Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЕЛ"-"ЧЕШ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЕЛ"-"ЧЕШ")

Челюскинцы

ЧЕЛЮ́СКИНЦЫ - участники ледового плавания на судне "Челюскин" в Арктике. 10 авг. 1933 из Мурманска вышел транспортный теплоход с ледовым креплением - "Челюскин". Цель похода - испытание на прочность коммерч. судна в условиях Сев. мор. пути и науч. наблюдения в Сев. Ледовитом океане. Нач. эксп. был О. Ю. Шмидт, кап. В. И. Воронин, радист Э. Т. Кренкель. 13 февр. 1934 "Ч." был раздавлен льдами в Чукотском море, 104 чел. оказались на льдине. Два месяца полярные летчики вывозили людей на материк. 13 апр. 1934 последняя гр., в т. ч. капитан Воронин, покинула ледовый лагерь (известный "лагерь Шмидта"). 7 наиб. отличившихся летчиков, спасавших Ч., стали первыми Героями Сов. Союза: А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, М. В. Водопьянов, Н. П. Каманин, В. С. Молоков, М. Т. Слепнев, И. В. Доронин.

Встреча челюскинцев в Москве. Слева направо: Н. П. Каманин, О. Ю. Шмидт, В. В. Куйбышев

Встреча челюскинцев в Москве. Слева направо: Н. П. Каманин, О. Ю. Шмидт, В. В. Куйбышев

Чемесов Евграф Петр.

ЧЕ́МЕСОВ Евграф Петр. (1737-1817) - гравер. Учился в Петерб. АХ у Г. Ф. Шмидта (1759-61). С 1761 - преподаватель, с 1762 по 1765 - рук. гравировального кл. АХ. Творч. путь Ч. был кратким - 5 лет отделяют первый исполненный им портрет Петра I (1760) от последнего - И. Г. Орлова (1764). Созданные им за это время 14 гравюр поставили его имя на первое место среди отеч. портретных граверов. Значительность творчества Ч. заключалась не только в его блестящем техническом мастерстве (он отлично владел техникой и резцовой гравюры, и офорта и умело использовал их в своих работах). Он создал первые психол. портреты в рус. гравюре. Лучшие из них - портреты гр. А. С. Строганова (1761), имп. Елизаветы Петровны в мантилье (1761), имп. Екатерины II (1762), гр. Б. Х. Миниха (1764), гр. И. Г. Орлова и особенно "Автопортрет" (1763) - по праву ставят его в первый ряд европ. граверов 18 в. Его творчество - это рубеж в истории рус. гравюры: теперь историки иск-ва разделяют ее на периоды "до Ч." и "после Ч.". Рус. гравюру, появившуюся на 200 лет позже, чем в Зап. Европе, Ч. вывел на европ. уровень.

Чепрак

ЧЕПРА́К - деталь конского убора: суконная подкладка под седло сверх потника, в рус. армии применявшаяся в тяж. кавалерии; кирасиры употребляли седловку т. н. нем. типа, в отличие от частей легкой кавалерии, практиковавших казачью или венгерскую седловку (гусары, уланы, казаки), где использовался вальтрап - накидка из сукна, покрывающая седло сверху.

Чепуров Анат. Ник

ЧЕПУ́РОВ Анат. Ник. (1922-90) - поэт. Род. в г. Духовщина на Смоленщине. Стихи начал писать школьником, посещал кружок в Ленингр. Дворце пионеров, рук. Ольгой Берггольц. Первое стихотв. напечатано в сб. "Стихи для детей" (1939). В 1940 Ч. поступил на филол. ф-т Ленингр. ун-та. В 1941 добровольцем ушел в армию, работал в газ. "На разгром врага", участвовал в боях на Ленингр., Волховском фронтах, был тяжело ранен. Закончил ф-т рус. яз. и лит-ры Ленингр. пед. ин-та им. Герцена. Сб. стихов - "Путь-дорога" (1947), "Светлый день" (1951), "Молодость моя" (1956), "Ветер с Невы" (1961), "Маленькие станции России" (1975) и др. В лирике Ч. - неизбывная память о войне ("Я еще не вернулся с войны. Я с войны не вернусь никогда"), сочетание патриотич. мотивов с пейзажными зарисовками. В ориентации на нар. песню Ч. следует за С. Есениным, А. Прокофьевым. Последние кн. Ч. ("Иду к океану", 1978; "Синий утес", 1981; "Клад", 1985 и др.) отмечены публицистичностью, рожденной, в частности, поездками на Д. Восток, в Приморье, на Сахалин. Ч. писал стихи для детей ("Весенние фонарики", 1965; "Белая дорожка", 1973; "Домик детства", 1978 и др.); переводил поэзию народов СССР. В течение мн. лет возглавлял Ленингр. писат. орг-цию.

Чепцов Ефим Мих.

ЧЕПЦО́В Ефим Мих. (1874/75-1950) - живописец. Род. в с. Медвенка Курской губ., в семье крестьянина. Учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, затем в частной худож. студии в Петербурге (1901-02) и в АХ (1905-11). В сов. период - один из активных организаторов Ленингр. отд. Ассоциации художников рев. России (АХРР), руководил мастерской АХ. Осн. работы: "У доктора" (1911), "Заседание сельячейки" (1924), "Переподготовка учителей" (1925). Ч. в своих работах положил нач. сов. быт. жанру.

Е. М. Чепцов. Заседание сельской ячейки. Фрагмент. 1924

Е. М. Чепцов. Заседание сельской ячейки. Фрагмент. 1924

Червонец

ЧЕРВО́НЕЦ (от польск. czerwony - красный, золотой) - 1) назв. заруб. зол. монет (дукатов, цехинов) в допетровской России; 2) наимен. рус. зол. монет царской России; 3) банковский билет и зол. монета СССР. Назв. "Ч." происходит от цвета высокопробного (червонного) золота. В вост.-слав. землях голл. дукаты наз. червонными золотыми. Первые Ч., соответствующие стандарту зол. дуката (3,4 г), были выпущены в 1701. Иногда чеканились Ч. двойной стоимости, а с 1755 и до 1-й мир. войны преим. достоинством в 5 и 10 руб. В целях укрепления валютной системы молодого сов. гос-ва в 1922 были выпущены банковские билеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10 и 254. Зол. содержание Ч. составляло 7,74234 г чистого золота, т. е. он приравнивался к дорев. монете достоинством в 10 руб. В 1923 чеканился зол. Ч.: на аверсе изображался герб РСФСР, на реверсе - крестьянин-сеятель на фоне дымящихся заводских труб и дата "1923" (чистый вес 7,74 г золота при общем весе 8,6 г). В результате ден. реформы 1947 Ч. были заменены новыми банковскими билетами, выраж. в рублях. В 1975-81 для внешнеторг. целей был возобновлен вып. зол. Ч. образца 1923 с изображением нового года чеканки. Всего было отчеканено 6 млн 600 тыс. экз. Ч.

Черепановы

ЧЕРЕПА́НОВЫ - отец Еф. Ал. (1774-1842) и сын Мирон Еф. (1803-49) - изобретатели. Были крепостными зводчиков Демидовых, впоследствии получили вольную, работали плотинными мастерами, а затем механиками на Н.-Тагильских з-дах. Первая паровая машина мощностью 4 л. с., приводящая в движение мукомольную мельницу, была построена на демидовских з-дах в 1824. Затем были построены 20 машин мощн. до 60 л. с. Ч. изобретали, проектировали и строили воздуходувные, прокатные, молотовые, лесопильные и др. установки. В их механич. заведении действовали оригин., высокоразвитые токарные, строгальные, сверлильные, винторезные, штамповальные и иные станки, изготов. по чертежам и под рук. самих изобретателей. Машины, созданные Ч., позволили им построить первую рус. ж. д. с паровой тягой. Первый рус. паровоз (1834) ходил по колесопроводам - рельсам, проложенным на расстояние 800 м, и перевозил 3,5 т груза со скор. 15 км/час. Второй паровоз был закончен в 1835 и мог перевозить до 17 т груза. Была проложена чугунная рельсовая дорога от Выйского з-да до Медного рудника. Тр. Ч. завоевали России право стоять в числе первых четырех стран мира, построивших ж. д. с паровой тягой: Англия, США, Франция, Россия. Однако замечат. почин не получил должного развития, как и мн. др. их смелые начинания. Ч. усовершенствовали оборудование доменного, железоделат., медеплав., мукомольного, золотодобыв. произ-в. Они построили даже паровую турбину, получившую распространение только на исходе 19 в.

Черепнин Лев Вл

ЧЕРЕПНИ́Н Лев Вл. (1905-77) - историк, акад., иссл. в обл. соц.-полит. истории России, гл. обр. - о периоде образования Рус. централиз. гос-ва, издал ряд источников по истории феод. Руси ("Акты Сев.-Вост. Руси". Т. 1-3; "Акты Русского государства". Т. 1, и др.). Ч. - создатель концепции Рус. централиз. гос-ва ("Образование Русского централизованного государства в 14-15 вв.", 1960): оно сложилось к 80-м гг. 15 в. на базе прогрес. тенденций в соц.-экон. отношениях города и деревни (рост крупного феод. землевладения и х-ва, развитие произ-ва и обмена); осн. соц. опору составляет класс феодалов, но активную роль играют и города. Отличие Рус. гос-ва 15 в. от совр. ему централиз. монархий Зап. Европы (Англия, Франция) - значит. больший удельный вес феодалов и меньшее влияние городов; в России, в отличие от Зап. Европы, в 15-16 вв. феод, отношения продолжают развиваться. Ч. - один из авторов концепции "гос. феодализма": черносошные земли - собственность феод. гос-ва, живущие на них крестьяне подвергаются феод. эксплуатации со стороны гос-ва и принципиально не отличаются от крест. населения феод. вотчин и поместий.

Черкасов Ник. Конст.

ЧЕРКА́СОВ Ник. Конст. (1903-66) - актер. Род. в Петербурге. В 1919 начал работать статистом в Петрогр. акад. т-ре оперы и балета (Мариинском). После окончания курсов мимистов был принят в штат, выступал в паре с Е. А. Мравинским, в спектаклях шаляпинского репертуара получал небольшие роли; в 1922-25 участвует в спектаклях Петерб. Студии мол. балета, исполняя пантомимические роли и характерные танцы (Дон Кихот в балете Минкуса, Злой гений в "Лебедином озере" и др.). После учебы в Ин-те сценич. иск-в (1923-26) принят в Т-р юн. зрителя. Роли: старик Моор ("Разбойники"), Инквизитор ("Тиль Уленшпигель"), Звездинцев ("Плоды просвещения"), Сильвестр ("Проделки Скапена") и др. В 1929 переходит в Мюзик-холл, в 1931-33 работает в передвижном т-ре "Комедия". В 1933 вступает в труппу Ленингр. акад. т-ра драмы (позднее - т-р им. Пушкина). Роли: Сенечка Перчаткин ("Чужой ребенок"), Варлаам ("Борис Годунов"), Осип ("Ревизор"), Буланов ("Лес"), Крогстэд ("Нора") и др. В 1941-44 вместе с т-ром эвакуируется в Новосибирск. После возвращения работает воен. с реж. Л. С. Вивьеном. Роли: Иван Грозный ("Великий государь"), Мичурин ("Жизнь в цвету"), Варлаам ("Борис Годунов"), Хлудов ("Бег"), Дронов ("Все остается людям"), Барон ("Маленькие трагедии"). Снялся в 45 картинах. Дебют - парикмахер Шарль ("Поэт и царь"). Комедийное дарование проявилось в ролях: Колька Лошак ("Горячие денечки"), Жак Паганель ("Дети капитана Гранта"), кинорежиссер Громов ("Весна") и др. Выдающийся драматич. талант раскрылся в психол. и трагич. ролях: проф. Полежаев ("Депутат Балтики"), царевич Алексей ("Петр I"), Александр Невский, Иван Грозный, Дон Кихотводноим. ф., акад. Дронов ("Все остается людям"). Значит, место в творч. Ч. занимают образы деятелей науки и культуры: Максим Горький ("Ленин в 1918"), акад. Иван Павлов, Александр Попов в одноименных фильмах, В. В. Стасов ("Мусоргский" и "Римский-Корсаков"), Маяковский ("Они знали Маяковского"). В 1969 реж. А. Абрамов создал худож.-публиц. ф. о творч. Ч.

Н. К. Черкасов в роли Ивана Грозного. Фильм «Иван Грозный». Реж. С. Эйзенштейн

Н. К. Черкасов в роли Ивана Грозного. Фильм «Иван Грозный». Реж. С. Эйзенштейн

Черкасский Дм. Абр.

ЧЕРКА́ССКИЙ Дм. Абр. (1924-89) - балетный критик. В 1947 окончил Военно-морское уч-ще, в 1953 - композит, ф-т Ленингр. консерватории. С 1953 - преподаватель, в 1971-89 - зав. кафедрой электротехники Пушкинского высш. военно-морского инженерного уч-ща. В течение всей жизни Ч. был балетоманом, не пропускал практически ни одного балетного спектакля в Мариинском т-ре. Свои зрительские впечатления он оставил в ст. о балетных спектаклях, обзорах театральных сезонов, очерках творчества артистов балета.

Соч.: Записки балетомана: Пятьдесят лет в партере Кировского театра. М., 1994.

Чёрная речка

ЧЁРНАЯ РЕ́ЧКА - небольшая речка, собирающая болотные воды, черные по цвету из-за наличия большого количества органич. веществ. Термин отражен в огромном количестве топонимов, наиб. известный из к-рых - Ч. Р. на окраине Петербурга, место последней дуэли А. С. Пушкина.

Чернецов Вас. Мих.

ЧЕРНЕЦО́В Вас. Мих. (1890-1918) - донской казак, ветеран 1-й мир. войны, один из руков. антибольшевистской борьбы на Дону в кон. 1917 - нач. 1918. Выпускник Новочеркасского казачьего уч-ща, он прославился в воен. годы как доблестный ком. партиз. отряда 4-й Донской казачьей див., был награжден мн. орденами, Георгиевским оружием. В кон. нояб. 1917 в Новочеркасске организовал партиз. отряд для борьбы против большевиков, в к-рый вошли преим. молодые офицеры, кадеты, гимназисты. На протяжении почти 2-х мес. этот отряд численностью не более 200 чел. успешно противодействовал сов. войскам. Сам Ч. был произведен из есаулов сразу в полковники. В одном из боев был взят в плен и зарублен красным казаком Ф. Г. Подтелковым. Позднее в составе Донской армии и Вооруж. сил Юга России действовал т. н. Чернецовский партиз. отряд, ядро к-рого составляли быв. подчиненные Ч.

Чернецовы братья

ЧЕРНЕЦО́ВЫ братья - живописцы Род. в г. Лох Костромской губ., в бедной мещанской семье. При содействии П. П. Свиньина переехали в С.-Петербург.

Григ. Григ. (1802-65) - живописец и рисовальщик. Учился в АХ (1819-23) под рук-вом С. Ф. Галактионова, А. Г. Варнека, позже М. Н. Воробьева (с 1823). Автор пейзажей, интерьеров, многофигурных композиций. Создал коллективный портрет выдающихся деятелей рус. культуры 1-й трети 19 в. - "Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831" (окон. в 1837). Следуя навыкам, получ. у М. Н. Воробьева, построил широкую панораму и приемом сильного перспективного сокращения как бы увеличил пространство площади, поместив на полотне 223 портрета (в т. ч. А. С. Пушкина, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, К. П. Брюллова, И. П. Мартоса, А. Г. Венецианова, М. Н. Воробьева и др.). Во время путешествия с братом по Волге (1838) создал мн. этюдов, к-рые отличают правдивость наблюдений, верность и непосредственность восприятия ("На Волге. Утес", 1838). Побывал в странах Европы и Ближ. Востока (1840-43). Для нек-рых произв. Ч. характерна сухость живописного языка, отвлеченность панорамных построений.

Никанор Григ. (1805-79) - живописец и литограф, пейзажист. Учился в АХ у М. Н. Воробьева (1823-27). Посетил Кавказ (1829-31), Крым (1833-36). С 1837 работал вместе с братом. Во время совм. путешествия по Волге принял участие в создании панорамы берегов р. (состояла из 1981 л., карандаш, перо, завершена в 1851). В произв. Ч. наряду с классицистично-стью панорамного построения и документ. точностью присутствуют роман-тич. эффекты.

Произв. бр. Ч. повлияли на развитие нац. пейзажа в рус. живописи.

Чернов Викт. Мих.

ЧЕРНО́В Викт. Мих. (1873-1952) - лидер и теоретик партии эсеров. Из дворян. Начал рев. деят-ность уже в кон. 19 в. С 1902 - член ЦК партии эсеров. В 1908-17 - в эмиграции. Принимал активное участие в выпуске эсеровских газет "Революционная Россия", "Знамя труда". Вернувшись в Петроград, избран членом бюро исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Петрограда. Министр земледелия Врем. пр-ва (5 мая - 26 авг. 1917). В начале корниловского мятежа вышел в отставку. Избран пред. Учредит. собрания. Активный противник большевиков. Организатор К-та спасения Родины и Рев-ции, Союза защиты Учредит. собрания. Пытался восстановить Учредит, собрание в Уфе. После прихода к власти Колчака пытался в нояб. 1918 организовать ему сопротивление. Был арестован, но затем освобожден по требованию чехословаков. В 1920 эмигрировал в Чехословакию, где возглавил Заграничную делегацию эсеровской партии. В 1931 переехал во Францию. Во время оккупации участвовал в Движении сопротивления. После войны выехал в США, где и провел последние годы жизни.

Чернов Дм. Конст.

ЧЕРНО́В Дм. Конст. (1839-1921) - металлург, основоположник металлографии и учения о сталях, тр. к-рого получили мир. признание еще при его жизни. Род. в Петербурге, в семье мелк. чиновника. Окончил Петерб. практич. технол. ин-т (1858). В 1866 был приглашен П. М. Обуховым на Обухов-скийсталелитейный з-д, с 1889 - проф. металлургии Михайловской артил. академии. Ч. впервые установил, что при определенных температурах в стали происходят особые (фазовые) изменения ее строения и свойств. Эти критич. температуры известны теперь под назв. "точек Ч.". Ч. был человеком шир. кругозора. Он доказал выгодность применения крыла изогнутого профиля, обратил внимание на целесообразность расчленения крыла на эл-ты, чем предварил создание разрезного крыла, получившего признание в последующие годы. В то же время Ч. успешно занимался ботаникой, математикой, астрономией, разработал оригин. теорию зависимости звучания муз. инструментов от расположения волокон дерева и собственноручно делал отличные скрипки.

Чернозём

ЧЕРНОЗЁМ - почва, формирующаяся под многолетней травянистой растит. в лесной и лесостепной зонах. Имеет темный (иногда почти черный) верхний горизонт. богатый органич. веществами. Ч. составляет 8% терр. бывш. СССР, образуя широкий пояс от ниж. Дуная на вост. через всю европ. ч. страны и Зап. Сибирь. Термин введен в сер. 18 в. М. В. Ломоносовым и ныне прочно вошел в междунар. геогр. терминологию (chernozem, tchernosem, chernozyom).

Чернолесье

ЧЕРНОЛЕ́СЬЕ (обл.) - назв. чисто лиственных лесов, остающихся зимой безлистными ("черными"), преим. на юге европ. ч. России.

Черноризец

ЧЕРНОРИ́ЗЕЦ - монах, носящий черную одежду, не имеющий священнич. сана.

Черноризец Храбр

ЧЕРНОРИ́ЗЕЦ ХРАБР (кон. 9 - нач. 10 в.) - др.-болг. писатель, продолжатель дела Кирилла и Мефодия. Автор "Сказания о письменах", повеств. о возникновении письменности у славян. Известно 80 списков Сказания, из к-рых древнейший - Лаврентьевский (1348). По словам Ч. Х., славяне до принятия христ-ва пользовались некими знаками - "чертами и резами", после принятия христ-ва употребляли лат. или греч. буквы, но "без устроения", поскольку эти алфавиты не подходили для передачи слав. звуков. Сказание содержит попытку анализа звук. состава слав. речи. Ч. Х. выступает как борец с триязычниками, считавшими, что только на трех языках - евр., греч. и лат. - можно передавать слово Божие. Впервые Сказание было опубликовано в 1575-80 в рус. букваре "Начало ученія дѣтемъ" в Вильно без указания авторства. Имя автора появляется в 1824, когда рус. ученый К. Ф. Калайдович опубликовал Сказание по Лаврентьевскому списку.

Лит.: Куев К. Черноризец Храбър. София, 1967; Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Чёрный Саша

ЧЁРНЫЙ СА́ША (наст имя и фам. Ал-др Мих. Гликберг) (1880-1932) - поэт-сатирик и детский писатель. Род. в Одессе, в семье провизора. Учился в Житомире, г-зию не закончил. Печататься начал в житомирской газ. "Волынский вестник". С 1904 - в С.-Петербурге, с 1905 печатается в разл. сатир ж. Скандальный успех принесла поэту острая полит, сатира "Чепуха" ("Зритель", 1905), в к-рой автор не пощадил даже лиц царской семьи и самого имп. Первый сб. "Разные мотивы" (1906) был арестован за разоблачит. тон полит, стихотв. Спасаясь от судебной ответственности, поэт уехал в Германию, в 1906-07 слушал лекции в Гейдельбергском ун-те. В 1908 стал пост. сотр. ж. "Сатирикон" (с 1911 - "Новый Сатирикон"). Особую популярность С. Ч. принесли кн. "Сатиры" (1910) и "Сатиры и лирика" (1911). Осн. пафос сб. - развенчание духовной нищеты интел. обывателя, утратившего социальные надежды и идеалы после поражения первой рус. рев-ции. Для достижения психол. достоверности в изображении героя использовал прием сатир. маски, от имени к-рой произносил свои разоблачит. монологи ("Отбой", "Желтый дом", "Крейцерова соната" и др.). В 1914 С. Ч. добровольно ушел на фронт. В период Февр. рев-ции в Пскове был назначен зам. нар. комиссара. Октябрь встретил отчужденно. В 1919 уехал в Литву, в 1920 - в Берлин. В 1923 вышла третья кн. - "Жажда", сост. из стихотв. воен. лет и первых лет эмиграции (сатира в его творчестве уступила место лирике). С 1924 жил в Риме, в Париже, в Провансе. Выпустил ряд сб. для детей. Высокую оценку заслужила его кн. "Детский остров" (1921), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо" (1932) и сб. "Несерьезные рассказы" (1932).

Саша Черный. Худ. В. Фалилеев. Москва. 1915

Саша Черный. Худ. В. Фалилеев. Москва. 1915

Чернышёв Ал-др Ив

ЧЕРНЫШЁВ Ал-др Ив. (1785-1857) - гос. и воен. деятель, ген.-адъютант (1812), ген. от кавалерии (1826), светлейший князь (1849). С 1802 служил в кавалерии, участвовал в войнах с Францией (1805 и 1807) и подписании Тильзитского мира (25 июня 1807). В 1808-12 выполнял важные дипл. поручения во Франции и Швеции, доставлял Александру I секретнейшие сведения о франц. армии. Перед нач. Отеч. войны 1812 подал царю "Записку о средствах к предупреждению вторжения неприятеля в 1812", но план его осуществлен не был. До 1815 командовал кавказским отрядом и участвовал в загран. походах рус. армии. С 1815 - в свите Александра I. С 1821 командовал Кавк. дивизией. В 1826 - чл. следственной комиссии по делу декабристов. В 1832-52 - воен. министр, в 1848-56 - пред. Гос. совета. К 25-летию царствования Николая I представил "Историческое обозрение военно-сухопутного управления с 1825 по 1850 г.". Проводимые Ч. преобразования в армии дали небольшие результаты, а устаревшая линейная тактика ведения боя явилась одной из причин поражения рус. армии в Крымской войне 1855-56.

Чернышёв Арк. Ив

ЧЕРНЫШЁВ Арк. Ив. (род. 1914) - футболист и хоккеист, з. м. с. СССР (1948), один из основоположников сов. школы хоккея с шайбой, заслуж. тренер СССР (1956). Чемпион СССР по футболу 1937, 1940 и хоккею 1947. В 1954-57 и 1961-72 ст. тренер сборной команды по хоккею - чемпиона мира 1954, 1956, 1963-71, чемпиона Европы 1954-56, 1963-70 и чемпиона Олимп. игр 1956, 1964, 1968 и 1972.

Чернышёв Ив. Григ

ЧЕРНЫШЁВ Ив. Григ. (1726-97) - ген.-фельдм. от флота (1796), поч. чл. АН (1776), камергер, граф. В 1741-45 - в составе посольства за границей, затем до 1749 - офицер лейб-гвардии Семеновского полка. Обер-прокурор Сената (1760). После прихода к власти Екатерины II назначен чл. особой духовной комиссии. С 1769 - вице-през., с 1796 - през. Адмиралтейств-коллегий. Гл. ком. галерного флота (1764). Близость к гатчинскому двору и наследнику Павлу Петровичу, быв. ген.-адм. флота, расположение Екатерины II превратили Ч. фактически в первое лицо мор. ведомства, участво-вашего во всех круп. воен.-мор. проектах.

Чернышёв Иг. Ал-др.

ЧЕРНЫШЁВ Иг. Ал-др. (род. 1937) - артист балета и балетмейстер. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1956 (кл. Ф. Балабиной). Артист Т-ра им. Кирова (1956-69). Первый исполнитель партий: Минский ("Станционный смотритель"), Петруха ("Двенадцать"). Среди др. его ролей: Данила ("Каменный цветок"), Али-Батыр ("Шурале"), Арбенин ("Маскарад"), Евгений ("Медный всадник"), Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Эспада ("Дон Кихот"), Ленни ("Тропою грома"), Тарас Бульба, Спартак. Танец Ч. отличался четкостью хореогр. рисунка. Танцовщик тяготел к драматич. насыщенным партиям, его актерский талант наиб. полно раскрылся в балетах и миниатюрах Л. Якобсона. Поставил спектакли: "Антоний и Клеопатра" (коми. Э. Лазарев, Ленингр. Малый т-р, 1968), "Ромео и Юлия" (Г. Берлиоз, Т-р им. Кирова, 1969), ряд концерт, номеров. В 1970-75 - гл. балетмейстер Одес. т-ра оперы и балета. Постановки: "Щелкунчик" (1969, П. Чайковский), "Спартак" (1972, А. Хачатурян); возобновил балеты "Дон Кихот" (1970, Л. Минкус), "Спящая красавица" (1971, П. Чайковский). В 1975-76 - балетмейстер Кишинев, т-ра оперы и балета. С 1976 возглавляет труппу Куйбышев. / Самар. т-ра оперы и балета. Постановки: "Ангара" (1977, А. Эшпай), "Антоний и Клеопатра" (1978), "Щелкунчик" (1978), "Гусарская баллада" (1980, Т. Хренников), "Помните!" (1981, А. Эшпай), "Поэма двух сердец" (1982, А. Меликов), "Мужество" (1986, В. Успенский); возобновил "Лебединое озеро" (1978, П. Чайковский). Поставил "Казнь Степана Разина" (1979, Д. Шостакович, т-р "Эстония"). Ч. обладает самобытным хореогр. почерком, его балеты сочетают классич. лексику и своб. пластику. Балетмейстера волнуют трагич. темы, противоречивые, внутренне сложные образы героев.

Чернышёв Ник. Мих.

ЧЕРНЫШЁВ Ник. Мих. (1885-1973) - живописец (станковист и монументалист), график, скульптор, деятель в обл. реставрации, педагог, засл. худож. РСФСР (1961). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1901-11), работал в частной студии Жюльена (1910, Париж). Был чл. объединений "Московский салон" (1911-21), "Маковец" (1922-26), Объединения художников Москвы (1928-29) и др. Автор живописных и графич. портретов, пейжазей, картин ист. жанра, принимал участие в оформлении рев. праздников. В ран. период творчества отдал дань кубизму ("Розовый натюрморт", 1921 и др.)- Особое место в иск-ве Ч. принадлежит детским образам, проникнутым поэзией красоты и добра ("Заплетает косу", 1931; "Раненый голубь", 1932 и др.). Ч. свойственны тонкая гамма живоп. решений, интерес к необычным ракурсам, выявление внутр. душевного состояния модели. Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-30, Москва), Ин-те пролет. Изобразит. иск-ва (1930-31, Ленинград), в Моск. гос. худож. ин-те им. В. И. Сурикова (1936-46). Оказал влияние на большую группу художников (Д. Жилинский и др.).

Соч.: Техника стенных росписей. М., 1930.

Лит.: Н. Чернышев: Живопись, графика, монументальное иск-во: Альбом. Л., 1983; Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышев, 1885-1973: Каталог выст. произведений. М., 1990.

Чернышёв Сер. Ег

ЧЕРНЫШЁВ Сер. Ег. (1881-1963) - архитектор. Учился в живописном, а затем в архит. классе Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества (1892-1901) и в АХ у Л. Н. Бенуа. Пенсионер АХ за границей. Получил известность после победы в конкурсе проектов здания лит.-худож. кружка (1915). После рев-ции Ч. работал над проектами жилых зданий, обществ. сооружений: здание "Аркос" в Москве (1924), отделение Промбанка в Свердловске (с В. Д. Сокориным, 1926), киноф-ка "Совкино" (1927). В духе конструктивизма построил здание Ин-та марксизма-ленинизма в Москве (1924-27). Автор проектов уч. заведений: Пром-академия (1926), Уральский политехи, ин-т (1928). Участвовал в стр-ве здания Моск. гос. ун-та на Ленинских горах (1953). Сыграл большую роль в развитии сов. пром. архитектуры (эл.-станции в Новороссийске, Брянске, на Урале и др.). Проектировал поселки, рабочие кварталы, новые города (Магнитогорск, 1930). Для построек Ч. характерна ясность и рациональность планов, четкость объемов, реалистичность. Преподавал в моек. ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918-30), Моск. архитектурном ин-те (1931-50). Гл. архитектор Москвы (1934-41), Всесоюзн. с.-х. выставки (1939), пред. Управления по делам архитектуры Мосгорисполкома (1944-48), первый секр. правления СА СССР (1950-55).

Чернышёв Феодосий Ник

ЧЕРНЫШЁВ Феодосий Ник. (1856-1914) - геолог и палеонтолог, акад. Петерб. АН (с 1909). Род. в Киеве. Окончил Петерб. горный ин-т (1880). С 1882 работал в Геол. к-те (с 1903 - директор), с 1900 - дир. Геол. музея Петерб. АН. Проводил геол. иссл. на терр. европ. ч. России, на Урале, в Центр. Азии, на Кавказе, в Донбассе, на о-вах Шпицберген, Новая Земля. Принимал участие в составлении геол. карты европ. ч. России. Изучал петрографию и тектонику Урала. Организатор геол. съемки Донбасса (1892), один из авторов детальной геол. карты этого р-на. Поч. чл. и чл. рус. и иностр. науч. учреждений и об-в. Его именем назв.: кряж на Сев. Урале, хребет в Амурской обл. Награжден Константиновской медалью РГО (1896).

Соч.: Материалы к изучению девонских отложений России. СПб., 1884. (Тр. Геол. комитета. Т. 1. № 3); Фауна нижнего девона западного склона Урала. СПб., 1885. (Тр. Геол. комитета. Т. 3. № 1); Верхнекаменноугольные брахиоподы Урала и Тимана: В 2-х вып. СПб., 1902. (Тр. Геол. комитета. Т. 16. № 2).

Лит.: Анисимов Ю. А., Оноприенко В. И. Ф. Н. Чернышев. М., 1985.

Чернышёва Люб. Пав

ЧЕРНЫШЁВА Люб. Пав. (1890-1976) - артистка балета, педагог. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1908 (кл. М. Фокина), в 1908-12 артистка Мариинского т-ра. В 1911-29 Ч. танцует, а с 1926 и преподает в труппах "Русские сезоны" / "Русский балет Дягилева". Первая исполнительница гл. партий в балетах "Проказницы", "Русские сказки", "Песнь соловья", "Коварные женщины", "Свадебка", "Спящаякрасавица", "Милочки", "Чимарозиана", "Докучные", "Триумф Нептуна", "Стальной скок", "Аполлон Мусагет". Ч. удачно дублировала И. Рубинштейн и Т. Карсавину в спектаклях "Клеопатра", "Шехерезада", "Карнавал", "Тамара". С 1932 сотрудничает с "Рус. балетом Монте-Карло" и "Оригин. рус. балетом". Среди ее новых партий - Франческа ("Франческа да Римини", 1937). Вместе с мужем С. Григорьевым Ч. восстанавливает на англ. сцене ряд балетов М. Фокина, с 1955 преподает в Седлерс Уэллс и Фестивал бэлет. Поел, выступление Ч. на сцене - Мать Джульетты ("Ромео и Джульетта", 1958, Милан).

Чернышевский Ник. Гаврилович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Черский Ив. Дем

ЧЕ́РСКИЙ Ив. Дем. (1845-92) - геолог, палеонтолог и географ, исследователь Сибири. Род. в Виленской губ. Учился в Виленском ун-те, за участие в польск. восст. 1863-64 исключен с 4-го курса, отдан в солдаты и отправлен в Омск. В 1871 переехал в Иркутск, где находилось Сиб. отд. РГО. Исследовал Китайские и Тункинские Гольцы и др. р-ны Вост. Саян и Присаянья (1873). В 1877-80 осуществил детальное геол. и геоморфол. описание побережья Байкала, составив первую геол. карту его береговой полосы (1886). После амнистии (1885) работал в Петерб. АН, обрабатывал сборы костей четвертичных млекопитающих, завершил описание геологич. строения Прибайкалья, написал 2 т. дополнений к тр. К. Риттера "Землеведение Азии". В 1886 предложил одну из первых тектоникопалеографич. схем для Внутр. Азии. В 1891 возглавил эксп. в Сев.-Вост. Сибирь в р-н рек Колымы и Индигирки. Провел маршрутную геол. съемку от Алдана до Верхнеколымска. Умер в р-не устья р. Омолон. Награжден серебр. медалью РГО (1876), зол. медалью РГО (1878), медалью им. Ф. П. Литке (1886). Именем Ч. назв. хребет в Забайкалье и горн, система на сев.-вост. Сибири.

Соч.: О результатах исследования озера Байкала. Спб., 1886. (Зап. Рус. геогр. об-ва. Т. 15. № 3); К геологии Внутренней Азии // Тр. С.-Петерб. об-ва естествоиспытателей. СПб., 1886. Т. 17. Вып. 2; Предварительный отчет об исследованиях в области рек Колымы, Индигирки и Яны... СПб., 1893.

Черта оседлости

ЧЕРТА́ ОСЕ́ДЛОСТИ - система законов в царской России, запрещавшая евреям селиться вне пределов 15 губерний Зап. края и 10 губерний Царства Польского. В 1791 жалобы рус. купечества на возросшую конкуренцию со стороны евреев приводят к запрещению для евреев покидать те губернии, в к-рых они постоянно проживают. Так возникает Ч. О.

Внутри самой Ч. О. действовали ограничения на проживание евреев в сел. местности, в приграничных местностях. Положение евреев улучшилось в ходе реформ Александра II. Ряду категорий еврейского населения (солдаты-"николаевцы", отслужившие 25 лет, купцы 1-й гильдии, дипломиров. ремесленники, выпускники ун-тов) было дано право селиться вне Ч. О. Убийство Александра II повлекло за собой резкое ухудшение положения евреев, их опять выселяют из сел. местности и из Москвы.

По переписи 1897-23% евреев (5,2 млн человек, 4% от общего населения империи) проживало в Ч. О., где они составляли примерно 11% от общего населения этих губерний и 2/3 городского населения.

Начавшаяся 1-я мир. война привела к перемещению сотен тысяч евреев-беженцев из прифронтовой полосы во внутр. губернии, что вызвало отмену Ч. О., по существу, явочным порядком. Сразу же после Февр. рев-ции Врем. пр-во отменило все правовые ограничения для еврейского населения, в том числе и Ч. О.

Чертёжная книга Сибири

ЧЕРТЁЖНАЯ КНИ́ГА СИБИ́РИ - первый рус. геогр. атлас. Составлялся с 1696 по 1701 по поручению Сиб. приказа иконописцем, географом и картографом СУ. Ремезовым и его сыновьями. Содержит 23 карты, исполн. в шести красках. На картах отмечены насел. пункты и расстояния между ними в верстах или днях пути, леса, болота, луга, пашни, пески, солеварни, однако карты лишены матем. основы: не указаны координаты, масштабы, хотя и присутствует азимутальная ориентировка. Места, в к-рых не могли побывать составители, указаны со слов "бывальцев" и "ведомцев". Атлас открыл Зап. Европе неизв. ранее ч. Азии, на его основании была скорректирована устаревшая карта С. Герберштейна.

Чертков Ал-др Дм

ЧЕРТКО́В Ал-др Дм. (1789-1858) - историк, археолог, нумизмат. Род. в Воронеже, в семье помещика. Участник Отеч. войны 1812, чл.-корр. Петерб. АН (1842). В 1849-57 - през. Моск. об-ва истории и древностей российских. Под влиянием общего интереса в 1-й пол. 19 в. к изучению рус. истории поставил своей целью собрать все рус. и иностр. кн., необходимые для изучения др. и нов. России. Получив по наследству богатую б-ку, дополнил ее и к концу жизни собрал ок. 17 тыс. томов. В 1838 и 1845 издал два ее каталога под заглавием "Всеобщая б-ка России, или Каталог книг для изучения нашего Отечества во всех отношениях и подробностях". Они содержат два отделения: "История" и "Землеописание" (преобладает первое). Ч. позаботился об их тщат. науч. обработке. После смерти владельца б-ки его сын Г. А. Чертков передал ее Ист. музею в Москве. В 1938 в составе б-ки этого музея она вошла в фонды Публ. ист. б-ки.

А. Д. Чертков. Худ. С. К. Зарянко. 1857

А. Д. Чертков. Худ. С. К. Зарянко. 1857

Ческий Ив. Вас.

ЧЕ́СКИЙ Ив. Вас. (1777-1848) - мастер резцовой гравюры на меди. Худож. образование получил в Имп. АХ в С.-Петербурге (1790-е гг.). Манера Ч. отличается четкостью и ясностью штриха, наблюдательностью, живостью восприятия. Среди произв.: "Ландшафт с охотниками" (1807, оригинал Г. Дюге), портрет В. А. Жуковского (1821-22), илл. к басне И. Крылова "Конь и всадник" (1825, оригинал А. Зауервейда).

Честноков Вл. Ив

ЧЕСТНОКО́В Вл. Ив. (1904-28) - актер, нар. арт. СССР (1960). Род. в Петербурге. Настойчиво искал свой путь на сцену, занимаясь в част. студиях. Последней была студия Е. П. Карпова, к-рый вскоре перевел Ч. в свой класс в Школе рус. драмы. Ученики Школы участвовали в сценах в спектаклях Александринского т-ра, к-рый и был их гл. школой. Окончив школу (1925), был зачислен сначала канд., а потом "учеником" в театр-студию, организ. при Александринке. Здесь он сыграл неск. разноплановых ролей: гл. роль в япон. пьесе "Ода Набунаго", Коробкина и Шпекина в "Ревизоре", Фадинара в "Соломенной шляпке", Фурманова в пьесе "Мятеж" (Дм. Фурманов и С. Поливанов). Входил в гр. молодежи, объединенной реж. Н. В. Петровым ("петровские янычары"). В дек. 1931 студия офиц. включается в состав труппы Госдрамы. Детищем их на большой сцене стал "Чудак" А. Афиногенова, в к-ром Ч. был вторым исполнителем роли Волгина. Успех пришел к нему в роли Кастальского в знаменитом спектакле "Страх". Но фактич. рождение Ч.-артиста состоялось при встрече с реж. В. П. Кожичем в спект. "Вершина счастья" ДосПассоса и "мольба о жизни" Жана Девеля. Ю. А. Завадский, увидев Ч. в роли Гатье, приглашает его в свой т-р в Ростове-на-Дону. Там Ч. сыграл Моцарта в юбил. пушкинском спектакле (1936) и Якова Бардина во "Врагах". Но Кожич, ставший гл. реж. вновь организуемого т-ра им. Ленинского Комсомола, приехал за Ч. в Ростов и увез в Ленинград. Здесь были сыграны роли, определившие судьбу Ч.: Незнамов ("Без вины виноватые") и Сирано де Бержерак. Когда началась война, Ч. остался в блок. Ленинграде, играл в т-ре Балт. флота: Сафонов ("Русские люди"), Огнев ("Фронт"), Горбунов ("Офицер флота"), Сибирцев ("У стен Ленинграда"), затем перешел на сцену организованного в 1942 Ленингр. драм. т-ра (ныне Т-р им. Комиссаржевской). Среди множества "дежурных" положит, героев резко выделяется работа Ч. над ролью Дон Сезара де Базана, созданная с Кожичем. Вскоре Ч. перешел в труппу Академич. т-ра драмы им. Пушкина. Возвращение к "родным пенатам" ознаменовалось ролью Фиеско ("Заговор Фиеско") и выдающимся созданием актера - ролью Алексея Ивановича в спектакле "Игрок" (по Ф. М. Достоевскому). Зрительский успех сопутствует ему в ролях Левина ("Второе дыхание" А. Крона), Голубкова ("Бег" М. Булгакова) и в первую очередь - Моцарта в партнерстве с Н. К. Симоновым - Сальери. В 1966 Ч. назначается худ. рук. т-ра. В кино начал сниматься в 1938 ("Профессор Мамлок"), сыграл ок. 20 ролей. Особого внимания заслуживает фильм "Дон Сезар де Базан" (1957), фиксирующий творч. манеру и индивидуальность актера.

Гос. премия СССР (1950, 1967).

Честняков Еф. Вас.

ЧЕСТНЯКО́В Еф. Вас. (1874-1961) - художник-примитивист, поэт, писатель. Автор живописных композиций на темы крест. жизни, портретов, в к-рых органично сочетаются эл-ты реальности, сказочности, фольклора. В иск-ве Ч. стремился выразить идею строительства универсальной культуры в деревне, включающей духовную деят-ность, труд и быт, соц. поведение, фольклор. Цель такой жизни, по мысли Ч., - всеобщее благоденствие ("Город Всеобщего Благоденства", "Хоровод", "Тетеревиный король" и мн. др.). Иск-во Ч. становится известным в нач. 1970-х гг.

Е. В. Честняков. Девочка в шляпе

Е. В. Честняков. Девочка в шляпе

Четверик

ЧЕТВЕРИ́К - сооружение (или его часть) 4-гранной формы; в деревянном зодчестве Ч. - прямоуг. сруб из горизонт. уложенных и притесанных друг к другу бревен (каждый ряд составлял венец) - осн. конструктивная форма. Ч. широко распространен в архитектуре Др. Руси: от односрубных 4-стенных изб с сенями в жилой архитектуре до колоколен, часовен и церквей - в культовой: напр., клетский храм Лазаря из Муромского мон. 16 в. (ныне в музее "Кижи"). В 17 в. получили распространение дерев. церкви, рубленные "восьмериком на четверике", позволявшие при сохранении традиц. вертикальности осн. объема пристраивать к Ч. крупные горизонт. объемы трапезных, удлинявшие храмы по одной из горизонт. осей ("кораблем"): Петропавловская ц. в с. Пучуга (не сохранилась).

Лит.: Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. Л., 1984; Дерево в архитектуре и скульптуре славян: Сб. ст. М., 1987.

Четвериков Сер. Сер.

ЧЕТВЕРИКО́В Сер. Сер. (1880-1959) - биолог (энтомолог, зоолог), один из классиков совр. генетики. Окончил Моск. ун-т (1906), преподавал общую энтомологию на Моск. Высш. жен. курсах. В 1921-29 руководил отд. генетики в Ин-те эксперимент, биологии, вел домашний семинар (в шутку называвшийся "СООРом" - "совместным оранием"), в к-ром анализировались и обсуждались общебиол., эволюц., популяц. и генетич. проблемы. В 1929, в нач. репрессий против науч. интеллигенции, участникам "СООРа" были предъявлены фальсифицир. полит, обвинения; Ч. подвергся адм. высылке: в 1929-32 служил консультантом зоосада в Свердловске, в 1932-35 работал во Владимире, в 1935-48 заведовал каф. генетики в Горьковском ун-те. В 1937 вновь подвергся кратковременному аресту. После печально известной сессии ВАСХНИЛ 1948 Ч. был уволен. Работы Ч. положили нач. новому разд. науки - популяционной генетике и стимулировали синтез классич. эволюц. теории и совр. генетики. Его знаменитая ст. "О нек-рых моментах эволюц. процесса с т. зр. совр. генетики" принадлежит к фундамент, работам мир. значения. За время работы в 20-х гг. в Ин-те эксперимент, биологии Ч. создал целую школу учеников, работавших впоследствии в обл. популяционной генетики, феногенетики и изучения мутационного процесса.

Лит.: Артемов Н. М., Калинина Т. Е. С. Ч. Четвериков. М., 1994.

Четвертак

ЧЕТВЕРТА́К, четверти́на - нар. назв. рус. монеты достоинством в 1/4 руб. (25 коп.). Первыми такими монетами были полуполтины (полуполтинники), отчеканенные в 1654 наразрубл. на 4 ч. талерах. На аверсе Ч. изображены царь и конь, в углах номинал, на реверсе рядом с годом - имя и титул царя, начертанные кириллицей. Т. к. стоимость серебра в Ч. равнялась 16 коп., от выпуска их вскоре отказались. В последующие годы чеканились низкопробные медные Ч., выпуск к-рых прекратился после моск. восст. 1662 - "медного бунта". С 1701 по 1810 постоянно чеканились серебр. Ч. В 1827 на монетах появляется новая надпись - "25 копеек"; они чеканятся ежегодно в 1827-96 и в 1900-01. Изображение: до 1885 - двуглавый орел и обозначение номинала, с 1885 - голова царя и двуглавый орел.

"Четыре искусства"

"ЧЕТЫ́РЕ ИСКУ́ССТВА" - объединение живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, стоящих на разных творч. позициях (1924-31). В него входило более 70 чел., гл. обр. бывших чл. "Мира иск-ва" и "Голубой розы". Среди них: Е. М. Бебутова, В. Г. Бехтеев, Л. А. Бруни, И. В. Жолтовский, К. Н. Истомин, А. Е. Карев, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов (пред.), Л. М. Ливицкий, А. Т. Матвеев, И. И. Нивинский, П. В. Митурич, В. И. Мухина, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, Н. А. Тырса, Н. П. Ульянов, В. А. Фаворский, А. В. Щусев, В. А. Щуко и др. Осн. задача об-ва - внедрить пластич. иск-ва в жизнь, использовать их в общем стр-ве, в возвышении и облагораживании человека.

Чехов Ант. Пав

ЧЕ́ХОВ Ант. Пав. (1860-1904) - писатель. Род. в Таганроге, в семье купца. После окончания г-зии (1879) приехал в Москву и поступил на мед. ф-т ун-та (1879-84), впоследствии нек-рое время занимался частной практикой. В 1880-87 опубликовал более 500 юмор, произв., отразивших пестрое многообразие совр. рус. жизни (сб. "Пестрые рассказы", 1886). В это же время написаны драматические "Трагик" (1883), "Горе" (1885), "Тоска" (1886) и др.

В 1888 публикует в "Сев. вестнике" пов. "Степь", к-рую считает своим вторым дебютом. Новаторство пов. - блистат. пейзажное мастерство, глубокое изображение человеч. характеров при отсутствии внеш. действия - вызвало, с одной стороны, непонимание мн. критиков ("обида непонимания" будет сопровождать большинство чеховских поздних произв.), а с др. - восхищение В. М. Гаршина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко. В 1890 Ч. едет на Сахалин. Кн. "Остров Сахалин" (1893-95) вызвала большой обществ, резонанс и стала одним из первых образцов нового жанра док. лит-ры. С 1892 Ч. живет в купленном им подмоск. имении Мелихово. Впечатления от крест, жизни отразились в "деревенской трилогии" ("Мужики", 1897; "Новая дача", 1898; "В овраге", 1900; пов. "Моя жизнь", 1895). В 1898 в связи с обострением туберкулеза Ч. уезжает в Ялту, где проводит последние годы, изредка приезжая в Москву.

Гл. жанры позднего Ч. - лирико-драм. бесфабульный рассказ о задумавшемся, прозревающем или, напротив, погружающемся в быт. теряющем идеалы герое ("Студент", 1894; "Учитель словесности", 1894; "На подводе", 1897; "Ионыч", 1898; "Человек в футляре", 1898; "Крыжовник", 1898; "Дама с собачкой", 1899; "Архиерей", 1902; "Невеста", 1903), и "идеологическая повесть" ("Огни", 1887; "Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Рассказ неизвестного человека", 1892; "Палата № 6", 1892; "Дом с мезонином", 1896), где исследуются представления о смысле человеч. жизни и путях служения об-ву. Ч. защищает в атмосфере "идейного бездорожья" простые истины, к к-рым каждый должен прийти самостоятельно. Важной составляющей чеховского худож. мира является драматургия. К ней Ч. возвращается после нек-рого перерыва в кон. 1880-х гг. (водевили, пьесы "Иванов", 1887-89; "Леший", 1889, впоследствии переделанная в "Дядю Ваню"). Классич. чеховской драматургией обычно считают четыре последних пьесы: "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1896), "Три сестры" (1900), "Вишневый сад" (1903). Они отличаются новым пониманием драм, конфликта (не столкновение героев между собой, а их зависимость от сложения жизни в целом), жанра (слитность драм. и комич. эл-тов), характера (отсутствие резкой границы между гл. и второстепен. персонажами) и фактич. открывают новую эпоху "послеаристотелевской" драмы. Новая драматургия требовала и нового т-ра: пьесы Ч. стали основой репертуара созданного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Моск. худож. т-ра, утвердившего ведущую роль реж. в спектакле и новые принципы актерской игры. Творчество Ч. стало продолжением и завершением традиции "большого" рус. реализма и в то же время нач. иск-ва века 20-го.

А. П. Чехов с женой, О. Л. Книппер-Чеховой

А. П. Чехов с женой, О. Л. Книппер-Чеховой

Чехонин Сер. Вас.

ЧЕХО́НИН Сер. Вас. (1878-1936) - график, живописец, худож. по фарфору, худож. т-ра. Учился в рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1896-97), в уч-ще М. Тенишевой (1897-1900); чл. объединения "Мир иск-ва" (с 1912). В 1904-05 сотрудничал в ж. полит, сатиры "Зритель", "Маски". Автор кн. и журн. графич. работ, осн. на декор.-орнаментальной стилизации мотивов рус. ампира, в сов. вр. часто сочетавшихся с револ. лозунгами и эмблемами. Один из создателей "агитационного фарфора". Работал в ж. "Аполлон", "Новый Сатирикон", в изд-вах "Шиповник", "Просвещение", "Брокгауз и Ефрон", после Окт. 1917 - в Госиздате РСФСР. В 1928 уехал за границу. Среди наиб. изв. илл.: А. В. Луначарский "Фауст и город" (1918), Дж. Рид "10 дней, которые потрясли мир" (1923), С. Маршак "Книжка про книжки" (1925) и др. Произв.: тарелка "1917-1921" (1921), блюдо "Красный Балтийский флот" (1923) и др.

"Чешуйки"

"ЧЕШУ́ЙКИ" - назв. рус. серебр. монет допетровского времени. Возобновившаяся во 2-й пол. 14 в. чеканка предполагала своеобразную технику изготовления заготовок монет: слиток вытягивался в проволоку, она делилась на равные, необходимого веса отрезки, к-рые сплющивались и из них получались слегка овальные, похожие на чешую пластинки; далее они поступали на штемпели.

Предыдущая страница Следующая страница