Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Цадик

ЦА́ДИК (евр., букв. - праведник) - духовный лидер хасидской общины (см. Хасидизм). Учение о роли Ц. было развито одним из ранних лидеров хасидизма реббе Элимелехом из Лежайска (1717-86). Ц. - посредник между своими адептами-хасидами и Всевышним. Большинство хасидских толков отличалось друг от друга прежде всего личностью своих Ц. Хасиды верили в чудотворные способности своих Ц., считали их способными целить недужных, бесплодных женщин и т. п. Многие Ц. были незаурядными религ. мыслителями, авторами богословских соч. Предания о чудесах, сотворенных тем или иным Ц., были очень популярны в среде хасидов. Первые Ц. (кон. 18 в.) стали основателями династий, так как считалось, что их благодать передается по наследству. Обычно к имени Ц. и названию основанного этим Ц. хасидского толка прибавляют назв. того города или местечка, где была его резиденция, например брацлавский, любавичский, чернобыльский и т. п. хасидизм.

Царёв Мих. Ив

ЦАШВ Мих. Ив. (1903-87) - актер, нар. арт. СССР (1949), Герой соц. труда (1973). В 1920-23 учился в Школе рус. драмы (кл. Ю. М. Юрьева). С 1920 играл на сцене Большого драм. т-ра. В Школе Ц. получал роли Ипполита ("Ипполит" Еврипида), Аквиллы ("Калигула" А. Дюма), а на сцене БДТ играл Флориндо ("Слуга двух господ" К. Гольдони), Титания ("Юлий Цезарь" У. Шекспира), негра ("У жизни в лапах" К. Гамсуна). В 1923-24 Ц. - актер Василеостровского т-ра, в 1924-25 - Моск. т-ра Комедии (б. Корша), затем - в провинции. В 1931 поступает в труппу Госдрамы (б. Александринский т-р), играет Чацкого ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Фердинанда ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Цехового ("Страх"), Эрика ("Судьба). В 1933 уезжает в Москву в т-р им. Вс. Мейерхольда, где становится известным в роли Армана Дюваля ("Дама с камелиями" А. Дюма). После закрытия театра в 1937 поступает в Малый т-р, где проходит вся его зрелая творч. жизнь. Здесь он играет Чацкого и Фердинанда, Шарля Гранде ("Евгения Гранде" О. Бальзака), Уриэля Акосту (одноименная пьеса К. Гуцкова), Хиггинса ("Пигмалион" Б. Шоу), Незнамова ("Без вины виноватые"), Жадова ("Доходное место"), Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты" А. И. Островского). В 1950 Ц. становится дир., а в 1985 - худ. рук. Малого т-ра. Роли, определяющие его деят-ность в этот период, выбраны самим исполнителем: Федор Протасов ("Живой труп"), Ростанев ("Село Степанчиково"), Иванов, Арбенин, Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца"), Мастаков ("Старик"), Фамусов ("Горе от ума"), Король Лир.

Пед. деят-ность Ц началась еще в школе при ТИМе и продолжалась в уч-ще им. Щепкина с 1941. С 1962 Ц. - профессор. С 1964 по 1987 - пред. совета Всероссийского театр, об-ва. Гос. премии СССР (1947, 1969).

Царицыно

ЦАРИ́ЦЫНО - подмоск. императорская резиденция 18 в., оставшаяся недостроенной (с 1960 в черте Москвы). Создавалась на месте усадьбы Черная грязь, принадлежавшей в 17 в. Голицыным, а в 1712 пожалованной молд. господарю Д. Кантемиру (здесь прошло детство поэта А. Кантемира); от того времени сохранилась в перестроенном виде ц. Св. Троицы (1722). В 1775 усадьба куплена имп. Екатериной II, переименовавшей ее в Ц. и поручившей стр-во резиденции В. Баженову. Арх. ансамбль, созданный в 1775-85 по его проекту, - один из первых в рус. арх. образцов псевдоготики, единств, крупный ансамбль этого стиля. Сам автор называл стиль "мавритано-готическим". Царицынский ансамбль включает Большой и Малый дворцы, Оперный дом, Хлебный дом с Хлебными воротами, Фигурные ворота, Фигурный мост с двумя башнями, переброшенный над дорогой, кавалерские корпуса и др. сооружения, свободно расположенные на холмах в пейзажном парке между двумя запруженными речками и глубоким оврагом. Постройки, несмотря на причудливые декоративные детали (стрельчатые окна, ажурные карнизы, парапеты, арки, башенки-пинакли), имеют классич. ордерные пропорции. Их сложные планы - восьмигранник, наугольник и т. д., как и многие детали декора, выражают масонские идеалы Баженова. Баженов распланировал английский парк с гротами, пещерами, шалашами, скульптурами, с продуманным расположением дорожек.

Большой дворец, построенный в 1779-82, был разобран по распоряжению Екатерины II в 1786 (предположит, вследствие личной неприязни Екатерины II к Баженову как масону), и с 1787 строился новый по проекту М. Казакова, также в псевдоготич. стиле; остальные постройки Баженова сохранились. Казаковым в 1788 переделан также проект парка. Стр-во Ц. не было завершено, хотя в нач. 19 в. парк был дополнен декор. павильонами в стиле классицизма.

В сов. время Ц. было переименовано в Ленино. С 1980-х гг. началась комплексная реставрация значит. пострадавшего от вандализма ансамбля, с достройкой зданий и приспособлением их для полезных целей.

Царицыно. Большой дворец

Царицыно. Большой дворец

Царские Врата

ЦА́РСКИЕ ВРАТА́ - врата в центре иконостаса. Открываются во время литургии для выноса Св. Даров. Открытие Ц. В. означает "отверзтие Небесного царства". На Ц. В. обычно изображаются 2 сцены Благовещения и 4 евангелиста, иногда также Василий Великий и Иоанн Златоуст. Уникальны Ц. В. Петропавловского собора в С.-Петербурге, нак-рых изображены ротонда (символ Иерусалимского храма), увенчанная ключами ап. Петра, апостолы и Христос.

Царское Село

Статья большая, находится на отдельной странице.

Царскосельский лицей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Царь

ЦАРЬ - (в рус. источниках первонач. - цесарь, от лат. caesar - цезарь) - высш. титул монарха в ср.-век. Руси. В 14-15 вв. титулом Ц. обозначались императоры Византии, а также ханы Золотой Орды, Казанский и Крымский. Титул Ц. по ср.-век. представляениям означал полный суверенитет - независимость от к.-л. иностр. монарха. В 1477 этим титулом впервые был назван (неофиц.) Иван III (в грамоте от псковских властей). Офиц. титул Ц. был принят в 1547 Иваном IV. В 1721 Петр Великий принял титул "император", сохранив в своей полной титулатуре термин Ц. по отношению к составным частям империи ("Ц. Казанский" и т. д.).

"Царь Максимилиан"

"ЦАРЬ МАКСИМИЛИА́Н" - популярнейшая фольклорная пьеса. Действие происходит в условной земле ("Я не император русский, не король французский..."). Основу пьесы составляет конфликт царя с сыном Адольфом, к-рый "от наших кумирических (т. е. языческих) богов отступился" и верует в Иисуса Христа. Царь велит заточить сына, затем заковать в кандалы, морить голодом. Адольф остается непреклонным, и отец велит казнить его. Палач убивает и себя ("Его рублю и сам себя гублю"). Параллельно развивается др. линия: исполинский рыцарь грозит царю, требует "супротивника", царь вызывает Анику-воина, к-рый побеждает рыцаря. Драм. эпизоды перебиваются буффонадной сценой со Стариком-гробокопателем. В конце пьесы появляется Смерть, она не дает царю отсрочки и ударяет его косой по шее.

Речи и диалоги персонажей выдержаны в характерной для нар. драмы возвышенно-декламац. манере, с обилием стилизов. на торжеств, книжный манер выражений (преобладает стихотворная рифмованная форма): "Воинским жаром пылаю, под ваше царство подступаю..." В противовес этому речь гробокопателя подчеркнуто сни-("Присяду-ка я да отдохну, маленько табачку нюхну, а потом и до царя махну").

Иссл. усматривают в сюжете "Ц. М." отголоски ист. конфликта Петра I с сыном Алексеем.

Цветаев Ив. Вл

ЦВЕТА́ЕВ Ив. Вл. (1847-1913) - ученый, деятель культуры. Отец Марины Цветаевой. Филолог, иск-вед: специалист в обл. антич. истории, рим. словесности, заруб. и отеч. изобр. иск-ва. Окончил Петерб. ун-т (1865-70). Автор исследований в обл. классич. филологии, иск-ва, обществ. жизни древнего мира ("Из жизни высших школ Римской империи". М., 1902). Был проф. Варшавского, Киевского, Моск. ун-тов, в последнем с 1889 заведовал каф. теории и истории изящных иск-в. Действ. чл. Имп. АХ (1903), чл.-корр. АН (1904). С 1883 хранитель Румянцевского музея, в 1900-10 его директор. Инициатор, создатель и первый дир. (1911-13) Музея изящных иск-в им. Александра III при Моск. ун-те (ныне Гос. музей изобразит. иск-в им. Пушкина). С 1894 Ц. начал собирать средства на создание этого музея (вклады М. Морозова, Ю. Нечаева-Мальцова и др.). Будучи педагогом, Ц. задумал музей как учебное пособие для студентов, положив в его основу музей слепков (подобно тому, как в 18 в. создавался музей АХ).

Соч.: Путешествия по Италии в 1874 и 1880 гг. М., 1883.

Лит.: История создания музея в переписке профессора И. В. Цветаева с архитектором Р. И. Клейном и других документах (1896-1912): В 2 т. М., 1977; Каган Ю. М. И. В. Цветаев: Жизнь. Деятельность. Личность. М., 1987.

Цветаева Анаст. Ив

ЦВЕТА́ЕВА Анаст. Ив. (1894-1993) - исательница, дочь И. В. Цветаева, младшая сестра М. И. Цветаевой. Получила домашнее образование, вместе с сестрой посещала муз. уч-ще Зограф-Плаксиной в Москве. В сов. время 17 лет (1937-54) провела в лагерях и ссылке. Осн. тема творчества Ц. - обстановка, в к-рой жили и формировались она и ее старшая сестра ("Королевские размышления", 1914; "Дым, дыми дым", 1916; "Воспоминания", 1971). Повесть Ц. "Московский звонарь" (1927-76) посвящена композитору и колокольному мастеру К. К. Сараджеву. О своей жизни в годы репрессий Ц. рассказала в кн. "Старость и молодость" (1967) и "Моя Сибирь" (1976). Автор ром. "Amor" (1988) и кн. рассказов о животных для детей "Непостижимые" (1992). Занималась пер., гл. обр. франц. писателей (А. Франс и др.) Последние годы жизни Ц. прошли в постоянных заботах об увековечении памяти М. И. Цветаевой.

Цветаева Марина Ив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветков Ив. Евменьевич

ЦВЕТКО́В Ив. Евменьевич (1845-1917) - коллекционер, пред. Моск. об-ва любителей художеств (1903-04), действ, чл. АХ (1903), чл. Совета Третьяковской галереи (1899-1905). Создатель галереи рус. иск-ва в Москве. В состав собр. Ц. входили картины А. Венецианова, В. Перова, Н. Ярошенко и др. Особую ценность галереи составляла коллекция рис. и акварелей К. Брюллова, П. Соколова, И. Репина, В. Поленова, В. Маяковского, В. Васнецова и мн. др. В разное время качество коллекции Ц. и сама его личность оценивались неоднозначно в связи с наличием в собр. фальшивок или второстеп. вещей и сложным характером его владельца. Первым хранителем Цветковской галереи был А. В. Бакушинский (с 1917). Существовала галерея до 1926, после ее расформирования произв. были переданы в Третьяковскую галерею и ряд провинц. музеев.

Лит.: Ненарокомова И. И. Е. Цветков и его галерея // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 2.

Цедилка

ЦЕДИ́ЛКА - ситечко для процеживания молока. В представлениях народа Ц. является атрибутом ведьм, отнимающих молоко у коров, или символизирует саму ведьму, ее нутро. Если корова начинала доиться кровью, прибегали к обряду кипячения Ц. Ее кипятили, чтобы узнать ведьму и причинить ей боль. Варили Ц. обязательно в новом горшке, усаживая ее булавками. Верили, что от кипячения Ц. у ведьмы варится, горит сердце и она придет что-нибудь одолжить. Когда ей откажут, она в страшных муках сознается в своем грехе. В нек-рых районах Ц. кипятили в ночь на Ивана Купала. Считали, что в эту ночь ведьмы, возвратившись с шабаша на Лысой горе, отбирали у коров молоко. Часто Ц. кипятили в освященной воде на огне из осиновых поленьев.

Цезура

ЦЕЗУ́РА (от лат. caesura - рассечение) - постоянный словораздел в стихе. Обычно располагается в серединной ч. стиха и делит его на два полустишия. При наличии Ц. размер называется цезурным. Являясь ритмич. опорой для слуха, Ц. обычно употребляется в длинных размерах (6- и более стопных). В силлабо-тонич. системе стихосложения Ц., как правило, совпадает с границей стоп. В 5-стопномямбе, употреблявшемся в 18 - нач. 19 в. преимущ. в цезурном варианте, Ц. стояла на 2-й стопе (после 4-го слога): Безумных лет / угасшее веселье // Мне тяжело, / как смутное похмелье, А. С. Пушкин; в классич. 6-стопном ямбе - на 3-й стопе (после 6-го слога): Надменный пременщик, / и подлый, и коварный, // Монарха хитрый льстец / и друг неблагодарный, К. Ф. Рылеев; в 6-стопном хорее - на 3-й стопе: Перед воеводой / молча он стоит; // Голову потупил, / сумрачно глядит, И. С. Тургенев; в 4-стопном амфибрахии - обычно на 2-й стопе: Кто скачет, кто мчится / под хладною мглой? // Ездок запоздалый, / с ним сын молодой, В. А. Жуковский. Цезурные размеры звучат более ритмично, чем бесцезурные. Ц. ощутима только в ряду стихов, где постоянный словораздел создает ритмич. ожидание внутристиховой паузы. Отмечая интонац. паузой границы полустиший, Ц. приобретает черты сходства со стихоразделом (паузой, отмечающей границы стихов), поэтому предцезурное сильное место становится обязательно-ударным; предцезурная стопа может получить наращение, т. е. добавочные безударные слоги (в один слог: Я вольный ветер, / я вечно вею, // Волную волны, / лаская ивы, К. Д. Бальмонт; в 2 слога: В шумном платье муаровом, / в шумном платье муаровом // По аллее олуненной / Вы проходите марево, И. Северянин); или усечение, т. е. опущение безударных слогов (В этих раскидистых кленах / мы наживемся все лето, // В этой сиреневой даче / мы разузорим уют, И. Северянин); цезурное окончание м. б. отмечено внутр. рифмой: Три у Будрыса сына, / как и он, три литвина, А. С. Пушкин. Как и всякий словораздел, Ц. в завис. от позиции последнего ударного слога определяется как муж., жен., или дактилич. Иногда Ц. бывает сдвинута на один слог в 2-сложных размерах и на один или два слога в 3-сложных (Не поправить дня / усильями светилен, // Не поднять теням / крещенских покрывал, Б. Пастернак) или ослаблена в нек-рых стихах, иногда цезурные и бесцезурные стихи могут чередоваться (исключение здесь составляет 6-стопный хорей, употреблявшийся в рус. поэзии в двух несмешиваемых разновидностях). В сверхдлинных стихах могут вводиться два или даже три Ц. (Близ медлительного Нила, / там, где озеро Мерида, / в царстве пламенного Ра. // Ты давно меня любила, / как Озириса Изида, / друг, царица и сестра!, В. Я. Брюсов).

Целиковская Люд. Вас.

ЦЕЛИКО́ВСКАЯ Люд. Вас. (1919-92) - актриса, одна из звезд сов. кино 1930-50-х гг., нар. арт. России (1963). Окончила Театр. уч-ще им. Щукина в 1941, с того же года - актриса Т-ра им. Вахтангова. Еще студенткой дебютировала в ф. "Молодые капитаны" (1939).

Известность и популярность принесло Ц. исполнение муз., лирич. и лирико-комедийных ролей (Сима Воронова - "Антон Иванович сердится", 1941; Шура - "Сердца четырех", 1945; Люба Карасева - "Близнецы", 1945; Тоня Калмыкова - "Беспокойное хозяйство", 1946). Ее героини покоряли зрителей душевной тонкостью, милой наивностью, музыкальностью. В то же время актриса успешно выступала и в драм. ролях, осваивая иное жанрово-психол. пространство. Сдержанно и психол. убедительно раскрыла она новые для нее характеры: царица Анастасия ("Иван Грозный", 1945), Гурмыжская ("Лес", 1986). Особенной глубиной, тонкостью отличалась ее трактовка образа Ольги Ивановны в ф. по пов. Чехова ("Попрыгунья", 1955).

Среди др. ролей: "Воздушный извозчик" (Наташа Куликова, 1943), "Повесть о настоящем человеке" (Зиночка, 1948), "Мы с вами где-то встречались" (Левкоева, 1959). Ц. снималась и в неск. т/ф ("Однокашники", 1978; "Невероятное пари", 1984).

Лит.: Симанович Г р. Людмила Целиковская. М., 1989.

Л. В. Целиковская. Ленинград. 1950-е гг.

Л. В. Целиковская. Ленинград. 1950-е гг.

Целков Олег Ник

ЦЕЛКО́В Олег Ник. (род. 1934) - живописец, театр. худ-к, в 1960-70-х гг. - предст. неформального иск-ва. Создает произведения драм., гротеск. характера (портреты, жанровые сцены), смысловое содержание к-рых неоднозначно. Формы изображений укрупнены, кажутся надутыми, погружены в особое эмоц.-напряж. пространство. Произв.: "Групповой портрет с медалью" (1969); "Женщина с цветами" (1977); "Перевязанное лицо" (1979) и др. С 1977 живет во Франции.

Лит.: Транзит: Рус. искусство между Востоком и Западом: Каталог выст. Нью-Йорк, 1980.

Целковый

ЦЕЛКО́ВЫЙ - серебр. монета достоинством (номиналом) в 1 руб. Термин, вероятно, происходит от сл."целовальник". Появился в разговорной речи в сер. 18 в., когда в России имели хождение метал, монеты (серебр. и зол.) и ассигнации (бум. деньги), курсы к-рых не совпадали.

Целовальник

ЦЕЛОВА́ЛЬНИК - должностное лицо в России кон. 15 - нач. 18 в., в обязанности к-рого входил сбор податей и исполнение ряда суд.-полиц. обязанностей. Ц. избирался из числа посадских, черносошных и дворцовых крестьян сроком на один год. Назв. происходит от присяги - "крестного целования", - к-рая давалась при вступлении в должность. Первое упоминание о Ц. встречается в Судебнике 1497 как о лице, участвовавшем в суде наместников и волостелей.

Наиб. полного развития ин-т Ц. достиг в 30-50-е гг. 16 в. в результате Губной и Земской реформ Ивана IV, направленных на укрепление местных ин-тов. Ц., являясь помощниками земских и губных старост, таможенных и кабацких голов, занимались сбором косв. налогов и заведованием гос. промыслами и др. предприятиями на основе т. н. откупа. Их обязанностью было осуществление суд.-полиц. надзора за населением. Чаще всего служба Ц. была безвозмездной. В нек-рых случаях ему оказывалась "подмога" со стороны местного нас. или разрешалось пользоваться нек-рыми пошлинами. В качестве поощрения Ц. могли освободить от податей или предоставить отсрочку отвечать по суду. В 1-й пол. 18 в. в результате ликвидации губных учреждений (1702) и тамож. обложения (1754) ин-т Ц. как выборных должностных лиц постепенно прекращает свое существование. Употребление термина "Ц." в 1-й пол. 19-20 в. - это сохранившееся в силу традиции назв. винных откупщиков, а также продавцов вина в казенных питейных заведениях.

Цензура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Центральный государственный архив военно-морского флота

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ВОЕ́ННО-МОРСКО́ГО ФЛО́ТА - См. Российский государственный архив Военно-Морского Флота.

Центральный государственный архив древних актов

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ДРЕ́ВНИХ А́КТОВ (ЦГАДА) - См. Российский государственный архив древних актов.

Центральный государственный архив литературы и искусства

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ЛИТЕРАТУ́РЫ И ИСКУ́ССТВА (ЦГАЛИ) - См. Российский государственный архив литературы и искусства.

Центральный государственный архив народного хозяйства

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В НАРО́ДНОГО ХОЗЯ́ЙСТВА - См. Российский государственный архив экономики.

Центральный государственный архив октябрьской революции

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ОКТЯ́БРЬСКОЙ РЕВОЛЮ́ЦИИ - См. Государственный архив Российской Федерации.

Центральный государственный архив Советской армии

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В СОВЕ́ТСКОЙ А́РМИИ (ЦГАСА) - См. Российский государственный военный архив.

Центральный государственный военно-исторический архив

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ ВОЕ́ННО-ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ АРХИ́В (ЦГВИА) - См. Российский государственный военно-исторический архив.

Центральный государственный исторический архив

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ АРХИ́В (ЦГИА) - См. Российский государственный исторический архив.

Центризм

ЦЕНТРИ́ЗМ - 1) В сов. историографии это понятие обозначало течение в междунар. соц.-демократии, сложившееся в нач. 20 в. и занимавшее промежуточное положение между прав. реформистским направлением и радикальными лев. группами. Традиц. отношение в лит-ре к Ц. крайне негативно и базируется на т. зр. В. И. Ленина, считавшего Ц. наиболее опасной и вредной разновидностью оппортунизма. Лидером Ц. являлся рук. 2-го Интернационала К. Каутский, ортодоксальный марксист, но отказавшийся порвать с реформистами, как того требовали крайне левые (В. И. Ленин, К. Либкнехт). На Парижском конгрессе 2-го Интернационала (1900) центристы поддержали решение по осуждению действий А. Мильерана и его сторонников, начавших сотрудничество с бурж. пр-вом Франции. Перед 1-й мир. войной мн. центристы выступили в поддержку своих пр-в, однако центрист. течение, отвергавшее как оборончество, так и ленинское пораженчество, продолжало существовать, выступая под пацифистскими лозунгами. В России наиб. яркими представителями Ц. были Л. Мартов, Л. Троцкий, Н. Чхеидзе. После войны центристы образовали 2 1/2 -й (Венский) Интернационал, к-рый в 1923 слился со 2-м Интернационалом, что отражало эволюцию Ц. к признанию реформизма и растущую пропасть между коммунистами и соц.-демократией.

2) В пр-вах и полит. партиях Ц. - направление, действующее между лев. и прав. флангами полит. спектра.

Церетели Григ. Филим

ЦЕРЕТЕ́ЛИ Григ. Филим. (1870-1938?) - филолог-классик, византинист, один из основоположников папирологии. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1893). Уже магист. дисс. "Сокращения в греческих рукописях преимущественно по датированным рукописям СПб. и Москвы" (1896) выдвинула Ц. в ряд крупнейших специалистов палеографии. Как папиролог получил подготовку в Германии (1897-1902), где издал 2 т. документ. папирусов берлинского собрания (1900, 1904). Интерес к греч. комедии выразился в иссл. и публ. папирусных фрагментов Менандра (1908-14) и в его докт. дисс. "Новые комедии Менандра" (1914). Руководя в 1914-20 каф. клас. филол. в Петерб. ун-те, Ц. создал рос. школу греч. папирологии; совм. с учениками выпустил образцовое изд. документ. и лит. папирусов из собр. России и Грузии (1925-27). Из изданий пр. текстов особенно важны "Житие Св. Арсения Великого" (1899) и "Сочинения Иоанна Итала" (1924-26), из пер. - "Комедии" Менандра (1936), "Мимиамбы Герода" (1929), ""Аргонавтика" Аполлония Родосского" (1964). Чл.-кор. Рос. АН (1917). С 1920 возглавлял каф. классич. филол. Тбил. ун-та. Подвергался арестам в 1918, 1931 и 1938, погиб в заключении.

Лит.: Каухчишвили С. Г. Григорий Филимонович Церетели. Тбилиси, 1969; Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1987. С. 52-59; Становление Г. Ф. Церетели как папиролога // Мацне. Тбилиси, 1988. № 3. С. 96-104.

Церетели Зураб Конст.

ЦЕРЕТЕ́ЛИ Зураб Конст. (род. 1934) - художник и скульптор. Окончил Тбилисскую АХ (1958). Создал монумент.-декор. оформление курорта Пицунда (1967), оформлял Ленинский мемориал в Ульяновске (1969), курорт ВЦСПС в Адлере (1973), дом Посольства СССР в Бразилии (1974), комплекс гостиниц "Измайлово" в Москве (1976-80). В 1983 создал монумент "Дружба народов" в Москве в виде колоссальной колонны сложной конфигурации, обильно покрытой рельефами и увенчанной грандиозным венком - грандиозный парафраз древнеримской колонны Траяна. Позднее прославился скульптурами Петра Великого в Москве и др., с максимальной полнотою воплотив новый рус. монумент. стиль кон. 20 в. Под рук-вом Ц. выполнены также оригинальные, не копирующие академические прототипы 19 в., скульптуры воссозданного храма Христа Спасителя. Известен также как живописец и график. Лауреат Ленин. премии (1976), нар. худ. СССР (1980). През. АХ.

Церетели Ираклий Георг

ЦЕРЕТЕ́ЛИ Ираклий Георг. (1881-1959) - полит. деятель, один из лидеров партии меньшевиков. Род. в двор. семье, игравшей важную роль в полит. и культ. жизни Грузии. Учился в г-зии в Тифлисе, затем в Моск. ун-те. За активное участие в студенч. движении был сослан в Сибирь, где стал соц.-демократом. В 1906 избран деп. во 2-ю Гос. думу (с.-д. фракция). В 1907 арестован вместе с с.-д. фракцией и сослан на каторгу в Сибирь. После Февр. рев-ции Ц. возвращается в Петроград, где становится одним из лидеров Петрогр. Совета, зам. пред. ВЦИК Советов. Один из идеологов "революционного оборончества" и сохранения коалиции с буржуазией, министр почт и телеграфов первого Врем. пр-ва. В дни Окт. рев-ции возглавил антибольшевистский блок в Учредит. собр., а после его роспуска вернулся в Грузию. С 1921 Ц. жил за границей, где представлял груз. соц.-демократов во 2-м Интернационале. Разойдясь в полит. линии с др. лидерами меньшивизма, Ц. с кон. 20-х гг. отошел от полит. деят-ности. До 1948 жил в Париже, затем в Нью-Йорке. Его "Воспоминания о Февральской революции", опубл. после его смерти, получили широкую известность.

И. Г. Церетели

И. Г. Церетели

Церковно-приходские школы

ЦЕРКО́ВНО-ПРИХОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ - нач. школы при церк. приходах. Появились после шк. реформы 1804, находились в ведении Синода. Ранее - приходские уч-ща. В 1884 изданы "Правила о церковно-приходских школах", по к-рым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с нач. 20 в. - 3-годичные) Ц.-П. Ш. В одноклассных изучали закон Божий, церк. пение, письмо, арифметику, чтение церк. и гражд. печати. В двуклассных школах кроме этого изучалась история. Обучение осуществляли священники, дьяконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преим. церк.-учит, школы и епархиальные уч-ща. Упразднены в 1917.

Церковно-славянский язык

ЦЕРКО́ВНО-СЛАВЯ́НСКИЙ ЯЗЫ́К - яз. богослужения гл. обр. у православных славян (русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, македонцев). Ц. Я. - это естественное продолжение старослав. яз. (к-рый в этом смысле также м. б. назван Ц. Я. или, точнее, древнецерковно-славянским) на различных слав. терр. Этот термин подчеркивает сужение - в условиях формирования нац. лит. яз. - функций старослав. яз., к-рый первоначально был не только богослужебным, но и письм.-лит. яз. Яз. письм. пам. православных славян 12-17 вв., связанных с кирилло-мефодиевской традицией, также принято называть церковно-славянским. В связи с этим Ц. Я., принятый в совр. богослужении и церк. кн., называют новоцерковно-славянским, орфогр. и морфол. нормы к-рого сформировались к 18 в. Кроме новоцерковно-славянского яз., принятого в православном богослужении (в России - синодальный Ц. Я.), существуют также новоцерковно-славянские яз., употребляющиеся в католическом богослужении у хорватов и чехов.

Лит.: Преображенский А. И. Краткая грамматика церковно-славянского языка. М.; Пг., 1916; Алипий (Германович). Грамматика церковно-славянского языка. М., 1991; Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковно-славянский язык. М., 1996; Свирелин А.. Церковнославянский словарь: Для толкования чтения Св. Евангелия, Часослова, Псалтыри, Октоиха (учебных) и др. Богослужебных книг. 7-е изд. М., 1916.

Церковнослужитель

ЦЕРКОВНОСЛУЖИ́ТЕЛЬ - причетник, представитель одной из низших степеней клира, не имеющий свящ. сана, но получивший хиротесию (руковозложение), т. е. посвященный на служение в церкви. Ц. выполняют обязанности иподьяконов, чтецов, певцов и парамонарей (пономарей). В наст. время иподьяконы участвуют только при архиерейском служении. В прошлом к Ц. в рус. правосл. церкви относились дьячки, пономари и псаломщики, различие между к-рыми к наст. времени исчезло. Они готовят все необходимое для богослужения, зажигают свечи, читают и поют во время службы, сопровождают священника, когда он посещает верующих для совершения треб, наблюдают за сохранностью церк. имущества, поддерживают чистоту и порядок в храме, созывают прихожан в храм колокольным звоном. Псаломщик на время богослужения должен надевать стихарь, если он в него посвящен.

Церковно-учительские школы

ЦЕРКО́ВНО-УЧИ́ТЕЛЬСКИЕ ШКО́ЛЫ - 3-годичные педагогич. уч. заведения (муж. и жен.) по подготовке учителей для церк.-прих. школ. Начали действовать со 2-й пол. 19 в., находились в ведении Синода. Изучались закон Божий, церк.-слав. яз., рус. яз., лит-ра, церк. ист., арифметика с основами геометрии и землемерия, черчение, география, педагогика, церк. пение и музыка. С кон. 19 в. в Ц.-У. Ш. принимали окончивших второклассные учит, школы. Упразднены в 1917.

"Церковные ведомости"

"ЦЕРКО́ВНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ" - еженед. ж., издававшийся при Св. Синоде (1888-1918). Объем выпуска - до 3-х печ. л. Осн. целью изд. было максимально быстрое и полное ознакомление всех подведомственных Св. Синоду лиц и учреждений с текущими постановлениями и законоположениями. Для быстроты рассылка "Ц. В." производилась строго централизованно. Подписка на "Ц. В." была повсеместной и обязат. для всех подведомств. Св. Синоду учреждений. Кроме офиц. части в "Ц. В." имелась и неофиц. ("прибавления"), где печатались мат-лы по следующим разд.: слова, речи, беседы и поучения высш. иерархов; церк. история и археология; братства и об-ва, духовно-просветит. учреждения; монастыри, общины и храмы; раскол, сектантство и мессионер. дело; правосл. церковь вне пределов России. Время от времени публиковались библ. обзоры, а также рекомендации о пригодности той или иной кн. для церк. или шк. б-ки и т. п. После прекращения изд. "Ц. В." в сов. России их выпуск был продолжен на Юге России, а затем - в эмиграции Рус. заруб. церковью.

"Церковный вестник"

"ЦЕРКО́ВНЫЙ ВЕ́СТНИК" - офиц орган Св. Синода и состоящих при нем центр. учреждений. Издавался при С. -Петерб. духовной академии (1875-1916). "Ц. В." был основан указом Св. Синода в ответ на просьбу ред. "Христианского чтения" образовать в своем ж. офиц. отд. Во исполнение указа "Христ. чтение" было разделено на еженед. и ежемес. вып., причем первому изд. было присвоено назв. "Ц. В." как более подобающее офиц. органу Св. Синода, а "Христ. чтение" сделалось его приложением. "Ц. В." публиковал указы и пост. Св. Синода, распоряжения состоящих при нем центр. учреждений. Кроме того, издавал особо важные распоряжения епарх. преосвященных, заимствованные из епарх. ведомостей, а также новые гос. постановления и распоряжения гражд. пр-ва, имеющие особую важность или отношение к церк. вопросам. При "Ц. В." была и неофиц. часть, где печатались мат-лы, касающиеся совр. состояния церкви в России и за рубежом, а также велась летопись церк. жизни (часто по мат-лам др. изд.).

Церковь

ЦЕ́РКОВЬ - 1) Орг-ция духовенства и верующих христ. религии (по отношению к др. религиям используется крайне редко). Осн. признаками Ц. являются иерархич. структура духовенства, его эмансипация от мирян, наличие общей догматич. системы верования, канонич. лит-ры, централизов. структуры управления. В 1 в. н. э. гл. фигурами в христ. Ц были апостолы, однако со 2 в. н. э. идет установление епископальной Ц. Формирование единой церк. орг-ции происходит после Никейского собора (325). С 5-6 вв. выделяются монофизитские церкви (коптская, армянская и др.). В 1054 оформляется разделение Ц. на римско-католич. и греко-правое л. После Реформации выделяются неск. ветвей протестантской Ц. (лютеранство, кальвинизм). Имеются и др. орг-ции Ц. (униаты, баптисты и др.). Как правило, должностные лица Ц. избираются или назначаются самой Ц. (католицизм, православие и др.), однако в нек-рых Ц. (кальвинистская) дух. лица выбираются мирянами. Наиб. жесткой централизацией отличаются католич. и правосл. Ц., менее централизованны протестант. Ц. Низовым звеном Ц. являются приходы, возгл. священниками или пасторами; гр. приходов (обычно по обл. принципу) объединяется в епархии во гл. с епископами. В католич. и англиканской Ц. имеются более крупные объединения - архиепископства. Более дифференцированны верх. структуры Ц. В нек-рых из них (протестантские, баптистские и др.) жестко централизов. руководство отсутствует, а функции руков. органов выполняют разного рода синоды, союзы и т. п., предоставляющие низовым звеньям большую независимость. Во гл. нек-рых правосл. Ц., в т. ч. рус. правосл., стоят патриархи, каждая из них независима от др. и самоуправляема (автокефальна). В католич. Ц. главой является папа, между ним и епископами - кардиналы. Особым является положение в англиканской Ц, глава к-рой - король (королева) Великобритании.

2) Культовое сооружение для выполнения христ. обрядов и молитв, а также собраний верующих христиан. Как правило, основными эл-ми Ц. являются алтарная часть и помещения для молящихся.

Цесаревич

ЦЕСАРЕ́ВИЧ - офиц. титул старшего сына императора, наследника рос. престола на основании "Учреждения об императорской фамилии", обнародованного Павлом I вместе с актом о престолонаследии 5 апр. 1797. По закону титул Ц. всегда был соединен "с тою особою, к-рая действительно в то время наследником престола назначена" и принадлежал "одному объявленному всенародно наследнику престола". Первым Ц. стал вел. кн. Александр Павлович. В 1799 имп. Павел I даровал тот же титул второму сыну, вел. кн. Константину Павловичу - "во мзду и вящее отличие" за его храбрость и примерное мужество на войне. Это был единств, случай присвоения титула Ц. не наследнику. О даровании титула Ц. сообщалось одноврем. с обнародованием манифеста о восшествии на престол нового императора. В полном титуле наследника слово Ц. занимало второе место (наследник Ц.). Жена Ц. именовалась "цесаревной". Иногда в неофиц. тексте употребляли термин "Ц.", чтобы показать, что вел. князь или княжна - дети императора.

"Цех поэтов"

"ЦЕХ ПОЭ́ТОВ" - лит. об-во, основанное в 1911 Н. С. Гумилевым и О. М. Городецким. В "Ц. П." вошли молодые поэты постсимволистского поколения: А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич, Г. В. Иванов, Г. В. Адамович, М. Л. Лозинский и др. Состав "Ц. П." не был постоянным. Заседания были построены по образцу ср. век. ремесленного цеха; их вели "синдики" (Н. С. Гумилев или О. М. Городецкий), орг-цией ведал "стряпчий" (Д. В. Кузьмин-Караваев), прочие участники считались "подмастерьями". На заседаниях устраивались чтения стихов с последующим их критич. разбором, в к-ром обязаны были принять участие все чл. "Ц. П.", проходили эстетич. дискуссии. Единой эстетич. программы "Ц. П." не имел. Основатели "Ц. П." отрицали мистич. сущность худож. творчества. В "Ц. П." родился и теоретически оформился акмеизм, хотя собственно акмеистами были лишь 6 чл. "Ц. П.". В своем первонач. составе "Ц. П." просуществовал до 1914, затем перестал собираться. В 1916 неудачную попытку возродить "Ц. П." предприняли Г. В. Иванов и Г. В. Адамович, однако удалось провести лишь два заседания. Зимой 1920/21 стараниями Н. С. Гумилева "Ц. П." возник в третий раз. Состав его был обновлен (не участвовали А. А. Ахматова, О. М. Городецкий, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич; вошли И. В. Одоевцева, Н. А. Оцуп, О. Е. Нельдихен и др.). Душой "Ц. П." был Н. С. Гумилев - единств. руководитель "Ц. П." и непререкаемый авторитет для его участников. "Ц. П." существовал до 1923. При нем действовало изд-во, где были выпущены поэтич. сб. его чл., в т. ч. "Камень" О. Э. Мандельштама и "Четки"

А. А. Ахматовой. В 1921 был издан альм. "Дракон", ав 1922 - альм. "Цех поэтов". В 1920-е гг. Гумилев и Городецкий создали отделения "Ц. П." в Бежецке, Тифлисе, Москве.

«Цех поэтов». Н. С. Гумилев

«Цех поэтов». Н. С. Гумилев

Цехин

ЦЕХИ́Н (итал. zecchino, от zecca - монетный двор) - зол. монета весом 3,4 г, чеканка к-рой началась в 1284 в Венеции. Со временем венецианские Ц. стали называться дукатами. С сер. 16 в. золотые монеты с таким весом выпускались в ряде европ. гос-в под названием дукатов и флоринов. Обращались Ц. гл. обр. в Италии, на Бл. Востоке и в Сев. Африке. Клады Ц. найдены на терр. Украины, Белорусии и др. зап. областей страны. В 1768-1869 в России чеканились зол. монеты - подражания нидерландским дукатам.

Цинциус Вера Ив

ЦИ́НЦИУС Вера Ив. (1903-83) - лингвист, фольклорист, этнограф, д-р филол. наук, проф. (1945). В 1927 окончила этнограф, отд. геогр. ф-та ЛГУ. Преподавала в Ин-те нар. Севера (1927-41), в ЛГУ (1930-53), в ЛГПИ им. Герцена (1953-62). Крупнейший специалист в обл. тунгусо-маньчжуристики и алтаистики, автор уч. пособий и словарей. Под ее рук-вом был подготовлен фундам. тр.: "Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков" (1975-77. Т. 1-2). Ею предложена новая система лингв. классификации тунгусо-маньчжурских яз. 21 мая 1937 Ц. была арестована по фальсифицир. обвинению в принадлежности к "шпионской контррев. орг-ции", до 1939 отбывала срок заключения в Сиблаге.

Соч.: Сравнительные таблицы по морфологии тунгусо-маньчжурских языков. Л., 1936; Очерк грамматики эвенского (ламутского) языка. Л., 1947; Проблемы сравнительной грамматики тунгусо-маньчжурских языков // Изв. Отд-ния лит. и яз. АН СССР. 1948. Т. 7, вып. 6. С. 518-529; Сравнительная фонетика тунгусо-маньчжурских языков. Л., 1949; Русско-эвенский словарь. М., 1952 (совм. с Л. Д. Ришес); Эвенско-русский словарь. Л., 1957; К этимологии алтайских терминов родства // Очерки сравнительной лексикологии алтайских языков. Л., 1972. С. 15-70; Обрядовый фольклор негидальцев, связанный с промыслом // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 34-41.

Циолковский Конст. Эд

ЦИОЛКО́ВСКИЙ Конст. Эд. (1857-1935) - ученый, один из основателей совр. космонавтики; мыслитель, разработавший своеобразную "космическую философию". Род. в с. Ижевское Рязанск. губ. В детстве почти полностью потерял слух, с 14 лет занимался самообразованием. Сдав экстерном экзамен на звание учителя, с 1880 по 1920 преподавал физику и математику в школах, с 1892 - в Калуге. Параллельно занимался науч.-иссл. деят-ностью, прежде всего в обл. ракетодинамики и астронавтики, став к кон. 1920-х гг. всемирно признанным авторитетом и лидером этих новейших науч. направлений. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных путешествий, разработал нек-рые ключевые инж. решения конструкции ракет и реактивных двигателей. "Космическая философия" Ц. сформировалась под влиянием теософии и оккультизма, сочетав в себе также эл-ты различных течений зап. и др. вост. философии. Ее краеугольным камнем является принцип атомистического панпсихизма: Ц. признает существование во Вселенной вечных, неуничтожимых "атомов" - эл-тов одновременно матер. и психич., временные комбинации к-рых образуют все жизненные формы в Космосе (явная аналогия учению о "дхармах" - неуничтожимых психич. эл-тах, сочетанием к-рых образуется эфемерная индивид. психика, - в буддизме). Ц. признавал также существование "первопричины" Вселенной, к-рую он наделял свойствами, обычно рассматриваемыми как атрибуты Бога. Концепции Ц. был присущ антропокосмизм, т. е. идея единства человека и Космоса, их взаимовлияния, сказывающегося, в частности, в том, что судьба человека зависит от судьбы Вселенной, а судьба Вселенной от преобразовательной деят-ности человечества и др. космич. цивилизаций. В процессе освоения Космоса человечество вынуждено будет регулировать собств. эволюцию, к-рая завершится полной биохимической перестройкой и превращением обитателей Земли в разумные "животно-растения", непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Идеи Ц. легли в основу т. н. русского космизма.

Соч.: Грезы о Земле и небе. Калуга, 1895; Горе и гений. Калуга, 1916; Будущее Земли и человечество. Калуга, 1928; Общественная организация человечества. Калуга, 1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга, 1928; Ум и страсти. Калуга, 1928; Растение будущего. Животное Космоса. Самозарождение. Калуга, 1929; Научная этика. Калуга, 1930; Собрание сочинений. Тт. 1-4. М., 1951-1964; Очерки о Вселенной. М., 1992.

К. Э. Циолковский

К. Э. Циолковский

Цирк

ЦИРК (от лат. circus - круг) - 1) Вид иск-ва, к-рый включает в себя жанры конной езды, клоунады, пантомимы, акробатики, эквилибристики, гимнастики, дрессировки животных, музыкальной эксцентрики, иллюзионизма. В России в 17-18 вв. цирк. представления давались на нар. гуляниях. Первый в России полустационарный Ц. был создан в 1764 в Москве Бейтсом. В нач. 19 в. в России гастролировали иностр. цирк. труппы. Нек-рые антрепренеры (Ж. Турниер, А. Гверра, Ж. Лежар, П. Кюзан и др.) строили для своих выступлений стационарные здания. К сер. 19 в. Ц. были созданы во мн. городах России, крупнейшие из них Ц. Чинизелли в Петербурге на Фонтанке (осн. в 1877), Ц. А. Саламонского в Москве (осн. 1880, ныне Моск. Ц. на Цветном бульваре), Ц. бр. Никитиных и Труцци - в провинц. городах и в Москве.

В рус. Ц. особое развитие получила сатирич. клоунада. Популярностью пользовались клоуны-сатирики А. Л. и В. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский с партнерами), В. Е. Лазаренко. Известность получили наездники Н. Сычев, В. Соболевский, акробаты Сосины, Федосеевские, жонглеры Пащенко, велосипедисты Польди и др.

После 1917 Ц. входит в число наиб. поощряемых властью видов иск-ва, во всех крупных городах были построены цирк. здания, начала действовать система передвижных Ц.-шапито.

В сов. Ц. ставились тематич. представления, объединенные сквозным сюжетом. Над созданием цирк. программ работали писатели и поэты В. В. Маяковский, А. М. Арго, Н. А. Адуев, В. Е. Ардов, Н. Р. Эрдман, В. С. Поляков; композиторы А. И. Хачатурян, И. О. Дунаевский, М. С. Вайнберг; художники К. Ф. Юон, В. Ф. Рындин, Н. П. Акимов, В. М. Ходасевич, Т. Г. Бруни; режиссеры В. Э. Мейерхольд, Н. М. Горчаков, Н. В. Петров, С. Э. Радлов, А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, М. С. Местечкин и мн. др.

Сов. клоунада продолжала традиции жанра (Дуровы, М. Н. Румянцев - Карандаш, Б. П. Вяткин, К. А. Берман, О. К. Попов, Ю. В. Никулин, Л. Г. Енгибаров и др.). Возникла школа дрессировки животных (В. Ж. Труцци, Б. А. Эдер, Н. П. Гладильщиков, И. Н. Бугримова, В. И. Филатов и др.). Успешно работали артисты физкультурно-акробатических жанров (акробаты Довейко, Маслюковы, Сосины, Беляковы, Кадыр-Гулям; гимнасты Волгины, Платоновы, П. С. Чернега и С. А. Разумов, сестры Кох), большой популярностью пользовались иллюзионисты (Кио, Сокол и др.).

В сов. Ц. использовались традиции иск-ва народов СССР (дагестанские канатоходцы Цовкра, тувинские жонглеры Оскал-Оол, наездники Кантемировы и мн. др.).

Артисты рос. Ц. пользуются большим международным признанием. В нас. время мн. номера рос. артистов включены в программы заруб. цирк. коллективов и практически не показываются в России.

2) Здание с ареной (манежем), где даются цирк, представления.

Цирк. На арене Ю. В. Дуров с сыном Ю. Дуровым

Цирк. На арене Ю. В. Дуров с сыном Ю. Дуровым

Цифирные школы

ЦИФИ́РНЫЕ ШКО́ЛЫ - гос. нач. общеобразов. (арифметич.) школы для мальчиков (1714-44). Возникли по указу Петра I, стремившегося ввести обязат. обучение для всех детей дворян и чиновников от 10 до 15 лет. Позднее обучение в них стало возможным для детей всех сословий, кроме крестьян. Основным предметом была арифметика с началами геометрии. Изучали также письмо, гражданскую печать, географию. В 1723 было 42 Ц. Ш., постепенно они начали сливаться с гарнизонными и горнозаводскими школами. В 1744 Сенат принял указ "О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место", фактически закрывавший все Ц. Ш.

Цукат

ЦУКА́Т (польск. cukaty, от cukier - сахар) - целые плоды или их кусочки, сваренные в сах. сиропе, а затем подсушенные, покрыты сах. корочкой (глазированные) либо обсыпаны сахаром. В России смоквами, киевским сухим вареньем.

Цукки Вирджиния

ЦУ́ККИ Вирджиния (1847-1930) - балерина. Окончила школу театра "Ла Скала" у А. Романчини и К. Блазиса. Дебютировала в Парме, с 1876 выступала на крупнейших европ. сценах, соотечественники называли ее "божественной Ц.". В 1885-92 гастролировала в России (Петербург, позже Москва, Одесса), в т. ч. в 1885-88 в Мариинском т-ре, где исполнила гл. партии в балетах "Дочь фараона", "Тщетная предосторожность", "Эсмеральда", "Пахита", "Приказ короля". Имела громадный успех не столько благодаря присущей итал. балеринам виртуозности, сколько драматически насыщенному актерскому мастерству, искренности, темпераменту. Иск-во Ц. ценили К. Станиславский и А. Бенуа, оно оказало несомненное влияние на исполнит, стиль рус. балерин кон. 19 в.

Цфасман Ал-др Наумович

ЦФА́СМАН Ал-др Наумович (1906-71) - пианист, композитор. Ученик Ф. М. Блуменфельда. В 1926 организовал первый рос. джаз-оркестр "АМА-джаз". В 30-е гг. стал одним из первых джазовых композиторов, автором популярных танц. миниатюр ("Неудачное свидание", "Звуки джаза" и др.). В 1939-46 - худ. рук. и дирижер джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. В 50-е гг. выступал на эстраде как пианист-виртуоз. Автор музыки к спектаклям и кинофильмам.

Цыбиков Гонбочжаб Цэбекович

ЦЫ́БИКОВ Гонбочжаб Цэбекович (1873-1930) - тибетолог и монголовед, этнограф и лингвист. Бурят по национальности, род. и провел детство в местечке Урда-Ага Забайкальской губ. После окончания в 1899 Петерб. ун-та по заданию РГО был направлен в Тибет для сбора сведений по геогр. и этнограф. страны (1899-1902). По мат-лам дневника написал кн. "Буддист-паломник у святынь Тибета", к-рая вышла в свет в 1918. Благодаря спец. подготовке Ц. сумел детально описать гл. святыни Тибета, жизнь буддийских общин и быт буддийских паломников. В докл., прочитанном в РГО 7 (20) мая 1903, он привел важные статистич. сведения о терр. и населении Тибета, его распределении по городам, о колич. монахов в разл. монастырях, о размере тибетской армии и др. Эти сведения оказались настолько важными для ученых, что уже в 1904 во франц. географ, ж. появилось сообщение о поездке Цыбикова и получ. результатах. Ц. привез также большую коллекцию тибетских ксилографов - кн., напечат. по его заказам в монаст. типографиях с деревянных досок (333 тома). Сейчас коллекция хранится в С.-Петербург. филиале Ин-та востоковедения РАН. Соч. были подобраны знатоком тибет. лит-ры и содержали осн. тр. тибет. религ. деятелей и ученых школы гелуг. После возвращения в Россию Ц. был назначен лектором монгол, яз. в Вост. ин-т во Владивостоке, где и проработал всю жизнь. Удостоен пр. им. Н. М. Пржевальского РГО (1903).

Соч.: Избранные труды: В 2 т. Новосибирск, 1991.

Лит.: Семичов Б. В. Г. Ц. Цыбиков - исследователь Тибета. Улан-Удэ, 1957; Азиатский Музей - Ленинградское отделение ИВ АН СССР. М., 1972. С. 155-156.

Цыганов Ник. Григ

ЦЫГАНО́В Ник. Григ. (1800-32) - поэт. Вероятно, происходил из семьи крестьянина-вольноотпущенника. Служил актером, в т. ч. в моск. Малом и Большом театрах (1828-32). Собиратель рус. фольклора, автор и исполнитель песен, ориентированных на нар. лирику (поем. сб. "Русские песни Н. Цыганова", 1834); мн. из них приобрели широкую популярность ("Не шей ты мне, матушка", муз. А. Е. Варламова и др.).

Предыдущая страница Следующая страница