Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАВ"-"ШЕВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАВ"-"ШЕВ")

Шавельский Георг. Ив

ШАВЕ́ЛЬСКИЙ Георг. Ив. (1871-1951) - протопресвитер рус. армии и флота. После окончания дух. семинарии служил псаломщиком (1891) и священником (1895) в Витебской епархии. Одновременно состоял учителем сел. школы. После смерти жены (1897) поступил в С.-Петерб. дух. академию, к-рую окончил канд. богословия в 1902. В дальнейшем служил в храмах столицы. Во время рус.-япон. войны был дивизионным благочинным и гл. священником Маньчжурской армии. Неоднократно награждался, был возведен в сан протоиерея (1905). В 1906 - настоятель Суворовской ц. в СПб., одновременно с этим - законоучитель в Смольном ин-те (до 1910), затем проф. Ист.-филол. ин-та. С 1910 - магистр богословия. С 1911 - протопресвитер рус. армии и флота. Вверенное Ш. воен. духовенство блестяще показало себя в годы 1-й мир. войны. Перед рев-цией пользовался вниманием со стороны имп. Николая II, прислушивавшегося к рекомендациям и нек-рым пожеланиям Ш. На Поместном соборе 1917-18 выдвигался кандидатом в Патриархи. Принимал как священнослужитель участие в Белом движении. В 1920 редактировал ж. "Церк. Ведомости". По распоряжению ген. барона П. Н. Врангеля был послан в Болгарию для работы среди эмигрантов с сохранением звания протопресвитера. В дальнейшем - проф. Софийского ун-та, законоучитель и дир. рус. г-зии. Оставил мемуары ("Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота". Нью-Йорк, 1954. Т. 1-2; репр. переизд.: М., 1996).

Шавров Бор. Вас.

ШАВРО́В Бор. Вас. (1900-75) - артист балета и педагог. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1918 (ученик С. Андрианова, Л. Леонтьева), позже совершенствовался у Н. Легата. В 1918-59 артист Мариинского т-ра (Т-ра им. Кирова). Первый исполнитель партий: Иван-царевич ("Жар-птица"), Кули ("Красный мак"), Командор ("Лауренсия"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Красс ("Спартак") и др. Среди его ролей Арлекин ("Карнавал"), Юноша ("Шопениана"), Асак ("Ледяная дева"), Колен "Тщетная предосторожность"), Феб, Гренуар ("Эсмеральда"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Солор ("Баядерка"), Базиль ("Дон Кихот"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Голубая птица, Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"). Для Ш. танец был средством раскрытия образа, дую из своих многочисленных ролей он трактовал как особый, целостный характер. Был партнером О. Спесивцевой, Е. Смирновой, Е. Гердт, Е. Люком. Вместе с последней в 1922-23 гастролировал по городам Европы, их дуэт пользовался успехом и на отеч. сцене, и на концерт. эстраде. Ш. преподавал в Ленингр. хореогр. уч-ще с 1929, в 1931-33 руководил им. Среди его учеников: Б. Брегвадзе, Ю. Григорович, Ю. Соловьев, И. Вельский, Вл. Семенов.

Шагал Марк Зах.

ШАГА́Л Марк Зах. (1887-1985) - живописец, график, театр. художник, монументалист. Его творчество - уникальный сплав многовековой нац. культуры евр. народа, изощренных поисков рус. авангарда 1910-20-х гг., отточенности и блеска "парижской школы". Ш. - явление мир. культуры, космополитичное по определению, но глубоко нац. по сути. Ш. род. в Лиозно, близ Витебска, провинц. города на З. Рос. империи, в черте оседлости, определ. для евреев. Облик и быт Витебска, осн. в 11 в., формировались в сложном взаимодействии правосл. христ. культуры рус. и белорусов, польск. католицизма и местечковой евр. традиции. Все это оказало сильнейшее влияние на Ш., в произв. к-рого образ Витебска является одной из сквозных тем. Ш. удивительно рано удалось найти неповторимую худож. манеру, к-рой он оставался верен на всем протяжении 80-летнего творч. пути. С 1907 Ш. учился в Пб. у Л. С. Бакста, в 1910 приехал в Париж, где вошел в круг худож. авангарда (Б. Сандрар, М. Жакоб, Г. Аполлинер, А. Модильяни). Работы Ш. демонстрировались на выставках "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мир иск-ва" и др. В России Ш. работал в 1914-22, затем уехал во Францию, с к-рой связана вся его последующая худож. деят-ность. В полотнах Ш. ("Я и деревня", 1911; "Над Витебском", 1914; "Зеленый скрипач", 1918 и мн. др.) в острой живописной форме запечатлен мир сложных ассоциаций, иллюзий, символов. Среди работ Ш.: цикл илл. к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя (1923-27), басням Ж. Лафонтена (1928-31), Библии (1931-36), им расписан плафон "Гранд-опера" в Париже (1964), создан ряд монумент. витражей, театр декораций.

М. З. Шагал. Москва. 1973

М. З. Шагал. Москва. 1973

Шагинян Мариэтта Сер.

ШАГИНЯН Мариэтта Сер. (1888-1982) - писательница. Род. в Москве, в семье медика, приват-доц. Моск. ун-та. В 13 лет осталась сиротой. После г-зии окончила ист.-филос. ф-т Высш. женских курсов (1908-12), посещала занятия в народном ун-те А. Л. Шанявского, слушала лекции по минералогии и кристаллографии. С 1903 писала стихи, близкие по своей поэтике символизму; в 1905 начала печататься как корр. газет и журналов. Сб. стихов "Первые встречи" (1909) не имел успеха (хотя был сочувственно отмечен И. Анненским). Зато вторая поэтич. книга "Orientalia" (1913), восторженно встреченная читателями и критикой, переиздавалась в последующее десятилетие 7 раз. Выступала Ш. и как лит. критик ("Блаженство имущего. Поэзия Зинаиды Гиппиус", 1912). Работу над магистерской дисс. в Гейдельберге прервала 1-я мир. война. Проведя неск. лет в Ростове-на-Дону, Ш. в 1921 переехала в Пг., в 1927 - в Армению, в 1931 вернулась в Москву. Приняв Октябрь как событие религ.-мистич. значения, Ш. в послерев. годы пишет романы и повести ("Перемена", 1922-23; "Приключения дамы из общества", 1923), свидетельствующие об ее усилиях соответствовать новому времени. В теч. 1920-х гг. Ш. серийно издает также популярные "приключенч." книжки из жизни зап. мира, служащие целям антибурж. политич. сатиры и коммунистич. пропаганды (напр., "Месс-Менд, или Янки в Петрограде". Пг., 1924). Пребывание в Армении имело результатом роман "Гидроцентраль" (М., 1931), воспевавший стр-во эпохи первых пятилеток. С 1934 входила в состав правления СП СССР. В 1942 Ш. вступила в партию. Ее излюбленные жанры в 30-50-х гг. - производств. и путевые очерки (Сталинская премия 3-й ст. за кн. "Путешествие по Советской Армении". М., 1950), лит.-ведческие труды (докторская степень за кн. "Т. Г. Шевченко". М., 1941), беллетризованные биографии. В период хрущевской "оттепели" начинает работать над серией романов о В. И. Ленине: "Семья Ульяновых" (М., 1959), "Первая Всероссийская" (М., 1965), "Билет по истории" (М., 1970). За свою "Лениниану" Ш. в 1972 удостоена Ленин. премии.

Шадр Ив. Дм

ШАДР (Иванов) Ив. Дм. (1887-1941) - скульптор (монументалист и станковист); чл. Об-ва рус. скульпторов (с 1926). Автор портретов, мемор. памятников, монумент. скульптур. Ранний период отмечен влиянием стиля модерн (проект пам. "Мировому страданию", 1915); после 1917 участвует в реализации плана монумент. пропаганды, создает произв. романтич. характера, воплощает в них пафос рев-ции ("Булыжник - орудие пролетариата", 1927; пам. М. Горькому в Москве, проект 1939; сер. скульптур "Рабочий", "Сеятель" и др. для последующего воспроизв. на денежных знаках).

Шаламов Варлам Тих.

ШАЛА́МОВ Варлам Тих. (1907-82) - писатель. Отец Ш. был священником (о детстве Ш. см. его пов. "Четвертая Вологда", 1971). В 1924 переезжает в Москву, работает дубильщиком на кожев. з-де, поступает на ф-т сов. права Моск. ун-та (1926). В 1929 арестован за распространение "Письма к съезду" В. И. Ленина; отбывал срок на Сев. Урале и на Вишере (см. цикл рассказов и очерков "Вишера", назв. автором антироманом). Возвратившись в Москву (1932), занимается лит. работой (очерки, статьи, фельетоны). Первое худож. произв. - рассказ "Три смерти доктора Аугустино" (1936). В 1937 опять арестован, осужден на 5 лет, к-рые ему были продлены еще на 10 лет (1943) за антисов. агитацию (Ш. настаивал на том, что И. А. Бунин - крупнейший рус. писатель). В 1951 освобожден. Работал мастером на торфоразработках, агентом по снабжению в Калининской обл. В 1956 реабилитирован, возвратился в Москву, был внештатным корр. ж. "Москва". Появляются в печати поэтич. произв. Ш. (сб-ки "Огниво", 1961; "Шелест листьев", 1964; "Дорога и судьба", 1967): "о свободе, о праве дышать", о душной крепости и воле, о сверхчеловеческом терпении и о большой любви. Первые рассказы из колымских тетрадей появились в 1987 ("Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешенные лиственницы", "Перчатка или КР-2"). Они появились позже книг А. И. Солженицына и восприняты были сквозь призму творчества последнего. Ш. был озабочен собиранием полной правды о фактах и людях, о том, чтобы история России не превратилась в легенду. Умер в доме престарелых.

В. Т. Шаламов

В. Т. Шаламов

Шаликов Петр Ив

ША́ЛИКОВ Петр Ив. (1768(67?)-1852) - поэт, прозаик, переводчик, лит. критик, журналист. Из груз. дворянского рода. Князь. Служил в кавалерии, в 1799 вышел в отставку в чине премьер-майора. Писатель-сентименталист, поклонник и подражатель Н. М. Карамзина. Выступил в печати в 1796, лит. известность приобрел сб. "Плод свободных чувствований (1798-99. Ч. 1 - 3) и "Цветы граций" (1802), объединившими стихотв. и прозаич. соч. Автор "Путешествия в Малороссию" (1803-04), "Исторического известия о пребывании в Москве французов" (1813). Издатель ж. "Моск. зритель" (1806), "Аглая" (1808-10, 1812), "Дамский журнал" (1823-33); редактор газ. "Моск. ведомости" (1813-38). Принадлежность к отошедшему в прошлое сентиментализму, преувелич. чувствительность произв., наряду с эксцентричностью поведения и раздражительным характером, послужил превращению Ш. и его творчества в объект многчисл. эпиграмм, насмешек, пародий.

Шаляпин Фед. Ив

ШАЛЯ́ПИН Фед. Ив. (1873-1938) - певец (бас). Родился в семье мелкого служащего. Работал учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в архиерейском хоре. С 1890 хорист в оперной труппе в Уфе. С 1891 с украинской опереточной труппой разъезжал по городам России. В 1892-93 занимался у Д. Усатова (ученик К. Эверарди) в Тифлисе (Тбилиси), где начал проф. сценич. деят-ность. В 1895 солист Мариинско-го т-ра. В 1896 поступил в Моск. частную оперу (по приглашению С. Мамонтова), где раскрылся его талант. Этому способствовала творч. атмосфера т-ра, в к-ром дирижировали С. Рахманинов, М. Ипполитов-Иванов, спектакли оформляли крупнейшие рус. художники В. и А. Васнецовы, М. Врубель, И. Левитан, В. Поленов, К. Коровин, В. Серов и др., а также труппа, состоявшая из великолепных певцов: Н. Забела-Врубель, П. Лодий, П. Оленин, В. Петрова-Званцева, И. Салина, А. Секар-Рожанский, И. Щевелев, Е. Цветкова, В. Эберле и др. В т-ре Мамонтова (содержал на свои средства) Ш. исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Борис Годунов и Варлаам, Досифей ("Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского), Иван Грозный и Сальери ("Псковитянка" и "Моцарт и Сальери" И. Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" А. Серова), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба) и др. В 1898 гастролировал с т-ром в Пб., где пропагандистом его творчества стал В. Стасов, посвятивший актеру ряд статей. С 1899 пел в Большом и одновременно в Мариинском т-рах, а также в провинц. городах. В 1901 с триумфом выступал в Италии (в т-ре "Ла Скала"), после чего начались его постоянные гастроли за рубежом, принесшие певцу мировую славу. В 1907-09, 1913 участвовал в "Русских сезонах" в Париже, где выступил пропагандистом рус. иск-ва, и прежде всего творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. В 1918 был худож. рук. Мариинского т-ра, в 1919 избран в его директорию. В 1922 уехал на гастроли за границу и не вернулся. Жил в Париже, гастролировал по всему миру. Ш. один из величайших представителей рус. вокальной школы, поднял на небывалую высоту рус. реалистич. музык.-драматич. актера. Величайшим созданием Ш. были образы Бориса Годунова и Мефистофеля. Крупнейший камерный певец, глубокий интерпретатор романсов рус. и заруб. композиторов, а также рус. нар. песен. Многогранная худож. одаренность Ш. проявилась в его талантливых скульптурных, живописных, графич. работах. Обладал также лит. даром. Выступал как оперный реж. (поставил оперы "Дон Кихот" Ж. Массне, "Хованщина" М. П. Мусоргского), снимался в кино ("Иван Грозный", "Дон Кихот"). "...В рус. иск-ве Ш. - эпоха, как Пушкин" (М. Горький). Похоронен в Париже на кладбище Батиньоль, перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (1984).

Соч.: Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М., 1989.

Лит.: Ф. И. Шаляпин. (Сб.), Т. 1-3. М., 1976-79; Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2-х кн. 2-е изд. Л., 1988-89.

Ф. И. Шаляпин (за роялем) и А. И. Куприн. 1910

Ф. И. Шаляпин (за роялем) и А. И. Куприн. 1910

Шамиль

ШАМИ́ЛЬ (1797-1871) - предводитель нац.-освободит. антиколониального и антифеодального движения горцев Дагестана и Чечни (1834-59). Ш. родился в высокогорном дагест. ауле Гимры, в семье аварского узденя (крестьянина). При рождении получил имя Али, но т. к. был слабым, болезненным ребенком, ему дали другое имя - Шамуил (Шамиль), чтобы, согласно поверью, с прежним именем его покинули все болезни. Физ. труд с раннего возраста, занятия джигитовкой, фехтованием, плаванием превратили его в сильного, ловкого и чрезвычайно выносливого мужчину. Ш. был высокообразованным человеком - знал неск. яз., писал стихи, изучал философию, законоведение, логику, риторику, имел богатую б-ку. При первых имамах - Гази-Магомеде и Гамзат-беке - молодой Ш. проявил себя как бесстрашный воин в борьбе против местных феодалов и царских колонизаторов, активный проводник шариата. В 1834 избирается народом имамом. Возглавляя борьбу горцев в течение четверти века, Ш. создал уникальное воен.-теократич. гос-во - имамат, к-рое, несмотря на религ. оболочку, было несомненно прогрес. явлением. Ислам был использован как средство консолидации многочисл., раздираемых феодальными междоусобицами и внутр. противоречиями мелких дагестанских и чеченских владений. Ш. осуществил антифеод. соц. реформы, создал регулярную армию, в соответствии с идеями Корана и нормами шариата ввел свод законов из 13 низамов (кодексов). Необходимо отметить, что Ш. не воевал против рус. народа, не культивировал нац.-религ. нетерпимость, к примеру, разрешил построить церковь для рус. перебежчиков и пленных. Длит. война истощила горцев экономически и физически, что усиливало их недовольство строгими порядками в имамате. Мн. наибы покидают Ш. В авг. 1859 у аула Гуниб Ш. сдается войскам А. И. Барятинского, за что последний получает чин ген.-фельдмаршала. Пленник с семьей и частью свиты был отправлен в Россию. В Пб. Ш. неоднократно встречался с Александром II, бывал на приемах столичной знати, посещал музеи и т-ры. Был Ш. в Москве, Харькове, Киеве. Местом жительства ему определили Калугу. В 1870 Ш. разрешили совершить паломничество в Мекку. Умер Ш. 4 февраля 1871, похоронен в аравийском г. Медина.

Шампанское

ШАМПА́НСКОЕ - алкогольный газированный напиток из виноградного сока. Впервые было получено во 2-й пол. 17 в. в пров. Шампань (Франция). Во Франции, Испании и ряде др. стран Ш. вырабатывается по старин. способу: 1) прессуют виноград в корзиночных прессах; 2) полученное сусло осветляют; 3) идет брожение в бочках при температуре не выше 22°С; 4) через 2-3 мес. молодой виноматериал снимается (сливается) и для придания ему стабильности обрабатывается танином и рыбьим клеем; 5) происходит купажирование (смешивание) полученных виноматериалов; 6) производится шампанизация, т. е. смешивание виноматериалов, тиражного ликера, чистых культур шампанских дрожжей, танина, рыбьего клея; 7) тиражная смесь разливается в спец. бутылки и идет вторичное брожение в теч. 2-3 мес. при 12-15°С; 8) выдерживают напиток после брожения в бутылках до 3 лет; 9) проводится рюмаж, т. е. перевод осадка дрожжей на пробку путем вращения бутылок в теч. 6 нед. в спец. установках; 10) удаляется осадок дрожжей (дегоржаж); 11) проводится контрольная выдержка в теч. 15 сут. и оформление бутылок. В нашей стране разработан и внедрен новый метод шампанизации непрерывным способом в системе из шести последоват. соединенных бродильных резервуаров. Перед этим виноматериалы освобождаются от растворенного кислорода. Затем в них вводится резервуарный ликер из расчета 22 г/л сахара и разводка чистой культуры дрожжей. Шампанизация в емкостях - баках проводится при 10-12°С; длительность цикла 17 сут. После этого вино выдерживают на дрожжах, охлаждают до - 4°С, фильтруют, разливают в бутылки, закрывают пробками, к-рые закрепляют с помощью проволочной уздечки - мюзле. Полученный напиток называется Советским Ш., в нем 10,5-12,5 об.% спирта. По содержанию сахара различают Ш.: брют (до 0,3%), самое сухое (до 0,8%), сухое (3%), полусухое (5%), полусладкое (8%), сладкое (10%). Наряду с этим применяется и классический (бутылочный) метод приготовления Ш. Ш., полученное по такому методу, имеет на этикетке пометку "выдержанное". Оно содержит инвертного сахара брют до 0,3 г/100 мл, сухое - 3-3,5, полусухое - 5-5,5 г/100 мл.

Шамурин Евг. Ив

ШАМУ́РИН Евг. Ив. (1889-1962) - книговед, библиотековед и библиогра-фовед. Род. в Ереване, в семье адвоката. В кон. 1906 за участие в стачечном к-те гимназистов был арестован и выслан в Казань, где жил у своего дяди - проф. Казанск. ун-та Н. П. Загоскина. Здесь он закончил г-зию, а в 1912 - юрид. ф-т Казанск. ун-та. В 1921 работал зав. отд. библиографии Татгосиздата и одноврем. выполнял функции дир. Татарской республ. книж. палаты. После переезда в Москву Ш. с 1922 по 1939 - сотр. Рос. центр. книж. палаты (с 1932 - зам. дир.), ред. "Книжной летописи". В 1940-50 заведовал каф. фондов и каталогов Моск. библиотеч. ин-та. В 1944 защитил докт. дисс. по истории библиотечно-библиогр. классификации, к-рая позднее (1955-59) была опубликована в виде двухтомной монографии. В разные годы ученым написаны такие работы, как "Руководство по составлению алфавитного каталога" (1927), "Методика библио-графич. работы" (1933), "Алфавитный каталог и его организация" (1936), "Систематич. каталог и его организация" (1936), "Методика составления аннотаций" (1959). Ш. является также автором большого вступ. очерка "Книговедение, теория и история библиографии в советской литературе" к ретроспективному указателю Ю. И. Масанова "Теория и практика библиографии. 1917-58" (1960). На протяжении неск. десятилетий Ш. занимался проблемами книговедч. терминологии. Результатом этой работы стал первый в нашей лит-ре опыт составления книговедч. справочного изд. - "Словаря книговедч. терминов" (1958), содержащего объяснение более 4500 терминов и выражений изо всех отраслей книговедения и смежных обл. знания.

Лит.: Евгений Иванович Шамурин // Сов. библ. 1962. № 6; Масанов Ю. И., Грачева И. Б. Е. И. Шамурин (1889-1962). М., 1970; Крылова Т. Д. "Неутомимая творческая мысль" // Сов. библ. 1989. № 5; Мамонтов А. В. Ранняя библиографич. работа Е. И. Шамурина// Там же. 1991. № 4.

Шанц Ив. Ив

ШАНЦ Ив. Ив. (1802-79) - мореплаватель, адм. (1866). Выходец из Швеции, в 1821 поступил мичманом на рус. флот, в 1822-27 произвел описи шхер у юго-зап. берегов Финляндии и Аландских о-вов; в 1834-36 совершил кругосветное плавание на транспорте "Америка", во время к-рого в Тихом ок. в группе Ралик Маршалло-вых о-вов открыл и составил опись атолла Вото, названного позже его именем. В 1856-59 командовал отрядами судов в Финском зал., с 1860 - ст. флагман Балт. флота, с 1863 - чл. Адмиралтейств-совета. В честь Ш. также назван мыс в Японском море.

Шаньга

ША́НЬГА - пышка из дрожжевого теста, лепешка, к-рую обычно перед выпечкой смазывают наливкой (сметаной, растертой с маслом или творогом, картофельным пюре и др.). Ш. без наливки подают с медом. Распространены на Урале и в Сибири.

Шанявского университет

ШАНЯ́ВСКОГО УНИВЕРСИТЕ́Т (Моск. городской нар. ун-т им. А. Л. Шанявского) - учрежден по инициативе и на средства либерального деятеля нар. образования ген. А. Л. Шанявского (1837-1905). Устав ун-та был утвержден 1 июля 1908, а с 1 окт. начались занятия. Работало 2 отделения: науч.-популярное с курсом ср. школы и академич., дававшее высш. образование (естеств.-ист. и обществ.-филос). Ун-т имел хорошо оснащенные лаборатории и кабинеты. Принимались лица обоего пола не моложе 16 лет без различия нац., религ. и полит. убеждений, при поступлении не требовались документы о ср. образовании. Преобладал демокр. состав слушателей: мелкие служащие, учителя, ремесленники, ква-лифиц. рабочие. Закрыт в кон. 1918.

Шапка

ША́ПКА - общее назв. головного убора мужчин и женщин. Ш. в жен. нар. костюме не имела такого значения, как в мужском. В 16-17 вв. девушки и замужние женщины из простого народа носили низкие широкие меховые Ш. Боярышни ходили в горлатных - высоких шапках. В 19 в. женские Ш. были распространены в основном на С. в качестве зимних головных уборов. Ш. Как мужск. головные уборы были достаточно разнообразны. Наиб. распространенной и старой формой Ш. был колпак. Колпак имеет форму усеч. конуса, поля колпака отвернуты во всю ширину околыша и плотно к нему прилегают. Крестьяне носили колпаки вязаные, шитые из разных мат-лов, валяные из шерсти. Богатые люди шили колпаки из атласа, иногда с околышем, украшенным драгоцен. камнями, и с собольей опушкой. Князья и бояре носили очень высокие Ш. "горлатные" - расширяющийся кверху цилиндр из дорогого меха. В 18-19 вв. широкое распространение получила валяная Ш. - шолом, яломок, валенка. Изготовлялась она из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса, без полей или с высокими загнутыми полями. Типична была коричневая валяная Ш. цилиндрич. формы с небольшими полями - черепенник, грешневик, гречушник. Такие Ш. изготовляли ремесленники, к-рые продавали их на торжках и ярмарках. Ш. с наушниками наз. треух, долгуша, ушанка, чебак, малахай. В 19 в. получил распространение картуз из фабричной ткани. Ш., как головной убор, свидетельствовала об определ. соц. статусе человека, и отсутствие ее являлось признаком соц. неполноценности или особого состояния. Покидая дом, мужчина обязательно надевал Ш., особенно это соблюдалось в целом ряде ситуаций. Считалось, что в день первого выгона скота все мужчины деревни обязаны быть в Ш. Пастух никогда не входил в лес без головного убора, чтобы не оскорбить лешего. Поговорка "На воре и шапка горит" восходит к обычаю: снять с кого-то Ш. на сходке, торгу - значит опозорить, объявить всенародно мошенником. Ш. играет заметную роль в свадебных обрядах. Особый статус жениха и невесты на свадьбе обязывает их не снимать Ш. В Ш. находился и дружка, не снимали Ш. и поезжане. Отмечены обычаи надевания на невесту Ш. жениха и дружки. Использовались Ш. и в родильных обрядах. Священник вычитывал молитву и наречение имени новорожденному в шапку. На крестильном обеде горшок с кашей обязательно подавали в Ш. В ряде повседневных ритуализиров. ситуаций (при встрече с более высоким лицом, при молитве и др.) мужчины должны были обнажать голову. По правосл. обычаю, обнажать голову мужчинам следовало не только в церкви и перед ее служителями, но и перед святыми иконами и крестами. Ш. снимали за едой, ее нельзя было крутить на пальце (голова заболит), бросать на стол (поссоришься с хозяином).

Шарж

ШАРЖ (франц. charge - букв. тяжесть) - юмористич. или сатирич. изображение с сохранением портретного сходства, подчеркивающее, преувеличивающее характерные черты наружности изображенного; вариант карикатуры. Ш. появился в Италии эпохи Возрождения. Хотя чаще всего встречается Ш. в графике, он возможен и в скульптуре, напр., статуэтка поэта Н. В. Кукольника работы Н. А. Степанова (1850-е гг.). В лит-ре Ш. органически входит в жанры памфлета, фельетона, эпиграммы, встречается как прием и в крупных формах (у Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского). Мастера Ш. в графике в России - В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, затем В. Н. Дени, Д. С. Моор, Н. Э. Радлов, Кукрыниксы.

А. М. Ремизов. Шарж на Б. К. Зайцева

А. М. Ремизов. Шарж на Б. К. Зайцева

Шарко Зин. Макс.

ШАРКО́ Зин. Макс. (род. 1929) - актриса. Окончила Ленингр. театр. ин-т им. А. Н. Островского (1951, педагоги Б. Зон и В. Андрушкевич). В 1951-53 - актриса Ленгосэстрады; в 1953-56 - в труппе Т-ра им. Ленсовета; с 1956 в Большом драм. т-ре им. М. Горького (с мая 1992 - им. Г. Товстоногова). Актриса яркого лирич. дарования, тонкой психол. формы, Ш. создала ряд образов, вошедших в галерею лучших сценич. достижений соврем. т-ра. Особой чуткостью, духовным напряжением, сложной человеч. индивидуальностью отличалось исполнение Ш. ролей Тамары и Ольги в спектаклях Товстоногова "Пять вечеров" по пьесе А. Володина (1959) и "Три сестры" А. Чехова (1965). Яркая комедийность, склонность к парадокс. заострению образов и одновременно драматич. достоверность выразились в создании ролей Кати Редозубовой ("Варвары" Горького, 1959), Евы ("Божественная комедия" И. Штока, 1962), Калерии ("Дачники", 1976) - все реж. Товстоногов. Ш. - актриса незаурядного темперамента, точной мысли и обаяния, к-рыми отличались ее героини в спектаклях БДТ им. Горького: "Четвертый" К. Симонова (Она, 1961, реж. Р. Агамирзян), "Традиционный сбор" В. Розова (Лиза Хренова, 1967, реж. Товстоногов), "Последний срок" В. Распутина (старуха Анна, 1977, реж. Е. Лебедев). Среди др. ролей Ш.: Варя Иволгина ("Идиот" по Ф. Достоевскому, 1966), Шеметова ("Сколько лет, сколько зим!" по В. Пановой, 1966), Луиза Брайант ("Правда! Ничего кроме правды!" Д. Аля, 1967), нянька Марина ("Дядя Ваня" по Чехову, 1982) - все реж. Товстоногов. Снималась в кино.

Шарлемань Адольф Иос.

ШАРЛЕМА́НЬ Адольф Иос. (1826-1901) - художник. Автор батальных и ист. полотен, писал также жанровые картины, акварели и рисунки. В 1840-х гг. учился в АХ у Ф. Бруни и Г. Виллевальде, за картины "Кавалергарды в Красном Селе", "Эпизод из Аустерлицкого сражения", "Эпизод из Венгерской кампании", "Дело Нижегородских драгун при Курюк-Даре" был награжден медалями АХ и отправлен академич. пенсионером усовершенствоваться за границей, где написал три картины на сюжеты Итальянско-швейцарского похода Суворова: "Суворов на С.-Готарде", "Торжественный прием Суворова в Милане", "Последний ночлег Суворова в Швейцарии", за к-рые получил звание академика. Картины приобрел Александр II и поместил в Гатчинском дворце. Тогда же Ш. написал картину "Петр I объявляет всенародно мир со Швецией". Картина "Екатерина II в мастерской у Фальконета" была приобретена для Большого Царскосельского дворца имп. Марией Александровной, жившей там в апартаментах Екатерины. За эту картину Ш. получил звание проф. ист. живописи. Для наследника Александра Александровича была написана также знаменитая "Переправа лейб-гвардии Донской казачьей батареи". Замечательна также картина "Петр I накрывает заговорщиков в доме Циглера". В 1873 Александр II пожаловал Ш. званием художника Его Величества.

Работы Ш. неизменно привлекали внимание на выставках и воспроизводились в иллюстрир. изданиях. Превосходный мастер живописи, он принадлежит к числу тех художников, полотна к-рых увлекательны своими сюжетами. Приобретавшиеся гл. обр. для личных апартаментов, они составляли худож. мир, в к-ром протекала реальная жизнь высших кругов рус. об-ва.

Шарманка

ШАРМА́НКА - прибор для механич. воспроизведения музыки, а не муз. инструмент, как ее часто называют. Внешне Ш. представляет собой деревянный кубический футляр с ручкой справа. Внутри содержится набор трубок, как в органе, и съемный вал с укрепленными на строго высчитанном расстоянии друг от друга шипами. Позднее вал был заменен кругом с перфорацией. Шипы и перфорация - это "запись" муз. пьесы, одной на каждом валу или диске. Вращая ручку, шарманщик вдувает воздух к трубкам и вертит вал. Шипы и отверстия открывают нужные трубки, куда попадает воздух, так создается звучание Ш.

Ш. изобретена в кон. 17 в. во Франции для обучения певчих птиц, в Россию завезена в 19 в. вместе с популярной немецкой песенкой "Scharmante Katharine" на валиках. Отсюда - рус. названия "шарманка" или "катарина".

Звучание Ш. юмористич. имитируется в произв. П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского, В. В. Щербачева и др.

Шатёр

ШАТЁР, шатровое покрытие - завершение высоких центрич. в плане построек, крутое и многоскатное (4-гранная или многогранная пирамида). Использовалось в рус. дерев., а в 16-17 вв. и в кам. зодчестве. Дерев. Ш. создавались напуском венцов и уменьшающимися длинами сторон, кирпичные - наклонными рядами или напуском горизонт. рядов кирпича. В культовых сооружениях Ш. обычно увенчивались главами, в гражд. и воен. - флюгером, дозорной вышкой.

Шатров Мих. Фил

ШАТРО́В (Маршак) Мих. Фил. (род. 1932) - драматург. Род. в Москве, в семье инж. В 1956 окончил Моск. горный ин-т. Гл. мотив первых пьес Ш. "Чистые руки" (1955), "Место в жизни" (1956) - столкновение юноши с социальными и полит. противоречиями "взрослой" жизни - развит в драмах "Глеб Космачев" (1961), "Современные ребята" (1962), "Лошадь Пржевальского" (1972) и др. Ведущей темой творчества Ш. стало иссл. проблем рев-ции и места в ней В. И. Ленина, стремление передать противоречивость его личности и ист. момента. Первое обращение к этому образу - "Именем революции" (1957) - достаточно традиционно по проблематике и системе развития действия. В дальнейшем драматург активно использовал цензурно-закрытые прежде ситуации, неизвестные архивные документы, свидетельства современников. Значительным явлением стала хроника "Шестое июля" (1963), одноименный ф. (1968) - драма о сложнейшей ситуации в период подавления левоэсеровского мятежа 1918. Чуть ранее была создана пьеса "Брестский мир" (1962, опубл. в 1987), затем последовали "День тишины" (1965), "Большевики" (1968), "Синие кони на красной траве" (1977), "Так победим" (пост. в 1982), "Диктатура совести" (1986), "Дальше-дальше-дальше..." (1987) и др., где художественность принесена в жертву полемике с традиционным, стереотипным взглядом на рев-цию. В дискуссионной запальчивости Ш. подчас имитирует творческую смелость, делая факт тенденциозным, уводя читателя от современного понимания значения Окт. рев-ции и неоднозначной оценки роли Ленина в истории страны. Ш. - автор сценариев: т/ф "В. И. Ленин. Штрихи к портрету" (1966, показан в 1987), к/ф "Доверие" (1976, совм. с В. Логиновым) и др. Среди др. произв. - производственная драма "Погода на завтра" (1974), ром.-хроника "Февраль" (1979, совм. с Логиновым), публицистические статьи, очерки.

Шатров Ник. Мих.

ШАТРО́В Ник. Мих. (1767-1841) - поэт. Был сыном пленного перса Шатра, к-рого привез М. А. Матюшкин, командовавший рус. войсками во время перс. похода. Получил довольно скудное начальное образование. С 12 лет начал служить канцеляристом и стряпчим в разл. моск. ведомствах. В 1804 получил чин надворного советника и в июле 1805 - дворянство. Живя в Москве, сблизился со мн. литераторами: И. И. Новиковым, М. М. Херасковым, И. Ф. Эминым, И. П. Николаевым и др. Современники отмечали остроумие и способности Ш. - "Стихи на смерть С. А. Аршеневского", к-рые появились в 1795, хотя уже годом раньше в Москве широко распространилась язвительная эпиграмма поэта на сб. Н. М. Карамзина "Мои бездельники", автор к-рых именовался "немецким русаком". Ш. писал также оды, подражания псалмам, дух. песни. Особую известность приобрел как автор "Послания к моему соседу" (1819) и "Марша донских казаков". Ш. активно печатался в журналах вплоть до нач. 1830-х гг. несмотря на то, что уже в 1820 совершенно ослеп. В 1831 были выпущены "Стихотворения Н. Шатрова" в 3-х частях. Раскупались они плохо. Поэт был слишком архаичен, утверждая, что "своевольство романтизма часто вносит бред в стихи". В 1820-х гг. на Ш. смотрели как на живой памятник. М. А. Дмитриев называл Ш. "живым обломком приснопамятных времен", а П. А. Вяземский сравнивал его с Д. И. Хвостовым, имевшим устойчивую репутацию графомана. Впрочем, в 1833 В. К. Кюхельбекер замечал, что Ш. - "поэт не без дарования, не без теплоты чувства, не без мыслей новых и удачных". Умер Ш. в нищете, надолго пережив свою известность.

Шатровое зодчество

ШАТРО́ВОЕ ЗО́ДЧЕСТВО (от слова "шатер") - уникальное явление в мир. архитектуре, одна из высших точек развития др.-рус. кам. зодчества и один из традиц. типов рус. дерев. культового зодчества. Шатровое покрытие, т. е. завершение в виде 4-гранной или многогранной пирамиды, увенчанной главой, могли иметь центрич. в плане храмы, а также колокольни, сторожевые башни, крыльца и т. д. (в гражд. архитектуре вместо главки использовалось завершение в виде дозорной вышки, флюгера и пр.). Расцвет кам. Ш. З. в Др. Руси 16 в. Оно знаменовало разрыв с визант. типом крестово-купольного храма: гл. отличие состояло в акценте на экстерьер, резко уходящий ввысь, а не интерьер, вмещающий очень небольшое кол-во прихожан, что, возможно, было одной из причин запрета патриархом Никоном стр-ва шатровых храмов. Для Ш. З. характерны полная центричность здания, использование принципа "восьмерик на четверике", преобладание вертик. членений в экстерьере и в интерьере, отсутствие алтарной апсиды, усиление роли кокошников, наличие террас-гульбищ, лестниц-всходов. Ярким примером Ш. З. может служить храм Вознесения в с. Коломенском (1532). Следующий шаг в Ш. З. - ц. Иоанна Предтечи в с. Дьякове (1547), где 5 восьмериков соединены в цельный объем, затем - собор Покрова на рву (Василия Блаженного, 1555-60), соединяющий в своем объеме 9 столпов, часть из к-рых имеет шатровое покрытие, часть купола; ко 2-й пол. 16 в. относится ц. Бориса и Глеба в Борисове Городке под Можайском (1603, рухнула в нач. 19 в.). В 1840 К. Тон, исследуя храмы Поволжья, возродил утраченную арх. форму шатра. Он построил в СПб. Благовещенскую ц. Конногвардейского полка (1844-49) и Мироньевскую ц. Егерского полка (1849-55), привнеся мотивы романской, готич. архитектуры в эти постройки. Затем шатровые храмы строили Р. Кузьмин - св. Александра Невского в Париже (1860-е гг.), А. Кракау - ц. св. Николая (в память вел. кн. Николая Александровича) в СПб. (1867-71) и др.

Шатровое зодчество. Вид Покровского собора. Москва. Из книги А. Олеария. 1636

Шатровое зодчество. Вид Покровского собора. Москва. Из книги А. Олеария. 1636

Шаутбенахт

ШАУТБЕНА́ХТ (от голл. Shout bij nacht - букв. "смотри ночью") - первонач. назв. воен.-мор. чина 4-го кл., соотв. чину контр-адм. По-видимому, происхождение назв. связано с обязанностью Ш., мл. флагмана, контролировать движение эскадры в ночное время, замыкая строй флота или эскадры. Чин Ш. существовал в 1-й четв. 18 в.

Шафиров Петр Пав

ШАФИ́РОВ Петр Пав. (1669-1739) - барон, полит. деятель, вице-канцлер в царствование Петра I, переводчик и автор трудов по истории. Выходец из семьи польск. еврея, переехавшего в Москву и принявшего христ-во. Воспитывался в Москве, где изучил франц., нем., лат., польск. и голл. языки. Неск. позже освоил также и итал. Рассказывали, что карьеру свою он начал в лавке купца Евреинова, где его впервые увидел Петр I и тогда же обратил внимание на талантливого юношу. С 1691 Ш. начал служить переводчиком при Посольском приказе, а в 1697 отправился за границу в свите молодого царя. Во время путешествия Ш. сблизился с моск. дипломатом, впоследствии канцлером, Ф. А. Головиным, сумел оказаться полезным и самому Петру. По возвращении из-за границы Ш. выполнил ряд поручений, связанных с подготовкой совместных действий России и Польши против Швеции и в 1703 стал секр. канцлера. Вместе с ним он постоянно сопровождал царя в его походах и путешествиях, выполнял его поручения, знакомился с полит. планами преобразователя и т. п. С 1706 Ш. становится пом. канцлера, фактически зав. текущими делами Посольск. при-Он стремился обеспечить полит. поддержку России в трудное время почти беспрерывных успехов Швеции. После триумфальной Полтавской победы Петр жалует Ш. в тайные советники и производит в вице-канцлеры. В 1710 Ш. становится первым рос. бароном, что с избытком компенсирует его недворянское происхождение. Впоследствии в теч. ряда лет барон участвует в переговорах с Турцией, во время к-рых ему вместе с рус. посольством на нек-рое время довелось оказаться узником султанской тюрьмы. В 1715 Ш. организует подписание союзных договоров между Россией, Польшей и Данией, чуть позже - с Пруссией, участвует в подготовке Ништадского мира 1721 и т. п. Петр очень благосклонно относился к Ш., и вице-канцлер получал награду за наградой. Охлаждение в их отношениях наступило в 1723, когда новоиспеченный барон, ввязавшийся в дворцовую распрю между аристократами и нуворишами на стороне первых, был не без оснований обвинен во взяточничестве, злоупотреблениях по службе и приговорен к смертной казни, к-рая была заменена пожизненной ссылкой в Сибирь. Ссылку опальный барон отбывал в Новгороде вплоть до кончины императора. Впрочем, и после смерти Петра гл. противник Ш. - Меншиков не позволил ему вернуться в Пб. После падения Меншикова в 1727 у барона возникли новые надежды, однако его место было прочно занято А. И. Остерманом, интриговать против к-рого было невозможно, ибо новому вице-канцлеру покровительствовала сама императрица. В 1730 вновь вступившего в службу Ш. с благословения Остермана отправляют подальше от Пб. на перс. границу для ведения очередных переговоров. В 1732 барону удается вернуться в столицу, где он, примирившись с пребыванием на вторых ролях, вновь начинает получать повышения и награды, однако никогда уже Ш. не занимает значит. места в придворной или гос. жизни.

Лит.: Дудаков С. Ю. Петр Шафиров. Иерусалим, 1989.

Шахет Бор. Ал-др.

ША́ХЕТ Бор. Ал-др. (1899-1950) - режиссер цирка. Учился на курсах оперы, драмы и балета. Реж. деят-ность начал в 1924 в "Синей блузе". С 1929 работал как реж. цирка. В 1939-50 (с небольшими перерывами) - реж. и худ. рук. Моск. цирка. Одним из первых в цирке осуществил постановку тематич. парадов-прологов. Четко разработал методику постановки тематич. цирковых спектаклей-представлений. Постановщик большого кол-ва номеров и аттракционов. Среди лучших работ Ш. - номера дрессировщика белок И. Боргунова, эквилибриста М. Егорова, аттракцион "Слоны и танцовщицы" А. Корнилова, "Мексиканское ревю" дрессировщика лошадей Б. Манжелли, программы "Цирк народов СССР", "Молодежная программа" (совм. с Ю. Юрским). Ш. был постановщиком больших массовых номеров на смотрах худ. самодеят-ности.

Лит.: Кузнецов Е. Арена и люди советского цирка. Л., М., 1947; Дмитриев Ю. Советский цирк. М., 1963; Зискинд Е. Режиссер на арене цирка. М., 1971.

Шахматов Ал. Ал-др.

ША́ХМАТОВ Ал. Ал-др. (1864-1920) - крупнейший языковед, филолог, историк. Первые науч. публикации и выступления Ш. относятся к гимназич. годам, когда он занимался по программе, составленной для него Ф. Ф. Фортунатовым. В 1883 Ш. поступил в Моск. ун-т. Будучи студентом, опубликовал "Иссл. о языке новгородских грамот 13 и 15 вв." (1886). В 1887 окончил ун-т. В 1891 оставил преподавание в ун-те, начатое в 1890, и стал земским нач. в Саратовской губ. В 1894 за "Иссл. в обл. рус. фонетики" получил степень д-ра наук. В 1894 был избран адъюнктом АН, а затем экстраординарным (1897) и ординарным (1899) акад. С 1908 был проф. Петерб. ун-та. Будучи учеником акад. Фортунатова, Ш. вышел за пределы фортунатовского направления и создал широкую систему филол. иссл. Они охватывали историю рус. яз. в связи с историей народа ("Курс истории рус. языка", 1911-12; "Очерк древнейшего периода истории рус. языка", 1915; "Древнейшие судьбы рус. племени", 1919 и др.), диалектологию, тесно связанную с историей яз. ("Русская ист. диалектология", 1911 и др.), изучение совр. рус. лит. яз. ("Очерки совр. рус. языка", 1925; "Синтаксис рус. языка", 1925-27), историю рус. летописания ("Разыскания о древнейших рус. летописных сводах", 1908; "Обозрение рус. летописных сводов 14-16 вв.", 1938 и др.), фольклористику, укр. и белорус. яз., слав. акцентологию, сравнит.-ист. изучение слав. языков, историю вост. славян, ист. этнографию Вост. Европы. Ш. редактировал "Словарь рус. языка" (1895-1916), "Изв. Отд. рус. яз. и словесности АН", "Материалы для изуч. великорус. говоров" (с 1896), ряд томов "Полн. собр. рус. летописей", участвовал (вместе с Фортунатовым) в подготовке реформы орфографии, возглавлял 1-е отд. Акад. б-ки, председательствовал в Отд. рус. яз. и словесности АН (с 1906). До сих пор сохраняет свою значимость синтаксич. концепция Ш. Синтаксис он трактовал как ту часть грамматики, к-рая "рассматривает способы обнаружения мышления в слове". Его анализ основан на движении от мыслит. психол. процессов и категорий, охватываемых понятием коммуникации, к их язык. воплощению в структуре односоставных и двухсоставных предложений. В "Синтаксисе рус. языка" дано глубокое системное описание типов простого предложения, грам. категорий и частей речи. Концепция Ш. послужила важным стимулом для дальнейшего развития грамматич. мысли, особенно для разработки проблем синтаксиса и функцион. аспектов грамматики.

Соч.: Очерк совр. рус. лит. языка. М., 1941; Синтаксис рус. яз. Л., 1941; Из трудов А. А. Шахматова по совр. рус. яз. (Учение о частях речи). М., 1952.

Лит.: Список А. А. Шахматова // Изв. Отд. рус. яз. и словесности Рос. АН. 1922. Т. 25; Бернштейн С. И. А. А. Шахматов как исследователь рус. лит. языка // А. А. Шахматов. Очерк совр. рус. лит. языка. М., 1941; А. А. Шахматов (1864-1920). М.; Л., 1947; Улуханов И. С. А. А. Шахматов // Рус. речь. 1970. № 6; Березин Ф. М. Рус. яз.-знание кон. 19 - нач. 20 в. М., 1976; Виноградов В. В. История рус. лингвистич. учений. М., 1978; Макаров В. И. А. А. Шахматов. М., 1981.

Шахматово

ША́ХМАТОВО - усадьба поэта А. А. Блока ок. г. Клин под Москвой. После женитьбы на Л. Д. Менделеевой поэт часто жил в Ш., усадьба стала одним из урочищ символизма, здесь хранилась превосходная б-ка. В 1918 Ш. было дотла сожжено мужиками. Этот эпизод, отразившийся в поэме В. В. Маяковского "Хорошо!", тем самым стал хрестоматийно известным в сов. культуре, и Ш. стало в ней символом "Потонувшей России Блока".

Шаховской Ал-др Ал-др.

ШАХОВСКО́Й Ал-др Ал-др (1777-1846) - драматург, поэт, театр. деятель. Из старин. дворян. рода. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (ок. 1784-92). Служил в Преображенском полку (1797-1802), после отставки поступил в Дирекцию имп. т-ров (1802-18 и 1821-26), был нач. репертуарной части, руководил драм. труппой и театр. уч-щем в Пб. (среди воспитанников Ш. - Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин, И. И. Сосницкий и мн. др.). В 1812 командовал дружиной Тверского ополчения. Чл. Рос. Академии (1810). Плодовитый драматург, Ш. выступал как автор трагедий, романтич. и нар.-бытов. драм, многочисл. переделок и инсценировок соч. др. писателей - У. Шекспира, В. Скотта, М. Н. Загоскина, А. С. Пушкина ("Керим-Гирей, Крымский хан", 1825, по "Бахчисарайскому фонтану"; "Хризомания", 1836, по "Пиковой даме") и т. д., однако наивысший успех он имел как водевилист (первый рус. водевиль "Казак-стихотворец", 1812 и др.) и комедиограф ("Домашний театр, или Полубарские затеи", 1808; "Пустодомы", 1817-19; "Какаду", 1820 и др.). Стихотв. и прозаич. комедиям Ш. присуще стремление воссоздать картину быта и нравов совр. об-ва, их отличают занимательность, афористичность, установка на разгов. интонацию (с целью ее имитации Ш. впервые в рус. драматургии использовал разностопный ямб), а также особая острота и злободневность. Ш. - активный участник лит. борьбы. Политич. и эстетич. консерватизм, религиозность, приверженность нац. началам и недоверие к зап. просвещению предопределили его близость кругу А. С. Шишкова. Уже в 1806-08 Ш. участвует в вечерах Г. Р. Державина, собиравших будущих деятелей "Беседы любителей рус. слова", позднее принадлежит к числу создателей этой орг-ции. На позициях традиционализма находится созданный Ш. "Драматич. вестник" (1808; выходил в Пб. дважды в неделю, всего 93 номера) - первый в России журнал, специально посвященный т-ру. Фактом не только иск-ва, но и лит. полемики стали центр. произв. Ш. той поры - ирои-комич. поэма "Расхищенные шубы" (1807-15), комедии "Коварный" (1804), "Новый Стерн" (1805, пародирует сентиментализм как эстетич. и бытовое явление), "Урок кокеткам, или Липецкие воды" (1815, вызвала театр. скандал и послужила толчком к созданию "Арзамаса"). В кон. 1810-х гг. петерб. квартира Ш. - один из центров театр. жизни столицы. В лит. баталиях следующей эпохи Ш. поддерживает пушкинскую гр. писателей (пьеса "Каламбурист и журналист", 1832 и т. д.), позднее сближается с нек-рыми славянофилами. В конце писательского пути работает над ром. "Жизнь Александра Пронского", повестями (цикл "Русский Декамерон").

А. А. Шаховской

А. А. Шаховской

Шашка

ША́ШКА - колюще-рубящее холодное оружие с изогнутым клинком и острием по выгнутой части. Отличается от сабли меньшей кривизной клинка и способом ношения. Ш. носится на портупее вертикально, выгнутой стороной назад, а сабля - горизонтально, выгнутой стороной вниз. Ш. попала в Россию с Кавказа и во 2-й пол. 19 в. становится строевым оружием кавалерии и офицерским холодным оружием. По мере развития тенденции к уменьшению роли холодного оружия вообще Ш. все больше переходит в разряд парадного оружия.

Шварц Ив. Георг

ШВАРЦ Ив. Георг. (1751-84) - профессор философии, глава ордена розенкрейцеров в Москве. Приехал в Россию в 1776. В 1779 по инициативе М. М. Хераскова назначен экстраординарным проф. нем. яз. при Моск. ун-те. Около этого времени познакомился и сблизился с Н. И. Новиковым. Вместе с ним через нек-рое время организовал Дружеское ученое об-во. Открытые при Моск. ун-те по инициативе Ш. педагог. и переводч. семинарии, как и Дружеское ученое об-во, должны были способствовать распространению масонского просвещения и благотворительности. В 1782, съездив в Германию, Ш. привозит в Россию новую масонскую систему и становится главою рус. розенкрейцеров. Его поездка совпала по времени с путешествием Павла Петровича по Европе, что послужило толчком к возникновению у императрицы новых подозрений в отношении масонов. Большинство современников Ш. отмечали его энциклопедич. образованность, редкостное бескорыстие и самоотверженность.

Шварц Исаак Иос.

ШВАРЦ Исаак Иос. (род. 1923) - композитор. В 1951 окончил Ленингр. конс. В кино с 1959 (ф. "Наш корр.", реж. А. М. Граник). Написал музыку б. чем к 60 ф. Кинокомп. Ш. отличает точное чувство функций музыки в драматургии ф. в зависимости от конкретной ленты и индивид. манеры режиссера Ш. в равной степени владеет лейтмотивной техникой, организующей муз. ряд в драматургию, и умением создать заразит. "номер" - песню, к-рая может стать лирич. обобщением сюжета в ф. В гибких и продуманных аранжировках комп. органично входит в муз. ряд звучания симф., камерно-ансамблевых и эстрадных составов. Наиб. плодотворным оказалось сотрудничество Ш. с реж. В. Я. Мотылем, в лентах к-рого музыка акцентирует психол. характеристики персонажей, включ. в глобальные ист. события, создавая достоверность и человечность в трактовке судеб героев ф. ("Женя, Женечка и "катюша", 1975). В ф. по мотивам классич. произв. рус. лит-ры ("Живой труп", 1969, реж. В. Я. Венгеров; "Братья Карамазовы", реж. И. А. Пырьев) выразительность внутрикадровой музыки в бытовых сценах создает ист. достоверность, фон, мотивирующий поступки и эмоц. реакции героев. Среди др. ф. "Балтийское небо", 1961, реж. В. Я. Венгеров; "Дикая собака Динго", 1962, реж. Ю. Ю. Карасик; "Семейное счастье", "Сто дней после детства", 1975, оба - реж. С. А. Соловьев; "Дерсу Узала", 1976, реж. А. Куросава; "Последняя жертва", 1976, реж. П. Е. Тодоровский; "Мелодии белой ночи", 1977, реж. С. А. Соловьев; "Из жизни отдыхающих", 1981, реж. Н. Н. Губенко; "Нас венчали не в церкви", 1983, реж. Б. В. Токарев и др.

Швейцер Мих. Абр.

ШВЕ́ЙЦЕР Мих. Абр. (1920-2000) - кинорежиссер. Окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская С. Эйзенштейна) в 1943. Был ассистентом М. Ромма в ф. "Человек № 217" (1945). В 1-й пол. 1950-х гг. работал на к/ст "Лен-фильм". В 1954 поставил там совм. с В. Венгеровым ф. "Кортик" (по пов. А. Рыбакова), а в 1955 Ш. снял свой первый самостоят. ф. "Чужая родня" (по пов. В. Тендрякова). В нем реж. показал совр. деревню с ее сложными проблемами, с тяжелым грузом прошлого, особенно ощутимым в неоднозначном характере героини ф., созданном Н. Мордюковой. Затем Ш. возвращается в Москву и работает на к/ст "Мосфильм". В 1957 он снимает ф. "Саша вступает в жизнь" - еще одну экранизацию пов. Тендрякова ("Тугой узел") - снова о совр. деревне. В 1965 Ш. экранизировал ром. В. Катаева 1920-х гг. "Время, вперед!" А в 1968 реж. на те же 20-е гг. посмотрел сквозь сатирич. призму И. Ильфа и Евг. Петрова, перенеся на экран ром. "Золотой теленок". В нем были великолепные актерские достижения: С. Юрского (Бендер), Евг. Евстигнеева (Корейко), З. Гердта (Паниковский), Л. Куравлева (Балаганов) и др. В 1970-х гг. Ш. экранизировал рассказы А. Чехова: ф. "Карусель" (1970) и "Смешные люди!" (1977). Экранизируя лит. произв., Ш. никогда не вставал на путь добросовестного хрестоматийного "переноса" произв. прозы на экран. Его экранизации всегда отличались самобытностью, оригинальностью трактовок, ярко выраженным "авторским" реж. началом. Особенно это относится к двум экранизациям рус. классики, сделанным реж. в 1980-х гг. на центр. телевидении: "Маленькие трагедии" (по А. Пушкину) и "Мертвые души" (по поэме Н. Гоголя). В 1987, через 20 лет после ф. "Воскресение", Ш. вновь обращается к Толстому и экранизирует пов. "Крейцерова соната". В творчестве Ш. сильны сатирич. и метафорич. краски. Они выявились, напр., в фильме-памфлете "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975, по сцен. Л. Леонова). Ф. представлял собой притчу о маленьком человеке, клерке, живущем в зап. мире и стремящемся убежать от мучительных противоречий жизни. В жанре сатирич. памфлета поставлен и ф. Ш. "Как живете, караси?" (1991) - о разветвленной сети КГБ. Этот ф. интересен тем, что реж. впервые после картин 1950-х гг. обращается к злобе дня, к совр. соц. вопросам. И здесь, как всегда у Ш., заняты выдающ. актеры: Евстегнеев, А. Калягин и др. Ставка на крупного актера (в др. его фильмах снимались В. Высоцкий, И. Смоктуновский, А. Демидова) - отличительная черта режиссуры Ш. Среди др. фильмов: "Путь славы" (1948, совм. с Б. Бунеевым и А. Рыбаковым), "Мичман Панин" (1960).

Лит.: Рыбак Л. Как рождались фильмы Михаила Швейцера. М., 1984.

Шебуев Вас. Козьмич

ШЕБУ́ЕВ Вас. Козьмич (1777-1855) - живописец, предст. классицизма, академист. Получил худож. образование в имп. АХ в СПб. (1782-87; с 1832 - ректор этой Академии) у мастеров И. Акимова и Г. Угрюмова. В 1803-07 пенсионер Академии в Риме. Классицистич. рациональность рисунка и колорита сочетается с романтич. тенденциями, выражающимися в бурном линейном и пластич. ритме, контрастной светотени. Писал картины на религ. темы, сюжеты нац. истории ("Подвиг купца Иголкина", 1839).

Лит.: КругловаВ. А. В. К. Шебуев. Л., 1982.

Шевченко

ШЕВЧЕ́НКО - семья цирковых артистов. Дм. Тер. Ш. (1905-81) дрессировщик. В 1930 подготовил с партнерами возд. номер на двойной трапеции. В 1936 выпустил номер со смешанной гр. животных: собаки, медведи, лисы, обезьяны, енот. С 1951 работал с дрессиров. львицами. Его Ал-дра Ал-др. Александрова-Ш. (род. 1922). В 1951-91 демонстрировала смешанную группу животных: ламы, косули, газели, выдра, дикобраз и др. Их сын - Вл. Дм. Ш. (род. 1946). Вместе с женой - Люд. Ал. Ш. (род. 1945) подготовил и выпустил аттракцион с дрессиров. львицами. Премьера в 1968. В подготовке аттракциона принимали участие Дм. Тер. Ш., дрессировщик Б. Эдер и реж. Р. Грилье. Позже в аттракцион были добавлены львы и тигры. Своеобразие аттракциона - в сочетании возд.-гимнастич. и акробатич. трюков с дрессурой животных. Свой аттракцион артисты проводят в высоком темпе. Их отличает мягкая, непринужденная манера общения с хищниками. Новизна и оригинальность пронизывают весь аттракцион. Люд., держась за петлю, опускается из-под купола и исполняет "шпагат" на спинах двух львиц; львица прыгает с тумбы на тумбу, перелетая через Люд., поднятую вверх на вытянутых руках Вл. В 1988 в аттракцион введены лошади. С 1991 Люд. одноврем. с аттракционом выступает и со смешанной группой животных, переданных Александровой-Ш. Ш. гастролировали во Франции, Японии, Италии, Германии, Австрии и др. странах.

Шевченко Ал-др Вас.

ШЕВЧЕ́НКО Ал-др Вас. (1883-1948) - живописец, график. Учился в частной студии Э. Каррьера, в Академии Р. Жюльена у Э. Дине и Ж.-П. Лоранс (Париж, 1905-06), в Строгановском худож.-промышл. уч-ще (1905-07), Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1907-09) у К. Коровина. Чл. объединений "Мир иск-ва", "Ослиный хвост", "Маковец", Гос. свободных худож. мастерских, один из основателей объединения "Цех живописцев". Автор жанровых сцен, натюрмортов, пейзажей в живописи и графике. Испытал влияние мн. течений нач. 20 в. (импрессионизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, примитивизм, иск-во иконописи и др.). Постоянно проявлял интерес к проблемам худож. формы (формальным категориям - цвету, фактуре, ритму), неизменно подчиняя их поэтич. видению своей худож. натуры. Стремился к возрождению большого стиля, большой формы, сохранению общечел., духовного в иск-ве. Мн. произв. Ш. 1910 - нач. 1930-х гг. свойственны монументальность, обобщенность форм, гармония римич. решения ("Спящий мальчик", 1919; "Натюрморт с лимоном и чайником", 1930 и др.). С кон. 1930-х гг. Ш. проявляет интерес к проблемам освещения, передаче световозд. среды. В графике Ш. много работал в карандаше, литографии, линогравюре, монотипии, раскрывая неисчерпаемые живописные возможности техник. Для характеристики худож. процесса в России 1910-20-х гг. важны теоре-тич. и лит. тр. Ш. Преподавал в Моск. ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918-29), в Моск. текст. ин-те (1940-е гг.).

Соч.: Неопримитивизм: Его теория. Его возможности. Его достижения. М., 1913; Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. М., 1913.

Лит.: А. В. Шевченко: Сб. материалов. М., 1980; Шалабаева В. Н. Александр Шевченко: Путь художника. Художник и время: [Альбом]. М., 1994.

Предыдущая страница Следующая страница