Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РАП")
РА - встречающееся у позднеантич. авторов назв. р. Волги. Использ. рус. поэтами 18-19 вв. |
РА́БИН Оскар Як. (род. 1928) - живописец. Учился в Академии иск-в (1946-48, Рига), Моск. гос. худож. ин-те (МГХИ) им. В. И. Сурикова (1948). В 60-70-х гг. - предст. неформального иск-ва. Автор пейзажей, жанровых композиций, лирич., иногда иронич. Творчески осмысливает традиции живопис. поисков рубежа 19-20 вв., использует приглуш. цветовую гамму. С 1978 живет в Париже. Осн. произв.: "Московский пейзаж" (1960); "Паспорт" (1964); "Отель Летон" (1979); "Парижский натюрморт" (1983). Лит.: Транзит. Русское искусство между Востоком и Западом: Каталог выст. Нью-Йорк, 1989; Герман М. Париж: на исходе зимы // Иск-во Ленинграда. 1989. № 4. С. 43-52. |
РАВВИ́Н - эксперт в области иудейского религ. закона, а также должность в еврейской общине. Термин "Р." употребителен преимуществ. у европ. евреев. Институт Р. возник в средние века. Р. исполняет в общине обязанности главы духовного суда и наставника в вопросах религ. и соц. жизни общины. Звание Р. подразумевает опред. образование и посвящение в сан. Традиционно Р. избирается на свою должность рук-вом общины. Рус. законодательство попыталось реформировать раввинат, потребовав, чтобы Р. знали рус. язык и имели диплом казенного раввинского уч-ща. Только таким дипломированным Р. поручалось ведение записей актов гражд. состояния, приведение новобранцев к присяге и т. п. Так в России появился ин-т казенных Р. Однако еврейское население считало, что казенные Р. не разбираются в еврейских законах, не доверяло им. Параллельно с казенными Р. обязательно существовали т. н. духовные Р., к-рых по-прежнему избирала община, а в хасидских общинах назначал цадик. |
РАВЕЛИ́Н - в фортификации 15 - нач. 20 в. сооружение (обычно треугольной формы), располагавшееся перед крепостным рвом, в промежутках между бастионами. Использовалось для размещения огневых средств, прикрывавших участки крепостной стены от арт. огня и атак противника. Р. состояли из кам. (кирпичной) ограды с казематами или из рва и вала с кам. облицовкой. Примерами Р. могут служит Алексеевский и Иоанновский Р. в Петропавловской крепости в Петербурге. |
РАГУ́ЛИН Ал-др Пав. (род. 1941) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963). Один из выдающихся защитников в хоккее с шайбой. Олимп. чемпион 1964, 1968, 1972. Чемпион мира 1963-71, 1973. Чемпион Европы 1963-70, 1973. На Олимп. играх, первенствах мира и Европы завоевал наиб. среди хоккеистов число медалей (27). Был признан лучшим защитником на чемпионате мира 1966. Чемпион СССР 1963-66, 1968, 1970-73. |
РА́ДА - совет, собрание. Слово заимствовано из польск. яз. (rada - "совет"). В памятниках отмечается с 14 в. В нек-рых слав. яз. (белорус., укр., польском и др.) термин "Р." обозначает коллегиальный орган власти, полит. орг-цию и т. п. Ист. названия нар. собр. и советов представителей: на Украине, в Белоруссии, Литве и Польше, в России - напр., Переяславская Р. (1654, Украина), Избранная Р. (кон. 40-х - 50-е гг. 16 в., Россия), Черная Р. (1663, Украина), Белорусская Р. (1917-18), Центральная Р. (1917-18, Украина). В наст. время - Верховная Р. Украины (высш. законодат. орган страны; Р. нар. деп.; Р. министров - там же). |
РА́ДЕК Карл Бернгардович (наст. фам. Собельсон) (1885-1939) - парт. и гос. деятель; журналист. Родился во Львове, в семье учителя. Окончил Краковский ун-т, учился в Бернском и Лейпцигском ун-тах. С 1902 - чл. Польск. соц. партии (ППС); с 1903 - чл. РСДРП; с 1904 чл. Партии "Социал-демократия Королевства Польского и Литвы". Участник рев-ции 1905-07. Сотрудничал в с.-д. прессе. После Окт. рев-ции - зав. отд. Центр. Европы в НКИД и одновременно зав. отд. внеш. сношений ВЦИК. Участвовал в переговорах о мире с Германией в Брест-Литовске, был одним из лидеров "левых коммунистов", работал в Русско-Германско-Австрийской комиссии по делам военнопленных. В 1919-27 - на парт. работе. В 1927 исключен из ВКП(б) как участник троцкистской оппозиции, обвинен в антисов. деят-ности, сослан. В 1929 освобожден и вскоре восстановлен в партии. В 1936 вновь арестован и приговорен Воен. коллегией Верх. суда СССР к 10 годам лишения свободы. Погиб в заключении. В 1988 реабилитирован. |
РАДЕ́ЦКИЙ Фед. Фед. (1820-90) - воен. деятель, ген. от инфантерии (1877). Окончил Гл. инж. уч-ще и Академию Ген. штаба (1849). Служил на Кавказе, командовал див. С 1876 ком. 8-го армейского корпуса, с к-рым участвовал в рус.-тур. войне 1877-78, являясь нач. Южного отряда, оборонявшего перевалы через Балканы. В авг. 1877 войска Р. отбили тур. наступление, а затем выдержали изнурительное "Шипкинское сидение". В дек. 1877 окружил под Шипкой - Шейново корпус Вессель-паши и вынудил его к сдаче. В янв. 1878 командовал левой колонной при наступлении на Адрианополь. Личная храбрость и забота о солдатах способствовали популярности Р. Кавалер трех орденов св. Георгия, др. рус. и иностр. орденов, обладатель двух наградных зол. сабель "За храбрость". Поч. гражданин Полтавы и Петербурга. После войны командовал корпусом и войсками Киевского воен. округа (1888-89).С 1889 чл. Гос. совета. |
РАДЗИВИ́ЛЛЫ - княж. род Вел. кн-ва Литовского и Речи Посполитой, в 18-20 вв. - России и Пруссии. Первый исторически достоверный носитель фам. Р. - Николай Р. (? - 1477), воевода Троцкий и каштелян виленский. Виленский воевода и канцлерлитовский Николай III Р. (? - 1522) получил титул кн. Свящ. Римской империи, распростр. в 1547 на весь род. В 15-18 вв. Р. - могуществ. "стлупы (столпы) панства литовского"; владели поместьями, замками, местечками и даже городами, содержали регулярное войско, занимали высшие посты в гос-ве и фактически пользовались правами вел. князей. Юрий Р. (1480-1541), по прозв. Victor (Победитель), вел. гетман литовский, одержал 30 побед. Его сын Николай Р. Рыжий (1512-84) - виленский воевода (1566-84), литовский канцлер и вел. гетман (1553-66 и с 1576); отстаивал интересы Литвы при заключении Люблинской унии 1569, руководил выработкой Лит. Статута (до 1579); кальвинист, способствовал распространению идей Реформации в Литве; участник Ливонской войны. Его двоюродный брат Николай Р. Черный (1515-65) - виленский воевода (1551-65) и литовский канцлер (1560-65); кальвинист, на свои средства открыл две типографии, издал изложение основ кальвинизма на рус. яз. и т. н. "Радзивиллову библию" на польском. Христофор Р., по прозвищу "Гром" (1547-1603) - сын Николая Р. Рыжего, вел. гетман литовский, виленский воевода (с 1584), участник всех войн Стефана Батория. Сын Николая Р. Черного - Николай Христофор Сиротка Р. (1549-1616) - виленский воевода, маршалок земский; ранен в 1579 под Полоцком; перешел в католичество, известен как меценат. Его брат Юрий Р. (1556-1600) - католик, еп. виленский, затем краковский, кардинал (1584), папский нунций в Польше (1592), преследовал протестантов. Христофор Р. (? - 1640) - виленский воевода (с 1633) и литовский вел. гетман (с 1635); участник рус.-польск. войны 1632-34 и заключения Поляновского мира; добивался сохранения привилегий Литвы на переговорах с Польшей. Аналогичную политику проводили Альбрехт-Станислав Р. (1595-1656) - литовский канцлер (1623), католик, борец против "разноверия", автор соч. о Речи Посполитой кон. 16 - 1-й пол. 17 в. Януш Р. (1612-55), сын Христофора Р., виленский воевода (1653), литовский вел. гетман (1654); руководил карательной экспедицией в Белоруссию (1648-49) и на Украину, в 1651 занял Киев. В 1654-55 разбит рус. войсками. После вступления рус. армии в Вильно, а шведской - в Варшаву (1655) вместе с др. аристократами подписал Кейданский (Кедайнский) договор о переходе Литвы под протекторат Швеции. Кароль-Станислав Р. (1734-90), по прозв. "Пане-Коханку", после занятия родового имения рус. войсками эмигрировал за границу и примкнул к Барской конфедерации. В 1774 вынашивал планы использования Е. Таракановой в борьбе с Екатериной П. Позднее вернулся в Россию и был прощен императрицей. |
РАДИ́МИЧИ - вост.-слав. племя. Назв. пошло, судя по летописи, от имени родонач.: "Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а от него прозвались радимичи..." По мнению В. В. Седова, первонач. Р. занимали терр. Верх. Поднестровья, затем, в 8-9 вв., переселились в Посожье. Управлялись плем. вождями, имели свое войско. В сер. 9 в. платили дань хазарам (освобождены от нее киев. кн. Олегом в 885). Взаимоотношения с киев. князьями до кон. 10 в. сводились гл. обр. к выплате им дани. При Владимире Святославиче в 984 Р. были разбиты авангардом киев. войск во главе с воеводой Волчий Хвост на р. Пищань (у совр. Славограда) и с этого времени полностью утратили самостоятельность. Последний раз упомянуты в летописи 1169 не как отд. Самостоят. племя, а в качестве этногр. единицы вост. славянства. Материальная культура Р. 9-13 вв. довольно полно изучена археологами благодаря раскопкам, в первую очередь курганных могильников. Считается, что этногр. признаком др.-рус. радимичского женского головного убора было семилучевое височное кольцо. Лит.: Седов В. В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982. С. 151-157. |
РА́ДИН Леон. Петр. (1860-1900) - химик, поэт. Сын купца. Окончил Петерб. ун-т (1888), был одним из любимых учеников Д. И. Менделеева; оставил ряд трудов по виноделию. Увлекшись идеологией народничества, бросил гос. службу и стал учителем в воскресных школах для рабочих. С 1894 - в с.-д. движении. В 1895 создал портативный мимеограф для подпольных типографий. В 1896 - один из рук. моск. "Рабочего союза". Был арестован и сослан. Лирика Р. - по преимуществу рев. песни. Наиб. известны: "Смело, товарищи, в ногу" (1896) и "Смелей, друзья, идем вперед", к-рые стали самыми популярными в марксистских кружках, а первая вошла в историю как своего рода гимн рев. пролетариата. |
РА́ДИН (наст. фам. Казанков) Ник. Мариусович (1872-1935) - акт., реж. Предст. династии Петипа - сын актера М. М. Петипа и внук балетм. М. И. Петипа. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та, выступал в любительских спектаклях. В 1902-03 принимал участие в гастрольной поездке В. Ф. Комиссаржевской уже как профессион. актер. В 1903-07 служил в т-ре Корша (Москва), где прошел хорошую школу актерского мастерства. Р. обладал прекрасными внешними данными, хорошим вкусом, изящными манерами, его сценич. создания отличала благородная простота и непринужденность. Он одинаково легко и естественно чувствовал себя и в салонных комедиях, где его безусловное природное обаяние и элегантность обеспечивали успех у зрителя, и в серьезной драме. Диапазон его ролей был чрезвычайно широк - от Островского до Шекспира. В 1908-11 Р. работал в антрепризе М. Ф. Багрова в Одессе. Среди его ролей: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"); Петруччио, Бенедикт ("Много шума из ничего"). В 1911-14 Р. играл в т-ре Соловцова в Киеве. Роли: Тартюф, Дон Жуан в пьесах Мольера, Каренин в "Живом трупе". Не имея спец. образования, Р. постоянно работал над совершенствованием своего мастерства, добиваясь жизненной правды и стремясь максимально передать авторский стиль и глубинное содержание пьесы. Современники считали Р. мастером перевоплощения, отмечали виртуозность в ведении диалога и отделке деталей. В 1914 Р. вернулся в Москву, где сначала выступал на сцене Моск. драм. т-ра Е. М. Суходольской (Хиггинс в "Пигмалионе", Джон Уортинг в "Легкомысленной комедии для серьезных людей" Уайльда), а в 1918-32 - в т-ре Б. Корш, где был не только актером, но и реж. и даже нек-рое время - худож. рук. Наиб. серьезной постановкой Р. была пьеса Ф. Вольфа "Цианистый калий". В этот период Р. играл Альцеста ("Мизантроп"), Дона Сезара де Базана ("Рюи Блаз"), Сирано де Бержерака в одноименной пьесе, Шпекина ("Ревизор"), Берлюро ("Торговцы славой" в собств. постановке), Кюре ("Ремесло г-на кюре" в собств. пост.), Гранатова ("Человек с портфелем"), Берсенева ("Разлом") и др. Последние три года жизни Р. - артист Малого т-ра. Роли: Звездинцев ("Плоды просвещения"), Болингброк ("Стакан воды"), Захар Бардин ("Враги") и др. Соч. и лит.: Николай Мариусович Радин. Автобиография. Статьи. Выступления. Письма. Статьи и воспоминания о Н. М. Радине. М., 1966. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РА́ДЛОВ Вас. Вас. (Фридрих Вильгельм) (1837-1918) - востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, один из основоположников сравн.-ист. изучения тюрк. языков. Акад. Петерб. АН (с 1884), оказавший огромное влияние на развитие тюркологии в России и за ее пределами. Закончил Берлинский ун-т. На формирование Р. как востоковеда особенно заметное влияние оказал В. Шотт, под рук-вом к-рого Р. занимался монг., татар., маньчжур., кит. языками. В связи с увлечением урало-алт. яз. Р. в 1858 отправляется в Россию. Выделяются три периода в его жизни и научно-пед. деят-ности: 1) 1859-71 (Алтай) - сбор и накопление лингв., фольклорного, этногр. мат-ла по тюркам Алтая и Зап. Сибири; 2) 1871-84 (Казань) - науч., пед. и адм. деятность; 3) 1884-1918 (Петербург-Петроград) - дешифровка и издание памятников тюрк. письма, иссл. уйгурской письменности, классификация тюрк. языков, сохраняющая известное значение и поныне. Р. был дир. Азиат. музея (1885-90) и Музея антропологии и этнографии (1894-1918), пред. правл. Об-ва изуч. Сибири и улучшения ее быта (1908-18); активный деятель Рус. геогр. об-ва, Рус. археологич. об-ва и т. д. Соч.: Образцы народной литературы тюркских племен: В 10 ч. СПб., 1866-1907; Кудатку-билиг. СПб., 1890; Опыт словаря тюркских наречий: В 4 т. М., 1963; Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989. Лит.: Самойлович А. Н. Памяти великого тюрколога академика В. В. Радлова: (К 100-летию со дня рождения) // Революция и письменность. 1937. № 2. С. 79-81; Дулина Н. А. Хронологический перечень трудов В. В. Радлова и литературы о нем // Тюркологический сборник. М., 1971. С. 261-275. |
РА́ДЛОВ Ник. Эрнестович (1889-1942) - теоретик иск-ва, критик, педагог. Сын Э. Л. Радлова. Автор статей в ж. "Аполлон" и "Мир иск-ва", посвященных графич. иск-ву, теории рисунка и "петербургскому стилю". Р. основал учение о плоскостной и объемной зрительных установках и соответствующих им способах изображения. |
РА́ДЛОВ Сер. Эрнестович (1892-1958) - театр. режиссер-новатор. Сын Э. Л. Радлова. Учился в студии В. Э. Мейерхольда. Организатор Т-ра народной комедии (1920-1922, Петроград). Стремился к возрождению традиции балагана и комедии масок. Член лит. группы "эмоционалистов". Участвовал в постановках рев. массовых празднеств. С 1929 - рук. Молодого т-ра (с 1939 - т-р им. Ленсовета). В 1931-34 - худож. рук. Лен. академ. т-ра оперы и балета. Известен постановкой "Короля Лира" в Моск. евр. т-ре (1935). В начале войны, оказавшись в эвакуации на Северном Кавказе, в 1942 из-за болезни жены не смог выехать из Пятигорска до занятия его нем. частями и был вывезен в Германию, где ставил спектакли для "остарбайтеров". В 1944-45 в Париже; после войны вернулся в Москву, где был арестован и осужден на 9 лет лагерей. Освобожден в 1953, последние годы жизни работал в рус. т-рах Даугавпилса и Риги. Лит.: Бушуева С. Шекспир у Радлова // Споры в театре. Сб. науч. тр. СПб., 1992. С. 22-54; Золотницкий Д. С. Э. Радлов: Из шекспириады тридцатых // Там же. С. 55-162. |
РА́ДЛОВ Эрнест Львович (Леопольдович) (1854-1928) - философ, ученик и последователь Вл. Соловьева. Историк философии, пропагандист филос. знаний. Автор сыгравшего большую просветительскую роль и до сих пор не утратившего значения "Философского словаря" (1904, 2-е изд. - 1913). Редактор филос. отд. "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона. Переводчик "Этики" Аристотеля. Под его ред. вышел первый рус. перев. "Феноменологии духа" Гегеля. Один из видных деятелей Петерб. филос. об-ва, ред. ж. "Мысль". Пом. директора, а в 1917-24 - директор Петерб. Публичн. б-ки. В 1919-22 выступал с лекциями в Вольной филос. академии в Москве. Чл.-корр. АН с 1920, в 1928 был представлен группой ученых к избранию в действ. чл. АН СССР, подвергся в газетах поношению как "воинствующий философ религиозного мировоззрения" и был вынужден снять свою кандидатуру. Соч.: Владимир Соловьев: Жизнь и учение. СПб., 1913; Очерки истории русской философии. Пг., 1920. |
РА́ДЛОВА Анна Дм. (1891-1949) - поэт, переводчик. Р. (урожд. Дармалатова) родилась в Петербурге; окончила Бестужевские курсы. Первая публикация в 1916 в ж. "Аполлон". В первое послерев. пятилетие вышли три кн. стихов Р. - "Соты" (1918), "Корабли" (1920), "Крылатый гость" (1922). События рев-ции трактовались Р. в апокалиптическом духе. В 1923 Р. вместе со своим мужем, известным реж. С. Э. Радловым, поэтами М. А. Кузминым и Ю. Юркуном вошла в группу эмоционалистов, однако в дальнейшем отошла от стихотворчества и занялась переводами (Шекспир, Марло, Жид, Мопассан). В 1942 Р. была эвакуирована из Ленинграда в Пятигорск вместе с т-ром им. Ленсовета. После оккупации Пятигорска труппа т-ра была депортирована в Германию. В 1944-45 Р. жила во Франции; после войны Р. и ее муж вернулись в Москву, где были арестованы и осуждены на 9 лет лагерных работ. Р. умерла в лагере, посмертно реабилитирована в 1958. |
РА́ДУНИЦА, РА́ДОНИЦА - навий день (от "навь" - покойник), родительский день - вторник на послепасхальной (Фоминой) неделе, праздник поминовения предков у вост. славян. В нек-рых местах Р. наз. понедельник, а навьим днем - вторник на Фоминой неделе. В основе праздника церковь видит воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад к душам умерших на 2-неделе после Воскресения. Повсеместно в России принято было днем посещать кладбища. На могилы приносили поминальную еду (кутья, яйца, блины и пр.) и питье (вино, пиво, брагу). Угощение частью съедалось, часть оставлялась на могилах, причем вино, масло, пиво выливали на огильный холм. Обязательным в обряде было целование креста и могил и катание по могилам крашеных яиц или закапывание их в землю. Священники служили на могилах панихиды, во время к-рых женщины громко причитали. Мужчины нередко приходили позднее - непосредственно к тризне, включавшей, помимо ритуальной еды, непременное веселье (отсюда этимология Р. как дня, радостного для покойников и живых людей), переходившее в разгул и "беснование". Посещение кладбищ не освобождало крестьян от с.-х. работ, поэтому говорили: "На Р. утром пашут, днем плачут, а вечером скачут". Связь покойников с урожаем и плодовитостью скота отразилась в распростр. обычаях: "вывози навоз в родительску, хлеб уродится"; блинами радуницкими кормили овец, чтобы они благополучно ягнились. |
РАЕ́ВСКИЙ Вл. Федосеевич (1795-1872) - поэт, публицист, мемуарист. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1803-11) и 2-го кадетского корпуса в Петербурге (1811-12). Участник Отеч. войны 1812 (за Бородино награжден зол. саблей "За храбрость") и загран. походов 1813-14; 1821 - майор. Чл. масон. Кишинев. ложи "Овидий". Декабрист, чл. "Союза благоденствия" (1819) и Юж. об-ва. Первым среди участников декабристского движения стал жертвой правительств. репрессий: в 1822 по обвинению в пропаганде среди солдат был арестован и заключен в крепость, в 1827, после 6-летнего одиночного заточения, приговорен к ссылке в Сибирь. В 1856 амнистирован. С полит. деят-ностью Р. связаны его публицистика (статьи "О рабстве крестьян и необходимости скорого преобразования в России", 1820; "О солдате", 1822) и поэзия, ведущее место в к-рой занимает гражд. тема ("Песнь воинов перед сражением", между 1812 и 21; "Мое прости друзьям", 1817; "Смеюсь и плачу", кон. 1810 - нач. 20-х гг. и др.). Вершиной лирики Р. стали произв., созданные после ареста. Они широко распространялись в списках. В ответ на написанные Р. в заключении стихи "К друзьям в Кишинев" и "Певец в темнице" (оба 1822) А. С. Пушкин адресовал ему послания: "Не тем горжусь я, мой певец" и "Ты прав, мой друг, напрасно я презрел". В ссылке Р. писал мало. Из произв. тех лет особенно примечательно стихотв. "Мой милый друг, твой час пробил" (1848), содержащее обращение к новому поколению. |
РАЁК - один из видов фольклорного т-ра, ярмарочное зрелище гл. обр. в 18-19 вв., распростр. в ряде европ. стран, в т. ч. и в России. По описанию Д. А. Ровинского, Р. - "это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри ящика перематывалась с одного катка на другой длинная полоса с доморощ. изображением разных городов, великих людей и событий. Зрители, "по копейке с рыла", глядели в увеличит. стекла, - раешник передвигает картинки и рассказывает присказки с пояснениями и прибаутками к каждому "номеру", часто очень замысловатые". Ящик расписывался яркими красками и украшался фигурками, флажками и т. д. Представления приурочивались обычно к ярмаркам, праздничным гуляньям и массовым сборищам. Успех Р. во многом зависел от иск-ва раешника, к-рый должен был завлекать зрителей, рекламируя представление и одновременно веселя публику. Раешные тексты (как правило, рифмованные) содержали обычно немалую долю юмора, балагурства, сатиры и даже высказывания на злободневные темы. В раешных картинках фигурировали рус. города ("А вот извольте видеть, господа, андерманир штук - хороший вид. Город Кострома горит..."), города Европы ("Вот французский город Париж, приедешь - угоришь..."), истор. лица ("А вот андерманир штук - другой вид: Петр Первый стоит. Государь был славный, Да при том же и православный. На болоте выстроил столицу..."), события ("А вот отрадная картина для русских взоров: наш родной герой Суворов переходит Чертов мост. Ура! Бери в штыки"), бытовые истории. Считается, что само название "Р." появилось благодаря серии картинок о "райском действе" (грехопадении Адама и Евы в раю). |
РАЁШНЫЙ СТИХ - в рус. стихосложении - акцентный стих с парной рифмовкой, в к-ром рифмующаяся пара обычно составляет синтаксич. единство; число слогов и число ударений в Р. С. неурегулировано; эквивалентом стихотв. метра является рифма, только она отмечает границы стихов: Подходите, подходите, / Да только карманы берегите / И глаза протрите!.. / А вот и я, развеселый потешник, / Известный столичный раешник, Картинки верчу-поворачиваю, / Публику обморачиваю, / Себе пятаки заколачиваю!.. Р. С. широко использовались и в устной поэзии - в свадебных приговорах, лубке, выкриках уличных торговцев и разносчиков, прибаутках балаганных дедов ("Вот что, милые друзья, я приехал из Москвы сюда, из гостиного двора - наниматься в повара; только не рябчиков жарить, а с рыжим по карманам шарить..."). Р. С. написаны сцены из простонародной драмы "Царь Максимильян", использовался он и в лит-ре 17-18 вв., хотя и не получил здесь большого распространения (вирши И. Катырева-Ростовского, И. Наседки, интермедии петровского времени). Традицию Р. С. продолжил в 19 в. А. С. Пушкин своей "Сказкой о попе...", непосредств. Ориентиров. на народный стих. В дальнейшем использование Р. С. в лит-ре встречается крайне редко (фельетонный раешник Д. Бедного, стихи и сказки для детей С. Федорченко). |
РАЗБО́ЙНИЧИЙ ФОЛЬКЛО́Р - разнообразные по характеру и жанровой принадлежности поэтические произв. песенного и устного нар. творчества, тематич. связанные с разбойничеством. Р. Ф. включает в себя два типа произв. В одних (баллады и местные предания) говорится о жестоких делах разбойников, о кровавых конфликтах ("Разбойники и сестра", "Жена разбойника"). В других преобладает идеализир., возвышенно-поэтич. изображение разбойников как "вольных людей", "удалых молодцев", бунтарей и страдальцев. Они свободно гуляют по Волге, бросая вызов властям, нападают на представителей царской администрации ("Что пониже было города Саратова"; "Вниз по матушке по Волге"; "Ты взоди-ка, взоди, солнце красное..."); песни этого типа близки к фольклору о Степане Разине, о казачьей вольнице. Их часто называют "удалыми песнями". К ним примыкают песни о печальной участи разбойников: их хватают, заточают в тюрьму, где они ожидают казни, горько размышляя о своей судьбе ("Не шуми, мати зеленая дубравушка..."; "Не былинушка в чистом поле зашаталася"). В нек-рых песнях разбойничьи подвиги описываются со значит. долей юмора и издевки по адресу жертв нападений ("Усы"; "Хороша наша деревня"). Популярная нар. драма "Лодка" - произв., также относящееся к Р. Ф. Он нашел широкое отражение и в рус. худож. лит-ре ("Капитанская дочка" и "Дубровский" А. С. Пушкина). |
РАЗБО́РНЫЕ ПЕ́СНИ (разводные) - песни, к-рыми заканчивались хороводы и игры. Обычные мотивы Р. П. - расставание пар, сопровождаемое ритуальным поцелуем, иногда обменом кольцами ("С кем ходили, с кем гуляли - расходились, целовались!"). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РАЗМЕ́ННАЯ МОНЕ́ТА - неполноценная мелкая монета, предназнач. для расчетов с макс. точностью, в отличие от полноценной ходячей монеты. Условия хождения Р. М. (быстрая оборачиваемость, износ) требуют менее ценных материалов, номинал монеты может превышать стоимость материала, из к-рого она изготовлена. Разница между тем и другим, включая и расходы на чеканку, составляет доход от чеканки монеты. Чаще всего Р. М. чеканится из недрагоц. металлов. Деление монет по достоинству осуществляется в соотв. со структурой цен. |
РАЗМЕ́Р - количеств. характеристика тактового метра, показывающая число счетных единиц (долей) в такте. В нотном письме фиксируется в виде дроби без черты, где числитель обозначает число ритмических единиц (долей) в такте, а знаменатель - их длительность (напр., 2/4, 3/8 и т. п.) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РАЗУМО́ВСКИЙ Ал. Григ. (1709-71) - фаворит имп. Елизаветы Петровны, граф, ген.-фельдмаршал. Род. в семье реестрового казака Григория Розума на хуторе Лемеши. В детстве пас крест. стадо, грамоте учился у сельского дьячка. Пел в церк. хоре, где его внешность и голос обратили на себя внимание случайного слушателя, петербургского полк. Вишневского, к-рый и привез Р. в столицу и определил в придворный хор, где его очень быстро заметила Елизавета Петровна. Осыпанный щедротами фаворит не вмешивался в гос. дела, используя свое влияние на Елизавету лишь для помощи многочисленной родне и для поддержки малорос. старшины. Р. довольно спокойно относился к постоянным сердечным увлечениям своей царственной супруги и умел сохранять хорошие отношения с самыми разными людьми из ее окружения. Многочисленные придворные бури почти не затрагивали Р. Он оставался первым человеком при Елизавете до самой ее кончины, ладил с Петром III, сумел расположить к себе Екатерину II. |
РАЗУМО́ВСКИЙ Кир. Григ. (1728-1803) - гетман Малороссии, граф, брат А. Г. Разумовского. С 1743 по 1745 в сопровождении данного ему в наставники Г. Н. Теплова Р. путешествует по Европе, куда он отбыл для получения образования и где хорошо усвоил привычки и светские манеры придворного щеголя. Красавец, богач, кумир фрейлин и аристократических дам, Р. становится любителем и душою придворных маскарадов и великосветских кутежей. В 1746 Елизавета назначает его през. АН, а в 1750 - гетманом Малороссии. В гетманской резиденции в Глухове Р. жил и вел себя как самодержавный монарх: жаловал земли, раздавал аренды, должности, связанные с доходами, замещал почетные и доходные должности своими многочисленными родственниками и т. п. Активно содействовал развитию укр. культуры. После воцарения Екатерины II Р. попытался предпринять действия, направленные на возвращение Укр. ее старинных прав; это привело к тому, что императрица, не без влияния Теплова, в 1764 упразднила гетманство и, как следствие, свела на нет перспективу возможной независимости. Произвед. в ген.-фельдмаршалы Р. окончательно забросил дела, хотя и продолжал числиться през. Академии и членом Гос. совета. Он доживал свою жизнь в роскошных дворцах Петерб. и Москвы, фактически не имея никакого доступа к гос. делам. |
РАЙ - в христианстве - сооб-во избранников в блаженной вечной жизни. Само сл. Р. имеет персидское происхождение и означает "сад". У персидских вельмож и царей были обширные парки со зверями, предназнач. для охоты. Представление о Р. и блаженстве находящихся в нем людей характерны для мн. народов. Так, у персов, исповедовавших зороастризм, благочестивые почитатели Ормузда, выполняющие все требования религии, после смерти попадают в светлое место, в царство Ормузда, т. е. в Р. Представление греков о золотом веке и райском блаженстве первых людей в наиб. полном виде выражены в "Трудах и днях" Гесиода. У др. греков существовало представление об Элизиуме, где после смерти живут герои, праведники и благочестивые люди. В библейской Кн. Бытия Р. названо место пребывания первого человека: "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке и поместил там человека, которого создал" (11, 8). В др. местах Библии Р. наз. "садом Божьим" или "садом Эдема", а также просто Эдемом. Поток, орошавший Эдем, был источником четырех рек - Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. Комментаторы Библии полагают, что библейский Р., несомненно, находился где-то в южной части Месопотамии, между Вавилоном на севере и Персидским заливом на юге. Небесный Р. у христиан - это царство, уготованное Богом от начала мира, где в ожидании воскресения и всеобщего суда обитают души праведников и святых, не зная болезней и печалей и ощущая лишь блаженство и радость. Упоминание о Р. в Св. Писании весьма кратки, в Н. Завете Иисус Христос наз. его "домом отца моего". Апокалипсис Иоанна рисует Р. небесным Иерусалимом, городом без печали и смерти. В Св. Писании Р. назван "святым местом", "местом славы", "царством небесным", "лоном Авраамовым" и т. п. Отцы Церкви учат, что души святых в райских обителях пользуются их благами не одинаково, а соотв. их достоинству. Святые, находящиеся в Р., молятся о живых и не достигших праведности умерших. Учение о Р. окончательно было возведено в догмат церкви Халкедонским (451) и 2-м Никейским соборами. Протестанты критиковали представление о существовании Р. только на небесах, говоря о всеприсутствии Бога. Католичество считает Чистилище промежуточным звеном между раем и адом, в к-ром души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягченные смертными грехами, проходят через очищающий огонь. Православие не признает Чистилища. Учение о Р. резюмируется Православной Церквью в литургич. пам. и погребальных молитвословиях. Попытки нек-рых правосл. богословов трактовать Р. в аллегорич. духовном понимании отвергнут совр. офиц. православием. Образ небесного Р. и небесного города Иерусалима стал одним из наиб. ярких образов в христ. иск-ве, лит-ре и философии. |
РА́ЙЗМАН Юл. Як. (1903-94) - кинореж., нар. артист СССР (1964), Герой соц. труда (1973). Постановщик более 20 полнометр. ф., соавтор сценариев в нек-рых из них, проф. ВГИКа. Учился на лит.-худ. ф-те Моск. ун-та, в кино с 1924. Был асс. реж. на ф. Я. Протазанова "Процесс о трех миллионах" (1926), "Сорок первый" (1927). Вместе с ним снимался в комедии В. Пудовкина "Шахматная горячка" (1925). Дебют в качестве реж.-постановщика - ф. "Круг" (1927, совм. с А. Гавронским). Ф. "Земля ждет" (1930) был озвучен шумами и музыкой. В предвоен. годы поставил ф. "Летчики" (поч. грамота на МКФ в Москве, 1935), "Последняя ночь" (гл. приз на Международ. выставке в Париже, 1937), "Поднятая целина" (1939, первая экранизация 1-й ч. ром. М. Шолохова). Ф. "Машенька" (сценарий Е. Габриловича), снимавшийся перед войной, вышел на экран в 1942 и имел счастливую экранную судьбу, многократно возобновляясь в прокате в послевоен. годы. Лирич. рассказ о судьбах простых людей выделялся в потоке официозных постановочных ф. с ходульными героями, вызывая у зрителя сочувствие и понимание. Р. работает также над док. ф., смонтир. из хроники воен. лет, - "К вопросу о перемирии с Финляндией" (1944) и "Берлин" (1945). Лирическая комедийная лента "Поезд идет на восток" (1948) была подвергнута критике в прессе тех лет как "безыдейная" и "бессодержательная". А откровенно пропагандистский "Кавалер Золотой Звезды" (1950, по ром. С. Бабаевского), напротив, признавался достижением сов. кинематографии. В 1949 на Рижский к/ст Р. снимает ф. "Райнис". Новый период творчества Р. начинается с ф. "Урок жизни" (1955). Дилогия об отце и сыне Губановых (сценарий Е. Габриловича, "Коммунист", 1957; "Твой современник", 1968) стала наст. событием обществ. жизни. Неск. ф. снято по сценариям А. Гребнева - "Визит вежливости" (1972), "Частная жизнь" (1982) и др. В ф. Р. правдиво и точно воссоздан дух времени, тщательно обрисованы характеры киногероев, предельно достоверны гражд. и психол. мотивы их поступков. В ф. Р. наиб. Значит. свои роли в кино сыграли Е. Урбанский ("Коммунист"), И. Владимиров и Н. Плотников ("Твой современник"), И. Купченко ("Странная женщина"), М. Ульянов ("Частная жизнь"), В. Алентова ("Время желаний"). Лит.: Зак М. Юлий Райзман. М., 1962; Рыбак Л. В кадре - режиссер. М., 1974. |
РА́ЙКИН Арк. Исаак. (1911-87) - актер, нар. арт. СССР (1968), лаур. Лен. премии (1980), Герой соц. труда (1981). Один из крупнейших представителей жанра рус. сатирич. миниатюры на сцене и в кино. Родился в Риге. Во время 1-й мир. войны переехал с родителями в Рыбинск, а в 1922 - в Петроград. Учился в Ленингр. Ин-те сценических иск-в. На сцене с 1935. Работал в Ленингр. т-ре раб. молодежи (ТРАМ), т-ре имени Лен. Комсомола. С 1939 актер, с 1942 худ. рук. Ленингр. т-ра эстрады и миниатюр (с 1982 Гос. т-р миниатюр в Москве, с 1987 Моск. т-р "Сатирикон"), в к-ром проработал до конца жизни. Снимался в кино в эпизодич. ролях ("Доктор Калюжный", "Огненные годы"), сыграл гл. роль в кинокомедии "Мы с вами где-то встречались", снискавшей колоссальную популярность у зрителей. Им было создано более 25 спектаклей, среди них - "На чашку чая" (1940), "Светофор" (1967), "Его величество театр" (1981), "Мир дому твоему", к-рый был сыгран 300 раз, причем юбилейный аншлаг стал последним сценическим выходом вел. артиста. Сатира и юмор Р. являлись неотъемлемой составной частью эпохи, особенно периода кон. 60-х - нач. 80-х гг. Благодаря великолепной игре, огромному таланту и невероятному трудолюбию он на протяжении 30 лет оставался кумиром публики. Фразы из сатирич. монологов артиста превращались в самостоятельные, общеупотребляемые выражения в об-ве ("В греческом зале, в греческом зале...", "Дом большой, народу много, а поговорить хорошему человеку и не с кем", "Если я на ту пуговицу застегну, еще хуже будет..." и т. д.). Яркие и острые миниатюры Р. носили ярко выраженный социальный характер и были направлены против растления человеческих душ в атмосфере двойной морали и всеобщего приспособленчества. (миниатюра "Лестница славы" и мн. др.) Под непосредственным влиянием Р. возникли театры Г. Хазанова, Р. Карцева и В. Ильченко, Е. Петросяна и др. Одним из постоянных авторов артиста был М. Жванецкий. Творческое наследие Р. составило золотой фонд рус. театральной сатиры. |
РАЙТ Раиса Як. (1898-1995) - писательница, переводчик, мемуарист. По мужу - Ковалева; псевд. - Рита Райт. По окончании г-зии (1916) поступила в Харьк. ун-т (сначала на естеств.-ист., затем на мед. ф-т), откуда перевелась в Москву и закончила 2-й Моск. ун-т с дипломом врача. В течение 15 лет занималась иссл. в обл. физиологии под рук. акад. И. П. Павлова. Участвовала во всесоюзном съезде физиологов (Ленингр., 1925) и съезде токсикологов (Москва, 1931-32). В 1920 Р. входит в лит-ру; сближается с Маяковским и Бриками, переводит на нем. яз. "Мистерию-буфф", поставленную в Первом гос. цирке для делегатов 3-го конгресса Коминтерна. Расцвет переводческой деят-ности Р. падает на 2-й пол. 1950-х гг. Ей принадлежат переводы из Дж. Голсуорси, Э. Триоле, М. Твена, Ф. Кафки, Д. Сэлинджера, К. Воннегута и др., ставшие эталонными. В серии "ЖЗЛ" вышла кн. Р. "Роберт Бернс" (3-е изд. 1965). Автор воспоминаний о В. В. Маяковском, Б. Л. Пастернаке, В. В. Хлебникове, А. А. Ахматовой. Соч.: Нить Ариадны // Редактор и перевод: Сб. ст. М., 1965; Все лучшие воспоминанья... // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1966. Вып. 184. |
РА́КА - в христ. церкви - гробница, монумент. ларец для хранения мощей святых. В Евангелии упоминается о существовании у иудеев Р., служивших для хранения праха праведников (Матф., XXIII, 29). Для христ-ва с нач. его возникновения было характерно уважение к останкам своих святых и мучеников. После прекращения гонений на христиан тайное поклонение уступило место созданию украшенных Р., первонач. имевших вид монументов. На Западе, особенно в 7 в., были распространены роскошные, богато оформленные Р., содержащие в себе мощи святых. Часто они имели особенную форму (башни, замка и т. п.). На Руси Р. появились в 11 в. и сначала были каменными. Многие Р. выполнялись из обильно позолоч. серебра, с чеканкой отдельных фигур, групп, воспроизводили картины библейской или церк. истории. Рисунки древних Р. высоко ценятся как произв. иск-ва, их изуч. посвящено множество иссл. В православной церкви Р. обычно имеет форму продолговатого большого ларца, в к-рый мощи помещали вместе с гробом. Привозимые из Константинополя частицы святых мощей хранились каждая в особом ковчежце, к-рый иногда также наз. Р. В дальнейшем мощи рус. святых помещались в гл. храмах монастырей. Их укладывали в особые Р., украш. серебром и золотом, и устанавливали в нишах, чаще всего на возвышении и под специально устроенным балдахином - "сенями". Р. рус. святых обязательно сохраняют форму четырехугольного ковчега, удлиненного в меру роста святого. Лик и рука святого могут быть открыты или закрыты. Если мощи закрыты, находятся "под спудом", поверх Р. имеется живописное или живописночеканное изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата. Нек-рые Р. являются выдающ. произв. иск-ва: Р. св. Зебальда в Зебальдускирхе в Нюрнберге (бронза, 1508-19, скульпторы П. Фишер и сыновья); Р. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (серебро, 16 в., сени выполнены из серебра в 18 в.); Р. Александра Невского (серебро, 18 в.). |
РАКИ́ТОВ КУСТ - в рус. фольклоре с ним связано мифол. представление, согласно к-рому он вырос на самом первом на земле камне, выброшенном рыбой из моря; Р. К. - место обитания птиц, животных, обладающих даром предвидения и магич. силой (в песнях: "Ничего поле не породило, только част Р. К. На кусточке сидел млад ясен орел..."; "На камешке повырастет куст ракитовый. В этом кустишке соловьишко совьет гнездышко"; в былине о Потыке "горит да част Р. К., а во кустишке горит да змеиное гнездо", по просьбе змеи Потык гасит пожар, спасает змеиных детей, тем самым заручается чудесной помощью). С. представлением о Р. К. как месте "нечистом" связан мотив совершения обряда бракосочетания героя с девушкой из "иного" мира: Добрыня и Маринка - "Они в чистом поле женилися, круг Р. К. венчалися". Такой брак сулит несчастье и не считается законным. Н. А. Некрасов по-своему переосмыслил фольклорный образ Р. К.: в поэме "Кому на Руси жить хорошо" ("Крестьянка", гл. 5) героиня причитает о своей горькой судьбе, сидя "у Р. К.", "на сером камушке". |
РА́МЕНЬ - 1) Чернолесье, густой темный еловый лес. Термин употребляется гл. обр. для обозначения типов лесов Вост.-Европ. равнины. 2) В рус. нар. говорах также: окраина леса; лес у поля, селение у леса; луговое сенокосное угодье среди леса. Возможны разл. варианты этимологии термина: с одной стороны, в связи с др.-рус. "рамяный" - обильный, буйный, сильный; с другой - с др.-рус. "рама" - граница, межа, конец пашни у леса. Многочисленны топонимы: Раменцы, Раменское, Зараменье и т. п. (один из микрор-нов Москвы носит назв. Раменки). |
РАНГ (нем. Rang - ряд) - 1) Определ. место на служебной лестнице, чин. "Табель о Рангах" Петра Великого (1722) устанавливала 14 классных чинов для воен. и гражд. службы, в общих чертах сохранившихся до 1917. Производили в след. чин, как правило, с учетом выслуги лет или за особые заслуги. Термин "Р." сохраняется и в воинских званиях совр. Вооруж. Сил. Так, персональные воинские звания, введенные в 1935, включали командарма 1 и 2-го Р., флагмана 1 и 2-го Р. и т. д. В наст. время на флоте существуют воинские звания капитана 1, 2 и 3-го Р. 2) С 17 в. принято деление воен. кораблей на Р. в зависимости от размеров и вооружения. В наст. время в рос. ВМФ четыре Р. воен. кораблей; кораблям 1 и 2-го Р. присвоен гюйс (флаг опред. цвета), к-рый поднимают во время стоянки на якоре или на швартовах. |
РАПИ́РА - колющее холодное оружие с длинным (более 1 м) граненым клинком, массивным эфесом. В Зап. Европе позднего средневековья и раннего нового времени - оружие проф. дуэлянтов и бретеров. В наст. время - спортивное оружие с гибким клинком прямоуг. сечения и электроконтактным устройством для фиксации уколов на офиц. соревнованиях. В России дата начала офиц. соревнований - 1860. |
РАПП (Рос. ассоциация пролетарских писателей) - лит. орг-ция (1925-32), в уставе к-рой было записано, что РАПП выступает "на идеологич. фронте под руководством ВКП(б), рассматривает себя как один из боевых отрядов рабочего класса", со специфич. задачей укрепления "гегемонии пролетарской литературы". Предшественница РАПП - ВАПП (Всерос. ассоциация пролетарских писателей), утвержд. Наркомпросом в качестве головной писательской орг-ции (1921). В 1924 рук-во ВАПП перешло от гр. "Кузница" к гр. "Октябрь" и МАПП (Моск. ассоциация пролетарских писателей). В 1926 в ВАПП произошел раскол. Ред. ж. "На посту" (1923-25) С. Родов, И. Варадин, Г. Лелевич были обвинены в левацком уклоне и выведены из чл. правления ВАПП. Однако новое рук-во (Л. Авербах, Ю. Либединский, А. Зонин, В. Ермилов, В. Киршон, М. Лузгин, А. Фадеев) продолжали прежнюю ортодоксально-рев. линию с изменением лишь нек-рых акцентов. Гл. теор. органом стал ж. "На литературном посту". В 1925 ВАПП, переименов. в РАПП, становится ведущей орг-цией в составе созд. в это же время ВОАПП - Всерос. объединения ассоциаций пролетарских писателей. РАПП вела борьбу с гр. "Перевал", с "новобурж." лит-рой (Е. Замятин, М. Булгаков и др.), с нек-рыми писателями-"попутчиками" (Б. Пильняк, Вс. Иванов и др.). Осн. рапповские лозунги: "срывание всех и всяческих масок", "показ живого человека", "учеба у классиков", "призыв ударников в литературу", "не попутчик, а союзник или враг" и др. РАПП в своей работе руководствовалась "диалектико-материалистич. творч. методом". В целом для деятельности РАПП были характерны перенесение полит. методов борьбы в обл. лит-ры, грубое администрирование, вульг. социологизм, непонимание специфики иск-ва. В связи с намерением больш. партии объединить всех писателей, драматургов, лит. критиков в "единый союз советских писателей" в 1932 ВОАПП и РАПП были ликвидированы, а видные деятели РАПП (А. Фадеев, В. Киршон, Л. Авербах и др.) вошли в орг. комитет создающегося СП СССР. |