Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 13, "ПОТ"-"ПРЖ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 13, "ПОТ"-"ПРЖ")

Потехин Ник. Антипович

ПОТЕ́ХИН Ник. Антипович (1834-96) - прозаик, драматург, театр. критик. В 1858 закончил юрид. ф-т Моск. ун-та. Первонач. выступает в период. печати как автор очерков, рассказов, драм. сценок из нар. жизни, позднее составивших сб. "Наши безобразники" (1864). В 1864-65 - театр. обозреватель газет "Петерб. листок" (под псевд. "Зритель последнего ряда") и "СПб. ведомости" (1877-80, под псевд. Рцы Слово Твердо). П. задумал цикл творч. биографий актеров, закончил и опубликовал монографии о Е. В. Владимировой и Л. М. Леонидове. Наиб. известность П. снискал как репертуарный драматург столичных и провинц. т-ров: "Быль молодцу не укор" (1861), "Врач-специалист" (1862), "Доля - горе" (1863) и др. Особым успехом пользовались драмы "Мертвая петля" (1875) и "Нищие духом" (1879).

Потешки

ПОТЕ́ШКИ - короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенч. возраста и сопровождающ. элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания П. их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение П. - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоц. состояние. Наиб. популярные сюжеты П.: "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!"); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой). П. - замечательное изобретение нар. педагогики и нар. поэтич. творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

"Потешная флотилия"

"ПОТЕ́ШНАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ" - флотилия, созданная в 1688 на оз. Плещееве около г. Переславль-Залесского "потешными" под рук. Петра I и ставшая началом стр-ва рус. ВМФ. В нее входили 2 малых фрегата и 3 яхты. На берегу озера были построены одноэтажный дворец, пристань для судов и установлена батарея "для произ-ва салютов". В 1692, когда "П. Ф." насчитывала уже ок. 100 судов (в т. ч. 2 корабля, 2 фрегата, 1 галеру и 5 яхт), состоялись маневры "П. Ф." с высадкой десанта. Последний раз Петр I плавал на судах "П. Ф." в мае 1693. Указом 1722 было велено сохранить корабли в память первого опыта рус. воен-мор. судостроения. В 1783 суда были уничтожены в результате сильного пожара; сохранились до наших дней только ботик Петра I и ботик "Фортуна", хранящийся в с. Веськове.

"Потешные"

"ПОТЕ́ШНЫЕ" - чины военизир. формирований, предназнач. для воен. забав - потех. П. отряды царевича Петра Алексеевича - будущего имп. Петра I, созд. им в 1880-е гг. в с. Преображенском и Семеновском, послужили основой будущих гвард. полков рус. армии: лейб-гвардии Преображенского и Семеновского; в России в 1911-14 - назв. участников дет. воен.-патриотич. движения, объединившихся в отряды "П."; назв. участников дет. и юнош. воен.-патриотич. орг-ций эмигрции за границей в 1920-40-х гг.

Потир

ПОТИ́Р - литургич. сосуд в форме чаши на высокой ножке. Во время литургии в П. наливается вино и опускаются частицы хлеба из просфор для причастия. П. изготавливаются из полудраг. и драг. (золота, серебра) металлов, украшаются полудраг. и драг. камнями, изображениями святых, орнаментом (в технике чеканки, гравировки, литья). П. известны со 2 в. н. э.

Потир серебряный. 17 в.

Потир серебряный. 17 в.

Потресов Ал-др Ник

ПОТРЕ́СОВ Ал-др Ник. (1869-1934) - социал-демократ, один из лидеров меньшевиз ма. Из дворян. Сын ген.-майора. Закончил в Пб. частную г-зию, естеств. ф-т ун-та, прослушал 2 курса на юрид. ф-те. С нач. 1890-х гг. марксист. Участвовал в интеллигентских марксист. кружках. Установил связи с плехановской группой "Освобождение труда". Был инициатором и организатором первых марксист. легальных публикаций в России (монографий Г. Плеханова "К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю" и "Обоснование народничества в трудах г. Воронцова"). В 1894-95 познакомился и сблизился с В. Ульяновым (Лениным). Активно участвовал в изд. сб. "Мат-лы для истории нашего хоз. развития", приговоренного к сожжению, но пущенного в нелегальное обращение. Тесно сотрудничал с "Петерб. союзом борьбы за освобождение раб. класса". П. готовил издание нового марксист. ист. сб., но в дек. 1896 был арестован. После 13-мес. заключения сослан в Вятскую губ. Состоял в активной переписке с Ульяновым и петерб. марксистами, сотрудничал в ж. "Новое слово" и "Начало". Был привлечен Ульяновым к созданию загран. органов рев. марксизма. Первым (до Ульянова и Л. Мартова) выехал за границу для практич. подготовки выпуска "Искры" и "Зари". Входил в ред. этих изданий. На 2-м съезде РСДРП выдвинул тактич. резолюцию, ориентировавшую с.-д. на необходимость союза с либералами при условии принятия последними радикальных демокр. требований. В дальнейшем концепция этой резолюции легла в основу меньшевист. тактики. После амнистии 1905 П. вернулся в Пб., сотрудничал в газ. "Начало", "Отклики современности", "На очереди" и др., стоял на прав. фланге меньшевизма, выступая за активное сотрудничество с либералами и ограничение пролет. борьбы приемлемыми для либералов формами. После 1-й рус. рев-ции П. - лидер "ликвидаторства", рук. легальных печатных органов "Возрождение", "Наша заря", "Дело жизни". Вместе с Мартовым и П. Масловым редактировал сб. "Обществ. движение в России в нач. 20 в.". Помещенная в 1-м томе монография П. по истории обществ.-полит. мысли в предрев. эпоху вызвала разрыв с ред. Плеханова. В 1914 опубликовал монографию о П. Аксельроде. В годы 1-й мир. войны П. занимал патриотич. позиции. После Февр. рев-ции - на крайне правом фланге меньшевизма, близок по взглядам к кадетам, но не заявляет (в отличие от Плеханова) о разрыве связей с меньшевизмом. Руководил газ. "День". После Окт. рев-ции - эмигрант, сотрудник газеты А. Керенского "Дни". Принципиальный противник большевист. режима.

Потроха

ПОТРОХА́ (по́трох) - внутренности птицы, рыбы, реже - убойного скота ("А бараний П. прибыль, в столе потешение" - "Домострой"; "гусиный П." - "Роспись царским кушаньям", 1610-13). Происхождение слова неясно. По-укр. "троха" - мало, по-болг. - крошки, по-чешски - немного. Поэтому, вероятно, слово П. происходит от понятия "отходы" ("немного" по сравнению со всей тушей). Выражение "съесть с П." означает - со всеми внутренностями. Слово П. в проф. терминологии заменено назв. "субпродукты" (но не для рыбы!). В 16-18 вв. П. называли и блюдо из П.

Похвальная неделя

ПОХВА́ЛЬНАЯ НЕДЕ́ЛЯ - 5-я неделя Великого поста (от "Похвалы", к-рая читается в храме в субботу). На этой неделе отмечены следующие дни: вторник - в городах устраивались семейные угощения, зять приглашал родню жены, сваты обменивались подарками; среда - в церкви совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, в народе именуемое "Андрееве стояние" или "Поклоны"; девушки считали обязательным выстоять эту службу, полагая, что святой поможет обрести хорошего жениха; в Тульской губ. устраивались проводы зимы - к вечеру все брали по горсти снега и бросали на Ю., холостые парни катали в санях девиц, женатые мужики и холостые парни боролись между собой с помощью снежков; суббота - в нек-рых р-нах собирались на званые поминки, к-рые делались вскладчину с приглашением нищих и убогих. К этой неделе повсеместно приурочена поговорка "На Похвалу сорока яйцом похваляется", означающая веру в то, что сорока начинает класть яйца или уже успевает снести первое яйцо.

Похоронка

ПОХОРО́НКА - обиходное назв. офиц. извещения, высылаемого командованием части в адрес ближайших родственников погибшего воина в период Вел. Отеч. войны. К сожалению, их посылали не всегда своевременно. Зачастую штабисты не располагали точным адресом павшего в боях за Родину и тогда направляли извещение в военкомат по месту призыва красноармейца. Уже к кон. 1941 в ЦК ВКП(б) и в Наркомат обороны поступило мн. писем с жалобами от граждан, к-рые тщетно пытались прояснить судьбу близкого им человека. Отдел по учету потерь сержант. и рядового состава и пенсион. обеспечению их семей не обеспечивал исчерпывающих ответов на поступающие запросы. Между тем наличие на руках извещения о гибели красноармейца являлось единств. основанием для начисления пенсии семье погибшего.

Похоронный марш

ПОХОРО́ННЫЙ МА́РШ, траурный марш - разновидность марша, для к-рого характерны темп замедл. шага и скорбно-торжеств. настроение. Родоначальником жанра, возникшего в результате масс. публ. церемоний рев. Франции, являлся Ф. Госсек, в чьем "Скорбном марше" для духового оркестра (1790) был найден комплекс муз.-выразит. средств, воплотивших образ нар. траурн. шествия в честь павших героев. Жанровая семантика П. М., соотв. образом переосмысл. в контексте романтич. мифа о трагич. судьбе героич. личности, впоследствии широко использовалась композиторами, включавшими либо жанр целиком, либо отд. его признаки в состав сонатно-симф. циклов, оперных и ораториальных произв. (Г. Берлиоз, Ф. Шопен, Р. Вагнер, Г. Малер, П. И. Чайковский и др.).

Почаевская Успенская Лавра

ПОЧА́ЕВСКАЯ УСПЕ́НСКАЯ ЛА́ВРА - известная в Рос. империи 2-й пол. 19 в. правосл. обитель, расположенная на Волыни. Первые монаш. поселения на месте будущей П. У. Л., согласно преданию, появились в 1240, однако документ. свидетельства о первой церкви на месте П. У. Л. относятся лишь к нач. 16 в. В 1559 проезжавший по Волыни греч. митр. Неофит благословил иконой Пресв. Богородицы вдову местного земского судьи. Вскоре после этого стали замечать происходившие от этой иконы чудеса, а в 1597 вдова перенесла икону в церковь на Почаевскую гору и наделила существовавший там мон. населенными землями. В дальнейшем ее наследники не раз предъявляли претензии на отданные мон. земли и даже совершали вооруж. нападения на мон., с 1623 по 1644 чудотворная икона находилась вне обители. Постепенно мон. богател, в нач. 17 в. там появилась типография. С кон. 17 в. среди насельников стали распространяться настроения в пользу принятия Унии с катол. церковью. Это закончилось обращением мон. в униатский (фактически с 1713, формально с 1720). Во время польск. восст. 1831 почаевские монахи оказали поддержку повстанцам, что стало для имп. Николая I прекрасным поводом к обращению униатской обители в православную. В мон. был размещен местный архиерей и его канцелярия. Сам мон. тогда же был переименован в П. У. Л. С 1841 Волынский еп. переехал в Житомир, а П. У. Л. стала местопребыванием его викария - еп. Острожского. Перед 1-й мир. войной численность монаш. братии П. У. Л. составляла ок. 140 чел. Она занимала 4-е место среди рос. лавр; в ее состав входило 5 кам. храмов, в пещерном покоились мощи св. Иова Почаевского, а в соборном - чудотворная икона Почаевской Божией Матери. Святыней П. У. Л. была также стопа Пресв. Богородицы. Святыни П. У. Л. ежегодно привлекали в ее стены тысячи правосл. богомольцев. С 1887 по 1917 при П. У. Л. выходил "Почаевский листок", после 1905 ставший откровенно черносотенным изданием.

После Окт. рев-ции и во вр. гражд. войны П. У. Л. была одним из центров поддержки Белого движения. До 1939 находилась на терр. Польши. После присоед. к СССР Зап. Украины в П. У. Л. был открыт правосл. муж. мон., просуществовавший до 1941. В 1959 в П. У. Л. был открыт музей атеизма.

Почвенничество

ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО - консервативно-романтич. течение рус. обществ. мысли 1860-х гг., родств. славянофильству, виднейшими представителями к-рого являются А. А. Григорьев, Ф. М. и М. М. Достоевские и Н. Н. Страхов, излагавшие свои взгляды в ж. "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Осн. идеи П. сложились в полемике с "Современником" Н. Г. Чернышевского и "Русским словом" Д. И. Писарева по поводу рев-ции, обществ. прогресса, иск-ва и др. Центр. для идеологии П. является понятие "почва", под к-рым понимается неисследимая глубина, таинственность и органичность нар. жизни и ист. движения. Нац. почва считается важнейшей основой соц. и дух. развития России. Основа оптимизма П. была в их вере в рус. правосл. народ - в его смиренность и самоотреченность. Как и славянофилы, почвенники обличали буржуазность и бездуховность совр. им зап.-европ. цивилизации, тлетворность порождаемых ею рев.-социалистич. и материалистич. идей. Не принимая бурж. демократию, почвенники в то же время высоко оценивали европ. культуру. П. менее радикально по отношению к Западу, чем предшествующее ему славянофильство. Почвенники стремились к объединению и согласию осн. обществ. течений России вокруг идеи о самобытности пути ее развития и на началах реформизма (теория "малых, но плодотворных дел"), считали эту программу осуществимой в случае сближения просвещ. слоя рус. об-ва с народом на религ.-нравств. основе в традиц. для рус. жизни общинных и земских формах.

Почерк

ПО́ЧЕРК - 1) Индивид. манера письма отдельного человека.

2) Общая манера письма, характерная для всех пишущих определенного ист. периода. В истории рус. письма выделяют три типа надындивидуальных П.: устав, полуустав и скоропись. Выделяется также вязь. Такие разновидности П. изучаются палеографией.

Почта

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Почта Духов"

"ПО́ЧТА ДУ́ХОВ (в 18 в. произносили: духо́в), ежемесячное издание, или Ученая нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами" - сатирич. ж., издававшийся И. А. Крыловым в 1789-90. Состоит из 48 писем, объединенных общим сюжетом. В "Переписке" волшебника Маликульмулька и "сумасшедшего философа" Эмпедокла обличаются нравств. и обществ. пороки: галломания, жестокость крепостников, мздоимство, ханжество и пр. Худож. особенности журнальной прозы связаны с традицией "вост. повестей", распространенных в России кон. 18 в. Существует предположение, что помимо И. А. Крылова в ж. сотрудничали А. Н. Радищев, И. Г. Рахманинов, Н. Ф. Эмин. Не исключено, что прекращение "П. Д." связано с началом следствия по делу Радищева летом 1790.

Пошет

ПОШЕ́Т (пошетта) (франц. pochette, от pochetter - носить в кармане) - струнный смычковый инструмент небольшого размера (дл. 250-350 мм). В 16 в. имел три, позднее - четыре струны. Строй квинтовый, обычно на кварту выше скрипичного (с′ - g′ - d¤; - a¤;). Употреблялся при обучении танцам, иногда - как сольный и ансамблевый инструмент. В нач. 19 в. вышел из обихода.

Пошехонцы

ПОШЕХО́НЦЫ - персонажи полуфольклор., полукниж. анекдотов о глупых обывателях. Название П. получили по уезд. городу Ярослав. губ. Пошехонье. Впервые в лит-ре П. появились в кн. В. Березайского "Анекдоты, или Веселые похождения старинных П." (СПб., 1798; с рядом переизд. в 19 в.). Автор книги использовал европ. традицию сказок-анекдотов о глупых народах или глупых жителях какого-либо региона, реального или вымышленного (ср., напр., нем. нар. книги о шильдбюргерах - жителях города Шильда), включив и рус. сюжеты. В рус. фольклор. традиции анекдоты о глупцах рассказывались обычно без прикрепления их к имени "П.", иногда с др. именами (Вятчане, Черемисин), чаще же всего назывались просто "мужики", "бабы". Наиб. популярные сюжеты: глупцы доят кур; тащат корову на крышу - пастись; вгоняют лошадь в хомут, бьют ее палками; стреляют из ружья - один из них заглядывает в отверстие ствола; мужик рубит сук под собой - падает. Отдельные сюжеты попали в лубок ("В трех соснах заблудились"; "За семь верст комара видели, а комар у них на носу сидел").

Поэма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поярков Вас. Дан

ПОЯ́РКОВ Вас. Дан. (17 в.) - землепроходец, казак, первооткрыватель Нижн. и Ср. Амура. Служил правителем канцелярии при якутском воеводе. 15 июня 1643 возглавил партию с целью покорения неизв. земель. По рр. Лене и Алдану спустился на Ю., пересек Становой хр. и вышел на р. Зею, левый приток Амура. В 1644 прошел по Амуру до его устья, далее, в 1645, Охотским м. достиг устья р. Ульи и оттуда через горный хр. Джуг-джур, по рр. Мае и Алдану вернулся в 1646 в Якутск. Сделал чертеж рек, доказал возможность выхода из Амура в Тихий океан; совершил первое плавание по Амуру и Охотскому м. Именем П. названы насел. пункт в Якутии и гора на Сахалине.

Праведные

ПРА́ВЕДНЫЕ - одна из категорий святых. Так назыв. не монашествующих, пребывающих в мире обычных условий семейной и обществ. жизни людей. К этому лику относятся святые благоверные князья, прав. Филарет Милостивый и др. Титул этот присвоен, напр., и одному из последних причисленных Рус. Правосл. Церковью к лику святых (8 июня 1990) св. прав. Иоанну Кронштадтскому, чудотворцу. Так называли и ветхозаветных святых, напр. Ноя, Авраама, Лота, Иова, а иногда и местночтимых святых, еще не канонизир. Церковью.

Правка

ПРА́ВКА - процесс внесения изменений в произв. автором, редактором, корректором при подготовке текста к изд. Различают правку рукописи и правку на стадии корректуры. Авторская П. - один из источников для текстологич. работы.

ПРАВОВЕ́ДЕНИЯ училище Императорское - закрытое привилегиров. высшее юридич. учебное заведение для потомств. дворян. Готовило администраторов и юристов, диплом был приравнен к университетскому. Основано принцем П. Г. Ольденбургским в 1835 в СПб. Выпускниками училища были П. И. Чайковский, К. П. Победоносцев, А. Н. Апухтин и др. Уч-ще славилось не только глубокой проф. школой, но и широкой культурной подготовкой (так, музыку преподавали вплоть до композиции и оркестровки). Фуражка "правоведа" имела желтый околыш, за что их прозвали "чижиками" и сложили песню: "Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил..." и т. д. (уч-ще П. находилось на Фонтанке, д. 6).

Православие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Православная периодическая печать в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Православное обозрение"

"ПРАВОСЛА́ВНОЕ ОБОЗРЕ́НИЕ" - богосл.-филос. ж. (1860-91). Изд. в Москве ежемесячно объемом в 12-15 печ. л. Основан свящ. Н. А. Сергиевским при поддержке Моск. митр. Филарета. "П. О." было рассчитано на образов. светского читателя и ставило своей задачей отвечать на все важные вопросы дух. мысли и церк.-обществ. жизни. Помимо материалов чисто богослов. содержания в "П. О." публиковались ист.-критич. обозрения систем неверия, др. вероисповеданий и нехрист. религий, заметки о нравств.-религ. воспитании народа и т. п. В библиогр. разделе содержались критич. обзоры лит-ры, имеющей отношение к рус. церкви и об-ву. На стр. "П. О." печатались произв. И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Ф. И. Тютчева, Ю. Ф. Самарина, Я. Г. Тернера, И. С. Аксакова, В. С. Соловьева и др. В приложении к ж. изд. сер. "Пам. древней христ. письменности" в рус. пер. с вступительными ст. и комментариями. В ней, в частности, были изданы: "Апокрифич. сказания", "Писания мужей апостольских", соч. др. христ. апологетов, "Обличение всех ересей" св. Ипполита и др. Определенным показателем популярности "П. О." был круг постоянных зарубеж. подписчиков (что являлось редким для изд. дух. направления). Тем не менее "П. О." прекратило свое существование из-за недостатка средств.

"Православный благовестник"

"ПРАВОСЛА́ВНЫЙ БЛАГОВЕ́СТНИК" (1893-1917) - ж., изд. Правосл. миссионер. об-вом. Выходил в Москве два раза в месяц, объемом 3-4 печ. л. В офиц. разделе "П. Б." публиковались правительств. постановления, касающиеся деят-ности Миссионер. об-ва, распоряжения и отчеты его Совета, сведения о деят-ности епарх. миссионер. комитетов. Неофиц. часть ж. состояла из геогр. и этногр. описаний обл. Рос. имп., в к-рых миссионерская работа считалась необходимой, здесь же помещались сведения о религ. жизни нехрист. народов России. Публиковались практич. советы по методике миссионерской работы, очерки и рассказы по истории первонач. распространения христ-ва в разл. странах мира, сведения о католич. и протестант. миссиях и их деят-ности (особенно в тех обл., где эти миссии вступали в соприкосновение и борьбу с православием). Регулярно публиковались библиогр. обзоры лит-ры, посвящ. миссионерской деят-ности.

"Православный собеседник"

"ПРАВОСЛА́ВНЫЙ СОБЕСЕ́ДНИК" (1855-1917) - богословский ж., изд. при Казан. дух. академии. Возник по иниц. архиеп. Казанского Григория (Постникова), к-рый и был его первым ред. В дальнейшем этот пост традиционно занимали ректоры академии. "П. С." издавался ежемесячно объемом в 8-10 печ. л. Каждый номер ж. делился на 2 части с особой пагинацией. В первой помещались материалы по библейской и церк. истории, догматич. и нравств. богословию, апологетике, гомилетике, литургике и др. богослов. дисциплинам. Вторая часть ("Приложения") служила для публикации мат-лов церк.-ист. характера. За время существования "П. С." здесь были опубликованы акты Вселенских Соборов в рус. пер., деяния святых и мучеников, пам. др.-рус. дух. письменности значит. объема (Стоглав, соч. Максима Грека, бр. Лихудов, Иосифа Волоцкого и др.). Здесь же помещались слова, речи и беседы высш. иерархов. "Приложения" издавались т. о., что по окончании складывались в отд. кн. с отд. заглавиями, оглавлениями, пагинацией и т. п. Отличием "П. С." от др. академич. ж. было обилие мат-лов, посвящ. изучению ислама и буддизма. Отд. приложением к "П. С." издавались "Известия по Казанской епархии" (1867-1902) и "Инородческое обозрение" (1912-16).

Пражский лингвистический кружок

ПРА́ЖСКИЙ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЙ КРУЖО́К - объединение чеш. и рус. яз.-ведов, развивавших одно из основных направлений структурализма - структурно-функциональную лингвистику. Был организован в 1926 по инициативе чеш. филолога-англиста В. Матезиуса (1882-1945) и Р. О. Якобсона (1896-1982), работавшего в то время в Праге. В П. Л. К. входили чеш. лингвисты Б. Трнка, Б. Гавранек, И. Вахек, В. Скаличка, К. Горалек, П. Трости др. Кроме Якобсона в работе П. Л. К. и в разработке его осн. теоретич. концепции принимали участие И. С. Трубецкой и С. О. Карцевский. В 1929-39 П. Л. К. издавал "Труды", с 1935 - журнал. После 2-й мир. войны П. Л. К. как организационная структура прекратил свое существование.

Осн. лингвистич. идеи П. Л. К. были сформулированы в тезисах, представленных на 1-й съезд славистов, в к-рых язык определялся как "система средств, служащая какой-то определенной цели". Развивая идеи Ф. де Соссюра и И. А. Бодуэна де Куртене, члены П. Л. К. разработали понятие язык. системы, образуемой язык. единицами, сущность к-рых составляет то, что отличает эти язык. единицы друг от друга. Наиб. последовательно эти идеи были развиты И. С. Трубецким и Р. О. Якобсоном при разработке теории фонемы как пучка различительных (дифференциальных) признаков. Одно из осн. понятий П. Л. К. - понятие язык. функции, понимаемой как целевая установка.

Наиб. значительны достижения П. Л. К. в изучении звукового строя языка. Осн. заслугой пражской школы (и прежде всего Трубецкого) является учение о фонеме как о члене смысло-различит. оппозиций, учение о нейтрализации оппозиций, определение различит. признаков из оппозиций. П. Л. К. не только эксплицировал системность звукового строя в синхронии, но и выдвинул идею о системности звуковых изменений (Якобсон). В грамматике осн. достижения пражцев связаны с разработкой проблем коммуникативной функции языка. В. Матезиус ввел понятие актуального членения предложения. Много внимания уделялось изучению поэтич. языка, осн. положения теории "поэтич. языка" сложились под влиянием Якобсона и рус. "формальной школы".

Идеи П. Л. К. оказали и в значит. степени продолжают оказывать влияние на совр. филол. науку (прежде всего их теория фонологии и актуального членения предложения).

Лит.: Пражский лингв. кружок. М., 1967.

Праздники христианские

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Праздное время в пользу употреблённое"

"ПРА́ЗДНОЕ ВРЕ́МЯ В ПО́ЛЬЗУ УПОТРЕБЛЁННОЕ" - первый еженед. частный ж. в России. Печатался в типографии Сухопутного шляхетного кадетского корпуса с разрешения его дир. и на средства сочинителей. Они же были и издателями ж., к-рый выходил с янв. 1759 по июль 1760. Группа "сочинителей-издателей" состояла в осн. из бывших воспитанников корпуса и его преподавателей. В нее входили А. А. Нартов, С. В. Перфильев, С. А. Порошин, А. П. Сумароков и др. В 1759 "П. В..." печатает в осн. перевод. произв., знакомя рус. читателя с европ. культурой. Выпуски 1760 отданы в большинстве произв. Сумарокова.

Прапорщик

ПРА́ПОРЩИК (от ст.-слав. прапор - стяг, знамя) - назв. знаменщика в рус. войске 17 в.; первый обер-офицерский чин в рус. армии в 1712-1917. Соответствовал чину корнета в кавалерии и хорунжего в казачьих войсках; в сов. Вооруж. Силах с 1972 воин. звание и назв. отд. категории военнослужащих, занимающих промежуточное положение между офицер. составом и военнослужащими сверхсрочной и срочной службы. Соотв. воин. званию мичмана в ВМФ.

Прасолов Ал. Тимоф.

ПРА́СОЛОВ Ал. Тимоф. (1930-72) - поэт. Род. в с. Ивановка Воронеж. обл., в крестьянской семье. Подростком П. пережил все тяготы войны. Окончил Россошанское пед. уч-ще (1951), преподавал в школе, затем перешел на газетную работу. С 1961 по 1964 работал на рудниках и стройках. Писать стихи начал рано. Юношеская лирика П., а также очерки, рассказы, фельетоны публиковались в гор. и сельских газетах Воронеж. обл. П. заметил и оценил А. Т. Твардовский. При жизни П. вышли 4 кн. его стихов: "День и ночь" и "Лирика" (1966), "Земля и зенит" (1968), "Во имя твое" (1971). Настоящее признание П. получил после безвременной смерти. Он воспринимал себя как продолжателя традиций рус. филос. лирики Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова и А. А. Блока. В то же время в стихотв. П. ощутима связь с Н. А. Заолоцким. Лучшие стихи П. выдержки из писем собраны в кн. "Осенний свет" (Воронеж, 1976), "Стих. (1983), "Стих." (1988).

Прач Ив

ПРАЧ Ив. (Ян Богумир) (сер. 18 в. - 1818) - композитор, пианист, педагог, собиратель нар. песен. По нац. чех, образование получил на родине. В 1784 поступил в Петерб. театр. уч-ще клавикордным мастером и учителем "малолетних мальчиков и девушек музыке на клавикордах, а некоторых из первых и списывать ноты". С 1792 преподавал в Воспитат. ин-те.

В фп. педагогике использовалась "Полная школа для фортепиано" П. (1816), П. сделаны и опубликованы клавирные переложения опер "Февей" В. Пашкевича и "Горе-богатырь Косометович" В. Мартин-и-Солера. Ряд соч. П. опубл. И. Герстенбергом: "Аллеманд", "Фанданго с произвольным сопровождением скрипки". Позднее были опубликованы Большая соната для виолончели с фп., Большая соната из рус. песен, Печальный марш на погребение М. И. Кутузова.

Гл. работой П., сохранившей его имя, была гармонизация напевов в "Собр. нар. рус. песен с их голосами" (СПб., 1790) совм. с Н. А. Львовым (переизд. в 1806, 1815). Напевами сб. пользовались Л. Бетховен, Дж. Россини, Ф. Фетис и др.

Праязык

ПРАЯЗЫ́К (язык-основа) - язык. состояние, реально засвидетельствованное или гипотетич., из к-рого в результате дивергенции (расхождения) или ряда дивергенций образовались родств. языки. Окончательно сформулированное А. Шлейхером, понятие П. относится по преимущ. к обл. сравнит.-ист. яз.-знания, рассматривающего лишь процессы дивергенции. П. восстанавливается с помощью процедуры внеш. или сравнит.-ист. реконструкции (реконструкцией назыв. обычно и полученный результат, т. е. восстановленный П.). В обл. историч. лингвистики, когда мы имеем дело с зафиксированным, а не реконструированным П. (напр., нар. латынь для роман. яз.), путь от него к "дочерним" яз. оказывается сложным и не исчерпывающимся дивергентными процессами.

Предводитель дворянства

ПРЕДВОДИ́ТЕЛЬ ДВОРЯ́НСТВА - выборный представитель дворянства в губ. или уездной администрации. Деят-ность П. Д. способствовала реализации одного из важнейших ин-тов дворян. сословной орг-ции, созд. "Жалованной грамотой" 1785. На основании этого акта губ. и уездные дворянские собр. избирали сроком на 3 года соотв. губ. и уездного П. Д. Заведуя внутрисословными дворян. делами, защищая интересы местных дворян, П. Д. играли заметную роль в системе губ. и уездной администрации Рос. империи.

Предлог

ПРЕДЛО́Г - часть речи, служеб. слово, оформляющее подчинение падежной формы имени др. знаменательному слову и выражающее при этом разнообр. отношения к предметам со стороны их действий (вынуть из шкафа), др. предметов (ключ от квартиры), состояний (состоять из частиц) и признаков (красный от гнева, недалеко от дома). Общие отношения, обозначаемые с помощью П., выражаются в рус. яз. также формами косвенных падежей без П. (любуется детьми - любуется на детей; любить людей - верить в людей), однако, по сравнению с косв. падежами, П. выражают эти отношения б. определенно и дифференцированно - они дополняют и уточняют значения косв. падежей. Так, на базе винит. падежа, обозначающего направление движения, развиваются предложно-падежные формы с предлогами в, на, за, под (положить в стол, на стол, за стол, под стол), точно устанавливающие конечную точку движения по отношению к предмету. По своей морфологич. структуре П. делятся на простые (однословные) и составные (неоднословные). Простые П., в свою очередь, делятся на первообразные (непроизводные) и непервообразные (производные). 1) Первообразные П. составляют небольшую и непополняющуюся группу слов, унаследованную рус. яз. из общеслав. фонда: без, в, до, за, из, к, кроме, между, на, над, о, от, перед, по, под, при, про, ради, с, у, через. Большинство этих П. омонимично префиксам (приставкам), поэтому в старых грамматиках (вплоть до конца 19 в.) префиксы также называли П. Для первообразных П. характерна многозначность, многие из них могут сочетаться более чем с одним падежом. 2) Простые производные П. имеют мотивационные отношения с наречиями, существительными и деепричастиями (вокруг, мимо, прежде, путем, порядка, включая, благодаря). Составные П. представляют абс. большинство зафиксированных в словарях П., однако многие из них характерны по преимуществу для письменной (деловой, канцелярской) речи (вместе с, независимо от, по части, за счет, в зависимости от, несмотря на, судя по).

Предложение

ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - основная единица синтаксиса, предназначенная для выполнения коммуникативной функции - функции сообщения. Основными признаками П., отличающими его от др. синтаксич. единиц - слов (словоформ) и словосочетаний, являются предикативность, интонационная оформленность и грамматическая организованность.

Предикативностью называют комплекс грамматич. значений, соотносящих П. с актом речи, его участниками и обозначаемой действительностью посредством помещения его в определенный временной и модальный план. Тем самым содержание П., с одной стороны, соотносится с моментом речи и интерпретируется как отнесенное к настоящему, прошедшему или будущему (либо как не имеющее конкретной временной локализации), а с др. стороны, либо как реальное - соответствующее действительности, либо как ирреальное - желаемое, возможное, предполагаемое. Выражение предикативности опирается прежде всего на личные формы глагола, к-рые сами обладают предикативными морфологич. категориями времени и наклонения, но она может определяться самим значением синтаксич. модели П. в сочетании с подходящей для данной ситуации интонацией. Так, в рус. яз. П. Молчать!, состоящее из одиночной формы инфинитива, не имеющего форм времени и наклонения, может использоваться для выражения побуждения к действию, обращенного к конкретному лицу (или лицам) в конкретной ситуации, в силу наличия соответств. синтаксич. модели, сопряженной с определенной интонацией.

В синтаксич. структуре П. можно различить два основных аспекта: конструктивный и коммуникативный. С конструктивным аспектом связано изучение слов и словосочетаний с т. зр. синтаксич. связей и отношений между ними, его деление на члены предложения и выделение среди них гл. членов, составляющих основу структуры П. - его предикативное ядро, а также другие аспекты грамматич. организованности. Что же касается коммуникативного аспекта П., то к нему относятся те содержательные и структурные свойства П., благодаря к-рым оно приобретает способность выражать определенное целенаправленное "речевое действие" - сообщение, вопрос, побуждение и т. п. В этом случае на первый план выступают такие параметры П., как наличие у него определенного актуального членения, порядка слов и интонации (и соответственно, выбор наиболее подходящей линейно-интонационной структуры П. при его построении). Иногда для разграничения этих двух аспектов П. используются противопоставления П. и высказывания.

По своей структуре рус. П. делятся прежде всего на простые и сложные. Простые П. содержат только одно предикативное ядро; ср.: На улице тепло; сложные - два или более; ср.: Когда мы вернулись, деревья уже распустились. В свою очередь, с т. зр. коммуникативной направленности П. подразделяются на повествовательные, побудительные, вопросительные, ср.: Мы идем в театр (сообщение); Давай пойдем в театр (побуждение); Мы идем в театр? (вопрос). П. всех этих типов могут быть эмоционально окрашенными, и в этом случае они реализуются как восклицательные П.

Лит.: Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 2; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982; Распопов И. П., Ломов А. М. Основы рус. грамматики. Воронеж, 1984.

Предпразднество

ПРЕДПРА́ЗДНЕСТВО (калька греч. προεόρτιος, παραμονή) - особый период православного богослужебного календаря, предшествующий двунадесятым и нек-рым др. праздникам, службы к-рого содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой. Праздник Рождества Христова имеет 5 дней, а праздник Богоявления - 4 дня П., остальные праздники - по одному дню. (Подготовительным периодом к празднику Пасхи является Великий пост.)

Прелюдия

ПРЕЛЮ́ДИЯ, прелюд (ср.-век. лат praeludium от praeludo - играю предварительно, на пробу; франц. prélude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Praludium, Vorspiel) - жанр инстр. музыки, связ. с традициями исполнит. импровизации и представлявший собой в 15-16 вв. свободное инстр. (клавирное, органное или лютневое) вступление к катол. или протестант. хоралу, мотету, мадригалу и т. д., подготавливающее тональность последующей композиции и создающее контраст ее структурной оформленности. Генетич. память жанра сохраняется и в П. эпохи барокко, к-рыми открываются дву- и многочастные циклы (П. и фуга, сюита), хотя оппозиция бесструктурности - структурности реализуется здесь в условиях полной письм. фиксации муз. текста и воплощается через разл. типы фактурной орг-ции материала (напр., гомофонная или фигурационная П. и полифонич. фуга). Новый этап в истории жанра связан с эпохой романтизма, открывшего эстетич. ценность фрагмента как способа запечатлеть неповторимое эмоц. переживание. В этих условиях П. становится одним из центр. жанров малых форм, на основе к-рого создаются циклич. композиции с полным охватом тонального круга, - полнота эмоц. космоса воплощается в полноте космоса тонального (фп. циклы П. Ф. Шопена, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича и др.). В творчестве композиторов 20 в. реанимируется вся историч. типология жанровых функций: П. трактуется и как вступление, и как самостоят. пьеса, и как развернутая композиция.

Преображение Господне

ПРЕОБРАЖЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - праздник Православной Церкви, относимый к важнейшим двунадесятым праздникам. Празднуется 6 (19) авг. Установлен в память преображения Иисуса Христа (Мф. 17:1-3; Мк. 9:1-12; Лк. 9:28-36). По евангельскому преданию, во время одной из молитв Иисуса со своими учениками лицо его преобразилось, одежды сделались белыми и из облака раздался глас Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте" (Мк. 9:7).

Праздник П. Г. существовал уже в 4 в. На Руси появился вместе с принятием христианства и со временем оказался приуроченным к уборке яблок. Отсюда его народное название - яблочный Спас. В праздник П. Г. освящаются виноград и колосья пшеницы. В РПЦ утвердился церковный обычай не есть яблок до П. Г. и освящать их на праздник.

Престо

ПРЕСТО (итал. presto - быстро) - обозначение быстрого темпа в музыке. Наряду с адажио и аллегро П. относится к числу самых ранних темповых обозначений, появляющихся в нач. 17 в. Различие между двумя быстрыми темпами (П. как более быстрый, чем аллегро) устанавливается в следующем столетии. В классич. музыке область применения данного темпа связана с финалами сонатно-симфонич. циклов или с заключит. разделами финальных частей. Термин иногда используется в сочетаниях с уточняющими дополнениями: presto assai, presto molto (очень быстро), presto ma non tanto, presto ma non troppo.

Престол

ПРЕСТО́Л - 1) Священнейшее место церкви, служащее для совершения Евхаристии. В др. Церкви П. являлись гробницы мучеников. В наст. время представляет собой квадратной формы дерев. стол высотой 1 м в центре алтаря, в основание к-рого запечатывается при освящении частица мощей святых мучеников. Символизирует невеществ. П. Пресвятой Троицы, Гроб Господень и царств. славу Вседержителя. Освящение П. совершается епархиальным архиереем или священником во имя святого или священного события, отчего получает наименование храм и приход. На П. полагаются две одежды: нижняя, наподобие плащаницы (катасарка, срачи/ца), и верхняя (инди/тия), на к-рой помещается антиминс ("вместопрестолье", движимое повторение П.) с частицей мощей. Верхняя риза иногда устраивается из металла с чеканными изображениями свящ. событий Нового Завета. На П. находятся Большое Евангелие, именуемое напрестольным, дарохранительница и один или неск. напрестольных крестов. По обычаю рус. Церкви, прикасаться к П. могут только священнослужители, между П. и Царскими Вратами не проходят. В промежутках между богослужениями П. покрывается пеленой.

2) Разговорное наименование праздника, к-рому посвящен гл. или придельный алтарь храма. Престольные праздники особо торжеств. отмечались не только в церквах городов и сел, но и в деревенских часовнях, где священник в соответств. дни совершал молебен.

3) Престолы - 3-й из 9 чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании (после херувимов и серафимов). Символически Господь "восседает на них, как на троне или П.". На иконах П. в виде огненных колес с глазами и крыльями поддерживают подножие трона Спасителя.

Пржевальский Ник. Мих.

ПРЖЕВА́ЛЬСКИЙ Ник. Мих. (1839-88) - натуралист, путешественник, поч. чл. Петерб. АН, ген.-майор. По окончании смоленской г-зии поступил на воен. службу, определен унтер-офицером в рязанский пехотный полк, получил офицер. чин, был принят в Академию Ген. штаба. В это время появляются первые печатные работы П. - "Воспоминания охотника" и "Военно-статистич. обозрение Приамурского края". Преподавая историю и географию в Варшавском юнкерском уч-ще, П. изучал лит-ру по африканским путешествиям, занимался зоологией и ботаникой, составил учебник географии. В 1867 П. получил командировку в Уссурийский край. По р. Уссури он дошел до станицы Буссе и оз. Ханка, собрав богатый иссл. материал. В Маньчжурии П. "усмирил" китайских разбойников, за что был назначен адъютантом штаба войск Приамурской обл. После экспедиции П. издал труд "Об инородческом населении в юж. части Приамурской обл." и "Путешествие в Уссурийский край". В 1871 предпринял первое путешествие в Ср. Азию. Из Пекина П. направился к оз. Далайнор, исследовал хребты Сума-Ходи, Иньшань и течение Желтой реки. Пройдя пустыню Алашань, вернулся в Калган. В 1872 П. направился в Тибет. В 1873 - через Ср. Гоби на Ургу, а из Урги в Кяхту. Результатом путешествия стала работа "Монголия и страна тунгутов". В 1876 П. совершил второе путешествие из Кульджи на р. Или через Тянь-Шань и р. Тарим к оз. Лобнор, южнее к-рого открыл хребет Алтынтаг. Болезнь заставила П. вернуться в Россию, где он издал книгу "От Кульджи за Тянь-Шань и на Лоб-Нор". Третье путешествие в 1879 закончилось неудачей - П. пришлось вернуться, не достигнув Лхасы из-за запрета Тибетского пр-ва. Четвертое путешествие П. осуществил в 1883, достигнув Лобнора и г. Карагол. АН отметила заслуги П. в области географ. и естественно-научн. иссл. горной системы Куньлуня, хребтов Сев. Тибета, бассейнов оз. Лобнор и Кукунор, истоков Желтой реки присвоением ему звания поч. чл. П. открыл ряд видов животных: дикий верблюд, лошадь П., тибетский медведь и пр. П. собрал богатейшие ботанические коллекции. Во время пятой экспедиции в 1888 на рус.-китайской границе во время охоты П. простудился и умер в Караколе.

Лит.: Козлов П. К. Великий рус. путешественник Н. М. Пржевальский. Л., 1929; Гавриленко В. М. Рус. путешественник Н. М. Пржевальский. М., 1974.

Н. М. Пржевальский

Н. М. Пржевальский

Предыдущая страница Следующая страница