Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Чернышевский Ник. Гаврилович

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чернышевский Ник. Гаврилович

ЧЕРНЫШЕ́ВСКИЙ Ник. Гаврилович (1828-89) - мыслитель и публицист, один из основоположников рус. народнич. социализма, глава рев.-разночинцев (1850-60-е гг.). Род. в Саратове, в семье священнослужителя. Окончил духовное уч-ще, затем поступил прямо в старший класс Тамбовской духовной семинарии. Уже в то время поражал окружающих начитанностью, блестящими способностями, знанием языков (лат., греч., еврейск., франц., англ., польского). Окончив ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, работал ст. препод. Саратов, г-зии, в 1853 переехал с женой в Петербург, защитил магист. дисс. "Эстетические отношения иск-ва к действительности", занимался науч. и публицистич. деят-ностью, сотрудничал в ж. "Отеч. записки" и "Современник", затем стал во главе последнего. Арестован за составление прокламации "Барским крестьянам" (1862), подвергнут гражд. казни (1864), приговорен к 7 годам каторги и до 1883 пробыл в Сибири. Вернувшись, жил в Астрахани, занимаясь лит. работой и переводами, затем переехал в Саратов, где вскоре умер. Для воззрений Ч. характерно сочетание принципов просвещения, рев. радикализма, крест. соц. и антилиберальной демократии. Вслед за Герценом он осмысливает проблему развития земледельческой России своим собств. некапиталистич. путем. Возможность избежать "язвы пролетариата" он видит в соедин. общин. землевладения и произ-ва после победы крест. рев-ции и безвозмездной передачи всей земли крестьянам. Поскольку рев. переворот является для Ч. полит, предпосылкой дальнейшей эволюции общин, форм х-ва и призван ликвидировать частную собств., Ч. призывает радикальных демократов порвать с либерализмом, не бояться возбуждения нар. страстей и не колебаться в применении крайних мер.

Филос. миросозерцание Ч. было весьма слабо и несамостоятельно. Оно определялось рационализмом, антропологич. материализмом и позитивизмом. Ч. высоко ценил Спинозу, Фейербаха, испытал большое влияние Бюхнера. В своем отрицании свободы воли, страстном атеизме, жестком детерминизме, в борьбе против суверенитета духа и души относительно природы и тела Ч. мало озабочивался соображениями собств. науч. и филос.-теоретич. объективности. Единство человека Ч. мыслил в понятиях сугубо биологич. подхода и вульгарного материализма. Сводя духовные и моральные начала к физич. и прагматич., он наивно полагал, что разработка нравств. категорий естеств.-науч. методом приведет к разрешению всех моральных проблем. Воспитавшись на взглядах Оуэна и Фурье, Ч. самостоятельно дополнял и перерабатывал их теории, но оставался в прнципе социалистич. романтиком и утопистом. В своих беллетристич. произв., особенно в ром. "Что делать?" (написанном во время заключения в крепости), Ч. рисует "розовые" картины грядущего земного рая, населенного счастливыми тружениками. Гл. особенностью мировоззрения Ч., как и всего нигилистич.-материалистич. течения в рус. об-ве, являлся пафос развенчания и низведения объективных духовных ценностей: Истины - к практич. пользе, Добра - к удовольствию, Личности - к телесно-эгоистич. индивиду, Свободы - к необходимости, Царства Божия - к социальному строю благоденствия и счастья. Для стиля мышления Ч. была характерна жесткая идеологич. догматичность, вообще весьма свойственная интеллигентам-разночинцам как людям, в большинстве своем вышедшим из духовных уч-щ и семинарий, освободившимся от тра-диц. религ. авторитетов, но склонных обожествить нечто из мира сего - типа естествознания, демократизма, социализма. Поэтому Ч., будучи верующим поклонником науки и ее идеологич. проповедником в сфере публицистики, внутр. оставался чужд ее строгим методам иссл. и обобщения. С именем Ч. связано обоснование новой эстетич. системы. Рассматривая лит-ру как важнейший фактор обществ, воздействия и имея в виду цель соц. переустройства России, Ч. последовательно выступал за демократизацию лит-ры и сформулировал осн. принципы материалистич. эстетики, к-рые должны были, по его понятиям, оказывать влияние на лит. процесс. В дисс. "Эстетич. отношения иск-ва к действительности" (1855) он, опираясь на Фейербаха, выступил против гл. тезисов эстетич. идеализма Гегеля, к-рые на рус. почве были филос. обоснованием "чистого иск-ва". В ст. "Об искренности в критике" и в "Очерках гоголевского периода рус. лит-ры" (1855-56), в серии ст. о рус. лит-ре его эстетич. воззрения конкретизировались: Ч. выдвинул тезис об "отрицательном" (критическом) реализме как о лит. принципе, отвечающем совр. требованиям рус. обществ, развития, и обосновал принципы "реальной критики", последовательно развитые затем Добролюбовым. Прагматич. цели преследовали и худож. соч. Ч. В ром. "Что делать?" (1863) Ч. поставил целью объяснить, как возникают "новые люди", гл. нравств. принципом жизни к-рых является "разумный эгоизм". В ром. "Пролог" (1870)4. говорил о временном поражении рев. демократии и подверг критике основы полит. жизни предреформ. России. Оба романа пользовались большой популярностью среди рус. рев. молодежи. Ч. следует признать первым крупным идеологом в рус. "левой" обществ. мысли, одним из основоположников доктрины партийности всякой философии. Он впервые возвышает материализм, экон. подход к обществ, жизни и принцип клас. борьбы до уровня филос.-теоретич. основы рев. движения с широкими соц.-культ. притязаниями. Не случайно деят-ность Ч. высоко оценивали Маркс, Энгельс, Ленин, к-рый говорил, что Ч. его всего в молодости глубоко внутренне "перепахал".

Соч.: Соч: В 2 т. М., 1986-87.

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

В начало словаря