Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ч" (часть 3, "ЧИГ"-"ЧУЧ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 3, "ЧИГ"-"ЧУЧ")

Чигорин Мих. Ив

ЧИГО́РИН Мих. Ив. (1850-1908) - основоположник рус. шахм. школы. Род. в семье мастера Охтинского порохового з-да. Учился в Гатчинском сиротском ин-те. С 1874 начинает участвовать в соревнованиях по шахматам и в течение 5 лет становится сильнейшим шахматистом России. Выступал в 33 турнирах, в т. ч. 24 междунар., в большинстве из них занимал высокие призовые места (в частности, Нью-Йорк, 1889 - 1-2-е места; Будапешт, 1896 - 1-е место; Вена, 1903 - 1-е место и первые три Всерос. турнира 1899, 1900-01, 1903 - 1-е место). Из 18 матчей с лучшими заруб. и отеч. шахматистами он проиграл 3 (2 из них в 1889 и 1892 в борьбе за мир. первенство чемпиону мира В. Стейницу), 2 закончил вничью и в 13 одержал победы. Никто из шахматистов дорев. России не добивался таких результатов. Ч. - инициатор создания шахм. орг-ций во мн. городах России, ред.-изд. петерб. ж. "Шахматный листок" (1876-81), "Шахматный вестник" (1885-87), "Шахматы" (1891-92); вел шахматные отд. в петерб. ж. и газ. "Всемирная иллюстрация", "Нива", "Новое время", "Живописное обозрение". Автор мн. теоретич. разработок в началах и концовках шахматных партий. В 1909 в Петербурге состоялся междунар. турнир памяти Ч.; в СССР с 1947 проводились традиц. междунар. турниры памяти Ч.

"Чиж"

"ЧИЖ" - иллюстр, ежемес. ж. для детей младшего возраста. Издавался в 1930 - июне 1941. В составе редколлегии: Н. Олейников, Е. Шварц, С. Маршак - та же редакция, к-рая издавала ж. "Еж". Участвовали писатели Л. Пантелеев, Д. Хармс, Б. Житков, Н. Чуковский, А. Введенский, Н. Заболоцкий и др., а также худ. Е. Чарушин, Н. Тырса, Н. Радлов. После закрытия ж. "Еж" (1935) и разгрома дет. сектора "Детиздата" оставался единств, ж. для детей младшего возраста.

Чиколев Вл. Ник

ЧИ́КОЛЕВ Вл. Ник. (1845-98) - физик, занимавшийся вопросами теории и практики электричества и оптики. Род. в с. Пески Смоленской губ., в бедной семье разночинцев. В 1863 окончил Александр. кадет, корпус, затем физ.-мат. ф-т Моск. ун-та, служил в Гл. арт. управлении. Устранил недостатки дуговых ламп, предложив дифференц. метод регулирования расстояния между углями дуговой лампы. Дифференц. лампа Ч. быстро нашла широкое применение в эл.-осветит. технике во всех европ. странах. В 1888 фирма Шуккерта в Германии запатентовала ее и стала производить в больших количествах. Ч. ввел ряд важных усовершенствований в конструкцию эл.-двигателя и гальванич. эл-та. Был одним из инициаторов сооружения в 1895-97 на Охтинских пороховых з-дах в Петербурге "электрической передачи силы трехфазным током". Выполнил ряд фундам. работ по оптике в обл. совершенствования прожекторов. В 1891 совм. с В. А. Тюриным произвел полный матем. расчет параболич. отражателя, установил точную зависимость между всеми параметрами и дал ценные практич. указания для проектирования и построения отражателей любых желаемых размеров. Ч. разработал способы маскировки действ, прожекторов от неприятеля во время боя и способы определения с помощью прожекторов расстояний до освещаемых предметов.

Чимароза Доменико

ЧИМАРО́ЗА Доменико (1749-1801) - итал. композитор. Сын каменщика, учился в монастырской школе для бедных в Неаполе. Редкие муз. способности позволили Ч. окончить коне. "Санта-Мария ди Лорето" (1761-72). В 1787 Ч. приглашен на место капельмейстера итал. оперы в Петербурге. Для придворн. т-ра Ч. написал оперы: "Дева солнца" (1788), "Клеопатра" (1789) и др. соч. По окончании контракта (1791) Ч. некрое время служил при Венском дворе (1791-92), где сочинил лучшую из своих опер "Тайный брак" (1792).

На рус. сценах долгое время ставились оперы Ч. "Клеопатра" и "Горации и Куриации" (1796). Опера "Тайный брак" сохранилась в репертуарах до наст. времени.

"Чинари"

"ЧИНАРИ́" - лит.-филос. эзотерич. содружество, объединявшее А. Введенского, Я. Друскина, Л. Липавского, Н. Олейникова и Д. Хармса. Возникло в 1925 по инициативе и на основе идей Л. Липавского. Наименование - производное от "чин" в знач. духовного ранга. Словом "Ч." в раз л. модификациях подписывали свои произ. А. Введенский и Д. Хармс. Филос. основой объединения являлись этнолингв, и филос. теории Л. Липавского, филос.-теологич. идеи Я. Друскина и совр. теософские учения. Вопросы времени, пространства, движения, теологич. проблемы находили свое отражение в собр. "Ч.", проходивших 3-5 раз в месяц. Здесь же обсуждались произв. Введенского, Олейникова и Хармса, в творч. к-рых трансформировались теоретич. идеи "Ч.". С постепенной утратой чл. содруж. (1937 - арест и гибель Олейникова, 1941 - арест и гибель Введенского, затем Хармса, гибель на фронте Липавского) оно перестало существовать.

Лит.: Друскин Я. "Чинари" // Аврора. 1989. № 6. С. 103-115.

Чинизелли

ЧИНИЗЕ́ЛЛИ - семья цирковых артистов. В 1846 впервые появились в России, где с 1869 обосновались окончательно.

Гаэтано Ч. (1815-81) - основатель династии, выходец из Италии, наездник, дрессировщик, владелец цирков. В 1869 становится владельцем Моск. (на Воздвиженке) и Петерб. цирков. В 1877 построил в Петербурге цирк. здание (арх. В. Кенель), к-рое в измененном виде сохранилось поныне. Под его рук-вом в Моск. и Петерб. цирках шли программы, в к-рые приглашались лучшие, гл. обр. иностр. артисты. Г. Ч. ориентировался на вкусы рус. знати, привлекая ее пышностью и роскошью постановок. Деят-ность Г. Ч. оказала большое влияние на развитие цирк, иск-ва в России.

Вильгельмина Ч.-Гинне (1817-86) - жена Гаэтано Ч., наездница. В 1881-86 - хозяйка Петерб. цирка.

Андреа Ч. (1840-91) - сын Гаэтано и Вильгельмины Ч., наездник, дрессировщик. В 1886-91 - глава Петерб. цирка. Широко вводил в репертуар цирк. пантомиму, балеты, феерии.

Эмма Ч. (годы рождения и смерти неизв.) - дочь Вильгельмины Ч., наездница, премьерша труппы. Исполняла ведущие партии в конных кадрилях, котильонах, маневрах и охотах. В 1880-х гг., выйдя замуж за ген. барона Штакельберга, оставила манеж.

Сципионе Ч. (? - 1929) сын Гаэтано и Вильгельмины Ч., наездник, дрессировщик лошадей. С 1891 по 1918 - дир. Петерб. цирка. При С. Ч. Петерб. цирк сохранял свою аристократичность, привлекая в осн. состоят. публику. Вводил техн. новшества в представление - пиротехнич. и электр. эффекты, киноаппарат. В 1892 в цирке Ч. впервые в России была показана водная пантомима ("Четыре стихии"). В 1894 был организован первый чемпионат классич. борьбы, к-рая впоследствии прочно вошла в цирк. репертуар. В 1918 Ч. уехал в Италию.

Эрнесто Ч. (1855-1925) - сын Гаэтано и Вильгельмины Ч., наездник, дрессировщик лошадей. Держал цирк. антрепризы, преимущ. на сев.-зап. России, в Финляндии. Гастролировал в странах Европы.

Ал-др Ч. (1861-1933) - сын Андреа Ч., внук Гаэтано Ч., наездник, дрессировщик. Дир. Варшавского цирка. Один из последних представителей классич. европ. цирка.

Дети Эрнесто Ч. (внуки Гаэтано Ч.): Гизелла Ч. (1878 - кон. 1920-х гг.) - наездница в жанрах: парфорс, гротеск, высш. школа верховой езды, дрессировщица лошадей; Андро Ч. (1880-1921) - жокей, велосипедист, гимнаст, дрессировщик лошадей и слонов; АнжелоЧ. (1883-1921) - наездниц клоун.

Дети Ал-дра Ч. (правнуки Гаэтано Ч.): Клотильда Ч. (1891-1967) наездница, дрессировщица лошадей; Эмма Ч. (1897-1975) - наездница, танцовщица, жонглер на кабриолете. Дети Эммы Ч. (праправнуки Гаэтано Ч.): Ал-др и Виолетта Кисе - жонглеры-эквилибристы.

Г. Ч. Чинизелли. Конное табло

Г. Ч. Чинизелли. Конное табло

Чиновник

ЧИНО́ВНИК, или Служебник Архиерейский - богослужебная кн., аналогичная священническому Служебнику, но содержащая, кроме того, такие "чины" (богослужения), отдельные молитвы, возгласы и обряды, к-рые превышают полномочия священника и составляют прерогативу лишь архиерейского (епископского) служения (чин освящения антиминса, хиротонии, хиротесии и др.).

Лит.: Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907.

Чины свадебные

ЧИНЫ́ СВА́ДЕБНЫЕ - 1) Традиционные назв. участников свадеб. обряда (кроме самих жениха и невесты - молодых, а также их ближайших родственников, к-рые именуются по степеням родства: мать, матушка, батюшка), особых "должностей" в ритуале, тех его персонажей, к-рые выполняют спец., именно им предписанные действия, руководят обрядом (тысяцкий, дружка) и т. п. В нек-рых местностях названия Ч. С. образуют разветвленную терминологию. Гости могут, в частности, именоваться боярами (с различными подразделениями), а старший в группе жениха - старшим боярином или тысяцким (на терр. Белоруссии и Зап. Украины название распорядителя свадьбы - маршалок). Эти названия связаны с "военной" символикой свадьбы ("завоевание", "вооруженный захват" невесты) и с именованием жениха князем (соответственно его свита - дружина - должна носить военные или придворные титулы).

2) Программа действий во время обряда. Первоначально так именовался только церк. чин бракосочетания (наряду с чином литургии, чином погребения и т. п.), входивший в требники, служебники и т. п. Известны и нотные (крюковые) записи таких чинов, включавших прежде всего предписанные молитвословия. Позже появились светские чины, прежде всего царские. Так, в "Домострое" царские чины описывали конкр. обряд (бракосочетание царя), др. предписывали порядок совершения обрядов, но в обоих случаях речь шла уже о традиционном, фольклорном обряде. Особую роль играли Ч. С. старообрядцев-беспоповцев (признающих брак), здесь сочетается собственно служебный чин (аналог церковного, восходящий к старому чину венчания), предписывающий чтения и молитвословия, действия наставника и молодых в молитв, доме, и предписания действий вне молитв. дома, т. е. чисто фольклорного ритуала.

Чириков Ал. Ил

ЧИ́РИКОВ Ал. Ил. (1703-48) - мореплаватель, капитан-командор (1747). Окончил Мор. акад. в Петербурге (1721). Принимал участие в 1-й и 2-й Камчатских эксп. в качестве пом. В. Беринга. Во время 1-й Камчатской эксп. (1725-30) перешел в 1728 на судне "Св. Гавриил" от устья р. Камчатки через прол. (Берингов) в Сев. Ледовитый ок., обследовал побережье Чукотского п-ова, открыл о-в Св. Лаврентия и "о-в" Деомида (на самом деле - два о-ва). В 1741 во время 2-й Камчатской эксп. (1733-43), потеряв из виду судно Беринга "Св. Петр", на пакетботе "Св. Павел" первым из европейцев достиг сев.-зап. берегов Америки, нанес на карту ок. 400 верст побережья, на обратном пути открыл ряд о-вов в Алеутской гряде. Подготовил рапорт Адмиралтейств-коллегий, к-рый содержит первое описание сев.-зап. берегов Америки и сведения об алеутах. Составил (1746) две карты рус. открытий на Д. Востоке. Оставил судовые ж. В честь Ч. назван о-в в зал. Аляска, мыс о-ва Атту (Ближние Алеутские о-ва), подводная гора в Тихом ок. и др.

Чирин Прокопий Ив

ЧИ́РИН Прокопий Ив. (? - сер. 17 в.) - живописец, представитель строгановской школы. В 1620-х гг. работает при дворе государя ("жалованный иконописец"), мастер Оружейного приказа. Его иконы ("Никита Воин", "Богоматерь Тихвинская", "Иоанн Воин", кон. 16 - нач. 17 в.) отличаются ювелирной тонкостью письма, изысканностью сдерж. колорита. Работал и как график (возможно, ему принадлежит евангелист Иоанн в "Евангелии" 1627).

Чирков Бор. Петр.

ЧИРКО́В Бор. Петр. (1901-82) - актер кино, нар. арт. СССР (1950), окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в. Работал в Ленингр. ТЮЗе, Красном т-ре, Новом ТЮЗе. С 1945 в Москве, в Т-ре-студии киноактера, Т-ре им. Пушкина, с 1966 в Т-ре им. Гоголя. В кино с 1928. Первая роль - Паташон в эстрадном номере в ф. "Мой сын" (1928).

Наиб. известность получила работа Ч. в кинотрилогии о Максиме: "Юность Максима", "Возвращение Максима" и "Выборгская сторона" реж. Г. Козинцева и Л. Трауберга (1935-39). Ч. создал образ рабочего паренька, ставшего проф. революционером-большевиком, вошедшего затем в высш. эшелон гос. власти. Наряду с присущими сов. кинематографу тех лет клишированными чертами, Ч. наделил своего героя романтич. одухотворенностью и вместе с тем юмором и обаянием. И в дальнейших ролях актеру удавались образы людей, умудренных опытом, обладающих чувством юмора и жизн. достоверностью. Творчеству Ч. посв. ф. "Наш друг Максим" (1972).

Среди ролей: Орский ("Луна слева", 1929), Гришка ("Родной брат", 1929), Крестьянин ("Чапаев", 1934), Сенька ("Подруги", 1936), Евтушенко ("Человек с ружьем", 1938), Роман ("Минин и Пожарский, 1939), Махно ("Александр Пархоменко", 1942), Удивительный ("Фронт" по А. Корнейчуку, 1943), комп. Глинка ("Глинка", 1947), акад. Верейский ("Суд чести", 1949), Чижов ("Верные друзья", 1954), Кузовкин ("Нахлебники", 1953), Яков Середа ("Киевлянка", 1-я и 2-я сер., 1958-59; 3-я сер. "Наследники", 1960), ген. Сафронов ("Потерянная фотография", 1960), Лихобаба ("Горизонт", 1962), Бирюков ("Живые и мертвые" по К. Симонову, 1964), Туалетный работник ("Каин XVIII, 1963) и др.

Соч.: Актер и герой // 30 лет сов. кинематографии. М., 1950; Записки актера // Юность. 1956. № 4; Наэкране и за экраном. М., 1961; Рассказы о творческом пути. М., 1965; Азорские острова. 2-е изд. М., 1982.

Лит.: Козинцев Г., Трауберг Л. "Выборгская сторона", отрывки из лит. сценария // Иск-во кино. 1938. № 4-5; Олидор О. Нар. артист СССР Б. П. Чирков. М., 1950; Актеры сов. кино. Л., 1974. Вып. 10.

Б. П. Чирков

Б. П. Чирков

Числительное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Число

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чистый Понедельник

ЧИ́СТЫЙ ПОНЕДЕ́ЛЬНИК - первый день Великого поста, следующий за неделей Сыропу́стной, или Прощеным воскресеньем. В др.-рус. источниках встречается выражение "Понедельник чистой недели", где определение "чистый" распространяется на всю первую неделю (в значении - седми́ца) Великого поста. В Трио́ди Постной, содержащей богослужения великопостного периода, Ч. П. именуется просто как "Понедельник пе́рвыя седмицы свята́го поста". Название Ч. П. м. б. связано как с понятием духовной чистоты, к к-рой призывают великопостные богослужения (особенно Канон Андрея Критского, читаемый в первые 4 дня поста), так и с нар. традицией устраивать в этот день баню, как бы и физически очищая себя от последствий бурных проводов масленицы.

Чистяков Пав. Петр.

ЧИСТЯКО́В Пав. Петр. (1832-1919) - живописец и педагог. Род. в с. Пруды Тверской губ., в семье крепостного. Учился в Петерб. АХ (1849-61), пенсионер АХ в Париже и Риме (1862-70). В 1860-64 - преподаватель Рисовальной школы Об-ва петерб. художн., с 1872 - АХ. Акад., адъюнкт-проф., с 1892 - проф. Петерб. АХ. Заведовал мозаичным отделением АХ (1890-1912), рук. мастерской И. Е. Репина (1908-10). Создал свою худож. школу. Его учениками были В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. Е. Савинский, Д. Н. Кардовский и др. В своем пед. методе соединил традиции акад. обучения и достижения реалистич. иск-ва. Автор ист. полотен, в к-рых драм. сюжет сочетается с психол. точностью трактовки образа ("Патриарх Гермоген в темнице", 1860; "Великая княгиня Софья Витовтовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Темного", 1861; "Голова чучары", 1864; "Портрет матери художника", 1880; "Боярин", 1876).

Соч.: Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

П. П. Чистяков. «Софья Витовтовна...». Фрагмент. 1861

П. П. Чистяков. «Софья Витовтовна...». Фрагмент. 1861

Чихачёв Ник. Матв

ЧИХАЧЁВ Ник. Матв. (1830-1917) - флотоводец, адм. (1892). Окончил Мор. корпус (1848). В 1851-53 участвовал в Амурской эксп. Г. И. Невельского. Исследовал внутр. р-ны Ниж. Приамурья и басе. р. Амгунь, описал залив Де-Кастри, назв. в 1952 его именем. Во время Крымской войны 1853-55 был капитаном Петропавловского порта и участвовал в отражении нападения англо-франц. эскадры на Камчатку, с 1856 - нач. штаба Сиб. флотилии, с 1860 - адъютант ген.-адм. вел. кн. Константина Николаевича, с 1862 - дир. Рус. об-ва пароходства и торговли. В рус.-тур. войне 1877-78 - нач. мор. обороны Одессы и командовал отрядом "поповок" на Черн. море. С 1884 - нач. Гл. мор. штаба, в 1888-96 - управляющий Мор. мин-вом, с 1896 - чл. Гос. совета, с 1900 - пред. Деп. пром-сти, наук и торговли. В честь Ч. названы залив, три мыса, остров в Япон. море и мыс в Охотском море.

Чихачёв Петр Ал-др.

ЧИХАЧЁВ Петр Ал-др. (1808-90) - географ, геолог и путешественник, поч. чл. Петерб. АН (с 1876). Род. в Гатчине. Окончил дипл. школу (1828). Работал в МИДе и одноврем. учился в Петерб. ун-те. Большую часть жизни провел за границей (гл. обр. в Париже), ведя науч. иссл. В результате путешествия по Италии и Юж. Франции (1839-41) составил геол. карту Апеннинского п-ова. По мат-лам путешествия по Алтаю и Сев.-Зап. Китаю (1842) дал геогр. и геол. описание этих обл., Кузнецкого угольного басе. В 1847-63 предпринял ряд эксп. по М. Азии (тр. "Малая Азия", 1853-69). В 1877-78 совершил путешествие по Испании, Алжиру и Тунису. Чл. (с 1845) и поч. чл. (с 1890) РГО, др. академий и об-в. Его именем назв. хребет на Алтае, залив в Японском море. На завещанные Ч. средства Париж. АН учреждена (1890) премия его имени за лучшие иссл., поев. Азии.

Чичерин Бор. Ник

ЧИЧЕ́РИН Бор. Ник. (1828-1904) - историк, философ, правовед, один из лидеров рус. либерализма, поч. чл. Петерб. АН (1893). Вместе с С. М. Соловьевым и К. Д. Кавелиным Ч. считается основателем т. н. гос. школы в историографии. Окончил Моск. ун-т, где испытал сильное влияние Т. Н. Грановского. Занимал кафедру права в Моск. ун-те (1861-68). Моск. городской голова (1882-83). Осн. тр.: "Областные учреждения России в 17 в." (1857), "Опыт по истории русского права" (1859), "Мистицизм в науке" (1860), "Собственность и государство" (1883), "Положительная философия и единство науки" (1892), "Философия права" (1901). Познакомившись еще в студ. годы с философией Гегеля, Ч. оставался верен ей всю жизнь. Он придерживался правогегельянского направления, выступал противником рев. демократов, в 1880-90-е гг. активно критиковал марксизм. Противопоставляя гос-во об-ву, был сторонником конституц. монархии как наиб, разумной формы полит. устройства. Утверждая органичность и закономерность ист. процесса, Ч. отвергал идеи насильств. вмешательства в его ход, отстаивал путь мирных реформ.

Соч.: Воспоминания. М., 1991.

Лит.: Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1898.

Чичибабин Ал. Евг

ЧИЧИБА́БИН Ал. Евг. (1871-1945) - химик-органик, акад. АН СССР (1929). Окончил Моск. ун-т (1892), с 1899 работал в Моск. с.-х. ин-те, преподавал в Моск. ун-те (1901-11), в 1909-30 - проф. Моск. техн. уч-ща. С 1930 работал во Франции в лаб. Э. Фурно. Ввиду широкого размаха репрессий в СССР и угрозы собств. жизни отверг требования о немедленном возвращении в Москву и в дек. 1936 по настоянию властей был исключен (вместе с акад. В. В. Ипатьевым) из АН. Осн. работы Ч. посвящ. химии гетероциклич. азотсодержащих соединений, гл. обр. пиридина. Открыл реакцию циклоконденсации альдегидов с аммиаком, приводящую к образованию гомологов пиридина ("реакция Ч."). Синтезировал "бирадикальный углеводород", носящий его имя. Ч. - один из создателей отеч. хим.-фарм. пром-сти.

Чичибабин Бор. Ал

ЧИЧИБА́БИН Бор. Ал. (фам. по отчиму Полушин) (1923-94) - поэт. Мать - в родстве со знаменитым химиком А. Е. Чичибабиным. Детство Ч. прошло в Кировограде. В 1942 был призван в армию. В 1945 поступил на филол. ф-т Харьковского ун-та. В 1946 арестован "за антисоветскую агитацию", 5 лет отсидел в Вятлаге. Стихи, к-рые "не стыдно помнить", пишет с 1946. Зарабатывал на жизнь в трамв.-тролл. парке Харькова, где числился мастером, кладовщиком, рабочим склада и т. п. Первый стих. сб. "Молодость" (1963) вышел в Москве, далее в Харькове: "Мороз и солнце" (1963), "Гармония" (1965), "Плывет "Аврора"" (1968). По словам Ч., не мог дать ни в одну из этих кн. лучших стихов, часть опублик. была изуродована. С 1968 Ч. перестают печатать. В 1973 исключен из Союза писателей (СП) за стихи "Памяти Твардовского", "Солженицыну", "Галичу", "С Украиной в крови я живу на земле Украины..." После долгого перерыва - поэтич. подборки в "Огоньке" и "Лит. газете" (1987). Восстановлен в СП. Лучшие стихи разных лет вошли в кн. "Колокол" (1989). В стихахЧ. запечатлелся рус. характер, отзывчивый к болям и бедам всех др. народов, ко всем, "кто здесь гоним был" ("Крымские прогулки" - о судьбе крымских татар, "Народу еврейскому", "Псалмы Армении" и др.). Ч. утверждает очищающую и просветляющую роль поэзии, ратует за поэзию общедоступную, демократич., "бесплацкартную". В лирике выделяется жанр послания (среди адресатов - особенно любимый Б. Пастернак, В. Маяковский, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева). Кн. стихотв. "Мои шестидесятые" (1990) вышла в Киеве с предисловием автора ("Выбрал сам").

Чичиков

ЧИ́ЧИКОВ - ставшее нариц. имя гл. героя поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1842), обладающего благообразной внешностью и приятными манерами, ловкого афериста, занятого устройством собств. благополучия, человека с необыкновенным даром приспособленчества.

Чичинадзе Алексий Виссарионович

ЧИЧИНА́ДЗЕ Алексий Виссарионович (род. 1917) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1941 (кл. П. Гусева) и в 1955 балетмейст. ф-т ГИТИСа (педагог Л. Лавровский). В 1941-44 - артист Большого т-ра. С 1944 солист, с 1955 балетмейстер и реж. Моск. муз. т-ра. Первый исполнитель партий: Феб ("Эсмеральда"), Лионель ("Жанна Д’Арк"), Зигфрид ("Лебединое озеро"). Среди др. его ролей: Поэт ("Штраусиана"), Паоло ("Франческа да Римини"), Фентон ("Виндзорские проказницы"), Петр ("Берег счастья"), Пастух ("Лола"). Ч. - исполнитель преим. лирич. партий, обладавший мягкой, благородной манерой танца. В 1967-70 - гл. балетмейстер "Т-ра Вельки" в Варшаве. В 1971-84 - гл. балетмейстер Моск. муз. т-ра. Среди его постановок в этом т-ре: "Дочь Кастилии" (1955, комп. Р. Глиэр), "Франческа да Римини" (1960, П. Чайковский), "Лесная фея" (1960, Ю. Ефимов), "Дон Жуан" (1962, Р. Штраус), "Поэма" (1964, С. Цинцадзе), "Золушка" (1971, С. Прокофьев), "Сюита из балета "Гаянэ"" (1972, А. Хачатурян), "Коппелия" (1975, Л. Делиб), "Степан Разин" (1977, Н. Сидельников), "Шакунтала" (1979, С. Баласанян), "Дон Кихот" (1981, Л. Минкус, новая сценич. редакция), "Риварес" (1982, Цинцадзе). Среди постановок за рубежом: "Концертная сюита" (1956, К. Дебюсси, "Гранд-Опера", Париж, 1961, Амстердамский балет), "Франческа да Римини" (1960, Амстердамский балет), "Золушка" (1969), "Ромео и Джульетта" (1970, Прокофьев, "Т-р Вельки", Варшава). Ставил спектакли в балет, т-рах Тбилиси, Перми, Одессы, Саратова и др. В своих постановках Ч. последовательно развивал традиции Моск. муз. т-ра, тяготея к сюжетному балету и лирич.-романтич. тематике.

Чкалов Валер. Павл

ЧКА́ЛОВ Валер. Павл. (1904-38) - летчик-испытатель, Герой Сов. Союза (1936), комбриг (1938). В 1919 добровольно вступил в Кр. армию, работал сборщиком самолетов в авиац. парке в Ниж. Новгороде. Учился в Егорьевской и Борисоглебской авиац. школах, в Моск. школе высш. пилотажа и Серпуховской высш. школе возд. стрельбы и бомбометания (1921-24). С 1924 служил в Краснознаменной истребит. эскадрилье, прославился как искусный летчик. С 1930 летчик-испытатель НИИ ВВС, испытал св. 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высш. пилотажа - восходящий штопор и замедленную "бочку". Обладал исключит, мужеством, настойчивостью и выдержкой. 20-22 июля 1936 с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на о-в Удд (Д. Восток) - 9374 км за 56 час. 20 мин. 18-20 июня 1937 с тем же экипажем совершил перелет из Москвы в Ванкувер через Сев. полюс (8504 км за 63 часа 16 мин.). Награжден двумя орд. Ленина и орд. Кр. Знамени. Погиб при испытании нового истребителя.

В. П. Чкалов (справа) с участниками перелета Москва - Северный полюс - США. Москва

В. П. Чкалов (справа) с участниками перелета Москва - Северный полюс - США. Москва

Члены предложения

ЧЛЕ́НЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ - структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Выделяемые с т. зр. их функции в предложении, Ч. П. подразделяются прежде всего на главные и второстепенные. Главными Ч. П. являются подл. и сказ., к-рые образуют предикативную основу (ядро) предложения. Остальные Ч. П. называются второстепенными. Среди них различают определение, отвечающее на вопросы какой?, чей?; дополнение, отвечающее на вопросы косвенных падежей, и обстоятельство, отвечающее на вопросы как?, когда?, где?, почему?, зачем? и др. В качестве особого Ч. П. иногда выделяется приложение, чаще рассматриваемое как разновидность определения (город Москва, старик-охотник). Кроме того, второстеп. Ч. П. подразделяются на "присловные", распространяющие др. Ч. П., и "детерминирующие", относящиеся к предложению в целом (В городе была тишина; У него есть интересные идеи). Термин "второстепенные Ч. П." не предопределяет их второстеп. роли в предложении. Они м. б. семантически или структурно необходимыми компонентами предложения (У него усталый вид, где гл. чл. является слово вид) и во многих случаях оказываются коммуникативно наиболее значимыми, составляя рему предложения (Он занимается математикой по утрам; Письмо он написал замечательное).

Для каждого Ч. П. можно определить основной, наиболее однозначный способ выражения. Для сказ. это личные формы глагола (Он ушел; Мы работаем), для подлежащего - существит. в им. пад. (берега пустынны), для дополнения - существит. в одном из косв. пад. с предлогом или без (читать письмо, думать о будущем), для определения - полное прилаг. (рыжие водоросли), для обстоятельства - наречие (быстро бежит; проснулся утром). Помимо этого у каждого второстеп. Ч. П. есть и характерный для него вид синтакс. связи с господствующим словом: сильное управление - для дополнения; согласование - для определения; примыкание или слабое управление - для обстоятельства.

Понятие Ч. П. не всегда используется в совр. синтакс. теориях, однако соответствующие различия так или иначе находят в них отражение.

Лит.: Александров Н. М. Проблема второстепенных членов предложения в русском языке. Л., 1963; Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977; Скобликова Е. С. Синтаксис простого предложения. М., 1979; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982; Попова З. Д. Может ли обойтись синтаксис без учения о членах предложения? // Вопр. языкознания. 1984. № 4; Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988; Арутюнова Н. Д. Члены предложения // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1989.

Чохов Андрей

ЧО́ХОВ (Чехов) Андрей (? - 1629) - пушечный и колокольный мастер, создатель "Царь-пушки". Более 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе - гос. мануфактуре при Пушечном приказе. Первая известная работа Ч., тогда еще ученика, исполнена в 1568, последняя - в 1629. Документ. известно более 20 тяжелых орудий его работы - "стенобитных пищалей" и мортир. Известны имена пушек Ч. - "Лисица" (1575), "Волк" (1576), "Лев" и "Аспид" (1590) и др. Самой знаменитой из них является мортира-дробовик "Царь-пушка" (1586), массой 40 т, длиной 5,34 м, калибром 890 мм, с поясами рельефов, в числе к-рых (на правой стороне дульной части) - изображение царя Федора Иоанновича верхом на коне. "Царь-пушка", предназначавшаяся для обороны Кремля, должна была стрелять каменной или железной картечью. Но из нее не стреляли. Лафет сделан в 1835, лежащие на постаменте ядра - не ее. Установлена в Моск. Кремле рядом с "Царь-колоколом". Другой, менее известной, удивительной работой Ч. является стоствольная пушка (1588). До наших дней сохранились 12 орудий Ч.: 7 - в Воен.-ист. музее артиллерии, инж. войск и войск связи в СПб., 3 - в Моск. Кремле, 2 ("Волки", 1576 и 1578) - в замке Грипсхольм близ Стокгольма, куда они попали в результате Ливонской войны. Отличавшиеся долговечностью орудия Ч. применялись еще в Сев. войне 1700-21. В 1703 Петр I спец. указом запретил переливать мортиру, изготовленную под рук. Ч. в 1605, и этот указ был высечен на ее стволе; в 1723 царь распорядился выкупить у шведов захваченные ими пищали "Инрог" ("Единорог", 1577) и "Царь Ахиллес" (1617), приказав вечно хранить все три эти орудия Ч. как историч. достопримечательности.

Ч. создавал также колокола. В нач. 17 в. по приказу Бориса Годунова он отлил "Царь-колокол" (впоследствии еще 2 рус. колокола, каждый больше предыдущего, носили это название). Известно по документам 4 его колокола 1621 года и колокол "Реут" (1621-22) массой 2 тыс. пудов (ок. 32 т) для колокольни "Иван Великий". Своему мастерству Ч. обучил многочисл. учеников. Потомком мастера считал себя А. П. Чехов.

"Чрезвычайные деньги"

"ЧРЕЗВЫЧА́ЙНЫЕ ДЕ́НЬГИ" - спец. выпуск кредитных билетов Урала достоинством в 1 и 5 руб., осуществл. в авг. и нояб. 1918 Уральским обл. советом для обращения в Пермской, Вятской, Оренбургской и Уфимской губ. Уральской обл. Ден. знак 5-рублевого достоинства интересен тем, что на нем уже имелось изображение герба РСФСР, в то время как на деньгах центр. власти он появился лишь весной 1919. Кроме того, этот кредитный билет явно играл роль агитац. плаката: помещенное на нем изображение матроса рядом с солдатом - единств. в истории сов. бонистики; лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на обеих сторонах знака и надпись "Рабочее и крестьянское правительство" выполнены в плакатном стиле - подчеркнуто круп. шрифтом; надпечатки агитац.-пропагандистского характера на рус. и нем. языках; подпись на лицевой стороне не только комиссара финансов, но и самого пред. исполкома обл. совета Урала А. Г. Белобородова и, наконец, сама надпись "билет чрезвычайного выпуска".

"Чтение для вкуса, разума и чувствований"

"ЧТЕ́НИЕ ДЛЯ ВКУ́СА, РА́ЗУМА И ЧУ́ВСТВОВАНИЙ" - моск. изд., выходившее два раза в неделю как приложение к "Моск. ведомостям" (1791-93). Из назв. ж. следует его сентименталистская направленность. В объявлении о подписке в "Моск. ведомостях" сообщалось, что ""Ч...." заключать в себе будет статьи разл. содержания в стихах и прозе... не менее любопытные, как приятные и забавные". Издателями были В. И. Окороков и В. С. Подшивалов. С ж. сотрудничали также А. И. Дашков, В. В. Капнист, А. В. Лопухин, А. Ф. Мерзляков, Ю. А. Нелединский-Мелецкий и др. Помещались пер. из Ж. А. Бернардена де Сен-Пьера, Д. Макферсона, Ж. Ф. Мармонтеля, Л. С. Мерсье, И. Ф. Шиллера и др.

"Что делать?"

"ЧТО ДЕ́ЛАТЬ?" - назв. романа Н. Г. Чернышевского (1863). Его прагматический соц. смысл оказался весьма характерным для рус. обществ. истории и не раз повторялся в заглавиях ("Так что же нам делать?" Л. Н. Толстого, "Что делать" В. И. Ленина). Ставя этот вопрос, рус. интеллигенция была убеждена, что "есть такое единое великое общее дело, к-рое спасет мир, и соучастие в нем впервые дарует смысл жизни личности" (Франк С. Л. Смысл жизни // Вопр. философии. 1990. № 6. С. 78).

Чугаев Лев Ал-др.

ЧУГА́ЕВ Лев Ал-др. (1873-1922) - ученый в обл. химии комплексных соединений, создатель науч. школы, проф. Род. в Москве, в семье преп. физики. По окончании Моск. ун-та преподавал в Имп. техн. уч-ще, затем в Петерб. ун-те и Технол. ин-те. Основатель и дир. (с 1918) Ин-та по изуч. платины и др. благород. металлов. Изучая комплексные соединения, открыл т. н. правило циклов Ч., синтезировал предсказ. теорией пентомины четырехвалентной платины (т. н. соли Ч.). Иссл. соединения терпенового ряда, открыл "ксантогеновую реакцию" получения и изучения непредельных углеводородов. Открыл чувствит. реакцию на никель и осмий. Один из немногих химиков 20 в., к-рый плодотворно трудился одноврем. как в обл. органич., неорганич., аналитич. и физ. химии, так и в обл. биохимии.

Чудское озеро

ЧУДСКО́Е О́ЗЕРО - расположено на границе Эстонии и России, в него впадает р. Великая. Сев. ч. Ч. О. соединяется с Финским зал. Балтийского моря р. Нарвой. Назв. Ч. О. связано с чудью, упоминаемой др.-рус. летописями. Эстонское название оз. - Peipus, Peipsi jarv - имеет параллели в балтийской (др.-прусской) язык, обл. 5 апр. 1242 на льду Ч. О. произошло Ледовое побоище, в к-ром новгородский кн. Александр Ярославич (Невский) разбил нем. рыцарей. На вост. побережье Ч. О., на р. Гдова, расположен г. Гдов, основанный в 1431 и входивший в состав Псковской земли. На Ч. О. издавна был развит рыбный промысел, в т. ч. ловля снетка и сига.

Чудь

ЧУДЬ - др.-рус. назв. прибалтийско-финского населения, проживавшего в лесной зоне Вост. Европы в эпоху ран. средневековья. Упоминается в др.-рус. летописях (в т. ч. в сообщении о призвании варяжских князей в 862). Существуют две трактовки термина: широкое (общее обознач. всех неславянских "чужих" народов севера Вост. Европы) и узкое (прибалтийско-финское население Эстонии, к-рое "приседит" к "морю Варяжскому"). В лит-ре Ч. рус. летописей сопоставляется с Thiudos - этнонимом, упомин. готским историком Иорданом (6 в.). В археологических работах в качестве обознач. этнич. принадлежности курганных древностей юго-вост. Приладожья иногда используется условный термин "приладожская Ч." (В. А. Назаренко). В "Повести временных лет" особо выделяется "Ч. заволочская", расселение к-рой было связано с терр. восточнее оз. Белого и Кубенского - Заволочьем. С Ч. связано название Чудского оз.

Чуйка

ЧУ́ЙКА - верхн. муж. одежда, суконный кафтан без воротника с У-образным вырезом, обшитый по краю полоской меха или ткани (напр., на известном портрете А. Н. Осровского работы В. Г. Перова). В 19 в. была широко распространена среди крестьян и купечества.

Чуйков Сем. Аф.

ЧУЙКО́В Сем. Аф. (1902-80) - живописец, нар. худож. СССР (1963), действ. чл. АХ СССР (1958). Автор жанр, композиций, пейзажей, портретов, связанных с киргизской тематикой. Живописи Ч. свойственны ориентация на традиции рус. реалистич. иск-ва, строгость и простота композиций, тонкая разработка колорита, использование разл. форм обобщения, со 2-й пол. 60-х гг. - усиление черт монументальности. Произв. Ч.: "Дочь Сов. Киргизии" (1948), "О простых людях Индии" (триптих, 1957-66) и др.

С. А. Чуйков. На границе. 1938

С. А. Чуйков. На границе. 1938

Чукарин Викг. Ив

ЧУКА́РИН Викт. Ив. (1921-84) - гимнаст, з. м. с. СССР (1951), заслуж. тренер УССР (1972). Абсол. олимп. чемпион (1952, 1956). Абсол. чемпион мира (1954). Обладатель 7 зол., 3 серебр. и 1 бронз, олимп. медалей. Абсол. Чемпион СССР (1949-51, 1953, 1955). Неоднократный чемпион СССР (1948-56) в отд. видах многоборья и в командных соревнованиях по спорт гимнастике. Автор кн. "Путь к вершине".

Чуковская Лид. Корнеевна

ЧУКО́ВСКАЯ Лид. Корнеевна (1907-96) - писательница. Дочь К. И. Чуковского. Род. в Петербурге. Училась в г-зии Таганцевой, затем в Тенишевском уч-ще. В 1924 поступила в Ин-т истории иск-в (не закончила). В кон. 1920-30-х гг. работала под нач. С. Я. Маршака в дет. отделе ОГИЗа в Ленинграде, преобразованном в Дет-издат. В 1943, вернувшись из эвакуации в Ташкенте, работала в "Пионерской правде", была зав. отд. поэзии в "Новом мире". Первая кн. - "История одного восстания" (1940) - о восстании крестьян и казаков против польского гнета в 1648-54. Ч. - автор кн.: "Н. Н. Миклухо-Маклай" (1948), "Декабрист Николай Бестужев - исследователь Бурятии" (1950), "Декабристы - исследователи Сибири" (1951), "В лаборатории редактора" (1960). Ч. принадлежат крит.-биогр. очерки о С. Георгиевской (1955) и Б. Житкове (1955), иссл. о "Былом и думах" Герцена (1966). В янв. 1974 была исключена из Союза писателей за "Открытое письмо М. Шолохову" (1966), за ст. "Не казнь, но мысль. Но слово" (к 15-летию со дня смерти Сталина, 1968), за поддержку Б. Пастернака, А. Солженицына и др. В 1989 восстановлена. В 1976 изд-во "Хроника" (Нью-Йорк) выпустило сб. ст. и "открытых писем" Ч. - "Открытое слово". Перипетии судьбы Ч. - в очерке "Процесс исключения". В пов. "Софья Петровна" (1939-1940, впервые опубл. в 1965 в Париже в изд-ве "Пять континентов" под назв. "Опустелый дом") и "Спуск под воду" (1949-57) Ч., по ее словам, "пыталась изобразить такую степень отравления об-ва ложью, какая может сравниться только с отравлением ядовитыми газами". Автобиогр. очерк "Процесс исключения" (1990) - о полит. травле Ч. в связи с ее правозащитной деят-ностью. Ч. - автор "Записок об Анне Ахматовой" (первоначально изданы в Париже, 1976). В сб. "Сверстнику" (1991) вошел очерк "Предсмертие" (о последних месяцах жизни М. Цветаевой) и стихи Ч.

Чуковский Корней Ив

ЧУКО́ВСКИЙ Корней Ив. (наст. имя и фам. Ник. Вас. Корнейчуков) (1882-1969) - писатель, лит.-вед, переводчик, д-р филол. наук. Род. в Петербурге. Дет. годы провел в Одессе, учился в г-зии, из к-рой исключен по указу о "кухаркиных детях", однако окончил ее экстерном (см. автобиогр. кн. "Серебряный герб", 1961). Печататься начал в газ. "Одесские новости". Был командирован в Англию (1903-04), где изучал англ. лит-ру и культуру. По возвращении переехал в Петербург, сотрудничал в либеральной пресе. Тогда же появляются первые критич. очерки о совр. писателях: "От Чехова до наших дней" (1908), "Лица и маски" (1914). Как дет. писатель дебютировал стих. сказкой "Крокодил" (1916), к-рая привлекла к себе внимание необычносью тематики, фантастичностью сюжета, занимательностью. Стих. сказки Ч. 20-х гг. ломали сложившийся в дореволюц. дет. лит-ре канон, вызывая резкую критику т. н. педагогов и лит. оппонентов. Вскоре одна за другой выходят следующие кн.: "Мойдодыр" и "Тараканище" (1923), "Мухина свадьба" ("Муха-цокотуха") и "Муркинат книга" (1924), "Бармалей" (1925), "Федорино горе", "Чудо-дерево", "Телефон", "Закаляка", "Путаница" (все - 1926). Работая над дет. кн., Ч. одновременно изучает дет. образное мышление и яз., собирает, записывает, систематизирует мат-л, и в 1928 выходит кн. "Маленькие дети. Детский язык. Экики. Лепые нелепицы" (в поел. изд. - "От двух до пяти"). Проблемам яз., культуры слова посвящена кн. "Живой как жизнь" (1962). Ч. постоянно ведет серьезную лит.-ведческую работу: им написано более ста работ о Некрасове ("Мастерство Некрасова", 1952); долгие годы работает на кн. "О Чехове"; занимается переводами, в частности, перевел неизвестные дотоле в России стихи У. Уитмена; переводил М. Твена, О. Генри, Р. Киплинга и др.; "пересказывал" для детей Д. Дефо, Р. Э. Распе, Д. Гринвуда, Ветхий и Новый Завет; ему принадлежит большая кн. по проблемам пер. "Высокое искусство" (последняя ред. 1968). На основе дневн. записей, к-рые Ч. вел всю жизнь, была написана кн. "Из воспоминаний" (1958), в последующем названная "Современники". Посмертно (в 1990-х гг.) опубликованы дневники Ч.

К. И. Чуковский

К. И. Чуковский

Чуковский Ник. Корнеевич

ЧУКО́ВСКИЙ Ник. Корнеевич (1904-65) - писатель. Сын К. И. Чуковского. Окончил Ленингр. ин-т истории иск-в. Участник обороны Ленинграда. Печататься начал с 1922. Автор биогр. и приключенч. повестей о Дж. Куке (1927), Ж. Лаперузе (1929), И. Крузенштерне и Ж. Дюмон-Дюрвиле (1941), В. Беринге (1961). Ч. принадлежит цикл произв. о гражд. войне: "Слава" (1935), "Княжий угол" (1936), "Ярославль" (1938). Популярностью пользовался роман о летчиках Балтфлота - защитниках Ленинграда "Балтийское небо" (1954, одноим. ф. 1961). В последние годы писал лирич. пов. и рассказы ("Неравный брак", 1963; "Цвела земляника", 1965 и др.). Важной частью наследия Ч. является кн. воспоминаний (опубл. в 1989) о лит. Петрограде 20-х гг., о жизни Дома Иск-в, о создании гр. "Серапионовы братья", о Н. Гумилеве и В. Ходасевиче, о "милом демоне" своей юности В. Стениче, о М. Волошине, К. Вагинове и мн. др.

Чулков Георг. Ив

ЧУЛКО́В Георг. Ив. (1879-1939) - прозаик, поэт, лит. критик, публицист. Род. в Москве, в дворянской семье. Учился в Моск. ун-те. Ч. был известен в нач. века не столько как писатель (в 1904 он опубликовал сб. стихов и прозы "Кремнистый путь"), сколько как организатор лит. жизни. В 1900-е гг. Ч. в равной мере был увлечен политикой (за нелегальную полит. деят-ность отбывал ссылку в Якутии) и новейшими исканиями в сферах философии, религии и эстетики. В 1904-05 исполнял обязанности секр. ред. ж. "Новый путь", а затем "Вопросы жизни". В 1906 Ч. выступил с эклектич. теорией "мистического анархизма", к-рый, по его мнению, должен был прийти на смену декадентскому индивидуализму. Во многом опираясь на Вяч. Иванова, он призывал к активному неприятию существ. миропорядка и к "соборному" единению людей на почве религ. сознания. В 1905-08 Ч. тесно общался с А. Блоком, привлекая его "стихийностью" своей натуры. Из творч. наследия Ч. следует отметить кн. мемуаров "Годы странствий" (1930), содержащую ценные сведения о событиях дух. жизни России начала века.

Чулков Мих. Дм

ЧУЛКО́В Мих. Дм. (1743/44-92) - писатель, историк, этнограф, один из первых в России собирателей и издателей мат-лов по рус. фольклору и мифологии. Его "Словарь русских суеверий" (1782), во 2-м изд. получивший назв. "Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч." (1786), - первый опыт сводного тр. по рус. мифологии и обрядности (в сравнении с мат-лами др. народов), опиравшийся на отеч. и зарубеж. источники. Крупнейшим событием в рус. культуре 18 в. стал выпуск его "Собрания разных песен" (1773-74), где представлен живой, активный репертуар того времени (800 текстов), в т. ч. ок. 350 нар. песен.

Чупин Наркиз Конст.

ЧУ́ПИН Наркиз Конст. (1824-82) - историк, географ, этнограф, библиограф-краевед. Род. в Екатеринбурге, в семье мелк. чиновника. В 1835 окончил Екатеринбург, уезд. уч-ще, в 1838 - Пермскую г-зию, в 1850 - юрид. ф-т Казан. ун-та. С 1853 - инспектор, ст. учитель, управляющий Урал. горн, уч-ща. Много ездил по горным округам, вел иссл. работу в местном архиве, собирал личную б-ку, занимался стат. описанием округов Урал, казенных горных з-дов. Был чл. ряда губ. статистич. комитетов, Уральского об-ва любителей естествознания, РГО, Об-ва любителей др. письменности и др. Гл. тр. Ч. - "Географический и статистический словарь Пермской губ." (вып. 1-8, 1873-88). Построенный на огромной источниковедческой базе, словарь насыщен не только фактич. и стат. сведениями, но и "библиогр. указаниями" - ссылками в тексте ст., в подстрочных примеч., пристатейными списками лит-ры, содерж. от 2-3 до неск. десятков названий на рус. и иностр. языках. За весь дорев. период в России было опубликовано только 7 краевых геогр. словарей. Ценнейшая краеведч. б-ка и собр. рукописей Ч. были после его смерти приобретены Уральским об-вом любителей естествознания.

"Чур меня, чур"

"ЧУР МЕНЯ́, ЧУ́Р" - выражение, употребляемое в разлл. ситуациях с неск. значениями: 1) в дет. играх, когда участник заявляет, что его нельзя трогать, он в стороне; 2) формула заклинания, к-рая должна отогнать от произносящего "нечистую силу". По-видимому, в этих выражениях употребляется существит. "чур" в значениях: рубеж, предел, мера, уговор, запрет, закон. В. Даль приводит пословицы, связанные с заклинательной формулой: "Чурайся от вражьей силы"; "Черти круг да чурайся".

Чухлома

ЧУХЛОМА́ - город (с 1778) в Костромской обл., на берегу Чухломского оз. Изв. с 1381. В лит-ре 19-20 вв. назв. города используется как нариц. обозначение провинц. захолустья.

Чухонцев Олег Григ

ЧУХО́НЦЕВ Олег Григ. (род. 1938) - поэт. Окончил филос. ф-т Моск. обл. пед. ин-та (1962). Печатается с 1958. Первая кн. - "Из трех тетрадей" (1976); затем - "Слуховое окно" (1983), "Ветром и пеплом" (1989) и "Стихотворения" (1989). Ч. принес в поэзию забытый ею провинц. мир, его образ - "тихий" Павловский Посад (малая родина), в к-ром еще не был полностью разрушен патриархальный уклад. Об этом "Китеже" дет. и юнош. впечатлений, о своем доме, о родных и соседях, простых людях с их трудным послевоенным существованием Ч. сначала вспоминал с душевным волнением, но впоследствии в лирике Ч. уравновешенное, гармоничное отношение к жизни сменяется ощущением драматизма мира и собств. судьбы, чувством житейской и творч. неудовлетворенности, появляются стихи об одиночестве, о своих и чужих бедах. В поэзии Ч. появился герой, внутр. неустроенный, несчастный в любви ("Похмелья", "Из одной жизни" и др.). Мн. мотивы лирики Ч. объединила своеобразная повесть в стихах "Однофамилец" (1987). Для Ч. тяжка утрата корней, в лирике - образ родного дома, ставшего чужим, связан с мыслью о бездомности, кочевом быте, о том, что "каждый в России - калика перехожий" ("Сразу споткнулся о память...", "Дом" и др.). Ч. много переводит (П. Верлен, Дж. Ките, Р. Фрост, У. Уитмен, К. Кулиев и др.). Гос. премия Рос. Федерации (1993).

Чухрай Григ. Наумович

ЧУХРА́Й Григ. Наумович (род. 1921) - кинореж., нар. арт. СССР (1981). В 1953 окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская С. Юткевича и М. Ромма). Первая самост. работа - ф. "Сорок первый" (1956, по одноим. пов. Б. Лавренева) - принесла ему известность. В ф. нашел выразит решение вечный конфликт "чувства и долга", созданы круп, характеры, эпизоды пронизаны лиризмом и драм, напряженностью.

Следующий его ф. - "Баллада о солдате" (1959), отмеч. наградами междунар. кинофестивалей. Его отличают подлинная худож. цельность, сочетание эпич. широты с глубоким проникновением в психологию, высокое поэтич. звучание, жизненная правда. Участник Вел. Отеч. войны, Ч. неоднократно обращался к воен. теме, показывая, как в суровых испытаниях проявляется человек, крепнут его душевные силы.

Ф. "Чистое небо" (1961) также отмечен наградами Всесоюзн. и междунар. кинофестивалей. Сложность коллизий, испытания воен. летчика, попавшего в фашист. плен, а по возвращении подвергшегося несправедливым обвинениям; сила духа героя, верность его своим идеалам, своей любви придавали ф. высокий драматизм, подчеркивали красоту человеч. личности, человеч. отношений.

Мастерство реж. в работе с актерами проявлялось во всех его ф., способствовало созданию выразит. ансамблей исполнителей (В. Ивашев и Ж. Прохоренко в ф. "Баллада о солдате", Евг. Урбанский и Н. Дробышева в "Чистом небе"). Гл. тема всего творч. Ч. - человек перед лицом истории.

Среди др. ф. Ч.: "Жили-были старик со старухой" (1965), "Память" (1971), "Трясина" (1978), "Жизнь прекрасна" (1980).

Лит.: Шнейдерман И. Григорий Чухрай. Л., 1965; Зоркая Н. Г. Чухрай // Зоркая Н. Портреты. М., 1966.

О. П. Табаков вручает Т. Н. Чухраю приз «Ника». 1995

О. П. Табаков вручает Т. Н. Чухраю приз «Ника». 1995

Чучело обрядовое

ЧУ́ЧЕЛО ОБРЯ́ДОВОЕ - изображение (объемное) мифологич. существа - антропоморфного или зооморфного, используемое в том или ином обряде. В ходе обряда это существо подвергается уничтожению: его "хоронят" (похороны кукушки), сжигают или топят, разрывают на части и разбрасывают (ср. Маленица, Кострома, Ярила, Купала). Чучело бывает очень условным (ветка дерева - кукушка), а иногда, наоборот, весьма "реалистическим", в человеческой одежде и т. п. Чучело изготавливается из растит. мат-лов (дерева, соломы и др.) и в этом смысле служит одним из многочисленных растит. обрядовых символов, в то же время оно обеспечивает бескровную имитацию человеческой жертвы (ср. обратную ситуацию в святочной игре "Умрун", где воскресающего покойника играет живой человек). В тех случаях, когда изображаемый персонаж имеет высокий мифологич. статус (ср. особенно Ярила, Купала), чучело может рассматриваться как вырожденная форма сакрального изображения, "идола" (ср. наказание таких изображений в случае неблагоприятных стихийных условий), но всю практику обрядов с чучелами, видимо, возвести к этому нельзя.

Хотя слово "чучело" в этих обрядах не употребляется (оно применяется в быту прежде всего к огородному пугалу или к чучелу в привычном нам смысле - набитой шкуре животного, птицы), но, видимо, все же существенно, что это слово, по мнению авторитетных этимологов, находится в более или менее близком родстве с балтийскими словами, обозначающими домового, черта (более близкая и прямая связь - по Фасмеру, более отдаленная - по Трубачеву). В. Даль в той же ст. о чучеле приводит слово "чуча", производное от "чудь", а также "чучар" - "игра в жмурки" (при том, что эта игра явно восходит к играм в покойника).

Предыдущая страница Следующая страница