Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАП"-"РЕД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАП"-"РЕД")

Рапсодия

РАПСО́ДИЯ - инструментальное или изредка вокально-инструментальное произв. свободной формы с чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном мат-ле. В 19 в. возрождается под влиянием эстетики романтизма с присущим ей интересом к нац. фольклору. Поначалу Р. предназначалась чаще всего для фп. и напоминала фантазию на народные темы (19 венгерских Р. Ф. Листа). Позднее Р. приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным концертам для фп. с оркестром ("Украинская Р." С. М. Ляпунова, "Р. на тему Паганини" С. В. Рахманинова), к кантатам (Р. "Киргизия" для солиста, хора и оркестра А. В. Мосолова). Поскольку в Р. обычно оркестровое развитие происходит в тесной связи с выявлением особенностей фольклорного муз. языка, она неизменно привлекала композиторов в период становления и развития нац. школ. Для оркестра А. К. Глазунов создал "Восточную Р."; Н. Я. Мясковский - "Славянскую Р."; М. М. Ипполитов-Иванов - "Армянскую Р."; А. И. Хачатурян - три концерта Р. (для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром, для фп. с оркестром); А. Т. Гречанинов - "Р. на русские темы" (вариант для скрипки и фп.); С. Н. Василенко - "Красноармейскую Р." и "Славянскую Р.", М. С. Вайнберг - "Молдавскую Р." и "Славянскую Р."; В. Н. Кнушевицкий - три "Русские Р.", "Еврейскую Р." и "Молдавскую Р." (для эстрадного оркестра); Р. Г. Бойко - "Волжскую Р.", "Гуцульскую Р.", "Цыганскую Р." (для фп. с оркестром), "Карпатскую Р." (для скрипки с оркестром); С. М. Слонимский - "Еврейскую Р." (для фп. с оркестром); Б. А. Чайковский - "Славянскую Р.". Р. для фп. создана Ю. Г. Крейном и Г. П. Дмитриевым, "Цыганская Р." для скрипки и фп. - А. П. Петровым.

РАПХ

РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников) - создана в 1931 в Москве на базе Ассоциации художников революции (АХР), образов. в 1928, Объединения молодежи Ассоциации художников революционной России (ОМАХР) и Об-ва художников-самоучек. Целью ассоциации была борьба "за чистоту пролет. иск-ва", предполагавшая разделение сов. художников на "буржуазных" и "пролетарских". РАПХ претендовала на главенствующую роль в художеств. процессе, понимавшемся как политич. деят-ность, насаждала методы администрирования в иск-ве. Включала в себя производств., научно-исследоват. и оргплановый секторы, позднее был создан искусствоведческий сектор и сектор самодеят. иск-ва. Членами РАПХ были Т. Г. Гапоненко, П. Ф. Осипов (отв. секретарь), Г. Г. Ряжский, Я. И. Цирельсон и др. РАПХ издавала журн. "За пролетарское иск-во" (1931-32). Ликвидирована в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке лит.-художеств. орг-ций".

Рар Лев Ал

РАР Лев Ал. (1913-80) - полит. деятель рус. зарубежья, публицист, гл. ред. ж. "Посев" в 1970-74. Родился в Москве; в 1924 вместе с семьей выехал в Нарву, а затем в Либаву, где в 1931 окончил нем. муж. г-зию. С 1933 учился на инж. ф-те Латв. ун-та в Риге. После образования Латв. ССР (1940) работал в Военсантехстрое РККА. В апр. 1941 выехал в Германию, где работал инж.-строителем. Член НТС с 1942. В 1942 возвратился в Ригу. В 1944 вывезен немцами на работу в Рурскую обл., но бежал в Берлин. В Комитете освобождения народов России (КОНР) заведовал адм.-хоз. отд. Летом 1945 по указанию центра НТС в англ. зоне оккупации Зап. Германии возглавлял лагеря "Ди-Пи", где спасал бывших сов. граждан от принудит. репатриации. В 1948-54 диктор радиостанции Би-Би-Си. Чл. Исполнит. бюро НТС. Организатор и рук. Конгресса за права и свободу в России (Гаага, 1957). В 1970-74 - гл. ред. ж. "Посев". С 1974 руководил работой изд-ва "Посев". Активный публицист, автор статей в ж. "Посев" и "Грани". Участвовал в составлении кн. "Казнимые сумасшествием" - о психиатрич. терроре в СССР (1971).

Расказачивание

РАСКАЗА́ЧИВАНИЕ - политика Сов. власти, проводимая по отношению к казачеству, в первую очередь донскому и южному (янв. - июнь 1919). Начало Р. положило секретное циркулярное письмо ЦК РКП(б) от 29 янв. 1919, в к-ром борьба с верхами казачества определялась как их полное истребление. Всем сов. и адм. органам предписывалось "поголовно истребить всех богатых казаков", а затем "провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо косвенное или прямое участие в борьбе с Сов. властью". Предполагалось также принять меры, к-рые давали бы гарантию от попыток выступлений среднего казачества против Сов. власти. Этими мерами были: уничтожение всех повстанческих объединений, уничтожение "неблагонадежного мужского населения, повальное разоружение, конфискация хлеба и сельхозпродуктов и переселение иногородней бедноты на казачьи земли. Исполнение приказа легло на адм. органы: комбеды, армейские трибуналы, ЧК и др. Особую жестокость проявили 8-я и 10-я армии Юж. фронта, причем только 8-я армия, по официальным данным, расстреляла более 8000 жителей казачьих станиц. В ответ на террор в ночь с 11 на 12 марта 1919 в ст. Вешенская и Казанская вспыхнули массовые казачьи восст. 16 марта 1919 ЦК РКП(б) по докл. Сокольникова приостановил политику Р., но фактически Р. окончилось лишь к кон. июня 1919 в связи с наступлением армии А. И. Деникина и занятием Царицына белогвардейцами. В сент. 1919 Л. Д. Троцкий сформулировал "Руководящие начала ближайшей политики на Дону", легшие в основу тезисов ЦК "О работе на Дону", в соотв. с к-рыми власти отказывались от политики террора; при этом казачество поголовно облагалось продразверсткой.

Раскова Марина Мих.

РАСКО́ВА Марина Мих. (1912-43) - военный летчик-штурман, майор (1942). С 1932 работала в аэронавигационной лаборатории Военно-возд. академии РККА. В 1935 окончила школу пилотов Центр. аэроклуба Осоавиахима. Ученица изв. летчика-штурмана А. В. Белякова. Участница дальних перелетов женских экипажей Москва - Актюбинск (с В. Ф. Гризодубовой, 1937), Севастополь - Архангельск (с П. Д. Осипенко и В. Ф. Ломако, 1938), Москва - Дальний Восток (с В. Ф. Гризодубовой и П. Д. Осипенко, 1938). Герой Сов. Союза (1938). В ВВС РККА с 1938. Во время Вел. Отеч. войны с янв. 1942 - на фронте, командовала группой по формированию женских авиаполков, позже - командир жен. бомбардировочного авиаполка. Погибла при выполнении служебного задания.

М. М. Раскова (справа), В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко. 1938

М. М. Раскова (справа), В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко. 1938

Раскол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Расколы в русской православной церкви (20 в.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раскольников Фед. Фед

РАСКО́ЛЬНИКОВ Фед. Фед. (1892-1939) - полит. деятель, дипломат, литератор. Наст. фам. Ильин. Род. в Петерб., в семье священнослужителя. Отец умер рано, мать погибла во время Ленингр. блокады. В 1908 Р. окончил реальное уч-ще (приют) принца Ольденбургского, в 1913 - Санкт-Петерб. Политехн. ин-т. Чл. РСДРП(б) с 1910. Мировоззрение Р. формировалось под влиянием произв. К. Маркса, Г. Плеханова. В 1910-12 сотрудничает в больш. газ. "Звезда", "Правда". В период 1-й мир. войны учился в Отдельных гардемаринских классах. После Февр. рев-ции - один из больш. лидеров Кронштадта. С кон. 1917 комиссар Мор. Ген. штаба, с 1918 - зам. наркома по мор. делам; участвует в разработке операции по выводу кораблей Балт. флота из Ревеля в Петрогр.; организует затопление кораблей Черномор. флота в Новороссийске. В годы гражд. войны - чл. реввоенсовета Вост. фронта, команд. Волжской воен. флотилией, чл. РВС Республики. В кон. 1918 во время мор. операции в Финском заливе попал в плен к англ. В мае 1919 Р. обменяли на группу пленных англ. офицеров. В дальнейшем Р. - команд. Каспийской флотилией, команд. Балт. флотом. В 1921-23 - полномочный предст. в Афганистане. В 1924-29 работает в Исполкоме Коминтерна, ответств. ред. ж. "Молодая гвардия", "Красная новь", изд-ва "Московский рабочий", занимался лит. деят-ностью. Его перу принадлежат кн. "Кронштадт и Питер в 1917 году", "Записки мичмана Ильина", пьеса "Робеспьер", инсценировка ром. Л. Толстого "Воскресение" и др. С 1934 чл. СП СССР. В 1930-38 - полномочный предст. СССР в Эстонии, Дании, Болгарии. В 1938 был отозван. Остался за рубежом. Посл. год жизни прожил во Франции. 17 авг. 1939 Р. пишет открытое письмо Сталину, осуждая культ личности, преступную практику массовых репрессий, авторитарную систему в целом. Умер и похоронен в Ницце. Незадолго до смерти по приговору Верховного суда СССР объявлен "врагом народа". Посм. реабилитирован.

Соч.: На боевых постах. М., 1964; О времени и о себе: Воспоминания, письма, документы. Л., 1989.

Ф. Ф. Раскольников

Ф. Ф. Раскольников

Раскопки

РАСКО́ПКИ - полевое изучение археол. пам., предусматр. выполнение специфич. вида земляных работ. Такие работы сопровождаются неизбежным разрушением всего пам. или его части. Повторные Р. обычно невозможны. Поэтому приемы изуч. должны быть макс. точными, отвечающими новейшей археол. методике. При Р. поселений археолог. имеет дело с культ. слоем - отложением на местах обитания матер. остатков культуры (сооружений, вещей) с веществом природной среды. Вертик. разрез слоя от незатронутой чел. деят-ностью почвы (материк) до совр. дневной поверхности, как правило, позволяет установить относит. хронологию культурных остатков: чем ниже, тем древнее. Р. погребений предполагают изуч. останков захорон., конструкций погребальн. сооружений, следов обрядовых действий. Для музеефикации или восстановления ист. ландшафта применяются консервация культурных остатков и натурное воссоздание раскопанного пам. (в Чернигове после Р. кургана Черная могила он был вновь насыпан). Право на Р. археол. пам. имеют только те лица, к-рые обладают спец. док-том - Открытым листом, выдаваемым АН.

Раскопки Херсонеса

Раскопки Херсонеса

Раскреповка

РАСКРЕПО́ВКА - небольшой выступ на фасаде, карнизе здания, используемый для членения его плоскостей. Р. антаблемента (обычно говорят "Р. карниза") характерна для архитектуры барокко.

Раскулачивание

РАСКУЛА́ЧИВАНИЕ - принудит. депортация крепких крест. семей, объявленных кулаками, в отдаленные р-ны СССР с передачей их имущества и х-в создаваемым колхозам. Р. проводилось в 1929-33 в рамках общей политики коллективизации и индустриализации нар. х-ва СССР. Р. осуществлялось войсками ОГПУ СССР, вооруженными отрядами сов. парт.-хоз. актива из городов и промцентров при участии сел. комбедов. Спецпоселенцы передавались под бессрочную опеку ОГПУ и были судимы за побег по ст. 82 УК РСФСР 1926. Р. осуществлялось грубыми, откровенно насильственными методами, без опубликования декретов пр-ва, на основе секретных инструкций ВКП(б) и ОГПУ. И даже после статьи Сталина "Головокружение от успехов" (2 марта 1930), в к-рой формально осуждалась насильственная коллективизация, этот процесс не приостановился; он получил еще больший размах, лишь внешне приняв сравнительно "цивилизованную" форму. Р. сопровождалось ожесточенным сопротивлением крест-ва, убийствами сов. и парт. активистов, сотрудников ОГПУ, коммунистов и комсомольцев, массовыми восст. крестьян, при подавлении к-рых использовались воинские части и первые сов. танки. В 1930-31 было выселено 1659582 крест. семьи; общее число погибших в рез-те Р., по нек-рым данным, достигло 6,5 млн чел. Итог Р. - уничтожение самого трудолюбивого и экономически перспективного слоя в крестьянстве и его генофонда, утрата экон. независимости крестьян и их фактическое закрепощение, а также создание дешевой раб. силы для осуществления индустриализации страны.

Распалубка

РАСПА́ЛУБКА - небольшая сводчатая врезка в основной свод; имеет треугольную в плане форму. Образуется двумя криволинейными ребрами (между нервюрами готич. крестового свода, между цилиндрич. сводом и врезанным в него проемом). Используется часто при устройстве входных и оконных проемов.

Расплетание косы

РАСПЛЕТА́НИЕ КОСЫ́ - свадебный обряд: девичью косу расплетают на две и укладывают в женскую прическу. Один из многочисл. обрядов над волосами как средоточием жизненной силы (в библейской традиции - легенда о Самсоне и Далиле). Р. К. происходит или в день свадьбы (с утра или даже иногда в сторожке при церкви), или накануне; может совмещаться с девичником. В песнях изображается как насильственное разрывание косы.

Распутин Вал. Григ

РАСПУ́ТИН Вал. Григ (род. 1937) - писатель. Герой Соц. Труда (1987). Произв. Р. - характерные образцы т. н. "деревенской" прозы 70-х гг. Первая пов. из жизни дер. семьи - "Деньги для Марии" (1967); в ней представлены те мысли и характеры, к-рые будут развиты в др. пов.: "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976), "Пожар" (1985). Тема памяти - осн. в творчестве Р.: стремление открыть черты жизни всеобщей, отложившиеся в памяти народной, воплотившиеся в отд. судьбах и выразившиеся в истории и самом укладе крест. жизни, привело писателя к созданию цикла пов., концептуально связ. между собой. Наиб. важная из них - "Прощание с Матерой", о судьбе деревни, попавшей в зону затопления в результате стр-ва ГРЭС на Ангаре. Сюжет был опробован Р. в ранней док.-автобиогр. пов. "Вниз и вверх по течению", однако здесь он обрел притчевые черты, наполняясь размышлениями автора об определяющей ценности духовно-нравств. преемственности поколений. В пов. "Пожар" Р. показывает пагубные последствия насильств. переселения жителей Матеры, неизбежную деградацию обществ. отношений, нравств. и духовное оскудение человека, оторв. от своих корней. В 80-е гг. Р. обращается к жанру рассказа, где продолжил иссл. тех же нравственно-психол. проблем; лирич. герой цикла максимально приближен к автору и является выразителем идеалов писателя ("Век живи - век люби", "Что передать вороне?" и др.). Обществ. внимание привлекли и очерки Р., посвящ. проблеме спасения Байкала.

Распутин Григ. Еф.

РАСПУ́ТИН Григ. Еф. (1864, по др. данным, 1872-1916) - крестьянин Тобольской губ. (наст. фам. Новых), фаворит имп. четы. Детство и юношеские годы провел в с. Покровском Тюменского у. Сведения об этом периоде жизни Р. фрагментарны, противоречивы. С 1892 ходил по монастырям как паломник, посетил Афон, Иерусалим. Приобрел репутацию "святого старца", "пророка", "прозорливца", "целителя". В 1903 впервые появился в Петербурге, вскоре стал вхож в высшие церк. сферы, в аристо-кратич. салоны, а затем и во дворец, где приобрел неогранич. доверие и исключит. влияние. Внушал Николаю II и Александре Федоровне уверенность в правильности принимаемых ими решений, являл собой в их глазах подлинного представителя "простого народа". Одним из факторов, обусловивших влияние Р. на имп. чету, была способность лечить наследника престола цесаревича Алексея, страдавшего гемофилией. Во мн. слоях рос. об-ва приобрел репутацию развратника, пьяницы, "антихриста", человека, дискредитирующего монархию. Обвинялся в принадлежности к секте хлыстов. Вмешивался в высш. церк. управление, покровительствуя одним епископам и интригуя против др. Его влиянием неоднократно пользовались разного рода полит. проходимцы и авантюристы. Неоднократно на жизнь Р. совершались покушения. В ночь на 17 дек. 1916 был убит во дворце кн. Ф. Ф. Юсупова. В заговоре, ставившем целью устранение Р., участвовали: Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, вел. кн. Дмитрий Павлович, д-р Лазоверт, поручик Сухотин.

Г. Е. Распутин

Г. Е. Распутин

Распутица

РАСПУ́ТИЦА - 1) Период ранней весны или поздней осени в европ. и сиб. частях С. России, когда дороги становятся малопроезжими или непроезжими в результате таяния снега, разлива рек или осенних дождей. Слово вошло в междунар. геогр. терминологию (rasputitsa).

2) Состояние дорог в этот период.

Рассольник

РАССО́ЛЬНИК - рус. суп с почками, солеными огурцами, луком, белыми кореньями, как правило, с крупой и картофелем (Р. ленингр.), иногда без них, с заправкой молоком и яйцами, иногда со свежей капустой (Р. домаш.). Соленые огурцы часто заменяют солеными грибами (Урал, Сибирь). Прототип Р. - старинное блюдо "калья" с икрой, солеными огурцами или лимонами.

Расстрига

РАССТРИ́ГА - священнослужитель, лишенный духовного сана или монашества за к.-л. проступок, либо добровольно вышедший из "духовного звания". В дорев. России Р., добровольно сложивший с себя сан, имел право поступать на гражд. службу только через 10 лет (если был священником) или через 6 лет (если был диаконом). В случае, когда сан снимался по суду за к.-л. правонарушение, этот срок увеличивался вдвое (соответственно для священников - 20 лет, для диаконов - 12). Лишенному сана офиц., обычно остригали волосы и бороду, а также заставляли переодеваться в "мирское" платье. Расстрижение означало лишение прав состояния для священнослужителей недворянского происхождения.

Растрелли Бартоломео

РАСТРЕ́ЛЛИ Бартоломео (1667-1744) - итал. скульптор и архитектор, учился во Флоренции у Дж. Б. Фоджини и в Риме, с нач. 18 в. работал в Париже. До 50 лет ему не удалось создать ничего значительного в обл. скульптуры. Возможность реализации своего таланта Р. получил в России, куда он приехал по контракту в 1716. Он был первым скульптором в России в европ. понимании этого термина. Значение Р. для рус. иск-ва определяется не только высокими худож. достоинствами его работ, но и тем, что они утвердили жанровое многообразие в рус. пластике. Он создал первые скульпт. портреты в России (бюсты Меншикова, 1717; Петра I, 1724), первый пам. для установки на площади (Анна Иоанновна с арапчонком, 1741), с к-рого начинается история монумент. скульптуры в России, первый конный монумент (статуя Петра I, отлита в 1747), декор. парковую скульптуру. Наряду с круглой скульптурой, он создавал многочисл. рельефы и работал в разнообразных мат-лах: бронзе, свинце, воске. Р. создал также посмертную "восковую персону" Петра I (1725) и принимал участие в сооружении первого "триумфального столпа" в России, посв. победам в Северной войне и основанию Санкт-Петербурга. Для него он выполнил модель в виде колонны дорического ордера, к-рую украшали восемь цилиндрических рельефов с эпизодами войны и венчала статуя Петра I. Значит. часть творчества Р. составляет его декор. пластика для Петергофа: скульптурные группы "Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу" (1726), "Самсон, раздирающий пасть льву" (1735), "Нептун на колеснице" (1737), рельефы для декорирования Большого каскада. Он неоднократно обращался к архит. деят-ности: исполнил проект планировки парка в Стрельне (1716), строил по своему проекту Зимний дворец для Анны Иоанновны (1732-36), привлекался для участия в архит. конкурсах и экспертизах. Но в истории рус. иск-ва он остался крупнейшим скульптором 1-й пол. 18 в., создателем светской скульптуры в России. Имя "Карло" приписывается Р. по ошибке. Этот факт и год рождения установлены К. В. Малиновским.

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич

РАСТРЕ́ЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (Франческо) (1700-71) - архитектор, сын Б. де Растрелли. Крупнейший предст. барокко в России. Родился в Париже. В Петербурге с 1716 (приехал с отцом, к-рый был приглашен Петром I). Обучался в Зап. Европе (вероятно, в Италии, 1725-30). В 1736-63 придворный рус. арх. (обер-арх.). В период правления имп. Анны Иоанновны работал в Москве и в Курляндии: дворцы герцога Э. И. Бирона в Руэнтале (ныне Рундале; 1736-40) и Митаве (ныне Елгава; 1738-40), завершены в 1760-х гг. Манера Р. в этот период сходна со стилистикой рус. архитектуры 1710-30-х гг. В последующие годы формируется зрелая манера Р., к-рая представляет собой наиб. полный вариант рус. барокко, характеризующийся сочетанием зап.-европ. и традиц. рус. архит. приемов. Отличит. черты растреллиевского ("елизаветинского") барокко: пространств. размах ансамбля, соединение переосмысл. др.-рус. форм (в решении колоколен, глав, крылец, тонких колонок, применении позолоты, полихромности фасадов, растительного орнамента и т. д.) с повсеместным применением утонч. рокайльных форм. Осн. произв. Р. периода правления имп. Елизаветы Петровны: собор св. Андрея Первозванного в Киеве (проект 1747), реконструкция Большого дворца в имп. резиденции в Петергофе (1747-52; сохранена композиция петровской эпохи), ансамбль Смольного мон. (1748-64), дворцы графа М. Воронцова (1749-57) и барона С. Строганова (1752-54) в Петербурге, ансамбль имп. резиденции в Царском Селе (1752-54), Зимний дворец (1754-62).

Творчество Р. настолько полно представляет собой рус. иск-во сер. 18 в., что это время обозначается термином "растреллиевское барокко". Р. впервые в истории России построил такие масштабные архит. ансамбли, как Смольный мон. и Царское Село. "На славу Растреллием строенный дом" становится символом древнего родового аристократического гнезда. Его имя не только никогда не было забыто, напротив, ему приписывалась любая старинная дворцовая постройка. Стих Маяковского "дворец царям построил Растрелли" закрепил его имя именно в этом качестве в сознании поколений сов. и постсов. времени.

Зимний дворец. Арх. В. В. Растрелли

Зимний дворец. Арх. В. В. Растрелли

Растушка

РАСТУ́ШКА - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью или др. мягкими мат-лами.

Ратник

РА́ТНИК - воин, боец, ратный (воен.) человек. Слово "Р." происходит от общеслав. "рать" - войско, битва. В др.-рус. гос-ве 9-11 вв. и в феод. кн-вах Руси 12-14 вв. термин "Р." обозначал воинов ополчения, к-рых набирали на время войны (походов) из ремесленно-городского нас. и крестьян, в отличие от дружинников постоянного войска феодалов - князей и бояр. Это наименование применялось и позже (в нар. ополчении 1611-12, ополчении в Отеч. войну 1812, в Крымскую войну 1853-56). В дорев. России Р. - солдат гос. ополчения. Уставом о воинской повинности 1874, вводившим постоянное гос. ополчение, в Р. 1-го разряда зачислялись все полностью годные к воен. службе, но не зачисл. в войска при последних 4-х призывах и предназнач. кроме службы в ополченских частях для пополнения постоянных войск в воен. время, а в Р. 2-го разряда зачислялись все остальные, способные носить оружие и не состоявшие в войсках (возрастом до 40 лет, а с 1891 - до 43 лет), в т. ч. уволенные из запаса армии и флота. С 1891 в Р. 1-го разряда зачислялись все лица, уволенные из запаса армии до достижения 43-летнего возраста. Все Р. считались военнообяз. 2-й и 3-й очереди. Р. гос. ополчения как запас 3-й очереди существовали в России до 1917.

Ратуша

РА́ТУША - 1) С 1699 - гос. учреждение в Москве, в ведении к-рого находилось управление гор. купцами и ремесленниками. Формировалась на основе выборов купеч. сословия и состояла из президента и 11 бурмистров. "Р." как название учреждения существовало до 1720; затем оно стало именоваться "Главным магистратом".

2) Так называли в соответствии с "Регламентом, или Уставом Главного магистрата" (1721) здание, где располагался орган гор. управления - магистрат.

3) Р. - орган судебной власти в гор. посаде, созданный в соответствии с "Учреждениями о губерниях" (1775) и просуществовавший вплоть до судебной реформы 1804.

Раухфус Карл Анд

РА́УХФУС Карл Анд. (1835-1915) - педиатр. В 1857 окончил Петерб. Медико-хирургич. акад. и работал прозектором в Петерб. воспитат. доме. В 1869 по инициативе и плану Р. в Петерб. была открыта детская больница (ныне носит его имя), к-рой он руководил до 1909. Р. - автор работ по патологоанатомии, клинич. бактериологии, ларингологии. Он разработал основы дет. больничного дела и дет. санитарной статистики. Именем Р. назван симптом, указывающий на смещение средостения при экссудативном плеврите ("треугольник Р.").

Рахманинов Сер. Вас.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рахманов Леон. Ник

РАХМА́НОВ Леон. Ник. (1908-88) - писатель, драматург, сценарист. Учился в Ленингр. эл.-техн. ин-те в 1926-28. Получил известность как автор сценария ист.-рев. ф. "Депутат Балтики" (1937, совм. с Д. Дэлем, А. Зархи и И. Хейфицем, Гран-при на Междунар. выставке в Париже, 1937). По сценариям Р. поставлены ф. "Михайло Ломоносов" (1955) и "Явление Венеры" (др. назв. - "Сын России", 1962). Написал также кинопов. "Кто с мечом войдет" (не экранизирована), изд. в сб. "Пьесы и сценарии", 1956.

Р-ва Зенеида

Р-ВА ЗЕНЕИ́ДА - См. Ган Е. А.

Реальный комментарий

РЕА́ЛЬНЫЙ КОММЕНТА́РИЙ - составная часть науч. комментария, разъяснение содержащихся в произв. реалий, т. е. фактов, явлений, деталей быта и обихода, упоминаний ист. персонажей, оборотов речи и т. д. - тех подробностей жизни героев произв., к-рые были понятны автору и его современникам, но могут оказаться непонятны впоследствии читателю в силу его временной или пространств. удаленности от места событий или отсутствия необходимой подготовки.

Ребек

РЕБЕ́К (ребека) (франц., англ., нем. rebec - трехструнная скрипка) - смычковый струнный инстр., известен в Европе с 10 в. Первоначально Р. имел грушевидную форму, деревянную деку и плоскую отогнутую головку (типа греч. лиры) либо лодкообразную форму и деку из змеиной кожи. К 14 в. форма Р. - грушевидная, с серповидной головкой - установилась окончательно. В эпоху Возрождения появляются разновидности Р.: дискант, альт, бас. Различные типы инстр. имели от двух до пяти струн, настройка квинтовая. Играли лукообразным смычком, оперев инструмент о колено или плечо. С кон. 16 в. Р. в муз. практике не используется. Аналог Р. в России был известен под назв. "гудок" (неск. экз. найдены во время археологич. раскопок в Новгороде).

Ребус

РЕ́БУС (лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в к-рой слова или выражения зашифров. текста даны в виде рисунков, букв и др. знаков, использованных по определенным правилам. Р. впервые появились во Франции, там в 1582 был напечатан первый сб. Р. Он выдержал неск. изд. Это увлечение было настолько модным, что Р. можно было встретить не только на страницах печатных изд., но и на вывесках, дверях, крышах домов. В России первые Р. появились в 1845 в ж. "Иллюстрация" № 1. Для того чтобы разгадать загадку, надо хорошо знать код, к-рый используют составители задания. Техника составления загадок обогатилась мн. новыми приемами.

Ревгусары

РЕВГУСА́РЫ - обиходное саркастически-уничижительное наименование граждан России, гл. обр. военнообязанных, занявшихся разного рода полит. деят-ностью, начиная с февр. 1917, и на этом основании уклонявшихся от службы в армии. ("Подсчитано, что в разных политических организациях числится 400-000 военнообязанных. Вот сколько ревгусаров расплодилось! И каких денег они стоят бедной России!").

Лит.: Окунев Н. П. Дневник москвича, 1917-1924. Париж, 1990. С. 92. (Запись, датированная 10 окт. 1917).

Реверс

РЕ́ВЕРС (франц. revers) - оборотная сторона монеты или медали; по сравнению с лицевой стороной (аверсом) - менее важная сторона монеты, медали. На Р. обозначается гл. обр. номинал монеты или располагается посвятительная надпись медали.

Ревизская душа

РЕВИ́ЗСКАЯ ДУША́ - единица учета муж. нас. подлежащего обложению подушной податью (1718-1887, в Сибири до 1899). Для введения новой формы налога - подушной подати (взамен подворного обложения) требовался учет каждой "души", подлежащей обложению налогом, в связи с чем возникла необходимость проведения переписей податного нас. - ревизий. Лица, вносившиеся в списки (ревизские сказки), получили назв. "Р. Д.". Первонач. предполагалось учитывать все трудоспособное нас., подлеж. обложению налогами, и в понятие "Р. Д." должны были войти мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Но в ходе первой ревизии 1718-19 определение "Р. Д." изменилось: женщин не стали вносить в ревизские сказки, а мужчин учитывали всех, без учета возраста и трудоспособности. Т. о. Р. Д. стала условной единицей налогообложения. Каждая Р. Д. считалась существующей до следующей ревизии, даже в случае смерти человека (отсюда "мертвые души").

Ревизские сказки

РЕВИ́ЗСКИЕ СКА́ЗКИ - именные списки муж. нас. России, подлежавшего обложению подушной податью и отбыванию рекрутской повинности в 18 - 1-й пол. 19 в. Р. С. составлялись во время ревизий, в них вносились лица, относившиеся к податным сословиям, - крестьяне, посадские люди, однодворцы, ясашные люди, работные люди, вольные "гулящие люди" и др. Сословия, не подлежащие обложению налогом, к к-рым принадлежали дворяне, духовенство, чиновники, в Р. С. не вносились. Р. С. были осн. документом для подушной подати, далее их обобщали в виде уездных, губернских и рос. итогов, называвшихся "окладными книгами", "переписными книгами" и "перечневыми росписями". В Р. С. содержались сведения о численности податного нас, его составе по возрасту, нац. и т. д., его геогр. расселению.

Ревкомы

РЕВКО́МЫ - революционные комитеты; временные чрезвычайные органы гражданской и военной власти в России в период гражд. войны 1918-20. В Сибири Р. просуществовали до 1925.

Револьвер

РЕВОЛЬВЕ́Р (от англ. to revolve - вращаться) - короткоствольное индивидуальное стрелк. многозарядное оружие, в к-ром вращающийся барабан с неск. патронниками выполняет роль магазина. Появился в 16 в., но до 19 в. особого распространения не получил. Прототипом совр. Р. был запатентов. в 1835 в США С. Кольтом ударный, с бум. патроном и нарезным стволом Р. В 50-х гг. 19 в. в Р. стали использовать унитарный металлич. патрон. Тогда же утвердились и два осн. типа Р. - простого и двойного действия. У первых для произ-ва каждого выстрела требовалось взвести курок, вторые могут вести стрельбу только при нажатии на спусковой крючок (т. н. самовзвод). По назначению Р. подразделяются на воен., гражд. и спорт. На вооружении рус. армии первые Р. системы Смит-Вессона образца 1869 появились в 1871 (три образца - 1871, 1872 и 1880). В воен.-мор. флоте был на вооружении Р. системы Галана образца 1870, в жандармерии еще в 60-х гг. 19 в. - шпилечные Р. системы Лефоше. Все они в 1895 были заменены Р. системы Л. Нагана, прослужившим в рус. а затем и в Кр. армии до Вел. Отеч. войны. Гражд. Р. представляют собой легкое оружие разл. (чаще малых) калибров, приспособл. для ношения в кармане. До рев-ции в России были очень популярны гражд. Р. системы "Бульдог" разл. модификаций. В качестве спорт. в России до рев-ции использовался чаще всего наган. В сов. время изв. стрелком и конструктором Е. Л. Хайдуровым был разработан спорт.-целевой Р. (ТОЗ - 36).

Ревю

РЕВЮ́ (фр. revue - обозрение) - театр. представление, состоящее из драматич. и комедийных, муз.-вокальных, танцевальных и цирковых эпизодов, объединенных общим сюжетом и действ. лицами. В России Р. получило распространение во 2-й пол. 19 в. (антреприза М. В. Лентовского в саду "Эрмитаж" в Москве и др.). В нач. 20 в. Р. пользовалось большой популярностью (кабаре "Летучая мышь", представления в моск. "Эрмитаже", петерб. садах "Буфф" и "Аквариум"). В 1920-х гг. Р. стало жанром драматич. т-ра. Классическим можно считать обозрение "Д. Е." ("Даешь Европу!") по произв. Б. Келлермана и И. Г. Эренбурга, поставленное Вс. Э. Мейерхольдом в ГосТИМ’е. В 1960-80-х гг. многие спектакли Ю. П. Любимова и М. А. Захарова поставлены как Р. В сов. время Р. широко существовало под названием "эстрадный концерт". Как правило, центральной фигурой таких Р. был конферансье. Известные мастера этого жанра: А. Г. Алексеев, Н. П. Смирнов-Сокольский, М. Н. Гаркави, П. Л. Муравский, Л. Б. Миров и др. В 70-80-е гг. Р. было вытеснено с концертных площадок, осталось жанром представлений мюзик-холла.

Регалия

РЕГА́ЛИЯ (от лат. rex, regalis - король, королевский) - 1) В феод. Европе - монопольное право королевской власти на получение доходов от определ. видов деят-ности. Наиб. распространены были Р.: монетная (право чеканить монету), таможенная (собирать торг. пошлины), судебная и др. Путем пожалования короля (имп.) Р. предоставлялись и частным лицам - крупным феодалам. Важнейшей Р. были доходы с вакантных епископских кафедр. В России термин "Р." не употреблялся, но Р. как таковые имели место. С образованием централизов. гос-ва Р. постепенно становились гос. налогами. С кон. 15 в. монетное дело стало в России исключит. Р. велико княж. власти, суд. пошлины по мере ограничения феод. иммунитетов все больше переходили в ведение гос-ва, тамож. пошлины давались на откуп; в 17 в. особое значение приобрела гос. монополия на соль. В 18-19 вв. Р. в России окончат. слились с системой гос. налогов.

2) Внеш. знаки королев. и царской власти - корона, трон и т. д. В лит. и разг. яз. 18-20 вв. Р. - знаки отличия и правительств. награды, носимые на воен. и гражд. мундире, преимущ. ордена и медали.

Русская брачная императорская ко рона. Нач. 19 в.

Русская брачная императорская ко рона. Нач. 19 в.

Регаль

РЕГА́ЛЬ - 1) В 16-18 вв. малый переносной орган с язычковыми трубами, 1-4 регистрами. По форме напоминал складывающуюся книгу (bibel-regal). Широко использовался в домашнем, камерном музицировании, в театре и церкви.

2) Язычковый органный регистр. Тембр Р. и его разновидностей характерен для органной муз. барокко.

Регент

РЕ́ГЕНТ (от лат. regentis - правящий) - руководитель хора в рус. правосл. церкви. Термин возник в сер. 18 в. в практике придворной певческой капеллы, вытеснив бытовавшее понятие "уставщик". Терминологическая замена зафиксировала эволюцию представлений о задачах и функциях придворного хора, все более явно переориентировавшегося под знаком критериев профессионализма и артистизма. Впоследствии подготовка Р. проходила в регентских классах Петербург. певческой капеллы и в Синодальном уч-ще церк. пения в Москве.

Регтайм

РЕГТА́ЙМ (англ. ragtime, от ragged - букв. неровный, рваный) - жанр фортепианной пьесы и соответств. стиль фортепианной игры, сформировавшийся в 90-е гг. 19 в. Родина Р. - Сев. Америка. В муз. Р. синтезировались эл-ты европ. популярных танцев - польки, кадрили, кек-уока, сплавл. с характерным синкопир. ритмом - родовой особенностью афро-амер. муз. диалекта. В практике "трактирных" пианистов Ср. Запада окончательно стабилизировались специфич. стилевые признаки этого синтеза - равномерная ритмическая пульсация в партии левой руки (бас-аккорд в широком диапазоне) и свободно синкопиров. тема в партии правой. Первый Р. был опубликован в 1897, в 10-е гг. 20 в. жанр достиг пика своей популярности. Среди извести. авторов и исполнит. Р. - Дж. Сеймор, С. Джоплин, Дж. Лэм, Дж. Скотт. Р. оказал влияние на формирование джаза. Образцы претворения муз. стиля Р. встречаются в творчестве А. Дворжака (симф. "Из Нового Света"), И. Стравинского (Р. для 11 инструментов, бал. пантомима "История солдата"). К Р. восходят танцы уанстеп, фокстрот и др.

Редактирование

РЕДАКТИ́РОВАНИЕ (от лат. redactus приведенный в порядок) - этап подготовки рукописи (а также аудио- и видеоматериала) к публикации (лит. стиль, логика изложения, смысл. акценты и т. д.) авторского произв. В нач. периоды книгопечатания обязанности ред. выполнял типограф. Роль ред. возросла с 18 в., особенно с развитием периодич. изданий. Позже Р. становится неотъемлемым этапом подготовки науч. и лит. публикаций. Наиб. сложный и деликатный вид редакторской работы - Р. худож. произв. На этапе Р. возможно осуществление прямой или скрытой полит., морально-этич., эстетич. и пр. цензуры, в связи с чем возрастают требования к нравств. качествам ред.

Редиф

РЕДИ́Ф (араб., букв. - сидящий позади всадника) - термин поэтики народов Бл. и Ср. Востока, обозначающий слово (краткий Р.) или гр. слов (развернутый Р.), к-рые неизменно повторяются на протяжении всего стихотворения в конце каждого стиха после рифмы. Смысл Р. состоит в том, что повторяющееся слово постоянно попадает в иной контекст и осмысляется по-новому. Р. является одной из ярких внешних примет нек-рых форм вост. поэзии (газель, рубаи и др.), поэтому обычно сохраняется в пер. В рус. поэзию Р. проникает в 19 в. благодаря пер. араб. и персид. лирики; в нач. 20 в. начинает использоваться и в подражаниях, напр.:

Цветут в саду фисташки, пой, соловей!

Зеленые овражки, пой, соловей! <...>

(М. Кузмин)

В рус. и большинстве европ. поэтик араб. Р. чаще всего соотносят с терминами "припев" и "эпифора" и рассматривают как вариант рифмы ("редифная рифма").

Редкая книга

РЕ́ДКАЯ КНИ́ГА - библ. редкость, изд. (чаще старое), сохранившееся (или выпущ.) в незначит. кол-ве экз. и обладающее поэтому повышенной коллекц. ценностью. Для библиофила обычно ценность Р. К. определяется сочетанием разл. особенностей внеш. вида и судьбы данного экз. В наст. время не существует единого мнения о содержании понятия Р. К. и общепринятого критерия, позволяющего отнести изд. к категории редких. Очевидно, следует считать редкими все антикварные изд. и наиб. ценную часть букинистич. книг. При более узком толковании под Р. К. понимают только старопечатные или антикварные изд.

Рукописная книга 17 в.

Рукописная книга 17 в.

Редукция

РЕДУ́КЦИЯ - изменение звук. характеристик речевых эл-тов, вызванное их безударностью. В фонетич. лит-ре больше говорят о Р. гласных, т. к. гласные являются слогообр. эл-том. Различают количеств. и качеств. Р. гласных.

Количеств. Р. - сокращение времени артикулирования (т. е. сокращение длительности). Ударный гласный (как и ударный слог) всегда имеет относительно большую длит., длит. же безударных зависит от их положения по отношению к ударению: более всего сокращаются по длит. заударные слоги и вторые, третьи предударные слоги. Степень сокращения гласных по длит. зависит также и от качества гласных: так, открытый гласный [а], имеющий макс. собственную длит. в ударном положении по сравнению с др. ударными слогами, в первом предударном слоге сокращается по длит. не столь значительно, как второй предударный и заударный. Эту особенность количеств. Р. гласного [а] А. А. Потебня описал числовой формулой: если ударный гласный в слове оценить цифрой 3, то первый предударный - это 2, а второй предударный и заударный - 1. В фонетич. лит-ре есть тенденция распространять эту формулу и на др. гласные, однако эксперим. иссл. Количеств. характеристик остальных гласных показывают, что сильнее различаются все предударные от всех заударных.

Качеств. Р. - неполное выполнение артикуляторной программы безударного гласного. Так, сокращение времени артикулирования гласного [а] приводит к тому, что язык не достигает макс. низкого положения (как при артикуляции ударного [а], и безударный [а] произносится как гласный среднего подъема; при артикуляции безударных [и], [ы], [у] язык не достигает максимально высокого положения, к-рое характерно для этих же ударных гласных, так что они уже не являются гласными высокого подъема. Сокращение времени артикуляции безударного гласного приводит к тому, что этот гласный не содержит фазы выдержки и представляет нек-рую переходную артикуляцию от предшествующего согласного к следующему.

Если говорить о Р. слога, основным ее результатом является ослабление контраста между согласным и следующим за ним гласным, т. е. более слитное, нерасчлененное произношение целого слога. Можно говорить и о Р. целых звук. комплексов (напр., последовательности заударных слогов), приводящей к очень сильным изменениям звукового состава слова.

Лит.: Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. Акустические характеристики безударности // Структурная типология языков. М., 1966; Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981.

Редут

РЕДУ́Т (от итал. redotto - убежище, опорный пункт) - полевое сомкнутое фортификац. укрепление в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовл. к круговой обороне. Р. состоял из наружного рва, вала с земляной ступенью (банкетом) для размещения стрелков и орудий, а также внутр. рва для укрытия обороняющихся. Р. появились в 16 в., широко применялись в 17-19 вв. в качестве самостоятельных опорных пунктов, прикрывающих отдельные направления (напр., сев. граница России в нач. 18 в.), а также как эл-т погран. укрепленных линий (Украинская, Кавказская и др.). В 18-19 вв. Р. возводились в полевом бою (Полтавское, Бородинское и др. сражения) и при осаде и обороне крепостей. В сер. 19 в. Р. имели 60-70 м по фронту и 30-40 м в глубину. Утратили свое значение после 1-й мир. войны.

Предыдущая страница Следующая страница