Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОП"-"ПОТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОП"-"ПОТ")

Попутчик

ПОПУ́ТЧИК - в марксистской критике 1-й трети 20 в. обозначение писателей, не стоявших на пролет. позициях и не принадлежавших по происхождению к пролетариату. Термин позаимствован скорее всего у В. И. Ленина, часто употреблявшего его в статьях, направл. против меньшевиков (напр., ст. "Ликвидация ликвидаторов"); к Ленину он, в свою очередь, пришел от наиб. ортодоксальных нем. социал-демократов (1890-1900-е гг.), к-рые называли П. бернштейнианцев, якобы вербовавших себе сторонников среди П. раб. движения. Наиб. последоват. в отношении к П. в 1920-30-х гг. были критики ж. "На посту". Ставя перед собой цель освободиться от влияния идеологически вредного прошлого, "напостовцы" рассматривали творчество П. как клеветнич. по отношению к рев-ции и ратовали за передачу пролет. орг-циям всех прав по рук-ву лит-рой. Методы их борьбы за эти цели и против П. в 1920-х гг. оппонентами были охарактеризованы как "напостовская дубинка". К П. были отнесены М. Горький, В. В. Маяковский, Л. М. Леонов, М. С. Шагинян, А. Н. Толстой, гр. "Серапионовы бр.", "Перевал", имажинисты и мн. др. Характеристика их как П. стала офиц.: в резолюции ЦК РКП(б) "О политике партии в области худож. лит-ры" (1925) было указано, что к П. следует относиться бережно.

Порог

ПОРО́Г - ниж. часть дверного проема. П. придавалось большое символич. значение, и прежде всего - границы между внутр. и внеш., своим и чужим. Это обусловило его особую роль в ритуале лечения - ряд болезней (болезнь - пограничное состояние между жизнью и смертью) лечились только на П. В традиц. верованиях П. устойчиво связывался с предками. Это обусловило специфич. правила поведения: на П. нельзя наступать, стоять на нем и сидеть; через П. нельзя здороваться. В ритуальных ситуациях правила были иными: новорожденного приобщали к дому, прикладывая его к П., прощание с домом отмечалось прикосновением гроба с умершим к П.; невеста, заходя в дом жениха, становилась на П. двумя ногами, чтобы быть "болышухой" в доме; во время трудных родов П. посыпали солью.

Порожек

ПОРО́ЖЕК - деталь смычковых и нек-рых щипковых муз. инструментов. Изготавливается из черного дерева, иногда (у части старин. инструментов и щипковых) - из кости. Наряду с подставкой П. ограничивает звучащую часть струны и поднимает ее над грифом. Различают П. верх. (у головки инструмента) и П. ниж. (в середине ниж. края деки).

Порох

ПО́РОХ - первое из известных человечеству взрывчатых в-в. Представляет собой многокомпонентную смесь, способную к горению параллельными слоями без доступа кислорода. Делится на бездымный и дымный. Дымный П. - механич. смесь калиевой селитры, угля и серы в пропорции 7,5:1,5:1 - изв. на Руси с 13 в. Использовался вначале как взрывчатое в-во. С открытием его метательных свойств связано появление огнестрельного оружия. С изобретением в кон. 19 в. бездымного П. дымный в значит. степени утратил свое значение. Бездымный П. (нитроцеллюлозный) состоит из нитроцеллюлозы и растворителя; по типу растворителя делится на пироксилиновый П., баллиститный П. и кордитный П. Пироксилин. П. был разработан во Франции П. Вьелем в 1884, баллистит. А. Нобелем в Швеции в 1888, кордит. тогда же в Англии. В России в 1887-91 Д. И. Менделеев получил пироколлоидный П., а группа инженеров Охтинского порохового з-да - пироксилиновый.

Пороховница. 2-я пол. 18 в.

Пороховница. 2-я пол. 18 в.

Пороша

ПОРО́ША - слой свежего снега, выпавшего за ночь, на к-ром видны только свежие следы жировавших ночью зверей. Первая П. образуется от снегопада, последующие же могут быть и от поземки, т. е. при движении рыхлого снега вследствие сильного ветра. Т. о., П. бывают верховые и низовые, или заносные. П. имеет большое значение для успешной охоты на зверя, особенно на зайца, лису, волка и др. животных, с гончими и борзыми.

Порошин Сем. Анд

ПОРО́ШИН Сем. Анд. (1741-69) - писатель, воспитатель цесаревича Павла Петровича. Род. в семье ген.-поручика и с детства был определен в Сухопутный кадетский шляхетный корпус, где хорошо изучил иностр. языки и матем. науки. По окончании курса (в 1758) П. был произведен в прапорщики и оставлен при корпусе. В 1761 в ж. "Праздное время в пользу употребленное" П. публикует свои стихотворения. К этому же времени относится сделанный им перевод двух анг. филос. трактатов. В дальнейшем П. сотрудничает в "Ежемес. сочинениях", помещая там произв. религ.-филос. содержания: "Благополучие человека зависит не от места", "Размышление о долготе жизни человеческой", "Размышление о величии Божием", "О пользе упражнения в благородных художествах и в науках для приведения умныя силы в порядок" и др. В 1762 П. назначается адъютантом к Петру III, а затем постоянным кавалером (т. е. другом-воспитателем) к Павлу Петровичу. Находясь при Павле, П. начинает с сент. 1764 вести дневник, в к-рый заносит все примечательное, происходившее в жизни наследника. Так продолжается до июля 1765, когда дневниковые записи простодушного П. взял на просмотр Н. И. Панин, к-рому не понравились нек-рые страницы труда нового летописца. Дневник прекратился. Но не потому, что был запрещен Паниным, а потому, что обязательным условием его продолжения граф поставил постоянный контроль за тем, что пишет П. К записям о Павле П. вернулся позже, дополнив свой дневник отрывочными сведениями о жизни вел. кн. с 1755 по 1761. А пока обнаружилось, что Панин был не единств. читателем дневника. Найдя повод, граф удаляет П. от двора в мае 1766. В 1768 П. - полковник, командир Старооскольского полка.

Портатив

ПОРТАТИ́В (нем. Portativ - переносной, от лат. portaro - носить; итал. organo portativo, в 14 в. - orgento) - маленький переносной орган с 6-28 металлич. (реже дерев.) лабиальными трубами и одним мануалом объемом 1-2 октавы. Исполнитель держал инструмент на колене или носил на перевязи через плечо, играя на клавиатуре правой рукой, а левой накачивая мех. П. изв. в Зап. Европе с 12 в., широкое распространение получил в 15 в. Использовался не как сольный, а как ансамблевый инструмент, особенно охотно - в танц. музыке. В 16-17 вв. был вытеснен позитивом.

Портик

ПО́РТИК (лат. porticus - галерея, колоннада) - арх. эл-т, представляющий собой галерею, в к-рой одна стена заменена колоннами, столбами или аркадой. Если П. образует выступающую часть здания, оформляя его гл. вход, он венчается фронтоном или надстраивается стенкой, предназначенной для барельефа или надписи. В античности П. широко использовали в греч. храмах-периптерах и в качестве самостоят. арх. формы. П. широко использовали в рус. классицистич. архитектуре.

Портрет

ПОРТРЕ́Т (франц. portrait, от устар. portraire - изображать) - изображение существующего в действительности чел. или группы людей; жанр живописи, скульптуры, графики. П. создает и передает облик чел. индивидуальности не только через внеш. сходство, но и запечатлевая дух. мир человека. Большое значение при создании П. имеет творч. манера, худож. характер трактовки образа. П. также отражает черты определ. эпохи, народа, соц. среды и т. д. Различают станковые П. (картины, бюсты и др.) и монум. П. (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные П. Специфич. жанром П. является автопортрет. П. также делятся на индивид., двойные, групповые. В П. часто присутствуют эл-ты др. жанров изобр. иск-ва (пейзажа, в т. ч. арх. пейзажа, и др.). Особыми жанрами являются П. - тип и шарж. В России история П. начинается с 17 в., с появления П.-парсун, опиравшихся на традиции рус. иконописи. В 18 в. развивается советский станковый П. (работы И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского), создаются скульпт. П. (пластика Ф. И. Шубина), а также гравюры (Е. П. Чемисов). Романтич. период в рус. портретной живописи связан с творчеством О. А. Кипренского, К. П. Брюлова, В. А. Тропинина, а во 2-й пол. 19 в. - передвижников В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, И. Е. Репина и др. В кон. 19 - нач. 20 в. в рус. П. идеи реализма сочетаются с новейшими открытиями изобр. иск-ва (напр., черты иск-ва "модерн" в портретной живописи В. А. Серова, символизмав П. М. А. Врубеля и т. д.). После рев-ции 1917 в жанре П. работали И. Д. Шадр, Г. Г. Ряжский, А. Н. Самохвалов, С. В. Герасимов, М. С. Сарьян, В. И. Мухина, Ф. А. Фаворский, Г. С. Верейский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, В. П. Ефанов и др.

Портрет Д. В. Веневитинова. Худ. А. Лагрене. 1826

Портрет Д. В. Веневитинова. Худ. А. Лагрене. 1826

Портупея

ПОРТУПЕ́Я (от франц. porter - носить и éрее́ - шпага) - формен. воен. или произвольное снаряжение для ношения оружия. В рус. армии осн. типами П. для ношения холодного оружия были поясные и плечевые П. Поясные П., как правило, предназначались для ношения палашей и сабель, плечевые - для ношения шашек и шпаг. С введением в рус. армии в 1912 единого офицерского походного снаряжения, сочетавшего приспособления для ношения и холодного, и огнестр. оружия, термин "П." в бытовом обиходе был перенесен на этот и др. виды офицер. походного снаряжения.

Порука круговая

ПОРУ́КА КРУГОВА́Я - форма и способ взаимопомощи в рус. общине, когда общинники сообща платили дань, налоги или ренту. П. К. называлась также обязанность отвечать всей общиной за проступок своего члена. Такой порядок вынуждал общинников заступаться за совершившего проступок, скрывать дело от властей.

Позднее приобрело знач. взаимного укрывательства в неблаговидных делах.

Поручик

ПОРУ́ЧИК - воин. звание, мл. офицер. чин состава рус. армии с сер. 17 в. до 1917. Слово "П." заимствовано в 17 в. из польск. яз. Согласно Табели о рангах, к-рая окончат. закрепила воин. звание зап.-европ. типа в регулярной армии Петра I (1722), П. отнесен ко 2-й группе обер-офицер. состава, где этот чин расположен рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана. В казачьих частях ему соответствовал чин сотника, в рус. ВМФ - мичмана (1732-50, 1759-1917). Воин. звание мл. офицер. состава и в армиях нек-рых др. стран.

Поршнев Георг. Ив

ПО́РШНЕВ Георг. Ив. (1887-1937) - книговед, библиограф, журналист, краевед. С 1905 по 1917 - чл. партии эсеров, в царское время неоднократно подвергался арестам. Первый период деят-ности П. протекал в Иркутске, итогом его явился труд "Книжная летопись Иркутска за годы рев-ции (1917-19 гг.)" (Иркутск, 1920). При взятии Иркутска большевиками, как бывший эсэр и чл. Иркутского Совета Рабочих и Солдатских Деп., арестован, выслан в Красноярск. Здесь он активно работает как журналист, преподает библиотековедение в Красноярском ин-те нар. образования. В 1921 переехал в Москву, где становится одним из организаторов сов. книж. торговли, совмещая работу в Торгсекторе Госиз дата РСФСР с рук-вом торгсекцией в Ассоциации работников книжн. дела, работая в ряде комиссий по подготовке книгоиздат. и книготорг. кадров. Опубликовал теоретич. монографии "История книж. торговли в России" (М., 1925) и "Кризисы и затоваренность в книж. деле" (М., 1929), большое кол-во статей. В сент. 1929 уволен из Госиздата, 29 сент. 1930 арестован, через год осужден за "вредительство" на 10 лет лагерей; в заключении - на Беломорканале, где работал преим. в б-ках. Освобожден в 1936, остался на Медвежьей горе вольнонаемным, продолжая работать по книгоснабжению б-к Беломорканала. В 1937 вновь арестован и 29 окт. по решению местной тройки расстрелян. Пам. эпохи и образцом рус. эпистолярного жанра являются его письма к дочери 1931-37 ("Я все еще жив...": Письма из неволи. М., 1990).

Порядок слов

ПОРЯ́ДОК СЛОВ - линейная последовательность синтаксич. компонентов предложения и их взаимное расположение. В рус. языке П. С. - относительно свободный, он не является жестко закрепленным и в то же время подчиняется достаточно строгим закономерностям, которые определяются совместным действием грамматич., коммуникативных и стилистич. факторов.

В стилистич. нейтральной речи порядок слов определяется следующими нормами: согласованное определение предшествует определяемому слову, а несогласов. следует за ним (ср.: каменный дом, но дом из камня), прямое дополнение предшествует косвенному, а управляемые компоненты в целом располагаются после главного слова (ср.: написал письмо брату). Размещение гл. чл. предложения в большей мере зависит от актуального членения (коммуникативной перспективы). Если подлежащее (или группа подлежащего - подлежащее с завис. словами) является темой (уже известной информацией), оно предшествует сказуемому (группе сказуемого), входящему в рему (новую информацию); ср.: Девочка стояла около дивана (в ответе на вопросы Где стояла девочка? или Что делала девочка?, в зависимости от чего ремой будет либо только обстоятельство, либо вся группа сказуемого). Такой П. С. называют прямым. Если же подлежащее служит ремой, оно следует за сказуемым; ср.: Около дивана стояла девочка (в ответе на вопрос Кто стоял около дивана?), и П. С. оказывается обратным. Обратный П. С. характерен и для предложений, не расчлененных на тему и рему; ср.: Наступила ночь. Светит бледный месяц.

Т. о., нейтральный П. С. в рус. яз. следует принципу движения от известного к неизвестному.

В эмоциональной, стилистич. окрашенной речи рема (и фразовое ударение) смещается с конечной позиции, что влечет за собой ее дополнит, смысловое выделение; ср.: Он бра́ту послал письмо!; Тиха́ украинская ночь! Такой П. С. характерен для разг. речи, где фразовое ударение и рема обычно помещаются в начале предложения; ср.: - Где она? - На рабо́ту ушла.

Лит.: Распопов И. П. Строение простого предложения в совр. рус. яз. М., 1970; Ковтунова И. И. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 2.

Посад

ПОСА́Д - часть города за пределами гор. стен; место жительства и деят-ности непривилегир. торг.-ремесл. населения. К кон. 15 в. складывается комплекс прав и обязанностей нас. П. (преим. право на торг. деят-ность, обязанность нести посадское тягло). Посадские люди кон. 15-17 вв. - горожане в собств. смысле слова, с особыми соц.-юрид. признаками, отделяющими их как от феодалов, так и от крестьян. Верхи П., богатые купцы, стремятся к феод. привилегиям и в то же время становятся торг.-финанс. агентами пр-ва. Осн. масса нас. П. - ср. и мелкие ремесленники и торговцы, как правило, владеющие небольшими зем. наделами, связанные круговой порукой в несении тягла. Нас. П. ведет борьбу против белых слобод, принадлежащих феодалам и освобожд. от тягла. Соборное Уложение 1649 ликвидировало (в принципе) белые слободы и завершило юрид. оформление рус. П. В 18 в. термин "П." постепенно выходит из употребления. Термин "П." оставил глубокий след в топонимии России: Павловский П., Сергиев П. в Моск. обл., Сумской П. в Карелии и пр.

"Посадка"

"ПОСА́ДКА" - цирковой прием, осн. на включении в номер, гл. обр. в комич. целях, артиста под видом "зрителя". Используется в комич. номерах (артист изображает зрителя, безуспешно пытающегося покататься на лошади), в клоунадах, в номерах дрессировки ("зритель" подходит к клетке, чтобы "сфотографировать зверей") и т. д.

Посадник

ПОСА́ДНИК - в 10-11 вв. - правитель города, назначаемый князем. В 12 в. в Вел. Новгороде на смену назначенному П. приходит выбранный на вече. В 12-15 вв. ин-т посадничества в Новгороде развивается: увеличивается число П., уточняются сроки их полномочий. В руках степенных П. сосредоточивается исполнит. власть. Должность П. становится монополией узкого круга боярских семей; отменена в Новгороде в 1478 в связи с ликвидацией боярской респ. П. известен также в Пскове (с 12 в.; отменен в 1510) и нек-рых др. городах.

Поселения военные

ПОСЕЛЕ́НИЯ ВОЕ́ННЫЕ - орг-ция войск, предусматривающая сочетание воен. службы с ведением сельского х-ва. П. В. изв. с глубокой древности, в ср. века существовали в погран. р-нах на Руси, в Венгрии, Австрии, Швеции и др. В 1810 была предпринята попытка создать П. В. в ряде губерний России с целью уменьшить расходы на содержание войск. В корпус П. В. было зачислено св. 160 батальонов, 24 эскадрона и др., состоявших из солдат, прослуживших не менее 6 лет, и местных жителей в возрасте от 18 до 45 лет. Устройство П. В. было возложено на А. А. Аракчеева. Однако крупномасштабный эксперимент не удался: жесткая регламентация повседневной жизни и бессмысл. муштра вызывали массовый стихийный протест, проявлявшийся в восст. 1819, 1831 и др. В 1857 система П. В. была окончательно отменена.

Посессивность

ПОСЕССИ́ВНОСТЬ (притяжательность) (от лат. posessio - владение, обладание) - одна из универсальных семантич. (понятийных) категорий яз., к-рая выражает идею обладания через отношение между двумя лицами или предметами. Способы внеш. выражения П. различны (морфол., синтаксич., лекс.), но в том или ином виде П. существует в любом яз. Наиболее явно П. выражается в посессивной конструкции предложения: 1) Я имею книгу (варианты - (1а) Я обладаю книгой, (1б) Книга принадлежит мне), 2) У меня есть книга, 3) Я с книгой ("окниженный") (варианты - (3а) Книга - моя, (3б) Это моя книга) - все эти предложения означают одно и то же. По характеру глагола обладания (переходный или непереходный) языки делятся на habeo-языки, напр., англ. I have a book, нем. Ich habe ein Buch, и на esse-языки, в к-рых глагол обладания может быть переведен на рус. как "есть", "имеется у кого-л.", ср. фин. Minulla on kirja. П. как личная принадлежность выражается притяж. местоимениями (мой, твой, его, наш, ваш, их) либо притяж. аффиксами - обычно суффиксами, напр., финск. poika-ni - сын-мой, poika-si - сын-твой, poika-nsa - сын-его/их, и т. д., реже - префиксами, напр., кетск. б-ам - моя-мать, к-ам - твоя-матъ, д-ам - его мать и т. д. Для выражения П. безотносительно к лицу используется посессивный (род.) падеж (книга мальчика, дочь Петра, отец Марии, дом матери) или притяжательные прилагательные (отцовский дом, рыбья чешуя). С П. тесно связана партитивность, т. е. отношение части и целого: верхушка дерева, подножье горы, крыло бабочки.

Лит.: Мещанинов И. И. Общее яз.-знание. Л., 1940; Категории бытия и обладания в языке. М., 1977; Володин А. П. Персональность в агглютинативных языках Евразии // Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб., 1991.

Посидеки

ПОСИДЕ́ЛКИ - сборище девушек для совм. работы (иногда также и развлечения); ср.: вечеринка, супрядки, беседа. Такие сборища могли состоять из одних только девушек или к ним могли присоединиться парни; различались вечера также характером увеселений, напр. наличием или отсутствием угощения. В. И. Даль утверждает, что угощения, как правило, не бывало, только если хозяйка избы, где происходили П., давала девкам работу, т. е. они работали не на себя, а на нее, тем самым П. превращались в помочь или толоку; по др. сведениям, угощение могли покупать и вскладчину. Работа девушек, как правило, состояла в изготовлении своего собств. приданого, т. о., П., даже в том случае, если девушки собирались без парней, были тесно связаны с браком и свад. обрядом (как осн. вид предбрачного поведения). С др. стороны, они носили и сезонный характер, будучи чисто зимним времяпрепровождением - соответствовавшим летним играм и хороводам.

Посланник

ПОСЛА́ННИК - 1) Посланец, тот, кто был послан куда-л. с к.-л. поручением, вестью, заданием.

2) Дипл. предст. (агент) 2 - го кл. по междунар. Венской конвенции 1961. Его полное наименование: "чрезвычайный П. и полномочный министр". В России до 1917 П. состоял в 3-м кл. по должности Табели о рангах.

Прием посланников в Александровской слободе. Гравюра. 1627

Прием посланников в Александровской слободе. Гравюра. 1627

Послед

ПОСЛЕ́Д - плацента, оболочка плода, то, что выходит при родах после плода. Синонимы: "очисток", "место" (в лит. яз. - детское место). Возможно, осмысляется как самостоятельное живое существо, но при этом тесно связанное с новорожденным. П. закапывают в землю с различными обрядами.

Пословица

ПОСЛО́ВИЦА - краткое образное выражение с назидат. смыслом. П. имеет одновременно буквальный и перен. (образный) план или только перен. В П. В гостях хорошо, а дома лучше два плана - букв. и перен. В П. Горбатого могила исправит - только образный. П. характеризуется особым ритмико-интонац. и фонетич. оформлением. П. может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих П. связано с реальными ист. событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность П. часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). П., имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудит. предложения (Любишь кататься - люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). П. со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831-34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус. народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит. первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897; Аникин В. П. Рус. нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус. народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля

ПОСЛО́ВИЦЫ РУ́ССКОГО НАРО́ДА. СБО́РНИК В. ДА́ЛЯ (1-е изд 1861-62) - фундам. классич. издание пословиц, поговорок, метких слов и др. текстов, относящихся к обл. паремиологии. Работая много лет над словарем живого великорус. яз., В. Даль одноврем. собирал и систематизировал рус. паремии. Источниками для него послужили печатные и рукоп. собрания 18-19 вв., мат-лы "доброхотных деятелей, помощников", основную же массу текстов он собрал сам, вслушиваясь в "речь народа". Сб. был готов к 1853, но Далю пришлось перенести "много мытарств", преодолеть сопротивление цензуры и консервативных акад. кругов, прежде чем книга увидела свет. Изд. содержит более 30 тыс. "пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч.". Тексты систематизировались по "смыслу, по значению внутреннему, переносному" (типа: Бог - вера, счастье - удача, горе - беда, работа - праздность, двор - дом - хозяйство, смех - шутка - веселье, всего около 180 рубрик). Сборник Даля остается по сие время непревзойденным кладезем нар. мудрости, запечатленной в живом образном слове.

Послушник

ПОСЛУ́ШНИК (послушница) - лицо, готовящееся принять монашество и не давшее еще монаш. обетов. Исполняют различные послушания с целью укрепиться в принятом решении и понять монаш. жизнь.

Поснов Мих. Эммануилович

ПОСНО́В Мих. Эммануилович (1873-1931) - правосл. богослов, историк Церкви. Окончил Киев. дух. акад., преподавал там же. С 1908 - приват-доц. Ун-та Св. Владимира в Киеве, по каф. истории Церкви. С 1910 - доцент Киев. дух. акад. Экстраординарный (1912), затем ординарный (1919) проф. каф. истории др. Церкви. В эмиграции преподавал церк. историю и догматику в Соф. дух. акад. Автор "Истории Христ. Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.)" (Киев, 1991).

Посольство

ПОСО́ЛЬСТВО - постоянное дипл. представительство к.-л. гос-ва при главе др. гос-ва. П. являются высш. по своему рангу дипл. представительствами. В соотв. с Венской конвенцией 1961 о дипл. сношениях задачи П. заключаются в представительстве аккредитующего гос-ва в гос-ве пребывания, в защите в гос-ве пребывания интересов аккредитующего гос-ва и его граждан, в ведении переговоров с пр-вом гос-ва пребывания, в выяснении всеми законными средствами условий и событий в гос-ве пребывания и сообщении о них пр-ву аккредитующего гос-ва, в поощрении дружеств. отношений между аккредитующим гос-вом и гос-вом пребывания и в развитии их взаимоотношений в обл. экономики, культуры и науки. Система постоянных дипл. представительств России в заруб. странах, в т. ч. П., была создана Петром I.

Посохин Мих. Вас.

ПОСОХИН Мих. Вас. (1910-89) - арх., историк иск-ва; нар. арх. СССР (1970), действ. чл. АХ СССР (1979). Сторонник активного внедрения новых форм архитектуры в уже сложившуюся в прошлом арх. среду, один из зачинателей сборного домостроения. Принимал участие в реконструкции Москвы, застройке просп. Калинина (1964-69), руководил созданием курортного комплекса в Пицунде (1959-67), павильонов СССР в Монреале (1967) и Осаке (1970) и др. Автор проектов жилых и обществ. зданий, градостроит. комплексов, книг по архитектуре и градостр-ву.

Соч.: Город для человека. М., 1980; Архитектура окружающей среды. М., 1989.

Лит.: Пекарева И. А. М. В. Посохин, нар. арх. СССР: Книга-альбом. М., 1985.

Посошков Ив. Тих.

ПОСОШКО́В Ив. Тих. (1652-1726) - писатель, купец, экономист. Род. в подмоск. д. Покровское, в семье серебр. дел мастеров. Предполагалось, что П., продолжая семейную традицию, станет денежным мастером. Известно, что в 1694 он работал над моделью денежного станка, предназначавшейся для Петра I. Однако еще раньше, в 1687-89, П. открывает собств. винокуренный з-д, ведет поиски и разработку серных и нефтяных месторождений. В нач. 18 в. П. занимается строит. работами в Москве на Аптекарском дворе, одновременно находясь на казенной службе в СПб. или других городах Ингерманландии. Свою разнообр. деят-ность, характерную для чел. 18 столетия, П. направляет на благо гос-ва. В 1704-08 он адресует С. Яворскому три "записки", где, наряду с проектами устройства академии и сети дух. школ, содержались предложения наделить священников полицейскими функциями, обязав их вести записи и строгий учет родин, крестин, исповеди, венчаний прихожан в целях выявления "врагов церкви" - старообрядцев и сектантов. В 1709 П. отправляет митр. Дмитрию Ростовскому рукопись "Зеркала очевидного", направленного против раскола и лютеран. С 1710 П. в Новгороде. Он занимается делами казенной службы по произ-ву вина и гербовой бумаги. Впоследствии П. делает ряд приобретений в Новгороде, СПб. и тамошних губерниях, покупая дома, землю и крестьян. При этом в основе благосостояния П. лежало не столько землепашество и торговля, сколько винокурение и деят-ность по откупным. Накопленные т. о. средства П. пытался использовать для стр-ва в Новгороде задуманной им текстильной ф-ки. В последнее десятилетие жизни П. пишет свои осн. экон. труды: "Доношение о новоначинающихся деньгах" (1718) и "Книгу о скудости и богатстве" (1721-24), к-рую он предполагал представить Петру I. Сочинения П. по экономике - яркий пример отражения идей европ. меркантилизма в России 1-й четв. 18 в. Книга П. создавалась для царя как воплощенной государственности, к-рый один только и может решить экон. (как, впрочем, и все другие) проблемы России. Однако в 1725 Петр I умер, и в том же году П. был арестован. Судя по формулировкам из донесений Екатерине I, дело писателя относилось к разряду полит. и было связано с процессом оппозиционно настроенного новгор. архиепископа и вице-президента Синода Феодосия Яновского, к-рый нелестно отзывался о новой императрице. После допросов в Тайной канцелярии с авг. 1725 по февр. 1726 П. скончался.

Посредник мировой

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пост

ПОСТ (религ.) - установленный разл. религиями запрет на прием всякой пищи или отдельных ее видов (чаще всего мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц). Режим П. должен прежде всего способствовать преобладанию в верующем дух. стремлений над чувственными. П. часто предшествовал крупным решениям и подвигам, служил средством покаяния, выражением печали. Иудаизм устанавливает П. в знак траура, в дни покаяния, в память трагич. событий в истории народа. По преданию христ. церкви, пример П. показали Иисус Христос и апостолы. В рус. Правосл. Церкви установлены 4 многодневных П.: великий П. перед Пасхой (7 недель, "четыредесятница"), П. св. Петра и Павла - Петров, или апостольский (с понедельника на 9-й день Пасхи до 29 июня), Успенский - "госпожинки" - в честь Богоматери (с 1 по 15 августа) и рождественский - Филиппов (с 15 нояб. до 25 дек.). Однодневные П. соблюдаются по средам и пятницам, за исключением нек-рых праздничных недель, в память о смертном приговоре Христу, его страданиях и смерти, а также в день Богоявления (5 янв.), усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.), воздвижения креста Господня (14 сент.). (В соответствии с церк. традицией все даты даны по ст. стилю). Постных дней в церк. календаре от 170 до 200 (в завис. от времени Пасхи). Наиб. строгим П. является "неядение" (полагается в страстную пятницу), в остальные П. полагается "сухоядение" - хлеб, вода, плоды; в праздники разрешается добавлять в пищу масло, есть рыбу. Мясо и молоко исключаются. Во все дни сырной недели (масленица, мясопуст) едят всякую пищу, кроме мясной. Кроме общих постов имеются индивид. или групповые - так, в нек-рых монастырях вообще запрещено употребление мясного. Католицизм не устраивает многодневных П. и только регламентирует однодневные: в среду 1-й недели Великого П., в страстную пятницу (предпасхальная неделя), в канун Успения и Рождества. Протестантская церковь (кроме англиканской) отрицает обязательный характер П. П. существуют и в исламе, гл. П. - ураза длится 30 дней (месяц рамазан), считается средством смягчения грехов и запрещает есть и пить от восхода солнца до заката.

Постамент

ПОСТАМЕ́НТ (нем. Postament) - тоже, что пьедестал, - архит. основание произв. скульптуры, а также подставка, на к-рой устанавливается произв. станковой скульптуры. Часто П. оформлен доп. скульптурой (обычно рельефами), надписью. Декор П. выполняет функцию комментария к изображению, воздвигнутому на постаменте.

Постановка голоса

ПОСТАНО́ВКА ГО́ЛОСА - система спец. приемов для развития и проф. использования голосов. аппарата человека. Является фундаментом проф. обучения певцов, необходима драм. актерам, лекторам и т. д. П. Г. включает спец. дыхат. и артикуляц. упражнения, в рез-те к-рых голос приобретает яркость, силу, устойчивость и ровность звучания, гибкость и широту диапазона.

Постников Вл. Мих.

ПО́СТНИКОВ Вл. Мих. (1933-87) - артист балета. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1952 (кл. А. Жукова и П. Гусева). В 1952-56 артист Большого т-ра; в 1957-58 артист Горьк. т-ра оперы и балета; в 1958-73 артист Челяб. т-ра оперы и балета. Среди его ролей: Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Данила ("Каменый цветок"), Арбенин и Звездич ("Маскарад"), Шурале и Али-Батыр ("Шурале"), Принц Душанта ("Шакунтала"), Хулиган ("Барышня и хулиган"), Тай ("Цветок счастья"), Д’Артаньян ("Три мушкетера"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Ромео ("Ромео и Джульетта").

Постриг

ПО́СТРИГ - 1) Обряд пострижения в монахи. Совпадение термина с чисто этнографическим показательно, т. к. оба обряда представляют собой инициационные, т. е. посвятительные и переходные, обряды.

2) П., постриги - обряд первой стрижки мальчика по достижении им одного или трех лет (по В. И. Далю: при переходе из младенчества или детства в отрочество - "обряд признания ребенка мужчиной, законным сыном и наследником отца и будущим членом об-ва"). В нек-рых местах стригли детей обоего пола, при этом мальчика сажали на топор, девочку на веретено или коноплю (чтобы были искусны в ремесле). В др. местах стригут только мальчика. П. сопровождаются угощением родни, иногда молебном. Стрижет повитуха (получает за это в качестве ритуального дара коноплю) или крестные родители, при этом впервые стригут и ногти (там, где обряд не развит, он сводится по существу к запрету стричь ногти или волосы до определенного возраста). Данные о возрасте постригаемых расходятся, особенно древние данные по летописи (с 1192): у княж. детей постриги совпадали с первым сажанием на коня, судя по формуле "вспоить, вскормить, на коня посадить", именно этот компонент был главным в инициации; след этого видят в П. у казаков на Дону, где ребенку желают "в отцовское стремя вступить". Княж. детей иногда стриг епископ. В церк. епитимейниках отразилось представление о том, что грех, если "дитя умерло, а первыя власы не острижены". С др. стороны, в других церк. текстах П. фигурирует как осуждаемое суеверие. Обряд типологически архаичный, но, кроме того, имеет надежную праславянскую этимологию, те же возрастные варианты (3 года или 7 лет - последнее у княж. детей) находим в соответств. болг. обряде, именуемом настригване, стрижба или плетиво. В России наряду с П. детей был и "П." скота (подстригали хвосты или шерсть на лбу), причем то и другое могло происходить в Великий четверг. Другие инициац. обряды у русских: первое боронование (мальчика после этого называют бороноволок), первый выход в море (в рыбацкой среде), для девочки - первое прядение при родственниках, первое надевание юбки (до этого девочка носит рубаху).

Потапенко Игн. Ник

ПОТА́ПЕНКО Игн. Ник. (1856-1929) - писатель, драматург. Род. в семье сельского священника на Украине. Учился в бурсе, слушал лекции в Новорос. и Петерб. ун-тах, окончил Петерб. конс. по кл. пения. Громадную популярность приобрел после публикации пов. "Секретарь его превосходительства" (1889), "На действительной службе" (1890), "Здравые понятия" (1890) и ром. "Не герой" (1891). Критика называла П. "кумиром 90-х гг.". В творчестве П. сосуществуют две тенденции: сатирико-иронич. изображение "антигероев", циников и эгоистов, готовых на все ради богатства и преуспеяния ("Здравые понятия"), и сентиментальное воспевание скромных "не героев", священников, сельских учителей, терпеливо и настойчиво творящих добро для ближних своих ("На действительной службе", "Генеральская дочь", 1891; "Счастье поневоле", 1897). Уже в кон. 19 в. творчество П. приобретает ремесленнический характер. Его попытки утвердиться в сов. лит-ре (пьеса "Ряса", 1922; авантюрная пов. "Мертвое море", 1929) успеха тоже не имели. П. многие годы общался и переписывался с А. П. Чеховым, оставил воспоминания "Несколько лет с Чеховым" (1914). Отношения П. с Л. С. Мизиновой отразились в одной из фабульных линий пьесы Чехова "Чайка".

И. Н. Потапенко (справа) с А. П. Чеховым (слева) и Д. Н. Маминым-Сибиряком. 1895

И. Н. Потапенко (справа) с А. П. Чеховым (слева) и Д. Н. Маминым-Сибиряком. 1895

Потебня Ал-др Аф.

ПОТЕБНЯ́ Ал-др Аф. (1835-91) - филолог-славист. Окончил Харьковский ун-т (1856). В 1860 защитил магистерскую дисс. "О некоторых символах в слав. нар. поэзии". С 1875 проф. Харьк. ун-та. Оставил глубокий след в изучении филос. основ языка, сравнит.-ист. грамматики, семасиологии, а также фольклора, мифологии, этнографии, общей теории словесности. Концепция соотношения языка и мышления сложилась у П. под влиянием идей В. Гумбольдта и Г. Штейнталя. Движение яз. фактов и развитие грамматич. категорий рассматривалось им как форма движения мысли. Отличит. черта лингв. штудий П. - всепроникающая семантичность. Этот принцип П. распространил и на др. сферы - фольклор, мифологию, лит-ру. В поэтич. слове П. выделял три составляющих: внеш. форма (звучание), значение и внутр. форма (образ). Поэтичность худож. текста - это прежде всего его образность. По мнению П., духовность в своем развитии проходит этапы мифа, поэзии и прозы (науки). Миф - необходимый этап в эволюции форм познания мира. Миф аналогичен науке как в общей ориентации на познание, так и в плане использования принципа объяснения по аналогии. Специфика мифа, фольклора, поэзии - в их символичности. С помощью символов восстанавливается внутр. форма слова, утрачиваемая в процессе эволюции языка. Теория символов П. привлекла внимание рус. поэтов-символистов (А. Белый, В. Брюсов, Вяч. Иванов). Многие идеи П. переживают сейчас второе рождение.

Соч.: Мысль и язык. 5-е изд. Харьков, 1926; Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка. 3-е изд. Харьков, 1930; Из записок по рус. грамматике: В 4 т. М., 1958-85.

"Потёмкин"

"ПОТЁМКИН" ("Кн. Потемкин-Таврический"), "Пантелеймон" (с 1905), "Борец за свободу" (с 1917) - эскадренный броненосец Черномор. флота, один из образов сов. рев. мифологии. Построен в Николаеве, вступил в строй в 1904. Летом 1905 на "П.", находившемся у о-ва Тендра, вспыхнуло восст. матросов, захвативших корабль, арестовавших и убивших офицеров. "П." перешел в Одессу, где его появление способствовало активизации рев. деят-ности. При столкновении с правительств. отрядами кораблей "П." прорезал строй эскадры (матросы отказались открыть огонь по восставему кораблю) и ушел в Констанцу (Румыния) для пополнения запасов топлива и продовольствия. Получив отказ рум. властей в снабжении, "П." ушел в Феодосию, но и там его преследовала неудача. Вернулся в Констанцу и был сдан командой рум. властям. Корабль был возвращен России, а чл. команды впоследствии арестованы и осуждены. В 1-ю мир. войну "П." отличился удачным залпом, заставив выйти из боя герм. линкор "Гебен" (1915). Выведен из строя англ. в 1919 и разобран на лом после гражд. войны. Водоизмещ. 12,5 тыс. т; дл. 113 м, шир. 22,2 м, скорость 16 узлов, экипаж 730 чел. События на "П." легли в основу фильма С. Эйзенштейна "Броненосец П.".

Киноплакат «Броненосец Потемкин»

Киноплакат «Броненосец Потемкин»

Потёмкин Григ. Ал-др.

ПОТЁМКИН Григ. Ал-др. (1739-91) - гос. и воен. деятель. Сын офицера. Учился в г-зии при Моск. ун-те, исключен в 1760 "за леность и нехождение в классы". Служил в Конной гвардии (вахмистр - 1762). В числе др. участников переворота 29 июня 1762, возведшего на престол Екатерину II, привлек к себе внимание императрицы, был награжден чином подпоручика гвардии. С 1763 служил в Синоде. В 1767 участвовал в работе Уложенной комиссии. В 1769 поступил "волонтиром" в армию, участвовал в рус.-тур. войне (1768-74), отличился "ревностными подвигами" в ряде сражений (Хотин, Фокшаны, Ларга, Кагул и др.). Состоял в переписке с императрицей, быстро рос в чинах (1773 - ген.-поручик). В дек. 1773 вызван Екатериной II в Пб., стал ее фаворитом (1774-76), был осыпан наградами и почестями: ген.-адьютант, ген.-аншеф, вице-през. Воен. коллегии, чл. совета императрицы (Гос. совета), граф (1774). С этого времени П. - могущественнейший человек в стране, друг и соратник Екатерины II, энергичный сподвижник во всех ее начинаниях. В 1774 участвовал в орг-ции подавления восст. Е. И. Пугачева. В 1775 по инициативе П. во избежание массовых выступлений ликвидирована Запорожская Сечь. Запорожское казачество позднее составило костяк Черномор. казачьего войска. В 1776 П. назначен Новороссийским и Азовским ген.-губернатором, командующим всей легкой конницей и иррегулярными войсками. Гл. предметом забот П. было расширение границ Рос. империи на Ю. и колонизация новых земель. В 1783 он реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получил титул "светлейшего кн. Таврического" (1787). Организовал оборону юж. границ, заботился об их заселении и освоении новоприобретенных р-нов, основал Херсон, Севастополь, Екатеринослав, Николаев. Под рук. П. за короткий срок создан воен. и торг. Черномор. флот. Ген.-фельдмаршал, през. Воен. коллегии (1784). Будучи главой воен. ведомства, изменил экипировку солдат, увеличил удельный вес конницы в армии, требовал ограничения телесн. наказаний, следил за снабжением солдат. Командовал рус. армией в рус.-тур. войне 1787-91, но выдающимся полководцем себя не показал. Во время осады Очакова (1787-88) имел столкновения с А. В. Суворовым, требовавшим более решительных действий. В воен. операциях 1789-91 участия не принимал. Обеспечивал комплектование и снабжение армии, вел дипломатич. переговоры. Умер от малярии в степи, на дороге, ведущей от Ясс к Николаеву. Похоронен в Херсоне. Благодаря близости к императрице приобрел колоссальное состояние, тратил огромные деньги на удовлетворение своих прихотей. Одна из крупнейших фигур екатеринин. эпохи, самый яркий из фаворитов императрицы, П. воплотил в себе мн. достоинства и пороки века. Монархиня тяжело переживала смерть П. По мнению нек-рых современников, с кончиной П. померкла и слава имп. Екатерины (А. М. Тургенев).

Потёмкин Пав. Серг

ПОТЁМКИН Пав. Серг. (1743-96) - воен. и гос. деятель, писатель, переводчик. Получил образование в Моск. ун-те в первые годы его существования. Службу начал в лейб-гвардии Семен. полку в 1756. В 1770 отличился в Турецкой кампании, и к 1772 П. - капитан гвардии в Семен. полку. В 1774 Екатерина II производит П. в ген.-майоры и назначает нач. комиссий по расследованию Пугачевского бунта. П. поручалось координировать действия комиссий, а также давались полномочия для проведения расследования на местах. П. лично участвует в обороне Казани (июль 1774) и, когда Пугачев прорывается в город, отдает приказ караульному офицеру не щадить заключенных. В дальнейшем П. принимает деятельное участие в преследовании Е. И. Пугачева и суде над ним и его соратниками. Для полнейшего искоренения памяти о бунте 26 янв. 1775 по представлению П. река Яик переименовывается в Урал. С 1782 П. начинает воплощать в жизнь идею Екатерины II об объединении всего христ. населения Закавказья и Азербайджана в одно гос-во. Являясь командующим войсками одной из укрепленных линий, П. ведет переговоры с груз., имеретинскими и карабахскими правителями, склоняя их к союзу, и одновременно противостоит агрессивным действиям азерб. ханов. В 1785 П. становится ген.-губернатором Саратовским и Кавказским. В его ведении - обширный край между Касп. и Черным морями. В 1787 императрица направляет П. в армию, действовавшую против турок. Он командует передовым корпусом во время осады Очакова. В 1790 участвует в осаде и штурме Измаила, где заслуживает лестный отзыв А. В. Суворова. В 1794, командуя центр. корпусом, П. берет штурмом предместье Варшавы Прагу, за что получает чин ген.-аншефа и графское достоинство. Проф. военный и дипломат, П. в молодости был поклонником Ж.-Ж. Руссо. Им были переведены осн. произв. писателя: "Рассуждение, удостоенное награждения от акад. Дижонской...","Юлия, или Новая Элоиза", "Рассуждение о нач. и основании неравенства между людьми" и др. Среди переводов П. были и соч. Вольтера. Однако во время франц. рев-ции П. в письме к И. И. Шувалову замечал, что "прах Вольтера, Руссо, Рейналя и Дидро заслуживает всемирного проклятия". Начиная с 1760-х гг. П. был близок к кружку М. М. Хераскова, сотрудничал в его журналах. Написал "Историю о Пугачеве" и составил "Описание Кавказ. народов". В 1796 П. обвинили в убийстве и ограблении персидского принца, якобы совершенном им 10 лет назад. Оскорбленный П. пишет стих. "Глас невинности", в к-ром упрекает клеветников в неблагодарности человеку, не щадя жизни служившему Отечеству. П. заболевает нервной горячкой, к-рая и сводит его в могилу. Ходили слухи, что П. принял яд, избегая наказания. Рассказывали, будто Екатерина послала ему рескрипт с одним словом "умри", и он умер через неск. часов.

Потёмкин Петр Петр.

ПОТЁМКИН Петр Петр. (1886-1926) - поэт, драматург, критик, шахматист. Род. в Орле. Учился в Петерб. ун-те на ист.-фил. ф-те. Дебютировал как поэт-сатирик в 1905 в ж. "Сигналы", а после закрытия ж. цензурой помещал стихи в сатир. ж. "Рапира", "Маски", "Комета" и др. Шир. известность П. принесла его деят-ность в ж. "Сатирикон", секр. ред. и постоянным сотрудником к-рого он стал в 1908. В 1907-09 П. входил в круг символистов, однако его опыты в символич. поэзии (поэма "Ева", 1909 и др.) не были удачными. Не оставили значит. следа в его творчестве и близость в нач. 1910-х гг. к кругу поэтов - сотрудников ж. "Аполлон", кратковременное участие в работе "Цеха поэтов". Свои стихи П. частично издал в сб. "Смешная любовь" (1908) и "Герань" (1912). В 1920 П. эмигрировал в Румынию, впоследствии жил в Праге, Берлине, Париже; издал сб. прежних стихов "Отцветшая герань" (1923), сб. стихов для детей "Зеленая шляпа" (1924); писал пьесы, снимался в кино. Умер в Париже.

"Потёмкинские деревни"

"ПОТЁМКИНСКИЕ ДЕРЕ́ВНИ" - выражение, обозначающее очковтирательство, обман, попытки скрыть за благопристойным фасадом к.-л. неблаговидные явления. Этимологич. восходит к имени Г. А. Потемкина и истории присоединения Крыма к России, а также его освоения.

Автором мифа о П. Д. был секр. Саксонского посольства в СПб. В. Гельвиг (Хельбиг), к-рый в своем памфлете "Потемкин Таврический" утверждал, что во время поездки Екатерины II в Причерноморье Г. А. Потемкин возвел на пути следования императрицы декорации якобы отстроенных поселений, выставлял для ее встречи хорошо одетых людей, пригнанных издалека, но выдававшихся за местных жителей, показал ей в Севастополе торг. суда, закамуфлированные под воен. и т. д. Эти и подобные им утверждения, не имея ничего общего с действительностью, ставили целью дискредитацию Потемкина, политики Екатерины Великой в Причерноморье, а также утверждение мифа о показном, бутафорском могуществе Рос. империи.

Предыдущая страница Следующая страница