Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАА"-"ЧЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАА"-"ЧЕЛ")

Чаадаев Петр Як

ЧААДА́ЕВ Петр Як. (1794-1856) - философ и публицист. Род. в дворянской семье, внук М. М. Щербатова. В 1808-12 учился в Моск. ун-те, участник Отеч. войны 1812. В 1818-20 Ч. близок к Союзу благоденствия, вступает в масонскую ложу "Соединенных братьев", в 1821 принят в Сев. об-во декабристов. В 1823-26 путешествует по Зап. Европе, знакомится с Ф. В. Шеллингом, сильно на него повлиявшим. По возвращении в Россию Ч. был арестован, затем за ним устанавливается негласный полицейский надзор. В 1829-31 Ч. пишет свое осн. соч. - "Философические письма". Центр. место в размышлениях Ч. занимает его философия истории: в осн. ист. процесса лежит Божеств. Провидение, к-рому в наиб. степени соответствует католицизм, определивший духовное единообразие Зап. Европы и обеспечивший развитие европ. культуры, хранящей накопленные духовные ценности. Отторженная от католицизма Россия не имеет традиций, лишена органич. развития и пришла к интеллект. и нравств. тупику. Публикация первого "Философич. письма" в ж. "Телескоп" (1836) привела к запрещению ж. и высылке ред. Н. И. Надеждина, сам Ч. "высочайшим повелением" был объявлен сумасшедшим. В ответ на обвинения Ч. в "Апологии сумасшедшего" (1837) выразил веру в ист. будущность России. Соч. Ч. при жизни автора не публиковались. Замечат. лит. достоинствами отмечены также его письма.

Личность и идеи Ч. оказали большое влияние на рус. об-во. Его прозападные симпатии способствовали формированию идеологии западничества, в то время как религ. характер предложенной им философии истории был воспринят славянофилами. Ч. был тесно связан со мн. деятелями рус. культуры 1-й пол. 19 в., в частности с А. С. Пушкиным, посвятившим ему три стих послания.

Соч.: Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. М., 1991.

П. Я. Чаадаев

П. Я. Чаадаев

Чабукиани Вахтанг Мих.

ЧАБУКИА́НИ Вахтанг Мих. (1910-22) - артист балета, балетмейстер, педагог. Первонач. хореогр. образование получил в студии М. Перини (Тбилиси), в 1925-26 танцевал в т-ре им. Палиашвили. В 1928 окончил вечерние курсы при Ленингр. хореогр. техникуме (ЛХТ) (кл. В. Семенова), а в 1929 - ЛХТ (кл. В. Пономарева). В 1929-41 - артист Т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Жером ("Пламя Парижа"), Актеон ("Эсмеральда"), Премьер ("Утраченные иллюзии"), Керим ("Партизанские дни"), Джарджи ("Сердце гор"), Фрондосо ("Лауренсия"), Андрий ("Тарас Бульба"). Среди др. его ролей: Арлекин ("Карнавал"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Коломан ("Раймонда"), Юноша ("Шопениана"), Раб ("Корсар"), Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Солор ("Баядерка"), Базиль ("Дон Кихот"). Здесь Ч. поставил балеты "Сердце гор" (1938, комп. А. Баланчивадзе), "Лауренсия" (1939, А. Крейн), совм. с В. Пономаревым создал совр. ред. "Баядерки" (1941, П. Минкус). В 1941-73 - солист, балетмейстер, педагог и худ. рук. балета Т-ра им. Палиашвили (Тбилиси). Среди его новых постановок: "Синатле" (1947, комп. Г. Киладзе), "Горда" (1949, Д. Торадзе), "Отелло" (1957, А. Мачавариани), "Демон" (1961, С. Цинцадзе). В 1950-73 - педагог и худ. рук. Тбилис. хореогр. уч-ща, в 1965-70 руководит балетмейстерским отд. Театр. ин-та им. Руставели. Один из создателей виртуозно-героич. стиля совр. муж. танца. Строгая гармония классич. танца у Ч. наполнялась страстностью груз. пляски, скульптурность поз естественно сменялась взрывом стремительных вращений и прыжков. Невозможность вместить свой талант в рамки традиц. спектаклей рано привела артиста к балетмейст. деят-ности. Основоположник груз. балета, Ч. не ограничивался нац. тематикой. От героико-драм. "Лауренсии", к-рую справедливо называли праздником танца, до психол. хореодрамы "Отелло" - таков творч. диапазон Ч.-балетмейстера.

Лит.: Красовская В. М. Вахтанг Чабукиани. Л.; М., 1960.

Чай

ЧАЙ - напиток из сушеных листьев чайного куста. В 1638 рус. посол впервые привез в Россию из монгол. орды в подарок государю 4 пуда Ч. В 1679 был заключен договор с Китаем о его поставке. В Россию Ч. попал из Сев. Китая, где его называли ча-е, а в Европу - из Юж. Китая, где он назывался ти, поэтому в большинстве европ. яз. в назв. этого напитка есть слоги те и ти. До появления Ч. на Руси, как и сейчас, пили отвары из трав и цветов (душицы, мяты, кипрея, зверобоя и т. д.). В нач. 18 в. Ч. прочно вошел в быт рус. людей ("Заедки, какими по старинному обычаю прежде повсюду, во многих домах, угощали гостей сбитнем, взварцем, теперь заменены Ч.". П. И. Мельников-Печерский. "В лесах"). Чаепитие стало характерной чертой для россиян и своеобразным проявлением обществ. жизни (приглашение "на чашку чая", беседа "за чашкой чая"). Различают Ч. байховые (бай-хао - белая ресничка) - из молодых листочков чайного куста, рассыпной, плиточные - прессованные из грубых побегов, кирпичные - прессованные из мелкой крошки (отходов при производстве байховых Ч.), цветочные. Байховые Ч., в свою очередь, м. б. черными (прошедшими стадию ферментации) и зелеными. Первые распространены в европ. ч. нашей страны, в Сибири, на Урале, а вторые - в нек-рых регионах Ср. Азии. Ч. выращивают в Грузии (с 1847), Аджарии (с 1848-49), Краснодарском крае (с 1901), Азербайджане (с 1912).

Чайковский Бор. Ал-др.

ЧАЙКО́ВСКИЙ Бор. Ал-др. (1925-96) - композитор, нар. арт. СССР (1985). В 1949 окончил Моск. конс. где учился у В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского. С 1951 пишет музыку для кино. Комп. привлекают разл. сюжеты - драм., лирико-комедийные, трагикомич., комедийные, и в связи с этим на первый план выдвигаются разл. ресурсы киномузыки. Ч. точно ощущает специфику жанра, и стилевой диапазон его кинокомпозиций широк. Лейтмотивная драматургия симф. плана применяется в драм. лентах ("Убийство на улице Данте", 1956, реж. М. И. Ромм); муз. развитие посредством жанр, переинтонирования присуще трагикомич. ф. ("Гори, гори, моя звезда", 1970, реж. А. Н. Митта); кинокомп. Ч. в ф. комед. жанра обладают ярким мелодич. яз., создают темпоритмич. предпосылки для единства действия и изображения. Музыка Ч. оригинальна по оркестровым приемам, динамична, органично включается в образный строй ф. Комп. в зависимости от реж. замысла обращается к разл. интонац. источникам - от стилистики совр. музыки до фольклорных и эстрадных тем.

Соч. Ч.: "Пропало лето", 1964, реж. Р. А. Быков; "Женитьба Бальзаминова", 1965, реж. К. Н. Воинов; "Осенние свадьбы", 1968, реж. Б. В. Яшин; "Москва, любовь моя", 1974, реж. А. Н. Митта; "Ливень", 1975, реж. Б. В. Яшин; "Собственное мнение", 1977, реж. Ю. Ю. Карасик и др.

Чайковский Модест Ил

ЧАЙКО́ВСКИЙ Модест Ил. (1850-1916) - драматург, либреттист, муз. и театр. критик, переводчик с франц. (пьесы П. Корнеля), итал. (драматургия С. Бенелли и поэзия Д. Кардуччи), англ. ("Трагедия о короле Ричарде II" и все 154 сонета В. Шекспира), нем. (филос. тр. К. Фишера, "Новая биография Моцарта" А. Улыбышева); брат и биограф П. И. Чайковского. После окончания Петерб. уч-ща правоведения (1870) служил в Симбирске, в Киеве, в Черкассах. Чл. Об-ва рус. драм. писателей, Рус. театр. об-ва, Гл. дирекции Рус. муз. об-ва. Лит. деят-ность начал в 1874 как муз. и театр. критик. В том же году под псевд. Говоров опубликовал первую пьесу "Благодетель", позднее перераб. и ставшую популярной под назв. "Борцы". Наиб. успех снискали его пьесы: "Лизавета Николаевна" (1884), "Симфония", "Похмелье" (обе - 1890), "День в Петербурге" (1892), "Предрассудки" (1893), "Боязнь жизни" (1895), к-рые ставились в Александринском, Малом и др. т-рах. Пятиактная комедия "Симфония" долго не сходила со сцен Александрийского и Малого т-ров благодаря участию М. Г. Савиной и М. Н. Ермоловой. Ч. принадлежат либретто опер П. И. Чайковского "Пиковая дама" (1890) и "Иоланта" (1891), Э. Ф. Направника "Дубровский", А. С. Аренского "Наль и Дама-янти" (1904), А. Н. Керещенко "Ледяной дом" (1900), С. В. Рахманинова "Франческа да Римини" (1904), фантастич. балета Л. Минкуса "Калькабрине" (первонач. назв. "Свадьба контрабандиста"). Ч. - автор лит. работ об А. Н. Апухтине, осонетахУ. Шекспира, о творч. рабочего поэта Е. Е. Нечаева, музыковедч. монографий о П. И. Чайковском, Г. А. Лароше, С. И. Танееве. Сохранилось неск. стихотв. и два романса, написанных на слова Ч.: "Не говори о днях минувших..." и "Сад мой спит..."

Чайковский Ник. Вас.

ЧАЙКО́ВСКИЙ Ник. Вас. (1850/51-1926) - полит. деятель, участник народнич. движения. Происходил из помещиков Вятской губ. Окончил Петерб. ун-т. В кон. 1860-х - нач. 70-х гг. чл. рев. кружка - "чайковцев". В 1874 эмигрировал в Европу, затем в Америку, где пытался создать земледельческую коммуну. В 1880-90-х гг. - один из организаторов "Фонда вольной рус. прессы". В 1904-10 был арестован и находился в тюрьме. После выхода из тюрьмы отошел от полит. деят-ности, участвовал в кооперативном движении. В 1914-1984. был одним из рук. Всерос. союза городов. После Февр. рев-ции - чл. ЦК Объед. трудовой нар.-соц. партии, чл. исполкомов Петрогр. сов. раб. и солд. депутатов и Всерос. сов. крест. депутатов. После Окт. рев-ции активно выступал против сов. власти. В 1918 - один из организаторов "Союза возрождения России". В авг. 1918 Ч. был пред. "Верховного управления Северной обл.", в сент. 1918 входил в состав Уфимской директории. Сотрудничал с представителями Антанты в России. С 1919 - в эмиграции, чл. "Рус. полит. совещания". В 1920 - в составе "Южнорус. пр-ва" ген. А. Н. Деникина. В янв. 1921 стал одним из создателей в Париже "Центра действия", орг-ции, направленной на борьбу с сов. властью. Умер в Лондоне.

Чайковский Петр Ил

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чайнворд

ЧАЙНВО́РД (от англ. chain - цепь и word - слово) - словесная игра-задача, в к-рой нужно заполнить буквами клеточки фигуры т. о., чтобы между сосед. номерными позициями получились слова-ответы, определенные условиями задания, а посл. буква предшествующего слова одноврем. являлась первой буквой последующего, т. е. получилась бы цепочка слов. В отличие от кроссворда, слова в Ч. не пересекаются, а только соприкасаются. В нем также даются определения заданным словам, длина слов ограничена кол-вом клеточек, только затемненные клеточки отсутствуют. Цепочка слов может изгибаться в разных направлениях, а игровая фигура принимает разл. формы. В Ч. меньше подсказки, чем в кроссворде, т. к. слова могут иметь только две общие буквы с сосед. словами. Этого для решения не всегда бывает достаточно, особенно в длинных словах.

Чакчиры

ЧАКЧИ́РЫ - форменные гусарские рейтузы, украшенные шнурами.

Чапаев Вас. Ив

ЧАПА́ЕВ Вас. Ив. (1887-1919) - ком. Кр. армии, герой гражд. войны. Род. в д. Будайка в Чувашии. Участник 1-й мир. войны. За храбрость награжден четырьмя Георгиевскими крестами, произведен в прапорщики. В сент. 1917 вступил в РСДРП(б). С янв. 1918 - комиссар внутр. дел Николаевского уезда. В нач. 1918 организовал отряд красногвардейцев, жестоко подавлявший антисов. крест. восстания в уезде. С мая 1918 - ком. сформированной им же кавал. бригады. С сент. 1918 - нач. 2-й Николаевской стрелковой дивизии. Учился в Воен. акад. (нояб. 1918 - янв. 1919), после чего был направлен в 4-ю армию Вост. фронта. С марта 1919 - нач. 25-й стрелк. дивизии, сыгравшей важную роль в Бугурусланской, Белебеевской и Уфимской операциях в боях с частями Сиб. армии адм. А. В. Колчака. Награжден орд. Кр. Знамени. В июле 1919 дивизия Ч. блокировала г. Уральск, окруж. белыми, взяла ст. Сахарную и г. Лбищенск. В ночь с 4 на 5 сент. 1919 казаки напали на слабо охраняемый штаб дивизии. По офиц. версии, запечатленной в кино, отраженной в книгах, Ч. погиб, переплывая р. Урал. Его ординарец Петр Исаев был застрелен на берегу. По др. версии, казаки захватили и расстреляли в Лбищенске весь штаб во главе с Ч. В 1926 в Ленинграде к смертной казни судом были приговорены "участники расстрела В. И. Чапаева в Лбищенске".

Ч. как герой гражд. войны пользовался большой популярностью в 1930-е гг. Этому особенно способствовал ф. "Чапаев". В предвоен. годы, когда офиц. поощрялось создание "нар. сов. эпоса", сев.-рус. сказители и сказочники сложили неск. былин и сказок о Ч. ("Чапай" М. С. Крюковой; "Былина о Ч." П. И. Рябинина-Андреева; "Про Чапая" М. М. Коргуева), к-рые несли на себе печать искусственности; в устную традицию не вошли, несмотря на пропаганду их в печати. В 1970-80-е гг. Ч. ("Василий Иванович") стал героем цикла анекдотов.

Чаплыгин Сер. Ал-др.

ЧАПЛЫ́ГИН Сер. Ал-др. (1869-1942) - один из основоположников аэродинамики, акад. АН СССР (1929). Род. в г. Раненбурге (ныне г. Чаплыгин) Рязанской губ. Учился на физ.-мат. ф-те Моск. ун-та, был оставлен при ун-те для подготовки к проф. званию. С 1894 начинает преподавать в высш. уч. завед. математику и механику. Вместе с Жуковским Ч. участвовал в орг-ции Центр, аэродинамич. ин-та (ЦАГИ), а после кончины учителя и друга в 1921 стал его руководителем. Первые науч. тр. Ч. посвящены гидродинамике, механике жидкости и газа. Ч. иным способом, нежели Жуковский, решил задачу о струйном обтекании пластинки потоком несжимаемой жидкости. Разработал метод, дающий возможность решить задачу о струйном течении газа, если при тех же граничных условиях известно решение соответств. задачи для несжимаемой жидкости. Получил решение уравнения движения сжимаемой жидкости для двух случаев: истечения из сосуда и обтекания пластинки, перпендикулярной направлению потока на бесконечности. Нашел точные решения этих задач (случай почти единственный в газовой динамике). Важность и значимость этих работ стала очевидна лишь в 1930-х гг., когда скорости самолетов возросли настолько, что вопрос об учете влияния сжимаемости воздуха стал важнейшей проблемой. В 1910 начинается новый цикл работ Ч., посвящ. теории крыла, - знаменитый постулат Жуковского - Ч., к-рый позволил определить величину циркуляции скорости около профиля крыла, указал правильный техн. путь для создания профилей крыльев (профили Жуковского - Ч.). Герой соц. труда (1941).

Чапыгин Ал. Пав

ЧАПЫ́ГИН Ал. Пав. (1870-1937) - прозаик. Род. в д. Большой Угол Олонецкой губ. (ныне Арханг. обл.), в крест. семье. Окончив земскую школу, поехал в Петербург (1883), где обучался "живописно-малярному ремеслу", занимался самообразованием. Сначала писал стихи, подражая С. Надсону и И. Никитину, потом перешел на прозу (в сер. 1890-х гг.). Но печатный дебют состоялся лишь в нач. 1904 (очерк "Зрячие"). Рассказы 1904-10-х гг. (сб. "Нелюдимые", 1912) мрачны по настроению, часто кончаются трагически: такова нечеловеч. жизнь обитателей петерб. углов и подвалов, крестьян, приехавших в город на заработки. Летом 1911 Ч. уехал на родину. Серия охотничьих рассказов воссоздает колорит сев. природы, жизни тайги, картины нравов "дремучих" людей. На волне вновь пережитой близости к заповедному краю Ч. пишет ром. "Белый скит" (1913). Здесь же возник интерес Ч. к истории, изучать к-рую советовал А. М. Горький. Пов. "На лебяжьих озерах" (до 1917), драма "Гориславич" (кон. 1918) о кн. Олеге Святославиче - подступы к большой ист. работе о стародавней Руси, о Разине. Фигура Разина после Октября стала очень популярной в иск-ве. Ее связывали с только что свершившейся рев-цией как одну из страниц ее родословной: вождь - защитник нар. интересов, мститель за всех угнетенных, богоборец, враг царю, воеводам и боярам - таков герой и в ром. Ч. "Степан Разин" (1926-27). Его образ романтизирован. Важнейшая роль в создании колорита далекого времени отдана яз. Через неск. лет Ч. снова вернулся к 17 в.: "Гулящие люди" (1935-37) - роман о стрелецком сыне, возглавившем "медный бунт", противнике царя земного и небесного. Ч. - автор трилогии "Жизнь моя" (1929), "По тропам и дорогам" (1931), "Осколок того же зеркала" (не оконч.), киносценариев, очерков, ст. о лит-ре.

Чара

ЧА́РА - сосуд для питья, делавшийся в Др. Руси из металла и имевший низкую круглую форму, без поддона, с плоской ручкой (полкой), горизонтально припаянной к тулову. Распространены в быту в 16-17 вв.

Чардынин Петр Ив

ЧАРДЫ́НИН Петр Ив. (1878-1934) - один из первых проф. реж. рус. кино, актер, кинодраматург. Окончил муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, работал в провинц. т-рах. В кино с 1907. Исполнил роль Ермака в ф. реж. В. Гончарова "Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири" (1909). Умело подбирал актерский ансамбль, ввел в рус. кинематографию систему звезд. В его ф. снимались В. Максимов, В. Полонский, И. Мозжухин, В. Холодная. Экранизировал рус. классику: А. Пушкина ("Пиковая дама", 1919), Н. Гоголя ("Мертвые души", 1909), неск. рассказов А. Чехова, Л. Толстого ("Наташа Ростова" и "Катюша Маслова", оба - 1915), "Крейцерова соната"), Ф. Достоевского ("Идиот"). Др. грань его творчества - постановка салонных мелодрам, нек-рые из них пользовались необычайной популярностью ("У камина", 2-я сер. "Позабудь про камин"). Поставил неск. агитфильмов на Украине (1919). Пробовал себя в жанре комедии: "Венецианский чулок", "Не пойман - не вор" (по пов. У. Нотари "Три вора"). Среди др. ф.: "Боярин Орша", "Вадим" (по Лермонтову, оба - 1909), "Домик в Коломне" (по Пушкину, 1913), "Потоп" (по Г. Сенкевичу, 1915), "Рассказ о семи повешенных" (по Л. Андрееву, 1924), приключенч. ф. "Укразия" (1925), "Тарас Шевченко" (1926).

Лит.: Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

Чарская Лидия Ал

ЧА́РСКАЯ Лидия Ал. (наст. фам. Чурилова, урожд. Воронова) (1875-1937) - прозаик. В 1893 окончила Павловский жен. ин-т в С.-Петербурге. В 1898-1924 актриса Александринского т-ра. С нач. 1900-х гг. - постоянный сотрудник дет. ж. "Задушевное слово", где публиковала прозу и стихи для детей и юнош., большей ч. для девочек сред. и старш. школьного возраста. В произв. Ч. увлекательный сюжет сочетается с достоверным изображением дет. психологии, показом сильных и благородных героев, борющихся со злодеями. Недостатки кн. Ч. - стилевая небрежность, стереотипность сюжетных ситуаций, мелодраматизм, переходящий в слащавость. Наиб. известные произв. - о жизни в уч. заведениях ("Записки институтки", 1902; "Люда Влассовская", 1904 и др.). Сильное впечатление на современников произвел цикл ее повестей и рассказов о юной груз, княжне Джавахе ("Княжна Джаваха", 1903; "Вторая Нина", 1909; "Вечера княжны Джавахи", 1911; "Джаваховское гнездо", 1912). Ч. написала две кн. стихов для детей ("Веселая дюжинка", 1906; "Голубая волна", 1910); повести и рассказы, популяризирующие ист. события ("Ефимия Старицкая", 1904; "Грозная дружина", 1909 и др.); серию автобиографич. повестей ("За что?", 1908; "Большой Джон", 1911; "На всю жизнь", 1913 и др.). Всего Ч. написано св. 70 больших произв. для детей. В 1910-е гг., по отчетам детских б-к, кн. Ч. были на первом месте по читат. спросу.

Чарторыский Адам Адамович

ЧАРТОРЫ́СКИЙ (ЧАРТОРИ́ЖСКИЙ) Адам Адамович (Адам Юрий, Адам Ежи) (1770-1861) - полит. и гос. деятель. Род. в Варшаве, получил хорошее образование в Пулавах - гл. резиденции Чарторижских, где бывали видные польск. ученые, художники, литераторы. В 1786 Ч. отправился путешествовать по Европе. В 1792, узнав о восстании Костюшко, попытался вернуться на родину, но был задержан в Брюсселе. Восстание было подавлено, а имения Ч. конфискованы. В 1795 вместе с братом Константином прибыл в Петербург, где поступил на воен. службу, в 1796 пожалован в камер-юнкеры. При имп. Павле I Ч. был назначен адъютантом к вел. кн. Александру Павловичу. Сблизился с П. А. Строгановым, Н. Н. Новосильцевым и обратил на них внимание Александра - так возник знаменитый триумвират. В 1801 при имп. Александре I стал чл. Негласного к-та, в к-ром составлялись планы переустройства России. Ему было вверено управление нар. образованием в тех обл., к-рые принадлежали Речи Посполитой. В 1804 назначен мин. иностр. дел. В своей деят-ности он был одержим идеей освобождения Польши и средством достижения этой цели считал войну с Наполеоном, чтобы после победы перекроить карту Европы по-своему. Ч. добился заключения союза с Австрией и Англией и объявления войны Франции. После поражения при Аустерлице Александр I охладел к планам Ч. Поняв, что его идея освобождения Польши терпит поражение, Ч. стал постепенно уклоняться от службы. В 1810 Ч. покинул Петербург навсегда, но дружеские отношения между ним и императором сохранились, они вели переписку. Во время Венского конгресса (1814-15) Ч. активно помогал Александру I проводить идею создания Царства Польского. Ч. прочили в наместники Царства, но он получил звание сенатора-воеводы и чл. адм. совета. В 1816 женился на княжне Анне Сапега. Постепенно отходя от гос. дел, он серьезно занялся нар. образованием в Виленском округе. В 1823 Ч. вынужден был покинуть пост попечителя Виленского окр., поскольку Н. Н. Новосильцев, проводивший ревизию округа по поручению Александра I, доставил императору неблагоприятный для Ч. отчет (из-за распространения вольнодумства среди учащихся и демонстрации в одной из гимназий). С этого времени Ч. держался в стороне от полит. жизни, жил в Пулавах, где собрал прекрасную б-ку и основал музей. Когда же вспыхнуло польск. восст 1830, Ч. принял в нем активное участие - был выдвинут на пост президента сената и нац. пр-ва, но после поражения восст. Ч. вынужден был эмигрировать. Он обосновался в Париже, где его дом (отель "Ламбер") стал центром польск. эмиграции. Ч. возглавил ист.-лит. об-во. До конца своей жизни Ч. принимал активное участие в разл. полит. акциях, направленных на освобождение Польши. Умер Ч. в Монфермейне под Парижем. Он оставил богатое лит. наследие, особенно интересны его мемуары и переписка с Александром I.

Портрет князя А. Чарторыского. Худ. Ю. Олешкевич

Портрет князя А. Чарторыского. Худ. Ю. Олешкевич

Чарушин Евг. Ив

ЧАРУ́ШИН Евг. Ив. (1901-65) - прозаик, художник, засл. деят. иск-в России (1945). Род. в семье архитектора. Окончил живописный ф-т Ленингр. АХ (1916), работал в Моск. и Ленингр. отд. Детиздата, проиллюстрировал более 120 кн. для детей, гл. обр. о природе и животных, в частности кн. В. Бианки. С 1931 сам писал для детей и иллюстрировал свои кн. Создал свой стиль иллюстраций, органически входящих в текст, добродушных, проникнутых юмором, динамичных и достоверно передающих жизнь животных, природы. Осн. кн.: "Волчишко и другие" (1931), "Васька, Бобка и Крольчиха" (1938), "Про больших и маленьких" (1952), "Про Тюпку" (1956) и др.

Часовня

ЧАСО́ВНЯ - небольшой храм без алтаря, где можно вести службу, кроме Божественной литургии, и где не совершается причащение; небольшое строение при церкви (в ограде или непоср. в церк. сооружении) либо в отдалении от нее (приписанная к церкви). Канонич. различие храм, построек вывело Ч. в православии из разряда церквей. Особое место занимают кладбищ. Ч.-усыпальницы, к-рые вообще не являются храмами. Ч. ставились и как мемориалы, напр. Ч. Спаса Нерукотворного Образа в Первоначальном дворце (Домике) Петра Великого в С.-Петербурге или Ч. в Летнем саду в память спасения Александра II от покушения Каракозова. Ч. могли служить хранилищами, как Ч. при "Спасе на крови", где хранились дары этому храму. В таких случ. Ч. имеет знач. ризницы. Ч. часто ставились при церквах и соборах для молитвы во внеслужебное время.

Иверская часовня. Москва

Иверская часовня. Москва

Часослов

ЧАСОСЛОВ (калька с греч. Ωρολόγιον, ὥρα - час и λόγος - слово) - богослужебная кн., содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга - Часов. Ч. - кн. палестинского происхождения. Состав Ч. складывался постепенно, и говорить о конкретном составителе этой кн. мы не можем, хотя традиция приписывает его составление св. Савве. К 9 в. сформировалась уже в виде близком к современному. На Руси первые Ч. появились, вероятно, вместе с полным комплектом богослужебных кн., перевед. с греч. по указ. Феодосия Печерского, при введении богослужения в его монастыре (после 1062). Рус. списков Ч. 11 и 12 вв. не сохранилось. Самые ранние рус. списки относятся к 13 в. Один из них (РНБ, Q.п. 1.57) сохранился практически полностью и позволяет судить о суточном круге богослужения в 13 в. Студийская литургическая традиция на Руси была представлена многообразными ред. Типиконов, поэтому рус. списки Ч. 13-14 вв. чрезвычайно разнообразны по составу. Одни из них содержат только молитвословия суточных служб (РНБ, Q.п. 1.57), др. содержат еще и доп. ч. (Месяцеслов, службу на Пасху, различные каноны, Апостольские и Евангельские чтения). Особый интерес представляют нек-рые новгор. списки кон. 14 в., отражающие позднюю афон.-студ. (или святогорскую) традицию. Это богослужебные сб., в состав к-рых, помимо Ч., входят и гимнографичес-кие кн. (Шестоднев служебный, Триодь и Минея), к-рые могли заменять весь комплект богослужебных кн. в течение всего года. Первые рус. печатные Ч. были изданы при патриархе Иоасафе (1640) и при патриархе Никоне (1653). В наст. время в РПЦ используют Ч. двух типов: 1) 4. Малый - содержит только неизменяемые молитвословия служб суточного круга богослужения; 2) 4. Великий - кроме неизменяемых молитвословий содержит также часы с междочасиями в навечерие Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу и др.

Лит.: Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. Киев, 1913.

Части речи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Частица

ЧАСТИ́ЦА - служебная часть речи, объединяющая слова, разл. образом модифицирующие значения отд. слов или высказывания в целом. От др. служебных слов (предлогов и союзов) Ч. отличаются многообразием значений и функций, а также условий синтаксич. употребления; большинству Ч. свойственна многозначность и нечеткость смысловых границ. По функцион.-семантич. основаниям можно выделить след. разряды Ч.: 1) выполняющие разного рода уточн. и конкретизир. функции: указательные (вон, вот); выделительно-ограничит. (всего, только, лишь); определительно-уточняющие (именно, почти, как раз); усилит. (ведь, даже, же); 2) характеризующие особенности протекания действия во времени (бывало, нет-нет да и, было, как: Пошел было, но вернулся; А он как закричит); 3) выражающие целевую установку высказывания, его коммуникативную функцию: отрицательные (не, ни, нет); вопросительные (ли, разве, неужели); утвердительные (да, ладно, вот именно); 4) формообразующие и модально-волевые Ч. (бы в формах сослагат. наклонения и др. сочетаниях: Читал бы; Чайку бы!; Уехать бы отсюда!; да, пусть, пускай, давай, чтоб, смотри в периферийных формах повелит, наклонения и др. побудительных конструкциях: Давай посидим; Чтоб сидел дома!; Смотри не опоздай!); 5) выражающие отношение говорящего к достоверности высказывания (вряд ли, едва ли, вроде как, как будто), близкие к ним по модальной оценке Ч., указывающие на передачу чужой речи (мол, де, дескать); 6) эмоц.-экспрессивные Ч. (что за, вот так, ну и, уж и: Что за вечер!; Ну и погодка!).

По своему строению Ч. делятся на первообразные (непроизводные) и непервообразные (производные). Первообразные Ч. не имеют живых словообразовательных связей со словами др. классов (бы, де, же, ли, не, ни, уж, неужели). Производные Ч. в той или иной мере соотносятся с наречиями, союзами, местоим., глаг, пред л. (ничего, просто, прямо: Он прямо герой; как, скорее, и, а, ли, разве, все: Дождь все льет; себе: Ступай себе домой; было, бывало, вроде и др.). Ч. могут быть простыми (однословными) и составными, состоящими из двух и более слов (вряд ли, всего-навсего, далеко не, вот бы, как бы не, то ли дело, точь-в-точь). Для Ч. характерно и образование комплексов, не имеющих постоянного состава (а уж, да уж, вот ведь, вот уж, вот и, ну и, ну чего уж и т. п.).

Лит.: Галкина-Федорук Е. М. Частицы // Современный русский язык. Морфология. М., 1952; Русская грамматика: В 2 т. М., 1980. Т. 1; Николаева Т. М. Функции частиц в высказывании. М., 1985.

Частная библиотека

ЧА́СТНАЯ БИБЛИОТЕ́КА - собр. произв. печати, представляющее собой собственность собирателя-библиофила и доступное преим. лишь владельцу. Правильнее было бы называть такие книж. коллекции личными, а под Ч. Б. понимать только собр., принадлежащие частному лицу, но предназначенные для обществ. пользования. При создании частных коллекций кн. и прочей печат. продукции могут преследоваться разл. цели, в т. ч. общеобразоват. и профессион., что определяет отбор лит-ры и состав собр. Поступая в виде дара в обществ. пользование, личные собр. служат одим из источ. пополнения фондов книгохранилищ (напр., б-ка Вольтера, б-ка бр. Залуских). Наиб. культ. ценность представляют собр. выдающ. библиофилов (напр., книж. коллекции Н. А. Рубакина, Г. В. Юдина, содержавшие более 80 тыс. тт.), а также деятелей науки, иск-ва, лит-ры.

Лит.: Иваск У. Г. Частные библиотеки в России // Рус. библиофил. 1911. № 3, 4, 6-8; То же. Ч. 2. СПб., 1912.

Частушка

ЧАСТУ́ШКА - жанр рус. фолькл. песенной лирики. Термин "Ч." - лит. происхождения, в нар. среде ему соответствует множество мест. названий, данных по обл. принадлежности ("саратовские", "елецкие", "подгорные"), по функцион. предназначенности ("припевки", "приговорки", "проходные", "ходовые"), по содержат.-структурным признакам ("коротушка", "тараторка") или по специфич. исполн. качествам ("под язык"). Гл. признак Ч. - краткость: она укладывается в 6, чаще в 4 и 2 стиха; за последним типом закреплены названия: "страдания", "семеновна", "матаня". В то же время Ч. обладает полной худож. завершенностью, что достигается высокой степенью поэтич. организации, исключит, экономностью средств. Ч., как правило, строится на рифме (наряду с конечной в Ч. богато представлена внутр. рифма). В муз. плане специфика Ч. состоит в отсутствии индивид. напевов (существуют местные типы напевов, на к-рые исполняется большинство Ч. данного региона или населенного пункта). Традиц. форма исполнения Ч. - под гармонь.

Ч. предшествовали разл. виды традиц. коротких песенок (игровых, наборных, разборных), связанных с молодежными играми, посиделками, хороводами. Широкое распространение Ч. получила во 2-й пол. 19 в., заняв постепенно господ. место в быт. фолькл. культуре. Выработан комплекс своеобразных ритуалов исполнения Ч. (при проходах на гулянья, под пляску, частушечные диалоги, состязания и т. п.).

Содержание Ч. охватывает самые разные стороны жизни, быта, семейных и личных отношений, социальных конфликтов, политики, при этом неизменно проявляется особый "частушечный" взгляд, характериз. сочетанием проникновенного лиризма, злободневности, обществ, остроты и наличия шутливого, иногда сатирич. начала.

Традиции Ч. нашли плодотворное развитие в творчестве мн. поэтов (А. Блок, В. Маяковский, А. Твардовский, А. Прокофьев).

Часы

ЧАСЫ́ - богослужения суточного круга, получившие свое родовое название вследствие строгой смысл, и хронологической соотнесенности с опред. древ. часами (стражами) суток. Согласно Симеону Солунскому основных Ч. семь ("по числу даров Духа" и в соответствии с Псалмом 118, стих 164): Полунощница (μεσονυκτικός), Утреня (ό̓ρθρος) вместе с Первым Ч., Ч. Третий, Шестой и Девятый, Вечерня (ἑσπερινός) и Повечерие (ἀπόδειπνον). Это монастырское богослужение, содержащееся в Часослове, является в наст. время на православном Востоке единств. сохраняющим визант. обряд. Напротив, в древности существовали разл. уставы служения Ч., значительно отличающиеся от совр. Часослова: устав Акимитов, или "Неусыпающих", устав Двадцати четырех Ч., соборно-приходские Ч. по уставу Св. Софии Константинопольской, или Песненное Последование. Собственно Часы (ὡ̃ ραι) посвящены преимущественно воспоминанию еванг. событий, случившихся в одноим. отрезки времени - тричасия, или стражи, с к-рыми они совмещены, в рамках дневного цикла, хронологически. 1-й Час: ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. 3-й Час: суд Пилата и истязания Господа; но также и тема сошествия Св. Духа на апостолов (Деян 2 гл.). 6-й Час: шествие на Голгофу, распятие Спасителя, тьма по всей земле. 9-й Час: последние Слова Господа и Его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер. Существуют разные виды Вечерни, Полунощницы и Утрени. В Часослове (или Псалтири Следованной) находятся также четыре исключительно монаш. службы - т. н. Междочасия (μεσώριον) и чин Изобразительных (τω̃ν τοπικω̃ν), иначе - Обедница. Вечерню и Утреню можно назвать "Великими Часами", остальные - "Малыми Часами".

Лит.: Иустин, еп. Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. Изд. 3-е. М., 1894; Некрасов А. Откуда ведет свое начало и что собою знаменует круг ежедневных богослужений наших // Прав. собеседник. 1896. Вып. П. С. 392-405; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. I-III. Киев, 1910, 1913, 1915 (репр.: М., 1995).

Часы и стражи

ЧАСЫ́ и СТРА́ЖИ - единицы измерения времени, используемые в гражданском быту и православном церковном обиходе. Современный час - внесистемная единица времени, равная 60 мин или 3600 сек. 1 сутки = 24 час. Деление на часы впервые отмечается в Др. Египте. Уже в 21 в. до н. э. египет. жрецы пользовались системой из 24 час: 10 час. дня, 2 час. сумерек и 12 ночн. час. Позднее была принята более простая система, употреблявшаяся и в Вавилонии: дню и ночи стали отводить по 12 час. У вавилонян этот принцип заимствовали греки (Геродот. История, II, 109). Римский "гражданский день" (dies civilis) начинался в полночь и полуночью заканчивался. Иудеи считали за полный 24-час. день период времени с вечера до след. вечера. Эта традиция сохраняется в правосл. богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются накануне, как правило, в 17 или 18 час. "День" (в узком знач.) продолжается от 6 час. утра до 6 час. вечера; "ночь" - с 6 час. вечера и до 6 час. утра. Т. о., "1-му часу дня" Церк. Устава соответствует наш 7-й час утра, 3-му часу - 9-й час утра, 9-му - 3-й час пополудни. Праздничное богослужение (Всено́щное бдение) предписывается начинать в "1-й час нощи" (в 7-м часу вечера). Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь (от заката до восхода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, считая по 3 часа в каждой страже. В Новом Завете и Церк. Уставе эта система также употребляется: 1-я стража (ок. 18-21 часа) - "вечер" (ὀψέ, vesper - Мк 11:19); 2-я (21-24 часа) - "полночь" (μέσης νύκτος, media noctis - Мф 25:6); 3-я (24-3 часа утра) - "петлоглаше́ние", или "куроглаше́ние", т. е. "крик петуха" (ἀλεκτροφωνία, gallicinium - Мк 13:35); 4-я (3-6 часа утра) - "утро", "рассвет" (ὄρθρος, diluculum - Ин 8:2). День также был разделен на 4 дневных стражи (excubiae), или "тричасия" (trichoria), именуемые обобщенно просто "часами" (horae): 1-й час (6-9 час. утра), 3-й час (9 час. утра - до полудня), 6-й час (от полудня до 15 час), 9-й час (от 15 до 18 час), - Мк 15:33, Деян 2:15; 3:1; 10:3. (С этим счислением не следует путать порядковый счет страж относительно друг друга - см. Мк 15:25: здесь речь идет собственно о "6-м часе", т. е. о периоде между 12 и 15 час).

Лит.: Квандт Л. Порядок определения времени в Евангелиях // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1874. № 2; Раин А. П. Как считались часы в Евангелиях // Странник. 1904. № 3; Климишин И. А. Календарь и хронология. Изд. 2-е. М., 1985.

Чаша

ЧА́ША - сосуд для питья круглой формы с широким верхом и узким низом, обычно без ножки, с туловом, непосредств. соединенным с подставкой.

Чаша. Сольвычегодск. Серебро, эмаль. 17 в.

Чаша. Сольвычегодск. Серебро, эмаль. 17 в.

Чебоксаров Ник. Ник

ЧЕБОКСА́РОВ Ник. Ник. (1907-80) - антрополог, этнограф. С 1932 по 1941 - аспирант, науч. сотр., зав. отд. расоведения Ин-та антропологии МГУ, зав. ред. "Антропологического журнала". Проф. МГУ (1947). С 1942 работал в Ин-те этнографии АН СССР зав. сектором Европы (1943-57), зав. секторами заруб. Азии, Австралии и Океании (1958-80). В 1956-58 преподавал в Пекине. Возглавлял многочисл. этнографич. и антропологич. эксп. Круг науч. интересов Ч. чрезвычайно широк: этнография народов европ. Севера, Ср. Азии, Прибалтики и Зап. Европы, Вост., Юго-Вост. и Южной Азии, проблемы финноугроведения, общее расоведение. Разработал классификацию человеч. рас, занимался теорией этноса, типов этнич. общностей, нац. развития. Крупнейший знаток х-ва и мат. культуры народов мира. Совм. с М. Г. Левиным, С. П. Толстовым и С. А. Токаревым разработал учение о хоз.-культ, типах и ист.-этнограф. областях. Чл. редколлегии ж. "Сов. этнография", рук. рядафундам. иссл. ("Народы Вост. Азии", "Народы Юго-Вост. Азии", "Народы Южной Азии" и др.).

Соч.: Из истории светлых расовых типов Евразии // Антропологич. ж. 1936. № 2. С. 193-227; Этническая антропология Вост. Прибалтики. М., 1959 (совм. с М. В. Битовым, К. Ю. Марк); Народы, расы, культуры. М., 1971 (совм. с И. А. Чебоксаровой); Древние китайцы: Проблемы этногенеза. М., 1978 (совм. с М. В. Крюковым, М. В. Софроновым); Этническая антропология Китая. М., 1982; Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983 (совм. с М. В. Крюковым, Л. С. Переломовым, М. В. Софроновым).

Чеботаревская Анаст. Ник

ЧЕБОТАРЕ́ВСКАЯ Анаст. Ник. (1876-1921) - переводчица, лит. и худ. критик. В 1901-05 жила во Франции, закончила Высш. школу обществ, наук в Париже, основанную М. М. Ковалевским, личным секр. к-рого она состояла вплоть до своего возвращения в Россию. Как автор худ. прозы впервые выступила с рассказом "В сумерках" (1903). С 1908 замужем за Ф. Сологубом. Составила сб.: "О Федоре Сологубе" (1911), "Любовь в письмах выдающихся людей 18 и 19 веков" (1913) и др. Автор кн. "Женщина накануне революции 1789 года" (1922). Выступала в периодике со ст. об О. Родене, М. Нестерове, М. Врубеле, М. Добужинском, К. Сомове, С. Судейкине и др. Более всего Ч. известна как переводчица: пер. ром. Ги де Мопассана ("Милый друг"), Стендаля ("Красное и черное"), Р. Роллана ("Волки"), пьес М. Метерлинка, а также произв. К. Клоде ля, Г. фон Клейста, Ф. Р. де Шатобриана и др.

Чебышев Пафнутий Львович

ЧЕБЫШЕ́В (ЧЕБЫШЁВ) Пафнутий Львович (1821-94) - математик и механик, основатель петерб. науч. школы. В 1841 окончил Моск. ун-т, в 1849 защитил докт. дисс. В 1853 избран адъюнктом Петерб. АН, в 1856 - ординарным акад. Пед. деят-ность Ч. связана с Петерб. ун-том (1847-82), к его ученикам относятся А. А. Марков, А. М. Ляпунов и др. Для творчества Ч. характерно разнообразие областей иссл., умение находить элемент. средствами фундам. результаты, стремление связать проблемы матем. с принцип. вопросами естествознания и техники. Осн. иссл. Ч. посвящены теории чисел, матем. анализу, теории вероятностей. Доказал теорему (до него "постулат Бертрана"), создав спец. метод и уточнив известные результаты о распределении простых чисел. Расширил сферу применения т. н. "закона больших чисел", для элемент. доказательства к-рого ввел понятие матем. ожидания. Им сконструировано и изготовлено неск. оригин. механизмов. Ч. провел иссл. алгебр. рядов ("полиномы Ч."), выдвинул проблему оптим. построения геогр. карт, рассмотренную в иссл. "О построении географических карт". Труды Ч. положили начало развитию мн. новых разделов математики. В 1944 АН СССР учреждена премия им. Ч. за лучшие работы по математике.

Чевакинский Савва Ив

ЧЕВА́КИНСКИЙ Савва Ив. (1713-80) - архитектор, предст. барокко, гезель архитектуры (1739), арх. Адмиралтейств-коллегий (1745-67). Проектировал и строил в Царском Селе Большой дворец (1745-51), охотничий павильон "Монбижу" (1746-48), четыре кавалерских дома (1748-53), в С.-Петербурге - дворец гр. П. Б. Шереметева, выходивший на наб. Невы и Миллионную ул. (1746-50), дворец-усадьбу гр. П. Б. Шереметева на Фонтанке ("Фонтанный дом", 1750-55), дворец камергера И. И. Шувалова (1749-54), Никольский мор. собор с колокольней (1752-62), склады для хранения кораб. леса "Новая Голландия" (1764-67). Во дворце Шувалова Ч. использовал необычную трехгранную форму центр, ризалита, оформл. сдвоенными и одиночными полуколоннами, за к-рым находится 8-угольный зал в центре 2-го этажа. В этой постройке черты, присущие архитектуре барокко сер. 18 в., сочетаются с приемами, характ. для раннего классицизма. Наиб. значит, постройка Ч. - Никольский мор. собор - решена по центрич. схеме с планом в виде усложн. равноконечного креста. В архит. обработке фасадов зодчий широко использовал декор. скульптуру. В архитектуру 18 в. Ч. ввел мотив оформления фасада, заимств. из др.-рус. зодчества: выступающие углы здания оформлены пучками из трех колонн, средняя из к-рых поставлена на самый угол. Этим достигается впечатление скругленности фасадных линий. Впервые в России Ч. внес в культовую постройку эл-ты свет, архитектуры: в оформлении фасадов использовал балконы с коваными узорными решетками и кронштейнами, декорированными вырезанными из металла цветами и листьями. Постройки Ч. вместе с работами Растрелли явились апогеем и одноврем. завершением эпохи барокко в рус. архитектуре.

Колокольня Никольского собора. Арх. С. И. Чевакинский. Санкт-Петербург

Колокольня Никольского собора. Арх. С. И. Чевакинский. Санкт-Петербург

Чекалевский Петр Петр.

ЧЕКАЛЕ́ВСКИЙ Петр Петр. (1751-1817) - худож. деятель. С 1785 - конференц-секр., а с 1799 - вице-през. Имп. АХ в С.-Петербурге. После смерти гр. А. Строганова (1811) фактически руководил Академией. Под влиянием соч. нем. историка иск-ва И. Винкельмана издал в помощь воспитанникам АХ свои "Рассуждения о свободных художествах с описанием нек-рых произв. рос. художников" (1792). Техн. вопросам посвящена кн. "Опыт ваяний из бронзы одним приемом колоссальных статуй" (1810). Приверженец классицистич. теории в иск-ве и идеи о служении "свободных художеств" гражд. об-ву.

Чекан

ЧЕКА́Н (клевец) - боевое оружие ближнего боя. По Далю: "Ручное оружие, а встарь знак сана, топорик с молоточком на аршинной рукояти". В слав. яз. Ч. - боевой молот, палица, кирка (от тюрк. сакап - боевой топор). В Вост. Европе известен у скифов с 6 в. до н. э. На Руси топоры-молотки, по-видимому, заимствованы у кочевников-степняков; в археол. памятниках 10-13 вв. найдено ок. сотни экз. Вес Ч. ок. 200-350 г, дл. рукояти ок. 80 см, диаметр обушного отверстия 2-3 см. Молотовидные обушки Ч. могли иметь не только боевое назначение, но и использоваться как походный инстр. для починки оружия и др. Нек-рые Ч. имели орнамент и сюжетные украшения (один из таких приписывается Андрею Боголюбскому). Как знак ранга и боевое оружие рус. войска Ч. использовались до кон. 17 в.

Чеканка

ЧЕКА́НКА - 1) Получение рельефных изображений на металлич. листах (и изделиях из тонкого металлич. листа). Выполняется чеканами - инструментами в виде зубила с закругленным концом, - по к-рым ударяют особым молотком. Заготовка для Ч. кладется на эластичную подложку из особой смолы; при Ч. сложных объемных изделий смолу заливают внутрь. Известна с древнейших времен; в технике Ч. делались сосуды (кувшины, братины, лохани, блюда), оклады икон и т. д., украшенные рельефными композициями. Техника Ч. позволяет добиться тончайших нюансов рельефа; широко применяется в ювелирном иск-ве. В рус. декор.-прикладном иск-ве Ч. занимала видное место, ее центрами с 14 в. были Москва, Ярославль, Великий Устюг. Исполнялись растит. орнаменты, надписи и др. В 1960-е гг. под влиянием иск-ва Кавказа стала очень популярна Ч. простого рисунка на медных листах, недорогие изделия приобретали все слои населения, многие увлекались самодеятельной Ч.

2) Получение рельефных изображений на поверхности монет, медалей и пр., обычно с помощью штемпелей - пунсонов.

3) Обработка поверхности литых худож. изделий (отделка деталей, заглаживание неровностей). По выходе из формы поверхность изделия всегда требует последующей обработки, Ч., составляющей необходимый компонент иск-ва худож. литья, особенно ювелирного и бронзового дела.

Лит.: Флеров А. В. Художественная обработка металлов. М., 1976.

Работа кузнецов и чеканщика. Миниатюра. 16 в.

Работа кузнецов и чеканщика. Миниатюра. 16 в.

Чекетти Энрико

ЧЕКЕ́ТТИ Энрико (1850-1928) - танцовщик, педагог балета. Учился во флорентийской Академии танца у Д. Лепри. С 1868 выступал на сценах Италии, Дании, Германии, Австрии, России (впервые в 1874). С 1885 первый танцовщик т-ра "Ла Скала", в 1887 снова гастролирует в Петербурге. Солист (1890), балетмейстер (1892), репетитор Мариинского т-ра (до 1902). Танцовщик-виртуоз, Ч. исполнял специально созданные для него партии: Вайю ("Талисман"), Голубая птица ("Спящая красавица") и др. Однако гл. призванием Ч. была педагогика. В 1892-1902 он преподает в Петерб. театр, уч-ще (среди выпущенных им учениц Л. Егорова и Ю. Седова), с 1906 имеет свою школу в Петербурге. У Ч. совершенствовались М. Кшесинская, О. Преображенская, В. Трефилова, Т. Карсавина, А. Ваганова, М. Фокин, В. Нижинский и др. Своей лучшей ученицей Ч. считал А. Павлову. В 1909-22 - педагог труппы "Русские сезоны" / "Русский балет Дягилева", первый исполнитель ролей Кащея ("Жар-птица"), Фокусника ("Петрушка") и др. В 1923 Ч. возвращается в Милан, где открывает Академию танца. Для преподавания по "системе Ч." характерны строгая систематизация и индивид, подход, синтез виртуозной техники итал. школы и чистоты стиля классич. танца.

Чекрыгин Ал-др Ив

ЧЕКРЫ́ГИН Ал-др Ив. (1884-1942) - артист и балетмейстер, педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще (ПТУ) в 1902 (ученик Н. Легата, А. Ширяева). В 1902-23 - артист Мариинского т-ра / ГАТОБ, в 1919-22 - балетмейстер-репетитор. Среди его ролей: Коппелиус ("Коппелия"), Абдерахман ("Раймонда"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Конрад ("Корсар"), Арап ("Петрушка"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"). Там же поставил балеты "Роман бутона розы" (1919, комп. Р. Дриго) и "Шубертиана" (1922). До 1917 записывал хореографию классич. балетов по системе В. Степанова. В 1904-28 преподавал в ПТУ, одноврем. (1914-25) имел свою школу. В 1923-28 - балетмейстер Малого оперного т-ра. В 1930-41 Ч. - преподаватель Моск. хореогр. уч-ща, в 1930-36 - артист и балетмейстер Большого т-ра. Здесь им поставлен балет "Комедианты" (1931, комп. Р. Глиэр), созданы новые ред. "Жизели" (1932, совм. с А. Монаховым) и "Спящей красавицы" (1936, совм. с А. Мессерером). Ч. был первоклассным балетным артистом широкого диапазона. Его мимика была убедительна и свободна от штампов, жест - мягок и музыкален.

Чекрыгин Вас. Ник

ЧЕКРЫ́ГИН Вас. Ник. (1897-1922) - график, живописец. Учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре (с 1906), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1910-14), чл.-учредитель об-ва "Маковец" (1922). В творчестве вдохновлялся худож. традициями рус. фрески и иконописи, стремился к филос. осмыслению жизни, создавал полные драматизма образы ("Судьба", 1922), связывал будущность человека с неизбежным выходом в космос. Характерно гармонич. живописное и графич. решение. Под влиянием кн. Н. Ф. Федорова "Философия общего дела" работал над циклом рисунков "Воскресение мертвых" (с 1921). Преподавал в Сокольническом Доме иск-в (1918), в худож.-пром. мастерской печат. дела под рук. С. В. Герасимова (1921).

Лит.: Сов. иск-во 20-30-х годов: Каталог врем. выст. Л., 1988; Авангард, остановленный на бегу: Альбом. Л., 1989.

В. Н. Чекрыгин. Автопортрет. 1917

В. Н. Чекрыгин. Автопортрет. 1917

Челаковский Франтишек Ладислав

ЧЕЛАКО́ВСКИЙ Франтишек Ладислав (1799-1852) - чешский ученый-фольклорист, славист, поэт. Начал свою деят-ность как собиратель нар. песен ("Слав. нар. песни", 1822, 1825, 1827), "Литовские нар. песни", 1827). Нар. песня понималась Ч. как образец и источник поэтич. творчества и выражение нац. самобытности народов. Ч. собирал слав. пословицы ("Мудрословие народа славянского в пословицах" (более 15-200 ед., 1851). Результатом деят-ности Ч. в качестве проф. славистики во Вроцлавском ун-те (1842-48), а затем Пражском ун-те (1849-52) стал тр. "Чтение о сравнительной грамматике славянской" (1853), вошедший в число основополагающих в этой обл., а также "Чтение о начальном периоде образованности и лит-ры народов славянских" и хрест. "Всеславянское начальное чтение" (1852). Самым крупным поэтич. произв. Ч., принесшим ему славу первого поэта своего народа и главы новой нац.-поэтич. школы, стали "Отголоски русских песен" (1829). В духе рус. фольклора Ч. создал собств. вариации на темы рус. былин, героич. и лирич. песен. Благодаря Ч. любимыми героями чеш. народа стали Илья Муромец и рус. солдаты, с беспримерным мужеством воевавшие с Наполеоном и турками. Своей кн. "Отголоски чешских песен" (1939) Ч. предпослал рассуждение о различиях между рус. и чеш. нар. поэзией, подчеркнув преобладающий эпич. характер первой и лирич. - второй. Собств. лирика Ч. представлена в сб. "Смешанные стихотворения" (1822) и "Столепестковая роза" (1840). Современники высоко оценили сатирич. дар Ч., проявившийся в его эпиграммах и лит. пародиях. Разнообразна переводч. деят-ность Ч.: И. Гердер, И. В. Гете, В. Скотт, рус. поэты. Ч. первым познакомил чехов с лирикой А. С. Пушкина (1833).

Лит.: Никольский С. В. Ф. Л. Челаковский // Очерки истории чешской литературы 19-20 веков. М., 1963.

Челобитная

ЧЕЛОБИ́ТНАЯ - жанр деловой письменности, бытовавший на Руси с 15 по нач. 18 в. Ч. характеризовалась относительно устойчивым формуляром (в отличие от др. документов этого периода). Традиционно Ч. адресовали государю, затем следовало имя просителя и словосочетание "челом бьет" или "бьет челом" (т. е. кланяется до земли). Предполагается, что в зависимости от места истца в социальной иерархии варьировалась степень подробности изложения его биогр. данных. Обязательным компонентом окончания Ч. была формула "руку приложил" и личная подпись дьяка, писавшего Ч. В 17 в. по тематике Ч. подразделялись на изветные (донос), явочные (уведомление властей о к.-л. событии), исковые (судебные заявления), ставочные (о явке на суд и отсутствии противной стороны) и др.; по кол-ву авторов - на коллект. и индивид. Существенных территориальных различий в оформлении Ч. пока не обнаружено. Вероятно, формуляр Ч. стал основой для совр. формы заявления.

Лит.: Шмидт С. О. Челобитный приказ в сер. 16 ст. // И АН СССР. Сер. истории и филос. 1950. Т. 7. № 5; Волков С. С. Лексика русских челобитных 17 в.: Формуляр. Традиционные этикетные и стилевые средства. Л., 1974; Илюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. М., 1993.

"Человек в футляре"

"ЧЕЛОВЕ́К В ФУТЛЯ́РЕ" - рассказ А. П. Чехова (1898), гл. герой к-рого боится жизни и пытается спрятаться от нее в "футляр", скорлупу предписаний и стереотипов.

Человеколюбивое императорское общество

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИ́ВОЕ ИМПЕРА́ТОРСКОЕ О́БЩЕСТВО - основано указом имп. Александра I от 16 мая 1802 под именем Благодетельного об-ва, в 1814 переименовано, с 1816 введено в систему гос. учреждений. В ведении об-ва состояли: Комиссия по регистрации бедных С.-Петербурга, приюты, богадельни, гимназии, Ин-т для слепых, ремесл. и торг. школы, столовые и убежища. В царствование Александра I в г-зиях Ч. И. О. преподавали инструмент. музыку и пение, устраивали благотворит. концерты с участием выдающихся музыкантов Имп. т-ров в пользу бедных, "стыдящихся просить милостыню". Был установлен мундир для служащих: темно-зеленый с фиолетовым бархатным воротником и обшлагами с серебряным шитьем по рисунку Мин-ва внутр. дел - колосья и васильки. Мундиры имели поощрительно-наградное значение. Главным попечителем и председателем об-ва был С.-Петербургский митрополит.

Лит.: Троицкий В. Исторический очерк Совета Имп. Человеколюбивого общества. СПб., 1898.

Челпанов Георг. Ив

ЧЕЛПА́НОВ Георг. Ив. (1862-1936) - философ, психолог и педагог, основатель и дир. Моск. психол. ин-та (1912-23). Окончил Одесский ун-т. Занимал каф. филос. в Киев. ун-те. Ч. являл собой редкий для рус. философии тип организатора и науч. рук. Через его "психол. семинарии" в Киеве и Москве прошел ряд известных впоследствии философов: В. Зеньковский, Г. Шпет, А. Лосев и др. Собственно филос. творчество Ч. носит преим. пед. характер; его многократно переизданное до рев-ции "Введение в философию" до сих пор остается одним из самых полных и продуманных учебников для начинающих. Его критика материализма отличается широтой охвата разл. типов и разновидностей материалистич. взглядов, в т. ч. и взгляда на мысль как на "свойство организованной материи". Будучи близок к позитивизму в понимании задач науч. психологии, Ч. заявлял тем не менее, что "я метафизик, потому что я признаю существование духовной субстанции". В 1920-е гг. Ч. имел мужество вести полемику с "психологами левого фронта", в число к-рых вошел и ряд его бывших учеников (К. Корнилов, П. Блонский). В результате редукции психологии к "рефлексологии... развитие науч. психологии в России остановилось"; для выхода из тупика необходимо, по мнению Ч., "стать на почву эмпирического дуализма... духа и материи", т. к. реальность сознания "так же бесспорна, как и реальность вещей, находящихся перед нами".

Соч.: Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности: В 2 ч. Киев, 1896-1904; Мозг и душа. СПб., 1900; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Психология или рефлексология? М., 1926.

Челюский Сем. Ив

ЧЕЛЮ́СКИЙ Сем. Ив. (ок. 1700 - после 1764) - полярный исследователь, кап. 3-го ранга (1760). Окончил Моск. школу матем. и навигацких наук (1726), служил на Балт. флоте. В 1733 зачислен в состав Великой Северной эксп. и одноврем. произведен в штурманы. Состоял в отряде (под команд. В. В. Прончищева, затем Х. П. Лаптева), в задачу к-рого входило иссл. побережья Сев. Ледовитого ок. от устья Лены назапад. Ч. обследовал сев. части Таймырского п-ова и описал их. Зимой 1741-42 на собаках дошел, производя съемку, до крайней сев. оконечности Азии (77°41′). В 1843 самая сев. точка Азии названа мысом Ч. Во время путешествия вел путевой ж. с описанием маршрута и указанием измеренных координат (ж. Ч. впоследствии был обработан и опубл. историком рус. флота А. П. Соколовым). В 1743 после окончания эксп. служил на Балт. флоте. В честь Ч. названы также о-ва в Таймырской губе и в устье р. Пясины, п-ов в прол. Вилькицкого и ледокольный пароход.

"Челюскин"

"ЧЕЛЮ́СКИН" - пароход, построенный в Дании в 1933. Водоизмещ. 3600 т, мощность машины 2450 л. с. 10 авг. 1933 на "Ч." предпринята попытка за одну навигацию пройти по Сев. мор. пути из Мурманска во Владивосток. Раздавлен льдами и затонул 13 февр. 1934.

Предыдущая страница Следующая страница