Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 9, "ПОД"-"ПОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 9, "ПОД"-"ПОЛ")

"Подпольный человек"

"ПОДПО́ЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕ́К" - герой пов. Ф. Достоевского "Записки из подполья" (1864), задум. как полемика с "лишним человеком". Близкий по своему психол. складу герою "Дневника лишнего человека" (1850) и "Гамлета Щигровского уезда" (1849) И. Тургенева, он, однако, идеологически близок к "новым людям". Герой Достоевского демонстрирует свою полную безнародность (беспочвенность), и "трагизм подполья" состоит в том, что его своеволие и цинизм происходят от убеждения, что "ничего нет святого" и что "все таковы". В 20 в. "П. Ч." становится одной из устойчивых филос. идеологем, особенно в экзистенциализме (Л. Шестов, напр.).

Подпоручик

ПОДПОРУ́ЧИК - воинское звание в рус. армии, промежуточное между прапорщиком и поручиком, существовало с 1884 по 1917.

Подпоручик Киже

ПОДПОРУ́ЧИК КИЖЕ́ - офицер, числившийся в бумагах во времена Павла I по ошибке полкового писаря: вместо "подпоручики же" он написал "подпоручик Киже" - и "невидимка" начал свою жизнь в приказах по полку и даже был представлен к повышению. На основе этого ист. анекдота Ю. Тынянов написал в 1928 рассказ "Подпоручик Киже". История падения и взлета Киже, сосланного в Сибирь за возглас "Караул!" ("по неразумию") под окнами Павловского дворца - "арестант секретный, фигуры не имеет", - возвращенного из ссылки, сделавшего головокружительную карьеру, умершего в момент наибольшего доверия к нему императора и торжественно похороненного, с неутешной семьей за гробом - становится под пером писателя образом всей рос. истории и одновременно (видимо, вопреки намерению) трагедией имп. Павла, к-рый в своем одиночестве и безнадежной борьбе может опереться только на Киже и восклицает, узнав о его смерти: "От меня уходят лучшие люди!"

Подрамник

ПОДРА́МНИК - конструкция, обычно в виде рамы, на к-рую натягивается полотно во время работы над картиной.

Подслух

ПО́ДСЛУХ - проводимая на вечерней заре предварит. разведка предполагаемого глухариного токовища. Местом тока может быть высокоствольный лес на краю мохового болота, на гриве между заболоч. низинами, склоне пологого увала. Токовать глухари начинают в апреле из года в год в одних и тех же местах. Прилетают они на токовище вечером и на нем ночуют. Охотник, придя на место предполагаемого тока, может по шуму прилетающих глухарей определить примерное их кол-во и местонахождение.

Подшивалов Вас. Сер.

ПОДШИВА́ЛОВ Вас. Сер. (1765-1813) - писатель, издатель журналов. Родился в Москве, в семье отставного солдата. Первонач. образование получил у дьячка, затем в 1774 поступил в разночинную г-зию при ун-те на казенное содержание и наконец в ун-т, к-рый окончил в 1782. Тогда же был назначен учителем рос. стиля и логики в ун-тский Благородный пансион. Еще будучи студентом, П. пристрастился к лит. занятиям сперва как член, затем секретарь и наконец пред. Собрания ун-тских питомцев, основанного в 1781, что привело его к сотрудничеству в поздних ж. Н. И. Новикова. С 1790 вместе с П. А. Сохацким П. начинает выпускать перевод "Политич. журнала, издаваемого в Гамбурге обществом ученых мужей". Одновременно в "Моск. журнале" Н. М. Карамзина он помещает ряд переводов и оригинальных статей, касавшихся проблем стилистики и начавших бесконечные дискуссии вокруг прозы Карамзина и карамзинистов. В 1792-94 П. редактирует "Чтения для вкуса, разума и чувствования", а с 1794 становится издателем "Приятного и полезного препровождения времени". Этот ж., старавшийся распространять карамзинские идеи, подражавший своему кумиру и нападавший на писателей старой школы, пользовался большим успехом. Каждая из первых 8 ч. журнала открывалась лирич. статьей самого П.: "К сердцу", "К жизни", "Желание" и т. п. Здесь сотрудничало больш-во изв. писателей и писательниц нового направления. В последнее десятилетие своей жизни П. не очень удачно служит, пишет ряд трудов, посвященных проблемам стилистики и стихосложения, в к-рых отчетливо ощущается влияние взглядов Карамзина.

Подъячев Сем. Пав

ПОДЪЯ́ЧЕВ Сем. Пав. (1886-1934) - писатель. Род. в бедной крест. семье. Окончил сельскую школу. Большую часть жизни прожил в родной деревне Обольяново Моск. губ. В своем тв-ве писатель продолжал традиции демократ. лит-ры 1860-х гг. Дружеские отношения связывали П. с В. Г. Короленко, М. Горьким. Осн. тема рассказов П. 1900-10-х гг. - драма деревенской жизни, темнота и забитость мужика ("У староверов", "Разлад", "Тьма", "Зло", "Жизнь и смерть", "Карьера Захара Федоровича Дрыкалина"). Окт. рев-цию принял с воодушевлением. Наиб. значит. произв. П. последних лет - автобиогр. повесть "Моя жизнь" (1929-32).

Подъячий

ПОДЪЯ́ЧИЙ (подьячий) - помощник дьяка, писец, служащий приказов и др. гос. учреждений России в 16-18 в. П. являлись особой группой неподатного населения. Так же именовались вольные писцы, "кормившиеся пером" на площадях рос. городов ("площадные П."). В 19 в. П. нередко называли стряпчих, чиновников низших классов. П. в России - символ бюрократизма, мздоимства, волокиты.

Поезд свадебный

ПО́ЕЗД свадебный, погребальный - процессия, состоящая из саней или повозок, везущая всех участников свадьбы или похорон. В похоронах поезд только один - он отвозит гроб с телом и всех провожающих на кладбище; все живые участники могут идти пешком (в зависимости от реального расстояния). На свадьбе все передвижения обязательно совершаются только на лошадях и П. состоит из неск. повозок. Состав П. определяется тем, какой именно обрядовый эпизод ему предстоит осуществить. Существуют особые правила расположения участников в структуре П., подобные правилам рассаживания за свад. столом, так что П. представляет собой не просто цепочку повозок, но пространственно упорядоченную структуру.

Поезжане

ПОЕЗЖА́НЕ - участники свад. поезда. Как правило, это название относится только к партии жениха (к тем ее участникам, к-рые участвуют в поездках, - напр., родители жениха во многих местах в них не участвуют), т. к. в теч. почти всей свадьбы только партия жениха ездит к невесте (немногочисл. визиты родственников невесты к жениху обычно не составляют поезда). Однако в свад. день (т. е. в день венчания и увоза невесты в дом жениха) к поезду присоединяются и те из участников партии невесты, к-рые по правилам могут ехать в церковь и в дом жениха (на это в разных местах накладываются спец. ограничения: могут оставаться дома родители невесты, ее родственники, или же вообще вся группа невесты остается и невесту никто не сопровождает к жениху). В свою очередь, группа жениха и группа невесты могут образовывать один поезд или два разных, в первом случае всех участников свадьбы могут называть П., иногда такой общий поезд называют просто свадьбой (напр.: "вся свадьба превратилась в волков"). Обычно (не учитывая названных исключений) П. выступает как "свита" жениха, его дружина; внутр. форма слова указывает, однако, только на факт участия в поезде и поездке. Это определяется тем обстоятельством, что на свадьбе все значимые перемещения, связанные с контактом группы жениха и группы невесты, совершаются только на лошадях (как правило, запряженных в повозку, но, напр., в чине, вошедшем в "Домострой", невесте полагается ехать в повозке, а жениху - верхом). Такой способ передвижения воплощат и сакрализацию молодых, их уподобление князьям, и осмысление дороги в свадьбе, как дальнего и трудного пути. Очень редко, но все же иногда применяется это название и к участникам погребального поезда (напр., у Н. Бестужева).

Пожарский Дм. Мих.

ПОЖА́РСКИЙ Дм. Мих. (1578-1642) - кн., один из активных участников Смуты нач. 17 в., герой освободит, борьбы 1611-13. При дворе Бориса Годунова был "стряпчим с платьем", а затем и стольником. Состоял воеводой в Зарайске. Будучи воеводой, участвовал в боях с поляками и казаками в 1608-09. Активный участник боев с поляками в Москве в марте 1611. В кон. 1611 становится одним из руководителей 2-го земского ополчения. Принимает активное участие в формировании адм. и воен. структур ополчения, ведет дипл. переговоры с поляками, шведами и эмиссарами Свящ. Рим. империи с целью нейтрализовать эти страны и получить возможность начать решающие действия по освобождению Москвы. Руководил осенним наступлением ополчения на столицу в 1612. В 1613 становится боярином, участвуя в переговорах со шведами о заключении Столбовского дог. В 1619 П. возглавляет Ямской приказ, а также остается наместником Москвы при съезде царя на богомолье. Позже он был воеводой в Новгороде, возглавлял Разбойный и Судный приказы, формировал вооруженные силы на помощь Шеину во время осады Смоленска в 1633-34.

Благословение Пожарского и Минина Дионисием на освобождение Москвы. Горельеф храма Христа Спасителя. Скульптор А. Логановский

Благословение Пожарского и Минина Дионисием на освобождение Москвы. Горельеф храма Христа Спасителя. Скульптор А. Логановский

Пожня

ПО́ЖНЯ - сенокосное угодье. В областных диалектах - нива, засеянная пашня. Термин является одним из древнейших в вост.-слав. яз.

Поза классического танца

ПО́ЗА КЛАССИ́ЧЕСКОГО ТА́НЦА - фигура, составленная опред. положениями головы, корпуса, ног и рук. Наиб. распространенные П. К. Т. - арабеск и аттитюд - часто являются хореогр. леймотивами балета, напр. арабеск в "Жизели", "Лебедином озере", аттитюд в "Спящей красавице".

Позднеев Ал. Матв

ПОЗДНЕ́ЕВ Ал. Матв. (1851-1920) - монголовед, проф. Петерб. ун-та, директор Вост. ин-та во Владивостоке, автор многочисл. иссл. по истории, этнографии, религии, устной и книж. словесности монголов и калмыков. Его "Лекции по истории монг. лит-ры" (Владивосток, 1908) являются первым обобщающим трудом, охватывающим разл. пам. письменности монг. народов. Весьма ценны очерки по обыденной, религ. и полит. жизни монголов, составленные П. на основе дневников его путешествия по Монголии в 1876-79. Ему принадлежит первое собр. аутентичных записей монг., калмыцких, бурятских песен, сопровождаемых рус. переводами и иссл. П. издает памятники устной и книж. словесности калмыков, именно начиная с его работ калмыковедение оформляется как отд. науч. дисциплина.

Соч.: Образцы нар. лит-ры монг. племен: Вып. 1. Нар. песни монголов. СПб., 1880; Монг. летопись "Эрдэнийн Эрихэ..." СПб., 1883; Очерки быта буддийских мон. и буддийского духовенства в Монголии / Предисл., пер. и поясн. СПб., 1887; Монголия и монголы: В 2 т. СПб., 1896-98.

Позднеев Дм. Матв

ПОЗДНЕ́ЕВ Дм. Матв. (1865-1937) - японовед-историк. Родился в Орле, в семье священника. В 1889 окончил Киев. дух. академию, а в 1893 - китайско-монголо-манчжурское отд. вост. ф-та Петерб. ун-та. Продолжал образование в Лондоне, Берлине (1893-94); работал в Китае (1898-1904) и Японии (1905-10), где обучал япон. языку детей рус. правосл. миссии. Был одним из организаторов Вост. ин-та во Владивостоке, а в 1905-06 - его директором. В 1910-17 преподавал в Практической вост. академии; после рев-ции - в Воен. академии РККА, ЛГУ, Ленингр. ин-те живых вост. яз. 1 окт. 1937 был арестован и вскоре расстрелян по фальсифицированному обвинению в шпионаже в пользу Японии.

П. было подготовлено и опубликовано неск. ценных учеб. пособий, в т. ч. "Японо-рус. иероглифич. словарь (по ключевой системе)" (СПб., 1908), мн. десятилетия остававшийся наиб. полным из словарей этого типа; неск. работ по вопросам истории Японии, из к-рых особо следует отметить 3-томное соч. "Мат-лы по истории Сев. Японии и ее отношениям с континентальной Азией и Россией", изданное в 1909 в Японии на рус. языке. По богатству представленных в нем японоязычных источников на данную тему оно и ныне не утратило науч. значимости.

Соч.: Япония: Геогр.-стат. очерк. Владивосток, 1906; Грамматика разг. японского языка. СПб., 1911; Архиепископ Николай Японский: Воспоминания и характеристика. СПб., 1912; Япония: Воен.-экон. описание. М., 1924; Современный Китай. Л., 1925; Япония: Страна, население, история, политика. М., 1925; Китай и Япония, Л., 1926.

Позитив

ПОЗИТИ́В (франц. positif, от позднелат. positivus - поставленный) - небольшой орган, обычно с одним мануалом, 2-7 регистрами, лабильными трубами, без самостоят. клавиатуры. Устанавливался на столе, позднее - на полу. Мог быть переносным, в отличие от портатива допускал исполнение полифонич. произв. Это способствовало широкому использованию П. в 13-17 вв.

Позитивизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Позиция

ПОЗИ́ЦИЯ (от лат. positio - положение) - положение, расположение ч.-л. (напр., П. фигур на шахм. доске). В классич. танце позиции - основные положения ног и рук. П. способствуют гармоничному расположению фигуры танцовщика в пространстве, облегчают правильное исполнение движения, определяют грацию и выразительность танца. П. танца основаны на принципе выворотности бедра. П. ног: 1 - ступни, соприкасаясь пятками, развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию; 2 - пятки выворотных ступней отстоят одна от др. на длину стопы; 3 - ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину; 4 - выворотные ступни находятся одна параллельно др. на длину стопы; 5 - ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга (пятка одной ноги соприкасается с носком другой). П. рук: 1 - округленные руки подняты на уровень диафрагмы; 2 - разведены в стороны на уровне плеч; 3 - подняты над головой. Из основных П. образуется множество др. положений. В музыке - положение руки исполнителя на грифе струнного инструмента или на клавиатуре фортепьяно, позволяющее исполнить группу звуков без смещения руки. Диапазон одной позиции на каждой скрипичной струне - кварта. До 18 в. на скрипке играли преимущественно в первой позиции, впоследствии развитие специфической инстр. мелодики, сопровождавшееся совершенствованием техники исполнительства, повлекло расширение диапазона до семи и более позиций.

Покаяльная семья

ПОКАЯ́ЛЬНАЯ СЕМЬЯ - особый тип орг-ции религ. жизни, существовавший в Др. Руси, где все взрослые люди имели духовника, вокруг к-рого и складывалась П. С., состоящая из его дух. детей. Как правило, духовник был предст. монашества, что связано с более высоким уровнем образованности черного духовенства. Люди в изв. степени свободно выбирали себе дух. отца, и наоборот, последний был также отчасти свободен в выборе дух. детей. В П. С. царила строгая дисциплина, духовник был безусл. нравств. авторитетом и нес ответственность за разреш. им поведение. С должностью духовника была связана учительная обязанность, что предполагало книжную образованность, а в нек-рых случаях - и лит. занятия. Своеобр. аналогом П. С. в церк. жизни кон. 18 - нач. 20 в. явился ин-т старчества.

Покаяние

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Покоящийся трудолюбец"

"ПОКО́ЯЩИЙСЯ ТРУДОЛЮ́БЕЦ" - периодич. моск. изд., являющееся продолжением "Вечерней зари". Две части издания выпущены в 1784, еще две - в 1785. Редакторы-составители и участники ж. - чл. "Собрания ун-тских питомцев", основанного в 1781 по иниц. И. Г. Шварца. Печаталось издание в ун-тской типографии И. И. Новикова.

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

ПОКРО́В Пресвятой Владычицы нашей Богородицы - праздник православной церкви, празднуется 14 (1) октября. В основе его лежит предание о явлении в 910 в Константинопольском Влахернском храме Богоматери, распростершей свое покрывало (омофор) над верующими. П. Богородицы стал символом защиты, заступничества и утешения, молитвы о спасении мира от невзгод и страданий. Праздник П. не имеет аналогов у др. православных церквей и в иных ветвях христианства. На Руси он был установлен кн. Андреем Боголюбским ок. 1164; в 1165 по его приказу был построен храм П. на Нерли. В память взятия Казани Иоанн Грозный в 1560 воздвиг в Москве Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного). Покровские храмы часто воздвигались в честь побед - церковь П. в Покровском-Рубцове (1627) в честь побеы в годы польско-литовской интервенции; в монастырях (Свято-Даниловом, Марфо-Мариинской обители); в женских учебных заведениях, в больницах.

Праздник П. - осенний; для крестьян Богородица - покровительница земледельцев, поэтому в крестьянском быту этот праздник постепенно слился с др. славянским праздником урожая, окончания полевых работ. Отдых после летней страды, обильный урожай сделали П. девичьим праздником, порою крестьянских свадеб. С П. связано много народных примет и молений, напр.: "Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом". П. в селах - начало зимы, крестьяне на П. начинали конопатить избы ("Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром"), топить печи ("Батюшка-Покров, натопи мою хату без дров"); деревенские девушки начинали собираться на "беседы", в поле снимали последний сноп овса и кормили им домашний скот.

Покрова на Нерли церковь

ПОКРОВА́ НА НЕРЛИ́ ЦЕ́РКОВЬ (1165) - пам. владимиро-суздальской школы, близ Боголюбова, при впадении р. Нерль в Клязьму. Небольшой 4-столпный, 1-главый крестово-купольный храм гармоничных пропорций. Посв. неизв. в Византии празднику Покрова Богоматери, введенному без позволения киевск. митрополита. Сооружен храм у "водных ворот" кн-ва, над заливными лугами, на искусств. насыпи. По данным раскопок, первонач. белокам. храм был окружен с 3-х сторон галереей с гульбищем. Композиция центрична, выделены ср. оси фасадов. Храм был расписан, но фрески не сохранились. Большую роль в декоре фасадов играли перспективные порталы. В полукружиях ср. закомар сев., юж. и зап. фасадов - кам. рельефы (изображения царя Давида, играющего на муз. инстр-те, симметрично расположенные фигуры голубей и львов). По худож. выразительности храм является одним из самых совершенных творений владимирских зодчих, шедевром др.-рус. архитектуры.

Церковь Покрова на Нерли. Худ. С. А. Баулин

Церковь Покрова на Нерли. Худ. С. А. Баулин

Покровский Ал. Ал

ПОКРО́ВСКИЙ Ал. Ал. (1875-1954) - историк, археограф, книговед, библиограф. Род. в Москве. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. В 1900-17 работал науч. сотр., а за тем зав. архивом Моск. печатного двора (Синодальной типографии). Книговедч. деят-ность начал в 1906 изд. второго вып. ""Ведомостей" времени Петра Великого" со ссылками на рукоп. мат-лы и источники. К тр. о "Ведомостях" относится также его работа "К истории первой рус. газеты" ("Филологич. записки", 1905) и ряд других за 1907-14.

С 1917 П. трудился в разл. архивных учреждениях: Едином гос. архивном фонде (1919-25), Архивенар. х-ва (1925-32), Центре архивного управления СССР (1932-41); в 1941-54 П. - ст. науч. сотр. ЦГАОР СССР.

П. участвовал в подготовке серийных док. изд. Центроархива: "Разинщина", "Экспедиция Беринга", "Междунар. отношения в эпоху империализма". Однако осн. темой его археографич. разысканий является работа над сер. "Восстание декабристов". В 1950-54 вышли три тома этого изд. (9-11), подгот. к печати П. и Г. Н. Кузяковым.

Гл. археографич. труд П. - подготовка полного изд. "Рус. правды" П. И. Пестеля, опубл. в 7-м т. сер. "Восстание декабристов" (1958).

П. вел также пед. работу: в дорев. время читал курс рус. яз. и лит-ры в Археол. ин-те, в 1917-19 - в ун-те им. А. И. Желябова, в 30-е гг. преподавал палеографию в Моск. ун-те и Ист.-архивном ин-те.

Соч.: "Ведомости" времени Петра Великого: Вып. 2. (1708-19). М., 1906; Двухсотлетие рус. гражданской азбуки. 1708-1908. М., 1908; Б-ка Моск. Синодальной типографии: 4.1. Вып. 5. Календари и святцы. М., 1911; Б-ка Моск. Синодальной типографии: Ч. 2. Вып. 2. Иностр. книги 16 века. М., 1912; Печатный Моск. двор в 1-й пол. 17 в. М., 1913; Древнее Псковско-Новгородское письменное наследие: Обозрение пергаментных рукописей Типографской и Патриаршей б-к в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ. М., 1916.

Лит.: Рабинович М. Д. Выдающиеся ученые архивисты // Вопр. архивоведения. 1963. № 3; Марлинский С. Я. Ал. Ал. Покровский // История СССР. 1974. № 5; Зелов И. С. Видный советский историк-архивист А. А. Покровский // Сов. архивы. 1975. № 4.

Покровский Бор. Ал-др.

ПОКРО́ВСКИЙ Бор. Ал-др. (род. 1912) - реж., педагог. Окончил реж. ф-т ГИТИСа (1937). В 1937-43 реж. и худ. рук. (с 1939) Горьковского гос. т-ра оперы и балета. В 1943-72 реж. (1952-63 и 1968-72 гл. реж.) Большого т-ра. Основатель (1972) и по наст. время реж. и худ. рук. Камерного муз. т-ра. Осуществлял постановки в др. т-рах России и за рубежом, в т. ч. в Софии ("Война и мир", 1957), Праге ("Огненный ангел", 1981), Лейпциге ("Любовь к трем апельсинам", 1982) и др. Режиссерский талант ярко проявился в постановке классич. рус. ("Евгений Онегин", "Садко") и зап.-европ. ("Аида", "Фиделио"), а также совр. сов. опер ("Война и мир", "Семен Котко", "Катерина Измайлова", "Не только любовь" и мн. др.). Деят-ность П. стала важнейшим этапом в развитии оперной режиссуры, во многом определив эстетику современного муз. театра. С 1954 преподает в ГИТИСе. Нар. артист СССР (1961).

Соч.: Об оперной режиссуре. М., 1973.

Лит.: Покровский Б. А. ставит советскую оперу. М., 1989.

Покровский Вл. Ал-др.

ПОКРО́ВСКИЙ Вл. Ал-др. (1871-1931) - арх., один из лидеров возникшего на основе модерна "неорус. стиля", в к-ром создавал не только традиц. культовые здания, но и сооружения обществ. назначения, выставочные павильоны и т. д. - множество построек от Лейпцига до Маньчжурии. Арх. Высочайшего Двора (1913). Творчески осмысливая традиции рус. архитектуры Новгорода, Пскова, моск. зодчества 17 в., уделял большое внимание приемам синтеза иск-в, использовал в убранстве зданий разл. виды монумент.-декор. иск-ва. Осн. работы: церкви на пороховых з-дах в Шлиссельбурге, в с. Пархомовка Киевской губ. (обе - 1907), здание Ниж. Новгороде (1911-13), Федоровский собор в Царском Селе (1909-12), Храм-пам. в Лейпциге (1912-13) и др. Один из участников проектирования Волховской ГЭС (открыта в 1926).

Лит.: Кириков Б. М. Акад. архитектуры В. А. Покровский // Вести. ЛГУ. История яз., лит. 1972. № 2. Вып. 1. С. 149-152; Кириченко Е. И. Рус. архитектура 1830-1910 - х гг. М., 1982; Лисовский В. Г. Нац. традиции в рус. архитектуре 19 - нач. 20 в. Л., 1988.

Покровский Мих. Ник

ПОКРО́ВСКИЙ Мих. Ник. (1868-1932) - историк. Окончил Моск. ун-т, ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. В 1903-04 участвовал в земско-либеральном движении. В 1905 вступил в РСДРП, совмещал науч. деят-ность с революционной. В 1906-17 - в эмиграции. Возвратившись в Россию, принял непосредств. участие в подготовке и осуществлении Окт. рев-ции 1917. С 1918 и до конца жизни - зам. наркома просвещения РСФСР. Возглавлял Ком. академию, Ин-т красной профессуры, Ин-т истории АН СССР, Об-во истоиков-марксистов и др. учреждения. В 1929 избран (по измененному Уставу АН) академиком. В 1932 умер от рака.

П. - автор ряда фундаментальных трудов по рус. истории: "Рус. история с древнейших времен" в 5- и томах; "Дипломатия и войны царской России в 19 в." (статьи, написанные в 1907-10, были изданы в кач. книги в 1923); "Очерк истории рус. культуры" и др. Будучи сторонником теории эмпириокритицизма, П. полагал, что ист. представления отражают групповые и классовые интересы исследователей, но не создают действ. картины реалий прошлого. П. разработал ориг. концепцию ист. познания, в соответствии с к-рой ист. процессы интерпретировались с марксистских позиций. Автор изв. формулы: история - это политика, обращенная в прошлое. П. принадлежит приоритет в разработке учения об обществ.-экономич. формациях, к-рое стало методологической основой его "Рус. истории...", он является основателем т. н. "школы Покровского", к к-рой принадлежали историки-марксисты. В нач. 30-х гг. П. и его "школа" подверглись резкой критике со стороны И. В. Сталина и др. идеологов СССР, исповедовавших принципы т. н. "творч. марксизма", свободного от твердой мировоззренческой ориентации. Взглады П. были квалифицированы как "догматический марксизм", не вписывавшийся в идеологич. контекст сов. об-ва.

М. Н. Покровский

М. Н. Покровский

Покровский Ник. Вас.

ПОКРО́ВСКИЙ Ник. Вас. (1848-1917) - специалист в обл. церк. истории, иск-ва. Внес значит. вклад в развитие церк. археологии, автор тр. по христ. архитектуре, церк. песнопениям, истории христ. обрядов. Неоднокр. входил в комиссии (в т. ч. возглавлял их) по созданию новых храмов, определял характер их украшения (напр., собор Св. Александра Невского, Варшава, арх. Л. Н. Бенуа). Сотрудничал в ж. "Христ. чтение", "Церк. вестник" и др. Преподавал в Дух. академии в СПб.

Соч.: Очерки пам. правосл. иконографии и иск-ва. СПб., 1894; Лицевой иконописный подлинник и его значение для совр. церк. иск-ва. СПб., 1899; Пам. христ. архитектуры, особенно визант. и русские. СПб., 1901; Очерки пам. христ. иск-ва и иконографии. СПб., 1910; Церк. археология в связи с историей христ. иск-ва. Пг., 1916.

Лит.: Профессор Николай Васильевич Покровский, директор Археологического ин-та, 1874-1909: Краткий очерк учен. деятельности. СПб., 1909.

Покровский Суздальский женский монастырь

ПОКРО́ВСКИЙ СУ́ЗДАЛЬСКИЙ ЖЕ́НСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ - См. Монастыри в России.

Покрыванье

ПОКРЫВА́НЬЕ - обычай покрывать открытые части тела (голову, руки) или всего человека с целью защиты, покровительства, изменения социального статуса. Др.-слав. обычай, когда парень, набросив на голову девушки платок, становился ее мужем, а она его женой, с принятием христ-ва слился с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, ставшим покровителем свадеб. Именно в этот день (1/14 окт.) девушки молятся о скорейшем выходе замуж, приговаривая: "Покров - Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником", "Мать-Покров, покрой мне головоньку, та и меня молоду". Обычно к этому дню выпадал и первый снег. "Батюшка Покров, покрой маты сыру землю и меня молоду!", "Бел снег землю прикрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает?", "Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!" Обряд П. (закрыванья или завешиванья) был приурочен к началу собственно свадьбы и происходил после обрядов богомолья и рукобитья, когда окончательно заключался договор на свадьбу. Старались покрыть "до полдня, пока солнце идет под верх". Обряд происходил в сарае, на помосте, настиле, там, где "на потолке не было земли". Девушки или женщины завязывали невесте платок т. о., чтобы он закрыл ей не только голову, но и лицо. С этого момента начинались причитания невесты. В таком одеянии она оставалась до венчания. В церкви покрывало снимали, но после венчания и окручивания снова накидывали. Тщательное закрывание невесты, по старым представлениям, одно из средств предохранения ее от злых людей. Снимали покрывало в присутствии всех родственников. Обряд совершал кто-нибудь со стороны жениха - дружко, свекор, свекровь или сам жених, используя для этого кнут, кнутовище, палку, ухват. В этом обряде выражена символика перехода из одного статуса в др. (нового рождения), прием молодой в семью мужа, приобщения ее к новому дому.

Обычай П. рук участниками свадьбы соблюдался до нач. 20 в. и был связан с представлениями, что голые руки могли навлечь бедность.

Пол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пола

ПОЛА́ - ниж. часть раскрывающейся спереди одежды. П. обертывают руку при совершении свад. обряда рукобитья, торговых сделок. Прикрывать П. человека означало покровительство или главенство над ним. Во время свадьбы свекровь накрывала П. своей одежды невестку и вводила ее в хату. По сообщениям нек-рых информантов (не обязательно достоверным), когда-то, в неопределенно "давнем" времени, свад. обряд донских казаков в самой элементарной его форме сводился к тому, что жених накрывал невесту П.

Поле

ПО́ЛЕ - 1) Безлесная равнинная терр.

2) Участки пашни, на к-рые разделена площадь севооборота.

3) Площадка, оборудов. для проведения спорт. или массово-зрелищных мероприятий (футбольное П., Певческое П.).

4) Р-н боевых действий, место сражения (П. битвы, П. брани, Куликово П.).

5) Пространство, охватываемое глазом при наблюдении, обозрении (П. зрения).

6) Осн. фон, на к-ром ч.-л. изображено (разг., употребляется для описания расцветки и рисунка ткани).

7) Свободная от письма, печати полоса вдоль края листа в тетради, книге.

8) Ист. назв. суд. поединка, по решению суда в рус. юрид. практике проводимого между истцом и ответчиком; допускается участие свидетелей с обеих сторон. Престарелые, малолетние и духовенство имели право выставлять за себя наймитов. Проигрыш поединка или отказ от него означал проигрыш дела.

Поле чистое

ПО́ЛЕ ЧИ́СТОЕ - типовой образ нар. поэзии. В П. Ч. совершают подвиги богатыри и гибнут герои, борцы за свободу; умирая, они прощаются со своими сподвижниками, посылают последний привет родным; смерть в П. Ч. описывается как брак с землей.

Полевик

ПОЛЕВИ́К (полевой) - в нар. верованиях дух - хозяин полей. Представляется человекоподобным существом в белом; мужиком на сером коне; молодым человеком с очень длинными ногами, рожками, хвостом, выпученными глазами. Кисточкой на конце хвоста поднимает пыль, если не хочет, чтобы его видели. П. можно увидеть лунной ночью и жарким днем, когда воздух раскален. П. следит за растениями. Ему приписывают изобретение спиртных напитков. П. может "водить" человека, манить его к себе. П. соответствует жен. персонаж - поляха, к-рая обычно принимает облик простоволосой женщины.

Полевой Бор. Ник

ПОЛЕВО́Й Бор. Ник. (наст. фам. Кампов) (1908-81) - прозаик. Род. в Москве. По окончании промышл.- экон. техникума работал сменным мастером на Калининском текст. комб-те "Пролетарка", стал активным рабкором "Тверской правды". Сменил много профессий (избач, плотовщик, водолаз, пом. фокусника и др.). Первая кн. очерков "Мемуары вшивого человека" (1927), отмеч. М. Горьким, возникла в результате того, что в годы нэпа П. сумел пробраться в логово уголовников, загримировавшись под "медвежатника", якобы приехавшего из Москвы. В 1929 П. в качестве очеркиста выступал на пленуме РАПП и был замечен В. Маяковским. Лит. известность П. принесла пов. "Горячий цех" (1939). С начала Вел. Отеч. войны П. - воен. корр. "Правды" (см. кн. "От Белгорода до Карпат", 1945). Большую популярность снискала кн. П. "Повесть о настоящем человеке" (1946), образ гл. героя в к-рой создан на основе реального подвига летчика А. П. Маресьева. Из истории, услыш. на фронте и включ. в воен. дневники П., вырос ром. "Золото" (1949). Автор пов. "Доктор Вера" (1966), воен. дневников "В конце концов" (1969), "В большом наступлении" (1970), "Сокрушение Тайфуна" (1971), "До Берлина - 896 километров" (1973). В кн. "Силуэты" (1978) - портреты М. Горького, А. Фадеева, К. Федина, Н. Тихонова, К. Симонова, Р. Кармена, М. Сарьяна и др. Автобиогр. произв. 70-х гг. - "Биографические повести" (1977), "Самые памятные. История моих репортажей" (1980). П. - автор романов "Глубокий тыл" (1958) и "На диком бреге..." (1962). В 1962-81 гл. ред. ж. "Юность".

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке» по повести Б. Н. Полевого

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке» по повести Б. Н. Полевого

Полевой Вад. Мих.

ПОЛЕВО́Й Вад. Мих. (род. 1923) - иск-вед. Д-р иск-ведения (1973). Автор тр. по истории, проблемам и тенденциям развития заруб. и отеч. иск-ва, отличающихся широтой охвата материала, соотнесением разл. аспектов худож., соц., ист. процессов. Осн. тр.: "Иск-во стран Латинской Америки" (1967), "Иск-во Греции" (1970-75. Кн. 1-3); "Двадцать лет французской графики" (1981) и др. В кн. "20 век" (1989) впервые разработана и дана целостная концепция иск-ва 20 в., охватывающая все регионы планеты.

Лит.: Ученый и критик // Моск. художник. 1984. № 1/2.

Полевой Ксенофонт Ал

ПОЛЕВО́Й Ксенофонт Ал. (1801-67) - критик, журналист, издатель, книгопродавец, переводчик, мемуарист. Брат Н. А. Полевого, с к-рым был близок по обществ. и эстетич. взглядам. Активный сотр. "Моск. телеграфа", с 1831 - его негласный соред., а с 1832 - фактич. ред. Видный критик-романтик, выступал за самобытное развитие совр. рус. лит-ры, разрабатывал проблемы лит. направлений, связей лит-ры с действительностью (ст. "Полтава, поэма Ал-дра Пушкина", 1829; "Взгляд на два обозрения русской словесности 1829 года", 1830; "О направлениях и партиях в лит-ре", 1833; "О новом направлении в рус. словесности", 1834 и др.); первым в рус. критике выдвинул проблему индивидуальности поэта и ввел в рус. яз. само слово "индивидуальность" (в рец. на "Стихотворения Н. Языкова", 1833). Ред. "Живописного обозрения" (1835-44), изд. иллюстр. ж. "Живописная рус. б-ка" (1856-59). С кон. 1840-х гг. сотрудничал в "Сев. пчеле". Автор беллетризов. биографии "М. В. Ломоносов" (1836. Т. 1-2) и "Записок о жизни и сочинениях Н. А. Полевого" (опубл. 1888), содержавших богатый материал по истории лит-ры и журналистики 1820-40-х гг.

Полевой Ник. Ал

ПОЛЕВО́Й Ник. Ал. (1796-1846) - журналист, прозаик, драматург, критик, историк, публицист, переводчик. Из старинного купеч. рода; брат К. А. Полевого. Не получив систематич. образования, упорно занимался самостоятельно. С детства участвовал в торг. делах, сочетая их с лит. увлечениями. В 1817 дебютировал в "Рус. вестнике" двумя патриотич. стихотворениями и статьей, в кон. 1810-х - нач. 1820-х гг. сотрудничал в "Вестнике Европы", "Отеч. записках", "Сыне отечества", "Мнемозине". В 1822 за иссл. о рус. глаголах награжден серебр. медалью Рос. Академии. В 1825 основал "Моск. телеграф" - один из наиб. попул. и смелых ж. эпохи. Годы его изд. - вершина жизни и творчества П. Но в 1834 оппозиц. "Моск. телеграф" был закрыт пр-вом, запрещено к появлению в печати и само имя П. Оказавшись в сложной обществ. и матер. ситуации, он пытается возобновить журн. деят-ность: становится инициатором выпуска первого в России периодич. иллюстрир. изд. "Живописное обозрение" (1835), анонимно сотрудничает в "Б-ке для чтения", негласно редактирует лит. отд. "Северной пчелы" (1837-38) и "Сына отечества" (1838-40) (контроль над обоими изд. сохраняли Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч), в 1841 - 44, уже под собств. именем, редактирует "Рус. вестник", а с 1846 - "Литературную газету", однако эти предприятия уже не имели успеха "Моск. телеграфа". Необычайно разнообр. и активная лит. деят-ность П. едина в своей основе: П. - воинств. романтик, причем его эстетич. романтизм неразрывно связан с полит. либерализмом, бурж.-демокр. симпатиями, определенно окрашивающими произв. писателя. Как прозаик П. обращается к ключевому для романтич. иск-ва конфликту идеала и действительности, разрабатывает тему минувшего (ист. пов. "Святочные рассказы", 1826; "Симеон Кирдяпа", 1828; ром. "Клятва при Гробе Господнем", 1832; "Византийские легенды", 1841), темы личности, судьбы художника и др. (пов. "Блаженство безумия", "Рассказы рус. солдата", "Живописец" и др., объединенные в сб. "Мечты и жизнь", 1839-43. Ч. 1-4; ром. "Аббаддонна", 1834 и т. д.). В обл. критики он явился зачинателем жанра критико-биогр. этюда, выступил со статьями о рус. ("Соч. Державина", 1832; "Баллады и повести В. А. Жуковского", 1832; "Пушкин", 1837 и др., объединены в сб. "Очерки рус. лит-ры", 1839. Ч. 1-2) и заруб. ("О романе В. Гюго и вообще о новейших романах", 1832 и др.) лит-рах. Как историк выдвинул требование филос. осмысления прошлого и попытался реализовать его в "Истории рус. народа" (1829-39. Т. 1-6, не окончена), полемически противопоставленной труду Н. М. Карамзина и вызвавшей острую дискуссию. В последний период тв-ва П. имел значит. успех и как драматург (романтич. "представление" "Уголино", 1838; соц. драма "Смерть или честь", 1839; составившие основу официозн. театр. репертуара верноподданич. пьесы "Дедушка рус. флота", 1838; "Иголкин, купец новгородский", 1838; "Параша Сибирячка", 1840 и др.). Важной вехой в освоении Шекспира в России стал осуществл. П. пер. "Гамлета" (1836, пост. 1837). Кроме того, П. выступал как сатирик, пародист, автор соц.-полит. соч. ("О невещественном капитале", 1828; "О купеч. звании и особенно в России", 1832).

Полежаев Ал-др Ив

ПОЛЕЖА́ЕВ Ал-др Ив. (1804/05(?)-38) - поэт. Внебрачный сын помещика Л. Н. Струйского и крепостной, после рождения ребенка выданной за мещанина И. И. Полежаева. В 1816 помещен в частный пансион при Моск. губ. г-зии. В 1820-26 - вольнослушатель словесного отд-ния Моск. ун-та. С 1825 выступает в "Вестнике Европы" (пер. из Оссиана, ориг. лирика). Скандальную известность приобрела написанная П. в годы учебы стихотв. повесть "Сашка" (1825-26) - своеобразный полемич. отклик на 1-ю главу "Евгения Онегина". Подчеркнутый антиэстетизм произв., натуралистич. описание низкого быта, культ грубых чувственных наслаждений несли в себе вызов совр. иск-ву. Летом 1826 рукопись "Сашки" доставили Николаю I, по воле к-рого только что окончивший учебу автор был определен унтер-офицером Бутырского пехотного полка с установлением за ним особого надзора. Неуравновешенный по своему психич. складу поэт оказывается не в состоянии вынести несвободу и однообразие казарменного режима. В 1827 за самовольную отлучку из полка П. разжалован в солдаты без права выслуги и лишен приобретенного с окончанием ун-та дворян. звания. В 1828 за новый проступок он заключен в тюрьму, где находился около года. В 1826-31 создана осн. часть произв., определивших репутацию поэта, - "Узник", "Песнь пленного ирокезца", "Песнь погибающего пловца", "Ожесточенный", "Осужденный", "Провидение" (все 1828), "Табак" (1829) и др. Их своеобразие определяли яркий автобиографизм, гиперболизм переживаний, с трагич. силой выраженные мотивы пессимизма, отчаяния, изгнанничества, протеста. Весьма часты в соч. П. и прямые резкие выпады против высш. власти ("Четыре нации", 1827 и т. д.). В 1829-33 П. служит на Кавказе. За участие в воен. действиях он произведен в унтер-офицеры и восстановлен в правах дворянства (1832). Кавказские впечатления отразились в поэмах "Эрпели" (1830) и "Чир-Юрт" (1832), представляющих собой новое слово в рус. батальной лит-ре. На фоне предшеств. творч. произв. П. последних лет жизни отличаются более спокойным и просветленным тоном. Его поэма "Кориолан" (1834) заключает осуждение индивидуализма. Популярность приобрели созданные в этот период песни "Сарафанчик" (1834), "Разлюби меня, покинь меня" (1836) и др. Отдельные стих. поэта оказались близки современной филос. лирике ("Демон вдохновенья", 1833; "Духи зла", 1834). В 1837 за очередную отлучку из полка П. был подвергнут телесному наказанию, приведшему к тяжелой и длительной болезни. Незадолго до смерти поэта пришло известие о его производстве в чин прапорщика.

А. И. Полежаев. Гравюра Ф. Брокгауза. 1834

А. И. Полежаев. Гравюра Ф. Брокгауза. 1834

"Полезное о приятном. Полумесячное упражнение на 1769 г."

"ПОЛЕ́ЗНОЕ О ПРИЯ́ТНОМ. ПОЛУМЕ́СЯЧНОЕ УПРАЖНЕ́НИЕ НА 1769 Г." - журнал, издававшийся в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе преподавателем нем. языка И. А. Тейльсом и преподавателем фортификации, заведующим типографией корпуса Н. Ф. Румянцевым. Ж. печатался на их средства. Все материалы, осн. содержание к-рых составляют прозаич. переводы, печатались анонимно. Издание - попытка продолжить журнальную традицию в корпусе.

"Полезное увеселение"

"ПОЛЕ́ЗНОЕ УВЕСЕЛЕ́НИЕ" - моск. журнал. Издавался М. М. Херасковым с янв. 1760 по июнь 1762. Первые два года выходил еженедельно, затем ежемесячно. В "П. У." сотрудничали Я. К. Булгаков, С. Г. Домашнев, А. Г. Карин, М. В. Ломоносов, В. И. Майков, П. С. Потемкин, В. Приклонский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, Д. И. и П. И. Фонвизины и др. Осн. место в "П. У." занимают оригин. поэзия и переводы из антич. авторов.

Предыдущая страница Следующая страница