Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШЕВ"-"ШИР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШЕВ"-"ШИР")

Шевырёв Степ. Петр.

ШЕВЫШВ Степ. Петр. (1806-1864) - филолог, поэт, академик Петерб. АН. В 1818 поступил в Моск. ун-тский Благородный пансион, с 1823 - на службе в Моск. архиве Коллегии иностр. дел, войдя тем самым в круг "архивных юношей", увлекавшихся нем. романтизмом и философией Шеллинга. Перевел кн. "Об иск-ве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком" (совм. с Н. А. Мельгуновым и В. П. Титовым, 1826), "Валленштейнов лагерь" Ф. Шиллера. Переводы эти хвалил А. С. Пушкин. На страницах "Моск. Вестника" Ш. публикует стихи. С 1829 по 1832 он живет за границей, гл. обр. в Италии, в качестве учителя сына З. А. Волконской. Изучает историю зап.-европ. культуры. В "Телескопе" была напечатана ст. Ш. "О возможности ввести итал. октаву в рус. стихосложение". По возвращении в Россию по предложению графа С. С. Уварова он занял место адъюнкта по кафедре истории рус. словесности Моск. ун-та (о месте для Ш. в Моск. ун-те хлопотал Пушкин). В 1833 Ш. представил дисс. "Данте и его век" - первую в России монографию о Данте. В начале своей лит. деят-ности Ш. выступает в поэзии как смелый новатор, пытающийся противопоставить господствующему в поэзии направлению с его идеалом гармонии "поэзию мысли". Подобно В. Г. Бенедиктову и Н. М. Языкову он экспериментирует с формой, намеренно нарушая привычное благозвучие, допуская ритмические сбои, пытаясь даже оживить давно вышедшую из употребления силлабику. Ун-тская служба, общение с формирующимся кругом славянофилов приводят Ш. на позиции "официальной народности". Ш. - один из адресатов гоголевских "Выбранных мест из переписки с друзьями". Главной трибуной Ш. был "Москвитянин", где он вел борьбу с западничеством и В. Г. Белинским. Рассуждения о "гниющем Западе" приобрели у Ш. характер навязчивой идеи, к-рую он развивал с шокирующим натурализмом. Как ученый-филолог Ш. много занимался историей и теорией лит-ры, признание современников заслужили и его иссл. славянских рукописей. В 1836 были опубликованы его лекции "История поэзии". Гл. труд Ш. - "Чтения по истории рус. словесности" (Ч. 1. 1845, Ч. 2. 1846, Ч. 3. 1858, Ч. 4. 1860) В 1857 неожиданно завершилась ун-тская карьера Ш. На заседании Совета моск. худож. об-ва он затеял ссору с графом Бобринским. Протест последнего против нек-рых рус. порядков Ш. принял за попытку опозорить и унизить Россию и счел нужным вступиться за Родину. Завязалась драка. Ш. вышел из боя со сломанным ребром. По высочайшему повелению он был уволен от должности профессора. В 1860 Ш. выехал за границу и более в Россию не вернулся.

С. П. Шевырев

С. П. Шевырев

Шегрен Иоганн Андреас

ШЕГРЕ́Н Иоганн Андреас (Анд. Мих.) (1794-1855) - филолог, этнограф, академик Петерб. АН. Окончил ун-т в Або (Турку). В 1819 получил степень д-ра философии. В 1820 переехал в Пб., где изучал рус. яз. и историю, в т. ч. историю "чудских племен". Граф Н. П. Румянцев выделил 3000 руб. на двухлетнюю поездку Ш. для иссл. финских народностей, живущих в России. Он объездил Новгородскую, Олонецкую, Выборгскую, Куопиоскую, Улеаборгскую губ., Финскую Лапландию до Норвегии и Варангер-фьорда, Рус. Лапландию, посетил Архангельск. Мат-лы путешествия были изданы в Гельсингфорсе в 1828. В 1829-адъюнкт АН, а в 1831 - экстраорд. академик. В 1835 Ш. побывал на Кавказе и занялся изучением осетин. и грузин. языков, собрал этнограф. мат-л о Кавказ. народностях. В 1844 избран ординарным академиком по филологии и этнографии финского и Кавказ. племен, а в 1845 назначен дир. Этнографич. музея.

Лит.: Терюков А. И. Шегрен и М. А. Кастрен // Россия и Финляндия в 19-20 вв.: Историко-культурный аспект и личность. СПб., 1996. С. 3-15.

Шедель Готфрид Иоганн

ШЕ́ДЕЛЬ Готфрид Иоганн (1680-е гг. - 1752) - нем. каменных дел мастер. Работал в России с 1713. В 1716-26 участвовал в стр-ве дворцов кн. А. Меншикова в СПб. и Ораниенбауме (иногда его ошибочно называют автором этих проектов). Участвовал в возведении колокольни Донского мон. в Москве (1730). Позднее работал на Украине, построил Великую колокольню в Киево-Печерской лавре (1731-45) - гл. вертикаль, соединившую ансамбль в единую пространств. композицию. Степень его участия как архитектора в украинских сооружениях не установлена. Достоверно известно из его писем, что он не умел проектировать в петерб. период. Но в украинских работах, как считается, он является основоположником оригинального стиля.

Шелгунов Ник. Вас.

ШЕЛГУНО́В Ник. Вас. (1824-21) - критик, публицист, мемуарист. Род. в небогатой дворян. семье. Окончил Лесной ин-т в Пб. (1833-41). Находился на гос. службе (1841-62), автор науч. тр. по лесному делу. В кон. 1850-х гг. сближается с кругом рев. демократов, участвует в подпольной деят-ности. В 1863 арестован и выслан из Пб., куда вернулся лишь в 1870. Лит-рой занимался с кон. 1850-х гг. Сотрудничал в "Рус. слове" (1863-66), "Деле" (1867-84), "Рус. мысли" (1885-91) и др. Принадлежит к направлению "реальной критики". Автор ст. о И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, И. А. Гончарове, Ф. М. Решетникове, А. Ф. Писемском, Д. И. Писареве. Критически оценивая "Обрыв" Гончарова, "Войну и мир" Толстого и произв. др. писателей 40-х гг., Ш. выдвигал на первый план произв. "народного реализма" (Решетников), правда, относя торжество такой лит-ры к будущему. В 1880-е гг. писал публицистич. цикл "Очерки рус. жизни", имевшие большой обществ. резонанс, и мемуары об эпохе 60-х гг.

Н. В. Шелгунов

Н. В. Шелгунов

Шелест Алла Як

ШЕ́ЛЕСТ Алла Як. (род. 1919) - балерина. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1937 (ученица Е. Гердт, А. Вагановой). В 1937-63 артистка Т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Натэлла ("Сердце гор"), Хасинта ("Лауренсия"), Оксана ("Тарас Бульба"), Злюка ("Золушка"), Сюимбеке ("Шурале"), Эгина ("Спартак"), баронесса Штраль ("Маскарад"). Среди др. ее ролей: Девица-краса ("Весенняя сказка"), Параша ("Медный всадник"), Актриса ("Пламя Парижа"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Клеопатра ("Египетские ночи"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Лауренсия ("Лауренсия"), Гаянэ ("Гаянэ"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Мирта, Жизель ("Жизель"), Аврора ("Спящая красавица), Раймонда ("Раймонда"), Никия ("Баядерка"). Ш. - одна из неповторимых индивидуальностей ленингр. хореогр. сцены, уникальная актриса балет. т-ра. "Балерина трагическая и вдохновенная. Ее всегда можно узнать по совершенству рисунка, эмоциональности и самозабвенности" (Г. Уланова). Из совр. репертуара Ш. были особенно близки пластич. свобода и сгущенный психологизм хореографии Л. Якобсона (Эгина и миниатюры "Вечный идол", "Слепая", "Поцелуй"). В 1952-55 Ш. преподавала в Ленингр. хореогр. уч-ще, в 1965-70, 1975-82 в Ленингр. конс. В 1970-75 балетмейстер Куйбышев. т-ра, в 1977-79 репетитор Т-ра им. Кирова.

Лит.: Львов-Анохин Б. А. Алла Шелест. М., 1964.

Шелихов Григ. Ив

ШЕ́ЛИХОВ (Шеляхов) Григ. Ив. (1747-95) - купец-предприниматель, мореход, организатор Рос.-Амер. торгово-промысловой компании, инициатор иссл. и освоения тихоок. побережья Сев. Америки, Аляски, Курильских и Алеутских о-вов. Род. в г. Рыльске Курской губ. В 1773 поступил приказчиком к иркутскому купцу И. Л. Голикову. В 1775 Ш. переехал в Охотск и стал организатором стр-ва судов и снаряжения эксп. за мор. зверем на Алеутские и Курильские о-ва. В 1783 снарядил эксп. вдоль Алеутских о-вов, доказал островное положение о-ва Кадьяк, открыл ряд о-вов Кадьяк-ского арх., в т. ч. о-в Афогнак. В 1784 Ш. на о-ве Кадьяк основал постоянное рус. поселение, на 20 лет ставшее центром Рус. Америки. В 1785-86 отправил к С. отряд промышленников, открывший Канайский зал., берега Сев. Америки, описавшей берега Аляски, Канайский п-ов, побережье континента до мыса Св. Ильи и о-ва Аляскинского залива. В 1786 Ш. посетил Курильские о-ва, собрав подробные сведения о всей гряде. Результаты иссл. изложил в отчете "Российского купца именитого рыльского гражданина Григория Шелехова первое странствование с 1783 по 1787 год из Охотска по Вост. океану к Амер. берегам" (СПб., 1791). Ш. - инициатор заселения русскими Курильских о-вов (1795); инициатор и организатор эксп. А. К. Лаксмана в Японию (1792). На осн. созданной им компании в 1799 была учреждена Рос.-Амер. компания. Скончался в Иркутске, где ему установлен пам. с высеченными на нем стихами Державина: "Колумб здесь Российский погребен..." Именем Ш. назв.: пролив между о-вами Кадьякского арх. и Аляской, залив в Охотском м., бухта и река на Курильских о-вах, остров у побережья Сев. Америки, город в Иркутской обл.

Лит.: Ситников Л. А. Григорий Шелихов. Иркутск, 1990.

Шелковки

ШЕЛКО́ВКИ, шелковые деньги - См. Колокольчики.

Шеллер Ал-др Конст.

ШЕ́ЛЛЕР Ал-др Конст. (1838-1900) - писатель, печатался под псевд. А. Михайлов. Отец - театр. оркестрант, из эст. крестьян; мать из обедневшего дворян. рода. Окончил нем. школу в Пб., был вольнослушателем Петерб. ун-та (1857-61). Служил домашним секр. у графа Апраксина (1861); основал школу для бедных. Печататься начал с 1859 как фельетонист и поэт в духе "некрасовской школы". Активно сотрудничал в "Рус. слове" (1863-66), "Женском вестнике" (1866-77), "Деле" (с 1877); редактировал ж. "Живописное обозрение" (с 1877) и газ. "Сын Отечества" (с 1893). Известность Ш. принесли напечат. в "Современнике" ром. "Гнилые болота" (1864) и "Жизнь Шупова, его родных и знакомых" (1865) - "сниженный" в либеральном смысле вариант романа о "новых людях": его положит. герои - не революционеры, а честные "чернорабочие жизни". В кон. 1860-х - нач. 1870-х гг. Ш. активно интересуется положением пролетариата в Европе ("Очерки из истории рабочего сословия во Франции", 1868; "Жилища рабочих", 1870; "Производительные ассоциации", 1871 и др.). В своих многочисл. ром. ("Застроенные дороги", 1866-67; "Господа Обносковы", 1868; "В разброд", 1869; "Лес рубят - щепки летят", 1871; "Старые гнезда", 1875; "Голь", 1882; "Алчущие", 1887; "Загубленная жизнь", 1891 и др.) Ш. отстаивает мысль о необходимости добра и спокойных отношений между отцами и детьми, к-рые должны честно трудиться и на ниве просвещения народа, обличает косность жизни и дикость ее нравов и т. д. Пронизанные "злобой дня" романы Ш. пользовались достаточно устойчивым успехом у демокр. читателя 2-й пол. 19 в.

Шеляг

ШЕЛЯ́Г - нар. название рус. копейки на Украине в 19 в.; назв. солида в слав. землях.

Шемяка Дм. Юр.

ШЕМЯ́КА Дм. Юр. (1420-53) - кн. Галича (Костромского), сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского; один из гл. участников феодальной войны 2-й четв. 15 в. В 1433, после того как Юрий Дмитриевич захватил Москву и стал вел. князем, Ш. вместе с братьями вступил в конфликт с отцом и бежал из Москвы. В 1434 вместе с братьями помог отцу вновь овладеть Москвой. После смерти отца в июле 1434 выступил вместе с Василием II против своего брата Василия Юрьевича, объявившего себя вел. князем. За помощь против брата получил от вернувшего себе вел. княжение Василия II в удел Углич и Ржев. В 1441-42 Ш. в союзе с нек-рыми удельными князьями и при поддержке тверского князя с целью добиться вел. княжения воевал с вел. кн. Василием II. В февр. 1446 захватил Москву. Василий II был схвачен в Троице-Сергиевом мон. и ослеплен (отсюда его прозвище - Темный), в отместку за ослепление Василием II брата Ш. Вас. Юрьевича Косого. В 1446 Василий II был вместе с семьей сослан в Углич, затем освобожден и ему выделена в удел Вологда. Однако моск. бояре и служилые люди поддержали в очередной раз Василия II, отъезжая из Москвы в Вологду. В дек. 1446 отряд, посланный Василием Темным, захватил в отсутствие Ш. Москву. В 1447-50 Ш. вел воен. действия против Василия Темного. В 1450 потерпел поражение под Галичем и бежал в Новгород. В 1450-52 захватил Вел. Устюг и Вологодские волости, затем вернулся в Новгород, где в 1453 умер (по нек-рым сведениям, был отравлен).

Лит.: Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного государства в 14-15 вв. М., 1960; Соловьев С. М. Соч. В 18 кн. М., 1988. Кн. 2.

Шемякин Мих. Мих.

ШЕМЯ́КИН Мих. Мих. (род. 1943) - живописец, график, скульптор, обществ. деятель, поэт, иск-вед. В 1960-е гг. - представитель андеграунда. С 1971 живет во Франции, потом в США. Для произв. Ш. характерна фантастичность тем, свободная импровизация в формальных решениях. Иск-во Ш. питает широкий круг традиций: от рус. фольклора до новейших поисков заруб. культуры 20 в. В графике и живописи - динамичность композиций, интенсивность и строгая упорядоченность цветового строя. Важная роль принадлежит фактуре материала. В графике часто работает в смешанной технике, пастели, цв. карандаше, литографии. Произв.: "Бухенвальд" (1988), "Мясник VI" (1987), "Автопортрет" (1987), "Метафизический автопортрет со смертью и отцом в виде лупы" (1985), иллюстрации кром. Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (1985), к пов. Н. В. Гоголя "Нос" и др. Ш. создано несколько памятников для СПб.: "Петр Первый" (1991, бронза; авторский замысел установки скульптуры у дворца Петра I не был осуществлен, и памятник находится в несоответствующем ему пространстве), "Сфинксы" на наб. Робеспьера (пам. жертвам политических репрессий в России), пам. первостроителям столицы на месте немецкой части быв. Сампсониевского кладбища.

Лит.: Михаил Шемякин. Нью-Йорк - Москва: Ретроспект. выст., 1972-89. Турин, 1989.

Шенгели Георг. Арк

ШЕНГЕ́ЛИ Георг. Арк. (1894-1956) - поэт, переводчик, стиховед. Род. в г. Темрюк на Кубани, в семье адвоката. Учился в Керченской г-зии. Окончил юрид. ф-т Харьк. ун-та (1918). Печататься начал в 1909. Первые поэтич. кн. ("Розы с кладбища", 1914; "Зеркала потускневшие", "Лебеди закатные", обе - 1915; "Гонг", 1916) малосамостоятельны. После рев-ции Ш. - пред. Харьк. губ. лит. комитета, затем - комиссар иск-в в Севастополе. В 1922 переезжает в Москву. За "Трактат о рус. стихе" удостоен звания действ. чл. Гос. Акад. худож. наук. По приглашению В. Брюсов а читает курс энциклопедии стиха в Лит. ин-те. Осн. поэтич. кн. Ш. после рев-ции: "Раковина" (1922), "Норд" (1927), "Планер" (1935), "Избранные стихи" (1939). Для Ш. характерно обращение к истории: казнь Людовика XVI, франц. рев. 1830, Парижская коммуна. "Истории тяжеловесный ход" недавнего прошлого подсказывал и содержание поэм: "Девятьсот пятый" (1924); "Гарм" (1937); "Ушедшие в камень" (1937). Во мн. произв. Ш. сильно сатирич. начало, иронич. освещение прошлого (поэмы "Поручик мертвецов", 1919-21; "Пиротехник", 1931-33 и др.). Достоверность освещения прошлого достигается с помощью красочных подробностей, насыщенности предметами быта, зрительными впечатлениями, многосторонними знаниями. Это также свойственно лит. портретам Ш. - Л. Бетховена, Г. Р. Державина, Д. В. Давыдова, ген. А. П. Ермолова, А. С. Пушкина и др. Ш. - переводчик В. Гюго, Х. М. Эредиа, Леконта де Лилля, Ш. Бодлера, Э. Верхарна. Брошюра Ш. "Маяковский во весь рост" (1927) встретила отрицат. отношение критики. Помимо "Трактата о рус. стихе" (2-е перераб. изд. 1923) Ш. принадлежат ст. по стиховедению и ряд работ, проникнутых наивным убеждением, что писать стихи можно научиться ("Как писать статьи, стихи, рассказы", 1926; "Прак-тич. стиховедение", 1923; "Школа писателей", 1929). После большого перерыва вышла кн. поэм Ш. "Вихрь железный" (1988).

Шепитько Лар. Еф.

ШЕПИ́ТЬКО Лар. Еф. (1938-79) - режиссер. В 1963 окончила реж. ф-т ВГИКа (мастерская А. Довженко и М. Чиаурели). В 1959 снялась в роли Ганны в ф. "Таврия", в 1960 - в роли Нины в ф. "Обыкновенная история". Соавтор сценария ряда своих ф. С 1961 - реж. на студии "Киргиз-фильм", с 1964 - на "Мосфильме". Первая самост. реж. работа - ф. "Зной" (1962, по пов. Ч. Айтматова "Верблюжий глаз"). Уже здесь проявились особенности творч. устремлений и черты стиля Ш.: интерес к максималист. крупным характерам, к личности в переломные моменты ее отношений с миром, иссл. духовных ресурсов человека, твердый сильный реж. "почерк", тяготение к обобщенно-пластич. выразительности кадра, фак-турность изображения. В ф. "Крылья" (1966), истории бывшей летчицы Надежды Первухиной (актриса М. Булгакова), Ш. открыла новый для сов. киноиск-ва соц. тип - человека "потерянного поколения", оставившего на войне все лучшее, мучительно ищущего контакт с новым поколением. В ф. "Ты и я" (авт. сцен. Ш. и Г. Шпаликов, 1972) исследуется драма талантливого человека, изменившего самому себе и свернувшего на зыбкую колею рутинного существования. От исповедальной интонации Ш. переходит к проповеди в ф. "Восхождение" (1977, попов. В. Быкова "Сотников"). В этом ф., к-рый является вершиной творчества реж., Ш. обращается к притчевой форме, создав в истории белорус. партизан Сотникова и Рыбака, рассказанной языком строгого, даже жесткого реализма, своеобразный парафраз легенды о Христе и Иуде. В 1979 Ш. трагически погибла на съемках ф. "Прощание" (по пов. В. Распутина "Прощание с Матерой"), работу над к-рым завершил ее муж реж. Э. Климов. Др. ф.: "Родина электричества" (по А. Платонову, 1967), "В тринадцатом часу ночи" (т/ф, 1968).

Лит.: Лариса: Воспоминания. Выступления. Интервью. Киносценарий. Статьи. М., 1987.

Л. Е. Шепитько с сыном

Л. Е. Шепитько с сыном

Шервуд Вл. Осипович

ШЕ́РВУД Вл. Осипович (1833-97) - архитектор, скульптор, живописец, реставратор. Работал в стиле историзма и "кирпичном стиле". Для построенного в псевдорус. стиле здания Ист. музея (1875-81, инж. А. А. Семенов, Москва), ограничивающего Красную пл., характерны типичный для того времени узорчатый декор и шатровое завершение, созвучные соседним башням Кремлевской стены. Элементы рус. зодчества 16-17 вв. использованы также при создании храма-пам. "Героям Плевны" (чугун, открыт в 1887, Москва) и пам. Н. И. Пирогову (бронза, гранит, открыт в 1897, Москва). Ш. - автор ряда портретов и пейзажей.

Соч.: Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика. М., 1895.

В. О. Шервуд

В. О. Шервуд

Шереметева Праск. Ив

ШЕРЕМЕ́ТЕВА (урожд. Ковалева, по сцене Жемчугова) Праск. Ив. (1768-1803) - графиня, дочь крепостного князей Черкасских, затем графов Шереметевых Ив. Ковалева, родилась в Юхотской волости Ярославского уезда. В детстве была взята из дома родственницей ее владельцев кн. М. М. Долгорукой и воспитана в Кусковской школе, где получила прекрасное образование. К ней были приставлены отдельные учителя, обучившие ее франц. и ит. яз., лит-ре, музыке и пению. Воспитанницы школы предназначались выступать в домашнем т-ре, там она получила сценич. псевдоним - Жемчугова. Впервые она вышла на сцену в 11 лет, а в 12 уже спела заглавную партию. В 1780-90 ей не было равных не только в Кусковском т-ре, но и в Москве. Совместные занятия музыкой сблизили ее в конце 1780-х гг. с графом Ник. Петр. Шереметевым (1751-1809), и, когда в 1801 она сделалась графиней Шереметевой, бывшие между ними отношения были им охарактеризованы как "двадцатилетняя привычка друг к другу". Брак был заключен в Москве, в ц. Симеона Столпника на Поварской, в присутствии немногочисленных свидетелей. Ранее, в 1797, в Петербурге, в Фонтанном доме графов Шереметевых, был дан домашний концерт в присутствии имп. Павла, который подарил ей собственный перстень, что вызвало бурю негодования в высшем свете. Хотя брак графа был заключен с одобрения императоров Павла I и Александра I, о нем офиц. было объявлено только в 1803 после рождения их сына Дмитрия. Графиня Прасковья Ивановна не была принята аристократич. об-вом, когда супруги, ранее жившие в Москве, в Кускове и Останкине, переехали в Петербург. Она скончалась через три недели после рождения сына и была похоронена в усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре.

По воспоминаниям современников, Ш. была умной, доброй, скромной и глубоко верующей женщиной, она была слаба здоровьем и не очень красива. Еще при жизни она была известна широкой благотворительностью, а после ее смерти, по ее завещанию, граф Ник. Петр. построил в Москве Странноприимный дом с больницей, в к-ром ежегодно призревалось от 100 до 170 престарелых и лечилось до 1000 больных; положил капитал на выдачу неск. тыс. бедных невест приданого и в помощь разорившимся ремесленникам. Портреты П. И. Шереметевой писали Н. И. Аргунов, Анжелика Кауфман и др. О судьбе Ш. была сложена нар. песня и написано неск. романсов.

Шереметевы

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Шерер и Набгольц"

"ШЕ́РЕР и НАБГО́ЛЬЦ" - в 1864 моск. купцы 1-й гильдии Мартин Шерер и Богд. Ив. Набгольц купили у моск. фотографа К. А. Бергнера фотографическое заведение с условием сохранения имени бывшего владельца. Рекламная марка: "Шерер и Набгольц, бывшая К. А. Бергнера в Москве". Фирма "Ш. И Н." снимала множество видов Москвы и ее окрестностей. Особую ценность представляют снимки интерьеров Кремлевск. дворца, в частн. виды Алексеевского и Александровского залов работы арх. К. А. Тона, уничтоженные при перестройке в 1930-е гг. Чрезвычайный интерес представляет склеенная фотопанорама Москвы в р-не Кремля (23×118×133 см), хранящаяся в Эрмитаже. В 1865 за представленные на Моск. мануфактурной выставке фотография, коллекции фирма была награждена серебр. медалью "За трудолюбие и иск-во". В 1868 М. Шерер сдал ателье в аренду курляндскому уроженцу Альберту Ивановичу Мею с условием сохранения имени прежних владельцев ателье. Новая фирма под назв. "Шерер, Набгольц и Ко" просуществовала до 1918.

Лит.: Миролюбова А. И., Петрова Т. А. Рус. фотография, 1840-1910 годы: Из собрания Эрмитажа. Л., 1991. № 7/8. С. 343-364, 394-395; Шипова Т. Шерер, Набгольц и Ко // Фотограф. 1993. № 9/10. С. 31.

Шершеневич Вад. Габриэлевич

ШЕРШЕНЕ́ВИЧ Вад. Габриэлевич (1893-1942) - поэт, переводчик, лит. и театр. критик. Ш. окончил привиле-гир. Поливановскую г-зию, а затем филол. и юрид. (по др. сведениям - математич.) ф-ты Моск. ун-та.

Первые поэтич. сб. Ш. "Весенние проталинки" (1911) и "Carmina" (1913) носят отпечаток явного влияния поэзии символистов (гл. обр. А. Блока). В том же 1913 Ш. делает резкий поворот "налево" и оказывается в стане эгофутуристов. В Москве и Пб. выходят поэтич. сб. Ш. "Экстравагантные флаконы" и "Романтическая пудра" (оба - 1913), исполненные эпатирующего эгофутуристического юмора. Одновременно Ш. переводит и активно пропагандирует в России творчество вождя итальянских футуристов Ф. Т. Маринетти, пишет статьи о футуризме.

За годы войны "вольноопределяющийся Ш." издал неск. книг: сб. стихотв. "Автомобилья поступь", сб. статей о футуризме "Зеленая улица" и поэму (в соответствии с модной теорией монодрамы" именуемую "мо-нологич. драмой") "Быстрь".

Имя Ш. в истории лит-ры в первую очередь связывается с рус. имажинизмом, к-рый был в сущности детищем Ш. Еще в "Зеленой улице" (1916) футурист Ш. писал: "Я по преимуществу имажионист. Т. е. образы прежде всего. А так как теория футуризма наиболее соответствует моим взглядам на образ, то я охотно надеваю... вывеску футуризма". Наиболее же полно свои "имажионист-ские" взгляды Ш. излагает в книгах "2×2 = 5" и "Кому я жму руку" (обе - 1920), где, как бы резюмируя, пишет: "Аритмичность, аграмма-тичность и бессодержательность - вот три кита поэзии грядущего завтра".

В 1920-21 стихи Ш. печатаются в многочисленных имажинистских альманахах и сборниках. В 1920 выходит лучшая поэтическая книга Ш. "Лошадь как лошадь", о к-рой В. Львов-Рогачевский писал: "...за каталогом образов, за перепевами, раскрывается страшное лицо человека, потерявшего душу в совр. городе. Здесь есть свое, и это войдет в литературу".

Последний свой поэтич. сборник "Итак итог" Ш. издал в 1926 на свои средства. С этого времени Ш. пишет стихи лишь от случая к случаю. Занимается переводами (Ш. Бодлер, Э. Парни, У. Шекспир), много и успешно работает для театра, "русифицировав" либретто едва ли не всей зап. опереточной "классики" ("Цыганский барон", "Корневильские колокола" и мн. др.).

Умер Ш. от туберкулеза в эвакуации.

Соч.: Стихотворения. Поэмы. Тео-ретич. работы / Сост., предисл., примеч. В. Ю. Бобрецова. Ярославль, 1997.

Шестая часть света

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ СВЕТА - Россия, за нимающая шестую часть суши земного шара. Считается, что мысль о России как части света, а не царстве, принадлежит Петру I. Ее в 1837 повторил и развил А. А. Краевский в "Лит. прибавлениях" к "Рус. Инвалиду".

Шестов Лев Исаак

ШЕСТО́В (Шварцман) Лев Исаак. (1866-1938) - философ-экзистенциалист. Род. в Киеве, окончил юрид. ф-т Киев. ун-та. С 1895 по 1914 жил в Швейцарии, с 1914 по 1920 в Москве, после 1920 в Париже. В основе философии Ш. лежит противопоставление мира обыденности и некоего запредельного дух. существования, открывающегося человеку в трагич. одиночестве и разочарованности в рацион. объяснениях жизни. Это запредельное существование таинственно, иррационально и потому несоизмеримо с обыденными понятиями. Вжиться в него люди могут только поодиночке, отбросив общепринятые нормы рассудка и отдавшись своей страстной иррацион. вере. Согласно Ш. вера и разум являются абс. противоположностями. Вера - это личностная, непредсказуемая неуправляемая сила, исходящая свыше и уносящая нас к иному, настоящему миру, где все определяется не нашим субъект. рассудком, а волей всемогущего Бога-Первотворца, разум же есть некое злокозненное механич. средство сведения живого - к неживому, истинного - к ложному, своего - к ничьему, массово-безличному. Настаивая на индивидуальности веры, Ш. считал, что любая степень коллективности есть извращение живой подлинности ее смысла. Все человеч. знания и учения, накопленные за века, оказываются лишь кладбищем духа, отвлеченными формами некогда живых личных переживаний и озарений их создателей. Философия Ш. оказывается не только критикой рационализма, но и приобретающим индивидуальный и негативный характер отрицанием традиц. культурных ценностей. Ш. близко ветхозаветное понятие о Боге как о невыразимом, таинственном и всемогущем Господе. Поэтому мысль Ш. останавливается на границе "этого" и "иного" мира, не в силах оторваться от первого и духовно приобщиться ко второму. Переживание подобной границы, движение вдоль нее становится содержанием большинства соч. философа. Ш. любит писать о форме "странствования по душам" и занят поисками сходного "пограничного" состояния в биографиях и воззрениях изв. писателей, мыслителей, религ. вождей человечества. Этим же объясняется присущий ему религиозно-индивидуалистич., а подчас и нигилистич. нравств. смысл. Наряду с Б. Паскалем, С. Кьеркегором и Ф. Ницше, Ш. можно отнести к философам жизни и признать в нем одного из основоположников экзистенциализма, находящегося в радикальной оппозиции традиц. метафизике.

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. СПб., 1911; Сочинения: В 2 т. М., 1993. Умозрение и откровение. Париж, 1964; Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

Л. И. Шестов. Худ. С. Сорин. 1922

Л. И. Шестов. Худ. С. Сорин. 1922

Шефнер Вад. Сер.

ШЕ́ФНЕР Вад. Сер. (род. 1914/15) - поэт, прозаик. Род. в старинной военно-интеллигентской семье, оба деда - адмиралы, дед со стороны отца - один из основателей Владивостока. После смерти отца (1923) - недолгий период бродяжничества, пребывание в провинц. детских домах; после окончания ср. школы работал кочегаром, станочником, формовщиком в литейном цехе, инструктором по физкультуре, библиотекарем и т. д. В 1935 поступил на рабфак при Ленингр. ун-те. Первая публикация - в ж. "Резец" (1933). В предвоен. годы участвовал в Объединении поэтов при Ленингр. отд. СП (рук. А. Гитович). Первый сб. стихов - "Светлый берег" (1940). В годы Вел. Отеч. войны III. - воен. журналист, участник обороны Ленинграда. Сб. стихов "Защита" (1943), поэма "Встреча в пригороде" (1945) посвящены защитникам Ленинграда. Особую известность получило стихотв. "Зеркало" (1942). Ленинград в разные годы его судьбы - герой мн. стихов Ш. Автор сб.: "Знаки земли" (1961); "Своды" (1967); "Запас высоты" (1979); "Северный склон" (1980); "Личная вечность" (1984) и др. Осн. мотивы лирики Ш. - жизнь и смерть, нравств. обязательства человека перед своей судьбой и людьми, миром, природой, непрерывность бытия со всеми его метаморфозами, память. Ш. привержен классич. стиху, он стремится извлечь из добытого опыта полезные советы, даже наставления. Поучительное начало присутствует и в прозе Ш., излюбленный жанр к-рой - повесть-сказка с элементами фантастики, иронии, сатиры ("Скромный гений", 1963; "Человек с пятью "не", или Исповедь простодушного", 1966; "Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала", 1967; "Круглая тайна", 1969 и др.). "Сестра печали" (1963-68) - своеобразная баллада в прозе о предвоенной молодости и трагических днях ленингр. блокады.

Шехтель Фед. Осипович

ШЕ́ХТЕЛЬ Фед. (Франц) Осипович (1859-1926) - архитектор. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1876-77) и за границей. В 1880 работал пом. арх. А. С. Каминского. С 1896 преподавал в Строгановском худ.-пром. уч-ще. С 1906 - пред. Моск. Арх. общ-ва. Работал преим. в Москве, Подмосковье, Ниж. Новгороде, Таганроге, Самарской и Рязанской губ. В ранних работах ориентировался на методы эклектики (особняк Морозовой, гл. обр. в турецко-готич. формах). Один из первых начал работать над проектированием нар. домов. Один из родоначальников стиля модерн в России. Им созданы Торговый дом и гостиница "Боярский двор" (закончено в 1903, Старая пл., 8), дом Т-ва Скоропечатни А. Левинсон (Трехпрудный пер., 9), Ярославский вокзал в Москве и др. В кон. 1900-х гг. по проекту Ш. были осуществлены здание музея и читальни им. А. П. Чехова в Таганроге и арх. часть пам. Александру III в Пб. Ш. - мастер индивид. модерна; характерными чертами в проектах частных особняков являются удачные контрасты плоскостей стен, декоративность: особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской ул. (ныне ул. Качалова, 6/2, 1900) является эталоном стиля. В крупных деловых сооружениях выявлена рациональная основа модерна: четкое деление фасадов по вертикали и горизонтали, обусловленное применением жел.-бетон. конструкций, большие поверхности остекления, скупое введение декоратив. элементов (торг. дом Купеч. об-вав М. Черкасском пер., 1909-11), т. н. "графический модерн".

Лит.: Ф. О. Шехтель и проблемы истории рус. архитектуры кон. 19 - нач. 20 в. М., 1988.

Шешковский Степ. Ив

ШЕШКО́ВСКИЙ Степ. Ив. (1727-94) - глава Тайной канцелярии. Род. в Пб., в семье канцеляриста Правительствующего Сената. Нач. образование получил дома, затем был определен в греко-лат. школу, где обучался латыни. Был определен на службу в Сибирский приказ. В 1740 Ш. временно откомандировывают в Тайную канц., где ему настолько понравилось, что спустя три года он самовольно скрывается с места службы и договаривается о переводе в моск. контору тайных розыскных дел. В 1748 Ш. перебирается в Тайную канц. Пб. В 1757 "за добропорядочные его при важных делах поступки и примерные труды" его назначают секр. Тайной канц. В 1763 Ш. участвует в допросе обвиненного в заговоре Арсения Мациевича, во время к-рого присутствовала сама Екатерина. Еще через год ведет следствие по делу капитана Мировича, пытавшегося вызволить из Шлиссельбурга претендента на престол Иоанна Антоновича. За выказанные в этом деле заслуги Ш. производят в надворные советники. Он становится дворянином. Екатерина высоко ценит способности Ш. После поимки Емельяна Пугачева она пишет в Москву, что посылает Ш., "который особливый дар имеет с простыми людьми и всегда удачно разбирал и до точности доводил труднейшие разбирательства". В 1775 "даровитый следователь" получает следующий чин. По свидетельству современников, он вместе со священником сопровождал Пугачева к месту казни. После завершения пугачевского дела Ш. приступает к новому расследованию. В Пб. стали появляться карикатуры и пасквили на императрицу. Ш. допрашивает придворных дам, причем нек-рых из них, как например графинь А. А. Эльмпт и Е. П. Бутурлину, "с пристрастием". Затем Ш. поручают "слегка телесно наказать" ген.-майоршу М. Д. Кожину. В 1790 Ш. допрашивает А. Н. Радищева, в следующем году ведет следствие по делу Н. И. Новикова. Рассказывали, что обычным приветствием Г. А. Потемкина Ш. был вопрос: "Каково кнутобой-ничаешь, Степан Иванович?" - "Помаленечку, Ваша Светлость", - неизменно отвечал усердный служитель закона. Утверждали также, что Ш. бывал неоднократно бит в укромных углах отдельными смельчаками. Умер, однако, он кавалером мн. орденов и тайным советником. После его смерти семье были высочайше пожалованы 10000 руб.

Шибанов Мих.

ШИБАНОВ Мих. (? - после 1789) - живописец. По происхождению крепостной. "Вольный живописец" с 1783. Манера Ш. отличается конкретностью изображения, выразительностью портретных характеристик, подчеркиванием патриархальности семейных отношений рус. крест-ва. Стремился передать торжеств. моменты крест. быта, привлекательность нац. рус. типа, красоту традиц. костюма. По особенностям композиц. построения и колорита картины Ш. сходны с произв. мастеров ист. жанра. Ш. - первый предст. бытового крест. жанра в рус. живописи. Писал также портреты. Осн. произв.: "Празднество свадебного договора" (1777); "Крестьянский обед" (1774); портреты А. Спиридова (1772), имп. Екатерины II (1787), А. Дмитриева-Мамонова (1787).

Шибановы

ШИБА́НОВЫ - книгопродавцы. Петр Вас. Ш. (ок. 1822-92) род. в с. Лава Симбирской губ., был крепостным крестьянином кн. Гагариных, в 1840 получил от них вольную и стал заниматься разысканием старинных рукописей и книг и книжной торговлей - вначале в Самаре, а с 1883 - в Москве, где на Старой площади у Ильинских ворот основал антикварную лавку. Деятельным пом. П. В. стал его сын Пав. Петр. Ш. (1864-1935). Широкую известность он получил как один из создателей новой разновидности книготорг. библ. пособий - антикварных каталогов. Первый из них - "Список редких рус. книг со ссылками на библиографич. источники" вышел в свет в 1881, затем на протяжении трех десятилетий он с помощью опытного книжника А. М. Старицына выпускал изящно оформл. каталоги "Антикварная книжная торговля П. Шибанова" (1885-1916). Не только глубокое знание книги, но и завидное трудолюбие перенял П. П. у отца. В 1892 он стал единственным владельцем книжного магазина, энергично ведя торговлю, формируя б-ки собирателей, составляя и издавая каталоги фирмы. В 1892 он издавал ежемес. иллюстрир. ж. "Библиографич. записки". П. П. принимал активное участие в работе Рус. библиографич. об-ва при Моск. ун-те. Плодотворной была деят-ность П. П. после Окт. рев-ции. Несмотря на то, что в 1917 его магазин был муниципализирован, а собр. рукописей и книг передано б-ке Румянц. музея, П. П. продолжал участвовать в книгоиздат. и книговедч. процессе. С нояб. 1918 он был экспертом Наркомпроса, а с 1923 заведовал антикварным отд. акционерного об-ва "Междунар. книга", читал лекции для букинистов, выступал с докладами в Рус. об-ве друзей книги и в Ленингр. об-ве библиофилов. П. П. принадлежит ряд трудов по истории антикварной книжной торговли в России.

Лит.: Лавров А. П. П. Шибанов // Сов. библ. 1984. № 3.

Шиллер Франц Петр.

ШИ́ЛЛЕР Франц Петр. (1898-1955) - лит.-вед, д-р филол. наук, проф. и зав. каф. всеобщей лит-ры 2-го Моск. гос. ун-та (Моск. гос. пед. ин-та им. Ленина), проф. Ин-та красной профессуры, зав. отделом зап.-европ. лит-ры Ин-та мировой лит-ры, ред. отдела лит-ры Большой сов. энциклопедии, пред. ученого К-та по делам высшей школы при СНК СССР, член Моск. совета. В 1923-33 работал в Ин-те Маркса - Энгельса над расшифровкой более 40000 фотокопий оригинальных документов архива К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1928 по ложному доносу был арестован органами НКВД и сослан на Колыму. Освобожден в 1946 без права проживания в административных центрах. В 1947-48 работал учителем нем. яз. в ср. школе Омской обл. Страдая туберкулезом легких, цингой, неоднократными кровоизлияниями в мозг, частичным параличом, он вынужден был в 1948-52 жить в Пушкинском доме инвалидов в Омской обл., где продолжал работать над монографиями. В 1952-55 переведен в Дом инвалидов на станции Тинская Красноярского края, где и умер. Реабилитирован в 1951. Основные науч. труды: "Маркс и Энгельс об искусстве" (1933), "Маркс и Энгельс о литературе" (1933), "Энгельс как литературный критик" (1934), "Георг Веерт - поэт союза коммунистов" (1932), "Гете" (1932), "Генрих Гейне" (1930), "Фридрих Шиллер и его эстетика" (1934), "Историязап.-европ. литературы нового времени" (1937-38. Т. 1-3), "Поэзия германской революции 1848 г." (1934), "Фридрих Шиллер" (1955), "Генрих Гейне" (1962), "Дж. Байрон" (не опубликована). Всего 20 монографий и свыше 160 работ в сб. и журналах.

Шиллинг фон Канштадт Пав. Львович

ШИ́ЛЛИНГ фон Канштадт Пав. Львович (1786-1837) - изобретатель и востоковед. Род. в Ревеле, в семье полк. барона Людвига Шиллинга фон Канштадта, умер в СПб. Окончил в 1802 в Пб. первый кадетский корпус с чином подпоручика свиты Е. И. В. и в 1803 был переведен в Коллегию иностр. дел, причислен к посольству в Мюнхене, где заинтересовался электричеством, работал над устройством телеграфа, идея к-рого уже существовала, но имевшиеся опытные образцы практич. значения фактич. не имели. В 1812 изобрел взрыватель для взрыва мин (мину с электрич. запалом), первый эксперим. взрыв к-рой был проведен на Неве. Мины конструкции Ш. были использованы в рус. армии. Герой Отеч. войны 1812, Ш. продолжил работу над взрывателем и после войны, предложил заменить переписку бумаг во мн. экз. воспроизведением их литографич. способом, изобретенным еще в 1788. Организовал первую в России образцовую литографию и был назначен ее дир., усовершенствовал литографич. процесс. Ш. - один из первых рус. востоковедов (многосторонний ученый, в частности китаист). С 1829 - чл.-корр. Петерб. АН по разряду лит-ры и древностей Востока. В 1820 командирован в Сибирь и Монголию, привез богатейшую коллекцию тибетских, китайских, монгольских рукописей и ксилографов, впоследствии переданную в Азиатский музей АН. В 1832 вернулся в Россию, продолжил работу над телеграфом, усовершенствовал его, пользуясь идеями Ампера, и создал первый аппарат, пригодный для практич. применения. На основе этого аппарата создал систему эл.-магн. телеграфа, в к-рой передача электрич. сигнала велась особым шестизначным кодом. В 1835-36 предложил усовершенств. вариант с одной индикаторной стрелкой. В 1836 под его рук-вом была проложена подземная телеграфная линия между крайними помещениями Адмиралтейства в Пб. В 1837 разработал проект создания подводной линии эл.-магн. телеграфа между Пб. и Кронштадтом, создал изолир. электрич. кабель с каучуковой изоляцией. Предложил подвешивать провода (при обсуждении вопроса о соединении телеграфом Пб. и Петергофа) на столбах вдоль дороги в том виде, как это делается теперь. Однако большинство членов комиссии сочло это предложение безумным. Внезапная болезнь и смерть Ш. остановила работы; заслуги его не были оценены по достоинству при жизни, долгое ремя и после смерти его имя находилось в забвении. Изобретение телеграфа приписывали американцу С. Морзе. Лишь в 1859 право Ш. на его изобретение было восстановлено акад. Гамелем и с того времени уже не оспаривалось никем.

Лит.: Яроцкий А. В. П. Л. Шиллинг. М., 1963; Рубан Ю. И. Электрическая мина штабс-ротмистра Павла Шиллинга // Новый Часовой. СПб., 1996. № 4. С. 115-120.

Шиллинговский Пав. Ал-др.

ШИЛЛИНГО́ВСКИЙ Пав. Ал-др. (1881-1942) - график, живописец, педагог. Преим. работал в станковой и книжной графике в техниках ксилографии и офорта. Характерны: строгость рисунка, логика и четкость композиц. мышления, нередко роман-тич. трактовка худож. образа (серии "Бессарабия", 1913; "Петербург. Руины и возрождение", 1922-23; оформление "Одиссеи" Гомера, 1935 и т. д.).

Лит.: Корнилов П. Е. Шиллинговский: Ксилографии: Альбом. М., 1978; Гришина Е. В. П. А. Шиллинговский. Л., 1980.

П. А. Шиллинговский. Овцы

П. А. Шиллинговский. Овцы

Шилов Ал. Ал

ШИ́ЛОВ Ал. Ал. (1881-1942) - историк, библиограф. Род. в Пб., в семье мелкого чиновника. С 1904 - сотр. Б-ки АН. Вместе с В. И. Срезневским подготовил к печати работу "Сведения о рукописях, печатных изданиях, других предметах, поступивших в Рукописное отделение Б-ки имп. Академии наук" за 1900-04 (1902-07). Популяризации лучших произв. рус. лит-ры служили подготовленные Ш. для "Универсальной б-ки" В. М. Антика соч. Д. И. Фонвизина и Н. М. Карамзина, выдержавшие неск. изданий. В 1904-17 был сотр. С. А. Венгерова, принимал активное участие в подготовке "Источников словаря рус. писателей" (1900-17. Т. 1-4). В 1917-18 работал в Рос. центр. книжной палате, с 1918 - в Петрогр. отделении Центрархива. В 1919-23 руководил описанием и публ. прокламаций в Ист.-рев. архиве Музея рев-ции. В 1919 опубликовал свою первую библ. работу, посв. рев. движению, - "Библиографич. материалы о Г. А. Лопатине". В 1922 вышла еще одна крупная работа Ш. - "Что читать по истории рус. рев. движения?", охватывающая лит-ру за период 1900-21, в ней учтено ок. 4000 кн., брошюр и статей. Наиб. фундам. труд Ш. - многотомный библиогр. словарь "Деятелирев. движения в России" (М., 1927-34. Т. 1-3, 5), в к-ром он выступал как сост. и ред. Плод многолетних библ. и архивных разысканий Ш. - "Вольная рус. поэзия 2-й пол. 19 в." - вышел уже после смерти автора, в 1959. Кн. довел до печати С. А. Рейсер.

Лит.: Ратнер А. В. Ученый - подвижник: К 100-летию со дня рождения А. А. Шилова, библиографа, книговеда, археографа // Сов. библ. 1981. № 4; Алексей Алексеевич Шилов: Сов. историк, библиограф, археограф. 1881-1942: Заседание, поев. 100-летию со дня рождения. МГИК, 30 сент. 1981 // Там же. 1982. № 1.

Шилов Фед. Григ

ШИ́ЛОВ Фед. Григ. (1879-1962) - книгопродавец, библиофил, изд. В кон. 19 в. начал работать мальчиком в петерб. книжных лавках, в предрев. время стал крупным специалистом в обл. антикварно-букинистич. книжной торговли. С 1905 по 1928 выпустил 31 каталог книжного антиквариата. С 1927 заведовал в Ленинграде книж. магазином "Антиквариат". В 1917 издал составл. проф. И. А. Шляпкиным сб. изречений о книге и чтении "Похвала книге". В 1920-е гг. Ш. занялся поисками изв. дорев. книжных собр. (ст. Ш. "Судьбы некоторых книжных собраний за последние 10 лет (Опыт обзора)" // Альб. библиофила. Л., 1929; факс. воспроизв. М., 1983). За три года до смерти выпустил "Записки старого книжника", тепло встреч, книголюбами страны (М., 1959; 2-е изд. М., 1965; 3-е изд. М., 1990). Собрал большую б-ку редких изд.

Соч.: В. И. Клочков и Н. М. Волков // Альм, библиофила. Л., 1929 (факс. воспроизв.: М., 1983).

Лит.: Лидин В. Г. Предисловие // Шилов Ф. Г. Записки старого книжника. М., 1965; Берков П. Н. История советского библиофильства (1917-67). М., 1971; Дорошевич А. В. Федор Григорьевич Шилов // Кн. торговля: Опыт, проб л., исслед. 1984. Вып. 14.

Шильдер Карл Анд

ШИ́ЛЬДЕР Карл Анд. (1785-1854) - изобретатель, ген., воен. инженер. Сын рижского купца. Участник сражения под Аустерлицем, Польск. кампании 1830-31. Работал в обл. применения ракет для осады и обороны крепостей, внес большой вклад в совершенствование и расширение сферы боевого применения ракет. Изобретатель возд. канатного моста, гальвано-ударных подводных мин, холщовых понтонов и бронированной подводной лодки. Сконструировал спец. ракеты большой разрушающей силы. Впервые предложил применить фугасные ракеты при обороне крепостей. Практич. опыты применения фугасных ракет были произведены в 1834 в Пб. на Семеновском плацу. Запуск ракет осуществлялся из подземных ложементов. Воспламенение ракетного состава впервые в мире осуществлялось во всех ракетах на расстоянии (по проводам) при помощи электричества (система разработана в соавторстве с Б. С. Якоби), что явилось крупным изобретением, позволившим России в 19 в. намного опередить в боевом применении ракет Англию и Францию. Ш. впервые предложил использовать подводные лодки в качестве носителей ракет. В 1834 по его проекту была построена и испытана на р. Неве брониров. подводная лодка с двумя располагавшимися по бокам станками для пуска боевых ракет, каждый из к-рых позволял производить одноврем. пуск трех ракет. Лодка герметич. закрывалась и могла опускаться на глубину до 12 м. Практически эта идея была повторно осуществлена только через 110 лет в Германии специалистами ракетного центра в Пенемюнде. Идеи Ш. не вышли за рамки удачных экспериментов, тайна подводной лодки сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, с трудом были найдены ее чертежи в архиве много лет спустя. В нач. Крымской войны Ш. находился на Дунайском т-ре воен. действий, где и был смертельно ранен.

Лит.: Мазинг Г. Ю. К. А. Шильдер. М., 1989.

Шильдер Ник. Карлович

ШИ́ЛЬДЕР Ник. Карлович (1842-1902) - историк посл. четв. 19 в. Сын ген. К. А. Шильдера, опубликованием биографии к-рого в 1872 и началась лит. и науч. деят-ность Ш. Окончил Пажеский корпус и полный курс Николаевской инж. академии. Служил в лейб-гвардии саперном батальоне, с 1863 - адъютант Э. И. Тотлебена, считавшего себя учеником К. А. Шильдера. (В 1886-88 Ш. выпустил двухтомный биогр. очерк, посв. Э. И. Тотлебену.) Участвовал в рус.-тур. войне 1877-78. В дальнейшем занимался учебно-воспитат. работой: в 1879-85 - дир. Гатчинского Николаевского сиротского ин-та; с 1886 - дир. Николаевского инж. уч-ща и нач. академии. С 1893 - ген.-лейт. В 1899 стал дир. Имп. Публ. б-ки в СПб., сохранив эту должность вплоть до смерти. В 1900 Ш. был избран чл.-корр. АН. Как историк Ш. получил известность своими работами, посв. периоду 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 в. Имея возможность работать с архивными мат-лами, для большинства ученых его времени недоступными, Ш. ввел в науч. оборот мн. новых, ранее неизв. док-тов, сумев избежать голой фактографичности и нарисовать психол. интересные портреты рус. императоров ("Император Александр I. Его жизнь и царствование". СПб., 1897-98. 4 т.; "Император Павел I". СПб., 1901; "Император Николай I. Жизнь и царствование". СПб., 1903. 2 т.; изложение доведено до 1831) и полит. деятелей России 19 в. (А. А. Аракчеева, М. И. Кутузова, А. И. Чернышева и др.). Ш. старался быть беспристрастным ученым, избегая панегирич. ("официозных") взглядов на ист. прошлое своей страны.

Шипов Дм. Ник

ШИ́ПОВ Дм. Ник. (1851-1920) - полит. деятель. Из старин. дворян. рода. Крупный помещик Моск. губ. В 1872 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та. В детстве и юности получил славянофильское воспитание, что долгое время сказывалось на его полит. взглядах. Полит. карьеру начал в земских учреждениях. С 1877 - гласный Волоколамского уездного, а затем Моск. губ. земского собрания. В 1893 избран на пост пред. земской управы Моск. губ. На этом посту проявил организаторский талант, значительно активизировав культурную и хоз. деят-ность губ. земств. После смерти Александра II Ш. был одним из гл. инициаторов оживления полит. деят-ности земств. Бессменно председательствовал на формально запрещенных со времен Александра II съездах представителей губ. земских собраний (начиная с 1896). За это не утвержден пр-вом на посту главы Моск. земской управы (1903). Ш. стал одним из инициаторов Всерос. земского съезда в 1904. После внезапного запрещения пр-вом съезда провел его в Москве как "частное совещание земских деятелей". Председательствуя на нем, Ш. тем не менее высказался против принятого совещанием требования о созыве нар. представительства с законодат. правами. В соответствии с традициями славянофильства Ш. выступал за законосовещат. функции представительного органа. Рев-цию 1905-07 встретил на правом крыле земского движения. В окт. 1905 вел переговоры с С. Витте о вхождении обществ. деятелей в пр-во, закончившиеся неудачей из-за несогласия с кандидатурой П. Дурново. Вошел в ЦК "Союза 17 октября". Избран в Гос. совет от Моск. губ. земского собр. В сент. 1906 вышел из состава октябристской партии, будучи несогласен с ее откровенно проправительств. позицией. Перешел в партию мирного обновления. Оказавшись значительно левее земских кругов пострев. эпохи, постепенно отошел от полит. деят-ности. Вернулся к ней после захвата власти большевиками. В окт. 1919 арестован ЧК. Умер в тюрьме. Автор воспоминаний, опубл. в 1918.

"Шиповник"

"ШИПО́ВНИК" - петерб. изд-во, основанное в 1906 З. И. Гржебиным и С. Ю. Копельманом. Занималось выпуском как отдельных книг авторов, собр. соч., так и альманахов. Альманахи "Ш.", организованные в противовес сб. т-ва "Знание", приобрели популярность и одно время играли ведущую роль в лит. жизни России, удовлетворяя самым разнообразным вкусам читателей. В "Ш." сотрудничали Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, С. Н. Сергеев-Ценский, А. С. Серафимович, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. Н. Толстой, М. М. Пришвин, А. Белый, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, Г. И. Чулков и др. Ведущим автором "Ш." был Л. Н. Андреев. Изд-во не имело единой лит. платформы: оно стремилось представить публике широкий круг авторов, предпочтение отдавалось писателям с уже сложившейся репутацией. Модернисты постсимволистских направлений в изд-ве приняты не были. "Ш." сыграл большую роль в деле знакомства рус. читателя с произв. ведущих авторов предокт. десятилетия и, несмотря на некоторый эклектизм своей лит. политики, сумел придать своим изданиям неповторимый оригинальный облик.

Ширинский-Шихматов Сер. Ал-др.

ШИРИ́НСКИЙ-ШИХМА́ТОВ Сер. Ал-др. (1783-1837) - поэт. Род. в Смоленской губ., в семье отставного поручика кн. Ал-дра Шихматова. Обучался сначала дома, затем в Мор. кадетском корпусе. По окончании корпуса (1800) Ш.-Ш. был определен в Мор. ученый к-т при Адмиралтействе. Пред. этого к-та был будущий руководитель "Беседы любителей рус. слова" А. С. Шишков. Влияние его на молодого поэта имело определяющее значение. Лит. известность Ш.-Ш. началась в 1806, когда им был опубликован пер. "Опыта о критике" А. Попа, однако широкую известность его имя приобретет после появления поэм "Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия" (1807) и "Петр Великий" (1810). В 1809 Ш.-Ш. избирают чл. Рос. академии; в 1811 в только что организованной "Беседе любителей рус. слова" он становится членом первого разряда, к-рым руководил Шишков. В своем творчестве Ш.-Ш. последовательно проводил осн. лит. принципы руководителя "Беседы": высокий, торжеств. слог, отсутствие варваризмов, обилие церковнославянизмов, ориентация на слав. Библию и теорию трех штилей М. В. Ломоносова. Характерной особенностью произв. поэта являлось отсутствие в них глагольных рифм, что сторонники Шишкова воспринимали как признак высокого поэтич. мастерства. Карамзинисты реагировали на специфические особенности поэм Ш.-Ш. иронически: К. Н. Батюшков упоминал "Шихматова безглагольного", А. С. Пушкин во второй строфе "Домика в Коломне" напомнил об отказе от глагольных рифм "Шихматова богомольного" и т. д. Почти постоянно "присутствует" Ш.-Ш. в эпиграмматическом творчестве поэтов "Арзамаса". Нападки карамзинистов воспринимались князем весьма болезненно. В нем усиливается воспитанная с детства религиозность. Последние его произв. носят отчетливо выраженный теологический характер. В марте 1825 Ш.-Ш. постригся в монахи под именем Аникиты. В 1834-36 Ш.-Ш. совершил путешествие к святым местам в Иерусалим, а затем стал архимандритом при рус. посольской церкви в Афинах.

Широкогоров Сер. Мих.

ШИРОКОГО́РОВ Сер. Мих. (1889-1939) - этнолог, лингвист, социолог, антрополог. Род. в Суздале. Получил домашнее образование, потом учился во Франции. В 1910 вернулся в Россию, преподавал в Петерб. ун-те. В 1913-17 совершил ряд эксп. в Забайкалье, Якутию, Приамурье для сбора этнологич., археологич. и лингвистич. мат-ла. После рев-ции работал во Владивостоке, в 1922 эмигрировал в Китай. Преподавал в ун-тах Пекина, Шанхая, Амоя и Кантона. Совершил неск. экспед. в провинции Юннань, Фуцзянь и Кантон. Умер в Пекине. К сожалению, рукописное наследие Ш., в т. ч. завершенный в 1939 монументальный труд "Этнология", до сих пор не обнаружено. Осн. труды - по тунгусоведению (в т. ч. Тунгусо.-рус. и рус-тунгус. словари), сибирскому шаманству, системе родства и социальной орг-ции у тунгусов и маньчжуров, физич. антропологии нацменьшинств в Китае, теоретич. этнологии, социологии и лингвистике.

Соч.: Этнос: Исследование основных принципов изменения этнич. и этногр. явлений. Шанхай, 1923.

Предыдущая страница Следующая страница