Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕЗ"-"РЕШ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕЗ"-"РЕШ")

Резана

РЕЗА́НА - ден. единица Др. Руси. Очевидно, когда араб. серебр. дирхем, к-рый представлял собой эквивалент шкурки куницы, получил назв. "куна", то часть монеты, прежде всего 1/2 дирхема, назвали Р. (возм., от глаг. "резать"). На др.-рус. пам. и в кладах этого периода часто встречаются фрагменты дирхемов, что указывает на то, что целая монета при мелких торг. сделках считалась слишком крупной. В 11 в. Р. - 1/2 куны - 2/5 ногаты - 1/50 счетно-ден. гривны; в 12 в. Р. была приравнена к куне. Куна и Р. существовали параллельно, но постепенно счет на куны стал более употребит. К 15 в. Р. вышла из употребления, сохранившись только в слове "рез" (ростовщич. проценты).

Резанов Ал-др Ив

РЕЗА́НОВ Ал-др Ив. (1817-87) - архитектор. В 1839 окончил АХ, с 1850 - академик, с 1871 - ректор АХ по части архитектуры. Гл. строитель храма Христа Спасителя по проекту К. А. Тона. Построил неск. церквей в Вильнюсе, дворец в Ливадии. Важнейшая постройка - дворец вел. кн. Владимира Александровича (ныне Дом ученых) в Петербурге (1860-е гг.). Фасад в стиле флорентийского Ренессанса, вдоль Невы анфилада парадных гостиных во всех исторических стилях, поражающая многообразием отделки и завершающаяся оригин. маврит. будуаром; во дворце есть уникальная столовая в "русском" стиле, с росписями на былинные сюжеты.

Резанов Ник. Петр.

РЕЗА́НОВ Ник. Петр. (1764-1807) - гос. деятель, дипломат, камергер. С 14 лет - на военной службе. В сер. 80-х гг. перешел на гражд. службу, был асессором Псковской палаты гражд. суда, Петерб. казенной палаты, правителем канцелярии вице-президента Адмиралтейств-коллегий. Будучи с особой миссией в Иркутске, познакомился с купцом Г. И. Шелиховым, женился на его дочери. Стал одним из инициаторов создания "Российско-Американской компании". После орг-ции компании в 1799 стал ее уполномоченным в Петерб. В 1803 был назначен чрезвычайным посланником в Японию и рук. первого рус. кругосветного плавания. На шлюпе "Надежда" в 1804-05 посетил Японию. Выучил япон. яз., составил "Словарь японского яз.". Затем на бриге "Мария" отправился на Аляску, спас население "Рус. Америки" от надвигавшегося голода. В 1806 посетил исп. колонию в Сан-Франциско, где полюбил 15-летнюю дочь коменданта крепости Аргуэльо Марию де ла Консепсион, с к-рой обручился (к этому времени Р. был вдовцом). По возвращении в Петербург он намеревался просить Александра I ходатайствовать перед папой Римским о разрешении на брак. Возвращаясь через Сибирь, Р. заболел и умер в Красноярске. Его возлюбленная, долго не верившая в смерть Р., ушла в монастырь, где и скончалась в 1857. История этой трагической любви заинтересовала амер. писателя Брета Гарта, к-рый посвятил ей поэму "Консепсион де Аргельо" (1875).

Резен Мария Ром

РЕ́ЗЕН Мария Ром. (1892-1969) - артистка и педагог балета. Окончила Моск. Театр. уч-ще в 1909 (кл. В. Тихомирова). В 1909-50 - балерина Большого т-ра. Среди ее партий: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Балерина ("Петрушка"), Евника ("Евника и Петроний"), Княжна ("Стенька Разин"), Королева ("Волшебное зеркало"), Жизель ("Жизель"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Никия ("Баядерка"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Китри ("Дон Кихот"). В 1910-11 Р. участвовала в "Русских сезонах". Эффектная классич. танцовщица, пластика к-рой всегда была окрашена реалистич. деталями, а артистич. краски резки, порой драматичны. В 1936-48 педагог-репетитор в Большом т-ре, в 1950-51 - в Моск. хореогр. уч-ще.

Резерваж

РЕЗЕРВА́Ж - вид гравюры на металле, получивший распространение со 2-й пол. 19 в. Р. создается путем покрытия кислотоупорным грунтом рисунка на "доске" (металлич. пластине). При обработке водой происходит разбухание спец. чернил рисунка, лежащий над ним грунт приподнимается и обнажает металл, к-рый затем обрабатывается травлением. Рисунок Р. напоминает набросок пером или кистью.

Резцовая гравюра

РЕЗЦО́ВАЯ ГРАВЮ́РА - разновидность углубленной гравюры на металле. Штихелем на поверхности медной, цинковой или стальной "доски" прорезается рисунок, а затем образовавшиеся углубления заполняют краской или чернью для печатания. Р. Г. возникла на основе резьбы ок. 1-й пол. 15 в. Для нее характерны четкость штриха, точность и объемность создаваемой формы, что позволяет использовать эффекты светотени. С помощью Р. Г. часто создавались географич. карты, илл. к науч. работам, репродукции произв. живописи, скульптуры, архитектуры для альбомов. В России Р. Г. распространялась гл. обр. укр. мастерами (И. Щирский и др.). Этот тип гравюр использовался при оформлении печатных изданий (А. Трухменский, Л. Бунин и др.) в 17 в. В 18 в. получили распространение видовые ибатальные Р. Г. А. Ф. и И. Ф. Зубовых, портретные Р. Г. в сочетании с офортом (Е. П. Чемесов, Г. И. Скородумов). В 19 в. Р. Г. использовали Н. И. Уткин, А. Г. Ухтомский, Ф. И. Иордан. В 20 в. в технике Р. Г. работал Д. И. Митрохин.

Резьба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рейзен Марк Осип

РЕ́ЙЗЕН Марк Осип. (1895-1992) - певец (бас). Нар. арт. СССР (1937). В 1921-25 солист Харьковского оперного т-ра, в 1925-30 солист Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1930-54 - солист Большого т-ра. Обладал редким по красоте, сочным и бархатным голосом большого диапазона и ярким драматическим дарованием. Создал галерею ярких вок.-сцен. образов в операх рус. композиторов. Наивысшие достижения - партии Бориса Годунова и Досифея в операх М. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина". Первый исполнитель вок. цикла Д. Кабалевского "10 сонетов Шекспира". В 1965-70 - зав. вок. кафедрой Моск. конс. Гастролировал за рубежом.

Лит.: Большакова А. Немеркнущий талант // СМ. 1976. № 5; Рейзен М. Автобиографические записки. Статьи. Воспоминания. М., 1986.

Рейнеке Мих. Франц.

РЕ́ЙНЕКЕ Мих. Франц. (1801-59) - гидрограф. чл.-корр. Петерб. АН (с 1856), вице-адм. Окончил Мор. кадетский корпус (1818). Дир. Гидрографич. деп. (1855-58). Исследовал Белое м., Мурманский берег Баренцева м., Финский зал. Составил и издал "Атлас Белого моря лапландского берега" (1833-34) с текстом - "Гидрографическое описание северного берега России" (1843-50). Ввел, в частности, в практику ежедневные измерения уровня воды, к-рые позволили впоследствии установить перемещение береговой черты в р-не финских шхер. В 1840 нанес на Кронштадте репер (знак пункта с абс. высоты), по к-рому устанавливался нуль футштока. В России от нуля Кронштадтского футштока измеряют абс. высоты уровня воды. Именем Р. назв. залив у юго-зап. берега Охотского м.

Лит.: Пасецкий В. М. М. Ф. Рейнеке. М., 1978.

Рейс Игн. Стан

РЕЙС Игн. Стан. (1899-1937) - сов. разведчик, капитан госбезопасности. Невозвращенец. Родился в семье торг. служащего в Галиции (Австро-Венгрия). В г-зии примкнул к рев. движению. Окончил юрид. ф-т Венского ун-та. Чл. компартии Австрии. Связной Коминтерна. В 1920 - на нелегальной работе в Польше. Сотр. 4-го (Разведыват.) управления Генштаба РККА. В 1922-26 - в Германии. В 1926-27 - в Вене. Награжден орд. Боевого Кр. Знамени (1928). В кон. 20-х гг. работал в Чехословакии, потом в Голландии. В 1931 перешел на работу в органы госбезопасности - в Иностр. отдел ОГПУ. Сотр. резидентуры во Франции - Швейцарии. Летом 1937 выступил в прессе с обвинениями в адрес сталинского рук-ва. Солидаризировался с 4-м (троцкистским) Интернационалом. Убит 4 сент. 1937 сотрудниками НКВД в Швейцарии.

Рейснер Лариса Мих.

РЕ́ЙСНЕР Лариса Мих. (1895-1926) - публицист, критик, поэт. Дочь социолога и правоведа М. А. Рейснера. После окончания г-зии продолжила образование в Психоневролог. ин-те. В нач. 10-х гг. выступала как поэт и драматург, однако известность приобрела в качестве ред. и автора острых фельетонов и лит.-крит. ст. в ж. "Рудин". В 1916 сотрудничала в ж. "Летопись", в 1917 - в газ. "Новая жизнь". С 1918 в РКП(б), участвовала в гражд. войне; в 1919-20 занимала высокие должности в Волжско-Каспийской флотилии и на Балт. флоте. Очерки о гражд. войне, написанные Р. в эти годы и печатавшиеся в "Известиях", позднее составили кн. "Фронт" (1924). В 1920-21 Р. участвует в работе Петроградского отд. Союза поэтов. В 1921 вместе с мужем - гл. сов. дипл. миссии Ф. Ф. Раскольниковым - уезжает в Афганистан в качестве корр. "Правды". После разрыва с Раскольниковым Р. возвращается в Москву, занимается журналистикой; в 1923 и в 1925 Р. работала спец. корр. "Красной газеты" и "Известий" в Германии. В 1925 выходит ее кн. очерков "Афганистан". Для истории рус. культуры личность Р., ее судьба, ее отношения с литераторами - Н. Гумилевым, А. Блоком, А. Ахматовой и др. - не менее значимы, чем ее творчество; для мн. современников Р. воплощала образ "женщины рус. рев-ции".

Л. М. Рейснер. Худ. В. И. Шухаев. 1915

Л. М. Рейснер. Худ. В. И. Шухаев. 1915

Рейтар

РЕ́ЙТАР (нем. Reiter - всадник) - военнослужащий рейтарского эскадрона или копейно-рейтарского полка рус. армии. Рейтарские эскадроны были сформированы в России в нач. 17 в. в числе "полков нового строя" по образцу герм. наемной тяж. кавалерии и первонач. состояли из иноземцев. В 1632 был сформирован первый рус. конно-рейтарский полк. К кон. 17 в. таких полков было уже 25, и в них служило ок. 30000 чел. От поместного войска рейтарские части отличались лучшей обученностью, постоянством состава, единой орг-цией. Представляли собой род тяж. кавалерии. В них служили мелкопомест. дворяне и дети бояр, не имевшие средств для службы в поместном войске. Р. составили основу регулярной рус. кавалерии при Петре I. В нач. 18 в. были заменены драгунскими полками.

Реквием

РЕ́КВИЕМ (от нач. слова католич. молитвы Requiem aeternam dona eis Domine - покой вечный даруй им, Господи) - траурная заупокойная месса в католич. богослужении. Основные части мессы присутствуют в Р., за исключением Gloria и Credo. Добавляются: в начале Requiem, перед Sanctus - Absolve Domine (Прости, Господи), секвенция Dies irae (День гнева, Судный день) с Lacrimosa dies (Слезный день) и др., в конце - причащение Lux aeterna (Свет вечный) и Libera me (Избавь меня). Первые многоголосные Р. 15 в. исполнялись а капелла (И. Окегем), с 17 в. - хором, солистами и оркестром. Популярнейший Р. принадлежит В. А. Моцарту (закончен Ф. Зюсмайером; рус. премьеры состоялись в 1805 в Санкт-Петербурге и, вероятно, в 1802 в Москве); упоминается в трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери". Первым среди рус. композиторов к Р. обратился О. А. Козловский (1798), позднее Р. сочинил И. Я. Афанасьев. В Requiem canticles (Заупокойные песнопения) И. Ф. Стравинского нек-рые традиционные для Р. части опущены. А. Г. Шнитке, В. П. Артемов, А. Г. Попов, В. Ю. Поляков использовали в Р. полный католич. текст.

Реквизит

РЕКВИЗИ́Т (от лат. reguisitum - необходимое) - совокупность вещей и предметов быта, необходимых актерам на сцене по ходу действия. Иногда Р. служит дополнением к сценич. костюму - зонт, портфель, трость и т. п. К Р. относят также мелкие предметы утвари, используемые в спектакле, - посуду, подсвечник, чернильницу и т. п. Исходящим Р. называют еду, напитки и т. п.

Рекрут

РЕ́КРУТ (нем. Rekrut) - в России 18-19 вв. лицо, призванное на военную службу на основании т. н. "рекрутской повинности". Сам термин "Р." введен в употребление в 1705. Однако первый такого рода набор фактически был осуществлен в 1699. Введение рекр. повинности означало создание рус. регулярной армии. При Петре I рекр. повинность как способ комплектов. воинских частей распространялась на все без исключения сословия, причем для дворян она носила поголовный характер; для податных сословий (крестьяне, мещане и др.) - распределялась по числу дворов в городах и сельской местности, а с 1722 - по числу душ. При преемниках Петра I начался процесс постепенного освобождения дворян от обязат. военной службы, завершившийся изданием в 1762 Манифеста о вольности дворянства. Впоследствии от рекр. повинности избавились и нек-рые др. слои населения - купцы, почетные граждане и т. п. Т. о., вся тяжесть рекр. повинности легла на крестьян и гор. низы. Длит. время рекр. наборы производились по мере необходимости. Лишь с 1831 они стали ежегодными. Служба в армии первоначально была пожизненной. Впоследствии ее срок был ограничен для дворян 25 годами. После того как дворяне вообще освободились от обязат. службы, этот срок - 25 лет - был узаконен и для всех прочих сословий (1793). В 1834 он снизился фактически до 20 лет, а после Крымской войны - до 15. Позволившая в свое время создать хорошо подготовленную, обладавшую высокой боеспособностью армию, рекр. повинность к сер. 19 в. перестала соответствовать требованиям к вооруж. силам, к-рые диктовались технико-организационными изменениями в воен. деле. В 1874 рекр. повинность была заменена всеобщей воинской повинностью. При этом вместо термина "Р." стало употребляться слово "новобранец".

Религиозно-философские собрания

РЕЛИГИО́ЗНО-ФИЛОСО́ФСКИЕ СОБРА́НИЯ - проходили в Петербурге в нач. 20 в. Открылись 29 нояб. 1901 в зале Геогр. об-ва на Фонтанке. Среди чл.-учредителей - Д. Мережковский, В. Розанов, И. Минский, Д. Философов, П. Перцов, А. Карташев, В. Тернавцев. Пред. собр. был еп. Сергий (Страгородский), ректор Петерб. дух. академии. Собр. явились результатом возросшего на рубеже веков интереса определ. части творч. интеллигенции к вопросам религии и церкви. Гл. их цель - содействовать ее сближению с миром духовенства. Осн. темы дискуссий - отношение христ-ва к культуре, роль церкви в совр. жизни, свобода совести, брак и семья и т. д. Предст. интеллигенции выдвигали идеи ре-лиг. обновления об-ва, "неохрист-ва". Р. Ф. С. по тем или иным проблемам теологии и церк. практики вызвали настороженность в офиц. церк. кругах и привели к чрезвычайно острой полемике с церк. иерархами, поскольку обсуждение нередко выходило за рамки ортодокс. православия. Компромисс между мировоззрением церкви и интеллигенции не был достигнут, т. к. последняя отстаивала свое право на свободное толкование канонич. установлений. 5 апр. 1903 по распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева Р. Ф. С. были запрещены. Стенографич. отчеты о собр. печатались в ж. "Новый путь".

Реликвия

РЕЛИ́КВИЯ (от лат. reliquae - остатки, останки) - 1) Объект религиозного поклонения, к-рый в представлении верующих обладает необыкновенной, таинств. силой. К числу Р. относят предметы, к-рые якобы связаны с атрибутами повседневной "мирской" жизни святых, пророков или даже божеств. Почитание Р. характерно для мн. мир. конфессий: христ-ва, мусульманства, буддизма и др.

2) Памятная вещь, хранимая, оберегаемая и почитаемая.

Рельеф

РЕЛЬЕ́Ф (франц. relief - выпуклость) - скульпт. изображение на плоскости, к-рая является одноврем. и мат-лом, и фоном изображения Р. Обычно Р. входит в композицию архит. произв., являясь осн. эл-том декора фасадов и одним из осн. - интерьеров; очень характерен Р. также для мебели (напр., Ренессанса и неоренессанса). Р. может также дополнять круглую скульптуру (особ. часто - на постаментах), может быть и самостоят. станковым произв. Обычно Р. - выпуклый, т. е. выступающий над фоном. Выпуклые Р. разделяются на низкие (барельефы) и высокие (горельефы). Для развитого Р. характерно развертывание композиции на плоскости, создание перспективных построений пространств. планов.

Иск-ву барокко и рококо свойственны взаимоперетекания круглой скульптуры, горельефа, барельефа, росписи. В эпоху классицизма были широко распространены белые лепные Р. на подцвеченном фоне, иногда имитировавшем натуральный камень. В период ампира в интерьере вместо Р. часто применяли гризайль.

Значит. реже встречается углубленный Р., имеющий два осн. вида. Койланаглиф, или Р. "en creux" (анкре), образован вырезанным на плоскости углубленным контуром, само изображение обычно находится на уровне фона. Такой Р. был широко распространен в архитектуре Др. Египта, в др.-вост. и антич. глиптике. Контррельеф заглублен в фон, это противоположность выпуклому; употребляется, напр., в глиптике (инталии).

Ремарка

РЕМА́РКА (от фр. remarque - отметка, примечание) - 1) Авторское примечание в тексте пьесы (для читателя, режиссера, актера), разъяснение, содержащее краткую или подробную характеристику драматург. действия, бытовых деталей, внешнего вида персонажей, особенностей их поведения, речи и т. п. Режиссерскими Р. называют пометки на рабочем экз. пьесы.

2) Уточняющее замечание автора текста (книги, рукописи, письма).

3) В гравюре - набросок в стороне от осн. изображения.

Ремезов Сем. Ульянович

РЕ́МЕЗОВ Сем. Ульянович (ок. 1642 - после 1720) - географ, картограф и историк Сибири; основоположник инж. графики. Тобольский служивый человек. С его именем связано создание проекта (1696-97) и стр-во каменного кремля в Тобольске. Составил чертеж земель к Ю. от Тобольского у., а в 1698, вместе с сыном Семеном, в Москве - "Чертеж всей Сибири"; к нач. 1701 закончил вместе с сыновьями первый рус. геогр. атлас из 23 карт - "Чертежную книгу Сибири" (опубл. в 1882), к-рая подводила итог имевшимся геогр. мат-лам того времени. В самом кон. 17 в. Р. и его сыновья, использовав Есиповскую и др. летописи, создали тр. по ист. Сибири - т. н. "Ремезовскую летопись". В 1700-05 после обучения строит. делу в моск. Сиб. приказе Р. строит Приказную палату, в 1703 начинает стр-во Гостиного двора; в 1712 закладывает ц. Вознесения и сооружает Дмитриевские ворота. Сохранились чертежи Р., свидетельствующие о его переходе с кон. 17 в. к соврем. способу чертеж. графики.

Ремесленные училища

РЕМЕ́СЛЕННЫЕ УЧИ́ЛИЩА - в России в кон. 19 - нач. 20 в. существовало неск. ремесл. уч. заведений: Р. У., школы ремесл. учеников, низш. ремесл. школы, сельские ремесл. уч. мастерские. Финансировались преим. благодаря частным пожертвованиям. В СССР в 20-30-е гг. действовали школы фаб.-зав. ученичества (ФЗУ), в 1940 реорганизованные в Р. У. Готовили квалифиц. рабочих для пром-сти, транспорта, связи, с. х-ва и т. д. В Р. У. принимали молодежь в возрасте 14-17 лет (срок обучения 2-3 года). Учащиеся находились на гос. обеспечении. В 1959 Р. У. преобразованы в проф. тех. уч-ща (ПТУ).

Ремизов Ал. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ренессанс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ренненкампф Пав. Карлович

РЕННЕНКА́МПФ Пав. Карлович (1854-1918) - генерал от кав. (1910). Происходил из старинного эстонского дворянского рода. Окончил Гельсингфорс. воен. уч-ще (1873), Имп. Воен. академию (1877), Академию Ген. штаба (1882); в 36 лет - полк., в 46 - ген.-майор. В 1900 за успеш. действия в войне с Китаем награжден Георгиевским крестом, принадлежавшим М. Д. Скобелеву. Участник рус.-япон. войны 1904-05, сначала ком. казачьей див., затем корпуса (в звании ген.-лейтенанта). Корп. Р. был наиболее боеспособным, и во многом благодаря его стойкости была спасена рус. армия. За рус.-япон. войну был дважды награжден "золотым" (Георгиевским) оружием "за храбрость". Командовал карат. отрядом в Вост. Сибири в 1905-06. С 1912 командующий Виленским воен. округом. В нач. 1-й мир. войны командовал армией. В результате тяж. поражения рус. армии в Вост.-прус. операции и провала Лодзинской операции (1915) Р. был отстранен от командования. В марте 1918 пытался присоединиться к Добровольч. армии, но был арестован в Таганроге и по приговору рев. трибунала расстрелян.

Репертуар

РЕПЕРТУА́Р (франц. répertoire - перечень, реестр, опись) - 1) Совокупность произв., исполняемых в т-ре (драм., муз.), на концерт. эстраде, отд. артистом. Р. различ. по стилям и жанрам (романтич., комед. и пр.).

2) Библ. указатель, ретроспективно охватывающий весь свод нац. печатной продукции определ. периода. Создание Р. нац. печати можно считать важнейшей задачей библиографии. Над составлением Р. рус. кн. еще в 18 в. работали А. И. Богданов, еп. Дамаскин, Н. Н. Бантыш-Каменский. В нач. 19 в. В. С. Сопиков в своем фундаментальном тр. "Опыт российской библиографии" представил достаточно полный свод рус. книг и периодич. изд. от начала книгопечатания до своего времени. Последующие попытки создать Р. рус. кн. 19 в. не увенчались успехом. Р. рус. периодич. изданий 18-19 вв. отражен в библ. работах А. Н. Неустроева и Н. М. Лисовского.

Репетилов

РЕПЕТИ́ЛОВ - ставшее нариц. имя персонажа ("Горе от ума" А. С. Грибоедов, 1824), бездумно повторяющего чужие мнения (от лат. repetitio - повторение) болтуна.

Репин Ил. Еф.

РЕ́ПИН Ил. Еф. (1844-1930) - один из наиб. Значит. предст. рус. реалистич. живописи. Родился в г. Чугуеве (Украина). В 1863 окончил рисовальную школу Об-ва поощрения художников (ОПХ), ученик И. Н. Крамского, оказавшего значит. влияние на раннее творчество Р., учился в АХ (1864-71; получил большую зол. медаль за работу "Воскрешение дочери Иаира", 1871). В 1873-76 как пенсионер АХ путешествовал по Италии и Франции, изучал иск-во Зап. Европы. Создал там ряд произв.: "Парижское кафе", "Садко", этюд "Негритянка" (все 1875-76). В пейзажах использовал методы пленэрной живописи ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876). Демокр. идеи 60-х гг. нашли воплощение в полотне Р. "Бурлаки на Волге" (1870-73, эскизы подготовлены на Волге, в с. Ширяево). Особую силу его полотнам придает единство мысли и худож. формы. В 1878 Р. становится членом ТПХВ (Т-ва передвижных худож. выставок). В произв. кон. 70-х - нач. 80-х гг. часто затрагивается крест. тема ("Проводы новобранца", 1879; "В волостном правлении", 1877). Наиб. Значит. работой, посвящ. сложности и противоречивости жизни пореформ. деревни, стала картина "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83), сочетающая четкость композиции и совершенство передачи световоздушной среды. Р. работал также в жанре ист. живописи, убедительно воссоздавая напряженный драматизм ист. события, психол. силу значит., подчас траг., фигур рус. истории ("Царевна Софья", 1879; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885). Соверш. иным настроением пронизано полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91), насыщенное истинно нар. юмором. Ряд произв. Р. посвящен ист.-рев. теме: "Отказ от исповеди" (1879-85), "Арест пропагандиста" (1880-92), "Не ждали" (1884-88). Продолжая традиции В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Р. создал галерею образов деятелей рус. культуры, в каждой работе стремясь передать неповторимо-индивидуальные черты модели ("А. Ф. Писемский", 1880; "М. П. Мусоргский", 1881; "П. А. Стрепетова", 1882). Мастерство Р.-портретиста нашло яркое выражение и в одном из самых значит. произв. последнего периода творчества - "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1901-03, совм. с учениками - Б. М. Кустодиевым и Н. С. Куликовым). Р. создал значит. графич. и скульпт. произв. Изв. как теоретик иск-ва, литератор. В 1894-1907 преподавал в АХ (ректор в 1898-99), учитель И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского и др. После 1917 продолжал жить в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1917 по 1940 - терр. Финляндии). В 1940 там был открыт мемор. музей (усадьба-музей сожжена в годы войны. Восстановлена в 1958). Творчество Р. - типическое явление рус. живописи 2-й пол. 19 в.; оно воплотило в себе лучшие черты "передвижнического реализма".

Соч.: Далекое близкое. 8-е изд. Л., 1982.

Лит.: Грабарь И. Э. Репин: В 2 т. М., 1963; Чуковский К. И. И. Репин. 2-е изд. М., 1983; Илья Репин: Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985.

И. Е. Репин (справа) и Л. Н. Толстой. Ясная Поляна. 1908

И. Е. Репин (справа) и Л. Н. Толстой. Ясная Поляна. 1908

Репино

РЕ́ПИНО - дачный поселок (до 1948 - Куоккала) на Карельском перешейке, близ Петерб. Переименован в честь И. Е. Репина. Популярное место отдыха петербуржцев в кон. 19 в., чему в значит. мере способствовало завершение стр-ва Финляндской жел. дороги. Благоприятные климатические условия, побережье Финского залива с песчаным пляжем обеспечили превращение Куоккалы в один из лучших курортов Карельского перешейка.

В нач. 20 в. здесь создал усадьбу "Пенаты" И. Е. Репин. Вместе со своей женой Н. Б. Нордман-Северовой он превратил Куоккалу в любимое место встреч петербургской творческой интеллигенции. Здесь в гостях у И. Е. Репина бывали Л. Н. Андреев, М. Горький, Ф. И. Шаляпин, многие др. деятели рус. культуры. После провозглашения в 1917 независимости Финляндии И. Е. Репин остался жить в своей усадьбе и в 1930 был похоронен в "Пенатах".

Неподалеку от "Пенат" находился дом К. И. Чуковского, получивший название "Чукоккала" (сгорел во время пожара в 1986). Здесь был начат знаменитый одноименный альбом с подробным авт. комментарием, к-рый К. И. Чуковский создавал в течение всей своей жизни.

О детских годах, проведенных на даче в Куоккале, рассказывает в своих воспоминаниях Д. С. Лихачев. В 1944 дом И. Е. Репина был разрушен авиационной бомбой и восстановлен в 1962. После Вел. Отеч. войны в "Пенатах" был открыт музей - филиал Науч.-иссл. музея Академии художеств.

В Р. находится дом творчества композиторов, одно из самых любимых мест отдыха петерб. и моск. музыкантов. Здесь часто бывал Д. Д. Шостакович, создавший в Р. многие из своих поздних произв.

Репнины

РЕПНИНЫ́ - старинный рус. княж. род; его основополож. был кн. Иван Мих. Репня-Оболенский - воевода при Иване III и боярин при вел. кн. Василии Иоанновиче. Наиб. известные Р.:

Аникита Ив. Р. (1668-1726) - кн., рус. военач., ген.-фельдм. (1725). С юношеских лет состоял при Петре I, в 1685 поручик "потешной" роты. Участвовал в Азовских походах 1695-96. С 1699 ген.-майор. В 1699-1700, сформировав, обмундировав и обучив 9 (по др. данным - 11) полков, принимал участие в Сев. войне (во взятии Нотебурга и Нарвы). Разбитый в 1708 при Головчине, был разжалован Петром в солдаты, но в окт. того же года за отличие в сражении под Лесной восстановлен в звании ген. В Полтавском сражении 1709 командовал центром рус. армии. В 1709-10 руководил осадой и взятием Риги, в 1712-13 и 1715-16 командовал войсками в Померании. С 1719 - ген.-губернатор Лифляндии. В 1724-25 - през. Воен. коллегии. После смерти Петра I выступил за провозглашение императрицей Екатерины I, но вскоре, как сторонник Петра Алексеевича (Петра II), был удален А. Д. Меншиковым в Ригу.

Ник. Вас. Р. (1734-1801) - внук Ан. Ив. Р., рус. воен. деятель, дипломат, ген.-фельдм. Участвовал в Семилетней войне. В 1762-68 - посол в Пруссии (до 1763) и Польше; в 1775-76 - посол в Турции. Принимал участие в подготовке Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией (1770). В 1791 (в период отсутствия Г. А. Потемкина) был главнокомандующим в войне с Турцией. Одержанные там победы позволили Р. выработать и подписать предварит. условия мира, в дальнейшем послужившие основанием Ясского мирного договора (1791). В разное время занимал должности ген.-губернатора Смоленского, Псковского, Рижского, Ревельского, в Литве. С 1798, после неудачной дипломатич. миссии в Австрии и Пруссии с целью создания антифранц. коалиции, - в отставке. Со смертью Н. В. Р. род Р. по муж. линии пресекся. По указу Александра I (1801), внук Н. В., кн. Николай Волконский (сын его дочери), получил право именоваться кн. Р.

Репринтное издание

РЕПРИ́НТНОЕ ИЗДА́НИЕ (англ reprint - перепечатка) - переиздание произв. печати, при к-ром текст прототипа воспроизводится в точности: полностью сохраняются его орфография, пунктуация, пагинация, начертание шрифта и расположение текста на страницах. В отличие от факсимильного изд., Р. И. не преследует цели воспроизвести внеш. вид изд.; поэтому обложка, переплет и бумага не имитируют оригинал. Частным случаем Р. И. является изготовление т. н. отд. оттисков, т. е. журнальных статей, изданных в виде самостоят. произв. печати (брошюры).

Рерберг Георг. Ив

РЕ́РБЕРГ Георг. Ив. (род. 1937) - кинооператор. В 1960 окончил ВГИК. Дебютировал в ф. "Первый учитель" (1965), снятом жестко, в стилистике 20- гг., почти неподвижной камерой, в контрастной черно-белой гамме без тональных переходов. Продолжая работать с реж. А. Михалковым-Кончаловским, обнаружил чуткость к задаче каждого конкретного ф. В ф. "Дворянское гнездо" (1969) разрабатывал применительно к кино приемы живописного освещения, добиваясь особой насыщенности цвета, его изменчивости, яркости тонов. В ф. "Дядя Ваня" (1971, с Е. Гуслинским) отталкивался от стилистики фотографии конца века, использовал глубокие темные тона, цветовую монохромность, добиваясь ощущения духоты, запыленности, замкнутости пространства. Работая с реж. А. Тарковским над ф. "Зеркало" (1975), использовал разнообразные приемы (сочетание цветных и черно-белых кадров, репортажные съемки, рапид, сложное внутрикадровое движение, эффект смены освещения, пересветку и пр.) для воплощения сложной худ. структуры этого ф. Р. - оператор, умеющий открывать новое в применении традиц. операт. средств выразительности. Он никогда и нигде не преподавал, однако мн. операторы, пришедшие в кино на рубеже 60-70-х гг., наз. себя его учениками, "поколением Рерберга".

Среди ф.: "Мелодии белой ночи" (1977), "Отец Сергий" (1978), "Звездопад" (1982), "Любовь Орлова" (1983), "Плюмбум, или Опасная игра" (1986), "Испытатель" (1987) и др. Много снимает на телевидении.

Рерберг Ив. Ив

РЕ́РБЕРГ Ив. Ив. (1869-1932) - инж. и архитектор; окончил Николаевскую Воен.-инж. академию в СПб. (1896). Участвовал в стр-ве Музея изящных иск-в (1897-1912). Основные постройки в Москве: "Северное страховое об-во" (1910-11), Брянский (ныне Киевский) вокзал (1914-17), Центральный телеграф (1925-27), Школа красных командиров им. ВЦИК (позже - Президиум Верховного Совета СССР; 1932-34). Р. применял смелые металлические и железобетонные конструкции, часто сочетая их с ренессансно-классическим декором.

Рескрипт

РЕСКРИ́ПТ (от лат. rescribo - письменно отвечаю) - акт монарха (в России - 18 - нач. 20 в.) в форме предписания министру или иному офиц. лицу (учреждению).

Реставрация

РЕСТАВРА́ЦИЯ (от позднелат. restauratio - восстановление) - восстановление, возобновление разрушенных или искаженных пам. архитектуры, произв. изобр. и декор.-прикладного иск-ва и пр., а также их укрепление. Работы по Р. основываются на результатах иссл. и проводятся спец. методами. Науч. и техн. обоснование Р. получила в кон. 18 - нач. 19 в. Значит. вклад в развитие науч. методов Р. внес франц. арх. Э. Э. Виолле-ле-Дюк, поставивший во главу угла изучение эпохи и стиля восстанавливаемого произв. В России науч. теория Р., разрабатываемая И. Э. Грабарем, также ориентировалась на приоритет документ. подлинности пам.

Тремя осн. методами Р. являются: консервация - сохранение пам. в дошедшем до нас виде, оставляя его подлинность в неприкосновенности; фрагментарная Р. - выявление стертых временем особенностей архитектуры, конструкции и т. д.; целостная Р. - полное восстановление разрушенного пам. Выбор метода зависит от характера искажения пам. и его совр. использования.

Лит.: Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М., 1961; Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966; Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры / Под ред. Е. В. Михайловского. М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи. М., 1977; Восстановление памятников культуры: Сб. ст. / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1981.

Реставрация царских врат храма Семи Вселенских соборов. Москва

Реставрация царских врат храма Семи Вселенских соборов. Москва

Ресторан (19 в.)

РЕСТОРА́Н (19 в.) (от франц. restaurer - подкреплять, восстанавливать силы) - предприятие внедомашнего питания с широким ассортиментом блюд и напитков, высокой культурой обслуживания, муз. программами (оркестрами, сольными выступлениями, варьете), иногда с танцами. В России 19 в. бытовало равнознач. слово: "ресторация". Вероятно, Р. возникли в Париже в 18 в., когда содержатель харчевни Буланже написал на вывеске приглашение подкрепиться в его заведении.

В России Р. появились в кон. 18 в. Мн. из них заметно отошли от своего прямого назнач., став своеобразными клубами, центрами обществ. жизни ("К Tallon помчался: он уверен, что там уж ждет его Каверин". А. С. Пушкин, "Евгений Онегин"). Пушкин и его друзья собирались в Р. Таллона "Париж" и Екатерингофском; в моск. Р. "Яр" он встретился с П. А. Вяземским, Е. А. Баратынским и Н. М. Языковым, чтобы помянуть А. А. Дельвига. В Р. "Капернаум" (Петерб.) бывали писатели Н. Г. Чернышевский, В. А. Слепцов, П. А. Плетнев, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, артист Н. Н. Ходотов. Постоянными посетителями петерб. Р. Палкина были Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский. В Р. "Донон" И. С. Тургенев встречался с ред. "Современника", Р. посещали Н. Г. Чернышевский, А. В. Никитенко, Н. А. Гончаров, живописец А. А. Иванов, здесь устраивали свои обеды художн. В. А. Серов, Н. Н. Левитан, М. В. Нестеров, постоянными посетителями были Д. В. Григорович и В. В. Стасов. Огромную роль в культурной жизни Россиивнач. 20 в. сыграл Р. "Вена", где встречались А. И. Куприн, М. П. Арцыбашев, А. Т. Аверченко, А. А. Амфитеатров, А. Н. Толстой, мн. художники, композиторы, музыканты. Они дарили этому Р. свои автографы, картины, посвящали ему стихи. Один из первых моск. ресторанов, "Славянский базар", нередко посещали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Именно в этом Р. в 1898 состоялась их знамен. встреча, положившая начало созд. Московского Художественного общедоступного т-ра (буд. МХАТ).

Без Р. нельзя себе представить культурной жизни России 19 - нач. 20 в. На Невском пр. и прилегающих к нему улицах в 1916 их насчитывалось более 75. Совершенно особ. роль была отведена пригородным и загородным Р., при к-рых имелись сады, парки, театр. сцены. Мировую славу приобрел Павловский курзал, где выступал Иоганн Штраус; открытую сцену Р. "Ливадия" возглавлял в 1870-х гг. оперный певец Н. Я. Сетов; в Р. "Аркадия" в 1894 и 1901 гастролировал Ф. И. Шаляпин, в 1901 - Л. В. Собинов. Здесь пела А. В. Нежданова, на открытой сцене проходили концерты с участием Л. С. Вивьена, Н. Ф. Монахова и др. петерб. артистов. В Р. "Вилла Роде" выступал цыганский хор Масальского.

Ретирада

РЕТИРА́ДА (воен.) (франц. retirade - прикрытие, позади гл. укрепления) - отступление (отсюда - ретироваться); термин, применявшийся в рус. воен. лит-ре 17 - нач. 19 в.

Ретроспективная библиография

РЕТРОСПЕКТИ́ВНАЯ БИБЛИОГРА́ФИЯ - вид библиографии, назнач. к-рого - учет и отражение лит-ры (док. потока) за сравнит. большой промежуток времени. Если текущая библ. учитывает произв. печати за неделю, месяц, квартал, год, то Р. Б. предоставляет библ. информацию о лит-ре по крайней мере за истекшие 2-3 и более лет. Более характерен для Р. Б. охват лит-ры в 20, 50, 100 лет. В России первый опыт Р. Б. был предпринят в 18 в. Н. И. Новиковым (попытка создания репертуара рус. кн. и произв. рус. писателей).

По содержанию Р. Б. может быть универс. (напр., "Опыт российской библиографии" В. С. Сопикова) или отраслевой, тематич. Р. Б. может охватывать разные типы изд. или какой-то определ. - таков, напр., труд Н. М. Лисовского "Русская периодическая печать", учитыв. только периодич. издания.

Реферат

РЕФЕРА́Т (от лат. refero - излагаю, сообщаю) - краткий пересказ, используемый в библ. практике как источник необх. информации о произв. печати или неопубл. док. Цель Р. - передать содержание реферируемого произв.: факты, идеи, концепции, мнения. Развернутый Р. в ряде случаев избавляет от необходимости обращаться непоср. к произв.

Р. публикуются наряду с рецензиями в науч. и иной периодике, а также в специализир. периодич. изданиях - рефератив. журналах. Р. начали публиковаться в печати с 17 в., в России первые рефератив. издания появились в 1-й пол. 18 в. под эгидой АН.

Рефератив. журналы могут содержать мат-лы по целой отрасли знания, межотраслевой проблематике или отд. теме.

Рефлексология

РЕФЛЕКСОЛО́ГИЯ - понятие, предлож. изв. историком и социологом Н. Кареевым в 1903 при обсужд. доклада биолога Г. Зеленого о необх. применения теории усл. и безусл. рефлексов И. Павлова при объективном, ест.-науч. изучении социального поведения человека. Использовалось в соц. психологии, социологии и педагогике. Позднее появился амер. эквивалент понятия "Р." - бихевиоризм. В рус. социологии имели хождение оба термина, но посл. победил в силу своей распространенности. Принципы и методы Р. в сфере социологии использовались и защищались рядом исследователей - В. Бехтеревым, П. Сорокиным, А. Звоницкой и др. создателями и сотрудниками Лаборатории коллективной рефлексологии.

Лит.: Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1922; Социологическая мысль в России. Л., 1978.

Реформатский Ал-др Ал-др.

РЕФОРМА́ТСКИЙ Ал-др Ал-др. (1900-78) - лингвист, педагог, д-р филол. наук, один из создателей Моск. фонологич. школы. В 1920 был учеником Р. О. Якобсона в театр. школе при 1-м Гос. т-ре РСФСР. Член моск. кружка ОПОЯЗ (Об-во изучения поэтич. языка) и Моск. лингвистич. кружка. Работал в издательствах. В 30-е гг. Р. становится членом кафедры рус. яз. МГПИ, где под рук. Р. И. Аванесова работало большинство членов Моск. фонологич. школы. В 1935 на этой кафедре проходит дискуссия о фонеме, в к-рой Р. был осн. докладчиком. С 1950 Р. - сотрудник Ин-та языкознания АН СССР. Руководил эксперим.-фонетич. лабораторией в МГУ; разрабатывал теорию фонемы. Р. разграничивал перцептивные и сигнификативные позиции. Он был одним из создателей морфонологии. Кроме того, Р. занимался проблемами орфографии, стилистики, топонимики, теории письма и др. Автор попул. учебника "Введение в языковедение".

Соч.: К проблеме фонемы и фонологии // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз. 1952. Т. 11, вып. 5. С. 469-473; Н. С. Трубецкой и его "Основы фонологии" // Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1960. С. 326-361; Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. М., 1970.

Лит.: Аванесов Р. И., Панов М. В. Александр Александрович Реформатский // Фонетика, фонология, грамматика. М., 1971. С. 5-17; Список научных трудов Александра Александровича Реформатского // Там же. С. 18-25.

А. А. Реформатский. 1950

А. А. Реформатский. 1950

Реформы азбуки и правописания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рефрен

РЕФРЕ́Н (франц. refrain - припев) - 1) в музыкально-поэтических формах 13-15 вв. (балладе, виреле, рондо) точно повторяемые стихи текста (как правило, его посл. строки), в пении исполняемые на неизменный мотив; 2) в формах рондо и рондо-сонаты - повторяющийся раздел с проведением основной темы; 3) употребителен в фольклоре и выросших из него жанрах.

Рецензия

РЕЦЕ́НЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение) - письм. или печ. отзыв на рукопись или опубл. произв.; содержит разбор и оценку рецензируемого произв. (науки, лит-ры, иск-ва). В кач-ве рецензента выступает, как правило, специалист в той или иной области знаний либо в сфере конкр. видов иск-ва. Р. на рукопись служит для подтверждения перспективности ее публикации. Печатная Р. на опубл. произв. (либо вышедший спектакль, фильм) сочетает в себе черты аннотации, реферата, критич. статьи, поскольку может содержать как характеристику темы произв., так и краткий пересказ осн. положений, а также эл-ты полемики с автором произв.

Рецептер Вл. Эммануилович

РЕЦЕ́ПТЕР Вл. Эммануилович (род. 1935) - актер, реж., поэт, драматург. Окончил Среднеазиатский гос. ун-т (филфак, 1957) и Ташкентский театр.-худ. ин-т им. А. Островского (1960). В 1960-62 - актер Ташкентского рус. драм. т-ра им. М. Горького; в 1962- 87 - в труппе Большого драм. т-ра им. М. Горького в Ленинграде. В 1978-87 - худ. рук. лит.-драм. (Пушкинской) студии (Ленингр.). С 1992 - худ. рук. гос. Пушкинского театр. центра в Петерб.

Актер мягкого проникнов. лиризма и глубокого сценич. мышления. Р. великолепно владеет лит. фактурой мат-ла. Роли Раскольникова ("Преступление и наказание", 1959) и Гамлета (1961) в Ташк. т-ре стали определяющими в развитии лит. и сценич. творчества Р., выразившегося в созд. спектакля "Лица" (по произв. Достоевского, БДТ, 1971), сценич. редакции "Короля Генриха IV" Шекспира (БДТ, реж. Г. Товстоногов, 1969). Явлением стало исполнение Р. роли Петра Бессеменова в спектакле Г. Товстоногова "Мещане" (1966). Своеобразный лирич. юмор, эмоцион. напряжение, склонность к философским обобщениям отличали образы Чацкого ("Гореотума", 1964), Евдокимова ("Еще раз про любовь", 1965), оба в БДТ (реж. Г. Товстоногов), Роберта Кона в спектакле "Фиеста" по Э. Хемингуэю (ЛенТВ, реж. С. Юрский, 1971).

Среди др. ролей Р. в БДТ: Неделин ("Перед ужином", 1963), Степан Лукин ("Варвары", 1963), Эраст ("Бедная Лиза", 1973), Рюмин ("Дачники", 1976). Р. - постановщик спектаклей "Роза и крест" А. Блока (1980, БДТ), "Тетрадь Юрия Живаго" по ром. Б. Пастернака "Доктор Живаго" (1988, Ленинградский т-р драмы и комедии).

Моноспектакль Р. "Гамлет" (1962) стал своеобразным этапом в иск-ве лит. эстрады. Серьезные лит.-ведческие иссл. Р. творчества А. С. Пушкина нашли отражение в спектаклях лит.-драм. (Пушкинской) студии: "Моцарт и Сальери" (1978), "Русалка" (1978), "Пир во время чумы" (1980). Р. - автор поэтич. сб. "Актерский цех", "Опять пришла пора", "Вид с моста", "Открытая дверь", "Представление".

Речитатив

РЕЧИТАТИ́В (итал. recitativo, от recitare - декламировать) - тип вокального интонирования (в опере, кантате, оратории); вокальный стиль, прибл. к естеств. речи. Сохранение фиксиров. муз. высоты звука, регул. и ритм. обеспечивает, тем не менее, ясно различимую грань между собственно речью и "речеподобием" Р., остающегося в пределах границ, заданных условностями муз. иск-ва. Возникновение Р. как типа пения связано с рождением в начале 17 в. оперного жанра. Заявленная теоретиками оперы задача - реставрация декламации античной трагедии как путь к обретению утраченной в полифоническом многоголосии внятности и выразительности словесн. текста - стимулировала поиск нового типа сольной мелодики, характериз. сочетанием декламационности и напевности. Классический образец "нового стиля" - оперное творчество К. Монтеверди. Впоследствии мелодич. и декламационное начала Р. обособились. С кон. 17 в. на долю речитативных разделов досталась драматическая интрига - как правило, в "поясняющем" ключе, в то время как лирическое начало сосредоточилось в вокальных номерах. Вырабатываются два типа Р. в операх с номерной структурой - secco ("сухой") с аккомпанементом чембало (клавесина) и accompagnato ("аккомпанированный") - в сопровождении группы оркестровых инструментов. Дальнейшая эволюция Р. неотделима от стремления к утверждению нового идеала оперы, конструир. на путях преодоления "условности" в пользу "жизненной правды". Этим объясняется особое внимание к Р., объедин. всех великих оперных реформаторов - К. В. Глюка, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского. В 19 в. граница между Р. и арией становится более подвижной - речитативный тип мелодики воздействует на ариозные эпизоды, вокальные эпизоды; вокальные интонации, в свою очередь, проникают в Р. и ведут к его мелодизации. Эта тенденция удерживается и в ряде сочинений 20 столетия: речитативно-ариозный стиль характерен для поздних опер Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси, М. Равеля.

Решетников Фед. Мих.

РЕШЕ́ТНИКОВ Фед. Мих. (1841-71) - писатель. Родился в семье мелкого чиновника. По окончании Екатеринбургского уездного уч-ща (1859), как и отец, - на мелкочиновничьей службе в Екатеринбурге, Перми, Петербурге. Лит. деят-ностью занялся с начала 1860-х гг. Приобрел известность опубликов. в ж. "Современник" пов. "Подлиповцы" (1864) - о тяжелой, трагич. жизни крестьянства пореформ. деревни. Незавершенные ром. "Горнорабочие" (1866), "Глумовы" (1866-67), "Где лучше?" (1868) посвящены жизни горнозаводских рабочих на Урале, ром. "Свой хлеб" (1870) - судьбе рус. женщины. Р. также автор автобиогр. "записок канцеляриста" ("Между людьми", 1864-65), путевых "Очерков обозной жизни" (1867), рассказов. Современники определяли творчество Р. как "народный реализм" (Н. В. Шелгунов), видели в нем "трезвую правду" (И. С. Тургенев), зачатки "нового слова, уже не помещичьего" (Ф. М. Достоевский). Р. - один из самых ярких и талантливых писателей-демократов 60-х гг., не реализовавший, однако, своих творч. возможностей полностью.

Ф. М. Решетников

Ф. М. Решетников

Предыдущая страница Следующая страница