Статьи на букву "П" (часть 16, "ПСК"-"ПЯТ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПСКО́ВСКИЕ РУБЛИ́ - См. Шороховки. |
ПУА́НТЫ (фр. pointe - острие, кончик) - балетные туфли с твердыми носками, в к-рых балерина может танцевать на кончиках пальцев. Изготавливаются обычно из розового атласа и закрепляются на ноге лентами. П. появились во 2-й пол. 19 в. в связи с развитием виртуозности жен. танца, в частности пальцевой техники. Однако танец на кончиках пальцев известен с античных времен. Его возрождение связано с эпохой романтизма, со стремлением в духовном порыве оторваться от земных пут. Задержки на пальцах в парящих позах - апломбы - были характерны для танца М. Тальони, но исполнялись они в обычных балет. туфлях, без к.-л. приспособлений. Позже образная суть приема была забыта, и бег, скачки, вращения и др. движения на пальцах составили модный в кон. 19 в. виртуозный стиль танца. Различные усовершенствования балет. туфель привели к появлению П. |
ПУАРО́ Огюст (Август Львович) (ок. 1780-1844) - фр. артист, балетмейстер. Работал в Бордо. С 1796 по 1833 служил в петерб. балете в качестве 1-го пантомимного танцовщика, балетмейстера. Сподвижник Ш. Дидло и И. Вальберха по созданию рус. балета. Выступал в трагич. и комич. ролях, славился исполнением нац. танцев, особенно рус., к-рый танцевал "как настоящий русский". Дидло посвятил любимому артисту балет "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" с ролью благородного графа де Креки (1819). Среди ролей П. - дурачок Бебе ("Деревенская героиня"), Адольф ("Граф Кастелли"), Тизифона ("Амур и Психея"), Бахус ("Зефир и Флора"), Язон ("Медея и Язон"), граф Рагоцкий ("Венгерская хижина") и др. Поставил ок. 26 балетов и дивертисментов: "Мельник, колдун, обманщик и сват" (1799), "Отчаяние Жокриса, или Простяки" (1808), "Петергофское гулянье" (1821), "Гулянье на Крестовском острове" (1821), "Краковская свадьба" (1822), "Семья простяков, или У страха глаза велики" (1823). Мн. балеты П. поставил совм. с Вальберхом ("Деревенская героиня", "Русские в Германии", "Казак в Лондоне", "Сандрильона") и с Дидло ("Похищение, или Роберт - атаман разбойников", "Сон Светланы", "Сатана со всем прибором, или Уроки чародея" и др.). Возобновлял спектакли Ж. Доберваля, Вальберха, Дидло. Преподавал танцы будущему имп. Александру П. |
ПУГАЧЁВА Алла Бор. (род. 1949) - эстрадная певица, композитор, реж. Окончила дирижерско-хоровое отделение Муз. уч-ща им. Гнесиных и реж. ф-т ГИТИСа. Была солисткой оркестра под управлением О. Лундстрема, ансамбля "Веселые ребята". С 1978 - солистка Росконцерта. Лауреат фестиваля "Золотой Орфей" (Гран-при, 1975) и фестиваля в Сопоте (1978). Незаурядное актерское мастерство и сильный голос (меццо-сопрано) в сочетании с умело подобранным репертуаром (песни Р. Паулса, Б. Рычкова и др.) сделали П. лидером рос. песенной эстрады. В 1988 организовала Театр песни, сыграла неск. ролей в кино. |
ПУД - единица измерения веса в старой рус. метрологии, изв. с 12 в. П. равняется 40 фунтам - 16,380 кг. |
ПУ́ДИНГ (англ. pudding - запеканка) - П. называют запеканку из сухарей, манной или иной крупы, овощей и др. продуктов, в массу для приготовления к-рой добавлены взбитые белки (для придания пышности). У англичан слово П. имеет два значения: запеканка (обычно из круп с изюмом, фруктами, цукатами и т. п.) и пирог из взбитого теста с жареным мясом. У шотландцев нац. блюдо П. - это запеченный фаршированный желудок животного - хаччис ("В тебе я славлю командира / Всех пудингов горячих мира, - / Могучий хаччис, полный жира / И требухи..." Роберт Бернс. "Ода шотландскому пудингу хаччис"). В рус. кухне готовят запеченные и паровые П. В 19 в. слово П. стало вытеснять слово "каравай" (одну из его разновидностей). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПУ́КИРЕВ Вас. Вл. (1832-90) - живописец. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1847-58) у С. К. Зарянко. Испытал влияние В. Г. Перова. В 50-е гг. обращался к портрету. Затем перешел к жанр, живописи, отмеченной чертами социальности, обличения обществ. пороков. В произв. "Неравный брак" (1862) выступил в защиту прав женщины. В обрисовке характеров и индивид. особенностей обращал особое внимание на своеобразие соц. типа, противопоставление моральных качеств разных персонажей, контраст добра и зла. В работе проявились нек-рые приемы академизма: соединение осн. на треугольнике композиции с сухой и тщательной выписанностью предметов, не дающей единства колористич. гаммы. Своей обличит. заостренностью картина оказала большое обществ. воздействие. В числе др. обличит. произв. П. - "Сбор недоимок" (1869-70), "Потрава" (1870). |
ПУЛЕМЕ́Т - стрелк. автоматич. оружие, при стрельбе устанавливаемое на спец. станок. Подача патронов осуществляется из ленты или магазина. П. относится к оружию коллективного действия (кроме легких ручных П., расчет к-рых состоит из 1 чел.). Бывают малого, норм. и кр. калибров. Делятся на ручные, единые, станковые, крупнокалиберные и спец. (танк., авиац., корабельные, казематные и т. д.). Прицельная дальность стрельбы из П., как правило, 1-2 км. Первый П. был изобретен американцем Х. Максимом в 1883 и впервые применен в англо-бурской войне 1899-1902. Этот П. был принят на вооружение рус. армии в 1895 и применялся в рус-япон. войне 1904-05. С учетом опыта войны был значит. усовершенствован и принят на вооружение под назв. "Станковый П. Максима образца 1910". Пройдя неск. модернизаций, служил в рус, а затем в Кр. армии ок. 40 лет. Крупнокалибер. и спец. П. своей разработки в рус. армии не было. В СССР было принято на вооружение неск. образцов П. всех типов. Большой вклад в их разработку внесли В. Г. Федоров, В. А. Дегтярев, Б. Г. Шпитальный, Г. С. Шпагин, П. М. Горюнов, М. Т. Калашников и др. |
ПУ́ЛО (от тат. пуло) - назв. ден. единицы. 1) Назв. рус. медной разменной монеты, чеканившейся в 15 - нач. 16 в. Стоимость ее была незначительной - 60-70 П. равнялись одной денге. Чеканились П. лишь в больших городах - Москве, Новгороде, Пскове и др. На П. обозначалось место чеканки: "П. тверское", "П. московское" и т. д. 2) Медные монеты (денарии), чеканившиеся во Львове для обращения на терр. Галицкой Руси в период примерно с 1351 по 1382. В Европе медные монеты тогда не чеканились. На Львовском монетном дворе П. чеканились спец. для рус. земель как мелкая разменная монета для гор. торговли. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПУНИ́ Цезарь (Пуньи Чезаре) (1802-1870) - композитор. Получил образование в Миланской конс. (кл. А. Ролла), писал церковную и театральную музыку (10 опер и 312 балетов). П. сотрудничал с такими балетмейстерами, как Ж. Перро ("Ундина", "Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника") и А. Сен-Леон ("Мраморная красавица", "Скрипка дьявола", "Конек-Горбунок"). В 1851-70, за время работы в Санкт-Петербурге штатным композитором, им написано 35 балетов. Ок. 20 лет сотрудничал с М. Петипа, среди совместных работ с к-рым: "Голубая георгина" (1860), "Дочь фараона" (1862), "Ливанская красавица" (1863), "Царь Кандавл" (1868) и др. Музыку П., хотя и лишенную подлинной оригинальности, все же отличают ясность формы, танцевальность, мелодичность. |
ПУНКТИ́РНАЯ МАНЕ́РА (от лат. puncturn - точка, нем. punktieren - отмечать точками) - вид гравюры на металле, при к-ром изображение созается с помощью мелких углублений в виде точек разл. глубины и величины, наносимых пунсонами, матуаром, рулеткой, резцами, иглами на поверхность металлич. пластины, покрытой кислотоупорным лаком. Гравюры, исполненные в П. М., отличаются мягкостью нюансировки светотеневых градаций, передаваемых разной величиной точек и степенью их густоты. П. М. известна с 15 в., распространилась в 18 в., из рус. граверов ее первым применял Г. И. Скородумов. Применялась гл. обр. для воспроизведения живописи, в т. ч. цветной. |
ПУНКТИРОВА́ЛЬНАЯ МАШИ́НА (пунктировальная рама) - прибор для проверки объемов и пропорций при точном повторении скульпт. оригинала. Используется обычно для воспроизведения гипсового оригинала в камне или дереве и при изготовлении копий. |
ПУНКТОГРА́ММА (от лат. punctum точка и греч. γράμμα - буква, письменный знак) - закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации. В понятие П. включается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т. е. регламентировано правилами. Термин "П." возник в 70-х гг. 20 в. по аналогии с термином "орфограмма", однако употребляется менее активно. |
ПУНКТУА́ЦИЯ (ср.-лат. punctuatio, от лат. punctum - точка) - 1) Система графических внеалфавитных знаков (знаков препинания), являющаяся одним из средств письменного языка. 2) Правила расстановки знаков препинания, пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для данного языка. 3) Раздел яз.-знания, изучающий закономерности системы знаков препинания и нормы их употребления. В основе рус. П. лежат три принципа: логический, или смысловой (П. как средство оформления письменной речи обладает коммуникативной функцией); синтаксический (на этом принципе построено большинство действующих правил П.) и интонационный. Такая гибкость рус. пунктуационной системы обусловила существование пунктуационных вариантов, отсутствие обязательных рекомендаций в ряде случаев, отражение в П. не только смысловой стороны письменного текста, но и его стилистич. особенностей. |
ПУРИШКЕ́ВИЧ Вл. Митрофан. (1870-1920) - обществ. и политич. деятель, действ. стат. советник, землевладелец, депутат 2-й, 3-й (от Бессарабской губ.) и 4-й (от Курской губ.) Гос. думы. Окончил ист.-филол. ф-т Новороссийского ун-та. Был уездным и губ. гласным, пред. уездной управы. С 1900 - в Мин-ве внутр. дел, в 1904-06 - чиновник особых поручений при мин. внутр. дел. Один из основателей и рук. рус. монархич. черносотенных орг-ций: "Союз рус. народа", "Союз Архангела Михаила" ("Палаты Михаила Архангела"). В период думской деят-ности - чл. фракции "правых", участвовал в многочисл. скандалах, за что неоднократно подвергался удалению с заседаний. В 1914-17 работал на фронте в качестве уполномоч. Кр. Креста, организовал собств. отряд и сан. поезд. Участвовал в убийстве Г. Е. Распутина. Возглавлял монархич. "Об-во Рус. Гос. карты после победоносной войны", связанное с подготовкой корниловского мятежа. Был сторонником переезда на Дон Гос. думы в целях сохранения источника власти в России в случае падения Врем. пр-ва. В период гражд. войны поддерживал Белое движение, издавал в Ростове-на-Дону ж. "Благовест". Выступал за "чистоту" Белого движеия, резко критиковал "левых" чл. Особого совещания при А. И. Деникине. Умер в Новороссийске от сыпного тифа. |
ПУ́СТЫНЬ - первонач. место уединенных подвигов монашествующих в безлюдной местности (лес, пустыня), келья, иногда с часовней или моленной. Предназначалась для избравших самый строгий из трех родов монашеской жизни (в сравнении с жизнью в скиту или общежительном монастыре) подвиг отшельничества. Впоследствии превращалась в монастырь, скит или исчезала. В назв. монастырей, возникших из таких П. в первонач. отдал. от мирского жилья местах, сохранялось по традиции наименование П., хотя они - обычно после кончины их основателей - часто достигали значит. размера и возводились даже в первый класс. К числу наиболее известных П. принадлежат Саровская, Нило-Столобенская на оз. Селигер, Югская Дорофеева, Троице-Сергиева под Петербургом, Нило-Сорская и др. Распростран. топонимы "пустынь", "пустынька" напоминают о местах такого подвига в России. |
ПУТЬ ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ - упоминаемый в "Повести временных лет" водный путь (Балтийское м. - Нева - Ладожское оз. - Волхов - оз. Ильмень - Ловать - Днепр - Черное м.), соединявший Скандинавию с Византией в раннем средневековье. П. И. В. В. Г. сыграл важную роль в становлении др.-рус. государственности, в частности - в формировании раннегородских центров (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев). Летописные известия (а также сведения, содержащиеся в соч. визант. императора Константина Багрянородного "Об управлении империей") дают возможность рассматривать вост.-европ. участок П. И. В. В. Г. как основную водную магистраль общегосударственного значения, использовавшуюся для сбора дани, организации ополчения и пр. Прекращение функционирования П. И. В. В. Г. связано с началом периода феод. раздробленности и татаро-монг. нашествием (12-13 вв.). |
ПУЧА́Й-РЕКА́ - былинный топоним. В былине "Добрыня и Змей" - "свирепая река", огненная, купанье в ней угрожает гибелью. Вопреки запрету Добрыня Никитич купается, вызывает тем самым на себя Змея, бьется с ним. В миф. истоках П.-Р. - водная граница, отделяющая обычный мир от "иного" мира. В имени "Пучай" исследователи усматривали искаженное "Почайна", назв. р. в Киеве, в к-рой, по преданию, происходило первое крещение горожан. Отсюда - интерпретация сюжета "Добрыня и Змей" как рассказа о победе христ-ва над язычеством в Киевской Руси. |
ПУШКАРИ́ - артиллеристы в России 16-17 вв. Термин "П." утвердился в 1-й пол. 16 в. как часть (наряду со стрельцами) регулярного войска, делились на моск. и городовых. Как и стрельцы, комплектовались на добровольной осн. из вольных, служили пожизненно, служба была наследственной. Жили П. особыми пушкарскими слободами, беспошлинно могли заниматься ремеслами и торговлей. Находились в адм. подчинении у Пушкарского приказа, в боевом - у воеводы от наряда. Кроме службы у орудий, занимались изготовлением зелья (пороха), снарядов, фортификац. работами, несли караульную службу. Число П. в 17 в. достигало 5 тыс. чел. За службу, кроме права беспошлинной торговли, получали хлебное и ден. жалованье. В 18 в. с созданием регулярной армии были упразднены. |
ПУ́ШКИН - название г. Царское Село с января 1937, переименованного в связи со 100-летним юбилеем гибели А. С. Пушкина, учившегося в Царском Селе в лицее. |
ПУ́ШКИН Ал-др Ив. (1907-70) - артист и педагог балета. Учиться танцу начал в школе Н. Легата, окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1924 (кл. В. Пономарева). В 1925-53 артист Гос. акад. т-ра оперы и балета им. Кирова. Среди его ролей: Актеон ("Эсмеральда"), Юноша ("Шопениана"), Асак ("Ледяная дева"), Филипп, Жером ("Пламя Парижа"), Фрондосо ("Лауренсия"), Дезире, Голубая птица ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"). П. был танцовщиком, мастерски владевшим всем богатством классич. танца. Воспитал в Ленингр. хореогр. техникуме/уч-ще (1932-70) неск. поколений великолепных танцовщиков. Р. Нуреев, Н. Долгушин, М. Барышников прославили своего учителя. "Терпеливо, без нажима подводил он учеников к мысли о самовоспитании. Это помогало нам в дальнейшей самостоятельной работе. Наш наставник учил профессионализму большого масштаба" (Барышников). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПУ́ШКИН Вас. Львович (1766-1830) - поэт, прозаик, переводчик. Из дворян. семьи. Дядя А. С. Пушкина. Получил дом. образование; служил в Измайловском полку (1791-97); выйдя в отставку в чине поручика, поселился в Москве. В 1793 дебютировал в печати написанной в духе классицизма сатирой "К камину", однако вскоре переменил лит. ориентацию, примкнув к карамзинистам. В 1810-х гг. активно участвовал в полемике со сторонниками А. С. Шишкова, стал чл. об-ва "Арзамас" (1816). Эти годы - время наивысшей писательской популярности П., связанной гл. обр. с его посланиями и сатир. поэмой "Опасный сосед" (1811). В 1822 выпустил сб. "Стихотворения". П. сыграл заметную роль в жизни и раннем творчестве А. С. Пушкина, а в своих поздних сочинениях (неокон. поэма "Капитан Храбров", 1829-30 и др.) и сам испытал его влияние. |
ПУ́ШКИНСКИЕ ГО́РЫ - историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник в Псковской обл. Свое имя получил по поселку, в к-ром находится административный центр заповедника (П. Г., быв. Святые горы). В состав заповедника входят усадьбы Михайловское, Петровское, Тригорское, Святогорский мон. и ряд др. объектов. Центр заповедника - Михайловское, родовая вотчина Ганнибалов - Пушкиных. А. С. Пушкин впервые побывал в Михайловском летом 1817 - сразу после выпуска из Царскосельского лицея. В 1824 согласно высочайшему повелению Пушкин был выслан в родовое имение Михайловское на жительство. Ссылка продолжалась более 2-х лет - с 9 авг. 1824 по 4 сент. 1826. В Михайловском созданы четыре главы "Евгения Онегина", "Борис Годунов", поэмы "Цыганы" и "Граф Нулин", около сотни лирических стихотв., среди к-рых "Пророк", "19 октября", "Я помню чудное мгновенье..." После окончания ссылки Пушкин еще неск. раз приезжал в Михайловское. Также в заповедник входят усадьба Петровское (принадлежавшая в пушкинское время двоюродному деду поэта П. А. Ганнибалу, затем его сыну В. П. Ганнибалу) и усадьба П. А. Осиповой-Вульф Тригорское, где часто гостил поэт (здесь он встречался с А. Н. Вульфом, Н. М. Языковым, А. П. Керн и др.). Идея о восстановлении в первонач. виде пушкинской усадьбы и создания музея возникла еще в кон. 19 в., когда на средства, собранные от добровольных жертвователей по всей стране, усадьба Михайловское была выкуплена у наследников поэта. Бурные события начала века не обошли стороной эти земли, и в 1918 были сожжены все дворянские усадьбы в окрестностях. В 1920-е гг. спец. декретом пр-ва был создан Пушкинский заповедник, начались работы по восстановлению, была отстроена заново усадьба и открыт музей. Во время Вел. Отеч. войны линия фронта неск. раз проходила через Михайловское, и вновь были разрушены мн. постройки. Очередные восстановит. работы начались уже в апр. 1945, и с этого времени история заповедника неразрывно связана с именем С. С. Гейченко, ставшего его директором и остававшегося на этом посту более 40 лет. В наст. время П. Г., официально признаны нац. достоянием России. |
ПУ́ШКИНСКИЙ ДОМ - в СПб. Традиционное название Ин-та рус. лит-ры Рос. АН. |
ПУ́ЩИН Пав. Серг. (1789-1865) - ген.-майор, один из видных предст. раннего декабризма. Принадлежал к псковской ветви дворян. рода Пущиных. Выпускник Пажеского корпуса, офицер лейб-гвардии Семеновского полка. Участвовал в важнейших сражениях антинаполеоновских войн 1805-14, стал кавалером мн. орденов, был произведен в полк. В 1818-22 в чине ген.-майора командовал 2-й бригадой 16-й пех. див., в к-рой служили члены декабристского Союза благоденствия - В. Ф. Раевский, А. Г. Непенин, К. А. Охотников и др. В июле 1821 основал в Кишиневе масонскую ложу "Овидий", чл. к-рой был и А. С. Пушкин. Участие в этой ложе, тесно связ. с Кишиневской управой Союза благоденствия, а также открытая защита солдат, выступивших против палочной дисциплины, имели результатом увольнение в отставку 28 марта 1822. Впоследствии в полит. деят-ности не участвовал, на службу не возвращался. Был занесен в составл. по повелению Николая I "Алфавит декабристов", но к следствию привлечен не был. Жил в своем имении в Псковской губ. и у родственников жены в Одессе, где и скончался. Соч.: Дневник Павла Пущина, 1812-14 / Предисл., коммент, прил. В. Г. Бортневского. Л., 1987. |
ПФАНДЦЕ́ЛЬТ Лукас Конрад (1716-86) - нем. живописец и реставратор, приехал в Санкт-Петербург в 1743 и поступил на службу пом. придворного живописца Г. К. Гроота. С 1749 - хранитель и реставратор живописи в петерб. и загородных имп. дворцах, с 1764 - первый хранитель и реставратор живописи Эрмитажа. С именем П. связано зарождение техники реставрации масляной живописи в России. На протяжении четверти века П. занимался комплектов. и устройством экспозиций в Эрмитаже и загородных имп. дворцах, в т. ч. Картинного зала в Большом Царскосельском дворце и Верхнего зала в Петергофском Эрмитаже. П. выступил также в кач-ве копииста и писал самостоятельные портреты, хотя особыми живописными достоинствами они не отличались. П. был заметной фигурой на худож. рынке Санкт-Петербурга во 2-й пол. 18 в. как комиссионер по продаже картин и сам имел большую коллекцию произв. живописи и графики. |
ПЧЕЛА́ - один из важнейших эл-тов рус. мифологич. системы. Мифология П. особенно широко развернута в веснянках: П. прилетают как вестники весны или же как гл. персонажи, чье появление оказывается необходимым условием наступления весны - они "отпирают" весну или лето или же (замерзшую за зиму) землю, результатом чего опять-таки является наступление весны. Помимо очевидных эротич. соответствий (отпирание, откупоривание, результатом к-рого в конечном счете будет оплодотворение) здесь есть и более специальная мифологема, в полном виде представленная в хеттском мифе о Телепинусе - божестве плодородия: он исчезает, что, как и уход Персефоны в Аид, грозит бесплодием земле; П. посылают на его поиски, она находит его и жалит, Бог приходит в ярость (ср. ярые П., ярый воск и т. п.), его успокаивает богиня, имя к-рой означает "дух пчелиного роя". В рус. традиции этот мифологический комплекс отразился не только в мотиве прилета П. (из-за моря, из рая и т. п.), но и - в инвертированном виде - в тех песнях, где Бог посылает св. Зосиму и С авватия искать П., или архангел Гавриил посылает П. на Русь. (Зосима выступает как продолжение образа пчелиного бога, как нарицательное "зосима" - назв. улья с иконой Зосимы и Савватия, 17 апреля день Зосимы - пчелиный праздник). С др. стороны, на сюжетном уровне тот же мотив отражен в сказке о том, как выгоняют спрятавшуюся в доме (чужом, выгнав хозяев) "козу лупленную" - учитывая, что коза в ряде календарных ритуалов, вроде "хождения с козой", выступает как несомненный продуцирующий символ (сочетающий эротич. мотивы с открыто аграрным значением: "где коза ходит, там жито родит" и т. п.), ее изгнание симметрично возвращению Телепинуса. Более того, по-видимому, слова, родственные имени этого божества, сохранились в рус. Телепень, телепаться и т. п., описывающим, в частности, беспорядочное, хаотическое движение, характерное для П. внутри роя. Др. важный аспект мифологии П. - это их связь с мировым древом, именно с его серединой (мотив, нашедший отражение в белорус. пчеловодческой технике). В скандинавской мифологии именно с мировым деревом Иггдрасилем, пропитанным медом, связан мотив получения Одином поэтич. (и шаманского, прорицательного и т. п.) дара; тема меда в поэзии широко известна, в частности, в антич. традиции, откуда она прошла через европ. поэзию и получила новое развитие в поэзии "серебряного века", прежде всего у О. Мандельштама и Н. Гумилева (тема слов-пчел, "мед превративших в солнце", "ионийский мед" гомеровского эпоса, отразивший диалог Платона "Ион" и др. подобные темы). В рус. традиции нового времени сакральность П. осмысливается в первую очередь не через мед, а через воск. Косвенное влияние на позднейшую лит. судьбу этого мотива мог оказать тот факт, что П. стала гербом Наполеона; с др. стороны, как бы отталкиваясь от этого, Л. Толстой делает пчелиный рой прообразом правильного устройства общины. Лит.: Топоров В. Н. К объяснению нек-рых слав. слов мифологич. характера в связи с возможными древними ближневосточ. параллелями // Слав. и балканское языкознание. Проблема интерференции и языковых контактов. М., 1975; Иванов Вяч. Вс. Топоров В. Н. Слав. языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. |
ПЫ́ПИН Ал-др Ник. (1833-1904) - лит-вед, историк рус. обществ. мысли, рус. и слав. лит-ры и фольклора. Представитель либерал.-демокр. течения. Из саратовских дворян, двоюродный брат Н. Г. Чернышевского. Учился в Казанском (первый курс) и Петерб. (окончил в 1853) ун-тах. Магистерская дисс. - "Очерк лит. истории старинных повестей и сказок русских" была первым ист. иссл. рус. повести, причем нек-рые повести были открыты П. впервые. Был первым, кто занялся изучением апокрифов. После того как П. в нояб. 1861 по полит. мотивам подает в отставку с должности экстраординарного профессора, он активно участвует в издании "Современника", после закрытия к-рого в 1866 занимается переводами на рус. язык ист. и ист.-лит. произв., пишет вместе с В. Д. Спасовичем капитальную "Историю слав. литератур" (1865; 2-е изд. 1874-81). С момента основания "Вестника Европы" (1867) входит в его ред. и выступает как активный автор ж., в к-ром выходят его тр. "Обществ. движение в России при Александре I", "Характеристики лит. мнений от 1820-х до 1850-х гг.", "Белинский, его жизнь и переписка", "История рус. этнографии", "История рус. литературы", статьи по истории рус. масонства (вышли отдельной книгой в 1916) и др. Историю лит-ры П. рассматривает как историю течений, в истории ищет движущие соц. силы. Критически рассматривает славянофильство и теорию "офиц. народничества". В нач. 1870-х гг. АН избирает П. своим чл., но из-за противодействия мин. нар. просвещения Д. А. Толстого он не был утвержден в этом звании; повторно избран чл. Академии в 1897. Лит.: Барсков Я. Л. Список трудов акад. А. Н. Пыпина, 1853-1903. СПб., 1903; Сакулин П. А. Н. Пыпин, его научные заслуги и обществ. взгляды // Вестн. воспитания. 1905. № 4. |
ПЫ́ШКА - жареные мучные изделия из дрожжевого теста. Слово П. произошло от прилаг. "пышный", к-рое образовалось от сущ. "пыхъ" - пыхтение, дыхание (при брожении и выпечке тесто пузырится, "дышит"). |
ПЬЕ́ХА Эдита Станиславовна (род. 1937) - эстрадная певица (меццо-сопрано). Полька, родилась во Франции. Училась на филос. ф-те Ленингр. ун-та и в 1955 дебютировала как вокалистка в ансамбле "Дружба" А. А. Броневицкого. Первая исполнительница мн. песен В. П. Соловьева-Седого, А. И. Островского, О. Б. Фельцмана и др. Завоевала золотую медаль на фестивале в Софии и МИДЕМ в Каннах (1968). После 1976 организовала свой ансамбль. Красивый низкий голос, артистич. обаяние и неизменный вкус выделяют П. среди др. известных исполнительниц. Нар. артистка СССР (1988). |
ПЯТИАЛТЫ́ННЫЙ (пять алтынов) - монета достоинством в 15 коп., чеканка к-рой началась в 1760. В народе носила назв. "П." (пятиалтынник), до 1931 чеканилась в серебре, с 1931 по 1991 - в медно-никелевом сплаве. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЯ́ТНИЦКИЙ Митрофан Еф. (1864-1927) - собиратель и исполнитель рус. нар. песен, муз.-обществ. деятель, основатель и руководитель Рус. нар. хора (1910), впоследствии носившего его имя. Учился в Воронежском дух. уч-ще, брал уроки пения у Л. М. Образцова и К. Эверарди. С 1903 член Муз.-этнографич. комиссии при Моск. об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1902 создал Ансамбль нар. песни. Систематич. записывал и собирал нар. песни. Создание Рус. нар. хора было реализацией идеи концертного исполнения нар. песен в том виде, в каком они существуют в нар. быту (включая пляску и игровые моменты). По примеру хора П. впоследствии в СССР было создано множество профессиональных хоров. П. собрал богатую коллекцию редких рус. нар. инструментов и костюмов, переданную государству (1925). Опубликовал множество сборников записанных им нар. песен. В 1921-25 преподавал пение артистам драмы в 3-й студии МХАТ, где его учениками были Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ю. А. Завадский. Лит.: Дорохов Г. М. Е. Пятницкий - создатель Русского народного хора. Воронеж, 1950; Мартынов И. И. Государственный русский народный хор им. Пятницкого. М., 1953; Казьмин П. М. Страницы из жизни М. Е. Пятницкого. М., 1961. |