Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАП"-"РЕД")
РАПСО́ДИЯ - инструментальное или изредка вокально-инструментальное произв. свободной формы с чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном мат-ле. В 19 в. возрождается под влиянием эстетики романтизма с присущим ей интересом к нац. фольклору. Поначалу Р. предназначалась чаще всего для фп. и напоминала фантазию на народные темы (19 венгерских Р. Ф. Листа). Позднее Р. приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным концертам для фп. с оркестром ("Украинская Р." С. М. Ляпунова, "Р. на тему Паганини" С. В. Рахманинова), к кантатам (Р. "Киргизия" для солиста, хора и оркестра А. В. Мосолова). Поскольку в Р. обычно оркестровое развитие происходит в тесной связи с выявлением особенностей фольклорного муз. языка, она неизменно привлекала композиторов в период становления и развития нац. школ. Для оркестра А. К. Глазунов создал "Восточную Р."; Н. Я. Мясковский - "Славянскую Р."; М. М. Ипполитов-Иванов - "Армянскую Р."; А. И. Хачатурян - три концерта Р. (для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром, для фп. с оркестром); А. Т. Гречанинов - "Р. на русские темы" (вариант для скрипки и фп.); С. Н. Василенко - "Красноармейскую Р." и "Славянскую Р.", М. С. Вайнберг - "Молдавскую Р." и "Славянскую Р."; В. Н. Кнушевицкий - три "Русские Р.", "Еврейскую Р." и "Молдавскую Р." (для эстрадного оркестра); Р. Г. Бойко - "Волжскую Р.", "Гуцульскую Р.", "Цыганскую Р." (для фп. с оркестром), "Карпатскую Р." (для скрипки с оркестром); С. М. Слонимский - "Еврейскую Р." (для фп. с оркестром); Б. А. Чайковский - "Славянскую Р.". Р. для фп. создана Ю. Г. Крейном и Г. П. Дмитриевым, "Цыганская Р." для скрипки и фп. - А. П. Петровым. |
РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников) - создана в 1931 в Москве на базе Ассоциации художников революции (АХР), образов. в 1928, Объединения молодежи Ассоциации художников революционной России (ОМАХР) и Об-ва художников-самоучек. Целью ассоциации была борьба "за чистоту пролет. иск-ва", предполагавшая разделение сов. художников на "буржуазных" и "пролетарских". РАПХ претендовала на главенствующую роль в художеств. процессе, понимавшемся как политич. деят-ность, насаждала методы администрирования в иск-ве. Включала в себя производств., научно-исследоват. и оргплановый секторы, позднее был создан искусствоведческий сектор и сектор самодеят. иск-ва. Членами РАПХ были Т. Г. Гапоненко, П. Ф. Осипов (отв. секретарь), Г. Г. Ряжский, Я. И. Цирельсон и др. РАПХ издавала журн. "За пролетарское иск-во" (1931-32). Ликвидирована в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке лит.-художеств. орг-ций". |
РАР Лев Ал. (1913-80) - полит. деятель рус. зарубежья, публицист, гл. ред. ж. "Посев" в 1970-74. Родился в Москве; в 1924 вместе с семьей выехал в Нарву, а затем в Либаву, где в 1931 окончил нем. муж. г-зию. С 1933 учился на инж. ф-те Латв. ун-та в Риге. После образования Латв. ССР (1940) работал в Военсантехстрое РККА. В апр. 1941 выехал в Германию, где работал инж.-строителем. Член НТС с 1942. В 1942 возвратился в Ригу. В 1944 вывезен немцами на работу в Рурскую обл., но бежал в Берлин. В Комитете освобождения народов России (КОНР) заведовал адм.-хоз. отд. Летом 1945 по указанию центра НТС в англ. зоне оккупации Зап. Германии возглавлял лагеря "Ди-Пи", где спасал бывших сов. граждан от принудит. репатриации. В 1948-54 диктор радиостанции Би-Би-Си. Чл. Исполнит. бюро НТС. Организатор и рук. Конгресса за права и свободу в России (Гаага, 1957). В 1970-74 - гл. ред. ж. "Посев". С 1974 руководил работой изд-ва "Посев". Активный публицист, автор статей в ж. "Посев" и "Грани". Участвовал в составлении кн. "Казнимые сумасшествием" - о психиатрич. терроре в СССР (1971). |
РАСКАЗА́ЧИВАНИЕ - политика Сов. власти, проводимая по отношению к казачеству, в первую очередь донскому и южному (янв. - июнь 1919). Начало Р. положило секретное циркулярное письмо ЦК РКП(б) от 29 янв. 1919, в к-ром борьба с верхами казачества определялась как их полное истребление. Всем сов. и адм. органам предписывалось "поголовно истребить всех богатых казаков", а затем "провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо косвенное или прямое участие в борьбе с Сов. властью". Предполагалось также принять меры, к-рые давали бы гарантию от попыток выступлений среднего казачества против Сов. власти. Этими мерами были: уничтожение всех повстанческих объединений, уничтожение "неблагонадежного мужского населения, повальное разоружение, конфискация хлеба и сельхозпродуктов и переселение иногородней бедноты на казачьи земли. Исполнение приказа легло на адм. органы: комбеды, армейские трибуналы, ЧК и др. Особую жестокость проявили 8-я и 10-я армии Юж. фронта, причем только 8-я армия, по официальным данным, расстреляла более 8000 жителей казачьих станиц. В ответ на террор в ночь с 11 на 12 марта 1919 в ст. Вешенская и Казанская вспыхнули массовые казачьи восст. 16 марта 1919 ЦК РКП(б) по докл. Сокольникова приостановил политику Р., но фактически Р. окончилось лишь к кон. июня 1919 в связи с наступлением армии А. И. Деникина и занятием Царицына белогвардейцами. В сент. 1919 Л. Д. Троцкий сформулировал "Руководящие начала ближайшей политики на Дону", легшие в основу тезисов ЦК "О работе на Дону", в соотв. с к-рыми власти отказывались от политики террора; при этом казачество поголовно облагалось продразверсткой. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РАСКРЕПО́ВКА - небольшой выступ на фасаде, карнизе здания, используемый для членения его плоскостей. Р. антаблемента (обычно говорят "Р. карниза") характерна для архитектуры барокко. |
РАСКУЛА́ЧИВАНИЕ - принудит. депортация крепких крест. семей, объявленных кулаками, в отдаленные р-ны СССР с передачей их имущества и х-в создаваемым колхозам. Р. проводилось в 1929-33 в рамках общей политики коллективизации и индустриализации нар. х-ва СССР. Р. осуществлялось войсками ОГПУ СССР, вооруженными отрядами сов. парт.-хоз. актива из городов и промцентров при участии сел. комбедов. Спецпоселенцы передавались под бессрочную опеку ОГПУ и были судимы за побег по ст. 82 УК РСФСР 1926. Р. осуществлялось грубыми, откровенно насильственными методами, без опубликования декретов пр-ва, на основе секретных инструкций ВКП(б) и ОГПУ. И даже после статьи Сталина "Головокружение от успехов" (2 марта 1930), в к-рой формально осуждалась насильственная коллективизация, этот процесс не приостановился; он получил еще больший размах, лишь внешне приняв сравнительно "цивилизованную" форму. Р. сопровождалось ожесточенным сопротивлением крест-ва, убийствами сов. и парт. активистов, сотрудников ОГПУ, коммунистов и комсомольцев, массовыми восст. крестьян, при подавлении к-рых использовались воинские части и первые сов. танки. В 1930-31 было выселено 1659582 крест. семьи; общее число погибших в рез-те Р., по нек-рым данным, достигло 6,5 млн чел. Итог Р. - уничтожение самого трудолюбивого и экономически перспективного слоя в крестьянстве и его генофонда, утрата экон. независимости крестьян и их фактическое закрепощение, а также создание дешевой раб. силы для осуществления индустриализации страны. |
РАСПА́ЛУБКА - небольшая сводчатая врезка в основной свод; имеет треугольную в плане форму. Образуется двумя криволинейными ребрами (между нервюрами готич. крестового свода, между цилиндрич. сводом и врезанным в него проемом). Используется часто при устройстве входных и оконных проемов. |
РАСПЛЕТА́НИЕ КОСЫ́ - свадебный обряд: девичью косу расплетают на две и укладывают в женскую прическу. Один из многочисл. обрядов над волосами как средоточием жизненной силы (в библейской традиции - легенда о Самсоне и Далиле). Р. К. происходит или в день свадьбы (с утра или даже иногда в сторожке при церкви), или накануне; может совмещаться с девичником. В песнях изображается как насильственное разрывание косы. |
РАСПУ́ТИН Вал. Григ (род. 1937) - писатель. Герой Соц. Труда (1987). Произв. Р. - характерные образцы т. н. "деревенской" прозы 70-х гг. Первая пов. из жизни дер. семьи - "Деньги для Марии" (1967); в ней представлены те мысли и характеры, к-рые будут развиты в др. пов.: "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976), "Пожар" (1985). Тема памяти - осн. в творчестве Р.: стремление открыть черты жизни всеобщей, отложившиеся в памяти народной, воплотившиеся в отд. судьбах и выразившиеся в истории и самом укладе крест. жизни, привело писателя к созданию цикла пов., концептуально связ. между собой. Наиб. важная из них - "Прощание с Матерой", о судьбе деревни, попавшей в зону затопления в результате стр-ва ГРЭС на Ангаре. Сюжет был опробован Р. в ранней док.-автобиогр. пов. "Вниз и вверх по течению", однако здесь он обрел притчевые черты, наполняясь размышлениями автора об определяющей ценности духовно-нравств. преемственности поколений. В пов. "Пожар" Р. показывает пагубные последствия насильств. переселения жителей Матеры, неизбежную деградацию обществ. отношений, нравств. и духовное оскудение человека, оторв. от своих корней. В 80-е гг. Р. обращается к жанру рассказа, где продолжил иссл. тех же нравственно-психол. проблем; лирич. герой цикла максимально приближен к автору и является выразителем идеалов писателя ("Век живи - век люби", "Что передать вороне?" и др.). Обществ. внимание привлекли и очерки Р., посвящ. проблеме спасения Байкала. |
РАСПУ́ТИЦА - 1) Период ранней весны или поздней осени в европ. и сиб. частях С. России, когда дороги становятся малопроезжими или непроезжими в результате таяния снега, разлива рек или осенних дождей. Слово вошло в междунар. геогр. терминологию (rasputitsa). 2) Состояние дорог в этот период. |
РАССО́ЛЬНИК - рус. суп с почками, солеными огурцами, луком, белыми кореньями, как правило, с крупой и картофелем (Р. ленингр.), иногда без них, с заправкой молоком и яйцами, иногда со свежей капустой (Р. домаш.). Соленые огурцы часто заменяют солеными грибами (Урал, Сибирь). Прототип Р. - старинное блюдо "калья" с икрой, солеными огурцами или лимонами. |
РАССТРИ́ГА - священнослужитель, лишенный духовного сана или монашества за к.-л. проступок, либо добровольно вышедший из "духовного звания". В дорев. России Р., добровольно сложивший с себя сан, имел право поступать на гражд. службу только через 10 лет (если был священником) или через 6 лет (если был диаконом). В случае, когда сан снимался по суду за к.-л. правонарушение, этот срок увеличивался вдвое (соответственно для священников - 20 лет, для диаконов - 12). Лишенному сана офиц., обычно остригали волосы и бороду, а также заставляли переодеваться в "мирское" платье. Расстрижение означало лишение прав состояния для священнослужителей недворянского происхождения. |
РАСТРЕ́ЛЛИ Бартоломео (1667-1744) - итал. скульптор и архитектор, учился во Флоренции у Дж. Б. Фоджини и в Риме, с нач. 18 в. работал в Париже. До 50 лет ему не удалось создать ничего значительного в обл. скульптуры. Возможность реализации своего таланта Р. получил в России, куда он приехал по контракту в 1716. Он был первым скульптором в России в европ. понимании этого термина. Значение Р. для рус. иск-ва определяется не только высокими худож. достоинствами его работ, но и тем, что они утвердили жанровое многообразие в рус. пластике. Он создал первые скульпт. портреты в России (бюсты Меншикова, 1717; Петра I, 1724), первый пам. для установки на площади (Анна Иоанновна с арапчонком, 1741), с к-рого начинается история монумент. скульптуры в России, первый конный монумент (статуя Петра I, отлита в 1747), декор. парковую скульптуру. Наряду с круглой скульптурой, он создавал многочисл. рельефы и работал в разнообразных мат-лах: бронзе, свинце, воске. Р. создал также посмертную "восковую персону" Петра I (1725) и принимал участие в сооружении первого "триумфального столпа" в России, посв. победам в Северной войне и основанию Санкт-Петербурга. Для него он выполнил модель в виде колонны дорического ордера, к-рую украшали восемь цилиндрических рельефов с эпизодами войны и венчала статуя Петра I. Значит. часть творчества Р. составляет его декор. пластика для Петергофа: скульптурные группы "Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу" (1726), "Самсон, раздирающий пасть льву" (1735), "Нептун на колеснице" (1737), рельефы для декорирования Большого каскада. Он неоднократно обращался к архит. деят-ности: исполнил проект планировки парка в Стрельне (1716), строил по своему проекту Зимний дворец для Анны Иоанновны (1732-36), привлекался для участия в архит. конкурсах и экспертизах. Но в истории рус. иск-ва он остался крупнейшим скульптором 1-й пол. 18 в., создателем светской скульптуры в России. Имя "Карло" приписывается Р. по ошибке. Этот факт и год рождения установлены К. В. Малиновским. |
РАСТУ́ШКА - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью или др. мягкими мат-лами. |
РА́ТНИК - воин, боец, ратный (воен.) человек. Слово "Р." происходит от общеслав. "рать" - войско, битва. В др.-рус. гос-ве 9-11 вв. и в феод. кн-вах Руси 12-14 вв. термин "Р." обозначал воинов ополчения, к-рых набирали на время войны (походов) из ремесленно-городского нас. и крестьян, в отличие от дружинников постоянного войска феодалов - князей и бояр. Это наименование применялось и позже (в нар. ополчении 1611-12, ополчении в Отеч. войну 1812, в Крымскую войну 1853-56). В дорев. России Р. - солдат гос. ополчения. Уставом о воинской повинности 1874, вводившим постоянное гос. ополчение, в Р. 1-го разряда зачислялись все полностью годные к воен. службе, но не зачисл. в войска при последних 4-х призывах и предназнач. кроме службы в ополченских частях для пополнения постоянных войск в воен. время, а в Р. 2-го разряда зачислялись все остальные, способные носить оружие и не состоявшие в войсках (возрастом до 40 лет, а с 1891 - до 43 лет), в т. ч. уволенные из запаса армии и флота. С 1891 в Р. 1-го разряда зачислялись все лица, уволенные из запаса армии до достижения 43-летнего возраста. Все Р. считались военнообяз. 2-й и 3-й очереди. Р. гос. ополчения как запас 3-й очереди существовали в России до 1917. |
РА́ТУША - 1) С 1699 - гос. учреждение в Москве, в ведении к-рого находилось управление гор. купцами и ремесленниками. Формировалась на основе выборов купеч. сословия и состояла из президента и 11 бурмистров. "Р." как название учреждения существовало до 1720; затем оно стало именоваться "Главным магистратом". 2) Так называли в соответствии с "Регламентом, или Уставом Главного магистрата" (1721) здание, где располагался орган гор. управления - магистрат. 3) Р. - орган судебной власти в гор. посаде, созданный в соответствии с "Учреждениями о губерниях" (1775) и просуществовавший вплоть до судебной реформы 1804. |
РА́УХФУС Карл Анд. (1835-1915) - педиатр. В 1857 окончил Петерб. Медико-хирургич. акад. и работал прозектором в Петерб. воспитат. доме. В 1869 по инициативе и плану Р. в Петерб. была открыта детская больница (ныне носит его имя), к-рой он руководил до 1909. Р. - автор работ по патологоанатомии, клинич. бактериологии, ларингологии. Он разработал основы дет. больничного дела и дет. санитарной статистики. Именем Р. назван симптом, указывающий на смещение средостения при экссудативном плеврите ("треугольник Р."). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РАХМА́НОВ Леон. Ник. (1908-88) - писатель, драматург, сценарист. Учился в Ленингр. эл.-техн. ин-те в 1926-28. Получил известность как автор сценария ист.-рев. ф. "Депутат Балтики" (1937, совм. с Д. Дэлем, А. Зархи и И. Хейфицем, Гран-при на Междунар. выставке в Париже, 1937). По сценариям Р. поставлены ф. "Михайло Ломоносов" (1955) и "Явление Венеры" (др. назв. - "Сын России", 1962). Написал также кинопов. "Кто с мечом войдет" (не экранизирована), изд. в сб. "Пьесы и сценарии", 1956. |
Р-ВА ЗЕНЕИ́ДА - См. |
РЕА́ЛЬНЫЙ КОММЕНТА́РИЙ - составная часть науч. комментария, разъяснение содержащихся в произв. реалий, т. е. фактов, явлений, деталей быта и обихода, упоминаний ист. персонажей, оборотов речи и т. д. - тех подробностей жизни героев произв., к-рые были понятны автору и его современникам, но могут оказаться непонятны впоследствии читателю в силу его временной или пространств. удаленности от места событий или отсутствия необходимой подготовки. |
РЕБЕ́К (ребека) (франц., англ., нем. rebec - трехструнная скрипка) - смычковый струнный инстр., известен в Европе с 10 в. Первоначально Р. имел грушевидную форму, деревянную деку и плоскую отогнутую головку (типа греч. лиры) либо лодкообразную форму и деку из змеиной кожи. К 14 в. форма Р. - грушевидная, с серповидной головкой - установилась окончательно. В эпоху Возрождения появляются разновидности Р.: дискант, альт, бас. Различные типы инстр. имели от двух до пяти струн, настройка квинтовая. Играли лукообразным смычком, оперев инструмент о колено или плечо. С кон. 16 в. Р. в муз. практике не используется. Аналог Р. в России был известен под назв. "гудок" (неск. экз. найдены во время археологич. раскопок в Новгороде). |
РЕ́БУС (лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в к-рой слова или выражения зашифров. текста даны в виде рисунков, букв и др. знаков, использованных по определенным правилам. Р. впервые появились во Франции, там в 1582 был напечатан первый сб. Р. Он выдержал неск. изд. Это увлечение было настолько модным, что Р. можно было встретить не только на страницах печатных изд., но и на вывесках, дверях, крышах домов. В России первые Р. появились в 1845 в ж. "Иллюстрация" № 1. Для того чтобы разгадать загадку, надо хорошо знать код, к-рый используют составители задания. Техника составления загадок обогатилась мн. новыми приемами. |
РЕВГУСА́РЫ - обиходное саркастически-уничижительное наименование граждан России, гл. обр. военнообязанных, занявшихся разного рода полит. деят-ностью, начиная с февр. 1917, и на этом основании уклонявшихся от службы в армии. ("Подсчитано, что в разных политических организациях числится 400-000 военнообязанных. Вот сколько ревгусаров расплодилось! И каких денег они стоят бедной России!"). Лит.: Окунев Н. П. Дневник москвича, 1917-1924. Париж, 1990. С. 92. (Запись, датированная 10 окт. 1917). |
РЕ́ВЕРС (франц. revers) - оборотная сторона монеты или медали; по сравнению с лицевой стороной (аверсом) - менее важная сторона монеты, медали. На Р. обозначается гл. обр. номинал монеты или располагается посвятительная надпись медали. |
РЕВИ́ЗСКАЯ ДУША́ - единица учета муж. нас. подлежащего обложению подушной податью (1718-1887, в Сибири до 1899). Для введения новой формы налога - подушной подати (взамен подворного обложения) требовался учет каждой "души", подлежащей обложению налогом, в связи с чем возникла необходимость проведения переписей податного нас. - ревизий. Лица, вносившиеся в списки (ревизские сказки), получили назв. "Р. Д.". Первонач. предполагалось учитывать все трудоспособное нас., подлеж. обложению налогами, и в понятие "Р. Д." должны были войти мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Но в ходе первой ревизии 1718-19 определение "Р. Д." изменилось: женщин не стали вносить в ревизские сказки, а мужчин учитывали всех, без учета возраста и трудоспособности. Т. о. Р. Д. стала условной единицей налогообложения. Каждая Р. Д. считалась существующей до следующей ревизии, даже в случае смерти человека (отсюда "мертвые души"). |
РЕВИ́ЗСКИЕ СКА́ЗКИ - именные списки муж. нас. России, подлежавшего обложению подушной податью и отбыванию рекрутской повинности в 18 - 1-й пол. 19 в. Р. С. составлялись во время ревизий, в них вносились лица, относившиеся к податным сословиям, - крестьяне, посадские люди, однодворцы, ясашные люди, работные люди, вольные "гулящие люди" и др. Сословия, не подлежащие обложению налогом, к к-рым принадлежали дворяне, духовенство, чиновники, в Р. С. не вносились. Р. С. были осн. документом для подушной подати, далее их обобщали в виде уездных, губернских и рос. итогов, называвшихся "окладными книгами", "переписными книгами" и "перечневыми росписями". В Р. С. содержались сведения о численности податного нас, его составе по возрасту, нац. и т. д., его геогр. расселению. |
РЕВКО́МЫ - революционные комитеты; временные чрезвычайные органы гражданской и военной власти в России в период гражд. войны 1918-20. В Сибири Р. просуществовали до 1925. |
РЕВОЛЬВЕ́Р (от англ. to revolve - вращаться) - короткоствольное индивидуальное стрелк. многозарядное оружие, в к-ром вращающийся барабан с неск. патронниками выполняет роль магазина. Появился в 16 в., но до 19 в. особого распространения не получил. Прототипом совр. Р. был запатентов. в 1835 в США С. Кольтом ударный, с бум. патроном и нарезным стволом Р. В 50-х гг. 19 в. в Р. стали использовать унитарный металлич. патрон. Тогда же утвердились и два осн. типа Р. - простого и двойного действия. У первых для произ-ва каждого выстрела требовалось взвести курок, вторые могут вести стрельбу только при нажатии на спусковой крючок (т. н. самовзвод). По назначению Р. подразделяются на воен., гражд. и спорт. На вооружении рус. армии первые Р. системы Смит-Вессона образца 1869 появились в 1871 (три образца - 1871, 1872 и 1880). В воен.-мор. флоте был на вооружении Р. системы Галана образца 1870, в жандармерии еще в 60-х гг. 19 в. - шпилечные Р. системы Лефоше. Все они в 1895 были заменены Р. системы Л. Нагана, прослужившим в рус. а затем и в Кр. армии до Вел. Отеч. войны. Гражд. Р. представляют собой легкое оружие разл. (чаще малых) калибров, приспособл. для ношения в кармане. До рев-ции в России были очень популярны гражд. Р. системы "Бульдог" разл. модификаций. В качестве спорт. в России до рев-ции использовался чаще всего наган. В сов. время изв. стрелком и конструктором Е. Л. Хайдуровым был разработан спорт.-целевой Р. (ТОЗ - 36). |
РЕВЮ́ (фр. revue - обозрение) - театр. представление, состоящее из драматич. и комедийных, муз.-вокальных, танцевальных и цирковых эпизодов, объединенных общим сюжетом и действ. лицами. В России Р. получило распространение во 2-й пол. 19 в. (антреприза М. В. Лентовского в саду "Эрмитаж" в Москве и др.). В нач. 20 в. Р. пользовалось большой популярностью (кабаре "Летучая мышь", представления в моск. "Эрмитаже", петерб. садах "Буфф" и "Аквариум"). В 1920-х гг. Р. стало жанром драматич. т-ра. Классическим можно считать обозрение "Д. Е." ("Даешь Европу!") по произв. Б. Келлермана и И. Г. Эренбурга, поставленное Вс. Э. Мейерхольдом в ГосТИМ’е. В 1960-80-х гг. многие спектакли Ю. П. Любимова и М. А. Захарова поставлены как Р. В сов. время Р. широко существовало под названием "эстрадный концерт". Как правило, центральной фигурой таких Р. был конферансье. Известные мастера этого жанра: А. Г. Алексеев, Н. П. Смирнов-Сокольский, М. Н. Гаркави, П. Л. Муравский, Л. Б. Миров и др. В 70-80-е гг. Р. было вытеснено с концертных площадок, осталось жанром представлений мюзик-холла. |
РЕГА́ЛЬ - 1) В 16-18 вв. малый переносной орган с язычковыми трубами, 1-4 регистрами. По форме напоминал складывающуюся книгу (bibel-regal). Широко использовался в домашнем, камерном музицировании, в театре и церкви. 2) Язычковый органный регистр. Тембр Р. и его разновидностей характерен для органной муз. барокко. |
РЕ́ГЕНТ (от лат. regentis - правящий) - руководитель хора в рус. правосл. церкви. Термин возник в сер. 18 в. в практике придворной певческой капеллы, вытеснив бытовавшее понятие "уставщик". Терминологическая замена зафиксировала эволюцию представлений о задачах и функциях придворного хора, все более явно переориентировавшегося под знаком критериев профессионализма и артистизма. Впоследствии подготовка Р. проходила в регентских классах Петербург. певческой капеллы и в Синодальном уч-ще церк. пения в Москве. |
РЕГТА́ЙМ (англ. ragtime, от ragged - букв. неровный, рваный) - жанр фортепианной пьесы и соответств. стиль фортепианной игры, сформировавшийся в 90-е гг. 19 в. Родина Р. - Сев. Америка. В муз. Р. синтезировались эл-ты европ. популярных танцев - польки, кадрили, кек-уока, сплавл. с характерным синкопир. ритмом - родовой особенностью афро-амер. муз. диалекта. В практике "трактирных" пианистов Ср. Запада окончательно стабилизировались специфич. стилевые признаки этого синтеза - равномерная ритмическая пульсация в партии левой руки (бас-аккорд в широком диапазоне) и свободно синкопиров. тема в партии правой. Первый Р. был опубликован в 1897, в 10-е гг. 20 в. жанр достиг пика своей популярности. Среди извести. авторов и исполнит. Р. - Дж. Сеймор, С. Джоплин, Дж. Лэм, Дж. Скотт. Р. оказал влияние на формирование джаза. Образцы претворения муз. стиля Р. встречаются в творчестве А. Дворжака (симф. "Из Нового Света"), И. Стравинского (Р. для 11 инструментов, бал. пантомима "История солдата"). К Р. восходят танцы уанстеп, фокстрот и др. |
РЕДАКТИ́РОВАНИЕ (от лат. redactus приведенный в порядок) - этап подготовки рукописи (а также аудио- и видеоматериала) к публикации (лит. стиль, логика изложения, смысл. акценты и т. д.) авторского произв. В нач. периоды книгопечатания обязанности ред. выполнял типограф. Роль ред. возросла с 18 в., особенно с развитием периодич. изданий. Позже Р. становится неотъемлемым этапом подготовки науч. и лит. публикаций. Наиб. сложный и деликатный вид редакторской работы - Р. худож. произв. На этапе Р. возможно осуществление прямой или скрытой полит., морально-этич., эстетич. и пр. цензуры, в связи с чем возрастают требования к нравств. качествам ред. |
РЕДИ́Ф (араб., букв. - сидящий позади всадника) - термин поэтики народов Бл. и Ср. Востока, обозначающий слово (краткий Р.) или гр. слов (развернутый Р.), к-рые неизменно повторяются на протяжении всего стихотворения в конце каждого стиха после рифмы. Смысл Р. состоит в том, что повторяющееся слово постоянно попадает в иной контекст и осмысляется по-новому. Р. является одной из ярких внешних примет нек-рых форм вост. поэзии (газель, рубаи и др.), поэтому обычно сохраняется в пер. В рус. поэзию Р. проникает в 19 в. благодаря пер. араб. и персид. лирики; в нач. 20 в. начинает использоваться и в подражаниях, напр.: Цветут в саду фисташки, пой, соловей! Зеленые овражки, пой, соловей! <...> (М. Кузмин) В рус. и большинстве европ. поэтик араб. Р. чаще всего соотносят с терминами "припев" и "эпифора" и рассматривают как вариант рифмы ("редифная рифма"). |
РЕДУ́КЦИЯ - изменение звук. характеристик речевых эл-тов, вызванное их безударностью. В фонетич. лит-ре больше говорят о Р. гласных, т. к. гласные являются слогообр. эл-том. Различают количеств. и качеств. Р. гласных. Количеств. Р. - сокращение времени артикулирования (т. е. сокращение длительности). Ударный гласный (как и ударный слог) всегда имеет относительно большую длит., длит. же безударных зависит от их положения по отношению к ударению: более всего сокращаются по длит. заударные слоги и вторые, третьи предударные слоги. Степень сокращения гласных по длит. зависит также и от качества гласных: так, открытый гласный [а], имеющий макс. собственную длит. в ударном положении по сравнению с др. ударными слогами, в первом предударном слоге сокращается по длит. не столь значительно, как второй предударный и заударный. Эту особенность количеств. Р. гласного [а] А. А. Потебня описал числовой формулой: если ударный гласный в слове оценить цифрой 3, то первый предударный - это 2, а второй предударный и заударный - 1. В фонетич. лит-ре есть тенденция распространять эту формулу и на др. гласные, однако эксперим. иссл. Количеств. характеристик остальных гласных показывают, что сильнее различаются все предударные от всех заударных. Качеств. Р. - неполное выполнение артикуляторной программы безударного гласного. Так, сокращение времени артикулирования гласного [а] приводит к тому, что язык не достигает макс. низкого положения (как при артикуляции ударного [а], и безударный [а] произносится как гласный среднего подъема; при артикуляции безударных [и], [ы], [у] язык не достигает максимально высокого положения, к-рое характерно для этих же ударных гласных, так что они уже не являются гласными высокого подъема. Сокращение времени артикуляции безударного гласного приводит к тому, что этот гласный не содержит фазы выдержки и представляет нек-рую переходную артикуляцию от предшествующего согласного к следующему. Если говорить о Р. слога, основным ее результатом является ослабление контраста между согласным и следующим за ним гласным, т. е. более слитное, нерасчлененное произношение целого слога. Можно говорить и о Р. целых звук. комплексов (напр., последовательности заударных слогов), приводящей к очень сильным изменениям звукового состава слова. Лит.: Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. Акустические характеристики безударности // Структурная типология языков. М., 1966; Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981. |
РЕДУ́Т (от итал. redotto - убежище, опорный пункт) - полевое сомкнутое фортификац. укрепление в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовл. к круговой обороне. Р. состоял из наружного рва, вала с земляной ступенью (банкетом) для размещения стрелков и орудий, а также внутр. рва для укрытия обороняющихся. Р. появились в 16 в., широко применялись в 17-19 вв. в качестве самостоятельных опорных пунктов, прикрывающих отдельные направления (напр., сев. граница России в нач. 18 в.), а также как эл-т погран. укрепленных линий (Украинская, Кавказская и др.). В 18-19 вв. Р. возводились в полевом бою (Полтавское, Бородинское и др. сражения) и при осаде и обороне крепостей. В сер. 19 в. Р. имели 60-70 м по фронту и 30-40 м в глубину. Утратили свое значение после 1-й мир. войны. |