Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 15, "ПРО"-"ПСК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 15, "ПРО"-"ПСК")

Прометеевский аккорд

ПРОМЕТЕ́ЕВСКИЙ АККО́РД (прометеевское шестизвучие) - звуковой комплекс (Fis - His - е - ais - dis′ - gis′), служащий основой (в первонач. виде и в форме транспозиции) одноврем. и последоват. звукосочетаний в "Поэме огня" ("Прометее") А. Н. Скрябина (1910). Принцип дедукции муз. ткани из одной структуры, использ. Скрябиным, явился новаторской композиционной идеей, предвосхитившей аналогич. решения в музыке 20 в.

Промышленная графика

ПРОМЫ́ШЛЕННАЯ ГРА́ФИКА - область дизайна: вид прикладной худож. графики, используемый для нужд сферы произ-ва и сбыта пром. товаров, а также в сфере управления произ-вом. К П. Г. относятся упаковки, этикетки, товарные ярлыки, фирм. знаки, рекламные издания, бланки и пр. Часто П. Г. является составной частью торг.-пром. рекламы. П. Г. включается в систему худож. конструирования (дизайн-графики). Прообразом П. Г. были клейма и торг. марки, как вид иск-ва она родственна плакату, афише, меню, вывеске. Как отд. область иск-ва П. Г. сложилась на рубеже 19-20 вв., в это же время появилось представление о фирменном стиле. Родившаяся в эпоху модерна, устремленная ко всеобщей эстетизации быта, П. Г. сразу получила развитие, затем эволюционировала вместе с др. иск-вами к функционализму и т. д. В России П. Г. занимались художники модерна, большой вклад в нее внесли конструктивисты и функционалисты - Эль Лисицкий, В. В. Маяковский, А. М. Родченко, позже Е. Е. Лансере и Кукрыниксы. С 1930-х гг. рус. сов. П. Г. приходит в упадок, сохраняясь гл. обр. в упаковках отд. товаров, напр. кондитерских изделий. С концом сов. эпохи в 1990- гг. началось бурное возрождение П. Г., отмеченное освоением опыта зарубежного дизайна, активным возрождением стилистики модерна и обилием китч-продукции.

Пронин Бор. Конст.

ПРО́НИН Бор. Конст. (1875-1946) - актер, реж. Род. и провел детство в Чернигове, нач. и ср. образование получил в Киеве. В 1897 поступил на ист.-филол., а затем на физ.-мат. ф-ты Петерб. ун-та, однако проучился недолго. Пытался продолжить образование в Моск. ун-те, но в 1900 был выслан из Москвы за участие в студенческих волнениях. В 1901 поступил в реж. класс МХТ, в 1905 активно сотрудничал с К. С. Станиславским. После знакомства с В. Э. Мейерхольдом П. становится его горячим последователем и в дальнейшем, несмотря на кратковременные расхождения, поддерживает его начинания. В историю рус. культуры П. вошел прежде всего как создатель лит.-артистич. кабаре "Бродячая собака" и "Привал комедиантов". В послерев. годы П. выступал с разл. творч. проектами, участвовал в составлении репертуарной программы для дет. театра. В 1923 открыл в Москве лит. кафе "Странствующий энтузиаст", в 1-й пол. 20-х гг. в моск. квартире П. собирался лит. салон. В 1930 вернулся в Ленинград; был актером Академич. т-ра им. А. С. Пушкина.

Прончищев Вас. Вас.

ПРО́НЧИЩЕВ Вас. Вас. (1702-36) - мореплаватель. Окончил Моск. школу матем. и навигацких наук (1718). В 1733 произведен в лейт. и назначен нач. отряда Вел. сев. эксп. (1733-42) для описания побережья Сев. Ледовитого ок. от устья Лены до устья Енисея. В 1735 спустился по Лене от Якутска до ее устья. Произвел первую инструмент. съемку этой части реки. В устье р. Оленек зазимовал. В 1736 обследовал и заснял вост. берег п-ова Таймыр, открыл о-в Петра и вост. группу о-вов Самуила (ныне о-ва "Комсомольской правды"). Умер от цинги на обратном пути. Похоронен в устье р. Оленек. Именем П. назв.: мыс на вост. берегу п-ова Челюскина и вост. берег Таймырского п-ова от о-вов Петра до входа в Хатангский зал.

Пропилеи

ПРОПИЛЕ́И - в древнейшей архитектуре Средиземноморья крытое преддверие храма; позднее - монумент. оформление входа в город, святилище или иной арх. ансамбль. Такой парадный проход часто обрамляется симметричными портиками. Наибольшей славой пользуются П. афинского Акрополя (437-432 до н. э.; пентеликонский мрамор; арх. Мнесикл). В рус. архитектуре известны П. Смольного в Ленинграде (1925, архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх), создавшие единственную, фронтальную точку зрения на шедевр Дж. Кваренги.

Проповедь

ПРО́ПОВЕДЬ - речь назидат. характера, произносится в церкви во время богослужения вслед за литургией, разъясняет слушающим учение Иисуса Христа и является эмоционально окрашенным поучением о догматах веры и правилах религ. нравственности. Священное Писание и церк. предание указывает на прототипы и разновидности христ. П. Такими П. (или их прототипами) были глоссолалия, способность, часто в состоянии экстаза, говорить на языках, неизвестных говорящему; профития, произносимая в более спокойном состоянии, стройно и общепонятно, и дидаскалия, рефлексивный, управляемый разумом вид учительства, содержащий рассуждения и опирающийся не только на чувство, но и на логику. Постепенно этот последний вид П. вытесняет глоссолалию и профитию.

Христ. П. возникла в результате переосмысления античной философии и иудейской П. и достигла расцвета в 4-5 вв. н. э. (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст). Теоретич. основы христ. П. впервые сформулировал бл. Августин (354-436). В ср. века П. стала одним из осн. лит. жанров (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский и др.). Большой толчок развитию П. дала Реформация. М. Лютер и др. деятели протестантизма считали, что П. является самой существенной частью богослужения. Яркие образцы П. дало и рус. православие - произв. митрополитов и епископов Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича, Платона (Левшина), Филарета (Дроздова) и др.

В богословии учение о П. составляет особую науку П. - гомилетику. Церк. учение о П. опирается, по мнению его авторов, на слова Иисуса Христа и апостолов. Богословы считают, что по сути П. отличается от светского произв. ораторского иск-ва, однако с 19 в. П. часто рассматривали как акт культа в слове, подчиненный общим эстетич. и логич. канонам ораторского иск-ва. Гл. ее сила - "благодать", даруемая проповеднику таинством. Церк. каноны дают право П. только лицам, имеющим "благодать священства", епископам и пресвитерам. Проповедуя, они должны иметь на себе знаки "благодатных полномочий" - омофор (епископ) или епитрахиль (священник).

От литургийной П. церковь отличает внебогослужебную П., совершаемую в храме или даже в др. помещении. Такая П. не является церк. богослужением, а представляет собой отправление пастырских обязанностей священника. С разрешения епископа внебогослужебную П. может прочитать лицо, не имеющее сана священника (напр., студенты дух. уч. заведений). В православии допускается произнесение П. мирянами, однако только с разрешения местного епископа и под его надзором. Мистики и рус. хлысты считают П. результатом вдохновения, дарованного Св. Духом каждому христианину.

В переносном смысле П. называют какое-либо наставление, нравоучение, устное или письм. изложение и распространение к.-л. учения, объяснение слушателям его идейного содержания.

Проповедь в Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря

Проповедь в Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря

Пропорции

ПРОПО́РЦИИ (от лат. proportio соотношение, соразмерность) - термин худож. практики, к-рым определяется соотношение величин эл-тов худож. произв., а также отд. эл-тов и всего произв. в целом. Понятие П. применяется как к изображению, так и к натуре. Различают арх. П. и П., используемые для изображения чел. тела и лица. Существуют многочисл. системы - каноны исключения П. (модули, геом. построения, "золотое сечение" и др.), большинство к-рых связано с представлениями о гармонии Вселенной.

Пропп Вл. Як

ПРОПП Вл. Як. (1895-1970) - фольклорист, лит-вед, лингвист. Род. в Петерб. В 1918 окончил Петрогр. ун-т по разряду слав.-рус. филологии. Работал учителем в ср. школе, с 1926 начал преподавать рус. яз. в вузах Ленинграда. Одновременно сотрудничал в ряде науч.-иссл. учреждений (РГО, Ин-т истории иск-в и др.). С 1932 - преподаватель Ленингр. ун-та, сначала кафедры романо-герм. филологии, затем кафедры фольклора, с 1948 - кафедры лит-ры. С 1938 - проф., с 1964 по 1969 - зав. кафедрой рус. лит-ры. Среди науч. наследия ученого особое место занимает замысел рассмотреть фольклорный текст в трех аспектах: во-первых, его генетич. отношения к обряду, во-вторых, его структуры и, в-третьих, его функционирования в коллективе. Реализации этого замысла положили начало ст. "Трансформация волшеб. сказки" в сб. "Поэтика" (Л., 1928) - и кн. "Морфология волшеб. сказки" (М., 1928. 2-е изд. М., 1969), в к-рой П. открыл структурные закономерности волшебной сказки как жанра мир. фольклора: путем синхронич. анализа текстов выявил органич. набор функций действующих лиц, их постоянство и неизменность порядка в повествовании, устойчивый состав ролей сказочных персонажей, тем самым обнаружив в основе многообразия сюжетов единую структуру, инвариантную схему. Значение книги в развитии структурно-семиотич. метода было осознано лишь в 50-60-е гг., к этому времени она выдержала, в промежутке между 1958-1969, два англ., одно итал., польск., 2-е рус. изд. В кн. "Историч. корни волшеб. сказки" (Л., 1946. 2-е изд. - 1986), органически связанной с первой, П. раскрыл генетич. обусловленность обнаруженной им структуры волшеб. сказки, связав ее истоки, мотивы и образы с обрядами инициации и ритуально-мифол. культом умерших. Научную плодотворность идей П. подтвердили дальнейшие иссл. в использовании одноврем. синхронич. (структурно-типологич.) и диахронич. (ист.-типологич.) анализа фольклорных и этногр. фактов.

П. принадлежат образцовые изд. сводов и антологий по рус. фольклору: Нар. рус. сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. М., 1957; Былины. В 2 т. М., 1958 (совм. с Б. Н. Путиловым); Нар. лирич. песни. Л., 1961 (Б-ка поэта. В. С.); Севернорус. сказки в записях А. Н. Никифорова. М.; Л., 1961.

Лит.: Берков П. Н. Метод иссл. нар. тв-ва в тр. В. Я. Проппа // Вести. ЛГУ. Сер. яз. и лит. 1966. Вып. 1.№ 2; Путилов Б. Н. Вл. Як. Пропп: (К 70-летию со дня рожд.) // Рус. фольклор. 1966. № 10; Тр. по знаковым системам: Вып. 5. Памяти В. Я. Проппа. Тарту, 1971; Типологические исслед. по фольклору: Сб. ст. памяти Вл. Як. Проппа. М., 1975.

Просодия

ПРОСО́ДИЯ (греч. προσωδία - акцент, ударение) - 1) Раздел антич. грамматики, содержащий правила акцентуации, связанные с количеств. характеристикой слогов греч. яз. по признаку долготы - краткости и соответствующей системой повышений - понижений голосового тона. Введенная в трудах александрийских филологов знаковая система для обозначения акцентов (2 в. до н. э.), усвоенная грамматиками эллинистической эпохи, стала прообразом визант. музыкальной нотации.

2) Хоровая песнь с инструментальным сопровождением, исполнявшаяся во время торжественного шествия к храмам. Согласно Плутарху ("О музыке") родоначальником жанра являлся Клонас из Тегеи. Традиция сохранилась в греч. обиходе вплоть до эпохи христианства.

Простины

ПРОСТИ́НЫ - обряд примирения молодых с родителями жены после самовольного брака (самоходкой, убегом).

Просторечие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пространственные искусства

ПРОСТРА́НСТВЕННЫЕ ИСКУ́ССТВА - одно из наименований пластич. иск-в, основывающееся на классификации по принципу противопоставления произведений, существующих в пространстве, временным (лит-ра, музыка) и пространственно-временным произв. (все виды театр. иск-ва). Термин "П. И." подчеркивает чувственно-наглядный, осязательный характер этих иск-в.

Простые формы

ПРОСТЫ́Е ФО́РМЫ - муз. формы из 2-х или 3-х частей, каждая из к-рых в норме представляет собой период. П. Ф. возникли в песенной и танц. музыке средневековья, но их расцвет связан с творч. комп. эпохи предклассицизма и венской классич. школы. Хотя областью применения П. Ф. являются как вокальные, так и инструмент. жанры, однако и их становление, и последующая теоретич. кодификация инициированы культурой гомофонного инструментализма, ориентированного на кристаллизацию нормативной структуры, в к-рой воплощается "абсолютное", т. е. свободное от связи со словом и иными внемузыкальными факторами, муз. содержание ("муз. мысль"). В основе иерархии П. Ф. лежит период - базовая композиционная модель. В зависимости от тематич. мат-ла и способов его развития различают репризные и безрепризные формы, с новой темой или с серединой разработочного типа. П. Ф. используются в отдельных частях сонатно-симфонич. цикла, в самостоят. пьесах, входят в состав более сложных композиционных структур (сложных форм).

Просфора

ПРОСФО́РА (просвира) - (от др.-греч. предлога προ и глагола φέρω - нести, т. о. "просфора" буквально означает "приносимое") - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с к-рыми верующие приходили в храм. Часть приношений служила для таинства евхаристии, а остаток использовался в "вечерях любви". Такое значение П. сохраняется в правосл. церкви и в наст. время.

Сама П. представляет собой белый круглый приплюснутый хлеб, имеющий форму плоского кружка или небольшой лепешки, состоящей из двух слоев. В разл. церквах часто встречаются разные надписи на П., в т. ч. и указания имен лиц, к-рые их приносили. Зап. Церковь издавна стала заботиться о небольшом размере евхаистического хлеба. В 12 в. была изобретена железная машинка, позволяющая готовить евхаристич. хлеб определенного размера и формы, к-рый постепенно приобрел форму современных католич. облаток. Такая операция была возможна лишь с пресным тестом и неприемлема для Вост. Церкви, где евхаристич. хлеб был только квасным. Форма печати на П. в России была узаконена церк. Собором 1667. Сверху на П. оттиснуто изображение креста, делящего ее на 4 части, в каждой из к-рых помещены буквы IC ХС NI КА (Иисус Христос побеждает). Высшие церк. власти могли разрешать нек-рым церквам и мон. иметь особые печати, напр., с изображением мон. или храмового праздника. По правилам, П. выпекают из хорошей пшеничной муки, из замешанного на воде квасного теста. Изготовлением П. занимались просфорни (просвирни), обычно вдовы или сироты из дух. звания, до 1869 входившие в штат причта. Позднее священники получили право организовать выпечку П. по своему усмотрению. П. должны изготовляться лишь из лучшей пшеничной муки (другая мука не разрешается), замешивают их только на чистой воде и не допускают никаких примесей. Тесто должно быть квасным, а не пресным. Не допускается мазать П. чем-либо сверху (масло, яйцо). На литургии употребляется 5 П. Из каждой вырезается определенная часть в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых, за здравие живых и с молитвой об упокоении мертвых. Перед литургией П. продают в церкви для прихожан, желающих принести свою П. на проскомидию о здравии и молитве о своих родных и близких. В католич. и лютеранских церквах вместо П. для причащения используются облатки из пресного пшеничного теста, в нек-рых других протестанских церквах - обычный хлеб.

Протазанов Як. Ал-др.

ПРОТАЗА́НОВ Як. Ал-др. (1881-1945) - реж. кино. Окончил коммерч. уч-ще в Москве, в кино с 1907. На студии "Глория" был администратором, написал сценарий ф. "Бахчисарайский фонтан". Реж. дебют - на кино-ф-ке "Тиман и Рейн-хардт" в 1911: ф. "Песнь каторжника". Одна из след. работ - "Уход великого старца", в роли Л. Толстого - В. Шатерников. Всего П. поставлено более 100 ф. В 1915-19 на киноф-ке И. Ермольева сняты ф. "Война и мир" (совм. с В. Гардиным), "Николай Ставрогин", "Пиковая дама", "Андрей Кожухов", "Сатана ликующий" и др. Широкую известность получил ф. П. "Отец Сергий" (по Л. Толстому, 1918) с И. Мозжухиным в гл. роли.

В 1920-23 П. работает на к/ст Парижа и Берлина, снимает ф. "За ночь любви", "Правосудие прежде всего", "Смысл смерти", "Тень греха", "Страшное приключение" (во Франции), "Паломничество любви" (в Германии). Возвращается на родину и в 1924 снимает ф. "Аэлита" (по ром. А. Н. Толстого) с Ю. Солнцевой и Н. Баталовым в гл. ролях. В 1925 в качестве актера участвует в ф. В. Пудовкина и Н. Шпиковского "Шахматная горячка".

Все ф. П. сов. периода поставлены на к/ст "Межрабпом-Русь", позднее - "Межрабпомфильм" и "Союздетфильм". Среди ф. П. - комедии и драмы, рассчит. на широкого зрителя, отмеч. высоким профессионализмом, культурой и мастерством в изобр. решении и в работе с актерами. В ф. П. снимались виднейшие актеры т-ра и кино: М. Чехов ("Человек из ресторана", по пов. И. Шмелева, 1927), В. Качалов и В. Мейерхольд ("Белый орел", по рассказу Л. Андреева "Губератор", 1928), М. Блюменталь-Тамарина ("Его призыв", 1925; "Дон Диего и Пелагея", 1928), А. Войцик и И. Коваль-Самборский ("Сорок первый", по рассказу Б. Лавренева, 1927). В киноальманахе "Чины и люди" (по рассказам А. Чехова, 1929) были заняты И. Москвин, М. Тарханов, В. Станицын и др. артисты МХАТа. В комедиях "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах" (по ром. У. Нотари "Три вора", 1926), "Праздник св. Йоргена" (по ром. Х. Бергстедта, 1930, озвуч. вариант - 1935) гл. роли исполняли постоянные "протазановские" актеры И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов и др. П. был автором или соавтором сценариев мн. своих ф. Из наиб. изв. звук. ф. П. - полит. памфлет в жанре комедии-буфф "Марионетки" (1934, в гл. ролях Кторов и С. Мартинсон) и "Бесприданница" (по пьесе А. Островского, приз на Междунар. выставке в Париже, 1937, в ролях - Н. Алисова, Кторов, Б. Тенин, Климов и др.). П. поставили также ист. ф. "Салават Юлаев" (1941). Последняя работа - "Насреддин в Бухаре" (Ташкентская к/ст, 1943) по ром. Л. Соловьева "Возмутитель спокойствия", в гл. роли - Л. Свердлин.

Лит.: Яков Протазанов: Сб. статей и материалов. М., 1957; Алейников М. Яков Протазанов. М., 1961 (с фильмогр.); Зоркая И. Портреты. М., 1966. С. 140-175; Арлазоров М. Протазанов. М., 1973.

Плакат к фильму Я. А. Протазанова «Сорок первый»

Плакат к фильму Я. А. Протазанова «Сорок первый»

Протодьякон

ПРОТОДЬЯ́КОН, ПРОТОДИА́КОН - См.. Дьякон.

Протоиерей

ПРОТОИЕРЕ́Й - См. Иерархия.

Протопопов Мих. Ал

ПРОТОПО́ПОВ Мих. Ал. (1848-1915) - критик. Окончил Моск. межевой ин-т. Получил известность статьей "Лит. злоба дня", опубликованной в ж. "Отеч. записки" под псевдонимом И. Морозов (1877, № 1). В 1884 был арестован за связь с народовольцами. Активно сотрудничал в ж. "Дело", "Устои", "Сев. вестник", "Рус. богатство" и др. Автор статей о В. Г. Белинском, В. М. Гаршине, Л. И. Толстом, Н. С. Лескове, С. Я. Надсоне, М. Горьком и др., частично собранных в кн. "Лит.-критич. характеристики" (1896) и "Критич. статьи" (1902). Ортодоксальный народник по убеждениям, П. продолжал традиции публицистич. критики, достаточно часто упрощая, вульгаризиуя их. Для его статей характерны прямолинейность сопоставлений худож. образа с действительностью, резкость и безапелляционность конкретных оценок.

Протопресвитер

ПРОТОПРЕСВИ́ТЕР - высш. звание правосл. белого духовенства в России. В 19 - нач. 20 в. титул П. носили 4 иерея. П. Большого придворн. собора в Пб. возглавлял придворн. духовенство, он считался и настоятелем Благовещенского собора Моск. Кремля. П. руководил также духовенством воен. и мор. ведомств. П. были настоятелями Успенского и Архангельского соборов в Москве. В наст. время титул П. носят нек-рые иереи Рус. Правосл. Церкви.

Протяжные песни

ПРОТЯ́ЖНЫЕ ПЕ́СНИ - (также проголосные, долгие, голосовые, продольные) - рус. нар. лирич. песни (преим. крест.) специфич. муз. и поэтич. формы. Со стороны собственно муз. они характеризуются широкой мелодичностью, интенсивным распевным началом, преобладанием певучих размеров и ритмов, неторопливостью и мерностью движения; мелодия в П. П. "прорастает" из одного ядра - попевки путем замедл. развития и варьирования. Муз. богатство П. П. по-настоящему раскрывается в "артельном" многоголосном исполнении (при участии запевалы, хора и подголосков и при свободном вступлении и выходе отд. голосов), создающем многообразие созвучий при движении параллельными интервалами разной степени. Музыка П. П. нашла широкое отражение в творчестве композиторов (оп. М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и А. Н. Бородина "Князь Игорь", симф. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Мелодич. структура П. П. определяет нек-рые поэтич. особенности текстов: принцип внутрислоговой мелодики (на основе одного слога строится целая муз. фраза; одна гласная растягивается на множество звуков) порождает в текстах обрывы слов, растягивание слогов, обилие повторов, "незначащих" вставок и восклицаний ("ой да", "ах", "эх!", "э...ой"). В словесных текстах П. П. преобладают грустно-элегич. настроения и мотивы, они сочетаются с выражением духовной мощи, крепости, бодрости. Муз. и поэтич. качества П. П. получают воплощение в текстах разной жанровой принадлежности и разнообразной тематики: в "удалых" или "разбойничьих" ("Вниз по матушке по Волге", "Не шуми, мати зеленая дубровушка"); в циклах о любви и связанных с нею переживаниях, разлуке, измене ("Не одна во поле дороженька", "Вы туманы мои, туманушки"); в семейных песнях с мотивами неудачливого, насильственного брака, разлада в семье, воспоминаний героя или героини о прежней любви ("Подуй, подуй, непогодушка", "Калинку с малиною вода поняла"); в цикле о судьбе одинокого "доброго молодца", воина, ямщика и т. д., умирающего вдали от дома ("Горы Воробьевские", "Уже ты степь Моздокская...").

П. П. справедливо считают одной из вершин рус. фольклор. культуры, выражением глубинных нац. духовных свойств народа.

Лит.: Рус. нар. протяжные песни: Антология / Вступ. ст., сост., примеч. и библиогр. И. И. Земцовского. М.; Л., 1966.

Профессионализмы

ПРОФЕССИОНАЛИ́ЗМЫ - слова или выражения, свойственные речи той или иной проф. группы. П., наряду с терминами и номенами, составляют разряд специальной лексики. П. - разговорные слова, стилистически сниженные, обозначают в основном понятия, связанные с процессами труда, его результатом, и являются часто дублетами, синонимами терминов. П. образуются чаще всего посредством сужения смыслового значения общеупотребит. слов. посредством их переносного употребления и, наконец, посредством сокращения словосочетаний и слов. Напр., слово "коробка" в языке представителей разных профессий может обозначать: "остов строящегося здания", "основу оконного или дверного проема" (у строителей); "судно, корабль" (у моряков). В полиграфии и издат. деле в числе многих употребляются "висячая строка", "глазная ошибка", "вожжи", "коридор", "осадить моралку", "фонарик", "гузка" и др. П. ограничены и территорией, и коллективом, в к-ром они употребляются. Представители разных отраслей науки, техники, иск-ва в целях язык. экономии заменяют П. общепринятые научно-технич. термины и номены. П. употребляются в неофиц. устной речи. П. не должно быть в деловой документации, поскольку они относятся к разряду проф. жаргонизмов. Из сферы узкого употребления П. часто попадают в общенар. язык. Этому в немалой степени способствуют периодич. печать, произв. худож. лит-ры, радио и телевидение. В статьях и книгах П. объясняются либо в самом тексте, либо в подстрочных примечаниях, в прикнижных и пристатейных словариках. В статьях и книгах П., как правило, заключаются в кавычки, сопровождаются словами: "как говорят" (моряки, врачи, летчики, геологи, шахтеры, инженеры, спортсмены), "на языке" (охотников, рыбаков, военных, спортсменов). От слов лит. языка П. нередко отличаются произносительными и грамматич. особенностями. Например, у П. может быть иное ударение (до́быча, компа́с, рапо́рт, искра́, ро́злив), иная синтаксич. связь (у геологов и изыскателей привычными являются П. "разведка на нефть", "разведка на уголь", "разведка на газ"). П. помещаются в разные типы специальных и филологич. словарей и справочников, получают в них соответств. разработку в завис. от цели и задач справочного пособия. В толковых словарях рус. лит. языка, в орфографич. словарях, в справочниках по культуре речи П. сопровождаются либо пометами "прост." (просторечное слово), "мор." (морское слово), "мор. разг." (морское разговорное слово), "в проф. речи" (в профессиональной речи), "в проф. разг. речи" (в профессиональной разговорной речи) и др.; либо комментарием "у моряков", "в речи летчиков" и т. п. В толковые словари лит. языка помещаются только те П., к-рые получили достаточно широкое распространение за пределами проф. областей. П. - особая группа слов и выражений, к-рая является одним из источников пополнения словарного состава лит. языка.

Лит.: Успенский Л. В. Мат-лы по языку рус. летчиков // Язык и мышление. М.; Л., 1936. Т. 6, 7; Лихачев Д. С. Арготические слова в проф. речи // Развитие грамматики и лексики современного рус. языка. М., 1964; Горбачевич К. С. Изменение норм рус. лит. языка. Л., 1971; Скворцов Л. И. Лит. язык, просторечие и жаргоны в их взаимодействии // Лит. норма и просторечие. М., 1977; Сергеев В. Н. Профессионализмы как объект лексикографии // Совр. рус. лексикография, 1980. Л., 1981.

Профессиональные языки

ПРОФЕССИОНА́ЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ́ - социальные диалекты проф. групп. Практически сводятся к особым лексич. системам, относящимся к соотв. сфере деят-ности этих групп. Согласно одной т. зр., лексич. системы П. Я. включают в себя как термины, так и их просторечные, иногда эмоционально окрашенные эквиваленты, согласно другой, они сводятся лишь к последним. В отличие от арго (иногда включающихся в число П. Я.), П. Я. в собств. смысле слова не выполняют специфич. тайную функцию. От жаргонов П. Я. отличаются в основном более ограниченным характером своей лексики (профессионализмы) и менее выраженной экспрессивной функцией, впрочем, провести четкую границу между П. Я. и жаргонами достаточно трудно. В частности, чем более замкнуты группы носителей П. Я. (например, в условиях ср.-век. цеховой системы), тем ближе последние к жаргонам. Распространенное явление представляет собой проникновение профессионализмов в общенародный язык (прежде всего в просторечие).

Прошедшее время

ПРОШЕ́ДШЕЕ ВРЕМЯ - одна из 3-х форм глаг. категории времени, осн. значением к-рой является выражение предшествования действия моменту речи или времени другого действия; ср.: Вчера я ходил в библиотеку; Я вспомнил, что где-то его встречал. Морфологич. показателем форм П. В. служит формообразующий суффикс -л- (использующийся также и в формах сослагательного наклонения; ср.: ходил бы, вспомнил бы), к к-рому присоединяются окончания рода и числа, совпадающие с окончаниями кратких прилагательных и причастий; ср.: летел, летела, летело, летели. У нек-рых глаголов в формах муж. рода суффикс -л- отсутствует; ср.: ушиб, оглох, замерз. Формы П. В. не изменяются по лицам, что связано с их происхождением из причастного компонента сложных (аналитич.) форм др.-рус. перфекта.

В прямом употреблении у форм П. В. различают три типа значений: аористическое, перфектное и имперфектное (в основе этих названий лежит аналогия со значениями существовавших в др.-рус. языке особых видо-временных форм аориста, перфекта и имперфекта). Первых два значения выражаются преимущественно глаголами соверш. вида, реже - несоверш. вида, а третье - только глаголами несоверш. вида. В аористическом значении выражается действие как факт прошлого без указания на сохранение его результатов; ср.: На пароходе я разговорился с попутчиком; В прошлом году я ездил в Крым. В перфектном значении выражается наличный результат ранее совершенного действия; ср.: Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели (Н. А. Некрасов); Он много видел, много знал. Имперфектным значением называют обозначение длящихся или повторяющихся действий в прошлом; ср.: В саду шумел ветер; По вечерам мы затапливали печи.

В переносном употреблении формы П. В. могут употребляться по отношению к будущим действиям для выражения уверенности говорящего в том, что действие осуществится; ср.: Если он не вернется, мы погибли.

Прошьян Прош Перчевич

ПРОШЬЯ́Н (Прошян) Прош Перчевич (1883-1918) - один из организаторов и лидеров партии лев. эсеров. Род. в Армении. В студенч. годы, учась в Новороссийском ун-те (Одесса), вступил в партию эсеров и в полной мере прошел фатальный для революционера путь через каторгу, ссылку и вынужд. эмиграцию. В 1905 за участие в попытке освобождения политзаключ. приговорен к 6 годам каторжных работ. По окончании каторги сослан на поселение, откуда бежал, но был вновь арестован и отправлен на каторгу. В 1913 бежал из Сибири за границу. В годы войны занял крайне левую, пораженческую позицию, активно вел антиправительств. пропаганду.

После Февр. рев-ции П. вернулся в Россию и начал издавать в Гельсингфорсе газ. "Социалист-революционер", выступая с резкими нападками на ЦК эсеров в связи с его оборонч. политикой, признанием необходимости вести с Германией рев. войну, поддержкой Врем. пр-ва. Дважды исключался из партии, после июльских событий подвергнут аресту, в этот период эсеровские радикалы окончательно раскололи крупнейшую в России полит. партию, и П., порвав с эсеровским правым большинством, стал чл. ЦК лев. эсеров; был одним из инициаторов союза с большевиками. Участвовал в Окт. рев-ции, в дек. 1917 вошел в Совнарком в должности наркома почт и телеграфа.

"Роман" большевиков с лев. эсерами длился недолго. В знак протеста против заключения большевиками Брестского мира в марте 1918 левые эсеры, в т. ч. П., выходят из состава пр-ва, а в июле поднимают вооруж. мятеж в Москве. После подавления мятежа П. скрывается. Заочно приговорен большевиками к 3 годам заключения. В конце 1918 года арестован, по дороге в ссылку заболел тифом и в дек. умер.

В. И. Ленин откликнулся на эту смерть некрологом, отметив близость П. коммунистам и посетовав на то, что даже в таких людях, как П., "засел патриотизм".

Прутков Козьма

ПРУТКО́В Козьма - писатель-мистификация, плод совместного творчества бр. Алексея (1821-1908), Александра (1826-96) и Владимира (1830-84) Михайловичей Жемчужниковых и их двоюродного брата А. К. Толстого. "Лит. физиономия" П. начала создаваться в нач. 1850-х гг. и нашла свое завершение в собр. сочинений, изданном в 1884. В корпус сочинений П. входят пародийные стихотворения, "Мысли и афоризмы", "Плоды раздумья", анекдотические "Выдержки из записок моего деда", комедии-шутки. В биографии П., приложенной к собр. сочинений, утверждалось, что он родился в 1803, скончался в 1863, служил директором Пробирной палатки, на досуге занимался лит-рой. Задуманный вначале как шуточный, пародийный образ самодовольного и ограниченного чиновника, бездарного и самовлюбленного литератора-графомана, тип П. перерос первоначальные рамки, вызвал продолжения и подражания. Многие афоризмы П. стали "крылатыми словами", воспринимаются как образцы подлинной житейской мудрости.

Прыжов Ив. Гаврилович

ПРЫЖО́В Ив. Гаврилович (1827-85) - этнограф, фольклорист, обществ. деятель. Участник демокр. движения 1860-х гг. Чл. кружка С. Г. Нечаева "Народная расправа"; за участие в убийстве И. И. Иванова в 1869 был подвергнут публ. казни и сослан на каторжные работы в Сибирь на 12 лет. Умер на поселении. О П. говорили, что он сочетал любовь к народу с безграничной преданностью науке. Цель своих науч. тр. П. видел в том, чтобы "проследить все гл. явления нар. жизни". Из обширной программы, намеч. П. и соединявшей понятия миф. школы с идеями демокр. движения, были осуществлены тр.: "История кабаков в России в связи с историей рус. народа" (Пб., 1868); "Нищие на святой Руси. Материалы для истории обществ. и нар. быта в России" (М., 1862); "26 московских лже-пророков, лже-юродивых, дур и дураков" (М., 1865).

Прядение

ПРЯДЕ́НИЕ - процесс получения нити из волокна, состоящий из дергания волокна или шерсти, сучения и наматывания готовой пряди. У русских П. - осеннее и зимнее занятие. В традиц. вост.-слав. мировоззрении П. символически связано с креативными процессами, в т. ч. с процессом мироздания. Этапам процесса П. и ткачества изоморфны осн. операции обряда заплетения косы невесты: расплетение и расчесывание девичьих волос, окручивание и повивание молодой.

Лит.: Лебедева Н. И. Прядение и ткачество вост. славян в 19 - нач. 20 в. // Восточнослав. этнографич. сборник. М., 1956. (Тр. Ин-та этнографии; Т. 31); Зеленин Д. К. Восточнослав. этнография. М., 1991.

Пряха. Худ. В. А. Тропинин. 1820-е гг.

Пряха. Худ. В. А. Тропинин. 1820-е гг.

Пряженец

ПРЯ́ЖЕНЕЦ (пряженцы, хворост) - масленичное блюдо из пресного теста, жаренного в жире (пряженое), в форме бантиков, кудрей, розочек, плетенок. При подаче посыпают сахарной пудрой.

Пряник

ПРЯ́НИК - печенье с медом и пряностями (медовый хлеб). Первые сообщения о пряниках встречаются в док-тах 16 в. Первоначально - ритуальное печенье, в состав к-рого обязательно входили мед и ягоды. Готовили такое печенье в каждой семье по опред. праздникам. С 17 в. пряники изготавливали на продажу, а пряничное дело стало распространенным нар. промыслом в России. П. делали из ржаной или пшеничной муки, на меду, сахаре или патоке; тесто могло быть постным и кислым. П. различались формой, украшениями и способами изготовления. Печатные (рельефно-узорные) П. создавались с помощью деревянных форм-штампов - пряничных досок (часто с надписями); силуэтные П. "вырубались" жестяными формами, их поверхность обильно украшали затейливыми узорами из белого и розового сахара; лепные П. были объемными и напоминали глиняные свистульки. Комбинированные П. включали эл-ты всех форм.

В кон. 19 - нач. 20 в. покупные пряники получили особенно широкое распространение в календарных и семейных обрядах и в значит. мере заменили домашнее обрядовое печенье. По назначению П. делились на подарочные, дет., именинные, свадебные, были непременным угощением среди парней и девушек на беседах. П. мог быть подарком жениха невесте. Его привозили утром в день свадьбы. П. выкупали жениху место за столом в доме невесты, а также дорогу свадебному поезду. Жених одаривал П. родственников невесты, детей и всех присутствующих. После обряда венчания молодые раздавали дары вместе с П. Во мн. р-нах России печенье под названием "П." подавали в конце свадебного пира вместо каравая. В Яросл. губ. в пряничных заведениях изготовляли "сговорные П." - подарок невесте от жениха, привозимый им на девичник. Часто первой пищей молодых после венчания был именно П.

Прянишников Илларион Мих.

ПРЯ́НИШНИКОВ Илларион Мих. (1840-94) - живописец-жанрист. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ (1856-66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко. Чл.-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. К первым значит. работам относятся картины "Швея" (1869) и "Калики перехожие" (1870), в к-рых уже явственно звучат соц. мотивы. Картина "Порожняки" (1872) выразила новый этап тв-ва П. и иск-ва 70-х гг. в целом. В 1872 совм. с В. Е. Маковским создал сер. картин и рис., посв. Крымской войне и обороне Севастополя. Исполнил сер. иллюстраций к произв. Н. В. Гоголя ("На Лысой горе", 1875). В 1876-77 участвовал в работе над росписью храма Христа Спасителя в Москве. Черты острой наблюдательности, юмора проявились в работах "малого жанра" ("Охота пуще неволи", 1882). Выразительность деталей и цветовых отношений свидетельствует о тяготении к традициям П. А. Федотова. Пейзажи из сер. полотен охотн. жанра отличаются тонкой передачей световозд. среды, едва уловимых цветовых отношений ("Конец охоты", 1884). Обобщающее решение нар. темы нашло воплощение в монумент. полотне "Спасов день на Севере" (1887). С нач. 90-х гг. в осн. жил в Крыму. Работал над пейзажами, обращался к "малым формам" бытовой живописи, интерьеру ("В мастерской художника", 1890; "В провинции", 1893). Преподавал в МУЖВЗ (1873-94), среди учеников - В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин.

И. М. Прянишников. В 1812 году. 1874

И. М. Прянишников. В 1812 году. 1874

Прянишников Ипполит Петр.

ПРЯ́НИШНИКОВ Ипполит Петр. (1847-1921) - певец (драм. баритон). Род. в семье управляющего Керченкой таможни. Нач. образование получил в нем. школе в Дрездене, где с 7 лет также обучался игре на скрипке. В 1867 окончил Петерб. Мор. кадетский корпус, затем служил на флоте (находился в плавании за границей). С 1771 в отставке. В 1873-74 обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Бронникова и Дж. Корси). В 1874 продолжил вок. образование в Италии у Ф. Ламперти и Дж. Ронкони. В 1886-89 солист и реж. Тифлисского оперного т-ра. Гастролировал в Италии и Праге (1889). Обладал ровным во всех регистрах, но не сильным голосом мягкого тембра, высокой культурой пения. Лучшие партии: Лионель ("Орлеанская дева" П. Чайковского), Петр ("Вражья сила" А. Серова), Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Риголетто ("Риголетто" Дж. Верди). В репертуаре певца - 51 партия. В 1889 впервые в России организовал Т-во оперных артистов - в Киеве (1889-92), затем в Москве (1892-93), в к-ром работал в качестве солиста, реж. и рук. коллектива. В 1893-1921 преподавал в Пб. Воспитал целую плеяду рус. певцов, среди к-рых - Г. Бакланов, И. Ершов, Л. Звягина, Е. Катульская, Е. Мравина, М. Славина, Н. Фигнер и др.

Пряность

ПРЯ́НОСТЬ - высушенные части пряных растений, содерж. пряные и ароматич. вещества. Используются в кач. приправ к еде, в пищевой промети (пекарской, кондитерской, хлебобулочной, ликероводочной). На Руси П. (семена аниса, укропа, чабрец, мяту, корни аира, горчицу и т. д.) использовали с глубокой древности при засолке капусты, огурцов, для приготовления напитков и кушаний. В богатых домах феодалов и горожан имелись привозные приправы. В письменных пам. 16-17 вв. упоминаются гвоздика, корица, перец, мускатный орех, бадьян, имбирь, шафран. Применялись П. для приготовления пряников, сбитня, медов, квасов, патоки ("Патока с имбирем, варил дядя Симеон").

Наиб. ценные П. получают из тропич. растений, к-рые содержат эфирные масла, гликозиды, дубильные вещества. В нашей стране культивируются мн. пряные растения: укроп, петрушка, сельдерей, анис, кориандр (кинза) и пастернак (все сем. зонтичных), горчица, хрен и кресс-салат (сем. крестоцветных), базилик, лаванда, майоран, мята и мелисса (сем. губоцветных), эстрагон (сем. сложноцветных), лук и чеснок (сем. лилейных), шафран. Используют и дикорастущие пряные растения - зверобой, душицу, мяту, чабрец, черемшу и др.

Недостаток П. в Европе после захвата Средиземного м. и Константинополя османами, разрушившего традиционные торг. пути, был важным побудительным фактором плаваний в "Индии", предпринимавшихся европейцами (первыми были португальцы) в 15 в. и приведших к развитию мореплавания, геогр. открытиям, колонизации заморских стран - и в конечном счете определивших становление Н. времени. Для России, имевшей сухопутные границы и, соответственно, прямые торговые контакты со странами В., этого фактора не было. "Хождения" в вост. страны были не целью об-ва, а редким индивид. эксцессом (Афанасий Никитин); отсутствие потребности в "открытии Востока", наряду с иными причинами, объясняет выпадение России из общеевроп. процесса, инициировавшего появление прогресса как ист. явления.

Псалмодия

ПСАЛМО́ДИЯ (от греч. ψάλλω- бряцать по струнам, играть) - 1) Пение псалмов, а также тип мелодии, характерный для псалмов и основанных на них церк. песнопений. Ранние формы псалмов восходят к древнеевр. литургии. По типу исполнения различают респонсориальную П. (чередование солиста, интонирующего стих, и ответствующего ему хора - древнейшая разновидность), антифонную П. (чередование двух хоров), П. in directum, исполняемую одним хором. Общим для всех историч. и региональных разновидностей П. является принцип мелодич. декламации, обусловливающий первостеп. значение акцентной и синтаксич. структуры стиха. Различия касаются типов мелодики и принципов упорядочения мелодич. моделей - псалмовых тонов, более или менее сходных во всех христианских литургиях. Римская церковь вносит в этот общий интонационный фонд дополнит. регламентацию, приурочивая псалмовый тон к одному из 8 церк. модусов. В соответствии со строением стиха в псалмовых тонах оффиция дифференцируются начальные, срединные (речитация на одном звуке) и заключит. мелодич. формулы, служащие для перехода к антифону.

2) Общее обозначение музыки в англ. и амер. протестантской церкви в 17 - нач. 19 в.

Псалтырь

ПСАЛТЫ́РЬ, ПСАЛТИ́РЬ (греч. ψαλτήριον от ψάλλω - петь, славить) - 1) Одна из книг Ветхого Завета, собрание хвалебных и молитвенных песнопений, составляющих существ. часть как ветхозаветного, так и новозаветного богослужения. Авторство этого сборника произв. древнеевр. дух. лирики традиция приписывает царю Давиду, однако он был составлен не ранее 6 в. до н. э. Из 150 псалмов 73 в евр. и 84 в греч. тексте носят имя этого царя. От пс. 10 до 148 нумерация евр. Библии опережает нумерацию Вульгаты, где пс. 9 и 10, также 114 и 115 соединены.

Согласно Несторовой летописи, П. была переведена на слав. язык св. Кириллом и Мефодием. С распространением христ-ва на Руси П. становится одной из самых любимых книг народа. По П. учились грамоте, без П. не обходились благочестивые книголюбы, П. читалась над покойниками, вся др.-рус. лит-ра переполнена ссылками на П. В Православной Церкви П. читается при каждом утреннем и вечернем богослужении и вся прочитывается в течение недели (в Великий пост - дважды в неделю), она служит первоисточником большинства утренних и вечерних молитв и большинства цер. молитвословий.

Типы исполнения псалмов в богослужении характеризуются большим разнообразием: сольный, хоровой, респонсорный, антифонный. Большая их часть - стихотворения монодические, т. е. предназначенные для произнесения нараспев одним голосом при струнном сопровождении, другие, наоборот, представляют собой хоровые гимны или хоровые плачи. Господствующий прием гимносложения - антифонный "паралеллизм" - парное сочетание двух перекликающихся предложений, из которых второе в новых словах подтверждает мысль или развивает образ первой. Большим богатством отличаются разновидности певческих традиций: мелизматическая, распевная, строго псалмодическая.

В европ. и рус. культуре неоднократно предпринимались опыты поэтич. переложения библейских текстов (напр. "Псалтырь царя и пророка Давида рифмами положенная"), "Псалтырь рифмотворная" (Симеона Полоцкого, музыку к к-рой сочинил В. П. Титов).

2) Струнный щипковый инструмент (псалтерий).

Псевдоготика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Псевдоним

ПСЕВДОНИ́М (от греч. ψευ̃δος - ложь и ὄνομα - имя) - вымышленное имя, к-рое автор произв. (или исполнитель) использует вместо своего настоящего имени. Два осн. мотива - стремление автора сохранить анонимность и желание привлечь внимание публики более пригодным для этого именем. В первом случае автор стремится скрыть свою причастность к произв., во втором, напротив, добиться максимальной огласки. Иногда столь противоположные мотивы сочетаются. Возможность использования П. и сохранения его в тайне после публикации предусмотрена автор. правом. Использование П. может создать и определенные проблемы при необходимости подтвердить (доказать) авторство или атрибутировать произв.

Лит.: Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов рус. писателей, ученых и обществ. деятелей: В 4 т. М., 1956-60; Масанов Ю. И. В мире псевдонимов, анонимов и лит. подделок. М., 1963.

Психолингвистика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологическая школа

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - 1) В лит-ведении возникла во 2-й пол. 19 в. Ее истоки - культурно-ист. школа и психология: объяснение лит. явлений следует искать не только в среде, но прежде всего - в психол. складе писателей и народа. Рус. П. Ш. имеет основание в учении А. А. Потебни. Исходя из тезиса, что проблема "мысль и язык" д. б. рассмотрена как проблема происхождения и развития яз. и слова, а это в первую очередь изучение процесса "перевода" субъективных представлений человека в объективные при помощи слова, Потебня полагал, что изучение этого процесса возможно лишь в соединении методов сравнит.-ист. яз.-знания с методами психологии. Идеи Потебни развивали его ученики, группировавшиеся вокруг сб-ков "Вопросы философии и психологии" (1889-1918): Л. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, В. Харциев, Т. Райнов и др.

2) В этнографии (этнопсихологическая школа, психологическая антропология, "культура-личность") - междисциплинарное направление, возникшее в 1930-х гг. в амер. культурной антропологии в целях изучения особенностей психич. склада и поведения людей, обусловл. их нац. принадлежностью или этнич. общностью, в т. ч. природу, закономерности формирования и функции нац. самосознания и этнических стереотипов. Последователи П. Ш. пытались объяснить этнические различия и динамику этнокультурных систем либо с позиций культурного детерминизма школы Ф. Боаса, считавшего, что характер индивида формируется исключительно в результате воспитания (Р. Бенедикт, М. Мид), либо с помощью неофрейдистской теории базовой (модальной) личности, выводившей свойства нац. характера из т. н. базовой (осн.) личности, к-рая ассоциировалась с типичными для данного этноса способами социализации детей (А. Кардинер, Р. Линтон, Э. Сэпир, И. Халлоуэл). П. Ш. внесла существ. вклад в сравнит. иссл. этнич. особенностей психофизиологии, памяти, эмоций, речи, в иссл. этнич. особенностей социализации детей (и прежде всего в плане психосекс. развития ребенка), ритуализации и символизации невербальных способов коммуникации. Вместе с тем для П. Ш. характерна абсолютизация индивидуально-личностных аспектов этнической психологии, игнорирование различий между индивид. и обществ. сознанием и недооценка соц.-экон. факторов развития этносоц. систем. Кроме того, наблюдается абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных различий между индивидами. В 1950 П. Ш. испытала серьезное влияние со стороны бихевиоризма (теория научения). В наст. время П. Ш. ориентируется на комплексное изучение детства в условиях разл. культур и расширяет этноэтологич. иссл., проявляя интерес к применению принципов культурно-ист. школы Л. С. Выготского.

Лит.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Велик А. А. Психологическое направление в этнологии США: От исследования "культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989; Велик А. А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

Психологический параллелизм

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ - один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, "природная" часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон (и своеобразный ключ) для второй, "человеч." части: лебедушка - невеста; сокол, ястреб - молодец, жених; утушка - замужняя женщина; кукушка - вдова, тоскующая женщина; переправа через реку - брак; плавание птиц по реке - встреча молодых; отлет - разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма - ритмич., муз., звук.

Псков

ПСКОВ - др.-рус. город. Поставлен на высоком мысу при впадении р. Псковы в р. Великую близ Псковского оз. Первое летописное упоминание относится к 903. До 1348 находился в составе Новгородской феод. республики на положении пригорода. В дальнейшем - столица самостоят. гос. образования. В 1510 вошел в состав Моск. гос-ва. Оборонительные сооружения П. в 10-13 вв. были, вероятно, деревянными, хотя существует гипотеза о существовании кам. стен Детинца (Кремля) еще в 10 в. Ко 2-й пол. 13 в. относится сооружение кам. стен Довмонтова города. В 14-15 вв. расширение гор. терр. отмечено возведением стены посадника Бориса в 1309, стены Среднего города в 1374-75 и стены Окольного города в кон. 15 - нач. 16 в. Мощные оборонит. сооружения позволили П. выдержать в 1581 осаду польского войска во главе со Стефаном Баторием и в 1615 швед. армии Густава-Адольфа.

В 14-16 вв. на основе новгородской традиции сложилась своеобразная худож. школа, представленная пам. арх., настенной и станковой живописи, прикладного иск-ва. Гл. храм города - Троицкий собор построен в камне при кн. Мстиславиче (упомянут летописью под 1138), капитально перестроен в 1365-67, возведен заново в 1682-99. В новгородском стиле построены соборы древнейших мон. города - Спасо-Мирошинского (сер. 12 в.) и Иоанно-Предтеченского (30-40 гг. в.). Псков. школа архитектуры с характерными для нее приделами, галереями, крыльцами, звонницами лучше всего представлена ц. Богоявления с Запсковья (1496), ц. Николы со Усохи (1535), ц. Василия на Горке (сер. 16 в.). От кам. построек 17 в. лучше всего сохранились жилые палаты купцов Поганкиных, Меншиковых, Подзноевых, Трубинских и др. По предположению Ю. П. Спегальского, нек-рые из них имели надстройку в виде деревянных этажей. Наиболее полный ансамбль росписей 12 в. сохранился в соборе Мирожского мон. Фрагменты фресок Рождественского собора Светогорского мон. по стилистике предвосхищают особенности псков. живописи 14-15 вв. Истоки псков. школы иконописи относятся к кон. - нач. 14 в., а ее стилистическое и образное оформление ко 2-й пол. в. и представлено иконами, происходящими из ц. Варвары (Собор Богоматери, Деисус, Избранные святые). Их отличает несколько сумрачный колорит, экспрессивная манера письма и суровая одухотворенность образов.

Псков. Развалины Кремлевской крепости. Литография. Нач. 19 в.

Псков. Развалины Кремлевской крепости. Литография. Нач. 19 в.

Псковка

ПСКО́ВКА - назв. денги Пскова и Псковского кн-ва, чеканившейся в серебре с 1424-25 по образцу денги Вел. кн-ва Моск. Аверс - погрудный портрет князя с мечом в прав. руке, реверс - сначала круговая легенда "денга псковская" в неск. строк, позже - изображение леопарда и круговая легенда. После 1510 назв. осталось на реверсе, на лицевой стороне - имя вел. кн. в неск. строк или, как на моск. денге, всадник с поднятой саблей.

Псково-Печёрский мужской монастырь

ПСКО́ВО-ПЕЧЁРСКИЙ МУЖСКО́Й МОНАСТЫ́РЬ - См. Монастыри в России.

Предыдущая страница Следующая страница