Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 11, "ПОЛ"-"ПОП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 11, "ПОЛ"-"ПОП")

"Полярная Звезда"

"ПОЛЯ́РНАЯ ЗВЕЗДА́" - ежегод. лит. альманах. Издатели А. А. Бестужев и К. Ф. Рылеев. Выходил в СПб. в 1823-2-5 (3 книги; продолжением на 1826 должен был стать альманах "Звездочка", однако его отпечатанные листы оказались изъяты и уничтожены после ареста издателей). Имея декабристскую ориентацию, "П. З." объединила широкий круг передовых литераторов эпохи. Среди авторов - А. А. и Н. А. Бестужевы, А. О. Корнилович, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Греч, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, О. И. Сенковский, Н. М. Языков и др.

-----------------------------------

"ПОЛЯ́РНАЯ ЗВЕЗДА́" - лит. и обществ.-политич. альманах, изд. А. И. Герценом и Н. П. Огаревым сначала в Лондоне, а затем в Женеве. Назван в память альманаха А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева. Название и изображение пяти казненных декабристов на обложке указывало на продолжение декабристских традиций. В "П. З." публиковались воспоминания декабристов, общеполит. статьи, корреспонденции из России, лит. и историч. мат-лы, здесь печатались И. Д. Якушкин, М. И. Муравьев-Апостол, М. А. Бестужев, И. С. Тургенев, И. С. Аксаков и др.

Помело

ПОМЕЛО́ - орудие для выметания из печи углей и золы, перед тем как посадить в нее хлебы. Состоит из длинной ручки, к концу к-рой прикреплены ветки осины или (на Ю.) можжевельника, иногда ветошь или мочало. Как предмет печной утвари, связанной с выпечкой хлеба, П. наделялось у вост. славян апотропейными свойствами: напр., считалось, что выставление П. во двор могло отогнать грозовую тучу. С др. стороны, попав в руки нечистой силы, П. становилось ее орудием: на П. ведьмы летают на Лысую гору; рус. Баба-Яга летает в ступе и помелом заметает след. Считалось, что женщина не должна переступать через П., поскольку это может стать причиной трудных родов.

Лит.: Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции Рус. сельского нас. 19 - нач. 20 в. М., 1990. Вып. 2.

Померанцев Ал-др Никанорович

ПОМЕРА́НЦЕВ Ал-др Никанорович (1848/9-1918) - арх. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (окончил в 1874) у К. М. Быковского и в АХ (1874-78). Используя новые принципы пространств. орг-ции торг. зданий, построил Верх. торг. ряды в Москве на Красной пл. (ныне ГУМ, инж. В. Г. Шухов, 1889-93). Создал Гор. дом в Ростове-на-Дону (1896-99), храм-пам. Александра Невского в Софии (1904-12). Использовал новые для своего времени большепролетные металлич. конструкции. В архит. был привержен формам псевдорус. стиля.

Лит.: История Рус. иск-ва: В 13 т. / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1965. Т. 9, кн. 2.

Архитектор А. Н. Померанцев. Собор Александра Невского в Софии

Архитектор А. Н. Померанцев. Собор Александра Невского в Софии

Померанцева Эрна Вас.

ПОМЕРА́НЦЕВА Эрна Вас. (1899-1980) - филолог, фольклорист, этнограф. Окончила филол. ф-т МГУ, в 30-50-е гг. работала на каф. фольклора МГУ, затем в Ин-те этнографии АН СССР. В 20-40-е гг. вела активную собирательскую работу в разных р-нах России, подготовила ряд сб. обл. фолькора. Осн. направления иссл. работы: рус. сказка в ее ист. судьбах и творчество мастеров-сказочников ("Рус. нар. сказка", 1963; "Судьбы рус. сказки", 1965); несказочная проза мифол. содержания ("Мифологич. персонажи в рус. фольклоре", 1975); рус. писатели и фольклор ("Писатели и сказочники", 1988). Творчество П. отличалось единством полевой работы, архивных разысканий, теоретич. обобщений и популяризаторского дара. В фольклористич. трудах П. стремилась к сочетанию филол. и этногр. подходов. П. была выдающимся педагогом, воспитавшим немало ученых-фольклористов, этнографов, лит.-ведов.

Список основных печатных трудов П.: Сов. этнография. 1981. № 1.

Лит.: Гусев В. Е. Проблема "лит-ра и фольклор" в работах Э. В. Померанцевой // Проблемы взаимосвязи лит-ры и фольклора. Воронеж, 1984. С. 3-11.

Поместье

ПОМЕ́СТЬЕ - 1) В России условное зем. владение в кон. 15 - нач. 18 в., отдаваемое гос-вом в пользование как жалование за службу. Происхождение П. брало начало из обычая, существовавшего еще в Киев. Руси, - содержать дружину, предоставляя ей к.-л. источники княж. доходов. Во 2-й пол. 15 в. раздача П. получила значит. распространение. Термин "П.", означавший владение "по месту службы" дворян, впервые появилось в Судебнике Ивана III в 1497. П. раздавались как из дворцовых, так и из гос. земель, как низш., так и высш. разрядам служилого кл. В кон. 15-16 в. на осн. поместного права дворянам была роздана значит. часть отобранных у бояр вотчин. Существовала определ. норма поместного оклада. Бывшая сначала незначит., она постепенно увеличивалась. В Новгороде в 16 в. от 50 до 150 четвертей, в эпоху Уложения царя Алексея Михайловича 1648 увеличилась до 550-1000 четвертей. Уложение 1556 Ивана IV Грозного определило статус П. как обязывающего воен. службой зем. владельца. С каждых 100 четвертей пашни владелец П. должен был выставить одного кон. ратника. С П. соединялись права пользования и распоряжения им. Владелец П. имел право хоз. использования его, труда крестьян, находившихся в П., так же как и вотчинник. Однако предписывалось, что помещик не должен грабить крестьян, обременяя их чрезмерными налогами, разгонять их или переводить на свои вотчины. В 17 в. пр-во стало раздавать земли не только в виде П., но и в виде вотчин. Частым в качестве награды за службу был перевод части П. в вотчину. С сер. 16 в. начался процесс введения наследования П., к-рый в дальнейшем расширялся. Все это служило тому, что П. все больше сближалось с вотчиной. Поместные дела в 16 - нач. 18 в. велись в Поместном приказе. После того как в нач. 18 в. были установлены подушная подать и рекрутская повинность, П. фактически слились с вотчинами. Юрид. слияние этих двух видов зем. собственности произошло после указа Петра I от 14 марта 1714 о единонаследии. На основании этого указа устанавливалась единая форма зем. собственности - дворян. "недвижимое имение". Кроме П., жалуемых казной, существовали П., назначавшиеся от дух. ведомства. Они раздавались архиереями и монастырями лицам, исполнявшим в дух. ведомстве разл. должности или служившим во время войны с земель дух. ведомства. Раздача П. по дух. ведомству была прекращена межевой инструкцией 1754. В 18 - нач. 20 в. П. часто называли имение.

2) Феод. зем. владение, при помощи к-рого кр. зем. собственник, владелец П., получал ренту. Обычно делилось на две части - господскую землю (домен), где велось х-во владельца, и крест. наделы. За пользование наделами крестьяне несли разл. повинности в пользу феодала - барщину, оброк - в натур. или ден. форме. В Англии П. являлся манор, во Франции - сеньория и т. д. В Зап. Европе термин "П." употребляется как синоним термина "вотчина", в России эти понятия различаются.

Помета киноварная

ПОМЕ́ТА КИНОВА́РНАЯ - красное буквенное обозначение, проставляемое у знака нотации для уточнения его распева как звуковысотно ("степенная" помета), так и исполнительски ("указат." помета). Впервые исчерп. информация о степенных П. К. как указателях высоты знамен дана в "Извещении о согласнейших пометах" Ал-дра Мезенца, где представлено 12 помет, охватывающих весь знаменный звукоряд: ГН-Н-Ц-ГН-Н-С-М-П-В-ГВ-П-В. Отд. П. К. встречаются иногда в певч. рукописях уже в 1-й четв. 17 в., а наиболее ранняя из изв. попыток их толкования содержится в рукописи 40-х гг. 17 в. Сведения Соловецкой рукописи о П. К. неск. отличаются от "мезенцовских", делая возможным предположение, что на протяжении 1-й пол. 17 в. шел процесс становления системы П. К., утвердившейся лишь ко 2-й пол. столетия и получившей оформление в "Извещении..." А. Мезенца. Создание П. К. связывается в нек-рых трактатах ("Сказание о пометках", "Сказание о зарембах", оба - кон. 17 в.) с именем распевщика И. А. Шайдура (кон. 16 - 1-я пол. 17 в.), хотя прямых доказательств его деят-ности в этой обл. пока не найдено.

Пометы словарные

ПОМЕ́ТЫ СЛОВА́РНЫЕ - применяемые в словарях спец. указания, ремарки, характеризующие слово с той или иной стороны, дополняющие и уточняющие его значение. Грамматич. пометы дают информацию о принадлежности слова к грамматич. категории, о его грамматич. форме и грамматич. значении. С этой целью используются пометы частеречной принадлежности ("нареч." - наречие, "прич." - причастие, "междом." - междометие и др.), видовых корреляций ("сов." - совершенный вид, "несов." - несовершенный вид), указание на переходность/непереходность ("перех.", "неперех.") и др. Стилистич. пометы полифункциональны и служат для разнонаправленной квалификации слова с т. зр. его социальной отнесенности, функциональной принадлежности, положения в лексич. системе, собственно стилистич. статуса, жанровой характеристики и экспрессивных свойств. Стилистич. характеристики не образуют линейного ряда, но перекрещиваются и взаимодействуют друг с другом, что вызывает объективные трудности в отнесении слова к тому или иному стилистич. разряду (Ю. С. Сорокин). Можно выделить разные типы стилистич. характеристик. Одно из гл. назначений П. С. - социально-функцион. характеристики. Помета в этом случае служит знаком того, что слово, значение или употребление либо "обслуживает" ту или иную сферу деятельности или общения, либо свойственно определ. социальной среде. К этой рубрике относятся пометы: "книжн.", квалифицирующие книжную лексику (альтруизм, доминанта, сардонический, трюизм); "спец." или "научн.", маркирующие спец. лексику, терминологию, обычно вышедшую за пределы к.-л. одной специальности (изоморфный, дискретный, конгломерат); для терминов определ. обл. науки, как правило, применяются конкр. указатели: "физ." - физический термин, "астр." - астрономический, "мед." - медицинский и т. д.; к этой же рубрике принадлежат пометы "публиц." (публицистика), "офиц." (официальное), "канц." (канцелярское), "разг." и "прост.", имеющие выраженную социальную и функциональную отнесенность. Др. разряды П. С. характеризуют слово по его положению в лексической системе на временной оси - по степени новизны или архаичности (пометы "устар." - устарелое, "устаревающее", "нов." - новое) или по территориальной принадлежности ("обл." - областное). Собственно стилистич. окраска слова демонстрируется его расположением на шкале "высокое/низкое". Традиционная помета "высок.", маркирующая высокую лексику, применяемую в торжеств, речи ("година", "ниспровергать", "кончина", "бесславие"), соотносима в этом плане с пометой "прост.", характеризующей разные пласты "низкой" лексики ("тягомотина", "жлоб", "обшарпанный", "чокнутый"). П. С. служат также знаками эмоциональной оценки: "неодобр." (неодобрительно), "презрит." (презрительно), "пренебр." (пренебрежительно), "ласк." (ласкательно), "бран." (бранно). В разных словарях в соответствии с задачами и теоретич. установками каждого из них применяются разные по кол-ву и составу наборы П. С.

Лит.: Сорокин Ю. С. О нормативно-стилистич. словаре совр. рус. лит. языка // Вопр. языкознания. 1967. № 5; Денисов П. Н., Костомаров В. Г. Стилистич. дифференциация лексики и проблема разг. речи // Рус. разг. речь. Саратов, 1970; Гельгардт Р. Р. Несколько идей стилистики и общего яз.-знания в аспекте лексикографии // Сб. докл. и сообщ. Лингвист. об-ва. Калинин, 1973. Т. 3. Вып. 1; Скляревская Г. Н. Еще раз о проблемах лексикографич. стилистики // Вопр. яз.-знания. 1988. № 3.

Помещиков Евг. Мих.

ПОМЕ́ЩИКОВ Евг. Мих. (1908-79) - драматург, сценарист сов. кино. Наиб. известные сценарии - "Богатая невеста" (1938) и "Трактористы" (1939). Вел пед. работу во ВГИКе на сценарн. ф-те. Среди др. сценариев: "Новые похождения Швейка" (1943, совм. с Н. Рожковым), "Новый дом" (1974), "Сказание о земле Сибирской" (1948, совм. с Рожковым и И. Пырьевым), "Донская невеста" (1948, совм. с В. Шкловским), "Щедрое лето" (1951, совм. с Н. Донским), "Укротительница тигров" (1955), "Медовый месяц" (оба совм. с К. Минцем), "Небо зовет" (совм. с А. Сазоновым), "Черноморочка" и "Спасите наши души" (все - 1960), "Строгая игра" (1963), "Нет и да" (1967).

Соч.: Богатая невеста // Книга сценариев. М., 1938; Полюшко-поле // Конкурс на киносценарии. М., 1938; Сказание о земле Сибирской. М., 1947 (совм. с Н. В. Рожковым); Трактористы // Избр. сценарии сов. кино. М., 1951. Т. 3; Укротительница тигров. М. 1955 (совм. с К. Минцем).

Помолвка

ПОМО́ЛВКА - первоначальное условие о будущей свадьбе; как и другие термины этого ряда, восходит к торговой или договорной терминологии. Этот термин вошел и в городскую практику.

Поморцев Мих. Мих.

ПОМО́РЦЕВ Мих. Мих. (1851-1916) - аэролог, метеоролог, изобретатель в обл. ракетной техники, воздухоплаватель, математик. Род. в с. Василевщина Новгородской губ. Окончил Михайловское арт. уч-ще в 1871 и Акад. Генштаба (1885), после чего был прикомандирован к Пулковской обсерватории. Начав там с занятий высш. геодезией, он перешел затем к вопросам метеорологии ("Очерк учения о предсказании погоды"). Занимался изучением баллистич. свойств боевых и осветит. ракет, предложил более совершенные стабилизаторы - кольцевые, звездные и крестовидные. С 1885 организовал подъемы на аэростатах для изучения атм. явлений, обработал результаты неск. десятков таких подъемов. В 1905 предложил проект ракеты с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Исследовал взаимосвязь в камере двигателя скорости истечения газов, размеров ракетной пустоты, способов набивки пороха в гильзу и др. Предложил применять для ракет цельнотянутые стальные гильзы, изменить конструкцию донной части с целью уменьшения сопротивления воздуха при полете ракеты. Много сделал для стабилизации движения ракеты путем придания ей вращения: использование спиральных стабилизаторов, нарезов, тангенциальых отверстии для истечения газа, косых поверхностей в струе отходящих газов и т. д. Добился увеличения дальности полета ракеты массой 10-12 кг до 9 км.

Опыты по использованию ракет конструкции П. на рус. самолетах были проведены в 1-ю мир. воину.

Соч.: Очерк учения о предсказании погоды. СПб., 1889; Определение направления движения и угловых скоростей движения облаков // Изв. РГО. Т. 24; Научные результаты 40 воздушных путешествий, сделанных в России // Инж. журн. 1891. № 5; Иссл. атмосферы при помощи воздушных шаров // Воздухоплавание и иссл. атмосферы. СПб., 1897. Вып. 3.

Поморы

ПОМО́РЫ - этногр. группа рус. поселенцев, обосновавшихся в 12 - нач. 18 в. на побережье Белого и Баренцева м. Предки П. преим. из Новг. земли. Занимались рыбным и звериным промыслами, торговлей, судостроением. Получили известность как превосходные мореходы, совершавшие на своих судах (ладьях, карбасах, кочах, раньшинах, шитиках) в тяж. ледовых условиях плавания из Белого м. в Балт., к Н. Земле, Шпицбергену и устью Енисея. Помор. центры (Архангельск, Холмогоры, Кола, Соловецкий мон.) превратились в 15-17 вв. в осн. очаги рус. колониз. процесса вдоль Сев. мор. пути и важнейшие пункты междунар. торговли Рус. гос-ва. Свидетельства иностранцев (С. Барроу, В. Баренц, Н. К. Витсен, А. Марш) подчеркивают превосходные мореходные качества, их иск-во мореплавания в арктич. водах, высокие качества их мор. судов.

Корабль поморов. 15 в.

Корабль поморов. 15 в.

Поморье

ПОМО́РЬЕ - букв. значит "терр. по берегу моря". В истории России геогр. назв. "Поморский берег" прилагалось к терр. по берегам Белого и Баренцева м., Онежского оз., рек Онеги, Сев. Двины, Мезени, Печоры, Вятки вплоть до Урала. В 17 в. в "П." входило 24 уезда с "поморскими городами" - Олонцом, Колой, Вологдой, Устюгом, Тотьмой, Вяткой, являвшимися воен.-адм. и торг.-ремесл. центрами П. Хоз. освоение разл. р-нов П. связано со специфич. природными условиями (зона тайги, лесотундры, тундры), обеспечившими развитие земледелия, животноводства, а также солеварения, смолокурения, пушного промысла. С кон. 15 в. были ликвидированы частновладельческие боярские усадьбы и созданы условия для наиб. интенсивного развития сел. х-ва и промыслов. Уникален вклад нас. П. (рус, карелов, саамов, коми, коми-пермяков, ненцев) и в культурное наследие Рос. гос-ва, сохранявшего в теч. столетий памятники нар. деревянного зодчества, былины, песни и обряды своих предков, навыки обработки металлов, финифти, дерева и кости.

Помочь

ПО́МОЧЬ, толока - помощь односельчан, устраиваемая на жатву, косьбу, трепание льна, вывоз навоза, стр-во дома и т. п. Собирают П. обычно в праздничный день. На П. шли как на праздник, в лучших платьях. П. всегда заканчивалась угощением и гуляньем. Угощение - это своеобразная плата за труд. На П. стараются накормить послаще, повкуснее, побольше. На больших П. угощают три раза в день. Угощение обильное. Хозяева за стол не садятся. На П. охотно шла молодежь, с целью повеселиться после работы.

"Толокой" зовут девушку, которая возглавляет жниц, идущих с поля. Выбирали самую красивую девушку, голову ее украшали венком. В избе хозяина за столом девушка-"толока" занимает самое почетное место, в переднем углу.

Помпадуры и помпадурши

ПОМПАДУ́РЫ И ПОМПАДУ́РШИ - нариц. имя чиновников-самодуров, бюрократов и их жен или фавориток-любовниц. Возникло в сатир. цикле М. Е. Салтыкова-Щедрина "Помпадуры и помпадурши" (1863-74). Моделью для писателя послужило имя фаворитки франц. короля Людовика XV маркизы де Помпадур, аналогия со словом "самодур".

Помпейский стиль

ПОМПЕ́ЙСКИЙ СТИЛЬ - один из арх. стилей 1830-40-х гг. эпохи историзма. Романтич. вариант осмысления антич. наследия. Основан на архитектуре, скульптуре и декоративной росписи, найденных при раскопках Помпеи и Геркуланума. Первым к ним обратился Ч. Камерон (1780-е гг.) в композиции Терм и отделке интерьеров для Екатерины II, но тогда это казалось естеств. проявлением классич. традиций. Пользуясь арх. элементами, подобными классич., мастера П. С. добивались новых эффектов в композиции и декоре. Постройки П. С. принципиально асимметричны и разновысоки, что было невозможно в классицизме. В России инициатором П. С. был арх. А. П. Брюллов. В 1829 он издал альбом "Термы Помпеи" и в 1836-39 оформил Помпейскую столовую в Зимнем дворце (не сохр.). Ее стены были украшены в подражание помпейским, изготовлены специальная мебель и светильники. В 1839-44 А. И. Штакеншнейдер оформляет в П. С. интерьеры Мариинского дворца и усадьбы "Сергиевка" в Петергофе (для вел. кн. Марии Николаевны), композиция и фасады к-рой тоже напоминают римские виллы. В 1844 в Петергофе им же был выстроен Царицын павильон, архитектура к-рого в точности повторяла помпейские виллы. В нем был атриум с мозаичными полами, для большей выразительности в парке разбросаны подлинные античные обломки. Для павильона на Имп. фарф. з-де сделан сервиз в виде античных чернофигурных сосудов. В дальнейшем П. С. как целостность исчезает, но отд. предметы и детали встречаются в эклектичных постройках.

Помяловский Ник. Гер.

ПОМЯЛО́ВСКИЙ Ник. Гер. (1835-63) - писатель. Род. в СПб., в семье дьякона. Окончил дух. семинарию (1857). Лит. деят-ностью занимался с кон. 1850-х гг. В 1861 опубликовал в "Современнике" дилогию "Мещанкое счастье" и "Молотов", герой к-рой, разночинец Егор Молотов, ведет тяжелую борьбу за существование, приходя в конце концов к идеалу "честной чичиковщины". Воспоминаниям о семинарской юности посвящены "Очерки бурсы" (1863-64), рисующие картину бессмысленной, жестокой жизни, в к-рой гаснут лучшие порывы и труднее всего приходится добрым и слабым. Творчество П. воспринималось современниками как явление новой разночинно-демокр. литры, противостоящей по проблематике и поэтике произв. дворян. литераторов 40-х гг.

Понёва

ПОНЁВА - домотканая шерстяная или полушерстяная клетчатая юбка. В 19-20 вв. П. получила распространение на юге России. Первоначально П. символизировала совершеннолетие девушки. Впервые ее надевали в 15-16 лет в день именин, на Пасху или Троицу. До этого возраста девушки ходили в одних рубахах с поясом. Позднее обряд надевания П. был приурочен к свадьбе, а П. служила отличит. чертой одежды замуж. женщины. П. различались по крою, характеру ткани и технике изготовления. Наиб. древний тип П. - "разнополка", "растополка", "распашная", к-рая шилась из трех полотнищ (одно сзади, два других по бокам). Праздничные П. украшались нашивками, вышивками, блестками и пуговицами, а иногда даже бубенчиками. Выходя замуж, девушка должна иметь П. на всю оставшуюся жизнь. В будни молодые женщины носили легкие шерстяные П. с шашечным узором красного цвета из ткани простого переплетения - "простушки". Будничные П. обычно не украшались, за исключением тесьмы, пришитой по краю подола. В праздники молодые женщины носили браные П. с блестками. Больше украшений имела П. замужней женщины, к-рую она носила до появления первого ребенка. С возрастом кол-во украшений на П. уменьшалось. Пожилые женщины носили П. с белью (клетка образуется тремя белыми нитями в основе и в утке, окаймленными одной красной и двумя зелеными нитями на синем поле). "Горемычную" П. с белой холщевой прошвой надевали в случае смерти кого-либо из родных. В "печальной" (без украшений) П. была невеста на свадьбе и только молодухой начинала носить браную П., украшенную нашивками позумента, кумача, лент и блесток. В нек-рых уездах Рязанской губ. носили гофрированные П. Сшитую П. складывали по клеткам, перевязывали тонкой веревочкой и клали под горячий хлеб - получались складки, к-рые не расходились.

Понева. Орловская губ. Кон. 19 в.

Понева. Орловская губ. Кон. 19 в.

Поножи

ПО́НОЖИ - часть доспеха (защитного вооружения), защищающая ноги. Появились в антич. Греции. Вместе с защитным вооружением эволюционировали - были кольчатые, чешуйчатые. П. вышли из употребления в связи с развитием огнестр. оружия.

Пономарёв Ал-др Еф.

ПОНОМАШВ Ал-др Еф. (1765-1831) - драм. актер. В 80-90-х гг. 19 в. выступает на провинц. и моск. сценах. С 1801 - в труппе Петерб. т-ра. Занимал амплуа слуг, комич. стариков, "гримов". Комедийный актер, соединивший в своей игре принципы условного т-ра с натуральностью. Отличался иск-вом внеш. перевоплощения. "Слуга-простофиля, слуга-провор, богач-скряга, богач-дурак, деревенский хват Скорострел, Митрофанушка и прочая - во всех сих ролях П. играет с удивительным успехом", - писал один из критиков. Особенно удавались П. образы подъячих, ставшие благодаря его иск-ву типичной фигурой рус. сцены этого периода. Роли: Антропка - "Модная лавка" И. А. Крылова, Кохтин - "Ябеда" В. В. Капниста, Клим Гаврилыч - "Великодушие, или Рекрутский набор" Н. И. Ильина, Кулисин - "Черный человек" М. Жерневальда и др.

Пономарёв Вл. Ив

ПОНОМАШВ Вл. Ив. (1892-1951) - артист и педагог балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще (ПТУ) в 1910 (кл. Н. Легата). В 1910-50 артист Мариинского т-ра/т-ра им. Кирова, в 1941-44 и. о. худ. рук. балета, с 1944 гл. репетитор труппы. Среди его ролей: Кузнечик ("Капризы бабочки"), Арлекин ("Арлекинада"), Юноша ("Шопениана"), Франц ("Коппелия"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Солор ("Баядерка"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Дезире ("Спящая красавица"). Там же вместе с Ф. Лопуховым, Л. Леонтьевым поставил "Красный мак" (1929), возобновил "Баядерку" (1941, совм. с В. Чабукиани), "Жизель" (1941), "Тщетную предосторожность" (1943), а для выпускных спектаклей Петерб. театр. уч-ща (ПТУ)/Ленингр. хореогр. уч-ща (ЛХУ) - "Сильфиду", "Сильвию", "Ручей", "Талисман" и др. П. был надежным солистом и партнером, знатоком и умелым реставратором старых балетов, однако гл. его призванием была педагогика. За годы преподавания в ПТУ/ЛХУ (1913-50) он воспитал целую плеяду мастеров ленингр. балета, сказавших новое слово в иск-ве классич. танца. Среди его учеников: П. Гусев, А. Ермолаев, В. Чабукиани, К. Сергеев, С. Каплан, В. Зубковский, А. Пушкин, А. Макаров, Вл. Семенов. В последние годы жизни преподавал также в Будапеште.

Пономарёва Нина Аполлоновна

ПОНОМАШВА (Ромашкова) Нина Аполлоновна (род. 1929) - легкоатлетка, з. м. с. (1952). Обладательница первой в истории сов. спорта олимп. медали. Чемпионка Олимп. игр (1952, 1960) в метании диска. Чемп. Европы (1954) и СССР (1951-56, 1958-59) в метании диска. Рекордсменка мира (1952). Участница трех Олимпиад (1952, 1956 - бронз. медаль, 1960). Автор кн. "Мой спортивный путь" (М., 1963).

Пономарь

ПОНОМА́РЬ (искаженное "парамонарь", греч. παραμονάριος, от παραμονή - пребывание, нахождение) - церк. причетник, низший служитель ("дьячок"), первоначально выполнявший функцию сторожа священных мест и монастырей (вне и внутри ограды). О П. упоминается во 2-м правиле 4-го Вселенского собора 451. В лат. переводе церк. правил - "мансионарий", привратник в храме. Григорий Великий считает его обязанностью возжжение светильников при богослужении и называет "хранителем церкви". Возможно, в древности визант. П. соответствовал западному виллику ("управляющий", "распорядитель") - лицу, распоряжавшемуся при богослужении выбором и употреблением церк. вещей (наш позднейший ризничий, или сакелларий). Согласно "Учительному известию" слав. Служебника (называющего П. "служителем алтаря") его обязанности состоят в том, чтобы "...вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать иерею кадильницу и теплоту, часто и с благоговением убирать и очищать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и потолок от пыли и паутины" (Служебник. М., 1977. Ч. 2. С. 544-545). В Типиконе П. называется "параекклисиа́рхом" или "кандиловозжига́телем". Сев. (левые) двери иконостаса, ведущие в ту часть алтаря, где находятся указанные пономарские принадлежности и к-рыми преимущественно пользуются П., называются поэтому "пономарскими". В настоящее время в Православной церкви особой должности П. не существует: в монастырях обязанности П. в основном лежат на послушниках и простых монахах (не имеющих рукоположения), а в приходской практике распределяются между чтецами, алтарниками, сторожами и уборщицами. От слова П. происходит выражение "читать как пономарь" и именование помещения сторожа при храме - "пономарка".

Поозёрье

ПООЗЁРЬЕ - холмисто-озерный ландшафт, характерный для краевой зоны последнего (Валдайского) оледенения.

Поп

ПОП (от греч. πάππας - отец, батюшка) - 1) Батюшка, в разг. речи так наз. священника, иерея, пресвитера.

2) В допетр. Руси - и офиц. наименование служителя культа, имеющего 2-ю степень священства.

Попевка

ПОПЕ́ВКА - термин и понятие др.-рус. муз. теории. Наименьшая единица интонац. словаря др.-рус. монодии, обладающая неизм. невменным начертанием, гласовым обозначением и наименованием, распевающая силлабич. или внутрислоговым типом интонирования слово, отрезок или краткую фразу гимнографич. текста. Как термин П. впервые появляется в муз.-теоретич. руководствах (певч. азбуках) с нач. 16 в. Системное изложение П. осуществляется с нач. 17 в. в спец. разделах азбук - кокизниках. Помимо знаменного распева термин и понятие "П." становится употребит. во вновь появившемся путевом распеве, сохраняя принципы строения и способ использования в муз. ткани песнопений.

Графич. выражением П. служат устойчивые группы невм, к-рые включают от 3 до 7 знаков, имеющих самостоят. певч. значение. Система П. строится на 24 графич. архетипах - кадансовых оборотах (3-знаковых комплексах, использ. в рядовых певч. рукописях с 12 в.), к-рые служат материалом для вариантных преобразований с помощью как изменения одного из знаков архетипа (производный), так и добавления группы предшествующих архетипу или производному невм (от 1 до 4 знаков) - подводов. Распев подводов определяет интонац. наполнение знаков архетипа или производного.

Попевочный фонд знаменного распева содержит до 200 интонац.-графич. формул, обладающих своим кадансом, дискретных, основанных на поступенном мелодич. движении. По месту, занимаемому в муз. форме песнопения, П. разделяются на начальные, срединные, предконечные и конечные. В песнопении, группе песнопений и в Чинопоследовании в целом П. создают особый муз.-поэтич. ритм, раскрывая внутр. содержание гимнографич. текста.

Лит.: Бражников М. В. Др.-рус. теория музыки. Л., 1972; Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в муз. теоретич. руководствах кон. 15 - сер. 17 в. // Проблемы истории и теории др.-рус. музыки. Л., 1979; Алексеева Г. В. Др.-рус. певческое иск-во: (Муз. организация знамен. роспева). Владивосток, 1983.

Попенченко Валер. Вл

ПОПЕ́НЧЕНКО Валер. Вл. (1937-75) - боксер, з. м. с. СССР (1964), канд. техн. наук. Один из сильнейших мастеров в истории сов. бокса. Олимп. чемпион 1964 во 2-м среднем весе. Как лучший боксер Олимпиады награжден спец. призом - Кубком Вэла Баркера. Чемп. Европы 1963, 1965 во 2-м среднем весе. Чемп. СССР 1959, 1961-65. Автор книги "И вечно бой..." (М., 1968).

Попечитель

ПОПЕЧИ́ТЕЛЬ - 1) В дорев. России должность П. уч. округа, в ведении к-рого было устройство и преобразование уч. заведений вверенного ему округа.

2) П. почетные - в дорев. России выборные лица, заботившиеся о материальном и хоз. положении уч. заведений.

3) Лицо, заведовавшее каким-л. попечительством в дорев. России, напр. "Попечительство о народной трезвости".

4) Лицо, совершающее попечительство над несовершеннолетним от 15 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родительских прав и др., а также и над совершеннолетними дееспособными гражданами, к-рые по состоянию здоровья не могут защищать свои интересы и права.

Попечитель учебного округа

ПОПЕЧИ́ТЕЛЬ УЧЕ́БНОГО О́КРУГА - в дорев. России гос. чиновник, стоявший во главе уч. окр. Должность учреждена в 1803 согласно "Предварит. правилам нар. просвещения". До 1835 управление уч. округами находиось в ведении училищных к-тов при ун-тах, а попечитель не имел распорядит. власти, его права ограничивались наблюдением за исполнением законов и правительств, распоряжений. С ликвидацией училищных к-тов в ведение попечителя вошли все уч. и культурные учреждения на терр. округа. Полномочия П. У. О. - инспектирование, составление ежегодных отчетов, назначение должностных лиц и т. п.

Попков Викт. Еф.

ПОПКО́В Викт. Еф. (1932-74) - живописец, график. Автор портретов, сюжетных композиций, пейзажей. Стоял у истоков "сурового стиля"; в произв. 2-й пол. 60-х гг. воплощает нравств. идеалы бытия, исследует природу чувств человека, творчески осмысливает широкий круг традиций отеч. иск-ва - от Др. Руси до рубежа 19-20 вв. Жесткий и точный рисунок, декор. строй живописи, логич. продуманность композиции и поэтич. восприятие мира рождают произв. многопланового, символич. звучания. Осн. произведения: "Строители Братской ГЭС" (1961), "Двое" (1966), "Воспоминания. Вдовы" (1966), "Ой, как всех мужей побрали на войну..." (Сев. песня, 1968), "Северная часовня" (1972), "Шинель отца" (1972), "Хороший человек была бабка Анисья" (1973), "Осенние дожди. Пушкин" (1974) и др.

Лит.: Манин В. В. Попков: Альбом. М., 1979.

Худ. В. Е. Попков. А. С. Пушкин и А. П. Керн. 1974

Худ. В. Е. Попков. А. С. Пушкин и А. П. Керн. 1974

Попов Ал-др Степ

ПОПО́В Ал-др Степ. (1859-1905/06) - физик и электротехник, изобретатель электрич. связи без проводов ("беспроволочного телеграфа"). Род. в семье священника в пос. при Богословском з-де на Урале. Начинал учиться в дух. семинарии, но бросил ее и в 1877 поступил на физ.-матем. ф-т Петерб. ун-та. В 1883 был приглашен ассистентом в Минные офиц. классы в Кронштадте, в 1900 избран проф. Эл.-техн. ин-та в Пб., а с сент. 1905 - его ректором. Его доклад "Об отношении металлич. порошков к электрич. колебаниям" был сделан 7 мая 1895 с демонстрацией схемы приема радиосигналов в действии. Запатентованная годом позже и впервые описанная в лит-ре в 1897 схема Г. Маркони состояла из совершенно таких же элементов, как и схема П., но Маркони ни словом не упоминает об опубл. в нач. 1896 вышеупомянутом докладе П. ("Прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний" // Ж. Рус. физ.-хим. об-ва. Ч. физ. 1896. Т. 28). Добившись первых успехов, П. продолжает испытание разл. вида отправлений и приемников, увеличивая дальность передачи сигналов, доведя последнюю до 46 км с записью на ленту и 111 км с приемом на слух.

А. С. Попов

А. С. Попов

Попов Анд. Ал

ПОПО́В Анд. Ал. (1918-83) - актер театра и кино. Окончил студию при ЦТСА - Центр. т-ре Сов. Армии (1939), преподавал там же, проф. (1973). С 1940 - актер, с 1963 - гл. реж. ЦТСА. С 1974 актер МХАТа. В кино с 1947. Первая роль - Миколас в ф. "Марите". Актерской индивидуальности П. близки сатира и гротеск и вместе с тем глубокий драматизм образов, тонкие психол. нюансы. П. - мастер реалистич. портрета, обладавший высокой артистич. культурой. В экранизациях как классики, так и произв. сов. авторов П. дал новую оригинальную трактовку образов, сочетающуюся с верностью авторскому стилю: следователь Дюковский ("Шведская спичка" по А. Чехову, 1954), Яго ("Отелло" по У. Шекспиру), поручик Назанский ("Поединок" по А. Куприну, 1957), Челкаш ("Челкаш" по М. Горькому, 1957), граф ("Гуттаперчевый мальчик" по Д. Григоровичу, 1957), ростовщик ("Кроткая" по Ф. Достоевскому, 1960), Петруччио (т/ф "Укрощение строптивой" по Шекспиру, 1961), Герасим ("Налим" по Чехову, 1954), А. П. Чехов ("В городе С." по Чехову, 1967), отец Серафим ("Палата" по С. Алешину, 1965), Адамов ("Седьмой спутник" по Б. Лавреневу, 1968), Захар ("Несколько дней из жизни И. И. Обломова" по И. Гончарову, 1980). Среди др. ролей: Римский-Корсаков ("Мусоргский", 1950), Стасов ("Композитор Глинка", 1952), Николай Неклюдов ("Незабываемый 1919-й год", 1952), Сергей Иванович ("Дорога", 1955), Локкарт ("Вихри враждебные", 1956), Чадвик ("Память сердца", 1958).

Лит.: Кнебель М. А. Попов // Театр. 1978. № 4.

Попов Анд. Ал-др.

ПОПО́В Анд. Ал-др. (1902-60) - этнограф, фольклорист, религиевед. Род. в семье священника - рус. старожила в Якутии, поэтому якут. был для него вторым родным яз. Еще будучи студентом этногр. отд-ния географ. ф-та ЛГУ (1924-29), начал сотрудничать в Музее антропологии и этнографии (МАЭ; с 1925) и в Якут. комиссии АН СССР (1927-29). В 1929-60 - науч. сотр., зав. сектором Сибири МАЭ - Ин-та этнографии АН СССР. В 1933 избран чл. РГО. В 1935 ему без защиты присвоена степень канд. наук по этнографии. Много времени проводил в эксп., собирая полевой материал и этногр. коллекции: в 1930-31 - у долган, в 1936-38 - у нганасан и т. д. Доцент ЛГУ по каф. этнографии, читал курсы по этнографии долган и якутов: "Происхождение и развитие первобытного х-ва и техники", "Методика полевой работы", преподавал якутский яз. в Ин-те народов Севера. Один из крупнейших этнографов-сибиреведов, П. сыграл значит. роль в подготовке тома "Народы Сибири" (Л., 1956) и "Историко-этнографич. атласа Сибири". Особое место в его иссл. занимали проблемы первобытного мышления и верований сиб. народов.

Соч.: Мат-лы для библиографии рус. лит-ры по изучению шаманства североазиатских народов. Л., 1932; Якутский фольклор / Тексты и пер. М.; Л., 1936; Нганасаны: Вып. 1. Матер. культура. М.; Л., 1948; Нганасаны: Ч. 2. Соц. устройство и верования. Л., 1984.

-----------------------------------

ПОПО́В Анд. Ал-др. (1821-98) - воен.-мор. деятель, ген.-адъютант (1871), адм. (1891). Род. в семье изв. кораблестроителя А. А. Попова (1788-1859). Окончил Мор. корпус (1838). В Крымскую войну, командуя пароходом "Тамань", захватил неск. судов противника, участвовал в обороне Севастополя, заведуя арт. снабжением всей оборонит. линии. В 1858-61 командовал отр. кораблей на Тихом ок., в 1863-64 - эскадрой в Амер. эксп. П. предложил ряд проектов паровых броненосных кораблей, наиб. удачны "Крейсер" (позднее "Петр Великий"), "Генерал-Адмирал", "Александр Невский" (позднее "Герцог Эдинбургский"), внес большой вклад в повышение боеготовности рус. флота. По имени П. назв. арт. корабль береговой обороны, имевший круглый корпус (круглое судно, "поповка"). В память о П. наз. мыс в Беринговом м., остров в Японском м., ледник на Тихоокеан. побережье Сев. Америки.

Попов Мих. Ив

ПОПО́В Мих. Ив. (1741-90) писатель и переводчик. Был студентом Моск. ун-та, актером Придворного т-ра СПб. В 1767 работал секретарем в Комиссии для сочинения Нового уложения. В 1765 и 1768 выпустил отд. книжечками соб. своих песен. Это первый в истории рус. лит-ры случай издания авторского песенного сб. Нек-рые песни П. стилизованы под нар. ("Та бесчасной доброй молодец... "). Большая часть песен П. сразу вошла в муз. быт. Музыку для них писали О. Козловский, Н. Брянский, А. Варламов и др. В 1768 П. издал "Описание слав. языческого баснословия" - одно из первых описаний слав. мифол. представлений. В 1772 написал одну из первых комич. опер "Анюта", положенную на музыку В. Пашкевичем. Сотрудничал в ж. Н. Новикова, М. Чулкова и В. Рубана. В 1770-72 выпустил авантюрный роман "Славенские древности". Переводил Вольтера, П. Бомарше и др.

Попов Олег Конст.

ПОПО́В Олег Конст. (род. 1930) - арт. цирка, клоун. После окончания Гос. уч-ща цирк. иск-ва (1950) начал выступать с номером "Эксцентрик на свободной проволоке". В том же году дебютировал в качестве коверного клоуна. Окончат. утвердился в этом амплуа в Молодежном цирк. коллективе (1951-53). Создал образ веселого, жизнерадостного человека, охотно принимающего участие в представлении. Владея иск-вом акробатики, жонглирования, эквилибристики, П. часто пародирует цирк. номера. Но гл. место в его выступлениях занимают антре, решенные средствами буффонады и эксцентрики. В создании образа артисту помогает сценич. костюм: парик из русых волос, широкая клетчатая кепка, черный бархатный пиджак, брюки в полоску, белая рубашка с ярким бантом, узконосые ботинки. Арт. не просто развлекает зрителей, а старается передать им светлое ощущение мира, доброе отношение к людям, неисчерпаемые запасы бодрости и хорошего настроения. Среди лучших реприз П. - "Повар", "Свисток", "Луч". В 1965 было выпущено клоунское обозрение "Лечение смехом" (авторы Ю. Благов, М. Местечкин, П.), в к-ром гл. роль была написана специально для П. Артист принимал участие в первых гастролях сов. цирка в странах Зап. Европы. Эта поездка принесла ему мир. славу: именно тогда он был назван "солнечным клоуном". П. - лауреат мн. междунар. конкурсов. В 1958 в Брюсселе был удостоен премии "Оскара", в 1981 завоевал приз "Зол. клоун" на Междунар. цирковом фестивале в Монте-Карло. Участник мн. телевиз. передач, часто снимается в кино. Выступал и как реж. цирковых спектаклей.

Соч.: Мой герой // Огни манежа. М., 1961.

Лит.: Ангарский В., Викторов А. Олег Попов. М., 1964; Местечкин М. Для тех, кто любит клоунаду // Весь вечер на манеже. М., 1965; Викторов А. Выступает Олег Попов. М., 1968; Благов Ю. Лучезарный весельчак // Благов Ю. Наши клоуны. М., 1977; Дмитриев Ю. Олег Попов // Дмитриев Ю. Знаменитые клоуны. Киев. 1989; Румянцева Н. Клоун-улыбка // Румянцева Н. Клоун и время. М., 1989.

Попова Люб. Сер.

ПОПО́ВА Люб. Сер. (1889-1924) - живописец, график, педагог. Училась в студиях С. Жуковского и К. Юона (1907-08), в Академии Ла Палетт (1912-13, Париж), работала в студии В. Татлина. Чл. объединения "Бубновый валет". Разрабатывала кубистич. формы, экспериментировала в обл. цвета ("Композиция", 1921; "Дома", 1916 и др.). Преподавала в Ин-те худож. культуры - ВХУТЕМАСе (с 1920), вела курс цветоведения.

Лит.: Авангард, остановленный на бегу: Альбом / Авт. ст. Е. Ф. Ковтун, М. М. Баранзарова. Э. Д. Газиева. Л., 1989; Л. С. Попова: Выст. произведений к 100 - летию со дня рожд. Каталог. М., 1990.

Л. С. Попова. Эскиз костюма Балды к «Сказке о попе и работнике его Балде». 1919

Л. С. Попова. Эскиз костюма Балды к «Сказке о попе и работнике его Балде». 1919

Попова Ольга Ник

ПОПО́ВА Ольга Ник. (1848-1907) - издательница, книгопродавец, писательница, переводчица, выпускала соч. рус. и заруб, писателей, тр. К. Маркса (1-й том "Капитала"), И. М. Сеченова, Ч. Дарвина (первое рус. собр. соч.), Г. Спенсера, Э. Реклю, книги по обществ. наукам, истории, праву, философии, дешевую серию "Рассказы о разных странах и народах", марксист. лит-ру в сер. "Темы жизни" (1906-07), издавала также журналы "Рус. богатство" (1894-95) и "Новое слово" (1895-97). При изд-ве существовали книж. склад и б-ка-читальня. После смерти П. ее изд-во было преобразовано в "Т-во издат. дела и книжной торговли О. Н. Поповой", к-рое существовало до 1919.

Поповский Ник. Никитич

ПОПО́ВСКИЙ Ник. Никитич (1730-69) - поэт, переводчик. Обучался в Слав.-греко-лат. академии, затем для продолжения образования был в числе 10 отобранных В. К. Тредиаковским студентов привезен в СПб. и определен в ун-т при АН. В 1751 "для наставления в поэзии" был поручен М. В. Ломоносову, к-рый оказал на будущего писателя сильнейшее воздействие. Наиб. значит. труд П. - перевод филос. поэмы А. Попа "Опыт о человеке" (1757). Писатель переводил также Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локка. Оригинальные оды П. написаны под влиянием Ломоносова.

Поповцы

ПОПО́ВЦЫ - представители самого крупного согласия в старообрядчестве. Признают учение об иерархии и семи Таинствах. Не имея, после реформ патриарха Никона, контактов с офиц. Правосл. Церковью, старообрядцы-П., тем не менее, принимали беглых "от никониан" священнослужителей, заставляя последних "перекрещиваться". Саму господствующую Церковь П. считали не порождением антихриста (как первоначально беспоповцы), а лишь впавшей в ересь. Центром П. со временем стала Москва, где уже с сер. 18 в. имелись общественные молельни, устроенные в домах богатых старообрядцев, и два кладбища (около Донского мон. и за Тверскими воротами). Расцвет старообрядч. орг-ции П. приходится на царствование имп. Екатерины П. В 1771 во время чумы за Покровской заставой П. было разрешено устроить Рогожское кладбище, вскоре превратившееся в их орг. и духовный центр. В эпоху Николая I был принят ряд указов, существенно стеснивших жизнь общин старообрядцев-П. и мешавших им принимать беглых от официальной Церкви священников. В итоге многолетних поисков П. нашли правосл. архиерея (митр. боснийского Амвросия), к-рый согласился перейти к старообрядцам (1846) и рукоположил несколько старообрядч. монахов-П. в сан епископа, положив тем самым начало канонич. существованию старообрядч. П. орг-ции. На Рогожском кладбище в 1853 сформировалась старообрядч. архиепископия Московская и всея Руси, объединившаяся в т. н. Белокриницкую иерархию (мест. Белая Криница находилось в Австрии, где проживал митр. Амвросий). Офиц. признание властей Белокриницкая иерархия окончательно получила лишь по закону от 17 окт. 1906.

Часть П. в 1800 образовала т. н. "единоверие" - сохранив старые обряды, они перешли в юрисдикцию Рус. Правосл. Церкви. После рев-ции 1917 "единоверие" постепенно прекратило свое существование: нек-рые единоверцы-П. ушли в подчинение Белокриницкой иерархии, др. часть полностью влилась в Рус. Правосл. Церковь. В 1988 старообрядцы-П. избрали себе митр. Моск. и всея Руси Алимпия. Существует также и образовавшаяся после 1917 т. н. Беглопоповская Церковь (центр в г. Новозыбкове), существенно ничем от Белокриницкой не отличающаяся.

Поппе Ник. Ник

ПО́ППЕ Ник. Ник. (1897-1991) - востоковед, иссл. монг. яз., проф. Ленингр. ин-та живых вост. языков (Ленингр. Вост. ин-та), чл.-корр. АН СССР (с 1932), зав. Отделом монголоведения Ин-та востоковедения АН СССР (с 1931). С 1941 - в эмиграции; с 1949 - проф. Вашингтонского ун-та. П. - автор капитальных трудов по языку, лит-ре, фольклору, культуре монг. народов, иссл. в обл. алтаистики, тюркологии, тунгусо-маньчжуроведения. Значит. часть его наследия составляют работы по отд. языкам, диалектам, пам. монг. словесности, а также теоретико-лингв. обобщающие иссл.; кроме того, им написан ряд грамматик и практич. учебников монг. и др. алт. языков. Много работ П. посвятил культуре монг. народов, их религии (культ огня, шаманские рукописи) и эпосу, прежде всего халхаскому, отдельным эпич. произв., сюжетам, мотивам, поэтич. приемам (гипербола, параллелизм). Собранные и изданные им фолькл. и диалектологич. мат-лы (халхасцев, бурят, баргузинских тунгусов, дагуров, солонов) входят в основой источниковедч. фонд алтаистики и монголоведения. То же относится и к его публикациям письм. текстов ("золотоордынская рукопись на бересте", памятники "квадратного письма", бурятские летописи). Наконец, опубликовано 8 томов его нем. переводов образцов монг., бурят, и калмыцкого эпоса (Висбаден, 1975-85).

Соч.: Дагурское наречие. Л., 1930; Аларский говор: В 2 ч. Л., 1930; Произв. нар. словесности халха-монголов: Северо-халхасское наречие. Л., 1932; Халха-монг. героич. эпос. М.; Л., 1937; Грамматика письменно-монг. языка. М.; Л., 1937; Монгольский словарь Мукаддимат ал-Адаб: В 3 ч. М.; Л., 1938; История монг. письменности. Т. 1: Квадратная письменность. М.; Л., 1941.

Попразднество

ПОПРА́ЗДНЕСТВО ("после праздника") - определенный период православного богослужебного календаря, дни к-рого являются как бы продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церк. праздника, причем его тема совмещается с самостоят. литургич. темами этих дней (днями памяти святых и др.). Для ряда господских и богородичных праздников П. прежде всего состоит в том, что следующий за праздником день (к-рым не обязательно исчерпывается весь период П.) посвящен особому прославлению участников ист. события, лежащего в основе этого праздника. Так, после Рождества Богородицы (8/21 сент.) прославляются ее родители - Иоаким и Анна; после Рождества Христова (25 дек. / 7 янв.) празднуется Собор Богородицы; после Богоявления, или Крещения Господня (6/19 янв.) - Собор Иоанна Крестителя; после Сретения Господня (2/15 февр.) - память Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; после Благовещения Богородице (25 марта / 7 апр.) - Собор архистратига Гавриила. Продолжительность П. - от одного до девяти дней (кр. праздника Пасхи, имеющ. 39 дней П.) и зависит как от его литургич. статуса (у праздников господских он выше), так и от места праздника внутри сложной календарной системы, связанной с наложением друг на друга двух годовых циклов - подвижного и неподвижного, что иногда приводит к сокращению либо отмене П. Эти меняющиеся из года в год сочетания предусмотрены церк. Уставом и оговариваются в ежегодно переиздающихся календарях. Последний день П., после к-рого его литургич. воспоминание прекращается до след. года, называется отданием праздника.

Попугаев Вас. Вас.

ПОПУГА́ЕВ Вас. Вас. (1778/79(?)-1816) - публицист, поэт, прозаик. Из семьи живописца. Учился в г-зии АН (1785-97). В 1802-11 служил в Комиссии по составлению законов. Один из основателей "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (1801), из к-рого был исключен в 1811. В своем творчестве развивал просветит. идеи (трактат "О благоденствии нар. обществ", 1804 и т. д.), разрабатывал антикрепостническую (очерк "Негр", 1801) и тираноборч. (стих. "Пигмалион", 1802) темы. Как поэт ("К друзьям", 1803) и прозаик (повесть "Аптекарский остров, или Бедствие любви", 1800) был связан с сентиментализмом. Сб. стихотворений "Минута муз" (1801).

Попурри

ПОПУРРИ́ (франц. pot-pourri, букв. - смешанное блюдо) - инструмент. пьеса, представляющая собой последовательность популярных мелодий, заимствованных из известных опер, обиходной танц. музыки, кинофильмов, эстрадного репертуара и т. д. Применительно к музыке понятие "П." получает распространение в 18 в. Озаглавленные подобным обр. нотные сб., объединяющие под одной обложкой либо бытующие танцы, либо (реже) различные вокальные и инструмент. сочинения, появляются в печати с сер. столетия. В нач. 19 в. в Германии распространяется мода на пьесы, являющиеся аранжировкой излюбленных оперно-опереточных мотивов, как, например, "Блестящее попурри на любимые темы из оперы Шпора "Фауст"" К. Черни. Жанр П. сохраняется в сфере развлекат.-бытового музицирования вплоть до сегодняшнего дня.

Предыдущая страница Следующая страница