. отделении. Принимались в ИКП только коммунисты по рекомендациям обкомов или ЦК нацкомпартий, мн. в прошлом служили в ЧК, частях особого назначения, армейских политотделах. ИКП являлся "кузницей кадров" для последующей "большевизации" вузов и научно-иссл. учреждений АН. В то же время и сам ИКП неоднократно подвергался "чисткам": сначала выявлялись повинные в "контрабанде троцкизма", затем искоренялась школа марксистов-обществоведов, созд. в ИКП Н. И. Бухариным, а в 1937 ин-т ликвидирован. Подавляющее большинство его выпускников (предположительно, до 3 тыс.) было посажено в тюрьмы или расстреляно. Лишь немногие, избежав репрессий, сделали парт.-сов., науч. или лит. карьеру (в их числе Б. Н. Пономарев, М. А. Суслов, И. И. Минц, М. В. Нечкина, П. Н. Поспелов, А. А. Сурков, С. П. Щипачев). Из стен ИКП вышла и тройка будущих чл. ЦК, гл. организаторов сталинского террора в обл. идеологии: П. Ф. Юдин, М. Б. Митин и Ф. В. Константинов.

Лит.: Авторханов А. Мемуары. Франкфурт, 1983. С. 136-138.

Институт мировой литературы им. М. Горького

ИНСТИТУ́Т МИРОВО́Й ЛИТЕРАТУ́РЫ им. М. Горького (ИМЛИ) в Москве - научно-иссл. учреждение, образовано по инициативе М. Горького при АН в 1932. Кроме научно-иссл. отделов и ценного архивохранилища, в состав ИМЛИ входят музей и архив М. Горького. ИМЛИ издает сб-ки "Лит. наследство", академич. собр. соч. классиков, труды по лит-ре и мн. др.

Институт мировой литературы им. М. Горького (ИМЛИ) в Москве

Институт мировой литературы им. М. Горького (ИМЛИ) в Москве

Предыдущая страница Следующая страница