Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ш" (часть 4, "ШОР"-"ШХО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 4, "ШОР"-"ШХО")

Шороховки

ШО́РОХОВКИ - назв. разменных ден. знаков Псковского об-ва взаимного кредита достоинством в 1, 5 и 10 (не были в обращении) руб., выпускавшихся с разрешения герм. военных властей за подписью пред. правления об-ва Шорохова и директоров Агапова и Сутоцкого в марте - нояб. 1918. Др. наимен. этих знаков - "псковские рубли".

Шостакович Дм. Дм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шпага

ШПА́ГА - колющее (реже колюще-рубящее) холодное оружие. Клинок длиной до 1 м и б., прямой, граненый или с долами. Эфес был разл. формы. В Зап. Европе - отличительное оружие дворян. В России - с 17 в., снята с вооружения армии в 1-й пол. 19 в., оставшись как парадное оружие вне строя у офицеров и чиновников.

Шпагин Георг. Сем

ШПА́ГИН Георг. Сем. (1897-1952) - конструктор стрелкового оружия, автор конструкции знаменитого пистолета-пулемета (ППШ). Работал слесарем на Ковровском оружейном з-де, участвовал в разработке разл. конструкций оружия. Сотрудничал с В. А. Дегтяревым и В. Г. Федоровым. В 1938 принял участие в модернизации крупнокалиберного пулемета Дегтярева. В 1940 сконструировал пистолет-пулемет, обладавший высокими боевыми качествами и высокой технологичностью. После войны разработал ряд образцов автоматич. стрелкового оружия.

Шпажинский Ипполит Вас.

ШПАЖИ́НСКИЙ Ипполит Вас. (1848-1917) - драматург. Род. в дворян. семье. Окончил вольнослушателем юрид. ф-т Моск. ун-та. Лит. деят-ностью занимался с сер. 1870-х гг. Автор неск. десятков пьес на ист. и совр. мат-ле, среди к-рых наиб. известны драма "Майорша" (1878), комедии "Легкие средства" (1879) и "Фофан" (1880), драма "Кручина" (1882), ист. драма в стихах "Самозванка" ("Княжна Тараканова", 1904). Стихотв. "трагедия" на ист. материале "Чародейка" стала основой известной оперы П. И. Чайковского. Пьеса "Темная сила" (1895) тематически предвосхищает нек-рые мотивы драмы М. Горького "На дне". Ш. был одним из самых популярных "массовых драматургов" эпохи между А. Н. Островским и А. П. Чеховым. Его пьесы много ставились в Александринском и Малом т-рах, в провинции. В них играли известные актеры М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская и др.

Шпалера

ШПАЛЕ́РА (нем. Spalier, от итал. Spalliera) - настенные безворсовые ковры с орнаментальной и фигурной композицией на религ., мифол., ист., бытовой сюжет с пейзажами ("вердюры"), вытканные ручным способом на вертик. или горизонт. станах (соотв. различают 2 типа Ш. - готлис и баслис). Исполняются по картонам в размере ковра, заготовл. художником (напр., Рафаэль, П. П. Рубенс, Ф. Гойя). Рисунок создается цветными шерстяными нитями, иногда с добавлением шелковых и металлич. зол. и серебр., к-рые закрывают неокраш. основу из шерсти или льна. Изв. в Европе со ср. веков - наиб. древние относятся к рубежу 12-13 вв. Помещались в залах замков, церквах. Гл. центрами изготовления Ш. были Париж, Аррас, Турне, затем Брюссель. В сер. 17 в. во Франции появляются шпалерные мануфактуры, напр. мастерская гобеленов, в 1662 переданная в королевскую казну. В России привозные Ш. появляются в кон. 17 в. В СПб. при Петре I основывается придворная Шпалерная мануфактура (1717-1859). Первые мастера - французы (Ф. Бегаль и др.): Ш. "Полтавская баталия", исполн. в 1722 Бегаглем по картону Л. Каравака; первая из изв. работ с подписью рус. ученика - Ш. "Вирсавия у фонтана" (1727). Расцвет произ-ва Ш. 2-я пол. 18 - нач. 19 в. Рус. Ш. эпохи классицизма сочетают декоративность с яркими индивид. характеристиками; появляются портреты с оригиналов (Портрет Екатерины II с оригинала П. Ротари, 1766), повторения картин ("Владимир и Рогнеда", 1823, по картине А. П. Лосенко); мн. Ш. связываются с интерьером ("Диана", "Сатурн" из Гурьевского гарнитура, куда входили шелковые обои, обивка и пр., 1805-06). В 30-е гг. 19 в. Шпалерная мануфактура переходит в осн. на выпуск ковров и окончательно прекращает свое существование в 1859. Осн. коллекции Ш. находятся в Эрмитаже, Рус. музее и музеях Моск. Кремля.

Лит.: Коршунова Т. Т., Ясинская И. М. Рус. шпалеры. Л., 1975.

Шпаликов Ген. Фед

ШПА́ЛИКОВ Ген. Фед. (1937-74) - поэт, сценарист. В 1964 окончил ВГИК. За годы учебы написал сценарии короткометражных ф. "Трамвай в другие города" (1962) и "Звезда на пряжке" (новелла в ф. "Маленькие мечтатели", 1963). Защитил диплом сценарием уже вышедшего на экраны ф. "Я шагаю по Москве". В 1962-63 пишет с М. Хуциевым сценарий "Застава Ильича" (ф. вышел под назв. "Мне 20 лет"). Оба ф. приносят Ш. широкую известность, в них определяется гл. тема творчества Ш.: иссл. героя-сверстника - по существу Ш. первым вводит в кино тему шестидесятников. В сценарии "Я родом из детства" (1967) Ш. обращается к теме воен. детства своего поколения. Сценарное творчество Ш. неразрывно связано с его поэзией. Он не столько анализирует судьбы и характеры своих героев, сколько воссоздает их мироощущение, способ существования в своем времени. Важный компонент его сценариев - атмосфера времени, возникающая из множества поэтич. осмысленных подробностей, из особенной лирич. интонации. Отражая время, сценарии Ш. меняются вместе с ним. С кон. 60-х гг. усиливается нота драматизма. Поворотным стал сценарий "Долгая счастливая жизнь", воплощенный на экране самим Ш. (1967), где на смену теме душевной ясности, гармоничности существования героя в мире пришла тема разрушенных надежд, непонятости и расставания. Кризис, к-рый пережило поколение Ш. в 70-е гг., нашел отражение в сценарии "Ты и я" (с Л. Шепитько, 1972), в непоставл. сценарии "Прыг-скок, обвалился потолок" и особенно в последнем - "Девочка Надя, чего тебе надо?", опубл. в 1987.

Др. сценарии: "Жил-был Козявин" (мульт/ф, с Л. Лагутиным, 1966), "Стеклянная гармоника" (1968), "Пой песню, поэт" (с С. Урусевским, 1972). Непоставл. сценарии: "Летние каникулы", "День обаятельного человека".

Соч.: Избранное. М., 1979.

Шпанберг Мартын Петр

ШПА́НБЕРГ Мартын Петр. (? - 1761) - мореплаватель. Выходец из Дании. В 1725-30 принимал участие в 1-й камчатской эксп.; дважды совершал переход из Охотска в Боль-шерецк (на зап. берегу Камчатки), плавал под командой В. Беринга на боте "Св. Гавриил". Участвовал в работах 2-й камчатской эксп. 1733-43; руководил отрядом по изучению Курильских о-вов в Японии, открыл ряд о-вов и нанес на карту Курильские о-ва. В 1743 заменил Беринга в должности нач. эксп. Именем Ш. назв. один из о-вов Курильской гряды.

Шпет Густав Густавович

ШПЕТ (до 1914 - Шпетт) Густав Густавович (1879-1937) - философ, иссл. феноменологии Э. Гуссерля и филос.-ист. концепции Г. Гегеля. В 1906 окончил филос. отд. ун-та Св. Владимира, в 1907 переехал в Москву и преподавал в Моск. психол. ин-те, Моск. ун-те и др. уч. заведениях. В 1910-13 продолжил обучение в Англии, Франции и Германии, был непосредств. учеником Гуссерля. Ранние работы Ш. "Явление и смысл" (1914), "Философское наследие П. Д. Юркевича" (1915), "История как предмет логики" (1916) находятся в русле традиц. феноменологии. Познание рассматривается Ш. как понимание чистой сущности явлений природы и культуры с помощью их интерпретации (логика содержания). Ключевым произв. для понимания филос. эволюции Ш. является ст. "Сознание и его собственник" (1916), в к-рой сознание рассматривается как единство переживания деятельной активности, включенной в мировое целое. Соотнесение познания и сознания с разумной мотивацией, ответственностью и свободой сближает взгляды Ш. с философией С. Франка, Н. Бердяева, М. Бахтина. Философия выступает как теория конкретного уразумения мира, его принятия и вхождения в него. Отсюда представление о бытии как о форме - единстве планов смысла и его выражения. Дальнейшее развитие идеи Ш. получили в кн. "Внутр. форма слова" (1927) и "Введение в этнич. психологию" (1927), представляющих собой раздел до сих пор полностью не опубл. работы "Герменевтика и ее проблемы". В творчестве Ш. были поставлены проблемы, лишь отчасти осмысл. затем европ. филос. герменевтикой. Фактически речь шла о чрезвычайно плодотворном направлении филос. анализа, альтернативном как семиотике, так и структуралистской семиологии. Необходимость глубокого синтеза семиотич. и германевтич. подходов в философии познания, культуры и личности, осуществл. Ш., остро осознается в последнее время. Ш. был организатором и участником Моск. лингв. кружка, чл. худсовета МХАТ, дир. Ин-та науч. философии, организатором и руководителем кабинета этнич. психологии Моск. ун-та, фактически руководителем Рос. (с 1925 - Гос.) Акад. худож. наук, проректором Акад. высшего худож. мастерства. В 20-е гг. был отстранен от преподавания как "идеалист" и "реакционер", дважды отказался эмигрировать. С 1930 занимался переводами У. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса в изд-ве "Academia". В марте 1935 арестован и сослан в Енисейск, а затем в Томск. 27 окт. 1937 вторично арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1956.

Шпиль

ШПИЛЬ (нем. Spille) - вертик. остроконечное завершение зданий - конус или пирамида, сильно удлиненное и увенч. Скульптур. изображением, флагом и т. п. (напр., Ш. Адмиралтейства в СПб.).

Шпинель Иос. Аронович

ШПИ́НЕЛЬ Иос. Аронович (1892-1980) - художник кино. Окончил ВХУТЕМАС, где учился сначала на арх., а затем на графич. отделении. Работу в кино начал в 1927 на Одесской студии Всеукраинского фотокиноуправления. Первый ф. - "Сквозь слезы" (1928, реж. Г. Гричер-Чериковер). Работалсреж. В. Тасиным ("Ночной извозчик", 1929), А. Довженко ("Арсенал", 1929; "Иван", 1932). Долгие годы работал с реж. Г. Рошалем ("Две женщины", 1930; "Человек из местечка", 1930; "Петербурская ночь", 1932; "Зори Парижа", 1937; "Семья Оппенгейм", 1939; "Вольница", 1956; "Хождение по мукам", 1-3-я сер., 1957-59). Ш. - создатель сложных, масштабных арх. комплексов. Сочетал в себе талант худож. с опытом производственника. Удачно совмещал в декорациях средства арх., живоп. и скульпт. выразительности, умело пользовался домакетками, живописными фонами и пр. Самое значит. событие в творч. жизни Ш. - работа с С. Эйзенштейном над ф. "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1-я и 2-я сер., 1945; 1958). Ш. принадлежит большая заслуга в деле освоения цвета в кино: цветной эпизод "Мышеловка" во 2-й сер. "Ивана Грозного", "Заговор обреченных" (1950, реж. М. Калатозов), "Великий воин Албании Скандербег" (1953, реж. С. Юткевич). Совмещал работу в кино с занятиями книжной графикой, живописью, сценографией. Преподавал во ВГИКе. Среди ф.: "Пышка" (1934), "Гаврош" (1937), "Машенька" (1942), "Повесть о настоящем человеке" (1948) и др.

Лит.: Тарасова-Красина Т. Иосиф Шпинель. М., 1979.

И. А. Шпинель. Эскиз декорации к фильму «Иван Грозный»

И. А. Шпинель. Эскиз декорации к фильму «Иван Грозный»

Шрётер Вик. Ал-др.

ШШТЕР Вик. Ал-др. (1839-1901) - архитектор. Учился в АХ (1856-58) и Берлинской строит. акад. (1858-61). Академик (1867), проф. АХ (1892). Организатор Петерб. кружка архитекторов, чл.-учредитель Петерб. об-ва архитекторов, редактор ж. "Зодчий". Член иностр. арх. академий и об-в. Специалист по сооружению театр. зданий, по его проектам построены т-ры в Рыбинске, Нижнем Новгороде, Иркутске, Тифлисе, Киеве; перестроил и расширил здание Мариинского т-ра, построил неск. декорационных залов и др. Специалист по сооружению банков - построил только в СПб. четыре банковских и торговых здания выдающейся архитектуры, отвечающих техн. требованиям своего времени. Строил в Дерпте, Одессе, Астрахани, Киеве, Харькове и т. д.

Основоположник т. н. "кирпичного стиля" в России, в к-ром строил жилые обществ. и частные сооружения. Создав собств. тип постройки, Ш. оказал огромное влияние на развитие в России премодерна. Виртуозно владея ист. стилями, он использовал в своих постройках последние достижения строит. мысли., новые строит. мат-лы. Усовершенствовал планировку доходных домов в соотв. с требованиями комфорта. Постройки Ш. отличаются разнообразием применяемых стилистич. решений, в основном в неоренессансе и неоготике. Его работы стимулировали появление модерна в России и дали его последователям новые техн. и эстетич. возможности. Его особняк (1890) и доходный дом в СПб. на наб. Мойки, 112-114, выполненные в формах кирпичной готики, стоят на грани индивидуального модерна, предвосхитив почти на десятилетие развитие этого стиля в России.

Шрифт

ШРИФТ (нем. Schrift, от лат. scribo - пишу) - устойчивая форма знаков письменности. Наборные Ш. первопечатников (в т. ч. и рус.) имитировали почерк рукописных книг. Помимо рукописных и наборных, выделяют еще рисованные и гравиров. Ш. В пределах одного Ш. существуют разные варианты начертания букв. Размер Ш. (т. н. кегль) выбирается в зависимости от характера изд. и текста. Кегль включает в себя выс. букв и величину промежутка между соседними строками текста. В зависимости от величины кегля шрифты имеют следующие назв.: бриллиант (1,13 мм), диамант (1,5 мм), перл (1,88 мм), нонпарель (2,26 мм), миньон (2,63 мм), петит (3,01 мм), боргес (3,38 мм), корпус (3,76 мм), цицеро (4,51 мм), миттель (5,27 мм), терция (6,01 мм), текст (7,52 мм). Такая система стандартных Ш. существует с 18 в. и применяется в странах континент. Европы и в России.

Штабс-капитан

ШТАБС-КАПИТА́Н - воинское звание в рус. армии (1797-1917), промежуточное между поручиком и капитаном.

Штакеншнейдер Анд. Ив

ШТАКЕНШНЕ́ЙДЕР Анд. Ив. (1802-65) - архитектор нем. происхождения, выпускник Петерб. АХ. Арх. Петергофа, арх. Высочайшего Двора (с 1856). Автор проектов казарм и военных поселений. Прославился постройкой великокняж. и аристократич. дворцов и усадеб в СПб. и пригородах и знаменитого вокзала в Павловске. К его лучшим творениям принадлежат ансамбли Озеркового и Колонистского парков Петергофа, хотя ныне разрушены Розовый, Ольгин павильоны (1846-50), Никольский домик (1835), ц. св. Александры (1854) и сохранились только павильоны Царицын (1848) и Бельведер (1852-56). В Петергофе и окрестностях сохранился Фермерский дворец в стиле англ. готики (1853), дом Гейрота (1856, неоренессанс), дворец вел. кн. Марии Николаевны в Сергиевке (1842), построенный в помпейском стиле с атриумом, и Собственная дача Александра II (1858, растреллиевское барокко), но во всех этих постройках утрачены интерьеры.

О работах Ш. в области интерьера мы можем судить по сохранившимся залам Мариинского дворца (1839-45), Зимнего дворца, Старого и Малого Эрмитажей (1850-60) и петерб. дворцов Белосельских-Белозерских (1847-48), вел. князей Николая Николаевича (1853-61), Михаила Николаевича (1857-62) и др.

Штаны

ШТАНЫ́ - осн. часть муж. одежды. Ш. появились на смену портам, к-рые оставались в качестве рабочей летней одежды, а затем превратились в исподнее белье. Термин "Ш." упоминается только со 2-й пол. 17 в. В осн. эта была верхняя, нарядная, теплая, иногда кожаная или даже меховая одежда. Кроили Ш. из трех полотнищ: два полотнища сшивали по кромке, они служили для покрытия ног, третье полотнище разрезалось наискось: один клин пришивался спереди, др. сзади. Такие вставки наз. огузком, ширинкой. Сверху портки были на вздержке - "гашнике". Ш. уже шились с поясом, застегивающимся на пуговицы. Повседневные Ш. шили из домотканых тканей: холста, пестряди, зимние - из серого сукна. Праздничные Ш. наз. шароварами, и шили их почти исключительно из покупных тканей (плиса разных цветов). Ш., брюки носили навыпуск или прятали в голенища сапог, онучей, к-рые носили с лаптями. В старину мальчики не носили Ш. до совершеннолетия или даже до самой свадьбы. Первые Ш. парню дарила его невеста, чтобы ехать к венцу. До этого времени он ходил в одной подпоясанной рубахе. Ш. мужа и отца имели большое значение при родах и для новорожденного, как бы оказывая благотворное действие, имея охранительную символику. Для облегчения родов роженица должна была переступить через Ш. мужа. Новорожденного заворачивали не в рубаху, а в Ш. отца, если до этого в семье умирали дети. Ш. отца подвешивали к люльке ребенка, чтобы предохранить его от сглаза. На ночь над дверьми вешали Ш. отца, чтобы ребенок спал спокойно. Подросток, к-рому впервые надевали Ш., должен был стоять на старых отцовских портах.

Штейн Ал-др Петр.

ШТЕЙН Ал-др Петр. (1906-93) - драматург, сценарист. Учился в Ле-нингр. ун-те. Лит. деят-ность начал в 1923 как журналист. Первые пьесы - "Нефть" и "Утопия", написанные совместно с бр. Тур и Я. Горевым, отличались традиционным построением конфликтов, схематизмом. В 1935-40 Ш. - ред. ж. "Искусство и жизнь". Мн. его пьесы посвящены истории рус. и сов. флота - "Флаг адмирала" (1950), "Гостиница "Астория"" (1956), "Океан" (1961). Для этих произв. характерен тип героя, утверждающего честь страны и личное достоинство. Среди др. произв.: "Талант" (1936), "Весна двадцать первого" (1939), "Закон чести" (1948), "Пролог" (1953), "Персональное дело "(1954 - один из первых откликов на восстановление демократич. норм жизни), комедия "Весенние скрипки" (1959), "Между ливнями" (1964 - о трагич. событиях Кронштадтского восстания 1921); "Вдовец" (1966), "Аплодисменты" (1967), "Жил-был Я" (1977), "Черный гардемарин" (1980), а также лит.-биогр. драмы "У времени в плену" (опубл. в 1970), "Версия" (1976) и др. Мн. пьесы Ш. с успехом шли в разл. сов. и заруб. т-рах. Ш. - автор киносценариев: "Балтийцы" (1938, совм. с А. Зеновиным), "Суд чести" (1949), "Адмирал Ушаков" (1953), "Корабли штурмуют бастионы" (1953), "Пролог" (1956), "Спасенное поколение" (1960) и др.

Штелин Якоб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Штеренберг Дав. Петр.

ШТЕРЕНБЕ́РГ Дав. Петр. (1881-1948) - живописец, график, обществ. деятель. Чл. объединения "Об-во художников-станковистов" (1925-30). Мастер портрета, натюрморта, худож. т-ра. Использовал мотивы окружающего его совр. мира (города, з-да, оживленных улиц и т. п.). Произв. проникнуты острым ощущением времени, отличаются тщательно продуманным композиц. решением, вниманием к вещественности предметов, декор. звучанием цвета ("Натюрморт с лампой и селедкой", 1920; портрет Н. Д. Штеренберг, жены художника, 1925; "Аниська", 1926; илл. ккн. "Одесские рассказы" И. Э. Бабеля, 1932 и др.).

Лит.: Выставка произведений Д. П. Штеренберга (1881-1948). М., 1959; Лазарев М. П. Давид Штеренберг: художник и время. М., 1992.

Д. П. Штеренберг. Старик. 1927

Д. П. Штеренберг. Старик. 1927

Штиглиц Ал-др Людвигович

ШТИ́ГЛИЦ Ал-др Людвигович (1814-84) - барон, банкир, промышленник, ж.-д. магнат, коллекционер, меценат, благотворитель. Закончил Дерптский ун-т, но после смерти отца в 1843 вынужден был занять его должность придворного банкира. Основал суконную, льнопрядильную, бумагопрядильные и др. фабрики. В 1857 стал основным учредителем Гл. об-ва рос. жел. дорог. На протяжении 13 лет был пред. Петербургского биржевого комитета. В 1862 был назначен первым управляющим Гос. банка, получил звание тайного советника, с 1881 - действ. тайного советника.

В 1866 ликвидировал свои дела, получая 3 млн руб. годовых с капитала, и отказался от должности управляющего Гос. банком. Под влиянием зятя, члена Гос. совета А. А. Половцова, пожертвовал в 1876 через Мин-во финансов 1 млн руб. на создание в Петербурге уч-ща технич. рисования с худ. музеем при нем. Дир. уч-ща М. Е. Месмахер убедил Ш., что подготовка художников требует постоянного непосредств. общения с произв. иск-ва, и получил от него 5 млн руб. на постройку здания музея и комплектование его коллекций. Уч-щу своего имени Ш. завещал капитал в 1 млн руб., на проценты с к-рого оно функционировало, и 5,5 млн руб. на приобретение музейных коллекций. Это было крупнейшее в истории России частное пожертвование на образование и культуру. Ш. также основал "Образцовый приют" в Петербурге, к-рому попечительствовала его приемная дочь Н. М. Половцова, худ. школы при своих фабриках.

Шторх Анд. Карлович

ШТОРХ Анд. (Генрих) Карлович (1766-1835) - библиограф, экономист, историк. Род. в Риге. В 1787 переехал в Пб., где и жил до смерти. Первый в России акад. в обл. полит. экономии и статистики (1804) и первый вице-през. Петерб. АН (1830). В 1784-87 учился в ун-тах Иены и Гейдельберга, преподавал историю и словесность в Петерб. кадетском корпусе. С самого начала своей деят-ности поставил своей целью изучение истории и экономики России, собрал большой мат-л и посвятил этим вопросам ценные труды. Ш. много сделал для популяризации науч. сведений о России за границей. Первой его работой был анонимный библ. указатель важнейшей лит-ры по рус. истории, географии и законодательству "Projet d’une bibliotheque..." (1789). Один их разделов этого труда представлял собой первый в России указатель библ. пособий. С целью ознакомления Зап. Европы с Россией Ш. в течение 8 лет издавал на нем. яз. ж. "Russland unter Alexander dem Ersten" (СПб.; Лейпциг, 1804-11), в к-ром поместил составл. совм. с Ф. П. Аделунгом "Систематич. обозрение литературы в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 год" (1808). Среди др. тр. Ш выделяются: "Historisch-statistische Gemaelde des russischen Reichs am Ende des 18 Jahrhunderts" (1797-1803. Т. 1-9), перевед. на фр. и англ. яз., и учебник по полит. экономии (на франц. яз. 1815. Т. 1-6), в к-ром мн. теоретич. положения иллюстрируются данными из рус. экон. жизни и резко критикуется крепостное право как гл. причина отсталости России.

Лит.: Некролог // Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1836. № 4; Здобнов Н. В. История рус. библиографии до нач. 20 века. М., 1955.

Шуб Эсф. Ил

ШУБ Эсф. Ил. (1894-1959) - режиссер, сценарист. Окончила Моск. Высш. жен. курсы. В 1919-21 работала в секретариате театр. отдела Нарком-проса. С 1922 - монтажер на ф-ке "Госкино". Из старой кинохроники смонтировала свой первый ф. "Падение династии Романовых" (1927), имевший широкий резонанс. Новаторский подход к использованию архивных киномат-лов позволил Ш. придать старым кинокадрам субъективный смысл. Контрастным сопоставлением эпизодов нар. жизни и жизни правящей верхушки Ш. доказывала закономерность рев. поворота событий. Тем же методом на основе архивных мат-лов были сделаны ф. "Великий путь" (1927) и "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928). Ш. открыла широкие возможности эмоц. воздействия кадров хроники, явилась основоположником нового направления в иск-ве кинодокументалистики - ист., т. н. "монтажных" фильмов: мысль реж. передавалась монтажным сопоставлением кадров, введением надписей, часто сатирич., комментирующих изображение и придающих ему новый идеологич. смысл, не заложенный при съемке. Принципы монтажа док. мат-ла, реж. приемы, открытые Ш. в 20-е гг., оказали заметное влияние на мир. док. кино, способствовали дальнейшему развитию направления ист. фильмов, осн. на старой хронике. В 30-е гг. Ш. делает фильмы на материале современности - "Сегодня" (1930), "КШЭ" ("Комсомол - шеф электрификации", 1932). В 1939, используя док. кадры, снятые Р. Л. Карменом и Б. К. Макасеевым во время гражд. войны в Испании, создала ф. "Испания" - патетич. повествование о борьбе и мужестве исп. народа. В 1943-53 работала на Центр. студии док. фильмов, позже на Бакинской студии. Среди ф.: "Москва строит метро" (1934), "Турция на подъеме" (1937), "По ту сторону Аракса" (1947) и др.

Лит.: Вайсфельд И. Э. Шуб - режиссер-документалист // Шуб Э. Крупным планом. М., 1959; Дробашенко С. Э. Шуб // Вопр. киноиск-ва. М., 1964. Вып. 8; Юткевич С. Волшебница монтажного стола // Шуб Э. Жизнь моя - кинематограф. М., 1972.

Шубин Сем. Петр.

ШУ́БИН Сем. Петр. (1908-38) - физик-теоретик, ученик И. Е. Тамма. В 1924 перевелся из Харьк. ин-та нар. образования на физ. отделение МГУ, в 1927-31 аспирант Л. И. Мандельштама. Приверженность Ш. социалистич. идеям, его активная деят-ность как комсомольца (придерживавшегося оппозиц. взглядов) привели в 1928 к исключению его из комсомола и ссылке на год в Ишим. Вернувшись, он окончил аспирантуру и был послан в Магнитогорск "для организации научной работы" на Урале. С 1932 - проф., зав. каф. теоретич. физики Уральского индустр. ин-та и нач. теоретич. группы Уральского физ.-техн. ин-та (Свердловск). Работал в обл. квантовой электродинамики, теории колебаний, статистич. механики; его работы по теории металлов высоко оценивались. В Свердловске за неск. лет Ш. сумел воспитать группу учеников, впоследствии развивших нек-рые его идеи. Арестован в 1937, по фальсифицир. обвинению приговорен к 8 годам, погиб в заключении.

Соч.: Избр. труды по теоретич. физике. Очерк жизни. Воспоминания. Статьи. Свердловск, 1991.

Шубин Федот Ив

ШУ́БИН Федот Ив. (1740-1805) - скульптор. Один из первых учеников АХ (1761-67), ученик Н. Жилле. Продолжал обучение в кач. пенсионера Акад. во Франции (1767-70, в Париже работал в мастерской Ж. Пигаля) и Италии (1770-72). Начав как мастер рококо и сближаясь в обл. портретной пластики с мастерами классицизма, выработал свою индивид. манеру, отразившую несомненное влияние идей и идеалов рус. просветительства. Один из крупнейших отеч. скульпторов. Осн. произв.: ранние портреты И. Шувалова, Ф. Голицина (оба - мрамор, 1771), А. Голицына (мрамор, 1775), неизвестного (мрамор, сер. 1770-х гг.), З. Чернышева (мрамор, 1774); декор. скульптура - статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-82), где Мраморный зал украшают его тондо с изображением жертвоприношений, ввиду неканоничности отклоненные служителями Исаакиев-ского собора, для к-рого они предназначались. В Троицком соборе Алек-сандро-Невской лавры (1786-89, арх. И. Старов) впервые в классицизме в интерьере храма он устанавливает круглую скульптуру (статуи апостолов на карнизе гл. нефа). Знаменитая статуя "Екатерина II - законодательница" была им выполнена для Таврич. дворца (1789-90. мрамор) по заказу кн. Г. Потемкина-Таврического, в дальнейшем Ш. ваял и его собственный портрет (мрамор, 1791). Поздними его работами являются бюсты М. Ломоносова (мрамор, 1792), А. Безбородко (мрамор, 1798?)

Ф. И. Шубин. Бюст М. В. Ломоносова

Ф. И. Шубин. Бюст М. В. Ломоносова

Шубников Ал. Вас.

ШУ́БНИКОВ Ал. Вас. (1887-1970) - физик-кристаллограф. Род. в Москве, окончил Моск. ун-т. Является признанным главой школы сов. кристаллографии и кристаллофизики, основатель и первый дир. (1944-64) Ин-та кристаллографии, основатель и ред. ж. "Кристаллография". Акад. АН СССР (1953). Осн. тр. посвящены теории симметрии, кристаллофизике, теории роста кристаллов; создал учение об антисимметрии, развил т. н. симметричный подход при иссл. кристаллов. Пьезоэлектричество кристаллов и текстур, сегнетоэлектрич. фазовые переходы, кристаллооптика, растровая оптика, групповые волны - развитие этих обл. физики связано с именем Ш. и его учеников.

Лит.: Шубникова Я. И., Шафрановский И. И., Успенский Д. Г. и др. А. В. Шубников. Л., 1984.

Шубников Лев Вас.

ШУ́БНИКОВ Лев Вас. (1901-37) физик, основоположник рос. физики низких температур. Окончил Ленингр. политехн. ин-т, после чего был командирован в Лейденскую криогенную лаб. в отделении проф. де Гааза, вместе с к-рым открыл явление изменения сопротивления при низких температурах в зависимости от магн. поля - эффект Ш. - де Гааза. Еще студентом Ш. разработал метод получения монокристаллов из расплава, известный как метод Обреимова - Ш., исследовал магн. свойства чистых сверхпроводников и сверхпроводящих сплавов, обнаружил существование "фаз Ш.", исследовал температурный ход теплоемкости при низких температурах, изучил особенности разрушения сверхпроводимости металлов и сплавов током. Арестован НКВД в Харькове в авг. 1937; по сфальсифицир. обвинению приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в окт. того же года.

Лит.: Л. В. Шубников: Избр. тр. Воспоминания. Киев, 1990.

Шуваловы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шугай

ШУГА́Й - (душегрейка, епанечка, соро-котрубка) - жен. короткая кофта с отрезной спинкой и сборами, с удлиненными рукавами и большим отложным воротником. Ш. шили из штофа или парчи, обязательно на подкладке, зимние Ш. подбивали куделью, мехом или ватой, летние были с большим круглым воротником. Ш. получили распространение гл. обр. на С. России в крестьянской, купеч. и городской среде, входили в состав жен. праздничного костюма. Носили Ш. поверх сарафана или с юбкой.

Шуйдин Мих. Ив

ШУЙДИ́Н Мих. Ив. (1922-83) - артист цирка, клоун. Участник Вел. Отеч. войны. Работал в клоунской гр. Карандаша. Среди ролей, сыгр. в цирке: Родригес ("Карнавал на Кубе"), полицейский ("Маленький Пьер"), дог-бульдог ("Трубка мира"), продавец ("Шипы и розы"). Начал работать совместно с Ю. Никулиным в гр. Карандаша. Дебютировали самостоятельно как дуэт в 1951. Взаимоотношения артистов на манеже построены на противоречии характеров их персонажей: флегматичному, вечно во всем сомневающемуся Никулину противостоял энергичный и деятельный Ш. Артисты успешно исполняли старинные буффонадные антре и совр. пародии, сатирич. сценки и развернутые пантомимы. Среди удачных работ Никулина и Ш.: "Насос", "Наболевший вопрос", "Веселые рыболовы", "Бревно" и др. Реж. большинства работ Никулина и Ш. был М. Местечкин. Выступали за рубежом: Англия, Швеция, Франция, Канада, США, Австралия, Япония, Бразилия, Бельгия, Греция.

Лит.: Ганешин К. Никулин и Шуйдин. М., 1967; Черненко И. Здравствуй, цирк! М., 1968; Дмитриев Ю. Знаменитые клоуны. Киев, 1989.

Шукшин Вас. Макар.

ШУКШИ́Н Вас. Макар. (1929-74) - писатель, реж., сценарист, актер. В 1960 окончил ВГИК (мастерская М. Ромма). Печататься и сниматься начал в 1959. В дипломной работе "Из Лебяжьего сообщают" был сценаристом, реж., исполнителем гл. роли. Реж. дебют Ш. "Живет такой парень" (1964) показал его своеобр. манеру - обаятельность и свежесть образов, юмор. В последующих авторских фильмах Ш. (он автор сценария и реж.) раскрываются нравств. искания современников, людей города и деревни, передаются бытовые подробности, с любовью рисуется образ талантливого человека из народа, размышляющего о смысле жизни, стремящегося найти свое место. Особенно это проявилось в ф. "Печки-лавочки" (1973) и "Калина красная" (1974), в к-рых Ш. был и исполнителем гл. роли. Те же черты характерны и для прозы Ш., к-рая тесно взаимодействует с его кинематографич. деят-ностью. Герои, сыгр. Ш. в двух десятках его фильмов и картинах др. реж., отличаются яркой индивидуальной манерой поведения, своеобразием речи. Лучшие из них - Федор-большой ("Два Федора", 1960), дир. комбината Черных ("У озера", 1971), крестьянин Расторгуев ("Печки-лавочки", 1972), Егор Прокудин ("Калина красная", 1974), солдат Лопахин ("Они сражались за Родину", 1975).

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1984-85.

Лит.: О Шукшине: Экран и жизнь / Ю. Тюрин. Кинематограф В. Шукшина. М., 1984.

В. М. Шукшин на съемках «Калины красной». 1973

В. М. Шукшин на съемках «Калины красной». 1973

Шульженко Кл. Ив

ШУЛЬЖЕ́НКО Кл. Ив. (1906-84) - эстрадная певица. Начала выступления в 1929 на Ленингр. эстраде. В 1938-39 - солистка джаз-оркестров Я. Скоморовского и А. Семенова. В 1939-43 возглавляла Ленингр. эстрадный ансамбль (совм. с В. Коралли). С 1943 работала в Москве. Всенародное признание принесли ей песни "Синий платочек" Г. Петербургского, "Руки" И. Жака, "Давай закурим" М. Табачникова и др. Исполнению Ш. присущи глубокий лиризм, тонкая задушевность и выразительная драматургия каждого номера. Нар. артистка СССР (1971).

Шумский Як. Дан

ШУ́МСКИЙ Як. Дан. (? - 1812) - один из первых актеров рос. профессион. т-ра. Играл в ярославском т-ре Ф. Г. Волкова, с к-рым приехал в 1751 в Пб. С 1752 в придворной труппе на амплуа комического слуги. Отличался стихийным комизмом и близостью к традициям т-ра "охочих комедиантов". По мнению современников, "был необыкновенный актер на роли слуг, молодых повес и весельчаков из простого звания". Среди ролей: слуга ("Игрок" Ж.-Ф. Реньяра), Созий ("Амфитрион" Мольера), Василий ("Мот, любовью исправленный" В. И. Лукина). С огромным успехом исполнил роль Еремеевны в первой постановке "Недоросля" Д. И. Фонвизина (1782). П. А. Вяземский считал, что сама пьеса написана под большим влиянием актер. творчества Ш. Покинул сцену в 1785.

Шухаев Вас. Ив

ШУХА́ЕВ Вас. Ив. (1887-1973) - живописец (станковист, монументалист, худож. т-ра), график, педагог; засл. деят. Груз. ССР, учился в Центр. Строгановском уч-ще техн. рисования (1897-1905), Высш. худ. уч-ще АХ (1906-12), пенсионер АХ в Италии (1913-14), чл. об-в "Мир иск-ва" (1917), "Цех святого Луки" (1917), участник выставок "Мира иск-ва" (1918, 1921, 1927). Первые произв. Ш. создает совм. с А. Е. Яковлевым ("Автопортреты. Арлекин и Пьеро", 1914 и др.). В 1910-20-х гг. испытывает влияние неоклассицизма, примитивизма, создает ряд психол. тонких портретов (Л. М. Рейснер, 1915 и др.). Портрет - ведущий жанр в творчестве Ш. На протяжении 1910-50-х гг. создает первоклассные портреты в карандаше, сангине и др. графич. техниках (портреты офицеров 4-го Гусарского полка, 1913-14; М. Горький, 1915-17; С. Т. Рихтер, 1951; П. Л. Капица, 1960 и т. д.). Оформление театр. постановок в драм. и оперных т-рах страны отличают фантазия и изобретательность построения сце-нич. пространства, графич. и живописных трактовок решений ("Каменный гость" А. С. Пушкина, 1935 и др.). Преподавал на Жен. курсах высш. архит знаний Е. Ф. Багаевой (1915-16), в Новой худож. мастерской (1915-17), Центр. уч-ще техн. рисования барона А. Л. Штиглица (1917-18), Петрогр. свободных худож. уч. мастерских (1918-20), собств. школе живописи в Париже (1922-30), Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры, Ин-те повышения квалификации архитекторов (1935-37), Тбилисской АХ (1947-73). Подвергался репрессиям (Магадан, 1937-47).

Лит.: А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев: Каталог выст.: К 100-летию со дня рождения / Авт. вступ. ст. В. П. Князева. Л., 1988.

Шушерин Як. Ем

ШУШЕ́РИН Як. Ем. (1753-1813) - драм. актер. Начинает выступать в Москве, с 1800 - на петерб. сцене. Играя в классицистских трагедиях, следовал "офреновской" школе и одним из первых переносил в трагед. жанр черты характерности. Успеха добился в "Мещанской драме". Соединял в своей игре рациональность и эмоциональность. Среди ролей: Белозерский ("Дмитрий Донской" В. А. Озерова), Ярб ("Дидона" Я. Б. Княжнина), Любим ("Отец семейства" Н. Н. Сандунова), Каури ("Попугай" А. Коцебу), Беверлей ("Беверлей" Б. Ж. Сорена). Личность и окружение Ш. описаны О. Т. Аксаковым в кн. "Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости".

Шушун

ШУШУ́Н - старинная жен. одежда, косоклинный глухой сарафан. К переду и спинке пришивались боковые скошенные полотнища, или клинья. Зимние Ш. шили из шерстяной домотканины красного или синего цвета, летние - из набивного белого или синего холста. В 19 в. Ш. сохранился на терр. Псков. и Новгород. губ. и на С.-В., в р-нах новгородского влияния.

Шхонебек Адриан

ШХОНЕБЕ́К (Схонебек) Адриан (1661-1705) - голл. гравер. Первый мастер гравюры, приглашенный царем Петром I в Россию (работал здесь в 1698-1705). Мастер офорта. Учился в Амстердаме (1676-79) у Р. де Хоге. Работал в Гравировальной мастерской Оружейной палаты в Москве. Позднебарочная манера Ш. с ее пышностью, патетикой, стремительностью движений соответствовала бурной эпохе Петра Великого. Среди произв. Ш. - гравюры "Аллегория победы над турками" (1689), "Осада Азова в 1696 г." (1699-1700), "Осада крепости Шлюс-сельбург" (1703), "Фейерверк 1 янв. 1704" (1704), "Статуя Паллады" (1704); портреты гр. Б. Шереметева (1702?), царя Петра I (1703-05). Изготовлял карты (карта устья Сев. Двины, 1791). Учитель рус. гравера А. Зубова.

Предыдущая страница Следующая страница