Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Ремизов Ал. Мих.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ремизов Ал. Мих.

РЕ́МИЗОВ Ал. Мих. (1877-1957) - прозаик, драматург, поэт. Род. в купеч. семье, по матери - из известного культурными традициями моск. купеч. рода Найденовых. В 1884 Р. поступил в 4-ю моск. г-зию, но затем был переведен в Александровское коммерч. уч-ще. В 1896 поступил на естеств. отд. матем. ф-та Моск. ун-та. Увлекся марксизмом. В 1897 арестован как агитатор на студенч. демонстрации. 1897-1903 провел в ссылке в Пензе, Усть-Сысольске, Вологде; затем - Киев, Херсон. С 1905 по 1921 в Петерб. Первое опубл. произв. - фольклорная стилизация "Плач девушки перед замужеством" (1902). Своими лит. учителями Р. считал Ф. Достоевского, Н. Гоголя, Н. Лескова. Испытал эстетич. влияние европ. и рус. модернистов (М. Метерлинка, Ст. Пшибышевского, К. Бальмонта, В. Брюсова) и идейное воздействие Ф. Ницше (в ссылке перевел его кн. "Так говорил Заратустра"), Л. Шестова, В. Розанова. Дух. источники творчества Р. - фольклор и др.-рус. лит-ра. В Петерб. сблизился с кругом писателей-символистов (А. Блок, Вяч. Иванов, З. Гиппиус, Д. Мережковский и др.), филологами и историками-медиевистами (И. Рязановский, И. Шляпкин, А. Яцимирский и др.). В 1905 работал в ред. ж. "Вопросы жизни". Неотъемлемой чертой творчества Р. стал автобиографизм. В ром. "Пруд" (1905), рассказах "На этапе" (1903), "Серебряные ложки" (1906), "Крепость" (1906), пов. "Часы" (1908), "Крестовые сестры" (1910) и др. Р. развивал гл. темы своего раннего творчества: трагич. предначертанности человеч. судьбы, безмерности человеч. страданий, господства Зла и проблесков Добра в душах людей. Сюжетное повеств. чередовалось с лирич. "запевами" и "концовками", лейтмотивно повторяющимися и скрепляющими воедино мозаичные отрывки. Выход из трагич. индивидуализма Р. видел в соедин. судьбы личности со страданиями и судьбой народа (пов. "Пятая язва", 1912). Для Р. наиб. близким к светлым первоосновам бытия было нар. миросозерцание. В течение всей жизни Р. перерабатывал фольклорные и др.-рус. тексты, восстанавливая подчас искаженный наслоениями "миф", отраж. нар. взгляд на мир (сб. сказок "Посолонь", 1907; сб. переработок апокрифов "Лимонарь", 1907 и др.). В драматич. "действиях-русалиях" Р. стремился воскресить традиции нар. т-ра с опред. долей мистики ("Бесовское действо", 1907; "Трагедия о Иуде, принце Искариотском", 1908; "Действо о Георгии Храбром", 1912 и др.). В годы 1-й мир. войны наступил спад творчества Р. Новый подъем - годы рев-ции, к-рую Р. воспринял как некую преобразующую мир стихию (хроника "Всеобщее восстание", 1918; стих. в прозе "Электрон", 1919; кн. "Взвихренная Русь", опубл. в 1927). В 1921 Р. покинул Сов. Россию и с 1923 жил в Париже. В эмиграции создал сб. переработок сказок, легенд и древнерус. повестей; на основе рассказов жены написал кн. о ее жизни ("Оля", 1927; "В розовом блеске", 1952); оставил лишь частично опубл. при жизни кн. воспоминаний: "Подстриженными глазами" (1951), "Иверень" (опубл. в 1986), "Встречи. Петербургский буерак" (опубл. в 1981), "Учитель музыки" (опубл. в 1983). С нач. 30-х гг. обратился к жанру рукописных книг-альбомов, в к-рых текст сочетался с ориг. графикой. После 2-й мир. войны Р. принял сов. гражданство. В истории рус. лит-ры остался как создатель ориг. повествоват. формы. Учениками Р. считали себя М. Пришвин, А. Толстой, Е. Замятин, Б. Пильняк, писатели гр. "Серапионовы братья".

А. М. Ремизов

А. М. Ремизов

В начало словаря