Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РАП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РАП")

Ра

РА - встречающееся у позднеантич. авторов назв. р. Волги. Использ. рус. поэтами 18-19 вв.

Рабин Оскар Як

РА́БИН Оскар Як. (род. 1928) - живописец. Учился в Академии иск-в (1946-48, Рига), Моск. гос. худож. ин-те (МГХИ) им. В. И. Сурикова (1948). В 60-70-х гг. - предст. неформального иск-ва. Автор пейзажей, жанровых композиций, лирич., иногда иронич. Творчески осмысливает традиции живопис. поисков рубежа 19-20 вв., использует приглуш. цветовую гамму. С 1978 живет в Париже. Осн. произв.: "Московский пейзаж" (1960); "Паспорт" (1964); "Отель Летон" (1979); "Парижский натюрморт" (1983).

Лит.: Транзит. Русское искусство между Востоком и Западом: Каталог выст. Нью-Йорк, 1989; Герман М. Париж: на исходе зимы // Иск-во Ленинграда. 1989. № 4. С. 43-52.

Раввин

РАВВИ́Н - эксперт в области иудейского религ. закона, а также должность в еврейской общине. Термин "Р." употребителен преимуществ. у европ. евреев. Институт Р. возник в средние века. Р. исполняет в общине обязанности главы духовного суда и наставника в вопросах религ. и соц. жизни общины. Звание Р. подразумевает опред. образование и посвящение в сан. Традиционно Р. избирается на свою должность рук-вом общины. Рус. законодательство попыталось реформировать раввинат, потребовав, чтобы Р. знали рус. язык и имели диплом казенного раввинского уч-ща. Только таким дипломированным Р. поручалось ведение записей актов гражд. состояния, приведение новобранцев к присяге и т. п. Так в России появился ин-т казенных Р. Однако еврейское население считало, что казенные Р. не разбираются в еврейских законах, не доверяло им. Параллельно с казенными Р. обязательно существовали т. н. духовные Р., к-рых по-прежнему избирала община, а в хасидских общинах назначал цадик.

Равелин

РАВЕЛИ́Н - в фортификации 15 - нач. 20 в. сооружение (обычно треугольной формы), располагавшееся перед крепостным рвом, в промежутках между бастионами. Использовалось для размещения огневых средств, прикрывавших участки крепостной стены от арт. огня и атак противника. Р. состояли из кам. (кирпичной) ограды с казематами или из рва и вала с кам. облицовкой. Примерами Р. могут служит Алексеевский и Иоанновский Р. в Петропавловской крепости в Петербурге.

Равноапостольные

РАВНОАПО́СТОЛЬНЫЕ - категория святых, служение к-рых уподобляется по значению или характеру апостольскому. Среди таких ревнителей христ. веры, насаждавших и утверждавших ее, - св. Константин Великий, вел. кн. Киевский Владимир, кн. Ольга.

Равноапостольные Ольга и Владимир. Икона 20 в.

Равноапостольные Ольга и Владимир. Икона 20 в.

Рагулин Ал-др Пав

РАГУ́ЛИН Ал-др Пав. (род. 1941) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963). Один из выдающихся защитников в хоккее с шайбой. Олимп. чемпион 1964, 1968, 1972. Чемпион мира 1963-71, 1973. Чемпион Европы 1963-70, 1973. На Олимп. играх, первенствах мира и Европы завоевал наиб. среди хоккеистов число медалей (27). Был признан лучшим защитником на чемпионате мира 1966. Чемпион СССР 1963-66, 1968, 1970-73.

Рада

РА́ДА - совет, собрание. Слово заимствовано из польск. яз. (rada - "совет"). В памятниках отмечается с 14 в. В нек-рых слав. яз. (белорус., укр., польском и др.) термин "Р." обозначает коллегиальный орган власти, полит. орг-цию и т. п. Ист. названия нар. собр. и советов представителей: на Украине, в Белоруссии, Литве и Польше, в России - напр., Переяславская Р. (1654, Украина), Избранная Р. (кон. 40-х - 50-е гг. 16 в., Россия), Черная Р. (1663, Украина), Белорусская Р. (1917-18), Центральная Р. (1917-18, Украина). В наст. время - Верховная Р. Украины (высш. законодат. орган страны; Р. нар. деп.; Р. министров - там же).

Радек Карл Бернгардович

РА́ДЕК Карл Бернгардович (наст. фам. Собельсон) (1885-1939) - парт. и гос. деятель; журналист. Родился во Львове, в семье учителя. Окончил Краковский ун-т, учился в Бернском и Лейпцигском ун-тах. С 1902 - чл. Польск. соц. партии (ППС); с 1903 - чл. РСДРП; с 1904 чл. Партии "Социал-демократия Королевства Польского и Литвы". Участник рев-ции 1905-07. Сотрудничал в с.-д. прессе. После Окт. рев-ции - зав. отд. Центр. Европы в НКИД и одновременно зав. отд. внеш. сношений ВЦИК. Участвовал в переговорах о мире с Германией в Брест-Литовске, был одним из лидеров "левых коммунистов", работал в Русско-Германско-Австрийской комиссии по делам военнопленных. В 1919-27 - на парт. работе. В 1927 исключен из ВКП(б) как участник троцкистской оппозиции, обвинен в антисов. деят-ности, сослан. В 1929 освобожден и вскоре восстановлен в партии. В 1936 вновь арестован и приговорен Воен. коллегией Верх. суда СССР к 10 годам лишения свободы. Погиб в заключении. В 1988 реабилитирован.

Радецкий Фед. Фед

РАДЕ́ЦКИЙ Фед. Фед. (1820-90) - воен. деятель, ген. от инфантерии (1877). Окончил Гл. инж. уч-ще и Академию Ген. штаба (1849). Служил на Кавказе, командовал див. С 1876 ком. 8-го армейского корпуса, с к-рым участвовал в рус.-тур. войне 1877-78, являясь нач. Южного отряда, оборонявшего перевалы через Балканы. В авг. 1877 войска Р. отбили тур. наступление, а затем выдержали изнурительное "Шипкинское сидение". В дек. 1877 окружил под Шипкой - Шейново корпус Вессель-паши и вынудил его к сдаче. В янв. 1878 командовал левой колонной при наступлении на Адрианополь. Личная храбрость и забота о солдатах способствовали популярности Р. Кавалер трех орденов св. Георгия, др. рус. и иностр. орденов, обладатель двух наградных зол. сабель "За храбрость". Поч. гражданин Полтавы и Петербурга. После войны командовал корпусом и войсками Киевского воен. округа (1888-89).С 1889 чл. Гос. совета.

Радзивиллы

РАДЗИВИ́ЛЛЫ - княж. род Вел. кн-ва Литовского и Речи Посполитой, в 18-20 вв. - России и Пруссии. Первый исторически достоверный носитель фам. Р. - Николай Р. (? - 1477), воевода Троцкий и каштелян виленский. Виленский воевода и канцлерлитовский Николай III Р. (? - 1522) получил титул кн. Свящ. Римской империи, распростр. в 1547 на весь род. В 15-18 вв. Р. - могуществ. "стлупы (столпы) панства литовского"; владели поместьями, замками, местечками и даже городами, содержали регулярное войско, занимали высшие посты в гос-ве и фактически пользовались правами вел. князей. Юрий Р. (1480-1541), по прозв. Victor (Победитель), вел. гетман литовский, одержал 30 побед. Его сын Николай Р. Рыжий (1512-84) - виленский воевода (1566-84), литовский канцлер и вел. гетман (1553-66 и с 1576); отстаивал интересы Литвы при заключении Люблинской унии 1569, руководил выработкой Лит. Статута (до 1579); кальвинист, способствовал распространению идей Реформации в Литве; участник Ливонской войны. Его двоюродный брат Николай Р. Черный (1515-65) - виленский воевода (1551-65) и литовский канцлер (1560-65); кальвинист, на свои средства открыл две типографии, издал изложение основ кальвинизма на рус. яз. и т. н. "Радзивиллову библию" на польском. Христофор Р., по прозвищу "Гром" (1547-1603) - сын Николая Р. Рыжего, вел. гетман литовский, виленский воевода (с 1584), участник всех войн Стефана Батория. Сын Николая Р. Черного - Николай Христофор Сиротка Р. (1549-1616) - виленский воевода, маршалок земский; ранен в 1579 под Полоцком; перешел в католичество, известен как меценат. Его брат Юрий Р. (1556-1600) - католик, еп. виленский, затем краковский, кардинал (1584), папский нунций в Польше (1592), преследовал протестантов. Христофор Р. (? - 1640) - виленский воевода (с 1633) и литовский вел. гетман (с 1635); участник рус.-польск. войны 1632-34 и заключения Поляновского мира; добивался сохранения привилегий Литвы на переговорах с Польшей. Аналогичную политику проводили Альбрехт-Станислав Р. (1595-1656) - литовский канцлер (1623), католик, борец против "разноверия", автор соч. о Речи Посполитой кон. 16 - 1-й пол. 17 в. Януш Р. (1612-55), сын Христофора Р., виленский воевода (1653), литовский вел. гетман (1654); руководил карательной экспедицией в Белоруссию (1648-49) и на Украину, в 1651 занял Киев. В 1654-55 разбит рус. войсками. После вступления рус. армии в Вильно, а шведской - в Варшаву (1655) вместе с др. аристократами подписал Кейданский (Кедайнский) договор о переходе Литвы под протекторат Швеции. Кароль-Станислав Р. (1734-90), по прозв. "Пане-Коханку", после занятия родового имения рус. войсками эмигрировал за границу и примкнул к Барской конфедерации. В 1774 вынашивал планы использования Е. Таракановой в борьбе с Екатериной П. Позднее вернулся в Россию и был прощен императрицей.

Радимичи

РАДИ́МИЧИ - вост.-слав. племя. Назв. пошло, судя по летописи, от имени родонач.: "Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а от него прозвались радимичи..." По мнению В. В. Седова, первонач. Р. занимали терр. Верх. Поднестровья, затем, в 8-9 вв., переселились в Посожье. Управлялись плем. вождями, имели свое войско. В сер. 9 в. платили дань хазарам (освобождены от нее киев. кн. Олегом в 885). Взаимоотношения с киев. князьями до кон. 10 в. сводились гл. обр. к выплате им дани. При Владимире Святославиче в 984 Р. были разбиты авангардом киев. войск во главе с воеводой Волчий Хвост на р. Пищань (у совр. Славограда) и с этого времени полностью утратили самостоятельность. Последний раз упомянуты в летописи 1169 не как отд. Самостоят. племя, а в качестве этногр. единицы вост. славянства. Материальная культура Р. 9-13 вв. довольно полно изучена археологами благодаря раскопкам, в первую очередь курганных могильников. Считается, что этногр. признаком др.-рус. радимичского женского головного убора было семилучевое височное кольцо.

Лит.: Седов В. В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982. С. 151-157.

Радин Леон. Петр.

РА́ДИН Леон. Петр. (1860-1900) - химик, поэт. Сын купца. Окончил Петерб. ун-т (1888), был одним из любимых учеников Д. И. Менделеева; оставил ряд трудов по виноделию. Увлекшись идеологией народничества, бросил гос. службу и стал учителем в воскресных школах для рабочих. С 1894 - в с.-д. движении. В 1895 создал портативный мимеограф для подпольных типографий. В 1896 - один из рук. моск. "Рабочего союза". Был арестован и сослан. Лирика Р. - по преимуществу рев. песни. Наиб. известны: "Смело, товарищи, в ногу" (1896) и "Смелей, друзья, идем вперед", к-рые стали самыми популярными в марксистских кружках, а первая вошла в историю как своего рода гимн рев. пролетариата.

Радин Ник. Мариусович

РА́ДИН (наст. фам. Казанков) Ник. Мариусович (1872-1935) - акт., реж. Предст. династии Петипа - сын актера М. М. Петипа и внук балетм. М. И. Петипа. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та, выступал в любительских спектаклях. В 1902-03 принимал участие в гастрольной поездке В. Ф. Комиссаржевской уже как профессион. актер. В 1903-07 служил в т-ре Корша (Москва), где прошел хорошую школу актерского мастерства. Р. обладал прекрасными внешними данными, хорошим вкусом, изящными манерами, его сценич. создания отличала благородная простота и непринужденность. Он одинаково легко и естественно чувствовал себя и в салонных комедиях, где его безусловное природное обаяние и элегантность обеспечивали успех у зрителя, и в серьезной драме. Диапазон его ролей был чрезвычайно широк - от Островского до Шекспира. В 1908-11 Р. работал в антрепризе М. Ф. Багрова в Одессе. Среди его ролей: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"); Петруччио, Бенедикт ("Много шума из ничего"). В 1911-14 Р. играл в т-ре Соловцова в Киеве. Роли: Тартюф, Дон Жуан в пьесах Мольера, Каренин в "Живом трупе". Не имея спец. образования, Р. постоянно работал над совершенствованием своего мастерства, добиваясь жизненной правды и стремясь максимально передать авторский стиль и глубинное содержание пьесы. Современники считали Р. мастером перевоплощения, отмечали виртуозность в ведении диалога и отделке деталей. В 1914 Р. вернулся в Москву, где сначала выступал на сцене Моск. драм. т-ра Е. М. Суходольской (Хиггинс в "Пигмалионе", Джон Уортинг в "Легкомысленной комедии для серьезных людей" Уайльда), а в 1918-32 - в т-ре Б. Корш, где был не только актером, но и реж. и даже нек-рое время - худож. рук. Наиб. серьезной постановкой Р. была пьеса Ф. Вольфа "Цианистый калий". В этот период Р. играл Альцеста ("Мизантроп"), Дона Сезара де Базана ("Рюи Блаз"), Сирано де Бержерака в одноименной пьесе, Шпекина ("Ревизор"), Берлюро ("Торговцы славой" в собств. постановке), Кюре ("Ремесло г-на кюре" в собств. пост.), Гранатова ("Человек с портфелем"), Берсенева ("Разлом") и др. Последние три года жизни Р. - артист Малого т-ра. Роли: Звездинцев ("Плоды просвещения"), Болингброк ("Стакан воды"), Захар Бардин ("Враги") и др.

Соч. и лит.: Николай Мариусович Радин. Автобиография. Статьи. Выступления. Письма. Статьи и воспоминания о Н. М. Радине. М., 1966.

Радищев Ал-др Ник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Радлов Вас. Вас.

РА́ДЛОВ Вас. Вас. (Фридрих Вильгельм) (1837-1918) - востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, один из основоположников сравн.-ист. изучения тюрк. языков. Акад. Петерб. АН (с 1884), оказавший огромное влияние на развитие тюркологии в России и за ее пределами. Закончил Берлинский ун-т. На формирование Р. как востоковеда особенно заметное влияние оказал В. Шотт, под рук-вом к-рого Р. занимался монг., татар., маньчжур., кит. языками. В связи с увлечением урало-алт. яз. Р. в 1858 отправляется в Россию. Выделяются три периода в его жизни и научно-пед. деят-ности: 1) 1859-71 (Алтай) - сбор и накопление лингв., фольклорного, этногр. мат-ла по тюркам Алтая и Зап. Сибири; 2) 1871-84 (Казань) - науч., пед. и адм. деятность; 3) 1884-1918 (Петербург-Петроград) - дешифровка и издание памятников тюрк. письма, иссл. уйгурской письменности, классификация тюрк. языков, сохраняющая известное значение и поныне. Р. был дир. Азиат. музея (1885-90) и Музея антропологии и этнографии (1894-1918), пред. правл. Об-ва изуч. Сибири и улучшения ее быта (1908-18); активный деятель Рус. геогр. об-ва, Рус. археологич. об-ва и т. д.

Соч.: Образцы народной литературы тюркских племен: В 10 ч. СПб., 1866-1907; Кудатку-билиг. СПб., 1890; Опыт словаря тюркских наречий: В 4 т. М., 1963; Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989.

Лит.: Самойлович А. Н. Памяти великого тюрколога академика В. В. Радлова: (К 100-летию со дня рождения) // Революция и письменность. 1937. № 2. С. 79-81; Дулина Н. А. Хронологический перечень трудов В. В. Радлова и литературы о нем // Тюркологический сборник. М., 1971. С. 261-275.

Радлов Ник. Эрнестович

РА́ДЛОВ Ник. Эрнестович (1889-1942) - теоретик иск-ва, критик, педагог. Сын Э. Л. Радлова. Автор статей в ж. "Аполлон" и "Мир иск-ва", посвященных графич. иск-ву, теории рисунка и "петербургскому стилю". Р. основал учение о плоскостной и объемной зрительных установках и соответствующих им способах изображения.

Радлов Сер. Эрнестович

РА́ДЛОВ Сер. Эрнестович (1892-1958) - театр. режиссер-новатор. Сын Э. Л. Радлова. Учился в студии В. Э. Мейерхольда. Организатор Т-ра народной комедии (1920-1922, Петроград). Стремился к возрождению традиции балагана и комедии масок. Член лит. группы "эмоционалистов". Участвовал в постановках рев. массовых празднеств. С 1929 - рук. Молодого т-ра (с 1939 - т-р им. Ленсовета). В 1931-34 - худож. рук. Лен. академ. т-ра оперы и балета. Известен постановкой "Короля Лира" в Моск. евр. т-ре (1935). В начале войны, оказавшись в эвакуации на Северном Кавказе, в 1942 из-за болезни жены не смог выехать из Пятигорска до занятия его нем. частями и был вывезен в Германию, где ставил спектакли для "остарбайтеров". В 1944-45 в Париже; после войны вернулся в Москву, где был арестован и осужден на 9 лет лагерей. Освобожден в 1953, последние годы жизни работал в рус. т-рах Даугавпилса и Риги.

Лит.: Бушуева С. Шекспир у Радлова // Споры в театре. Сб. науч. тр. СПб., 1992. С. 22-54; Золотницкий Д. С. Э. Радлов: Из шекспириады тридцатых // Там же. С. 55-162.

Радлов Эрнест Львович

РА́ДЛОВ Эрнест Львович (Леопольдович) (1854-1928) - философ, ученик и последователь Вл. Соловьева. Историк философии, пропагандист филос. знаний. Автор сыгравшего большую просветительскую роль и до сих пор не утратившего значения "Философского словаря" (1904, 2-е изд. - 1913). Редактор филос. отд. "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона. Переводчик "Этики" Аристотеля. Под его ред. вышел первый рус. перев. "Феноменологии духа" Гегеля. Один из видных деятелей Петерб. филос. об-ва, ред. ж. "Мысль". Пом. директора, а в 1917-24 - директор Петерб. Публичн. б-ки. В 1919-22 выступал с лекциями в Вольной филос. академии в Москве. Чл.-корр. АН с 1920, в 1928 был представлен группой ученых к избранию в действ. чл. АН СССР, подвергся в газетах поношению как "воинствующий философ религиозного мировоззрения" и был вынужден снять свою кандидатуру.

Соч.: Владимир Соловьев: Жизнь и учение. СПб., 1913; Очерки истории русской философии. Пг., 1920.

Радлова Анна Дм

РА́ДЛОВА Анна Дм. (1891-1949) - поэт, переводчик. Р. (урожд. Дармалатова) родилась в Петербурге; окончила Бестужевские курсы. Первая публикация в 1916 в ж. "Аполлон". В первое послерев. пятилетие вышли три кн. стихов Р. - "Соты" (1918), "Корабли" (1920), "Крылатый гость" (1922). События рев-ции трактовались Р. в апокалиптическом духе. В 1923 Р. вместе со своим мужем, известным реж. С. Э. Радловым, поэтами М. А. Кузминым и Ю. Юркуном вошла в группу эмоционалистов, однако в дальнейшем отошла от стихотворчества и занялась переводами (Шекспир, Марло, Жид, Мопассан). В 1942 Р. была эвакуирована из Ленинграда в Пятигорск вместе с т-ром им. Ленсовета. После оккупации Пятигорска труппа т-ра была депортирована в Германию. В 1944-45 Р. жила во Франции; после войны Р. и ее муж вернулись в Москву, где были арестованы и осуждены на 9 лет лагерных работ. Р. умерла в лагере, посмертно реабилитирована в 1958.

Радуница

РА́ДУНИЦА, РА́ДОНИЦА - навий день (от "навь" - покойник), родительский день - вторник на послепасхальной (Фоминой) неделе, праздник поминовения предков у вост. славян. В нек-рых местах Р. наз. понедельник, а навьим днем - вторник на Фоминой неделе. В основе праздника церковь видит воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад к душам умерших на 2-неделе после Воскресения. Повсеместно в России принято было днем посещать кладбища. На могилы приносили поминальную еду (кутья, яйца, блины и пр.) и питье (вино, пиво, брагу). Угощение частью съедалось, часть оставлялась на могилах, причем вино, масло, пиво выливали на огильный холм. Обязательным в обряде было целование креста и могил и катание по могилам крашеных яиц или закапывание их в землю. Священники служили на могилах панихиды, во время к-рых женщины громко причитали. Мужчины нередко приходили позднее - непосредственно к тризне, включавшей, помимо ритуальной еды, непременное веселье (отсюда этимология Р. как дня, радостного для покойников и живых людей), переходившее в разгул и "беснование". Посещение кладбищ не освобождало крестьян от с.-х. работ, поэтому говорили: "На Р. утром пашут, днем плачут, а вечером скачут". Связь покойников с урожаем и плодовитостью скота отразилась в распростр. обычаях: "вывози навоз в родительску, хлеб уродится"; блинами радуницкими кормили овец, чтобы они благополучно ягнились.

Радунский Ал-др Ив

РА́ДУНСКИЙ Ал-др Ив. (1912-82) - артист бал., балетмейстер. Окончил Моск. Театр. уч-ще в 1930, в 1930-60 артист Большого т-ра. Среди его партий: Каталабют ("Спящая красавица"), Коппелиус ("Коппелия"), Король мышей ("Щелкунчик"), Хан ("Конек-Горбунок"), Капитан ("Красный мак"), Эгль ("Алые паруса"), Гаспар ("Три толстяка"), Капулетти ("Ромео и Джульетта"), Царь ("Конек-Горбунок"). Превосходный мимич. артист с выразит. жестом и пластикой. Особенно удавались Р. комедийные роли. Поставил в Большом т-ре балеты - совм. с Н. Попко и Л. Поспехиным: "Аистенок" (1937), "Светлана" (1939), "Алые паруса" (1942) и самостоятельно - "Конек-Горбунок" (1960). В 1949-62 балетм.-репетитор Большого т-ра, в 1962-65 гл. балетм. Ансамбля песни и пляски Сов. армии.

А. И. Радунский в роли Царя. Балет «Конек-Горбунок»

А. И. Радунский в роли Царя. Балет «Конек-Горбунок»

Раевский Вл. Федосеевич

РАЕ́ВСКИЙ Вл. Федосеевич (1795-1872) - поэт, публицист, мемуарист. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1803-11) и 2-го кадетского корпуса в Петербурге (1811-12). Участник Отеч. войны 1812 (за Бородино награжден зол. саблей "За храбрость") и загран. походов 1813-14; 1821 - майор. Чл. масон. Кишинев. ложи "Овидий". Декабрист, чл. "Союза благоденствия" (1819) и Юж. об-ва. Первым среди участников декабристского движения стал жертвой правительств. репрессий: в 1822 по обвинению в пропаганде среди солдат был арестован и заключен в крепость, в 1827, после 6-летнего одиночного заточения, приговорен к ссылке в Сибирь. В 1856 амнистирован. С полит. деят-ностью Р. связаны его публицистика (статьи "О рабстве крестьян и необходимости скорого преобразования в России", 1820; "О солдате", 1822) и поэзия, ведущее место в к-рой занимает гражд. тема ("Песнь воинов перед сражением", между 1812 и 21; "Мое прости друзьям", 1817; "Смеюсь и плачу", кон. 1810 - нач. 20-х гг. и др.). Вершиной лирики Р. стали произв., созданные после ареста. Они широко распространялись в списках. В ответ на написанные Р. в заключении стихи "К друзьям в Кишинев" и "Певец в темнице" (оба 1822) А. С. Пушкин адресовал ему послания: "Не тем горжусь я, мой певец" и "Ты прав, мой друг, напрасно я презрел". В ссылке Р. писал мало. Из произв. тех лет особенно примечательно стихотв. "Мой милый друг, твой час пробил" (1848), содержащее обращение к новому поколению.

Раёк

РАЁК - один из видов фольклорного т-ра, ярмарочное зрелище гл. обр. в 18-19 вв., распростр. в ряде европ. стран, в т. ч. и в России. По описанию Д. А. Ровинского, Р. - "это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри ящика перематывалась с одного катка на другой длинная полоса с доморощ. изображением разных городов, великих людей и событий. Зрители, "по копейке с рыла", глядели в увеличит. стекла, - раешник передвигает картинки и рассказывает присказки с пояснениями и прибаутками к каждому "номеру", часто очень замысловатые". Ящик расписывался яркими красками и украшался фигурками, флажками и т. д.

Представления приурочивались обычно к ярмаркам, праздничным гуляньям и массовым сборищам. Успех Р. во многом зависел от иск-ва раешника, к-рый должен был завлекать зрителей, рекламируя представление и одновременно веселя публику. Раешные тексты (как правило, рифмованные) содержали обычно немалую долю юмора, балагурства, сатиры и даже высказывания на злободневные темы. В раешных картинках фигурировали рус. города ("А вот извольте видеть, господа, андерманир штук - хороший вид. Город Кострома горит..."), города Европы ("Вот французский город Париж, приедешь - угоришь..."), истор. лица ("А вот андерманир штук - другой вид: Петр Первый стоит. Государь был славный, Да при том же и православный. На болоте выстроил столицу..."), события ("А вот отрадная картина для русских взоров: наш родной герой Суворов переходит Чертов мост. Ура! Бери в штыки"), бытовые истории. Считается, что само название "Р." появилось благодаря серии картинок о "райском действе" (грехопадении Адама и Евы в раю).

Раёшный стих

РАЁШНЫЙ СТИХ - в рус. стихосложении - акцентный стих с парной рифмовкой, в к-ром рифмующаяся пара обычно составляет синтаксич. единство; число слогов и число ударений в Р. С. неурегулировано; эквивалентом стихотв. метра является рифма, только она отмечает границы стихов: Подходите, подходите, / Да только карманы берегите / И глаза протрите!.. / А вот и я, развеселый потешник, / Известный столичный раешник, Картинки верчу-поворачиваю, / Публику обморачиваю, / Себе пятаки заколачиваю!..

Р. С. широко использовались и в устной поэзии - в свадебных приговорах, лубке, выкриках уличных торговцев и разносчиков, прибаутках балаганных дедов ("Вот что, милые друзья, я приехал из Москвы сюда, из гостиного двора - наниматься в повара; только не рябчиков жарить, а с рыжим по карманам шарить..."). Р. С. написаны сцены из простонародной драмы "Царь Максимильян", использовался он и в лит-ре 17-18 вв., хотя и не получил здесь большого распространения (вирши И. Катырева-Ростовского, И. Наседки, интермедии петровского времени). Традицию Р. С. продолжил в 19 в. А. С. Пушкин своей "Сказкой о попе...", непосредств. Ориентиров. на народный стих. В дальнейшем использование Р. С. в лит-ре встречается крайне редко (фельетонный раешник Д. Бедного, стихи и сказки для детей С. Федорченко).

Разбойничий фольклор

РАЗБО́ЙНИЧИЙ ФОЛЬКЛО́Р - разнообразные по характеру и жанровой принадлежности поэтические произв. песенного и устного нар. творчества, тематич. связанные с разбойничеством. Р. Ф. включает в себя два типа произв. В одних (баллады и местные предания) говорится о жестоких делах разбойников, о кровавых конфликтах ("Разбойники и сестра", "Жена разбойника"). В других преобладает идеализир., возвышенно-поэтич. изображение разбойников как "вольных людей", "удалых молодцев", бунтарей и страдальцев. Они свободно гуляют по Волге, бросая вызов властям, нападают на представителей царской администрации ("Что пониже было города Саратова"; "Вниз по матушке по Волге"; "Ты взоди-ка, взоди, солнце красное..."); песни этого типа близки к фольклору о Степане Разине, о казачьей вольнице. Их часто называют "удалыми песнями". К ним примыкают песни о печальной участи разбойников: их хватают, заточают в тюрьму, где они ожидают казни, горько размышляя о своей судьбе ("Не шуми, мати зеленая дубравушка..."; "Не былинушка в чистом поле зашаталася"). В нек-рых песнях разбойничьи подвиги описываются со значит. долей юмора и издевки по адресу жертв нападений ("Усы"; "Хороша наша деревня"). Популярная нар. драма "Лодка" - произв., также относящееся к Р. Ф. Он нашел широкое отражение и в рус. худож. лит-ре ("Капитанская дочка" и "Дубровский" А. С. Пушкина).

Разборные песни

РАЗБО́РНЫЕ ПЕ́СНИ (разводные) - песни, к-рыми заканчивались хороводы и игры. Обычные мотивы Р. П. - расставание пар, сопровождаемое ритуальным поцелуем, иногда обменом кольцами ("С кем ходили, с кем гуляли - расходились, целовались!").

Разговорная речь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Разин Степ. Тим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Разменная Монета

РАЗМЕ́ННАЯ МОНЕ́ТА - неполноценная мелкая монета, предназнач. для расчетов с макс. точностью, в отличие от полноценной ходячей монеты. Условия хождения Р. М. (быстрая оборачиваемость, износ) требуют менее ценных материалов, номинал монеты может превышать стоимость материала, из к-рого она изготовлена. Разница между тем и другим, включая и расходы на чеканку, составляет доход от чеканки монеты. Чаще всего Р. М. чеканится из недрагоц. металлов. Деление монет по достоинству осуществляется в соотв. со структурой цен.

Размер

РАЗМЕ́Р - количеств. характеристика тактового метра, показывающая число счетных единиц (долей) в такте. В нотном письме фиксируется в виде дроби без черты, где числитель обозначает число ритмических единиц (долей) в такте, а знаменатель - их длительность (напр., 2/4, 3/8 и т. п.)

Размер стихотворный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Разумовские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Разумовский Ал. Григ

РАЗУМО́ВСКИЙ Ал. Григ. (1709-71) - фаворит имп. Елизаветы Петровны, граф, ген.-фельдмаршал. Род. в семье реестрового казака Григория Розума на хуторе Лемеши. В детстве пас крест. стадо, грамоте учился у сельского дьячка. Пел в церк. хоре, где его внешность и голос обратили на себя внимание случайного слушателя, петербургского полк. Вишневского, к-рый и привез Р. в столицу и определил в придворный хор, где его очень быстро заметила Елизавета Петровна. Осыпанный щедротами фаворит не вмешивался в гос. дела, используя свое влияние на Елизавету лишь для помощи многочисленной родне и для поддержки малорос. старшины. Р. довольно спокойно относился к постоянным сердечным увлечениям своей царственной супруги и умел сохранять хорошие отношения с самыми разными людьми из ее окружения. Многочисленные придворные бури почти не затрагивали Р. Он оставался первым человеком при Елизавете до самой ее кончины, ладил с Петром III, сумел расположить к себе Екатерину II.

Разумовский Кир. Григ

РАЗУМО́ВСКИЙ Кир. Григ. (1728-1803) - гетман Малороссии, граф, брат А. Г. Разумовского. С 1743 по 1745 в сопровождении данного ему в наставники Г. Н. Теплова Р. путешествует по Европе, куда он отбыл для получения образования и где хорошо усвоил привычки и светские манеры придворного щеголя. Красавец, богач, кумир фрейлин и аристократических дам, Р. становится любителем и душою придворных маскарадов и великосветских кутежей. В 1746 Елизавета назначает его през. АН, а в 1750 - гетманом Малороссии. В гетманской резиденции в Глухове Р. жил и вел себя как самодержавный монарх: жаловал земли, раздавал аренды, должности, связанные с доходами, замещал почетные и доходные должности своими многочисленными родственниками и т. п. Активно содействовал развитию укр. культуры. После воцарения Екатерины II Р. попытался предпринять действия, направленные на возвращение Укр. ее старинных прав; это привело к тому, что императрица, не без влияния Теплова, в 1764 упразднила гетманство и, как следствие, свела на нет перспективу возможной независимости. Произвед. в ген.-фельдмаршалы Р. окончательно забросил дела, хотя и продолжал числиться през. Академии и членом Гос. совета. Он доживал свою жизнь в роскошных дворцах Петерб. и Москвы, фактически не имея никакого доступа к гос. делам.

Раич Сем. Егор.

РА́ИЧ Сем. Егор. (1792-1855) - поэт, переводчик, критик, журналист, педагог. Сын священника Амфитеатрова. Учился в Севской и Орловской дух. семинариях, где, по традиции, и избрал себе новую фамилию. В качестве вольнослушателя прошел курс этико-полит. отд. Моск. ун-та (1815-18), а в 1822 окончил ун-т (словесное отд.) и защитил магистерскую дисс. До 1821 был чл. "Союза благоденствия". Рано начал частную пед. деят-ность (наставник Ф. И. Тютчева, А. Н. Муравьева). В 1822 основал лит. кружок, часть чл. к-рого вскоре вошла в Об-во любомудрия. В 1827-31 преподавал словесность в Моск. ун-тском Благородном пансионе (среди его учеников был М. Ю. Лермонтов), позднее преподавал в Александровском ин-те и др. уч. заведениях Москвы. Издатель альманахов "Новые Аониды" (1823) и "Северная лира" (1827, совм. с Д. П. Ознобишиным), ж. "Галатея" (1829-30, 1839-40), близкого филос. романтизму. Характер поэтич. творчества Р. во мн. определяется его приверженностью лат. и итал. лит-ре и яз., тяготением к эксперименту в обл. формы. В 1821 он опубликовал пер. "Георгик" Вергилия, затем выступил с пер. "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо (1828) и "Неистового Орландо" Л. Ариосто (1832-37, неоконч.). В ранней оригин. лирике Р. преобладали анакреонтические мотивы, позднее он разрабатывал тему художника ("Жалобы Сальватора Розы", 1831; "Жаворонок", 1838 и др.). В поэме "Арета" (опубл. 1849), имеющей личный подтекст, обратился к судьбе язычника-римлянина, пришедшего к христианству.

С. Е. Раич

С. Е. Раич

Рай

РАЙ - в христианстве - сооб-во избранников в блаженной вечной жизни. Само сл. Р. имеет персидское происхождение и означает "сад". У персидских вельмож и царей были обширные парки со зверями, предназнач. для охоты. Представление о Р. и блаженстве находящихся в нем людей характерны для мн. народов. Так, у персов, исповедовавших зороастризм, благочестивые почитатели Ормузда, выполняющие все требования религии, после смерти попадают в светлое место, в царство Ормузда, т. е. в Р. Представление греков о золотом веке и райском блаженстве первых людей в наиб. полном виде выражены в "Трудах и днях" Гесиода. У др. греков существовало представление об Элизиуме, где после смерти живут герои, праведники и благочестивые люди.

В библейской Кн. Бытия Р. названо место пребывания первого человека: "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке и поместил там человека, которого создал" (11, 8). В др. местах Библии Р. наз. "садом Божьим" или "садом Эдема", а также просто Эдемом. Поток, орошавший Эдем, был источником четырех рек - Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. Комментаторы Библии полагают, что библейский Р., несомненно, находился где-то в южной части Месопотамии, между Вавилоном на севере и Персидским заливом на юге.

Небесный Р. у христиан - это царство, уготованное Богом от начала мира, где в ожидании воскресения и всеобщего суда обитают души праведников и святых, не зная болезней и печалей и ощущая лишь блаженство и радость. Упоминание о Р. в Св. Писании весьма кратки, в Н. Завете Иисус Христос наз. его "домом отца моего". Апокалипсис Иоанна рисует Р. небесным Иерусалимом, городом без печали и смерти. В Св. Писании Р. назван "святым местом", "местом славы", "царством небесным", "лоном Авраамовым" и т. п. Отцы Церкви учат, что души святых в райских обителях пользуются их благами не одинаково, а соотв. их достоинству. Святые, находящиеся в Р., молятся о живых и не достигших праведности умерших. Учение о Р. окончательно было возведено в догмат церкви Халкедонским (451) и 2-м Никейским соборами. Протестанты критиковали представление о существовании Р. только на небесах, говоря о всеприсутствии Бога. Католичество считает Чистилище промежуточным звеном между раем и адом, в к-ром души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягченные смертными грехами, проходят через очищающий огонь. Православие не признает Чистилища. Учение о Р. резюмируется Православной Церквью в литургич. пам. и погребальных молитвословиях. Попытки нек-рых правосл. богословов трактовать Р. в аллегорич. духовном понимании отвергнут совр. офиц. православием. Образ небесного Р. и небесного города Иерусалима стал одним из наиб. ярких образов в христ. иск-ве, лит-ре и философии.

Райзман Юл. Як

РА́ЙЗМАН Юл. Як. (1903-94) - кинореж., нар. артист СССР (1964), Герой соц. труда (1973). Постановщик более 20 полнометр. ф., соавтор сценариев в нек-рых из них, проф. ВГИКа. Учился на лит.-худ. ф-те Моск. ун-та, в кино с 1924. Был асс. реж. на ф. Я. Протазанова "Процесс о трех миллионах" (1926), "Сорок первый" (1927). Вместе с ним снимался в комедии В. Пудовкина "Шахматная горячка" (1925). Дебют в качестве реж.-постановщика - ф. "Круг" (1927, совм. с А. Гавронским). Ф. "Земля ждет" (1930) был озвучен шумами и музыкой. В предвоен. годы поставил ф. "Летчики" (поч. грамота на МКФ в Москве, 1935), "Последняя ночь" (гл. приз на Международ. выставке в Париже, 1937), "Поднятая целина" (1939, первая экранизация 1-й ч. ром. М. Шолохова). Ф. "Машенька" (сценарий Е. Габриловича), снимавшийся перед войной, вышел на экран в 1942 и имел счастливую экранную судьбу, многократно возобновляясь в прокате в послевоен. годы. Лирич. рассказ о судьбах простых людей выделялся в потоке официозных постановочных ф. с ходульными героями, вызывая у зрителя сочувствие и понимание. Р. работает также над док. ф., смонтир. из хроники воен. лет, - "К вопросу о перемирии с Финляндией" (1944) и "Берлин" (1945). Лирическая комедийная лента "Поезд идет на восток" (1948) была подвергнута критике в прессе тех лет как "безыдейная" и "бессодержательная". А откровенно пропагандистский "Кавалер Золотой Звезды" (1950, по ром. С. Бабаевского), напротив, признавался достижением сов. кинематографии. В 1949 на Рижский к/ст Р. снимает ф. "Райнис". Новый период творчества Р. начинается с ф. "Урок жизни" (1955). Дилогия об отце и сыне Губановых (сценарий Е. Габриловича, "Коммунист", 1957; "Твой современник", 1968) стала наст. событием обществ. жизни. Неск. ф. снято по сценариям А. Гребнева - "Визит вежливости" (1972), "Частная жизнь" (1982) и др. В ф. Р. правдиво и точно воссоздан дух времени, тщательно обрисованы характеры киногероев, предельно достоверны гражд. и психол. мотивы их поступков. В ф. Р. наиб. Значит. свои роли в кино сыграли Е. Урбанский ("Коммунист"), И. Владимиров и Н. Плотников ("Твой современник"), И. Купченко ("Странная женщина"), М. Ульянов ("Частная жизнь"), В. Алентова ("Время желаний").

Лит.: Зак М. Юлий Райзман. М., 1962; Рыбак Л. В кадре - режиссер. М., 1974.

Райкин Арк. Исаак

РА́ЙКИН Арк. Исаак. (1911-87) - актер, нар. арт. СССР (1968), лаур. Лен. премии (1980), Герой соц. труда (1981). Один из крупнейших представителей жанра рус. сатирич. миниатюры на сцене и в кино. Родился в Риге. Во время 1-й мир. войны переехал с родителями в Рыбинск, а в 1922 - в Петроград. Учился в Ленингр. Ин-те сценических иск-в. На сцене с 1935. Работал в Ленингр. т-ре раб. молодежи (ТРАМ), т-ре имени Лен. Комсомола. С 1939 актер, с 1942 худ. рук. Ленингр. т-ра эстрады и миниатюр (с 1982 Гос. т-р миниатюр в Москве, с 1987 Моск. т-р "Сатирикон"), в к-ром проработал до конца жизни. Снимался в кино в эпизодич. ролях ("Доктор Калюжный", "Огненные годы"), сыграл гл. роль в кинокомедии "Мы с вами где-то встречались", снискавшей колоссальную популярность у зрителей. Им было создано более 25 спектаклей, среди них - "На чашку чая" (1940), "Светофор" (1967), "Его величество театр" (1981), "Мир дому твоему", к-рый был сыгран 300 раз, причем юбилейный аншлаг стал последним сценическим выходом вел. артиста.

Сатира и юмор Р. являлись неотъемлемой составной частью эпохи, особенно периода кон. 60-х - нач. 80-х гг. Благодаря великолепной игре, огромному таланту и невероятному трудолюбию он на протяжении 30 лет оставался кумиром публики. Фразы из сатирич. монологов артиста превращались в самостоятельные, общеупотребляемые выражения в об-ве ("В греческом зале, в греческом зале...", "Дом большой, народу много, а поговорить хорошему человеку и не с кем", "Если я на ту пуговицу застегну, еще хуже будет..." и т. д.). Яркие и острые миниатюры Р. носили ярко выраженный социальный характер и были направлены против растления человеческих душ в атмосфере двойной морали и всеобщего приспособленчества. (миниатюра "Лестница славы" и мн. др.) Под непосредственным влиянием Р. возникли театры Г. Хазанова, Р. Карцева и В. Ильченко, Е. Петросяна и др. Одним из постоянных авторов артиста был М. Жванецкий. Творческое наследие Р. составило золотой фонд рус. театральной сатиры.

Райт Раиса Як

РАЙТ Раиса Як. (1898-1995) - писательница, переводчик, мемуарист. По мужу - Ковалева; псевд. - Рита Райт. По окончании г-зии (1916) поступила в Харьк. ун-т (сначала на естеств.-ист., затем на мед. ф-т), откуда перевелась в Москву и закончила 2-й Моск. ун-т с дипломом врача. В течение 15 лет занималась иссл. в обл. физиологии под рук. акад. И. П. Павлова. Участвовала во всесоюзном съезде физиологов (Ленингр., 1925) и съезде токсикологов (Москва, 1931-32). В 1920 Р. входит в лит-ру; сближается с Маяковским и Бриками, переводит на нем. яз. "Мистерию-буфф", поставленную в Первом гос. цирке для делегатов 3-го конгресса Коминтерна. Расцвет переводческой деят-ности Р. падает на 2-й пол. 1950-х гг. Ей принадлежат переводы из Дж. Голсуорси, Э. Триоле, М. Твена, Ф. Кафки, Д. Сэлинджера, К. Воннегута и др., ставшие эталонными. В серии "ЖЗЛ" вышла кн. Р. "Роберт Бернс" (3-е изд. 1965). Автор воспоминаний о В. В. Маяковском, Б. Л. Пастернаке, В. В. Хлебникове, А. А. Ахматовой.

Соч.: Нить Ариадны // Редактор и перевод: Сб. ст. М., 1965; Все лучшие воспоминанья... // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1966. Вып. 184.

Рака

РА́КА - в христ. церкви - гробница, монумент. ларец для хранения мощей святых. В Евангелии упоминается о существовании у иудеев Р., служивших для хранения праха праведников (Матф., XXIII, 29). Для христ-ва с нач. его возникновения было характерно уважение к останкам своих святых и мучеников. После прекращения гонений на христиан тайное поклонение уступило место созданию украшенных Р., первонач. имевших вид монументов. На Западе, особенно в 7 в., были распространены роскошные, богато оформленные Р., содержащие в себе мощи святых. Часто они имели особенную форму (башни, замка и т. п.). На Руси Р. появились в 11 в. и сначала были каменными. Многие Р. выполнялись из обильно позолоч. серебра, с чеканкой отдельных фигур, групп, воспроизводили картины библейской или церк. истории. Рисунки древних Р. высоко ценятся как произв. иск-ва, их изуч. посвящено множество иссл. В православной церкви Р. обычно имеет форму продолговатого большого ларца, в к-рый мощи помещали вместе с гробом. Привозимые из Константинополя частицы святых мощей хранились каждая в особом ковчежце, к-рый иногда также наз. Р. В дальнейшем мощи рус. святых помещались в гл. храмах монастырей. Их укладывали в особые Р., украш. серебром и золотом, и устанавливали в нишах, чаще всего на возвышении и под специально устроенным балдахином - "сенями". Р. рус. святых обязательно сохраняют форму четырехугольного ковчега, удлиненного в меру роста святого. Лик и рука святого могут быть открыты или закрыты. Если мощи закрыты, находятся "под спудом", поверх Р. имеется живописное или живописночеканное изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата. Нек-рые Р. являются выдающ. произв. иск-ва: Р. св. Зебальда в Зебальдускирхе в Нюрнберге (бронза, 1508-19, скульпторы П. Фишер и сыновья); Р. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (серебро, 16 в., сени выполнены из серебра в 18 в.); Р. Александра Невского (серебро, 18 в.).

Ракитов Куст

РАКИ́ТОВ КУСТ - в рус. фольклоре с ним связано мифол. представление, согласно к-рому он вырос на самом первом на земле камне, выброшенном рыбой из моря; Р. К. - место обитания птиц, животных, обладающих даром предвидения и магич. силой (в песнях: "Ничего поле не породило, только част Р. К. На кусточке сидел млад ясен орел..."; "На камешке повырастет куст ракитовый. В этом кустишке соловьишко совьет гнездышко"; в былине о Потыке "горит да част Р. К., а во кустишке горит да змеиное гнездо", по просьбе змеи Потык гасит пожар, спасает змеиных детей, тем самым заручается чудесной помощью). С. представлением о Р. К. как месте "нечистом" связан мотив совершения обряда бракосочетания героя с девушкой из "иного" мира: Добрыня и Маринка - "Они в чистом поле женилися, круг Р. К. венчалися". Такой брак сулит несчастье и не считается законным. Н. А. Некрасов по-своему переосмыслил фольклорный образ Р. К.: в поэме "Кому на Руси жить хорошо" ("Крестьянка", гл. 5) героиня причитает о своей горькой судьбе, сидя "у Р. К.", "на сером камушке".

Рамень

РА́МЕНЬ - 1) Чернолесье, густой темный еловый лес. Термин употребляется гл. обр. для обозначения типов лесов Вост.-Европ. равнины.

2) В рус. нар. говорах также: окраина леса; лес у поля, селение у леса; луговое сенокосное угодье среди леса. Возможны разл. варианты этимологии термина: с одной стороны, в связи с др.-рус. "рамяный" - обильный, буйный, сильный; с другой - с др.-рус. "рама" - граница, межа, конец пашни у леса. Многочисленны топонимы: Раменцы, Раменское, Зараменье и т. п. (один из микрор-нов Москвы носит назв. Раменки).

Ранг

РАНГ (нем. Rang - ряд) - 1) Определ. место на служебной лестнице, чин. "Табель о Рангах" Петра Великого (1722) устанавливала 14 классных чинов для воен. и гражд. службы, в общих чертах сохранившихся до 1917. Производили в след. чин, как правило, с учетом выслуги лет или за особые заслуги. Термин "Р." сохраняется и в воинских званиях совр. Вооруж. Сил. Так, персональные воинские звания, введенные в 1935, включали командарма 1 и 2-го Р., флагмана 1 и 2-го Р. и т. д. В наст. время на флоте существуют воинские звания капитана 1, 2 и 3-го Р.

2) С 17 в. принято деление воен. кораблей на Р. в зависимости от размеров и вооружения. В наст. время в рос. ВМФ четыре Р. воен. кораблей; кораблям 1 и 2-го Р. присвоен гюйс (флаг опред. цвета), к-рый поднимают во время стоянки на якоре или на швартовах.

Раневская Фаина Григ

РАНЕ́ВСКАЯ (наст. фам. Фельдман) Фаина Григ. (Георг.) (1896-1984) - актриса театра и кино, нар. арт. СССР (1961). Родилась в богатой еврейской купеч. семье в Таганроге. С юности ощущала духовную связь со своим великим земляком - А. П. Чеховым. Отсюда и псевдоним, и стремление играть в чеховских пьесах. На сцене с 1915. Играла в т-рах: Камерном, Кр. Армии (ныне - ЦТСА), Моск. т-ре драмы, т-ре им. Моссовета (1949-55 и с 1963). Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драм. и трагедийную глубину ("Лисички", "Дальше - тишина", "Правда - хорошо, а счастье лучше").

Р. много снималась в кино. Уже первая ее кинороль - мадам Луазо в ф. М. Ромма "Пышка" (1934, озвуч. 1955) продемонстрировала необыкновенную глубину проникновения в соц.-психол. основу образа. Утвердившись как крупный худож. сцены, Р. и в киноролях мастерски соединила в своем неповторимом индивид. стиле реалистич. точность с элементами эстрады и клоунады. Непревзойденный мастер комического, чье появление на экране неизменно встречалось взрывами смеха, Р. смело использовала драм., трагич., лирич. театральные краски, не только "разоблачая", но и "очеловечивая" своих персонажей. Такова, например, Роза Скороход - стяжательница, алчная, грубая, злая, но жалкая и несчастная со своей неразделенной любовью к сыну из ф. М. Ромма "Мечта" (1943), ставшая одной из лучших работ Р. в кино. Появляясь на экране в блистат. окружении таких талантов, как А. Грибов, Н. Хмелев, М. Яншин, Р. Плятт, М. Жаров, Л. Орлова, Я. Жеймо, Э. Гарин, С. Мартинсон, Р. неизменно становилась центром зрит. внимания. Классикой сов. кино стали ее Маргарита Львовна ("Весна"), Мачеха ("Золушка") - обе 1947, фрау фон Вурст ("У них есть Родина", 1949), такие эпизодич. роли, как Попадья ("Дума про казака Голоту", 1937), Леля ("Подкидыш", 1940), Таперша ("Александр Пархоменко, 1942). Незабываемы чеховские образы Р.: Жена инспектора гимназии ("Человек в футляре", 1939), Мать невесты ("Свадьба", 1944).

Ф. Г. Раневская. 1929

Ф. Г. Раневская. 1929

Рапира

РАПИ́РА - колющее холодное оружие с длинным (более 1 м) граненым клинком, массивным эфесом. В Зап. Европе позднего средневековья и раннего нового времени - оружие проф. дуэлянтов и бретеров. В наст. время - спортивное оружие с гибким клинком прямоуг. сечения и электроконтактным устройством для фиксации уколов на офиц. соревнованиях. В России дата начала офиц. соревнований - 1860.

РАПП

РАПП (Рос. ассоциация пролетарских писателей) - лит. орг-ция (1925-32), в уставе к-рой было записано, что РАПП выступает "на идеологич. фронте под руководством ВКП(б), рассматривает себя как один из боевых отрядов рабочего класса", со специфич. задачей укрепления "гегемонии пролетарской литературы". Предшественница РАПП - ВАПП (Всерос. ассоциация пролетарских писателей), утвержд. Наркомпросом в качестве головной писательской орг-ции (1921). В 1924 рук-во ВАПП перешло от гр. "Кузница" к гр. "Октябрь" и МАПП (Моск. ассоциация пролетарских писателей). В 1926 в ВАПП произошел раскол. Ред. ж. "На посту" (1923-25) С. Родов, И. Варадин, Г. Лелевич были обвинены в левацком уклоне и выведены из чл. правления ВАПП. Однако новое рук-во (Л. Авербах, Ю. Либединский, А. Зонин, В. Ермилов, В. Киршон, М. Лузгин, А. Фадеев) продолжали прежнюю ортодоксально-рев. линию с изменением лишь нек-рых акцентов. Гл. теор. органом стал ж. "На литературном посту". В 1925 ВАПП, переименов. в РАПП, становится ведущей орг-цией в составе созд. в это же время ВОАПП - Всерос. объединения ассоциаций пролетарских писателей. РАПП вела борьбу с гр. "Перевал", с "новобурж." лит-рой (Е. Замятин, М. Булгаков и др.), с нек-рыми писателями-"попутчиками" (Б. Пильняк, Вс. Иванов и др.). Осн. рапповские лозунги: "срывание всех и всяческих масок", "показ живого человека", "учеба у классиков", "призыв ударников в литературу", "не попутчик, а союзник или враг" и др. РАПП в своей работе руководствовалась "диалектико-материалистич. творч. методом". В целом для деятельности РАПП были характерны перенесение полит. методов борьбы в обл. лит-ры, грубое администрирование, вульг. социологизм, непонимание специфики иск-ва. В связи с намерением больш. партии объединить всех писателей, драматургов, лит. критиков в "единый союз советских писателей" в 1932 ВОАПП и РАПП были ликвидированы, а видные деятели РАПП (А. Фадеев, В. Киршон, Л. Авербах и др.) вошли в орг. комитет создающегося СП СССР.

Предыдущая страница Следующая страница