Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 14, "ПРИ"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 14, "ПРИ"-"ПРО")

Приговоры дружки

ПРИГОВО́РЫ ДРУ́ЖКИ - один из жанров свадеб. фольклора, монологи свадеб. дружки, к-рый является основным (иногда единственным) говорящим персонажем в партии жениха. Почти вся его монологич. речь состоит из П., но в силу особенностей их поэтики они не выделяются из прочих, "прозаических" его реплик (и вообще бытовой речи участников свадьбы), как выделяются песенные и речитативные жанры. Особенность эта состоит в том, что П. сложены т. н. "говорным стихом", все же это речь упорядоченная (за счет рифмы) и орнаментованная; отсутствием напева П. противостоят упомянутым выше свадеб. жанрам, упорядоченностью противостоят бытовой, неукрашенной речи (ритуальная функция этого "украшения" заключается в выделении значимых для обряда текстов, в своеобразном "курсиве" или, по выражению П. Г. Богатырева, "знаке торжественности"). В то же время по своему размеру П. резко противопоставлены коротким текстам: сакральным и юридич. формулам, например благословению.

П. дружки сочетают явные комич. элементы ("балагурство", часто довольно неприличное) с весьма мифологизированными описаниями, иногда излагаемыми в том же юмористич. тоне. Комич. и эротическая стихия в речи дружки связана не только с естественной эротич. тематикой свадьбы, с "весельем" (таково название самого свадеб. обряда, например в польск. яз.), но с особым положением дружки. В его вольности и насмешках над прочими участниками свадьбы можно видеть отголосок нек-рых ритуальных привилегий половозрастной группы и вообще молодежи (именно молодежь совершает наиболее "разгульные" ритуалы). С др. стороны, это поведение имеет, видимо, и др. аспект: один из персонажей сев. свадьбы, в ряде отношений эквивалентный дружке, вежливец, т. е. колдун, оберегающий свадьбу от враждебных чар, не насмешничает над гостями, но ведет себя просто грубо (и это поведение всячески подчеркивается). Речь, видимо, идет о привилегиях не только молодежи, но и колдуна. Возможны, конечно, и др. интерпретации (грубость как часть "психотерапевтической" - шоковой - практики колдуна-целителя и т. п.).

Основной обрядовый контекст П. - это моменты встречи партии жениха и невесты, и прежде всего главная из них: приезд жениха с поезжанами к невесте в свадеб. день. К этой ситуации относится значительная часть словесного текста дружки (иносказательные диалоги с группой невесты, не пускающей поезжан в дом без испытания и выкупа), шутки над подружками невесты и прежде всего П. В П. дружка излагает цель приезда - обязательно метафорически, причем если при сватовстве доминирует "торговая" метафорика ("у вас товар, у нас купец" и т. п.), то в свадеб. день ее вытесняет иная: поезжане разыскивают пропавшую корову или другое животное, преследуют дичь, убежавшую от них на охоте и т. п. Очень важное место в П. занимает описание пути, пройденного поездом жениха; этот путь весьма мифологизирован, оказывается, что поезжане ехали через поля, леса, моря, на пути встречали сказочные препятствия, например сталкивающиеся горы (ср. Симплегады в "Одиссее"), далее описывается как они преодолели эти препятствия (иногда шутливо, иногда в духе жанра небылицы или хвастовства в сказках, иногда, наоборот, возвышенно). Эта часть П. дружки воплощает характерное для свадьбы осмысление пути между домами (иногда деревнями) невесты и жениха как пути в иной мир - опасного и зловещего.

Приданое

ПРИДА́НОЕ (скрута, округа, коробья) - одна из форм материальной основы свадьбы со стороны невесты. П. начинали готовить с детства девушки, собиралось, в основном, на средства матери и дочери и составляло личную собственность женщины. Размеры П., его состав зависели прежде всего от состоятельности семьи. П. обычно состояло из нательного белья, платья, постели, холста, пестряди, разнообразных изделий для убранства жилища и нек-рых орудий труда. Тканые изделия, готовившиеся в П., укладывали в коробья (сундуки). О П. договаривались на сговоре или рукобитье. После просватания невеста вместе с подругами готовила недостающие предметы (рубаху и штаны жениху, подарки свекрови и свекру и т. п.). Отвозили П. во время венчания.

Придворные чины и звания

ПРИДВО́РНЫЕ ЧИНЫ́ и звания - принадлежали лицам, составлявшим двор монарха. Являясь корпоративно-сословной орг-цией правящего кл., а именно его верх. слоев, П. Ч. принимали непосредств. участие в управлении гос-вом. В России государев двор сформировался в самостоят. ин-т в кон. 15 в. В последующие два столетия он продолжал развиваться и усложняться и, наконец, отжил в кон. 17 - нач. 18 в. с проведением радикальных реформ в обл. гос. управления.

В сложившейся обстановке в Моск. гос-ве иерархии служилого кл. П. Ч. занимали особое положение. Из них монарх черпал высш. кадры гос. и воен. управления. К П. Ч. относились: конюший, оружейничий, кравчий, ловчий, сокольничий, печатник, постельничий, стряпчий, стольник. По сложившейся традиции 15-17 вв. высш. дворцовыми чинами являлись конюший и оружейничий. Конюший впервые упоминается еще в "Слове о полку Игореве" и долгое время был мелким чином. Впервые же конюший с боярским чином встречается в 1496, им был боярин А. Ф. Челядин. Всего в 15-17 вв. было 9 конюших, последний из к-рых, М. Ф. Нагой, получил этот чин от Лжедмитрия I. Конюший, занимавшийся орг-цией кон. дворцового войска и ведавший конюшенным х-вом, со 2-й пол. 16 в. возглавлял Конюший приказ. Др. высш. П. Ч. - оружейничий ведал государевым оружием и Оружейной палатой. Первым оружейничим был боярин Салтыков, возвед. в этот чин Василием III. Последним же боярином, имевшим чин оружейничего, был П. В. Шереметев в 1686-90. Кравчий прислуживал царю за столом и нередко возглавлял разл. приказы. В ведение постельничего, должность к-рого была учреждена Иваном III, входили великокняж. покои, мастерские по изготовлению белья и платья, личная казна государя и его канцелярия. Стольник распоряжался в торжеств. случаях подачей к столу блюд и напитков, а в остальное время, как правило, служил воеводой и выполнял отд. поручения монарха.

В кон. 17 в. в процессе становления абсолютистского гос-ва и формирования сословий прежняя иерархическая система стала отмирать. Выражением этого процесса явилась отмена в 1682 местничества и, наконец, введение Петром I Табели о рангах (1722).

В имп. России П. Ч. и звания, как и в Моск. гос-ве, позволяли определить офиц. положение лица, состоявшего при царском дворе. Хотя состав П. Ч. был достаточно четко и широко определен Табелью о рангах, мн. из них никогда не жаловались конкретным лицам. Система П. Ч. и званий формировалась в течение всего 18 в. Наблюдалась также постепенная трансформация П. Ч. в придворные звания. В итоге в 19 в. П. Ч. и звания разделились на первых чинов двора, вторых чинов и др. придворных. К первым из них относились: обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-гофмейстер, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, обер-форшнейдер. Ко вторым чинам принадлежали: гофмейстер, гофмаршал, егермейстер, шталмейстер, обер-церемониймейстер. Остальными придворными были церемониймейстер, камергер и камер-юнкер. Придворные же дамы носили звания статс-дам, камер-фрейлин и фрейлин. Помимо этого существовали и военно-придворные звания (ген.-адъютант и др.).

П. Ч. и звания были отменены в 1917.

Придел

ПРИДЕ́Л - боковая часть храма, примыкающая к гл. церк. зданию или входящая в его объем. В др.-рус. храмах П. располагались по сторонам гл. алтаря и служили для размещения предложения (жертвенника, северный) и для сосудохранилища (ризницы, южный). Они представляли собой отд. арх. объемы, часто обознач. алтарными апсидами. Позднее для удобства жертвенник обычно устраивали в алтаре, а в П. устанавливались и освящались престолы в честь свящ. событий и святых. Т. о., храмы стали иметь насколько престолов, соединяя в себе неск. церквей под одной кровлей. В отличие от римо-католических храмов, П. православных церквей ориентированы одинаково, обычно на восток, параллельно гл. алтарю. П. позволяли служить две или три литургии в храме, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Впоследствии П. стали устраивать в трапезных, на хорах, в криптах, в колокольнях, что было обычно связано с увеличением прихода.

Признак

ПРИ́ЗНАК - дополнит. обозначение, прибавляемое к знаку нотации для уточнения его звуковысотного положения. Система П. исходит из разделенности знаменного звукоряда на 4 согласия ("простое", "мрачное", "светлое", "тресветлое") с единым 3-ступенным строением каждого. В данных согласиях знамена, исполняемые на первой ступени, не имеют П.; исполняемые на второй ступени имеют в начертании дополнит. черточку посередине или слева знамени; исполняемые на третьей ступени - дополнит. черточку сверху или справа знамени. Система П. впервые была введена в "Извещении..." А. Мезенца, хотя уже в рукописях 1-й пол. 17 в. встречаются отд. знаки с дополнит. элементами, близкими по начертанию "мезенцевским" П. П. предполагались как замена киноварных помет при печатании йотированных богослужебных книг. На практике П. сохранились наряду с киноварными пометами, лишь в редчайших случаях выступая в рукописях единственным указателем звуковысотности знамен.

Прикладная музыка

ПРИКЛАДНА́Я МУ́ЗЫКА (нем. Gebrauchsmusik) - понятие совр. муз. эстетики и социологии, обобщающее все те ситуации функционирования музыки, в к-рых она как таковая не является основной целью и объектом слушательского интереса. В колич. отношении массив П. М. значит. превосходит "музыку для слуха", связанную с достаточно поздно сформировавшейся коммуникативно-эстетич. установкой. В исторически и географически многообразных формах церк. ритуала, фолькл. обряда, придворн. церемониала, повседнев. обихода эстетич. функция муз. иск-ва отходит на второй план перед прикладными задачами, что, разумеется, не исключает возможности выдающ. худ. достоинств предназначенных для этих целей композиций (напр., церк. музыка И. С. Баха). С кристаллизацией в европ. культуре нового времени концертных типов музицирования музыка неприкладного назначения обретает в культурном самосознании эпохи наиб. высокий ценностный статус в сравнении с разл. жанрами и формами муз. быта (танц., салон. музыкой, шлягером и т. д.). Вместе с тем складываются условия для переосмысления функций муз. композиции (напр., знаменный распев в концертном зале или муз. классика в качестве музыки для фигурного катания).

Совр. П. М. охватывает помимо традиц. развлекат. жанров широкий спектр явлений, связанных с новыми технич. возможностями звуковоспроизведения: музыка на произ-ве, сигнально-фоновые функции музыки на радио, телевидении и т. д.

Приключенческий фильм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прилагательное

ПРИЛАГА́ТЕЛЬНОЕ - знаменательная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выполняющая в предложении функции определения или именной части сказуемого; ср.: высокое дерево; это дерево высокое. В своей основной, полной форме П. изменяются по падежам, числам и родам (в ед. числе), согласуясь в этих формах с определяемым существительным; ср.: высокий дом, высокого дома; высокие дома и т. д. П. принято подразделять на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Качеств. П. отличаются от относит. и притяжат. комплексом свойств, к к-рым относятся, в частности: 1) противопоставление полных и кратких форм; ср.: высокий - высок, сладкий - сладок; 2) наличие форм степеней сравнения; ср.: высокий - выше (более высокий) - самый высокий, светлый - светлее (более светлый) - самый светлый; 3) возможность образования качественных наречий на -о типа высоко, сладко, весело, совпадающих с краткими формами среднего рода П. В свою очередь, притяжат. П. отличаются от качеств. и относит. П. особым склонением: частичным совпадением окончаний с окончаниями существительных и кратких форм; ср.: бабушкин платок (с нулевыми окончаниями), бабушкина прялка, бабушкино кольцо, бабушкины часы. В остальном притяжат. П. подобны относительным.

Краткие формы П., употребляемые только в сказуемом, не имеют категории падежа и изменяются только по числам и родам. Простые формы сравнит. степени типа выше, светлее вообще являются неизменяемыми. В этом отношении им подобны т. н. "аналитические П." - несклоняемые П., как правило, иноязычного происхождения, семантически однотипные с обычными склоняемыми П.: язык хинди (ср. английский язык), цвет хаки (ср. красный цвет). Т. о., с учетом полных форм (изменяющихся по числам, родам и падежам) формы П. распадаются на три формально-грамматических подтипа.

В определении границ П. как части речи нет единства вгзлядов. На основании совпадения системы словоизменения у полных П., с одной стороны, и порядковых числительных (ср.: первый, второй, сотый), местоименных П. (ср.: тот, мой, такой, любой) и причастий (ср.: читающий, читавший, прочитанный), с другой, все эти разряды или некоторые из них включаются в состав П. в широком смысле слова. Помимо этого, на основании высокой регулярности образования качеств, наречия на -о иногда рассматриваются как словоизменительные формы П. К П., по мнению нек-рых исследователей, близки безлично-предикативные слова. И наоборот, морфологически обособленные неизменяемые простые формы сравнительной степени П. вместе с соответствующими формами наречий на -о, от к-рых они отличаются только синтаксически (ср.: Эта лампа ярче, чем та - П., но Эта лампа светит ярче, чем та - наречие), нередко выделяются в особый разряд слов.

Лит.: Мигирин В. Н. Категория состояния или бессубъектные прилагательные? // Иссл. по совр. рус. языку. М., 1970; Панов М. В. Об аналитических прилагательных // Фонетика. Фонология. Грамматика. М., 1971; Ревзин И. И. Понятие парадигмы и некоторые спорные вопросы грамматики слав. языков // Структурно-типологические иссл. в области грамматики слав. языков. М., 1973; Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 2; Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. СПб., 1996.

Приложение

ПРИЛОЖЕ́НИЕ - второстепенный чл. предложения с предметным значением, к-рый определяет др. чл. предложения с предметным значением, давая ему новое название; ср.: художник Левитан; город-музей; мой друг Вася; река Лимпопо; певец-страдалец; птица колибри. П. совмещают значения предмета и признака: значение признака проявляется в использовании П. для характеристики или квалификации определяемого существительного, а значение предмета - в повторном его наименовании. Особенностью П. является его согласование с определяемым существительным в падеже и числе; ср.: Он побывал на Байкале, самом глубоком озере в мире. Широко употребительны П., характеризующие лицо, названное по имени, с т. зр. его национальности, профессии, соц. происхождения и т. п.

От П. обычно отличают терминологические составные наименования типа дом-музей, кресло-кровать, рыба-пила и парные сочетания синонимического, антонимического и ассоциативного характера типа путь-дорога, купля-продажа, хлеб-соль, житье-бытье и т. п.

Примадонна

ПРИМАДО́ННА (итал. primadonna, букв. - первая дама) - термин для обозначения исполнительницы гл. жен. партии в опере, вошедший в практику венец. и неаполит. оперных т-ров в 17 в. С нач. 18 в. в Италии устанавливается традиция, требующая наличия в оп. двух ведущих жен. ролей: первая певица именуется "абсолютной П.", вторая - "другой П." Характерное для эпохи увлечение вок. виртуозностью, поощрявшее диктат певцов, породило дополнит. смысловой оттенок слова, означающего экстравагантное капризное поведение оперной дивы (итал. "дива", букв. - божественная певица, синоним понятия "П." с кон. 18 в.). Знаменитые П. европ. оперной сцены - Ф. Куццони, Ф. Хассе-Бордони, Г. Э. Мара, В. Шредер-Девриент, Дж. Линд, А. Патти, М. Каллас. Среди выдающ. итал. исполнительниц, гастролировавших в России, - К. Габриелли, Л. Тоди и др.

Примыкание

ПРИМЫКА́НИЕ - разновидность подчинительной синтаксич. связи, к-рая не проявляется в формах зависимого компонента словосочетания и определяется порядком слов и интонацией. В качестве зависимого слова при П. выступают неизменяемые части речи и формы слов: наречие, инфинитив, деепричастие, прилагательное в простой сравнительной степени, притяжат. местоимение 3-го лица: быстро бежит, привычка курить, читает лежа, надень одежду поярче, его (ее, их) семья.

К особой разновидности П. - падежному П. - иногда относят и нек-рые употребления предложно-падежных форм существительных, когда они выражают разного рода обстоятельственные значения, а его форма никак не предопределяется главным словом; ср.: гулять в лесу, вернуться из-за дождя, работать до вечера.

Лит.: Рус. грамматика. М., 1980. Т. 2.

Присёлков Мих. Дм

ПРИСЁЛКОВ Мих. Дм. (1881-1941) - историк. Окончил Петерб. ун-т, ученик и последователь А. А. Шахматова. Проф. Петерб. ун-та. Был репрессирован, вернулся к науч. занятиям в 1936. Работы по церк.-политич. истории Киевской Руси, изучение и издание ханских ярлыков рус. митрополитам. Осн. тема иссл. - рус. летописание 11-15 вв. Гл. дело жизни П. - реконструкция текста Троицкой летописи, погибшей в Москве в пожаре 1812. Этот труд, проделанный на высочайшем источниковедческом уровне, увидел свет уже после кончины П. и относится к выдающимся достижениям отеч. источниковедения и летописеведения.

Соч.: История рус. летописания 11-15 вв. Л., 1940; Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.; Л., 1950.

Пристав

ПРИ́СТАВ - в др. Новгороде - должностное лицо, выполнявшее в суде посадника посреднич. функции с целью примирения тяжущихся сторон. В Рус. гос-ве до 18 в. в обязанности П. входил вызов в суд свидетелей и ответчиков. В результате суд. реформы 1864 была создана должность суд. П. Суд. П. состояли при мировых съездах судей, при окруж. судах и суд. палатах. Их функции заключались, в частности, в охране наследства до установления законных наследников, хранении денег и различ. ценностей при суд. спорах и пр. В 19 - нач. 20 в. П. в России назывались также начальники полиции в мелкой адм. единице - стане (становой полицейский П.), в небольшом городе (гор. полицейский П.), в части города (частный П.).

Притвор

ПРИТВО́Р (предхрамие) - самая отдаленная от алтаря (обычно западная) часть храма, одна из 3-х основных, иногда отделенная от ср. части стеной с красными вратами в середине, часто уже средней части храма. В П. могут входить и находиться оглашенные (т. е. готовящиеся принять крещение и прошедшие чин оглашения) и кающиеся (в качестве меры прещения не допущенные в храм), инославные и иноверцы для слушания богослужения и проповеди. В П. также устраиваются купели для крещения и трапезы праздничные или поминальные, иногда - отд. приделы. Ныне в П. совершаются нек-рые богослужения: лития во время Всенощного бдения, повечерие, полунощница, иногда - подготовит. к крещению чин оглашения, панихиды, освящение куличей, яиц, плодов, читаются очистит. молитвы по истечении 40 дней после родов. Внешний П. - паперть - открытое крыльцо или галерея перед входными дверями со ступенями.

Приход

ПРИХО́Д - сообщество христиан определ. конфессии, проживающих в пределах определ. территории, на к-рой располагается церковь, именуемая приходской. Иногда П. внутри конфессии формировался по нац. признаку (грузинский, эстонский, латышский православные П., разл. лютеранские П. в СПб.) или по месту службы (П. домовых церквей учреждений). К приходской церкви прихожане были "приписаны", молились и окормлялись в ней. В церкви велись метрические и исповедные книги, хранившиеся в приходских (церковных) архивах. В России кон. 19 в. П. в среднем насчитывал до 700 душ мужского пола. Общее собрание прихожан выбирало из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церк. х-ва - церк. старосту. При П. учреждались церк.-приходские об-ва для организации благотворительности, с 1880 в ведении приходских свящ. находились церк.-приходские школы и школы грамотности. В наст. время регистрация членов П. не производится, территор. принцип формирования П. в городах не имеет определяющего значения, сельские П. малочисленны. По Уставу об управлении РПЦ (1988), существуют три органа приходского управления: приходское собрание во главе с настоятелем, исполнит. орган собрания - приходской совет (включает председателя, соответствующего старосте; помощника и казначея) и ревиз. комиссия.

Причастие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Причёска

Статья большая, находится на отдельной странице.

Причитания

ПРИЧИТА́НИЯ (плачи, причети, причеты) - вид устного поэтич. творчества, связанный с обязательным обрядовым оплакиванием. П. исполняются как речитативы в повышенно эмоц. тоне, "вопли", с большими или меньшими эл-тами напевности, с подключением специфич. восклицаний, всхлипываний. Рус. традиция знает четыре гл. группы П.: 1) похоронные, составляющие непременную часть обрядов проводов умерших и последующих поминовений; 2) свад. причеты невесты; 3) рекрутские ("завоенные") - при проводах в солдаты; 4) бытовые - в связи с несчастными случаями (пожар, болезнь, тюрьма и т. д.). Каждому из этих видов П. свойственны свои стереотипы содержания, композиции, свой набор традиц. мотивов и формул. П., будучи обусловлены хар-ром соответствующих обрядов, их целями, семантикой, их динамикой, в своем содержании - наряду с мотивами оплакивания, выражением горя, медитативной лирикой - постоянно обращаются к реальным обстоятельствам семейной, бытовой, обществ. жизни, поэтически выражая горестные их стороны, драмы, судьбы людей, особенно бедных вдов, сирот, подчас касаясь острых соц. коллизий. Мотивы, образы, идеи П. получили преломление в лит-ре ("Слово о полку Игореве" и др. памятники Др. Руси, "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, "Страшная месть" Н. В. Гоголя, "Орина - мать солдатская" и "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова и др.) и в музыке (оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин", М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и др.).

Причт

ПРИЧТ (клир) - состав лиц, служащих при церкви - священно- (священники и диаконы) и церковно-(причетники - обычно псаломщики) служители. В малочисл. приходах вакансия диакона обычно не предусмотрена. В др. Церкви и ср.-век. Руси чл. П. избирались приходом. В наст. время право избрания и назначения священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею. Содержание П. осуществляется за счет доходов за продажу свечей и книг, требоисправление, а до 1917 - также за счет земельной и прочей собственности или казенного жалованья.

Пришвин Мих. Мих.

ПРИ́ШВИН Мих. Мих. (1873-1954) - прозаик. Из обедневшего купеч. рода. Учился в елецкой г-зии, тюменском реальном уч-ще, рижском политехникуме; был арестован (1897) за участие в марксист. кружке. Окончил филос. ф-т Лейпцигского ун-та по агрономич. отд-нию (1902). Служил агрономом. С целью изучения природы, фольклора, этнографии предпринял ряд путешествий по Карелии и Норвегии, Средней Азии и Уссурийскому краю. Первый рассказ - "Сашок" (1906). Был близок к кругу Мережковских; во время 1-й мир. войны печатал корреспонденции в "Биржевых ведомстях", "Речи", "Рус. ведомостях". Своими учителями и предшественниками считал А. Шопенгауэра и В. В. Розанова, Л. Н. Толстого.

Лучшие книги П. явились результатом путешествий и соединили в себе поэтич. восприятие природы и путевые наблюдения. Наиб. известны его кн. "В краю непуганых птиц" (1907), "За волшебным колобком" (1908), "Черный араб" (1910), автобиографич. ром. "Кащеева цепь" (1923-60), пов. о творчестве "Журавлиная родина" (1929), о любви "Жень-шень" (1933), ром.-сказка "Осударева дорога" (1933-57), цикл миниатюр "Лесная капель", поэма в прозе "Фацелия" (1940), короткие записи "Глаза земли", "Незабудки", дневники. Для сочинений П. наиб. характерно ощущение "всебожия": движение единого бытия, в к-ром человек родствен земным тварям, травам, деревьям, камням, свету и воздуху. Для такого мироощущения органичны мифотворч. мотивы: об Адаме, Марье Моревне; сказки о солнце ("Кладовая солнца", 1945), лесе ("Корабельная чаща", 1954) олицетворяются им в образах обыденной жизни.

М. М. Пришвин

М. М. Пришвин

"Приятное и полезное препровождение времени"

"ПРИЯ́ТНОЕ И ПОЛЕ́ЗНОЕ ПРЕПРОВОЖДЕ́НИЕ ВРЕ́МЕНИ" - моск. изд., сменившее "Чтение для вкуса, разума и чувствований", выходившее на тех же основаниях и с той же периодичностью с 1794 по 1798. Первые два года ж. редактировал В. С. Подшивалов, с 1796 - П. А. Сохацкий. Здесь сотрудничали А. В. Аргамаков, А. Т. Болотов, А. В. Воейков, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, И. В. Лопухин, Ал. И., Ан. И. и И. П. Тургеневы и др. В ж. впервые напечатано стихотворение Державина "К музе. Подражание Горацию", являющееся первонач. редакцией "Памятника". Проза была представлена гл. обр. пер. Ж. А. Бернардена де Сен-Пьера, К. М. Виланда, Х. Ф. Геллерта, Ф. Фенелона и др.

Проба

ПРО́БА (лат. probo - испытывать, одобрять) - количеств. содержание драг. металла в лигатурном сплаве, из к-рого изготовляются ювелирные изделия или производится чеканка монет (медалей), т. е. соотношение между чистым весом драг. металла и общим весом изделия. П. определяли в соотв. с применявшейся в данный ист. период счетной системой. В большинстве стран мира П. указывается в тысячных долях легированного металла, при этом совершенно чистому драг. металлу соответствует 1000-я П. В дорев. России и в СССР до 1927 (в 1927 принята метрич. система проб) применялась золотниковая система П. (1000-я П. соответствовала 96 усл. единицам).

Проведение

ПРОВЕДЕ́НИЕ - 1) Первонач. или повторное изложение темы или тематич. эл-та в разделе муз. формы, в фактурном голосе или у инструмента (напр., П. гл. партии в сонатной разработке, темы фуги в сопрано и т. д.).

2) В фуге - раздел, содержащий тему и ответ во всех голосах.

Провиант

ПРОВИА́НТ - крупа и мука (последнюю в порядке исключения могли заменять печеный хлеб или сухари), к-рую закупали для себя войска рус. армии за счет средств, отпускаемых из гос. казны. В Сев. войну обеспечение регулярных войск П. осуществляла спец. созданная сеть магазинов в Москве, Пб., Киеве, Чернигове и др. городах. Суточная норма П., полагающаяся одному военнослужащему, впервые была установлена Петром I в 1720: 2 фунта 40 золотников муки и 24 зол. крупы. В 1871 норма суточного П. гв., офицеров саперных войск и лиц, обучающихся в офицер. школах, была увеличена. В годы сов. власти понятие П. постепенно утрачивает свое первонач. значение, используется в перен. смысле, обозначая все продовольствие вообще.

Провинция

ПРОВИ́НЦИЯ (лат. provincia) - в Др. Риме П. первоначально означало поручение, данное должностному лицу, как правило, означавшее войну или контроль над определенной территорией. Постепенно это последнее обозначение стало основным. Со времен Римской империи слово "П." приобретает неск. уничижительный оттенок отсталой периферии в ее противопоставлении столичному центру. В наст. время П. является терр.-адм. единицей в нек-рых странах Европы, Азии и Америки.

В России П. впервые была учреждена в России при Петре I в 1699 для обеспечения и совершенствования денежных сборов. Гл. центрами П. определялись крупные торговые и промышл. города (Новгород, Псков, Астрахань и др.), однако провинц. деление в России в это время не получило распространения. После проведения губ. реформы 1707-10 П. становится промежут. звеном между уездом и губ. В рез. обл. реформы 1719 П. превращаются в основную терр.-адм. единицу и сохраняются до губ. реформы 1775.

Прогимназия

ПРОГИМНА́ЗИЯ (от лат. pro - вместо и гимназия) - в дорев. России муж. или жен. 4 - классное уч. заведение, соответствовавшее 4-м мл. классам г-зии. Учреждена в 1864, с 1866 получает право принимать экзамены на звание приходского учителя и на первый классный чин. Выпускники могли без экзаменов поступать в следующий кл. гимназии.

Программная музыка

ПРОГРА́ММНАЯ МУ́ЗЫКА - род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как "источником" муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики ("вальс", "полька") или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных соч. можно найти в музыке 16-18 вв. ("Времена года" А. Вивальди, миниатюры франц. клавесинистов), однако расцвет программности связан с эпохой романтизма и осуществился на базе неск. предпосылок. Одной из них является идея синтеза иск-в, предполагающая, что худож. языки (живопис., муз., пластич.) должны встретиться в лоне изначально общего им смысла, преодолев различие своих субстанциональных воплощений ("все искусства говорят об одном и том же"). Вторая предпосылка программности - формирование к 19 в. автономного муз. яз., не нуждающегося в опоре на внемуз. стимулы (слово, жест, обряд) и обладающего внепонятийной смысловой полнотой, позволяющей "говорить" и о вне муз. реальности. Поэтому в действительности программность инициирована не "недостатком" смысловых потенций музыки, а их избытком. Источники программ инстр. музыки романтиков разнообразны: произв. живописи ("Картинки с выставки" М. П. Мусоргского), лит-ры (симфония "К "Божественной комедии" Данте" Ф. Листа, увертюра "Ромео и Джульетта" П. И. Чайковского), пластич. иск-в ("Мыслитель" Ф. Листа), картины природы ("Времена года" Чайковского) и др. Особый тип программы создан Г. Берлиозом и представляет собой развернутый повествоват. сюжет ("Фантастическая симфония"). В обл. П. М. активно работали рус. композиторы М. И. Глинка, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и др. Программа часто являлась предлогом и стимулом к поиску неклассич. композиц. решений.

Проддиктатура

ПРОДДИКТАТУ́РА (продовольственная диктатура) - введена в Сов. России на основе ряда декретов СНК и Всерос. центр. исполнит. к-та, принятых в мае-июне 1918. Установление П. было вызвано критич. положением с обеспечением продуктами питания жителей кр. пром. центров, и в первую очередь Пг. и Москвы, где хлебный паек рабочих равнялся 50-100 г в день. Острота продовольств. кризиса была порождена начавшейся гражд. войной, когда Сов. Россия оказалась отрезанной от важнейших зерновых регионов антибольшевист. войсками. В то же время в регионах, не охваченных воен. действиями, имелся хлеб у зажиточных кулацких слоев деревни, отказывающихся его продавать по твердым гос. ценам, экономически не обоснованным, не стимулирующим рост с.-х. произ-ва. К тому же жители села в обмен на хлеб не всегда получали необходимые товары широкого потребления, с.-х. орудия, в к-рых остро нуждались. Введение П. предусматривало установление хлебной монополии в стране, запрещение частной торговли хлебом, деятельное участие раб. класса и деревенской бедноты в заготовке продуктов. Все излишки хлеба крестьяне обязаны были сдавать гос-ву по твердым ценам, а тот, кто отказывался это делать, объявлялся врагом народа и подвергался репрессиям, в рез. чего крестьяне проявляли недовольство сов. властью, вылившееся в ряде регионов страны в восстания. Позднее в целях улучшения системы заготовок с.-х. продуктов сов. гос-вом в 1919-20 на основе декрета Совнаркома (янв. 1919) была введена продразверстка. Согласно декрету у крестьян реквизировались все излишки хлеба и фуража по твердым ценам. Для изъятия хлебных излишков в деревне, охраны и доставки продуктов питания в пром. центры в 1917-21 создавались продотряды. Их ядро составляли рабочие крупных пром. центров. В конце гражд. войны в продотрядах насчитывалось более 90 тыс. чел. Чрезвычайные меры сов. пр-ва по преодолению продовольств. кризиса позволили заготовить 67 млн пудов хлеба во 2-й пол. 1918, а в 1919/20 - более 200 млн пудов, благодаря чему удалось спасти от голодной смерти мн. жителей городов. Вместе с тем П. отрицательно сказалась на развитии сельского х-ва, на росте антисов. настроений среди крестьян в годы гражд. войны. С переходом к нэпу негативные последствия П. были ликвидированы.

Прозоровский Ал. Ал-др.

ПРОЗОРО́ВСКИЙ Ал. Ал-др. (1732-1809) - ген.-фельдмаршал. Происходит из древнего княж. рода, ведущего начало от Рюрика. Образование получил в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. Начал службу в гвардии. Принимал участие в Семилетней войне с Пруссией, к-рую закончил в 1763 полковником. В дальнейшем участвовал в воен. действиях против польских конфедератов, был в составе войск, осаждавших турецкую крепость Хотин, командовал воинскими отрядами, покорявшими Молдавию и усмирявшими волнующийся Крым. В 1782 П. был произведен в полные ген. и уволен из армии. Императрица никогда не любила П. за крутой нрав, резкость и излишнюю болтливость. До 1790 князь живет в одной из своих деревень. В февр. 1790 Екатерина призывает к себе генерала. Она назначает его главнокомандующим в Москву на место П. Еропкина, полагая, что во времена, когда во Франции разворачивается рев-ция, а в России набирают силу масонские ложи и прочие не санкционированные свыше об-ва, у руля должны стоять твердые люди. Узнав о назначении П., Г. Потемкин писал императрице: "Ваше Величество выдвинули из вашего арсенала самую старую пушку, к-рая непременно будет стрелять в вашу цель, потому что своей не имеет. Только берегитесь, чтобы она не запятнала кровью в потомстве имя Вашего Величества". П. было вменено в обязанность строго следить за книжными лавками и типографиями, в это же время моск. почт-директор И. Пестель стал широко внедрять перлюстрацию писем. В апр. 1792 П. арестовывает и допрашивает Н. Новикова, чуть позже на допрос к главнокомандующему вызывались И. Лопухин, И. Тургенев и др. В 1793 по распоряжению П. в Москве конфискуются поступившие в продажу франц. календари с новым летоисчислением. Крутые меры моск. главнокомандующего не снискали, однако, расположения к нему ни в об-ве, ни у императрицы. Когда в 1793 князь приехал в СПб., Екатерина, недовольная его приездом, спросила А. Храповицкого, знает ли сам князь, зачем он приехал? - и затем сама ответила: "он приехал "сиречь" к награде за истребление мартинистов". В марте 1795 П. увольняют от должности, и он остается не у дел до смерти Екатерины. При Павле, а затем при Александре I П. продолжает с переменным успехом служить в армии, участвуя по преим. во "второстепенных" турецких кампаниях.

А. А. Прозоровский

А. А. Прозоровский

Прозоровский Ив. Сем

ПРОЗОРО́ВСКИЙ Ив. Сем. (ум. 1670) - гос., полит. и воен. деятель 17 в., боярин (с 1656), кн. В 1642 - полковой воевода Большого полка в Переславле-Рязанском. В 1645-46 приводил к присяге царю Алексею Михайловичу жителей городов Ниж. Поволжья и Терека. В 1646-48 - полковой воевода в Туле. В 1654-55 командовал войсками, взявшими Вильно и Ковно. В 1658 и 1661 возглавлял рус. делегацию на мирных переговорах со шведами. В 1657 и 1661-66 руководил Владимирским судным приказом. В 1667 послан воеводой в Астрахань. В 1670 руководил обороной Астрахани, осажденной отрядами Степана Разина. После падения Астрахани убит восставшими.

Прозуменщикова Гал. Ник

ПРОЗУМЕ́НЩИКОВА (Степанова) Гал. Ник. (род. 1948) - пловчиха, з. м. с. СССР (1964). Первая сов. спортсменка, завоевавшая золотую олимп. медаль в плавании. Олимп. чемпионка 1964 в плавании брассом на 200 м. Чемп. Европы 1966 на дистанции 200 м брассом, 1970 на 100 и 200 м брассом. Рекордсменка мира 1964-67. 12 - кратная чемп. СССР 1963-72 на дистанциях 100 и 200 м брассом.

Г. Н. Прозуменщикова

Г. Н. Прозуменщикова

Производность

ПРОИЗВО́ДНОСТЬ (мотивация) - центр. понятие теории словообразования. Термином П. обозначается такой тип соотношения однокоренных основ, при к-ром одна из них (производящая) своей формальной и смысловой структурой мотивирует другую (производную), т. е. производная основа рассматривается как результат применения одного из регулярных способов словообразования к производящей основе (напр., учи(ть) > учитель - производная основа учитель образована от производящей основы учи(ть) суффиксальным способом; школа > пришкольный - префиксально-суффиксальный способ). Основы (и соот. слова), для к-рых невозможно назвать производящую основу, наз. непроизводными (напр., пе(ть), стол, глуп(ый), очень). Помимо основ, состоящих из одной морфемы (нечленимых, как в приведенных примерах), к непроизводным относятся также основы, состоящие из двух или более морфем, но при этом невыводимые из других (напр., основы глаголов отвергать, низвергать, для к-рых нельзя назвать бесприставочного глагола, основа глагола забыть, по смыслу никак не соотносимая с глаголом быть).

Происхождение языка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прокимен

ПРОКИ́МЕН (греч. προκείμενος - букв. лежащий впереди) - определенный по смыслу и назначению стих псалма ("псаломский стих"), исполняемый (с др. стихами того же псалма) перед богослужебным чтением Апостола, Евангелия или паремии и служащий как бы "предисловием" к нему. П. указывает либо на содержание следующего за ним чтения, либо обозначает тему богослужения в целом.

Прокопович Феофан

ПРОКОПО́ВИЧ Феофан (в миру Элеазар) (1681-1736) - церк. и гос. деятель, архиеп. Новгородский (1725), писатель, проповедник, сподвижник Петра I. Род. в г. Киеве. Сын купца, окончил Киево-Могилянскую коллегию (1698). Постригся в униатство под именем Елисея, учился в Польше и в коллегии св. Афанасия в Риме, получил прекрасное образование. Вернувшись в Россию, постригся в православные монахи под именем Самуил. Вскоре взял имя Феофан. С 1704 - преподаватель Киево-Могилянской акад. В 1706-09 проповедями обратил на себя внимание Петра I, в 1711 сопровождал царя в Прутский поход (был главой войскового духовенства), после чего назначен ректором акад. В 1716 по приказу Петра I переехал в Пб., в 1718 - архиеп. Псковский. Активный сторонник петровских преобразований, гл. помощник Петра в деле церк. реформы, идеолог его царствования. Автор "Дух. Регламента" (1720) и др. законодат. актов, изменивших церк. управление. С 1721 - вице-през. и фактический рук. Св. Синода. П. обосновывал реформы, разъяснял и защищал конкретные деяния Петра, доказывал превосходство светской власти над церк., необходимость просвещенного абсолютизма (предисловие к "Морскому уставу", "Слово похвальное о флоте российском", "Слово о власти и чести царской", "Правда воли монаршей" и др.) Зло и остроумно высмеивал П. тех, кто не принял реформ. Ситуация изменилась после смерти Петра I, когда П. пришлось выдержать изощренную борьбу с поднявшими голову врагами из дух. сословия. Его спасли осторожность, прежние связи, авторитет Петра I, волю к-рого он исполнял мн. лет. В 1730 выступил против "верховников", к к-рым примыкали и его противники. Защита идей неогранич. царской власти превратила П. в апологета Анны Иоанновны. Жестоко отомстил П. всем боровшимся против него церк. иерархам, не брезговал при этом и услугами Тайной канц. До конца дней П. оставался защитником просвещения, принимал участие в создании АН, возглавлял "ученую дружину" (А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др.), способствовал развитию дух. образования в России, в Пб. на свои средства организовал школу для сирот и детей бедняков - лучшее уч. заведение такого рода в стране. П. - талантливый писатель нач. 18 в. Его "Слова" отразили осн. события полит. жизни России. Автор ряда богословских трактатов, тр. по теории лит-ры, ист. ("История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии", "Краткая повесть о смерти Петра Великого...", "История об избрании на престол государыни Анны Иоанновны" и др.), пед. сочинений, писал лирич. стихи. Оказал большое влияние на развитие рус. лит-ры 18 в. Умер в СПб. Похоронен в Новгороде.

Прокофьев Ал-др Анд

ПРОКО́ФЬЕВ Ал-др Анд. (1900-71) - поэт. Род. в с. Кобона на Ладоге, в многодетной семье крестьянина-рыбака. Учился в сельской школе, в 1913 поступил в Петерб. земскую учительскую школу на казенный кошт, но с началом 1-й мир. войны, когда отца взяли в армию, вернулся домой хозяйствовать. Участвовал в гражд. войне; до 1930 работал в ВЧК (ОГПУ), пройдя путь от рядового сотрудника до нач. отделения. Начал писать стихи до рев-ции. Считал началом лит. биографии 1927, когда его "Песни о Ладоге" появились в "Комс. правде". За коротий срок (1931-34) опубликовано 8 поэтич. книг П. (первая - "Полдень"). В них выразилось мироощущение П., соответствующее послерев. энтузиазму, оптимистич. восприятию жизни, и определились нек-рые черты его поэзии - частушечные ритмы, ориентация на нар. речь, изобилующую пословицами, поговорками, богатый слой местных речений и т. д.

П. - участник финской войны (один из создателей собирательного образа Васи Гранаткина). В годы Вел. Отеч. войны - в осажденном Ленинграде, работал в армейской печати, выступал перед бойцами на фронте по радио, писал патриотич. стих. Автор поэмы "Россия" (1943-44). В 50-е - 60-е гг. издал: сб. "Приглашение к путешествию", 1960; цикл стихов "У вечернего огня". П. писал стихи для детей ("Малышам по душе" и др.), переводил укр. и белорус. поэтов. В 1945-48, в 1955-65 П. - 1-й секр. правления Ленингр. писательской орг-ции, в рук-ве к-рой проводил жесткую парт. линию; в 60-е гг. выступал против молодых поэтов А. Вознесенского, Е. Евтушенко и др., позднее - против И. Бродского. Похоронен на Богословском кладбище в Петербурге.

Прокофьев Георг. Ник

ПРОКО́ФЬЕВЫ Георг. Ник. (1897-1942), Екат. Дм. (1902-78) - этнографы-сибиреведы. Г. Н. в 1916-20 учился последовательно на физ.-матем., юрид., ист.-филол. ф-тах Петрогр. ун-та, в 1920-24 - на этногр. отделении Геогр. ин-та. По его окончании Г. Н. и его жена Е. Д., также выпускница этого ин-та, поехали на работу в Туруханский край, где в 1925-29 преподавали в туземной школе и одноврем. собирали этнографич. и лингвистич. мат-лы у селькупов, ненцев, кетов. После возвращения работали в Ин-те народов Севера (ИНС) и Музее антропологии и этнографии. Г. Н. продолжал заниматься самодийскими яз. и этнографией. Темой его докт. дисс. был этногенез самодийских народов. С 1939 - зав. отделом Сибири Ин-та этнографии АН СССР. Умер в блокаду от истощения. Е. Д. до войны преподавала в ИНС селькупский яз., составляла алфавит и готовила учебники для селькупских школ. После войны работала в Ин-те этнографии, продолжала изучение самодийских народов, а также тувинцев. Преим. внимание уделяла проблемам соц. орг-ции и шаманизма у селькупов и ненцев. Участвовала в создании обобщающих тр. "Народы Сибири" и "Историко-этнографич. атлас Сибири".

Соч.: Прокофьев Г. Н. Краткая грамматика самоедского (ненецкого) языка. Л., 1934; Селькупская (остяко-самоедская) грамматика. Л., 1935; Ханты и манси // Народы Сибири. М.; Л., 1956. С. 570-607 (при участии В. Н. Чернецова и Н. Ф. Прытковой); Ненцы // Тамже. С. 608-647; Селькупы // Там же. С. 665-686; Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 106-128.

Прокофьев Ив. Прокофьевич

ПРОКО́ФЬЕВ Ив. Прокофьевич (1758-1828) - скульптор. Худож. образование получил в АХ в СПб. (1764-79), преподавал там в 1784-1828) у Н. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Продолжил образование в качестве пенсионера Академии в Париже (1779-84). Ранняя манера П. испытала влияние рококо: изящество силуэта, динамизм форм и т. п. ("Актеон", бронза, 1784). Зрелая классицистич. манера мастера содержит в себе две линии: идиллическую - как мастер рельефа П. продолжил лучшие традиции антич. рельефной пластики (сер. рельефов парадной лестницы АХ в СПб., гипс, 1785-87), с мерным и плавным ритмом пластич. масс; и драматическую - П. является автором декор. скульпт. групп для фонтанов в Петергофе ("Тритоны", бронза, 1800), рельефа "Поклонение медному змию" на аттике Казанского собора в СПб. (камень, 1805-06), созвучных своей патетикой, драматизмом пластике барокко. П. - автор ряда скульпт. портретов, точно передающих индивидуальность модели (портреты А. и А. Лабзиных, терракота, 1802).

Прокофьев Серг. Серг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прокудин-Горский Сер. Мих.

ПРОКУ́ДИН-ГО́РСКИЙ Сер. Мих. (1863-1940) - пионер рус. цветной фотографии. Окончил Александровский лицей, учился на естеств. ф-те Петерб. Технологич. ин-та, посещал лекции Д. И. Менделеева. С основами фотографии познакомился в Германии у А. Мите. В 1903 в Пб. на Б. Подьяческой ул. открыл фотомеханическую мастерскую. Прославился цветной съемкой на стеклянные пластины (диапозитивы), с к-рых "фотомеханическим способом в типографии печатал цветные оттиски с трех различных клише на один лист тремя красками. Из сочетания синей, красной и желтых красок, положенных на соответствующее клише, получались все оттенки цветов и даже серый". Снимал пейзажи, натюрморты, жанр. сцены, архитектуру, произв. иск-ва. С 1905 по 1909 был ред. ж. "Фотограф-любитель". Долгое время был пред. 5-го фотогр. отдела Имп. Рус. Технич. об-ва. В 1908 сделал широко известный цв. фотопортрет Л. Н. Толстого, сидящего в кресле. В марте 1918 проводил в Эрмитаже демонстрационные сеансы "Вечера фотографии", на к-рых показывал публике на экране свои цветные диапозитивы. Вступительное слово о цв. фотографии говорил А. В. Луначарский. Осенью 1918 принял активное участие в создании Высшего ин-та фотографии и фототехники. В 1922-23 издавал иллюстрированный цв. фотографиями ж. "Фотограф-любитель". В сер. 1920-х гг. эмигрировал в Норвегию, жил в Англии и осел во Франции, где запатентовал нек-рые свои изобретения в обл. цветной фотосъемки. Около 2000 цветных диапозитивов мастера хранится в США в Б-ке Конгресса. В Америке на основе фотоархива П.-Г. был издан альбом "Фотографии для Царя".

Лит.: Записки Рус. Технич. об-ва. 1908. Авг.; Гаранина С. Л. Н. Толстой на цветном фото // Наука и жизнь. 190. № 8. С. 97-99; Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991. С. 47-71.

Пролеткульт

ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - пролет. культ.-просвет. орг-ция, возникшая после Февр. рев-ции. К 1920 в России насчитывалось более 300 пролеткультов, объединивших ок. 400 тыс. чел. Центр. комитет этих орг-ций стал называться Пролеткультом. Наряду с просвет. задачами П. большое внимание уделял собственно худож. творч. Были организованы новые театры (1-й Рабочий т-р и др.), созданы студии, где с начинающими пролет. писателями вели занятия А. Белый, В. Ходасевич и др. В работе П. активно участвовали пролет. поэты (В. Александровский, М. Герасимов, Н. Полетаев, В. Казин, И. Садофьев и др.). В 1920 из П. выделилась гр. писателей и поэтов (Герасимов, Казин, Александровский и др.), образовав лит. объединение "Кузница". П. выпускалось ок. 20 ж. ("Горн", "Грядущее", "Твори" и др.). Центр. органом П. являлся ж. "Пролетарская культура", где печатались рук. и теоретики этой орг-ции Д. Богданов, П. Лебедев-Полянский, В. Плетнев, П. Керженцев, Ф. Калинин. Богданов и его сторонники считали, что пролетариат должен создать новую классово чистую культуру, беря "сокровища старого иск-ва... в своем критич. освещении". Важной предпосылкой для создания такой культуры являлась проповедь труда, "осознанного коллективизма" и товарищеского сотрудничества. Отстаивание П. идеологич. и организац. независимости от Сов. гос-ва, недогматич. подход к марксизму вызвали резкую критику со стороны В. Ленина. В 1920 Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о перестройке П. и его вхождении в Наркомпрос. Хотя формально П. существовал до 1932 как самостоят. орг-ция, с 1920 он потерял всякое значение.

Сцена из спектакля театра Пролеткульта «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. 1923

Сцена из спектакля театра Пролеткульта «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. 1923

Пролог

ПРОЛО́Г (от греч. πρό - перед, λόγος - слово, речь) - вступит. раздел оперного, балетного или драматич. спектакля. В опере 17-18 вв. П. представлял собой сюжетно не связанную с основным действием символико-аллегорическую сцену, насыщенную актуальными аллюзиями на конкретное лицо или событие, с к-рым связывалась данная постановка (напр., приуроченное к коронации Елизаветы Петровны в 1742 в Москве исполнение оперы И. А. Хассе "Титово милосердие" предварялось П. "Россия по печали паки обрадованная" Я. Штелина на музыку Д. Далолио). В муз. т-ре 19 в., развивавшемся под знаком стремления к взаимосвязи всех компонентов муз.-драматич. целого, П. становится частью действия ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова, "Спящая красавица" П. И. Чайковского), иногда разрастаясь до размеров самостоятельного произв. (опера "Золото Рейна" Р. Вагнера как П. к тетралогии "Кольцо нибелунга", опера "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова - в аналогич. функции по отношению к "Псковитянке"). Иногда П. встречается в оперных сочинениях 20 в. ("Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева, "Лулу" А. Берга).

Предыдущая страница Следующая страница