Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШИР"-"ШОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШИР"-"ШОЛ")

Ширяев Ал-др Викт.

ШИРЯ́ЕВ Ал-др Викт. (1867-1941) - артист балета и педагог, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще (ПТУ) в 1885 (ученик П. Карсавина, П. Гердта). В 1885-1905 артист Мариинского т-ра, с 1901 второй балетмейстер. Среди его ролей: Фея Карабос ("Спящая красавица"), Абдерахман ("Раймонда"), Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Шут ("Щелкунчик"), характерные танцы в балетах и операх. Поставил бал. "На перепутье" (комп. И. Армсгейнер, 1904), возобновил спектакли М. Петипа: "Наяда и рыбак", "Гарлемский тюльпан", "Коппелия". В 1909-17 работал за границей. Гл. призванием Ш. было преподавание характерного танца, он был педагогом ПТУ / Ленингр. хореогр. уч-ща в 1891-1909, 1918-41. Здесь у него учились А. Монахов, Б. Романов, А. Чекрыгин, Н. Анисимова и др. Созданная Ш. впервые в мире методика преподавания вошла в первый учебник такого плана "Основы характерного танца" (1939), написанный им совм. с его учениками А. Бочаровым и А. Лопуховым.

Шитьё

ШИТЬЁ - 1) Операция при изготовлении одежды и обуви - соединение частей тканей или кожи посредством иглы и нитки. В традиционной крестьянской семье каждая женщина шила для себя и своей семьи. Со временем изготовлением верхней и праздничной одежды стали заниматься портные, к-рые ходили по деревням. С 13-15 лет девушка должна была шить себе одежду и готовить приданое. На С. России крестьяне считали, что если девушка не умела шить, то это могло отрицательно повлиять на ее судьбу. Шили наряды осенью и зимой, в светлое время дня. Когда приданное в основном было готово, девушку можно было сватать. В приданое готовилась одежда на всю жизнь. Ш. одежды, ее накопление на оставшуюся жизнь происходило именно в этот отрезок жизни, когда человек приближался к ее вершине, к периоду макс. жизненной силы. Одежда, сшитая в это время, несла в себе эту жизненную силу, а наличие полного комплекта одежды (до старости) давало ее владельцу гарантии полной жизни. Шили одежду вручную. Считалось, что в одежде, к-рую шьют, прячется лукавый. Поэтому, перед тем как надеть новую одежду, из нее разными способами выгоняли нечистую силу. Обрядовую одежду, напр. подвенечную рубаху, шили исключительно в святые (праздничные дни) - "кроили 4 вечера благовещенских, шили 3 вечера рождественских, вышивали по заутреням христовым (на Пасху), дошивали по обедням петровским". Здесь девушки уподоблялись колдуньям, а сшитое изделие (рубаха) становилась оберегом.

2) Вид декор.-прикладного иск-ва, в Др. Руси так называли все разновидности вышивки. В наст. время под этим термином подразумевают ср.-век., европ. и рус. вышивку, исполненную зол., серебр., шелк. нитями, иногда с жемчугом и драгоц. камнями (пелены, церк. облачение, праздничная одежда и пр.). Ш. может быть как чисто декоративным, орнаментальным, так и фигуративным, тогда оно называется в Др. Руси лицевым Ш. Зол. Ш. известно с древности, наиб. расцвета достигло в Моск. Руси. Известны промыслы в Каргополе, Торопце, Ниж. Новгороде, Торжке. Основа - обычно бархат, сукно, шелк. Зол. И серебр. нити накладывают на поверхность мат-ла и закрепляют. Традиции др.-рус. Ш. используются в совр. украшении скатертей, портьер, наволочек диванных подушек растит. и геом. орнаментами, мотивы к-рых идут еще из средневековья. Ш. также наз. полосы белой хлопчатобум. ткани с машинной ажурной вышивкой (узор из круглых отверстий, обшитых т. н. "валиком").

Епитрахиль. Шитье. Бархат, жемчуг, драгоценные камни. 17 в.

Епитрахиль. Шитье. Бархат, жемчуг, драгоценные камни. 17 в.

Шифман Ил. Шолеймович

ШИ́ФМАН Ил. Шолеймович (1930-90) - историк Др. Востока. Окончил ист. ф-т Ленингр. ун-та. В 1961-90 - науч. сотр. Ленингр. отделения Ин-та востоковедения АН СССР. Д-р ист. наук (1972). Издал ок. 150 работ по истории стран Др. Востока: Угарита, Финикии, Палестины, Др. Сирии, Др. Аравии. Инициатор нового науч. перевода Ветхого Завета с др.-евр. на рус. яз. Один из организаторов и первый пред. Ленингр. об-ва евр. культуры (1989-90).

Соч.: Возникновение Карфагенской державы. М.; Л., 1963; финикийский язык. М., 1963; Финикийские мореходы. М., 1965; Набатейское гос-во и его культура. М., 1976; Сирийское об-во эпохи принципата (1-3 вв. н. э.). М., 1977; Угаритское об-во 14-13 вв. до н. э. М., 1982; Культура Др. Угарита (14-13 вв. до н. э.). М., 1987; Ветхий Завет и его мир: Ветхий Завет как памятник лит-ры и обществ, мысли древ. Передней Азии. М., 1987.

Шифнер Ант. Ант.

ШИ́ФНЕР Ант. Ант. (1817-29) - тибетолог, монголист и индолог. Продолжил работы Я. И. Шмидта по изучению грамматики тибетского яз. Ему принадлежит ряд статей, в к-рых сделана попытка объяснить отд. факты тибетской морфологии и фонетики с позиций совр. ему общего яз.-знания. Описал функции нек-рых тибетских частиц как грамма-тич. формантов. Большое внимание уделял изучению тибетского буддийского канона - Канджура (сутр) и Танджура (коммент. к сутрам). Исследовал индийские лит. сюжеты, использов. в сутрах, проанализировал их бытование на тибетской почве, их тибетскую интерпретацию и обработку. Опубликованный в Лондоне в 1882 и переизданный в 1906 сб. тибетских рассказов, происходящих из индийских буддийских источников, получил высокую оценку зап. ученых и не утратил науч. ценности до наших дней. Подготовил обзор соч. по буддийской логике, медицине и грамматике, входящих в состав Танджура, обратив особое внимание на вклад тибетских авторов в этот раздел канона. Для изучения особенно важное значение имел отпечатанный им с досок, привезенных из Забайкалья, санскритско-тибетско-монгольский словарь. Занимался историей распространения буддизма и в 1869 издал перевод на нем. язык "Истории буддизма в Индии" тибетского автора 16-17 вв. Таранатхи. Одноврем. был издан и рус. пер. этого пам., подготовленный др. рус. тибетологом В. П. Васильевым. Вел большую организационную работу в АН, помогал издавать лингв. материалы эксп. Заруб. ученых, организованных РГО.

Шишак

ШИША́К - защитный головной убор в составе воинского доспеха. Термин заимствован из венгерского или турецкого яз. В отеч. памятниках письменности впервые упоминается в сер. 14 в. ("чечак золот с камением") как воен. головной убор, шлем куполовидной формы с округлым выступом на макушке. В 16 в. это полусферическая, реже пирамидальная каска с назатыльником, наушами, козырьком и пропущенной сквозь него носовой стрелкой, на макушке - небольшой выступ. В отделке нек-рых Ш. употреблялось серебро, тулья покрывалась штриховым орнаментом, а макушка - растительными завитками. По высоте Ш. был в два раза ниже шлема со шпилем и надежно защищал голову всадника, особенно от поперечных ударов сабли в ближнем бою. Прототипами Ш. были нек-рые сходные защитные головные покрытия Др. Руси 12-13 вв.; как солдатская принадлежность Ш. использовался вплоть до кон. 17 в.

Лит.: Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси 13-15 вв. Л., 1976.

Шишкин Ив. Ив

ШИ́ШКИН Ив. Ив. (1832-98) - живописец, пейзажист, гравер-аквафортист. Род. в Елабуге, в семье купца. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. После его окончания в 1857 поступил в АХ, где занимался под рук-вом проф. С. М. Воробьева. В 1860 получил Большую зол. медаль за два вида местности Куокко, на Валааме. В 1861 как пенсионер АХ был отправлен в Мюнхен, посещал мастерские нем. художников. В Цюрихе Ш. работал над изображением животных с натуры. За картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" был удостоен в России звания акад. В 1866 вернулся в СПб., выставлял свои работы в АХ и Т-ве передвижных худож. выставок (ТПХВ). Являлся чл.-учредителем ТПХВ. В 1873 за картину "Лесная глушь" получил звание проф. С 1892 руководил уч. пейзажной мастерской АХ. К пейзажной живописи Ш. обратился еще в ученич. годы. Осн. темой его творчества стала рус. природа. Ранним работам свойственны излишняя детализация, увлечение описательностью. Чрезмерная реалистичность изображения иногда заслоняет общее настроение, создавая впечатление этюда ("Рубка леса", 1867). Но на более поздних полотнах пейзаж уже приобретает целостность, худож. завершенность, передает поэтич. облик рус. природы ("Среди долины ровныя", 1883). Современники отмечали, что среди рус. пейзажистов Ш. является одним из сильнейших рисовальщиков, но находили недостатки в колорите. Демократичность и нар. характер сближает творчество Ш. с иск-вом передвижников.

Лит.: Иван Иванович Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1984.

И. И. Шишкин. Охотник на болоте

И. И. Шишкин. Охотник на болоте

Шишков Ал-др Ардалионович

ШИШКО́В Ал-др Ардалионович (1799-1832) - поэт, переводчик, прозаик. Из дворян, племянник А. С. Шишкова. Получил домашнее образование. С 1815 на воен. службе, в 1818-19 участвовал в боевых действиях на Кавказе, в 1826 арестован по подозрению в причастности к тайным об-вам, в 1827 - за антиправительст. стихи ("Когда мятежные народы...", "К Ротчеву"). В 1829 предан суду за дисциплинарные проступки и в 1830 уволен от службы. В офицерском кругу Ш. имел репутацию кутилы и бретера. По лит.-общест. позиции близок к декабристам и раннему А. С. Пушкину, с к-рым сдружился еще в 1810-е гг. (Пушкин посвятил ему послание "Шалун, увенчанный Эрато и Венерой", 1816.) Ранние стихотв. Ш. (послания, любовную лирику и пр.) объединил сб. "Восточная лютня" (1824). Под влиянием "Кавказского пленника" Пушкина обратился к жанру байронической поэмы на экзотическом материале ("Дагестанская узница" и др.). В сб. "Опыты" (1828) выделяется связанная с декабристской традицией гражд. лирика. Увлечение Ш. нем. лит-рой (И. В. Гете, Ф. Шиллер, З. Вернер, Л. Тик и др.) отразил сб. "Избранный нем. театр" (1831. Т. 4). Автор незавершенного ром. "Кетеван, или Грузия в 1812 году" (1832).

Шишков Ал-др Сем

ШИШКО́В Ал-др Сем. (1754-1841) - гос. деятель, писатель, филолог. Род. в дворян. семье. В 1771 окончил Моск. кадетский корпус, одно время преподавал там, занимался пер. мор. лит-ры и изящной словесности (в частности, перевел "Детскую б-ку" И. Г. Кампе, 1788), написал пьесу "Невольничество" (1780). В 1796 Ш. становится чл. Рос. академии, а в 1798 получает чин вице-адм. Из-за недовольства либеральными реформами Александра I он в нач. 19 в. отходит от дел и сосредоточивается на филол. занятиях, смысл к-рых состоял в борьбе с языковой реформой Н. М. Карамзина. Карамзинский "новый слог", приближающий письменную речь к разг. и отрицающий теорию "трех штилей" М. В. Ломоносова, сопоставлялся Ш. с лозунгом равенства людей и рассматривался им как своеобразное лит. якобинство. Он видел в церк.-слав. и рус. языках не два, а один язык, считая при этом, что церк.-слав. сохранил в наиб. чистоте образные формы идеального первоязыка. Поэтому для обогащения рус. языка Ш. предлагал обращаться к церк.-слав. Заимствования же из иностр. языков, в частности из франц., вредны, т. к. прививают чуждые рус. народу рев. понятия. Свои воззрения Ш. изложил в "Рассуждении о старом и новом слоге российского языка" (1804), "О красноречии Св. Писания" (1810). Они создали Ш. репутацию реакционного "гасильника и старовера" и привели к ожесточенной борьбе архаистов (сторонников Ш.) и новаторов (сторонников Карамзина). В 1811 для распространения своих идей и объединения лит. единомышленников Ш. создает "Беседу любителей рус. слова". В 1812 Ш. назначен гос. секр. (наместо М. М. Сперанского). Автор патриотич. приказов и рескриптов, производивших глубокое впечатление на рус. об-во. В 1813 Ш. назначен през. Рос. академии, в 1824-28 - мин. просвещения. В своей обществ. деят-ности Ш. проявил себя человеком резко консервативных убеждений. Филол. занятия продолжал до смерти, но они не имели в 1820-30-х гг. ни науч., ни общест. значения. Писал также стихи и повествоват. прозу ("Собрание детских повестей", 1806).

Шишков Вяч. Як

ШИШКО́В Вяч. Як. (1873-1945) - прозаик. Род. в Бежецке Тверской губ., в купеч. семье. Окончил Вышневолоцкое техн. уч-ще (1891). Уехал на работу в Томский округ путей сообщения (кон. 1894). С 1900 мн. ездит с эксп. по изучению Иртыша, Оби, Бии, Катуни, Енисея, Лены, Нижн. Тунгуски (позднее она станет прообразом Угрюм-реки). Лит. дебют Ш. - сказка "Кедр" (1908), напис. к 25-летию пед. деят-ности П. М. Вяткина. В последующие годы появляются очерки и рассказы: "На Лене", "Зло - счастье", "Однажды вечером", "Собачья жизнь" и др. (жизнь и быт тунгусов и др. небольших народностей). В авг. 1915 Ш. переезжает в Пг. В рассказах 1910-х гг. появляются характеры сильных, волевых покорителей и преобразователей сибирской природы. Первый сб. - "Сибирский сказ" (1916). В том же году в "Летописи" Горький напечатал пов. Ш. "Тайга"; в ней дана безрадостная картина кондовой деревенской жизни, разрешения ее устоев, развития противоречий между богатыми и бедными. Ш. не прошел и мимо событий 1-й мир. войны: рассказы "Сибирский дед", "Варинсон" (1915), "Стуколка" (1917) и др. После Октября - разнообр. по жанрам и тематике очерки, статьи, рассказы; нач. 1920-х гг.: лирич. рассказы "Свежий ветер", "Журавли" (оба - 1924); "Ватага" (1923), где партиз. движение представлено как кровавое бандитское действие, "Пейпус-озеро" (1924) - о судьбах солдат и офицеров разбитой армии Н. Н. Юденича, бежавших в Эстонию; "Странники" (1930) - о беспризорниках, развенчание романтики "блатной" жизни. В 1927 написаны большая часть ром. "Угрюм-река" ("...вещь, ради к-рой я родился"), воспоминания о Горьком, очерки. Ром. "Угрюм-река" (1933), к-рый писался 12 лет и вобрал в себя весь жизн. и лит. опыт Ш., населен персонажами из разных слоев об-ва, представляет бытовую и психол. панораму дорев. Сибири. О Вел. Отеч. войне написаны рассказы "Гордая фамилия", "Гость из Сибири", новые "шутейские" рассказы и др. Последнее произв. Ш. - незавершенный роман "Пугачев" (1938-45).

В. Я. Шишков

В. Я. Шишков

Шишмарёв Вл. Фед

ШИШМАШВ Вл. Фед. (1875-1957) - филолог, создатель отеч. школы романистики, акад. АН СССР (1946). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та по отд-нию романо-герм. филологии (1897). Ближайший ученик А. Н. Веселовского, был оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию. В течение двух лет учился за границей у крупнейших романистов того времени (Г. Парис, А. Тома, К. Шабано - Париж, В. Райн и Э. Пароди - Флоренция). Круг интересов и методы науч. анализа Ш. формировались под влиянием рус школы сравнит. лит.-ведения и зап.-европ. лингвистики 2-й пол. 19 в., но учитывали практич. задачи преподавания иностр. яз. и лит-р в рус. высшей школе. Сам Ш. преподавал историю лит-р и роман. яз. на Высших жен. (Бестужевских) курсах в Пб. С 1900 до кон. дней (57 лет) его преподават. деят-ность была связана с Петерб. ун-том. Здесь он с 1935 возглавлял кафедру романо-нем., а с 1948 - роман. филологии. В 1930-50-е гг. занимал руководящие должности в акад. ин-тах Ленинграда и Москвы. Доктор honoris causa ун-та в Монпелье (1946), лауреат Ленинской премии (1957). Первые науч. работы Ш. посвящены вопросам ист. поэтики; магист. дисс. (1911) - франц. и прованс. лирике позднего средневековья, докт. (1915) - франц. поэту 16 в. К. Маро. Автор трудов по лит-ре франц. и итал. Возрождения, переводов с итал. Опубликовал ряд поэтич. пам. на старо-франц. и прованс. яз., в т. ч. произв. франц. поэта 14 в. Г. Машо (1909) - изд. удостоено премии Франц. АН. Ценнейшим пособием на рус. яз. является "Книга для чтения по истории франц. языка" (1955), включающая тексты 9-15 вв., и "Словарь" к ней. С 1930-х гг. в наследии Ш. преобладают работы общефилол. и лингв. характера, возрастает интерес к живым языкам. Особая тема занятий Ш. - история роман. колоний в России; он открыл и впервые описал итал. диалекты в Крыму. Оказал существенное влияние также на выработку теоретич. основ молд. яз.-знания.

Соч.: Очерки по истории языков Испании. М.; Л., 1941; статьи: Франц. лит-ра. М.; Л., 1965; Избр. статьи: История итал. лит-ры и итал. языка. Л., 1972; Романские поселения на Юге России. Л., 1975.

Лит.: В. Ф. Шишмарев. М., 1957. (Материалы к библиографии ученых СССР. Сер. лит. и яз. Вып. 2); Рукописное наследие В. Ф. Шишмаре-ва в Архиве АН СССР / Сост. М. А. Бородина и Б. А. Малькевич. М.; Л., 1965. (Тр. Архива АН СССР; Вып. 21).

Шкапская Мария Мих.

ШКА́ПСКАЯ (урожд. Андреевская) Мария Мих. (1891-1952) - поэт, журналист. Род. в Пб., окончила филол. ф-т Тулузского ун-та. С 1910 публиковала в газетах стихи и сказки. Первый поэтич. сб. Ш. "Mater Dolorosa" (1920) привлек внимание критики. За ним последовали сб. "Час вечерний" (1921), "Барабан старого господина" (1922), "Кровь-руда" (1922), "Книга о Лукавом Сеятеле" (1923), "Земные ремесла" (1925). Поэтич. манере Ш. присуще сочетание натурализма с психологизмом, отсутствие разбивки текста на строки. Осн. тема ее стихов - переживание женщины в период беременности и уничтожения плода. Особняком в творчестве Ш. стоит поэма "Явь" (1922) - о зверствах гражд. войны, выдержанная в экспрессионист. манере. Со 2-й пол. 20-х г. Ш. перешла на журналист. работу и стала одним из ведущих очеркистов.

Шкваркин Вас. Вас.

ШКВА́РКИН Вас. Вас. (1894-1967) - драматург. До Окт. рев-ции - вольноопределяющийся уланского полка, перешедший на сторону Кр. армии, затем - служащий разл. сов. учреждений. Первая пьеса Ш. "Предательство Дегаева" (1925) удостоена премии на конкурсе ист. драматургии. Ш. писал обозрения, водевили, драмы. Наиб. показательна комедия "Год-горн" (1926); именно благодаря этому жанру Ш. занимает свое место в истории сов. сатиры 20-х гг. В его произв. лирич. взгляд на жизнь сочетается с обличением обывателя, старорежимных и новообразованных традиций, бюрократизма. Лучшая пьеса Ш. - "Чужой ребенок" (1933). Пьесы Ш. привлекательны острой интригой, стремительным развитием действия, в к-ром соединяются фарсовые и лирич. сцены. Среди др. пьес Ш.: "Вокруг света на самом себе" (1927), "Вредный элемент" (1927), "Шулер" (1929), "Простая девушка" (1936), "Весенний смотр" (1937), "Страшный суд" (1939), "Мирные люди" (1945) и др. Произв. Ш. широко ставились на сценах сов. т-ров и за рубежом.

Шкловский Викт. Бор.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Школа математических и навигацких наук

ШКО́ЛА МАТЕМАТИ́ЧЕСКИХ И НАВИГА́ЦКИХ НАУ́К - уч. заведение, осн. Петром I в 1701 в Москве для подготовки специалистов воен., мор., судостроит. дела, геодезистов и др., необходимых в армии и флоте. Располагалась в Сухаревой, или Сретенской, башне (не сохранилась). В здании находились небольшая обсерватория и токарная мастерская, в к-рой любил работать Петр I. Для обучения принимались подростки и юноши от 12 до 17 лет, иногда и 20 лет, всех сословий, за искл. крепостных крестьян. Обучение состояло из трех ступеней ("школ"). Первая - "российская школа", где обучали чтению, письму и основам грамматики, в ср. ступени ("арифметич. школа") обучали арифметике, геометрии и тригонометрии; в старших спец. классах обучали географии, астрономии, геодезии, ученики участвовали в театр. спектаклях. Большинство учащихся, гл. обр. недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, после чего их направляли на подсобные работы во флот, писарями и др. Учащиеся выс. классов проходили обязат. практику на мор. кораблях, судостроит. верфях, стр-ве дорог. Преподавание вели приглашенные из Англии С. Гвин, Р. Грейс и проф. Абердинского ун-та А. Фарварсон - математик, астроном, геодезист, автор неск. учебников; Л. Магницкий, автор учебника "Арифметика, сиречь наука числительная" (1703), к-рый более полувека был одним из наиб. используемых учебников светской школы. В 1703 школа насчитывала ок. 300 учеников. В 1715 спец. классы были переведены в Пб. и на их основе создана Морская академия (ныне Высшее воен.-мор. ордена Ленина Краснознам. уч-ще им. М. В. Фрунзе). Первые ступени остались в Москве в качестве приготовительных к Морской академии. Просуществовали до сер. 18 в. В качестве отделений Ш. М. И. Н. Н. в нек-рых городах были открыты адмиралтейские школы. Ш. М. И. Н. Н. закончили адмиралы Н. Головин, В. Чичагов, геодезисты И. Кирилов, М. Гвоздев, И. Евреинов, Ф. Лужин.

Школы грамоты

ШКО́ЛЫ ГРА́МОТЫ - в дорев. России нач. школы низш. типа. Возникновение их относится к 14 в., создавались, как правило, частными лицами: учитель (мастер грамоты) за небольшую плату обучал группу детей. В 19 в. школы находились в ведении разл. ведомств. С 1891 они передаются в ведение правосл. церкви. Обучение ограничивалось начатками грамоты: рус. и слав, чтением, письмом, осн. правилами арифметики, церк. пением. Срок обучения 1-2 года. Учителями были преим. священники, дьяконы, дьячки.

Школы русские географические

ШКО́ЛЫ РУ́ССКИЕ ГЕОГРАФИ́ЧЕСКИЕ - науч. направления, созданные крупнейшими учеными: П. П. Семеновым-Тян-Шанским, Р. Д. Рулье, Д. Н. Анучиным, В. В. Докучаевым, А. Н. Воейковым. В сов. время возникли следующие геогр. школы: физико-геогр. Л. С. Берга - А. А. Борзова, географо-геохим. В. Н. Вернадского - Б. Б. Полынова, географо-гидролог. В. Г. Глушкова - С. Д. Муравейского, океанологич. Ю. М. Шокальского - Н. Н. Зубова, геогр. - В. Н. Сукачева, экономико-геогр. Н. Н. Баранского - Н. Н. Колосовского.

Шлем

ШЛЕМ - защитный головной убор в составе воинского доспеха. Назв. заимствовано из церк.-слав. "Шльмъ", исконнорус. - "Шелом". Первые свидетельства о Ш. относятся к эпохе бронзы - долины Евфрата, Египта, Греции. Кожаные и металлические Ш. получили распространение у скифов Сев. Причерноморья. В Др. Руси Ш. - непременный атрибут дружинной культуры, важная часть воен. снаряжения. Одна из древнейших европ. находок - ср.-век. Ш. конической формы - происходит из Гнездова под Смоленском и датируется 10 в. Однако на Руси большую популярность получила сфероконичесая форма Ш., лучше предохраняющая голову от прямого сабельного удара. Такой Ш. склепан из 4-х частей, увенчан втулкой для султана, покрыт позолоченной медной или бронзовой обтяжкой, иногда имел бармицу. О сверкающем золотом Ш. нередко упоминается в пам. др.-рус. лит-ры: "Камо тур поскочаше, своим златым шеломом посвечивая, тамо лежать поганыя головы половецкыя" ("Слово о полку Игореве"). Такие Ш. использовались до сер. 16 в. Их заменила др. форма боевого наголовья - шишак. Ш. как атрибуту княжеско-боярской верхушки Др. Руси 10 в. придавалось важное значение в языческом погребальном обряде.

Шлем русского воина. 14 в.

Шлем русского воина. 14 в.

Шлёцер Август Людвиг

ШЛЁЦЕР Август Людвиг (1735-1809) - историк, статистик, филолог. Происходил из семьи нем. пастора. Образование получил в Виттенбергском и Геттингенском ун-тах. Сильное влияние на Ш. оказал И. Д. Михаэлис, выдающийся специалист в обл. критики библейских текстов. Ш. стал готовиться к науч. поездке на Бл. Восток. Чтобы заработать средства, необходимые для путешествия, Ш. в 1755-58 работал в Швеции. В 1761 по приглашению Г. Ф. Миллера приехал в Россию. В 1762 стал адъюнктом, а в 1765 проф. рус. истории в АН. Изучил рус. яз. и даже составил грамматику рус. яз. (изд. в 1903 С. К. Буличем). В 1767 уехал в Германию, где до конца жизни был проф. Геттингенского ун-та. Гл. тема иссл. Ш. в области рус. истории - изучение "Повести временных лет". В 1768 на нем. языке издал "Опыт изучения рус. летописи", а в 1802-09 4-томный труд "Нестор. Рус. летописи на древнеслав. языке...", позднее переведенный и изданный в России. На основе изучения 12 опубликованных и 9 неизданных списков Ш. провел анализ текста "Повести временных лет", сделав попытку установить первонач. текст, очистить его от позднейших искажений. Источниковедческие приемы Ш. были крупным шагом вперед.

Ш. опубликовал ряд ценных источников по истории России: "Русскую правду" по Академич. списку, первый том Никоновской летописи и др. Ш. известен также трудами по истории России 18 в., по всеобщей истории и статистике.

Лит.: Шлецер А. Л. Нестор. Рус. летописи на др.-слав. языке. Ч. 1-3. СПб., 1809-19; Иконников В. С. Август Людвиг Шлецер. Киев, 1911; Черепнин Л. В. Отеч. историки 18-19 вв. М., 1984.

Шлиман Генрих

ШЛИ́МАН Генрих (1822-20) - сын бедного нем. пастора, впоследствии стал крупным коммерсантом, долгое время жил в России, вначале как агент голл. торг. дома, а затем вел самостоят. торговлю, был купцом 1-й гильдии. Приобретя значит. состояние в России и США, Ш. использовал его для финансирования археол. иссл. В 1870 начал раскопки на холме Гиссарлык (сев.-зап. побережье М. Азии), где были обнаружены остатки древней Трои. Работа, начатая Ш., была завершена его сотр. В. Дерпфельдом, к-рый определил слои, относящиеся к Трое Гомера. В 1874 Ш. начал раскопки на терр. Балканской Греции, в древних Микенах, где были раскопаны т. н. шахтовые гробницы 17-16 вв. до н. э. Ценный археол. мат-л был получен также в Тиринфе и Орхомене. Несмотря на то, что раскопки Ш. велись зачастую непрофессионально, с большими издержками, его открытия имеют большое значение. Ш. впервые доказал, что греч. легенды и мифы имеют под собой реальное ист. основание; ему удалось пролить свет на древнейший период греч. истории (3-2 тысячелетие до н. э.).

Шлиссельбург

ШЛИССЕЛЬБУ́РГ - город в истоке р. Невы. Расположен на ее лев. берегу. Посреди реки - Ореховый о-в с крепостью "Орешек", основанной новгородцами в 1323 и построенной в камне в 1352. Неоднократно совершенствовалась, в кон. 15 - нач. 16 в. полностью перестроена, имела 10 башен, внутр. канал с гаванью и цитадель. После 8-месячной осады сдалась шведам в мае 1612, переименована в Нотебург (перевод названия). 11 октября 1702 после 10-дневной непрерывной бомбардировки взята штурмом рус. войсками под командованием Б. П. Шереметева; Петр I, участвовавший в осаде как "бомбардирский капитан", переименовал крепость в Ш. Название - первое в ряду германо-язычных топонимов отвоеванной в ходе Сев. войны территории Ингерманландии - переводится "Ключ-город" и аллегорически указывает на врата в Европу, открываемые этим ключом. Этими вратами - городом-крепостью в устье Невы - спустя 7 мес. станет СПб., названный именем привратника Рая. (Поэтому название "Ш." свидетельствует, что, давая его, царь предполагал имя "Санкт-Петербург".) По чертежу Петра I построены новые укрепления; работы велись до 1765.

Крепость, начиная с петровского времени, была секретной государевой тюрьмой. Ее узниками были первая жена Петра I Евдокия и низложенный император Иван VI Антонович, содержавшийся в качестве "безымянного колодника" с 1756, убитый здесь стражниками при попытке освобождения в 1764 и похороненный на терр. крепости. В дальнейшем в крепости были заточены Н. И. Новиков, декабристы Н. А. и М. А. Бестужевы, Н. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер и др. В 1884-1904 в Новой тюрьме отбывали заключение народовольцы В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, Г. А. Лопатин и др.; крепость была одним из мест исполнения смертных приговоров (здесь казнен, в частности, А. И. Ульянов). После Февр. рев-ции 1917, освободившей последних узников, тюремные здания сожгли, в 1928 в крепости организовали филиал Музея Окт. рев-ции, существовавший до 1939; в 1960-х гг. создан филиал Музея истории СПб.

Во время блокады Ленинграда лев. берег Невы был занят нем. войсками, в крепости находилось 300 сов. моряков, удерживавших ее с сент. 1941 по янв. 1943, когда в районе Ш. блокада была прорвана. В 1944 Ш. переименован в Петрокрепость, историч. название возвращено в 1992.

В городе находятся устья Ладожских обводных каналов, образующих несколько о-вов. Во время военных действий город был сильно разрушен. Сохранились гранитный 4-камерный шлюз (1836), мост на гранитных колонах (1832), Гостиный двор, Благовещенский собор с колокольней, Никольская ц. в стиле классицизма.

Шлютер Андреас

ШЛЮ́ТЕР Андреас (1659-1714) - нем. скульптор и архитектор в Берлине (1694-1713). 1 мая 1713 Я. Брюс подписал с Ш. контракт о переходе на рус. службу в должности дир. стр-ва с окладом 3000 руб. За краткий (менее года) срок пребывания в СПб. Ш. успел сделать очень мало. Документально подтверждается лишь его проект медальонов с барельефами на 4-х фасадах Летнего дворца Петра I в Летнем саду, проект Грота в Летнем саду и проект центр. корпуса "Монплезира" в Петергофе. Оставшимися после его смерти рис. и чертежами могли пользоваться его помощники И. Ф. Браунштейн и Г. И. Маттарнови. Из мемуарной лит-ры изв., что в СПб. Ш. мн. времени тратил на изобретение вечного двигателя.

Шмаринов Дем. Ал

ШМА́РИНОВ Дем. Ал. (род. 1907) - график, живописец; нар. худож. СССР (1967), действ. чл. АХ СССР (1953). Иллюстратор произв. классиков рус. и заруб. лит-ры, автор станковых рисунков и живописных произв. на ист.-рев. темы. Ш. свойственны реа-листич. точность изображения, тонкость психол. разработки образов, верность и близкое следование ил-люстрир. тексту. Произв.: илл. к ром. Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (1935-36), А. Н. Толстого "Петр Первый" (1940-45), траг. У. Шекспира "Ромео и Джульетта" (1959-61) и др.

Соч.: Годы жизни и работы. М., 1989.

Шмелёв Ив. Сер.

ШМЕЛЁВ Ив. Сер. (1873-1950) - прозаик. Род. в религ. купеч. семье, сын подрядчика. После окончания г-зии учился на юрид. ф-те Моск. ун-та (1894-98). Первая публикация - зарисовка "У мельницы" (1895). После свадебного путешествия в Валаамский мон. издал книгу первых очерков "На скалах Валаама" (1897). Книга подвергалась цензурным изъятиям и осталась почти не распроданной. С 1897 по 1905 Ш. служил чиновником в Моск. и Владимирской губ. В обстановке обществ. подъема сер. 1900-х гг. Ш. создал произв., по духу и идейной направленности близкие к книгам писателей-"знаньевцев". В них изображалось дух. прозрение людей из низших и средних слоев об-ва, обывателей, увлекаемых рев. событиями (рассказы "Вахмистр", 1906; "По спешному делу", 1906; "Иван Кузьмич", 1907; пов. "Гражданин Уклейкин", 1907 и др.). После рев-ции 1905 Ш. вошел в лит. кружок "Среда", 1910 - начало его сотрудничества в сб. т-ва "Знание", где опубл. самое известное произв. Ш. - повесть "Человек из ресторана" (1911). Написанная в сказовой форме от лица героя - официанта, повесть разоблачала мир имущих с демокр. позиций. В 1912 Ш. стал одним из членов-вкладчиков "Книгоизд-ва писателей в Москве".

В большинстве произв. Ш. над существующими человеческими проблемами доминирует дающее оптимистич. настрой ощущение единства всего живого, чаяние обретения великого этического смысла бытия. В эти годы окончательно сформировался отточенный худож. яз. Ш., называвшего своими учителями Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского. Февр. рев-цию Ш. встретил с воодушевлением, ездил по России, выступал на митингах. Октябрь Ш. не принял. Поводом для отъезда и последующего резкого негативного отношения Ш. к сов. власти стал расстрел без суда в 1920 его единственного сына - офицера Добровольческой армии, не захотевшего эмигрировать из Крыма вместе с врангелевцами. В 1920-е гг. Ш. написал произв.: "Солнце мертвых", 1923; "Каменный век", 1924; "На пеньках", 1925 и др. Лучшие книги эмигрантского творчества Ш. связаны с темой воспоминаний, воскрешения быта старой Москвы, мира его детства и юности ("Лето Господне", 1933; "Богомолье", 1935 и др.). Написал также ром. "Солдаты" (1939), "Пути небесные" (1936-48). Во время 2-й мир. войны участвовал в антисов. прогерманских изданиях.

Шмельков Петр Мих.

ШМЕЛЬКО́В Петр Мих. (1819-90) - рисовальщик и акварелист. Род. в Оренбургской губ., в крест. крепостной семье (получил волю в 1843). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1845 получил звание "неклассного художника". Преподавал в Кадетском корпусе, давал частные уроки. Один из организаторов и постоянный чл. Моск. об-ва любителей художеств. Работал в ж. "Развлечение" и "Зритель". Автор илл.-автолитографий к кн. А. Голицинского "Смех и слезы" (М., 1895); "Очеркам из фабричной жизни" (М., 1861), "Букварю дедушки Прокофья" (М., 1861). Обратившись в ранний период творчества к крест. тематике, постепенно перешел к сюжетам, рисующим быт и нравы гор. среды, непосредств. реалистич. изображению действительности. Обогатил и развил сатирич. метод П. А. Федотова. Создал много ярких и жизненно убедительных образов, найдя для них выразит. пластич. язык. В поисках худож. формы сатиры использовал приемы выразительности силуэта, контраста и сопоставлений, включения острой гротесковой маски в реальную среду ("В фотографии", акв., 1857; "Сборы в театр", акв., 1850; "В номерах", рис., 60-е гг.). Творчество Ш. во многом предвосхищает темы и образы передвижников, в частности В. Е. Маковского.

Шмеман Ал-др Дм

ШМЕ́МАН Ал-др Дм. (1921-83) - деятель Рус. Правосл. Церкви за рубежом и экуменич. движения, дух. писатель, богослов, протопресвитер. Родился в Ревеле (Таллинн). Окончил в 1945 Богословский ин-т в Париже, преподавал в нем церк. историю (1945-51). В 1945 принял священство. Один из основателей Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке (куда окончательно переехал из Парижа в 1951), проф., с 1962 - декан семинарии. Рук. Рус. студенч. христ. движения (РСХД). Неустанный проповедник и лектор, его голос часто звучал по радио в религ. передачах для России.

Соч.: Церковь и церковное устройство. Париж, 1949; Ист. путь православия. Нью-Йорк, 1954 (2-е изд. Париж, 1985; англ. пер.: 1963); Введение в литургич. богословие. Париж, 1961; Таинство и православие. Нью-Йорк, 1965 (англ. пер.: 1965); Великий Пост. Париж, 1981; За жизнь мира. Нью-Йорк, 1983; Евхаристия - Таинство Царства. Париж, 1984; Водою и духом: О таинстве Крещения. Париж, 1986.

Шмидт Ал-др Эд

ШМИДТ Ал-др Эд. (1871-1939) - арабист и исламовед. Род. в Астрахани, в 1894 окончил ф-т вост. яз. СПб. ун-та, стажировался в Зап. Европе; в 1898 - приват-доц. ф-та вост. яз., в 1918 - проф. В 1920 переехал в Ташкент, где принял активное участие в орг-ции Туркестанского гос. ун-та, был первым ректором Ин-та живых вост. яз. в Ташкенте, а после слияния его с ун-том - дек. вост. ф-та. Председатель Об-ва историко-филол. и соц.-экономич. наук при Ташкент. ун-те (1920-22). Чл. Науч. комиссии по изучению быта коренного нас. Туркестана при Совнаркоме Туркест. АССР (1920-21). Зам. пред. Ученого совета при Наркомпросе Туркест. АССР. В 1926 избран чл.-корр. АН СССР по Отд. ист. наук и филологии. С 1927 вместе с др. представителями классич. востоковедения в Ср. Азии подвергался нападкам марксистских начетчиков. В марте 1931 преподавание араб. языка и словесности в САГУ (Ср.-аз. гос. ун-т) было отменено. В мае 1931 в числе 11 профессоров и препод. САГУ арестован, ему было предъявлено обвинение по ст. 58. В окт. арестованные освобождены, но в янв. 1932 высланы из Ташкента в разные города СССР. По возвращении из ссылки в июле 1934 был принят на работу в Туркестанскую публ. б-ку, где занимался организацией хранения вост. рукописей и положил начало широкомасштабной работе по их описанию. В последние годы жизни Ш. готовил критический, комментированный текст "Книги о налоге" Абу Юсуфа - важного источника по соц.-экономич. истории Арабского халифата. В 1938 вновь подвергся аресту (по-видимому, кратковременному). Число опубликов. работ Ш. невелико и большинство приходится на дорев. период (в т. ч. его важнейший труд о египетском мистике 16 в. аш-Шарани), что объясняется ситуацией 20-30-х гг., неблагоприятной для исламоведческих иссл.

Соч.: Применение системы фикха в арабской грамматике. СПб., 1897; Очерки истории ислама как религии // Мир ислама. 1912. Т. 1, № 1. С. 32-55; Т. 1, № 2. С. 185-202; Т. 1, № 4. С. 562-581; Четыре араб. рукописи из собр. И. Ю. Крачковско-го // Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1930, Т. 5. С. 763-800; Мат-лы по истории Ср. Азии и Ирана // Уч. зап. Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1958. Т. 16. С. 441-513.

Лит.: Сб. Туркестанского вост. ин-та в честь проф. А. Э. Шмидта. Ташкент, 1923; Крачковский И. Ю. и др. Записка об ученых трудах А. Э. Шмидта // Изв. АН СССР. Сер. 6. 1925. Т. 19, № 18. С. 892-895; Крачковский И. Ю. Очерки по истории русской арабистики. М.; Л., 1950. С. 145, 222, 227, 241, 244, 275; А. Э. Шмидт // Историография обществ. наук в Узбекистане: Биобиблиогр. очерки. Ташкент, 1974. С. 337-383.

Шмидт Отто Юл

ШМИДТ Отто Юл. (1891-1956) - математик, астроном, геофизик и географ. Акад. (1935). Род. в Могилеве. Окончил Киевский ун-т (1913). После Окт. рев-ции работал в разл. комиссариатах (Наркомпроде, Наркомфине, Наркомпросе). Один из основателей и гл. ред. (1924-41) Большой сов. энциклопедии. Проф. Моск. ун-та (1923-56). Дир. Арктич. ин-та (1930-32), нач. Главсевморпути (1932-39). Инициатор создания и дир. (1937-49) Ин-та теоретич. геофизики АН СССР. Вице-през. АН СССР (1939-42). Науч. деят-ность началась в обл. математики под рук. Д. А. Граве. Создал в Москве алгебраич. школу. Один из крупнейших исследователей Арктики. В 1929 и 1930 возглавлял эксп. на ледоколе "Георгий Седов", к-рые организовали первую науч.-иссл. станцию на о-ве Земля Франца-Иосифа, открыли ряд о-вов, обследовали сев.-вост. часть Карского м. Один из организаторов проводимых в Сов. Союзе науч. иссл. по программе 2-го Междунар. полярного года (1932-33). В 1932 эксп. под рук-вом Ш. на ледокольном пароходе "Сибиряков" впервые прошла за одну навигацию из Архангельска в Тихий ок. В 1933-34 возглавлял эксп. на пароходе "Челюскин", к-рая снова сделала попытку пройти по Вел. Сев. пути за одну навигацию. В мае 1937 руководил эксп. по орг-ции дрейфующей станции "Северный полюс", а в февр. 1938 - операцией по снятию персонала станции со льдины. В последующие годы работал над решением космогонич. проблем. Разработал (1944) новую гипотезу происхождения Земли и др. планет Солнечной системы (изложена в "Докладах АН СССР", 1944; в работе "Четыре лекции о теории происхождения Земли", 1949). Чл. Нац. геогр. об-ва США; поч. чл. Геогр. об-ва (1939). Его именем названы о-в в Карском м. и мыс на побережье Чукотского м., п-ов в сев. части Н. Земли, одна из вершин и перевал на Памире, равнина в Антарктиде.

О. Ю. Шмидт

О. Ю. Шмидт

Шмидт Петр Юл

ШМИДТ Петр Юл. (1872-1949) - зоолог. Окончил Петерб. ун-т (1895). В 1906-30 проф. с.-х. ин-та в Пб. (Ленинграде). В 1914-31 читал курс ихтиологии в ун-те и работал в Зооло-гич. музее АН СССР; с 1930 до конца жизни ученый секретарь Тихоокеанского к-та АН СССР. Первые работы посвящены морфологии и систематике беспозвоночных, иссл. фауны беспозвоночных Семиречья. С 1900 занимался ихтиологией, изучением ихтиофауны Тихого ок. Участвовал в ряде крупных эксп., в т. ч. в Камчатской эксп. (1908-09) РГО (на средства Ф. П. Рябушинского), где собрал богатую коллекцию рыб. Первым дал очерк ихтиофауны рус. терр. вод на Д. Востоке, в к-ром высказал ряд теоретич. соображений о ее распределении и происхождении. Автор первой крупной работы по морским промыслам Юж. Сахалина, научно-поп. трудов по общим вопросам биологии, в т. ч. "Миграция рыб" (1936); "Анабиоз" (1948) и др.; монографии "Рыбы Охотского моря" (вышла посмертно в 1950).

Шмидт Як. Ив

ШМИДТ Як. Ив. (Исаак Якоб) (1779-1847) - востоковед-тибетолог и монг-ловед. Род. в Амстердаме, с 1829 - адъюнкт СПб. АН, с 1833 - ординарный акад. О спец. образовании сведений нет. Общаясь с тибетскими и монгол, ламами во время своей коммерч. деят-ности среди поволжских калмыков, самостоятельно изучил тибет. и монгол. яз. и собрал мат-л по лит-ре, ист. и религии Тибета. Основательно проработав тибето-монгол. грамматич. лит-ру и словари, он в 1839 подготовил свою грамматику тибет. яз., к-рую издал на нем. и рус. яз. Грамматика отличается высокой для своего времени степенью теоретичности и во многом превосходит грамматику Чома де Кереши, опубликов. в 1834. В 1841 и 1843 опубликовал тибет.-нем. и тибет.-рус. словари, не утратившие практич. ценности до наших дней. Ввел новую систему расположения слов в словаре по корневой словообразующей графеме. Этот принцип получил всеобщее признание и используется по сей день. Ему принадлежат также работы по происхождению тибет. письма, по истории и доктринам тибет. буддизма, публикации пам. тибет. лит-ры (текстов и переводов на нем. и рус. яз.), описание тибет. рукописей и старопечатных книг из собр. Азиатского музея АН. По его просьбе было организовано литографическое воспроизведение каталога Канджура из тибет. мон. Нартан (т. е. каталога сутр - догматич. буддийских произв., официально канонизированных). Ш. первый в мире обратил внимание ученых на тот факт, что Канджур сохранил тибет. переводы тех махаян-ских сутр, санскритские оригиналы к-рых были утрачены, и тем самым указал на важность изучения тибет. канона для изучения буддизма.

Лит.: Грамматика тибетского языка. СПб., 1839; Тибетско-рус. словарь. СПб., 1843.

Шморгонер Кир. Ал-др.

ШМОРГО́НЕР Кир. Ал-др. (род. 1940) - артист балета и балетмейстер. Окончил Перм. хореогр. уч-ще в 1961 (кл. Ю. Плахта). В 1962-64 артист Горьк. т-ра оперы и балета. С 1964 артист Перм. т-ра оперы и балета. Первый исполнитель партий: Сын ("Берег надежды"), Юродивый ("Царь Борис"). Среди др. его ролей: Вацлав, Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Харон ("Орфей и Эвриди-ка"), Герман ("Три карты"), Борис ("Царь Борис"), Труффальдино ("Слуга двух господ"), Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Спартак ("Спартак"). Ш. - разноплановый танцовщик, к-рому наиболее близки героико-романтич. партии. С 1964 преподает в Перм. хореогр. уч-ще. С 1989 худ. рук. балетной труппы Перм. т-ра. Постановки: "Гусар в чепце" (1983, комп. Н. Кудинов), "Вечер классич. и совр. хореографии" (1991), концертные номера.

Шмуцтитул

ШМУЦТИ́ТУЛ (от нем. Schmutz - грязь и лат. titulus - заглавие) - доп. титульный лист, предваряющий осн. титул с целью защиты его от повреждения. Располагается на правой книжной полосе (на 1-й стр. книжного блока) и является разновидностью авантитула. Характерная особенность Ш. - незанятый оборот листа. В отличие от авантитула, Ш. может также отделять одну часть (разд., гл.) произв. от др., сообщая некоторые сведения (порядковый номер, заглавие и т. п.) об очередном разделе произв.

Шмыга Тат. Ив

ШМЫ́ГА Тат. Ив. (род. 1928) - артистка оперетты (лирич. сопрано). Окончила ГИТИС (1953) по кл. пения Д. Б. Белявской, актерского мастерства И. М. Туманова и была приглашена в Моск. т-р оперетты. Обладательница яркого голоса, актерской выразительности, профессиональной танцевальной пластики, Ш. стала одной из ведущих солисток т-ра. Ее исполнение отличается изяществом, музыкальностью, мягким лиризмом. Ш. исполнены ведущие партии в опереттах: "Фиалка Монмартра" И. Кальмана, "Белая акация" И. О. Дунаевского, "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу, "Поцелуй Чаниты" и "Цирк зажигает огни" Ю. С. Милютина и др. С большим успехом сыграла в фильме Э. А. Рязанова "Гусарская баллада". Нар. артистка СССР (1978). Лауреат Гос. премии РСФСР (1974).

Шнитке Альфред Гарриевич

ШНИ́ТКЕ Альфред Гарриевич (1934-98) - композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е. К. Голубева. В 1961-72 преподавал в Моск. конс. Ш. - один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский период в таких сочинениях, как оратория "Нагасаки" (1958), 1-й фп. концерт (1960). Во втором, "экспрессионистском" периоде творчества (1963-72) сформировался полистилистический композиторский метод Ш., основанный на синтезе додекафонии А. Шенберга, сериализме, алеаторике, сонорной драматургии и системе стилевых адаптации в диапазоне от жанровых моделей позднего барокко до джаза и эстрадных шлягеров (1-я скрипичная соната, 1963 - додекафония, тема BACH, румба). В соч. этого периода сложился остроконфликтный муз. яз., обусловленный идеей показа тотального кризиса совр. мира. Таков 2-й скрипичный концерт (1966) - экспрессионистская драма с гротескной картиной натиска темных сил, трагической антитезой человека и об-ва и впервые обозначившимся приходом к религиозному постулату (протестантский хорал) как спасительной основе мира. 2-я соната для скрипки и фп. (Quasi una sonata, 1968) с картиной трагического конца полностью разрушенного мира и "тонущей", подавленной этим катаклизмом темой BACH. Сопоставимые мотивы отражены и в 1-й симфонии (1972).

С нач. 70-х гг. интенсивно складывается религиозная философская концепция Ш. в сочетании с непосредственным обращением к литургическим жанрам и формам: Гимны божественному творению мира (на знаменном распеве, 1974-79), 2-я симфония St.Florian (1979) с полным воспроизведением ритуала католической мессы, 2-й квартет (1980) с использованием др.-рус. демественного пения, 4-я симфония (1980), воссоздающая канонические формы православного, католического и протестантского богослужения. Наиболее близка Ш. духовная культура позднего барокко, от к-рой ведут происхождение и формы христианской символики - хорала, превращаемого в "знаковую" категорию "хоральности", широко применяемой в концертных жанрах (2-й и 3-й скрипичные концерты).

Лит.: Холопова В. Н., ЧигареваЕ.Н. А. Г. Шнитке. М., 1990; Беседы с Шнитке. Сборник статей. М., 1994.

Шокальский Юл. Мих.

ШОКА́ЛЬСКИЙ Юл. Мих. (1856-1940) - океанограф, картограф, географ. Род. в Пб. Внук А. П. Керн и воспитанник Г. А. Пушкина - сына поэта. Окончил Петерб. мор. уч-ще (1877) и Мор. акад. (1880). Работал в Гл. физ. обсерватории и Гл. гидрографич. управлении. Проф. Воен-мор. академии (1910-30) и Ленингр. ун-та (1925-40). С 1882 чл. РГО, чл. Совета (1902-06), пред. Отделения физ. географии (1906-14), вице-пред. (1914-17), през. (1917-31), поч. през. (1931-40). В 1882 в "Морском сборнике" появилась первая науч. работа Ш. - "Устройство и результаты предсказаний погоды в разных странах". Занимался изучением океанов, полярных стран и отеч. морей, ледовых условий на С., особенностей распределения метеорол. эл-тов, условий плавания в полярных водах ("Океанография", 1917, удост. высш. премии АН СССР и Парижской АН; "Физическая океанография", 1933). В 1890 возглавил эксп. по рекам Сев.-рус. равнины и Зап. Сибири, с 1897 по 1903 (с перерывами) производил иссл. Ладожского оз. в термич. отношении; возглавлял океанографич. эксп. по иссл. Черного м. (1924-27). Участвовал в работе 6-го и 7-го междунар. геогр. конгрессов (Лондон, 1895; Берлин, 1899). В 1898 по предложению Ш. крайний мыс Азии на В. - "Восточный" был переим. в честь его первооткрывателя С. Дежнева. Участвовал в составлении гипсометрич. карты европ. части СССР, карт океанов, помещенных в "Большом советском атласе мира", составил "Карту рельефа азиат. части Союза", "Физич. карту Сев. полярного пространства" и др. В Ленингр. ун-те основал первую кафедру океанографии в стране и стал ее первым проф. В 1939 Ш. присвоено звание поч. акад. Награжден малой зол. медалью РГО (1888). Поч. чл. мн. научных об-в нашей страны, 17 геогр. об-в др. стран и двух АН. Имя Ш. при его жизни дано 12 географ. объектам на земном шаре: пики и ледники Ш. на картах Памира, Тянь-Шаня, на Н. Земле; о-ва в Карском м. и Карском прол.; проливы - в арх. Сев. Земля и у берегов Антарктиды.

Шоллар Люд. Францевна

ШОЛЛА́Р Люд. Францевна (1888-1978) - артистка балета и педагог. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1906 (кл. М. Фокина). В 1906-21 артистка Мариинского т-ра / Гос. акад. т-ра оперы и балета. Среди ее ролей: Актея ("Евника"), Эстрелла, Коломбина ("Карнавал"), Береника ("Египетские ночи"), Белая кошечка ("Спящая красавица"), Гюльнара ("Корсар"), Гамзатти ("Баядерка"), Маринетта ("Испытание Дамиса"). В 1909-14 активная участница "Русских сезонов", исполнительница сольных пар-тийвбал. "Шехерезада", "Карнавал", "Петрушка", "Игры" и др. Преданной последовательнице фокинских начинаний, Ш. было тесно на казенной сцене. Ее талант раскрылся в дягилевской труппе, здесь пригодилась и редкостная гибкость тела, и "ломкость" пластики, и взрывной темперамент. В 1914-17 Ш. - сестра милосердия на фронте, была ранена, награждена Георгиевскими крестами. В 1921-25 Ш. снова в "Русском балете Дягилева", в 1925-36 в разл. труппах: т-р "Колон" (Буэнос-Айрес), балет И. Рубинштейн и др. С 1936 Ш. вместе с мужем А. Вильтзаком преподавала в США.

Шолохов Мих. Ал-др.

ШО́ЛОХОВ Мих. Ал-др. (1905-84) - прозаик. Род. на хуторе Кружилином станицы Вешенская. Учился в церк.-приходской школе и в г-зии в Москве. Участник гражд. войны, был бойцом отряда ЧОН - частей особого назначения. В 1922 приехал в Москву, чтобы поступить на рабфак и подготовиться к экзаменам в ун-т, однако не был принят из-за отсутствия рабочего стажа. В 1926 выходят кн. Ш. "Донские рассказы", "Лазоревая степь", посвященные гражд. войне, острым классовым схваткам "смертных врагов". В 1928 публикуется первая кн. эпопеи Ш. "Тихий Дон", самого значительного произв. писателя, над к-рым он будет работать до 1940. Воссоздав широкую драм. панораму жизни Донского края, отечества в эпоху социальных потрясений и войн, писатель сосредоточивает внимание на судьбе, исканиях, колебаниях, поиске правды Григория Мелехова, "казацкого Гамлета". В 1932 Ш. пишет первую книгу романа-отклика на коллективизацию "Поднятая целина" (вторая кн. создана в 1950-60), отмеченного мастерством в изображении картин нар. жизни, характеров гл. действующих лиц, сплавом трагич. событий и комедийных происшествий. Вместе с тем заданная с первых страниц жесткая схема антагонистич. противостояния сторонников повального обобществления крест. хозяйства, ликвидации кулачества как класса и их противников препятствовала раскрытию глубины, драматизма происходивших событий. В годы Вел. Отеч. войны Ш. создает серию очерков и рассказов, первые главы незавершенного ром. "Они сражались за Родину" (публ. с 1943). К воен. теме Ш. обратился также в рассказе "Судьба человека" (1960). Многие произв. Ш. экранизированы, поставлены на театр. сцене. Противоречива послевоен. публицистика Ш., его выступления на 2-м съезде писателей СССР (1954), 23-м съезде КПСС (1966): забота о судьбе отечеств. лит-ры соединена в них с грубыми, бестактными выпадами в адрес писателей (А. А. Фадеева, К. М. Симонова), с полит. обвинениями.

М. А. Шолохов

М. А. Шолохов

Предыдущая страница Следующая страница