Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 10, "ПОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 10, "ПОЛ")

Поленов Ал. Як

ПОЛЕ́НОВ Ал. Як. (1738-1816) - экономист, историк, писатель. Происходил из костр. дворян. Первонач. образование получил в Академич. г-зии, затем (с 1754) в Академич. ун-те. В 1762 командирован в Страсбургский ун-т. Здесь П. начал заниматься науками ист.-филол. цикла, затем уже в Геттингенском ун-те (с 1766) он изучал юриспруденцию. Вернувшись в Россию в 1767, П. принял участие в конкурсе, объявленном Вольным экономич. об-вом на тему: "Что полезнее для общества: чтоб крестьянин имел в собственности землю, или токмо движимое имение, и сколь далеко его право на то или другое имение простираться должно". П. представляет сочинение "О крепостном состоянии крестьян в России". Он утверждает, что человек должен свободно распоряжаться своим заработком, иначе теряется один из главнейших импульсов к труду. Экон. положение крестьянина должно было регулироваться, по мнению автора, предоставлением достаточного для каждого из них земельного надела и лишением помещика права отнимать землю по своему произволу. Обязанности крестьянина перед помещиком и гос-вом должны были выражаться в барщине (один раз в неделю) и уплате 10% подоходного налога. П. настаивал на правовых гарантиях, т. к. был уверен, что благосостояние крестьян никогда не поднимется, если помещик или гос-во сохранит полную власть над крепостными. Предусматривалось и проведение судебной реформы, в результате к-рой появились бы независимые судьи, действующие под рук-вом опытных юристов. За свое сочинение П. был удостоен втор. премии, однако опубликовано оно было лишь в 19 в., а сами идеи П. были отчасти претворены в жизнь более чем через сто лет. В 1768 П. подготовил к печати 2-й том Никоновской летописи. В последующие годы переводил соч. Ш. Монтескье, Фридриха II и др. После смерти Екатерины II работал в Комиссии для составления законов Рос. империи.

Поленов Вас. Дм

ПОЛЕ́НОВ Вас. Дм. (1844-1927) - живописец. Сын археолога и библиографа, мать - писательница и худож.-любитель. В 1864 поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та. Одноврем. учился у П. П. Чистякова, был вольнослушателем в АХ (1863-71), брал уроки у И. Н. Крамского. Сюжеты первых этюдов и эскизов связаны с имением отца в Олонецкой губ. В 1871 выполнил работу на зол. медаль АХ - "Воскрешение дочери Иаира". В 1872 выехал за границу, в Париже сблизился с И. Е. Репиным, чье творчество оказало заметное влияние на П. В живописной практике ориентировался на зап.-европ. иск-во, вчастности мастеров пленэра. Писал на темы зап.-европ. истории ("Право господина", 1874; "Арест графини д’Этремон", 1875), испытал влияние школы П. Делароша. Создал неск. портретов: портрет сестры, В. Д. Хрущевой (1874). В 1876-78 посетил Сербию и Болгарию, побывал на театре воен. действий в свите наследника (буд. имп. Александра III, до конца жизни дружившего с П.). В 1877 поселился в Москве, занимался пейзажными и жанр. работами ("Московский дворик", 1878-79; "Бабушкин сад", 1879; "Заросший пруд", 1879; "Летнее утро", 1879; "Старая мельница", 1880). В 1878 стал членом Т-ва передвижников, участвовал в выставках. С нач. 80-х гг. значит. роль в творчестве П. стала играть театр. декорация (работы в Мамонтовской опере). Тогда же П. обратился к разработке еванг. сюжетов. В 1881-82 совершил путешествие по Египту, Сирии и Палестине. В этюдах юж. природы точность линейного построения сочетается со свободно разреш. задачами возд. перспективы ("Вифлеем", 1882; "Парфенон", "Бейрут", 1882). Звучащие в картинах цветовые пятна сгармонированы сложными переходами. Чистота палитры позволила избежать декоративности. П. стал одним из первых мастеров этюда в школе рус. живописи. В 80-е гг. перешел к чистому пейзажу, широким панорамам. П. удалось выразить обобщенный образ рус. природы. В 1889 П. приобрел имение близ г. Таруса, что позволило ему серьезно работать над пейзажем. Создал ряд картин на евангельские темы, ист. композиции ("Христос и грешница", 1887; "Среди учителей", 1895). Преподавал в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1882-95), руководил кл. натюрморта и пейзажным кл. Среди учеников: И. И. Левитан, А. Е. Архипов, С. А. и К. А. Коровины, А. П. Рябушкин, И. С. Остроухов. Выработал собств. систему преподавания.

Лит.: Вас. Дм. Поленов. Ел. Дм. Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964; История рус. иск-ва: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. М., 1965. Т. 9, кн. 2. С. 119-148; Юрова Т. В. В. Д. Поленов: Альбом. М., 1972.

В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878-79

В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878-79

Поленова Ел. Дм

ПОЛЕ́НОВА Ел. Дм. (1850-98) - живописец и график. Сестра В. Д. Поленова. Ориентировалась на мотивы нар. иск-ва. Автор пейзажей и жанр. картин в духе передвижников. Организатор (совм. с Е. Г. Мамонтовой) столярно-резной мастерской в Абрамцеве. Исполняла иллюстрации к рус. нар. сказкам в лаконичной, орнаментально-плоскостной манере, близкой к стилю "модерн".

Полесье

ПОЛЕ́СЬЕ - тип ландшафта, низменная болотистая равнина, поросшая мелким лесом и кустарником.

Ползунов Ив. Ив

ПОЛЗУНО́В Ив. Ив. (1728-66) - теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя, создатель первой в России паросильной установки. Род. в Екатеринбурге, в семье солдата екатеринбург. горных рот. В 10 лет поступил в екатеринбург. арифметич. школу, в 1742 вынужден был преждеврем. покинуть ее, пошел работать. С 1748 работал техником в Барнауле, обслуживал машины с водяным двигателем. Убедившись в неудобстве использования подобных машин в местностях, удаленных от рек, утвердился в мысли применить в качестве движущей силы пар. В 1763 он подал проект парового двигателя (записку и чертеж) своему начальству. О проекте П. было доложено Кабинету Екатерины П. Деньги на стр-во были отпущены, П. был пожалован чин инж. капитан-поручика с жалованием. П. предложил первый в мире двухцилиндровый двигатель с объединением работы цилиндров на один общий вал. Двигатель мощностью 1,8 л. с. предназначался для непосредств. привода заводских механизмов. При постройке машины П. решил много частных, но важных техн. задач, изобрел ориг. крановое паро- и водорасположение, основанное на возратно-вращательных движениях, осуществляемых при помощи зубчатых передач. Екатерина II указала прислать П. в СПб. в АН для пополнения образования, однако начальство з-да его не отпустило до конца стр-ва. П. не увидел свою машину в действии: за неделю до пробного пуска он скончался от скоротечной чахотки. Машина П. была запущена его учениками, проработала два месяца. Затем котел, на к-рый отпустили слишком тонкие медные листы, дал течь. Машину остановили, а в 1780 она была разломана.

Поливанов Евг. Дм

ПОЛИВА́НОВ Евг. Дм. (1891-1938) - лингвист-полиглот, теоретик яз.-знания. Род. в Смоленске, в дворян. семье. В 1908-12 учился на ист.-филол. и вост. ф-тах Петерб. ун-та. В 1914 защитил магистерскую дисс. на тему "Психофонетич. наблюдения над япон. диалектами" (опубл. в 1917). В 1914-16 находился на стажировке в Японии, где занимался преимущ. изучением акцентуации япон. диалектов и сбором лексикогр. мат-ла. С 1915 приват-доцент, а с 1920 - профессор разл. учеб. и науч. учреждений СПб. (Петрограда), Москвы, Самарканда, Ташкента, Фрунзе. С 1917 П. включается в обществ.-полит. деят-ность. В 1919 вступает в ряды РКП(б).П. явился одним из первых сторонников "подлинно марксистского" яз.-знания, поэтому именно он стал осн. оппонентом и критиком "нового учения о языке" Н. Я. Марра, претендовавшего на то, чтобы считаться единств. "материалистической и диалектической марксистской лингвистикой". Начавшаяся с 1929 публичная травля П. вынудила его переехать в Ташкент, и он полностью переключился на изуч. языков народов Ср. Азии. Под его рук-вом было организовано неск. комплексных диалектол. эксп., он продолжал активно заниматься преподавательской деят-ностью. П. были написаны грамматики узб., дунганского, япон., кит., азерб., калмыцкого, эрзя-мордовского, казах., тадж. и ряда др. языков, многочисл. работы по фонетике, морфологии, лексике разных языков и их диалектов. Одновременно П. занимался и теоретич. лингвистикой, что нашло отражение в сб. его статей "За марксистское языкознание" (М., 1931). Человек необычайно одаренный и при этом прирожденный поэт, П. сам писал стихи (под псевдонимом Бо Цзи-шэн), занимался переводами, прежде всего поэзии, с самых разных языков (в частности, он одним из первых сделал рус. перевод многих глав киргиз. героич. эпоса "Манас"), теорией поэзии и лит-ры, по своим взглядам был близок формалистам (ОПОЯЗ). Судьба П. являет собой характерный пример трагич. судьбы гениального человека, к-рый, поддавшись на соблазны большевизма, был этой же властью гоним, арестован (в 1937), расстрелян и потом надолго предан забвению. Многие из его науч. трудов безвозвратно утеряны, огромная часть по сей день остается в архивах.

Соч.: Статьи по общ. яз.-знанию / Сост. А. А. Леонтьев. М., 1968; Труды по вост. и общ. яз.-знанию. М., 1991.

Лит.: Леонтьев А. А. Евг. Дм. Поливанов и его вклад в общ. яз.-знание. М., 1983; Ларцев В. Г. Евг. Дм. Поливанов: Страницы жизни и деятельности. М., 1988; Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. М., 1991.

Поливанов Лев Ив

ПОЛИВА́НОВ Лев Ив. (1838-99) - педагог и лит.-вед. Род. в дворян. семье. Первоначальное образование получил у дом. учителей. Окончил г-зию в Москве (1856) и ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1861), где слушал лекции С. П. Шевырева, Ф. И. Буслаева, Н. С. Тихонравова. Преподавал в ср. уч. заведениях Москвы. В 1868 с неск. сотрудниками, на коллегиальных началах, основал частную классич. г-зию ("поливановская"), в к-рой преподавал рус. яз., словесность, логику и лат. яз. и исполнял обязанности директора вплоть до своей смерти. Создал ряд уч. пособий по рус. яз. и словесности, изд. книги для вне-класс. чтения ("Рус. хрестоматия" П. выдержала 27 изд.!), публиковал ст. по дидактике и педагогике, рус. лит-ре и яз. П. - автор работ о В. А. Жуковском, Л. Н. Толстом. Вышедшее под его ред. изд. "Сочинения А. С. Пушкина с объясн. их и сводом отзывов критики: Изд. Л. И. Поливанова для семьи и школы". В 5 т. (М., 1887) было удостоено большой зол. медали им. гр. Д. А. Толстого. Переводил франц. авторов, в частности трагедию Расина "Гофолия" с прил. трактата "Рус. александрийский стих" (1892; Пушкинская поощрительна премия). Писал и публ. стих. Состоял членом мн. общ.-просв. об-в. По инициативе Н. М. Лопатина и Вл. С. Соловьева организовал и 10 лет руководил "Шекспировским кружком" (1870-е гг.), мн. из пьес драматурга впосл. были поставлены П. В рез. обширной педагогич. деятости - работа на учительских съездах в Москве, изучение педагогич. дела в Германии, публ. ст. о проблемах педагогики - П. удалось создать стройную систему гимназич. курса, в основе его - изучение др. языков и авторов, к-рое П. считал единств. гуманитарной школой в рамках европ. образования. Педагог-худож., педагог-мыслитель, педагог-человек, П. оказал огромное влияние на своих воспитанников (А. Белый, В. Брюсов и др.).

Лит.: Двадцатипятилетие Московской частной г-зии, учрежденной Л. И. Поливановым, 1868-93. М., 1893.

Поликарпов-Орлов Фед. Пол

ПОЛИКА́РПОВ-ОРЛО́В Фед. Пол. (? - 1731) - писатель и переводчик. Учился в Славяно-греко-лат. акад., с 1694 был ее преподавателем. В 1701-22 и 1726-31 - дир. Моск. синодальной типографии. П.-О. изв. не только как крупнейший изд. деятель петровского времени, но и как автор ряда тр. В 1701 им был издан "Букварь", в 1704 - трехъязычный словарь (слав.-греко-лат.), а в 1721 - "Грамматика". Им написаны также ист. "Известие о Моск. академии" и незаконч. труд по истории России. Однако "Известие" П.-О. писал по памяти, а не по док-там, поэтому к.-л. значения эта работа не имела, а незаконч. и не дошедший до наст. времени труд по истории России был отрицат. оценен Петром I. Как писатель и ученый П.-О. не оставил значит. следа в истории культуры России. Гораздо более он изв. как директор одной из крупнейших рус. типографий и хороший переводчик своего времени, к-рый перевел "Географию генеральную" Бернарда Варения. П.-О. был владельцем большого книжного собрания. Б-ка П.-О. включала 581 книгу, почти исключит. на рус. и слав. яз., опись ее хранится в фондах ЦГАЛИ. Половину б-ки составляла религ. лит-ра, широко представлены естеств.-науч. и филол. издания (в т. ч. разл. словари), худож. лит-ра.

Лит.: Брайловский С. И. Фед. Пол. Поликарпов-Орлов, директор Моск. типографии // Ж. Мин-ва нар. просвещения. 1894. Сент. - нояб.; Луппов С. П. Книга в России в 1-й четв. 18 века. Л., 1973.

Полиптих

ПОЛИПТИ́Х (от греч. πολύπτυχος - состоящий из мн. складок или дощечек) - 1) Многостворчатый складень (обычно живоп. или рельефный).

2) Неск. картин, связанных единым замыслом, общностью колористич. композиц. решения.

Полистилистика

ПОЛИСТИЛИ́СТИКА - широко распростр. в творчестве комп. 20 в. метод сочетания в одном произв. разнородных стилевых комплексов, служащий целям манифестации концепт. замысла. Феномен П. тесно связан со сложившимся в 20-м столетии отношением к истории музыки как к истории муз. яз., эл-ты к-рого обладают ист.-смысловыми коннотациями и могут быть использованы в этом качестве для построения "муз. дискурса". Единицами этого "дискурса" выступают точно или неточно воспроизведенные фрагменты чужих текстов (напр., тема увертюры к "Вильгельму Теллю" Дж. Россини и мотив судьбы из "Валькирии" Р. Вагнера в 15-й симфонии Д. Д. Шостаковича). Более свободные формы цитирования, воссоздающие индивид. манеру, нац. или ист. стили, жанровые модели, связаны с техникой стилизации.

Полифония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полицеймако Вит. Пав

ПОЛИЦЕЙМА́КО Вит. Пав. (1906-67) - артист т-ра. Окончил Ленингр. техникум сценич. иск-в В 1927-30 работал в Лен. ТЮЗе. С 1930 до конца жизни - арт. БДТ им. М. Горького в Ленинграде. Открытый темперамент и яркая эмоциональность, острое драм. напряжение отличали исполнение П. роли Егора Булычева ("Егор Булычев и другие" Горького, 1932, 1949), Достигаева ("Достигаев и другие" Горького, 1952), Нила ("Мещане" Горького, 1937). Склонность к сценич. гротеску, органичное соединение яркой театр. формы и глубокого психол. проживания роли проявилось в создании диаметрально противоположных характеров поэта Эзопа ("Лиса и виноград" по Г. Фигейредо, 1956) и гор. головы Редозубова ("Варвары" Горького, 1959). Среди др. ролей: шут ("Король Лир" У. Шекспира, 1941), Годун ("Разлом" Б. Лавренева, 1950), Прокофий Пазухин ("Смерть Пазухина" М. Салтыкова-Щедрина, 1955), Фамусов ("Горе от ума" А. Грибоедова, 1963). Гос. премия за исполнение роли Годуна (1951).

Полногласие

ПОЛНОГЛА́СИЕ - такие сочетания "оро", "оло", "ере", "еле", "ело" в рус. словах (корова, холод, желоб, череп, селезенка, др.-рус. шєломъ - шлем и т. п.), к-рые возникли в рез. др.-рус. изменения праслав. сочетаний гласных *о и *е с плавными *r и *I между согласными (в рус. пелена, шелест полногласия нет). Это изменение имело место у вост. славян в 10 в., было вызвано действием т. н. "закона открытого слога" и заключалось в том, что праслав. *tort-, *tolt-, *tert-, *telt- развивали вставной гласный типа [о] и [е] после плавного. Характер вставного гласного различался по говорам др.-рус. яз. П., возникнув в рез. фонетич. изменения, стало отличит. чертой лексики рус., укр. и белорус. яз. В других слав. яз. П. соответствует т. н. "неполногласие": ср. рус. и укр. город, голова, берег - стар.-слав. градъ, глава, брєгъ, болг. град, глава, брег, пол. gród, głowa, brzeg. Рус. яз. заимствовал много слов и морфем с неполногласием из церк.-слав. яз., а также создал много слов с неполногласием по церк.-слав. словообразоват. моделям.

Лит.: Порохова О. Г. Полногласие и неполногласие в рус. лит. языке и нар. говорах. Л., 1988.

Половодье

ПОЛОВО́ДЬЕ - ежегодно повторяющееся обычно в один и тот же сезон года повышение воды в реках, макс. расход воды, когда по р. проходит до 80% годового стока, затопляются пойма и низкие террасы. Весеннее П. вызывается таянием снега на равнинах, летнее П. - таянием снега и ледников в горах.

Пологова Аделина Германовна

ПОЛО́ГОВА Аделина Германовна - (род. 1923) - скульптор. Автор станковых и монум.-декор. скульптур (портретов и жанровых композиций). Характерны: подвижная экспрессия скульпт. форм, активное взаимодействие их с пространств. миром, образная выразительность характеристик, интонация юмора, гротеска, своеобр. скульпт. скоморошество, использование разл. материалов (металл, дерево, керамика). Осн. произв.: "Начальник отдела Метростроя А. В. Салпит", 1977; "Скульптор и скульптура", 1978 и др.

Лит.: Моск. скульпторы / Авт.-сост. Л. В. Марц, К. М. Шмакова. М., 1986.

Полонез

ПОЛОНЕ́З (франц. polonaise - польский) - парный бальный танец-шествие 18-19 вв.; инструментальная (или вокально-инструментальная) пьеса соответствующего характера и прикладного назначения. Произошел от польского танца "ходзоны", к-рым открывался свадебный праздник. В основе хореографии П. - легкий, изящный шаг, небольшие приседания на третьей четверти такта, поклоны и реверансы. В П. участвовали все гости, независимо от возраста. В первой паре шел хозяин дома с самой знатной дамой, проводя гостей по парадным комнатам, иногда и по саду. В России при Петре I П. открывались ассамблеи, позднее - дворянские балы.

Функция открытия бала обусловила торжеств., блестящий характер П. В этом качестве он использовался в оперной музыке (во 2-м действии "Жизни за Царя" М. И. Глинки, в 3-м действии "Евгения Онегина" П. И. Чайковского, во 2-й картине "Войны и мира" С. С. Прокофьева). От О. А. Козловского идет традиция вокально-симфонич. П. "на случай" ("Гром победы, раздавайся"), продолженная в "П. к 100-летию А. С. Пушкина" А. К. Лядова. Л. Бетховен, К. М. Вебери Ф. Шуберт трактовали П. как виртуозную блестящую пьесу.

В польской салонной музыке (М. Огиньский, М. Шимановская) П. превратился в лирич. или лирико-драматич. пьесу, что открыло путь П. Ф. Шопена с их возвышенной лирикой, драматизмом, героикой и блеском.

Полонина

ПОЛОНИ́НА (планина) - горн. луг, располож. выше границы леса и обычно используемый под пастбище. Гл. признак П. - отсутствие лесистого покрова. На основе этого признака развиваются отд. узко спец. значения термина: так, у работников лесного х-ва П. - вообще безлесый участок гор; в геоморфологии - плоский платообразный тип рельефа. Этимологически термин происходит от праслав. полнъ - "открытый", "ровный", "пустой", "неплодородный". Многочисл. соответствия в слав. и нек-рых др. индоевроп. языках позволяют заключить, что развитие исходного значения слова на индоевроп. почве шло по семантич. цепочке "пастбище", "луг" - "горное пастбище" - "горы" - "горы, покрытые лесом" -"лес". Разл. лексич. и семантич. параллели позволяют сблизить термины П. и Болонь. Термин широко распространен в качестве составной части наименований, в частности в микротопонимике Карпат (Полонинский хребет, урочище П.-Плоская и др.).

Полонская Елиз. Григ

ПОЛО́НСКАЯ Елиз. Григ. (1890-1969) - поэт. Род. в Варшаве. В юности вела агит. работу за Нарвской заставойв СПб. (1906-08). Получила образование во Франции (мед. школа Сорбонны), диплом врача - в Юрьевском ун-те. Начала писать стихи в 1913. Период до 1931 считала непрофессиоальным (работала врачом). Поиски лит. среды привели П. в студию изд-ва "Всемирная литература", где она встретилась с Н. Гумилевым, К. Чуковским, с помощью к-рого осваивала лит. критику, технику перевода. Позднее вошла в группу "Серапионовы братья". В сб. П. "Знаменья" (1921), "Под каменным дождем" (1923) - голод, холод, разруха рев. эпохи и сохраняющийся, вопреки всему, огонь любви к городу, иск-ву, материнская, женская любовь. В 20-е гг. П. писала стихи для детей, сотрудничала в ж. "Новый Робинзон", выпустила сб. "Зайчата" (1923), "Гости" (1924), "Часы" (1925), публиковала песни и сказки. Кн. стихов "Упрямый календарь" (1929) - своеобразный дневник жизни 20-х гг. В стихах П. 30-х гг. появились полит. темы ("Новые стихи. 1932-36", 1937; "Времена мужества", 1940). В "Камской тетради" (1945) собраны стихи о Вел. Отеч. войне; в сб. "На своих плечах" (1948) - рассказы и очерки о блокаде Ленинграда. Стихи разных лет наиб. полно представлены в кн. "Стихи и поэмы" (1960). П. переводила пьесы Мольера, У. Шекспира, П. Кальдерона, баллады Р. Киплинга, Б. Брехта, участвовала в переводе арм. эпоса "Давид Сасунский".

Полонский Витольд Альфонсович

ПОЛО́НСКИЙ Витольд Альфонсович (1879-1919) - актер. Учился в 1907-16 на драм. курсах Моск. уч-ща при Мал. т-ре. Впервые снялся в кино в 1915 - роль кн. Андрея ("Наташа Ростова"). П. - один из самых изв. актеров рус. кино до 1917. Великолепный и непревзойденный исполнитель великосветских героев-любовников. Участвовал в ф. "Братья Борис и Глеб" и "Ирина Кирсанова" (роль Бориса), "Песнь торжествующей любви" (Евгений), "После смерти" (Андрей Багров), "Тени греха" (Владислав Зарецкий, все - 1915), "Жизнь за жизнь" (1916, роль кн. Баратынского), "У камина" и "Позабудь про камин" (роль Лапина, 1917), "Жертва вечерняя" (1918, кн. Мирский).

Лит.: Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

Полонский Як. Петр.

ПОЛО́НСКИЙ Як. Петр. (1819-98) - писатель. Из дворян. Окончил Ряз. г-зию (1831-38) и юрид. ф-т Моск. ун-та (1838-44). Жил в Одессе (до 1846; этот период жизни П. отразился в ром. "Дешевый город", 1879) и Тифлисе (до 1857), где служил в канц. наместника М. С. Воронцова и был пом. ред. газ. "Закавказский вестник" (1848-50). В 1858-60 - ред. ж. "Рус. слово", в 1860-96 служил в К-те иностр. цензуры и Совете Гл. управления по делам печати. Лирика П. 1840-х гг. (сб-ки "Гаммы", 1844 и "Стихотворения 1845 года", 1846) замыкается в кругу традиц. для романтизма тем и мотивов, но они иногда приобретают тот особый психологизм и конкретность, благодаря к-рым вскоре имя П. станет прочно связываться с бытовым романсом ("Встреча", "Зимний путь", "Пришли и стали тени ночи..."). Особое место в истории рус. лирики занимает сб. П. "Сазандар" (1849): в отличие от романтиков, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, для к-рых Кавказ был во мн. темой экзотич., в сб. П. он предстает как реальный, бытовой мир, со своей культурой, обычаями и нравами. Сб-ки стихотворений П. 1855 и 1859, поэма "Кузнечик-музыкант" (1859) были сочувственно приняты критикой. П. не примкнул ни к одной из обществ. партий, сотрудничал в "Современнике", "Отеч. записках", "Времени" и "Эпохе", хотя и отдал дань соц. темам (пьеса "Разлад", 1864 - о польск. восст., и т. д.). Они все большее место занимают в его творчестве 1870-х гг. (сб. "Скопы", 1871 и др., ром. "Признания Сергея Чапыгина", 1867; "Женитьбы Атуева", 1869 и др.) и вызывают упреки в эклектизме. В 1880-90-х гг. к П. приходит признание. Сб-ки "На закате" (1881) и "Вечерний звон" (1890) воскрешают темы его ранней лирики и органично вписываются в "старческую" лирику ("Последние песни" Н. А. Некрасова, "Вечерние огни" А. А. Фета и др.), а на "пятницы" в его доме собираются писатели разных поколений. П. воспринимается как патриарх рус. поэзии. На стихотворения П. написано ок. 130 романсов и песен (П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др.), особенно популярными стали "Песня цыганки" ("Мой костер в тумане светит..."), "Узница" ("Что мне она! - не жена, не любовница..."), "Затворница" ("В одной знакомой улице...").

Я. П. Полонский

Я. П. Полонский

Полоса

ПОЛОСА́ - страница книги, а также печатная форма, с к-рой изготавливается оттиск этой страницы, со всеми необходимыми элементами: текстами, изображениями, полями, колонтитулом и т. д.

Полотенце

ПОЛОТЕ́НЦЕ - прямоуг. или квадрат. кусок ткани. Его др. названия: ручник, рукотерник, утиральник, утирник, полка, ширинка, блинник, божник, накрючник, наспичник. Изготавливают из белого льняного полотна. П. утилитарного назначения (для вытирания лица и рук, а также кухонные) почти не украшались. Орнаментированные П. широко используются для украшения интерьера и применяются преим. в семейной обрядности: свад., родильной и погребально-поминальной. П. вешают на иконы в домах и церквах, на придорожные кресты.

П. широко употребляются в погребально-поминальной обрядности; в день смерти, во время погребения и в дни поминов. Здесь П. связано с представлениями о загробном существовании души человека и с культом предков. П. вывешивают у окна как знак, что в доме есть покойник. П. входит в состав одежды покойного. Короткое П. вкладывают в руки покойного. Все участники похоронной процессии подвязаны П. или держат их в руках. П. завязывали ворота после выноса тела. На П. несут гроб на кладбище и опускают его в могилу. В поминальные дни обязательно вешали чистое П. для умерших родственников. П. как знак умерших родителей выступало и в свадебном обряде. Большое кол-во П. готовила девушка в свое приданое. Она дарила их в разные моменты свадебного обряда: жениху - на рукобитье и в день венца, будущим свекру и свекрови - на рукобитье и после венчания, дружке и поезжанам - накануне венчания, сватам - после удачного сватовства. На П.-"подножнине", расстеленном перед аналоем, стояли во время свершения обряда венчания жених и невеста. По верованиям крестьян, П. способствовало счастью, богатству и плодовитости новобрачных. Маленькие П. (ширинки) прикреплялись к одежде всех участников свадьбы. Часто П. использовалось как головное покрывало для невесты. "Ручное П." держит невеста в правой руке во время венчания. В П. зашивали свадебный хлеб "банник". П. украшали дуги упряжи свад. поезда. Небольшими П. обертывали руки новобрачных.

П. нашло широкое использование и в родильно-крестильной обрядности. Часто ребенка после рождения принимали на П., к-рым вытирала руки вся семья. Во время крестильного обеда горшок с бабиной кашей подают на П. Через П. как бы осуществлялась связь между новорожденным и предками (родом), к-рые должны принять нового члена в свой круг, наделить его счастливой долей. Видеть во сне П. - к дороге, получению письма.

"Обыденник" - П., вытканное за один день или одну ночь коллективом женщин. К изготовлению обыденника прибегали, чтобы предохранить скот от мора, сельчан от эпидемии и болезни.

Полотенце. Нач. 19 в.

Полотенце. Нач. 19 в.

Полотно

ПОЛОТНО́ - гладкая и плотная, льняная или конопляная (иногда бумажная) ткань простейшего переплетения. Его др. названия - пла́тно, паволока, порт, по́ртно, холст. Простейший способ переплетения так и называется "полотняным переплетением", когда нити утка располагаются перпендикулярно нитям основы и каждая нить имеет по очереди основное и уточное перекрытие. П. ткется из пряжи чесаной и очесочной, от средней до очень тонкой. Самые тонкие сорта П. назывались батистом, самые грубые - холстом, парусиной, равендуком и пр. Вытканное домашним или кустарным способом П. называлось домотканым. С кон. 19 в. в связи с интенсивным развитием капитализма домотканое П. постепенно вытесняется фабричным. Изготовленное П. обязательно белят и каландруют в смоченном виде для придания глянца. В домашних условиях П. отбеливают в кадках с горячей водой и золой, затем полощут в реке и расстилают на берегу. Хранили готовое П. скатанным в трубки. П. - осн. ткань, идущая на изготовление одежды (рубахи, сарафаны) и предметов домашнего убранства (постельное белье, полотенца, скатерти, занавеси и т. д.). Верования, связанные с П., сосредоточены на представлениях о взаимосвязи жизни и смерти, прошлого и настоящего. П. как бы связывает мир мертвых и мир живых. Оно воплощает предков, к-рые помогают живым и дают все, что они просят (плодовитость женщинам, счастье людям). П. часто служит подарком на свадьбе, родинах и крестинах. П. в 2-3 аршина брала невестка, отправляясь впервые зажинать, и, положив его в первый сжатый сноп, передавала свекрови. Спец. "спускательный холст" - непочатый кусок холста в 30-40 аршин - готовили на похороны. В отдельных случаях покойника хоронили, завернув в "новину" (суровое небеленое полотно). Первому встречному при выносе тела из дома отдавали кусок новины длиною в рост покойника. П. застилается пол во все поминальные дни. "Обыденное П." - П., изготовленное за один день или за одну ночь общими усилиями женщин села в случаях эпидемий и эпизоотии. Такая ткань считалась чистой и наделялась особой силой сопротивления болезни.

Полочане

ПОЛОЧА́НЕ - небольшая вост.-слав. группа нас. жители г. Полоцка. Происхождение назв. дано в летописном рассказе о расселении вост.-слав. племен: "...иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане". По назв. той же реки дано имя гл. городу П. - Полоцку (на прав. берегу Двины в устье р. Полоты). Сложен вопрос о терр. и этнич. соотношении в 8-9 вв. П. и кривичей, т. к. в той же летописи под 862 имеется указание на то, что "первым нас." в Полоцке были кривичи. Часть исследователей склонна рассматривать П. как зап. ветвь кривичей. Не исключается, однако, что древние П. представляли отд. восточ.-слав. плем. группировку наравне с полянами, словенами и др. П. упоминаются в перечне племен, говорящих на слав. яз. (кривичи в перечне отсутствуют). Развитие соц. отношений приводит к образованию у П. своего княжения с центром в Полоцке. Древнейшее поселение П. 8-9 вв. на терр. совр. Полоцка открыто археологами на берегу Полоты в 1 км от устья.

Полполушка

ПОЛПОЛУ́ШКА, ПОЛУПОЛУ́ШКА - назв. медной монеты в 1/8 коп., чекан. в 1700 Петром I. Лицевая сторона - двуглавый орел, оборотная сторона - номинал. П. - самая мелкая монета, когда-л. чеканившаяся в России.

Полпред

ПОЛПРЕ́Д (полномочный представитель) - наименование дипл. представителей РСФСР, затем СССР, установленное директором СНК РСФСР от 4 июня 1918. Это наименование существовало до указа През. Верх. Совета СССР от 9 мая 1941, к-рым были введены ранги дипл. представителей СССР. Для того чтобы сов. посланник мог занять подобающее ему место среди дипл. представителей др. гос-в в стране пребывания, в его верит. грамотах указывалось, к какому дипл. рангу он отнесен - посла или посланника.

Полтина

ПОЛТИ́НА (полтинник) - рус. единица стоимости, выпускавшаяся в 14-15 вв. только в виде слитков; была зависима от рубля и означала половину его стоимости. Со 2-й пол. 15 в. и до 1656 была счетно-ден. единицей в 50 коп., или 5 гривен. Назв. "П." появилось впервые в 1654 на медной монете ("медный ефимок", l/2 руб.). В 1662, после медного бунта, она была изъята из обращения. В 1699, затем с 1701 П. чеканились в серебре, весом и диам. соответствовали 1/2 руб. В 18-19 вв. П. становились все легче и меньше, но по своей пробе всегда зависели от рубля. В кон. 19 в. назв. "П." исчезает, а номинал обозначается: "50 коп.". Это обозначение сохраняется на сов. монетах 1921-22. Назв. "один полтинник" вновь появляется на серебр. монетах 1924-27 чеканки достоинством в 50 коп. В 1961-1991 П. изготовлялись из медно-никелевого сплава.

Полторацкий Марк Фед

ПОЛТОРА́ЦКИЙ Марк Фед. (1729-95) - певец, регент, рук. Придворного хора. Сын соборного протоиерея, учился в лат. школе в Чернигове (по др. данным - в Киеве). Замеченный благодаря голосу К. Разумовским, в 16 лет был определен в придворные певчие с одноврем. обучением итал. пению. После успешного дебюта в гл. партии оп. Ф. Арайи "Беллерофонт" (1750) П. зачислен солистом в "итал. кампанию". С 1753 - регент, с 1763 и до конца дней - рук. Придворного хора.

После дворцового переворота (1762) П. получил дворянство и большие земли на Украине (Белгородская губ.), был близок ко Двору, имел чин действ. стат. советника; был чл. Вольного экономич. об-ва. П. находился в многолетней дружбе с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом и др. Дом П. на Фонтанке был средоточием худож. интеллигенции.

В семье П. было много заметных в об-ве личностей: зять А. Н. Оленин, през. АХ и дир. Публ. б-ки, сын Дмитрий - "образцовый хозяин", единомышленник реформат. проектов М. М. Сперанского; дочь Агафоклея - пред. жен. попечит. к-та о тюрьмах и пред. жен. патриотич. об-ва; внучки А. П. Керн и А. А. Оленина - адресаты стихов А. С. Пушкина.

Главной заботой П. было "содержание хора в хорошем порядке и прилежные упражнения в пении". Как певец и регент П. отмечен в хронике Я. Штелина.

Полторацкий Ник. Петр.

ПОЛТОРА́ЦКИЙ Ник. Петр. (1921-90) - философ, публицист, лит.-вед. Род. в Стамбуле, учился в Болгарии, Германии, Франции. В 1954 защитил докторскую дисс. в Сорбонне, был ред. рус. периодич. изданий. С 1955 - в США, где занимался науч.-иссл. и преподават. работой: руководил рус. программой в Мичиганском ун-те, был пом. дир. Ин-та советоведения Мидльберийского колледжа (штат Вермонт), проф. Питсбургского ун-та. Автор многочисл. работ по истории рус. обществ. мысли, объединенных в сб-ки "Россия и рев-ция: Рус. религиозно-философская и национально-политическая мысль 20 века" и "Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение". Имел высокий авторитет как у рус. эмиграции, так и у амер. науч. и полит. общественности. Скоропостижно скончался в Ленинграде во время своего первого визита в Россию.

Полторацкий Сер. Дм

ПОЛТОРА́ЦКИЙ Сер. Дм. (1803-84) - библиограф, библиофил. В 1823 окончил моск. Уч-ще колонновожатых. В 1827 вышел в отставку и полностью посвятил себя библ. и библиофил. деят-ности. Занимался изучением первых рус. газет, опубликовал в "Моск. телеграфе", "Сев. пчеле", "Рус. вестнике" ряд статей по этой проблеме. Среди них выделяются: "О первых рус. ведомостях" (1838) и "Известия о первопечатных "Моск. и Петерб. ведомостях"" (1845). Одна из крупнейших работ П. "Материалы для словаря рус. писателей" (1858-59. Кн. 1-2). В этом труде принимал участие И. П. Быстров. В библ. отношении интересна "Роспись неизвестных рус. книг", сообщенная П. в 1858 на страницах "Рус. вестника" (Т. 18). В ней учтены книги, к-рые или никогда не были изд. и о к-рых печатались лишь объявления, или такие, к-рые остались неизвестными рус. библиографии. П. обладал большой б-кой, основу к-рой составляло собрание его деда П. К. Хлебникова, пополнил ее мн. рус. периодич. изданиями 18 в. В 1865 она была распродана. Часть книг приобрели б-ка Румянц. музея (ныне Рос. Гос. б-ка) и Публ. б-ка (ныне Рос. нац. б-ка). Расставшись с б-кой, П. безвыездно поселился за границей, скончался во Франции в Нейи-сюр-Сен.

Лит.: Остроглазов А. И. С. Д. Полторацкий // Библ. записки. 1892. № 1; Кунин В. В. Библиофилы пушкинской поры. М., 1979.

Полудница

ПОЛУ́ДНИЦА - в нар. верованиях жен. персонаж, появляющийся в поле в полдень во время цветения или созревания хлебов. П. представлялась либо страшной, либо красивой женщиной. П. охраняет посевы, вредоносна по отношению к детям. Взрослых может "водить" и манить к себе.

Полуимпериал

ПОЛУИМПЕРИА́Л - назв. рус. зол монеты, равной половине империала. Чеканился с перерывами с 1755 достоинством в 5 руб., в 1897 достоинством в 7 руб. 50 коп. На аверсе П. помещался портрет императора (императрицы), на реверсе - герб Рос. империи.

Полуполтина

ПОЛУПОЛТИ́НА (полуполтинник) - рус. серебр. монета достоинством в 25 коп. Первые П. были чеканены в 1654 на разрубленных на 4 части талерах. Назв. появилось в 18 в. для обозначения монеты в 25 коп. В 1701-1805 П. чеканились всеми рус. царями (в 1725-26 из меди). Аверс - обычно погрудный портрет, реверс - двуглавый орел. Вес и проба П. менялись, но всегда зависели от рубля. С 1827 монеты в 25 коп. чеканились без назв. "П."; постепенно для них стало употребительным назв. "четвертак" (четвертая ч. рубля).

Полутон

ПОЛУТО́Н (англ. semitone, halftone; франц. demiton; нем. Halbton) - интервал, равный 1/12 октавы. В разл. муз. системах П. имеют разную акустич. величину. Унификация всех 12 П. в пределах октавы (по 100 центов каждый) является основой равномерно-темперированного строя - фундамента европ. классич. музыки нов. времени. Переход от диатоники к хроматике, связанный с активным использованием полутоновых отношений в сфере гармоники и мелодики, обогатил палитру муз. выразительности, интенсифицировал динамику муз. процесса.

Полуустав

ПОЛУУСТА́В - второй из 3-х последовательно сменявших друг друга почерков кириллич. письма, представленных в рус. ср.-век. рукописях. П. приходит на смену уставу во 2-й пол. 14 в., параллельно со сменой пергамена бумагой. Возникновение П. было связано с ускорением письма: буквы П. мельче уставных, допускается кривизна прямых линий, появляется наклон, выносные буквы (над строкой), слитные написания. В целом П. по сравнению с уставом - письмо менее торжественное, отчетливое, более беглое. Уже в 14 в. в рукописях, писанных П., начинают появляться особенности, характерные для скорописи, к-рая к 16 в. сменяет П. в деловой письменности. Однако в книжной письменности 16 в. развивается особая разновидность П. - каллиграфич. П.

Лит.: Щепкин В. Н. Учебник рус. палеографии. М., 1918; 2-е изд. М., 1967; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928; 2-е изд. М., 1979; Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956; Тихомиров М. Н., Муравьев А. В. Рус. палеография. 2-е изд. М., 1982.

Полушка

ПОЛУ́ШКА (полуденга) - мелкая разменная рус. монета. С 15 в. чеканилась из серебра, равнялась 1/2 моск. или 1/4 новгород. денги (отсюда ее назв. "четвертца"). После реформы 1534 П. - самая мелкая монета Моск. гос-ва, равная 1/4 коп. (ее вес - 0,17 г серебра). Последние серебр. П. были выпущены в 1613-45. С 1700 П. - наименьший номинал рус. монетной системы. С 1700 до 1810 чеканились с нек-рыми перерывами медные П. с надписью "полушка", а с 1839 вплоть до 1916 - с надписью "1/4 копейки".

Полушка. 1700

Полушка. 1700

Полуянов Сер. Сер.

ПОЛУЯ́НОВ Сер. Сер. (1924-83) - кинооператор. Был фотокорреспондентом. Окончил ВГИК в 1951. В первой его самостоят. работе, ф. "Мексиканец" (1956), критики отмечали смелость молодого оператора и вместе с тем стремление к самодовлеющей декоративности. Постоянно работал с реж. Л. Гайдаем, найдя точное соответствие своей операторской манеры с его эксцентрич. режиссурой. Совм. сняты ф.: "Долгий путь" (1956), "Двенадцать стульев" (1971, совм. с В. Шуваловым), "Иван Васильевич меняет профессию" (1953, совм. с В. Абрамовым), "Не может быть!" (1975), "Инкогнито из Петербурга" (1978), "За спичками" (1980, совм. произ-во с Финляндией), "Спортлото-82" (1982). Вместе с Г. Чухраем снимал ф. "Чистое небо" (1961), "Жили-были старик со старухой" (1965). Вместе с реж. М. Швейцером работал в ф. "Воскресенье" (2-я сер., 1962), "Золотой теленок" (1968).

Др. фильмы: "Борец и клоун" (1957), "Жизнь прошла мимо" и "Фортуна" (совм. с Албанией; оба 1959), "Полустанок" (1963).

Лит.: Полуянов С. Итог моей работы // Мосфильм. М., 1960. Вып. 2. С. 205-215.

Полынья

ПОЛЫНЬЯ́ - незамерзающее или уже растаявшее место в ледяном покрове р., оз., м. Слово вошло в междунар. геогр. терминологию (polynya).

Полька

ПО́ЛЬКА - парный подвижный чешский танец в двухдольном метре. Происхождение названия дискуссионно. Согласно одной точке зрения П. означает "польская", согласно другой, П. происходит от чешского polka - "половина" (в знач. "полшага") и отражает характер танцевальных движений, основанных на полушагах, легких прыжках с поворотом. Движения П. сложились под влиянием экосеза, контрданса, кадрили, а также типических черт других нац. чешских танцев. Образный склад музыки П. различен - от лирического и салонного до героического. Распространившись во 2-й пол. 19 в. по всей Европе в качестве бального танца, П. стала более одноплановой. В проф. музыке использовалась Б. Сметаной, А. Дворжаком, М. А. Балакиревым, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым. Многочисленны примеры П. в музыке Д. Д. Шостаковича и др. композиторов, посвященных детям. В частности, П. как лейтмотив поисков счастья звучит в музыке И. А. Саца к спектаклю МХАТа "Синяя птица" по пьесе М. Метерлинка (1908).

Лит.: Друскин М. С., Яничкова И. Чешские нар. танцы. М., 1957.

Поляков Ал-др Сер.

ПОЛЯКО́В Ал-др Сер. (1882-1923) - библиограф, лит.-вед и театровед. Принял участие в тр. С. А. Венгерова "Критико-биографич. словарь рус. писателей" (1900-17. Т. 1-4) и Н. М. Лисовского "Рус. периодич. печать. 1703-1900" (1895-1915. Вып. 14). В петрогр. ж. "Рус. библиофил" (ред.-изд. И. В. Соловьев) П. вел в 1914-15 отдел библиографии. Лисовский привлек П. к работе в Комиссии по описанию рус. журналов при Рус. библиол. об-ве, однако составленные П. указатели к "Симбирским губ. ведомостям" (1838-1917) и "Ежегоднику Императ. т-ров" (1902-15) не были изданы, а "Список указателей к рус. повременным изд." сохранился в корректурном экз. Как и его учитель Венгеров, П. не замыкался в рамках библиографии, а оставил ряд работ по истории рус. лит-ры и рус. т-ра: написал предисловие и примечания к изд. драмы В. Г. Белинского "Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" (Пг., 1923), составил библиографию лит-ры о жизни и творчестве знаменитого рус. актера М. С. Щепкина ("Рус. библиофил". 1914. № 7) и др.

Соч.: К столетию "Опыта рос. библиографии" В. С. Сопикова // Рус. библиофил. 1914. № 4; Тр. профессора С. А. Венгерова. М., 1916.

Лит.: Ильинский Л. К. Памяти А. С. Полякова (ум. 4 окт. 1923 г.) // Белинский В. Г. Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь. Пг., 1923; Ильинский Л. К. Памяти библиографа: (А. С. Поляков) // Поляков А. С. Список указ. к рус. повременным изд. Л., 1925.

Поляков Ив. Сем

ПОЛЯКО́В Ив. Сем. (1847-87) - зоолог, путешественник. Родился в Забайкальской обл. Окончил курс приходского уч-ща. В солдатах служил денщиком у П. А. Кропоткина. Работал учителем в иркут. воен. нач. школе (1865-66). В 1866 участвовал в Олекминско-Витимской эксп. под рук-вом Кропоткина в качестве натуралиста-препаратора. В 1871 и 1873 совершил поездки на вост. берег Онеж. озера, собрав материалы по зоогеографии и этнографии Олон. губ. В 1874 проводил иссл. в верховьях Волги. Редактор трудов об Олекминско-Витимской эксп. (1873-76), 3-х томов "Записок по общей географии (1875, т. 5; 1876, т. 7; 1879, т. 8) и "Иссл. о ледниковом периоде" Кропоткина, т. 7 (совместно с Кропоткиным). В 1876 - поездка в долину р. Оби; в 1877 - в Кузнецкий кряж, где занимался иссл. наносов, растительности и животных. В 1878 посетил ряд зоол. музеев в Европе. В 1879 совершил поездку по Средней и Вост. России для иссл. нек-рых местностей в отношении к доист. археологии. В 1880-82 - эксп. на Сахалин для физико-геогр., естеств.-ист. и антро-пол. иссл. острова. В 1882 посетил Японию, Юж. Китай, собрав богатые зоол., ботанич. и этногр. коллекции. Награжден серебр. медалями (1868, 1873) и мал. зол. медалью (1879) РГО.

Поляков Ник. Петр.

ПОЛЯКО́В Ник. Петр. (1843-1905) - издатель, книгопродавец, библиофил. Окончил 2-ю петерб. г-зию (1860) и вольнослушателем юрид. ф-т Петерб. ун-та (1865). П. приобрел книж. торговлю Н. Л. Тиблена, а также часть книж. торговли Е. П. Печаткина. Их Объединенная книж. торговля называлась "Рус. книж. торговля". Изд. деят-ность П. началась в 1865. Он издавал книги в осн. по соц. вопросам, причем тех авторов, сочинения к-рых подвергались ценз. преследованиям: Н. А. Добролюбова, П. Л. Лаврова, А. П. Щапова, В. В. Берви-Флеровского и др., или приглашал в качестве переводчиков таких оппозиц. настроенных лиц, как Г. А. Лопатин, Н. Ф. Даниельсон, В. А. Зайцев, М. А. Бакунин и др. По взаимной договоренности с кружком "чайковцев" П. с кон. 1860-х гг. издавал пропагандист. книги. Ряд изданий П. был подвергнут конфискации и уничтожению ("Сочинения" Ф. Лассаля, 1870; "Левиафан" Т. Гобса, 1868; "Философия истории" Вольтера, 1868; "Романы и повести" Д. Дидро, 1872; "Азбука социальных наук" Берви-Флеровского, 1872; первый том "Капитала" К. Маркса в пер. Лопатина и Даниельсона, тиражом 3000 экз.). Пост. конфискации, аресты, штрафы, суд. процессы, разгром орг-ции "чайковцев" подорвали матер. базу изд-ва, и в 1873 П. вынужден был его ликвидировать. П. собрал уникальную б-ку редких книг, в осн. уничтож. цензурой, рукописей по истории России, секретных док-тов.

Лит.: Книжник-Ветров И. С. Издатель-демократ 60-х гг. 19 в. Н. П. Поляков // Книга: Исслед. и материалы. М., 1963. Сб. 8; Материалы о жизни и деятельности первого издателя "Капитала" К. Маркса в России Ник. Петр. Полякова // Там же. М., 1975. Сб. 31; Толстяков А. П. Люди мысли и добра: Рус. издатели К. Т. Содатенков, Н. П. Поляков. М., 1984.

Предыдущая страница Следующая страница